Что такое племенное княжение определение по истории. Племенные княжения восточных славян. Южные племенные союзы

Племенные союзы - это одна из разновидностей форм организации социума, связанная с разложением первобытного общинного строя.

Причинами их возникновения послужили различия в вероисповеданиях и диалектах славян, а также различия в видении и избрании путей исторического развития. Племенные союзы - это, так сказать, первый неуверенный шаг к становлению государственности.

Первые упоминания племенных союзов

Первое упоминания о различных племенах на территории нынешней России, а тогда - Руси фигурирует в «Повести временных лет». Однако под понятием племен в тот период времени летописец подразумевал немного другое: славянские общины тогда делились по территориальному признаку, и каждое «племя» находилось на какой-то определенной территории и включало в себя несколько «Повесть временных лет» - летопись, наиболее точно описавшая, как расселялись по территории нынешних славянских стран племенные союзы государства.

Устои и признаки племенных союзов

Современные историки выделили ряд признаков племенного союза. Общины отличались по:

  • названию и даже типу названия (территориальному или же родовому);
  • месту обитания;
  • обычаям и законам предков (данное понятие включало погребальные и брачные обряды, а также предания);
  • диалекту.

Племенные союзы - это несколько поселений и один большой град, являющийся своего рода столицей той или иной группы людей. У полян, к примеру, главным градом был Киев, а у кривичей - Смоленск.

С точки зрения политического уклада, в племенных союзах царило наследственное княжение, то есть переход правления от князя (великого мужа) к его наследнику или старшему из рода.

Военно-племенной союз как разновидность племенных союзов

Военно-племенной союз - это разновидность племенного союза с возможным объединением нескольких таких общин или частей племени для захвата земель и защиты своих территорий от чужаков. Политический уклад таких объединений можно обозначить понятием "военная демократия".

Ярким примером военно-племенного союза являются лютичи, проживавшие на территориях нынешних немецких федеральных земель (район Передней Померании и Брандербурга). Центрами их объединения были Радогост и Аркона. Целью их союза были захваты богатых земель. Так, многие территории Дании долгие годы платили лютичам дань.

И именно этот племенной союз в конце Х века воспротивился немецкой колонизации и возглавил восстание, тем самым приостановив данный процесс на почти две сотни лет.

Религией лютичей, как и большей части славянских племен, было язычество. Неизвестно, какой период времени наводил бы страх на все близлежащие регионы данный военно-племенной союз, если бы не междоусобная война между входящими в его состав племенами в 11 веке. После этих событий ранее мощный и влиятельный альянс быстро развалился.

Развитие племенных союзов на территории Европы

К началу 7 века нашей эры по всей Европе началось разобщение славян. Славяне, образовывавшие новые племенные союзы, могли:

  • оставить себе старое название племени;
  • назвать свой союз по разновидности мест поселения или с учетом особенностей территории;
  • дать название объединению по имени главы рода.

Славяне расселялись чаще между двумя речными системами, которые являлись своего рода границами одного союза. Также такое расселение было весьма грамотным с точки зрения развития сельского хозяйства. За неимением рек на некоторых территориях границами могли служить болота, труднопроходимые леса или горы.

Если условно разделить на регионы племенной союз восточных славян, это будет 4 отдельных группы:

  • северные племенные союзы, в состав которых можно включить словен, кривичей и полочан;
  • центральные, к которым отнесем вятичей, дреговичей и радимичей;
  • западные, состоящие из белых хорватов, волынян и бужан;
  • южные племенные союзы, включающие в свой состав северян, древлян, полян и уличей.

Основные племенные союзы восточных славян

Поляне, древляне, вятичи - это племенные союзы , названия которых на слуху у каждого образованного человека. Это те союзы, на которые особо обращалось внимание школьников в процессе изучения истории, и которые, пожалуй, лучше всего запомнились. Конечно, племенных союзов было гораздо больше. К 10 веку их количество настолько выросло и раздробилось, что многие, даже соседствующие альянсы уже с трудом понимали диалект друг друга. Наиболее широко представлена информация о таких племенах:

  • бужане;
  • волыняне;
  • вятичи;
  • древляне;
  • дреговичи;
  • дулебы;
  • ильменские словене;
  • кривичи;
  • поляне;
  • родимичи;
  • северяне;
  • тиверцы;
  • уличи.

племенных союзов

Безусловно, основой деятельностью людей того времени являлось земледелие. Поляне, древляне, вятичи - это племенные союзы, выращивавшие на своих территориях множество зерновых и огородных культур. Среди которых преобладали пшеница, гречиха, рожь. Процветало моркови, редьки, капусты. В племенах уже пользовались для проведения сельскохозяйственной деятельности зернотерками, жерновами, серпами и мотыгами.

В степных районах занимались не пашневым, а переложным земледелием, в чем-то схожим с подсечно-огневым: путем сжигания и вырубки растений расчищались площади для выращивания сельскохозяйственных культур, а зола была природным удобрением.

Восточнославянские племена занимались охотой, рыбалкой, бортничеством и скотоводством. Процветало ремесленничество и торговля. Торговле способствовало наличие такой мощной судоходной артерии, как Днепр.

Особенности уклада союзов на примере древлян

Древляне - племенной союз, занимавший территории современного украинского Полесья и Правобережной Украины. На территории данного племенного союза протекали 4 реки:

  • Уборть.
  • Сдвига.
  • Тетерев.

Соседствующими с древлянами союзами были дреговичи, волыняне и бужане. Название «древляне» летописцы объясняют наличием на территориях союза множества лесов и переводят как «лесные люди».

Центр племенного союза древлян - это городище Коростень. В целом древлянский племенной альянс состоял из 24 городищ.

Прославились древляне благодаря «Повести временных лет» и подробно описанной в ней борьбе против вхождения в состав Киевской Руси и обложения их данью. Впервые непокорное племя обложил данью Олег, однако после его смерти древляне отказались от платы, а князя Игоря, пытавшегося подчинить их, взяли в плен и зверски убили, разорвав надвое. Позже князья древлянского племени пытались посвататься к его вдове.

В состав Киевской Руси древляне вошли при княгине Ольге, отомстившей за своего мужа и закопавшей живьем древлянских послов. Однако и на этом не остановилась вдовствующая княгиня, и в той же «Повести временных лет» Нестором описывается сожжение древлянской столицы Коростени: к голубям, возвращавшимся в древлянский центр, были привязаны горящие куски пакли с серой. Во время пожара погибло больше четырех тысяч человек. Это был решающий момент, после которого и произошло присоединение племенного союза древлян к Киеву.

Археологи и по сей день находят курганы с захоронениями древлян: особенностью их погребения было то, что после смерти умершего кремировали, останки ссыпали в глиняную урну и хоронили в нижней части кургана.

Заключение

Племенные союзы - это понятие, и по сей день интересующее историков и этнографов. Оно занимает определенную нишу в исследованиях современных археологов и лингвистов.

Общества на этапе разложения первобытнообщинных отношений. Формирование союзов является этапом на пути образования государственности. Они являлись сложными структурами, носившими территориально-политический характер. Рассмотрим далее, как происходило объединение восточных славян в древности. Названия племенных союзов и их краткая характеристика также будут представлены в статье.

Принципы объединения

Образование племенных союзов восточных славян началось с VI века. Объединение происходило посредством консолидации нескольких небольших племен, одно из которых становилось главенствующим. Его наименование становилось названием племенного союза.

Восточные славяне объединялись по родовому и территориально-политическому принципу. У каждого образования была своя географическая зона, свое наименование, обычаи, традиции. В некоторых племенных союзах восточные славяне утверждали определенные внутренние законы, правила проведения обрядов. Язык у всех был один, однако у каждого союза были свои диалекты.

Политический строй

Племенные союзы восточных славян были хорошо организованы.

На каждой территории существовали свои города. Один из них являлся своеобразной столицей. Здесь проводились религиозные мероприятия, общеплеменные собрания. Немаловажно отметить, что в каждом племенном союзе восточных славян существовала княжеская власть. Передавалась она от отца к сыну.

Кроме князя, управление и контроль находились в руках вече. В каждом племени, входившем в союз, был старейшина.

Отличительные черты

Особый интерес представляет особенности освоения территорий племенными союзами восточных славян и их расселение по местности. Как показывают археологические находки, люди занимали территории, близкие к водоемам.

Кто был соседями племенных союзов восточных славян? По соседству с ними жили южные и западные славяне. В VI-VIII вв. в этих племенах также проходил процесс формирования государственности.

Если посмотреть на карту племенных союзов восточных славян , можно увидеть, что они занимали довольно обширные территории.

Стоит сказать, что цель всех восточнославянских племенных союзов состояла в защите от внешних врагов. Отдельное племя было неспособно противостоять нападавшим. Для повышения эффективности защиты князь формировал дружину.

Племенные союзы восточных славян: таблица

Племенные образования описаны Нестором в его "Повести". Всего автор рассказывает о 15 племенных союзах восточных славян. Для удобства названия основных из них и краткая характеристика приведены в таблице.

Объединение племен, занимавшее территорию в верховье Зап. Буга. В конце X века они вошли в состав Древнерусского гос-ва

Волыняне

Одно из объединений, появившихся на территории дулебов. Волыняне создали около 70 городов. Центром была Волынь

Племена, расселившиеся по верхнему и среднему течению Оки. С середины X века вятичи вошли в состав Киевской Руси. С XII века их территория относилась к Черниговскому, Ростово-Суздальскому и Рязанскому княжествам

Древляне

В VI-X вв. эти племена занимали территорию правобережной Украины, Полесья. Их соседями были дреговичи, бужане, волыняне. Столицей являлся г. Искоростень. В 883 г. Олег обложил их данью

Дреговичи

Эти племена занимали северные районы днепровского правобережья. В древности главным городом был Туров. С X века входят в состав Киевской Руси

Это племенное объединение занимало территорию Зап. Волыни. В VII веке на них совершали опустошительные набеги авары. В 907 г. дружина дулебов принимала участие в походе на Царьград

Ильменские словене

Это объединение считается одним из наиболее многочисленных. Соседями словен были чудь и меря. В начале XIX века совместно с чудью и кривичами сформировали Славию, которая стала центром Новгородской земли

Они занимали территорию на водоразделе Зап. Двины, Волги и Днепра. Основными городами являлись: Смоленск, Изборск, Полоцк

Они расселились по ср. течению Днепра. Считается, что они сформировали центр Древнерусского гос-ва

Радимичи

Это объединение занимало восточную часть верхнего Поднепровья.С середины IX века были обложены данью хазарами. В 885 г. Олег присоединил их к государству. Окончательно радимичи утратили самостоятельность в 984 г., когда их дружина потерпела поражение от воеводы кн. Владимира

Северяне

Это племенное объединение занимало территории по Десне, Суле, Сейму. Они также платили хазарам дань. В составе Руси находились приблизительно с 865 г.

Эти племена расселились по Днестру и устью Дуная. В 907 и 944 годах участвовали в походах на Царьград. С середины X века включены в сосав Руси, в XII в. под натиском половцев и печенегов отошли на северные территории, где смешались с другими племенами

Они проживали в Нижнем Поднепровье, вдоль черноморского побережья, в Побужье. Уличи вели борьбу с Киевом, отстаивая свою самостоятельность. Под натиском кочевников отошли к северным территориям. В середине X в. вошли в состав Руси

Иерархия

Характерной чертой племенного устройства общества в период "военной демократии" является стремление одного объединения возвыситься над другим.

Истинными славянами называли себя в легендах волыняне, заряне, поляне. Другим племенам давались различные обидные наименования. К примеру, тиверцев называли толковинами, жителей Новгорода - плотниками, радимичей - пищанцами и пр.

Место в иерархии обозначалось при помощи ассоциаций с обувью. Например, господствующее племя - "в сапогах", данники - "лапотники". При подчинении города завоевателю старейшина выходил босым. Для обозначения места в племенной иерархии использовались указания на занятия, цвет, материал и размеры одежд, шатров и пр.

Конфедерации

По мнению историков, восточнославянские племена состояли из нескольких родоплеменных групп, наименование которых Нестору не было известно. Количество городов соотносят с числом общин (по 100-150 чел. в каждом) либо групп, которые объединялись вокруг города.

Вероятнее всего, в племени кривичей действительно было несколько групп. В летописи Нестора говорится о смоленских кривичах и кривичах-полочанах. Они вели самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Также на основании находок археологи выделяют псковских кривичей и смоленско-полоцких.

Кривичи считаются объединенной группировкой, сложившейся при взаимодействии славянских переселенцев и балтоязычного местного населения.

Историки полагают, что северяне объединяли три племенные группы. Уличи и тиверцы выступали в составе одного союза. Вятичи и радимичи, предположительно, изначально были одним племенем, а впоследствии разделились. Об этом свидетельствует легенда о братьях Вятко и Радиме.

Ильменские словене

Они также находились в конфедеративных отношениях с соседями. Считается, что на месте Новгорода раньше находились поселки разных племен. Они окружали пустое пространство, которое выступало в качестве места проведения союзного вече.

Из таких поселков сформировались "концы" города - районы с самоуправлением.

К середине IX века образовалась конфедерация из племен, расселившихся на обширной территории. В нее вошли словене, чудь, весь, кривичи, мурома, меря.

Формирование государственности

В настоящее время не существует единого подхода к вопросу об образовании Древнерусского государства.

В XI-XVI вв. господствовали династическая и теологическая концепции. Последняя исходил из кирилло-мефодиевской традиции. Согласно ей, государство сформировалось в процессе противоборства старой (язычества) и новой (христианства) веры.

Христиан противопоставляли племенам, не знавшим божьих законов. Основателем государства признавался Владимир. При этом все предыдущие исторические события считались "тенью" крещения.

Согласно династической концепции, основание государства связано с возникновением династии Рюриковичей. В 862 г. Рюрик встал во главе восточнославянских племен. В этой концепции особое значение придается происхождению первых князей и их династическим связям.

Теория общественного договора

В соответствии с ней государство сформировалось в результате призвания варягов на княжение, установления договорных отношений между племенами.

Соответствующие договоренности имели место не только в Новгородской земле, но и в Киевской, а также в Смоленске, на северских территориях, на Кавказе.

Патриархальная концепция

Согласно ей государство сформировалось в результате объединения племен в союзы, а союзов - в "суперсоюзы". Вместе с этим усложнялась иерархия власти. Перед возникновением Руси на восточноевропейских территориях существовало три части русов: Куявия (центр - Киев), Артания (располагалась восточнее словенских районов), Славия (земля словен). В 882 году Олег объединил их, возникло государство.

Теория завоевания

Она связывает формирование государства с подчинением славян скандинавам. Процесс образования государства при этом растянулся на долгое время, пока к середине X в. не было создано единое образование во главе с князем Игорем.

Социально-экономическая концепция

Она преобладала среди советских ученых. Исследователи обращали внимание на наличие социальных предпосылок к формированию государства. Среди них: совершенствование орудий труда, возникновение неравенства, классов, частной собственности.

Роль каждого племени определялась в зависимости от его развитости, готовности к вступлению в состав государства. Центром возникновения предрасполагающих факторов называется Среднее Поднепровье. Здесь проживали поляне, росы, северяне. В рамках теории утверждается тождество племен руси и полян.

Влияние внешнеполитического фактора

Некоторые исследователи считают его решающим в процессе формирования государства. Племена, расселившиеся по Среднему Поднепровью, объединились в союз для совместной борьбы с хазарами. Так в 830-840 гг. было создано самостоятельное государство. Власть в нем находилась в руках кагана. При этом была сформирована дружина. Состояла она преимущественно из наемных варягов, являвшихся превосходными воинами.

Используемый социологический подход к проблеме возникновения государства основывается на признании создания надплеменной дружинной прослойки. Она стала называться русь и впоследствии распространила свою власть на племена земледельцев, приняв функции государства.

Восточные славяне к VIII – IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке – средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения.

Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.

Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи.

В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.

Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками).

Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» - от р.Буг).

Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»).

У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием.

Внутри племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории.

Так, установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднепровье, поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким образом, курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах немного, встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и сосуды.


В это время четко сформировались и другие славянские племена, или племенные союзы. Довольно определенно в ряде случаев прослеживается территория этих племенных объединений благодаря особой конструкции курганов, существовавшей у некоторых славянских народов. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространяются курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри. В этих оградках помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне – радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно большую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.

Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Так, археологом А.А.Спицыным было замечено, что височные кольца – специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных территориях расселения славянских племен.

Конструкции курганов и распространение височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени.

Отмеченные особенности (погребальные сооружения, височные кольца) между племенными объединениями Восточной Европы возникли у славян, по-видимому, не без влияния балтийских племен. Восточные балты во второй половине I тысячелетия н.э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян.

Развитие этих территориально-политических союзов шло постепенно по пути превращения их в государства.

В начале новой эры крупная славянская общность начала распространяться по обширным территориям. Это неизбежно привело к тому, что произошло разделение ее на три ветви: восточную, западную и южную. Первая была наиболее многочисленной и имеет для нас больший интерес.

Восточные славяне – это предки современных жителей Российской Федерации, Украины, Белоруссии. Начав расселяться по Восточно-Европейской равнине, они невольно стали обосабливаться друг от друга (из-за резких различий и в климате, и в условиях проживания). Кроме того, позади остался первобытно-общинный строй, а впереди был строй государственный. Но пока восточные славяне находились в каком-то переходном состоянии.

И этот переход ознаменовался формированием племенных союзов. Они стали своеобразной ступенькой, мостиком между общинным строем и государством. И, когда речь заходит о появлении государственности у восточных славян, нельзя не упомянуть про восточнославянские племенные союзы.

Образование восточнославянских племенных союзов, их структура и принципы

Начало образования племенных союзов относится к шестому веку. Происходило это путем консолидации нескольких мелких племен (от ста до двухсот), одно из которых было главенствующим. Название последнего становилось таковым и для всего восточнославянского племенного союза.

Они базировались на двух основных принципах: не только на родовом (как пережиток родовой общины), но и на территориально-политическом. Восточнославянский племенной союз – это некий исторический феномен. Каждый из них имел свое название, свою географическую зону (территорию), традиции и обычаи, некоторые внутренние законы, а также особенности в проведении обрядов и верований. Интересен и языковой факт. Да, язык у всех восточных славян был один. Однако в каждом племенном союзе имелись свои характерные черты и диалекты.

Что касается политического строя восточнославянских племенных союзов, то он был достаточно организован. Во-первых, на каждой из территорий были свои города. Во-вторых, было что-то наподобие столицы племенного союза. Город-столица был местом, где проводились народные собрания, а также религиозные мероприятия. В-третьих, была в союзе и княжеская власть (надплеменная), переходившая от отца к сыну. Вместе с князем контролировало жизнь племенного союза и вече. Каждое племя, входившее в союз, имело своего старейшину.

У племенных союзов, на самом деле, была и своя цель – защита от общего внешнего врага. Ведь отдельному племени было бы не под силу бороться с ним. Как известно, соседей у восточных славян было много и не со всеми из них они состояли в дружеских отношениях. Чтобы защита была наиболее эффективной, у князя была своя дружина.

Всего к восьмому-девятому векам было около пятнадцати племенных союзов восточных славян. Столько же их перечисляет летописец Нестор в «Повести временных лет», называя их племенными княжениями. Условно из можно подразделить на несколько групп в зависимости от территории проживания:

  • Северные восточнославянские племенные союзы: ильменские словене (столица – Новгород), кривичи (Смоленск), полочане (Полотск).
  • Центральные восточнославянские племенные союзы: дреговичи, радимичи, вятичи.
  • Западные восточнославянские племенные союзы: волыняне белые хорваты, бужане.
  • Южные восточнославянские племенные союзы: древляне (Искоростень), дулебы, поляне (главный город – Киев), северяне, уличи, тиверцы.

Характерной чертой всех союзов была их непосредственная близость к определенным крупным водоемам (озерам или рекам). И это очень типично для всех ранних народов, ведь вода – источник жизни.

Таким образом, племенные союзы восточных славян (или племенные княжения) были примитивными субъектами будущего государства. Оставалось лишь объединить их под одним началом, под одной властью. Это, собственно, и было сделано. Было образовано Древнерусское государство (Киевская Русь). Но нужно отдать должное нашим предкам – восточным славянам, которые сами смогли объединить свои многочисленные разрозненные племена в союзы. Это стало одной из важнейших предпосылок к зарождению государственности. Ведь единство и объединение – это сила!


Датировки появления государства у восточнославянских племен зависят от трактовки самого понятия государства. Традиционно считается, что не любая политическая организация общества тождественна государственности, что государство – это наивысшая форма политической организации общества.

Достоверных данных о восточных славянах в первой половине первого тысячелетия н.э. практически нет. Во второй половине первого тысячелетия н.э. восточные славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину от Балтики до Черного моря. Откуда точно сюда пришли восточные славяне, непонятно. Датируемая история Руси начинается лишь с IXв. Летописи на Руси начали появляться только на рубеже XI-XIIвв. Видимо, на Руси до ее крещения (конец Xв.) не было даже своей письменности.

Прародиной славян в русских летописях называется Подунавье (Центральная Европа), откуда (под давлением неведомых волохов) в IVв. славяне вынуждены были отступить в другие районы. На север пошли ляхи (поляки, т.е. западные славяне, осевшие по Висле), на северо-восток и восток - будущие восточные славяне (заселившие пространство от Среднего Поднепровья (Киев - поляне) до Ладоги (Новгород – ильменские словене)), на юг – будущие южные славяне (сербы). Среди образовавших восточнославянских племенных союзов, помимо полян и словен ильменских, можно выделить древлян, вятичей, радимичей, северян.

Протогосударственные образования (княжения) возникают на основе родовой, кровной близости.

Известно о живших в Vв. в Прикарпатье антах (видимо, тоже славянах), у которых господствовала военная демократия, протогосударственная форма политической организации славянского общества.

Говорить о политической организации восточных славян в V-VIIIвв. (от антов до Киевской Руси) достаточно сложно. Нельзя в полной мере говорить о таких признаках государства как общность людей на территориальной (а не родовой) основе, наличие публичной (государственной) власти со своим особым аппаратом, регулярный сбор налогов применительно к восточнославянскому обществу указанному периоду. Также восточнославянские княжения не обладали государственным суверенитетом в международном аспекте, что позволяет говорить об отсутствии у них государственности вплоть до VIII-IXвв.

Нужно дополнительно отметить, что восточнославянские союзы племен (поляне, древляне, словене ильменские, северяне, вятичи и др.) находились на разных уровнях развития, и поэтому в одних процесс политогенеза (государствообразования) протекал быстрее, а в других – медленнее. Первыми вышли на порог государственности словене ильмееские на севере (Новгород) и поляне на юге (Киев).


  1. Образование Древнерусского государства.
К середине IXв. северные восточные славяне (словене ильменские), видимо, находились в даннической зависимости от варягов (норманнов). Южные восточные славяне (поляне и пр.), в свою очередь, платили дань хазарам. В 859 объединившиеся славяне и финно-угоры (племена, жившие неподалеку от Новгорода, такие как чудь, меря) выгнали варягов из Новгорода. Вскоре здесь началась анархия, постоянные междоусобицы. В итоге победила компрадорская партия, которая позвала обратно варягов. В 862 в Новгород прибыл княжить варяжский конунг Рюрик. Как сообщают некоторые источники, Рюрик происходил из варяжского племени русь. Ходят споры, существовали ли братья Рюрика Синеус и Трувор, якобы вокняжившиеся соответственно в Белоозере и Изборске. Через несколько лет после призвания варягов в Новгороде вспыхнуло восстание против их власти, возглавлявшееся Вадимом, которое было вскоре подавлено. Восточные путешественники сообщают о трех протогосударственных образованиях в IXв. на территории, заселенной восточными славянами: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань?).

После смерти Рюрика правителем при его сыне Игоре стал Олег, дружинник или родственник Рюрика. После его смерти вокняживается сам Игорь Рюрикович. В 882 Олег совершает поход на юг и захватывает Киев, центр племенного союза полян, где до этого правили Аскольд и Дир. В Киев была перенесена столица теперь уже объединенного восточнославянского государства. Затем Олег подчинил себе древлян, радимичей и др. Русы (росы) – это либо поляне (по имени реки Рось, впадающей в Днепр недалеко от Киева), либо варяги (как уже отмечалось, есть данные, что Рюрик происходит из варяжского племени русь). Т.о. во второй половине IXв. образовалось Русское государство с центром в Киеве – Киевская Русь.


  1. Норманнизм и антинорманнизм.
Норманнисты считают, что государственностью Русь обязана исключительно Рюрику. Антинорманнисты считают, что варяги дали Руси только правящую династию. Предпосылки же государственности на Руси складывались под воздействием объективных причин в течение предшествовавшего призванию Рюрика времени. Одним из первых норманнистов был приглашенный в Российскую академию наук в XVIIIв. немецкий ученый Байер. Поддержал Байера и его коллега Миллер. Байера и Миллера раскритиковал М.В. Ломоносов (первый антинорманнист). Споры между норманнистами и антинорманнистами в XVIIIв. приобрели политический оттенок, причем государство поддержало, естественно, позицию М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. Однако на рубеже XVIII-XIXвв. норманнистов поддержали Шлецер и даже Карамзин. К XIXв. утвердилась компромиссная версия: признание скандинавского происхождения Рюрика, а также наличия предпосылок государственности в самой Руси до Рюрика. "Антинаучная" норманнская теория была "разоблачена" в 30-е гг. XXв., а в 90-е гг. XXв. (по теории маятника) уже антинорманнскую теорию чуть было не объявили "антинаучной" и "коммунистической" Во всяком случае, сейчас споры между норманнистами и антинорманнистами возобновились.

  1. Источники древнерусского права.
До IXв. не представляется возможным судить о конкретных структурированных нормах права.

Источники древнерусского права:


  1. Правовой обычай – обычное право, складывающееся веками и очень медленно подвергающееся трансформации. Обычное право в договорах Руси с Византией именовалось Законом Русским.

  2. Договоры: договоры Руси с Византией (Xв), другие международные договоры, договоры между княжествами, сохранилось даже несколько частных договоров времен Киевской Руси.

  3. Судебные прецеденты – решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные правовые нормы. Некоторые судебные прецеденты вошли впоследствии в текст Русской правды.

  4. Законодательство – писаные законы стали издаваться на Руси с Xв. Тогда был издан Церковный устав кн. Владимира, устанавливавший десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже кн. Ярослав Мудрый. Помимо светского, в кон. Xв. появилось церковное законодательство, не зависящее от воли киевского князя, ведь оно заимствовалось из Византии (греческий номоканон - постановления церковных соборов и патриархов, а также Эклога (VII-VIIIвв.), т.е. светские уголовные и гражданские законы). Все законы, заимствованные Русью из Винзантии, были в Xв. объединены в Кормчую книгу. Всеобщая западноевропейская тенденция рецепции римского права Киевскую Русь не затронула, для Руси Римом стала Византия. С XIв. основным законодательным источником древнерусского права становится Русская правда (подробнее см. вопросы №№5-7).

  1. Русская правда. Краткая редакция.
Существует несколько десятков отличающихся друг от друга списков (изводов) Русской правды. Все эти списки группируются по трем редакциям Русской правды: Краткой, Пространной (больше всего списков) и Сокращенной. Хотя, например, проф. С.В. Юшков выделял среди списков Русской правды 6 редакций. Но даже внутри редакций тексты некоторых списков совпадают не полностью. В оригинале текст Русской правды не был разделен на статьи, эта классификация была произведена позже Владимирским-Будановым.

Краткая редакция Русской правды состоит из Правды Ярослава (Древнейшей правды) и Правды Ярославичей. Особняком стоят статьи "Покон вирный" и "Устав мостникам". Правда Ярослава была создана в правление кн. Ярослава Мудрого, т.е. примерно во второй четверти XIв. Текст Правды Ярославичей сформировался к концу XIв. Появление Краткой правды как единого сборника исследователи относят ко времени не позднее конца XIв. или начала XIIв. Текст Краткой правды чаще всего встречается в древнерусских летописях. Прежде всего, Краткая редакция ограничила кровную месть (ст.1). Помимо этого, в Древнейшей правде (ст.ст.1-17) содержатся нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о порче чужих вещей. В Правде Ярославичей, в частности, содержатся нормы о судебных пошлинах и расходах.

Русская правда возникла на местной почве и была результатом развития юридической мысли в Киевской Руси. Считать древнерусское право собранием норм других государств (например, рецепцией византийского права) было бы ошибочным. В то же время Русь находилась в окружении других государств и народов, которые так или иначе влияли на нее и на которые влияла она. Так, есть основание полагать, что нормы Русской правды сказались на развитии права западных и южных славян. Русская правда оказала большое влияние и на становление более поздних памятников отечественного права, таких, например, как Псковская судная грамота (XVв.), Двинская уставная грамота, Судебник 1497 года, Судебник 1550 года и даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 года.


  1. Русская правда. Пространная редакция.
Пространная редакция Русской правды состоит из Суда (устава) Ярослава (ст.ст.1-52) и Устава Владимира Мономаха (ст.ст.53-131). Видимо, основной текст Пространной редакции Русской правды был принят на совещании князей и бояр в Берестово в 1113. Эта редакция Русской правды действовала в русских землях до XIV-XVвв.

Пространная редакция Русской правды развивает положения Краткой редакции Русской правды, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством кн. Владимира Мономаха.

Разделение Пространной редакции Русской правды на Суд Ярослава и Устав Владимира довольно условное: с именами этих князей связаны только первые статьи разделов, остальные статьи кодекса заимствованы из разных эпох и источников, ведь в задачу Пространной редакции Русской правды входило собрать и включить в свой состав разные нормы, которые кодификатор считал необходимым закрепить.


  1. Русская правда. Сокращенная редакция.
Сокращенная редакция Русской правды представляет собой выдержки из Пространной редакции Русской правды, включающие ее статьи, наиболее актуальные для XVв., т.е. времени, когда была создана данная редакция.

  1. Правовое положение групп зависимого населения Киевской Руси.
Среди зависимых категорий населения можно выделить следующие группы:

Смерды (крестьяне) – лично свободные (данное положение оспаривается некоторыми исследователями, которые считают, что смерды находились в определенной степени личной зависимости, отдельные даже считают, что смерды были практически рабами, холопами) сельские труженики. Имели право принимать участие в военных походах как ополченцы. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать только сыновьям. При отсутствии наследников-мужчин его имущество переходило общине. Закон защищал личность (из текста Русской правды непонятен размер виры за его убийство – полный или уменьшенный – есть разные версии перевода со старославянского) и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Закупы (рядовичи) – лица, отрабатывающие свой долг в хозяйстве кредитора. Устав о закупах помещался в Пространной редакции Русской правды (данные правоотношения были урегулированы кн. Владимиром Мономахом после киевского восстания закупов в 1113г.). Были установлены предельные размеры процентов по долгу. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, то ответственность его была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть "выдан головой", т.е. обращен в холопство. Такой же исход ждал закупа в случае его попытки уйти от господина, не расплатившись. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. Правовое положение закупа было как бы промежуточным между свободным человеком (смердом?) и холопом.

Рядовичи – по договору (ряду) работали у землевладельца, нередко оказывались как бы временными рабами, их социально-правовой статус сходен с положением закупа.

Изгои – лица, находящиеся как бы вне социальных групп (например, отпущенные на волю холопы, фактически зависимые от своего бывшего хозяина)

Фактически в положении рабов находились холопы (челядины) – подробнее см. вопрос №10


  1. Правовое положение феодалов Киевской Руси.
В особом правовом положении ("над законом") находились князья. В привилегированном правовом положении находились более мелкие феодалы – бояре, например, их жизнь защищалась двойной вирой; в отличие от смердов, боярам могли наследовать дочери, а не только сыновья; и пр.

Боярство выделилось из боевых соратников князя, его старших дружинников. В XI-XIIв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса, закрепление за ними вотчин. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.

В княжеском хозяйстве важной рабочей силой была несвободная челядь (т.е. холопы). В боярских хозяйствах работали закупы, попавшие в долговую кабалу.

Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основные функции: во-первых, участвовать в боевых походах князя, во-вторых, участвовать в управлении и судопроизводстве.

Постепенно формируется боярская вотчина – крупное иммунитетное наследственное землевладение. Именно вотчинное землевладение становится основной экономической и политической опорой боярства на долгие века.


  1. Холопы на Руси в X–XVIIвв.
Холопы (челядины) по сути являлись рабами. В Киевской Руси в холопство попадали путем самопродажи (например, для уплаты виры), рождения от рабыни, купли-продажи (например, из-за границы), женитьбы на рабе (рабыни), поступления в ключничество (услужение, например, в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения преступления ("поток и разграбление", "выдача головой"). В холопство переходили несостоятельные закупы. Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако, в Русской правде, был плен (прежде всего, военный).

Холоп являлся не субъектом, а объектом права. Все, чем обладал холоп, считалось собственностью его господина. Личность холопа не защищалась законом. За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества. Штрафную ответственность за холопа нес его господин. Холоп не мог выступать в качестве стороны в судебном процессе.

Впоследствии источники холопства были ограничены: отменено холопство по городскому ключничеству; в 1550 холопам-родителям было запрещено холопить своих детей, рожденных на свободе; с 1589 ставится под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа; постепенно холопами перестали становиться несостоятельные закупы и преступники; также было запрещено холопить детей боярских, участились случаи отпуска холопов на волю.

В XVв. выделилась категория больших (докладных) холопов, т.е. княжеских или боярских слуг, ведавших отдельными отраслями хозяйства – ключников, тиунов, огнищан, конюших, старост, пашенных. Со временем большая часть этих холопов получала свободу.

С XVв. особо выделяется кабальное холопство. В отличие от полного холопа, его кабальный коллега не мог отчуждаться как обычное имущество, его дети не становились холопами. Кабальные люди часто сами стремились в полное холопство к господам, закон же ограничивал кабальные отношения уплатой или отработкой долга. Отношения господина и холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство. Развитие кабального холопства привело к вытеснению им полного холопства, а затем к уравниванию статуса холопов с крепостными (к XVIIв.).


  1. Суд и процесс в Киевской Руси.
Для древнерусского права характерен классический состязательный процесс с процессуальным равенством сторон при пассивной роли суда. Суд был гласным и открытым взору народа. Судопроизводство носило устный характер.

Суды не были отделены от княжеской администрации. Каких-то особых форм судебного процесса не было, он не разделялся на уголовный и гражданский. Вместе с тем, только по уголовным делам было возможно гонение следа, т.е. расследование преступления по горячим следам. Особой формой предварительного расследования дела был свод. Свод начинался закличем – публичным объявлением, например, о краже. Если законный собственник находил человека со своей вещью, тот (новый владелец вещи) должен был объяснить, где и у кого он ее приобрел и так дальше; человек, который не мог объяснить происхождение похищенной вещи, объявлялся вором и подлежал соответствующей ответственности. Крайним (т.е. вором) объявлялся также тот, в чьих руках находилась вещь до того, как ее следы уходили в другую землю. Также собственник забирал свою вещь, если свод доходил до третьего, а третий сам продолжал свод.

Свидетели делились на послухов (рассказывали про образ жизни подозреваемого и пр.) и видоков (очевидцев происшествия). Признавались и вещественные доказательства (например, поличное - украденная вещь).

Особым видом доказательства была ордалия ("суд божий"), выделялись испытания железом, испытания водой.


  1. Правонарушение и ответственность в Киевской Руси.
Уголовная ответственность в Киевской Руси наступала после нанесения "обиды" и за "разбой" Древнерусскому уголовному праву (что обычно для древности) свойственная казуальность.

В Русской правде упоминаются преступления против личности, против частного имущества, однако нет указаний на государственные и некоторые другие преступления (видимо, ответственность за их совершение устанавливалась другими законодательными актами или по княжескому произволу). Правда Ярослава еще допускала кровную месть за убийство, Ярославичи заменили кровную месть вирой (штрафом за убийство). Остальные штрафы именовались продажей. Вира платилась только за убийство свободных людей. Обычная вира у Ярослава составляла 40 гривен. За убийство привилегированных лиц (бояре, огнищане, княжеские конюхи и др.) назначалась двойная вира в размере 80 гривен.

За отсечение руки и, видимо, за убийство женщин назначалось полувирье в размере 20 гривен. За убийство княжеского холопа назначалась продажа в 12 гривен, за убийство холопа (а также, судя по всему, и смерда, хотя многие исследователи считают, что за убийство смерда взималась полная вира) назначалась продажа в 5 гривен. Т.о. налицо дифференциация наказания в зависимости от социального статуса жертвы преступления.

Устанавливалась продажа за нанесение телесных повреждений (отсечение различных частей тела), за "муку" (не совсем понятно, что это такое, возможно, побои или пытка).

Виры и продажи, по-видимому, шли князю (через специальных вирников). Помимо виры, выплачивалось головничество семье потерпевшего. Также виновный платил лекарю мзду за лечение потерпевшего.

Дикая вира платилась вервью (общиной) по принципу круговой поруки, если след преступника оканчивался в данной деревне, а также если виру не мог заплатить общинник. Судя по всему, преступника, который не мог заплатить виру, ждали поток и разграбление.

В Русской правде не упоминаются различные формы вины, однако учитываются обстоятельства совершения преступления. Так, при убийстве в обиде назначалась предусмотренная вира, а при убийстве в разбое – высшая мера наказания "поток и разграбление" Поток – телесные наказания или продажа виновного в рабство (вместе с семьей). Разграбление – конфискация имущества виновного (правда, непонятно в чью пользу, государства или родственников жертвы, исходя из логики древнерусского права – и тех, и других). Русская правда не предусматривала смертную казнь, хотя она практиковалась. Вместе с тем, по Русской правде преступника можно было убить на месте преступления в случаях убийства огнищанина (княжеского слуги) у клети (ведь он защищал не свое, а княжеское имущество), при воровстве в ночное время. А вот убийство вора в дневное время расценивалось уже как превышение пределов необходимой обороны

Кражи дифференцировались не по размеру, а по виду украденного имущества.

На грани преступления и гражданского правонарушения находились такие действия как перепахивание межи и уничтожение межевых знаков.


  1. Государственный строй Киевской Руси.
Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XIIв. существовало как раннефеодальная монархия.

Великий киевский князь организовывал дружину и военное ополчение, командовал ими, заботился об охране границ государства, возглавлял военные походы в целях покорения новых племен, установления и взимания с них дани, осуществлял суд, руководил дипломатией, осуществлял законодательство, управлял своим хозяйством. Помогали киевским князьям в управлении посадники, волостели, тиуны и прочие представители администрации. Вокруг князя постепенно сформировался круг доверенных лиц из числа родственников, дружинников и племенной знати (боярский совет). Его роль и значение не вполне выяснено: был ли он совещательным органом при князе или же князь являлся лишь председателем такого собрания, связанным его решениями.

"В послушании" у киевского великого князя находились местные князья. Они выставляли ему войско, передавали ему часть собираемой с подвластной территории дани. Земли и княжества, где правили зависимые от киевских князей местные княжеские династии, постепенно передавались сыновьям великого князя, что, несомненно, медленно, но верно укрепляло централизованное Древнерусское государство вплоть до его наибольшего расцвета в середине XIв., во время правления кн. Ярослава Мудрого.

С развитием феодализма десятичную систему управления (тысяцкие – сотские – десятские) сменяет дворцово-вотчинная (воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и пр. княжеские должностные лица).

Ослабление (со временем) власти великого киевского князя и рост власти крупных феодальных землевладельцев стали причиной создания такой формы государственно-властного органа как феодальные (княжеские с участием некоторых бояр и православных священников) съезды (снемы). Особенно известен организованный кн. Владимиром Мономахом Любечский снем 1097 года. Снемы решали наиболее важные вопросы: о военных походах, о принципах взаимоотношений князей друг с другом, о законодательстве. Статус снемов был столь же неопределенным, как и статус вышеупомянутых боярских советов.

Противоречивы исторические источники и мнения исследователей по вопросу о роли веча в Киевской Руси. В отличие от совета дружины, вечевые собрания в этот период проходили, как правило, в чрезвычайных ситуациях: например, война, городское восстание, государственный переворот. Вече - народное собрание – возникло еще в догосударственный период развития восточнославянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община, выполнявшая, в частности, административные и судебные функции.

Вооруженные силы Киевского государства состояли из профессиональной постоянной части – дружины и народного ополчения – "воев". Ополчение строилось на основе десятичной системы управления: во главе его стоял тысяцкий, более низкими начальниками были сотские и десятские.

С формальной точки зрения Киевская монархия была неограниченной. Но в исторический и юридической литературе обычно понятие неограниченной монархии отождествляется с западной абсолютной монархией XV-XIXвв. Поэтому для обозначения формы правления европейских государств раннего средневековья стали использовать особое понятие – раннефеодальная монархия, которое и было употреблено в начале этого ответа.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе обычно используется выражение "относительно единое государство", которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI-XIIвв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной.

Загрузка...
Top