Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям

  • 6) Постепенно сформировалась достаточно эффективная система управления
  • 2. Древнерусское общество по Русской Правде
  • 3. Государство Киево-Новгородской Руси
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Экономические и социальные предпосылки феодальной раздробленности
  • 2. Возникновение новых центров политической власти. Их социальный и политический строй.
  • 3. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода. Развитие права на северо-западе Руси
  • 4. Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.).
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Предпосылки и причины государственной централизации Руси
  • 2. Общественный строй и правовое положение населения
  • 3. Органы государственной власти и управления
  • 5. Гражданское право по Судебникам XV-XVI вв.
  • 6. Уголовное право по Судебникам XV – XVI вв.
  • 7. Судебный процесс по Судебникам XV-XVI вв.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Изменения в общественном строе в период сословно-представительной монархии
  • 2. Сословнопредставительная монархия в России, её особенности. Центральные и местные органы власти и управления
  • 3. Приказно-местническая система управления.
  • 4. Организация опричнины
  • 5. Вооруженные силы
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Общая характеристика Соборного уложения 1649 года
  • 2. Правовое положение населения по Соборному уложению 1649 года
  • 3. Гражданское и семейное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 4. Уголовное право по Соборному уложению 1649 г.
  • 5. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Образование и развитие абсолютной монархии в России
  • 2. Правовое положение крестьянства в конце xyii – xyiii веке
  • 3. Правовое положение дворянства
  • 4. Правовое положение духовенства
  • 5. Купцы и горожане в петровскую эпоху
  • 6. Реформы Петра I
  • 7. Табель о рангах 1722 года
  • 8. Преобразования государственного аппарата в первой четверти XVIII в.
  • 9. Реформы местного управления первой четверти XVIII в.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • Y. Текст лекции
  • 1. Общая характеристика периода. Правовое положение сословий.
  • 2. Реформирование органов центрального управления России в первой половине XIX века
  • Собственная его императорского величества канцелярия и Временные комитеты.
  • 3. Местные административные и судебные органы
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Расширение территории Российской империи в xyiii – XIX веках
  • 2. Порядок управления национальными окраинами
  • 3. Правовое положение Финляндии в Российской империи
  • 4. Правовое положение Польши в составе Российской империи
  • 5. Правовое положение Украины в составе Российской империи
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • Y. Текст лекции
  • 2. Раскол в Русской православной церкви
  • 3. Церковь в период петровских реформ
  • 4. Синод как орган управления церковными делами
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Предпосылки буржуазных реформ 60-70-х годов XIX века. Подготовка крестьянской реформы.
  • 2. Основные положения крестьянской реформы
  • 3. Основные принципы нового суда.
  • 4. Реформы местного самоуправления.
  • 5. Военная реформа
  • 6. Развитие государственной системы в условиях «неоабсолютизма»
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Период коррекции великих реформ («контрреформы») в 80 – 90-х гг. XIX в.
  • 2. Новое Земское положение (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.).
  • 3. Основные тенденции в российском праве второй половины XIX века.
  • 4. Новеллы в гражданском праве
  • 5. Новеллы в уголовном праве
  • 6. Новые принципы судопроизводства
  • Гражданский процесс
  • 7. Стадии уголовного процесса
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции вводная часть
  • 1. Дореволюционное законодательство об особых правовых режимах
  • 3. Состояние пожарной охраны в правление Александра III и Николая II.
  • 4. Полицейские пожарные команды в губернских и уездных городах.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Первая русская революция и переход к конституционной монархии в России
  • Начало революции и действия правительства
  • 6 Августа 1905 г. Был опубликован Высочайший манифест об учреждении Государственной думы
  • Возникновение Советов рабочих депутатов
  • 2. Преобразование государственной системы и общественного строя России в начале XX в.
  • 3. Государственная Дума и ее законодательная деятельность
  • 4. Правовая система России в начале XX в
  • Столыпинские реформы
  • Чрезвычайное законодательство
  • «Уголовное уложение» 1903 года
  • Развитие права в 19081914 годах
  • 5. Влияние первой мировой войны на развитие российской государственности и права
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • V. Учебно-материальное обеспечение
  • V. Текст лекции
  • 1. Революционный кризис февраля 1917 г.
  • 2. Изменение структуры и полномочий органов государственного управления России
  • 3. Правовая политика Временного Правительства
  • 4. Судебная реформа Временного Правительства. Органы местного самоуправления
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Нормативные правовые акты:
  • Y. Текст лекции
  • 1. Создание высших органов государственной власти и управления Советского государства.
  • 4. Создание советской судебной системы.
  • 5. Создание основ советского права.
  • 6. Конституция рсфср 1918 года.
  • 7. Советские органы государственного управления в период гражданской войны. Политика «военного коммунизма».
  • 10. Общая характеристика советского уголовного права по «Руководящим началам по уголовному праву рсфср» 1919 г.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Правовое регулирование советской властью экономических реформ 20-х гг. XX в.
  • 2. Устройство советской судебной системы и органов юстиции в период нэПа.
  • 5. Кодификация советского права в период нэПа.
  • 6. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
  • 7. История разработки и общая проблематика Уголовного кодекса рсфср 1922 г.
  • 8. Трудовое, земельное и процессуальное право в годы новой экономической политики.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Изменение принципов управления экономикой. Кредитно-банковская и налоговая реформы.
  • 2. Советский государственный аппарат в конце 20-х – 30-х гг. XX в.
  • Судебная реформа 1938 года
  • 3. Конституция ссср 1936 года
  • 4. Основные тенденции развития советского права в 30-е годы XX века
  • 5. Структура и деятельность советского государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны.
  • 6. Особенности советского права в период Великой Отечественной войны
  • 7. Государство и право после окончания Великой Отечественной войны
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • Текст лекции
  • 1. Основные направления процесса реформирования советского аппарата управления и сферы национально-государственного строительства в 1953 – 1964 гг.
  • 2. Реорганизация правоохранительных органов и судебной системы ссср в 1953 – 1964 гг.
  • 3. Советское гражданское и уголовное право 1953 – 1964 гг.
  • 4. Развитие трудового, земельного и колхозного права ссср 1953 – 1964 гг.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
  • III. Литература
  • IV. Учебно-материальное обеспечение
  • V. Текст лекции
  • 2. Конституция ссср 1977 года
  • 3. Структура и полномочия органов высшего, центрального и местного управления ссср в период «развитого социализма».
  • 4. Влияние Конституции ссср 1977 г. На развитие конституционного права и национально-государственное устройство ссср.
  • 5. Советское право периода «развитого социализма».
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • II. Расчет учебного времени (лекция – 4 часа)
  • III. Литература
  • Iy. Текст лекции:
  • 1. Общая характеристика «перестройки»
  • 2. Государственной устройство ссср в период перестройки
  • 3. Распад ссср
  • 4. Конституционное право периода перестройки
  • 5. Изменения в гражданском праве в период перестройки
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Текст лекции
  • 1. Создание правовых основ рыночных отношений
  • 2. Конституционный кризис 1992 – 1993 гг.
  • 3. Основные положения Конституции рф 1993 г.
  • 4. Российское законодательство переходного периода
  • 5. Судебная система Российской Федерации в 1992 – 1999 гг.
  • 2. Конституция ссср 1977 года

    Конституция СССР 1977 года - основной закон СССР, принятый 7 октября 1977 года Верховным Советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма».

    Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году, когда 25 апреля того года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначен Н.С. Хрущёв.

    15 июня 1962 года на заседании Конституционной комиссии были обсуждены основные задачи по подготовке проекта новой Конституции и образовано 9 подкомиссий. В августе 1964 года Конституционная комиссия завершила разработку проекта Конституции СССР и пояснительной записки к нему. Этот проект состоял из 276 статей. Однако в дальнейшем он подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был.

    11 декабря 1964 года председателем Конституционной комиссии стал Л.И. Брежнев. 19 декабря 1966 года согласно постановлению Верховного Совета, в состав Конституционной комиссии вошли 33 новых депутата взамен выбывших. Рабочую группу по подготовке проекта Конституции возглавляли: с 1962 года Л.Ф. Ильичёв, с 1968 года - А.Н. Яковлев, с 1973 года - Б.Н. Пономарёв.

    4-6 октября 1977 года состоялось слушание Конституции на заседаниях палат Верховного Совета. 7 октября состоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где вначале по разделам, а затем в целом Конституция была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР. 8 октября новая Конституция СССР была опубликована во всех газетах страны.

    3. Структура и полномочия органов высшего, центрального и местного управления ссср в период «развитого социализма».

    Государственный аппарат в исследуемый период менялся под воздействием двух обстоятельств:

    – отменяются нововведения Н.С. Хрущева, который был смещен с высших государственных и партийных постов в октябре 1964 года;

    – принимаются новые Конституции Союза ССР и союзных республик.

    Органы представительной власти

    1. Конституция СССР установила новое название Советов – Советы народных депутатов . Такое название отражало тот факт, что советское государство именовалось государством всего народа, общенародным государством. Советы народных депутатов составляли его политическую основу.

    2. Конституция СССР изменила и сроки полномочий Советов . Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов – с 2 до 2,5 лет.

    3. Основным Законом СССР устанавливалась равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР – Совете Союза и Совете Национальностей – по 750 человек.

    4. Конституция СССР снизила возрастной ценз для избрания депутата в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных республик – с 21 до 18 лет.

    4. Конституция СССР 1977 г. расширила круг полномочий Верховного Совета СССР. Она предусмотрела проведение регулярных отчетов Совета Министров СССР перед Верховным Советом СССР. Депутаты Верховного Совета СССР получили право запроса к руководителям всех органов, образуемых высшим представительным учреждением, – председателю Совета Министров СССР, министрам, к председателю Комитета народного контроля СССР, председателю Верховного Суда СССР, Генеральному прокурору СССР.

    Однако реальной властью по-прежнему обладал Президиум Верховного Совета СССР, который координировал деятельность постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей в период между сессиями Верховного Совета СССР.

    5. В 1966 г., была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР – Совета Союза и Совета Национальностей. Если раньше в первой из них было 4 постоянные комиссии, а во второй – 5, то теперь в каждой из палат создавалось по 10 постоянных комиссий, затем к ним добавилось еще по 6 комиссий. В каждой из палат функционировалопо 16 постоянных комиссий (мандатная, законодательных предположений, планово-бюджетная, по промышленности, по транспорту и связи, по сельскому хозяйству, по науке и технике и др.).

    Верховный Совет СССР Законом от 19 апреля 1979 г. утвердилПоложение о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей , в котором определялись порядок их образования, компетенция, права и обязанности.

    6. Конституция СССР 1977 г. расширила права местных Советов , которые могли координировать и контролировать деятельность расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, обслуживания населения, соблюдения законодательства.

    7. В ноябре 1964 г. была восстановлена единая система Советов . Действовавшие с 1962 г. в краях и областях промышленные и сельские Советы были объединены. Прекратилось деление районов на промышленные и сельские и восстановлены единые районные Советы, которые подчинялись единым краевым и областным Советам.

    К числу важных мер, направленных на укрепление местных Советов, повышение их авторитета, следует отнести расширение правовой базы их деятельности (Указы Президиума Верховного Совета СССР от28 ноября 1978 г. «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов народных депутатов», «Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов народных депутатов»).

    8. В рассматриваемый период большое значение придавалось развитию организационных форм связи Советов с населением . К ним, прежде всего, относилисьдепутатские группы идепутатские посты .

    Депутатские группы делились на территориальные и производственные. Территориальные депутатские группы создавались для совместной работы среди избирателей депутатов, избранных от смежных избирательных округов. Производственные депутатские группы создавались в трудовых коллективах, где работали несколько депутатов одного или разных Советов. Правовая природа, задачи и компетенция депутатских групп определялись специальными положениями. Депутатские, группы играли важную роль в осуществлении полномочий Советов.

    Депутатские посты образовывались на подведомственных местному; Совету предприятиях, учреждениях, в колхозах. Они осуществляли оперативный контроль за ходом выполнения решений Совета и его органов, а также за работой, требовавшей особого внимания на конкретном участке или объекте.

    Широкое развитие получили такие формы самодеятельности населения, как квартальные, домовые комитеты и др.

    Указанные организационные формы были выражением демократических начал в работе Советов. Однако заложенный в них демократизм зачастую не находил должной реализации из-за имевшего в их работе формализма, перегруженности малозначительными вопросами, а нередко и просто из-за показухи.

    Таким образом, сохраняя прежние принципы работы, Верховный Совет СССР оставался органом, демонстрирующим народовластие в стране, но не имеющим этой власти реально. Важнейшие решения, такие как ввод войск в Афганистан в 1979 году, принимались без ведома Верховного Совета. Высший законодательный орган практически не контролировал правительство, расходы отдельных министерств и ведомств.

    Организация исполнительной власти

    По-новому определялись полномочия Совета Министров СССР и круг решаемых им вопросов. В соответствии со статье 131 Конституции СССР 1977 года Совет Министров СССР мог решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входят в компетенцию Верховного Совета и его Президиума. Предусматривалась ответственность и подотчетность Совета Министров перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – перед Президиумом Верховного Совета СССР.

    В соответствии с Конституцией Совет Министров СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Однако Конституция закрепила новый порядок определения состава Правительства. Если раньше определялся закрытый перечень должностных лиц, входящих в Правительство, то теперь допускалась возможность включения в состав Правительства руководителей ведомств, других организаций СССР по представлению Председателя Совета Министров СССР.

    5 июля 1978 года Верховный Совет СССР принялЗакон о Совете Министров СССР , в котором регламентировалась компетенция Совета Министров и его Президиума, а также определялся порядок их деятельности. В статье 6 Закона при определении полномочий Совета Министров СССР было установлено, что он обеспечивает руководство народным хозяйством, социально-культурным строительством и другими сферами государственного управления, осуществляет руководство отраслями союзного подчинения и общее руководство отраслями союзно-республиканского подчинения.

    Общее положение о министерствах СССР иотдельные положения о министерствах и государственных комитетах установили, что основой организации и деятельности этих органов является принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, что значительно расширило права коллегий и комитетов центральных органов управления.

    В статье 135 Конституции в общей форме говорится, что общесоюзные и союзно-республиканские министерства и государственные комитеты СССР руководят порученными им отраслями управления и осуществляют межотраслевое управление. Закон о Совете Министров СССР конкретизирует эту норму, определяя министерства как органы отраслевого управления , агосударственные комитеты – как межотраслевые органы управления . Вместе с тем Закон предоставлял возможность Совету Министров СССР возлагать на министерства осуществление отдельных функций межотраслевого управления.

    Реорганизации в рассматриваемый период подверглась и система управления сельским хозяйством. Это было вызвано тем, что в предыдущий период произошла определенная децентрализация управления в данной отрасли. Министерство сельского хозяйства СССР превратилось в орган общей координации работы сельскохозяйственных предприятий. Оно было призвано заниматься обобщением достижений науки и передового опыта.

    Органы управления сельским хозяйством в республиках, краях и областях были освобождены от оперативного контроля за деятельностью колхозов и совхозов. Однако это не привело к существенному росту сельскохозяйственного производства.

    Поэтому руководство страны сочло необходимым внести коррективы в управление сельским хозяйством. Они осуществлялись по пути усиления централизация управления сельским хозяйством. 1 марта 1965 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР«О повышении роли Министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством». Постановление предусматривало расширение функций министерства. Оно осуществляло руководство развитием сельского хозяйства, несло ответственность за состояние производства в колхозах и совхозах, за организацию использования машинно-тракторного парка. Возросла роль министерства в разработке ежегодных и перспективных планов сельскохозяйственного производства и продажи колхозами и совхозами сельскохозяйственной продукции государству.

    В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 марта 1965 г. в районах были созданы производственные управления сельского хозяйства.

    Серьезные изменения в рассматриваемый период произошли в сфере управления промышленностью и строительством. Выше уже отмечалось, что созданная в 1957 г. система совнархозов себя не оправдала.2 октября 1965 г. Верховным Советом был принят закон, упразднявший совнархозы и предусматривавший восстановление производственно-отраслевой системы управления промышленностью.

    По закону создавались общесоюзные исоюзно-республиканские министерства . Одновременно с этим было принятопостановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Инициатором экономической реформы был председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

    Под его руководством был выработан ряд продуманных комплексных мер, которые предусматривали развитие экономических методов управления промышленностью. Прежде всего, реформа была направлена на усиление оперативной самостоятельности предприятий через развитие хозрасчетных отношений, освобождение их от бюрократизма отраслевого аппарата. Реформа преследовала также цель усиления роли и влияния трудовых коллективов в реальных экономических отношениях, прямых хозяйственных связях предприятий, развитии оптовой торговли, росте эффективности труда и роста его оплаты.

    Однако процесс развития новых экономических отношений шел в условиях догматизма и бюрократизма, деформации структуры производства. Реальное стимулирование вытеснялось уравнительным подходом, постепенной централизацией ресурсов, фондов стимулирования, ужесточением политики ценообразования. Другими словами, сохранился приоритет командно-административных методов, ведомственный подход. Поэтому экономическая реформа не достигла желаемых результатов. Усилился военно-промышленный комплекс, обеспечивший в условиях «холодной войны» стратегический паритет СССР и США.

    Ослаблению самостоятельности предприятий и усилению централизма способствовало также создание Государственного комитета по Материально-техническому снабжению (Госснаба), который, по сути дела, централизовал все материально-техническое снабжение предприятий.

    В целом по стране шел рост министерств, ведомств, госкомитетов. Но количественный рост чиновников не переходил в качественное положительное изменение экономики, поскольку не было значимых экономических стимулов для трудящихся.

    В правительстве образовался узкий круг руководства – Президиум Совета Министров СССР.

    В рассматриваемый период была восстановлена также общесоюзная система органов юстиции. В 1970 г. воссоздаютсяМинистерство юстиции СССР , министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции краевых, областных Советов.

    В развитии правового статуса Вооруженных Сил СССР в рассматриваемый период был сделан новый важный шаг. В Конституции СССР 1977 года была выделена специальная глава, в которой подчеркивалось, что для защиты «суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность».

    В законе устанавливалось, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Граждане СССР независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имущественного положения были обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. В законе устанавливался призывной возраст 18 лет для граждан СССР мужского пола и срок действительной службы для солдат, сержантов сухопутных войск – 2 года, для матросов и старшин Военно-Морского Флота – 3 года, для лиц, имевших высшее образование, срок действительной службы составлял 1 год.

    Судебная власть

    Согласно Конституции СССР 1977 года в судебную систему входили:

    – Верховный Суд СССР

    – верховные суды союзных республик

    – верховные суды автономных республик

    – краевые, областные, городские суды

    – суды автономных областей, автономных округов

    – районные (городские) народные суды

    – военные трибуналы в Вооруженных Силах.

    Впервые на уровне Конституции были закреплены следующие демократические принципы осуществления правосудия:

    1) выборность судей и народных заседателей;

    2) ответственность судей и народных заседателей перед избирателями и избравшими их органами, подотчетность судей перед ними и право избирателей отозвать судей в установленном законом порядке;

    3) коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех судах, в суде первой инстанции – с участием народных заседателей;

    4) возможность участия представителей общественных организаций и трудовых коллективов в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам.

    В соответствии с новой Конституцией СССР в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принялзаконы о Верховном Суде СССР, о Прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. Принятые законы определяли правовой статус каждого из перечисленных звеньев системы правоохранительных органов.

    Верховный Суд СССР - высший судебный орган государства, осуществлял надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах.

    Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. В его задачи входили:

    – надзор за деятельностью всех судов;

    – изучение и обобщение судебной практики;

    – анализ судебной статистики;

    – дача руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства.

    Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР были обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применявших закон, по которому давалось разъяснение. Например, если виновный угрожал заведомо негодным оружием или имитацией оружия, макетом пистолета, игрушечным кинжалом, не намереваясь использовать эти предметы для причинения вреда здоровью, его действия (при отсутствии иных отягчающих обстоятельств) следует квалифицировать по ч.1 ст. 162 Уголовного кодекса (разбой). Пленум Верховного Суда СССР подчеркивал: «Нападение с целью завладения имуществом, совершенное с использованием предметов, ошибочно принятых потерпевшим за оружие, может рассматриваться как разбой лишь в том случае, если действия виновного были заведомо рассчитаны на восприятие этих предметов как представляющих опасность для жизни или здоровья» 62 .

    Организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных действующим законодательством, осуществлялось Министерством юстиции СССР и его органами на местах.

    Верховный Суд РСФСР, избранный Верховным Советом РСФСР в 1972 году, состоял из председателя, 4 заместителей и 76 членов Верховного Суда, которые распределялись между судебными коллегиями по уголовным и гражданским делам. В судебной коллегии по уголовным делам действовали 6 судебных составов. Между ними в равных долях была распределена вся территория республики. Судебная коллегия по гражданским делам делилась на 2 судебных состава.

    В рассматриваемый период были установлены конституционные основы государственного арбитража в СССР (статья 163 Конституции СССР).

    Основной задачей органов государственного арбитража являлось раз­решение в пределах их компетенции хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств. Арбитраж был призван обеспечивать правильное и единообразное соблюдение законодательства в области народного хозяйства. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определялись Законом о государственном арбитраже в СССР.

    Система органов государственного арбитража состояла из:

    – Государственного арбитража СССР;

    – государственных арбитражей союзных республик;

    – государственных арбитражей краев, областей.

    Советом Министров союзной республики по согласованию с Государственным арбитражем СССР могли образовываться государственные арбитражи города, автономной области, автономного округа.

    Правовые основы деятельности прокуратуры определялись Конституцией СССР и Законом о Прокуратуре СССР.

    Конституция СССР 1977 года воспроизводила в основном прежние принципы организации и деятельности прокуратуры СССР. Был лишь сокращен срок полномочий Генерального прокурора с 7 до 5 лет.

    Согласно Конституции СССР органы прокуратуры строились на строго централизованной основе. Прокуратуру СССР возглавлял Генеральный прокурор СССР, который назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Генеральному прокурору СССР было предоставлено право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Он также мог вносить представления в Президиум Верховного Совета СССР по вопросам, требовавшим толкования законов.

    Прокуроры союзных республик, автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР.

    30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принимаетЗакон о прокуратуре СССР , в котором уточняется и конкретизируется порядок осуществления высшего надзора за законностью в условиях развитого социализма.

    Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. В прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик стали образовываться коллегии Главной военной прокуратуры , прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий, который утверждался прокурором вышестоящей инстанции, входили руководящие работники прокуратур. Эта мера была направлена на расширение коллегиальности в правоохранительных органах.

    Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляли высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами.

    Расширились полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнение законов органами дознания и предварительного следствия. Указания Генерального прокурора СССР являлись обязательными для исполнения всеми следственными органами. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляли надзор за тем, чтобы никто не подвергался незаконному ограничению в правах, аресту без судебного решения или санкции прокурора, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Органы прокуратуры осуществляли также надзор за соблюдением законов в местах предварительного заключения и лишения свободы.

    Прокурорам союзных республик предоставлялись дополнительные права в сфере надзора за исполнением законов при рассмотрении дел судами. Они получили право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда союзной республики представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, а также отменять постановления Пленума Верховного Суда союзной республики, не соответствующие действующему законодательству.

    В соответствии с новым Законом прокуратура должна была не только осуществлять надзор за исполнением законов и принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, но и координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями. Таким образом, из органа надзора прокуратура превратилась в орган управления. Однако действенных результатов подобные изменения не принесли.

    30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принялЗакон об адвокатуре в СССР .20 ноября 1980 года утверждаетсяПоложение об адвокатуре РСФСР .

    В соответствии с новым Законом и Положением об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. К функциям адвокатов были отнесены:

    – защита обвиняемого;

    – представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика;

    – участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии;

    – оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

    В соответствии с новым Законом адвокаты получили право обжаловать в судебном порядке решения президиумов коллегий об отчислении или исключении из коллегии адвокатов. Согласно статье 14 жалоба могла быть подана в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума коллегии адвокатов об отчислении или исключении.

    Новые акты воспроизводили большую часть ранее действовавших положений по вопросам организации и деятельности адвокатуры и оказания юридической помощи населению и организациям. Руководство коллегиями адвокатов осуществляли Советы народных депутатов.

    СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    КОНСТИТУЦИЯ

    (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

    (с изм. и доп., внесенными Законами СССР

    от 24.06.1981 - Ведомости ВС СССР, 1981, N 26, ст. 838;

    от 01.12.1988 - Ведомости ВС СССР, 1988, N 49, ст. 727;

    от 20.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 28, ст. 538;

    от 20.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 28, ст. 540;

    от 23.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 29, ст. 574;

    от 14.03.1990 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, N 12, ст. 189)

    Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство - государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма. Начался всемирно - исторический поворот человечества от капитализма к социализму.

    Одержав победу в гражданской войне, отразив империалистическую интервенцию, Советская власть осуществила глубочайшие социально - экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой. Объединение советских республик в Союз ССР преумножило силы и возможности народов страны в строительстве социализма. Утвердились общественная собственность на средства производства, подлинная демократия для трудящихся масс. Впервые в истории человечества было создано социалистическое общество.

    Ярким проявлением силы социализма стал немеркнущий подвиг советского народа, его Вооруженных Сил, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне. Эта победа укрепила авторитет и международные позиции СССР, открыла новые благоприятные возможности для роста сил социализма, национального освобождения, демократии и мира во всем мире.

    Продолжая свою созидательную деятельность, трудящиеся Советского Союза обеспечили быстрое и всестороннее развитие страны, совершенствование социалистического строя. Упрочились союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, дружба наций и народностей СССР. Сложилось социально - политическое и идейное единство советского общества, ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным.

    В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

    Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ.

    Это - общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.

    Развитое социалистическое общество - закономерный этап на пути к коммунизму.

    Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально - технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.

    Статья 164. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми

    министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями,

    учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами

    местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными

    общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается

    на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров.

    Статья 165. Генеральный прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР,

    ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного

    Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, кᴏᴛᴏᴩому подотчетен.

    Статья 166. Прокуроры союзных республик, автономных республик, краев,

    областей и автономных областей назначаются Генеральным прокурором СССР.

    Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначаются

    прокурорами союзных республик и утверждаются Генеральным прокурором СССР.

    Статья 167. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих

    прокуроров - пять лет.

    Статья 168. Органы прокуратуры осуществляют ϲʙᴏи полномочия независимо от каких

    бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

    Организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Законом о

    прокуратуре СССР.

    ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

    Статья 169. Государственный герб Союза Советских

    Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне

    земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках

    союзных республик: <Пролетарии всех стран, соединяйтесь!> В верхней части герба

    Пятиконечная звезда.

    Статья 170. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик

    представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем

    углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды,

    обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

    Статья 171. Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик

    утверждается Президиумом Верховного Совета СССР.

    Статья 172. Столицей Союза Советских Социалистических Республик будет город

    ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

    Статья 173. Конституция СССР обладает высшей юридической силой. Все законы и

    иные акты государственных органов издаются на базе и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с

    Конституцией СССР.

    Статья 174. Изменение Конституции СССР производится решением Верховного Совета

    СССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов

    каждой из его палат.

    Конституция СССР 1977 года

    Конституция СССР 1977 года - конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно не изменила государственного строя - наряду с КПСС , ВЛКСМ , ВЦСПС , ВСК , ВЦСПО , КСЖ , творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов (при этом более полно деятельность трудовых коллективов была описана в законе "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" принятом в 1983 году), из менее значимых изменений - переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов и увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, советов народных депутатов до 2 с половиной лет. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма». Редакция конституции от 1988 года заменила Верховный Совет СССР, Съездом Народных Депутатов число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться, между съездами народных депутатов действовал орган который получал название "Верховный Совет СССР" и состоял из двух палат - Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий Прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Местные Исполнительные Комитеты упразднялись а полномочия их переходили к председателям местных советов народных депутатов, при совете народных депутатов могли образовывать малые советы. Этими же поправками создавался Комитет Конституционного Надзора СССР. Редакция 1990 года вводила должность Президента СССР и глав местных администраций.

    Почтовый блок, посвящённый принятию новой конституции. Почта СССР, 1977 г.

    История

    Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году , когда 25 апреля того года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначен Н. С. Хрущёв .

    15 марта 1990 года из преамбулы было исключено упоминание о том, что в процессе развития общества возросла «руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа», что было связано с легализацией многопартийной системы.

    Политическая система

    Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

    Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

    Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе.

    О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

    В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система . Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией .

    Экономическая система

    В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

    14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

    Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

    Органы власти

    В новой Конституции был введён новый Раздел IV - «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет.

    Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом, согласно статье 96 , был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР - до 21 года (ранее - 23 года).

    Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти - Верховном Совете и Совете Министров СССР . В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

    Государственное устройство

    Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году .

    Эволюция конституции

    За время действия Конституции поправки в неё вносились 6 раз.

    Конституция об образовании

    Статья 45 говорит о бесплатности всех видов образования, «развитии заочного и вечернего образования», «предоставлении государственных стипендий и льгот учащимся и студентам», «бесплатной выдаче школьных учебников» и «создании условий для самообразования» (в конституции 1936 года всего этого не было).

    В то время как в конституции 1936 года говорилось об «обучении в школах на родном языке» (ст. 121), конституция 1977 года говорит о «возможности обучения в школе на родном языке» (ст. 45) - это отражает широко распространённую практику того, что многие родители предпочитали отправлять детей в русскоязычные школы, а не в национальные.

    Другие нововведения

    По сравнению с конституцией 1936 г. появились, в частности, такие статьи:

    Поддержка Брежневской конституции

    Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.

    Критика Брежневской конституции

    На стадии обсуждения проект Брежневской Конституции подвергался серьёзной критике , но в эпоху застоя только поддержка законопроекта попадала в официальную печать, а критика распространялась в самиздате .

    Галерея

    См. также

    • Конституция Российской Федерации 1993 года

    Ссылки

    • Научный коммунизм: Словарь (1983) / Конституция развитого социализма

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Конституция СССР 1977 года" в других словарях:

      - (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание 1… … Википедия

      Конституция СССР 1924 года первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата,… … Википедия

      Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года, была основным законом СССР, приближающим закон к правовой практике той эпохи. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую… … Википедия

    7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.).

    Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу - социалистическая собственность на средства производства. В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии (ст. 6).

    Конституция СССР 1977 года состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов:

    I. Основы общественного строя и политики.

    II. Государство и личность.

    III. Национально-государственное устройство.

    IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания.

    V. Высшие органы власти и управления.

    VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.

    VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.

    VIII. Герб, флаг, гимн и столица.

    IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

    Конституция закрепляла новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союзными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

    23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др. Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Основы закрепляли систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т.д.). В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.

    Для развития уголовного права в рассматриваемый период характерны две тенденции: усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение; смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.

    На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось господство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы социалистической собственности: государственная и колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

    Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан.

    Так, статья 13 устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством. Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Статья 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество». Статья 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

    В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права. 27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Основами в 1969–1970 гг. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках. Основы законодательства о браке и семье признавали законными только браки, зарегистрированные в органах ЗАГСа. Фактический брак не нес юридических последствий.

    Для вступления в брак требовалось соблюдение следующих условий: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близкого родства. Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст – 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года.

    Изменился порядок расторжения брака. Вопрос о расторжении брака решался в народном суде либо в органах ЗАГС, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод. Основы и республиканские кодексы содержали нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

    Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

    В 1966–1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы.

    В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР – в 1971 г.). Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

    Загрузка...
    Top