строительство Цимлянского водохранилища; в) формирование рас; г) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции. 2. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование: а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений. 3. К мировым религиям не относится: а) буддизм; б) ислам; в) анимизм; г) христианство. 4. Определите, какое из высказываний является верным. А. Высказывание «Яблоня – это дерево» является умозаключением. Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек.. Следовательно, Антонов смертен» является суждением. 1) верно только А; 3) верны оба высказывания; 2) верно только Б; 4) оба высказывания неверны. 5. Социальной потребностью является потребность в: 1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье. 6. Социальными нормами являются: а) традиции; б) документы; в) нравы; г) контракты; д) законы природы. 7. Семья как социальный институт выполняет следующие функции: а) репродуктивную; б) досуговую; в) просветительскую; г) социализации; д) эротическую. 8. Экономическую сферу жизни общества характеризует(-ют): 1) важнейшие открытия и изобретения в науке; 2) национальная дифференциация; 3) общественное разделение труда; 4) социальные конфликты. 9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся: 1) мотивы; 2) влечения; 3) привычки; 4) эмоции. 10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? а) расширенная семья, б) малодетная семья, в) многодетная семья, г) нуклеарная семья, д) временный незарегистрированный брак. 11. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. 12. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство; 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве; 3) завершение промышленного переворота; 4) высокоразвитая инфраструктура. 13. . Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать: 1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей. 14. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную. 15. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии. 17. Человек, в отличие от животного, обладает способностью: 1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий; 3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности. 18. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной; 2) социально-преобразовательной; 3) духовно-практической; 4) духовно-теоретической. 1 19. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает: 1) земля; 2) техника; 3) выращиваемая культура; 4) земледелец. 20. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 21. Культура в широком смысле – это 1) уровень технического развития общества; 2) совокупность всех достижений человечества; 3) уровень образованности населения; 4) все жанры искусства. 22. И человеку, и животному свойственны потребности в 1) социальной активности; 2) целенаправленной деятельности; 3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания. 23. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности: 1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической. 24. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 25. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.? 1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 4) традиционному.
Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвоеЗадания С6 по обществованиюwww.ctege.info
1. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности:
1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);
2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);
3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);
4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).
2. Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.
Пояснение.
В ответе должно быть дано теоретическое положение о сущности творческой деятельности как деятельности, создающейwww нечто качественно.ctege новое, и приведены.info два соответствующих примера:
1) примеры качественно новых целей деятельности (например, создание искусственного спутника Земли); 2) примеры качественно новых средств деятельности, способов достижения целей (например,
новые способы решения задачи по физике); 3) примеры качественно новых результатов деятельности (например, компьютерная презентация
с использованием новых программных возможностей).
3. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
Пояснение.
1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»)»
2) школа (образование) дает необходимые знания;
3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.
Могут быть приведены и другие примеры.
4. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.
Пояснение.
В ответе могут быть приведены примеры:
- в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием;
- в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской - лидер партии парламентского большинства;
- в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.
5. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
Пояснение.
Обычая - празднование юбилея
Церемонии - коронация
6. Раскройте на трех примерах деятельности адвокатуры способы защиты ею прав граждан.
Пояснение.
В ответе могут быть приведены следующие примеры деятельности адвокатуры по защите прав граждан:
1) в ходе уголовного судебного процесса адвокат защищает права граждан, обвиняемых в совершении преступления;
2) адвокат осуществляет представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
3) адвокат участвует в качестве представителя сторон в Конституционном Суде;
4) адвокаты дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;
5) адвокаты составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера.
7. Приведите три примера, отражающие различные источники финансирования бизнеса.
Пояснение.
В ответе могут быть приведены следующие примеры:
1) хозяин автомастерской направил часть полученной прибыли на приобретение нового оборудования;
2) владелец сети продовольственных магазинов взял в банке кредит и использовал его для покупки современной холодильной установки;
3) фермер получил средства из государственного фонда поддержки малого бизнеса для закупки дополнительной партии кормов. Могут быть приведены и иные примеры.
8. Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.
Пояснение.
Правильный ответ может содержать примеры:
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий);
2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономичесwww кого развития (например.ctege , положение стран.info , экспортеров нефти);
3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).
Связь общества и природы может быть раскрыта на других примерах.
9. Правомерное действие предполагает добровольное выполнение гражданами юридически закрепленных обязанностей. Приведите три примера правомерных действий.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие примеры, допустим:
- гражданин Р. добросовестно выполняет свои обязанности на работе;
- гражданин Р. активно участвует в голосовании при проведении выборов разных уровней;
- гражданин Р. всегда вежлив и корректен с окружающими.
Могут быть даны другие примеры, соответствующие заданию.
10. Назовите три особенности современной экономики и проиллюстрируйте каждую примером.
Пояснение.
В ответе могут быть названы следующие особенности и приведены соответствующие примеры:
1) глобализация экономики ; проявлением усиления взаимосвязей и взаимозависимостей экономического развития может служить переход к единой валюте, создание общего рынка стран еврозоны;
2) усиление государственного регулирования ряда экономических процессов ; иллюстрацией этого
могут служить действия правительств многих стран в период недавнего финансового кризиса, в частности государственная поддержка ряда банков, гарантирование вкладов населения;
3) возрастание на рынке роли крупных фирм, транснациональных компаний; такие корпорации есть во многих отраслях реальной экономики и банковского сектора, например, крупные автомобильные производства имеют свои подразделения в десятках стран мира.
Могут быть приведены и проиллюстрированы примерами другие особенности.
11. Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему
конкретный пример.
Пояснение. www.ctege.info
В ответе должны быть представлены следующие элементы:
1) критерии, например:
Возраст;
Род занятий (профессия);
Величина дохода;
2) соответствующие примеры (например, молодежь, труженики сельского хозяйства, средний класс)
12. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим по-следствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.
Пояснение.
В ответе могут быть указаны такие последствия: - появление товарного дефицита; - рост теневой экономики; - оживление спекуляции.
В качестве примера может быть использована ситуация в нашей стране конца 80-х годов, когда
власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.
13. Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.
Пояснение.
Могут быть названы любые три функции государства и приведены соответствующие им примеры, например:
1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета);
2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы);
3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса);
4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев);
5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины);
6) функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН).
14. По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физическогоwww здоровья.ctege родителей и детей. .info Назовите и
проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Пояснение.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие проявления:
1) отказ от вредных привычек (например, после рождения ребёнка молодой отец бросил курить);
2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток);
3) усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);
4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа и т.п.).
Могут быть названы другие проявления и приведены другие адекватные примеры.
15. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего
мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт);
2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война);
3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).
Могут быть приведены другие уместные примеры.
16. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Пояснение.
В ответе должны содержаться следующие элементы;
1) модель ситуации, допустим:
К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционныйwww стиль одежды.ctege для привлечения. клиентовinfo , благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж.
2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и
- К. выписали премию;
- К. вручили грамоту;
- К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.
Может быть смоделирована другая, соответствующая условию, ситуация и указаны иные санкции.
17. Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.
Пояснение.
Значение налоговой системы раскрыто на трёх примерах , допустим:
1) накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию);
2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т.е. за счёт налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;
3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т. е. посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.
Значение налоговой системы может быть раскрыто на других примерах.
18. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).
Пояснение.
В ответе необходимость государственного регулирования экономики может быть подтверждена следующими примерами :
1) в ряде стран введены специальные налоги на сверх прибыль корпораций, косвенные налоги на приобрете ние предметов роскоши, т. е. государство решает про блему смягчения неравенства доходов и богатства за счёт их частичного перераспределения;
2) в Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в моно полизации рынка, т. е. государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законода тельство;
3) отдельной статьёй расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т. е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ. Необходимость участия государства в экономической жизни может быть подтверждена другими примерами.
19. В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.
Пояснение.
Правильный ответ долженwww содержать следующие.ctege элементы: .info Приведены примеры, допустим:
– ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании;
– объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок;
– журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова;
– организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих;
– экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству. Могут быть приведены и иные верные примеры.
20. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть приведены примеры:
1)создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него; 2)создание средств нападения дальнего действия;
3)строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах.
Могут быть приведены другие примеры.
С5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.
Ответ:
· ограниченность пахотной земли,
· исчерпаемость полезных ископаемых,
· ограниченность трудовых ресурсов.
Максимальный балл – 2.
С5. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.
Ответ:
· производство, распределение, обмен, потребление.
Максимальный балл – 2.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночных отношениях.
Ответ:
· рыночная экономика – это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании,
· при рыночной экономике должен главенствовать принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю,
· для рыночной экономики характерно вмешательство государства в экономику в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами.
Максимальный балл – 2.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.
Ответ:
· под рыночной конкуренцией понимается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов,
· роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров,
· свободная конкуренция является одним из главных механизмов рыночной экономики.
Максимальный балл – 2.
С5. Назовите три проявления экономической свободы в рыночной экономике.
Ответ:
· свободное ценообразование,
· свобода предпринимательской деятельности,
· свободный обмен,
· свободное распределение ресурсов,
· свободная конкуренция.
Максимальный балл – 2.
С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.
Ответ:
· свободное ценообразование,
· законодательное закрепление многообразия форм собственности,
· обеспечение правовой защиты прав собственника,
· государственная поддержка конкуренции и предупреждения монополизма,
· развитие предпринимательства и деловой активности населения.
Максимальный балл – 2.
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.
Ответ:
· принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений,
· Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения,
· повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.
Максимальный балл – 3.
С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.
Ответ:
Последствия:
· появление товарного дефицита,
· рост теневой экономики,
· оживление спекуляции.
Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.
Максимальный балл – 3.
С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).
Ответ:
· В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.
· В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.
· Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.
Максимальный балл – 3.
С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.
Ответ:
· господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство,
· предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,
· государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм,
· главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена
Максимальный балл – 3.
С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.
Ответ:
· формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности),
· правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда),
· создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу).
Максимальный балл – 3.
С6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.
Ответ:
· Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее воздействие на граждан и администрацию фирм. Во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию.
· Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, то есть за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства.
· В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, то есть посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.
Максимальный балл – 3.
С6. Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом экономическом положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направления большей части прибыли предприятия на рекламу продукции. Определите, предприятие какой организационно-правовой формы иллюстрирует пример. Приведите два аргумента, подтверждающих ответ.
Ответ:
· организационно-правовая форма предприятия – индивидуальное частное предприятие,
Аргументы:
· индивидуальный собственник несет персональную материальную ответственность за результаты деятельности предприятия,
· собственник обладает экономической свободой для принятия хозяйственных решений.
Максимальный балл – 3.
С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.
Ответ:
Аргументы в поддержку мнения профсоюзов:
· необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью,
· рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства,
· социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике.
Аргументы в поддержку мнения предпринимателей:
· возможность обновления техники и внедрения новых технологий,
· возможность совершенствования структуры производства,
· поддержка отечественного производителя,
· повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.
Максимальный балл – 3.
С7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:
· внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акций,
· внешние акционеры – 21% акций
· государство – 17% акций.
При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.
Ответ:
· Да, можно. Так как более половины предприятий были приватизированы.
· Нет. На долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.
Максимальный балл – 3.
С7. В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 году:
· доля индивидуальных участков граждан составляла 6%,
· земли фермеров – 8%,
· а земли бывших колхозов и совхозов – 86%.
Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране.
Можно ли на основании этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране; 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.
Ответ:
· Да, можно. Так как огромные площади земель по-прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.
· Да, так как значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством.
Максимальный балл – 3.
С7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л. Эрхарт. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».
О какой экономической системе пишет Л. Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе.
Ответ:
· речь идет о командной экономической системе,
· аргумент: осуществление централизованного планирования,
Среди других черт командной экономики можно назвать:
· государственное регулирование цен на товары и услуги,
· преобладание государственной собственности.
Максимальный балл – 3.
С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.
Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.
С5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.
Ответ:
ограниченность пахотной земли,
исчерпаемость полезных ископаемых,
ограниченность трудовых ресурсов.
С5. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.
Ответ:
производство, распределение, обмен, потребление.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночных отношениях.
Ответ:
рыночная экономика – это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании,
при рыночной экономике должен главенствовать принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю,
для рыночной экономики характерно вмешательство государства в экономику в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.
Ответ:
под рыночной конкуренцией понимается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов,
роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров,
свободная конкуренция является одним из главных механизмов рыночной экономики.
С5. Назовите три проявления экономической свободы в рыночной экономике.
Ответ:
свободное ценообразование,
свобода предпринимательской деятельности,
свободный обмен,
свободное распределение ресурсов,
свободная конкуренция.
С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.
Ответ:
свободное ценообразование,
законодательное закрепление многообразия форм собственности,
обеспечение правовой защиты прав собственника,
государственная поддержка конкуренции и предупреждения монополизма,
развитие предпринимательства и деловой активности населения.
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.
Ответ:
принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений,
Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения,
повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.
С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.
Ответ:
Последствия:
появление товарного дефицита,
рост теневой экономики,
оживление спекуляции.
Максимальный балл – 3.
С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).
Ответ:
В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.
В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.
Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.
С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.
Ответ:
господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство,
предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,
государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм,
главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена
С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.
Ответ:
формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности),
правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда),
создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу).
С6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.
Ответ:
Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее воздействие на граждан и администрацию фирм. Во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию.
Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, то есть за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства.
В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, то есть посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.
С6. Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом экономическом положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направления большей части прибыли предприятия на рекламу продукции. Определите, предприятие какой организационно-правовой формы иллюстрирует пример. Приведите два аргумента, подтверждающих ответ.
Ответ:
организационно-правовая форма предприятия – индивидуальное частное предприятие,
индивидуальный собственник несет персональную материальную ответственность за результаты деятельности предприятия,
собственник обладает экономической свободой для принятия хозяйственных решений.
С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.
Ответ:
Аргументы в поддержку мнения профсоюзов:
необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью,
рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства,
социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике.
возможность обновления техники и внедрения новых технологий,
возможность совершенствования структуры производства,
поддержка отечественного производителя,
повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.
С7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:
внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акций,
внешние акционеры – 21% акций
государство – 17% акций.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.
Ответ:
Да, можно. Так как более половины предприятий были приватизированы.
Нет. На долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.
С7. В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 году:
доля индивидуальных участков граждан составляла 6%,
земли фермеров – 8%,
а земли бывших колхозов и совхозов – 86%.
Можно ли на основании этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране; 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.
Ответ:
Да, можно. Так как огромные площади земель по-прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.
Да, так как значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством.
С7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л. Эрхарт. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».
О какой экономической системе пишет Л. Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе.
Ответ:
речь идет о командной экономической системе,
аргумент: осуществление централизованного планирования,
государственное регулирование цен на товары и услуги,
преобладание государственной собственности.
С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.
Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.
Варианты ответа | Число ответивших (в %) | |
2002 | 2005 |
|
Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь | 28 | 31 |
Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, жить, ограничивая себя в большом и малом | 26 | 20 |
Я живу, как и раньше, - для меня в последние годы ничего особенного не изменилось | 21 | 27 |
Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего | 7 | 10 |
Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни | 18 | 12 |
Ответ:
Россияне постепенно приспосабливаются к современным условиям, хотя это нелегко.
только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за три года их число немного сократилось),
немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего,
доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилась на 6%.
С7. Нередко можно услышать мнение, что для повышения эффективности рыночной экономики необходимо минимизировать влияние государства на экономику. Сформулируйте собственное мнение по данному
С7. Нередко можно услышать мнение, что профицит бюджета, существующий в России, является злом, тормозящим экономический рост в стране. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
С7. Нередко можно услышать мнение, что дефицит бюджета является стимулом к экономическому росту. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
С7. Существует мнение, что рынок обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
С7. Существует мнение, что информация является самым надежным, прибыльным фактором производства и несет обществу одни блага. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.