Древние греки: одежда, обувь и аксессуары. Древняя Греция: культура. Как жили в древней Греции: главные традиции, обычаи и обряды

Любовь в жизни древних греков играла важную роль. Ею пропитаны мифы, произведения искусства и философские трактаты Древней Греции. Недаром греки различали все ее оттенки и нюансы. Более того, любовь являлась первопричиной всего сущего.

Филиа

Слово «филиа» впервые встречается в трудах Геродота и первоначально означает мирный договор между государствами. Позднее за этим словом закрепилось понятие любовь-дружба. Судя по высказываниям древних философов, филиа – это чувство, возникающее по отношению к друзьям и родным людям, достигающее полного единения душ. Основу дружбы составляет отнюдь не чувственная привязанность, а взаимная поддержка, которая в значительной степени нужна была эллинам, постоянно осваивающим новые территории, защищающим свои города, и предпринимающим новые походы.

Примером такой любви-дружбы служит история Ахилла и Патрокла, отправившихся в поисках славы на Троянскую войну. Друзья делили дела, стол, шатер. А когда Патрокл пал в неравной битве с троянцами, легендарный герой троянского эпоса, отказавшийся перед этим сражаться, идет мстить за смерть друга.

Платон понимал дружбу как стремление к совершенству, эмоциональную близость друзей, душевную привязанность. Описанная в трудах Платона теория получила название «платоническая любовь».

Эрос

Об эросе древнегреческие философы размышляли особенным образом. Это определялось специфическим положением женщины в обществе. Женщина-жена, которой вменялись в обязанности продолжение рода и ведение домашнего хозяйства, не являлась предметом обожания и любви для своего мужа. «Лишь дважды радует тебя жена: в день свадьбы и в день ее похорон», – пишет Гиппонакт из Эфеса. Мужчины наслаждались в обществе гетер, но и о них отзывались нелицеприятно. До наших дней дошло высказывание Менандра о женщинах: «Среди странных животных, населяющих сушу и море, поистине ужаснейшее животное – женщина».

Впервые употребил слово «эрос» Платон. В своем сочинении «Пир» Платон разделяет любовь на истинную и грубо-чувственную. «Пир» содержит в себе миф о происхождении Эроса, вечного спутника Афродиты. Его родителями были боги бедности и богатства – Пения и Порос. Зачат он был на пиру по случаю рождения богини любви, что и предопределило его последующее служение. Эрот был соткан из противоречий, в нем сочетались грубость и стремление к прекрасному, невежество и мудрость. Эрот является олицетворением любви, которая одновременно может стремиться к смерти и бессмертию.

Платон ведет мысль к тому, что любовь – это восхождение к высшим идеалам. Его эрос – это эрос познания и эстетического наслаждения.

Аристотель рассматривает любовь не только с эстетической точки зрения. В «Истории животных» мыслитель подробно описывает сексуальное поведение и связывает его с чувственными удовольствиями от еды, питья и соития. Однако в «Никомаховой этике» Аристотель проводит мысль, что не эрос, а филиа является высшей целью и достоинством любви.

В наибольшей степени были свойственны чувственность и тяга к удовольствиям. Тем не менее, именно Эпикур говорил о том, что эрос, свойственный всему живому на земле, должен контролироваться. Он отмечал, что любовные наслаждения никогда не приносят пользы, главное – не навредить окружающим, друзьям и близким.

Строгэ и агапэ

Под словом строгэ древние греки понимали любовь родителей к детям, детей к родителям. В сегодняшнем понимании строгэ – это еще и нежная привязанность супругов друг к другу.

Понятием «агапэ» определяется любовь бога к людям и любовь людей к богу, жертвенная любовь. На заре христианства, это слово приобрело революционный оттенок. Первые попытки христиан перевести библейские тексты на греческий язык натолкнулись на ряд сложностей – какое слово использовать filia, eros, mania? Революционная христианская идея требовала революционных решений. Таким образом, нейтральное слово «агапэсис», которое обозначало любовь-стремление отдавать, превратилось во всеобъемлющее понятие «Бог есть любовь».

Древние греки не знали понятия греха в контексте любви, эротики и сексуальности. Грехом считались проступки социального и нравственного характера – преступления и несправедливость. С распространением христианства исчез мир, наполненный неспешными наблюдениями и размышлении о природе человека, в которых прославлялись семейные добродетели, верность, дружба и любовь во всех ее проявлениях.

(около 1200 года до н. э.) повлекло распад этих государств и восстановление родовых отношений. К IX в. до н. э. население Древней Греции было следующим: эолийцы - Северная Греция, дорийцы - Средняя Греция и Пелопоннес , ионийцы - Аттика и острова.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции сформировались полисы (города-государства). В зависимости от результатов борьбы между демосом (земледельцев и ремесленников) с родовой знатью государственное устройство в полисах было либо демократическим (Афины и др.), либо аристократическим (Спарта , Крит и др.). В экономически развитых полисах (Коринф , Афины и др.) широко распространилось рабство , в Спарте, Аргосе и др. долго сохранялись пережитки родового строя.

V-IV вв. до н. э. - период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

В середине IV в. до н. э. на севере Греции происходит возвышение Македонии . Её царь Филипп II , одержав победу при Херонее (338 до н. э.) над коалицией греческих государств, фактически подчинил Грецию. Его сын Александр Македонский возглавил поход объединённого греко-македонского войска в Азию. Он взял Персию и часть Индии . После распада его державы в III-II вв. до н. э. возникает ряд эллинистических государств со смешанным греко-восточным населением и культурой. В самой Греции в это время преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз , Этолийский союз), оспаривавшие гегемонию над Грецией. В 146 до н. э. римляне наносят поражение Ахейскому союзу и подчиняют Грецию. В 27 до н. э. на её территории была образована провинция Ахайя . В IV в. Греция стала основной частью Восточной Римской империи - Византии .

История греко-восточных эллинистических государств завершается завоеванием Римом последнего эллинистического государства - Птолемеевского Египта в I в. до н. э.

Периодизация

В наиболее общем виде в исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

  1. Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит , где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
    1. Минойская цивилизация (Крит):
      1. Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
      2. Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
      3. Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса , широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
    2. Микенская цивилизация (Балканская Греция):
      1. Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
      2. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
      3. Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.
  2. Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
    1. Гомеровский (предполисный) период , «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) . Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
    2. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
    3. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
  3. Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
    1. Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
    2. Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
    3. Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

Раздробленная Греция

За всё время независимого существования Греции , она никогда не была единым государством и различные части эллинской расы никогда не составляли одного народа. В историческое время занятая эллинами территория дробилась на две тысячи мелких государств, обыкновенно состоявших из одного города, с примыкающими к нему полями или деревенскими поселениями. Каждое такое город-государство было полностью политически независимо, наподобие нынешней обширной монархии или республики, или неуклонно стремилось к такой независимости. Только эта маленькая область и была отечеством для эллина; все прочие эллины были чужие, иноземцы, и взаимными отношениями между государствами были отношения международные. На пространстве, например, одной Казанской губернии могло бы вместиться около 30 таких республик, как знаменитая афинская. Объединявшая несколько посёлков, система учреждений обеспечивала каждому гражданину сознательное, деятельное участие во всех делах общины и разностороннее личное развитие путём частого совместного обсуждения и окончательного решения разнообразнейших вопросов внутреннего управления и внешней политики.

Этим же дроблением эллинской расы на мелкие автономные общины, со всеми правами верховенства, воспитаны были те чувства привязанности к родине и её политическим учреждениям, которые находили себе многократное выражение в подвигах самоотверженной храбрости и благодаря которым из всех древних народов Европы один эллинский удержал за собою до настоящего времени главную часть своей территории, с прежним именем, и способное к дальнейшему развитию политическое устройство. Однако, неизбежным спутником дробления эллинов была политическая рознь между общинами, в основе которой лежало, помимо жажды независимости, различие в степени гражданского и умственного развития, в общественных учреждениях, нравах, привычках, во всём складе жизни. Бытовая и умственная рознь в среде эллинов не ослабевала с течением времени, а скорее усиливалась, по мере того как республики преуспевающие всё дальше уходили вперёд от состояния поселений, остававшихся верными архаическим условиям жизни. Могло ли быть достигнуто в III веке до н. э. прочное единение между Афинами или Коринфом, с одной стороны, и какой-нибудь общиною этолян, локров или акарнанов с другой, когда первые были промышленными и просвещёнными городскими республиками, а последние пребывали на уровне бедных деревенских поселений? Тем не менее многочисленным разветвлениям эллинской расы присуще было с древнейших времён чувство кровного родства, внешним образом выражавшееся в едином имени (сначала ахеян, или данаев, или аргивян, потом эллинов), в единстве языка, в общности религиозных верований и некоторых преданий, наконец, в обособлении себя от прочих народов, не-эллинов, обозначаемых термином «варвары». Выражением того же чувства служили издревле некоторые положения обычного международного права, охрана которых принадлежала самим богам, признаваемые всеми эллинами празднества, союзы племён, наконец общенародные предприятия, каким была, напр., Троянская война. Эллинам не чуждо было и понимание выгод, какие могло доставить им объединение разрозненных общин в борьбе с варварами, от времени до времени угрожавшими свободе всей Эллады, были ли эти варвары мидяне, македоняне или римляне.

Первая 10-летняя война, известная под именем Архидамовой , велась с переменным успехом, и в 421 до н. э. воюющие стороны заключили так называемый Никиев мир на 60 лет. Но едва прошло 6 лет, как гнилой мир был нарушен, и военные действия возобновились: в 416 до н. э. афиняне отправили превосходное войско против Сиракуз в Сицилию под начальством Алкивиада , Никия, Демосфена ; но Алкивиад был отозван с дороги и бежал в Спарту . По его совету спартанцы послали сильное подкрепление Сиракузам и повели войну морскую, в водах Эгейского моря , и сухопутную, на территории самой Аттики , где они заняли посёлок Декелею и непрестанно угрожали самим Афинам. На стороне Спарты были теперь деньги и корабли персидского царя. Сицилийская экспедиция кончилась для афинян полным уничтожением их флота (413 до н. э.) и отпадением сильнейших союзников. Возвращение Алкивиада в Афины (411 до н. э.) сопровождалось олигархической революцией, но правление 400 просуществовало не более 4 месяцев, и демократия мало-помалу была восстановлена. Афины снова стояли во главе союза, располагали значительным флотом, кораблей в полтораста, и неоднократно проявили чудеса храбрости и самоотвержения.

Но в 405 до н. э. в Геллеспонте , при Эгоспотамах , флот афинян был уничтожен, и войска спартанцев , под начальством Лисандра , заперли их с суши и с моря. Голод и происки олигархов вынудили афинян согласиться на капитуляцию: укрепления города были срыты, все корабли, кроме 12, выданы неприятелю, союз расторгнут, демократия заменена олигархическим правлением тридцати (апрель 404 до н. э.). В следующем году тирания тридцати была низвергнута изгнанниками-демократами, с Фрасибулом во главе, и в архонство Эвклида (осенью 403 до н. э.) между партиями состоялось соглашение. По словам Аристотеля , восстановленное теперь демократическое управление сохранялось без переворотов до его времени; происходившие в нём перемены клонились к расширению прав народа . Народная партия в Афинах в торжестве своём выказала необычайную умеренность, терпимость и великодушие по отношению к противникам.

Гегемония Спарты и Фивы

Следовавшая за разгромом Афин вторичная гегемония Спарты имела мало общего с первой спартанской гегемонией, до греко-персидских войн . С одной стороны, Спарта запятнала себя теперь насильственными переворотами в союзных общинах в смысле олигархическом, продажностью и хищениями; с другой - эллинские общины, наученные опытом и ревниво охранявшие свою независимость, находили спасение от ига Спарты в союзной организации и в поддержке персидского царя. Отчасти материковые, но главным образом малоазийские греки вовлечены были в междоусобную распрю Кира Младшего , наместника Малой Азии, и брата его Артаксеркса , царя персов (401 до н. э.). Сочинение Ксенофонта «Анабасис» обессмертило поход 10000 греков, совершённый под начальством Кира в глубину Азии, и обратный путь их к малоазийскому побережью, под командою

В основе миропонимания древних греков лежала красота. Они считали себя красивым народом и без стеснения доказывали это соседям, которые чаще всего верили эллинам и со временем, порой не без борьбы, перенимали их представления о прекрасном. Поэты классического периода, начиная с Гомера и Еврипида, рисуют героев высокими и светловолосыми. Но то был идеал. Кроме того, что в понимании человека того времени высокий рост? Какие локоны считались золотыми? Рыжие, каштановые, русые? На все эти вопросы нелегко найти ответы.

Когда географ Дикеарх из Мессены в ГУ в. до н. э. восхищался светловолосыми фиванцами и восхвалял мужество белокурых спартанцев, он лишь подчёркивал редкость светловолосых и светлокожих людей . С многочисленных изображений воинов на керамике или стенной росписи из Пилоса и Микен на зрителя смотрят бородатые мужчины с чёрными вьющимися волосами. Также тёмные волосы у жриц и придворных дам на дворцовых фресках Тиринфа. На египетских росписях там, где изображены народы, живущие «на островах Великой Зелени», предстают люди небольшого роста, стройные, с кожей более светлой, чем у египтян, с большими, широко открытыми тёмными глазами, с тонкими носами, тонкими губами и чёрными вьющимися волосами.

Это древний средиземноморский тип, который до сих пор встречается в данном регионе. Золотые маски из Микен показывают некоторые лица малоазийского типа - широкие, с близко посаженными глазами, мясистыми носами и сходящимися у переносицы бровями. При раскопках встречаются и костяки воинов балканского типа - с удлинённым торсом, круглой головой и крупными глазами. Все эти типы перемещались по территории Эллады и смешивались друг с другом, пока, наконец, не сложился тот образ эллина, который зафиксировал римский писатель Полемон во II в. н. э: «Те, кто сумел сохранить ионийскую расу во всей её чистоте, - мужчины довольно рослые и широкоплечие, статные и довольно светло-кожие. Волосы у них не совсем светлые, относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня глаза».

Изучение скелетов позволяет сказать, что средний рост эллинских мужчин составлял 1,67-1,82 м, а женщин 1,50-1,57 м. Зубы почти у всех погребённых прекрасно сохранились, что не должно удивлять, поскольку в тс времена люди питались «экологически чистой» пищей и умирали сравнительно молодыми, редко перешагивая за 40-летний юбилей.

Психологически эллины представляли собой довольно любопытный тип. Помимо черт, присущих всем средиземноморским народам: индивидуализма, вспыльчивости, любви к спорам, состязаниям и зрелищам, греки были наделены любознательностью, гибким умом, страстью к приключениям. Их отличали вкус к риску и тяга к путешествиям. Они пускались в дорогу ради неё самой. Гостеприимность, общительность и драчливость также были их свойствами. Однако это лишь яркий эмоциональный покров, скрывающий глубокую внутреннюю неудовлетворённость и пессимизм, присущий эллинам.

Раздвоение греческой души давно отмечено историками искусства и религии. Тяга к веселью, стремление вкусить жизнь во всей её полноте и скоротечности призваны были лишь заглушить тоску и пустоту, разверзавшиеся в груди у эллина при мысли о нематериальном мире. Ужас от понимания, что земная жизнь - лучшее, что ожидает человека, был неосознанно велик. Дальше путь человека лежал в Тартар, где иссушенные жаждой тени скитаются по полям и лишь на мгновение обретают подобие речи и разума, когда родные приносят поминальные гекатомбы, изливая жертвенную кровь. Но и в солнечном мире, где человек ещё мог наслаждаться, пока ходил по земле, его ожидали тяжкий труд, эпидемии, войны, скитания, тоска по родным местам и потери близких. Обретённая с годами борений мудрость говорила эллину, что вечное блаженство вкушают только боги, они же заранее распоряжаются судьбой смертных, их приговор не изменить, как ни старайся. Таков вывод из популярнейшего, наделённого философским значением мифа об Эдипе.

Эдипу было предсказано, что он убьёт родного отца и женится на своей матери. Разлучённый с семьёй, юноша вернулся на родину через много лет и по незнанию совершил оба преступления. Ни его благочестие перед богами, ни справедливое правление в качестве царя Фив не отменили предопределения. Настал роковой час, и всё начертанное судьбой исполнилось. Эдип выколол себе глаза в знак слепоты, на которую человек обречён бессмертными богами, и отправился скитаться.

Ничего нельзя сделать, а потому радуйся, пока можешь, и вкушай полноту жизни, которая утекает между пальцами, - таков внутренний пафос греческого мироощущения. Эллины в полной мере осознавали себя участниками огромной трагедии, разворачивавшейся на подмостках мира. Гражданские свободы полисов не компенсировали душе отсутствие свободы от предопределения.

Итак, эллин - смеющийся пессимист. Ему становится тоскливо на весёлом пиру, он может в порыве минутного помрачения убить товарища или близкого или по воле бессмертных отправиться в странствие, не ожидая за совершённые подвиги ничего, кроме каверз небожителей. Если же человеку повезло пожить у родного-очага с милой семьёй, он станет таить счастье, не выставляя напоказ, ибо боги завистливы.

Одной из характерных черт древнегреческого общества является полное отсутствие крупного рабовладения. Именно это повлияло на развитие демократии в этом государстве. Величайшая древнегреческая культура - это культура свободного гражданина. Костюм древних греков не мог не унаследовать эту черту. Кроме того, свобода граждан нашла свое отражение не только в их одежде, но и в прическе, и в украшениях. Ниже будет кратко изложена история одежды древней Греции.

Костюм древней Греции

Культивируемая тяга к простоте привела к тому, что одежда в древнем государстве была, пожалуй, одним из немногих способов на фоне других людей и выделиться из толпы. Необходимо заметить, что древнегреческое платье только кажется естественным и простым. Хотя, на первый взгляд, что может быть проще - сложить пополам и завернуть вокруг тела пару кусков ткани? Однако же на самом деле мода древней Греции заключалась во всевозможном скалывании, драпировке и разнообразной манере ношение одной и той же вещи. Это считалось настоящим искусством, которое с малого возраста воспитывалось в семье. Кроме того, подобное умение являлось частью хорошего тона и этикета.

Цвет и ткань

Древние греки, одежда которых ранее состояла только из кусков ткани, сравнительно рано стали шить костюмы по меркам. Ионийский лен вскоре вытеснили шерстяные нити, привнесенные дорийцами. Их красили в голубой, фиолетовый, красный и желтый цвета. Сложного разноцветного орнамента можно было добиться с помощью тканья нитками иного цвета либо вышиванием по основному фону. Как правило, греческий хитон по кайме расшивался геометрическим орнаментом, а на поле могли вышить листья, звезды или цветы. Кроме того, имели место разнообразные фигурки богов и животных, сцены битв и охоты.

Особой популярностью в древней Греции пользовались одежды розового или белого цветов, которые окантовывались контрастной красной или черной каймой.

История одежды рассказывает, что в ранний период эллины отдавали предпочтения крупному рисунку. Однако, начиная с рубежа 5-4 века до нашей эры, в гардеробе греков начала преобладать однотонная ткань. Зачастую костюм древней Греции имел либо коричневый, либо был украшен голубой или желтой каймой, а также орнаментом, который представлял собой ломаную линию с завитками. Она называлась меандром.

Хитон

Основная одежда древних греков, название которой - хитон, как уже было сказано, отличалась простотой и удобством. Хитон - главный предмет одежды грека. Это был кусок ткани, у которого с одной стороны имеется отверстие для руки, а с другой он крепился на плече с помощью пряжки или застежки. Реже его просто сшивали. До начала войн с персами в древней Греции было принято туго стягивать талию. Пояс играл особую роль в древнегреческом костюме.Он имел две функции: во-первых, подобрать хитон, а во-вторых, сделать его необходимой длины. Короткий вариант - до колен - больше любили дорийцы, а ионийцы предпочитали носить хитон до пят. Чуть позже мода изменилась, поэтому даже афиняне стали носить укороченный дорийский вариант этой одежды.

Рабов в Греции было мало, однако для них существовал особый вариант хитона: он отличался тем, что правое плечо раба всегда оставалось открытым.

Гиматион

Гиматий, или гиматион - просторный плащ, который поверх хитона набрасывали древние греки. Одежда закреплялась на груди чуть ниже левого плеча, а потом ткань просто закидывали за спину.

Гиматион надевали и женщины, когда выходили из дома. Край этого плаща они могли набросить на голову. Терракотовые фигурки и множественные рисунки на вазах демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматиона. Если на улице стояла жаркая погода, то он служил не более чем шарфом, который перекидывали назад через согнутые в локтях руки. Но при желании девушка легко могла закутаться в него целиком таким образом, что даже часть лица оказывалась скрытой от глаз.

Хламида

Кроме длинного плаща - гиматиона, у древних греков был и короткий плащ, который назывался хламидой. Она скреплялась с помощью застежки на шее. Хламиду носили в дороге, во время войн или охоты древние греки. Одежда в Афинах полагалась только молодым парням, а в Спарте хламиду можно было носить только взрослым горожанам.

Туника

Женщины в древней Греции знали сотни способов, как превратить простую одежду - такую же, как и у мужчин - в изысканный и оригинальный костюм. Одна из разновидностей хитона - туника, она ниспадала до пят и изготавливалась из мягкой, но в то же время тяжелой шерстяной ткани. В большинстве случаев она была белого цвета с цветной каймой. Драпируемые множеством способов складки на тунике удерживал стягивающий одежду пояс. С помощью утюгов и крахмала складки тщательно фиксировались. Необходимо заметить, что девушки носили пояс на талии, а вот замужним женщинам надо было носить его под грудью.

Большой простор для всевозможных женских уловок по моделированию фигуры предоставлял именно свободный фасон одежды. Обыкновенно под тунику могли подшить специальные матерчатые вставки, чтобы сделать грудь пышной, а бедра более округлыми. Полосами льняного холста можно было туго перетянуть выпуклый живот. Женщины, которые были высокого роста, носили обувь на очень тонкой подошве, тогда как низкие девушки, напротив, на толстой.

Веера в форме листа лотоса пользовались у гречанок популярностью. Обычно они выкрашивались в голубой цвет.

Прически в древней Греции

Прически жителей Греции, которые запечатлены на вазах и фресках, поражают своим многообразием. Ассирийские моды господствовали во времена архаики. Волосы в этот период также предпочитали не стричь, а тщательно завивать, а потом переплетать между собой. По критской моде, юноши предпочитали носить волосы, которые разделяли на пряди, по длине доходившие до локтей.

Мужчины Греции носили длинные и густые бороды. Они шли от висков к щекам и сильно выступали вперед, оставляя полосу вокруг рта свободной. Зачастую бороду выстригали так, чтобы она топорщилась книзу гребешком, и завивали. Густая борода у греков считалась признаком мужественности ее носителя. Однако после Греко-Персидской войны ее начали несколько укорачивать, а с периода Александра Македонского греки вообще предпочитали бриться. Впрочем, эллинам бритва была известна еще с микенского периода. Позже некоторые афинские модники, еще во времена Перикла, выщипывали или брили волосы, за что и подвергались осмеянию горожанами.

Долгое время длинные волосы считались признаком знатного происхождения. Однако к 4 веку до нашей эры мужское население стало остригать волосы сравнительно коротко так, чтобы они могли лежать вокруг головы естественными кудрями. Локоны оставляли только детям, а пока юноша обучался в гимназии, короткая прическа была обязательна. Позднее, когда он становился гражданином, в его воле было выбирать любую длину, и в большинстве случаев останавливались на средней.

В Греции существовало множество вариантов женской прически. После войн с персами они утратили ту громоздкость, которой славились на востоке. Спартанские девушки носили длинные волосы, не заплетенные в прическу, но в день свадьбы им приходилось обривать голову. В иных регионах волосы завязывали на затылке узлом, зачесывали наверх, укрепляя венком или несколькими витками ленты, укорачивали сзади и прятали в некоторое подобие сетки или сумки.

С помощью растительных веществ волосы красили и осветляли в золотистый цвет. Редко достижимым идеалом были белые локоны. Однако большинству греческих модниц приходилось быть довольными тем или иным цвета волос. Для завивки использовали щипцы.

Как показывают раскопки, в Афинах было множество парикмахерских. Там волосы не только красили, стригли и завивали, но и душили. Кроме того, могли заказать парик или же прикрепить к прическе искусственные пряди. Чужие локоны - один из самых ходовых товаров всей Греции, кроме Спарты. Там женщины славились своими густыми прическами.

Головные уборы

Древние греки, одежда которых проста, но необычна, в городах не покрывали голову. А вот в дороге или же в сельской местности от солнца защищала маленькая войлочная шапочка, которая не имела полей. Она называлась пилосом. Могли, наоборот, надеть широкополую шляпу, изготовленную из соломы и войлока.

Древнегреческая обувь

Жители Греции в большинстве случаев ходили босиком, поэтому древнегреческие сандалии пользовались огромной популярностью. Интересно то, что женщину считали настоящей искусницей, если она умела так зашнуровать свою обувь, чтобы ножка казалась окружающим почти голой. Однако в этой стране имели место и башмаки на толстенной кожаной подошве, и сапоги из кожи, шнуровавшиеся ремнями спереди, доходившие владельцу до середины голени. Подобную грубую обувь в большинстве случаев использовали для езды на лошади.

Косметические средства в древней Греции

В классической Греции было чрезвычайно развито искусство парфюмерии. Растительные белила, румяна, воск - все это входило в состав греческих Из всех благовоний более всего ценился нард. Египетские карандаши использовались для подводки глаз, гречанки также знали помаду и пудру. Многочисленные «обличья мужей» дошли и до наших дней. В них призывали появляться «в приличном и простом виде».

Беспрекословному осуждению подвергалось подобное поведение, так как считалось, что оно ведет к изнеженности, и, кроме того, в недалеком будущем сулило падение нравственности. Шкатулки с модными безделушками и румянами представлялись как настоящие ящики Пандоры, их которых прямо на глазах строгих мужей уже вылезают многочисленные беды и несчастья. Главное из них - подражание варварам и стремление к роскоши - подвергалось особому порицанию. Но чем больше и шире становился греческий мир, чем теснее он сплетался с культурами других народов, тем сложнее было противостоять появлению установившихся там модных и бытовых тенденций. Ювелирное искусство - это то, где подобное проявилось особенно ярко.

Ювелирные украшения в древней Греции

Изготавливать элегантные и в тоже время сложные украшения древним греками позволяло развитое Как для местной продажи, так и для экспорта в варварский мир, например, скифам, ювелирам-ремесленникам приходилось угождать вкусам покупателей.

Были весьма сдержанны в выборе украшений. Им было свойственно почти не носить украшений. Камень с гравировкой в простейшей оправе - вот максимум их воображения и фантазии. Оттиск подобной резной печати воспринимали как подпись его владельца. В лавках Афины невозможно было найти ни одного мужского браслета или ожерелья.

Однако совершенно противоположная картина раскрывалась в колониях, которые соприкасались с варварским миром. Там богатые горожане, уроженцы Оливии и Пантикапея, под влиянием местной культуры могли без зазрений совести поддаться желанию выглядеть столь же импозантно, как и заезжие царьки-кочевники. В свою очередь пограничники были не прочь перенять греческую культуру, но при этом не отказываться от страсти к ювелирным изделиям.

Что касается греческих женщин, то они в любой точке страны, будь то столица или провинция, отличались неудержимым деланием купаться в драгоценностях. Они носили изящные серьги, браслеты, пояса, цепочки, диадемы и шпильки для волос.

В 1833 г. на Лондонской конференции трёх великих европейских держав, королём только что получившего независимость от Оттоманской империи Греческого государства, был назначен Оттон I Баварский.

Когда молодой король прибыл в Афины - город, избранный им для своей столицы, там не нашлось ни одного более‑менее приличного здания для королевской резиденции.

Таковы были последствия кровопролитной, долгой и разрушительной войны за независимость страны.

Население Афин составляло в то послевоенное время едва ли больше 12 тыс. жителей. Но самыми страшными последствиями почти 400‑летнего турецкого ига и практически беспрерывных военных действий были непоправимые разрушения множества исторических памятников.

А до них тут «поработали» венецианцы, и крестоносцы‑франки. Немалую роль сыграла и раннехристианская борьба с язычеством, а также набеги южных славян. Да и в античные времена не пощадили Элладу захватнические походы римских легионов диктатора Луция Корнелия Суллы.

Но по счастью, одним из главных исторических достижений «золотой эпохи» античного классицизма было создание эллинами, помимо материальных памятников, небывалых до того свидетелей духовных: театра, литературы, скульптуры и живописи, благодаря чему мы сегодня можем, сопоставляя результаты археологических раскопок древних городов с художественными бытописаниями жизни их населения, много лучше узнать и понять как жили в древней Греции…

Литературные источники - свидетели эпохи

Историю древней Греции принято делить на несколько исторических периодов , в каждый из которых жизнь эллинов разительно отличалась от другого, более позднего времени:

1. Архаический крито‑микенский , о котором мы знаем, в основном, по мифологическим сюжетам да из двух гениальных поэм великого Гомера.

2. «Тёмное» античное средневековье , когда новые завоеватели - дорийцы хлынули на греческие земли, поделившее культуру древней Эллады на две ветви: ахейскую и дорическую, а историю страны на две эпохи: архаическую и классическую.

Этот переходный период оставил значительно меньше культурных свидетельств, но зато в это время, были сохранены и записаны для потомков воспоминания о более древних эпохах, ставшие связующей нитью и подготовившие почву к последовавшему затем стремительному духовному расцвету.

3. К наивысшим материальным, духовным и культурным достижениям классического периода , подготовленным предшествующими законодательными и общественными реформами, Эллада поднялась сразу после побед в греко‑персидских войнах. Небывалый подъём национального духа, позволивший одержать победу над сильнейшим противником, стал источником величайшего духовного взлёта. Это выразилось в появлении множества художественных произведений, которые стали для нас свидетелями эпохи.

Великолепные описания образа жизни, быта, привычек и традиций древних эллинов можно найти во множестве сочинений античных авторов, начиная от «Илиады» и «Одиссеи» Гомера или «Трудов и дней» Гесиода до наполненных бытописательными деталями комедий Аристофана , всеохватывающего «Описания Эллады» Павсания или энциклопедического «Пира мудрецов» Афинея .

Жизнь в древней Греции

Летосчисление

Есть разные мнения, какую дату принять за точку отсчёта, которой можно зафиксировать начало наиболее интересного для нас классического периода древней Эллады.

Логичнее всего последовать за самими эллинами, которые определили началом своего нового времени дату проведения , соответствующую в нашем календаре 776 г. до н. э . и ставшую первым объединительным символом Эллады.

До этого момента в каждом полисе была своя, порой очень запутанная, система измерения времени. А начиная с этой даты все они стали повсеместно отмерять время четырёхлетними отрезками , называвшимися номером соответствующей Олимпиады.

То было время стремительного роста новых городов‑государств, колонизации территорий Малой Азии, Апеннинского полуострова и Сицилии, развития торговли и ремёсел, совершенствования законодательства и судебной системы, зарождения наук, философии и искусства, переходя от власти царей и тиранов к общенародным, демократическим, принципам управления.

Семейная жизнь

Культ семейных отношений, достаточно сильный и в современной Греции, в античной был одним из устоев древнего общества.

Основа этого, конечно же, лежит в родовой общине раннебронзового века.

Например, описывая в «Илиаде» дворец троянского царя Приама, Гомер, рассказывающий о гигантском его размере, перечисляет всех многочисленных родственников, проживавших в этих покоях.

Безусловным главой родового клана являлся отец семейства, после которого власть переходила к старшему сыну, причём даже если тот был не рождённым в этой семье, а усыновлённым.

Власть главы семейства была настолько сильной , что он мог даже принести кого‑то из своих детей в жертву богам, если те её требовали. Такова, например, история Ифигении из той же «Илиады».

Если глава семейства попадал в нужду, он мог продать своих дочерей, а сына изгнать из дома за непочтительность, что даже было закреплено законодательством.

О чувствах молодых при заключении брачного союза никто не спрашивал: определяющей была цена выкупа , подаренного женихом будущему тестю, а иногда на невесту устраивался настоящий аукцион, а основным мотивом создания семьи было продолжение рода .

Считается, что женщина в греческой семье не имела права голоса. Это не совсем так: она имела свой определённый круг обязанностей по дому, за который отвечала, распоряжаясь рабами, продуктами, запасами и всеми домашними делами. За всё остальное отвечал мужчина.

Так, в «Одиссее» Телемах, сын Агамемнона, говорит своей матери Пенелопе: «Занимайся, как должно порядком хозяйства, пряжей, тканьём, наблюдай, чтоб рабыни прилежны в работе были своей: говорить же - не женское дело, а дело мужчины, и ныне моё. Сам у себя я один повелитель…»

Но при этом имущество семьи , особенно земля, не принадлежало единолично её главе: оно рассматривалось, как общая собственность и принятое от предыдущего поколения должно было передаваться потомкам не уменьшенным, а преувеличенным.

Понятию же рода придавалось огромное значение. Сегодня многие из нас вряд ли смогут вспомнить своих предков раньше третьего колена, греки же вели и помнили собственную родословную , исчисляемую порою веками.

Многие трагедии античного театра, особенно у Эврипида, начинались с описания родословной героев, и это нисколько не удивляло зрителей: каждый мог найти среди действующих лиц своего дальнего родственника. Отголоски такой клановости можно найти даже в современном греческом обществе.

Религия, церемонии и ритуалы

Свои жилища древние эллины строили из дешёвой глины, которой было в избытке в этих местах.
Лучшие же строительные материалы посвящались домам богов - храмам, которые вначале строились из довольно дорогого здесь дерева.

Но дерево - материал недолговечный, к тому же горючий, а многие проводившиеся в храмах церемоний сопровождались большим количеством открытого огня.

Одним из толчков к строительству шедевра классической архитектуры - великолепного комплекса Акрополя, стало сожжение старых деревянных построек на нём, захватившими Афины персами.

Поэтому, постепенно дерево стало повсеместно заменяться известняком , а затем и мрамором .

В свою очередь, массовое строительство храмовых комплексов дало мощный импульс развитию античной архитектуры , как искусства.

Значение религии в жизни эллинов было огромным. Без совета богов, выраженного в предсказаниях оракулов не начиналось ни одно важное дело.

Показателен полумифический сюжет захвата Пелопоннеса дорийцами , которые по совету оракула ждали, пока не сменятся у них три поколения, прежде чем начать завоевательный поход, окончившийся, как известно, быстрой победой и образованием государства Спарты.

Учитывая, что эти три поколения были заняты подготовкой к походу и созданием мощной армии, следует признать мудрость совета оракула.

Обряд бракосочетания

Немалый интерес для общего понятия о религиозной жизни эллинов представляет брачная церемония , которая совершалась не в храме, а у домашнего алтаря и символизировала переход девушки из одного семейства в другое: в отцовском доме совершалось жертвоприношение богам у алтаря, в конце которой глава семьи передавал установленной формулой свою дочь жениху, отрывал её от своего рода, отдавая другому.

Затем в сопровождении вестников, укрытая покрывалом и с венком на голове, в белых одеждах, её перевозили в сопровождении свадебных гимнов на колеснице в дом жениха.

Молодой вносил наречённую, изображая похищение, на руках в своё жилище. Невеста же должна была кричать, показывая, что входит сюда не по собственной воле, а, подчиняясь своему новому хозяину - мужу.

Тут уже проводилась настоящая свадебная церемония, где молодую представляли домашним богам у семейного алтаря жениха. Проводился обряд очищения водой и огнём, молодые делили между собой хлеб и фрукты, совершая затем совместную молитву богам.

Культ почитания мёртвых

Огромное значение в жизни эллинов имел культ почитания мёртвых , которые не считались умершими навсегда, а только лишь перешедшими в другое царство, причём по легендам некоторым, например, Гераклу даже удалось вернуться оттуда. Посещая могилы предков, родственники приносили им еду и питьё, как живым, чтобы те не чувствовали себя обделёнными в другой жизни.

Общественная жизнь

Замечательной особенностью античных эллинов, отличавшей этот народ от других и позволившей им справиться с многократно превосходившим их количественно противником, было значение роли и превосходства общественного сознания над личным .

Изрядная часть жизни мужского населения страны происходила не в домах, куда они приходили только для вечерней трапезы и сна, а в общественных местах, большей частью на Агоре , где торговля и производство совмещались, «не отходя от кассы», с политикой.

Искусство убеждения - риторики — почиталось на уровне поклонения. Общественный деятель, способный доказать, убедить, повести за собой удостаивался прижизненного почитания. Диспуты представителей различных философских школ на площадях собирали огромные толпы зрителей.

Безусловное подчинение законам , какими бы несправедливыми они ни казались, было в крови у жителей Эллады.

Так, великий Сократ, в несправедливости приговора которому были убеждены все его ученики, предлагавшие учителю бежать, безоговорочно подчинился вердикту суда и выпил приготовленную чашу с ядом. Ведь не сделай он этого, становились бессмысленными идеалы учения великого философа и огромный авторитет его среди граждан Афин.

Армия и флот

Греки - большие почитатели геометрического порядка и гармонии были одними из первых, кто стал применять в военных действиях боевые построения.

Железная дисциплина греческих воинов , стоявших насмерть, заставляла противника позорно покидать поле боя даже при многократном численном превосходстве. Это достигалось полноценным боевым воспитанием мужского населения с малолетства, особенно в .

Значение же флота в жизни древней Эллады трудно переоценить. Мало того что бόльшая часть страны была расположена на островах: превосходство на море позволяло иметь бесконкурентную торговлю во всём регионе Средиземноморья. Наилучший пример тому - Афинский морской союз, созданный по окончании персидских войн.

Искусство строительства кораблей , которого достигли античные мастера, поражает: в течение нескольких недель они могли построить и спустить на воду полноценный боевой флот. Плоды этого мастерства не затерялись во времени - греки и ныне одни из лучших мореплавателей и обладатели крупнейшего в мире торгового флота.

Одежда

Простота греческого костюма восхищает. Все его разновидности и детали строились из обычных прямоугольных кусков льняной или шерстяной ткани, скрепляемой на плечах и по бокам пряжками‑фибулами.

Богатый костюм от бедного отличала лишь раскраска , да богатство геометрического узора‑каймы. Основными типами узоров были классический меандр и критская волна.
В большей степени благородство происхождения владельца костюма подчёркивали различные ювелирные украшения. Женщины богато использовали косметику : румяна, сурьму, различные кремы, маски и смеси для волос.

Основу древнегреческого костюма составляла нательная рубаха: хитон - у мужчин, туника - у женщин, которые надевались дома, при выходе же наружу к ним добавлялись различные виды плащей: длинный гиматий и короткая хламида, а также накидки: калиптра и пеплос.

Одежда же рабов , а зачастую также и крестьян, рыбаков, охотников, пастухов, городской бедноты могла состоять только лишь из набедренной повязки.

Хождение босиком отнюдь не считалось признаком бедности, хотя самой популярной обувью были всё‑таки сандалии , состоявшие из привязываемой к ноге ремнями деревянной, пробковой или верёвочной подошвы. Кроме того, популярными были кожаные или войлочные сапоги‑эндромиды.

Головные уборы из фетра или соломы использовались чаще всего в непогоду либо для защиты от солнца при длительных прогулках. С этой же целью брали в дорогу различные вееры и опахала .

Большое значение во внешнем виде античными греками, особенно женщинами, придавалось причёске и украшению волос шпильками, диадемами, лентами и т. п.
Для мужчин же основным украшением, можно даже сказать, деталью костюма, была борода , считавшаяся признаком достоинства и мудрости.

Мебель

Самым распространённым типом сидений были полускамейки‑полулежанки , на которых располагались во время ужинов‑симпосиумов.
Этой же цели служили низкие столики на коротких ножках . Также в большом ходу были складные стулья‑дифры с ножками в виде буквы «Х» и полотняным либо плетённым из верёвки сиденьем.

Кресла с подлокотниками - троносы — имелись только в знатных домах, да в царских дворцах, служа одним из символов верховной власти.

Большое значение придавалось изготовлению и украшению кроватей . Они производились из дерева и украшались богатой резьбой, а порой и настоящими скульптурами. Для хранения одежды и ценных вещей служили различные сундуки , которые также украшались резьбой или инкрустацией.

Другой мебели в домах практически не было , даже в кладовых съестные запасы хранились в глиняных сосудах, стоявших прямо на полу. На кухнях также имелся очаг для приготовления пищи.

В холодное время года для отопления жилищ применялись глиняные или металлические жаровни с углями, которые растапливались на улице, а затем вносились в дом. Они же служили и примитивными светильниками. Если требовалось больше света, зажигались масляные лампы, либо факелы.

Посуда

Керамическое искусство в древней Греции достигло небывалых до того вершин.
Недаром крупнейшим и старейшим районом древних Афин был гончарный квартал Керамикос, практически примыкавший к центральной торговой площади Агоре.

Но самой замечательной особенностью гончарного искусства древней Греции стал переход от простых геометрических узоров на ранних стадиях развития к украшавшим изделия из керамики настоящим художественным произведениям.

Благодаря этим потрясающим картинам, порой настоящим шедеврам, ставших свидетелями эпохи, мы можем узнать множество мелких деталей из бытовой жизни античных греков, а некоторые изображения сопровождались надписями, как, например, хранящаяся в Эрмитаже ваза .

Кстати, даже по раскраске изображений на посуде можно было определить время её создания: черные фигуры на красном фоне - более ранние, чем красные на тёмном.

Разнообразие форм греческой посуды также впечатляет. Это пифосы и скифосы, амфоры и фиалы, лекифы и килики, кратеры и гидрии, инохойи и киафы, канфары и ритоны. Даже археологи порой долго ломают голову над предназначением того, или иного предмета.

Были в ходу у эллинов и всевозможные шуточные приборы : чаши, обливавшие вином того, кто начинал из них пить либо, наоборот, не позволявшие утолить жажду, как их не наклоняй.

Другой особенностью древнегреческой посуды было наличие, помимо обычной бытовой утвари, большого количества всевозможных разновидностей крупнообъёмных сосудов для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов. Несомненно, их появлению способствовало всемерное развитие торговли в Средиземноморье.

Еда и вино

Многие продукты, ставшие символом современного греческого стола, например, помидоры, в античные времена ещё не были известны в Европе. Это касается и картофеля, баклажанов, перца, риса и некоторых других растений.

Столь любимые греками табак и кофе также появились значительно позже. Тем не менее другие овощи: огурцы, морковь, лук, капуста, кабачки, редис, были широко представлены на столах греков.

Основой же повседневного рациона были различные бобовые: многочисленные виды фасоли, горох, чечевица и др. Большое значение имели дары моря: рыба и морепродукты, имевшиеся в каждом доме. Мясо употреблялось повседневно только в богатых семьях, а в просто зажиточных, или тем более бедных, лишь по праздникам, когда совершались жертвоприношения богам.

Исключительную роль в рационе играли всевозможные виды сыров. Надо сказать, что искусство сыроделов в Греции достигло очень высокого уровня, а широко известно и распространено оно было уже во времена Гомера. Так, в «Одиссее» циклоп Полифем, захвативший в плен мореплавателей, занимался изготовлением сыров из овечьего молока.

Огромное значение в рационе древних эллинов имел хлеб из пшеничной или ячменной муки , видов которого было множество. Его роль была столь значительной, что трапеза без хлеба даже считалась греховной, неугодной богам. По сути хлеб составлял основу стола, остальные же блюда были к нему просто добавкой. Кроме пресного хлеба, был уже известен и дрожжевой, который считался деликатесом из‑за своей дороговизны.

А специальной формы сосуды для закваски назывались, кстати, «клибанос» . Возможно, от этого слова произошло и русское - хлеб.

Бесценный дар богини Афины - оливковое дерево было предметом постоянного почитания и благодарности за этот подарок любимой и мудрой богини. Ценность же оливы состояла в том, что её использование не имело никаких отходов: всё, начиная от плодов, и, заканчивая древесиной и листьями, шло в дело. Масличные плоды и оливковое масло занимали в повседневном рационе подавляющее место.

Культ виноградной лозы и вина, выражавшийся в поклонении одному из любимых греческих богов - Дионису, был из наиболее распространённых в древней Элладе. Вино же в рационе эллинов занимало одно из ведущих мест. Употребляли его трижды в день, с каждым приёмом пищи.

Кстати, известная многим процедура разбавления вина водой играла совершенно противоположную роль. Древние не вино разбавляли водой, а добавляли его в последнюю с целью её дезинфекции.

Торговля и ремесло

Первым народом древнего времени, жившим в основном за счёт торговли были финикийцы - знатные купцы и мореходы. Эллины позаимствовали у них очень многое, в том числе, взяв за основу своего алфавита финикийскую письменность. И не просто позаимствовали, а значительно развили и усовершенствовали в дальнейшем.

Значение торговли в жизни эллинов было столь велико, что центральной площадью многих крупных городов была рыночная Агора. Но здесь не только занимались торговлей. В Афинах, например, на Агоре находилась высшая скала Совета и Верховного суда - Ареопаг .

Тут же проводились народные собрания свободных граждан, принимавшие эпохальные решения. Здесь выступали ораторы, и читали лекции философы… Всё, ради того, чтобы, занимаясь общественной жизнью, не отвлекаться от главного дела - купли‑продажи.

Рядом с Агорой, а то и прямо в торговых павильонах располагались мастерские ремесленников: ткачей, кузнецов, краснодеревщиков, ювелиров и др., а чуть поодаль, для защиты от сильного запаха, находилось кожевенное производство. Многие изделия древних ремесленников до сих пор пленяют красотой и изяществом ценителей прекрасного.

Развитие торговли потребовало создания товарных эквивалентов - денежных знаков.

Именно древнегреческие меры веса: талант и драхма, ставшие затем названиями монет были первыми получившими повсеместное распространение валютными единицами древнего мира.

Наука и образование

О том что Греция - родина большинства наук известно всем, и эта тема требует отдельной большой статьи. Большинство граждан Эллады были довольно образованными людьми. А недостаточное образование считалось даже пороком.

Например, существовал закон, позволявший сыну не заботиться об отце в старости, что в общем случае считалось огромным грехом, если младший смог доказать, что его родитель, имея на то возможность, не дал своему отпрыску какого‑либо образования.

Священный остров Крит с подробной историей о жизни богов — читайте

Загрузка...
Top