Как делать земной поклон по правилам

Когда наступает Светлое Христово Воскресение, оно наполняет новизной не только всё сущее. Обряды и ритуалы богослужений также претерпевают изменения, приобретают новое содержание. Это проявляется прежде всего во внешних проявлениях благочестия – славословиях и поклонах. Каноны православной веры объясняют, как молиться правильно после Пасхи, чтобы ещё глубже постичь смысл великого события.

Особые наставления, по которым молятся после празднования Воскресения Христова, указаны в триоди. На Светлой седмице Часами Пасхи заменяют утренние и вечерние молитвы. Верующие, готовящиеся к причастию, вместо канонов покаянного и ко Пресвятой Богородице должны прочитать канон Пасхи, а также последование к святому причащению. Всем молитвам предшествует троекратное чтение тропаря Пасхи.

Начиная с вечера субботы Светлой Недели, возобновляют чтение обычных утренних, вечерних молитв, канонов к Господу Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю. Обязательной частью утреннего молитвенного правила является чтение «Отче наш», «Богородице Дево», Символа веры. Соблюдая вечернее правило, молиться от Пасхи до Вознесения нужно с чтением молитвы «Отче наш», кондака Богородице, обращения к Пресвятому Духу. При этом «Царю Небесный» заменяют тропарём «Христос воскресе». С Вознесения до Троицы утреннее и вечернее правила начинают с чтения Трисвятого. Вплоть до Вознесения вместо молитвы Св.Духу трижды читают тропарь Пасхи, «Ангел вопияше» - вместо «Достойно есть». Земные поклоны от Пасхи до Троицы отменяются.

По традициям православия церковным уставом не только не запрещено, но предписано совершать поклоны земные после Пасхи, когда во время литургии совершаются евхаристический канон и пресуществление святых даров - претворение хлеба и вина на престоле в тело и кровь Христовы.

Когда и как класть земные поклоны

Поклоны как выражение единства внутреннего и внешнего почитания Бога занимают важное место в практике отправления молитвы. Ещё с древних библейских времён для выражения благоговения использовались разные положения тела.

Из этого многообразия поз сегодня традиционно используются молитвы стоя и молитвы на коленях, которые сопровождаются сотворением крестного знамения и поклонами. Выполняя малый, или поясной поклон, наклоняют голову вниз и сгибают спину в пояснице так, чтобы пальцами рук прикоснуться к полу. Совершая великий, или земной поклон, следует встать на колени, коснуться лбом пола, после чего сразу подняться. Это очень символичное действие: верующий, преклоняя колени, выражает смирение перед Богом, поднимаясь – исповедует искупление Христово.

Поклоны просветляют душу, укрепляют веру, настраивают на понимание смысла службы, создают у верующего чувство сопричастности ко всему происходящему в храме. Поэтому преклонять колени и голову нужно не по своему разумению или желанию, а в точном соответствии с разработанными Типиконом правилами, применительно к соответствующему дню или периоду церковного календаря.

Согласно уставу, земные поклоны, как противоречащие смыслу отмечаемого события, отменяются в дни воскресные и великих праздников, а также в период Святок – от Рождества Христова до Крещения, затем – от Пасхи до Пятидесятницы. Большинство малых поклонов в течение Великого Поста заменяются земными.

Их выполняют при:

  • посещении храма – на входе и выходе;
  • чтении кафизмы (на «Славах», трижды);
  • чтении «Достойно есть»;
  • возглашении «Пресвятая Владычице Богородице»;
  • пении тропаря;
  • чтении «Помяни нас, Владыко» (трижды);
  • пении канона Андрея Критского;
  • сотворении молитвы Ефрема Сирина (трижды).

В остальное время на протяжении церковной службы кладут великий поклон после возгласа «Богородицу и Матерь Света» при пении «Честнейшую Херувим» и после молитвы «Достойно есть» на непраздничной утрене. В храме поклоны следует совершать правильно и своевременно: при чтении соответствующих молитвословий, истово, но неторопливо, без суеты. Дома коленопреклонённая молитва совершается по желанию и особому усердию верующего. Число земных поклонов строго не регламентируется: их, по рекомендациям священнослужителей, утром достаточно не более десяти, а вечером – не свыше трёх.

Есть неизреченная духовная красота в глубокой, искренней молитве, когда она сопровождается крестным знамением и земными поклонами. Эти символы веры и благоговейного почитания убеждают, что человек служит Богу всей своей сущностью, неразрывно связанными друг с другом телом и душой.

Человек – существо двойной природы: духовной и телесной. Потому Святая Церковь дает человеку спасительные средства, как для его души, так и для его тела.

Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому – Таинства. Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения – это вода. В Таинстве Миропомазания – миро. В Таинстве Причастия – Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

31:9:
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
Ведь часто наше тело – именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

«Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука».

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).

И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

Довольно часто подобное замечаешь в храме. Приходит верующий воцерковленный человек: свечечек купил, перекрестился, поклоны перед святыми иконами сделал, у батюшки благоговейно благословение взял. Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом. Вот в чем заключается жестоковыйность.

Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу.

Блудный сын весь в язвах, лохмотьях и струпьях возвращается домой к отцу и падает перед ним на колени со словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Вот что такое земной поклон. Разрушение личной вавилонской башни, осознание собственного греха и того, что без Господа не подняться. И, конечно, Отец наш Небесный поспешит к нам на встречу, чтобы восстановить нас и принять в свою любовь. Только для этого нужно откинуть свое «эго», самомнение и тщеславие и понять, что без Бога нельзя и шагу ступить правильно. Пока вы заполнены собой, а не Господом, – будете несчастны. Но как только поймете, что находитесь на краю пропасти, наполненной грехами и страстями, и что подняться самим не хватит сил, что еще минута – и гибель, тогда ноги сами преклонятся перед Всевышним и будете умолять Его не оставлять вас.

Вот что такое земной поклон. В идеале это молитва мытаря, молитва блудного сына. Гордыня мешает сделать земной поклон. Его может сделать только смиреннный человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей – и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли – наше искупление…»

Также нужно понимать, что нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью. Он – средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа. Земной поклон – это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо. Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон. Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй». Можно также обращаться к Пресвятой Богородице и к святым.

В Великий пост по установившейся традиции три земных поклона делаются после входа в храм перед Голгофою: то есть сделали два земных поклона, поцеловали Распятие и сделали еще один. Так же и при выходе из храма. Во время богослужения вечернего или Литургии тоже земные поклоны уместны. На утрене, к примеру, при пении «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» после восьмой песни канона. На Литургии – после пения «Тебе поем, тебе благословим…», так как в это время в алтаре происходит кульминация богослужения – пресуществление Святых Даров. Также можно стать на колени и во время того, как священник выходит с Чашей со словами «Со страхом Божиим» причащать народ. В Великий пост коленопреклонения делаются также на Литургии Преждеосвященных Даров в определенных местах, обозначенных звоном колокольчика, во время стихословия священником молитвы преподобного Ефрема Сирина, в некоторых других местах служб святой Четыредесятницы.

Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (2418) раз

Выделено из темы про мед. профилактику в разделе «Физическое здоровье».

Как часто говорится, в РПЦ, согласно древним правилам и постановлениям Соборов, есть категорический запрет на любые земные поклоны и «метания» («малые земные поклоны», ныне практически забытые) в выходные дни (с вечера пятницы до понедельника), в периоды от Пасхи до троицы и после Рождества, во все церковные праздники, предпраздники, дни с полиелеем. Для обоснования этого обычно приводятся следующие цитаты:

Цитировать

Первый Вселенский Собор - Никейский
20. Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.

Шестой Вселенский Собор - Константинопольский
90. От Богоносных отцов наших канонически переданно нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести восресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующаго в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу.


Основное обоснование запрета: Воскресенье - это «малая Пасха», поэтому никаких земных поклонов делать нельзя, даже перед Святыми Дарами. И в общем-то, в большинстве храмов никто или почти никто из прихожан их и не делает - ни в выходные, ни в праздники; впрочем, и в будни большая часть из тех немногочисленных прихожан, кто может бывать в храмах по будням - тоже.

Однако вопрос, а к чему на самом деле относились эти отмены и запреты Соборов, с какой целью они были установлены, какой контекст у этих цитат, что имелось в виду, - получается довольно запутанный и туманный, а применимость их в контексте современных условий - довольно противоречивой. В частности:

1)Чем обоснован запрет в церковные праздники и предпраздники, которые выпадают на будни? О них в данных постановлениях Соборов вроде бы речи не идет.

2)Почему запрет начинается с вечера пятницы, если в правилах сказано, что его действие должно начинаться «яко в субботу, по вечернем входе»?

3)Почему указание из той же цитаты «паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу», в современных условиях практически нигде и никем не соблюдается, ни в рамках богослужения, ни в частном порядке (по крайней мере, во многих храмах)? Почему сейчас богослужения в будни, в том числе на Петров, Успенский или Рождественский пост, по части поклонов фактически не отличаются от «малой Пасхи» по воскресеньям или от служб в период Пятидесятницы?

4)Где сказано, что речь вообще идет именно о земных поклонах? Где сказано, что речь идет о вообще любых поклонах, а не только об «уставных» поклонах "по дню", формально обязательных для всех прихожан? "стояще приносят молитвы Богу" - а в остальное время сейчас как молитвы читаются, разве не "стояще"? "Паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу" - как-то не похоже, чтобы тут именно земные поклоны имелись в виду.

5)Если запрет на поклоны действительно обоснованный и категоричный - почему из него существует масса исключений (для священников, например, или, вроде бы, для келейных (домашних) молитвенных правил). Если же запреты на самом деле чисто организационно-рекомендательные, «смущения ради», ради «единообразия», и были актуальны для тогдашних условий и особенностей богослужебной практики - то насколько они сохранили свою актуальность в современных условиях, и почему сейчас эти запреты так жестко и последовательно отстаиваются и соблюдаются?

Кроме того - а есть ли, и соблюдаются ли аналогичные запреты в других Православных Церквях - Греческой, Болгарской, Румынской, Грузинской и др? У неправославных христиан - в частности, католиков, вроде бы никаких подбных запретов нет. А почему так? - не чтут, получается, День Пасхальный? - почему же им это никогда в вину не ставят, наряду в филиокве, стигматами и т.д.? Насчет протестантов - не знаю, хотя у большинства из них вроде бы от любых подобных «внешних проявлений благочестия» вообще отказались.

Вообще же, даже у православных священников и богословов, судя по всему, мнения по поводу этих запретов довольно разные и зачастую противоречащие утверждению про полный запрет. Вот, например, несколько цитат, навскидку найденных на разных православных форумах и порталах.

Цитировать

Существуют разные традиции, разные уставы о поклонах. В Уставе (см. Типикон) говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Устав о поклонах можно найти в постановлениях святых Отцов (см. Книгу правил Вселенских Соборов). Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни. Но речь идет не о молитвенном стоянии на коленях, а только о поклоне, о мгновенном падении ниц. Для келейных молитв в Правиле нет устава на поклоны. В келии по усердию, вернее, кому как благословят, в любой день можно совершать земные поклоны (по многим уставам и в праздники) - в этом греха нет. Во многих монастырях по благословению духовника в келии земные поклоны не возбранялись ни в какой день. В Иерусалиме на Гробе Господнем всегда, и в день Пасхи, принято делать земной поклон. Священники Престолу земные поклоны полагают всегда, даже и в Пятидесятницу! Тем паче по освящении Святых Даров и приходя ко Причащению. Ведь если, например, будет совершаться хиротония на Пасху, то ставленник кладет земные поклоны перед архиереем и Престолом и сам на хиротонии стоит на коленях, так тем более можно (и нужно) делать земной поклон перед Святыми Дарами, то есть Самим Господом. Один старец на вопрос о том, можно ли делать земные поклоны в воскресные дни, говорил: “А если тебе в воскресный день явился Сам Господь, ты сказал бы: “Господи, рад бы поклониться Тебе, но прости меня, сегодня устав не позволяет, приими от меня поясной поклон.”?” Конечно, мы не раздумывая, упали бы в ноги Господу. И жены-мироносицы, увидев воскресшего Господа, “ястеся за нози Его”, т.е. припали к ногам Спасителя.
То есть - возможна масса исключений из запрета на земные поклоны, для келий он вообще не работает, никакого четкого единообразия нет. А а основной аргумент для запрета их в храмах - по сути чисто организационный: “смущения ради” (чтобы не было смущения).

Или вот еще:

Цитировать

С одной стороны, в воскресные дни земные поклоны отменяются. Но это правило было написано в то время, когда храм посещали и в будние дни. Если ему следовать сейчас, получится, что земные поклоны в храме надо совсем отменить, но это уже ненормально. Поэтому мой личный совет: при явлении Святых Даров земно поклонитесь Спасителю, невзирая на день. Единственное время, когда для этого можно сделать исключение - время от Пасхи до Троицы, когда ВСЕ земные поклоны отменяются. Но и в этот период никто не может запретить Вам земным поклоном воздать честь Господу. Священники на Евхаристическом каноне и пред Причастием всегда, независимо от праздников, земно кланяются Спасителю в Святых Дарах.
Т.е. - православный священник прямо рекомендует делать земной поклон в воскресенье.

Еще:
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
http://www.pravoslavie.ru/answers/7011.htm

Цитировать

Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен в воскресенья и в дни святой Пятидесятницы... ...(90-е правило).
...Из приведенного постановления видно, что нельзя делать поклоны после вечернего входа, а не перед всенощным бдением, как это неверно понимают многие.
Т.е. - в субботу утренняя Литургия и частично вечернее Всенщное бдение - под запрет, на самом деле, не попадают.

Цитировать

Соглашусь с одним из лучших литургистов Церкви: «стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним» (архим. Киприан Керн).
Действительно, о стоянии на коленях Устав вообще ничего не говорит - только о поклонах. Относительно поклонов мнения различны. В Уставе говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Разные мнения можно найти у святых Отцов. Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни.
В целом нужно ориентироваться на местную приходскую практику: если на приходе положены поклоны в особо важные моменты, зачем нарушать общепринятую местную традицию? Так, свт. Иоанн Кронштадтский учил, что независимо от времени совершения Литургии нужно делать три поклона в течение службы: на входных перед Престолом, при преложении Даров и перед причащением непосредственно.
Насколько я понимаю, общепринятая практика предполагает, что абсолютно отменяются земные поклоны от Пасхи до Пятидесятницы, - даже и перед Дарами. Возможны, однако, исключения: самое простое - хиротония, ставленник делает земные поклоны даже и на Пасху...
Т.е. - мнения различны, рекомендации диаметрально разные, единого порядка на самом деле нет.

Там же:

Цитировать

...Вы поднимаете проблему, которая давно назрела в Церкви - вопрос об актуальности и действенности канонов. Бывают случаи, когда сложившаяся церковная практика превалирует над решениями Соборов. Возьмите хотя бы канон о возрасте рукополагаемых: диакон - не моложе 25, священник - не моложе 30. Этот канон на Руси вообще не соблюдался. В случае с поклонами - та же ситуация.
Т.е. - не всякое постановление древних Соборов сохранило актуальность в нынешние дни.

Там же:

Цитировать

Отдельные предписания насчет поклонов для священнослужителей есть в различных пособиях, а также и в богослужебных книгах. Например, архим. Спиридон "Практическое руководство по совершению Божественной литургии": "Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни якобы вовсе не допускаются Уставом и канонами - это мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". По мнению некоторых литургистов, земные поклоны перед Престолом необходимо полагать всегда, независимо от дня или праздника. Впрочем, сложившаяся практика заменяет земные поклоны поясными в период от Пасхи до Пятидесятницы.
Вот прямо так: "мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". Четкая и обоснованная отмена - только на период Пятидесятницы.

Там же:

Цитировать

Учитывая, что Пятидесятница - это всегда воскресный день, снова мы видим противоречия между правилами Соборов и церковным Уставом. Более того, опровергается и распространенное мнение, что не положено вставать на колени после причастия - молитвы коленопреклоненные читаются уже после Литургии.
..........
Действительно, сейчас коленопреклонения носят частный характер (за исключением Троицы), в то время как постановления Соборов касаются общих коленопреклонений. Индивидуальная практика никогда не регулировалась.
Получается, что на разных приходах по-разному относятся к традиции земных поклонов в воскресные дни.
Приводимые Вами мнения отцов апеллируют к постановлениям Соборов, не учитывая контекста и реалий того времени. Каноны относятся к общецерковной молитве ("мы"), причем ординарной (т. е. совершаемой ежедневно), а не к частной практике благочестия (каковой и являются, например, поклоны перед святыней). Видом ординарной общецерковной молитвы, читаемой на коленях, в IV в. была ектения.
Видимо, придется нам сделать вывод, что в настоящее время унификация поклонов вообще отсутствует в Церкви. Есть некоторые частные случаи: мы уже говорили о службе на Троицу, где сохранились прошения ектении "преклоньше колена" - отголоски древней традиции, когда поклоны делали ВСЕ ВМЕСТЕ. Сейчас такого практически нет: разве что молитва св. Ефрема Сирина в посту, да и то некоторые не делают поклонов.
А если взять будние дни, то по логике поклоны полагаются (в отличие от дней воскресных). И когда же, скажите пожалуйста, мы делаем поклоны "всем храмом"? А может, многие делают три земных поклона перед входом в храм, по Уставу?

Итак: общая практика, к которой только и применимы эти запреты; индивидуальная практика, которая никогда не регулировалась; необходимость учитывать контекст постановлений Соборов и произошедшие с тех пор существенные перемены.
И кстати, действительно - а многие ли делают три земных поклона при входе в храм, по Уставу? Ну хотя бы на Великий пост, в будни? Хотя ведь положено это, насколько понимаю, и не только на Великий пост... Однако - ни разу такого видеть не приходилось.

И еще оттуда же:
http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=58405

Цитировать

Вот мнение о. Михаила Желтова - ведущего литургиста МДА:
Если взглянуть на вопрос с исторической т. зр., то известные канонические предписания не совершать коленопреклонений по воскресеньям и в период Пятидесятницы относятся к ектениям. Когда-то очень-очень давно во время ектений (которых было сильно меньше, но сами они были подлиннее) народ стоял на коленях.
Сейчас же мы круглый год служим по-воскресному - все ектении стоя. И только в день Пятидесятницы "возвращаемся" к тому, что когда-то было действительно повседневным - читаем ектении коленопреклонно. Только если когда-то коленопреклонные ектении вечерни Пятидесятницы были просто возвращением к повседневности - коленопреклонным ектениям остальных дней года, то со временем, с падением практики коленопреклонных ектений, это было переосмыслено как "особенность" Троицкой вечерни.
Все это было давным-давно. Настолько давно, что и переосмысление произошло тоже очень-очень давно: знаком этого переосмысления являются коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, дописанные со временем - тогда, когда все уже и забыли, зачем это на Троицкой вечерне ектении нужно слушать коленопреклонно. Но это дописывание произошло никак не позже 8 века, так что уже и в 8 веке ектении давно не читались коленопреклонно.
Практический вывод отсюда такой: с исторической точки зрения обсуждаемые канонические правила не имеют никакого отношения к частным коленопреклонениям по тем или иным случаям. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся.

Т.е. получается, "воскресные запреты" - они вообще не к земным поклонам относятся, а совсем даже к другому. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся, оснований запрещать это, получается, на самом деле нет. Ограничения могут быть только технические, - нехватка места, например.

В общем, по итогам всего вышеперечисленного- получается, что запрет на земные поклоны и для воскресений-то не очень четко обоснован, а для суббот и праздников, выпадающих на будни - тем более. Так есть ли какой-то смысл так последовательно настаивать на исполнении этих запретов? Из-за которых фактически происходит полное выпадение благочестивой практики земных поклонов из богослужений в течение всего года, а также, по косвенным причинам, - в значительной мере и из богослужений Великого Поста. Или что, практика земных поклонов вообще морально устарела, и в современном Православии вообще больше не нужна?

Известно, что от Пасхи до Троицы земные поклоны не совершаются, но если мы видим человека на коленях, со слезами молящегося, можно ли ему сделать замечание? Как Вы считаете?

Прежде всего отвечу на ваши добрые слова, что Вам хотелось бы почаще меня здесь видеть. Я думаю, что руководство телеканала «Союз» в данном вопросе придерживается мудрого совета святого царя Соломона. В его книге Притчи Соломона написано: «Не учащай входить в дом ближнего твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя», - то есть нечасто появляйся. Но есть и другие слова у премудрого Соломона: «…и надолго не удаляйся, чтобы не забыли тебя».

По поводу Вашего вопроса - действительно, по церковному богослужебному Уставу, составленному людьми, которые сами в Бога веровали, имели живую веру и любовь к Богу, есть регламент. Поэтому в великие и двунадесятые праздники (и, в первую очередь, от Пасхи до Пятидесятницы) земные поклоны, которые совершаются в контексте богослужения, отменяются. Это те поклоны, которые совершались в Великий пост, когда священник выходит на амвон во время великого повечерия и говорит: «Пресвятая Владычице Богородица, моли о нас грешных», и последующие поклоны, когда вместе со священником кланяются все молящиеся. Равно как на молитве преподобного Ефрема Сирина: священник выходит, провозглашает - и все молящиеся единообразно кланяются.

Что такое земной поклон? Это, как написано в Типиконе, преклонение ниц до земли, это проявление особой любви, особого благоговения к Богу. И тем не менее церковный Устав не только не запрещает, а даже предписывает и в великие праздники (и на Пасху, и от Пасхи до Троицы) на Божественной литургии совершать земной поклон во время пресуществления Святых Даров, когда после Символа веры совершается Евхаристический канон, поются особые песнопения. В этот момент на святом престоле хлеб и вино благодатью Духа Святого претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа - и все молящиеся становятся на колени и преклоняются своим челом до земли. Также во время произнесения священником слов «Святая святым», во время того, когда священник выходит из алтаря с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», молящиеся, желающие причащаться, делают земной поклон.

Очень мудро ответил на подобный вопрос один из пожилых духовников и уставщиков Киево-Печерской лавры: «Если на Пасху перед тобой предстанет Живой Христос, как ты поступишь? Ты падешь ниц к Его ногам или просто отвесишь вежливо поясной поклон и скажешь: “Прости, Господи, по-другому не могу, устав не позволяет”?»

Еще один пример приведу: во время дьяконской и священнической хиротонии, когда ставленника водят вокруг престола, он кланяется правящему архиерею до земли. Это происходит и на Пасху, и в период от Пасхи до Пятидесятницы, поэтому для того, чтобы знать церковный Устав, надо иметь духовное образование и живую веру, то есть иметь христианское воспитание и образование. Поэтому я бы не советовал делать никому замечания, потому что когда мы делаем замечание, надо сначала понять, что нами движет. Ведь нередко бывает, что мы движимы просто личной неприязнью к человеку или предубеждением. Простая аналогия: например, если над вами живут соседи, к которым вы не питаете симпатии, хороших, добрых чувств, то вас раздражает в них абсолютно все: и стук, и шум, и шаги, и детский плач, и детский смех… Потому что уже есть к ним предубеждение. То же самое, если у нас есть предубеждение к кому-то и мы видим, что этот человек встал на колени, - мы готовы его растерзать; если он стоит на ногах - тоже плохо, крестится - плохо, вошел в храм - плохо, вышел - тоже плохо. То есть надо понять, что нами движет.

Я знаю случай, когда один пожилой господин приставал к женщинам, что они неправильно писали в записках о беременных «плодоносящая», а он говорил, что нельзя так писать, это неправильно и неканонично. Уже многие из этих молодых мам благополучно родили, окрестили детей, воцерковили, но вынуждены ходить в другой храм, чтобы не встречаться с этим пожилым господином, у которого такая ревность, а может, какие-то комплексы - кто его знает, один Господь знает, что им движет, но всегда усматривается личная неприязнь. Поэтому я бы Вам советовал, когда стоим в храме, лучше следить за собой, смотреть на иконы и в своем сердце во время богослужения читать молитву Иисусову или «Боже, милостив буди мне грешному».

священник Димитрий Беженарь


Древних христиан крестили прямо во время Литургии. Проректор ПСТГУ по научной работе священник Константин Польсков рассказал «Нескучному саду» о том как и зачем возродилась эта традиция


О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это богослужение, почему можно подать записку «О здравии», но лучше присутствовать на молебне, рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН


12 октября празднуется день обретения мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францусского. На сайте собора в Сан-Франциско можно заполнить форму и подать записку о здравии. Записки каждую неделю читают за молебном у мощей святителя.


Профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО рассказал, в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии


Впереди суббота пятой недели Великого Поста. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году. Это праздник Похвала Божией Матери или, как еще называют этот день день, Суббота Акафиста


В храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Великого освящения престола. Многие в связи с этим событием спрашивали: «Зачем освящать престол, который уже освящен?» На этот наш вопрос отвечает клирик Николо-Кузнецкого храма, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай Емельянов


Участвовать в акции, которая состоится 30 октября, сможет каждый: все пришедшие будут по очереди зачитывать имена погибших по расстрельным спискам НКВД.


Как сообщается в обращении состоявшегося во вторник заседания Высшего церковного совета, за последнее время произошла череда актов вандализма в храмах. ВЦС призвал верующих 22 апреля совершить молебен в защиту поруганных святынь. Ситуацию для «Нескучного сада» комментирует епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, член ВЦС


8 апреля, в Вербное воскресенье, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя состоится торжественное изнесение ковчега с частицей Ризы Господней и Гвоздя от Креста Господня на середину храма


Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения - за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу - на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ


В Великую Среду вспоминается предательство Иуды. Священное Писание называет его "сыном погибели", церковные песнопения "раб и льстецом", "другом и диаволом". Но в наши дни часто говорят, что ученик-предатель просто несчастный соблазнившийся человек или даже орудие Божиего замысла о спасении человечества. Как относиться к Иуде, рассуждает архимандрит ИАННУАРИЙ (ИВЛИЕВ)

Загрузка...
Top