Какие знания были у египтян. Материально-культурная деятельность древних египтян. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемост

1. Материальная культура Египта

1.1 Архитектура

От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много - и практически ничего. Очень много - потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало - потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

Наивысшие достижения древнегипетского зодчества - храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

Погребальные сооружения - древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье - собственно погребальную камеру с одной, реже - с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).



Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью.

Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид - сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера (изображена на рисунке 2), фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.

Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.

Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.

Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы - усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Сами по себе эти три пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и стремительного прогресса архитектурной и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех - пирамида Хеопса - представляет собой сооружение высотой сто сорок семь метров. Угол между гранями пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или были содраны и использованы на других строительствах.

Никакие цифры не позволят составить более-менее яркое представление о Великой пирамиде Хеопса (изображение приведено на рисунке 3). И все-таки попробуем: высота пирамиды - 146,6 м. Длина нижней грани у основания пирамиды - 233 м. Вес каменных блоков, пошедших на ее изготовление - от 2 до 30 тонн. Общее количество этих блоков - два миллиона триста тысяч. Срок строительства - двадцать лет плюс десять лет, затраченных на подготовку дороги от каменоломен к строительной площадке. Количество работников, возводивших пирамиду - по сто тысяч человек каждый год, работавших посменно на «царских работах».

То, что пирамиды возводились с применением инженерной техники, более сложной, чем простые системы блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных каменных блоков друг к другу настолько высока, что ее вряд ли было возможно добиться одним лишь использованием мускульной силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры обладали великолепными измерительными инструментами. Способ же установки каменных глыб остается загадкой до сих пор, хотя выдвигались и продолжают выдвигаться самые различные гипотезы на этот счет.

В эпоху Среднего царства общее направление заупокойной архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами Древнего царства. Царские усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.

Зато несравненно большей пышностью отличаются гробницы знати эпохи Среднего царства. Возросшее и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению - проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.

Наконец, эпоха Нового царства явила собой вершину пышности и великолепия в архитектуре. Речь уже не идет только о заупокойных сооружениях. Храмы и дворцы, возводившиеся живыми для живых в эти времена невиданного расцвета и богатства Кеми, поистине великолепны. Храмы в эпоху Нового царства в основном строили прямоугольными, выходящими фасадом на Нил. Помимо нескольких колонных залов, их богато украшали статуями, настенными рельефами и росписями.

Последующие века уже не привнесли ничего принципиально нового в архитектуру - ни в гражданскую, ни в храмовую. Совершенствование если и шло, то исключительно по линии технической. Поздний и эллинистический периоды истории Египетского царства отмечены лишь разработкой концепций былых времен. Слава Египта шла на убыль, и зодчество вместе с ней

Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. Прежде всего, речь идет о культе заупокойном. Статуи, имеющие то или иное символическое значение, были обнаружены уже в захоронениях времен Раннего царства.

Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать возможность его ка беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств). Еще с древнейших, додинастических времен существовал обычай класть в гробницу несколько десятков мелких фигурок, символизировавших рабов и слуг. Обычай хоронить жен и слуг вместе с покойным существовал лишь в самых богатых захоронениях, причем сравнительно поздней эпохи.

Таким образом, культовое предназначение скульптуры определило ее основные черты в египетском искусстве. Форма и материал, значимые изобразительные элементы, обладающие символической важностью, диктовались именно культовыми соображениями. Уже в статуях Раннего царства складываются канонические элементы древнеегипетской скульптуры. Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Все без исключения статуи делались фронтальными. Поскольку их в большинстве случаев прислоняли к стене, то со спины скульптуры, особенно каменные, были проработаны не столь подробно, сколь спереди.

Позы у статуй - правильные, симметричные. Характерная особенность египетской скульптуры (заметим в скобках, как и всей древневосточной) - выдвинутая вперед левая нога статуи, особенно на статуях фараонов. Довольно быстро сложились два основных положения скульптурных изображений - ростовое и сидячее, так называемая «поза пирамиды». Начиная с эпохи Среднего и Нового царства знатных людей нередко изображали сидящими на стуле. Сохранилось несколько парных статуй последнего рода - фараоны и их жены, чьи деревянные статуи «сидели» на тронах в гробнице.

У ростовых скульптур - спокойная, устойчивая осанка, придавая которую, скульпторы стремились передать уверенность и силу. Особенно хорошо это выражено в деревянных статуях черных воинов, охранявших вход в гробницу Тутанхамона (Новое царство). Ростовые статуи отличаются также преувеличенно ярко переданной физической силой и совершенством, великолепно проработанной, хотя и несколько условной мускулатурой.

Среди статуй в «позе пирамиды» наиболее известна статуя писца, изображающая вельможу, служившего писцом при одном из фараонов Древнего царства. Знатный царедворец изображен в позе, наиболее характерно обозначающей его профессию - скрещенные ноги, на коленях - лист папируса, в руке перо для письма, взгляд устремлен прямо перед собой, внимание как бы сконцентрировано на том, чтобы поймать из уст правителя слова, которые тот продиктует. «Позой пирамиды» подобная поза называется за соответствующие пропорции - в плоскостном плане статуя писца и подобные ей точно вписываются в пирамиду - геометрическую фигуру, столь любимую древнеегипетскими художниками за устойчивость. Как видим, подобно архитектуре, символизм был одним из наиболее важных элементов скульптуры древних египтян.

Символична и симметрия в изображениях, передающая идею гармонии и совершенства, и основные изобразительные детали. Так, выдвинутая вперед левая нога, по мнению большинства современных исследователей древнеегипетского искусства (в основном, на Западе), символизирует попрание сил зла. Данный элемент является общим практически для всех древнейших культур, причем везде ему сообщается один и тот же смысл. Недаром чаще всего выдвинутая вперед левая нога - непременная деталь всех скульптурных изображений правителей в различных областях Древнего Мира.

Статуи, как правило, раскрашивали, причем в окраске соблюдался такой же строгий канон, как и в самой скульптуре. Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские - в светло-желтый тон. Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали. Инкрустация глаз статуй - отдельная тема для исследований в египтологии. Иногда искусство инкрустацию выделяется в особую область египетского искусства и ремесла. И действительно, инкрустированные глаза древнеегипетских статуй - своего рода шедевры. Их делали многослойными и многоцветными из полудрагоценных камней и из горного хрусталя. Под кусочек хрусталя, изображавший зрачок, мастер нередко подкладывал отполированный кусок темного дерева. Свет, отражаясь от дерева и преломляясь в хрустале, создавал оптический эффект живого взгляда статуи. Инкрустированные глаза - визитная карточка египетских статуй, их неповторимая деталь. К сожалению, статуй с целыми глазами сохранилось до наших дней не так много.

Портретная сторона скульптурных изображений развилась уже после того, как оформился весь канон искусства. Статуи Древнего царства портретны еще несколько условно, подлинная портретность появляется лишь начиная с эпохи Среднего царства и достигает наивысшего уровня в эпоху Нового царства. Следует заметить, что скульптурные портреты древних египтян весьма реалистичны. Очевидно, трансформации заупокойного культа были в этот период таковы, что статуи стали играть в нем ведущую роль, а следовательно, надлежало делать портрет как можно более близким к оригиналу. Индивидуальные черты внешности проявляются на этих портретах в той же степени, что и характерные детали облика, присущие изображаемому по роду деятельности или согласно художественному канону.

Мелкая скульптура - статуэтки, укладывавшиеся в гроб вместе с усопшим - очень быстро сформировалась в особый жанр характерных фигурок-ушебти. Поскольку назначением статуэток было символизировать слуг и работников, занимающихся строго определенным делом, им придавали форму, долженствовавшую максимально ясно передать принадлежность изображаемого персонажа к тому или иному ремеслу - позы, выражения лиц оказались раз навсегда канонизированы. Это, впрочем, не мешало художникам придавать статуэткам естественные черты, создавать скульптурные композиции, «оживляя» персонажей. Ушебти - «ответчик», статуэтка, чья роль заключалась в символической «помощи» усопшему в загробной жизни.

Начиная с эпохи Нового царства, когда культ фараона приобретает особую значимость, появляется новая область скульптурного искусства. Статуи правителя устанавливают в храмах, посвященных фараону, вдоль дорог, ведущих к храму. Появились скульптуры, несшие не только художественную, но и дополнительную архитектурную нагрузку, выступавшие в качестве опорных элементов строений. Такие статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт.

В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений египетских божеств). Уже на очень ранних этапах египетские художники стремились уловить и передать общее через частное, выразить в фигурке писца всю суть его профессии, предельно четко через упрощенную статуэтку ремесленника передать его ремесло, в статуе фараона или верховного жреца воплотить саму идею божественной власти правителя и безграничность этой власти.

Реализм - и в технике изображения. Египетские статуи обладают совершенными пропорциями (как сидячие, так и ростовые), скульптурные портреты лишены упрощенности и условности. Единственная, пожалуй, уступка условности - уже отмечавшаяся выше тенденция гипертрофии физического совершенства. Так, у статуй, сидящих на стульях или тронах, пространство между голенями закрашивали черным цветом. не акцентируя внимание зрителя на реальной толщине ног и визуально укрупняя их. То же относится и к передаче рук мужчин.

Идеализация в скульптуре исчезла лишь во времена фараона Эхнатона. При нем скульптурные портреты были максимально приближены к реальности. Особенно хорошо это заметно на портретах самого фараона. Те немногие статуи, что уцелели от эпохи беспощадной борьбы наследников фараона-солнцепоколонника с его культом и с его личностью, рисуют облик болезненного и физически неразвитого молодого человека. Эта скульптурная школа - подчеркнуто, где-то даже гротесково натуралистическая (известная как амарнская - от названия селения Эль-Амарна, стоящего на месте древней столицы царства Эхнатона) оказала существенное влияние на манеру скульпторов более поздних веков как в самом Египте, так и за его пределами.

После окончания Нового царства египетская скульптура уже не переживала сколько-нибудь серьезных изменений с художественной точки зрения. Многие статуи Позднего царства отличаются великолепным качеством и художественным совершенством, но стилистически они повторяют и развивают новодинастические тенденции.

Уже после того, как Египетское царство перестало существовать и было поглощено более молодой греко-римской цивилизацией, основные художественные принципы древнеегипетского искусства сохранились в искусстве коптских общин - раннехристианских поселений на территории Египта, в значительной степени обособленных от греко-арамейской христианской культуры и по языковому признаку, и по художественной традиции

Все значительные культурные открытия египтяне сделали первыми в мире. Им не было у кого учиться. У них рано появилось представление обо всех основных отраслях знаний. Об этом говорит создание первой в мире энциклопедии около 3 тысяч лет назад. Она имела разделы: небо, вода, растения, животные, города, иностранные народы. До нашего времени сохранились труды по медицине, астрономии, математике. Первым и главным достижением египтян было открытие письменности.
Письменность Древнего Египта . Уже в IV тысячелетии до н. э. было известно так много полезных знаний, что их нельзя было удержать в памяти. Появилась необходимость в их сохранении и передаче последующим поколениям. Это и привело к созданию одной из самых древних систем письма.
Сначала египтяне больше рисовали, чем писали. Когда нужно было обозначить определенное слово, делали маленький рисунок. Всем были понятны нарисованные фигурки льва, орла, пирамиды, плуга. Таким образом записывали и более сложные понятия. Так, человеческий глаз со слезами значил «плакать», а человек со связанными руками - «пленный». Горизонтальная полоска со звездой над ней читалась как «ночь».
Потом письмо значительно упростилось. Отдельные знаки-рисунки стали читать как слоги с двумя или тремя звуками. Затем появились знаки-буквы, которые означали на письме только один согласный звук. Египтяне пропускали гласные звуки.
Отдельные знаки-рисунки называются иероглифами. На письме употреблялось около 750 иероглифов. Чаще всего иероглифические надписи можно видеть вырезанными на стенах дворцов и храмов, на скульптурах и других предметах из камня.
Египтяне первыми открыли удобный материал для письма, похожий на бумагу. Его делали из тростника под названием папирус. Он густо рос по берегам Нила, на болотах дельты, достигая в высоту 3-6 м. Стебли папируса резали на длинные узкие полоски, накладывали их краями одна на другую и склеивали в листы, которые сушили. Для записи больших текстов листы папирусов склеивали в длинные полосы. Длина самых известных ученым папирусов колеблется от 10 до 45 м. Гибкие листы и полосы папируса свертывали в трубки. Их обычно хранили в глиняных кувшинах. Писали чернилами с помощью тростинки или кисточки из тростника.
Нужно помнить, что белорусское слово «папера» происходит от древнеегипетского «папирус».
Медицина в Египте. Особенно уважали в странах древнего мира египетских врачей. Их приглашали на работу в другие страны.
У египтян были врачи по различным болезням. Это заметил уже грек Геродот, когда был в Египте: «Каждый врач лечит только одну болезнь. Поэтому везде у них много врачей. Одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые - внутренние болезни». Египетские врачи правильно поняли важную роль сердца. Они имели знания о ходе «сердца, из которого идут сосуды для любой части тела».
Врачей учили в «домах жизни», которые были при храмах. Там ученики переписывали папирусы медицинского содержания, такие, как «Книга сердца», «Книга болезней глаз».
Лечение начинали с опроса больного, потом осматривали его, измеряли пульс. Врач был обязан искренне сказать больному следующее: 1) «Это болезнь, которую я буду лечить», или 2) «Это болезнь, с которой я буду бороться», или 3) «Эту болезнь нельзя вылечить».
Математика. Возникнув в глубокой древности, египетская математика значительно повлияла на математику других древних народов. Историк Геродот писал: «Полагаю, что в Египте была изобретена геометрия и оттуда она пришла в Грецию». Известный греческий математик Архимед много лет учился в Египте.
Математика зародилась из практических нужд. С возникновением государства по деревням ходили чиновники с помощниками. Они пересчитывали животных, измеряли засеянные поля, чтобы вычислить величину налога с каждого крестьянина. Так возникла потребность в арифметике. При возведении оросительных систем нужны были свои измерения. Это способствовало возникновению геометрии.
Сохранились сборники египетских математических задач. В условии одной из них сказано о 7 домах, о 7 кошках в каждом доме, о 7 мышках, съеденных каждой кошкой, о 7 колосках, съеденных каждой мышкой, о 7 мерах зерна, которые дает каждый колос. Задача: сколько мер зерна спасли кошки? Ответ: 19 507.

Астрономия. Ею стали заниматься для улучшения календаря с развитием земледелия. Также необходимо было точно определять начало разлива Нила, который наступает ровно через год. Египтяне составили карту звездного неба. По звездам находили путь в море и пустыню. Созвездие «Большая Медведица» египтяне называли «Бычья нога».
Египетский календарь составлен на астрономической основе. Год, который насчитывал 365 дней, они разделили на 12 месяцев. Ночь состояла из 12 часов. День также делился на 12 часов.
Египтяне изобрели солнечные и водяные часы.
Школа. Время сохранило много египетских надписей и папирусов. Это говорит о высоком уровне грамотности у египтян. Единой системы обучения не было. Школы находились при храмах и государственных учреждениях, отдельных школьных зданий не строили. Известны примеры, когда дети начинали ходить в школу в возрасте пяти лет.
Сначала учили писать и читать. Младшим школьникам для упражнений в письме выдавали разлинеенные глиняные черепки или плоские каменные дощечки. Ценный папирус получали только учащиеся старшего возраста. Каждый ученик самостоятельно готовил чернила черного и красного цвета. Основной текст писали черным цветом, а красным - заглавия и первые строки.
Учителей по отдельным предметам не было. Учили в основном писцы. Обязательным было заучивание наизусть стихов, религиозных произведений.
Существовали высшие школы для будущих военных и послов в другие страны. В них учащиеся обязаны были быстро отвечать на такие, например, вопросы: «Сколько нужно кирпичей для сооружения площадки определенных размеров? Как поставить на основание большую скульптуру? Сколько нужно работников для перевозки колонны определенной длины и веса?» В таких школах учили музыке, плаванию, прыжкам, бегу. В окружении фараона были чиновники с хорошим знанием иностранных языков.
Таким образом, древние египтяне одни из первых самостоятельно создали совершенную для своего времени письменность, достигли значительных успехов в медицине, математике, астрономии. Их календарь почти не отличается от того, каким пользуемся мы. Они умели воспитывать образованных людей.

Как были прочитаны египетские иероглифы
Язык и письмо древних египтян были забыты много столетий тому назад. Многие ученые пытались раскрыть эту тайну, но успех не приходил.
В начале XIX в. в Европу доставили из Египта очень интересную надпись. Она была высечена на большом камне сразу на двух древних языках - египетском и греческом. Ее стал изучать способный молодой ученый Шомпольон, который до этого быстро выучил много языков. Хорошо знал он и древнегреческий язык.
В этой надписи имена царей и цариц были обведены округлой рамкой. Шомпольон первым в мире в 1822 г. прочел такие известные в истории имена, как Клеопатра, Тутмос. Вскоре он напечатал первый учебник и словарь древнеегипетского языка. Шомпольона справедливо считают основателем современной науки об истории и культуре Древнего Египта.

Письменность Древнего Египта. В те времена, когда люди ещё не знали письменности, они передавали свои знания изустно. Жители Древнего Египта стали зарисовывать то, что они хотели запомнить: волнистой чертой, например, начали обозначать воду, кружком - солнце, изображением ног - слово «идти» и так далее. Так у египтян зародилась письменность, одна из древнейших на Земле. Подобные знаки-рисунки называют иероглифами. В египетской письменности их насчитывалось более 700!

Рис. Иероглифическая надпись

Писали египтяне заострёнными палочками, обмакивая их в чёрную или красную краску. Бумаги люди тогда ещё не знали, но у египтян был материал, очень на неё похожий, - папирус. Его изготавливали из болотного тростника. Стебли этого растения вначале разрезали на тонкие полоски, а затем склеивали друг с другом. Получалась длинная лента, которую и использовали для письма. Исписанную ленту сворачивали в свиток. Такие книги-свитки хранили в деревянных футлярах.

Научные знания египтян. Главными хранителями научных знаний, самыми грамотными, образованными людьми в Древнем Египте были жрецы. При каждом храме находилась библиотека, где они хранили, изучали и переписывали свитки, собранные за тысячелетнюю историю страны. Жрецы и сами занимались научными исследованиями. Они следили за небесными светилами, изучали окружающий мир, строение тел животных и человека.

Египетскими жрецами было сделано немало открытий, которыми пользуемся и мы. Так, например, наблюдая за звёздами, они заметили, что разливы Нила начинаются тогда, когда под утро в небе появляется яркая звезда Сириус. Жрецы подсчитали, что от одного её восхода до другого проходит 365 дней. Таким образом египтяне сумели определить продолжительность года. Восход Сириуса стал считаться в Египте началом нового года. Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, а неучтённые 5 дней считались праздничными. Египетские жрецы не только вычислили продолжитвльность года, но и могли предсказать солнечные и лунные затмения, появление комет и многое другое. Из подобных наблюдений за небесными телами зародилась одна из древнейших наук - астрономия.

Рис. Египетский астрономический календарь

Чтобы делать сложные и точные вычисления, жрецам приходилось заниматься изучением математики. Им удалось открыть многие её законы. Это позволяло древнеегипетским строителям и архитекторам возводить пирамиды и храмы.

  • Какие известные вам науки надо было знать древним египтянам, чтобы произвести расчёты, необходимые для строительства пирамид и храмов?

В Египте зародилась и наука об изучении Земли - география. Но сведения древних египтян о Земле были ещё очень неточными. Они, например, представляли её себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями - горами, который был окружён бесконечным океаном.

Древние египтяне обладали большими познаниями в медицине. Они умели определять заболевание по пульсу и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготавливали сложные лекарства, составленные из трав и целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.

Чему и как учили в египетских школах. Для управления огромным Египетским государством требовалось множество образованных людей. Их готовили жрецы в школах при храмах. Учились в храмовых школах, как правило, сыновья жрецов и богатых египтян. Здесь их в первую очередь обучали чтению, письму и устному счёту. Порядки в египетских школах были очень строгими. За лень и непослушание учащихся секли.

После того как ученики овладевали грамотой и счётом, они приступали к изучению истории, географии, математики, астрономии, строительного дела и медицины. После окончания обучения сдавали экзамены. Лишь тот, кто их выдерживал, мог продолжить образование дальше. Но теперь ученик мог избрать по своему желанию один или два самых любимых предмета, которые хотел бы сделать своей будущей профессией. Большинство юношей по окончании школы становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых и хорошо оплачиваемых профессий в Древнем Египте.

  • Kaк вы думаете, какие обязанности могли выполнять писцы в Древнеегипетском государстве?

Древнеегипетское искусство. Египтяне были замечательными художниками. Об этом свидетельствуют многочисленные настенные росписи и рельефы, украшавшие храмы, дворцы и гробницы. На них запечатлены сцены охоты и сражений, религиозные и придворные церемонии, развлечения вельмож и сцены из жизни простых людей. Фигуры и лица людей, животные и птицы изображались египетскими художниками с необыкновенной точностью и достоверностью.

Рис. Писец. Древнеегипетская скульптура

При рассмотрении росписей можно заметить интересную деталь: все люди нарисованы по определённому образцу. Их ноги и голова видны как бы сбоку, а плечи и один глаз - спереди. Египтяне рисовали их так, потому что верили, будто изображения людей могут оживать в загробном мире, если жрецы произнесут над ними особые заклинания. Но способностью оживать обладают только те изображения, которые нарисованы по правилам.

Рис. Большой сфинкс. Гиза

Древние египтяне были прекрасными скульпторами. Сохранилось множество высеченных ими из камня изображений богов и фараонов. Некоторые из изваяний поражают своими размерами. Так, фигура Большого сфинкса, грозного стража пирамид, была высечена из целой скалы. Сфинкс изображён в виде льва с лицом фараона Хефрена (сына Хеопса). К этой скульптуре египтяне относились с особым уважением. Они почитали сфинкса как хранителя древних знаний и верили, что ему известно то, что неведомо больнее никому.

Подведём итоги

Египтяне добились успехов в изучении математики и географии. Среди них были талантливые художники и скульпторы.

Вопросы и задания

  • Что вам известно о письменности древних египтян? Чем и как писали в Древнем Египте?
  • Расскажите о научных знаниях древних египтян.
  • Кто учился в египетских школах? Чему и как их учили?
  • Сравните египетский календарь с тем, который мы используем сейчас. Что между ними общего? Чем они отличаются?

В период Древнего царства образование централизованного раннерабовладельческого государства и развитие ремесел (деревообделочного, металлургического, камнеобделочного, гончарного и др.) способствовали накоплению первых естественно-научных знаний. В большой мере этому способствовало развитие искусственного орошения, ирригации, которое было первым условием развития земледелия в Египте. Несмотря на безраздельное господство религии, египтяне достигли значительного уровня развития астрономических и математических знаний. Накопление астрономических знаний еще в 4 тыс. до н.э. дало возможность создать календарь. Наблюдение над разливами Нила сопровождались наблюдением за движением небесных светил. Было отмечено, что ранний утренний восход звезды Сириус совпадает с началом подъема воды в Ниле, что промежуток между этими восходами Сириуса равен 365 дням. Это определило длину года, который делился египтянами на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а в конце каждого года, перед началом следующего, прибавлялось 5 дней Введение в культурологию под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995 г..

О математических знаниях египтян можно судить по сохранившимся математическим папирусам конца Среднего царства. Система счета в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась более усложненным путем, то есть у египтян не было знака для нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия. Сложение и вычитание производили обычным способом. Для умножения двух чисел одно из них представляли в виде суммы чисел ряда 1,2,4,8,16 и т.д., затем, пользуясь таблицами, находили произведение другого числа на числа этого ряда и таким образом сводили умножение данных двух чисел к сложению этих произведений. При делении старались найти число, па которое надо умножить, чтобы получить делимое. Египтяне знали арифметическую прогрессию и, возможно, геометрическую. Дробные числа выражались в виде дробей с единицей в числителе. Так, в папирусе Ринда, который составлен писцом Ахмесом (около 2000 до н. э), 2/5 изображаются посредством 1/3 и 1/15, поставленных рядом без знака сложения. Исключением были 2/3 и редко встречавшееся 3/4. C дробями также производились все арифметические действия.

Расцвет математических знаний

Период Среднего царства, когда Египет переживал экономический подъем, что сказалось на росте всей культуры. В математических папирусах видны начатки алгебры - решение уравнений с двумя неизвестными, причем для обозначения неизвестного египтяне пользовались термином “аха” (буквально “куча”). Значительными были достижения в области геометрии, теснейшим образом связанной с земледелием и строительными работами. Египтяне умели вычислять площади геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, трапеции и даже круга. Для соотношения окружности и диаметра было найдено число 3,16. одна из задач Московского математического папируса свидетельствует об умении вычислять объем усеченной пирамиды. Однако решение этой задачи чисто практическое: никаких формул и обобщающих теорем не существовало. Таким же путем решалась задача и на вычисление поверхности шара.

Астрономические трактаты Древнего Египта до нас не дошли. Сохранились созданные жрецами Нового царства звездные карты, изображающие созвездия, известные в эпоху Среднего царства. В период Нового царства знали уже созвездия Зодиака. Для наблюдений над звездами пользовались отвесом или визировальной дощечкой. При фиксировании положения звезд необходимы были часы, которыми можно было пользоваться ночью (солнечные часы известны еще в Древнем царстве). Были созданы водяные часы клепсидра, наиболее древний тип которых, изобретенный жрецом Аменмхетом, относится ко времени царствования XVIII династии (16-14 вв. до н. э).

Развитие и накопление географических знаний связано с дальними морскими плаваниями и экспедициями вверх по течению Нила в глубь Африки. Еще в период Древнего царства египтяне плавали вдоль восточного, азиатского берега Средиземного моря, вывозили из Ливана кедровые стволы, плавали вдоль берегов Красного моря на юг в страну Пунт. В начале третьего тысячелетия до нашей эры одну из таких экспедиций возглавил египтянин Ханну. В задачи экспедиции входили поиски слоновой кости, драгоценных камней, благовонных смол и растений. Около 2000 до н.э. египтянин Синухет предпринял большое путешествие в страну Кедем, т.е. на восток. За 1500 лет до н.э. по распоряжению правительницы Египта Хатшепсут была организована экспедиция на побережье Красного моря.

Медицина, так же как и астрономия , в Египте находилась в руках жрецов. Однако сквозь туман религиозно-магических представлений пробивалась пытливая научная мысль. Бальзамирование трупов стимулировало изучение строения человеческого организма. Уже в Древнем царстве египтяне достигли значительных успехов в области медицины. До нас дошли медицинские папирусы от Среднего царства. Они представляли собой сборники с описаниями различных заболеваний, с указанием симптомов болезней, диагноза, рецептуры. В папирусе Эдвин Смит (издан в 1930) дается описание органов тела, головного мозга, деятельность которого отчасти известна: египтяне установили, что при проломе черепа кость давит на мозг и вызывает заболевание организма. Причиной заболеваний они считали изменения кровеносных сосудов - закупорку, перегревание и т.п. Была установлена связь между сосудистой системой и сердцем. При осмотре больного считалось обязательным прощупать пульс. Папирус Эберса (издан в 1875) указывает, что врач должен знать “ход сердца", от которого идут сосуды ко всем членам, что всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену. В Египте применялась хирургия при ранениях, а в некоторых случаях - массаж. В папирусах имеется много рецептов различных лекарств. Эти лекарства сочетались с заговорами, но иногда они были действительно целебными, как и средства любой народной медицины. Так, при желудочных заболеваниях применяли промывание, употребляли рвотное. Египетские жрецы-врачи обучались в специальных школах при храмах, которые были известны в Новом царстве. Подбор учащихся по социальному составу в эти школы был предметом особой заботы касты жрецов Введение в культурологию под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995 г..

Возникновение химических знаний в Египте было связано не только с техникой изготовления лекарств, но и с искусством лить металлы. В Египте, как и вообще в древности, большую роль играл “электрон" (по-египетски “азем”), часто встречающийся в природе сплав золота с серебром. Из этого сплава можно было выделить как чистое серебро, так и чистое золото, поэтому египтяне вообще считали возможным один металл превращать в другой. Для изготовления сплавов применялись медь, олово, ртуть, свинец, латунь, мышьяковые руды, иногда чистое серебро. Составлялись рецепты получения различных сплавов и красящих веществ, которые были тайной жрецов и хранились в храмах.

Знания в области общественных явлений не получили в Египте такого развития, как математика, астрономия и медицина. Краткие летописи Древнего царства, записанные на Палермском камне, получившие дальнейшее развитие в период Нового царства, и подробное описание походов царей XVIII и XIX династий (Тутмоса I и III, Рамсеса II) являлись зародышами историографии. Именно благодаря наличию летописей в птолемеевскую эпоху мог появиться такой исторический труд, как книга Манефона, который разделил историю Египта на 3 периода: Древнее, Среднее и Новое царства Чернокозов А.И. История мировой культуры. Рост. н - Д, 1997 г. .

Насколько развитой была наука древнего Египта можно только догадываться по тем обрывистым и порой противоречивым сведениям, дошедшим до наших дней. О существовании высокой цивилизации на берегах Нила говорит хотя бы тот факт, что некоторыми её творениями современные люди пользуются до сих пор, а некоторые даже остаются непонятными для нынешней науки.

Развитая медицина, передовые технологии изготовления стекла и фаянса, строительство кораблей, математические расчёты, календарь и астрономические наблюдения… иногда даже не верится в то, что всё это было известно человечеству ещё 5 тысячелетий назад. Что интересно, большинство достижений древнеегипетской цивилизации были известны ещё в начале династического периода, а часть и в додинастический период.

Письменность

Так, ещё в период Раннего царства, 3000 лет до нашей эры, египтяне уже имели письменность. Отдельный иероглиф мог обозначать слово или звук и в зависимости от контекста иметь разное значение. Письмо в Древнем Египте было двух видов: одно для официальных текстов, росписи гробниц или высечения на монументах и обелисках (иероглифическое), другое - для ежедневных записей, ведения учёта, скорописное (иератическое).

Весткарский папирус 18-16 века до нашей эры. Хранится в музее египетских древностей в Берлине. Фото: Keith Schengili-Roberts/en.wikipedia.org

Древнейшие записи, которые сохранились до наших дней, были найдены в гробницах - благодаря чрезвычайно высокому вниманию древних людей к загробной жизни в тогдашних мавзолеях было законсервировано всё или почти всё, что окружало фараона при жизни. На табличках и папирусах в гробницах перечислялось то, что было положено вместе с захоронением - тогдашние египтяне были добросовестными бухгалтерами.

Более поздние тексты включают в себя сказки, стихи, поучения, биографии фараонов и знати, а также описания природных катаклизмов и социальных потрясений (папирус Ипувера). Были у древних египтян и рассказы о приключениях благородных людей и купцов. Встречались также летописи, в которых рассказывалось о божественных и удивительных вещах - такие истории содержит Весткарский папирус. В нём пишется в частности о волшебнике, который предвидел будущее и даже мог приставить отрубленную голову существа назад к его телу и оживить его.

Скульптура писаря. 25-24 века до нашей эры. Фото: Zerida/en.wikipedia

Медицина Древнего Египта

Врачебное дело в Древнем Египте делилось на многие специальности: одни были стоматологами, другие лечили болезни глаз, третьи - пищеварительной системы, четвертые - головы. Люди того времени считали, что каждый человек состоит из своего тела, тени, души, жизненной силы и имени. Древние египтяне чувствовали, что орган, в котором появляются их мысли - это сердце. Обучение медиков проводилось в «Домах Жизни».

С одной стороны медицинские трактаты того времени показывают, что древние египтяне обладали эмпирическими знаниями анатомии, травм, и что у них был разработан комплекс практических процедур. С другой - широко распространённой была практика использования заклинаний и заговоров в лечении болезней. Развивалась фармацевтика.

Чтобы раны затягивались быстрее, древнеегипетские врачи прикладывали к ним сырое мясо, умели делать перевязки льняной тканью, накладывать швы. Для обработки раны и для того, чтобы в неё не попала инфекция, использовался мёд. Опиум облегчал больным боль. Чеснок и лук присутствовали в повседневном рационе для укрепления организма и облегчения симптомов астмы.

Древнеегипетские врачи умели также ампутировать больные конечности и фиксировать переломы. Но некоторые ранения они относили к таким серьёзным, что свою задачу видели в том, чтобы облегчить боль пациенту, пока тот не скончается.

Несмотря на то, что знать и фараоны на стенах гробниц изображаются стройными, в реальности они имели лишний вес. Поскольку они могли позволить себе есть сладости, у них были ещё и проблемы с зубами. У простых людей такие проблемы также были, но преимущественно из-за того, что в пищу им попадал песок, из-за которого стирались зубы.

Нежный протез, который изготавливали человеку для захоронения - для путешествия в загробный мир все недостающие органы (глаза, конечности) заменялись протезами. Фото: Jon Bodsworth/en.wikipedia.org

Очень развитая наука бальзамирования тела играла важную роль при захоронении. В то время как бедные египтяне хоронили своих родственников в пустыне, где их тела мумифицировались естественным образом, состоятельные люди прибегали к искусственному бальзамированию. При такой процедуре через нос удалялся мозг, а тело высушивалось в смеси солей. Затем его обворачивали льняной материей и укладывали в саркофаг такой формы, которая напоминала очертания человека. Вся процедура длилась около 70 дней.

Математика

Древнеегипетская цивилизация использовала 10-тичную систему исчисления, которая несколько отличается от современной. Цифры были известны людям, населявшим берега Нила, ещё в додинастический период.

Единицы у них изображались палочками, а для обозначения десятков, сотен, тысяч, десятков и сотен тысяч, а также миллионов существовали свои обозначения - иероглифы.

Однако для обозначения двух, трёх и более десятков или сотен специального символа не существовало - они записывались как сумма десятков, сотен и тысяч. К примеру, число пять тысяч сорок древние египтяне обозначали как пять знаков тысячи и четыре знака десяти.

В повседневной жизни они выполняли много математических операций: вели учёт земли, рабочей силы, скота и зерна.

Учёт скота. Над каждым видом животных стоят цифры, показывающие их количество у зажиточного хозяина. Фото: Lepsius

Люди Древней Египетской цивилизации умели вычислять площади прямоугольника, треугольника и круга. Формула для вычисления площади круга у них была довольно точная, рассчитывали они её как восемь девятых частей диаметра в квадрате: S=(8/9D)², что равно S=3,16r².

Древние египтяне имели понятия о тангенсах, знали прямоугольный треугольник со сторонами 3:4:5, умели решать простые множества уравнений. Позже у них встречаются даже квадратичные уравнения. При обучении используются сборники задач с ответами.

И, конечно же, древние египтяне умели вычислять объёмы параллелепипеда и пирамиды…

Загрузка...
Top