Социально трудовые отношения в коммерческой деятельности. Социальное партнерство как основное направление регулирования социально-трудовых отношений

Регулирование социально-трудовых отношений - это процесс воздействия субъектов регулирования всех уровней на социально-трудовую сферу организаций с целью обеспечения ее гармоничного функционирования и развития на основе согласования экономических и социальных интересов и соблюдения прав работодателей (собственников) и наемного персонала. Это регулирование прямо воздействует на социально-трудовые и трудовые отношения в организациях и влияет на процесс труда. Воздействие на социально-трудовые отношения происходит в основном через систему социального партнерства, воздействие на трудовые отношения - через Трудовой кодекс РФ, законы о труде и т.п.

Регулирование социально-трудовых отношений направлено на обеспечение:

Продуктивной занятости и защиты от безработицы;

Справедливой оплаты труда и формирования доходов;

Совершенствования форм социального партнерства и др.

Субъектами регулирования социально-трудовых отношений являются:

Органы государственной власти и местного самоуправления;

Ассоциации предпринимателей и другие объединения работодателей;

Профессиональные союзы и другие объединения наемных работников;

Работодатели и профсоюзные организации предприятий.

Стратегической целью регулирования социально-трудовых отношений является:

Повышение эффективности труда, а это, в свою очередь, косвенно окажет влияние на улучшение материального положения и условий жизни людей (уровня жизни);

Нормализация и улучшение демографической ситуации; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения;

Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Список литературы

1. Бухалков М. И. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 424с.

2. Владимирова Л. П. Экономика труда: Учеб. пособие. – М.: Издат. Дом. «Дашков и К о », 2000.

3. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2003.

4. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимодействию: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999.

5. Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. Т 1,2. – Женева: МБТ, 1991.

6. Пашуто В. П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2001

7. Рофе А. И. Экономика труда. –М.: Изд-во «Кнорус». – 2010. – 400с.

8. Хант Дж. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера. – М.: Олимп-бизнес, 1999.



9. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Н. А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 736с.

10. Экономика труда: учебник / С. Н. Трунин. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 496с.

11. Экономика и социология труда: учебник / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2009. – 464с.

12. Экономика труда: учебник. / Под ред. Винокурова М. А., Горелова Н. А. – СПб.: Питер, 2004. – 656с.

13. Эренбергер Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда: теория и государственная политика. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

Учебное издание

«ЭКОНОМИКА ТРУДА»

конспект лекций

для студентов очной и заочной форм обучения

направления подготовки 080100 «Экономика»

Компьютерная верстка

Подписано в печать

Сдано в производство

Формат бум. 60х84/16

Усл. печ. л. ___ Уч.-изд. л. ___

Тираж 100 экз. Заказ №__

____________________________________________________________________

Южный институт менеджмента

РИО ЮИМ, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216.

– с другой, – это стимулирование человека (родителями и членами семьи, работодателями на предприятиях, фирмах).

Социальная политика предполагает регулирование баланса в обществе между мотивацией и стимулированием. Таким образом, в социальном государстве человек попадает в продуманные (спланированные) «клещи» социальной политики, где развивается его внутренняя мотивация к трудовым занятиям, профессионализму.

Мотивация и стимулирование – два важнейших стратегических направления социальной политики по развитию человеческого капитала.

Взаимосвязь социальной политики и экономики осуществляется через такое направление экономической науки как «экономика труда», которая является динамичной общественно организованной системой. В этой системе реализуются условия и процесс воспроизводства рабочей силы – ее производство и формирование (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление, а также обеспечивается процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.

Для большинства стран мира развитие социально-трудовых отношений происходит под воздействием таких системообразующих принципов жизнедеятельности, как личная ответственность, опора на собственные силы. Каждый из этих принципов является необходимым условием функционирования механизма мотивационной среды, нацеленности на образовательную и профессиональную самоподготовку (приобретение системы профессиональных компетенций), трудоустройство, активное предпринимательство, достижение максимального успеха, благополучия.

Полная трудовая занятость должна обеспечивать работнику доход, превышающий официальную черту бедности. Так, в США, согласно данным Бюро, доля людей в США, проживающих за чертой бедности, увеличилась в 2010 году до 15,1% по сравнению с 14,3% в 2009 году . При этом величина трудовых доходов пропорциональна образованию, квалификации, его профессиональной компетентности.

В современной России трудовая занятость отнюдь не обеспечивает дохода выше прожиточного минимума одному из четырех субъектов трудовой деятельности. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

I квартал

I полугодие

9 месяцев

I квартал

I полугодие

9 месяцев

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

млн. человек

в процентах от общей численности населения

1) Уточненные данные.

2) Предварительные данные.

Так, Л. Лебедева в статье «Социальная политика в экономике знаний» отмечает, что в масштабах страны вознаграждение российских наемных работников составляет всего 27% ВВП, а в США – 64% , Германии и Великобритании – 55%, Швеции – 61% . Такие показатели, свидетельствуют о недооценке труда российских граждан, девальвации трудовых источников дохода, низком уровне базы обязательного налога. Таким образом, оплата труда в России, превратилась в фактор трудовой демотивации, она стала, фактическим тормозом экономического роста страны.

Обращаясь к зарубежному опыту государственного регулирования трудовых отношений, отмечаем, что важнейшим фактором мотивации субъекта трудовой деятельности, социальной защищенности работников, укрепления их социальной стабильности является политика государств. При этом, оплата труда, является важнейшим фактором уровня образования работника, его профессиональной компетентности.

Проблема нашей страны заключается в том, что при определении зарплаты работнику, уровень его человеческого капитала играет второстепенную роль, тогда как в развитых странах мира, чем большим является человеческий капитал, тем большую зарплату получает носитель этого капитала. Человеческий капитал, его уровень определяют значимость человека в обществе. Поэтому развитое общество должно стимулировать индивиду его желание накапливать свой человеческий капитал.

В России суммарный объем заработной платы составляет около 30% внутреннего валового продукта (ВВП), тогда как в развитых капиталистических странах мира он составляет не менее 60% ВВП.

Сложившаяся в России традиция – экономить на зарплате работников негативно влияет на социально-экономическую жизнь в стране.

И.М. Супоницкая пишет «в России труд не приносит ни богатства, ни положения, ни независимости… отношение к нему выразили пословицы… “всех работ не переработаешь”, “работа не волк, в лес не уйдет”, “от работы не будешь богат, а будешь горбат” и др.». Сравнивая отношение населения к труду в США и в России, И.М. Супоницкая отмечает, что Россия не знала свободного труда, зато имела почти полутысячелетнюю традицию труда принудительного: от установления крепостного права в XVI веке, до зеков и добровольно-принудительных работ остальных советских граждан в XX веке . С этими выводами трудно не согласиться. Дело в том, что методологическая основа накопления человеческого капитала – это личный труд человека. Поэтому его к трудовым занятиям необходимо подготавливать с детских, школьных лет. В связи с этим, основой социальной политики по накоплению человеческого капитала в современной России должно стать развитие способностей каждого человека к личному труду.

Рассматривая проблемы государственного регулирования трудовых отношений, следует обратить внимание на такие первостепенные факторы как:

– взаимодействие государства с работодателями;

– трудовая иммиграция и регулирование минимальной оплаты труда, его нормативов, условий и продолжительности;

– помощь в трудоустройстве молодежи (выпускников общеобразовательных школ, колледжей, выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений);

– защита прав женщин и лиц пенсионного возраста, а также представителей этнических меньшинств;

– обязательное государственное страхование на случай потери работы и др.

Особо следует отметить, что в достижении достойного труда важная позитивная роль принадлежит социальному диалогу между работодателями и администрацией, с одной стороны, и наемными работниками – с другой.

У власти и работодателей существует конфликт интересов, заключающийся в том, что каждый работодатель в отдельности желает платить работнику меньше и заставляет работать при этом больше. Но всей совокупности работодателей, оказывается, выгодно платить работникам больше, так как это обеспечит необходимый спрос на производимые товары и услуги. Властные органы, проводя социальную политику по повышению зарплаты и созданию удобных рабочих мест, обеспечивают для общества предложение различных способов эффективного кругооборота экономических благ. Социальный диалог непосредственно является: источником стабильности; средством урегулирования трудовых споров; механизмом содействия защите прав работников; средством обеспечения социальной справедливости и занятости субъектов трудовой деятельности.

Основные положения социального диалога между трудом и капиталом определены межгосударственной организацией труда. Основные задачи МОТ :

– определение политики, основ и программ деятельности Организации, направленных на решение социально-трудовых проблем;

– разработка и принятие международных трудовых норм – конвенций и рекомендаций, и контроль за их исполнением;

– обеспечение свободы объединения и прав на ведение коллективных переговоров;

– оказание помощи странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции;

– упразднение всех форм принудительного труда;

– защита прав человека, недопущение дискриминации в области труда и занятости;

– действенное запрещение детского труда;

– преодоление бедности, улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

– подготовка программ и содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

– разработка и осуществление программ в области улучшения условий труда и производственной среды, безопасности и гигиены труда, охраны окружающей среды;

– оказание помощи объединениям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

– разработка и осуществление мер по защите социально слабо защищенных групп трудящихся (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся мигрантов).

МОТ играет ведущую роль в усилиях, направленных на реформирование систем социально-трудовых отношений, включающих социальную защиту и обеспечение работника, его социальную безопасность, медицинское обслуживание, безопасность и гигиену труда и др. Проблемами современной государственной политики России в области социальной защиты населения являются:

– обеспечение соблюдения трудовых прав женщин и молодежи, условий оплаты выполненной ими работы;

– защита инвалидов, трудящихся-мигрантов;

– помощь в эффективном управлении сложными сетями социальной защиты в целях их экономической и финансовой жизнеспособности в долгосрочной перспективе.

В настоящее время в России происходят коренные изменения в экономических отношениях страны, поэтому возникла необходимость поиска новых подходов к совершенствованию производительности труда. Наибольший интерес в этом контексте представляют подходы, обозначенные в теории человеческих отношений. Основоположник теории человеческих отношений Э. Мэйо по этому поводу пишет: «… какая бы ни была проблема (связанная с производительностью труда), она частично, а иногда и полностью, определяется отношением индивидуального работника» . Это означает, что процесс удовлетворения потребностей субъекта трудовой деятельности, рано или поздно, приводит к формированию его качественных эмоционально-психологических и социальных ценностей, которые заключаются в:

– приобретении личностно-профессиональных компетенций, закрепляющихся подсознательно в индивидуальной памяти;

– росте интеллектуальных способностей, содействующих интенсификации активности умственных действий, что обеспечивает появление желаний по улучшению социально-трудовых отношений, удовлетворяющих экономические потребности субъекта трудовой деятельности;

– развитии интуитивных способностей;

– использовании полученных знаний об окружающем мире и способах их реализации для обеспечения взаимодействия природы, техники и человека;

– познании мироустройства, лежащего за пределами опыта, и реструктуризация имеющихся представлений о мироустройстве в ходе эволюции и др.

Динамика накопления сформированных ценностей в хозяйственной жизни человека предназначена для максимального сочетания возможностей и потребностей жизнедеятельности, что в течение времени приводит к образованию ресурсного потенциала личностных способностей, которые принято называть человеческим капиталом.

Советская идеология отвергала индивидуальный подход в социально-трудовых отношениях, а потому теория человеческих отношений в бывшем СССР игнорировалась. Тем не менее, теория человеческих отношений получила широкое признание в странах Запада и была представлена Ф. Тейлором, основоположником научного менеджмента, как теория «экономического человека». Научная теория «экономического человека» предполагает, что первой потребностью субъекта трудовой деятельности является получение максимальной экономической выгоды от собственного труда (использование этой теории на предприятиях привело к увеличению экономической прибыли владельцев предприятия). Впоследствии, в связи с развитием научно-технического прогресса, в теории Ф. Тейлора обнаружились явные недостатки (детальный хронометраж рабочего времени привел к протестам работников на многих предприятиях), что, естественно, привело к задержке их экономического развития.

Хотя теория экономического человека формально в России игнорировалась, тем не менее, она достаточно активно использовалась как форма социалистического соревнования. Так, Э. Мэйо по этому поводу утверждает , что целью теории человеческих отношений является улучшение системы понимания условий, которые необходимо выполнять предприятию с целью получения максимальных доходов, полагая, что кроме: 1) способности предприятия извлекать выгоду из современной технологии; 2) систематической организации работы (по Ф. Тейлору, необходима такая организация социальной системы, которая будет способна создать позитивные социальные условия, при которых рабочая сила будет проявлять максимальные способности к активной трудовой деятельности).

Выявление социальной составляющей труда является основой теории человеческих отношений. Эта теория предполагает, что на предприятии должна выстраиваться имманентная социальная структура, предполагающая создание субъектно-личностного характера отношений каждого субъекта трудовой деятельности к производственной деятельности своего предприятия. Структура производственных отношений требует социально-психологической работы менеджмента предприятия и его совокупного характера деятельности.

В связи с тем, что определяющим фактором успешного функционирования общества является создание и развитие качественного человеческого капитала, очевидно, что для реализации этого направления необходима особая социальная политика государства. Нужен поиск необходимых инструментов. Специфическими инструментами социальной политики по развитию человеческого капитала могут быть различные ее направления, но доминирующими, безусловно, при этом являются социально-трудовые отношения.

В современной отечественной государственно-распорядительной системе постоянно присутствуют такие направления, которые означают, непременно, активное участие государства в экономической жизни общества, что, безусловно, сдерживает развитие соответствующей либеральной социальной политики и затрудняет использование эффективных ее инструментов для создания человеческого капитала.

В связи с изменениями, происходящими на рынке труда и тенденцией роста личной ответственности субъектов трудовой деятельности перед обществом, родными и близкими, первостепенное значение приобретает государственная политика в социальной сфере. Реализация функций социальной защиты населения является, основным базовым элементом государственной деятельности, которая характеризуется: экономическими возможностями общества; зрелостью общественного развития субъектов трудовой деятельности; политическими приоритетами.

Это значит, что усилия государства должны быть направлены на развитие такого человеческого потенциала (физического, трудового, интеллектуального, культурного), который отвечает современным экономическим потребностям, и является ключевым фактором экономического и социального прогресса общества. Возрастание роли социальной политики современного российского государства состоит в:

– развитии социально-экономических функций государства;

– повышении роли человеческого потенциала в обеспечении устойчивого экономического роста страны и её конкурентоспособности.

Таким образом, задачами социальной политики на современном этапе развития общества являются:

– внедрение современных методов социальной политики, основанных на сочетании социального инвестирования и адресной поддержки населения;

– содействие активному привлечению негосударственного сектора к оказанию социальных и образовательных услуг, повышению качества социального обслуживания населения, развитию рыночных механизмов в социальной сфере;

– повышение эффективности управления и внедрение современных управленческих технологий в социальную среду;

– объединение потенциала государственной власти, местного самоуправления, деловых кругов и общественности для решения социальных проблем.

Регулирование указанных социально-экономических, социально-трудовых отношений общества является одним из приоритетных направлений социальной политики российского государства, суть которого заключается: в поддержании отношений между различными социальными слоями общества; обеспечении необходимых условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, что является первостепенной задачей социальной политики государства, направленной на создание позитивных социальных гарантий и формирование экономических стимулов субъектов трудовой деятельности и развитие человеческого капитала.

Литература:

1. Бюро переписи населения США. [Электронный ресурс] – режим доступа: www.census.gov

2. Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – режим доступа: www.gks.ru

3. Лебедева Л.Ф. Социальная политика в экономике знаний: глобальная конкуренция в мировом государстве. Т.4 // Сентябрь-декабрь 2006. № 3 (12).

4. Супоницкая И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе // Вопросы философии. 2003. № 5.

5. Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: справочное пособие. М., 2007.

Формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе происходит под влиянием огромного количества факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием. К числу основных факторов можно отнести особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства.
Социальная политика. Социально-экономическая концепция развития любого общества включает в себя механизм формирования и регулирования социально-трудовых отношений как важнейший элемент социальной политики. При этом социальная политика понимается как стратегическое социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития граждан, обеспечивающее им достойный уровень, условия жизни и труда, их социальную защищенность. Последняя включает законодательно или иным образом установленные гарантии социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи, представляющие собой различные системы мер, дифференцированных в первую очередь по адресной направленности:

  • социальная защита - система мер, обеспечивающая социальную за
    щищенность преимущественно нетрудоспособного населения и соци
    ально уязвимых слоев трудоспособного населения;
  • социальная поддержка - система мер, относящаяся в основном к эко
    номически активному населению и направленная на создание усло
    вий, позволяющих обеспечить социальную защищенность наемных ра
    ботников;
  • социальная помощь - меры, относящиеся ко всему населению и пред
    ставляющие собой помощь, как правило, кратковременного характера,
    оказываемую людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуа
    ции, требующие дополнительных расходов.

93
Глава 5. Функционирование системы социально-трудовых отношений
Главная цель социальной политики - повышение уровня и качества жизни граждан Украины на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможностей, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование.
Социальная политика фактически представляет собой синтез нескольких крупных направлений государственной политики, в том числе политики в области труда, социально-трудовых отношений; политики в области доходов населения; политики занятости, регулирования рынка труда; миграционной политики; политики в области социальной сферы; демографической политики; экологической политики.
Глобализация экономики. Фактором, все более мощно регулирующим социально-трудовые отношения в современном мире, является глобализация экономики, которая представляет собой процесс формирования системы международного разделения труда, мировой инфраструктуры, мировой валютной системы, международной миграции рабочей силы в условиях бурного роста мировой торговли и потоков иностранных инвестиций, стремительных технологических изменений. Глобализация экономики сопровождается ростом взаимозависимости национальных финансовых рынков, увеличением спекулятивных валютных потоков между государствами и вторичных финансовых рынков, состоянием платежной и торговой несбалансированности, которые в совокупности резко ограничивают возможность формирования макроэкономической политики на национальных уровнях.
Развитие общественного труда и производства. Мощным фактором, определяющим процесс формирования и развития социально-трудовых отношений, являются объективные закономерности развития общественного труда, которые на протяжении исторической перспективы выступают в формах разделения и кооперации труда (в их предметной, функциональной форме, в вертикальном и горизонтальном разрезах), роста производительности труда, замещения труда капиталом.
В процессе формирования социально-трудовых отношений на предприятиях любого типа и организационной формы проявляется определенное единство, поскольку социально-трудовые отношения всегда зависят от:

  • основных характеристик социально-трудовых отношений (основных
    правовых рамок, общеэкономических условий, структуры и развития
    внешнего рынка труда, социокультурной среды, основных техниче
    ских параметров продукции и оборудования);
  • стратегии развития организации;
  • системы рабочих мест на предприятии (построения работ, нормирова-

94
Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда

ния, определения содержания работы, рабочего времени и условий труда и др.);

  • кадровой политики организации (планирования и привлечения персо
    нала, заполнения рабочих мест, оценки работы, квалификационного
    роста, оплаты труда, мотивации, социальных льгот, компенсационных
    выплат, участия в прибылях, в капитале);
  • трудового поведения (установок, мотивов, групповых и индивидуаль
    ных норм трудового поведения, конфликтности, профессиональной
    социализации).
Важным фактором, определяющим характер социально-трудовых отношений на предприятии (в организации), является стадия (жизненный цикл) его развития. Если на стадии зарождения предприятия социально-трудовые отношения часто носят неформальный, размытый характер, то по мере развития организации (на стадиях функционального и контролируемого роста) эти отношения формализуются, в них формируется все большее количество отдельных элементов, вырабатывается система социально-трудовых отношений, постепенно преобразующаяся в определенную организационную культуру. При этом социально-трудовые отношения являются объектом долгосрочного планирования, междисциплинарного сотрудничества, элементом стратегии организации. Здесь главной задачей является развитие человеческих ресурсов.
В процессе развития человеческих ресурсов и формирования новой системы социально-трудовых отношений должны быть включены элементы общественного регулирования, что позволит уменьшить издержки, неизбежные при такого рода крупных общественных преобразованиях.
Общественное регулирование процесса становления социально-трудовых отношений нового качества может включать в себя:
  • формирование и освоение всеми субъектами социально-трудовых
    отношений единой системы понятий, усвоение одного языка общения в
    целях взаимопонимания;
  • идентификацию социально-экономических процессов с точки зре
    ния интересов сторон;
  • формирование системы показателей, отражающих процессы взаи
    модействия субъектов социально-трудовых отношений и соответственно
    определение источников информации;
  • исследования достижений других стран в этой сфере, обобщение и
    оценку эффективного, негативного, проблемного опыта.
Достижения других стран в этой сфере не должны механически проецироваться на украинскую действительность, они должны быть адаптированы к национальным традициям и нормам трудовой этики и морали, вместе с тем опыт становления социально-трудовых отношений нового типа в бывших социалистических странах имеет несомненную ценность.

Глава 5. Функционирование системы социально-трудовых отношений 95

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РЫНОК ТРУДА. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

3.1 Структура социальных отношений в сфере труда

Социально-трудовые отношения, их виды

Социально-трудовые отношения характеризуют экономи-ческие, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловлен-ных трудовой деятельностью.
Виды социально-трудовых отношений представлены на рисунке 61.

Рис. 61. Социально-трудовые отношения в сфере труда

Анализ социально-трудовых отношений обычно проводят по трем направлениям: субъекты; предметы; типы.
Субъектами социально-трудовых отношений являются ин-дивидуумы или социальные группы. Для современной экономи-ки наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемный работник, союз наемных работников (проф-союз), работодатель, союз работодателей, государство.
Наемный работник - это человек, заключивший трудо-вой договор с представителем предприятия, общественной орга-низации или государства.
Работодатель - это человек, нанимающий для выполне-ния работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его пред-ставителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который в свою очередь яв-ляется наемным работником по отношению к государству.
Профессиональный союз создается для защиты экономи-ческих интересов наемных работников или лиц свободных про-фессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими на-правлениями деятельности профсоюзов являются: обеспечение занятости, условия и оплата труда.
Выделяют следующие виды социально-трудовых отношений:
1) Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия.
2) Партнерство наиболее характерно для Германии. Эко-номика этой страны основана на системе детально прорабо-танных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рас-сматриваются как партнеры в решении экономических и со-циальных задач. При этом профсоюзы выступают с позиций не только защиты интересов наемного персонала, но и эф-фективности производства на предприятиях и национальной экономики в целом. Отношения партнерства обеспечивают достижение синергетического эффекта от согласован-ной деятельности людей и социальных групп.
3) Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частно-сти, опыт показывает эффективность рационально организован-ной конкуренции между конструкторскими коллективами.
4) Солидарность предполагает общую ответственность и вза-имную помощь, основанную на общности интересов группы людей. Чаще всего говорят о солидарности членов профсоюзов при отстаивании интересов наемного персонала. Солидарность проявляют и члены союзов работодателей, а также члены дру-гих союзов.
5) Субсидиарностъ означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профес-сиональный или иной союз, то субсидиарность может реализо-ваться в форме солидарности. При этом человек действует со-лидарно при полном сознании своих целей и своей личной от-ветственности, не поддаваясь влиянию толпы.
6) Дискриминация - это основанное на произволе, незакон-ное ограничение прав субъектов социально-трудовых отноше-ний. При дискриминации нарушаются принципы равенства воз-можностей на рынках труда. Дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности, конфессии и другим признакам. Проявления дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, оплате труда, предоставлении услуг предприятия работникам, увольнении.
Основы профессиональной этики. Взаимосвязи этики и экономики.
Профилактика девиантного поведения на предприятии

Практическая реализация принципов этики должна осу-ществляться с учетом особенностей различных видов деятель-ности человека. Исходя из этого разрабатываются проблемы медицинской этики, инженерной этики, этики руководителей, банкиров, этики в сфере маркетинга и т. д. Однако специфика видов работ не должна заслонять приоритетности фундамен-тальных этических принципов. По существу, «отраслевые» эти-ческие кодексы выражают эти общие принципы в терминах профессиональных языков. Так, основной постулат клятвы Гип-пократа «Не навреди» относится не только к медицине, но и ко всем видам человеческой деятельности.
Способы предупреждения девиантного поведения на предприятии представлены на рисунке 62.

Рис.62. Меры профилактики девиантного поведения

Различия этических кодексов обусловлены прежде всего целями соответствующих работ. Так, инженеры стремятся в первую очередь к обеспечению надежности и безопасности тех-нических средств, экономисты — к повышению конкуренто-способности предприятий и т. п. Цели инженеров и экономистов не всегда совпадают. Один из наиболее авторитетных специа-листов по профессиональной этике, немецкий философ Г. Ленк иллюстрирует различия этих целей на примере катастрофы американского космического корабля «Челленджер» в 1986 г., когда «через 73 секунды после запуска с мыса Канаверал ко-рабль взорвался и семеро астронавтов погибли. Непосредствен-ной причиной катастрофы стал разрыв резинового герметизи-рующего кольца. Как ожидали и предупреждали инженеры из фирмы «Мортон Тайекол», производящей ракеты, резина рас-крошилась, не выдержав низкой температуры. За день до за-пуска инженеры, самыми известными из которых были Алан Макдональд, глава проекта, и Роджер Бойджоли, ведущий эксперт по герметизирующим кольцам в ракетостроении, пре-дупреждали о возможной катастрофе и протестовали против спешного запуска ракеты на следующий день. Они информиро-вали НАСА об опасности, связанной с тем, что резиновые коль-ца могут не выдержать понижения температуры ниже точки замерзания. К ним присоединился директор инженерного от-дела ракетостроительной фирмы Роберт Лунд, который, в свою очередь, проинформировал Джерри Мейсона, главного инже-нера той же фирмы. Однако Мейсон убедил Лунда молчать, завершив дебаты с ним фразой: «Снимите вашу инженерскую шляпу и наденьте шляпу менеджера». Лунд уступил и дал со-гласие на запуск, о чем уведомил руководителя НАСА; тот, со своей стороны, разрешил запуск, не упоминая о высказы-вавшихся сомнениях. В результате произошла катастрофа».

Теоретические основы и предпосылки социального партнерства.
Формывзаимоотношений работодателей и работополучателей

Социальное партнерство - это идеология, формы и мето-ды согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость обществен-ной системы и эффективность рыночной экономики зависят преж-де всего от характера взаимоотношений предпринимателей и работающих по найму.
Проблемы социального партнерства обычно рассматрива-ются исходя из послевоенного опыта стран Западной Европы, особенно ФРГ. Однако основные идеи согласования интересов капиталистов и рабочих были сформулированы значительно раньше.
Чтобы понять сущность социального партнерства, необхо-димо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем. В течение тысячелетий это крепостные - феодалы, рабочие - капиталисты). К числу важнейших событий мировой истории относятся восстания ра-бов, крестьянские войны, социальные революции. Только со второй половины XX в. в развитых странах прекратились по-пытки насильственного изменения общественного строя.
Для разрешения социальных конфликтов в научной лите-ратуре предлагалось два принципиально различных способа:

  1. уничтожение частной собственности на средства произ-водства, государственное управление предприятиями;
  2. согласование интересов собственников и наемных ра-ботников.

Первый путь наиболее последовательно выражен маркси-стами, которые исходят из непримиримости интересов капи-талистов и рабочих. Это постоянно подчеркивалось даже в тер-минологии. Так, в предисловии к третьему изданию «Капитала» Ф. Энгельс с возмущением писал, что применяемые в немец-коязычной экономической литературе термины Arbeitgeber (работодатель) и Arbeitnehmer (берущий работу) маскируют отношения эксплуатации.
Возможности согласования классовых интересов обсужда-лись в работах авторов различной политической ориентации: социалистов, утопистов, либералов, христианских социалис-тов и др.
Одной из первых работ, посвященных сущности и услови-ям общественного согласия, является «Общественный договор» Ж.Ж.Руссо. В этом трактате, опубликованном в 1762 г., рас-сматривается общество, основанное на законах, перед которы-ми все равны и которые сохраняют личную свободу каждого гражданина. По мнению Руссо, совершенное законодательство нельзя создать в результате борьбы партий, члены общества могут выступать только от своего имени, законы принимаются в результате плебисцита, государство должно быть небольшим по территории (образец - Швейцария). Важным условием функ-ционирования общественного договора является высокий уро-вень гражданской зрелости населения. Роль законодательства подчеркивали многие современники Руссо. В частности, Ф. Кенэ считал, что не люди, а законы должны управлять государством.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

Лекция 9. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

9.1. Сущность социально-трудовых отношений при развитии рынка труда

">Социально-трудовые отношения (СТО) - это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

">Термин «социально-трудовые отношения» вошел в научный оборот и стал широко использоваться в экономике труда относительно недавно. Это объясняется рядом причин: во-первых, развитием лишь в последнее время научных и прикладных представлений о роли людей в развитии экономики; во-вторых, решением важнейших задач социально-экономической реформы в России; в-третьих, необходимостью полноценной интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

">Можно выделить два этапа представления о роли людей в развитии экономики: вначале люди воспринимались как специальный ресурс, т.е. как «трудовые ресурсы», а человек - как субъект общественного развития (понятие «человеческий фактор»); на следующем этапе развития представлений о человеке как о субъекте экономической деятельности вводится понятие «индивидуум, личность». Человек рассматривается как многогранный, многоролевой субъект СТО, а создание необходимых условий для его развития является задачей самой высокой сложности.

">Социально-экономическая реформа в России предполагает решение следующих важнейших задач: стабилизация социальной, экономической и политической обстановки в обществе; становление и развитие нового технологического производства; значительное снижение инфляции; повышение уровня жизни населения и др. Решение этих задач требует объединения всех сил общества в проведении согласованной политики в сфере СТО и формирования эффективной системы социальной защиты интересов всех участников СТО.

">Для полноценной интеграции российской экономики в мировое хозяйство необходимо иметь такую национальную систему СТО, которая соответствовала бы требованиям мирового сообщества и была бы этим сообществом принята.

">Очень важно подчеркнуть, что научные теории, направленные на формирование истинно гуманных СТО, имеют конструктивное практическое применение в деятельности передовых западных фирм, что является одним из самых серьезных достижений мировой цивилизации.

">В России теория формирования и развития СТО находится в стадии становления. Например, медленно идет процесс формирования слоя работодателей; профсоюзы, которые должны представлять интересы работников, нередко конфликтуют между собой; советы трудовых коллективов, забастовочные комитеты зачастую претендуют на роль представителей от имени работников; государство не имеет эффективных механизмов реализации своей политики в области СТО, хотя его роль в этом процессе определена законодательством.

">В формировании и развитии СТО в нашей стране можно выделить две особенности: во-первых, сохранены некоторые устойчивые старые понятия и категории, которыми оперируют ученые, практики, политики; во-вторых, идет переосмысление проблемы СТО, уточнение развития отдельных понятий применительно к новой парадигме социально-экономического развития.

">СТО как система имеют две формы существования: 1) фактические СТО, функционирующие на объективном и субъективном уровнях; 2) социально-трудовые правоотношения, которые отражают проекцию фактических СТО на институциональный, законодательной, нормотворческий уровень.

9.2. Структурные составляющие в системе социально-трудовых отношений

">Структурные составляющие в системе СТО приведены на рис. 43.

">Взаимосвязи субъектов СТО могут быть индивидуальными, когда с работодателем взаимодействует работник, а также групповыми или коллективными, когда работники (работодатели) взаимодействуют между собой. В связи с этим СТО разделяются на двух-, трех- и многосторонние.

">Типы СТО в чистом виде не существуют - встречаются комбинации этих типов.

">Исторический опыт показывает, что первоначально формировались новые субъекты отношений, а затем уже сами СТО. Для рыночной экономики характерны такие субъекты, как наемный работник, предприниматель, государство. Каждый субъект имеет свои характеристики и выполняет определенную роль в системе СТО.

">Рис. 43. Социально-трудовые отношения

">При анализе и регулировании СТО вводится понятие «уровень СТО». Он зависит от особенностей субъектов СТО и определяется свойствами социально-экономического пространства, в котором функционируют эти субъекты. При индивидуальном уровне взаимосвязанными субъектами СТО могут быть: работник - работник; работник - работодатель; работодатель - работодатель. На групповом уровне проявляется взаимосвязь в СТО между объединениями работников (профсоюзами) и объединениями работодателей. На смешанном уровне - между работником и государством; работодателем и государством.

">Каждому уровню СТО присущи свои специфичные предметы отношений и взаимосвязи между предметами.

">Жизненный цикл человека включает несколько стадий: от рождения до окончания обучения; период трудовой (и/или семейной деятельности); период послетрудовой деятельности. На каждом этапе жизненного цикла человек в системе СТО будет отдавать предпочтение тем или иным целям - предметам.

">Предметы СТО представлены многообразными социально-экономическими явлениями, которые можно структурировать следующим образом: СТО занятости; касающиеся организации и эффективности труда; возникающие в связи с вознаграждением за труд. Такая структуризация весьма продуктивна, так как позволяет воздействовать на предмет СТО, учитывая рыночные отношения.

">В настоящее время в нашем обществе начался процесс формирования нового типа социального расслоения населения по жизненному уровню, трудовой мотивации, социальной и профессиональной ориентации, трудовому поведению, а также и по адаптации к рыночным формам хозяйствования.

">Тип СТО определяется их характером и принципами, на основе которых принимаются решения в трудовой сфере. Базисную роль в формировании типов СТО играют принципы равенства и неравенства прав и возможностей субъектов СТО. Их комбинация непосредственно формирует определенный тип СТО.

">Равные возможности в СТО обеспечиваются законодательным путем: в России - Конституцией, КЗоТом, Законами «О занятости населения в Российской Федерации», «О коллективных договорах» и другими нормативно-правовыми актами. Россия ратифицировала две из трех Конвенций МОТ о равенстве возможностей в сфере труда и занятости (Конвенции МОТ №100 и 111).

">Таким образом, СТО сформированы на основе воздействия сочетания специфических обстоятельств и конкретных факторов.

9.3. Показатели и критерии оценки социально-трудовых отношений

">На практике отдельные частные показатели или даже несколько показателей в совокупности не могут реально отражать состояние СТО - для этих целей используется интегральный показатель «качество трудовой жизни» (КТЖ), который позволяет оценить не только состояние, но и степень развития СТО в трудовой сфере.

">Под качеством трудовой жизни понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни и позволяющих учесть степень реализации интереса работника и использования его способностей (интеллектуальных, моральных, организаторских, физических и др.).

">Теоретические подходы к определению КТЖ в основном оформились в 60-70-х гг. " xml:lang="en-US" lang="en-US">XX "> в. Основу концепции КТЖ составляют три важнейших положения: обеспечение в ходе самореализации работника его удовлетворенности достижениями в труде - более важный мотиватор, чем зарплата и карьера; соблюдение требований трудовой демократии (развитие демократизации производства); наличие возможностей постоянного профессионального роста. При этом концепция включает два важных направления: автономию личности работника и возможность развития его разнообразных способностей, т.е. индивидуальный подход к человеку труда. Именно поэтому в крупных корпорациях организованы постоянно действующие курсы по обучению и система повышения квалификации, а некоторые корпорации оплачивают обучение работников вне предприятия, устанавливают плату за знания, поощряя профессиональный рост.

">В 70-е гг. за рубежом стали внедряться программы КТЖ. На этот процесс оказали влияние объективные факторы: давление профсоюзов, экономическая ситуация, технологические изменения, внедрение автоматизации и компьютеризированной технологии.

">Измерение и оценку КТЖ начали производить на основе системы показателей, полученных с помощью официальной статистической информации, специальных социологических исследований и социологических опросов, экспертных оценок. Система показателей предусматривала характеристику КТЖ с позиции работника, предпринимателя (руководства предприятия) и общества. Основные параметры оценки КТЖ анализировались по пяти группам: технология, организация труда, личные потребности работников, рабочее место, внешняя среда и общество. Параметр рассчитывался как отношение фактического состояния к нормативному значению. Оценка КТЖ с позиции общества определялась по затратам на социальную защиту работников и их иждивенцев, на основе расчета коэффициентов удовлетворенности качеством трудовой жизни.

">Условия труда оценивались по критериям тяжести труда. Уровень организации труда определялся как интегральный показатель и т.п.

">В конце 1980 г. в 24 странах ОЭСР стали применять для оценки КТЖ систему следующих показателей: распределение заработка; использование рабочего времени (продолжительность оплачиваемого отпуска, средняя продолжительность рабочего времени, время на дорогу, на работу, используемые графики работы); безопасность и условия труда (нарушение нормальных условий труда, смертность на рабочем месте). Все эти показатели определяются и исследуются в разных аспектах: в разрезе отраслей, профессий, пола, возраста; типа домохозяйства, социально-экономического статуса, размера населенного пункта (пол, возраст, социально-экономический статус работника, тип домохозяйства, учет размера населенного пункта относятся к так называемым стандартным показателям), а также в разрезе внутренней структурной размеренности (например, оплачиваемый отпуск от ___ до ___ дней, время на дорогу от ___ до ___ минут, оплата труда от ___ до ___ дол. или руб.) и т.п.

">Показатель КТЖ является определяющим в жизни человека, но это только один из элементов качества и уровня жизни людей в целом, поэтому при оценке степени развитости СТО важно понимать взаимосвязь факторов, характеризующих качество трудовой жизни, качество и уровень жизни людей и факторов развития СТО.

9.4. Факторы, воздействующие на формирование социально-трудовых
отношений

">На формирование СТО в обществе влияют многочисленные факторы политического, экономического, социокультурного и исторического характера. В качестве основных следует выделить три фактора: социальная политика и ее особенности в стране; глобализация экономики; уровень развития общественного труда и производства.

">Социальная политика ">как образ действий органов государственной власти и государственного управления, направленных на повышение качества жизни людей в обществе, выражается в системе целенаправленных мер стратегического характера, включая механизм формирования и регулирования СТО.

">Социальная политика определяет комплекс мер по формированию и развитию СТО в обществе, цель которых - улучшение ситуации на рынке труда, в области оплаты труда, охраны труда и социальной защиты, защиты наемных работников, развитие социального партнерства. При этом необходимо установить границы реализации принципов рыночной экономики в системе СТО с учетом ограничителей, к которым следует отнести ряд проблем: взаимосвязь рыночных механизмов с будущими поколениями; круг элементов СТО, определенных Конвенциями МОТ, и принятых Россией обязательств в рамках мирового сообщества, которые по своему содержанию не могут быть «рыночными».

">К примеру, такими элементами трудовых отношений являются профессиональная ориентация и консультация, трудоустройство граждан, профессиональная реабилитация инвалидов, профессиональная подготовка и переподготовка женщин, у которых закончился декретный отпуск, и др.

">Исторический опыт свидетельствует, что степень коммерциализации СТО относительно ниже в государствах с высокоразвитой экономикой, чем в слаборазвитых и развивающихся государствах, так как экономические возможности первых позволяют им привнести критерии социальной защищенности человека в более широкие СТО.

">Глобализация экономики ">как процесс формирования системы международного разделения труда характеризуется не только бурным ростом мировой торговли, активными потоками иностранных инвестиций, стремительными изменениями технологических процессов, но и усилением взаимозависимости национальных финансовых рынков, увеличением валютных потоков спекулятивных операций между государствами, ростом вторичных финансовых рынков, усилением несбалансированности в платежеспособности, торговле. Все эти процессы в совокупности воздействуют на макроэкономическую политику на национальных уровнях и ограничивают ее формирование, что наиболее жестко проявляется в политике в сфере труда, вызывая серьезные проблемы во всем мире. Как фактор формирования СТО глобализация высвобождает экономические силы, которые углубляют уже существующее неравенство в сферах производительности труда, доходов, материального благосостояния, препятствуют равенству возможностей в СТО, что способствует поддержанию устойчивого интереса к использованию в СТО политики трудового протекционизма - зашиты национальных рынков труда.

">Трудовой протекционизм - это всегда синтез и следствие политического, экономического, технологического, финансового и товарного протекционизма, в которых применяются такие регуляторы, как квотирование и лицензирование импорта, выбор путей технологического развития, регулирование валютных курсов и т.д. и которые в конечном счете направлены на защиту рабочих мест на национальном рынке труда. Однако на рынке труда используются и собственные, специфические методы защиты: административное ограничение притока иностранной рабочей силы, регулирование цены рабочей силы на национальном рынке труда и др.

">Элементы трудового протекционизма присутствуют в экономической политике многих стран мира. России только предстоит оценить воздействие последствий глобализации экономики на СТО в контексте ее новой экономической жизни. В этих условиях целесообразно проводить финансовую и промышленную политику, содействующую конкурентоспособности внутреннего производства и эффективной перестройке предприятий, временно защищая при этом внутренний рынок в его наиболее уязвимых для импорта областях с низкой добавленной стоимостью. Это позволит предоставить внутренним производителям некоторое время для необходимой перестройки.

">Промышленную политику следует направить на стимулирование продуктивных инвестиций в предприятия, создающие новые или реанимирующие экономически целесообразные ранее существовавшие рабочие места. Необходимым организационным элементом реализации такой политики является определение сфер ответственности различных правительственных органов в области разработки и проведения мер по защите и развитию национального рынка труда.

">В развитии общественного труда ">существуют объективные закономерности: разделение и кооперация труда, рост производительности труда, замещение труда капиталом. Разделение и кооперация труда как структурообразующие факторы в СТО выступают в их предметной и функциональной формах, в вертикальном и горизонтальном разрезах и определяют место каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, а также требования к качеству рабочей силы и качеству труда наемных работников.

">Воздействие разделения труда на СТО в последнее десятилетие все более жестко определяется спецификой новых технологий. Современные технологии и в производстве, и в управлении все в меньшей степени представляют собой фактор, ограничивающий функции человека, и поле принятия им решений. Скорее наоборот, свобода действий при разделении труда и построении работ заложена в технических решениях и с развитием компьютерных технологий еще более возрастает. Работник-программист сам, к примеру, выбирает язык программирования, способ управления, вид диалогового режима. При этом постоянно открываются новые варианты и новые области применения новых технологий. Соответственно эти возможности отражаются и на формировании трудовых функций, видов деятельности, квалификационных требованиях, организации рабочих мест.

">Организационные формы разделения и кооперации труда все чаще определяются не только технической базой, но и (в большей мере) традициями фирмы, необходимостью контроля со стороны менеджеров, особенностями индивидуальной продукции; при этом эффективность труда выше, если персонал организации представляет собой совокупность не изолированных индивидуумов, а высокоэффективных рабочих групп, влияющих на поведение индивидуумов посредством норм, способствующих выработке определенного поведения членов группы.

">Важнейшей системной закономерностью развития общественного труда, воздействующей на СТО, является процесс замещения труда капиталом, который происходит под воздействием роста производительности труда за счет НТП, финансовых факторов, особенностей развития национальной экономики.

">Существенное значение в формировании системы СТО имеют ">роль "> и ">место ">предприятий в этой системе, особенность предприятия - его размер, тип, организационная форма, жизненный цикл развития, отраслевая принадлежность, финансовое положение и т.п.

">В российской экономике эти факторы в настоящее время играют определяющую роль, поскольку предприятия принимают на себя полную ответственность за удовлетворение спроса на производимые товары и услуги и эффективное решение всех вопросов в трудовой сфере и производственно-хозяйственной деятельности. Получают развитие новые организационные формы предприятий и их объединений - промышленные группы, концерны, ассоциации, набирает силу процесс образования малых и средних предприятий.

">Система СТО на уровне предприятия определяется основными рамочными элементами; концепцией и стратегией развития предприятия (организации); системой рабочих мест; кадровой политикой; трудовым поведением.

">Рамочные элементы включают основные правовые рамки, общеэкономические условия, структуру и развитие внешнего рынка труда, социокультурную среду, основные технические параметры продукции и оборудования.

">Концепции и стратегии развития определяют взаимозависимости между кадровой и другими видами политики предприятия (организации).

">Система рабочих мест формируется при последовательном выполнении в технологическом процессе работ с учетом их содержания, организации и обслуживания рабочего места, специализации и кооперации, нормирования и условий труда, установления режимов рабочего времени и других организационных элементов.

">Кадровая политика учитывает планирование и привлечение персонала, организацию заполнения рабочих мест, оценку и оплату труда работников, квалификационный рост персонала, трудовую мотивацию, социальные льготы, компенсационные выплаты, участие работников в прибылях и капитале предприятия (организации).

">Трудовое поведение формируют установки, мотивы, групповые и индивидуальные нормы трудового поведения, конфликтность, профессиональная социализация и другие элементы.

9.5. Регулирование социально-трудовых отношений при развитии рынка труда

">Система новых СТО может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. Целенаправленное воздействие необходимо осуществлять на постоянно действующей основе с помощью системы мер общественного и государственного регулирования (рис. 44).

">При выработке подходов к регулированию СТО и выборе наиболее эффективных методов ускоренной трансформации общества, адаптированного к рыночным реформам в экономике, необходимо выделить уровни регулирования этих отношений: государственный, региональный и основное хозяйственное звено (предприятие, организация). Поскольку цели и задачи каждого уровня регулирования разные, и функции и регуляторы на каждом уровне управления различаются.

">Рис. 44. Система мер общественного и государственного регулирования
социально-трудовых отношений

">В Российской Федерации законодательная база охватывает сферу регулирования СТО по следующим направлениям: условия труда (оплата труда, отдых, охрана труда, социальные гарантии); социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхование, выплаты социальных пособий слабозащищенным слоям населения, политика поддержания уровня жизни и политика дифференциации доходов населения); занятость (регистрация безработных, профессиональное переобучение, поиск вакантных мест, помощь в организации новых рабочих мест, профилактика безработицы, включающая «административное давление» на процесс увольнения работников, а также и инвестиционную деятельность государства); миграционная политика, регламентирующая перемещение рабочей силы и переселение населения из неблагоприятных регионов на основе «программ переселения»; демографическая политика, регулирующая естественные процессы воспроизводства населения, на основе программ помощи беременным, выплаты пособий на детей, улучшения здоровья и снижения смертности и др.

">Главный недостаток российской нормативно-регулирующей системы - декларативный характер многих законодательно-правовых и экономико-нормативных документов, отсутствие эффективного механизма реализации положений конкретных документов в практической деятельности.

">Основным инструментом, регулирующим СТО, являются государственные программы федерального, регионального отраслевого и частного характера, разрабатываемые на основе социальных индикаторов (нормативов), используемых для постановки целей в программах и для подбора методов, обеспечивающих реализацию разработанных программ.

">Воздействие на реализацию программ осуществляется административными и экономическими методами. Административные методы носят регламентируемый и организационный характер. Экономические методы регулируют СТО косвенным путем, с помощью проведения амортизационной, фискальной, налоговой и финансово-кредитной политики.

9.6. Роль социального партнерства в регулировании трудовых отношений

">Социальное партнерство - ">это такой тип и система отношений между работодателями и работниками, при которых обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. Основу социального партнерства составляет не только разделение ответственности между представителями трудящихся, работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления монополии государственных органов власти на управление экономикой, их опеки над всеми слоями общества. В этой связи социальное партнерство для стран, вступивших в переходный период, является чрезвычайно важным и необходимым компонентом становления экономики. Основная цель социального партнерства - содействие решению актуальных социальных и экономических проблем, укреплению демократии, сохранению социальной стабильности, достижению согласия между всеми участниками партнерства.

">В России, в которой процесс перехода к рыночной системе хозяйствования активно начался лишь после августа 1991 г., система социального партнерства в том виде, в каком она существует в развитых странах, только формируется.

">В советский период интенсивно использовалась вся атрибутика социального партнерства - заключение коллективных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по трудовым и социальным вопросам, - однако никто не называл эту практику социальным партнерством. Считалось, что основу советского строя составляло экономическое, социально-политическое и моральное единство всех членов общества, в котором не существовало противоположных по своему содержанию интересов, а потому не было необходимости в таком механизме согласования интересов, как социальное партнерство.

">С переходом к рынку отношение к социальному партнерству изменилось. С учетом опыта развитых стран в России широкое распространение получили представления о том, что рыночное хозяйство не может развиваться без отлаженной системы социального партнерства. Поэтому переход к рынку в России сопровождался интенсивной работой над необходимыми правовыми актами, которые могли бы создать основу для формирования системы социального партнерства. К нормативным актам в первую очередь относится ">Конституция Российской Федерации, ">провозглашающая в ст. 30 ч. 1 право каждого гражданина на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, и гарантирующая свободу деятельности общественных объединений. Другой акт, составляющий основу действия системы социального партнерства, ">Указ Президента Российской Федерации ">« ">О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» ">от 15 ноября 1991 г., признал целесообразным ввести в практику ежегодное заключение генеральных и отраслевых соглашений между объединениями профсоюзов, работодателей, органами государственного управления. Тем самым официально признавались более широкие возможности представителей работников и работодателей решать вопросы труда и социально-экономического развития на основе переговоров в масштабах Федерации, республики, отрасли. Решающая роль в формировании системы социального партнерства в России, в обеспечении согласования интересов субъектов социально-трудовых отношений на всех уровнях принадлежит ">Закону Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» ">от 11 марта 1992 г.

">Принято также множество других нормативных актов, регулирующих отношения в коллективно-договорной сфере: Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах деятельности российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 21 марта 1994 г. № 555; Постановление Правительства России «О службе разрешения коллективных трудовых конфликтов при Министерстве труда Российской Федерации» от 30 июля 1993 г. № 730, положения Конвенций и Рекомендаций МОТ и иные документы нормативного характера, в том числе сами соглашения и договоры.

">Законы и подзаконные акты составляют правовую базу, обеспечивающую деятельность системы социального партнерства в сфере регулирования трудовых отношений.

9.7. Основные принципы и система социального партнерства

">Функционирование системы социального партнерства происходит на основе ">трипартизма - ">системы трехстороннего представительства (рис. 45).

">Рис. 45. Участники в договорном процессе социального партнерства

">Элементами системы являются объект, субъекты, уровни, принципы и органы управления.

">Объект ">системы социального партнерства - общественные, в данном случае социально-трудовые отношения.

">Субъекты ">(стороны) социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений - работники, работодатели и государство. Необходимо заметить, что работники и работодатели не являются единственными участниками социального партнерства. Изменение объекта приводит и к изменению субъектов. Так, если общественные отношения складываются в целях использования и охраны окружающей среды, то субъектами партнерства могут выступать хозяйствующие субъекты и природоохранительные организации; если в целях образования - учителя и учащиеся; если в целях реализации прав граждан на самоуправление - органы государственной власти на местах в самоуправляющиеся сообщества граждан и т.д.

">С развитием рыночных структур государство в основном выполняет функции координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника, но может выступать в системе социального партнерства и как собственник имущества, и как работодатель (в тех случаях, когда речь идет о государственных предприятиях).

">Одна из важнейших функций государства - разработка правовых основ и механизма совершенствования организационных форм социального партнерства, правил и механизма взаимодействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и др.), стимулирующих переговоры между сторонами. Представление о российской системе социального партнерства дает табл. 15.

">Принципы ">как элемент системы социального партнерства определяют основные требования к функционированию данной системы. Главными принципами социального партнерства являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон в принятии на себя обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.

">По мнению специалистов МОТ, в рыночной экономике должное функционирование социального диалога и социально-трудовых отношений в духе партнерства предполагает:

"> политическую и материальную независимость организаций трудящихся и работодателей друг от друга и от государства;

"> примерное равенство сил социальных партнеров;

"> профессиональную компетентность партнеров.

">Таблица 15

">Система социального партнерства в Российской Федерации

">Уровни коллективно-договорного регулирования

">Объект

">Субъекты (участники) соглашений

">Органы управления

">Виды соглашений

" xml:lang="en-US" lang="en-US">I ">. Федеральный

">Социально-трудовые отношения на уровне Федерации в целом

">1. Общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские профсоюзы - общероссийские объединения работодателей - Правительство РФ.

">2. Общероссийские профсоюзы - общероссийские объединения работодателей - Минтруд РФ

">1. Трехсторонняя комиссия

">2. Отраслевая трехсторонняя комиссия

">1. Генеральное соглашение

">2. Отраслевое соглашение

" xml:lang="en-US" lang="en-US">II ">. Субъект Федерации (республика, край, область, округ, город федерального значения, автономная область, автономный округ)

">Социально-трудовые отношения на уровне субъекта РФ

">1. Объединение профсоюзов (республик, краев, областей

">и т.д.)-органы исполнительной власти субъекта РФ.

">2. Профсоюзы, объединения профсоюзов - объединения работодателей -органы исполнительной власти субъекта РФ

">1. Трехсторонняя комиссия

">2. Отраслевая комиссия

">1. Региональное соглашение

">2. Отраслевое (межотраслевое) соглашение

">3. Профессиональное (тарифное) соглашение

" xml:lang="en-US" lang="en-US">III ">. Территориальный (район, городской район, муниципальное образование, и др, территории)

">Социально-трудовые отношения на уровне территории

">Территориальные объединения профсоюзов - территориальные объединения работодателей -органы исполнительной власти или местного самоуправления территории

">Комиссия соответствующего уровня

">Территориальные соглашения (специальные)

" xml:lang="en-US" lang="en-US">IV ">. Организации (предприятия, учреждения)

">Социально-трудовые отношения на уровне организации

">Первичные организации профсоюзов, выступающие от лица работников, -работодатель

">Комиссия, созданная из представителей сторон

">Коллективный договор

">Важная особенность принципов системы заключается в том, что они должны соблюдаться на всех ее ">уровнях - ">федеральном при заключении Генерального соглашения; региональном - при заключении социальных (региональных) соглашений; отраслевом (отрасль народного хозяйства) - при заключении тарифных соглашений; местном (локальном) - при заключении коллективных договоров на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности. При этом подобная многоступенчатая система подразумевает еще один важный принцип системы социального партнерства: каждый последующий уровень коллективного соглашения (договора) не может ухудшить условий более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для работников.

">Существенной проблемой, решение которой необходимо для успешного функционирования системы социального партнерства, является создание единых ">органов управления. ">В России для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения на федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в которую входят представители общероссийских профсоюзов и их объединений, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти (рис. 46).

">Рис. 46. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

">Основные задачи РТК: ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством Российской Федерации; обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам социально-экономической политики, регулирования трудовых отношений; изучение международного опыта; участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями, и др. Организационная структура отраслевых, региональных, территориальных комиссий формируется исходя из специфики отрасли, региона или территории.

">Формами реализации социального партнерства являются коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социально-трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон и совместный контроль за выполнением достигнутых договоренностей. Предшествующие их заключению переговоры и консультации, а также последующий контроль за соблюдением достигнутых договоренностей представляют собой механизм реализации социального партнерства.

">В настоящее время отмечается растущий интерес к коллективным переговорам, развитию регулирования на их основе социально-трудовых отношений со стороны администраций субъектов Российской Федерации и территориальных образований других государств, входящих в состав СНГ. Во многих регионах администрацией совместно с профобъединениями принимаются постановления о взаимодействии по регулированию социально-трудовых отношений. Они определяют цели и задачи социального партнерства, порядок разработки и заключения трехсторонних соглашений на уровне регионов и административно-территориальных (муниципальных) образований. Одновременно в этих документах находят решение важные принципиальные вопросы, возникающие в процессе совершенствования практики трехстороннего сотрудничества.

9.8. Информационное обеспечение трудового посредничества
в Российской Федерации

">Информационное обеспечение трудового посредничества заключается в предоставлении информации о существующих вакансиях рабочих мест, о предложении рабочей силы, существующих профессиях, необходимой квалификации и профессиональной подготовки, правах работников (рис. 47).

">Рис. 47. Структуры, располагающие основными байками информации

">Государственная служба занятости ">бесплатно предоставляет информацию о вакансиях лицам, ищущим работу, и фирмам о предложении труда, накапливает информацию о поисках работы безработными и теми, кто хочет сменить работу и обращается за помощью в органы службы занятости.

">При недостаточной эффективности работы службы занятости предприятия и организации могут не предоставлять информацию, или заявленная потребность в рабочей силе будет меньше реально существующей. Ситуация, когда предприятия и организации предоставляют службе занятости не всю информацию о вакансиях, в настоящий момент характерна и для России.

">Информационные банки о возможностях найма или трудоустройства ">в средствах массовой информации ">по своему характеру близки к информации ">негосударственных ">посреднических ">организаций ">(рис. 48). Существуют специализированные издания, теле- и радиопрограммы, помещающие информацию только о трудоустройстве и найме, а также специальные разделы или отдельные объявления в изданиях и программах, не посвященных непосредственно трудоустройству. Такие издания могут инициироваться и учреждаться государственными и негосударственными организациями, занимающимися трудовым посредничеством, и располагать их банками данных о вакансиях и предложении рабочей силы. Размещение объявлений может осуществляться на платной или бесплатной основе.

">Рис. 48. Негосударственные организации, занимающиеся трудовым посредничеством

">Особый характер имеет информация о возможностях трудоустройства или найма рабочей силы, предоставляемая органами по трудоустройству при ">учебных заведениях. ">Во-первых, учебные заведения располагают подробной информацией о своих выпускниках, т.е. о предложении рабочей силы; во-вторых, они располагают информацией о спросе на своих выпускников и могут оказывать содействие в трудоустройстве.

">В учебных заведениях могут создаваться специальные подразделения, оказывающие помощь в трудоустройстве и формирующие специализированные банки информации. Такие подразделения предоставляют свои услуги на платной или бесплатной основе. В России после отмены системы государственного распределения молодых специалистов только начинается становление в высших учебных заведениях информационных банков и структур, способствующих трудоустройству.

">Информация, которой располагают организации, осуществляющие трудовое посредничество, используется не только для поиска необходимого работника или рабочего места, но и для принятия решений в сфере бизнеса и трудовой деятельности.

9.9. Проблемы развития социального партнерства в России и пути их решения

">На первый взгляд может сложиться впечатление, что все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:

"> осуществился переход к рыночным отношениям;

"> имеется минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства;

"> существуют профсоюзы - организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся;

"> выделился класс предпринимателей;

"> государство заявило о своей готовности выступить в качестве посредника в отношениях между наемными работниками и работодателями.

">Однако в России до сих пор в области развития социального партнерства существуют серьезные проблемы.

">Основная проблема ">- отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Существующие в России профсоюзы либо слабы, либо занимают откровенно соглашательские позиции. Даже те нечастые всероссийские акции протеста, которые они проводят, не способны коренным образом изменить ситуацию. Слабы позиции профсоюзов на малых и средних предприятиях. Непродуманные реорганизации, в частности укрупнение профорганизации, приводят к потере связи профсоюзов с местными организациями и рядовыми членами.

">Вторая серьезная проблема ">неэффективного социального партнерства в России - низкая дисциплина, отсутствие четко действующей исполнительской вертикали правительственных структур, нарушение провозглашенных ими принципов равенства сторон и открытости при принятии жизненно важных для страны решений.

">Очень часто работодатели и рабочие занимают схожие позиции и выступают единым фронтом против правительства. Существует мнение, что самый безответственный партнер - правительство, которое не выполнило большинство пунктов в трехстороннем соглашении, а это нередко приводит к невозможности для предприятий продолжать работу. Уже после подписания соглашений правительством (об индексации, повышении зарплаты и т.д.) Минфин отказывается выделять соответствующие средства.

">Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений - отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается вести диалог лишь по проблемам, связанным с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (и должны) привести к стабилизации российской экономики, то пи профсоюзы, ни работодатели к их подготовке не допускаются.

">Третья проблема ">в развитии социального партнерства - несовершенство механизма реализации договорных условий. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются исключительно совещательными органами, они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.

">В совершенствовании социального партнерства в России можно обозначить два направления: 1) разработка новых стратегий в деятельности профсоюзов и объединений предпринимателей; 2) повышение эффективности деятельности РТК.

">В реализации первого направления можно выделить следующие пути:

"> оказание новых услуг и создание соответствующих служб. Речь идет о сборе и предоставлении информации, облегчающей совещательные процедуры между профсоюзами и соответствующими отраслевыми объединениями предпринимателей (о применяющихся или возможных дополнительных выплатах, наличии рабочих мест, содержании компьютерных программ обучения по различным работам и видам деятельности, возможных профессиональных контактах);

"> вовлечение новых членов, т.е. распространение влияния профсоюзов прежде всего на молодежь, женщин, работников малых и средних предприятий и неформального сектора (который в ряде регионов охватывает до 80% всех трудящихся), объединение в соответствующие организационные структуры предпринимателей, особенно владельцев малых и средних предприятий, предприятий неформального сектора;

"> расширение международного сотрудничества профсоюзов и организаций работодателей в развитии международных связей, включая участие в мировых и региональных форумах, конференциях и семинарах, в налаживании прямых контактов с коллегами из других стран, в частности занятых в транснациональных компаниях, что поможет обмену полезным опытом, укреплению связи и солидарности участников профсоюзного движения и созданию международной интегрированной сервисной сети, представляющей услуги в области обучения, юридических консультаций и стратегического планирования для постоянно растущего круга предпринимателей;

"> формирование новых объединений. Неправительственные организации, союзы потребителей, объединения работодателей и профсоюзы, которые преследуют различные, но в чем-то сходные цели, становятся все более важным резервом общественных сил, заинтересованных в решении комплексных социальных проблем, имеющих международное значение: обеспечение прав человека, развитие торговой политики, улучшение экологического состояния и защита окружающей среды. Создание нетрадиционных альянсов такого рода организаций в конечном счете поможет расширению поля социального согласия и ускорит мировой прогресс;

"> совершенствование экономико-правового механизма регулирования договорных условий по всем видам соглашений, что приведет к повышению исполнительской дисциплины всех субъектов социального партнерства.

">Эффективная деятельность РТК и всей системы социального партнерства, несмотря на трудности и общую слабую подготовленность российских условий к социально-рыночным отношениям, непосредственно обусловлена уровнем заинтересованности партнеров, поэтому в процессе повышения значимости РТК и усиления ее роли в выработке социально-экономического курса и регулировании трудовых отношений необходимо:

"> определить и закрепить в законодательном порядке ее статус и статус ее координатора;

"> способствовать становлению и расширению практики трехсторонних консультаций в рамках всей системы социального партнерства, а прежде всего по подготовке и принятию законодательных актов, касающихся широкого круга социально-трудовых вопросов;

"> разработать экономико-правовой механизм реализации принятых решений, а также контроля и ответственности за невыполнение решений, принятых РТК;

"> организовать в рамках РТК группу по изучению и обобщению опыта деятельности аналогичных органов за рубежом.

Вопросы для самоконтроля

">1. Дайте определение социально-трудовых отношений и раскройте основы методологии их развития.

">2. Охарактеризуйте структуру элементов социально-трудовых отношений.

">3. Каковы особенности социально-трудовых отношений на различных этапах трудовой жизни человека?

">4. Каковы основные типы социально-трудовых отношений и в чем их различия?

">5. Охарактеризуйте факторы, воздействующие на формирование и развитие социально-трудовых отношений: в масштабе общества, в рамках организации.

">6. Определите критерий оценки социально-трудовых отношений. Как измеряется показатель «качество трудовой жизни»?

">7. Какой механизм используется для регулирования социально-трудовых отношений в России?

">8. Что такое «социальное партнерство» и какой механизм используется в его развитии?

">9. Покажите роль МОТ в развитии социального партнерства в России?

">10. Каково содержание и значение тарифных соглашений и коллективных договоров?

">11. Каков статус общероссийских законодательных актов, регулирующих условия оплаты труда?

">12. Как осуществляется информационное обеспечение трудового посредничества?

">13. Какие проблемы существуют в развитии социального партнерства в России?

">14. Раскройте содержание генеральных, специальных и коллективных договоров.

">15. По каким направлениям предлагается совершенствовать социальное партнерство в Российской Федерации?

Загрузка...
Top