Формирование церковной организации в древней руси. Церковная организация и церковное право в киевской руси

Конспект урока по истории России в 6 классе по теме:

« Общественный строй и церковная организация на Руси».

Антоненкова А.В.,

Учитель МОУ Будинской ООШ

Бельский район Тверской области

Цели и задачи: познакомиться с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; с системой управления государством, основными слоями населениями; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси;

Планируемые результаты:

предметные:

    применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

    овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования летописных сведений и археологических данных

    соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей;

метапредметные: (коммуникативные)

    организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся,

    воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи,

    находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные )

    формулировать новые задачи учебной деятельности,

    определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,

    составлять план действий, оценивать правильность решений.

    Оценивать правильность решения учебной задачи;

( познавательные )

    работать с различными источниками информации,

    устанавливать причинно- следственные связи,

    строить логическое рассуждение,

    анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные:

    формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,

    развивать творческие способности через активные формы деятельности

    формировать российскую гражданскую идентичность;

    расширять опыт оценочной деятельности;

    осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предыдущих эпох

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация

Основные вопросы урока:

1) Формирование древнерусской народности

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

5) Монастыри.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы урока: учебник, схемы

Основные понятия и термины: вотчина, бояре, закупы, рядовичи, смерды, древнерусская народность, ценности, благочестие, мораль, епископ, митрополит, монастырь, игумен, миссионеры.

Персоналии : Алипий Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Ефросинья Потоцкая, Иларион

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Рабочая тетрадь – задания 1,2, 5

Проверим:

Задание 1: 1. Русь , 2. княжеские междоусобицы , 3. Наместник , 4. династической

5. "Русская Правда"

Задание 2 . Имена князей и их прозвища

Святополк Окаянный, Владимир Красное Солнышко, Олег Вещий, Владимир II Мономах, Мстислав Великий, Ярослав Мудрый

Задание 4.

Задание 5.

3. Мотивационно - целевой этап.

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы :

В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

4. Ориентационный этап.

1. Формирование древнерусской народности.

Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

Давайте проверим, что у вас получилось

Формированию древнерусской народности способствовало:

подчинение власти киевского князя;

участие племен в общегосударственных делах;

совместные военные походы;

сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

принятие христианства, вера в единого Бога;

отождествление себя с русским народом.

2. Основные слои населения Древней Руси.

Давайте вспомним, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

Всего в Средневековье было три социальных слоя:

1) Рыцари (те, кто воюют»их основной обязанностью было служить своему сеньору и защищать его (сеньором знатных рыцарей был король).

2) Крестьяне -(те, кто работают) - рабочий класс.Их существование сводилось к тому, чтобы вырастить урожай, накормить семью, продать товар и заплатить налоги в казну сеньора.

3) Духовенство (те, кто молятся) - они занимали особое место в обществе, так как считалось, что они были приближёнными к Богу.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в древнерусском государстве стали составлять единое общество. Как и в других странах, подразделялось на определённые слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку общества составляли князья. Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода (удельные князья) получали в княжение малые города и превращались в феодалов.

Князь опирался на дружину . Она делилась на старшую - бояр и младшую .

С принятием христианства появляется особый слой населения – духовенство .

Основная масса населения были свободные земледельцы – люди, которые объединялись в общины. ПО мере роста городов них появляются ремесленники и купцы.

Но в обществе были и люди, которые не были свободными.

Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него.

Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда.

Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи.

Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Холоп – раб.

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

3. «Земельные отношения».

Давайте вспомним, что такое родовая и соседская община?

Есть ли что-то общее и чем различаются?

Родовая община соседская община

Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля считалась совместной собственностью общины. А как были использованы остальные земли? Пашни? Луга? Таким образом постепенно государство утверждало своё право собственности на землю.

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю. Историки полагают, что в Х в. и в первой половине ХI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени - «Русской Правде» - нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, « сажали» на них пленных и превращали их в своих работников НА землях строили хоромы, хозяйственные постройки, сады и огороды, конюшни, охотничьи угодья.

Князья стали жаловать земли своим дружинникам, а так же церкви. Появляются первые вотчины (отчины) – наследственные земли, переходившие от отца к сыну

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

4. Церковная организация. Храмы и богослужения.

Прочитайте самостоятельно и заполните схему:


5. Монастыри.

Особую роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

(распространял христианские идеи, медицинскую помощь и защиту, занимались благотворительностью, оказывали милостыню нуждающимся)

Как вы понимаете, что такое монастырь((это религиозная община монахов, а так же специальное место, где они живут)

Правила проживания монахов могут быть разными, но все они объединяются под руководством наставника – игумена .

Прочитайте материал на стр. 74 (со слов « Одним из первых…) до стр. 75 и заполните таблицу

Кто такие миссионеры? (просветители населения, незнакомого с христианством)

6. Духовные ценности. Древнерусские сподвижники.

Давайте познакомимся с этими ценностями и составим таблицу.


5. Первичное закрепление.

Рабочая тетрадь.


Задание1 .

Задание 2.

1) "Русская правда" - свод законов на Руси

2) За убийство человека из разных слоев требовалась разная сумма: за рядовича - 5 гривен, а за княжеского - 80.

3) Понятия из текста.

Вира - судебная пошлина, штраф.

Гривна - денежная единица в Древней Руси.

Рядович - человек, заключивший договор на выполнение работы.

Закуп - человек, получивший заем у господина.

Холоп - раб.

Людина - простой свободный житель Руси.

4) Человек мог стать рабом, если он не вернул заем. То есть рабом мог стать закуп.

Задание 3.

Определение понятий

Вотчина - крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

Бояре - высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Задание 4.


Задание 5.

Роль монастырей в жизни стран Западной Европы в Средних веках и в жизни Древней Руси.

Линии сравнения

Монастыри в Западной Европе

Монастыри на Руси

Роль в религиозной жизни

Распространение христианства, вероучения.

Роль в развитии культуры

Писали книги, часто обучали грамоте мирян, собирались сведения по медицине, создавались библиотеки, занимались наукой.

Писали иконы, создавались и переписывались книги, вели летописи.

Задание 6.

    Митрополит, епископ, архиепископ - высшая церковная иерархия.

    Монахи, игумен, кельи - то, что есть в монастырях.

    Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Ефросиния Полоцкая - монахи.

Задание 8

1.Резиденция - место нахождения митрополита в Киеве.

2.Игумен - Кто стоял во главе монастыря?

3.Архиепископ - Духовный чин между епископом и митрополитом.

4.Митрополит - Кто был во главе Русской православной церкви?

5.Евангелие - часть Библии, содержащая описание земной жизни Иисуса Христа.

6.Поучение - наставление, назидание, добрый совет.

7.Десятинная - первая каменная церковь Древнерусского государства в Киеве.

8.Монастырь - место, где живут монахи.

9.Христианство - религия, в которой поклоняются Иисусу Христу как Сыну Божию и Спасителю мира.

10.Православие - одно из направлений христианства.

11. Миссионеры - люди, распространяющие христианство в других странах и землях.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание:

Параграф 9, вопросы, термины,

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха . Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.

Церковь - важный элемент политической системы древнерусского общества, тесно связанный с государством. Христианская религия отвечала идеологическим требованиям княжеской власти, проповедуя божественное происхождение власти монарха, покорность подданных государству. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.

Церковная организация (русская церковь - часть Константинопольской патриархии):

  • 1) митрополит (назначался константинопольским патриархом)
  • 2) епископы (во главе епархий - крупных церковных округов)
  • 3) церкви (гос. образования) и монастыри (добровольные сообщества людей)

Церковное право (церковные уставы Владимира и Ярослава):

  • 1) доля церкви в княжеских доходах
  • 2) разделение церковной и светской юстиции
  • 3) круг преступлений, подсудных церкви (семейные, колдовство, богохульство)

Роль церкви в ДРГ: укрепление государственности, объединение русских земель, влияние на культуру, приобщение к европейскому христианскому миру. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности.

За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные наказания -- эпитимьи . Так, византийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет «поститися и плаката»; легкой эпитимьей считались 500 поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной карой. По мнению С. В. Юшкова, церковь применяла кроме эпитимий членовредительные наказания и тюремное заключение .

Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей - епископов и настоятелей монастырей - обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.

В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх.

Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным.

При Владимире на Руси было основано восемь епархий С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения на Руси уже было пятнадцать епархий.

С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа . Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.

Русское монашество следовало византийскому образцу. На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.

Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав - такой как в монастыре Студион в Константинополе - был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись. Под покровительством князей монастыри быстро распространились по Руси в киевский период, к концу которого их число достигло пятидесяти восьми, к чему нам следует еще прибавить двенадцать женских монастырей. За единственным исключением, все мужские и женские монастыри располагались в городах. Это является ярким контрастом по отношению к ситуации; сложившейся в монгольский период (с тринадцатого по пятнадцатый век), во время которого большинство новых монастырей было основано в "пустыне" (то есть в девственных лесах), и, таким образом, им было предназначено сыграть важную роль в колонизации Северной Руси.

Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства. Тяжбы между представителями Церкви и мирянами рассматривал смешанный суд епископа и князя или, соответственно, их чиновников.

Кроме того, были особые случаи, когда даже люди, не являющиеся представителями Церкви, подчинялись юрисдикции епископа. К этой категории относились преступления против Церкви и религии, семейные конфликты, а также случаи, связанные с моральными провинностями. Списки подобных дел были включены в так называемые "Церковные уставы", большинство из которых известно только в более поздних и неофициальных списках. Мы обнаруживаем в них упоминание о таких преступлениях, как ограбление церкви, срезание крестов (по-видимому, на кладбищах и на перекрестках), кража одежды с тел усопших, а также, то, что современному читателю может показаться значительно меньшим преступлением,- привод в церковь собаки или какого-то другого животного, и так далее. Что касается семейных конфликтов и преступлений против морали, то в список занесены следующие случаи: ссора между мужем и женой по поводу собственности; избиение родителей детьми (но не наоборот); супружеская измена; изнасилование женщины или девушки (а если монахини, то это требовало самых высоких штрафов); оскорбление, особенно, когда женщину называли "шлюхой" и так далее.

Предпосылки феодальной раздробленности. Отличительные черты феодальных княжеств и феодальных республик

Феодальная раздробленность (удельный период) - раннефеодальное гос-ва рассыпается на отдельные самостоятельные княжества, которые формально сохраняют единство.

Предпосылки для раздробленности создала знаменитая резолюция Любечского съезда князей 1097 года: "Каждый да держит вотчину свою" После этого князья постепенно перестали признавать свою зависимость от киевского великого князя.

Причины , вызвавшие распад Киевской Руси, разнообразны. Среди экономических главной можно назвать сложившуюся к этому времени систему натурального хозяйства. При данной системе отдельные хозяйственные единицы, такие как семья, община, княжество и др., изолировались друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь произведенный продукт. Вследствие этого товарный обмен не получил широкого распространения. Ослабление экономического единства в следствие упадка традиционных торговых путей - исчезновение торгового пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию),

Наряду с экономическими причинами можно выделить и социально-политические . Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю (ослабление их зависимости от князя).

В этот период происходят изменения в системе государственного управления -- на смену десятичной системе приходит дворцово-вотчинная. Формируются два центра управления -- дворец и вотчина. Отсутствует сильный преемник, который мог бы объединить княжества.

В процессе распада Киевского государства существенную роль играли и внешнеполитические причины . Ослабление внешнеполитической угрозы в начале 12 в.

Последствия:

  • - Ослабление государства. Главными из них были: вторжение монголо-татар.
  • - Усложнение усобиц

В XIII в. Киевское княжество окончательно утратило свое значение славянского государственного центра. Начинается отток населения на запад и северо-восток. Сформировался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств происходил процесс дробления на еще более мелкие феодальные образования. ГВК. Здесь очень рано формируется боярство. Это сословие имело большой удельный вес, политическую и экономическую силу, поэтому князь был вынужден с ним считаться. Все важные вопросы решались князем совместно с боярами. Большое влияние соседних католических стран. Ярослав Осмомысл, Роман и Даниил Галицкий. ВСК укрепление боярства начинается после распределения земель (1097 г.). Хотя боярство пыталось установить контроль над властью, князья имели большую самостоятельность. Здесь раньше всех начинают использовать временное пожалование, а также форму служилого землевладения. Основаны новые города. Развивается земледелие и скотоводство (благодаря благоприятным природным условиям). Активное стремлени влиять на политику других княжеств НЗ. Боярство уходит корнями в родоплеменную знать, т.е. коренное население региона. Отсутствует княжеское единовластие, даже при участии боярство. Главенствующее положение занимает вече (аристократическая республика). Развивается в основном ремесло и торговля. 1136 - изгнан Киевский наместник. Вече, посадник, архиепископ Но полного распада не произошло:

  • - сохраняется религиозная общность
  • - сохраняется титул ВК
  • - сохраняется понятие русской земли

Причины возвышения Москвы:

  • - превращение в религиозный центр - 1327
  • - отсутствие мощного боярского землевладения, не делилась на уделы
  • - политика правителей
  • - выгодное ЭГП, пересечение торговых путей
  • - миграционный поток

С момента образования Древнерусского государства в нем появился структурированный общественный строй - и своеобразное классовое расслоение, хотя последнее в ранний период истории было выражено не очень четко.

Основные слои населения Древней Руси

Посмотрим, как выглядел общественный строй в славянском государстве XI – XV веков.

  • Главным человеком славянского государства был, безусловно, князь. Правда, здесь нужно сделать примечание - помимо великого князя, являвшегося «фигурой номер один», существовало еще множество удельных князей, его родичей. В собственных вотчинах главенствовали именно они. Князь регулировал все сферы общественной жизни - он был верховным судьей, законодателем, военачальником.
  • Ниже князя стояла его дружина, в которую входили и бояре. Они были советчиками князя и его доверенными, тогда как дружина младшая состояла из воинов.
  • Совершенно особенной кастой являлось духовенство - сначала это были языческие волхвы, затем православные священники. Они имели приблизительно такую же власть, как и бояре - а иногда могли так сильно влиять на верующего князя, что даже диктовали ему свои решения.
  • Самой нижней кастой древнеславянского общества были крестьяне, делившиеся на земледельцев, охотников и первых ремесленников. В первые века развития Руси простые люди вовсе не были закабаленными крепостными - они обладали личной свободой и всеми правами. Однако уже в XI веке в Древней Руси существовали зависимые люди - холопы, челядь из числа пленных врагов, слуги, работающие на хозяина по добровольному договору.

Как выглядела древнерусская церковь?

В духовной сфере тоже существовало свое особое расслоение. В каком-то смысле церковь была «государством в государстве» - по крайней мере, ее структура сильно напоминает структуру светского социума.

Во главе церкви в масштабах всей страны стоял митрополит. Но поскольку Древняя Русь была слишком велика и раздроблена, в каждом регионе имелся еще и свой епископ - напрямую подчиненный митрополиту. И уже власти епископа подчинялись низшие слои духовного общества - дьяки и священники, называвшиеся «белым» духовенством, и монастырские монахи, представлявшие духовенство «черное».

Также важно отметить, что долгое время высшее управление русской церковью осуществлял константинопольский патриарх - он же и назначал митрополитов. Только в 1051 году, когда митрополит впервые был назначен на Руси, ситуация начала постепенно меняться.

Загрузка...
Top