Особенности развития науки и культуры в годы второй мировой войны. Советский тыл в годы ВОВ. Образование, наука и культура в годы войны

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Тема: Советская наука в годы Великой О течественной войны

Введение

Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, но победа нашего народа навечно останется в истории как величайшее событие, влияние которого на общемировое развитие огромно. Сплотившись перед общей бедой, забыв о собственных невзгодах, трудностях и лишениях, все поднялись на защиту своей Отчизны. Значительный вклад в разгром врага внесли и ученые, выполнившие в экстремальных условиях свою основную задачу - обеспечение единства и правильности измерений в стране, что сыграло особую роль в становлении оборонной промышленности.

23 июня 1941 года на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

При эвакуации академические и другие НИИ сохранили свои научные коллективы. Война не порвала связи науки с жизнью и производством, а лишь изменила мирную направленность научных работ.

Тематика научных исследований была сосредоточена на трех ведущих направлениях:

Разработка военно-технических проблем,

Научная помощь промышленности,

Мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих.

Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.

Цель работы рассмотреть деятельность научных учреждений в годы великой отечественной войны, их достижения и значение.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток: 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников.

Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 года на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Он включал в себя более двухсот тем, связанных с задачами обороны страны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты.

Так, уже в конце 1941 года была создана комиссия по мобилизации ресурсов Академии наук СССР, объединившая усилия ученых для эффективного использования природных ресурсов отдельных регионов страны на нужды обороны - свыше 300 сотрудников институтов АН СССР, Казанского университета, Казанского и Ленинградского химико-технологических институтов и заводских лабораторий. В тяжелых условиях академические институты направляли все свои усилия на помощь фронту. Ученые проявляли самоотверженность и мужество, работая по двенадцать часов в сутки.

Благодаря ученым-геологам А.Е.Ферсману, К.И.Сатпаеву, В.А.Обручеву и другим в кратчайшие сроки были разведаны и освоены новые месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, медные, марганцевые залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии. Во главе комиссии стояли академики А.А.Байков, И.П.Бардин, С.Г.Струмилин, М.А.Павлов.

Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е.А.Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья.

Работа академика В.Л.Комарова «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны» была отмечена в 1942 году Сталинской премией.

В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Были получены новые марки высококачественной стали, предложены новые технологии в военной промышленности.

В годы Великой Отечественной войны ученые самоотверженно работали над созданием новых, более совершенных образцов вооружения, разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего. Шли поиски эффективных средств борьбы с врагом.

В 1941 году в боевых действиях на Черном море противник применил электромагнитные мины, обычные средства борьбы с которыми оказались малоэффективными. Группа виднейших ученых во главе с А.П.Александровым и И.В.Курчатовым создала принципиально новые методы размагничивания боевых кораблей и подводных лодок, разрабатывала инструкции по противоминной защите, что сохранило флот и спасло жизнь тысячам моряков. За время войны ни один из размагниченных учеными кораблей не подорвался на вражеских магнитных минах.

Созданием акустических тралов - эффективного средства борьбы с вражескими минами - успешно занималась другая лаборатория ФИАНа, которой заведовал Н.Н.Андреев. С их помощью акустическими тралами было оборудовано около сорока военных кораблей Черного и Балтийского морей. В 1942 году ученые были удостоены Сталинской премии первой степени.

В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В.Г.Грабину, И.И.Иванову, М.Я.Крупчатникову и др.

Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н.Е.Березина, В.А.Дегтярева, С.Г.Симонова, Ф.В.Токарева, Г.С.Шпагина.

Громадный рост выпуска патронов был обеспечен благодаря применению станков-автоматов, сконструированных коллективом Института автоматики и телемеханики АН СССР.

Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов -- примерно в 5 раз. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов -- в 5 раз, противотанковых орудий -- в 2,6 раза.

Оборонные заводы наладили производство новых 76-миллиметровой пушки, 152-миллиметровой корпусной гаубицы, 57-миллиметровой противотанковой пушки, а также самоходно-артиллерийских установок (САУ) разных калибров.

Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Так, хорошо зарекомендовавшая себя 152-мм гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 году за 18 дней, а массовый выпуск ее освоен за 1,5 месяца. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 году, были созданы и пущены в серии за время войны.

Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского «Танкограда», сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 году стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н.А.Астрову, Н.Л.Духову, Ж.Я.Котину, М.И.Кошкину, В.В.Крылову, Н.А.Кучеренко, А.А.Морозову, Л.С.Троянову и др.

Авиаконструкторы совместно с работниками заводов сумели поставить фронту ряд замечательных машин: истребители, штурмовики, бомбардировщики. Велись работы в области реактивной авиации. Первый испытательный полет советского реактивного самолета конструкции В.Ф.Болховитинова, который пилотировал летчик-испытатель Г.Я.Бахчи-ванджи, состоялся в мае 1942 года.

Со второй половины 1942 года неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей.

В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы М.И.Гуревич, С.В.Ильюшин, С.А.Лавочкин, А.И.Микоян, В.М.Мясищев, В.М.Петляков, Н.Н.Поликарпов, П.О.Сухой, А.Н.Туполев, А.С.Яковлев, создатели авиамоторов В.Я.Климов, А.А.Микулин, С.К.Туманский.

Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н.Н.Бурденко, А.Н.Бакулева, Л.А.Орбели, А.И.Абрикосова, профессоров-хирургов С.С.Юдина и А.В.Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.

Им удалось разработать принципы и технологию массового внедрения переливания крови и получения сухой плазмы, сделать разработки препаратов, способных ускорять заживление ран, изготовить приспособления для извлечения у раненых металлических осколков и т.д.

Доктор медицинских наук В.К.Модестов сделал ряд важных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей и др.

Существенную помощь госпиталям оказали Физиологический институт им. Павлова и институт эволюционной физиологии, возглавлявшиеся академиком Л.А.Орбели. Коллективы этих институтов вложили много труда в повышение квалификации госпитальных врачей, организовали циклы лекций на физиологические и медицинские темы.

Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы.

В годы войны не прекращались и научные изыскания ученых сельскохозяйственной науки. В 1941-1945 гг. сельское хозяйство переживало серьезные трудности - на огромных просторах наиболее урожайных земель Украины полыхало пламя войны. Война отвлекла от сельского хозяйства значительные людские и материальные ресурсы. Вся тяжесть снабжения страны хлебом и продовольствием легла на восточные районы, республики Средней Азии.

В этих условиях выход был один - искать внутренние резервы, использовать какие-то новые пути пополнения техники и запасных частей для нее. Необходимо было бороться за повышение урожайности на тех же землях, что распахивались до войны, лучше бороться с сорняками, сельскохозяйственными вредителями, добиваться расширения посевных площадей. Во всем этом практикам сельского хозяйства нужна была помощь науки.

Значение сельскохозяйственной науки при решении зерновой проблемы в сложных климатических условиях Поволжья переоценить невозможно. Ведущую роль в ее решении играл НИИ зернового хозяйства юго-востока СССР. Внимание ученых-аграрников Поволжья было сосредоточено на решении таких проблем, как выведение новых сортов семян; внедрение в производство достижений науки и передового опыта, научно обоснованных методов увеличения урожайности пшеницы, проса и других культур. За годы войны научные работники НИИ зернового хозяйства юго-востока СССР вывели и внедрили в колхозах и совхозах страны свыше 40 новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, обладавших высокой урожайностью, зимостойкостью, устойчивостью против болезней при любых погодных условиях.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 году число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3-3,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню.

Кроме того, страна не только сохранила, но даже приумножила сеть научных институтов и число ученых. В 1943 году учреждаются Западно-Сибирский филиал АН-СССР, Академия педагогических наук РСФСР, в 1944 году - крупнейшая в мире Академия медицинских наук СССР.

В условиях военного времени ученые Академии жили полнокровной творческой жизнью: не прекращались и фундаментальные теоретические исследования, во всех институтах успешно проходила защита кандидатских
и докторских диссертаций.

Один из старейших ученых Академии наук - В.И.Вернадский в годы войны завершил свой фундаментальный труд «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», в котором подвел итоги своих многолетних исследований в области биогеохимии.

Ученые-астрономы успешно провели наблюдения солнечных затмений в 1941 и 1945 гг.

Под руководством академиков А.И.Алиханова и Д.В.Скобельцына активно велось изучение космической радиации.

В 1941-1942 гг. Л.Д.Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую впоследствии ему была присуждена Нобелевская премия.

В 1944-1945 гг. В.И.Векслер сформулировал принцип ускорения элементарных частиц, который лег в основу работы современных ускорителей.

Группа исследователей Института химической физики АН СССР под руководством Н.Н.Семенова успешно изучала механизм цепных реакций.

В начале 1943 года под руководством И.В.Курчатова развернулись исследования в области деления урана. В Академии наук СССР летом 1943 года была открыта лаборатория, объединившая почти всех ученых-атомщиков, где была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 года под руководством академика И.В.Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 года был пущен комбинат по производству плутония.

С.И.Вавилов, руководивший одновременно двумя институтами - ФИАНом и Государственным оптическим институтом, эвакуированным в Йошкар-Олу, сумел объединить их усилия для решения важнейших оборонных задач. В 1942 году сотрудники лаборатории люминесценции, которой непосредственно руководил Вавилов, разработали методы и средства светомаскировки военных объектов. На одном из казанских предприятий было организовано производство светосоставов постоянного действия.

Новые средства светомаскировки отправлялись на авиационные пороховые заводы, использовались при маскировке пристаней на Волге. Вместе со своим сотрудником С.А.Фридманом Вавилов разработал серии люминесцентных ламп особой конструкции для Военно-Морского Флота. Были изготовлены специальные оптические устройства для ведения прицельного огня в ночное время.

Важные военные темы, связанные с радиолокацией, разрабатывались в лаборатории Н.Д.Папалекси. В лаборатории Б.М.Вула был сконструирован прибор для борьбы с обледенением самолетов.

Г.С.Ландсберг зимой 1941-42 гг. организовал оптические мастерские в одной из комнат Краеведческого музея, где было налажено изготовление стилоскопов. Приборы немедленно передавались представителям оборонных заводов и фронтовых ремонтных частей Красной Армии. Всего во время войны до возобновления промышленного производства было изготовлено около ста приборов.

Один из крупных отделов Ленинградского физико-технического института, изучал электрические и тепловые свойства полупроводников. Его исследования использовались в изготовлении «партизанского котелка» - термоэлектрического генератора, который предназначался для питания радиостанций в партизанских отрядах и разведывательных группах.

Выдающимся событием в научной жизни Академии стали работы П.Л.Капицы по созданию новых методов достижения низких температур и получения жидкого кислорода. Прибыв в июле 1941 года в Казань, Институт физических проблем сразу же приступил к монтажу оборудования и скоро кислород стал поступать в казанские госпитали. В Казани Капица создал самую мощную в мире турбинную установку для получения его в больших количествах, необходимых в военной промышленности.

Институт химической физики, руководимый академиком Н.Н.Семеновым. глубоко изучал процессы горения и взрывов. Ценные исследования в области теории горения и детонации в газах проводил молодой ученый Я.Б.Зельдович, позже трижды Герой Социалистического Труда. Исследованием горения порохов реактивных снарядов для «катюш» занимался другой сотрудник института - профессор Ю.Б.Харитон, позднее также трижды Герой Социалистического Труда.

Радиевый институт возглавлял В.Г.Хлопин, где был разработат способ получения светосоставов с применением радиотория. При его непосредственном участии проводились переработки государственных запасов радия с целью выделения радиотория для производства светосоставов, необходимых оборонной промышленности. В 1943 году за эту работу Хлопин и его коллеги были удостоены Сталинской премии.

В институте органической химии профессором И.Н.Назаровым был разработан карбинольный клей, нашедший широкое применение для ремонта боевой техники на заводах и в полевых условиях.

Многие выдающиеся советские ученые в годы войны возглавляли институты, лаборатории и кафедры в исследовательских учреждениях и вузах союзных и автономных республик. Они внесли большой вклад в исследование и использование природных богатств, развитие научно-исследовательской работы и подготовку научных кадров в национальных районах. Это содействовало активизации деятельности академических филиалов и баз, а также созданию в октябре 1943 г. Западно-Сибирского филиала АН СССР в Новосибирске.

Эвакуация многих ведущих научных организаций в восточные районы и их плодотворная деятельность на новых местах положительно сказались на развитии там науки и культуры, подготовке национальных кадров. Это позволило ЦК ВКП(б) и Совнаркому принять решение о создании в 1943 году Киргизского филиала АН СССР, Академий наук в Армении и Узбекистане, а в 1945 году в Азербайджане и Казахстане.

Заключение

Победа в этой великой войне была во многом достигнута благодаря развитию науки и создания новых совершенных технологий.

Ученые внесли значительный вклад в решение таких оборонных проблем, как:

Создание новых взрывчатых веществ и бронебойных снарядов,

Высокопрочной брони для танков,

Более совершенных оптических приборов для авиации, артиллерии, танков и подводных лодок,

Увеличение скорости и дальности полета самолетов,

Усовершенствование радиоаппаратуры и радиолокационных устройств,

Новые способы получения горючего и пластмасс и т.д.

Кроме военных разработок, значительный вклад в победу внесли и ученые таких направлений как медицина, биология, сельское хозяйство, химия, физика и многие другие. Годы войны стали временем высокого подъема творческой мысли ученых, смелых и оригинальных решений инженеров, конструкторов, рабочих.

Ученые всеми силами стремились помогать фронту, и не только своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и кончая академиком, были постоянными участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, разгружали вагоны и баржи, расчищали от снега посадочную полосу аэродрома…

Наука в годы войны - это длительный и тяжелый труд тысяч ученых в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных и физических сил, часто в условиях голода и холода.

В целом суммарный вклад науки равнялся победе.

Список использованн ых источников

1. Дмитриенко, В.П. История отечества. ХХ век.: Пособие для общеобразоват.школ / В.П.Дмитриенко, В.Д.Есаков, В.А.Шестаков. - М.: Дрофа, 2002. - 640 с.

2. История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945: Краткая история / под ред. Поспелова П.Н. - М.: Наука, 1975. - 631 с.

3. История Отечества. Часть 2: Лекции для студентов / Под редакцией М.В.Зотовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУП, 2001. - 208 с.

4. Ланге, К. Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы / К.Ланге. - Л.: Наука, 1988. - 479 с.

5. Левандовский, А.А. Россия в ХХ веке: Учебник /А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 368 с.

6. Макаренко, В.П. Этатизация науки: Советский опыт /В.П.Макаренко // Правоведение. - 2006. - № 2. - С.207-236.

7. Широков, Г.А. Научные изыскания ученых сельскохозяйственной науки в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. / Г.А.Широков. - М.: СамГУ. - 2007. - №5/3. - С.55.

Подобные документы

    Состояние потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны. Значение общественного питания в условиях нормированного снабжения во время войны. Вклад потребительской кооперации в победу над фашистской Германией, мероприятия в военное время.

    реферат , добавлен 01.09.2009

    Участие внутренних войск в сражениях Великой Отечественной войны. Описание подвигов советских воинов на начальном этапе Великой Отечественной войны. Мужество советских людей в противостоянии под Ленинградом, подвиги в ходе ключевых сражений войны.

    реферат , добавлен 14.02.2010

    Признание больших заслуг ученых Казахстана в развитии науки. Культура в годы Великой Отечественной войны. Центральная тема литературы данного периода, развитие искусства Казахстана. Социально-экономическая структура и культурный облик государства.

    презентация , добавлен 19.11.2015

    Накануне Великой Отечественной войны. Самыми трудными и тяжелыми дни, были первые годы войны. Одни из многих отличившиеся в военные годы Безруков Иван Федорович и Сатаев Анатолий Матвеевич. Пленные немцы на Курихе. Православная вера в годы войны.

    реферат , добавлен 08.08.2010

    Общая характеристика системы спортивных соревнований в СССР в годы Великой Отечественной войны. Знакомство с книгой "Всеобщая история физической культуры и спорта". Анализ политики советской власти по вопросам спортивного воспитания молодежи в годы войны.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2017

    Военные потери и потери среди гражданского населения в годы Великой Отечественной войны. Предотвращение эпидемических "пожаров" благодаря стараниям медиков. Выяснение числа раненых и больных, возвращенных в строй медицинской службой за все годы войны.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Стратегическое значение Казахстана в годы Великой Отечественной войны. География подвигов казахстанцев, героизм на фронтах: участие в битвах за Москву, Сталинград, в обороне Брестской крепости и прорыве блокады Ленинграда. Вклад в победу тружеников тыла.

    презентация , добавлен 25.03.2014

    Основные этапы в истории Великой Отечественной войны. Курская битва в 1943 году. Советский тыл в годы войны. Народная борьба на оккупированной территории. Внешняя политика России в годы войны. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1952).

    реферат , добавлен 26.01.2010

    Советский Союз накануне Великой Отечественной войны. Советская дипломатия в начале войны, военно-политическое руководство СССР в первые дни. Характеристика состояния экономики и внешней политики в годы войны. Мнения историков о вступлении СССР в войну.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2012

    Изменения в правовой регламентации деятельности советской школы во время Великой Отечественной войны. Исследование политики оккупантов в области народного образования на оккупированных территориях СССР. Учебно-воспитательный процесс в советской школе.

Советской науки и культуры в годы войны .

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.

Еще в первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток. При эвакуации академические и другие НИИ сохранили свои научные коллективы. Тематика научных исследований была соредоточена на трех ведущих направлениях:
разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты.

Благодаря ученым-геологам были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Ученые А.П. Александров, Б.А. Гаев, А.Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей.
Большие успехи были достигнуты и в области биологии, сельского хозяйства и медицины. Советские ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое и их число уменьшилось с 817 до 460, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а сроки обучения были сокращены до 3?3,5 лет. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню.

В годы войны плодотворно трудились творцы замечательной советской боевой техники и вооружений. В ходе вооруженной борьбы шло непрерывное качественное совершенствование артиллерийских систем и минометов. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоявших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны . СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике.
Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей.

С началом Великой Отечественной войны основной в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. в центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М.В. Исаковского, А.А. Суркова, публицистические статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и других писателей и поэтов.
В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС.
Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни: "Священная война" В.И. Лебедева-Кумача, "В лесу прифронтовом" М.В. Исаковского, "Шумел сурово Брянский лес" А. В. Софронова и десятки других. В стране и на фронте распространялись произведения сатиры (сказки-притчи, эпиграммы) С.Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.А. Щипачева, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой. Развитие получила и эпическая поэма.
В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу.

Основной в кинематографе была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов.
Художественные фильмы , созданные в годы войны , рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. Одним из ведущих жанров оставалась комедия.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства с призывом принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характеров советского человека, отечественная история и др.

Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно - исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С.А. Чаплыгина, М.В. Келдыша, С.А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А.Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры - фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А.П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев - блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В.Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова и «Направление главного удара» В.С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А.Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

Особый зрительский успех имели фронтовые выступления артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, Р. Бейбутов, М. Бернес.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им выживать и побеждать.

Коренной перелом в ходе войны: Сталинградская и Курская битвы. 28 июля 1942 г. когда враг рвался к Сталинграду и Кавказу Сталин издал приказ № 227: «Ни шагу назад!». В нем говорилось о тяжелых потерях, которые несет страна, о том, что народ теряет веру в Красную Армию. Наш главный недостаток, подчеркивалось в приказе, - отсутствие дисциплины в войсках. Приказ № 227 вводил жестокие наказания за «отступательные» настроения. Командиры и комиссары, допустившие это, объявлялись предателями Родины, направлялись в штрафные батальоны, а солдаты - в штрафные роты. В тылу неустойчивых дивизий располагались хорошо вооруженные заградительные отряды (по 200 человек), которые должны были расстреливать всех отступающих без приказа. И все-таки основная идея приказа и, правда, о критическом положении сыграли свою мобилизующую роль.

Сражение за Сталинград продолжалось с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. со стороны противника наступление вела 6-я армия под командованием генерала Ф. Паулюса. 12 июля был создан Сталинградский фронт, которым командовал генерал В.Н. Гордов. На подступах к Сталинграду были построены 4 оборонительных рубежа протяженностью 3800 км.

23 августа немцы прорвались к Волге, Сталинград был объявлен на военном положении. Начались массированные штурмы Ленинграда, в сутки отбивалось до 12 атак. 15 октября немцы захватили район Тракторного завода. Несколько раз из рук в руки переходил Мамаев курган. В начале ноября гитлеровцам в третий раз удалось пробиться к Волге в районе завода «Баррикады». Но это был последний успех немцев. Их продвижение было остановлено. Город устоял благодаря воле и героизму советских воинов.

С 19 ноября 1942 г. начался второй этап войны, который получил название «коренного перелома». Генеральный штаб, руководимый А.М. Василевским, и прибывший в город заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К. Жуков разработали наступательную операцию «Уран». В операции были предусмотрены два этапа: на первом предполагалось нанести удары на решающих направлениях и окружить немецкие войска; на второй - уничтожить взятые в кольцо фашистские войска, если они не примут ультиматум о сдаче. К середине ноября 1942 г. было достигнуто превосходство советских войск в орудиях, самолетах, а еще ранее - в танках.

Утром 19 ноября после артподготовки войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли в наступление и продвинулись на 35 км. 20 ноября в наступление перешел Сталинградский фронт. А 23 ноября войска Юго-Западного (генерал Н.Ф. Ватутин) и Сталинградского (генерал А.И. Еременко) фронтов соединились в районе реки Колач. В окружение попали 6-я армия генерала Ф. Паулюса и 4-я танковая генерала Г. Гота - всего 22 дивизии, 330 тысяч человек. Но 80 тысячам человек удалось вырваться из окружения.

12 декабря 1942 г. группа армий «Дон» под командованием генерала Э. Манштейна перешла в наступление с целью прорвать окруженным немецким войскам капитулировать, однако Паулюс отказался. Гитлер присвоил ему звание фельдмаршала. 10 января 1943 г. войска Донского фронта под командованием К.К. Рокоссовского начали ликвидацию немецко-фашистской группировки. Остатки ее сдались в плен 2 февраля. Сталинградская битва закончилась поражением врага, который потерял 1,5 млн. человек, 2 тысячи танков, 3 тысячи самолетов. В плен было взято 100 тысяч солдат, 2500 офицеров, 23 генерала, фельдмаршал Ф. Паулюс.

Победа под Сталинградом являлась коренным переломом в ходе войны. После Сталинграда Красная Армия наращивала свою наступательную мощь вплоть до Берлина, усилились антигитлеровская коалиция и движение Сопротивления в оккупированных странах Европы.

После Сталинградской битвы началось наступление Закавказского фронта, и к весне 1943 г. была освобождена значительная часть Северного Кавказа. В январе 1943 г. была частично прорвана блокада Ленинграда, в город вошли поезда с продовольствием и топливом (но полностью блокада была снята лишь в начале 1944 г.).

Фашистское командование надеялось летом 1943 г. взять реванш за поражение под Сталинградом. Гитлер подписал директиву о проведении на Курском выступе наступательной операции «Цитадель». Мощными танковыми ударами гитлеровцы хотели прорвать оборону советских войск, а затем окружить армию Центрального и Воронежского фронтов.

Советскому командованию стало известно, что фашисты начнут наступление на рассвете 5 июля. Поэтому было решено нанести противнику утверждающий артиллерийский удар. Это задержало наступление немцев на 3 часа. 12 июля 1943 г. в районе деревни Прохоровка состоялось самое крупное в истории войны танковое сражение, с обеих сторон в нем участвовало по 1200 танков. За один день боя немцы потеряли 400 танков, но прорвать нашу оборону не смогли. Наступление фашистских войск провалилось, оборонительная часть Курской битвы закончилась.

12 июля советские войска перешли в контрнаступление по фронту в 2 тыс. км., были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. В ходе Курской битвы было разгромлено 30 дивизий, в том числе 7 танковых. Завершился коренной перелом в войне, были созданы условия для освобождения Украины и выхода Красной Армии к Днепру.

Заключительные операции Великой Отечественной войны: Берлинская и Пражская. Капитуляция Германии. В освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы участвовало 8,5 млн. советских солдат. Еще в начале 1944 г. советское правительство заявило, что главная задача Красной Армии состоит в том, чтобы разгромить гитлеровскую Германию, наказать военных преступников, освободить народы Европы от фашизма. К сожалению, в 90-х гг. появилось много публикаций, в которых, вопреки исторической правде, утверждалось. Что СССр оккупировал страны Восточной Европы. Но истина состоит в том, что Красная Армия в отношении большинства стран осуществляла освободительную миссию. Были освобождены полностью или частично территории 10 стран Европы, за рубежом погибло более 1 млн. советских солдат и офицеров, а общие потери вместе с ранеными составили свыше 3 млн. человек. К началу апреля 1945 г. почти все оккупированные страны Европы были освобождены. Германия лишилась всех своих союзников. Но впереди еще был Берлин - логово фашизма.

Берлинская операция началась 16 апреля 1945 г. В 5 часов утра советские войска начали артподготовку. После мощного 30-минутного артиллерийского обстрела по сигналу ракеты вспыхнули 140 прожекторов, освещая и ослепляя противника. Вперед пошли пехота и танки. 18 апреля были взяты Зееловские высоты, 20 апреля дальнобойная артиллерия открыла огонь по Берлину. 24 апреля Берлин был полностью окружен. 25 апреля передовые части 1-го Украинского фронта встретились с американскими войсками на реке Эльба в районе Торгау. 26 апреля бои шли уже в Берлине, а 30 апреля сержанты Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над рейхстагом.

2 мая 1945 г. Берлинский гарнизон капитулировал. Но оставались еще крупные немецкие группировки в Австрии и Чехословакии. Танковые части 1-го Украинского фронта, откликнувшись на призывы о помощи из восставшей Праги, 9-11 мая освободили Прагу. В полночь на 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Настал День Великой Победы!

Испытание войной советского человека и общества. Цена и источники победы Советской Армии в Великой Отечественной Войне. Значение, итоги и уроки победы над фашизмом и милитаристской Японии.

Тема: « Советская наука в годы Великой Отечественной войны»

Цель: Ознакомление с вкладом ученых в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, раскрытие патриотизма и героизма людей науки в тяжёлое для страны время.

Задачи:

    Осуществлять работу по патриотическому воспитанию обучающихся, создавать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;

    Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине, воспитывать будущих защитников Отечества;

    Обогащать и развивать словарный запас обучающихся.

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, презентация.

I . Организационный момент.

Воспитатель. Тема нашего занятия сегодня «Советская наука в годы ВОВ» и начать его я хочу стихотворением.(слайд 1)

II . Вводная часть.

Воспитатель.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память наша совесть.

Она как сила нам нужна.(слайд 2)

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны, германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 дней и ночей - почти 4 героических и трагических года. В это тяжелое время трудился весь советский народ. Усиленные работы проводились как на фронте, так и в тылу. В эти дни вместе с советским народом и его героической армией сражались и люди науки, бесконечно преданные своему делу и великой Родине. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Ученые играли очень важную роль в научно- изобретательской деятельности. Патриотический лозунг « Все для фронта, все для победы!» определил главный смысл работы каждого советского человека, каждого советского ученого, конструктора, инженера. (слайд 3)

III . Основная часть.

Выступление обучающихся.

Учащийся 1. 28 июня 1941 г. (через шесть дней после начала войны) Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству... Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен». (слайд 4)

Учащийся 2. В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Необходимы были новые сырьевые ресурсы. Основной военно-промышленной базой страны стал Урал. Быстрыми темпами развернулось строительство заводов. При активном участии ученых научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии в 1943 г. было выпущено продукции для военных нужд больше, чем в довоенное время.

Учащийся 3 . Великая Отечественная война имела тяжелые последствия для промышленности СССР. Стремительно наступавшие немецкие армии захватывали заводы, расположенные в западной части СССР и производящие военную технику. Спешная эвакуация позволила вывезти часть заводов из Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Смоленска, Курска, Ленинграда на Урал, в Сибирь, Архангельск. Была поставлена важнейшая государственная задача: в короткие сроки наладить производство вооружения – танков, кораблей, подводных лодок, пушек, самолетов. (слайд 5) Учащийся 4. Ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, густая вязкая жидкость,полученная Михаилом Федоровичем Шостаковским, - оказалась хорошим средством для заживления ран. Она использовалась в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского». (слайд 6)

Учащийся 5. В первые годы войны ученый Исаак Яковлевич Постовский с группой сотрудников в рекордно короткие сроки организовал производство сульфаниламидных препаратов на Свердловском химическом заводе, который оказался единственным в стране заводом, выпускавшим столь необходимые на фронте и в тылу лекарственные средства. В это же время Постовским было предложено средство, используемое и сегодня в медицине, так называемая «паста Постовского».

Учащийся 6. Кроме сульфаниламидных препаратов для лечения раненых большую роль сыграли антибиотики. Первый антибиотик – пенициллин – был открыт в 1928 г. английским ученым Александром Флемингом. В Советском Союзе впервые пенициллин был синтезирован ученым-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой в 1942 г. Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки – в годы Великой Отечественной войны.Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при таких опасных заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (гнойные) инфекции. (слайд 7)

Учащийся 1. За вторую мировую войну было израсходовано около 800 млн.

тонн стали, которая шла на производство орудий, танков, бронепоездов, артиллерийских установок, военных кораблей. Зимой 1941 г. под руководством академика Евгения Осиповича Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки. Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34 и ИС-3. Эти танки по сравнению с немецкими имели лучшую подвижность, проходимость. Имели большой запас хода, абсолютное превосходство в броне и вооружении. В 1943 г. Гитлер издал приказ вступать в бой с советскими танками ИС-3 на расстоянии не более 1 км, так как состав брони у этого танка был такой, что его не могли пробить фашистские снаряды. (слайд 8,9)

Учащийся 2. Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия. Возникла острая необходимость в создании легких металлосплавов для производства самолетов и некоторых частей корпусов кораблей и подводных лодок т.к. чистый алюминийне обладал необходимыми прочностными свойствами – морозостойкостью, коррозийной стойкостью, ударной вязкостью, пластичностью. Некоторые из них подвергались термообработке и использовались при создании конструкций самолетов в конструкторских бюро Семена Алексеевича Лавочкина, Сергея Владимировича Ильюшина, Андрея Николаевича Туполева. (слайд 10)

Учащийся 3. Советские самолеты созданные нашими конструкторами превосходили однотипные машины противника. Они могли развивать большую скорость, чем вражеские: Превосходство наших самолетов в скорости и маневренности, позволяло советским летчикам успешно бороться с фашистской авиацией. Вот слова прославленного героя Великой Отечественной войны, выдающегося летчика И.Н.Кожедуба, сбившего 62 самолета врага, о наших самолетах-истребителях: «…когда мы вели бои с гитлеровцами, наши «Лавочкины», как и «Яковлевы», были самыми современными истребителями и, кстати, превосходили хваленую немецкую авиацию. Мой старый «Лавочкин» по тем временам развивал огромные скорости, поднимался на большие высоты...» (слайд 11)

Учащийся 4. Грозным оружием второй Мировой войны были, созданные советскими учеными и конструкторами гвардейские минометы, широко известные под названием «Катюша». В канун войны Советское правительство приняло решение о серийном производстве нового оружия – многозарядной установки реактивных снарядов, получивших обозначение БМ-13 (названных потом «Катюшами»).Залп (16 выстрелов) производился за 7-8 секунд.Дальность полета снаряда достигала 8 км. Во время Великой Отечественной войны такое маневренное и мощное ракетное оружие как «Катюши», имела только наша армия . (слайд 12,13)

Учащийся 5. В годы второй мировой войны фашисты в больших количествах применяли магнитные мины. Академиком Александровым была разработана и сконструирована аппаратура для размагничивания кораблей. Вот что писал Головин о работе по размагничиванию кораблей: « Начали обучать матросов и офицеров, как размещать обмотки на кораблях для размагничивания. В Северной бухте сделали полигон для испытания кораблей, прошедших размагничивание. В воде поставили немецкую мину с взрывателем, но с извлеченной взрывчаткой и от нее протянули на берег провода для получения сигнала от взрывателя. Над миной проходили корабли, и только после тщательной проверки они получали добро на выход в море. Моряки вначале посмеивались над профессорскими «штучками». Первым размагнитили лидер « Ташкент», за ним поставили на очередь еще три тральщика. Когда пришел приказ о выходе в море, размагничено было только два из них. Тральщики выходили в кильватер один за другим. Второй, неразмагниченный, при выходе из бухты подорвался. Остальные выполнили задания и невредимыми вернулись на базу. Недоверие моряков к физикам сразу исчезло. Размагничивание стали проводить на всех кораблях.» (слайд 14,15)

Учащийся 1 . Для борьбы с танками и бронемашинами с самого начала

Великой Отечественной войны широко применяли различные зажигательные смеси. В начальный период войны при острейшей нехватке других противотанковых средств советскими войсками широко применялись «зажигательные бутылки». Маршал Баграмян вспоминал о первых неделях войны на Юго-Западном фронте: «Не хватало артиллерии, встречали германские танки связками гранат. К сожалению, и гранат не всегда было достаточно. Тогда вспомнили об опыте республиканцев Испании, стали собирать бутылки, наполнять их бензином... оружие простое, но в смелых и умелых руках довольно эффективное». (слайд 16)

Учащийся 2 . Уже 7 июля 1941 г. Государственный комитет обороны принял специальное постановление «О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)».Бутылки были привычным средством партизан. «Боевой счет» бутылок впечатляет: по официальным данным, за годы войны с их помощью советские бойцы уничтожили 2429 танков, 1189 долговременных огневых точек, 2547 других укрепительных сооружений, 738 автомашин и 65 военных складов. «Коктейль Молотова» остался уникальным русским рецептом.

Учащийся 3 . В разработке нового метода, имевшего первостепенное значение для обороны страны, и создании отечественных радиолокационных установок принял участие ряд советских физиков: Чернышев, Папалекси, Линник, Харитон, Рожанский, Кобзарев, Девятков и другие. По простоте устройства и обслуживания, по надежности, стоимости производства, условиям транспортировки и времени приведения в рабочее состояние наши радиолокационные станции, действовавшие уже в самом начале войны, превосходили аналогичные станции противника. Радиолокационные установки охраняли воздушное пространство на подступах к столице нашей Родины, Ленинграда и других городов. Фашисты 122 раза пытались совершить массированные воздушные полеты на Москву и всегда встречали мощный отпор: сигнал к началу обороны подавали радиолокаторы. Враг потерял под Москвой 1300 самолетов. (слайд 17, 18)

Учащийся 4. В годы Великой Отечественной войны специально для

партизанских отрядов под руководством академика Абрама Фёдоровича Иоффе был разработан термогенератор. Он служил источником электропитания для радиоприемников и радиопередатчиков. (слайд 19)

Учащийся 5. Труды академика Леонида Федоровича Верещагина позволили создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем, в которых был использован принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Эта установка дала возможность увеличить срок службы орудий, их дальнобойность, а также применять для их изготовления менее качественные сорта стали. (слайд 20, 21)

Учащийся 1. Известно, какое значение для блокадного Ленинграда имела Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Но сколько подготовительных работ было проведено, прежде чем она начала действовать! Исследованием свойств льда занималась группа ученых под руководством члена-корреспондента АН СССР Павла Павловича Кобеко. Для «ремонта» дороги при нарушении ледяного покрова они поставили условия смерзания льда и металла, рассчитали движение машин с любыми грузами. (слайд 22)

Учащийся 2. Николай Дмитриевич Зелинский был замечательным ученым-химиком и большим патриотом своей Родины. В годы первой мировой войны он предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретенный противогаз Зелинского оказался намного лучше всех известных средств защиты. В начале второй мировой войны он усовершенствовал свой противогаз.Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом. Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. За работы по органической химии, в частности химии нефти и каталитических превращений углеводородов, академику Зелинскому в

1946 г. была присуждена Государственная премия. (слайд 23)

Учащийся 3. Академик Александр Евгеньевич Ферсман, несмотря на свой преклонный возраст, помогал фронту, организуя поиски стратегического минерального сырья, разрабатывая методы его скорейшей переработки для неотложных нужд страны. По заданию Генерального штаба Советской Армии к декабрю 1942 г. он составил сводку «Стратегическое сырье зарубежных стран». В 1943 г. за выдающиеся заслуги в области развития геологических наук и в связи с 60-летием со дня рождения и 40-летием научной деятельности Ферсман был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1944 г. Ферсман в составе группы ученых участвовал в разработке мероприятий по обеспечению развития добычи угля и нового шахтного строительства в Печорском угольном бассейне. В том же году Академия наук СССР получила поручение советского правительства заняться проблемой Череповецкого металлургического комбината. (слайд 24)

IV Итог.

Воспитатель . Таким образом, Победа советского народа была немыслима без разработок ученых. Благодаря их активной работе, СССР не только догнал, но и перегнал фашистскую Германию по оружию, военной технике и обороне. Вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя, ученые физики и химики. На счету ученых тысячи спасенных жизней и огромная помощь фронту в целом. Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звездным часом для нашей страны. Ученые, работавшие в различных областях науки и технике, ковавшие общенародную победу в смертельной битве со злейшим врагом человечества - фашизмом, проявляли безграничный патриотизм и огромную любовь к Отчизне, стойкость и личное мужество . Труд советских ученых никогда не будет забыт. (слайд 25, 26)

Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом - всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.

Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.

Школа в военное время

Школьники и педагоги помогали стране как могли - строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время. Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Преподаванию естественнонаучных дисциплин придавалась практическая направленность. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.

В это время велась и экспериментальная деятельность, направленная на повышение уровня знаний. Но не всё приносило положительные плоды. Например, соревнование в учебной работе и введение раздельного обучения ухудшило результаты учебно-воспитательной работы.

В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:

  • Пятибалльная система оценивания;
  • Обяза-тельное семилетнее обучение;
  • Всеобщее об-учение детей с семи лет;
  • Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе;
  • Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
  • Вручение золотой и серебряной медали отличникам.

Огромное внимание уделялось здоровью детей, их питанию. Дети, оставшиеся без родителей, устраивались в интернаты или принимались в семьи.

Педагогическая наука в ВОВ

В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышение качества педагогического образования. Многие учителя ушли на фронт, поэтому остро встал вопрос о новых педагогических кадров. Повышение квалификации учительского состава было необходимым условием образовательного процесса в новых военных условиях. Академия помогала педагогам, сотрудникам педагогических кафедр в вузах в создании учебников и пособий. Большое внимание уделялось изучению опыта лучших учителей и школ страны.

Деятели просвещения ВОВ

Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!

В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.

  • Владимир Петрович Потёмкин (1878-1946) - президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
  • Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) - известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
  • Николай Михайлович Головин (1889-1954) - заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
  • Анна Михайловна Панкратова (1897-1957) занималась историческим образованием - руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
  • Вадим Никандрович Верховский (1873-1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.

Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов. Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.

И сегодня, в мирное время, современные учителя продолжают трудиться столь же самоотверженно, поэтому у российского образования есть все возможности вновь завоевать позиции лучшего в мире. Стоит помнить, что будущее отечественного образования в руках каждого из нас!

Загрузка...
Top