Профессия - историк. Какой практический смысл профессии историка

Дополняя высказанный здесь ответ, замечу, что история, пользуясь терминами геометрии, – это луч, т.е. у нее есть начало (точка), но пока нет конца (другой точки). Мы с вами живем сегодня и, во всяком случае, конец этой истории предугадать не можем. Таким образом, история есть процесс развивающийся, и мы смотрим на него не снаружи, как некий субъект, а как непосредственные его участники, т.е. как объект. Все это я к тому, что очень наивно полагать, что мы, руководствуясь знанием прошлого, можем предугадать будущее. Любое историческое событие уникально, так как было обусловлено целой массой причин и условиями существовавшей на тот момент исторической реальности. Повторить же некий исторический процесс, как лабораторный эксперимент, т.е. воссоздав все условия раз за разом, невозможно. Нельзя, к примеру, снова заставить Цезаря перейти Рубикон так, как он перешел его в 49 году до н.э. – иначе нам придется воссоздать Римскую республику со всеми ее социальными, экономическими и духовными противоречиями того времени. Таким образом, знание того, как поступил Цезарь (Юстиниан, Людовик Святой, Наполеон или кто-то иной), не дает нам никакого конкретного опыта, который помог бы нам в прогнозировании современных или предшествующих событий. Надежда же на то, что такой прогноз возможен – очень опасна тем, что мы слишком уверимся в своей предусмотрительности. В этом нас всегда утешит Цицерон, который некогда назвал историю учительницей жизни. Однако всегда полезно помнить, что сам же Цицерон и попался на эту удочку: опытный политик, он был слишком уверен в своей предусмотрительности и поддерживал Октавиана, полагая его лишь пешкой в своих руках, однако кем стал Октавиан и что стало с Цицероном – известно слишком хорошо.

Вторая проблема, с которой сталкивается историк, – это источники. Мы не знаем прошлого, – просто потому, что его нет. То, что было вчера, прошло, и мы имеем лишь источники: материальные, письменные, устные или какие-то еще. Попробуйте восстановить в памяти свой вчерашний день во всей полноте, – получится? Наверняка огромное количество деталей ускользнет. А как быть с днем позавчерашним или тем, который был тысячу лет назад? Картину приходится восстанавливать по источникам путем сопоставления данных, чтобы укрепиться в уверенности, что событие имело место. Таким образом, получается картина, близкая к объективности, не правда ли? Но мы еще упустили с Вами вот какой фактор: субъективность. Автор источника (если это письменный или устный рассказ о событии) тоже человек, он пишет под влиянием собственного мировоззрения. А представьте, если он пишет с чужих слов? А если не с одних? Геродот, к примеру, записывал рассказы множества людей, т.е. получал субъективную информацию, которую излагал также субъективно. Наконец, Вы, как исследователь-историк, также не лишены субъективности. Хотя Тацит и призывал историков работать без гнева и пристрастия, но не Тацит ли и нарушал это правило?

Таким образом, не стоит полагаться на прогнозы с опорой на историю, это шаткая база. Явное же преимущество историка – это умение работать с большими объемами информации и извлекать из этого потока сведения, который могут с большой долей вероятности быть достоверными . Кроме того, историк, как правило, владеет языками (современными, древними), а также особыми частными дисциплинами (нумизматика, эпиграфика, папирология), что помогает ему нестандартно подойти к анализу информации. По своему опыту скажу, что историк также имеет высокое качество памяти (так как нужно помнить и держать в голове одновременно множество деталей), а также владеет техникой быстрого чтения (так как читать иногда нужно быстро и в то же время внимательно). Лично я, как историк, усвоил также навык без труда излагать свою точку зрения, причем делать это в условиях хода мысли, так как иногда процесс изложения идет параллельно с мыслительным процессом: например, при анализе какого-то источника. Все это навыки, которые можно применить в самых разных сферах.

37.3

Для друзей!

Справка

Василий Татищев, Николай Карамзин, Сергей Соловьёв, Василий Ключевский, Лев Гумилёв… Что может объединять этих, известных нам, но живших в разное время людей? Каждый из них внёс свой вклад в изучение истории и зовётся историком. Историк - это специалист, который занимается исследованием документов, предметов, мест, имеющих отношение к прошлому человечества.

Одним из первых историков считается Геродот. Он самостоятельно собирал материалы, проверял их точность и составлял из них хорошо упорядоченные рассказы. Знаменитый римский государственный деятель и оратор Цицерон прозвал Геродота «отцом истории».

В наше время задача историков по-прежнему заключается в сборе информации, её анализе и составлении грамотных пересказов событий прошлого. Именно благодаря им известно, что происходило много лет назад.

Описание деятельности

Историк участвует в поиске информации для исследований. Искать такой материал ему доводится не только в архивах, хранилищах, музеях, но и во время археологических раскопок, этнографических экспедиций, зарубежных командировок. Исследуя источники, он определяет их авторов, даты создания, анализирует содержание. Этот наблюдательный специалист устанавливает связи между уже известными данными и добытыми им сведениями.

Как правило, историки занимаются изучением отдельных областей: история древнего мира, средневековья, нового времени и т.д.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Главная задача историка - исследование прошлого. В связи с этим он является частым посетителем библиотек, архивов, музеев, мест археологических раскопок. Специалисты, занимающиеся историей конкретных народов, ездят в этнографические экспедиции. Те, кто посвятил себя изучению истории других стран, выезжают в специальные командировки. Однако большая часть работы историка не столь динамична: он должен много времени проводить за изучением различных исторических источников. Итог его работы - написанные им статьи или книги. Некоторые специалисты не только ориентируются на опыт предшественников, но и предлагают новые способы исследования. Учителя и преподаватели среди историков, кроме занятия научной деятельностью, ведут учебные занятия, соответственно, в школах, ссузах и вузах.

Особенности карьерного роста

Историки могут трудиться в самых разных сферах: это и образовательные, и научные, и государственные, и культурные учреждения. Уровень их востребованности на рынке труда во многом будет зависеть от того, насколько значимыми для науки окажутся их достижения.

В чем суть профессии Историк?

Историки обеспокоены передачей и представлением истории человечества с целью документирования, передачи и принятия приемлемого прошлого. Они работают, например, в редакционной области, в управлении выставками, в сфере связей с общественностью или в области науки и образования.

От выставочной деятельности и управления культурой до связей с общественностью

В выставочном, культурном и художественном управлении историки разрабатывают концепции для выставок и экскурсий, организуют и покупают, например, исторические коллекционные объекты. Если они в основном участвуют в мемориальном образовании, историки разрабатывают, например, экскурсии по объектам, посвященным тем или иным событиям, в том числе трагическим (например, мемориалы жертвам национал-социализма).

В издательствах историки ищут авторов, корректируют и редактируют рукописи. Как журналисты, они исследуют исторические и культурно-исторические темы и пишут, например, технические комментарии или отчеты. Для деятельности в журналистике, обычно, в дополнение к завершенному высшему образованию необходима стажировка или практическая журналистская квалификация.

Если историки работают в сфере образования для взрослой аудитории, то они организуют и проводят лекции или семинары по историческим и культурно-историческим темам.

В центрах документации, библиотеках и архивах историки заботятся и поддерживают Исторические Отделы, создают медиа- и информационные-коллекции.

В области связей с общественностью историки, например, подготавливают пресс-интервью и пресс-конференции и пишут пресс-релизы.

Управленческие должности часто требуют степени магистра.

Историки в науке и образовании

Исследование, документирование и сохранение - это термины, используемые для обобщения большинства видов деятельности историков. Как правило, они специализируются на такой теме, как экономическая и социальная история, правовая и конституционная история, конкретный регион, такой как восточноевропейская или муниципальная история, особая эпоха, такая как древность, средневековье, новое время или новейшая история. Историки собирают, исследуют и анализируют хроники, письма, газеты, предметы раскопок или историческую одежду, а также проводят интервью с очевидцами, например, периода национал-социализма. Историки не получают никаких инструкций для настоящего из прошлого, но они могут дать рекомендации и тем самым способствовать более дифференцированному пониманию истории и настоящего. И последнее, но не менее важное: их работа защищает и сохраняет культурные ценности всех видов.

Историки записывают результаты исследований в журналах или книгах, делая их доступными для других ученых и студентов. На конференциях и конгрессах они рассказывают о полученных выводах. В лекциях они передают знания учащимся, контролируют научную работу и принимают экзамены.

Для самостоятельных научных исследований требуется степень магистра или докторская степень.

  • Историк веков
  • Историк персоналий
  • Историк современности
  • Преподаватель истории
  • Историк-реконструктор

Заработная плата

  • от 20 000 ₽ Начинающий специалист
  • до 40 000 ₽ Ведущий специалист

График работы и характер труда

  • Подвижный график
  • Удаленная работа
    Офисная работа

Что делает историк

  • Исследование событий в истории человечества
  • изучение отдельных фактов и событий и их влияние на ход истории
  • Прогнозирование будущих событий
  • Публикация результатов исследований в научно-публицистической литературе, прессе
  • Поиск исторических фактов под персональных запросы (история рода, персоны, зданий, городских пространств)

Какими качествами должен обладать историк

  • Любовь к старым вещам и книгам
  • Умение искать информацию и сопоставлять факты
  • Хорошая память на даты, факты, имена и события
  • Усидчивость, готовность к рутинной работе

Книги для саморазвития

  • Джеймс Джордж Фрэзер "Золотая ветвь"

    Посвятив жизнь изучению фольклористики и истории религии, Дж. Фрэзер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно-исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания. Эта книга откроет начинающему историку мир загадочной древности.

  • Доминик Бартелеми "Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века"

    Книга о рыцарстве Доминика Бартелеми мало похожа на традиционные исследования этого феномена средневековой Европы и охватывает период. Французский историк рассматривает рыцарство не только как специфическую военную касту, появившуюся в условиях политических изменений в X-XI веках, но как явление культуры, оказавшее определяющее воздействие на становление цивилизации западноевропейского средневековья.

  • Карло Гинзбург "Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в."

    Известный итальянский историк, один из основателей "микроистории"; реконструирует биографию и духовный мир "диссидента"; XVI века - фриульского мельника, осмелившегося в эпоху жесткого идеологического диктата выступить со своим мнением по всем кардинальным вопросам бытия.

История изучает развитие мира с момента его появления, и сегодняшняя деятельность историков практически не отличается от таковой в древние времена. За исключением, пожалуй, того, что информация стала более доступной из-за глобальной интернетизации. Однако, интернет сыграл с историческим сообществом одновременно и злую шутку: ведь теперь каждый, кто прочел хоть немного исторических трудов, мнит себя как минимум доцентом исторического факультета.

XX век, и без того проблемный, оброс домыслами и гипотезами, иногда совершенно выходящими за грани здравого смысла. Виной всему те, кто пишут историю под личиной напускного патриотизма, удовлетворяя запросы верхушки государственного правления. Эти люди без зазрения совести перевирают события и подтасовывают факты так, чтобы создать для прошлого государства ауру непобедимости и гордости. При этом тщательно укрываются в архивах весьма мрачные события, виной которым были все те же самые непобедимые «верхи». Ибо «негоже прошлое ворошить».

Кто такой историк

В зависимости от выбранной специализации, человек с образованием в области истории может быть:

  • археологом или антропологом;
  • геральдистом;
  • этнографом;
  • работником музея или галереи;
  • преподавателем истории в ВУЗе или в школе.

Помимо этого, в трудовые обязанности историков может входить:

  • написание научных или публицистических статей, основанных на анализе того или иного источника;
  • участие в этнографических экспедициях или археологических раскопках;
  • разработка новых исследовательских методик и улучшение текущих, для повышения достоверности имеющейся информации;
  • прогнозирование событий будущего, на основе проведенного изучения и анализа исторических источников.

Как стать историком

Каким же должен быть настоящий историк — знаток своего дела и достаточно смелый человек, чтобы не идти на поводу у государства? И где этому можно научиться?

Основными качествами современного знатока истории являются:

  • хорошая память. Это самое важное, так как придется работать с большими массивами данных в виде дат, названий, географических локаций, имен, титулов, должностей;
  • аналитический склад ума. Важно не только запомнить даты, но и проанализировать события, понять, что послужило их причиной, и
  • как они связаны с вещами, которые происходят у нас в настоящем;
  • готовность к монотонной работе. Большая часть работы историка, за исключением командировок, заключается в изучении огромного количества исторических трудов. Здесь важны усидчивость и умение сосредотачиваться;
  • желательно знание одного или нескольких иностранных языков. Это поможет как при изучении мировой истории, так и поможет посмотреть под другим углом на прошлое своего государства, изучая зарубежные источники.

Учиться на историка можно в любом вузе, где есть исторический факультет. Список специальностей довольно велик — это и археология, и этнография, и культурология, и архивная практика, и история искусств. Каждый может найти себе профессию по предпочтению.

Загрузка...
Top