Оформление абсолютизма при Петре I. Абсолютная монархия петра i

«Россия при Петре Первом» - Эпоха Петра Великого. Внутренняя политика. годы жизни Петра Первого. Реформы. 1700 – 1725 гг. – Северная война. Улучшение международного. Итоги правления. Вывод. 1682 -1725 гг. -Правление. 1695 – 1696 гг.-Азовские походы. Азовское и Черное моря. Петра Великого. Потери независимости. 1.Государственного аппарата управления.

«Преобразования Петра 1» - Военная реформа (суть): Причины: Преобразования петровской армии. Роль и значение петровских преобразований. России к Черному морю. Петр Великий. Презентация на тему: Был заключен устный союз против Швеции, а не против Турции. Органы власти и управления в Российской империи в 20 -70-е гг. Новый закон разделил «государеву» службу на гражданскую, военную и придворную.

«Эпоха Петра Первого» - ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Значение преобразований петра. Таблица 2 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИ ПЕТРЕ I. Каково было воспитание петра первого? Вспомните основные реформы петра первого. Основные понятия. Тестирование. Цель урока. Назовите основных сподвижников петра? Петровская эпоха. Таблица 1 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I.

«Эпоха Петра 1» - Рекрутские наборы Выпуск отечественного оружия Совершенствование организации и снабжения армии. Кунсткамера 1714 г. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра. Внешняя политика Петра I: Торговля. Академия наук 1725 г. Архитектура Б.Растрелли Д.Трезини П.Зарудный. «Почва для истории великого человека есть история народа.» С.М.Соловьев.

«Детство Петра» - Двоецарствие: Петр и Иван. О, мощный властелин судьбы! Софья в изгнании. Мария Милославская. 1662-1696гг. Медный всадник. 1657-1704гг. Наталия Нарышкина. Софья. Цели урока: Первые преобразования Петра. Федор. Свадьба Петра 1689г. Иван. Начало славных дел Петра. Стрелецкое восстание 1682г. Великое посольство 1697-1698гг.

«Кладовая солнца урок» - Найти ответы на вопросы: Себялюбие(эгоизм), жадность, лень, злоба. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. Любовь. Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?

С первых дней своего царствования Петр стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия - это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношении. Основная ее черта заключается в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм - форма правления, при которой власть принадлежит монарху.

Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.

В 1711 г. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений. Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.

В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.

В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.

Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских дел -сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

При Петре I сложился многочисленный дворянско-бюрократический аппарат. Консолидации возникшего чиновничьего дворянства способствовала «Табель о рангах».

С 1721 г. Петр I стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.

История и СИД

Гридунова Петр I вошел в историю России как царьреформатор благодаря кардинальным преобразованиям в различных сферах общественной жизни в том числе государственного управления экономики культуры. началась реформа госаппарата. Создание нового полноценного государственного аппарата было бы невозможно если бы реформа не коснулась низшего звена управления местного аппарата. РЕФОРМА В АРМИИ.

§ 14. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I. ОФОРМЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА

Составитель: А.Н. Гридунова

Петр I вошел в историю России как царь-реформатор благодаря кардинальным преобразованиям в различных сферах общественной жизни, в том числе государственного управления, экономики, культуры. Одним из главных итогов его реформ стало оформление в России абсолютизма, т.е. такой формы правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю.

Политический режим при абсолютизме в России определяется следующими чертами: всеобщая и мелочная регламентация жизни и деятельности населения; грубое, прямое принуждение к исполнению разных установлений; отсутствие политических прав и свобод, общественной самодеятельности подданных; жесткий контроль, слежка за ними со стороны государственных органов, крайне широкие полномочия этих органов, особенно полиции, право безграничного вмешательства их в жизнь людей.

Одним из важнейших признаков формирования неограниченной власти Петром I являлось отмирание Земских соборов. Прекращение практики их созыва означало, что царь больше не нуждается в одобрении или неодобрении своих действий – он приобрел достаточную независимость.

В конце 1717 г. началась реформа госаппарата. Все управление государства сосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы в соответствии с их функциями. Так были созданы Коллегия чужестранных дел; Камер-коллегия (ведавшая казенными сборами); Юстиц-коллегия; Ревизион-коллегия (ведущая счет государственных приходов и расходов) и т. д. В 1721 г. была образована Духовная коллегия – Синод. Коллегии стали основой центральной системы управления. Постоянно сталкиваясь со знаменитой «московской волокитой» в приказах, Петр ввел для эффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельности всех учреждений и чиновников. При этом за нарушение регламента чиновники наказывались так же, как военные за нарушение устава.

Высшим правительственным учреждением стал Сенат, учрежденный в 1711 г. Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное, коллегиями. Четко был расписан регламент работы Сената. Сенат заменил собой Боярскую думу, в отличие от которой мог действовать и в отсутствие царя. В Сенат назначались люди, не обязательно знатные, но непременно обладающие деловыми качествами и искренне преданные государю.

Позднее при Сенате был создан важнейший контрольный орган самодержавного государства – прокуратура, а Сенат возглавил генерал-прокурор. Чтобы обезопасить свою систему от должностных преступлений, Петр считал необходимым ввести институт тайного надзора (фискалов-чиновников). Оба института, прокуратура и фискальство, были прочно связанны – фискалы доносили о делах прокурорам.

Создание нового полноценного государственного аппарата было бы невозможно, если бы реформа не коснулась низшего звена управления – местного аппарата.

Петр разделил все государство на 8 крупных областей, получивших название губерний. Затем в 1719 г. введено было новое областное деление, в которое вошли и земли, отвоеванные у Швеции. Россия была разделена на 11 губерний, которые подразделялись на провинции, а провинции – на уезды.

Управление городским населением ведала ратуша, составленная выборными бурмистрами. Ратуша ведала жизнью города, судом, расправой, сбором податей и других налогов.

Стремление Петра организовать государство по военным образцам усилило роль военных в обществе и государстве. Широко практиковалось участие профессиональных военных в государственном управлении.

Таким образом, государственные учреждения местные, центральные и высшие представляли собой сооружение, подобное пирамиде, на вершине которой находился самодержец, осуществлявший верховную неограниченную власть.

Особое место в формировании бюрократии принадлежит Табели о рангах (1722 г.), которая привела в систему и унифицировала все чины империи нa государственной службе. Введены были 14 рангов, определяющих продвижение чиновников в любой отрасли службы? сухопутной, военно-морской и гражданской. Важное значение имело право доступа в дворянство и лицам «подлого происхождения» по своим деловым качествам. Дослужившие до 8-го ранга такие люди получали наследственное дворянство и все вытекающие из этого привилегии.

РЕФОРМА В АРМИИ. Одновременно с реорганизацией государственного аппарата осуществлялась военная реформа, направленная на создание регулярной постоянную армию. Стрелецкие войска после мятежей против Петра были уничтожены. Потешные полки Преображенский и Семеновский преобразованы в гвардейские регулярные полки. Прежний способ комплектования – «вербовка охотников» – заменен общим рекрутским набором. Создана была новая вооруженная сила – флот (48 линейных кораблей, 800 галер и 28 тыс. человек экипажа). Содержание всех сухопутных и морских сил составило 2/3 всех государственных расходов.

Новый порядок комплектования войск рядовыми заставил пересмотреть вопрос о подготовке офицерских кадров. До начала XVIII в. дворяне являлись на эпизодические смотры и участвовали в походах. Теперь же они были обязаны нести пожизненную военную службу. После смотров дворян записывали в полки, а затем, по отбытии ими срока солдатской службы, производили в офицеры. Для подготовки артиллерийских и инженерных кадров были открыты специальные школы. Унтер-офицерские кадры готовили гарнизонные школы.

Правительство стремилось укрепить классовую основу армии. Рядовой состав набирался из крестьян и посадских людей, командный же — из дворян. Однако огромная потребность в командных кадрах заставила правительство разрешить производство в офицеры проявивших себя в ходе войны выходцев из других сословий. Такие офицеры уравнивались в правах с дворянами и получали вместе с семьями потомственное дворянство.

Значительное внимание правительство уделяло вооружению. Старые ружья с фитильным запалом были заменены более совершенными ружьями со штыком и ударно-кремневым замком, появились гранаты, трехфунтовые пушки. Кавалерия была вооружена укороченными ружьями, пистолетами и палашами. Разработанные русскими конструкторами системы оружия не уступали лучшим образцам Европы.

Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. Ее флот имел на своем счету все современные виды вооружения, свой устав, командирский корпус и уже боевой опыт. С честью выдержав все испытания морских военных операций, он завоевал право считаться одним из могущественных в Европе.

Реформа церковного управления была одной из самых важных по своим последствиям реформ Петра I. К ней царь шел давно, т. к. слышал и знал отзвуки той борьбы, которая велась его отцом Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. В ходе этой борьбы решался вопрос – кто оказывает большее влияние на народ – светская или религиозная власть.

В начале реформ Петр воспользовался смертью патриарха Адриана в 1700 г. Нового патриарха выбирать не стали, а назначили блюстителя патриаршего престола, причем лицо не церковное, а светское. Затем вернули закон, по которому богатства церкви ставились под контроль государства и могли использоваться на нужды армии, флота и внешней политики. В ходе реформы была сломлена прежняя система патриаршего управления. Введена система коллегиального управления – Синод, который уравнивался в правах с Сенатом. С 1712 г. начинается почти двухсотлетия история управления русской православной церковью Синодом. В Синод избирались не только духовные служители, но и светские люди, офицеры «дабы был порядок и дисциплина», в Синод обязательно входил обер-прокурор с подчиненным штатом духовных фискалов. В конечном счете Синод стал государственным учреждением, а царь тем самым становился главой церкви.

Параллельно с образованием Синода проводилась реорганизация внутренней структуры церкви: распределены церковные чины по иерархии, впервые произведена перепись штатов церковнослужителей, чистка их рядов от нежелательных и случайных людей. Штаты церковников были определены из расчета на 100-150 дворов прихожан – один священник, все лишние становились подневольными у тех помещиков, на чьих землях была церковь. Многие низшие чины церковнослужителей были лишены прежних привилегий.

С решительностью и грубостью государство взяло в свои руки и заботу о распространении христианства (православия) среди иноверцев и язычников, особенно на окраинах государства. Петра совершенно не устраивала длительная и кропотливая работа православных миссионеров. Он возлагал надежды на решительные, быстрые и радикальные меры с помощью административного воздействия, насилия применительно к целым слоя общества, племенам и народам. Чтобы поощрять иноверцев и язычников к переходу в православие, новокрещенным давалась льгота в платежах налогов, они награждались землей и крестьянами, за непослушание применялись полицейские меры.

Таким образом, превращение церкви в контору по делам веры, подчинение всех ее ценностей нуждам самодержавия во многом означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа как хранительница духовного начала. Неслучайно этот народ впоследствии так равнодушно смотрел на гибель церкви и на разрушение храмов.

РЕФОРМА В КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. В годы царствования Петра в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко идущие последствия.

Промышленное строительство стало развиваться невиданными до этого темпами. За 1695–1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур разного профиля, в 10 раз больше, чем их было к концу XVII в. в стране. Характерная особенность экономического бума в России заключалась в ведущей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Неудачное начало Северной войны (поражение под Нарвой в 1700 г.) заставило заново создавать боеспособную армию. Многочисленные мануфактуры, преимущественно оборонного значения, стали строить с учетом необходимости обеспечить армию оружием, боеприпасами, обмундированием. Таким образом, промышленный бум в экономике был продиктован военными и внешнеполитическими интересами. Государство, обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, правом неограниченного пользования землей, ее богатствами, взяло на себя все, что связано с производством, начиная от размещения предприятий и кончая заказами необходимой продукции. Казна вложила огромные средства в расширение выпуска железа, пушек, оружия. Особую роль сыграл Урал, где в крайне сжатые сроки был построен целый металлургический комплекс. На базе мощной металлургической базы стала развиваться металлообрабатывающая промышленность. Параллельно создавались мануфактуры легкой индустрии, т.к. нужны были корабельные снасти, одежда, обувь, лесопильные материалы, мельницы – словом все, что способно было содержать современную армию. Возникло огромное количество мануфактур в Москве, Липецке, Казани, Воронеже, Петербурге (текстильное производство, полотняные, стекольные, зеркальные, силикатные, кожевенные и другие предприятия). Фактически была осуществлена индустриализация по-петровски. В организации промышленности государство с максимальной полнотой использовало свои преимущества. Оперативно и рационально определялся район размещения, масштабы производства, способы обеспечения. Строительство заводов требовало огромных средств, которыми не располагал ни один частный предприниматель. На строительстве использовался дешевый труд местного населения. Для организации производства привлекали опытных специалистов из русских и иностранцев.

В конце Северной войны в экономической политике самодержавия произошли видимые перемены, поскольку стало поощряться частное предпринимательство, делались попытки «послабления» купцам и промышленникам. Но государство вовсе не собиралось устраняться от экономики. Оно сдавало в аренду частным лицам заводы и мануфактуры; осуществляло постоянный контроль над отечественной промышленностью; регламентировало производство и сбыт продукции. Таким образом, крепостническая направленность в области экономики не давала возможности формироваться русской буржуазии, а подневольный труд крестьянина не превращал его в пролетария. Предприниматели же переходили в дворянское сословие и полностью растворялись в нем.

Итак, промышленное строительство при Петре привело к двум результатам: созданию мощной экономической базы и одновременно к существенному торможению капиталистического развития страны.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли. Цель была такая: получать прибыль с ходовых товаров внутри страны и за счет вывоза товаров за рубеж, которые дали бы деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности. Государство захватывало торговлю самым простым способом – введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Так была введена монополия на соль, что давало 100 % прибыли, на табак — 800 % прибыли. Также была введена монополия на продажу многих русских товаров за границу. Вмешательство государства в торговлю тормозило развитие частного предпринимательства, основанного на рыночной конъюнктуре. Петровская эпоха стала тяжелейшим временем для купечества не только из-за монополии на товары, но и из-за налоговой системы. Платили прямые и косвенные налоги, всевозможные повинности, что мало способствовало росту купеческого капитала.

Таким образом, государственные монополии, налоги и повинности были силовыми средствами, применяемыми петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач.

Вместе с тем, ускоренному развитию промышленности способствовала и правительственная политика, получившая название «меркантилизма». Она предусматривала систему мер, поощряющих развитие экономики, прежде всего, промышленности и торговли, особенно внешней, по принципу — покупать дешевле, продавать дороже. Это выражалось в предоставлении владельцам мануфактур экономических льгот, в ограждении отечественного производства от иностранной конкуренции и, наконец, в регламентации самого производства. Так, таможенный тариф 1724 г ограждал молодую отечественную промышленность от конкуренции западноевропейских мануфактур. Ввоз промышленных товаров регулировался различным размером пошлины.

Экономическая реформа страны тяжелым бременем легла на плечи крестьянства, простого люда. «Знаю, что меня считают тираном, — говорил Петр иностранцам, — что я повелеваю рабами. Это неправда. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам; эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству».

С другой стороны, реформа шла среди глухой и упорной внутренней борьбы: участники четырех страшных мятежей и трех заговоров выступали против нововведений, за сохранение старины, ее понятий и предрассудков. Враждебное отношение Петра к отечественной старине, к народному быту выражалось даже в том, что древнерусская борода, была для него не физической «подробностью мужской физиономии», а выставкой политического настроения, знаком государственного бунтовщика наравне с длиннополым платьем. Петр «шел против ветра» и собственным ускоренным движением усиливал встречное сопротивление.

ВЫВОД. В социально-экономическом и политическом развитии России рассматриваемого времени прослеживаются две линии. Одна из них связана с укреплением феодальной собственности на землю, расширением помещичьего землевладения, усилением эксплуатации крестьян, укреплением дворянских привилегий, формированием абсолютной монархии. Другая линия проявлялась в зарождении нового способа производства. Она находилась в тесной связи с развитием крупной промышленности и началом формирования классов капиталистического общества — предпролетариата и буржуазии. Купеческий капитал начинает проникать в производство, бурно развивается промышленность. В первой четверти XVIII в. в России шла борьба двух этих тенденций. Победа оказалась на стороне крепостнических порядков, достаточно сильных, чтобы деформировать ростки нового капиталистического способа производства.

И тем не менее можно отметить три важнейших следствия преобразований, обеспечивших нашей стране новое качественное состояние: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не мог решаться без ее участия.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40663. Рынок труда. Региональные особенности рынка труда в современной России 38.5 KB
Рынок труда. Региональные особенности рынка труда в современной России. Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара который на нем представлен. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд а услуги труда количество и качество которых зависят от многих факторов уровня профессиональной подготовки работника его квалификации опыта добросовестности и других.
40664. Инфляция: особенности российской инфляции и антиинфляционная деятельность государства 115 KB
Инфляция: особенности российской инфляции и антиинфляционная деятельность государства. Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего сложившийся одновременно на всех рынках на товарном денежном и рынке ресурсов. Это открытая форма инфляции. Некоторые экономисты полагают что дефицит это антипод открытой инфляции: если отпустить цены то дефицит быстро исчезнет но за это придется заплатить повышением общего уровня цен.
40665. Социальная политика государства 35 KB
Исходя из приоритета анализа экономики необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных Участников хозяйственной деятельности. Дело в том что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать что регулирование доходов отношения найма занятости относятся не только к сфере...
40666. Многообразие форм собственности в рыночной экономике 49.5 KB
Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Так человек обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Право собственности закрепляет фиксирует и регулирует отношения людей к вещам и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в то же время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения ибо закрепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической...
40667. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции 46 KB
Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.
40668. Основные методы государственного регулирования рыночной экономики 37.5 KB
Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. Согласно Тинбергену вопервых правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Важнейшая проблема на которой остановился Тинберген соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Тинберген сделал вывод что политики могут достичь обеих целей тогда когда количество...
40669. Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления 39.5 KB
Нельзя забывать что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда позволяющие преодолеть рутинность монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.
40671. Реструктуризация предприятии (производства, управления) 33 KB
Под ним подразумевается коренная перестройка перепроектирование деловых процессов для достижения радикального скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Это позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм; пренебрежение действующими системами структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности; приведение к значительным изменениям показателей хозяйственной деятельности на порядок отличающихся от предыдущих. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь...

Активная преобразовательная деятельность Петра I началась сразу же после возвращения из-за границы. Началом реформ Петра I обычно считают рубеж 17-18вв. а концом 1725г. т.е. год кончины реформатора. Радикальные петровские преобразования явились «откликом на всеобъемлющий внутренний кризис, кризис традиционализма, постигший Русское государство во второй половине 17 в.». Реформы должны были обеспечить прогресс страны, ликвидировать отставание ее от Западной Европы, сохранить и укрепить независимость, покончить со «старомосковским традиционным образом жизни». Реформы охватили многие сферы жизни. Их последовательность определялась, прежде всего нуждами Северной войны, которая длилась более двадцати дет (1700- 1721гг.) В частности, война заставила в, срочном, порядке создать новую боеспособную армию и военно-морской флот. В 1705 г. Петр I ввел рекрутские наборы с податных сословий (крестьян, горожан). Рекрутов набирали по одному с двадцати дворов. Солдатская служба была пожизненной. До 1725 г. было проведено 83 рекрутских набора. Они дали армии и флоту 284 тыс. ч-к. Рекрутские наборы решали проблему рядового состава. Для решения проблемы офицерского состава была проведена реформа сословий. Бояре и дворяне объединялись в единое служилое сословие. Каждый представитель служилого сословия был обязан нести службу с 15 лет. Только после Только после сдачи экзамена дворянин мог быть произведен в офицеры. В 1722 г. указом царя была введена т.н. «Табель о рангах». Вводились 14 военных и приравненных к ним гражданский чинов. Каждый офицер или чиновник, начав службу с низших чинов, в зависимости от своего усердия и интеллекта, мог продвинуться по служебной лестнице вплоть до самого верха. Таким образом, сложилась довольно сложная военно-бюрократическая иерархия с царем во главе. Все сословия находились на государственной службе, несли обязанности в пользу государства. В результате реформ Петра I были созданы регулярная армия, численностью 212 тыс. человек и мощный флот. Содержание армии и флота поглощало 2/3 государственного дохода. Важнейшим средством пополнения казны были налоги. При Петре I вводились прямые и косвенные налоги (на дубовые гробы, за ношение русского платья, на бороды и др.). С целью увеличения сбора налогов была проведена налоговая реформа. В 1718 г. была проведена перепись всех тяглых людей, как государственных, так и помещичьих. Все они были обложены податью. Была введена паспортная система без паспорта никто не мог покинуть место жительства. Значительно увеличить доходы казны должна была денежная реформа. Реформа проводилась постепенно, начиная с к. 17в. со старым счетом на деньги и алтыны было покончено, денежные суммы исчислялись в рублях и копейках. Доход от денежной реформы помог России выиграть Северную войну, не прибегая к иностранным займам. Постоянные войны (из 36 лет – 28 лет войны), радикальные преобразования резко увеличили нагрузку на центральные и местные органы власти. Петр I провел реорганизацию всей системы власти и управления. Петр перестал созывать Боярскую Думу, а все важнейшие дела решал в Ближайшей канцелярии. В 1711 г. был создан Правительствующий Сенат. Перед Сенатом ставилась задача контролировать органы местного управления, проверять соответствие действий администрации законам, издаваемых царем. Члены Сената назначались царем. В 1718-1720 гг. была проведена коллежская реформа, заменявшая систему приказов новыми центральными органами отраслевого управления - коллегиями. Коллегии не подчинялись друг другу и распространяли свое действие на территорию всей страны. Была реорганизована система местного управления. В 1707 г. вышел указ царя, согласно которому вся страна делилась на губернии. Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы. Губернаторы обладали широкими полномочиями, осуществляли административную, судебную власть, контролировали сбор налогов. Губернии делились на провинции с воеводами во главе, а провинции - на уезды, уезды на дискриты, упразднённые позже. Реформы центрального и местного управления были дополнены церковной реформой. Петр в 1721 г. упразднил патриаршество. Вместо него была создана коллегия по делам церкви – Святейший Синод. Члены Синода назначались царем из числа высшего духовенства, во главе Синода стоял назначаемый государем обер-прокурор. Тем самым, церковь была окончательно подчинена государству. Такая роль церкви сохранялась до 1917 г. Экономическая политика Петра I также была направлена на укрепление военной мощи страны. Наряду с налогами, важнейшим источником средств на содержание армии и флота была внутренняя и внешняя торговля. Во внешней торговле Петр I последовательно проводил политику меркантилизма. Суть ее: вывоз товаров всегда должен превосходить их ввоз. Для осуществления политики меркантилизма необходим был государственный контроль за торговлей. Его осуществляла Каммерц-коллегия. Важной составляющей петровских преобразований стало быстрое развитие промышленности. При Петре I промышленность, особенно те отрасли, которые работали на оборону, сделала рывок в своем развитии. Строились новые заводы, развивались металлургическая и горнозаводская промышленность. Крупным промышленным центром стал Урал. К концу правления Петра I в России было свыше 200 мануфактур, в десять раз больше, чем до него. Особенно впечатляющими были преобразования Петра I в области образования, науки и техники, культуры и быта. Перестройка всей системы образования была обусловлена необходимостью подготовки большого числа квалифицированных специалистов, в которых остро нуждалась страна. В петровское время была открыта Медицинская школа (1707г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В 1724 г. была открыта горная школа в Екатеринбурге. Она готовила специалистов для горнозаводской промышленности Урала. Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика». Появились «Букварь», «Грамматика Славянская» и другие книги. В основе развития науки и техники в петровское время лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых, в изобретательском деле. Итогом достижения петровского времени в области образования и науки стало создание в Петербурге Академии наук. Она была открыта уже после смерти Петра I в 1725 г. В период правления Петра I было введено западноевропейское летоисчисление (от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как раньше) . Появились типографии, газета. Были учреждены библиотеки, театр в Москве и многое другое. Характерная черта русской культуры при Петре I – ее государственный характер. Культуру, искусство, образование, науку Петр оценивал с позиций пользы, приносимой государству. Поэтому государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными.

При Петре серьёзные изменения произошли во внешней политике России и, особенно в практике её реализации. Как крупный государственный деятель и способный дипломат, располагающий обширными познаниями, Пётр смог верно оценить основные цели и задачи России на международной арене - укрепление её независимости и международного авторитета, приобретение выходов к морям - Балтийскому и Чёрному, что имело исключительное значение для экономического развития страны. Петру удалось подготовить создание Северного союза, окончательно оформившегося в 1699 г. В него вошли Россия, Саксония, Речь Посполитая (Польша) и Дания. По замыслам Петра военный разгром Швеции доминировавшей на Балканском море, становился первейшей задачей, в случае успеха Россия возвращала отторгнутые у неё территории по Столбовскому миру в 1617 г. (Швеция получила территории от Ладожского озера до Иван - города) и открывался выход к морю. Однако для развёртывания военных действий против Швеции требовалось добиться мира с Турцией и тем самым избежать войны на два фронта. Эту задачу удалось решить посольству дьяка Е И. Украинцева: 17 июля 1700 г. было заключено перемирие с султаном на 30 лет. Россия получила устье Дона с крепостью Азов и освободилась от выплаты унизительной дани крымскому хану. После урегулирования отношений с Турцией Пётр I направил,:се усилия на борьбу со Швецией. Северная война длилась более двадцати лет (1700 - 1721 гг.). Рубежом в Северной войне стала Полтавская битва (27 июня 1709 г.), в ходе которой швецкие войска потерпели поражение. Победив в Северной войне, Россия вошла в число великих европейских держав. Во время Северной войны Петру I пришлось вновь возвращаться к южному направлению своей внешней политики. Подстрекаемый Карлом XII и дипломатами ведущих европейских стран, турецкий султан в нарушении договора об изоляции сроком на 30 лет 10 ноября 1710 г. объявил России войну. Война с Турцией оказалась недолгой. 12 июля 1711 г. был подписан Прутский мирный трактат, по которому Россия возвращала Турции Азов, срывала крепость "Таганрог и Каменный Замок на Днепре, выводила войска из Польши. Важным направлением внешней политики петровской России было восточное. В 1716 - 1717 гг. Петром I был направлен в Среднюю Азию через Каспий 6-тысячный отряд князя А. Бековича - Черкасского с целью склонить хивинского хана к подданству и разведать путь в Индию. Однако и сам князь, и его отряд, расположившийся в городах Хивы, были уничтожены по приказу хана. В 1722 - 1723 гг. был предпринят Персидский поход во главе с Петром I. В целом он оказался удачным. Петр обеспечил политический и экономический суверенитет страны, возвратил ей выход к морю, совершил настоящую культурную революцию. Он широко заимствовал европейский опыт, но брал из него то, что служило достижению главной для него цели - превращению России в мощную независимую державу. Петровские преобразования не только укрепили самодержавие, с петровских реформ начался самый жестокий период крепостничества. Свои реформы Петр I, будучи сторонником западного рационализма, осуществлял по-азиатски, опираясь на государство, и жестоко расправлялся с теми, кто мешал преобразованиям. К негативным последствиям реформ Петра I, наряду с консервацией самодержавия и крепостного права следует отнести и цивилизационный раскол российского общества. Этот раскол произошел еще в XVII в. в связи с церковной реформой Никока, а в петровскую эпоху он еще больше углубился. Раскол захватил быт, культуру, церковь. Но самым опасным для российского обществ стал раскол между господствующим классом и правящей элитой, с одной стороны, и основной массой населения - с другой. В итоге появилось две культуры господских и низших слоев, которые стали развиваться параллельно.

1. Перечисли нововведения Петра I в системе центрального и местного управления России. Какими причинами ты можешь объяснить каждое из них? Определи свою позицию и обоснуй её с помощью фактов - какие из государственных реформ, порядков Петра ты можешь оправдать с точки зрения человеческой морали, а какие - нет?

Перестала собираться Боярская дума. Она принимала решения слишком медленно, была не европейской по своей сути. К тому же, хоть она и перестала уже ограничивать власть царя, были опасения, что в будущем она снова может получить больше влияние. С моральной точки зрения это решение представляется мне нейтральным.

Учреждался Правительствующий сенат. Петра должен был замещать какой-то орган, пока он отсутствовал в столице. Для царя-реформатора было лучше, чтобы этот орган состоял не из бояр, а из доверенных и преданных лично ему людей, верящих в необходимость реформ. С моральной точки зрения это решение нейтрально.

Вместо примерно 50 приказов было учреждено 12 коллегий, которые были прообразом современных министерств. Делопроизводство ко времени Петра стало слишком запутанным, полномочия приказов не были строго разграничены. Потому были введены новые органы управления по европейскому образцу, с подробным документированием всего процесса управления. При этом главные беды российской системы управления (коррупция и казнокрадство) очень быстро расцвели и в коллегиях, потому с моральной точки зрения это решение нейтрально.

Территория России разделялась на новые административные единицы, чиновники на местах теперь формально не содержались местным населением, а получали жалование из центральной казны. Однако на деле жалования не хватало, а низшие чины его вообще не получали. Таким образом, эта реформа усилила централизацию власти в стране, но расширила поле для злоупотреблений местными властями, потому эту меру нельзя оправдать с моральной точки зрения.

2. Приведи как можно больше фактических доказательств того, что церковь при Петре была подчинена государству. Определи и объясни свою позицию - какие из действий Петра в отношении церкви ты можешь оправдать с точки зрения человеческой морали, а какие - нет?

Церковь полностью подчинилась государству потому что:

Долгое время (21 год) царь не позволял избрать патриарха на место умершего Адриана, назначив его местоблюстителя;

В конце концов царь упразднил патриаршество и заменил его Святейшим правительствующим синодом;

Священники стали получать жалование из казны, таким образом, полностью зависеть от государства;

Священники обязывались докладывать, если на исповеди узнают о государственном преступлении, то есть нарушать тайну исповедь.

С моральной точки зрения большинство этих решений нейтрально, потому что касаются церковной политики (в этом словосочетании ключевой слово – политика). Но заставлять священников нарушать тайну исповеди было абсолютно аморально, тем более, что это распоряжение держалось в тайне от большинства верующих, то есть священников принуждали также и к обману.

3. Реформы Петра способствовали развитию в России капиталистических или феодальных (крепостнических) порядков? Какие нововведения Петра, на твой взгляд, являются несправедливыми (объясни, опираясь на факты)? Можешь ли ты их оправдать его целями?

Уравнение боярских вотчин и дворянских поместий было справедливым, потому что позволяло им служить не из страха потерять поместье, а из чувства сословного долга. Тем более справедливым была отмена местничества и введение табели о рангах, благодаря которым по службе люди продвигались не благодаря своей родовитости. Справедливой была и денежная реформа, потому что она усложняла задачу фальшивомонетчикам и упорядочивала финансовую систему страны. С моральной точки зрения можно одобрить и введение выборных органов городского самоуправления. Правда, при господстве бюрократического аппарата в стране выборные органы мало что решали.

С другой стороны налоговая реформа привела к великим несправедливостям. Теперь налоги собирали не с каждого «дыма» (домашнего хозяйства), а с каждой души (то есть платить приходилось даже за детей и стариков, которые сами ещё или уже ничего не производили). Размер подушной подати первое время был таким большим, что буквально разорял людей. Такие притеснения объяснялись большими государственным расходами на войну, но с современной точки зрения это недостаточное оправдание. Бедствия такого большого числа людей нельзя оправдывать интересами государства.

4. Вспомни, как развивались события, связанные с «делом царевича Алексея». За какие высказывания и поступки ты испытывал бы угрызения совести, окажись ты на месте Петра I, царевича Алексея или Петра Андреевича Толстого? О каких чертах характера Петра I свидетельствуют факты из его личной жизни?

Царевич Алексей не ладил с Петром, он не очень поддерживал реформы отца и мало участвовал в их проведении, как и в войне со Швецией. Отношения ещё больше испортились, когда родился сын Петра от второго брака – Алексей мешал ему в будущем занять престол. Алексей бежал в Австрию, откуда по мнению некоторых надеялся поднять бунт против отца. Но до сих пор не доказано наличие хорошо продуманного заговора, скорее всего дальше разговоров дело не заходило. Поддавшись на уговоры Петра Толстого, царевич вернулся, покаялся перед отцом и отрёкся от престола, выдал некоторых из участников якобы существовавшего заговора. Но царь подозревал, что сын не всё ему рассказал. В результате второго расследования было выявлено гораздо больше участников заговора, которых казнили. Самого царевича пытали и приговорили к смертной казни, но он не дожил до смерти на плахе.

Не могу сказать, какие угрызения совести я испытывал бы на месте Толстого, потому что точно не известно, какими средствами он уговорил царевича вернуться. Кроме того не известно, знал ли он, что царь собирается сделать с сыном. Не известно даже, намеревался ли он убить сына изначально, ещё когда тот был за границей, или принял такое решение позже.

На месте Петра каждый разумный человек испытывал бы угрызения совести ещё за то, что он сделал с матерью Алексея, а потом и за осуждение сына – ведь для сохранения результатов реформ было достаточно его отречения.

На месте Алексея я бы испытывал сожаления потому, что поддался на уговоры и вернулся. Видимо, он и на само деле сожалел об этом.

По отношению к старшему сыну царь проявил жестокость и вероломство. Возможно, он и не испытывал отцовских чувств, а может быть, поборол их, считая, что этим спасает государство.

5. К каким результатам привели государственные реформы Петра I - способствовали они разрушению или укреплению аграрного общества в России? Опиши спор двух своих предков - современников Петра I, в котором бы один ругал государственные реформы Петра, находя в них стороны вредные для людей и страны, а другой защищал бы реформы. Как бы ты - гражданин современной России - включился в этот спор?

Реформы Петра укрепили крепостное право, потому способствовали укреплению аграрного общества. Созданные им заводы не способствовали развитию предпринимательства, потому что принадлежали государству или нескольким купцам, которые получили их из царской милости, а не в результате покупки на свободном рынке. Потому предпосылок для индустриализации общества царь-реформатор не создал.

В описанном споре защитник реформ должен был указывать на великую победу в Северной войне, на строительство великого города (Санкт-Петербурга) на пустом месте, на то, насколько сильнее стало государство в результате преобразований. Противник реформ мог бы возразить ему, что Петербург построен фактически на костях, так много людей погибло при его сооружении, на то, какие беды принесло всему населению повышение налогов, а главное, на то, что Русь больше не могла чувствовать себя святой и богоизбранной, ведь она стала подражать неправославным странам, к тому же не имела во главе своей церкви патриарха.

Загрузка...
Top