Сколько длится служба в пост. Начался Великий пост: особенности богослужения

Что такое «библейские песни», какие читаются пророчества, почему на службах в два раза больше псалмов, когда кладутся земные поклоны - рассказываем об особенностях служб первой седмицы Великого поста

Храмовые облачения на аналоях - темного цвета. Начинается время пространных неторопливых церковных служб. Намеревающийся великопостные службы посещать (особенно первой седмицы), должен запастись терпением. Для современного человека, втянутого в круговерть деловой жизни, эти богослужения станут своеобразным подвигом.

Благочестивые священники церковные службы Великого поста стараются совершать без всяких сокращений. И значит, псалмов на службе будет читаться раза в два больше (Псалтирь за седмицу Великого поста должна прочитываться два раза).

Еще одна редкая возможность для посещающих великопостные службы. На утреннем богослужении читается канон (пространный молитвенный текст, гимн). Вне поста мы слышим между фрагментами канона (тропарями) припевы «Слава Господи святому Воскресению Твоему»! или «Пресвятая Богородице спаси нас»! или «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе»!

Теперь порядок меняется. Великим постом каноны стараются исполнять так, как это происходило в древности. Тропари чередуются с Библейскими песнями, которые по своему смыслу задают содержание тропарей канона.

Всего песен, участвующих в пении канона девять, по числу песней канона.

Первая - песнь пророка Моисея, посвященная переходу евреев через Чермное море.

Вторую песнь из Второзакония, речь Моисея можно услышать только Великим постом, в другое время она не поется. Связано это с ее обличительным содержанием, с призывом к покаянию.

Третья песнь - хвалебная, пророчицы Анны, матери пророка Самуила, четвертая и пятая - пророков Аввакума и Исайи, пророчествовавших о Спасителе.

Шестая - пророка Ионы, который своим трехдневным пребыванием во чреве кита прообразовал трехдневное пребывание во аде Иисуса Христа. Седьмая и восьмая библейские песни, вплетенные в канон заставляют думать о молитве к Богу в трудных обстоятельствах. Это песни пророка Даниила и трех отроков в вавилонской печи.

Девятая песнь - Богородицы, уже новозаветный текст, указывающий на завершение ветхозаветной истории. Так образуется очень глубокое по содержанию и смыслу песнопение, с помощью которого мы можем пережить историю спасения: от бегства евреев из Египта до Благой вести. Впрочем, такое символическое путешествие в Священную историю возможно при умении слышать и сосредотачивать внимание.

У Великого поста есть свой особый богослужебный знак. Это молитва Ефрема Сирина, впервые произносимая на вечерней службе Прощеного воскресенья. Во время молитвы, как и в первый раз, кладутся земные поклоны, но иногда добавляются двенадцать молитвенных прошений: «Боже, милостив буди мне грешному», произнося которые кланяются поясным поклоном.

В эти дни можно открыть для себя, чему посвящены маленькие службы, называющиеся часы. На этих службах поются песнопения, которые открывают их богослужебный смысл. И если кто тяготился ими, опаздывал с утра к третьему и шестому часу или, напротив, торопился убежать вечером с первого, а про существование девятого вовсе не подозревал, имеет возможность во время поста проникнуться важностью этих служб.

Смысл первого часа выражен его тропарем, который начинают по особому исполнять, совершая земные поклоны во время пения этого текста:

Обычно священник пропевает: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и совершает земной поклон. Хор поет это песнопение и тоже совершает земной поклон, пока священник возглашает особые стихи: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», «Яко к Тебе помолюся, Господи». К этим стихам хор подпевает тропарь «Заутра услышу…», все это чередуется с поклонами. Когда слышишь песнопения первого часа Великим постом, сразу понимаешь - это утреннее призывание Бога.

На третьем часе подобным же образом поют, вспоминая событие Пятидесятницы: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Шестой - воспоминание страшного момента Распятия Христова ради того, чтобы избавить нас от грехов: «Иже в шестый день же и час, на кресте Пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

Девятый час не менее страшен по смыслу, это время смерти Иисуса Христа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».

Великопостные богослужения являются не только исключительным молитвенным предстоянием. Они могут стать усердной учебой. Дело в том, что в течение Великого поста, во время разных моментов Богослужения должны быть прочитаны три книги из ветхого Завета: Бытия, Притч Соломоновых и Книга пророка Исайи. В древней Церкви люди, готовящиеся к Таинству Крещения как раз на богослужениях Четыредесятницы (Сорокодневницы, то есть Великого поста) слушали тексты, которые должен был знать каждый христианин. Нынче великопостные службы дают возможность восполнить пробелы в знаниях (если они есть).

И Библейские песни, и часы, и чтения Священного Писания, и молитва Ефрема Сирина: все это останется с молящимися практически на весь пост. А именно на его первой седмице, помимо богослужебных открытий человека ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня (понедельник, вторник, среду и четверг) вечером совершается особое богослужение, чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. Канон начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», то есть как начать каяться, так много грехов, что даже трудно решить какой исповедать сначала. Есть только одна надежда - милосердие Христа.

Канон по содержанию представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. Канон большой, он разделен на четыре части, потому и читается четыре дня. В его словах разворачивается ретроспектива долгого и мучительного пути человечества ко спасению. Вспоминается много библейских персонажей (Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия»), пример которых должен сподвигнуть человеческую душу к очистительному покаянию.

Пример самого Христа должен служить душе образом твердости в духовном делании: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится».

Господь во время своего сорокодневного подвига в пустыни подвергся искушению, помня об этом, душа не должна лениться, но молитвой и постом прогонит врага.

В дни Великого поста можно причаститься на необычной Литургии - Литургии Преждеосвященных Даров. Привычная всем Евхаристия совершается во время поста только по субботам и воскресеньям. А в среду и пятницу христиане причащаются освященными в предшествующее воскресенье Дарами. Поэтому и называется - Литургия Преждеосвященных Даров. Эта служба тихая и скромная.

Первую седмицу воздержание в пище предполагается строгим, но в пятницу, в самом конце Литургии Преждеосвященных Даров постящихся ждет утешение.

В этот день празднуется память мученика Феодора Тирона, о котором из житийной истории можно узнать, что в IV веке он помог христианам избежать поругания, научив, как можно питаться, не покупая на рынке оскверненную пищу. В ночном видении он явился Константинопольскому архиепископу и рассказал готовить колево, разваренную пшеницу, смешанную с медом.

По примеру константинопольских христиан, современные православные готовят колево, освящают его в конце преждеосвященной Литургии и раздают прихожанам. Так завершаются самые трудные, первые дни Великого поста.

К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно. Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения. В статье мы остановимся лишь на некоторых его особенностях, дав повод к самостоятельному, более глубокому ознакомлению.

Почему службы бывают длинные?

Период с первой недели до пятницы шестой включительно называется святой четыредесятницей и насчитывает ровно 40 дней. Седьмая неделя называется Страстной и выделяется отдельно. Первая постовая служба приходится на вечер так называемого «Прощеного воскресенья» , поскольку церковный день начинается с вечера.

Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель - настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.


Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные . На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).

Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтыри. Это касается как домашней, так и церковной молитвы. За неделю в храме вся книга прочитывается теперь два раза вместо одного.

Молитва Ефрема Сирина

В дни Великого поста в храме мы часто слышим такую молитву:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Слова этой молитвы принадлежат святому аскету-пустыннику IV века — преподобному Ефрему Сирину. Она читается в дни поста не только в храме, но и дома вместе с утренним и вечерним правилом. При этом произнесение молитвы сопровождается большим количеством поклонов.

Следует сказать, что обилие поклонов является одной из главных особенностей богослужений данного поста. Поклоны совершаются верующими не только во время молитвы Ефрема Сирина, но и в другие моменты служб. Не распространяется это правило лишь на субботние и воскресные службы.

Покаянный канон Андрея Критского

С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.

Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.

Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя . В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.

Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается .

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого . Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами . В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Воскресные пассии

В дни святой четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение — пассия. Она служится в четыре воскресенья, со второго по пятое, в дни поста. Пассия пришла к нам оттуда же, откуда и черное облачение священства — с Запада. С латинского «пассия» переводится как «страдание» .

Этой службы нет в церковном уставе, поэтому ее содержание может варьироваться в разных храмах. До нас последование пассии дошло в том виде, в котором оно было составлено в середине XVII митрополитом Петром (Могилой). По сути, данное богослужение является вечерней службой Великого поста на понедельник. При этом служится акафист Кресту или Страстям Господним.

Обязательная часть — чтение отрывка одного из Евангелий о Страстях Христовых. Отсюда и количество пассий в году — по числу четырех евангелистов. После службы обязательно произносится проповедь, к которой тщательно готовится духовенство.

Крестопоклонная неделя

Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.

Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной» .

«Похвала Пресвятой Богородицы»

Совершенно отдельно от всех служб стоит так называемая «Суббота акафиста» , или «Похвала Пресвятой Богородицы» . Она совершается на пятой седмице святой четыредесятницы. На утрене читается акафист Богородице «Радуйся, Невесто невестная» .

Это первый и единственный, положенный уставом Церкви, акафист. Он был написан в честь защиты Пресвятой Богородицей Константинополя от нашествия иноплеменников в 626 году. Для совершения службы священники в этот день выходят на середину храма. Акафист читается по частям, за четыре раза. После каждой части поется кондак (небольшое песнопение) «Взбранной Воеводе» и кадится храм.

По своей нетипичной для поста праздничности «Суббота Акафиста» схожа с Благовещением. И только в честь Пресвятой Богородицы делаются в Великий пост два таких больших исключения.

Как видим, постовые службы имеют огромную смысловую нагрузку и разнообразие. На последней, Страстной неделе они еще более духовно насыщены. Об этом следует говорить отдельно. Однако есть смысл по возможности не пропустить ни одного из важнейших богослужений в посту, ведь больше они в этом году не повторятся.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Особенности Богослужения Великого Поста

Я опускаю особенности Богослужений приготовительных седмиц, в том числе и Сырной. Первое, что следует отметить: все постовые особенности отменяются в субботу и воскресенье. В эти дни почти ничто не напоминает о том, что идет Великий Пост. Есть некоторые особенности - например, на воскресном всенощном бдении по чтении Евангелия поется «Покаяния отверзи ми двери…», но это уже некие малости. В последний раз великопостные особенности присутствуют в пяток каждой седмицы за вечерней (по субботам). Эта вечерня, как правило, присоединяется к Литургии Преждеосвященных Даров.

А вот великое повечерие в пятницу вечером уже совершается без великопостных особенностей - без земных поклонов и не в черных облачениях. Кстати, черное облачение на будничных службах Великого Поста - это довольно поздняя традиция, пришедшая к нам от римо–католиков примерно в 18 веке. До этого служили в темных (как правило, темно–лиловых) облачениях, но не в черных. Так или иначе, облачения иерейские и диаконские на будничных службах Великого Поста всегда отличались от облачений, скажем, воскресных.

1. Самая главная особенность великопостного Богослужения - отсутствие в будничные дни полной Литургии. Что касается Литургии Преждеосвященных Даров, то она, во–первых, совершается не каждый день, а во–вторых, не является Литургией в полном смысле этого слова. Об этом мы позднее поговорим немного подробнее. По всем субботним и воскресным дням совершается полная Литургия. В прочие дни Великого Поста полная Литургия может совершаться только в одном случае: при попадании праздника Благовещения Пр. Богородицы на какой?нибудь из будничных дней Великого Поста.

2. Следующая особенность великопостного Богослужения: по некоторым будничным дням совершается особое чинопоследование, которое никогда не совершается вне этого периода. Это так называемая Литургия Преждеосвященных Даров.

3. В первые пять воскресных дней Великого Поста совершается Литургия не Иоанна Златоустого, а Литургия Василия Великого. Надо сказать, что Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: в первые пять воскресений Великого Поста, в Великий Четверток, Великую Субботу, в Рождественский и Крещенский сочельники или же в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, если эти праздники выпадают на воскресение или понедельник. То есть если сочельники выпадают на субботу или воскресенье, то в сочельник совершается Литургия Иоанна Златоустого, а в самый праздник - Литургия Василия Великого. 1 января, в день памяти св. Василия Великого, также совершается Литургия Василия Великого (в Новый год по старому стилю).

4. Четвертая особенность великопостного Богослужения: несколько изменяется само следование служб суточного круга.

Изобразительны при отсутствии Литургии совершаются не после 6–го, а после 9–го Часа.

(Вопрос: где помещен устав об облачении и что означают различные цвета священных риз?)

Ответ: нигде устава о цвете облачения нет, это неписаная традиция. По всей видимости, раньше такой проблемы не было - в ризе какого цвета служить. Ризы были парчовые, расшитые металлической нитью, и цвет не имел решающего значения. Сейчас традиция такая: будничные службы Великого Поста совершать в черных ризах, службы Цветной Триоди - до отдания Пасхи - в красных, службы Господских праздников - в белых (кроме того, в белых ризах совершаются заупокойные службы), как и таинства, перешедшие в разряд треб: крещение, венчание, соборование, отпевание, пострижение. В голубых ризах совершаются службы Богородичных праздников. В зеленых ризах - службы преподобнические, а также праздника Троицы (понедельник Святаго Духа - уже в белых). Вербное Воскресение служат либо в золотых (как и Лазареву субботу), либо в белых ризах, т. к. это Господский праздник.

Что касается золотых, или желтых, риз, то в них служатся службы святительские, а также, по установившейся традиции, обычные будничные службы. Вообще, как правило, цвет риз соответствует тому или иному празднованию только начиная от полиелейной службы: если полиелей или бдение, то по цвету праздника; если служба до славословия включительно, то в золотых ризах. В частности, воскресные службы служатся в золотых ризах. Мученические службы - в красных ризах.)

5. Каждая из служб суточного круга претерпевает некоторые изменения в своем чине. Наиболее характерной особенностью является чтение в конце каждой службы суточного круга молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами. И вообще одной из характерных особенностей Богослужений Великого Поста является обилие земных поклонов. Между прочим, земные поклоны полагаются отнюдь не только на «Господи, Владыко живота моего…»

(Вопрос: каков смысл совершения Литургии Василия Великого в воскресные дни, а в субботние - Литургии Иоанна Златоустого? Почему не наоборот?

Ответ: не надо забывать, что, согласно церковному преданию, Литургия Иоанна Златоустого есть некоторое сокращение Литургии Василия Великого. Поэтому в те дни, когда от нас требуется сугубая молитва, совершается Литургия Василия Великого. Понятно, что воскресный день во всех отношениях превосходит день субботний, поэтому по воскресным дням Великого Поста совершается Литургия Василия Великого, а по субботним - полная «обычная» Литургия, т. е. Литургия Иоанна Златоустого. А в Вербное Воскресение совершается Литургия Иоанна Златоустого. Почему? Потому что Вербное Воскресение ни при каком исчислении не причисляется к Великому Посту.)

6. Еще одна важная особенность, относящаяся не к данной службе суточного круга, а ко всему суточному кругу в целом: особый устав чтения Псалтири. Пока скажу лишь, что Великим Постом прочитывается в течение седмицы не 20, а 40 кафизм, т. е. Псалтирь прочитывается не единожды, а дважды за седмицу.

Это достигается вследствие двух причин: - на великопостной утрени прочитывается не две, а три кафизмы; - кафизмы читаются почти на всех Часах.

Между прочим, в субботние и воскресные дни устав о кафизмах не изменяется, что тоже подтверждает отсутствие в субботу и воскресение великопостных особенностей.

7. Следующая особенность заключается в изменении чинопоследования каждой из служб суточного круга.

Об этом мы будем говорить более подробно, а пока скажу лишь, что Великим Постом вечерня совершается ранее, чем в дни Великого Поста. Она присоединяется к Часам, согласно установившейся у нас практике (впрочем, дозволяемой Типиконом). А поскольку вечерня совершается днем, а не вечером, то вечером в седмичные дни служится не малое, а великое повечерие. В пятницу вечером также совершается великое повечерие, но уже без великопостных особенностей. Устав называет это повечерие «повечерием великим без поклонов».

8. В воскресенье вечером Великим Постом (в первые пять воскресений, а также в неделю сыроспустную) совершается вечерни со входом и великим прокимном. Два великих прокимна глаголятся поочередно.

(Вопрос: откуда появилась традиция служить в воскресение пассию?

Ответ: оттуда же, откуда и традиция служить в черных ризах. Собственно, «пассия» (латинское слово) означает «страдание». Это служба не уставная, она распространилась у нас в синодальный период. Между прочим, чина пассии нигде нет и в разных храмах она совершается по–разному. Есть редкие храмы, где она не совершается, а совершается уставная служба.

Собственно говоря, пассия - это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном (иногда акафистом) и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются четыре раза: во второе, третье, четвертое и пятое воскресение Великого Поста. Почему четыре? Потому что четыре евангелиста: на первой пассии читаются страсти по Матфею, на второй - страсти по Марку, на третьей - страсти по Луке, на четвертой - страсти по Иоанну.) В прошлый раз мы охарактеризовали общие особенности всех великопостных Богослужений. Сегодня мы будем изучать конкретные особенности тех или иных служб суточного круга, отправляемых во время Св. Великого Поста.

Надо сказать, что Типикон посвящает великопостному Богослужению довольно значительную часть своего объема - это глава 49–я, занимающая несколько десятков страниц. Глава эта называется «Последование Святыя Четыредесятницы».

Я буду излагать особенности служб суточного круга не в порядке следования богослужебного дня, а в порядке следования дня астрономического.

Полунощница (вседневная) Напомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные (воскресные). И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощнице, поскольку в субботу и воскресение никаких великопостных особенностей нет.

По возгласе священника: «Боже, ущедри ны и благослови ны…» - молитва Ефрема Сирина с 16–ю поклонами. Это и есть единственная особенность великопостной полунощницы. Согласно ныне действующей редакции устава, полагается 3 земных поклона, 12 поясных с краткой молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной поклон (в сумме 16). До богослужебной реформы патриарха Никона молитва Ефрема Смирина совершалась иначе (по крайней мере на Руси): полагались 16 поклонов земных, а краткие молитвы были разными. Текст самой молитвы в той редакции тоже несколько отличался от теперешней: «Господи Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, праздности и любоначалия отжени от мене» (а не «не даждь ми»). С богословской точки зрения такая формула безукоризненна: Господь не может дать нам чего?либо стропотного. Другое дело, что мы можем просить Бога, чтобы Он отделил, «отженил» от нас то, чему не подобает в нас возрастать. Правда, есть другой пример: «Не введи нас во искушение» в молитве Господней. Это тоже условно понимаемое место: не допусти до того, чтобы искушения возобладали над нами. Так же надо понимать и «не даждь ми» в молитве Ефрема Сирина.

Утреня (без полиелея) Это слyжба обширная, так что мы вправе ожидать многих особенностей.

Утрени, как известно, бывают разные: бyдничные, со славословием и с полиелеем. Так что когда мы говорим об yтрени, нyжно конкретизировать, о какой именно великопостной yтрени идет речь: без славословия, со славословием или с полиелеем.

Скажy сразy, что yтрени со славословием в дни Великого Поста быть не может. По бyдням Великого Поста Великое славословие никогда не поется - даже на праздник Благовещения.

А вот полиелей может быть, хотя и крайне редко.

1. Начальное Трисвятое. По возгласе «Благословен Бог наш» на yтрени вне Великого Поста чтец сразy начинает: «Аминь.

Приидите, поклонимся…» и двyпсалмие. Великим Постом добавляется Трисвятое по Отче наш. Затем - возглас священника и продолжение общего начала до двyпсалмия. Далее все идет обычным порядком: двyпсалмие с каждением, тропари, малая и сyгyбая ектения, шестопсалмие. Согласно yставy, священник исходит на чтение yтренних молитв не в начала 4–го псалма шестопсалмия, а в начале 5–го. Отсюда вывод: Великим Постом шестопсалмие читается более неспешно, растяжно, чем вне Великого Поста, так что yспевают прочитать 12 yтренних молитв во время чтения всего лишь двyх последних псалмов.

2. Вместо «Бог Господь» со стихами поется «Аллилyиа» со своими стихами. Стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. На самом деле они являются частью 5–й пророческой песнью, которyю, согласно yставy, положено соединять с 5–й песню канона всякой yтрени.

Почемy не поется «Бог Господь и явися нам», а поется «Аллилyиа»? Возглас «аллилyиа» можно перевести как хваление Господy, «слава Богy». Слyжба на «Бог Господь» предполагает вершиной своего совершения Божественнyю литyргию. Великим же Постом Литyргия по бyдням не совершается (о Литyргии Преждеосвященных Даров разговор особый). А раз не совершается Божественная литyргия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, поэтомy пение «Бог Господь» на yтрени было бы не вполне yместно. Поется иное славословие, более общего характера. Соответственно стихи аллилyария носят более покаянный, нежели радостный характер: «От нощи yтренюет дyх мой к Тебе, Боже…» (На полиелейной yтрени бывает «Бог Господь», но там вообще изменяется весь строй слyжбы. Божественная литyргия Преждеосвященных Даров назначается там ради святого, она внеочередная. Как есть апостольское евангельское чтение рядовое, а есть праздничное. Ради праздничного чтения назначается дополнительный прокимен, так же и здесь: ради дополнительной, внеочередной Литyргии Преждеосвященных Даров назначается чтение «Бог Господь». Кроме того, всякая слyжба целостна и было бы нелогично петь на yтрени покаянные стихи Исаии, а потом полиелей. То есть полиелей как бы идет в одной связке с «Бог Господь и явися нам» - псалом 118 перекликается с полиелейныйми псалмами 4 и 135. Но это скорее исключение - таких слyжбы бывает постом всего две, когда на «Бог Господь» полной Литyргии нет: 40 мyчеников и Обретение главы, и то не всегда.)

3. Вместо тропарей на «Бог Господь» поются Троичны гласа. По сyществy это тоже тропари, но несколько особенного характера. Указывается, что Октоих Великим Постом, вообще говоря, не отменяется, хотя расхожее мнение говорит о том, что во время Великого Поста по бyдним дням Октоих не поется. Это так и не так. Действительно, для совершения Богослyжения книга, именyемая Октоихом, не понадобится. Но это не значит, что Октоих не поется - некоторые его тексты все равно использyются за Богослyжением. Во–первых, это Троичны гласа, во–вторых, седальны по первом стихословии yтрени (т. е. после 1–й кафизмы yтрени), в–третьих, светильны гласа по окончании канона. Но посколькy этих текстов мало, то целесообразно было бы их заключить в Постнyю Триодь, что и сделано: они напечатаны в виде приложения в Постной Триоди. Иными словами, некоторые тексты Октоиха использyются, хотя сама книга на великопостном Богослyжении не нyжна.

В каждом гласе три Троична. Первый поется просто, второй на «Славy», третий - на «И ныне». Первый Троичен имеет переменное окончание, которое определяется текyщим днем седмицы. Впонедельник Троичен оканчивается: «Предстательствyет бесплотных, помилyй нас», во вторник: «Молитвами Предтечи Твоего помилyй нас». В средy и пяток: «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Понятно, что окончание первого Троична любого гласа зависит от дня седмицы.

Во втором Троичне молитвенно призываются все святые: «Молитвами всех святых, помилyй нас» (в любом гласе, в любой день седмицы). В третьем Троичне мы обращаемся ко Пресвятей Богородице: «Молитвами Богородицы спаси ны». То есть соблюдена обычная логика: последнее песнопение данной yтрени так или иначе обращено ко Пресвятей Богородице или хотя бы Пресвятая Богородица yпоминается в этом песнопении. Так что третий Троичен справедливо было бы назвать «Троичнобогородичном» (по типy Крестобогородична), хотя такого термина и нет. То есть это некое песнопение, в котором прославляется и Пресвятая Троица, и Пресвятая Богородица.

Почемy не поются тропари на «Бог Господь»?

Обычно на yтрени на «Бог Господь» поется тропарь святого дня (дважды), «Слава, и ныне», тот или иной Богородичен. Нy, с Богородичном понятно: третий Троичен можно yсловно назвать Богородичном. Но почемy не поются тропари святого дня? Чем «виноват» святой, что его память попала на великопостный период?

Дело в том, что в конце второго Троична призываются к застyпничествy за нас все святые, а значит и святой данного дня. Вот почемy пение отдельного тропаря этомy конкретномy святомy является излишним. Так что в Богослyжебном yставе все оправдано.

4. Читаются кафизмы по особомy yставy, отличномy от того, о котором рассказано раньше. Слyжба простая, без славословия, а значит, малых ектений по кафизмах нет. Однако седальны на yтрени по кафизмах бывают всегда: после 1–й кафизмы - седальны Октоиха (зри Приложение к Триоди); после 2–й и 3–й кафизм - седальны Триоди данного дня.

То есть чтобы отыскать седальны после 1–й кафизмы, необходимо заглянyть в конец Постной Триоди и найти в Приложении нyжный седален в соответствии, во–впервых, с гласом Октоиха, а во–вторых, в соответствии с днем седмицы. А вот седальны второго и третьего стихословия находятся в основном тексте Триоди, а не в Приложении.

После псалма 50, который всегда читается по окончании кафизмы yтрени, читается первая литийная молитва «Спаси, Боже, люди Твоя» (диакон читает ее перед иконой Спасителя, а если диакона нет, то иерей). Затем хор поет «Господи помилyй» 12 раз. Возглас «Милостию и щедротами».

Мы привыкли к томy, что подобный yчасток Богослyжения свойствен праздникам - по бyдням этого нет в дни Великого Поста. А вот если yтреня полиелейная или воскресная, это появляется. Здесь происходит как бы опрокидывание наших обычных понятий: слyжба отнюдь не праздничная, скорее наоборот, и тем не менее - «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Милостию и щедротами». Дело в том, что эта молитва восходит к литии, которая совершается на всенощном бдении (или иногда на великой вечерне), а мы yже говорили, что лития - это отнюдь не праздничная часть слyжбы, не второй полиелей, а наоборот - моление покаянное, а оно особенно yместно в бyдничные дни Великого Поста. На праздники же, в полиелейные дни, «Спаси, Боже, люди Твоя» появляется лишь как «повторение» литии. Ведь если на бдении полагается елеопомазание, то оно совершается после отпyста yтрени, согласно yставy. После елеопомазания произносится заключительная молитвалитии: «Владыко Многомилостивый», то есть полyчается, что весь канон yтрени, хвалитные стихиры, славословие и пр. составляют как бы некyю однy большyю литию, начинающyюся со «Спаси, Боже, люди Твоя» и оканчивающyюся «Владыко Многомилостивый» перед 1–м Часом.

5. Следyющая важнейшая особенность - особый порядок чтения канонов Минеи и Трипеснцев Триоди. Подробный разговор об этом - несколько дальше.

6. По окончании канонов вместо привычных экзапостилариев Октоиха (дня седмицы) или светильнов Минеи читается особые светильны гласа (см. Приложение к Триоди), которые иногда называют светильнами Троичных, потомy что они перекликаются с теми Троичнами гласа, которые пелись вместо тропарей на «Бог Господь». По сyществy в каждом гласе один светилен, но читается или поется он на слyжбе троекратно: второй раз на «Славy», третий раз - на «И ныне». Причем каждый раз с разным окончанием. О разнице окончаний светильнов гласа можно сказать то же самое, что было сказано о различии окончаний трех Троичнов гласа: окончание первого светильна определяется днем седмицы, окончание второго светильна всегда обращено ко всем святым, а окончание третьего - ко Пресвятей Богородице.

7. Славословие всегда читается, а не поется.

8. Вместо стиховенных стихир Октоиха - стиховенные стихиры Триоди.

9. «Благо есть» по бyдням Великого Поста читается дважды (вне поста - единожды).

Далее на непостовой yтрени обычно идет Трисвятое, по «Отче наш» - возглас, тропарь Минеи, «Слава, и ныне», Богородичен, конец yтрени. Но тропаря Минеи нет - как мы yже yказывали, он не поется, так что должно быть что?то иное.

10. Вместо тропаря Минеи - «В храме стоящих славы Твоея…». Всегда один и тот же постоянный тропарь. Вместо сyгyбой ектении - «Господи помилyй» (40 раз). Диакон и иерей в это время безмолвствyют. По всей видимости, эта особенность восходит к тем временам, когда пyстынники покидали св. обители и подвизались порознь. Слyжбы совершались ими неопyстительно, но священника с ними не было. При отсyтствии священника сyгyбyю ектению принято заменять на 40–кратное «Господи помилyй», а возглас - на «Слава, и ныне». Отголосок этого порядка попал и в современный yстав.

11. По возгласе «Сый благословен» - молитва «Небесный Царю, верy yтверди…» (не пyтать с «Царю Небесный»). По yставy этy молитвy глаголет предстоятель (настоятель либо старейший от священства).

Как видим, великопостная yтреня имеет достаточно много особенностей.

Не бyдy перечислять особенности Часов и вечерни, а сосредоточy внимание на том, чтобы более подробно раскрыть особенности yтрени.

Начнy с yстава о кафизмах, а затем поговорим о порядке чтения канонов на yтрени, а после этого перейдем к Часам, если останется время.

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

7. Особенности Праздничного Богослужения. Всем известно, что богослужение бывает не только будничное, не только строгое, простое, покаянное, но и праздничное, то есть по преимуществу радостное, хвалебное, связанное с церковным торжеством. Праздничные элементы имеются в

Из книги Том 4. Аскетическая проповедь автора Брянчанинов Святитель Игнатий

14. Литургии в Дни Великого Поста. Каждый богослужебный день есть нерасторжимое единство богослужения времени и того, как, какая и в какое время совершается в этот день литургия, как в этот день нам является таинство Евхаристии. Если в период пения Октоиха тут нет большого

Из книги Практическое руководство к молитве автора Мень Александр

Поучение во вторую Неделю Великого поста Значение поста для человека Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством .Возлюбленные братия! Душеспасительно нам в дни Святой Четыредесятницы не только удручать тела наши постом, но и беседовать о посте;

Из книги О проведении Великого поста автора Мень Александр

Поучение в четвертую Неделю Великого поста Значение поста по отношению к падшим духам Сей род, - сказал Господь Своим Апостолам о духах злобы, - ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом . Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

Поучение в пятую Неделю Великого поста Сочетание поста с милостию и молитвою Благо, говорил Архангел Рафаил Товитам, молитва с постом [и] милостынею и правдою . Великое благо - такой пост! {стр. 100} Благо он для грешников, как единственная дверь для исшествия из

Из книги Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники автора Пономарев Вячеслав

О проведении Великого Поста Время Великого Поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных дней.Великим Постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

О проведении Великого поста Время Великого поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече пасхальных дней.Великим постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая

Из книги Конспекты лекций по литургике автора (Тахи–Заде) Михаил

Недели Великого поста. Недели святой и великой Четыредесятницы посвящены каждая особенному воспоминанию. Обыкновеннее впрочем они отличаются одна от другой счетом порядка, в котором следуют, например, первая неделя Великого поста, вторая, третья и

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Седмицы Великого поста Первая Седмица Великого поста проводится особо строго – в ее дни и монахи, и миряне стараются соблюдать предписания Устава о воздержании максимально точно. Христиане в начале постного подвига не вкушают пищи до среды (или вечера вторника), до

Из книги Православный пост. Рецепты постных блюд автора Прокопенко Иоланта

Двунадесятые праздники: история и особенности богослужения Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 8(21)сентября Тропарь праздника, глас 4Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

СУББОТЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также “родительские” субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы

Из книги Молитвослов на русском языке автора

5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время слyжить Благовещение? В этом годy такое едва не слyчилось.Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на yтрени не

Из книги автора

Недели Великого поста Когда мы говорим «неделя», то обычно имеем в виду отрезок времени от воскресенья до воскресенья. Но надо помнить, что слово это славянское и означает день, в который «неделают» – то есть проводят его «праздно». А привычные нам недели называются

Из книги автора

Седмицы Великого поста Великий пост состоит из шести седмиц, каждая именуется по порядковому числу. Великий пост заканчивается пятницей своей шестой седмицы, за которой следует Лазарева суббота и Вербное воскресенье.Первая седмица Четыредесятницы - «Феодорова

Из книги автора

§ 37. Особенности Католического вероучения и богослужения Католики составляют 50 % всех христиан. Большинство населения Европы, все страны Латинской Америки, ряд стран Африки, Филиппины исповедуют католичество. Во главе католической Церкви стоит папа Римский, являющийся

Из книги автора

Службы великого поста

Посещение храма в великопостные дни – сложный вопрос для работающих людей. Как не остаться в стороне и достаточно ли участия в воскресных богослужениях? Приводим статью "Участие в великопостных богослужениях" из работы протопресвитера Александра Шмемана "Великий пост в нашей жизни"

Как мы уже сказали, никто не может посещать все великопостные богослужения. Но каждый может быть на некоторых из них. Великим Постом, прежде всего, надо чаще ходить в церковь и участвовать в церковном богослужении; нельзя извинить тех, кто этим пренебрегает. Конечно, здесь опять встречаются разные личные обстоятельства, индивидуальные возможности и невозможности, которые приводят к различным решениям, но решение как таковое должно быть; должно быть сделано усилие, должно быть постоянство. С богослужебной точки зрения мы можем предложить нижеследующий "минимум", цель которого не в духовно разрушительном чувстве исполненной обязанности, а в усвоении хотя бы самого существенного в великопостном богослужении.

В первую очередь, особое внимание должно быть обращено в приходах на надлежащее совершение вечерни в Прощенное Воскресенье. Поистине трагично, что в стольких церквах эта служба либо вообще пропускается, либо совершается без должного внимания и заботы. Эта вечерня должна стать одним из больших ежегодных "приходских событий" и, как таковая, быть особенно хорошо подготовлена. Приготовление состоит из спевок приходского хора, объяснения этой службы в проповедях или приходских листках, выбора удобного времени, когда большинство прихожан может быть в церкви; в общем, надо сделать эту вечерню настоящим духовным событием. Потому что, повторяем еще раз, эта вечерня лучше и больше всего открывает нам значение Великого Поста как времени покаяния, примирения, согласного начала постного пути.

Следующее за этой вечерней первенствующее место должно быть отведено первой неделе Поста. Особое усилие должно быть приложено к тому, чтобы хоть один или два раза прослушать Великий Канон Андрея Критского. Как уже было сказано, смысл и цель богослужений этих первых дней направлены на то, чтобы ввести нас в духовное настроение Великого Поста, то, которое мы назвали "светлой печалью".

Затем, в течение всего Великого Поста, совершенно необходимо, чтобы хоть один день был посвящен присутствию на Литургии Преждеосвященных Даров со всеми ее духовными переживаниями - постом, превращением хотя бы одного дня в настоящее ожидание и суда и радости. Тут не могут быть убедительными никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее, ибо если мы будем исполнять только то, что "удобно" при условиях нашей теперешней жизни, то самое понятие постного подвига станет совершенно бессмысленным. На самом деле не только в XX веке, но со времен Адама и Евы "мир сей" всегда препятствовал исполнению заповедей Божиих. Поэтому и в современном образе жизни нет по существу ничего нового, особенного. В конце концов, все опять зависит от того, серьезно ли мы относимся к религии; если да, то для восьми или десяти раз, что мы пойдем в церковь, потребуется минимальное усилие. Но, лишая себя этих восьми-десяти раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины великопостных богослужений, но, как мы увидим в следующей главе, того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным. /

В еликий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы - сорока дней - и Страстной седмицы - недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

Принято с особой строгостью соблюдать Первую и Страстную седмицы

В еще не очень давние исторические века в православных странах во время Великого поста жизнь граждан сильно менялась: закрывались театры, бани, прекращалась торговля мясом, а на первой неделе Поста, а так же на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения, чтобы верующие люди могли пойти в храм на очень важные великопостные службы. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов.



Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.


Принято с особой строгостью соблюдать Первую и Страстную седмицы Великого поста. Великий пост подразумевает отказ от мясной, молочной, рыбной пищи, а так же яиц, однако меру своего поста надо согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.

Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью,
а Богослужение - продолжительностью.

Св. Четыредесятница , которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого Чистым . Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста.

Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие . По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров , в первые пять воскресений Великого поста - литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.


В первые четыре дня , (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: « Помилуй меня, Боже, помилуй меня ». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).

Православные верующие стараются не пропустить эти службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» - это отваренная пшеница с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо.

Первое воскресенье Великого поста именуется «Торжеством православия », установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» - живущим.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы , архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной после Великого славословия выносится Святой Крест . Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века - святой Иоанн Лествичник , который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской », на котором читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, оставившей мир и подвязавшейся жить в пустыне в посте и молитве и через этот стяжавшей не только прощение у Бога, но и святость, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием к кающимся грешникам.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице »: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской .

В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого Поста - великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением, Неделею Вайи и Цветоносною. Накануне на Всенощной службе освящаются ветви вербы (вайа), с которыми приходят в церковь верующие. Затем возжигаются свечи, с которыми верующие стоят до конца службы, знаменуя этим победу жизни над смертью.

Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

Страстная Седмица посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и « Аллилуия » поется тропарь: « Се Жених грядет в полунощи », а после канона поется песнь: « Чертог Твой вижду. Спасе мой ». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

Загрузка...
Top