Кто такие казаки? Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора для народа

Казаки - это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями.

Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек». На Руси казаками называли вольных людей, живущих на окраинах государства. Как правило, в прошлом это были беглые крепостные крестьяне, холопы и городская беднота.

Покидать насиженные места людей заставляли их бесправное положение, бедность, крепостная неволя. Этих беглецов называли «гулящими» людьми. Правительство с помощью особых сыщиков пыталось разыскивать ушедших в бега, наказывать их и водворять на старое место жительства. Однако массовые побеги не прекращались, и постепенно на окраинах Руси возникли целые вольные области со своим казачьим управлением. Первые поселения осевших беглецов образовались на Дону, Яике и в Запорожье. Правительству в конце концов пришлось смириться с существованием особого сословия - казачества - и попытаться поставить его себе на службу.

Больше всего «гулящих» людей шло на привольный Дон, где коренные казаки начали селиться с XV века. Там не было ни повинностей, ни обязательной службы, ни воеводы. Казаки имели свое выборное управление. Они разделялись на сотни и десятки, которыми руководили сотники и десятники. Для решения общественных вопросов казаки собирались на сходки, которые назывались у них «кругами». Во главе этого вольного сословия стоял выбираемый кругом атаман, имевший помощника — есаула. Казаки признавали власть московского правительства, считались состоящими у него на службе, но не отличались большой преданностью и нередко участвовали в крестьянских восстаниях.

В XVI веке было уже множество казачьих поселений, чьи жители в соответствии с географическим принципом назывались казаками: запорожскими, донскими, яицкими, гребенскими, терскими и др.

В XVIII веке правительство преобразовало казачество в замкнутое военное сословие, которое было обязано нести военную службу в общей системе вооруженных сил Российской империи. Прежде всего казаки должны были охранять границы страны - там, где они жили. Для того чтобы казачество сохранило верность самодержавию, правительство наделяло казаков специальными льготами и привилегиями. Казаки гордились своим положением, у них возникли собственные обычаи и традиции, которые передавались из поколения в поколение. Они считали себя особым народом, а жителей остальных областей России называли «иногородними». Так продолжалось до 1917 года.

Советская власть покончила с привилегиями казачества и ликвидировала обособленные казачьи области. Многие из казаков подвергались репрессиям. Государство сделало все, чтобы уничтожить сложившиеся веками традиции. Но полностью заставить людей забыть о своем прошлом оно не смогло. В настоящее время вновь традиции российского казачества возрождаются.

Отношение к современным казакам в России не менее противоречиво, чем роль самих казаков в развитии государства и общества. Одни называют этих людей, претендующих на статус отдельного сословия, ряжеными и псевдопатриотами, другие видят в казаках зачатки возрождения основ нравственности и культуры той России, которую мы когда-то потеряли. Однако современное казачество – целое явление, которому, как и любому другому, явлению сложно дать однозначную оценку, да и всех внешних потугах однозначная оценка будет очевидно однобокой и потому бессмысленной. А потому постараемся взглянуть на представителей современного казачества с разных сторон. Цель одна: попытаться прояснить ситуацию с тем, что же собой в реальности представляют люди, называющие себя казаками.


Не будем касаться исторического аспекта появления казаков в России, потому что эта тема уже озвучивалась на «Военном обозрении». Сделаем упор именно на современный этап существования русского казака.

Для начала нужно сделать попытку отделить мух от котлет. Дело в том, что казачество (по крайней мере с той позиции, которая обозначается сегодня) представляется отнюдь не как этнический пласт, а, скорее, как общественная организация, призванная решать определенные проблемы. Какие проблемы? Чьи проблемы? А вот тут и заключается главный вопрос. Кто-то использует сам термин «казак» как некий синоним чести и преданности, патриотизма и глубины нравственных традиций, а кто-то готов сделать из этого слова для себя некий набор преференций, позволяющих утолить необузданное самолюбие. Одни вполне готовы послужить Отечеству на добровольной основе, другие же стараются наспех слепить из самих заявлений о гипотетическом служении Родине банальную PR-акцию, которая может, по мнению таких людей, добавить им определенных общественных, а то и политических, бонусов.

Приведем несколько примеров того, как успели за последнее время проявить себя казаки нового поколения. Чтобы ситуация была представлена максимально полно, и каждый смог оценить роль казаков в общественной жизни, представим несколько сюжетов, как позитивного, так и негативного характера.

С конца прошлого года несколько успокоилась ситуация с так называемыми казачьими патрулями в крупных городах России. Деятельность казаков, которые при согласовании с местными правоохранительными органами выходили на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа для проведения мероприятий по охране правопорядка, удостоилась диаметрально противоположных оценок. Одни, видя людей в форме, не закрепленной ни за одним из воинских или полицейских подразделений, открыто высказывали свой негатив и явно не собирались подчиняться требованиям казачьего патруля. Другие реагировали вполне спокойно и считали, что охрана общественного порядка с использованием казачьих дружин – мероприятие, которое проявляет себя вполне положительно.

Рассказывает казак ВКО «Резервное казачье войско» «Всевеликое войско Донское» А.Попов:

Меня, как рядового казака, привлекали для охраны общественного порядка во время празднования дня города. Задача передо мной и группой других казаков была поставлена следующая: мы должны были не допускать в места массового скопления людей изрядно подвыпивших лиц, а при излишнем желании таковых попасть на празднества, докладывать об инциденте своему непосредственному главе. Он уже связывался с полицейскими, которые хулигана и повязывали. Полномочий на то, чтобы самим принимать меры в отношении нарушителей, у нас не было.

Другой случай.
Москва. Конец прошлого года. Белорусский вокзал. Группа казаков, которая впоследствии была представлена как казачий патруль, осуществляла охрану правопорядка уже при наличии более широких полномочий, которые и вызвали дискуссию в обществе. Речь идет о том, что казачий патруль осуществлял рейд и выявлял места незаконной торговли. Обсуждению подверглось то, что казаки при выявлении мест незаконной торговли приступали к изъятию товара и погрузке его в заранее подготовленный автобус. Как утверждали сами казаки, автобус принадлежал ОБЭП, и все их действия с ОБЭПовцами были согласованы. Однако после столь рьяного исполнения обязанностей казаками, в прессе стала проскакивать информация о том, что казаки стали инструментом для дележа рынка в весьма бойком для торговли месте столицы.

Казачий патруль в Москве в работе

После того нашумевшего рейда сам первый зам атамана ВКО «Центральное казачье войско» генерал Колесников заявил, что первую попытку можно назвать не самой удачной. Очевидно, обсуждались и новые попытки принятия участия казаков в рейдах по Москве, но систематическими эти рейды явно не стали. Видимо, всё дело в том, что сами власти (не только региональные, но и федеральные) до сих пор не решили, что же им делать с таким «счастьем» (или без кавычек?) как современное казачество. Дашь полномочия, - думает власть, - могут и на шею сесть; не дашь полномочий, - потеряется электорат, а голоса ой как нужны… В общем, целая дилемма.

Одним из губернаторов, который решил регламентировать деятельность казаков в своем регионе, сегодня является глава Воронежской области Алексей Гордеев. Не так давно он обсуждал с лидерами местного казачества проблемы взаимодействия казаков с органами местной власти. На встрече атаман Центрального казачьего войска В.Налимов вышел с предложением для министерства образования создать в области учебное заведение, которое будет именовать единым казачьим кадетским корпусом. Саму возможность создания такого учебного заведения в области Вячеслав Налимов связывает с тем, что в области сильны казачьи традиции и есть все возможности для претворения в жизнь такого рода идеи. Кроме того, атаман Налимов предложил губернатору Гордееву создать военный учебно-методический центр казачьего войска, который бы мог стать местом для качественной подготовки молодых воронежцев к службе в армии. Планируется, что такой центр можно было бы разместить к северу от столицы Черноземья. Алексей Гордеев пообещал, что готов лично посодействовать реализации намеченных планов, ведь они в первую очередь направлены на заботу о подрастающем поколении и на реализацию планов всеобъемлющей допризывной подготовки.


Поднятие государственного флага в Матвея Платова кадетском казачьем корпусе (Воронежская область)


Зимние сборы кадетов Матвея Платова кадетского казачьего корпуса (Воронежская область)

На этом, казалось бы, благостном фоне взаимодействия казаков и официальных властей та же Воронежская область превращается в место активного противостояния казачьих дружин с теми, кто пытается продвинуть бизнес-проект по разработке никелевых месторождений в Хоперском заповеднике. Компания, которая уже в ближайшее время собирается начать разработки никеля на территории так называемого Еланского месторождения, встречает невиданное для современной России сопротивление общественности, на поддержку которой встали и казаки. В течение нескольких месяцев в месте, где разработчик собирается проводить добычу металла (а это буквально самое сердце плодородных черноземов России), казаками Второго Хоперского округа выставлены посты. Казаки уже пообещали, что если на территории заповедника увидят тяжелую технику и людей, готовящихся к разработке воронежских недр, они готовы дать настоящий бой представителям добывающей компании.


Казачий пост на месте подготовки к разработкам никелевого месторождения (Воронежская область) (беседа с полицией)

Эти слова казачьих атаманов вызвали одобрение со стороны местного населения и ситуация стала выглядеть весьма напряженной еще и потому, что в одном из своих интервью губернатор Гордеев заявлял, что не позволит губить воронежские черноземы ровно до того момента, пока он занимает губернаторское кресло. Однако, несмотря на это бизнес-лобби продвигает идею безопасности разработок. Правда, при этом представители этого самого лобби не упоминают о том, что о никелевом месторождении под Воронежем было известно еще в советские годы. Но в то время целым рядом ученых были опубликованы материалы, согласно которым добыча никеля в Черноземье может привести к тяжелейшим экологическим последствиям. Мало того, содержание никеля в руде в области относительно невысокое, а потому не факт, что добыча будет рентабельной. Перспектива получить у себя под боком вместо плодородных почв фактически обезвоженную и изрытую пустыню, которая может со временем быть объявлена «не совсем удачным итогом проекта добычи никеля» – явно не впечатляет воронежцев.

Противостояние между общественностью, которую косвенно поддерживает губернатор Гордеев и совсем даже не косвенно - представители 2-го Хоперского округа казачьего ВВД, и лоббистами-добытчиками начинает проявлять настоящую остроту. Буквально на днях, часовые того самого казачьего поста на месторождении остановили группу геологоразведчиков, которые готовились приступить к проведению очередной порции исследовательских работ. Выяснив, чьи интересы геологи представляют, а также их решительность начать свои работы, воронежские казаки совместно с другими местными жителями решили показать «гостям» всё своё «радушие». В итоге встреча закончилась тем, что геологи основательно получили казачьими нагайками, после чего обратились в полицию. В отношении казаков и ряда экологов было возбуждено уголовное дело.


Полиция всё активнее посещает казачий пост

После этого «первого боя за никель» общественность снова разделилась. Одни назвали казаков «ряжеными пиарщиками», другие, наоборот, вступились за них, заявляя, что это, по всей видимости, единственная сила, которая еще что-то может противопоставить варварскому отношению к российским богатствам.


Обращение казаков к президенту Владимиру Путину


А вот и яркий представитель "ряженой сотни"

Напомним, что в сентябре прошлого года Владимир Путин утвердил стратегию российского казачества. Вот несколько пунктов документа:
а) привлечение российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, прохождению членами казачьих обществ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, включение членов казачьих обществ в мобилизационный людской резерв для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки Вооруженных Сил Российской Федерации, а также создание эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ;
б) привлечение российского казачества к участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности;
в) привлечение российского казачества к участию в охране государственной границы Российской Федерации;
г) максимальное использование в местах традиционного и компактного проживания казаков потенциала казачьих обществ для привлечения членов этих обществ к охране лесов, объектов животного мира, объектов культурного наследия;
д) привлечение российского казачества к государственной и иной службе в других сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Стратегии прописана, в том числе, как историческая казачья геральдика, так и система по разработке новых геральдических знаков, формы одежды, наград и знаков отличия.

Главное, чтобы и казачество, и государство при этом не забывали, что главная их цель – всё-таки защита прав и свобод всех без исключения граждан России, а не только тех, кто входит в плеяду избранных, достойных особого внимания. Хотелось бы верить, что в этом плане государство и современные казаки единодушны.

изм. от 18.03.2016 г - (времена Великой Скифии)

Взгляд современных историков на происхождение казаков, надо сказать, своеобразный. Местами происхождения и расселения казаков называются Дон, Кубань, Терек, Урал, Нижняя Волга, Иртыш, Амур, Забайкалье, Камчатка. По сути, сюда же можно отнести и территорию Аляски и даже Калифорнию.

По-разному объясняется и происхождение слова казак. Современные исследователи в один голос говорят, что казаки – это люди, которые начиная с XVI века уходили на окраины России, являясь беглыми крепостными. Кто-то говорит, что они были охотниками. Кто-то говорит, что они одичали и стали разбойниками, ввязавшись в войну с мусульманами. Но это сказки, бессовестные, надуманные и придуманные.

Казачество – это своеобразный, интересный и не понятый на западе и даже в России народ или этнос. Хотя они говорят на русском языке, но это не совсем русские люди. До XVII века они даже сами не относили себя к русскому народу, т е к великороссам. Они были другие. Они гордились тем, что они казаки .

Они не знали, что такое предательство, они не знали, что такое трусость, а по сути, они были воинами от колыбели. Это определяло и совершенно другую психику поведения. Психику не рабов, а вольных людей, хозяев своей жизни. Поэтому и встает вопрос – откуда они такие? Ибо сами они этого уже не помнят.

Взять германцев. Сами себя они называют дойч, итальянцы зовут их германцами, французы алеманнами. Или турки. Они обижаются, что их зовут турками. По персидски турок – это бродяга и вор. А казаков, всех, зовут одним словом - казак.

В свое время казаками была покорена Сибирь, были отбиты все попытки турок обрушиться на юг Руси и крымского хана. Война, которая длилась ни много ни мало 500 лет, закончилась победой казаков. По сути Русь сама фактически не защищалась на юге. Все было брошено на войну с Западом, при этом на юге даже не пытались помогать казачеству. Очень показательна в этом отношении сдача крепости Азов при Романовых.

Турцию и весь мусульманский мир сдерживало только донское и запорожское казачество, держа все на своих плечах. При этом было невыносимо трудно, это была война, которая длилась из столетия в столетие. Турки разрушили пол-Европы, они добрались даже до Вены. Взяли Венгрию и Румынию. Но здесь они смогли дойти только до Крыма. И то, уже в XVIII веке он стал нашим, был основан Севастополь. И это произошло только благодаря поддержке казаков.

Примерно в 3 тысячелетии до н. э. арийское население проникает на территорию современной пустыни Такла-Макан, запад Китая, и строит там мощнейшую империю. В китайской мифологии она названа Лаолунь. Сами китайцы, когда раскапывали эту территорию, сильно удивились, обнаружив черепа чистых европеоидов и огромные-огромные города. Сейчас все это ушло под песок. Поэтому, чтобы дальше не расстраивать китайцев, Такла-Макан, Гоби, река Хуанхэ, были закрыты для посещения, после мощного подземного испытания ядерного оружия.

Когда эта территория стала превращаться в пустыню, арийское население было вынуждено переселяться дальше на Запад и на Индостан, туда, где более влажный климат, текут реки, идут дожди. Об этом пишет все та же Велесова книга. При этом не стоит забывать, что Русь Уральская уже была в Европе. Первая волна дошла до территории Дуная и Паннонии.

Но в Ведах можно найти упоминания, что на территории Евразии в те времена жили дасью. Нелюди, лохматые страшные чудовища, обладающие невероятной силой, которых в Ведах также называют ракшасы. Их иногда называют палеоевропейскими племенами. Это смешанное кроманьоно-неандертальское население, которое препятствовало расселению арийского народа.

Получается, что воинское сословие двигалось впереди арийских племен на конях, освобождая территории от дасью. При этом это были кони, которых мы сейчас даже и не знаем. Кони, которых находят в курганах захоронений, не были похожи на монгольских. Это были высоко аллюрные, быстрые, очень высокие, похожие на ахалтекинцев. Вспомните, все наши богатыри конные. Таких как Геракл, пеших, у нас богатырей нет.

Вот этих первопроходцев и называли тогда конными ассами. А их предводителя звали князем – конным асом. По черному или белому коню определяли в битве князя.

В результате этого расселения, остатки дасью или песьеголовых были загнаны либо в горы Кавказа, Перенеев, Пальмиры, либо в другие непроходимые места. А по окраине расселения ариев поселилась та сила, которая впоследствии сформировала войско донское, войско кубанское, войско терское и войско сибирское.

Персидские источники называют население южной Сибири, средней Азии, население Гоби одним словом – саки или саксы. А меч этого народа всегда назывался кромосакс – секущая кромка. Сакс – это сеч. Людей, которые способны были в одиночку сражаться с сотней таких, как дасью, звали ассами. Так появилось слово кассак, конный ас. Позднее оно трансформировалось в казак, видимо также, как и Асия в Азия. Тем более что по буквице , Аз - потомок богов, земная форма, приносящая пользу и самой Земле.

Получается, что казаки – это чистое арийское население воинского сословия, которое продолжало жить тем своим укладом, той своей жизнью, которой они жили всегда. Все решал казачий круг, где все были равны. Атамана выбирали на один год. В походных условиях ему повиновались безусловно, дисциплина была железная. Если было мирное время, атаман был таким же, как и все. Это была высшая демократия, если можно так сказать.

Кстати Великий Новгород точно такую же демократию сохранил и в своем городе. По сути, новгородцев можно считать такими же казаками из воинского сословия, но пришедших с Балтики.

Потомками тех дасью, которые устояли в той войне, очевидно были картвелы. В китайском языке есть грузинские корни, корни басков, которые жили на территории Испании. Когда-то палеоазиаты говорили на одном языке и осколки этого языка попали как в китайский язык, так и в языки грузинов и басков.

Сейчас на Кавказе можно насчитать восемь языковых групп. Особо можно выделить осетинскую семью, которая говорит на древнеперсидском языке. Можно вспомнить Афанасия Никитина, XV век, когда он побывал на территории Индии. Он спокойно разговаривал с иранцами на русском языке, в Индии его тоже спокойно понимали без всяких переводчиков.

На древнерусском языке река называлась одним словом – дон. Поэтому у осетин до сих пор Садон, Нандон, Вардон (Кубань), Данат (Дунай), Эридан (Рейн). А где Рейн? Уже западная Европа.

Не стоит забывать и о Герцинском лесе, между Францией и Эльбой (Лабой), там, где течет Рейн. О нем писали еще римские авторы. Его даже называют колыбелью германского народа.

Когда Карл Великий в IX веке объединяет три территории, Германии, Франции и Италии, создается мощнейшая империя. В результате вся эта империя, объединенная Меровингами, обрушилась на западные славянские племена. Многие ученые, еще c XIX века, в том числе Савельев, Ломоносов, считали, что территория Германии – это кладбище славян. ”Где сила немцев проходила, там целый край уже могила” . Шло тотальное истребление, вырезание до последнего человека. Шло людоедство. Читайте национальный германский эпос, там все это есть и они этим гордятся. Хищный воинственный генофонд сохранился в германцах и до сих пор.

Интересный факт. В трилогии «Матрица» присутствует такой герой как Меровинген. Очень древняя программа, пережившая уже несколько версий матрицы. Меровинген любит говорить на французском и занимается продажей информации. Случайно ли совпадение? Но это так, для любителей образного мышления. Повод к размышлению.

Браниборг – Бранденбург, Никулинборг – Мекленбург, Поморье – Померане, Стрелов – Стелец, Дроздяны – Дрезден. Река Лаба стала Эльбой, Рона – Рейном. Можно вспомнить и Аркону , Ретру.

К чему мы сейчас об этом говорим? А к тому, что на этой территории не оказалось ассов, той группы воинского сословия, которая смогла бы дать им достойное сопротивление.

Еще Геродот, на территории Азовского моря, северной части Черного моря и устье Кубани, описывает интересный народ – меоты и синды или инды. У них была несколько иная антропология. Они составили азовское войско кубанского казачества. Это единственный народ казачества, который имел темные волосы и кожу. Правильные арийские черты тела и лица, но темные глаза. Видимо, побывав в Индии, этот этнос принял в себя кровь индов или дравидов. Кстати Ермак Тимофеевич был именно из этой группы. Часть синдов и меотов, уйдя с Кубани в XIII веке в устье Днепра, создали запорожское казачество.

ВРЕМЕНА ВЕЛИКОЙ СКИФИИ И САРМАТИИ

Мы не знаем настоящих самоназваний скифов и сарматов. Можно сказать только одно, отец Энея, героя троянской войны, построившего Рим, со всем своим родом на 30 кораблях 1200 лет до н.э. ушел под Трою. Древний казацкий род ушел под Трою, чтобы помочь троянцам в борьбе с Ахейским союзом (военно-политическое объединение городов Древней Греции на полуострове Пелопоннес).

И Эней, после поражения под Троей, на 20 кораблях уходит сначала в Карфаген, а потом в Италию, переходит Тибр и там, благодаря его усилиям, строится Рим. Сейчас уже доказано, что этруски говорили на древнерусском языке. Очевидно их переселение и было во время троянской войны.

Об этом пишет и Славомысл в монологе Светослава:

"...Я римлян чту, они родня нам, Энея помнят, как и мы,
Нелепый вымысел о нём отверг Вергилий, рассудком здравым эллинов миф измерив.
Троянцев тоже не виню. Сварожия гармонию познавшие, они из пепла Трои Рим возградили
И землю у этрусков не отняли: не возроптав, те братьев по крови по-братски приняли..".

Скифами их называли греки. Еще их называли сколотами. Перевод с русского не требуется, а вот в английском есть созвучное слово school - школа. Но это так, опять из образного мышления.

"...Скифы - варвары, но девы скифов, затворенные в храмах, к стопам, омытых Непрой, Элладу повергают...
...Но волхвов с Непры призовут и уж в эллинов рядят: Всеслава вещего Анахарсисом прозвали,
Любомудр же, россич из Голуни, - эфесский Гераклит... Словянская порода плодовита,
Любомудры, Светозары да Всеславы - не редкость на Руси
И матери рожать не перестанут на Непре и Роси.
Соседям утешенье, что ж, - русам не потеря...
...Многочуден лик эллина, как басни Геродотовы о скифах..."

Поэтому скиф, в переводе с греческого, это щитоносец. Просто они первые, кто имел щиты, деревянные щиты, обтянутые кожей быка. Щитов тогда не имели ни ассирийцы, ни греки, ни даже египтяне. Если кто их и делал, то плетенными из лозы. А сарматы, кроме прочего, занимались выделкой кожи.

Скифы и сарматы – это фактически один народ, который называл себя русса, а его воинское сословие ассаки. Тюрки, в XIII веке, придя на территорию Казахстана, стали называть себя ассаками или казаками, подражая скифским племенам.

Слово русса – это сакральное слово, поэтому оно читается в двух направлениях. Ур – это небо. Уран – бог неба. Поэтому русса – ас, пришедший с неба через свет. Это слово было известно еще со времен Орианы. Поэтому так называлось и скифское войско и сарматское.

Геты – одно из названий воинского сословия. Из него родилось и слово гетман. В VIII веке до н.э., когда скифы перешли Волгу, тагарская культура, они обрушились на киммерийцев, которые жили на юге Европы вплоть до Дуная. Киммерийцы были родственные скифам племена, но отказались им подчиняться. В результате киммерийцы уходят в Малую Азию. Скифы через Кавказ вторгаются на территорию Мидии. Побеждают мидийцев, побеждают персов, разбивают ассирийские войска и доходят до границ Египта. 28 лет они царствуют на этой территории, не опасаясь, что их атакуют славяне. Это говорит о том, что это был один народ. Потом они опять возвращаются в Восточную Европу и вплоть до III века до н.э. живут на этой земле.

Что интересно, все ювелирные изделия тех времен, чисто звериный стиль, существовавший у скифов, приписываются грекам. До сих пор находят вазы, подвески, различные изделия, и все изготовлено великолепно. У греков не было ювелирной школы такого уровня.

Ни в одной греческой колонии, ни в Херсонесе, ни в Фанагории, ни в Фазисе, нигде не найдено ни одной мастерской, где бы отливалось это золото или серебро. Когда начали раскапывать скифские курганы на территории Сибири, стали находить ювелирные вещи, выполненные в том же стиле, но еще более прекрасные. Как греки могли дотянуться до Средней Азии, до Казахстана, до Алтая?

Но все культурологи в один голос говорят: работа греческих мастеров. А у скифов, оказывается, были и огромные города. В городах строились дома, выделывались шкуры, было развито ткачество, металлургия. Население не знало, что такое запад и с запада никто к ним не допускался. Воинское сословие внимательно смотрело за продвижением греков. Геродот, приехав и изучив скифов, даже не знал, что вся Скифия покрыта гигантскими городами, причем без стен. Они не нуждались в стенах. Если народ могущественный, крепостные стены ему не нужны. Вспомните Спарту – у них не было крепостных стен.

Кушане, которые ушли в Индию, парфяне, которые ушли в III веке до н.э. в Иран, массагеты, о которых говорили греки, саки или саксы – это все один и тот же народ. Народ, который говорил на одном языке, имел одну веру, просто расселился на огромную территорию.

Невероятно, но скифы победили 700 тысячную армию Дария, победили и Македонского. Причем сначала был разбит сам Македонский, перешедший через Дунай с 40.000 армией. Потом он двинулся на Персию, и из Персии опять собирается выступить против скифского народа. Это сражение описано у Низами, азербайджанского поэта, произведение «Искандер». Но никто об этом не говорит. Не принято говорить, что Македонский был разгромлен и остановлен на этой территории, при этом был пленен.

Интересная вещь, в 320 году до н.э., когда Македония потерпела поражение от Рима, часть македонцев, процентов 70, переселилась на Балтику. Они ушли и создали там княжество ободритов. Никлот – князь ободритов. Потом они переселяются на территорию Новгорода и строят Псков. Получается, что Македонский даже не понимал с кем он воюет.

В III веке до н.э. сарматы переходят Волгу и обрушиваются на скифов. Скифы, по сути, это заслужили. Они стали подражать культуре запада и потащили греческих богов к себе на территорию Восточной Европы. Этим они и спровоцировали удар сарматов. Сарматы прокатились по их территории вплоть до Дуная. Фактически была гражданская война.

В результате прозападные скифы сбежали кто в Крым, кто за Дунай. Остальная часть ушла на Север, смешавшись с русским населением. Ломоносов называл их чудь белоглазая.

Таким образом, сарматы поставили мертвый заслон на продвижение запада на восток. Они остановили в свое время и Рим. Парфяне бьют Рим на юге, сарматы бьют Рим на западе, на Дунае, а кушане сокрушают Индийские царства, создавая там прилив новой арийской крови и новое направление развития религии.

Гунны в это время двигаются по Центральной Азии, овладевают современным Казахстаном и подходят к берегам Волги.

И всем этим руководит воинское сословие, которые мы назвали казаками, ассаками или гетами.

Марк Красс в 57 г до н.э. выступил со своими легионами на Парфию. Против Красса парфянский царь посылает своего полководца Сурена. Парфяне атакуют Красса и все его 22 легиона, кто остался жив, в цепях по пустыням Ирана отправляются работать на парфян. Такого поражения Рим до этого еще не знал.

В это время, аорсы, роксаланы, аланы, языги, атакуют Римские границы за Дунаем. Траян в одной из битв в Карпатах теряет сразу семь легионов при битве с легендарным карпатским князем Игорем. Впервые римские легионы легли под ударами русских не мечей, а секир. Впервые встретилась непобедимая римская пехота и пехота карпатского народа. В этой битве карпатская конница не вступила в сражение. Тяжелая, закованная в броню конница катафрактариев, с копьями по 4-5 метров, ламенарными панцырями и людьми в броне, стояла в стороне и просто смотрела на многочасовую рубку пехоты с пехотой.

Удар сарматской конницы не выдерживала в то время ни одна армия. Русский тяжеловес – это боевой конь тех времен. Но здесь русская пехота уничтожила римскую пехоту, закончив продвижение Рима на север, в Карпаты.

Современные историки считают, что сарматское иго висело над Восточной Европой 600 лет. Шесть столетий крови. Так считает и академик Рыбаков, объясняя это тем, что черниговская культура отодвинулась на 100 км на север после нашествия сарматов. Какое может быть иго, если язык один, культура одна, раса одна, все одно.

Но черниговская культура действительно отошла, потому что она не нужна была в степи. Пришедшие сарматы – это кочевой народ, и им нужны были огромные пастбища, чтобы снабжать себя пропитанием и крупный рогатый скот пастбищами. Рим-то двигал миллионами, и сражаться с ним приходилось тоже миллионами.

Скифское царство, которое образовалось на территории Крыма, было полностью подчинено сарматам. Вернее даже сказать сарматским царицам, потому что у сарматов больше власть имели царицы, чем цари. Женская половина была свободной, как и мужчины, они были воинами. Память об амазонках это и память о сарматах.

По сути, тяжелая сарматская конница состояла из предков казаков и они передавали по наследству свои навыки управления конем, управления боем. Мощное тяжелое копье сохранялось на Дону вплоть до XX века. Если кубанские казаки считались легкой конницей, то донские были тяжелой. Еще в 1914 году, во время Первой мировой войны , казаки подымали в Австрии, Румынии и самой Германии на эти пики немцев. Эта традиция сохранилась именно с тех самых времен.

НАШЕСТВИЕ ГОТСКОГО СОЮЗА

IV век. Историки не говорят, кто такие готы и откуда они взялись. Мы знаем, что они германцы: вестготы и остготы. Но откуда они в Причерноморье взялись? У них есть свой историк – Иордан. Но имя Иордан не готское, скорее южное. Он написал готскую историю. Но под Иордана можно было написать все что угодно.

Он пишет, что Германарих завоевал все славянские народы, он сокрушил роксалан, аорсов, подчинил славян от Черного моря до Балтики.

Но готы тогда не были германцами, это были иранцы . Иранцы, которые не захотели жить среди своих народов на территории Бактрии и Согдианы (современной Туркмении). Они двинулись на север. Они обошли Каспий, переправились через Волгу и вышли в устье Дона, распространившись по территории южной Руси. За время прихода готов не было ни одной серьезной битвы . Ни одна летопись не рассказывает о сражениях с готами.

Дело в том, что готы говорили на древнерусском языке. Даже сам Иордан пишет, что готский воин легко разговаривал со славянским воином, с аланом, с роксаланом. Но проблема в том, что готы, придя в Крым, приняли христианство. Об этом Иордан умалчивает. Они стали христианами по арианскому обряду. Это и заставило их относиться к своим соплеменникам как к врагам. Готы пришли как близкий народ, но приняв христианство, стали врагами. Они и ушли из Центральной Азии именно потому, что не приняли зороастризм. Тогда они еще сохраняли ведическое миропонимание. Но видимо растеряли своих жрецов. Воинское сословие было, а жреческого не было. И придя в Крым, они приняли жреческое сословие в виде христиан.

Почитайте Шамбарова, Иордана – у каждого гота было по 4-5 жен. Была полигамная семья, поэтому и армия была огромной.

Мы уже говорили, что есть понятие гет или ассак. Гетман – тот, кто управляет гетами. Поэтому готы – это видимо транскрипция Иордана. По сути, это были те же геты, воинское сословие, но которое изменило принципам ведической цивилизации. И опять, это была война и война гражданская. Страшная и ужасная война. С готами были аланы – тяжелая мощная конница. На ведической стороне тоже была мощнейшая конница, такая же самая, как и у готов.

Когда две конницы сарматов и готов сходились в бою, то лязг оружия был слышен за многие километры вокруг. Иордан пишет, что на какое-то короткое время Германарих подчинил себе народы севера. Но очевидно это было просто перемирие. Не могло быть полного подчинения, ибо христианство не прошло на Север.

Далее Иордан пишет, что Германарих в свои 100 лет решил еще раз жениться и ему привезли молодую девушку. Но случилось так, что она полюбила его сына. Он убивает собственного сына, а братья ранят самого Германариха. Девушку разрывают конями.

Опять начинается рубка. В этой рубке участвует Словен, князь, который правил на Волхове в Новгороде. Он приходит на территорию южной Руси и на Дунае в жесточайшей битве Германарих погибает, даже не поняв, что его армия вся полегла.

В это же время, аланы, союзники готов, ведут борьбу с нашествием гуннов. Гунны стали переходить через Волгу и аланы, будучи жителями северного Кавказа, встретили гуннский союз с оружием, т к они в то время уже были христианами.

Гунны шли на Русь не для того, чтобы ее завоевать, они понимали, что на ней происходит. Готы проливали ведическую кровь, и гунны пришли на помощь Руси. Уцелевшие аланы уходят в горы, гунны вторгаются на территорию восточной Европы и вытесняют готов.

Часть из них прошла через Таманский полуостров через Сиваш ворвалась в Крым и нанесла готскому союзу удар в спину, чего Германарих и не выдержал. Удар славян с севера и удар гуннов с юга.

Оставшиеся готы уходят за Дунай, это уже V век, а гунны уходят в Закавказье. Почему именно в Закавказье? А там была Армения, христианская держава. Армия Баламбера полностью разгромила Армению, Грузию, прошлась по всей малой Азии и дошла почти до Египта.

Но в это время возвращаются готы, которых ведет внук Германариха Амал Винитар. Винитар – побеждающий венетов. Готы растоптали Австрию, где были венеты.

Гунны угрожали Византийской империи, христиане в Египте тоже были в ужасе. Уже пряталась Александрийская библиотека. Необходимо было заставить Баламбера вернуться. И он, узнав о нашествии готов, повернул на север. Это вам ничего не напоминает из времен нашествия Батыя?

В это время остановить готов пытается Бус Белояр . Одну битву Бус выиграл у Амала Винитара, готы были разгромлены. Но на вторую битву он решает не выходить, а дожидаться Баламбера. Он был сильным магом и хорошо видел, что он погибнет и погибнет его народ. Поэтому Бус уговаривает народ дождаться Баламбера.

Но под его давлением он вступает в борьбу. В результате страшной битвы полегли все его воины. Семьдесят раненых старейшин подобрал Амал Винитар, включая самого Буса, и распял их на яру над водами Днепра.

Когда гунны узнали об этом, они гнали своих коней и днем и ночью. Они оставили даже пехоту, шла одна конница. В это время снова подошел Словен. В устье Днепра две армии Словена и Баламбера снова сошлись с готским союзом.

В жесточайшей борьбе, в течение двух дней шло сражение. Готы были сломлены, Амар Винитар погиб, и готы были выброшены за Дунай. Вот тогда и написал Баян свой гимн победы над Амаром Винитаром. Он был исполнен русскому войску во дворце дунайского Киева. Да, был и такой Киев.

Готы, оказавшись за Дунаем, двинулись на Византийскую империю. Уничтожили 40.000 армию Валенты, разорили весь север Византийской империи, ворвались в Галлию, в Италию, взяли Рим и разрушили его почти до основания.

Запад, создав через христианскую идеологию искусственный народ, отучил его заниматься скотоводством и земледелием, они перестали сами себя кормить. Они могли уже только грабить. И когда желудок пересилил идеологию, они обрушились на своих же союзников.

Гунны переходят Дунай, и на территории современной Венгрии строят свое государство. До сих пор его называют Хунгарией (Hungaria). И что интересно, когда гунны исчезают с поля истории, венгры говорят еще на русском языке. Почему? Да потому, что гуннского языка никогда и не было. Был только древнерусский. Там возникает Моравское государство. После смерти Аттилы, часть гуннского народа возвращается на территорию Руси и смешивается с русским народом.

Ассаки с одной стороны и ассаки с другой стороны, готские геты и геты гуннские, сражались между собой. Опять мы видим тяжелую ужасную междоусобную борьбу, которая отражена в исторических хрониках как борьба двух народов. Но по сути это была смута одного народа, организованная, как обычно, третьей стороной.

КАГАНАТЫ

Наступает VI век. Гуннская держава распадается, часть гуннов возвращается на территорию восточной Европы, образовав державу Антов. Изначально название видимо подразумевало противоположность Западу. Ан – то, что противоположно, находится напротив.

На Западе наступают средние века. Начало образования Франкской империи . Хлодвиг, Пипин. Они строят свою империю, подчиняют Лонгоборд, захватывают территорию Италии, Рима давно уже не существует. Объединяют современные Францию, Италию, Швейцарию и Австрию. Огромная-огромная держава, которая подчиняется императорам из рода Меровингов.

На Востоке дела обстоят не лучше. На смену гуннского союза приходит союз тюркских племен или Тюркский каганат . Другой этнос, другая психология. Они переняли у гуннов навыки скотоводства, но не знали земледелия. Имея прекрасную кавалерию постоянно терзают Китай. Но Китай все-таки с ними справляется. Тюркский каганат распадается на Западный и Восточный. Начинается их борьба между собой. В результате восточный подчиняется Китаю, а западный утекает на запад.

В районе северного Каспия они натыкаются на оседлые племена аваров. Хотя аваров и считают иранцами, они не совсем иранцы. По сути это потомки палеоазиатов, смешанные с арийским населением. Вера и культура их были не арийскими. Их никто не трогал, потому, что они занимались земледелием и свой хлеб сбывали полукочевым народам. Они были шаманистами. Древняя культура, выпавшая и из западной, и из восточной.

Но тюрки атаковали аваров, и им пришлось спасаться. Авары переходят через Волгу в районе дельты, это 512 год, и останавливаются.

Авары впервые применяют тактику выжженной земли. До них этого никто не делал. Они дождались весны, пока анты посеют хлеба, пока они взойдут и вызреют. А потом атаковали, не антов, а их поля и скот.

Они сожгли все хлебные поля и уничтожили весь скот. Их легкие разъезды носились по всей южной Руси, уничтожая все подряд. Именно за это в русских летописях их прозвали обрами.

Они не коснулись только Дона и Кубани, потому что там была колыбель тех, кого назвали казаками. Авары прошли севернее. Они дошли до Камы и территории Украины, вышли к устью Дуная, и оттуда стали продвигаться обратно на восток.

В результате огромное количество руссов оказалось без средств к существованию. Мало того, авары вызвали к себе русского вождя и убили его на переговорах. С наступлением зимы население начало просто вымирать от голода. А авары брали целые города абсолютно без борьбы.

На Дону и Северном Кавказе посевов не было, население жило скотоводством и рыбой, поэтому туда авары и не совались. Кроме того встречать тяжелую конницу ассахов большого желания у них не было.

Тогда донское казачество обращается к Сибирской Руси, к племени савиров, мощнейшему племени, которое жило на территории от Урала до Енисея. Савиров не трогали даже тюрки. Они знали, что соваться на север не стоит.

Савиры принимают посольство ассаков с Дона, понимая, что победить аваров можно только вместе. Савиры практически бросают западную Сибирь, оставляется Грастиана, их столица на берегу Оби. Тюрки открывают коридор и савиры уходят на запад.

Савиры приходят к донским ассакам и аланам, соединившись с ними на Северном Донце. Начинается кровопролитная война с Аварским каганатом . Каган аваров уходит из восточной Европы в Паннонию (Pannonia) в Венгрию и там создает свою ставку.

Но удар славян с востока и Карла Великого с запада на Дунае полностью уничтожает аваров. Истребление было полное, не жалели даже детей. Это был абсолютно иной народ. Если с другими народами можно было договориться, то с аварами договориться было невозможно. Их уничтожили тотально. Так завершил свое существование Аварский каганат.

Именно воинское сословие из савиров Севера и ассаков Дона, Кубани, Терека, низовий Волги спасает славянский народ. На территории Украины, в 100 км от Киева савиры вместе с ассаками строят на холме свою столицу – Чернигов.

Тюрки занимают территорию, оставленную савирами. Но ушли не все савиры. В результате, без войны происходит смешение тюрков и савиров. По сути, так и возникает этнос Сибирских татар, смесь тюркского и славянского населения. При этом практически сохраняется славянская психология. Они воинственны, склонны поспорить, подраться, но при этом простые, надежные, честные.

Когда возникли Сибирские города, сибирских татар, хотя они и были мусульманами, спокойно принимали в казачество. Они воевали с Китаем, Манчжурией, японцами и ни разу не предали. Были случаи, когда они даже первыми лезли в драку, а потом им приходилось помогать.

На западе, тюрки, подойдя к Каспийскому морю, сокрушили небольшой народ земледельцев, который называл себя хассаки или хазары. Их было немного и, проиграв одно сражение, как пишут летописи, они принимают тюркское подданство. Над ними встает тюркский каган из рода Ашинов.

В начале VIII века, когда окрепла Хазария , она атаковала болгарские кочевья. Болгары тогда были светловолосые, голубоглазые, по сути смесь савиров с тюрками. В результате часть болгар уходит на север за савирами, а хан Аспарух другую часть уводит на Дунай, где возникает дунайская Болгария.

Когда хазарские каганы принимают иудаизм, для помощи в управлении славянским населением они обращаются к Ватикану. Ватикан посылает в Херсонес двух братьев: Кирилла и Мефодия . Зная греческий, они в Херсонесе учатся русскому языку, чтобы потом преподавать христианство славянским народам.

ПЕЧЕНЕГИ И ПОЛОВЦЫ

После гибели Хазарии , приходят печенеги. Голубоглазые, светловолосые, остатки тех же савиров, но говоривших уже на тюркском языке. Они начали терзать Русь с юга. Но на Дон не совались. Территории, занятые ассаками были для них опасны. Но это было недолго, к X веку они стали союзниками Руси. Постепенно печенеги переселяются в Болгарию, смешавшись с местным населением, они принимают язык болгарский. При этом в болгарском языке появляются тюркские слова.

На смену печенегам приходят половцы, а за ними приходят и монголы. Если печенеги пришли еще с ведической религией, то половцы пришли уже христианами. Они приняли христианство еще в центральной Азии.

Поэтому половцы вместе с русскими князьями-христианами с удовольствием штурмуют ведические города. Начинается страшная смута, длившаяся целое столетие. Остановить ее смог только Ярослав Мудрый , выдав всех своих дочерей за западных правителей и переженив всех кого только можно.

Когда пришли монголы, они стали уничтожать половцев . Чтобы лучше понять, кто с кем воевал, и кто кого защищал, надо подойти к этому вопросу не с этнической а с идеологической стороны. По сути, шло противостояние ведической и христианской идеологий. Поэтому и половцев и монголов, да и многих других часто можно было видеть как с одной, так и с другой стороны.

Про монголов мы уже писали, поэтому пропустим немного этот период. Начнем с того момента, когда монголы или татары принимают агрессивную мировую религию, и обрушиваются на «неверных», искореняя их буквально под корень. Вот тогда-то Дон и пустеет. Население уходит целыми семьями и родами. Появляются казаки московские, рязанские, днепровские. Ордынцы начинают тысячами продавать кипчак-христиан в Египет и Турцию. Победить ордынцев тогда дон не мог. Новгород помочь тоже не мог. Он в то время был занят борьбой с ливонскими и тевтонскими орденами. Начинается противостояние с мусульманским миром, которое длится с XV по XIX век. Фактически 500 лет крови.

Так возникла и Беловежская пуща. Население с Белой Вежи ушло в белорусское полесье и там укрылось. Монголы прокатились по Дону, по Кубани, но кровь ассаков была сохранена. Чтобы хоть как-то сохраниться, ассаки вынужденно принимают христианство, но сохраняют казачий круг, сохраняют выборность, сохраняют воинское образование, сохраняют кровь.

Рядом с кубанскими казаками сейчас в горах живут черкесы. В черкесах есть русская кровь, татарская, картвельская. Говорят на четырех диалектах, очень много тюркских слов. По вере они мусульмане. Но среди них до сих пор периодически рождаются натуральные арийцы.

И еще. До пришествия на Русь христианства, степи Прииртышья и Восточного Казахстана (Казакстана) были заселены славяно-арийской кастой воинов – куманами (половцами), которые охраняли юго-восточную границу России. У куманов существовал культ Рода. Его столбообразные каменные изваяния, изготовленные с необычайным искусством из известняка и мрамора, они ставили на могилы своих родственников. Десятки тысяч таких статуй стояли на курганах и майданах, на перекрёстках дорог и берегах рек. Вплоть до ХVII века они были необходимой частью и украшением степи. С тех пор большинство изваяний было уничтожено и лишь несколько тысяч попало в музеи. К примеру ассаки, которые жили в Казахстане, став мусульманами потеряли свою кровь и превратились в казахов.

Насчитывая к 1916 году 4,4 миллиона человек и занимая земли от Чёрного до Жёлтого моря, казачество еще в XX веке являлось наиболее серьезным противником тех, кто был сторонником идеи разрушения России. Даже тогда еще существовало 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское.

Поэтому в партийных программах и пропагандистской литературе социал-демократических партий казаки, после неудачных попыток вовлечь их в революционное движение, именовались «оплотом царизма», и в соответствии с партийными решениями тех лет, подлежали уничтожению.

В результате: ни населения, ни городов, ни сёл. Одни безымянные руины. Искоренены были даже воспоминания.


Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.

Кубанские казаки

Кубанское казачество было образовано переселившимися на правый берег Кубани «верными Запорожцами». Земли эти были им пожалованы императрицей Екатериной II по ходатайству войскового судьи Антона Головатого при посредничестве князя Потёмкина. В результате нескольких походов все 40 куреней бывшего войска Запорожского переселились в кубанские степи и образовали там несколько поселений, при этом изменив название с запорожских казаков на кубанских. Поскольку казаки продолжали являться частью регулярной русской армии, то у них было и военное задание: создать оборонительную линию вдоль всех границ поселения, что они с успехом и выполнили.
По сути, кубанское казачество представляло собой военизированные сельскохозяйственные поселения, в которых все мужчины в мирное время занимались крестьянским или ремесленным трудом, а во время войны или по приказу императора формировали военные отряды, выступавшие в составе российских войск отдельными боевыми единицами. Во главе всего войска стоял наказной атаман, который выбирался из среды казачьей знати путем голосования. Он же имел и права губернатора этих земель по приказу российского царя.
Перед 1917 годом общая численность казачьего кубанского войска составляла более 300 000 сабель, что являлось огромной силой даже в начале ХХ века.

Донские казаки

С начала XV века в диких, никому не принадлежащих землях по берегам реки Дон стали селиться люди. Разный это был народ: беглые каторжники, крестьяне, которым хотелось найти больше пахотной земли, калмыки, пришедшие из своих далеких восточных степей, разбойники, авантюристы и другие. Не прошло и пятидесяти лет, как царствовавшему в те времена на Руси государю Ивану Грозному посыпались жалобы от ногайского князя Юсуфа, что его послы стали пропадать в донских степях. Они становились жертвами грабителей-казаков.
Это было время зарождения донского казачества, которое получило своё название по реке, около которой люди ставили свои станицы и хутора. Вплоть до подавления восстания Кондратия Булавина в 1709 году, донское казачество жило вольной жизнью, не зная над собой царей или другого управления, кроме своего, однако и им пришлось подчиниться Российской империи и влиться в великую русскую армию.
Основной расцвет славы войска Донского приходится на XIX век, когда эта огромная армия была разделена на четыре округа, в каждом из которых набирались полки, ставшие вскоре знаменитыми по всему миру. Общий срок службы казака составлял 30 лет с несколькими перерывами. Так, в 20 лет юноша отправлялся на службу первый раз и служил три года. После чего на два года отправлялся домой на отдых. В 25 лет его снова призывали на три года, и опять после службы два года он находился дома. Повторяться так могло до четырёх раз, после чего воин оставался в своей станице уже насовсем и мог призваться в войско только во время войны.
Донское казачество можно было бы назвать военизированным крестьянством, имевшим многие привилегии. Казаки были освобождены от многих податей и повинностей, которыми облагались крестьяне в других губерниях, а от крепостного права они избавлены были изначально.
Нельзя сказать, что донским жителям легко достались их права. Они долго и упорно отстаивали каждую уступку царя, а иногда даже с оружием в руках. Нет ничего страшнее казачьего бунта, это знали все правители, поэтому требования воинственных поселенцев обычно удовлетворялись, хоть и неохотно.

Хопёрские казаки

В XV веке в бассейнах рр. Хопра, Битюга из Рязанского княжества появляются беглые люди, которые называют себя казаками. Первое упоминание об этих людях относится к 1444 году. После присоединения Рязанского княжества к Москве появляются здесь и выходцы из Московского государства. Здесь беглецы спасаются от крепостнической кабалы, преследований бояр и воевод. Пришельцы поселяются на берегах рек Вороны, Хопра, Савалы и др. Они называют себя вольными казаками, занимаются звериным промыслом, бортничеством, рыболовством. Появляются здесь даже монастырские угодья.

После церковного раскола в 1685 году сюда устремляются сотни раскольников-старообрядцев, не признавших «никонианских» исправлений церковных книг. Правительство принимает меры по прекращению бегства крестьян в Хоперский край, требует от донских войсковых властей не только не принимать беглецов, но и возвращать ранее бежавших. С 1695 года много беглецов было из Воронежа, где Петром I создавался российский флот. Бежали мастеровые с верфей, солдаты, крепостные крестьяне. Население в Хоперском крае быстро растет за счет бежавших из России и переселявшихся малороссийских черкасс.

В начале 80-х годов XVII столетия большая часть раскольников-старообрядцев была изгнана их Хоперского края, многие остались. При переселении Хоперского полка на Кавказ несколько десятков семей раскольников попало в число переселенцев на линию, а со старой линии их потомки оказались в прикубанских станицах, в том числе и в Невинномысской.

До 80-х годов XVIII века хоперские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы. В 80-е годы, во время атамана Иловайского, донские власти установили тесный контакт с хоперцами и считали их составной частью Войска Донского. В борьбе с крымскими и кубанскими татарами используют их как дополнительную силу, создавая из казаков-хоперцев на добровольных началах отряды – сотни, полусотни – на время тех или иных кампаний. По окончанию таких кампаний отряды распускались по домам.

Запорожские казаки

Слово «казак» в переводе с татарского означает «вольный человек, бродяга, искатель приключений». Изначально так оно и было. За днепровскими порогами, в дикой степи, которая не принадлежала ни одному государству, стали возникать укрепленные поселения-сечи, в которых собирались вооруженные люди, преимущественно христиане, называвшие себя казаками. Они совершали набеги на европейские города и на турецкие караваны, не делая никаких различий между теми и другими.
В начале XVI века казаки стали представлять собой значительную военную силу, что было замечено польской короной. Правящий тогда Речью Посполитой король Сигизмунд предложил казакам службу, но был отвергнут. Однако столь большое войско не могло существовать без какого-либо командования, в связи с чем постепенно формировались отдельные полки, называвшиеся куренями, которые объединялись в более крупные соединения – коши. Над каждым таким кошем стоял кошевой атаман, а совет кошевых атаманов и был верховным командованием всего казачьего войска.
Чуть позже на днепровском острове Хортица была воздвигнута главная твердыня этого войска, которую называли «сечь». А поскольку остров находился сразу за порогами реки, то и название она получила – Запорожская. По имени этой крепости и казаков в ней находившихся стали называть запорожскими. Позже так назывались все воины, независимо от того, жили они в сечи или в других казачьих поселениях Малороссии – южных границ Российской империи, на которых теперь расположено государство Украина.
Позже польская корона всё же получила себе на службу этих несравненных воинов. Однако после бунта Богдана Хмельницкого войско Запорожское перешло под власть русских царей и служило России до самого своего расформирования по приказу Екатерины Великой.

Хлыновские казаки

В 1181 году новгородцы-ушкуйники основали на реке Вятке укрепленный стан, городок Хлынов (от слова хлы́н - «ушку́йник, речной разбойник»), переименованный в конце XVIII века в Вятку и начали общежительствовать самовластно. Из Хлынова предпринимали они свои торговые путешествия и военные набеги во все стороны света. В 1361 году они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик и разграбили её, а в 1365 году за Уральский хребет на берега реки Обь.

К концу XV века хлыновские казаки сделались страшными по всему Поволожью не только для татар и марийцев, но и для русских. По свержении татарского ига Иван III обратил внимание на этот беспокойный и неподвластный ему народ, и в 1489 году Вятка была взята и присоединена к Москве. Разгром Вятки сопровождался большими жестокостями - главные народные вожаки Аникиев, Лазарев и Богодайщиков были в оковах приведены в Москву и там казнены; земские люди переселены в Боровск, Алексин и Кременск, а купцы в Дмитров; остальные обращены в холопов.

Большая часть хлыновских казаков с своими женами и детьми ушла на своих судах:

Одни на Северную Двину (по разысканиям атамана станицы Северюковской В. И. Меньшенина, хлыновские казаки поселились по реке Юг в Подосиновском районе).

Другие вниз по Вятке и Волге, где укрылись в Жигулевских горах. Торговые караваны давали случай этой вольнице приобретать «зипуны», а пограничные городки враждебных Москве рязанцев служили местом сбыта добычи, в обмен на которую хлыновцы могли получать хлеб и порох. В первой половине XVI столетия эта вольница с Волги перешла волоком на Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом расселилась по этой реке вплоть до Азова.

Третьи на Верхнюю Каму и Чусовую, на территорию современного Верхнекамского района. Впоследствии в Приуралье появились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков из числа бывших хлыновцев для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель.

Мещерские казаки

Казаки Мещерские (они же Мещера, они же Мишаре) – жители так называемой области Мещера (предположительно юго-восток современной Московской, почти вся Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области) с центром в городе Касимов, составившие в дальнейшем народ Касимовских Татар и малочисленного великорусского суб-этноса Мещеры. Станы мещерских были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, а также в Кадомском и Шацком уездах. . Мещерские казаки того времени – это вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав Верховых Донских казаков, Касимовских Татар, Мещеры и коренного великоросского населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и прочих губерний. Сам термин “мещера”, предположительно имеет параллель со словом “можар, мадъяр” – т. е. по-арабски “сражающийся человек”. Станицы Мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих Мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе.

Северские казаки

Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.

В XIV-XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.

В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.

В XV-XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

В XVI веке считались представителями (древне)русской народности.

Как представители служилого люда, севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.

Волгское (волжское) войско

Появились на Волге в XVI столетии. Это были всякого рода беглые из Московского государства и выходцы с Дона. Они "воровали", задерживая торговые караваны и мешая правильным сношениям с Персией. Уже в конце царствования Иоанна Грозного на Волге было два казачьих городка. Самарская лука, в то время покрытая непроходимыми лесами, представляла для казаков надежный приют. Небольшая река Уса, пересекающая Самарскую луку по направлению с юга на север, давала им возможность предупреждать караваны, шедшие по Волге. Заметив с вершин утесов появление судов, они на своих легких челнах переплывали по Усе, переволакивались затем на Волгу и врасплох нападали на суда.

В нынешних селениях Ермаковке и Кольцовке, находящихся на Самарской луке, и теперь еще признают места, где некогда жили Ермак и его товарищ Иван Кольцо. Для уничтожения казацких разбоев московское правительство посылало на Волгу войска и строило там города (последние указаны в историческом очерке Волги).

В XVIII в. правительство начинает организовывать на Волге правильное казачье войско. В 1733 г. между Царицыном и Камышенкой поселены были 1057 семей донских казаков. В 1743 г. повелено было селить в Волгские казачьи городки выходцев и пленников салтан-ульских и кабардинских, принимающих крещение. В 1752 г. отдельные команды Волгских казаков, живших ниже Царицына, соединены были в Астраханский казачий полк, чем положено было начало Астраханскому казачьему войску, образованному в 1776 г. В 1770 г. 517 семейств Волгских казаков переведены были на Терек; из них образованы были казачьи полки Моздокский и Волгский, которые входили в состав казаков Кавказской линии, преобразованной в 1860 г. в Терское казачье войско.

Сибирское войско

Официально войско вело и ведёт своё начало от 6 декабря 1582 г. (19 декабря по новому стилю), когда, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать». Такое старшинство было даровано войску Высочайшим приказом от 6 декабря 1903 г. И оно, таким образом, стало считаться третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского).

Войско как таковое было сформировано только во второй половине XVIII - первой половине XIX в. целым рядом разновремённых, вызванных военной необходимостью распоряжений центральной власти. Рубежом можно считать Положение 1808 г., от которого обычно и ведут отсчёт истории собственно Сибирского линейного казачьего войска.

В 1861 году войско подверглось существенной реорганизации. К нему причислили Тобольский казачий конный полк, Тобольский казачий пеший батальон и Томский городовой казачий полк, и установили комплект войска из 12 полковых округов, выставлявших на службу сотню в Лейб-гвардии Казачий полк, 12 конных полков, три пеших полубатальона со стрелковыми полуротами, одну конно-артиллерийскую бригаду из трех батарей (впоследствии батареи были обращены в регулярные, одна включена в состав Оренбургской артиллерийской бригады в 1865 г. и две в состав 2-й Туркестанской артиллерийской бригады в 1870 г.).

Яицкое войско

Ещё в конце XV века на реке Яик образовались вольные общины казаков, из которых сформировалось Яицкое казачье войско. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев-беженцев из Русского царства (например, из Хлыновской земли), а также, благодаря миграции казаков с низовьев Волги и Дона. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 1718 году правительство назначило атамана Яицкого казачьего войска и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались линии правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.

Впоследствии, после подавления восстания Пугачева в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск (был переименован и ещё целый ряд населённых пунктов), даже река Яик была названа Уралом. Уральское войско окончательно утратило остатки былой автономии.

Астраханское войско

В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 28 марта 1750 года на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских верховых казаков и новокрещённых татар и калмыков. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году, в состав его были включены все казаки Астраханской и Саратовской губерний.

Кто такие казаки? Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры.

Откуда появились казаки?

Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3 , осень 2017 года
Рубрика: Загадки Московского царства
Текст: Александр Ситников

Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А.Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году.
Оказывается, и там встречается Земля Касак, которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896-956), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами.
Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается ещё в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился.
Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Чёрным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Хунны (булгары) её разгромили и истребили почти все её население. Выжившие аланы затаились на севере - между Доном и Донцом и на юге - в предгорьях: Кавказа. В основном именно эти два этноса - скифы и аланы , породнившиеся с приазовскими славянами, образовали народность, получившую название «казаки». Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.

Славяно-туранские племена

Донские этнографы также связывают корни казачества с племенами северо-западной Скифии. Об этом говорят могильные курганы III-II веков до нашей эры.
Именно в это время скифы начали вести осёдлый образ жизни, пересекаясь и срастаясь с южными славянами, жившими в Меотиде - на восточном побережье Азовского моря.
Это время названо эпохой «внедрения сарматов в меотов», вылившееся в племена Торетов (Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников) славяно-туранского типа. В V веке произошло нашествие гуннов, в результате чего часть славяно-туранских племён ушла за Волгу и в верхнедонскую лесостепь. Те же, кто остался, подчинились гуннам, хазарам и булгарам, получив название «касаки». Спустя 300 лет они приняли христианство (примерно в 860 году после апостольской проповеди святого Кирилла), а затем по приказу Хазарского кагана прогнали печенегов. В 965 году Земля Касак перешла под управление Мстислава Рюриковича.

Тьмутаракань

Именно Мстислав Рюрикович разгромил под Лиственом новгородского князя Ярослава и основал своё княжество - Тьмутаракань, которое простиралось далеко на север. Считается, что эта казачья держава недолго была на пике могущества, примерно до 1060 года, 1и после прихода племён половцев стала постепенно угасать,
Многие жители Тьмутаракани бежали на север - в лесостепь и совместно с Русью бились с кочевниками. Так появились Чёрные Клобуки, которых в русских летописях называли казаками и черкасами. Другая часть жителей Тьмутаракани получила название по-донских бродников.
Как и русские княжества, казачьи поселения оказались во власти Золотой Орды, впрочем, условно, пользуясь широкой автономией. В XIV-XV веках о казачестве заговорили как о сформировавшейся общине, которая и начала принимать беглых людей из центральной части России.

Не хазары и не готы

Существует ещё одна версия, популярная на Западе, о том, что прародителями казаков были хазары. Её сторонники утверждают, что слова «хусар» и «казак» - синонимы, ибо и в первом, и во втором случае речь идёт о боевых всадниках. Более того, оба слова имеют один и тот же корень «каз», означающее «сила», «война» и «свобода». Впрочем, есть и ещё один смысл - это «гусь». Но и здесь поборники хазарского следа говорят о всадниках-гусарах, чью военную идеологию копировали практически все страны, даже Туманный Альбион
О хазарском этнониме казаков прямо сказано в «Конституции Пилипа Орлика»: «Народ боевой старинный казацкий, который раньше назывался казарским, сперва был поднят бессмертной славой, просторными владениями и рыцарскими почестями…» Более того, говорится о том, что казаки приняли православие из Царьграда (Константинополя) в эпоху Хазарского каганата.
В России же эта версия в казачьей среде вызывает справедливую брань, особенно на фоне исследований казачьих родословных, чьи корни имеют русское происхождение. Так, потомственный кубанский казак, академик Российской академии художеств Дмитрий Шмарин в этой связи с гневом высказался: «Автором одной из подобных версий происхождения казачества является Гитлер. У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки - это готы. Вестготы - это германцы. А казаки - это остготы, то есть потомки остготов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии. Так что же, нам теперь считать себя потомками немцев?».

Казачий круг: что это такое?

Круг собирался всегда на площади перед станичной избой, часовней или церковью. Место это называлось майданом. В воскресенье или в праздник атаман, выйдя на крыльцо церкви, приглашал казаков на сбор. Есаулы делали «закличку» - шли по улицам с насекой в руке и, останавливаясь на каждом перекрёстке, кричали: «Атаманы-молодцы, сходитесь на майдан ради станичного дела!». После этого станичники торопились на майдан.
В «голосовании» участвовали все взрослые казаки, женщины, порочные и пенные казаки не допускались. Малолетние казаки могли находиться в круге только под присмотром своего отца или крёстного. В центр собрания выносились хоругвь или иконы, поэтому казаки стояли без головного убора. Когда старый атаман «слагал полномочия», он, положивши свою насеку, спрашивал атаманов-молодцов, кто будет делать доклад. Право доклада принадлежало не каждому, и сам атаман без согласия избранных судей не мог сделать доклада. Отсюда и пошла поговорка: «Атаман не волен и в докладе».

6 заблуждений о казаках

1. «Казачество - оплот демократии»
Литераторы Тарас Шевченко, Михаил Драгоманов, Николай Чернышевский, Николай Костомаров видели в запорожской вольнице «простой народ», который, освободившись от панской неволи, пытался строить демократическое общество. Такая мифологема жива и сейчас. Запорожская Сечь действительно была поборником идеи освобождения крестьянства от крепостного права. Однако жизнь в казачьем обществе была далека от демократических принципов. Попавшие в Сечь крестьяне чувствовали себя чужаками: хлебопашцев казаки недолюбливали и держались от них особняком.
2. «Запорожцы - первые казаки»
Бытует устойчивое мнение, что казачество произошло из Запорожской Сечи. Отчасти это так. После роспуска Запорожской Сечи многие казаки вошли в состав вновь созданного Черноморского, Азовского и Кубанского казачества. Однако параллельно с зарождением казачьей вольницы в Приднепровье в середине XVI века стали возникать казацкие общины и на Дону.
3. «Казак шёл на службу с собственным оружием»
Это утверждение не совсем верно. Действительно, казаки преимущественно покупали вооружение на собственные деньги.
Позволить себе хорошее огнестрельное оружие мог только обеспеченный человек. Рядовой казак мог рассчитывать на трофейное или старое, полученное «в лизинг» оружие, иногда со сроком выкупа до 30 лет. Существуют документы, которые подтверждают, что казачьи формирования снабжались вооружением. Тем не менее, оружия не хватало, а имевшееся зачастую было устаревшим. Известно, что вплоть до 1870-х казачья кавалерия стреляла кремниевыми пистолетами.
4. «Вхождение в состав регулярной армии»
Как отмечает историк Борис Фролов, казаки «не входили в состав регулярной армии и в качестве основной тактической силы не использовались». Это была отдельная военная структура. Казачьи войска чаще всего составляли полки лёгкой конницы, носившей статус «иррегулярной». Вознаграждением за службу вплоть до последних дней самодержавия была неприкосновенность земель, где проживало казачество, а также различные льготы, к примеру, на торговлю или рыбный промысел.
5. «Письмо запорожцев турецкому султану»
Оскорбительный ответ запорожских казаков на просьбу турецкого султана Мехмеда IV сложить оружие до сих пор вызывает среди исследователей вопросы. Спорность ситуации в том, что оригинал письма не сохранился, а поэтому большинство историков ставят под сомнение подлинность этого документа. Первый исследователь переписки А.Н. Попов называл письмо «подложной грамотой, вымышленной нашими книжниками». А американец Даниэль Уо установил, что дошедшее до наших дней письмо со временем было подвергнуто текстовой переделке и стало частью памфлетов антитурецкого содержания. По мнению Уо, эта подделка связана с процессом становления национального самосознания украинцев.
6. «Преданность казаков Российской короне»
Зачастую интересы казаков шли вразрез установленных в империи порядков. Так было во время крупнейших народных бунтов - восстаний под предводительством донских казаков Кондратия Булавина, Степана Разина и Емельяна Пугачёва.
Загрузка...
Top