"Налоги" (газета), 2010, N 38
НЕИЗБРАНИЕ СОВЕТА
ДИРЕКТОРОВ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ
НОРМАЛЬНОМУ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВА
Для успешного
развития бизнеса важную роль играет
организация корпоративного порядка внутри
компании.
Одним из ключевых органов,
отвечающих за общее руководство
деятельностью акционерного общества,
является совет директоров. Данный орган
определяет стратегии развития компании,
осуществляет контроль над текущей
деятельностью общества, контроль над
деятельностью его исполнительных органов.
Федеральным законом "Об акционерных
обществах" (далее - Закон об АО) допускается
внесение в устав положений об
осуществлении общим собранием акционеров
функций совета директоров общества
(наблюдательного совета), если в обществе
число акционеров - владельцев голосующих
акций менее пятидесяти. В этом случае устав
общества должен содержать указание об
определенном лице или органе общества, к
компетенции которого относится решение
вопроса о проведении общего собрания
акционеров и об утверждении его повестки
дня (ч. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО).
Казалось
бы, что все возможные способы управления
обществом, указанные в Законе об АО,
довольно подробно описаны и на первый
взгляд понятны, но в ходе управления
обществом между акционерами могут
возникнуть споры, в решении которых могут
возникнуть определенные трудности.
Так,
ст. ст. 47 и 66 Закона об АО предусмотрено, что
в обязательном порядке ежегодно на годовом
общем собрании акционеров общества должен
решаться вопрос об избрании нового состава
совета директоров.
В соответствии с п. 4
ст. 66 Закона об АО выборы членов совета
директоров (наблюдательного совета)
общества осуществляются кумулятивным
голосованием.
При кумулятивном
голосовании число голосов, принадлежащих
каждому акционеру, умножается на число лиц,
которые должны быть избраны в совет
директоров (наблюдательный совет) общества,
и акционер вправе отдать полученные таким
образом голоса полностью за одного
кандидата или распределить их между двумя и
более кандидатами.
Избранными в состав
совета директоров (наблюдательного совета)
общества считаются кандидаты, набравшие
наибольшее число голосов.
При таком
способе голосования и в случае наличия
разногласий между акционерами решение
вопроса об избрании нового состава совета
директоров может быть не принято.
Зачастую, особенно в крупных компаниях,
имеющих дорогостоящие активы, между
акционерами возникают споры при решении
вопроса об управлении обществом. Каждый
акционер, владеющий крупным пакетом акций
акционерного общества, хочет видеть в
руководстве компании подконтрольных ему
лиц, и на этой почве нередко возникают
конфликты по вопросу состава совета
директоров.
Конфликт между акционерами
может перерасти в "корпоративную войну", что
может привести к краху самой компании и
делению ее активов между акционерами, а в
худшем случае к противоправному завладению
активами общества третьими лицами.
При
избрании совета директоров кумулятивным
голосованием акционеры свои голоса могут
распределить так, что в итоге не наберется
должного количества голосов, необходимых
для формирования полного состава совета
директоров. При таком голосовании решение
об избрании совета директоров будет
считаться непринятым. Соответственно новый
совет директоров на текущий год не будет
избран.
Для общества, в котором
предусмотрен совет директоров, неизбрание
такого органа, по сути, влечет за собой
приостановление деятельности компании,
поскольку к компетенции совета директоров
Законом об АО отнесено решение таких
вопросов, как: определение приоритетных
направлений деятельности общества; созыв
годового и внеочередного общих собраний
акционеров; образование исполнительного
органа общества и досрочное прекращение
его полномочий; размещение обществом
облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
создание филиалов и открытие
представительств общества и т.д. Также
Законом об АО установлено, что некоторые
вопросы, решаемые общим собранием
акционеров, невозможно рассмотреть без
предложения совета директоров, например
вопрос о реорганизации общества.
Законом об АО не предусмотрено, что в случае
неизбрания совета директоров на годовом
общем собрании акционеров все его
полномочия переходят к общему собранию
акционеров. Также Законом прямо запрещена
передача полномочий совета директоров
исполнительному органу (п. 2 ст. 65 Закона об
АО).
В соответствии с п. 1 ст. 66 Закона об
АО, если годовое общее собрание акционеров
не было проведено в установленные сроки,
полномочия совета директоров общества
прекращаются, за исключением полномочий по
подготовке, созыву и проведению годового
общего собрания акционеров. Однако Законом
об АО данная норма не распространена на
случаи, если годовое общее собрание
проведено, а совет директоров не избран. Это
означает, что у старого состава совета
директоров отсутствуют какие-либо функции,
в том числе и по созыву годового общего
собрания акционеров.
Таким образом, в
случае неизбрания совета директоров в
обществе, в котором такой орган
предусмотрен, решения по вопросам,
отнесенным к его компетенции Законом об АО
и уставом общества, не смогут быть приняты в
течение всего года, что, в свою очередь, не
позволит компании полноценно осуществлять
свою деятельность.
К тому же возникает
вопрос, что делать обществу, если к нему
поступило требование о созыве
внеочередного общего собрания акционеров.
Такие полномочия Законом об АО переданы
совету директоров. Однако, принимая во
внимание, что совет директоров не избран,
кто же должен принимать решения о созыве
внеочередного общего собрания акционеров и
утверждении повестки дня? А за незаконный
отказ в созыве или уклонение от созыва
общего собрания акционеров предусмотрена
административная и уголовная
ответственность.
Выходом из
сложившейся ситуации было бы проведение
внеочередного общего собрания акционеров в
полном составе по предварительной
договоренности с повесткой дня об избрании
совета директоров. При голосовании
акционеры распределили бы свои голоса
между определенными претендентами, общее
количество которых совпадало бы с
необходимым числом членов совета
директоров. По итогам такого собрания был
бы сформирован новый совет директоров,
который действовал бы до следующего
годового общего собрания акционеров
общества.
Но, как показывает практика,
акционерам, преследующим свои интересы,
сложно договориться о составе совета
директоров, а в случае отсутствия на таком
собрании акционера, владеющего
преобладающим пакетом акций, и
последующего обращения его в суд принятые
решения будут признаны
недействительными.
Рассмотрим еще один
способ возможного избрания совета
директоров в случае неизбрания его на
годовом общем собрании акционеров
общества.
Акционер (акционеры),
являющийся владельцем не менее чем 10
процентов голосующих акций общества, либо
иное лицо, предусмотренное ст. 55 Закона об
АО, направляют требование в общество о
проведении внеочередного общего собрания
акционеров. Генеральный директор общества
направляет акционеру либо иному лицу
письмо, содержащее информацию о том, что
орган, уполномоченный принимать решение о
созыве внеочередного общего собрания
акционеров общества, на сегодняшний день не
избран, а генеральный директор не
уполномочен осуществлять такие функции.
После получения такого письма акционер
либо иное лицо направляют исковое
заявление в суд о понуждении общества
провести внеочередное общее собрание
акционеров по указанной в требовании
повестке дня. В решении суда указываются
сроки и порядок его проведения. Исполнение
решения суда возлагается на истца либо по
его ходатайству на орган общества или иное
лицо при условии их согласия (п. 9 ст. 55
Закона об АО). Но при этом необходимо
учитывать, что за отказ в созыве или
уклонение от созыва общего собрания
акционеров общество может быть привлечено
к административной ответственности (ст.
15.23.1 КоАП РФ).
Вопрос об избрании совета
директоров будет актуальным в течение
всего года, поэтому органам общества
следует найти выход из сложившейся
ситуации в кратчайшие сроки. При этом
следует признать, что любые меры,
предпринятые органами общества, к решению
вопросов при отсутствии совета директоров
могут повлечь за собой неблагоприятные
последствия, в том числе признание
недействительными принятых решений.
Если уставом общества предусмотрен совет
директоров, то фактически такой орган
обязательно должен существовать. В случае
если акционерам компании видится такой
орган лишним, то по решению общего собрания
акционеров его можно упразднить, а в устав
общества внести соответствующие изменения.
Компании, уставом которой предусмотрен
совет директоров, а на годовом общем
собрании акционеров общества такой орган
не переизбран, сложно будет осуществлять
свою деятельность.
Для развития и
процветания компании необходима
плодотворная работа всех органов общества.
Совет директоров как наблюдательный орган
контролирует текущую деятельность
компании и является неотъемлемым звеном в
ее управлении.
Таким образом,
отсутствие в Законе об АО положений об
исполнении функций по созыву и проведению
внеочередного общего собрания акционеров
другими органами либо иными лицами в случае
неизбрания совета директоров на годовом
общем собрании акционеров является
пробелом в законодательстве, регулирующем
корпоративные отношения в Российской
Федерации.
К.Ю.Очаковская
Юрисконсульт
ЗАО "Юрэнерго"
Подписано в печать
15.09.2010
Совет директоров - это орган управления в хозяйственных обществах (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью), который образуется путем избрания его членов на общем собрании акционеров АО/ общем собрании участников ООО.
Согласно ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» синонимом понятию «Совет директоров» является понятие «Наблюдательный совет».
Членом Совета директоров может быть избрано любое физическое лицо, даже не являющееся акционером или участником данного хозяйственного общества.
В то же время на членов Совета директоров распространяются следующие ограничения:
· члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров общества.
· лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем Совета директоров общества.
При совете директоров могут образовываться комитеты. Часто образуются комитет по кадрам и вознаграждениям, комитет по аудиту и т. д. Согласно законам США образование комитета по аудиту (в который могут входить только независимые директора) обязательно для публичных компаний.
Отличительные особенности
Совет директоров в акционерных обществах
(Глава VIII ФЗ «Об акционерных обществах»)
Основной функцией Совета директоров в акционерных обществах является осуществление общего руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания акционеров.
· для акционерных обществ с числом акционеров от пятидесяти и более - создание Совета директоров обязательно;
· компетенция Совета директоров, предусмотренная в законе является для данного органа управления обязательной (кроме вопросов образования исполнительных органов и ревизионной комиссии, так как они могут быть отнесены уставом общества к компетенции общего собрания акционеров).
· Количественный состав Совета директоров не может быть менее чем пять членов.
· Для общества с числом акционеров более одной тысячи количественный состав Совета директоров не может быть менее семи членов.
· Для общества с числом акционеров более десяти тысяч количественный состав Совета директоров не может быть менее девяти членов.
· Избрание членов Совета директоров производится только путем кумулятивного голосования;
· Члены Совета директоров избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров.
· Досрочно не могут быть прекращены полномочия отдельного члена Совета директоров (только всех сразу путем принятия соответствующего решения на Общем собрании акционеров).
Совет директоров в обществах с ограниченной ответственностью
(ст.32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)
· Закон не устанавливает целевого назначения Совета директоров в ООО, а его компетенция, предусмотренная в законе, является для данного органа управления рекомендуемой.
· Избрание членов Совета директоров может производиться как путем кумулятивного голосования, так и путем определения простого большинства голосующих участников на общем собрании.
· В связи с практически полным отсутствием в законе ограничений в отношении порядка создания и осуществления деятельности Совета директоров ООО, деятельность данного органа управления полностью зависит от содержания устава каждого конкретного ООО, а также внутренних документов, утвержденных общим собранием участников.
Наблюдательный совет в производственных кооперативах
Рассматривается отдельно от Совета директоров в хозяйственных обществах, в связи с наличием ряда существенных отличий:
· в производственных кооперативах к данному органу управления применим только термин Наблюдательный совет;
· исключительная функция Наблюдательного совета ограничена контролем за деятельностью исполнительных органов кооператива (п.1 ст.16 ФЗ «О производственных кооперативах»);
· создание Наблюдательного совета возможно (но не обязательно) только в кооперативе с числом членов более пятидесяти;
· Наблюдательный совет создается только из членов кооператива;
· член Наблюдательного совета одновременно не может быть членом правления кооператива либо председателем кооператива;
· заседания Наблюдательного совета созываются по мере необходимости, но не реже чем один раз в полгода;
· члены Наблюдательного совета не вправе совершать действия от имени кооператива.
Компетенция Совета директоров
Зачем хозяйственному обществу наряду с общим собранием акционеров и исполнительными органами создавать еще один орган управления - Совет директоров?
Наиболее важные организационные решения акционеры принимают самостоятельно. Вопросами, связанными с повседневным руководством компанией, занимаются исполнительные органы общества. Казалось бы, в данной структуре нет места еще одному звену.
На практике все обстоит иначе.
Дело в том, что двухуровневая система управления (общее собрание акционеров + исполнительные органы) эффективна лишь для хозяйственных обществ с небольшим количеством акционеров, когда основная масса вопросов оперативно решается на общем собрании. В тех же случаях, когда число акционеров достаточно велико, подобный управленческий механизм начинает давать сбои. Во-первых, снижается оперативность принятия решений. Понятно, что собрать пять акционеров намного легче, нежели пять тысяч. Во-вторых, усиливается риск, что определенная группа крупных акционеров, имея возможность формировать исполнительные органы общества, оттеснит от управления компанией миноритарных акционеров. Поэтому закон об акционерных обществах предусматривает обязательное создание в обществе с числом акционеров более 50 Совета директоров. На него возлагается часть общего руководства деятельностью компании. Совет директоров играет важную роль в обеспечении прав акционеров, а также в осуществлении успешной финансово-хозяйственной деятельности общества и его развитии.
К компетенции Совета директоров относятся:
· стратегическое развитие АО;
· принятие решений по наиболее важным аспектам текущей хозяйственной деятельности компании;
· вопросы, связанные с управлением обществом.
В рамках первой группы вопросов Совет директоров определяет приоритетные направления деятельности компании на долгосрочную перспективу. Иными словами, Совет директоров определяет, с какой продукцией общество должно выходить на рынок.
Данный орган управления участвует и в хозяйственной деятельности компании. В частности, он принимает решения о создании филиалов и представительств общества, утверждает внутренние документы компании, одобряет крупные сделки (например продажу имущества, стоимость которого составляет более 25% балансовой стоимости активов предприятия), увеличивает уставный капитал общества путем размещения дополнительных акций.
Центральное место в компетенции Совета директоров занимают управленческие вопросы. Именно данный орган созывает годовые и внеочередные общие собрания акционеров, а также утверждает повестку дня собраний. Кроме того, Совет директоров образовывает исполнительный орган общества и досрочно прекращает его полномочия, если уставом предприятия это отнесено к его компетенции. К важнейшим функциям Совета директоров относятся надлежащее соблюдение прав акционеров общества, урегулирование конфликтов, возникающих между акционерами и генеральным директором или членами правления компании.
Известно, что исполнительные органы подотчетны акционерам и Совету директоров. Однако акционеры могут получить отчет о деятельности того же генерального директора только на годовом общем собрании. В этой связи основную роль в обеспечении контроля над деятельностью генерального директора призван играть Совет директоров. Такой контроль предполагает право Совета директоров приостановить полномочия генерального директора, назначаемого общим собранием акционеров.
Состав членов Совета
Эффективность деятельности исполнительных органов общества в значительной степени зависит от квалификации высших должностных лиц. Необходимо создание условий для привлечения к управлению высококвалифицированных специалистов. Одним из таких условий является установление соответствующей политики в области вознаграждения генерального директора, членов правления и руководителей основных структурных подразделений. Принимая во внимание, что обеспечение эффективной деятельности общества относится к функциям Совета директоров, определение такой политики целесообразно отнести к компетенции указанного органа.
Членов Совета директоров избирает общее собрание акционеров на срок до следующего годового собрания. Необходимо учитывать, что если годовое собрание не было проведено до конца июня текущего года, полномочия данного органа прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению очередного собрания. Законодательство включает указанное положение в целях недопущения узурпации власти Советом директоров. В противном случае в некоторых компаниях могли бы найтись «горячие головы» из числа состава Совета директоров, которые сознательно не проводили бы годовые собрания акционеров, сосредоточив в своих руках практически все управленческие полномочия.
В состав Совета директоров могут избираться только физические лица. Юридическое лицо или государственный орган ни при каких условиях не могут быть членами Совета директоров.
При формировании Совета директоров акционерам компании нельзя забывать, что закон устанавливает ряд ограничений для качественного состава Совета. Так, члены коллегиального исполнительного органа (правление или дирекция) не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров (например, если в Совете директоров 9 членов, то в его составе могут быть только два должностных лица, входящих в правление компании). Кроме того, генеральный директор хозяйственного общества не может одновременно являться председателем Совета директоров этой же компании. На акционеров компании подобные ограничения не распространяются, поэтому Совет директоров может на все сто процентов быть сформирован из акционеров общества, а избрание председателем Совета директоров акционера компании является абсолютно законным шагом.
Наиболее важные решения, связанные с деятельностью общества, принимает общее собрание акционеров в пределах своей компетенции, установленной законодательством. Решения, связанные с повседневным руководством текущей деятельностью общества, принимаются исполнительными органами общества.
Вместе с тем, определение стратегии развития общества и осуществление контроля над деятельностью его исполнительных органов требуют профессиональной квалификации и оперативности. Принятие решений по таким вопросам законодательство передаёт специальному органу общества-совету директоров, который избирается на общем собрании акционеров. В соответствии с законодательством совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, имеет широкие полномочия и несёт ответственность за ненадлежащие исполнение своих обязанностей.
Совет директоров (наблюдательный совет) общества избирается на срок не на один год, а на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Если же следующее годовое собрание не будет проведено в срок не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года, то сроки полномочия совета директоров прекращаются. У него остается только право подготовить, созвать и провести следующее годовое собрание.
В обществах пока еще нет единого мнения о том, какой способ определения количества членов совета следует избрать. Однако мнение все более склоняется к тому, что это целесообразно сделать при помощи устава. Во-первых, закрепление численного состава совета в уставе позволяет не обращаться к этому вопросу в течение ряда лет, пока в этом не возникнет необходимость. Во-вторых, в противном случае вопрос о численности директоров будет необходимо каждый раз включать в повестку дня годового собрания. Но дело не только в этом. Практически в каждом обществе есть группы акционеров, имеющие различные точки зрения в том, сколько членов должно быть в совете, и кто именно. Все эти группы акционеров хотят видеть в составе совета как можно больше своих представителей.
Решение вопроса о численном составе совета может иметь самые неожиданные последствия для акционеров. Например, в результате изменения численного состава совета, к чему стремится одна группа акционеров, будут ущемлены интересы другой группы, нарушится сложившийся баланс сил в совете, что может привести к нарушению стабильности его работы и т.д. На деле это означает, что могут получить приоритеты какой-либо группы акционеров в ущерб интересам других групп, обществу в целом. Поэтому собрания, на которых решаются вопросы, относящиеся к определению численности совета, его формированию, носят, как правило, бурный характер, отвлекая акционеров от решения других, может быть не менее важных вопросов.
В свете изложенного подтверждается целесообразность определения численного состава совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества.
Например, при кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества, а акционер вправе отдать все полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя или более кандидатами.
Чисто внешне кумулятивное голосование выглядит просто. Например, акционер обладает одной акцией, которая, как известно, дает ему право на один голос, а в состав совета директоров избираются 9 человек. В этом случае при кумулятивном голосовании данный акционер будет располагать уже 9 голосами. Он может распределить свои 9 голосов, как ему будет угодно: отдать все голоса за одного кандидата, распределить поровну между всеми, отдать одному из них 3 голоса, а другому - 6 и т.д. Если же он отдал свои голоса, например, за 3 кандидатов, то, естественно, ни "за", ни "против" других 6 кандидатов он уже практически не голосует. Такая процедура голосования дает возможность при определенных обстоятельствах сравнительно малочисленной группе акционеров, аккумулировав свои голоса, провести в состав совета своих представителей или же воспрепятствовать избранию неугодных им лиц. Важно также, что участвуя в голосовании, все акционеры имеют возможность выразить свое отношение применительно к каждому из числа кандидатов в совет директоров.
Казалось бы, при голосовании ни у акционера, ни у счетной комиссии при подведении его итогов никаких проблем не возникает. Однако это не так, если при голосовании используется форма бюллетеня для голосования, а иной формы, предназначенной для кумулятивного голосования нет. Правда, каждому обществу предоставлена возможность самостоятельно ответить на вопрос, - каким образом проводится кумулятивное голосование: в случае осуществления кумулятивного голосования бюллетень для голосования должен содержать указание на это и разъяснение существа кумулятивного голосования.
Маловероятно, что в бюллетене уместится весь текст, посвященный сущности кумулятивного голосования. Поэтому перед собранием целесообразно, хотя бы на первый раз, раздать акционерам правила заполнения бюллетеня при кумулятивном голосовании.
Что же касается содержания бюллетеня, то для удобства акционеров и счетной комиссии в нем необходимо указать:
- 1) количество голосов, принадлежащих акционеру-владельцу данного бюллетеня;
- 2) особое место, на котором акционер проставит соответствующее число голосов, рядом с каждым вариантом голосования по каждой кандидатуре - "за", "против", "воздержался".
В связи с изложенным заметим, что по чисто формальным основаниям могут найтись противники включения в бюллетень вариантов голосования "против" и "воздержался". Про то, что каждый акционер вправе проголосовать по своему усмотрению не только "за", но и "против", а также воздержаться при голосовании, авторы Закона видимо забыли. Тем не менее, право акционера самому решать, каким образом он будет голосовать по тому или иному вопросу, у него никто не отбирал.Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества избирается самими его членами, если иное не предусмотрено уставом общества. Члены совета вправе в любое время и без каких-либо видимых причин переизбрать председателя, если иное не предусмотрено уставом общества.
Таким образом, ст.66 Закона об АО, предусмотрены два варианта избрания председателя и его переизбрания. Выбор одного из этих вариантов зависит от общего собрания акционеров, утверждающего устав общества.
Если в уставе ничего не будет сказано о порядке назначения и освобождения председателя совета, то право назначать и переизбирать председателя тем самым будет отдано членам совета. Сообразуясь с этим правом, члены совета будут действовать совершенно независимо и без какого-либо контроля со стороны общего собрания акционеров.
Возможен выбор и иного варианта: уставом общества будет установлен особый порядок избрания и освобождения председателя.
При выборе варианта первоначально рассмотрим вопрос, - следует ли решение вопроса об избрании и освобождении председателя в том виде, каком оно предусмотрено п. 1 ст. 67, оставить за членами совета?
Вряд ли это следует делать. Постоянная борьба в советах директоров многих акционерных обществ за право руководить ими - общеизвестна. Этому, в частности, способствует право членов этих советов бесконтрольно и без каких-либо оснований переизбирать своих председателей.
Поэтому необходимо предпринять меры, которые если и не исключат возможность самой борьбы, но будут препятствовать произвольному освобождению председателей советов, основываясь исключительно на численном перевесе их противников. В противном случае право назначения и освобождения председателя совета следует закрепить за общим собранием акционеров, тем более что члены совета переизбираются ежегодно.
Если право избрания и освобождения председателя будет оставлено за членами совета, то необходимо воспользоваться возможностью внести в устав общества определенные условия, при возникновении которых может быть освобожден председатель.
Например, председатель может быть освобожден от своих обязанностей по собственному желанию; в связи с продолжительным заболеванием или иной причиной, делающей невозможным исполнение обязанностей председателя, а также в других случаях, предусмотренных уставом общества.
К таким, другим случаям можно, в частности, отнести:
- 1) вступление в законную силу приговора суда, которым он осужден за совершенные правонарушения;
- 2) нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов, устава, внутренних документов, решений общего собрания акционеров, совета директоров общества;
- 3) неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей, использование своего служебного положения в личных целях и т.д.
В целях ограничения своеволия членов совета директоров, целесообразно также предусмотреть правило, согласно которому председатель может быть освобожден не простым, а квалифицированным большинством голосов, определяемым не по отношению к участникам заседания совета, а к его списочному составу.
Заметим в этой связи, что согласно как избрание, так и освобождение председателя осуществляется большинством голосов от общего числа членов совета. Комментарий к законодательству об акционерных обществах (Крапивин О.М., Власов В.И.) - Издательство "ПРИОР", 2002 ст.67. При внесении в устав общества положений об избрании и освобождении председателя совета это правило необходимо хотя бы сохранить. По моему мнению, решение об избрании и освобождении председателя совета следует принимать уверенным большинством - квалифицированным большинством голосов от общего числа членов совета, его списочного состава. При этом голоса выбывших директоров не учитываются.
08.02.2018
События.
ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия.
Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.
08.02.2018
События.
Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить.
Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.
07.02.2018
События.
Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе.
Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».
07.02.2018
События.
Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров.
Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.
07.02.2018
События.
ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора.
Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.
06.02.2018
События.
Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной.
Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.
06.02.2018
События.
Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке.
Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.
06.02.2018
События.
Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки.
Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.
05.02.2018
События.
От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным.
Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.
05.02.2018
События.
В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A.
Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.