"тора ми-цион" центр еврейского религиозного образования. ❖Что такое пророчество

Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.

О Песне на море и о различии между духом святости (руах акодеш) и обычным пророчеством

Пророчество, которое Б-г благословенный посылает людям, существенно отличается от духа святости, руах акодеш , с помощью которого пророчествуют совершенные в вере евреи. Пророчество — это определенное воздействие на разум пророка и на его воображение. В момент, когда он произносит свое пророчество, его собственная сила погружается в сон, его чувства перестают действовать и душа его занята только постижением пророчества. Теперь он сообщит людям то, что увидел или услышал, независимо от того, хочет ли он этого. Его рассказ будет вынужденным и не будет результатом осознанного решения. Пророк Йешаяу говорит об этом: «То, что услышал я от Б-га Воинств, я сообщил вам», — а пророк Амос даже дважды засвидетельствовал: «Именно это показал мне Б-г».

А дух святости, руах акодеш , действует не так. Через него не передаются образы и притчи, знание принимается не во сне, и чувства не отключаются. Пророк сам выбирает, о чем он хочет поговорить: желает ли он произнести слова мудрости или прославления Б-га, наставить или предостеречь евреев или выбрать какую-то другую тему. А поскольку в своих речах этот человек опирается на дух Б-га, получая прямую помощь Свыше, эта ступень и названа духом святости, руах акодеш . Ее можно считать подготовительной ступенью перед истинным пророчеством.

Великий Рамбам в Морэ невухим (48:2), говоря об уровнях пророчества, указывает, что один и тот же человек временами получает пророчество одного типа, а временами — другого, более низкого уровня. Никто ведь не пророчествует все время: получив пророчество, пророк высказывает его, а затем связь с Б-гом прерывается и пророческая сила на какое-то время оставляет его. То же самое относится и к уровням пророчества: иногда пророк может удержаться на высшем уровне пророчества, а иногда пророчествует на более низком уровне или даже спускается еще ниже, на уровень духа святости.

Теперь ты можешь сам понять и осознать, что любая Песнь, которую ты находишь в книгах пророков, — это текст, который они сами составили, опираясь на дух пророчества, а вовсе не получили от Б-га в готовом виде. Этим Песни разительно отличаются от пророческих видений, которые представляют собой истинные пророчества и стоят гораздо выше уровня руах акодеш , согласно определению, которое дает Рамбам. Песнь же всегда есть произведение самого пророка, созданное им сознательно с помощью духа святости, когда чувства и сознание продолжают работать. Я уже объяснил, как действует пророчество этого типа: пророк иногда получает истинные видения, а иногда пророчествует, не засыпая, и связывает слова в красивые и гладкие фразы с помощью духа святости.

Вот, например, пророк Шмуэль. Он создал и свою книгу, и книгу Шофтим путем истинного пророчества, и именно поэтому они помещены в Танахе среди книг Пророков. И, тем не менее, он же написал свиток Рут, не содержащий пророчества и относящийся не к Пророкам, а к Писаниям! Пророк Йирмеяу тоже оставил нам пророческие книги: свою книгу и книгу Мелахим , — и, помимо этого, написал книгу Эйха , вошедшую в Писания.

Итак, Песнь представляет собой продукт личного творчества пророка, созданный с помощью определенной ступени пророчества, называемой «духом святости», руах акодеш . Поэтому Писание все время связывает Песнь с ее автором: «Тогда запел Израиль…», «И запела Двора и Барак, сын Авиноама…», «Песнь Песней, которую создал Шломо…» И пророк Йешая сказал: «Воспою я другу моему…» Он счел произнесенную им Песнь своей, потому что сочинил ее, а не получил готовой в пророческом видении.

И такими же словами начинается и Песнь на море: Тогда воспели Моше и сыновья Израиля эту Песнь и провозгласили: «Воспою Б-гу…», — поскольку они сами сочинили ее, а затем сами пропели. Поэтому в ней уместна и молитва о будущей победе: «Да падет на них ужас…», «Введи нас и насади нас на горе Твоего удела …»

Возможно, ты хочешь задать вопрос: а как же тогда Песнь Аазину , «Слушайте, Небеса…», которую Б-г передал Моше и Йеошуа уже готовой? Ответ таков: она потому называется Песнью, что Б-г повелел Моше прочесть ее как свое собственное произведение, как будто она родилась на его собственных устах, а не была получена от Б-га. Поэтому Б-г сказал о ней: «А сейчас запишите себе эту Песнь…» И сам текст доказывает это: он ведь написан от первого лица! «Послушайте, Небеса, и я буду говорить…», «Когда я возглашу Имя Б-га…» и многие другие выражения, указывающие на Моше-рабейну как на автора. А завершил Моше словами: «Положите на сердце ваше все слова, которые я говорю вам ныне… ибо это не пустое для вас». Ведь все эти фразы доказывают, что Моше-рабейну произносил слова Песни, как если бы сам сочинил ее.

Те слова, которые получены через истинное пророчество, никогда не называются Песнями, поскольку созданы не самим пророком, не его желанием и не с помощью духа святости, а получены через пророчество в уже готовом виде. Но притчи, которые пророки создали сами, сами сочинили их, воспользовавшись духом святости, руах акодеш , — эти произведения как раз и называются Песнями. Именно такой была Песнь на море, созданная Моше-рабейну ради восхваления и прославления Б-га, ответившего ему в час бедствия, и ради этого же создала свою Песнь его сестра Мирьям и исполнила ее с танцем и под бубен, о чем тоже рассказывает Писание.

Однако эти Песни — не просто стихи. Они вошли в Писание: и в Тору, и в другие разделы Танаха, поскольку Б-г принял их и повелел внести их в Б-жественную Тору. Таким образом, в конечном итоге получается, что составил эту Песнь сам Моше-рабейну , а в Тору ее поместили по прямому указанию Самого Б-га.

Пророчества есть не что иное, как кем-то увиденные части какого-то предназначения. Они не всегда могут рассказать, что именно, когда именно и где именно произойдет.

Представьте себе игру в пятнашки. Существует множество способов выстроить разрозненные цифры по известному порядку и добиться желаемого результата, но в зависимости от степени разупорядочения эти способы будут различны. Также и при реализации пророчеств. Сценарий исполнении пророчеств всегда будет разный, так как он зависит от множества во многом случайных факторов и перестраивается по ходу дела. Некоторым магам этот дар дан от рождения, другим, чтобы увидеть будущее, приходится прибегать к закли­наниям или магическим предметам.

Пророчества, вызванные использованием магии, можно показать дру­гим, если же они вызваны природным даром, то их сможет увидеть только этот человек. Для того, чтобы увидеть будущее, необходимо сосредоточиться на каком-нибудь объекте и использовать соответствующее заклинание. Объектом может быть поверхность воды, зеркало, огонь. Тогда картины из будущего сами возникнут перед вами. Такой способ необходим, если тебе именно сейчас необходимо узнать будущее. Но это все совсем не обязательно. Иногда знание будуще­го приходит само собой. Ты просто знаешь, что будет именно так, и все.

Иногда узнать будущее просто, но знать его бывает тяжело. Иногда самому не хочется дальше жить, по­этому произносить пророчества нужно очень осторожно. У пророче­ства нет срока давности. Они могут относиться к тому, что произойдет через несколько часов или несколь­ко столетий.

Пророчества мага всегда сбываются. Только их нужно правильно пони-мать. Они могут не сбыться дослов­но. Наглядный пример этому - Сказание о Вещем Олеге. Вещему Олегу было предсказано, что он погибнет от своего коня. Князь пытался сделать так, чтобы пророчество не сбылось: он перестал ездить на своем коне и отправил его подальше от себя. Пос­ле смерти коня князь пришел на его могилу, и гадюка, вылезшая из чере­па коня, укусила Олега, который от змеиного яда умер. Как видите, пророчество было правильным, но Олег не так его понял.

К пророчествам нужно относиться серьезно только тогда, когда их понимаешь. Иначе они опасны. Правиль­но истолковать пророчество - наука сложная. Обычно весь смысл, заложенный древним прорицателем, становится понятным только тогда, ког­да пророчество сбывается.
В случае существования двух взаимоисключающих пророчеств исполняется то, которое приводит мир к наименьшему отклонению от равновесия.

А возможно ли вообще познание будущего? Гадать или не гадать? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории, которая хранит имёна множества великих пророков. Из 39 книг Ветхого Завета 16 написаны пророками, которые предрекли приход, жизнь и смерть Иисуса Христа за 600-800 лет до его рождении. Сам Иисус предсказал не только свою судьбу, но и судьбы апостолов, судьбу Иерусалима и всего народа Израиля.

А кому не знакомо имя слепой прорицательницы Ванги? Она предсказала многое многим, назвала день, чае и минуту своей смерти. Чтобы изучить ее дар, был создан даже специальный институт, но... тайна так и не была раскрыта. Единственное, что было доказано бесспорно, - это ее фантастическая способность предсказывать будущее.
Широко известны пророчества Мишеля Нострадамуса. Очень многие монархи держали при своих дворах людей, наделенных способностью предсказывать будущее. Эту роль при дворе последнего русско­го царя Николая II исполнял Григорий Распутин.

Иосиф Сталин пользовался услуга­ми нескольких предсказателей. Один из них - Вольф Мессинг - был нео­днократно обследован в различных лабораториях, он даже опубликовал книгу о своем даре, но так и остался загадкой для науки. Адольф Гитлер истратил около двух миллиардов марок на создание ряда институтов, изучающих ясновидение, телепатию, астрологию и другие оккультные науки. И у него также были свои астрологи и предсказатели, которым он доверял.

Когда прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV в 1849 году предложили корону объединенной Германс­кой империи, монарх от нее отказался, имея на это собственные соображения. Он обратился к депутатам, доставившим ему это предложение, со словами: «Время Германской им­перии еще не наступило. Если вы, господа, желаете узнать, когда это время придет, то напишите на бума­ге нынешний год - 1849-й и прибавьте к нему каждую из составляющих его цифр. В результате получится 1871 год. Вот тогда и придет время первого германского императора!» Увидев недоумение на лицах собравшихся, он предложил депутатам узнать год, когда на смену германско­му императору придет его наследник.

Для этого, по его предложению, следовало к полученному в результате первой математической операции году - 1871 -му - прибавить тем же порядком составляющие его цифры (1,8,7, 1). Результат - 1888 год.
Самое удивительное в этой истории то, что прусский король правиль­но предсказал и год образования Гер­манской империи, и год смены импе­ратора. 18 января 1871 года после победы Германии над Францией в Зеркальном зале Версальского двор­ца было провозглашено образование Германской империи. Первым императором объединенной Германии стал король Вильгельм 1 - брат Фридриха-Вильгельма IV.
Получила подтверждение и другая дата, указанная королем Пруссии. После смерти Вильгельма 1 в 1888 году новым императором Гер­мании стал его сын, Фридрих III, правда, на престоле он пробыл не­долго, всего 99 дней.

Американцев в общей массе никак нельзя назвать людьми доверчивыми и простодушными, но у них также ве­лико число официально принимающих предсказателей. В США выходит около 30 журналов, общий тираж которых близок к 10 миллионам экземпляров, посвященных различным оккультным наукам. Люди верят в про­рочества, различные знамения и не стесняются этого. Более того даже на всех долларах США имеется магичес­кая надпись, которая в переводе означает: «В Боге наша надежда». А на однодолларовых купюрах изображен глаз - мистический знак интуиции, предчувствия и божественного предвидения. Вполне вероятно, что имен­но поэтому американская валюта и является одной из самых стабильных в мире.

В США есть даже федеральное бюро предчувствий, причиной созда­нии которого послужило предсказание убийства Роберта Кеннеди. Чело­век по имени Аллан Воген за три месяца до трагедии говорил о том, что должно случиться, но его не слуша­ли, посчитав ненормальным. Кенне­ди был убит.

А власти, хоть и с опозданием, но все же решили прислушаться к тому, что говорят люди, на-деленные экстрасенсорными спо­собностями. С этой целью и было создано федеральное бюро предчув­ствий. Сегодня оно занимается тем, что собирает информацию, поступающую от всех экстрасенсов страны, о грядущих событиях. Полученные данные обрабатываются, после чего делается прогноз относительно опасности того или иного события, и в случае необходимости даются рекомендации по технике безопасности.

Выходит, что познание будущего возможно и что на земле есть люди, наделенные даром предсказания. Как же отличить истинного пророка от ложного? Это просто! Если предсказатель не сможет описать вашего прошлого, то он не увидит и будущее. Прошлое уже наложило свой отпечаток на вас, так что начните свой визит к предсказателю с вопросом о том, что было. Впрочем, настоящий провидец, чтобы заслужить ваше доверие, и сам начнет беседу с описания про­шлого. То, насколько его слова будут сходиться с реальностью, и покажет вам, с кем вы имеете дело.

Общаясь с предсказателем, старайтесь формулировать свои вопросы так, чтобы получить на них однозначный ответ - либо «да», либо «нет». Именно от таких ответов уходят лжепророки. Кроме того, пос­ле общения с духовно чистым человеком (а только такой и может входить в высшие духовные сферы) всегда остается чувство покоя и веры в свои силы.

Что же такое пророчество? Как понимать пророчество?
Все ли пророчества сбываются? Может ли Господь отменить пророчество?
Всё это очень важные вопросы и мы попробуем разобраться в них.
Эти вопросы приобретают, в настоящее время, особую актуальность, поскольку многим людям будут даны пророчества от Духа Божьего, об их призвании и их судьбе. Возможно и к вам, уважаемые посетители сайта, будут обращены слова Господа, через кого то, из Божьих служителей и вы поймёте то, что к вам обращается Господь и указывает вам ваш путь и вашу судьбу.
И что здесь важно уразуметь? Очень важно понять то, что пророчество это план для вашей жизни, или жизни народа, который Господь желает.чтобы вы, или же народ, реализовали в этой своей жизни. Но это ещё не значит то, что он будет реализован. И многие Божьи служители не смогли реализовать план, данный Господом, для их жизни, не смогли реализовать пророчество, данное им когда то. Многие служители просто ждали того момента, когда всё свершится, предназначенное им и предсказанное пророческими словами. Но время шло, а ничего не свершалось, потому что они ничего не делали для свершения пророческих слов. Господь, просто напросто, отменял это пророчество! И люди так и не поняли того, что пророчество, во многих случаях, это рубеж, который нужно взять!
Пророчества, как вы уже поняли, в большинстве своём, условны, то есть они сбываются при определённых обстоятельствах. И эти обстоятельства всегда субъективного характера. Хотя, несомненно, есть пророчества, которые сбываются и сбудутся независимо от воли и желания людей. То есть, есть пророчества, на которые субъективный фактор не действует. Например: пророчество о втором пришествии Господа. Оно состоится независимо от того, как будут развиваться события на Земле до конца дней.
Но есть пророчества, которые могут быть изменены. Таковые пророчества, предупреждающего характера, и они даются Господом для того, чтобы люди, что то изменили в своей жизни, из за угрозы свершения наказания от Господа., о котором и предупреждает пророчество. Примеров подтверждающих эту истину в Слове Божьем достаточно. И пророчество о Ниневии, о её поражении и отмена этого пророчества, и пророчество Езекии о том, что он умрёт и отмена этого пророчества и есть ещё немало примеров и в Слове Божьем и описании жизни святых людей, о предвозвещении Господом о чём то и последующая отмена предвозвещаемого.
Например: пророчества о Руси. Эти пророчества произносились святыми людьми, которые, в настоящее время, канонизированы и причислены к лику святых. Эти пророчества были разными, в разные времена. Например: пророчества о том, что Россия будет захвачена Китаем и от России останется только её центральная часть. С другой стороны, чрез святых было открыто то, что Россия распространит своё духовное влияние по всему миру и слава России будет чрезвычайной. Также о власти антихриста. Чрез одних вещалось о том, что он покорит, практически, весь мир. Чрез других - то, что Россия не покорится власти антипода Христа.
Как же это понимать? Что святые люди заблуждались? Или говорили от своего духа, выдавая свои мысли за Божьи откровения? Нет, не совсем так! Хотя, конечно, были и ошибки и в святых людей. Как говорил великий святой земли русской, Серафим Саровский, : “Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки”.
Или,слова схимомонахини Нилы:

«…матушка не раз говорила, что Господь может отложить исполнение пророчеств. Многое зависит от нас, верующих, от нашего молитвенного настроя, покаяния, от нашего подвига очищения себя». ().
То есть Господь действительно указывал, чрез святых, о разных вариантах развития грядущих событий в мире, в том числе и в России. Россия, действительно могла оказаться, большей своей территорией, под властью соседнего Китая, действительно, антипод Христа мог распространить своё влияние и на, практически, всю территорию Святой Руси. Но Господь, по милости своей, отменил таковой вариант развития событий. Но эту милость, ведь, нужно было кому то заслужить. И сонму святых, предстоящих пред Господом, и многим верующим людям, населяющим Святую Русь, по молитвах, которых и определил Господь милостивый вариант развития грядущих событий для Святой Руси.
И более того, если сильно возгорелась бы Вера, то Господь вообще бы отменил власть антихриста. То есть, антихрист есть, он рождён, и все служители ада работают на то, что бы всё устроить к его воцарению. Но при сильном возгорании Веры, антихрист так и не взошёл бы на вершину политической и духовной власти. Он метался бы в определённом кругу обстоятельств, не имея решительно никакой возможности вырваться из него. Но для этого нужно очень много молиться, каяться, уничижаться всем народам, в целом и избранному народу Святой Руси, в частности.
Вот сейчас стоит вопрос о грядущем развитии событий для Украины. Вы знаете то, что ожидает народ Украины, если он не возгорится верой и не станет на путь покаяния.
Грядёт диктаторская власть! Молите Господа об её отмене. Лучше народу впасть в руки Бога, чем в руки человеческие. Когда Господь спросил Давида, после согрешения последним, какое он выберет себе наказание.
« … так говорит Господь: три наказания Я предлагаю тебе; выбери одно себе из них, которое свершилось бы над тобой». (2-я царств.24.12).
«… быть ли голоду в стране три месяца, или чтобы ты бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжении трёх дней была моровая язва стране твоей?». (2-я царств.24.13).
И ответил Давид: «… пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И послал Господь язву на израильтян …. и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек».
(2-я царств.24.14-15).

Поэтому лучше пережить народу Украины калифорнийский грипп, или ещё какую то чуму, нежели диктаторскую власть, одержимых духом князя этого мира, людей. Потому, что в первом случае, вы можете попасть под власть людей, которые прекрасно знают анатомию и физиологию человеческого организма, и они эти знания используют с той целью, чтобы излечить вас, в крайнем случае, чтобы уменьшить ваши страдания и вашу боль. Во втором же случае, вы можете попасть под власть людей, также прекрасно знающих анатомию и физиологию человеческого организма, но эти знания они используют для того, чтобы как раз наоборот - причинить вам как можно больше боли и страданий. Что же предпочтительней?
Но это мы все приводили примеры пророчеств - предупреждений, которые отменялись Господом. Но возможен и обратный момент! Это благоприятные пророчества, которые отменялись Господом и давались другие пророчества, пророчества о наказании и взыскании.
Возьмём для примера жизненную историю первого царя израильского народа Саула. Избранный Господом, Саул был примерным человеком. Он сам пророчествовал и ему пророчествовали пророки израильского народа. (1 я Царств 10. 5- 10.10). О чём были эти пророчества? О падении Саула и отступлении от Господа и враждебном отношении Саула к Божьим служителям? Нет! Как видится, эти пророчества Саулу были о его превосходящем, высоком, жизненном пути и примерном служении Господу. Вот о чём были эти пророчества. Но … ..
Но Саул начал колебаться, в верности служения Господу, начал допускать своеволие. И тогда Господь, через Самуила и других Божьих людей, начал предупреждать Саула о том, что всё это приведёт Саула к падению, озлоблению и отступлению от Господа. Так оно и случилось!
Господь, видя то, как Саул сходит с истинного пути, сказал Самуилу:
«Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил». (1-я Царств 15. 11).
Господь отменил все предыдущие пророчества о Сауле и определил для него другой удел в жизни, и указал на него Саулу новыми пророчествами.
В одном из предыдущих своих сообщений, я сравнивал В.Ющенка с Саулом, а В.Януковича с Давидом. И продолжая развивать это сравнение, можно отметить то, что В.Ющенко, как тот же Саул, плана Божьего, для своей жизни, не исполнил.
Единственный верный выход для Ющенка это отречение от власти. Таковой была и есть воля Господа, для лидера Помаранчевой революции. И все послереволюционные годы Дух Святой работал с Ющенком, побуждая его, посредством совести, к покаянным мыслям, которые должны бы были стать руководством к действию. И это действие - уход от власти. Но В.Ющенко этого не сделал и скорее всего уже не сделает. А в этом был Божий план для его жизни - он должен бы был стать благочестивым примером для всех революционеров, в совершении покаяния и осмысления греховности революционных действий. И этот пример, во многом, послужил бы для свершения спасения украинского народа. И этот шаг был бы благословением для Ющенка.
Но он не поступил так, как должен бы был поступить раб своей совести.. А быть рабом своей совести, это значит быть рабом Божьим!
О том, что В.Ющенко нужно будет отречечся от престола, я впервые написал во время Помаранчевой революции. Когда полмиллиона людей на Майдане скандировали «Ющенко! Так!», Господь мне открыл тогда то, что власть лидера революции закончится полным фиаско, и ему нужно будет отречься от престола, как и сделал бы всякий порядочный человек. Писать и говорить тогда, об этом, было полным безумием, в глазах мирского обывателя! Тем более здесь, на Западе Украины, где я и живу. Тогда, во время революции, никто о провале и бесславном уходе В.Ющенко не писал.
Что мы можем констатировать сегодня? Действительно В. Ющенко имеет самый низкий рейтинг, из всех действующих президентов Европы и СНГ. Это полный провал его властвования! Все объективные условия для его отставки полностью свершились с абсолютной точностью. И выход из этой ситуации один - отставка! Но есть ещё субъективный фактор.
Б.Ельцин, имея намного больший уровень поддержки в обществе, так и сделал, в своё время и заслужил тем самым, уважение и любовь своего народа, потому что все поняли то, что Б.Ельцин интересы страны ставит выше своих амбиций и эгоистических желаний. Так что пример для подражания есть. И пример очень яркий!
«Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил» - так сказал Господь.
Эти слова в, какой то мере, характеризуют ситуацию и с В.Ющенком.

Время идёт особое! Время последнего дождя! Время откровений и пророчеств, которые будут даны многим людям. Молите Господа, что бы лично и к вам было сказано слово от Господа в назидание, утешение, или предупреждение и вы используйте это слово, как руководство к действию и тогда свершится многое из предвозвещенного вам.
что такое пророчество, Жалею, что поставил Я Саула царём, о отставке Ющенко

Что такое пророчество?

В прошлом номере журнала мы говорили о библейских пророках. Но в чем актуальность произнесенных ими пророчеств для современного человека, который живет в совершенно ином мире и занят иными заботами? И вообще, что такое пророчество- предсказание будущего, набор неких туманных образов или инструкция людям от Бога? Зачем оно нужно?

Ослицы и царский престол

Людям всегда хотелось заглянуть за грань ведомого: в старину они обращались к гадалкам и прорицателям, сегодня- к экстрасенсам и футурологам. В этом смысле с библейских времен ничего не изменилось: Библия, например, рассказывает как некий юноша по имени Саул, потеряв ослиц своего отца, решил отправиться к провидцу Самуилу, чтобы узнать, где их найти. Но Самуил оказался не просто провидцем, а настоящим пророком- Господь открыл ему, что именно этого неприметного паренька Он хочет сделать первым царем Израиля. Так Саул, искавший ослиц, нашел царский престол.

В этом, пожалуй, основное отличие пророчества от гадания. Обращаясь к гадалке, человек ждет ответа на вполне конкретный житейский вопрос: где ослицы, за кого выходить замуж, какие акции покупать. А пророчество само врывается в человеческую жизнь, открывая людям волю Божью о них самих и окружающем мире. Оно зачастую неудобно и нежеланно: даже Саул сначала смутился, спрятался и не хотел выходить, когда израильтяне стали призывать своего царя. Что уж говорить о тех пророчествах, которых обличают и грозят бедой!

Но значит ли это, что пророчество, как и гадание, тоже имеет только один конкретный смысл, относящийся к ближайшей перспективе? Вовсе нет. Вслушаемся в слова Исайи: Как упал ты с неба, денница*, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?». Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею (Ис 14:12–21).

О ком и о чем это? Исайя утверждает, что это сказано о царе Вавилона, самой жестокой империи того времени и наиболее страшном враге израильтян. Но эти слова пророка вспоминаются и в Новом Завете. Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10:18)- по–видимому, имея в виду именно эти слова Исайи. При этом Он однозначно называет того, кто спал с неба, сатаной. А еще всё это очень напоминает Владимира Ильича Ленина и его верных соратников: вспомним о богоборческом пафосе Ленина, и о его прижизненном и посмертном культе, и о падении основанного им общественного строя, и об истреблении ближайших соратников, и даже о том, что он до сих пор не похоронен.

Так о ком же это пророчество- о вавилонском царе, о сатане или о председателе Совнаркома? Обо всех сразу, и о каждом в отдельности. Исаия говорит о гордом и жестоком правителе–богоборце. Наиболее полное и яркое воплощение этой идеи- действительно, сатана, но, к сожалению, в мировой истории не один он пошел по этому пути. Правители Вавилона или Третьего Рейха, вожди большевизма и африканские диктаторы- в этой галерее множество имен из разных стран и эпох. Следуя за сатаной, они уподобляются ему в той или иной степени, они сами вставляют свое лицо в отверстие на холсте, как у старинных фотографов.

Пророчество говорит об истории, но воспринимает ее как окно, через которое можно взглянуть на Вечность. Или, точнее, показывает нам, какими глазами Вечность смотрит на нашу современность. Поэтому пророчество, даже однажды уже сбывшееся, остается в каком–то смысле открытым для последующих событий, которые тоже могут стать его исполнением, если совпадет духовный вектор.

Пророчество как нерв

Пророчество- это нерв Писания, подобно тому, как закон- это его скелет, а история- мышцы (не случайно в Новом Завете Ветхий обычно называют «Закон и пророки»). Нерв может передавать разные сигналы, и поэтому у пророчеств обычно бывает не менее двух смыслов: один связан с непосредственной исторической ситуацией, а другой уводит нас в далекое будущее.

Царь Иудеи (Южного царства) Ахаз беспокоился: Израиль (Северное царство) заключил союз с Сирией и готовился напасть на Иудею. Сможет ли он противостоять такому нашествию? И тут ему навстречу вышел пророк Исайя: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее (Ис 7:14–16).

Если читать это пророчество в историческом контексте, смысл его кажется вполне очевидным: некая девушка забеременеет, родит сына (вполне естественный процесс), и этот ребенок будет еще совсем маленьким, когда обоих угрожающих Ахазу царей уже не будет в живых. Возможно, речь шла о жене Ахаза (еврейское слово????, альма , могло подразумевать и юную замужнюю женщину) или о ком–то, кто стоял поодаль; Исайя даже мог в этот момент показывать на нее пальцем.

Но любой, кто читает этот текст сегодня, видит в нем пророчество о рождении Иисуса Христа от Девы. Неужели евангелист Матфей (Мф 1:23) нафантазировал, когда привел это пророчество именно в таком смысле? Конечно же, нет. В этом особенность практически всех пророчеств: они обычно указывают на конкретно–исторические события, но в них содержится и нечто большее, чем сами эти события. В них Бог раскрывает, как именно Он действует в этом мире, на каком языке говорит с людьми. И когда происходит нечто похожее (не только по внешней канве, но и по сути событий), библейские авторы осмысливают это как продолжение той же самой линии пророчеств.

Можно привести пример из недавних лет. После катастрофы на Чернобыльской АЭС многим вспомнились строки из Откровения Иоанна Богослова: упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Откр 8:10–11). Дело в том, что один из видов полыни действительно называется «чернобыльник». Но значит ли это, что Иоанн Богослов писал конкретно о Чернобыльской катастрофе? Нет, конечно. Но и о ней тоже. Потому что он дал нам язык образов, говорящих о конце нашего мира. Эта катастрофа- еще один шаг к тому, что описано в Откровении, но это не означает, что не может быть какой–то иной «звезды полыни», в ином месте и в иное время.

Пророчества создают некое пространство смыслов, которое может помочь нам ориентироваться в сложных событиях человеческой истории. А может и не помочь, ведь всё, в конечном счете, зависит и от нашего прочтения тоже.

Телескопическое видение

В 13–й главе Евангелия от Марка мы читаем, что сказал Иисус, когда ученики восхищались великолепными храмовыми сооружениями: всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец… Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет… Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (Мк 13:2–26).

О чем это? Очевидно, о падении Иерусалима и разрушении Храма, на месте которого римляне со временем воздвигли языческое святилище («мерзость запустения»). Город пал в 70 году от Р. Х. - от произнесения пророчества до его исполнения прошло менее полувека. Но… ведь звезды не пали тогда с неба, и Сын Человеческий не пришел во славе? Более того, не один раз с тех пор Иерусалим брали штурмом, и не один храм в нем был разрушен. Все продолжается по кругу, хотя среди первых христиан и в самом деле были очень сильны ожидания конца света: вот–вот опять придет Иисус…

Что же, пророчество не сбылось? Вовсе нет, ведь здесь, как и во многих ветхозаветных текстах, события соединяются по их внутреннему смысловому единству, а не по их хронологической смежности; тем более что для Бога тысяча лет как один день (Пс 89:5). Падение Иерусалима и разрушение Храма (который до сих пор не восстановлен, хотя евреи давно уже вернули контроль над городом)- важнейшее событие во всемирной драме, которая завершится уничтожением всего этого мира, поэтому здесь одно описывается как продолжение другого. Но мы не знаем, сколько лет разделяют эти события- две тысячи или двести миллионов лет; и сам Иисус говорил, что никто не знает ни дня, ни часа (Мф 25:13).

Такое видение, характерное для библейских пророков, иногда называют «телескопическим»- разнесенные во времени события совмещаются в тексте, как разные секции телескопа вкладываются одна в другую.

До или после? Буквально или символически?

Бывает, что пророчество неожиданно упоминает какую–то деталь, которая кажется довольно бессмысленной в изначальном контексте, но проходит время, и вдруг… Пророк Наум, говоря о грядущем падении Ниневии, столицы ассирийского царства, вдруг сказал: речные ворота отворяются, и дворец разрушается (Наум 2:6). Что за «речные ворота», причем они здесь? В 612 году до Р.Х. войско мидян подступило к неприступным стенам Ниневии, стоящей неподалеку от берега реки Тигр. Чтобы взять город, мидяне прорыли каналы и направили течение реки прямо на стены, вода подмыла их, и они рухнули. Город достался мидянам неожиданно легко.

Иногда такие совпадения заставляют исследователей последующих времен подозревать, что на самом деле «пророчество» было сделано уже после того, как произошло описанное в нем событие. Что же… у нас, разумеется, нет справки с печатью, которая удостоверяла бы, что Наум произнес свои слова до 612 года. Но по всему тону его книги видно, что Ниневия во время произнесения этих пророчеств еще была реальной угрозой. Мы же можем отличить, написано ли обличение гитлеровского режима до или после весны 1945 года- то есть, оглядывается ли автор на свершившийся исторический факт разгрома Третьего Рейха в войне или только ожидает его.

Пророчество, при всей своей надмирности, всегда связано с исторической конкретикой. Именно это обстоятельство привело многих исследователей Библии к выводу, что главы книги Исайи, начиная с 40–й, написаны другим человеком, жившим позднее, ближе к концу вавилонского плена, который Исайя только предсказывал. В самом деле, эта глава начинается с благой вести: наказание Израиля окончено, его ждет скорое освобождение и возвращение домой. Стоило ли говорить это в тот момент, когда наказание еще даже и не начиналось, а народ спокойно сидел по домам? Это все равно, что предрекать скорое падение коммунизма в конце XIX века, как раз накануне его неожиданной победы. Конечно, пророк мог предвидеть даже отдаленное будущее, но такое прорицание скорее сбило бы с толку его слушателей.

Да и нет ничего дурного в том, что пророчества какого–то другого человека, жившего позднее, но продолжавшего ту же самую пророческую традицию, были присоединены к словам Исайи. Точно так же складывались другие библейские книги, например, Притчи Соломоновы или Псалтирь Давидова- к текстам, написанным Соломоном и Давидом, в более поздние времена были добавлены другие подобные тексты, как недвусмысленно указывают и сами эти книги. В Псалтири же есть псалом «На реках вавилонских» (Пс 136), которого Давид, живший задолго до плена, написать не мог. Не то, чтобы он не мог этого предугадать, просто это не было его личным опытом, подлинным переживанием.

Впрочем, иногда дистанция, на которой «работает» пророчество, огромна. Вслушаемся в слова благословения, которые дает Ной своим сыновьям: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт 9:26–27). Какие народы считаются в Библии потомками трех сыновей Ноя? От Иафета произошли европейские народы, от Сима- семиты (арабы и евреи), среди которых зародились все три монотеистические религии, а от Хама, отца Ханаана- африканцы. Разве не напоминают нам слова Ноя об истории Нового времени, о колонизации, рабовладении, распространении монотеистических религий по всему миру?

Вслушаемся и в слова, которыми благословил Господь Измаила, предка арабов: он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих (Быт 16:12). А ведь вплоть до VII века от Р. Х., то есть спустя много веков после того, как это пророчество было записано в книге Бытия, не было ни огромных арабских стран, ни великой арабской культуры, ни арабского языка как языка ислама- только небольшие кочевые племена в Аравии, на краю тогдашнего мира. Конечно, и они в какой–то мере исполняли это пророчество, но в последующие века его смысл раскрылся полнее.

Мост в будущее

Есть и такие пророчества, исполнение которых, может быть, предстоит увидеть только нашим дальним потомкам- и таких в Библии очень много. Вот, например, из книги Исайи: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис 65:25). Речь явно идет о грядущем царствии Божьем… но как же понимать эти слова? Волк и лев станут вегетарианцами? Но это физиологически невозможно; более того, такой травоядный лев явно утратит всю свою «львиность». Кто–то предпочитает видеть здесь символику: мол, под разными животными имеются в виду люди, одни из которых угнетают и пожирают других. Но скорее, здесь речь идет о каком–то удивительном мире, где не будет ни зла, ни страданий, ни смерти, даже в животном мире, и где сатана (змей) будет бессилен повредить кому–либо. Видимо, это будет действительно совершенно новый мир, с новыми телами для живых существ, и сейчас мы просто не в состоянии представить себе это в деталях. Ведь пророчество их и не дает, оно только указывает на главное.

Мы называем пророчества важнейшим мостом между Ветхим и Новым Заветами, а также между ними и нашей современностью. В самом деле, евангелисты постоянно подчеркивает, что в жизни Иисуса Христа сбылись пророчества былых времен; более того- на этом строится их логика, их замысел. Но что значит «сбылись»? Ведь это не прогноз погоды, который можно проверить с помощью термометра и барометра. Нет, пророчества скорее задают вектор развития событий, и каждое из них нам еще предстоит узнать и соотнести с текстом древней книги. Верить или не верить в исполнение пророчеств- этот вопрос каждый должен решить сам, математические доказательства тут неуместны. Ведь пророчество всегда указывает на волю Божию об этом мире и человеке, а узнать и принять эту волю Божию о себе каждый человек может только сам.

Но не менее важно и другое: пророчества не прекратились, когда была поставлена последняя точка в последней книге Ветхого Завета. Новый Завет тоже полон пророчеств, продолжающих традицию пророчеств ветхозаветных. И невозможно верно понять и оценить ни жизнь современной Церкви, ни Новый Завет, если не знаешь Ветхого. Пророческий дух продолжает жить в Церкви, а сбываются эти пророчества уже в нашей жизни. Ведь мы с вами живем в ту эпоху, которая описывается в последнем пророчестве Библии, завершающем Откровение Иоанна Богослова: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:11–12).

: «Одна из основ религии – знание того, что Б‑г посылает людям дар пророчества». Перечислив множество качеств, необходимых для получения дара пророчества от Всевышнего, Рамбам заключает: если человек обладает ими, «его немедленно осеняет “руах а-кодеш” (“дух святости”)». Затем он говорит о различиях между уровнями пророчества, о смысле пророческих видений, о первенстве Моше среди всех пророков, о цели пророчества и т. д., однако ничего не пишет о том, что же такое само пророчество. Следовательно, по мнению Рамбама, понятие пророчества «интуитивно очевидно» для каждого еврея, хотя бы немного знакомого с Торой. Тем не менее великий каббалист рабби Ицхак-Лурия Ашкенази (Аризаль), раскрывая и распространяя знания каббалы, объяснил также «механизм пророчества». Очевидно, он предвидел наступление века, когда наука вызовет к себе у людей чрезмерный пиетет, а в вопросах религии водворится соразмерное ему невежество, – когда многие очень неглупые люди займут такую позицию: «пока не пойму, не поверю».

Широко распространено представление, будто основная функция пророка – предсказывать будущее. Получается, что пророк – подобие современного прогнозиста, только несколько более возвышенный – как пишет поэт :

Пророк –

Про рок,

А прогнозист –

Про испещренный формулами лист...

Но в действительности дело обстоит иначе. Для того чтобы выяснить истинную задачу пророка, нам следует узнать, что означает это слово на иврите.

«Нави», «пророк», – это сокращение двух слов. Первые две буквы, «нун» и «вет», – корневые согласные слова «нив», которое входит в сочетание «нив сфатаим». Дословно оно означает «урожай уст», то есть «то, что произносят уста» (см.: Раши к Шмот, 7:1). Но та же самая буква «вет» вместе с другими, «йод» и «алеф», образуют корень глагола «эйви», «приводить». Таким образом, само слово «нави», «пророк», указывает на сущность пророчества: сообщать народу повеления Всевышнего и тем самым приводить людей на истинный путь. А предсказания будущего – это лишь одна из сторон пророчества, и не самая главная. Правда, в самом начале деятельности нави эта сторона действительно играет важную роль: чтобы завоевать доверие к себе, пророк должен несколько раз предсказать события ближайшего будущего, которые произойдут у всех на глазах, и все убедятся в том, что он и в самом деле получает информацию Свыше (Дварим, 18:21, 22).

Пророчество – основа иудаизма, так как и само дарование Торы, и ее изложение в письменном виде, и объяснение ее как кодекса указаний, касающихся и служения евреев Всевышнему, и их повседневной жизни, стали возможны лишь благодаря величайшему из пророков – нашему учителю Моше. Ни один из древних народов не верил в возможность общения человека непосредственно с Творцом, так как с точки зрения человеческого разума пророчество представляется совершенно невероятным. Поэтому, например, древнегреческие философы, известные как основоположники материализма, а за ними все их последователи категорически отрицали пророчество как таковое. Поскольку сам человек не в состоянии совершить пророчества по своему желанию, они заключали, что его не существует вовсе. Но ведь на самом-то деле не человек совершает пророчество, а Всевышний одаряет им человека! Творец всемогущ, и смешно предполагать, что невозможное для человека для Него тоже невозможно. Один из основоположников так называемого «научного материализма» писал, что «человек творит Б‑га по своему образу и подобию», и в отношении его самого – совершенно точно так же, как в отношении древних язычников, – это было безукоризненно верным. Но евреям, обладающим Торой, изучая которую они постигают Его, незачем обращать внимание на злобу невежд, лишенных даже проблеска Истины.

«Механизм пророчества»

Аризаль указывает, что ключ к пониманию того, каким образом к человеку может прийти сообщение Свыше, дает изречение наших мудрецов: «Исполняющий одну заповедь приобретает себе одного защитника, а совершающий один грех – одного обвинителя» (Авот, 4:11). То есть своими делами и даже словами человек постоянно создает ангелов: хорошими – хороших, плохими – плохих, и они свидетельствуют о нем. Хорошие ангелы говорят о хорошем и тем самым защищают человека перед лицом Небесного суда, плохие сообщают о грехах человека и тем самым обвиняют его...

Только необходимо раз и навсегда расстаться с представлением об Ангелах как о пухлых младенцах с крылышками. Для наших современников, привыкших к квазинаучной терминологии, более приемлемо определение ангела как персонифицированного сгустка энергии. Именно благодаря ангелам, образующим два встречных потока энергии, осуществляется связь между материальным миром и духовным. Вспомним лестницу, которую увидел во сне наш праотец Яаков (Берешит, 28:12, и комм. Мальбима): по ней поднимались и спускались ангелы – сначала поднимались одни, а потом спускались другие. И греческое слово «ангел», и соответствующее ему в иврите слово «малах» означают «посланник»: посланник, несущий определенную информацию или из нашего мира в духовный, или из духовного мира в материальный. Поэтому все, что люди делают, говорят и даже думают, немедленно образует ангелов, которых люди творят, большей частью не отдавая себе в том никакого отчета. Но каждый миг в нашем мире появляется также неисчислимое множество ангелов, сошедших Свыше, и для нашей темы крайне важно, что появление этих посланцев в преобладающем большинстве случаев вызывают ангелы, которые возносятся из материального мира в духовный.

И тут мы касаемся чрезвычайно важного вопроса, имеющего огромное практическое значение. Как объясняет учение хасидизма на основе сказанного в Зоаре (ч. 3, с. 168, 169), все поступки, слова и даже мысли людей производят определенное энергетическое воздействие на весь мир. Ничто не проходит бесследно: все порождает отзвук даже в высших духовных мирах.

Поразительный пример тому приводил Любавичский Ребе, рабби Йосеф‑Ицхак (Раяц) . Однажды в синагоге Бааль-Шем-Това вспыхнула ссора между двумя старожилами Меджибожа, и один закричал другому, что «разорвет его на куски, как рыбу». Бааль-Шем-Тов тут же велел своим ученикам встать в круг и положить руки на плечи соседей; сам он тоже положил руки на плечи двух ближайших учеников (тем самым замкнув круг), и вдруг все его ученики закричали от ужаса: они увидели, как тот еврей разрывает своего противника, «как рыбу»! Бааль-Шем-Тов разомкнул круг и объяснил, что даже те намерения, которые в нашем мире не осуществляются на деле, реализуются в плане духовном столь наглядно, как если бы были исполнены в действительности.

Более того: эффект, порожденный человеком на духовном уровне, не исчезает затем сам по себе, но существует и далее. Сказано в книге выдающегося израильского каббалиста ребе Менахема-Азарью ди Фано (1548–1620) «Асара мааморот», что каждого человека окружает его собственная, неповторимая аура, включающая его слова, поступки и даже мысли. На основе этой идеи там объясняется один загадочный эпизод из Торы. Когда к слепому Ицхаку зашел Эсав, чтобы получить отцовское благословение, тот «содрогнулся в несказанном ужасе» (Берешит, 27:33). Почему? Раши приводит мидраш, согласно которому Ицхак увидел (слепой Ицхак – увидел!) Ад, разверзшийся под ногами вошедшего сына. Для нас очевидно, что Раши знал ту каббалистическую тайну, о которой сообщает автор «Асара мааморот»: Эсава окружала его аура; на ней же были «записаны» его ужасные дела, слова и мысли, и Ицхак внутренним зрением праведника узрел ее и ужаснулся.

Сказано в Тикуней Зоар (21, 23, 25), что, когда человек занимается Торой, звуки его речи и даже дыхание, вырывающееся при этом из его уст, становятся «колесницей» для душ праведников былых времен, на которой, говоря фигурально, они могут спуститься к нему и помочь как в собственно изучении Торы, так и в служении Всевышнему вообще. Вот это и есть те самые ангелы, которые открываются людям, чтобы сообщить им о будущем или открыть тайное.

По словам Аризаля, суть пророчества в том, что оно – «голос», посылаемый Свыше. Он имеет чисто духовную природу и поэтому воспринимается не ушами пророка, как физический звук, а возникает в его сознании. Это тот самый ангел, который прежде возник из голоса пророка, когда тот изучал Тору. Теперь же, когда он приходит к нему, чтобы тот смог передать другим людям сообщение Свыше, духовный голос «облачается» в физические звуки, исходящие из уст пророка в момент пророческого откровения.

Но это не единственная возможность. Объясняя указанное выше место в Тикуней Зоар, Аризаль учил, что в пророчестве есть множество уровней. Речь состоит из трех элементов: звука, слова и дыхания, вырывающегося из губ во время речи. Поэтому возможно, чтобы «голос» Свыше явился в виде духовного «звука» и облачился в звук голоса пророка, или в виде «слова» и облачился в слово, произнесенное пророком, или в виде «дыхания» и облачился в дыхание. Или, например, пришел бы тоже в виде «дыхания», но облачился в звук или слово, или пришел в виде «слова», но облачился бы в звук или дыхание и т. п. Легко представить себе, сколько возникает различных вариантов, и каждый из них – иной уровень пророчества, отличающийся от остальных степенью яркости, ясности, точности, достоверности.

Высшая же ступень, которой достигли очень немногие, – это пророческое виде́ние. Оно настолько же выше уровня пророчества, приходящего через голос, насколько видимое полнее и достовернее слышимого. Однако даже тогда, когда величайшие из пророков получали пророческое видение, они всегда также слышали голос, объяснявший им смысл того, что они видели.

Уровни пророчества

То, что было сказано выше, относится, главным образом, к высшему из уровней пророчества, который так и называется – «невуа», «пророчество». Более низкая ступень его – так называемый «руах а-кодеш», дословно «дух святости», часто именуемый Б‑жьим духом. Это иной вид общения с духовными мирами и получения информации из них. Различие между пророчеством и духом святости, согласно Аризалю, в том, с какого уровня духовных миров они приходят. Источник духа святости – сфира Малхут, источниками же пророчества служат другие сфирот, и в первую очередь Нецах и Год.

Руах а-кодеш также имеет бесчисленное множество ступеней: от «вдохновения», «озарения» новой идеей до получения Свыше таких сведений, которые совершенно выходят за границы этого мира. Когда дух святости воспринимается разумом, он может быть чрезвычайно близок к уровню пророчества, когда же он посылается в сердце человека, полученное знание никогда не достигает той четкости, как воспринятое разумом.

То же место, которое занимает среди всех пророков Моше-рабейну, занимает Давид, царь Израиля, среди всех обладателей духа святости. Моше-рабейну обладал даром пророчества самой высокой степени, и у Давида был такой уровень руах а-кодеш, что в этом с ним не мог сравниться никто. И выразился он в творении, которое во все времена и повсеместно считалось и продолжает считаться непревзойденным шедевром поэзии, а именно в книге Теилим – «Псалмы». Издавна ни одну из книг Танаха не читают так часто, как эту. Вся книга разделена на пять разделов – наподобие Пятикнижия, – а также на семь частей, соответственно дням недели, и на тридцать – соответственно дням месяца. Кто желает – может закончить ее за неделю, кто желает – за месяц. В такие моменты, когда необходима особая помощь Свыше, принято читать особенно много псалмов. В изданиях Теилим в начале и конце обычно печатаются молитвы, которые произносят перед чтением псалмов и после него. В них упоминается, что и из первых, и из последних букв слов Теилим складываются Имена Всевышнего – те, которые известны только каббалистам. Так что когда читают эти слова, даже не понимая их смысла, призывают Всевышнего Его тайными Именами – и Он отвечает!

Вот что значит руах а-кодеш: Давид создал текст, не только уникальный по своему поэтическому совершенству, но и содержащий в себе сокровенные тайны каббалы! Разве способен даже гениальный человеческий разум создать такой многослойный текст, который на любом уровне исследования обнаруживает поразительную связность и стройность!

Это доказывает, что дух святости не уступает пророчеству-невуа. Когда говорят, что он «ниже», чем пророчество, это отнюдь не означает, что он «слабее» или что пророчество «лучше». Так же как, например, все сфирот необходимы для мира, дополняют и обогащают друг друга, так каждый из видов пророчества, обладая своими неповторимыми особенностями, дополняет другие.

И есть еще третий вид. В Талмуде (Йома, 9б) сказано, что, когда умерли последние пророки Танаха – Хагай, Зхарья и Малахи, – ушел руах а-кодеш, однако Всевышний продолжал посылать людям бат коль, совершенно иной вид Б‑жественного откровения.

«Бат коль» на иврите буквально значит «дочь (то есть “порождение”, “отзвук”) голоса» – эхо. Рабби Йом-Тов Липман, автор комментария к Мишне Тосафот Йом-Тов, объясняет, что бат коль называется так потому, что по сравнению с величайшими пророками Танаха этот уровень пророчества – как эхо по сравнению с голосом живого человека. Но хотя бат коль и считается пророческим откровением более низкого порядка, нежели невуа или руах а-кодеш, это вовсе не означает, что оно «слабее» или «хуже». Наоборот: можно даже сказать, что в определенном смысле этот уровень откровения имеет преимущество перед всеми иными. Талмуд приводит множество примеров, когда Глас Свыше, бат коль, обращен сразу к нескольким и даже многим людям (Шабат, 88а; Сота 13б); более того: даже к нееврею и даже к злодею (Псахим, 94б).

Тем не менее существует понятие «эпоха пророчества», означающее время великих пророков, книги которых вошли в Танах. Каждый из видов пророчества имеет какое-то свое, определенное время. На это намекает следующий рассказ Талмуда (Сота, 48б). Во время собрания мудрецов в Йерихо они услышали бат коль с Небес: «Есть среди вас один человек, достойный того, чтобы Шхина спустилась и осенила его, только его поколение этого недостойно» – и все посмотрели на Гилеля. Иерусалимский Талмуд (Ораот, 3:7), приводя тот же случай, говорит более определенно: «Руах а-кодеш». Это означает, что Гилель мог бы быть пророком – таким, какие были в эпоху Первого храма, – но поколение, в котором он жил, не соответствовало такому откровению Шхины. В трактате Вавилонского Талмуда Сота (48б) то же самое рассказывается о Шмуэле а-Катане, который жил на полтора столетия позже Гилеля. А раббан Гамлиэль однажды обратился к совершенно незнакомому нееврею, назвав его по имени; «тогда, – говорит рассказчик, – мы узнали, что у раббана Гамлиэля есть руах а-кодеш».

Еще пример – уже из недалекого прошлого. Любавичский Ребе Цемах Цедек говорил о своем деде, рабби Шнеуре-Залмане (Алтер Ребе): «Если бы он жил во времена пророков – он был бы пророком... И много раз, – свидетельствует Цемах Цедек, – слышали мы от него пророчества, исполнявшиеся так точно, словно стрела попадала в волос» – пророчества, соответствовавшие его поколению. И приведем поразительные слова мидраша Тана двей Элияу раба (гл. 9): «Призываю я в мои свидетели Небеса и землю: будь то еврей или нееврей, мужчина или женщина, раб или рабыня – в точном соответствии с делами, которые он совершает, руах а-кодеш осеняет его».

Возможно ли получить дар пророчества в наше время?

Лет сто пятьдесят назад один человек прочел в каббалистической книге, что тот, кто в течение сорока дней воздерживается от пусто­словия, удостаивается получить от Всевышнего дух святости. Он тщательно исполнил это – но сорок дней минуло, а ничего особенного не произошло. Почему? Он же сделал все, как следовало! Чтоб выяснить причину неудачи, он поехал к цадику рабби Исраэлю, жившему в местечке Ружин (или, как произносят украинские евреи, – Рижин).

А надо сказать, что рабби Исраэль жил на чрезвычайно широкую ногу: его дом был настоящим царским дворцом. И цадик выезжал на прогулку в роскошной карете, запряженной четверкой великолепных коней.

Понятно, что попасть к Ребе на аудиенцию было совсем не просто. И вот, дивясь на великолепие его дома, наблюдая за всем происходившим в нем, этот человек усомнился: да впрямь ли рабби Исраэль праведник? Разве вообще раввин имеет право так жить – да еще в условиях изгнания? И он пришел к выводу, что ему незачем дольше оставаться в Ружине: не имеет смысла спрашивать здесь о вещах, связанных с духом святости.

В то утро, когда этот человек решил отправиться домой, не переговорив с цадиком, он увидел, что рабби Исраэль собрался выехать на прогулку и перед тем, как сесть в карету, подошел к коням и несколько раз погладил одного из них по спине. Это так поразило нашего еврея, что он подошел к ребе и язвительно спросил:

– Ребе, объясните: что это за вид служения Всевышнему – ласкать коней?

– Это ведь не простая скотина, – ответил рабби Исраэль, – уже сорок дней, как он не говорит ни одного пустого слова, и его вот-вот осенит руах а-кодеш...

Так что не каждому – даже праведнику – Всевышний дает дух святости, но каждый удостоившийся этого состояния – непременно праведник. Значит, вопрос следует переформулировать так: как достичь ступени праведника?

Снова ответим хасидским рассказом. Рассказывают, что однажды, разговаривая с рабби Йеудой-Цви, хасидским Ребе в местечке Розла, один знаменитый раввин заметил:

– Сдается мне, что желание быть цадиком – такая же страсть, как прочие страсти.

– Конечно, – ответил рабби Йеуда-Цви, – это чистая правда! Только для того, чтобы достичь этой страсти, надо суметь побороть в себе все остальные.

Обратите внимание: не «чтобы удовлетворить эту страсть», а «чтобы достичь» ее. То есть только для того, чтобы сделать самый первый шаг – чтобы стремление стать праведником заполонило всего человека, – необходимо побороть в себе любое иное влечение...

Значит, тот, кому очень хочется стать пророком, должен серьезно поработать над собой. Аризаль учил, что тому, кто желает достичь уровня, на котором появляется вероятность получить от Всевышнего дух святости, среди многого прочего, необходимо не только отучить себя от настоящего гнева, но нужно остерегаться даже малейшей досады на кого бы то ни было и особенно – на собственную жену. Начните с этого, и если достигнете успеха – сможете сделать следующий шаг.

Загрузка...
Top