Особенности экономического развития России в конце XIX - начале XX века. Экономическое развитие России в первой половине XIX века

1. Какая отрасль промышленности появилась в XIX веке:

б) Дж. Стефенсон г) Г.Форд

б) К.Мэксим г) братья Райт

5. Создателем динамита был:

а) С.Кольт в) Х.Шрапнел

б) К.Мэксим г) А.Нобель

а) урбанизация в) миграция

б) эмансипация г) эмиграция

а) швея в) фотограф

б) машинистка г) почтальон

а) цилиндр в) костюм "тройка"

б) смокинг г) тросточка

  1. Учебное пособие диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века москва 1994

    Реферат

    как приспособительная реакция и как элемент организации появилось … в XXI в. — век информации … по кругу. Чем больше развивается какая -то отрасль тяжелой промышленности , тем тестов , … ., подготовил промышленнуюреволюцию , ознаменовавшуюся … "индустриальной " …

  2. СПб., издательство «Петербург-xxi век», 1997

    Документ

    как жертва общества - это концепция XIXвека . В конце нашего векатема по сравнению с ребенком индустриального как объект опыта попромышленному революцию . С какой благодарностью вспоминаю я «мадмуазель», молодую люк-сембургскую учительницу, которая тем

  3. Тесты по курсу «Обществознание»

    Тесты

    тестыпо промышленная политика способствует развитию промышленности революции . Б. Разновидность социальных революций революции … признаком индустриального и … век наиболее деятелен». Как потеме «Личность как XXI … и отраслей 5) … Какие новые полномочия появились

  4. Тест по олигофренопедагогике 4 Тест для учителей логопедов 7

    Документ

    Тестпо олигофренопедагогике 4 Тест для учителей — логопедов 7 Тест XXIвека каком году на олимпийском флаге впервые появились по многим отраслямпромышленности и выпуску промышленной продукции занял ведущее положение в мире, тем индустриальному революции

  5. Методические рекомендации программа всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века 10 класс, базовый уровень (30 ч), профильный уровень (58 ч)

    промышленнойреволюции . Тема 13. Индустриальное общество (1 ч) Социальные последствия промышленнойреволюции . Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых отраслейпромышленности

Другие похожие документы..

Промышленное развитие в 60—70-е годы XIX в . Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны. Многие отрасли, прежде всего металлургическая, должны были перейти с принудительного труда на вольнонаемный. Но вскоре промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов в России наблюдался подъем предпринимательства. Даже офицеры, бывало, подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку. Уступая дорогу частному капиталу, правительство закрыло некоторые убыточные казенные предприятия. Другие передало в частные руки. Жизнь пореформенной России, гораздо более свободная и динамичная, представляла резкий контраст с застоем николаевского царствования.

Наиболее значительные успехи были достигнуты в текстильном производстве , которое в то время было ведущей отраслью русской промышленности. За 20 пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения в России удвоилось. Это было достигнуто за счет вытеснения домотканых льняных тканей.

Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности , особенно в сахарной. Среднедушевое потребление сахара за эти же годы тоже удвоилось (до 2 кг в год в начале 80-х годов). Начался экспорт русского сахара за рубеж.

Очень трудно к новым условиям приспосабливаласьметаллургическая промышленность , где требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Уральские горнозаводчики привыкли проживать свои доходы в столицах или за границей. Их капиталовложения в предприятия были недостаточны. Производство железа в первые годы после отмены крепостного права снизилось. Лишь в 1870 г.

выплавка чугуна достигла уровня 1860 г. Медленные темпы роста производства в черной металлургии сохранялись до конца 70-х годов. Однако в это же время (с середины 70-х годов) стала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне.

Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе. Паровозы и вагоны в то время ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие отечественного машиностроения, и со второй половины 70-х годов XIX века железные дороги стали снабжаться подвижным составом в основном отечественного производства.

Народное хозяйство России, постепенно смыкавшееся с мировой экономикой, начинало испытывать колебания ее конъюнктуры. В 1873 г. Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

В первое пореформенное двадцатилетие окончательно сформировались основные промышленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском районе преобладала текстильная промышленность, Петербургский приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский и Южный были базой металлургической промышленности. Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской).

§Русские предприниматели XIX века
§Сельское хозяйство России XIX века
§Общественное движение XIX века
§Либералы и демократы XIX века
§Три течения в народничестве

Заводы Москвы (19 век)

«Братья Аксерио» – производство искусственного мрамора, гипсовый завод

Товарищество «Оксаген» – кислородный и химический заводы

Фабрика «Эмиль Липгарт и К°» – земледельческие машины и орудия

Машиностроительный завод «Политехника» – ткацкие и прядильные станки

Русское общество машиностроительных заводов «Бр. Кертинг»

Торгово-промышленное товарищество «Гаген Т.Н. и К°»

Товарищество для производства и продажи строительных материалов «В.К. Шапошников, М.В. Челноков и К°»

Строительная контора инженера В.Л. Либерта

Общество Русских трубопрокатных заводов

Русское товарищество торговли металлами «Износков, Зуккау и К°»

Торговый дом «Струзер и Гофшнейдер» – антрацит, торф, уголь, чугун, железо

Товарищество Сущевского завода Г.А. Кеппена – несгораемые шкафы, плиты

«Рессорная фабрика В.И. Мохова и К°» – экипажные принадлежности

Торговый дом Л.В. Готье-Дюфайе – торговля железом, чугуном, цементом

Шляпные и полотняные фабрики М.П. Гусятникова

Торговый дом «Феррейн В.К. и К°» – фармацевтические препараты

Торговый дом «Лурье Ф.Х и К°» – канализация и водопровод

Торговый дом «А.Г. Клаус и К°» – меднокотельный и механический заводы

Торговый дом «Левенталь и К°» – электротехнические принадлежности

Дулёвский фарфоровый завод М.В. Кузнецова

Акционерное общество русских электролитических заводов «Сименс Шуккерт»

Фирма «Треугольник» Российско-американской Резиновой мануфактуры

Техническая контора заграничных заводов

Механический завод Е.Е. Лауденбаха

Цинковый завод и фабрика гвоздей и проволоки «Карабанов А.И. и сын»

Фабрично-торговое товарищество «Келлер Р. и К°» – фармацевтическая фабрика и фабрика фотографических пластин

Товарищество механического меднолитейного и литейного завода А.К. Дангауэр и В.В. Кайзер

Фабрика манометров торгового дома «Гакенталь Ф. И К°»

Машиностроительный завод торгового дома «Альфред Гутман и К°»

Химический завод Р. Гилля

Товарищество Московского металлургического завода Ю.П. Гужона

Завод «Руссокабель»

Златоканительная фабрика «Вл. Алексеева, П. Вишнякова и А. Шамшина»

Писчебумажная фабрика М.Г. Кувшинова

Товарищество «Вас. Ос. Красавин с Бр.» - медные изделия, водопроводные принадлежности

Товарищество табачной фабрики М.И. Бостанжогло

Водочный завод Копейкина-Серебрякова

Фабрика броможелатиновых пластинок «Победа»

Строительная фабрика Э.Э. Виллера

Фабрика искусственного барашка Б.Н. Соколова

Товарищество Невского стеаринового завода

Гильзовая фабрика товарищества И. Исаджанова

Фабрика буровых инструментов «Фон Вангель Б.И. и К°»

Фабрика кокосовых пуговиц акционерного общества «Ронталлер Б. и К°»

Машиностроительный завод Н.В. Иванова

Свинцово-прокатная мастерская В. М. Балашихина

Фабрика электрических принадлежностей И.М. Землянского

Фабрика электрических ламп И.А. Бобэ

Торговый дом «Якобсон В.Л. и К°» – сталь, чугун

Завод углекислоты К.Т. Тимофеева

Желатиновая фабрика и химический завод В.М.

Горховера

Механический завод И.Я. Мейера

Фабрика картонных коробок Нейкома и Слангена

Цинковый завод Г.К. Шпонгольца

Фабрика ткацко-резиновой мануфактуры «Браун А. и К°»

Чугунолитейный и механический завод торгового дома «Берг П. и Гунт»

Товарищество Московской паровой вальцовой мельницы А.И. Эрлангер

Водочный и дрожжевой заводы А.И. Афремова

Сокольнический пивоваренный завод торгового дома «Л.А. Вакано и К°»

Фабрика товарищества «Ф.М. Шемякин и К°» – деревянные сверточные шкивы по американскому образцу

Механический завод Варце и Мак Гилль

Колбасная фабрика А.В. Чичкина

Котельный завод Э.Э. Кудлинга

«Раузер, Вибер и К°» – механический завод и очистка сточных вод

Кислородно-сварочный, котельно-механический и арматурный заводы фирмы «И. Мохов и С. Фалькевич»

Химический и мыловаренный завод Ф.С. Федосеева

Содово-химический завод В.Н. Повалово-Швейковской

Ватная фабрика товарищества «Блесс К. и К°»

Завод металлических конструкций М.Я. Цоллера

Механические заводы А.И. Пономарева и К.О. Куртцинга

Слесарно-механический завод Д.И. Нефедова

Фабрика торгового дома «Л.Ф. и Э. Тиде и К°» – шоколад, какао, кофе

Товарищество бумаготкацкой мануфактуры «Лука Беляев и сыновья»

Котельный и механический завод И.И. Ветчинкина

Цинковальный завод «Вармуж В. и К°»

Прядильно-ткацкая и отделочная фабрика товарищества «Братья Носовы»

Завод лаков и красок Р.Г. Фридлендера

Машиностроительный и литейный завод Г.В. Вагенера

Механический завод Д.А. Идельсона

Желатиновый завод П.Г. Колмогорова

Кирпичный завод И.И. Веденеева

Фабрика салфеток А.М. Королева

Тест по теме «Индустриальная революция»
1.

Какая отрасль промышленности появилась в XIX веке:

а) машиностроение в) химическая промышленность

б) приборостроение г) легкая промышленность
2. Кто построил в 1825 г. железную дорогу:

а) Тревитик в) братья Монгольфье

б) Дж. Стефенсон г) Г.Форд
3. В какое время в Англии появились первые автомобили с паровым двигателем:

а) в I четверти XIX века в) в III четвери XIX века

б) во II четверти XIX века г) в IV четверти XIX века
4. Кто совершил первый полет на планере, оснащенным бензиновым двигателем:

а) братья Монгольфье в) А.Попов

б) К.Мэксим г) братья Райт
5. Создателем динамита был:

а) С.Кольт в) Х.Шрапнел

б) К.Мэксим г) А.Нобель
6. Найдите лишнее. Страны, которые в XIX веке покидало большое количество эмигрантов:

а) США б) Англия в) Италия г) Франция

7. Основные черты индустриального общества:

а) миграция в) усложнение классовой структуры

б) урбанизация г) распад колониальных империй
8. Стремление женщин к свободе и независимости, борьба за уравнение в правах — это:

а) урбанизация в) миграция

б) эмансипация г) эмиграция
9. Какая новая женская профессия появилась в XIX веке:

а) швея в) фотограф

б) машинистка г) почтальон
10. Какой атрибут мужской одежды считался в XIX веке высшим признаком элегантности:

а) цилиндр в) костюм "тройка"

б) смокинг г) тросточка

  1. А, б, в
Роль промышленности в экономике пореформенной России постоянно росла.
К середине 1880-х гг. произошел переход большинства промышленных отраслей на капиталистический путь развития, доминирующим стало фабрично-заводское производство, были созданы предпосылки для индустриализации страны.

Промышленность пореформенной России в канун индустриализации

Возникли новые отрасли: транспортное машиностроение (паровозо- и вагоностроение); добыча каменного угля и производство кокса; нефтедобывающая, перерабатывающая и химическая промышленность; сталерельсовое и меднопрокатное производства; производство строительных материалов; железнодорожное строительство; производство паровых двигателей. В 1864 г. был основан Коломенский машиностроительный завод, выпускавший паровозы. Открывались рельсопрокатные, паровозостроительные и вагоностроительные заводы. Двигателем индустриализации стало железнодорожное строительство; его нужды способствовали развитию тяжелой промышленности, энергоемких производств и инженерного дела. В 1890-х гг. появились первые заводские электростанции. Несмотря на интенсивное развитие фабрично-заводского производства, существовали также мануфактурные и кустарные предприятия. В легкой и текстильной промышленности крупное и мелкое производства достигли баланса: крупные предприятия обеспечивали серийное производство, а мелкие и кустарные — имели богатый ассортимент и удовлетворяли индивидуальные запросы потребителей.

Развитие промышленности во второй половине XIX века

В 1870—1890-х гг. Россия занимала пятое место в мире и четвертое в Европе по уровню промышленного потенциала и основным показателям промышленного производства. За эти годы объемы промышленного производства в России возросли во много раз (например, выплавка стали — в 107 раз, выплавка чугуна — в 4,5 раза). Тем временем США поднялись с четвертого на первое место в мире по объему промышленного производства, Англия переместилась с первого на второе, Германия — со второго на третье, Франция оставалась на четвертом месте.
В первые пореформенные десятилетия российская промышленность перешла на наемный труд и паровую энергетику, промышленный переворот позволил создать новые передовые производства. В наиболее выгодном положении оказались производства, на которых вольнонаемный труд оброчных крестьян господствовал еще до реформы 1861 г. К концу 1870-х гг. число паровых ткацких станков в хлопчатобумажной промышленности выросло в 1,6 раза. Механические станки давали более половины товарной продукции.
Положение промышленности долгое время оставалось трудным, производство строилось на старой технической и технологической основе: паровые котлы отапливали торфом или дровами, ассортимент сырья и полуфабрикатов был скудным. Среди готовых хлопчатобумажных тканей преобладали простые изделия, предназначенные для непритязательного сельского спроса. Вместе с тем производство расширялось довольно быстро.
Прогресс в пищевой промышленности был связан с ростом производства сахара и увеличением числа рабочих мест для наемных работников. В 1860—1880-е гг. потребление сахара на душу населения увеличилось в 3 раза.
Самой сложной задачей был подъем тяжелой промышленности. Техническая модернизация уральской промышленности, выпускавшей в 1880-е гг. до 2/3 металла в стране, шла медленно. Механизация производственных процессов растянулась на десятилетия. В доменном производстве практически отсутствовало горячее дутье. Выпущенные рельсы быстро изнашивались. Старые машины постоянно ломались, нуждались в ремонте. Не хватало запчастей. Такая плачевная картина наблюдалась на многих заводах Урала, а также Юга, Центра, Северо-Запада и других регионов России. Низкие темпы роста черной металлургии привели к застою в развитии всей тяжелой промышленности.
В 1860—1870-х гг. была широко распространена мелкая крестьянская промышленность. Домашние промыслы развивались и в старых традиционных, и в новых районах Приуралья, Поволжья, Центра. Домашняя крестьянская промышленность постепенно превращалась в капиталистическую. Кустарные товаропроизводители работали на скупщиков и фабрикантов. Многие кустарные заведения использовали наемный труд. Хозяева сельских мануфактур прибегали к самым грубым формам эксплуатации. Оплата труда была там намного ниже, чем на заводах и фабриках. Существование сельских кустарных заведений свидетельствовало о низкой покупательной способности крестьян. Кустарные промыслы помогали развитию крупной капиталистической промышленности. Крестьяне были дешевой рабочей силой; многие села и деревни Европейской России к концу 1880-х гг. превратились в фабрично-заводские поселки, где проживало более 50% всех промышленных рабочих.
В первые пореформенные десятилетия создавалась мощная топливно-энергетическая база промышленности. После ликвидации в 1872 г. откупной системы получила развитие бакинская нефтяная промышленность. На Апшеронском полуострове появилось множество нефтяных вышек, в 1879 г. их было уже более 300. После отмены акциза с керосина началось его широкое производство. К 1890 г. доля России в мировой керосинодобыче достигла 38%. С 1882 г. в нефтепереработке применялась технология непрерывной перегонки нефти, что резко удешевило готовую продукцию. С середины 1870-х до конца 1880-х гг. добыча нефти выросла в 46,6 раза. До конца 1880-х гг. основным товаром нефтеперерабатывающей промышленности был керосин, а мазут почти не продавался и сжигался на месте как топливо. Но к концу столетия, благодаря росту спроса на нефтепродукты, доля керосина в производстве нефтепродуктов снизилась в 1,7 раза. В 1890—1900-х гг. добыча нефти возросла еще в 3 раза и лишь к 1913 г. снизилась на 1/5.
В 1860-1870-х гг. началось освоение Донецкого бассейна (Донбасса) (рис. 19.2). Здесь были заложены сотни новых шахт и штолен. Крупнейшим предприятием Донбасса было Южнорусское общество каменноугольной промышленности, его возглавлял С.С. Поляков. В 1870—1880-х гг. добыча каменного угля и антрацита в Южнорусском горнопромышленном районе выросла в 5,5 раза, а доля Донбасса в общероссийской угледобыче достигла 42,5%.

Начало индустриализации

Во второй половине 1880-х гг. началось качественное совершенствование промышленности, тесно связанное с железнодорожным строительством.
В 1860—1870-х гг. были построены железные дороги, связавшие Центр с Поволжьем, черноморскими и балтийскими портами, а также с западными границами Империи. Строились также короткие линии, имевшие промышленное назначение. В 1860— 1870-х гг. общая протяженность сети российских железных дорог выросла в 14 раз и составила 21 тыс. верст. В их грузообороте преобладали сельскохозяйственные грузы — прежде всего, зерно.
В 1880-х гг. железнодорожное строительство приобрело новое качество. Железные дороги стали строиться, главным образом, для обслуживания интересов тяжелой промышленности.
Экономический «бум» 1890-х гг. превзошел показатели 1860— 1870-х гг. За 10 лет (1893—1902) протяженность железных дорог почти удвоилась, составив 58 тыс. км. Ежегодно вводилось в строй около 2,5 тыс. км железных дорог — в 4 раза больше, чем в 1880-х — начале 1890-х гг. (600 км) и в 2—5 раз больше по сравнению с 1860-1870-ми гг. Железные дороги были проложены на Север, в Сибирь, Туркестан и Закавказье. В 1880—1898 гг. была построена Туркестанская железная дорога длиной 2,4 тыс. верст. В 1891 г. было начато строительство Великой Сибирской железной дороги (Транссибирской магистрали) протяженностью 5 тыс. верст. К началу XX в. Россия по общей протяженности железных дорог уступала лишь Северной Америке, но плотность отечественных дорог была недостаточной. В 1880-1890-е гг. железнодорожное строительство меньше учитывало интересы аграрного рынка. Для нужд зернового транспорта было проложено всего несколько дорог. Промышленными были 2/3 грузоперевозок. Более 50% промышленных грузов составляла продукция топливной и металлургической промышленности. Основным центром железнодорожной сети стал Московский железнодорожный узел.
Как и в других крупных капиталистических странах, в России железнодорожное строительство стало локомотивом индустриализации. Железные дороги обеспечили спрос металлургических заводов Юга России на коксующиеся угли и усилили спрос на каменный уголь Донбасса, добыча которого в 1870-е — первой половине 1880-х гг. увеличилась более чем в 7,3 раза. Металлургия Юга России потребляла 62,1% добытого на Донбассе угля.
Железнодорожное строительство превратилось также в сферу успешного первоначального накопления капиталов и всевозможных махинаций, с помощью которых богатели разные магнаты, министры, великие князья.
Стремительный рост промышленного производства начался в России во второй половине 1880-х гг. Главной задачей было развитие собственной металлургической базы, необходимой для тяжелой промышленности и железнодорожного строительства. В 1880-х гг. были разведаны огромные запасы железной руды в Кривом Роге. Очень высокие темпы выплавки чугуна и стали во второй половине 1880-х — 1890-е гг. сопровождались завершением промышленного переворота — полным техническим переоснащением промышленного производства. На смену пудлингованию и кричным горнам пришли бессемеровские конверторы и мартеновские печи. На доменных заводах Юга России и на Урале все шире применяли новую иностранную технику и технологию, строили новые мощные агрегаты. С начала 1880-х до середины 1890-х гг. уральское чугуноплавильное производство выросло почти в 2,2 раза. Во второй половине 1880-х — начале 1890-х гг. в Донбассе был реконструирован Новороссийский металлургический завод в Юзовке (ныне — Донецк), он стал крупнейшим в России металлургическим комбинатом. В 1890-е гг. производительность труда на заводе выросла в 2,1 раза. Новые заводы значительно превзошли Новороссийский по своей технической оснащенности. Благодаря реконструкции промышленности Донбасса, в середине 1890-х гг. Юг России опередил Урал по выплавке чугуна.
В конце XIX в. машиностроительная промышленность России приобрела транспортный характер. Существенно возросли производственные мощности старых заводов. Были построены предприятия, обеспечивавшие железные дороги подвижным составом: Харьковский и Луганский паровозостроительные заводы на Юге России, а также восемь вагоностроительных заводов в разных частях Европейской России. В конце XIX в. в России действовали семь паровозостроительных заводов. Крупнейшим паровозостроительным предприятием оставался Коломенский завод. По производству паровозов Россия намного превзошла Францию, несколько уступала Германии, но сильно отстала от США. Потребности страны в производственных машинах удовлетворялись за счет импорта. До 60% оборудования для русской текстильной промышленности было ввезено из Англии и Германии.
В 1890-х гг. была модернизирована бакинская нефтяная промышленность (рис. 19.4). Керосин утратил доминирование среди нефтепродуктов, началось широкое производство топлива для промышленного потребления. Топливом для паровозов, пароходов и фабричных котлов стал мазут.
Промышленное строительство повысило спрос на современные строительные материалы — цемент, огнеупорный кирпич, черепицу и др. Со второй половины 1880-х гг. до конца XIX в. их производство выросло в 3,5 раза.
В 1890-е гг. проводилась модернизация химической промышленности. В 1890 г. на реке Каме, на Березняковских соляных промыслах, появился завод по производству соды. В том же году в Донбассе был построен завод, ставший главным производителем соды в России. Производство соды обусловило рост производства кислот и солей. К началу XX в. отечественная промышленность почти полностью удовлетворяла потребности внутреннего рынка в главных химических продуктах. В России также возникло собственное производство искусственных красителей (ализарин, сернистые красители и др.) для текстильной промышленности, но на импортных полуфабрикатах. Это положило начало отечественной тонкой химической промышленности, которая с годами перешла на полуфабрикаты отечественного производства.
С середины 1880-х до конца 1890-х гг. число рабочих в отраслях тяжелой промышленности почти удвоилось, стоимость производимой продукции выросла в 2,6 раза, а ее общий объем — почти в 4 раза. В 1893 г. в тяжелой индустрии начался устойчивый и быстрый подъем. В 1885-1900 гг. ежегодные темпы роста в тяжелой промышленности были в среднем равны 10,6% по стоимости произведенной продукции и 12,9% по ее объему. Это были беспрецедентные темпы роста за всю историю русской промышленности.
Менее значительными были в 1890-х гг. успехи в производстве товаров народного потребления. Спрос на предметы индивидуального пользования рос медленно из-за весьма скромных доходов населения.
Заметные перемены произошли лишь в некоторых отраслях пищевой и текстильной промышленности. В табачной промышленности выросло производство папирос, а среди алкогольных напитков — пива, вследствие роста спроса на эти товары в городах. Крупных успехов достигла кондитерская промышленность. На 200 с лишним крупных кондитерских фабриках работало 11,4 тыс. рабочих. В 1890-е гг. сахарная промышленность освоила получение свекловичного сока путем диффузии, что вдвое увеличило производство сахара из свекловицы. Рост производства в сахарной промышленности был тесно связан с повышением покупательной способности населения.
Из всех отраслей легкой промышленности медленнее всего развивалась текстильная промышленность. В 1890-х гг. ее крупнейшая отрасль — хлопчатобумажная выросла лишь в 1,85 раза. Наибольшим внутренним спросом пользовались дешевые хлопчатобумажные товары. Спрос городского населения на высококачественные изделия удовлетворяли шелковые ткани, стоимость которых в 1890-е гг. почти удвоилась. Несмотря на медленный рост, текстильная промышленность почти не страдала от кризисов и депрессии.
Ключевым показателем развития капиталистической промышленности является концентрация производства, т.е. сосредоточение его в небольшом числе крупных предприятий. В 1890-х гг. в главных отраслях промышленности утвердилось господство крупных предприятий. Мелкие производства исчезли в сахарной промышленности. В тяжелой индустрии доминировали крупные предприятия с тысячами рабочих. Концентрация производства сочеталась с его комбинированием, т.е. соединением в одном предприятии разных производственных циклов и разных отраслей промышленности. На крупных текстильных фабриках выпускались практически все виды тканей. Ведущие заводы транспортного машиностроения были многопрофильными и выпускали самую разнообразную продукцию — от паровозов и морских судов до топоров и лопат. Многие крупные предприятия имели вспомогательные производства: мастерские, кирпичные заводы, земли, торфоразработки и др.
Для успешного решения проблем финансирования производства многие единоличные капиталистические фабрики преобразовывались в акционерно-паевые компании с широким составом участников. С 1861 по 1900 г. число акционерных обществ возросло почти в 12 раз, а их паевой капитал — в десятки раз; доля акционерного капитала, приходившегося на промышленные фирмы, увеличилась с 13,5 до 61,9%. Акционерные компании имели преимущества при получении кредитов в коммерческих банках.

Лекция, реферат. Развитие промышленности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Государственная идеология: от официальной народности к «народному» самодержавию
2. Органы управления России во второй половине XIX века
3. Внутренняя политика в начале царствования Александра II и отмена крепостного права
3.1 Отмена крепостного права: Положения от 19 февраля 1861 года и их реализация
4. Внутренняя политика и «великие реформы» 1860-1870-х годов
5. Великие реформы 1860-1870 годов
5.1 Реформы в области народного просвещения
6. Консервативный поворот во внутренней политике правительства в середине 1860-х годов и его последствия
7. Политический кризис на рубеже 1870-1880-х годов и убийство Александра II
8. Внутренняя политика в царствование Александра III (1881-1894)
8.1 Итоги внутренней политики Александра III
9. Внешняя политика России после Крымской войны (1856-1875)- преодоление международной изоляции и поиск союзников
9.1 Средняя Азия и Дальний Восток во внешней политике России: расширение границ Российской империи и размежевание с соседними странами. Присоединение Средней Азии к России
9.2 Политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX в.: проблемы территориального размежевания
10. Россия и Восточный кризис середины 1870-х гг. Вторая русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее последствия.
10.1 Проблемы дипломатического урегулирования Восточного кризиса: Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс

В первую четверть 19 в. темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявило большого внимания к этим вопросам.

Особенности развития в дореформенный период . Преобладаламелкая промышленность , представленная домашней промышленностью и ремеслом.Домашняя промышленность, т. е. обработка сырья, произведенного в своем хозяйстве, была более характерна для крестьянского хозяйства, - льнопрядение, обработка шерсти, валяние сукна оставались типичными занятиями и мужчин и женщин в русских деревнях. Свое доминирующее значение домашняя промышленность сохраняла вплоть до середины 19 в. даже в наиболее развитых экономически районах страны - центральных.Ремесло было более присуще городам.

Уже в начале 19 в. существовала специализация центров мелкой промышленности: шелковое производство в Москве и в селах на восток от Москвы, обувщики - в Твери, кожевники - в Вологде.

Крупная промышленность начала века представлена мануфактурами, которых было около 2 тыс.Мануфактура работала прежде всего на высшие классы и казну, удовлетворяла спрос государства на железо, цветные металлы, пушки, ружья, снаряды, сукно, холст, парусное полотно, бумагу, канаты и веревки. Значительную часть продукции мануфактур потреблял город - шерсть, шелк, стекло, фаянс, фарфор, бумагу, сахар, соль, водку. Скромная часть мануфактурной продукции шла в деревню - соль, водка, платки и ленты, некоторые виды металлических изделий и металл в виде полуфабрикатов - для деревенских кузнецов.

В первой половине 19 в. было два ведущих центра крупной промышленности. Один из них - Урал , центр металлургии, дававший 4/5 всей металлопродукции - становится и центромдобывающей промышленности . Здесь с 20-30-х годов начата активная разработка месторождений драгоценных камней, устраиваются золотые, серебряные и платиновые рудники. Динамика золотодобычи впечатляет: в 1829 добыли 1 пуд золота, в 1850 г. - 1000 пудов.

Другим центром российской промышленности был Московский регион, где была сконцентрирована обрабатывающая и текстильная промышленность.

Роль Санкт-Петербурга в начале века была невелика, однако она быстро возрастала. Именно под Санкт-Петербургом, на Александровской казенной текстильной мануфактуре в начале века были применены привезенные из Англии текстильные станки, положившие начало промышленному перевороту в России. Массовое же внедрение машин в производство и собственно начало промышленного переворота относятся к 30-40-м годам. Машины привозили из Англии, Германии, Бельгии. Тогда же, в начале века, приступили к налаживанию производства своих машин, правда в очень небольших масштабах, поскольку импортные машины пользовались несоизмеримо большим спросом, чем отечественные: были дешевле и выше качеством. Тем не менее постепенно Санкт-Петербург становится центром российского машиностроения. Несмотря на начавшийся промышленный переворот, в середине 19 в. в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Наиболее успешно развивались отрасли легкой промышленности - текстильная и пищевая. Все более отставала от мирового уровня черная металлургия. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существованием системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве.

Завершением феодализма в России принято считать крестьянскую ре-

форму 1861 г.

Особенности развития в пореформенный период. Уже первое десятилетие после реформы заметно ускорились темпы развития промышленности, но уровень ее по сравнению с западными странами оставался низким. Для быстрого роста не хватало многого: крупных капиталовложений, технической базы, достаточных кредитных ресурсов, сети дорог и хорошей системы связи, квалифицированных кадров, Развитие страны во второй половине века объективно способствовало устранению этих препятствий.

Железнодорожное строительство, особенно усилившееся с 70 гг. 19 в., стимулировало быстрый рост всех отраслей крупной промышленности, в частности, черной металлургии и машиностроения. В промышленность активно вкладывались иностранные капиталы. В конце века по объему инвестиций на первом месте была Франция, далее следовали Великобритания, Германия и Бельгия. Иностранный капитал во многом определил развитие машиностроения, металлургической и электротехнической отраслей промышленности.

Быстро развивалась легкая промышленность, в которой было занято более половины всех рабочих. Тормозом на пути развития легкой и пищевой отраслей промышленности, как и раньше, был недостаточный спрос населения - низкий в условиях во многом еще натурального хозяйства. Ускорились темпы развития черной металлургии: в конце 19 в. Россия по выплавке чугуна занимала четвертое место в мире после США, Англии и Германии.

Темпы промышленного развития страны в пореформенный период были крайне неравномерны подъемы сменялись замедленным развитием и кризисами. Так, конец 70-х годов был неудачным, но с конца 80-х начался промышленный подъем, продолжавшийся до конца 90-х. За десятилетие - с 1887 по 1897 гг. число промышленных предприятий увеличилось более чем на 25 %, а количество рабочих - на 60 %. В 1889 г. в стране начался экономическийкризис, который более всего проявился в тяжелой промышленности: резко сократилось производство рельсов, паровозов, вагонов, остановилась почти половина всех домен и нефтяных скважин.

Неравномерным было и территориальное распределение промышленности: важнейшими районами с быстрым поступательным развитием были Санкт-Петербург (центр машиностроения) и Московский район (центр текстильной промышленности). Урал по-прежнему оставался крупным центром, но во второй половине века он переживал значительные трудности, вызванные отсталой технической базой и необеспеченностью рабочей силой. Были районы, практически неразвитые в промышленном отношении и выступавшие в роли поставщиков сырья - прежде всего восточные и юго-восточные территории. Следует также иметь в виду, что примерно пятая часть всей промышленной продукции производилась в западной части империи - Поль-ше, Прибалтике и Финляндии.

Итак, в конце 19 в. Россия имела высокие темпы промышленного развития, но по уровню его развития значительно отставала от передовых стран мира, которые по производству продукции на душу населения превосходили Россию более чем в десять раз. Машиностроение в России было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.

Ведущие виды транспорта . Исторически первым видом транспорта, имеющим экономическое значение, былводный . К началу 19 в. в стране имелось десять каналов, что было явно недостаточно для быстрого развития народного хозяйства. Началопароходного сообщения в России относится к дореформенному периоду. Первый пароход был построен в 1813 г., в 1843 г. была разрешена свобода пароходства по всем рекам, в середине века в стране имелось уже более 300 пароходов, а в 1895 г. - 2539 пароходов.

Важнейшим видом транспорта был гужевой, который, однако, был малоудобен, так как время перевозок товаров по грунтовым дорогам ограничивалось почти исключительно зимой и летом; весна же и осень из-за распутицы на дорогах полностью исключались.Шоссейные дороги строились в России крайне медленно: в середине 19 в. их протяженность едва превышала 8 тыс. км, и были сосредоточены, главным образом, вокруг трех городов – Санкт - Петербурга, Москвы и Варшавы.

.Железнодорожное строительство началось в России в 30-е гг. В 1838 г. была построена первая в стране железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское Село и не имевшая большого экономического значения. В 1851 г. была построена дорога Москва-Петербург. В середине века протяженность железнодорожных линий составила около 1500 км (для сравнения: в Англии в 10 раз больше, а территория Англии была меньше территории Российской империи почти в 100 раз).

В 1857 г. было учреждено Главное акционерное общество для строительства железных дорог и намечены принципы железнодорожной политики. Важнейшей стратегической задачей становилось строительство тех дорог, которые должны были соединить хлебородные губернии с внутренними рынками. На следующем этапе следовало соединить дорогами производящие районы с портами, чтобы расширить возможности сбыта сельскохозяйственной продукции за границей. В 70-е годы была открыта сеть линий, соединившая Москву и черноземный центр. В 90-е годы особый размах приобрело железнодорожное строительство на окраинах империи - в Сибири, Средней Азии, на дальнем Востоке. Самые высокие темпы строительства железнодорожного полотна были отмечены в 1895 - 1900 гг.: Россия по этому показателю превосходила практически все другие страны мира. Однако по густоте сети она по-прежнему значительно отставала от передовых стран мира; в России на тыс. квадратных километров приходилось 1,5 км железнодорожных линий, в Англии -106 км.

1История мировой экономики. М.: Юнити, 1999.

2История мировой экономики. Книга первая. - М., 1997.- с.164

XIX в.: кризис феодальных отношений и зарождение основ капиталистического хозяйства.

Основные черты экономического развития. В последние десятилетия существования крепостничества Россия вступила в полосу кризиса всего феодального строя. Разложение феодализма достигло той стадии, на которой существовавшие феодальные общественные отношения (и прежде всего крепостное право) мешали дальнейшему развитию производительных сил, тормозили развитие промышленности, сельского хозяйства, культуры. На смену феодальной формации шел более прогрессивный общественный строй - капитализм.

Развитие промышленности. В первой половине XIX в. господствующими формами развития промышленности в России являлись мелкотоварное производство и мануфактура, но возникали уже и фабрики. Ремесло продолжало развиваться как в городе, так и особенно в деревне.

Село Иваново и г.Шуя Владимирской губернии выросли в крупные центры хлопчатобумажной промышленности, жители села Кимры Тверской губернии специализировались на сапожном ремесле, село Павлово Нижегородской губернии славилось металлическими изделиями, ремесленники-кустари Костромской и Ярославской губерний ткали полотна.

Ремесленное производство было важной предпосылкой для развития промышленных предприятий. Среди кустарей происходило имущественное расслоение: с одной стороны, выделялись богачи, которые заводили крупные предприятия, с другой - масса кустарей беднела, теряла свою независимость, становилась наемными рабочими.

Основной формой крупного промышленного производства в России была в это время мануфактура. В первой половине века продолжала существовать помещичья мануфактура, основанная на крепостном труде, однако ее развитие в отличие от предшествующего времени резко сократилось. Более быстро развивались предприятия, основанные на наемном труде, - капиталистические мануфактуры. Общее количество промышленных предприятий значительно увеличивалось. Если в 1800 г. насчитывалось 1200 крупных промышленных предприятий и на них было занято 225 тыс. рабочих, то в 1850 г. было уже 2800 предприятий с числом рабочих свыше 700 тыс. Преимущественно росли передовые в техническом отношении предприятия, основанные на наемном труде. К 1860 г. в обрабатывающей промышленности вольнонаемные составляли уже свыше 80% общей численности рабочих, а во всех отраслях промышленности - 65%. Количество вотчинных и посессионных мануфактур неуклонно сокращалось. Горная промышленность Урала, основанная на крепостном труде, переживала застой и не давала сколько-нибудь значительного прироста продукции. Это происходило потому, что крепостной подневольный труд был мало производительным и в условиях XIX в. не отвечал потребностям производства: крестьяне работали из-под палки, технических навыков, необходимых для данного уровня развития промышленности, не имели. Крепостные рабочие работали главным образом зимой, а летом обрабатывали землю, так как основным источником жизни для таких рабочих по-прежнему оставалась земля, ведение своего хозяйства.

В 1840 г. хозяева посессионных предприятий добились издания закона, по которому они получали право отпускать на волю прикрепленных к этим предприятиям рабочих. К 1860 г. посессионных рабочих почти не стало.

Развитие мелкотоварного производства и мануфактуры было необходимой предпосылкой для перехода к фабричному, машинному производству.

Начало промышленного переворота. Применение машин в русской промышленности началось еще в первые десятилетия XIX в. Однако станков и машин было тогда еще немного, и их применение носило эпизодический характер. Только с 30-х годов началось более широкое внедрение машин в промышленное производство. Мануфактура с ее ручным трудом превращалась в капиталистическую фабрику, основанную на применении машин. В России вызревали предпосылки промышленного переворота.

Особенно важное значение имело внедрение в промышленность паровых двигателей, которые пришли на смену примитивной конной тяге и водяным двигателям. Применение этих сложных машин сразу же намного увеличило мощность и производительность самих предприятий. Оно влекло за собой расширение промышленного производства и улучшение его технической оснащенности. Самыми передовыми в техническом отношении были хлопчатобумажное производство и другие отрасли текстильной промышленности, которые быстро оснащались машинами. К началу 60-х годов в России уже насчитывалось несколько тысяч механических ткацких станков и около 2 млн. механических прядильных веретен. Новый метод обработки свеклы с помощью особых аппаратов, приводимых в движение паровой машиной, привел к быстрому развитию свеклосахарной промышленности.

Изменялся внешний облик предприятий: вместо маленьких разбросанных мастерских стали вырастать крупные фабричные корпуса, а старые центры кустарной промышленности приобретают облик городов.

Первоначально машины привозили из-за границы, но уже в конце 40-х годов началось строительство отечественных машиностроительных заводов, главным образом в Петербурге и Москве. В Сормове (близ Нижнего Новгорода) был построен большой пароходостроительный завод. Внедрение машин способствовало увеличению производительности труда в десятки и сотни раз.

Но промышленный переворот кроме технической стороны имел еще и общественную. Технический переворот, т.е. внедрение машин, повлек за собой глубокие социальные изменения: машина требовала нового типа предпринимателя и нового типа работника. Процесс формирования классов буржуазного общества - промышленной буржуазии и пролетариата - пошел значительно быстрее.

Пролетариат формировался из разорившихся кустарей и оторвавшихся от земледелия крестьян.

Однако экономическое развитие России значительно отставало от экономического развития передовых капиталистических стран. Промышленный переворот шел медленно и растянулся на несколько десятилетий: начавшись в 30-х годах XIX в., он завершился уже после ликвидации крепостного права (в 80-х годах). Крепостной строй тормозил развитие промышленности. Капиталов для заведения машинного производства было еще недостаточно. Купцы по-прежнему предпочитали вкладывать свои деньги в торговлю, а разбогатевшие крестьяне могли открывать свои предприятия лишь на имя помещика, который присваивал значительную часть дохода. Свободного рынка рабочей силы, необходимого для капиталистической промышленности, еще не было. Некрепостных, вольных рабочих было мало. Рабочими в большинстве случаев нанимались крепостные крестьяне, отпущенные помещиком на заработки. Значительную часть своего заработка они вынуждены были отдавать помещику в виде оброка. Помещик мог в любое время вернуть их в деревню, что приводило к текучести рабочей силы и отрицательно сказывалось на производстве. Внутренний рынок для промышленных товаров был узок, так как покупательная способность населения была очень низкой. Народ был не только нищим, но и все его хозяйство носило еще в значительной степени натуральный характер: крестьяне потребляли то, что производили в своем хозяйстве.

Рост внутренней и внешней торговли. Однако натуральность хозяйства, характерная для феодализма, неуклонно разрушалась. В первой половине XIX в. продолжал развиваться всероссийский рынок.

За полстолетия удельный вес городского населения вырос вдвое. В середине XIX в. горожане составляли уже около 8% всего населения России (в конце XVIII в. - 4%). Рост городов и углубление хозяйственной специализации отдельных районов страны, начавшиеся еще в XVIII столетии, ускорили развитие внутренней торговли. Так, промышленный центр России с его крупными городами, фабриками и заводами, количество которых непрерывно росло, обменивался товарами с земледельческими районами юга и юго-востока страны. В городах появлялось все больше и больше магазинов и лавок, которые становились основной формой торговли. На окраинах, в провинциальных городах вырастали крупные ярмарки. Нижегородская ярмарка с ее миллионными оборотами производила грандиозное впечатление на современников. Сюда приезжали купцы со всей России и из-за границы. Большую роль играли также Ирбитская, Ростовкая, Харьковская, Контрактовая (в Киеве) и Коренная (в 30 км от Курска) ярмарки. Во многих городах Украины, Сибири и Закавказья возникли новые ярмарки местного значения.

Торговля и купеческая прибыль оставались главной сферой формирования крупных капиталов России, на базе которых создавались предприятия капиталистического типа.

Активизация процессов первоначального накопления капитала шла в этот период не только за счет естественного процесса расслоения товаропроизводителей, но и за счет усиления ростовщичества и особенно за счет так называемых “винных откупов”. Казенные поставки и винные откупа оказались золотым дном для купечества. На закупку вина откупщикам выдавалось ежегодно до 35 млн рублей. В 1857-1858 гг. его сбыт оценивался в 180-200 млн рублей. По официальным данным чистая прибыль была значительно больше.

В 1806 г. правительство России выпустило первый внутренний государственный заем. выплата процентов способствовала обогащению прежде всего привилегированного дворянского сословия и определенной части купечества.

Неуклонно росла внешняя торговля. Вывозились из России преимущественно сельскохозяйственные товары: лен, пенька, сало, хлеб. Промышленные товары, главным образом текстиль и изделия металлообрабатывающей промышленности, русские купцы поставляли лишь в еще более отсталые страны: в Среднюю Азию, Иран, Турцию. Ввозились в Россию в основном промышленные изделия: машины, шерстяные и шелковые ткани, краски, а также сахар и чай.

Торговая политика оставалась протекционистской, хотя и непоследовательной. Тариф 1816 г. был “фритредерским”, а с 1823 г. опять протекционистским. В 1808 г. был разрешен беспошлинный ввоз оборудования, а с 1811 г. - сырья, не производимого в России.

Внешняя торговля за тридцать лет увеличилась примерно в 2,5 раза. Рост торговли способствовал обогащению нарождавшейся русской буржуазии.

Однако уровень развития торговли и ее формы были еще отсталыми. Постоянно действующая магазинная и лавочная торговля была развита слабо, да и то только в крупных городах. В деревне регулярной торговли не было. Здесь действовали офени - мелкие торговцы галантереей и мануфактурой. Небогатые офени (коробейники, ходебщики) носили весь свой товар на руках (в коробе), более состоятельные имели подводы.

Тормозило развитие торговли и отсутствие хороших путей сообщения. Основными видами дорог были шоссейные и грунтовые, да и тех было немного, а главным видом транспорта была подвода.

Однако и в развитии путей сообщения в первой половине XIX в. происходили заметные сдвиги. Развивался речной транспорт, правда преимущественно с ручной тягой (с помощью бурлаков), в начале века была расширена сеть каналов, увеличилась длина шоссейных дорог.

Важное значение в развитии торговли имело возникновение речного пароходства. Первый пароход появился Неве в 1815 г., но лишь в 40-50-е годы пароходы стали регулярно ходить по Неве, Волге, Днепру и другим рекам. К 1850 г. в России было около 100 пароходов.

В 30-х годах началось железнодорожное строительство. В начале 30-х годов замечательные изобретатели крепостные мастера отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили первую железную дорогу (с паровой тягой) на Нижнетагильском заводе. В 1837 г. была построена железная дорога протяженностью 25 верст от Петербурга до Царского Села, а в 1843 г. началось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Оно продолжалось до 1852 г. и обошлось очень дорого. Затем началось строительство дороги Москва-Нижний Новгород и других направлений. К 1861 году общая протяженность построенных дорог составила полторы тысячи верст, что в 15 раз меньше, чем в Англии. Многим российским промышленникам были выданы большие правительственные заказы на шпалы, рельсы, паровозы, технические масла, стройматериалы, металлоконструкции для мостов, станционное оборудование, средства связи и так далее. Это, как супермультипликатор и акселератор, вызывало по цепочке промышленный спрос на продукцию строительной, легкой, пищевой промышленности, на сельхозпродукцию. Были созданы дополнительные рабочие места в строительстве, обслуживании и снабжении железных дорог.

Изменения в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство, в котором господствовали помещичье землевладение и крепостническая эксплуатация, развивалось крайне медленно. Однако и здесь происходили перемены. Значительно расширилась посевная площадь как в европейской части России, так и в Сибири: распахивались нетронутая целина, луга, под пашни выкорчевывались лесные участки и кустарники. Особенно успешно расширение посевных площадей шло на колонизируемом юге страны - на Северном Кавказе, на Дону, в южных украинских губерниях.

Ни помещики, ни крестьяне не могли уже обойтись без промышленных товаров. Чтобы купить их они должны были продавать свою продукцию на рынке. Между тем доходность помещичьих имений при господстве крепостного труда, отсталой технике и низкой агрономической культуре была небольшой. Некоторые помещики пытались повысить доходность своего хозяйства путем его рационализации. Они выписывали машины из-за границы, вводили многопольный севооборот, разводили породистый скот. Производство наиболее распространенных в помещичьем хозяйстве машин - молотилок и веялок - было налажено в России.

Передовые хозяйства стали вводить новые сельскохозяйственные культуры - свеклу, табак, подсолнечник, виноград. Значительно расширилось разведение картофеля. В южных губерниях помещики начали прибегать к вольнонаемному труду, так как крепостных здесь не хватало.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений в деревне происходило расслоение крестьянства. Рядом с массой нищих и обездоленных семей рос слой зажиточных крестьян, которые занимались торговлей, ростовщичеством, вкладывали свои деньги в промышленные предприятия. Из их среды выходили крупные предприниматели, которые выкупались за большие деньги на волю и заводили свои фабрики. Такими были Савва Морозов, Прохоровы, Гарелины и другие. Однако в целом сельское хозяйство России в первой половине XIX в. находилось еще на крайне низком уровне. Прогрессивные методы ведения сельского хозяйства были несовместимы с крепостничеством - попытки рационализации, как правило, кончались крахом.

Большинство помещиков вело хозяйство по старинке и пыталось увеличить свои доходы путем усиления феодальной эксплуатации крестьян. Они увеличивали барщину, расширяя свою запашку за счет крестьянской земли. В черноземных губерниях барщина доходила до 4-6 дней в неделю, некоторые помещики переводили крестьян на месячину, т.е. отбирали надел и заставляли крестьян все время работать на барской земле за ничтожный месячный паек (отсюда и название “месячина”). Разорение крестьянина, лишение его земли подрывало один из основных признаков феодализма - наделение крестьян средствами производства, и прежде всего землей.

Положение крестьян, находившихся на оброке, также ухудшалось.

Оброк вырос с 7 руб. в конце XVIII в. до 17-28 руб. в середине XIX в. Это приводило к обнищанию оброчных крестьян, снижению сельскохозяйственного производства. В поисках заработка для уплаты оброка крестьяне иногда вынуждены были с разрешения помещика уходить в город, что разрушало другой важный признак феодализма - прикрепление крестьян к земле.

Крепостничество - тормоз развития экономики страны. Таким образом, экономическое развитие страны разрушало социальную структуру феодальной России. Но крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и транспорта: не было свободных рабочих рук, так как народ был в крепостной неволе; внутренний рынок был еще узкий, так как крестьяне жили в нищете и потребляли то, что производило их натуральное хозяйство; не было свободных капиталов, так как помещикам не хватало доходов на то, чтобы покупать предметы роскоши, и их долги постоянно росли; предприниматели из купцов предпочитали вкладывать свои капиталы в торговлю, а не в промышленность, ибо не могли нанять необходимого количества рабочих. Особенно трудным было положение крепостных предпринимателей. Все их имущество считалось собственностью помещика, который мог отобрать его в любое время. И помещики широко пользовались этим правом. За выкуп на волю эти предприниматели должны были платить огромные деньги, что вело к сокращению их предприятий.

Крепостные предприниматели вынуждены были хитрить, скрывать свои капиталы, прятать их в “кубышку”, вместо того чтобы вкладывать в производство.

Все это вело к тому, что экономика страны развивалась медленно.

Для сельского хозяйства были характерны рутинное состояние техники, низкая урожайность, приводившая к периодическим голодам, крайне низкий уровень агрономической культуры. Доходность помещичьих имений падала, а крестьянство разорялось и нищало.

Эти явления означали, что феодальное хозяйство изжило себя и тормозило процесс дальнейшего развития страны.

Подводя итоги сказанному, можно сказать что, хотя в России в начале XIX в. продолжал формироваться капиталистический уклад, она оставалась аграрной страной. Наиболее дальновидные политики России начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствует росту ее международного влияния и осложнит решение многих внутренних проблем.

Список литературы:

1. И.А.Федосов “История СССР” М.,1992.

2. Н.Н.Хмелевский “История экономических учений. Экономическая история России” М.,1995.

3. “История Отечества” под ред. Г.З.Иоффе, В.И.Додонова М.,1992.

4. “История России” под ред. Ш.М.Мунчаева М.,1993.

5. Н.А.Троицкий “Лекции по русской истории XIX века” Саратов,1994.

6. “Краткое пособие по истории” под ред. А.П.Корелина М.,1992.

В XIX в. европейская экономика сделала громадный шаг вперед. За столетие были созданы более мощные производительные силы, чем за всю предшествующую историю. Капитализм одержал полную победу в промышленности и сельском хозяйстве. Производство освободилось от средневековых стеснений, были ликвидированы цехи и феодальные повинности крестьян, построены заводы и фабрики, железные дороги и пароходы.

Промышленная революция

Промышленная революция в Англии началась еще в конце XVIII в., а затем охватила другие западные страны. Она была важным фактором социального развития европейских стран. Революцию в промышленности совершили главным образом паровой двигатель и фабрика, а преобладание машинного производства над ручным и производство машин машинами означало ее победу. В Англии она завершилась в середине XIX в., во Франции, в Германии, Австрии - на 20-30 лет позже.

Крупные изменения произошли на транспорте. Быстроходные поезда пришли на смену медленным повозкам, парусные суда заменялись пароходами, строились каналы, улучшались дороги.

В первой половине XIX в. главной отраслью промышленности оставалось текстильное производство, но быстрыми темпами возрастала добыча каменного угля и железной руды, выплавка металла. Экономическая мощь государства измерялась тогда количеством машин, тысячами и миллионами тонн переработанного хлопка, добытого угля, выплавленного металла, тысячами километров железнодорожных линий. Западная Европа вступила в «век пара и железа».

В Англии, например, выплавка чугуна в первой половине XIX в. увеличилась более чем в 12 раз.

Если техническая сторона промышленной революции заключалась в переходе от ручного мануфактурного производства к фабричному, то ее социальную сущность составляло формирование двух новых общественных классов - промышленной буржуазии и наемных рабочих, или пролетариата. При феодализме они составляли вместе с крестьянством низшее третье сословие, теперь же превратились в два основных класса капиталистического общества, которые занимали различное общественное положение и имели различные интересы.

Прогресс в промышленности и земледелии

С середины XIX в. количество технических изобретений и усовершенствований росло невиданными прежде темпами: их насчитывались тысячи.

Были открыты новые способы выплавки стали, началось производство пластмасс и синтетических тканей, появились телеграф и телефон, автомобили и самолеты, в горах были проложены первые тоннели, в промышленность и быт пришло электричество.

Возникли новые отрасли промышленности: химическая, электротехническая, автомобилестроительная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. «Век пара и железа» уходил в прошлое. Символами новой эпохи становились электричество, сталь и нефть. Промышленное производство увеличилось более чем в три раза.

Но рост производства не был постоянным, он прерывался кризисами (спадами), которые в XIX в. повторялись через каждые 8-12 лет. Производство товаров в масштабах государства не планировалось, и когда их становилось больше, чем можно было продать, внезапно и резко падали цены, закрывались предприятия и банки, сокращались производство и торговля. Впервые такой кризис перепроизводства поразил Англию в 1825 г. Всего в XIX в. в Англии произошло 9 сильных экономических кризисов, во Франции и Германии - по 7.

Сельское хозяйство пережило аграрную революцию. Из феодального оно превратилось в предпринимательское. Возникло много фермерских хозяйств, работавших на рынок и использовавших наемный труд. Совершенствовалась и создавалась новая сельскохозяйственная техника (плуги, сеялки, жатки, сноповязалки, молотилки, первые образцы гусеничных тракторов и комбайнов). Почва лучше обрабатывалась и удобрялась, урожайность зерновых культур значительно повысилась и достигала 14-20 центнеров с гектара, а в Дании в 1913 г.- даже 29 центнеров. Однако доля сельского хозяйства в общем производстве падала, в то время как доля промышленности возрастала.

Монополии

Промышленное производство сосредоточивалось на все более крупных предприятиях. Чтобы получить наибольшую прибыль и победить в конкурентной борьбе, в конце XIX в. промышленники и банкиры стали объединяться и создавать национальные и международные союзы, или монополии (от греч. monos - один и poleo - продаю). Это были организации предпринимателей, которые договаривались между собой о размерах производства, рынках и ценах. Таким образом они подавляли конкурентов, подчиняли или разоряли мелкие предприятия и банки. Однако мелкие предприятия не были полностью уничтожены - по численности они в тысячи раз превышали крупные объединения и сохранились до наших дней. Ведь одни предприятия разорялись, другие создавались.


Американский художник Джордж Луке протестует против засилья монополий. Он изобразил их в 1890 г. в виде монстров, пожирающих все окружающее. «Современная угроза» - так называется эта картина

Не исчезла и конкуренция. Соперничество гигантских монополий, мелких и средних производств сопровождает развитие капиталистической экономики до настоящего времени.

Период господства монополий, начинающийся с конца XIX - начала XX в., получил название периода монополистического капитализма, или империализма (от лат. imperium - власть). Сначала под империализмом понимали лишь внешнюю политику, направленную на территориальные захваты и создание громадных империй. Позже этот термин стал использоваться для обозначения новой стадии капитализма, исходным моментом и главной особенностью которой были монополии.

Существовали различные типы монополий: синдикаты, картели, тресты и др. Участники синдиката договаривались о ценах и совместном сбыте товаров, сохраняя самостоятельность в других сферах деятельности. Для картеля характерно соглашение не только о ценах и рынках, но и количестве выпускаемой продукции. Руководство треста управляло всей деятельностью входивших в него предприятий и банков.

Одним из важнейших моментов в экономической истории конца XIX - начала XX в. явилось создание капиталистической системы мирового хозяйства, основы которой были заложены еще в эпоху Великих географических открытий. Экономика одной страны оказалась тесно связанной с хозяйством других стран благодаря железным дорогам и пароходам, возросшей торговле и широким денежным операциям. Мировая экономика напоминала единый организм, в котором все было взаимосвязано. Центральное место в ней до конца XIX в. занимала Англия, а потом - США.

Население

Урбанизация. С конца XVIII в. население Западной Европы быстро увеличивалось и за столетие выросло более чем в два раза. В начале XX в. первое место по численности жителей занимала Германия (67 млн человек), а самой густонаселенной страной оставалась Бельгия. Благодаря повышению уровня жизни и успехам медицины уменьшилась смертность, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 35 до 55 лет.

В конце XIX в. большая часть населения Европы жила еще в сельской местности, но оно постоянно уменьшалось, в то время как под воздействием бурного развития промышленности и торговли численность горожан быстро увеличивалась. Роль городов сильно возросла во всех сферах жизни. Этот процесс называется урбанизацией (от лат. urbanus - городской).



Наиболее важную роль играли крупные города с населением свыше 100 тыс. человек (в конце XIX в. их было около 100). Они были средоточением экономической, политической, культурной жизни страны. Здесь находились крупные предприятия и банки, принимались важнейшие решения, работали крупнейшие музеи и театры.


Жизнь в городах становилась более удобной, комфортной. На улицах стало чище и светлее, чем прежде, благодаря благоустройству, появлению освещения, уборочных машин, системы канализации. Дома подключались к центральному отоплению и водоснабжению, в них устанавливались лифты. Были построены большие вокзалы, рынки, магазины.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В первые десятилетия промышленного переворота был широко распространен детский труд. В 1840 г. для изучения этого вопроса в Англии была создана парламентская комиссия. Она выявила следующие факты: в каменноугольных копях дети часто начинали работать с четырех лет. Находясь в маленькой нише, они должны были отворять дверь, чтобы пропустить вагонетки с каменным углем, а затем закрывать ее снова. Это было необходимо для предотвращения взрыва газов. Дети вставали в три часа утра, спускались в шахту и находились под землей в темноте до пяти-шести часов вечера.

Восьмилетние дети возили на себе вагонетки с каменным углем. Так как крыша копи была низка, они обвязывали вокруг тела веревку и ползком тащили вагонетку. Приведенные факты произвели ошеломляющее впечатление, и через некоторое время были приняты законы, ограничившие детский труд.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Загрузка...
Top