Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Охарактеризуйте общие закономерности и принципы обучения

Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.

Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.

Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.

1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).


  1. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.

Контрольные вопросы:

1. 1. Раскройте сущность и функции целостного педагогического процесса

2. В чем заключается целостность педагогического процесса?

3. Перечислите и дайте раскройте этапы целостного педагогического процесса

4. Какие существуют условия эффективности педагогического процесса?

5. Назовите базовое методологическое основание для определения закономерностей в педагогике, которые предполагает последовательное выявление существенных, закономерных связей педагогической системы

6. Каковы движущие силы целостного педагогического процесса?

7. Каковы закономерности целостного педагогического процесса?

Тема: Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности. 1.Понятие о цели образования. 2. Виды целей, их иерархия. 3. Логика целеполагания. 4. Обучение учеников целеполаганию. 5. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения.


Литература Педагогика. /Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004, с Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск, 2002, с (о целях воспитания). 4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. – М., 2002., с Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. // Интернет- журнал "Эйдос" августа.






Факторы, влияющие на формирование целей образования - Уровень экономического развития общества. - Уровень культуры. - Уровень науки и педагогической науки. - Идеология и политика государства. - Потребности и возможности общества. - Потребности и возможности учителей, учеников, родителей и др.




2 Виды целей, их иерархия. 1. Государственные цели, общественный заказ. Это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. 2. Цели-стандарты, они отражаются в образовательных программах и стандартах. 3. Цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. 4. Оперативные цели- цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия. 5. Цели индивидуальных достижений определяют, каков должен быть уровень способностей, образованности, личностных качеств у каждого ребенка.


3. Логика целеполагания. Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Источниками целеполагания являются: - педагогический запрос общества; - ребенок; - педагог.


Этапы целеполагания 1-й - анализ (исследование) воспитательной (образовательной) ситуации; 2-й - диагностика актуального уровня воспитанности, обученности; 3-й- прогнозирование желаемого результата; 4-й- планирование деятельности по достижению цели (получению результата).




Цели и задачи педагогического процесса цели, задачи обучения (овладение учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками); цели, задачи воспитания (формирование положительного отношения к знаниям, процессу учения, отношений к миру и себе, приобретение опыта поведения, нравственных качеств и др.); цели, задачи развития (познавательной и эмоциональной сферы, способностей и др.).








Условия выполнения учеником процедуры целеполагания: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; (что конкретно хочет ученик развить, каким качеством овладеть и т.п.) вербальное (словесное) формулирование цели; предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.




Процесс принятия учебных задач включает ряд условий: включать всех школьников в формулировку цели деятельности; - обеспечить понимание учениками, зачем и для чего это нужно; - наметить план, как ее достичь, что для этого надо делать; - выделить предполагаемые трудности; - оценить, достигнута ли цель; - определить, что еще надо сделать, чтобы цель была достигнута полностью.




5.Приемы привлечения учащихся к целеполаганию Существует ряд приемов привлечения учащихся к целеполаганию. Для этого необходимо разработать задания и предлагать школьникам их выполнить. Определите собственные цели занятия; определите важность изучаемого материала; ответьте себе, удалось ли вам научиться (чему- либо); оцените свою работу; определите свои трудности во время выполнения работы; -определите для себя, чему бы вы хотели научиться на этом уроке и т.п.


Некоторые приемы целеполагания 1) Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Например, "Как изменяются имена прилагательные?" Дети выясняют, что надо сделать (повторить, сравнить и т.п.), чтобы ответить на этот вопрос. 2) Работа над понятием Учащиеся читают название темы урока. Им надо предложить объяснить с помощью словаря значение каждого слова темы. Далее предложить определить цель урока.




4) Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим 5) Заполни таблицу. Детям предложить заполнить таблицу, в которой им придется ответить самостоятельно на ряд вопросов. Что нового узнал по данной теме? Где эти знания пригодятся в жизни? Что еще хотел бы узнать по теме и т.п.




Проверьте себя Что такое цель образование? Что такое целеполагание? Назовите виды целей в образовании. Обоснуйте, почему необходимо обучать школьников целеполаганию. Назовите условия, которые необходимы при обучении школьников целеполаганию. Приведите примеры, как привлекать школьников к целеполаганию.

Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхище­ние будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состо­яния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные опре­деления цели:

а) цель - это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) - это этап управленческой де­ятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;

в) цель - это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

г) цель - это то, к чему стремится педагог и в целом образо­вательное учреждение.

Педагоги несут ответственность за правильность, своевремен­ность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель - причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точ­ки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необ­ходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятель­ности педагога. Цель становится движущей силой воспитатель­ного процесса, если она значима для всех участников этого про-

цесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате пе­дагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание - непрерывный процесс. Нетождествен­ность цели и реально достигнутый результат становятся осно­вой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска не­реализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит харак­тер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их вза­имодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществ­ляется с учетом следующих требований.

1)Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и коррек­тировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

Схема 3

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с уче­том возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнес­ти желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает: а) осуществление свя­зей между всеми целями и задачами в воспитательном процес­се (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.);

б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагоги­ческой деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через вклю­ченность в процесс целеполагания всех участников деятельно­сти.

5) Направленность на результат, «замер» результатов до­стижения цели, что возможно, если четко, конкретно опреде­лены цели воспитания.

Исследование показывает, что если целеполагающая дея­тельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятель­ном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие ка­чества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, У них развиваются прогностические умения.

Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности.


      1. Факторы развития личности
Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания, охватывающий количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств;

Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. В педагогике выделяют две группы основных факторов, влияющих на развитие ребенка: биологические и социальные.

Биологические предпосылки развития детей

Наследственность – это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет сделать следующий вывод: наследуются не способности, а только задатки . Унаследованные человеком задатки могут затем развиваться или же, при неблагоприятном стечении обстоятельств, остаться нереализованными. Все зависит от того, получит ли человек возможность для перехода наследственной потенции в конкретные способности, и определяется такими обстоятельствами, как условия жизни, воспитание, потребности человека и общества. Все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей человека наследственность. Кроме общих задатков к интеллектуальной деятельности наследуются специальные, например: музыкальные, художественные, математические, лингвистические и др.Следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие случайные отклонения в особенностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития. В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика. Появление ее связано с тем, что ученые обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что воздействовать можно не только на здоровье будущего малыша, но и на его эмоциональную сферу, а через нее – на эстетическое и интеллектуальное развитие. На основе научных данных, свидетельствующих о возможности влиять на еще не родившегося ребенка через образ жизни матери, ее эмоциональное состояние, общение с плодом, стала разрабатываться педагогическая стратегия.

С оциальные факторы. Развитие человека происходит не только под влиянием наследственности, но также под влиянием среды и воспитания.Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Среда в широком смысле включает в себя:


  • климатические, природные условия, в которых растет ребенок;

  • общественное устройство государства и условия, которые оно создает для развития детей;

  • культуру и быт, традиции, обычаи народа;
Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

В узком смысле среда – это непосредственное предметное окружение. С момента рождения ребенка его окружает множество предметов, которые помогают ему познавать социальный мир и развиваться. Предметная среда существенно влияет на уровень всестороннего развития детей. В современное педагогике существует понятие «развивающая среда» (В.А.Петровский). Под развивающей средой понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Среда может оказывать как негативное, так и позитивное влияние, то есть может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию она не может.

Важный фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание , которое представляет собой:


  • в социальном, широком смысле – функцию общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемую всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой;

  • в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; передачу общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.
Особенности воспитания:

  • корректирует влияние наследственности и среду;

  • главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательное действие среды;

  • сила воспитания заключена в целенаправленном, систематическом и квалифицированном руководстве развитием;

  • полностью изменить человека не может;

  • обеспечивает развитие определенных качеств, опираясь на заложенные природой задатки;

  • постоянно опирается на достигнутый уровень развития личности;

  • эффективность определяется уровнем подготовленности ребенка к восприятию воспитательного воздействия;
Наследственность, среда, воспитание обеспечивают полноценное развитие ребенка при развитии удивительной способности – активности ребенка.

      1. Реализация реальных целей в обучении, воспитании и педагогической деятельности
Процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат в педагогической деятельности. Ради результата разрабатываются теории, системы, технологии педагогической науки, которые потом проверяются практикой. Цель - это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. С 1918 года по 90-е годы в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Подобная цель имелась в образовании Древней Греции, в Европе эпохи Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просветителей.

Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что коммунистическое общество потребует именно всесторонне развитой личности и что такая личность - цель исторического процесса. Цель, таким образом, носила характер идеала будущего. В соответствии с нею составлялись программы воспитания и строилась работа в советской школе.

В настоящее время педагогами признается неосуществимость такого идеала воспитания в новых социально-экономических условиях. У специалистов нет, однако, единства в этом. Имеется взгляд, что до 90-х годов цели воспитания определялись от потребностей общества и носили идеологический характер, а теперь надо идти от потребностей личности в самореализации, развитии ее способностей (А.В. Петровский). Поэтому цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ «Об образовании». Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии». Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование. Основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания.

Целеполагание – фундаментальное понятие в теории деятельности – широко используется в общественных науках.

Во-первых , целеполагание – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:


  • выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель - средства достижения - результат конкретного вида деятельности»;

  • предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.
Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения - это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действительности. С точки зрения психологии, в процессе целеполагания возникают условно-рефлекторные связи интеллекта с другими факторами: памятью, эмоционально-волевыми компонентами и т.д.

Во-вторых , целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели. При формировании цели необходимо иметь в виду следующее:


  • цель должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия;

  • цель должна быть ясной и достижимой;

  • основная цель должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка;

  • цель формируется людьми, поэтому в ней всегда имеет место элемент субъективного.
Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала в процессе целеполагания.

Основные этапы формулирования цели : выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности; определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности; ограничение цели от желательных, но объективно недостижимых результатов;

Различают несколько типов целей : конкретные и абстрактные; стратегические и тактические; индивидуальные, групповые, общественные; поставленные субъектом деятельности и заданные извне.

Конкретная цель – это идеальный образ продукта непосредственной деятельности.

Абстрактная цель – это общее представление о некотором идеале, ради достижения которого осуществляется человеческая деятельность. Стратегические и тактические цели определяются и обусловливаются временными факторами их осуществления и соотносятся как целое и часть. Цель, которую ставит субъект действия , вырабатывается в результате внутреннего развития его собственной активности, творческого отношения и ответственности за порученное дело.

Цель, заданную извне , можно определить как объективное требование или требующую решения задачу.

Методологический аспект целеполагания заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения социальных проблем различного уровня.

Цель воспитания является основополагающей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содержание, методы воспитания, а также организация педагогической деятельности.
Самостоятельная работа


  1. Подготовка сообщения о влиянии различных факторов на развитие личности человека (ребенка).

  2. Определение по «Концепции дошкольного воспитания» цели воспитания и модели взаимодействия воспитателя с детьми.

  3. Составление схемы факторы развития личности, характеристика факторов, описание их влияния на развитие личности.

  4. Подберите пословицы, поговорки, которые отражают идеал человека, сложившийся в народной педагогике.

Вопросы и задания к самоконтролю

Целеполагание в педагогике


  1. Привести доказательства или опровержение правильности всестороннего гармонического развития личности как цели воспитания.

  2. Как Вы понимаете современную цель воспитания?

  3. Доказать или дать опровержение правомерности разностороннего развития личности как цели воспитания.

  4. Какой смысл имеет понятие «образовательный стандарт»?

  5. Разрешимо ли противоречие между необходимостью соблюдать образовательные стандарты и творчеством учителя в выборе содержания образования?

  6. Заполнить таблицу ниже приведенную таблицу.

Вопросы

Участие в процессе

анализа

целеполагания

планирования

1 . Что дает педагогу

2. Что развивает у детей

3. Как определить эффективность

Целеполагание в педагогической деятельности

Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности, ясность цели помогает всегда найти в работе “главное звено” и сосредоточить на нем усилия. Едва ли не основная часть всех ошибок в обучении и воспитании проистекает из-за нечеткого представления целей деятельности со стороны учителей, из-за просчетов в формулировке цели.

Целеполагание является одним из компонентов человеческой деятельности. Различные авторы по разному раскрывают содержание понятия “цель”.

Цель - то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий (Н.И.Кондаков).

Цель - идеальное представление желаемого результата деятельности (Т.К.Кравченко).

Цель - созданный результат, критерий-признак, по которому определяется соответствие этому результату. (А.А.Гусаков).

Из определений видно, что цель и результат деятельности связаны между собой. Основные функции целей: формулировка целей дает возможность четко представить желаемые конечные результаты, сконцентрировать усилие по поиску путей решения, выстроить критерии оценки результатов деятельности. Выбор целей является трудоемким процессом и является наиболее трудной задачей для педагога.

В технологическом подходе к проектированию процесса обучения М.В. Кларин выделяются следующие этапы:

· постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (этому этапу работы учителя придается первоочередное значение);

· подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

· оценка текущих результатов, коррекция процесса обучения, направленная на достижение поставленных целей;

· заключительная оценка результатов.

Процесс определения целей педагогической системы учителем может включать в себя несколько этапов:

1. Изучение образовательной ситуации (условий). На данном этапе учитель изучает и анализирует, осмысливает цели над решением которых работает школа, цели преподаваемого предмета, сложившуюся практику обучения учителя.

2. Изучение уровня развития детей. Изучение качества образования детей, их интеллектуальных способностей, которые обеспечивает школа.

Анализ условий и уровня развития детей позволяет определить перечень вопросов, которые необходимо решить. Выстраивается иерархия этих проблем. Учитель выбирает проблемы, которые необходимо решить в первую очередь (одну, две или три) При отборе он учитывает свою профессиональную компетентность, возможности и интересы.

3. Этап формулировки целей педагогической системы учителя, их уточнение, конкретизация. Первоначально сформулированная цель может иметь общий характер и не затрагивать всех деталей и подробностей. В ходе планирования, проектирования цели процесса обучения уточняются, конкретизируются и детализируются в задачах, описанных в действиях ученика. Педагогические цели по возможности должны быть описаны не на “абстрактно-аналитическом уровне”, они должны быть конкретными, полными, точными и не противоречивыми.

Попытаемся обозначить требования к целеполаганию в педагогической деятельности.

· Процесс обучения есть взаимосвязанная деятельность двух субъектов, поэтому в целях должны быть отражены цели обоих субъектов деятельности.

· Цели должны быть поставлены адекватно уровню развития детей, т.к. они должны быть посильными, доступными, достижимыми для школьников, но в тоже время напряженными, стимулирующими детей к активности, дальнейшему развитию.

· В формулировке целей могут быть указаны пути реализации целей.

· Если цель есть результат, который определяет текущее или конечное состояние школьника, то возникает необходимость измерить, определить уровень, на котором находится школьник, зафиксировать степень достижения или приближения к цели. Поэтому цели ставятся таким образом, чтобы их можно было продиагностировать.

Обратимся к типичным способам постановки целей, которые распространены в практике учителей.

1.Определение целей через изучаемое содержание. Например: «изучить страдательный залог».

Что дает такой способ постановки цели? Пожалуй, только одно указание на область содержания, затрагиваемую уроком или серией уроков. Но можно ли при таком способе постановки целей судить о том, достигнуты ли они? Иначе говоря, является ли такой способ постановки целей инструментальным? Очевидно, что нет. Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.

2. Определение целей через деятельность учителя. Например: «ознакомить учащихся с политической системой США».

Такой способ постановки цели - "от учителя" -сосредоточен на его собственной деятельности и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели.

3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика. Например: формировать умение анализировать ….."; "развить умение выразительного чтения"; "формировать умение самостоятельно анализировать ……. ", развить познавательную самостоятельность учащихся в процессе…."; "формировать интерес…". В формулировках такого рода мы узнаем обобщенные образовательные цели - на уровне школы, учебного предмета или цикла предметов, но не на уровне урока или даже серии уроков.

Сторонники педагогической технологии полностью отрицают и этот способ постановки целей. В самом деле, возможно ли убедиться в достижении такого рода целей или хотя бы в продвижении к ним по результатам одного урока? В таком способе нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели; для этого она поставлена слишком "процессуально". Однако, такой способ не является принципиально неплодотворным. Нужно лишь не ограничиваться общими формулировками, а продвигаться по пути их уточнения.

4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: "цель урока - чтение текста с извлечением необходимой информации", или "выполнение лекс-грам. упражнений ".

На первый взгляд, такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь из поля зрения выпадает важнейший момент - ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной его деятельности.

Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать.

Правда, эта плодотворная идея сталкивается со значительными трудностями. Каким способом перевести результаты обучения на язык действий? Как добиться однозначности этого перевода?

Эти вопросы решаются двумя основными способами:

1) построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).

2) созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на который учитель может перевести недостаточно ясные формулировки.

Приведу ориентировочный перечень глаголов для формулирования общих учебных целей:

анализировать, высказывать, демонстрировать, знать, интерпретировать, использовать, оценивать, понимать, преобразовывать, применять, создавать.

Приведу перечень глаголов для конкретизированных учебных целей.

Глаголы для обозначения целей "творческого" типа (поисковых действий): варьировать, видоизменять, модифицировать, перегруппировать, перестроить, предсказать, поставить вопрос, систематизировать, упростить и т.п.

Глаголы для обозначения целей в области устной и письменной речи (речевые действия): выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, произнести, прочитать, разделить на составные части, рассказать, пересказать

Глаголы для обозначения целей в сфере межличностного взаимодействия:

вступить в контакт, выразить мысль, высказать согласие (несогласие), извиниться, извинить, ответить, поблагодарить, высказать похвалу (одобрение), оказать помощь, пригласить, принять участие и т.п.

Таким образом, наиболее реальным, инструментальным и диагностичным является способ постановки целей через результаты обучения, выраженные в конкретных действиях ученика. Поскольку данные действия при целеполагании только проектируются, более точным будет их формулирование с помощью модального глагола «должен» или «может» и глагола неопределенной формы: ученик должен знать, должен иметь представление, должен понимать, должен выполнять, должен применять и т.д.

Загрузка...
Top