Трудовые споры. Причины, условия возникновения трудовых споров

Любой трудовой спор не возникает из ничего, имеет причину. Анализ и правильное понимание явлений, приведших к трудовому конфликту, способствуют быстрому и качественному разрешению разногласий, снижению напряженности в коллективе.

Трудовые споры

Законодательство не содержит формального объяснения термина «трудовой спор». Исходя из общего содержания норм Трудового кодекса, к таким спорам относят любые противоречия между работодателем и подчиненными, которые: а) возникли из трудовых отношений; б) переданы на рассмотрение уполномоченному органу.

Возникновение и развитие спора

Каждое явление развивается в определенной динамике, трудовой спор не исключение. Основными стадиями возникновения спора по поводу трудовых отношений являются:

  • факт, событие, действие, бездействие (издание приказа, невыплата зарплаты и так далее);
  • его субъективная оценка участниками - разногласия;
  • переговоры - попытка решить разногласия без участия третьего лица;
  • передача спора в советующий юрисдикционный орган для разрешения уже трудового спора.

Стадия переговоров не всегда ярко выражена. Закон не устанавливает каких-либо формальных требований к проведению предварительных переговоров в случае индивидуального спора. Обжаловать приказ можно без направления досудебного предупреждения администрации. Проведение примирительных процедур (переговоров) обязательно только для урегулирования коллективных споров.

Виды трудовых споров

Трудовой кодекс классифицирует трудовые споры по субъективному составу участников на индивидуальные и коллективные. Первые затрагивают интересы конкретного работника, вторые - группы сотрудников, объединенных общими интересами.

Вне зависимости от состава участников, основания появления производственного спора в основном одинаковые - ненадлежащее исполнение одной из сторон трудовых правил и норм. Коллективные споры не всегда связаны с нарушением обязательных требований, зачастую предметом переговоров между администрацией и работниками является конкретизация их прав и обязанностей в рамках действующего законодательства.

Если последствия нарушения затрагивают интересы отдельного работника, спор разрешается в индивидуальном порядке специальной комиссией или судом. Ущемление прав трудового коллектива приводит к необходимости проведения примирительных процедур.

Решение по индивидуальному спору носит обязательный характер для отдельного работника, являющегося стороной в конфликте. Компромисс, достигнутый между администрацией предприятия и представителями рабочих, приобретает универсальный характер, достигнутые договоренности распространяются на всех сотрудников независимо от их личного мнения.

Основаниями возникновения индивидуального спора Трудовой кодекс называет наличие разногласий по поводу исполнения:

  • трудового законодательства;
  • отраслевых и коллективных договоренностей;
  • нормативных документов предприятия;
  • трудового договора.

Коллективный спор, согласно кодекса, возникает по поводу:

  • условий труда: введения новых, изменения старых;
  • условий вознаграждения
  • заключения, изменения и выполнения отраслевых и коллективных договоренностей;
  • игнорирования позиции профсоюза при принятии приказов.

Соотношение индивидуального и коллективного споров

Часто причиной коллективного спора служат накопившиеся нерешенные проблемы отдельных работников. Нежелание или неспособность администрации удовлетворить персональные требования сотрудников, заставляют последних объединиться и решать проблему коллективно. Например, на первом месте среди причин возникновения коллективных споров стоит задержка зарплаты. Невыплата вознаграждения дает работнику право вчинить предприятию иск и добиться понуждения к исполнению обязанности через суд, прибегнуть к помощи судебных приставов, то есть инициировать индивидуальный трудовой спор. Массовое нарушение (задержка выплаты целому заводу) приводит к возникновению коллективного спора, часто с использованием забастовок. При этом возникшие индивидуальные споры не прекращаются, в ходе примирительных процедур может быть достигнуто решение, способное урегулировать только коллективные требования. Защиту персональных прав каждый сотрудник может продолжить самостоятельно.

Причины трудовых споров

Во многом конкретные причины возникновения индивидуальных или коллективных споров совпадают, но в то же время, из-за отличия субъективного состава, различаются. В целом, рассматривая проблему возникновения споров между участниками трудового партнерства, выделяют две категории:

  • объективные причины;
  • субъективные причины.

Объективные причины объясняют общие закономерности возникновения производственных конфликтов, обусловленные противоречиями в отношениях собственности, наемного труда и другими. Несмотря на декларируемое социальное партнерство, интересы его участников во многом противоположны. Работники заинтересованы в первую очередь в рабочих местах и максимальной заработной плате. Собственники предприятия - в увеличении его доходности и минимизации расходов. Различные цели и отношение к предприятию создают неустранимое противоречие интересов - причину, которая, при определенных условиях, приведет к конфликту. Решение собственника уменьшить заработную плату никогда не будет воспринято рабочими положительно. Требование рабочих поднять оклады никогда не вызовет энтузиазма у хозяев бизнеса.

Субъективные причины обусловлены не общими закономерностями общественных отношений, а действиями их участников, ошибочными или сознательно неправомерными.

Условия возникновения

Причины возникновения конфликта на предприятии отличают от обстоятельств, способствующих его возникновению. Условия возникновения конфликтов между работниками и администрацией подразделяют на 3 группы:

  • социальные;
  • экономические;
  • правовые.

Изменение финансового состояния предприятия может подвигнуть работодателя понизить оклады, принять решение об изменении условий труда и другие, которые приведут к возникновению спора с работниками. Правовая безграмотность, противоречивость норм и пробелы законодательства, создают условия для различного понимания сторонами прав и обязанностей, толкованию закона. Неблагоприятные социальные условия, например, низкая зарплата, приводят к недовольству трудящихся, выливающемуся в трудовой спор.

Поводы для разногласий

Разногласия зачастую обусловлены неодинаковым пониманием работником и работодателем, разной оценкой ими условий осуществления субъективного права или выполнения конкретной обязанности, выразившиеся в действиях или бездействии работника (нарушение дисциплины, невыполнение распоряжений и др.) либо административного аппарата (неправомерное понуждение к работе, невыплата вознаграждения и другие). Иррациональное, немотивированное и необоснованное желание сотрудника выбить себе персональные условия труда, оспорить правомерные действия администрации, тоже приводят к трудовому конфликту.

Поводами возникновения коллективного спора на предприятии зачастую являются общие проблемы коллектива:

  • условия труда, не отвечающие обязательным требованиям сангигиены и безопасности;
  • недостаточный уровень организации работы и производства;
  • недостатки системы определения размера вознаграждения работников;
  • иные негативные и неблагоприятные обстоятельства.

Основные причины споров в 2017 году

Основными поводами возникновения коллективных разногласий по поводу условий труда в первой половине 2017 года являлись.

§ 1. Понятие и причины трудовых споров

При возникновении или прекращении трудовых отношений, а также в процессе их действия нередко возникают разногласия между работниками и работодателями. Причиной их возникновения является, как правило, нарушение действующих норм законодательства.
Однако далеко не каждое разногласие перерастает в юридический спор. Участники отношений, регулируемых трудовым правом, могут разрешить свой конфликт добровольно, мирным путем, посредством переговоров и не допустить перехода возникающих между ними разногласий на стадию трудового спора.
Кроме того, нельзя не учитывать чисто психологические факторы. Так, большинство работников, несмотря на недовольство неправомерными действиями работодателя, все же избегают обращения за защитой своих прав в компетентные ор¬ганы, опасаясь негативных для себя последствий.
Но если конфликт не решается его участниками и возникает необходи-мость привлечения к его разрешению специальных уполномоченных на это органов, то он перерастает в трудовой спор.
Таким образом, трудовые споры - это разногласия между работником (работниками) и работодателем об установлении и применении действующих норм трудового и ино¬го социального законодательства, которые не были урегулированы при непосредственных переговорах с работодателем и стали предметом разбирательства в спе¬циально уполномоченных на это органах.
Термин «трудовые споры» появился лишь в 1971 г. в приня¬том тогда третьем КЗоТ РСФСР. Его глава XIV названа была «Трудо¬вые споры». Первые два КЗоТ России (1918 г. и 1922 г.) употреб¬ляли термин «трудовые конфликты». Самостоятельная отрасль тру¬дового права, получившая во многих западных странах развитие, особенно в послевоенные годы — в некоторых оно называется соци¬альное право (например, во Франции), а также международно-правовое регулирование труда (которое многие ученые называют меж¬дународным трудовым правом), все больше отходит от термина "трудовой конфликт» и применяет термин «трудовой спор». И это правильно, так как конфликт с точки зрения философии — это не-разрешимое противоречие, грозящее взрывом (в трудовых отноше¬ниях — стачкой, забастовкой). А современное трудовое право преду¬сматривает главным образом примирительные согласительные процедуры для разрешения трудовых споров. Ныне действующий Трудовой кодекс РФ 2001 г. сохраняет термин «трудовые споры» И совсем не предусматривает старый термин «трудовой конфликт». Не надо смешивать трудовой спор с конфликтной ситуацией, которая может возникнуть до трудового спора при разногласиях сторон по тому или иному трудовому вопросу.
В литературе высказана точка зрения, что конфликт предшест¬вует трудовому спору. Эта точка зрения смешала конфликтную ситуацию с трудовым спором, решаемым юрисдикционным органом.
Понятие трудовых споров надо отличать от предшествующих им разногласий сторон, а также от трудового правонарушения, являющегося непосредственным поводом для разногласий и одной из ступенек в динамике возникновения трудового спора.
Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения трудовых или иных социальных прав работников в сфере трудовых или иных отношений, которые являются непосредственным поводом (причиной) спора.
Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязан-ности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.
Трудовые правонарушения сами по себе еще не являются трудовыми спорами. Одно и тоже действие может быть оценено каждой стороной по-своему. Расхождение в оценках и есть разногласие. Это разногласие работник может самостоятельно или с участием представляющего его интересы профкома урегулировать при непосредственных переговорах с администрацией. К сожалению, законодатель не установил по индивидуальным трудовым спорам порядок урегулирования этих раз-ногласий самими спорящими сторонами, как он это сделал, например, по коллективным трудовым спорам в ст. 399 и 400 Трудового кодекса РФ.
Однако возможна и иная ситуация, когда разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор в том случае, если оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юрисдикционного органа, иными словами одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право.
Условия возникновения споров - это та обстановка, обстоятельства, кото¬рые непосредственно или опосредованно влияют на трудовые отношения, вызы¬вая неурегулированные разногласия между работниками и администрацией. Причиной возникновения трудовых споров служат юридические факты, непосредст¬венно вызвавшие разногласия между работником (работниками) и администраци¬ей. Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характер в кон¬кретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это - нарушения тех или иных прав работника или несоблюдение им обязанностей перед предприяти¬ем (например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб).
Условия возникновения трудового спора становятся причиной последнего. Например, незнание руководителем организации трудового законодательства или пренебрежение им ведет к нарушению прав работника и возникновению индиви¬дуального трудового спора. Нередко трудовые споры возникают в результате сочетания нескольких условий (причин). Одни из них носят экономический, другие - социальный, третьи - юридический характер.
Так, например, условиями экономического характера являются финансовые трудности организаций, препятствующие полной и своевременной выплате зара¬ботной платы, предоставлению полагающихся работникам гарантий и льгот (мо¬локо на работах во вредных для здоровья условиях, лечебно-профилактическое питания и т. п.), отсутствие или недостаточность средств на охрану труда.
Условия возникновения споров экономического характера порождают серьезные социальные последствия, которые, в свою очередь или в сочетании с экономическими последствиями вызывают трудовые споры. Так, недостаток средств приводит к сокращению численности работников или ликвидации орга¬низации, к растущей безработице. Высвобождаемые работники, отстаивая свое право на работу (рабочее место), нередко обращаются за разрешением трудового спора и защитой своих прав в судебные органы.
К условиям социального характера относится, например, растущий разрыв в уровне доходов низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников.
К условиям юридического характера можно отнести, в частности, сложность и противоречивость трудового законо¬дательства для администрации и, особенно для работников, в результате - слабое знание работниками своих трудовых прав и обязанностей работодателей, способов защиты своих прав; нежелание соблюдать трудовое законодательство многи-ми руководителями организаций, должностными лицами администрации; слабая подготовленность профсоюзных лидеров, профсоюзных активистов к защите ра¬ботников на основе трудового законодательства.
Переход к рыночной экономике обострил ситуацию во многих организациях, усугубил причины возникновения трудовых споров. Из-за отсутствия средств многие организации вынуждены временно полностью или частично останавли¬вать работу. Значительная часть предприятий ликвидирована. Немало работников оказалось высвобожденными. Безработица стала повсеместным явлением. Резко увеличились различия в условиях труда, в размерах его оплаты. С одной стороны, минимальный размер заработной платы оказался значительно ниже прожиточного минимума; с другой - заработная плата перестала ограничиваться максимальным размером. Этому способствовали и существенные изменения в трудовом законодательстве, произошедшие за последние годы:
1) использование международных правовых актов и международных правовых норм в системе трудового законодательства РФ;
2) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Россий-ской Федерации в сфере трудовых отношений, т. е. возможность регулирования трудовых отношений органами власти субъектов РФ;
3) расширение локального регулирования, а также установление условий труда с помощью индивидуальных трудовых договоров; ослабление централизованного способа регулирования трудовых отношений;
Профсоюзы, предназначен¬ные законодательством представлять интересы работников и защищать их права, не всегда достаточ¬но активно и эффективно способствуют разрешению разногласий между работниками и администрацией, не используют с этой целью все имеющиеся в их рас-поряжении средства.
Ослабление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства также сыграло свою негативную роль. Создание новых государственных органов по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства - Гострудинспекции (согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Министерство труда и социального развития Российской Федерации упраздняется после вступления в силу соответствующего федерального закона; функции по принятию нормативных правовых актов передаются образованному Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг - Федеральной службе по труду и занятости) и т.п. - сопровождается изъятием из компетенции инспекции труда, на¬ходящейся в ведении профсоюзов, государственно-властных полномочий (выда¬чи обязательных к исполнению предписаний, наложения штрафов). В результате резко возросло число нарушений трудовых прав работников, снизилась юридиче¬ская ответственность должностных лиц администрации за такие нарушения.
Для устранения причин трудовых споров должны использоваться средства и способы, воздействующие на каждую из них и комплексно. Однако даже если все необходимые меры будут приняты, полностью устранить причины трудовых споров нереально. Трудовые споры не исчезнут. Может уменьшиться их общее число. Может не быть споров по каким-то опреде-ленным вопросам, причины ко¬торых полностью устранены. Могут возникнуть споры по другим вопросам, ко¬торых раньше не было. Следовательно, в обозримом будущем трудовые споры будут существовать.

§ 2. Классификация трудовых споров

Выяснение вида трудового спора помогает правильно определить его первоначальную подведомственность и порядок его разрешения.
Классифицировать все трудовые споры на виды можно по следующим трем основаниям:
1) по спорящему субъекту:
а) индивидуальные,
б) коллективные;
2) по характеру спора;
3) по виду спорного правоотношения.
Например, споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т. д. — это индивидуальные, а споры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении пре¬миальных положений или других локальных нормативных актов, — это споры коллективного значения.
Индивидуальный трудовой спор отличен от коллективного (ст. 398 ТК) как субъ¬ектным его составом, так и содержанием предмета спора. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес. В коллективных же спорах оспариваются и защищаются права, полномо¬чия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах защищаются и полномочия трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата административ¬но управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом.
Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений: правоотношения трудового коллектива с работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления, и из правоотношения профкома с администрацией, и также новых, появившихся в последние годы социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов исполнительной власти на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях. Поэтому коллективные споры делятся по субъекту на споры трудового коллектива с работодателем и споры профкома с работодателем, а на указанных более высоких четырех уровнях, где спорящие субъекты иные, возникают также споры по партнерским соглашениям.
Трудовые споры и порядок их разрешения являются одной из важнейших форм самозащиты работником (работниками) сво¬их трудовых прав и интересов, ибо без их инициативы на обра¬щение в юрисдикционный орган за разрешением не решенных самими сторонами разногласий трудовой спор не возникнет, и эту форму надо прямо указать в ст. 379 ТК РФ в соответствии со ст. 45 Конституции РФ и ст. 21 Трудового кодекса, преду¬смотревших право каждого защищать свои трудовые права и за¬конные интересы всеми не запрещенными законом способами.
Таким образом, по характеру спора все трудовые споры под-разделяются на два вида:
1) споры о применении норм трудового законодательства, ус-тановленных им, коллективными или трудовыми договорами, со¬глашениями прав и обязанностей. Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т. е. как из трудовых, так и из всех других производных от них. В таких спорах защищается и восстанавливается на-рушенное право ра¬ботника или профкома либо полномочие трудового коллектива. Это споры о правах, и их абсолютное большинство среди инди-видуальных трудовых споров;
2) споры о законных интересах, т.е. об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Споры это¬го вида могут возникать из трудового правоотношения — об уста¬новлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда); и из всех правоотношений (социально-партнерских) коллективного организационно-управленческого характера.
Трудовой кодекс предусмот¬рел единый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, как о трудовых правах, так и о законных интересах.
По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры, вытекающие из:
1) трудовых правоотношений (их абсолютное большинство);
2) правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым ад¬министрация обязана заключить трудовой договор);
3) правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда (напри¬мер, оспариваются действия санитарного инспектора, закрывшего участок работы, технического или правового государственного инспектора Гострудинспекции, наложившего штраф на должностное лицо, и др.);
4) правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (например, о качестве обучения вторым профессиям и т.д.);
5) правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию (например, оспаривается размер произведенного администрацией удержания из заработной платы за нанесенный ущерб);
6) правоотношений по возмещению работодателем ущерба в связи с повреждением его здоровья на работе или на¬рушением его права на занятость;
7) правоотношений профсоюза с работодателем по вопро¬сам труда, быта, культуры (например, о сроках пересмотра норм выработки, принятии работодателем локального нормативного акта при возражении профсоюза);
8) правоотношений трудового коллектива с работодате¬лем, администрацией (например, при выборах и утверждении хо¬зяйственных руководителей, планов работы);
9) социально-партнерских правоотношений.
Классификация индивидуальных трудовых споров по ука¬занным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность, характер и предмет спора. А для этого надо уяснить, индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих и из какого правоотно¬шения он возник.

§ 3. Подведомственность трудовых споров

Вопрос о подведомственности трудовых споров — это опреде¬ление формы защиты данного трудового права или интереса.
Правильное и быстрое разрешение трудовых споров способст¬вует охране трудовых прав граждан и их трудовых коллективов, восстановлению нарушенных прав и укреплению законности, правопорядка в области труда. На это направлено и верное оп¬ределение подведомственности трудовых споров, которую надо обязательно проверить при принятии заявления по спору.
Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры — это два тесно связанных понятия, но не идентичные и не равнозначные.
Компетенция органа — это правовая сфера деятельности, оп-ределяемая различными его функциями в области трудовых спо¬ров. В компетенцию включается как правомочие по принятию спора к рассмотрению, так и правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам и т. д. Компетенция характеризуется комплексом трех ее элементов: правами, обязанностями, ответственностью. Подведомственность же споров затрагивает лишь первое из указанных правомочий органа, т. е. правомочие при¬нять спор к рассмотрению, и именно подведомственный данному органу спор. Подведомственность спора определяется законом. Но закон не установил, к сожалению, научно обоснованные критерии, почему одни трудовые споры подведомственны этому ор¬гану, а другие — нет. Первоначальная подведомственность трудо¬вого спора определяется по свойствам и содержанию спора.
Подведомственность — это определение по свойствам и со¬держанию трудового спора, в каком органе первоначально дол¬жен решаться данный спор. Таким указателем в индивидуаль¬ных спорах является характер спора и то правоотношение, из которого вытекает спор, а также в некоторых случаях субъект и объект спора. Поэтому, определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо сначала выяснить, какого вида спор, т. е. индивидуальный или коллектив¬ный. Если индивидуальный, то определить его характер: о при¬менении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, и далее установить, из какого правоотношения он вытекает. Если же не выяснить указанные свойства кон-кретного трудового спора, то можно неправильно определить его подведомственность. Необходимо учесть, что решение по спору, не подведомственному данному органу, подлежит отмене.
Подведомственность трудовых споров надо отличать от права граждан на жалобу, которую они приносят в вышестоящий орган по отношению к тому, на который жалуются. Установлен¬ный порядок рассмотрения трудовых споров, включая их подве¬домственность, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган или администрацию с жалобой на действия (без¬действие) конкретного руководителя. Например, спор об увольнении водителя предприятия по сокращению штата подведомствен непо¬средственно суду. Но водитель может обратиться и к вышестоящей администрации с жалобой на незаконное увольнение. И если администрация откажет в восстановлении на работе, а суд, решая этот спор, восстановит его, то будет исполняться решение суда. Когда трудовой спор подведомствен иному органу, то при обращении работника с жалобой в вышестоящую администрацию она решается уже не в про¬цессуальной форме рассмотрения трудового спора.
Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, посколь¬ку решение спора неправомочным на то органом не имеет юри¬дической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
Все индивидуальные трудовые споры по их подведомствен¬ности тому или иному органу можно разделить на следующие четыре группы:
1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС (комиссия по трудовым спорам) является обязательной первичной инстанцией, после кото-рой спор может поступить на рассмотрение суда. В общем по¬рядке, начиная с КТС и далее в суде, рассматриваются споры, вытекающие лишь из трудового правоотношения. Споры из при¬мыкающих к трудовым правоотношениям в этом порядке не рас¬сматриваются, так как КТС их решать не могут;
2) рассматри¬ваемые непосредственно судом;
3) решаемые вышестоящим орга¬ном в специальном порядке (затем они могут решаться и судом);
4) споры с альтернативной по выбору работника подве-домственностью: в вышестоящем органе или в суде.
Коллектив¬ные споры имеют единую подведомственность и рассматри-ваются, начиная с примирительной комиссии, далее посредником и трудовым арбитражем.
Отнесение спора к одной из указанных групп означает в то же время, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут его рассмотреть лишь после того, как он прошел первоначальную (необходимую) для данной группы споров стадию разбирательства. Рассмотрим каждую из указан¬ных групп споров.
Индивидуальные споры, как о применении трудового законо-дательства, так и об установлении новых условий подведомст¬венны различным органам, указанным выше, в зависимости от содержания спора и вида правоотношений.
В общем порядке, начиная с КТС, рассматриваются боль¬шинство индивидуальных споров, вытекающих из трудовых правоотношений, но не все. Так, КТС рассматривает подведомственные ей споры об оплате труда, применении норм выработки и установленных рас¬ценок, возврате незаконно удержанных из заработной платы сумм и другие споры работника с работодателем, его администрацией. Все остальные споры между субъектами трудовых правоотношений, если для них не предусмотрено иного порядка, рас¬сматриваются также КТС.
Иной порядок установлен законом для споров, рассматривае¬мых или непосредственно судом (т. е. без рассмотрения в КТС), или вышестоящим ор-ганом.
Подведомственность споров по возмещению материального ущерба определяется в зависимости от того, какой стороне пра¬воотношения нанесен ущерб. Так, споры о возмещении ущерба, причиненного работником работодателю, рассматриваются непо¬средственно в суде по иску ра-ботодателя. Если же администра¬ция удержала из заработной платы работника суммы в возмещении ущерба, а работник считает это незаконным, то предметом спора будет уже незаконное удержание, и подведомствен он КТС, куда обращается работник за возвратом удержанных сумм. Непосредственно в суде решаются споры о коллективной мате¬риальной ответственности, поскольку это всегда полная матери¬альная ответственность.
Непосредственно судом рассматриваются все споры о возме¬щении работодателем вреда, нанесенного работнику в связи с его трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на ра¬боте, когда работник не согласен с решением работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодате¬ля на свое заявление. Исковая давность по этим спорам не при¬меняется.
Альтернативная подведомственность некоторых трудовых споров — это подведомственность по выбору работника в вышестоящем органе или в суде. Она появилась с принятием Феде¬рального закона 1995 г. о федеральной государственной службе, п. 2 ст. 9 которого установил такую подведомственность трудовых споров для государственных служащих. Это можно объяс¬нить тем, что в органах государственной власти и управления КТС не создаются. В то же время международные нормы требу¬ют, чтобы работник имел право опротестовать ту процедуру, которую прошел, возражая против действий работодателя. Вторая категория трудовых споров с альтернативной подведомственностью — это трудовые споры о возмещении вреда работнику (его семье) в случае несчастного случая на производстве. С ними потерпевший (его семья) могут обратиться в орган Гострудинспекции или в суд.
Трудовой кодекс 2001 г. расширил еще альтернативную под-ведомствен¬ность трудовых споров, установив в части седьмой ст. 193, что споры о нало¬жении дисциплинарных взысканий на работников рассматривает орган Гострудинспекции или орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Но российский законодатель до сих пор не издал закона о по¬рядке рас-смотрения вышестоящим органом трудовых споров, хотя, как видим, все бо-лее расширяет альтернативную подведомственность трудовых спо¬ров. Поэтому до принятия российского закона следует здесь руководствоваться разделом IV Закона СССР от 11 марта 1991 г. «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров».
С созданием Гострудинспекции и ее органов на местах споры о возмещении работодателем работнику вреда в связи с несчастным случаем на производстве имеют право рассматривать и эти органы. И как показывает практика, многие потерпевшие от не¬счастного случая на производстве обращаются в орган Гострудинспекции. Поэтому можно говорить, что здесь существует по выбору потерпевшего работника (семьи погибшего) альтернатив¬ная подведомственность таких споров: непосредственно в суде или сначала как досудебная стадия — в органе Гострудинспекции.
Вышестоящие органы (вышестоящая администрация) вправе и обязаны рассматривать любые поступившие от работников жа¬лобы на действия ниже-стоящих органов, в том числе и по тру¬довым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако специ¬альные федеральные законы установили, что вышестоящие орга¬ны рассматривают трудовые споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты вынужденного прогула или выполнения нижеоп¬лачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий, аттестации их.
Так, споры судей согласно Федеральному закону от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» рассматривают вышестоящие квалификационные коллегии судей, а споры о прекращении полномочий судьи — Верховный Суд РФ. Споры же прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по этим трем вопросам решает согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. «О прокура¬туре Российской Федерации» (в ред. от 23 декабря 1998 г.) Ге¬неральный прокурор или прокурор, вышестоящий над тем, кто их увольнял, переводил или налагал взыскание. После рассмот¬рения их споров вышестоящими органами все эти категории ра¬ботников вправе обратиться и к судебной защите.
Государственный служащий вправе обратиться в соответст¬вующие государственные органы или в суд со спорами, в том числе о проведении квалификационных экзаменов и аттеста¬ции, их результатах, содержании выданных характеристик, прие¬ме на государственную службу, ее прохожде-нии, переводе, дис¬циплинарной ответственности, а также связанные с на-рушением его прав и гарантий.
Все споры по социальному страхованию — это область права социального обеспечения. КТС их не решает. Например, спор о праве на пособие между работником и комиссией социального страхования разрешает профсоюз, а спор между работником и профсоюзом о путевке разрешается вышестоящим профсоюзным органом, а о пособиях — органом социальной защиты.
Только вышестоящим профсоюзным органам подведомствен¬ны споры должностных лиц администрации с техническими и правовыми инспекциями труда профсоюзов. Действия государственных инспек¬ций (санитарной и др.) обжалуются в их вышестоящий орган, а о наложении штрафа — в суд по месту жительства. Решения ин¬спекторов Гострудинспекции могут быть обжалованы руководи¬телю государственной инспекции труда по подчиненности, Главному инспектору Гострудинспекции или в суд, т.е. это тоже споры с альтернативной подведомственностью.
Подведомственность коллективных трудовых споров единая как о применении трудового законодательства, так и об установлении новых условий труда и быта работников. Она определена Законом о коллективных трудовых спорах и главой 61 Трудово¬го кодекса РФ.
При споре между советом трудового коллектива и администрацией и при несогласии администрации с решением СТК, во¬прос решается на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Спор профсоюза с работодателем об установлении в локальном порядке новых условий труда (например, при пересмотре новых норм труда, при утверждении графика отпусков и т. д.) решает теперь орган Гострудинспекции или суд (см. час¬ти четвертую и пятую ст. 372 ТК), т.е. это единственный кол¬лективный трудовой спор с альтернативной подведомственностью и профсоюз может начать процедуру рассмотрения коллек¬тивного спора примирительной комиссией. Следует иметь в виду, что администрации не предоставлено право обжаловать куда-либо отказ профсоюза в даче согласия на те или иные ее правоприменительные действия.
Нетрудно заметить, что разрешать трудовые споры в соответствии с российским законодательством призваны постоянно действующие органы.
Речь идет о национальной системе специализированных органов по разрешению трудовых споров. Мы не включаем в нее Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, которые высказываются о праве, а не о факте, вышестоящие в порядке подчиненности органы, Федеральную инспекцию труда, а также Европейский Суд по правам человека. Последний может рассматривать споры, возлагая при этом обя-занности не на стороны трудовых правоотношений, а на государство. Но существуют еще и неспециализированные органы, в компетенцию которых в силу определенных обстоятельств может входить рассмотрение индивидуальных трудовых споров. Речь идет о судебном порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров в ходе осуществления процедуры банкротства предприятия.
К числу неспециализированных органов, рассматривающих трудовые споры в ходе процедуры банкротства, следует отнести арбитражные суды.
Разногласия, возникающие между работниками предприятия-должника и арбитражным управляющим, ведущим реестр требований кредиторов, по специально предусмотренным п.11 ст.16 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вопросам о составе и размере требований об оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (данный перечень является исчерпывающим) - рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст.60 названного Закона. Работник при наличии указанных разногласий на любой стадии производства по делу о несостоятельности вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением или жалобой о нарушении его прав и интересов, которые рассматриваются в заседании суда не позднее чем в месячный срок со дня получения. С заявлением по разногласиям может обратиться в суд и арбитражный управляющий.
Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к форме такого заявления. Оно, во всяком случае, должно содержать указание на арбитражный суд, в который подается дело, наименование заявителя и его адрес, изложение оснований, по которым представитель работников считает неверным определение арбитражным управляющим состава и размера требований, а также указание на то, почему требования трудящихся являются законными и обоснованными. При разногласиях по размеру требований желательно представление соответствующего расчета. Кроме того, следует четко сформулировать само требование, например, какие конкретно суммы неправомерно не включены арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов. К заявлению необходимо приложить доказательства наличия у лица, его подписавшего, соответствующих полномочий, например справку с места работы, копию трудовой книжки и т.д. Для представителя работников должника таким документом будет протокол (выписка из протокола) собрания работников организации по его избранию, подписанный председателем и секретарем собрания, в случае если такими требованиями обращается группа работников при условии, что их требования носят идентичный характер. В этом случае суд данные требования рассмотрит вместе в одном судебном заседании.
У суда отсутствуют правовые основания к возврату такого заявления или оставлению без движения по формальным основаниям, к примеру, тем, что предусмотрены ст.128 АПК РФ для искового заявления. Тем не менее, арбитражный суд не сможет рассмотреть заявление, которое объективно невозможно назначить к слушанию, например, когда из его содержания неясно, в рамках какого дела оно заявлено, отсутствуют наименование, адрес и подпись заявителя.
Что касается порядка рассмотрения названных разногласий арбитражным судом, то соответствующей специальной процедуры законодательством не предусмотрено. Поэтому в силу ст.32 Закона о банкротстве, ст.223 АПК применим порядок вынесения определений, установленный АПК РФ. При таких обстоятельствах, в отличие от принятия решения по делу о несостоятельности, рассмотрение названных разногласий может осуществляться судьей единолично.
Определение, вынесенное по результатам рассмотрения заявления или жалобы, также должно соответствовать по форме и содержанию требованиям ст.185 АПК РФ. До недавнего времени судебная практика шла по пути невоз-можности обжалования таких актов. Однако Конституционным Судом РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ нормы названного закона, исключающие право обжалования определений. Арбитражные суды при этом по заявлениям заинтересованных лиц вправе воспользоваться процедурами апелляционного пересмотра судебных актов, пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам либо пересмотра в порядке надзора. Теперь соответствующее правило закреплено в ст. 60 Закона о банкротстве.
Практика рассмотрения соответствующих заявлений арбитражным судом свидетельствует о том, что последний признает установленными требования по оплате труда в размере, определенном решением суда общей юрисдикции, и не принимает дополнительные доказательства и доводы лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о несостоятельности

§ 4. Принципы рассмотрения трудовых споров

Принципы трудового права (или его институтов) - это закрепленные в зако¬нодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правово¬го регулирования отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда. Можно сформулировать ряд прин¬ципов и для такого института трудового права, как трудовые споры. К ним относятся:
обеспечение защиты трудовых прав работников;
равенство сторон спора перед законом;
участие представителей работников (демократизм);
доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры;
обеспечение законности при разрешении трудовых споров;
обеспечение объективности и полноты исследования материалов и доказательств;
бесплатность;
принцип быстроты рассмотрения трудовых споров;
обеспечение реального исполнения решений по трудовым спорам;
ответственность должностных лиц за неисполнение таких решений.
Теперь дадим характеристику каждому принципу рассмотрения трудовых споров в отдельности.
Принцип обеспечения защиты трудовых прав работников означает право и обязанность юрисдикционных органов (уполномоченных на разрешение трудовых спо¬ров) на основе закона прекратить нарушение этих прав, восстановить их. (Например, при отказе администрации выплатить по-лагающуюся работнику заработную плату - обязать ее это сделать; при незаконном увольнении - восстановить работника на работе и оплатить вынужденный прогул). Касательно темы настоящей работы этот принцип будет звучать как "обеспечение судебной защиты трудовых прав работников". Право на судебную защиту не подлежит никаким ограничениям. Закрепленное в Кон¬ституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и пря¬мом действии Конституции Рос-сийской Федерации означает, что все конституци¬онные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных дел должны руководствоваться Кон¬ституцией Российской Федерации, если нормы отраслевого законодательства содержат изъятия из этого принципа.
Принцип равенства сторон перед законом означает, что и работник (работ¬ники), и администрация в равной мере обязаны соблюдать трудовое законодатель¬ство, подчиняться ему и воле юрисдикционного органа при разрешении трудовых споров. Решение юрисдикционного органа обязательно для сторон спора.
Принцип демократизма (участия представителей работников) при разреше¬нии трудовых споров выражается:
во-первых , в том, что органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (комиссии по трудовым спо¬рам) формируются трудовым коллективом из его состава;
во-вторых, в участии профсоюзов как представителей работников на их стороне в процессе разрешения трудовых споров;
в-третьих, в органах по рассмотрению коллективных споров (примири-тельные комиссии, трудовой арбитраж) участвуют представители работников организации (трудового коллектива) или профсоюза.
Доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров обеспечивается созданием таких органов непосредственно в организациях (например, КТС, примирительных комиссией), близостью расположения судов к месту рабо¬ты обращающегося туда работника.
Принцип обеспечения законности при разрешении трудовых споров выра¬жается в использовании юрисдикционными органами законов, иных норматив¬ных правовых актов и вынесении только на их основе решений по спорам. Руко¬водствоваться соображениями целесообразности (нецелесообразности), иными мотивами, кроме нормативной правовой основы, юрисдикционные органы не вправе.
Принцип обеспечения гласности означает открытость заседаний всех рассматривающих трудовые споры органов, возможность присутствия на них всех желающих. Так называемые «закрытые» заседания возможны только, если при разрешении трудового спора встает вопрос о сохранении государственной или коммерческой тайны.
Принцип обеспечения объективности и полноты исследуемых материа-лов и доказательств требует от юрисдикционных органов рассматривать дело исключи¬тельно на основе всестороннего рассмотрения и в полном объеме всех имеющих¬ся материалов и доказательств, соотносить их только с законодательством, не до¬пускать субъективного подхода к делу и его сто-ронам.
Принцип бесплатности прямо закреплен в законе. При подаче заявлений в органы, рассматривающие трудовые споры непосредственно в организациях, в другие органы по индивидуальным и коллективным трудовым спорам закон не предусматривает какой-либо оплаты их услуг. При обращении с исковым заявле¬нием в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, работни¬ки освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства. Члены профсоюза не платят за услуги, оказываемые профсоюзами (службами правовой защиты, профсоюзными юридическими консультациями и др.) при защите их трудовых прав и интересов в процессе разрешения трудовых споров. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут получить от них помощь на условиях, определяемых по договоренности (как правило, такие услуги но-сят платный характер).
Принцип быстроты рассмотрения требует от органов, разрешающих трудо¬вые споры, соблюдения тех сжатых сроков, которые предусмотрены законода¬тельством для совершения всех действий, связанных с рассмотрением таких дел (как правило, трудовой спор должен быть рас-смотрен в течение 10 дней). Законом установлены и сроки обращения (подачи заявления) в юрисдикционные ор¬ганы. Пропуск сроков подачи заявлений по трудовым спорам не лишает работни¬ков права искать защиты в юрисдикционных органах. Они могут быть восстановлены этими органами.
Принцип обеспечения реального исполнения решений по трудовым спорам реализуется с помощью закрепленного в законе специального механизма прину¬дительного воздействия на администрацию, если она добровольно не выполняет решение по трудовому спору, а также привлечения виновных в том руководите¬лей, должностных лиц к ответственности. Принудительное исполнение решений юрисдикционных органов обеспечивается выдачей ими особых удостоверений и приведением их в исполнение с помощью судебных приставов.
Ответственность должностных лиц за неисполнение решений органов, рассматривающих трудовые споры, как принцип рассмотрения трудовых споров проявляется в возможности привлечения виновных должностных лиц к различ¬ным видам юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, административной).

Понятие, причины возникновения и классификация трудовых споров.

Трудовые споры - это неурегулированные разногласия, возникающие между работником или коллективом работников и работодателем по вопросам, связанным с применением труда.

Трудовой спор считается возникшим, когда разногласия не удалось урегулировать путем непосредственных переговоров с работодателем.

Причины трудовых споров:

1. низкая правовая культура многих руководителей (слабое знание законов, неуважение к законам и законным правам работников, игнорирование требований законодательства и т.д.);

2. плохая организация труда;

3. нечеткое определение трудовых функций работников;

4. несоответствие работы квалификации исполнителя;

5. неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, приводящий к конфликтным ситуациям;

6. стиль руководства, вызывающий недовольство работников;

7. незнание работниками трудового законодательства, своих прав и обязанностей и т.д.

Основным средством преодоления трудовых споров является искоренение этих причин.

Виды трудовых споров

1. По субъектам трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные - это споры между конкретным работником и работодателем (ст. 381-397 ТК).

Коллективные - споры между коллективом организации или ее структурного подразделения (цеха, производства и др.) и работодателем (ст. 398-418 ТК).

2. По предмету спора трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые.

Исковые - это споры по вопросам, связанным с применением действующих условий труда, установленных законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

К ним относятся споры по поводу увольнений, переводов на другую работу, оплаты за выполненную работу, предоставления выходных дней и т.д.

Неисковые - это споры, связанные с установлением новых или изменением действующих условий труда.

К ним относятся споры о пересмотре норм выработки, об установлении новых условий оплаты труда и т.д.

Судебный порядок рассмотрения трудовых споров регулируется нормами Гражданско-процессуального права.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного правового акта, трудового договора, о которых заявлено в органы по рассмотрению трудовых споров.

Первичным органом по рассмотрению индивидуальных исковых трудовых споров является КТС. КТС образуется по инициативе работников или работодателей из равного числа их представителей.

Представители работников избираются на общем собрании (конференции) или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании.

Представители работодателя назначаются руководителем организации (ст. 384 ТК).

Поскольку КТС создаются по инициативе сторон, создание такой комиссии не является обязательным.

В компетенцию комиссии по трудовым спорам входит разрешение индивидуальных трудовых споров только исковых.

Порядок рассмотрения неисковых трудовых споров в законодательстве до конца не урегулирован. Они могут рассматриваться с участием профсоюзов.

В КТС не могут рассматриваться трудовые споры, которые переданы на непосредственное рассмотрение судам (ст. 391 ТК).

Работник вправе обратиться в КТС путем подачи письменного заявления в трехмесячный срок со дня, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 386 ТК).

Порядок разрешения трудовых споров регламентируется ст. 387, 388 ТК. Спор должен быть рассмотрен в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в присутствии заинтересованного работника. Рассмотрение спора в отсутствие работника возможно только по его письменному заявлению.

Комиссия вправе вызывать на заседание свидетелей, специалистов. По требованию КТС руководитель обязан предоставить ей необходимые документы.

Если КТС не рассмотрит трудовой спор в течение 10 дней, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение КТС может быть обжаловано сторонами спора в суде в десятидневный срок. Решение вступает в силу по истечении 10 дней после его принятия и подлежит обязательному исполнению работодателем в 3-дневный срок.

При неисполнении решения работодателем КТС выдает работнику удостоверение на принудительное исполнение, имеющее силу исполнительного листа, которое работник передает в суд для исполнения.

Непосредственно в судах в качестве первой инстанции, рассматривающей трудовые споры, указанные в ст. 391 ТК. К ним относятся:

1. споры по заявлениям работников - о восстановлении на работе, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула и т.д.;

2. споры по заявлению работодателей - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю;

3. об отказе в приеме на работу;

4. лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

5. лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Работник имеет право обратиться в суд в течение 3 месяцев со

дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель может обратиться в суд с иском о возмещении работником причиненного работодателю ущерба в течение 1 года со дня обнаружения ущерба.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения или ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлины и судебных расходов (ст. 393 ТК).

Разрешение коллективных трудовых споров. Коллективными трудовыми спорами признаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК).

Рассмотрение спора начинается с примирительных процедур (ст. 401-406 ТК).

1 этап. Рассмотрение спора в примирительной комиссии, формулируемой из представителей сторон на равноправной основе, которая должна разрешить спор в срок до 5 рабочих дней с момента ее образования. Решение в комиссии принимается по соглашению сторон и имеет обязательную силу, обжалованию не подлежит. Если стороны пришли к соглашению, их решение обязательно и спор считается разрешенным.

Если соглашение не достигнуто, стороны приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) о создании трудового арбитража.

2 этап. Рассмотрение спора представителями сторон с участием посредника или передача спора в трудовой арбитраж.

Возможна трехэтапная примирительная процедура и двухэтапная.

При трехэтапной примирительной процедуре вторым этапом является рассмотрение спора с участием посредника. Если в течение 3 рабочих дней стороны не достигли соглашения о кандидатуре посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Спор с участием посредника должен быть рассмотрен в срок до 7 рабочих дней с момента его приглашения и завершиться с принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий, если такое решение принять не удалось.

В последнем случае спор передается в трудовой арбитраж. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются решением работодателя, представителей работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Спор должен быть рассмотрен в срок до 5 рабочих дней со дня создания трудового арбитража. Трудовой арбитраж принимает решение по существу трудового спора. На этом примирительные процедуры заканчиваются.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, работники вправе приступить к организации забастовки (ст. 406, 409 ТК).

Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров. Право на забастовку как способ разрешения коллективных трудовых споров является конституционным правом граждан России, закрепленным в ст. 37 Конституции РФ.

Порядок организации и проведения забастовки регламентируется ст. 410-414 ТК. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Возглавляет забастовку представительный орган работников.

Работодатель должен быть письменно предупрежден о забастовке не позднее чем за 10 календарных дней.

Он обязан предупредить о забастовке государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

На время забастовки за работником сохраняется место работы и должность, однако заработную плату работодатель вправе не выплачивать.

Работодатель, органы исполнительной власти, ОМС обязаны принять все меры по обеспечению общественного порядка, сохранности имущества организации и работников.

В ст. 413 ТК предусмотрены случаи запрещения проведения забастовки в целях обеспечения безопасности:

1. забастовки недопустимы при введении в стране военного или чрезвычайного положения;

2. в органах и организациях Вооруженных Сил РФ;

3. в организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны и безопасности страны;

4. в правоохранительных органах;

5. в организациях, обслуживающих особо опасные виды производств;

6. на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

7. в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения.

Забастовки, запрещенные законом, признаются незаконными.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, а также судами иных субъектов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда, вступившее в силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Работники, продолжающие незаконную забастовку, несут дисциплинарную ответственность как за нарушение трудовой дисциплины.

1 Правоспособность юридических лиц также признается специальной, поскольку определяется целями и задачами их деятельности, указанными в соответствующих уставах и положениях.

Глава 60 и 61 ТК посвящены этому вопросу.

Статья 381. Индивидуальный трудовой спор – это неурегулированное разногласие, которое возникает между работником и работодателя по определённому поводу.

Используются разные термины: разногласия, спор, конфликт.

Официальное понятие индивидуального трудового спора даётся в статье 381 ТК РФ. Относительно её содержания можно высказать следующие замечания:

1) Представляется нецелесообразным использование для характеристики одного и того же правового явления разных понятий: неурегулированное разногласие и спор.

2) Законодатель использует понятие «неурегулированное разногласие», но правоприменительная практика не знает применения понятия «урегулированное разногласие». Следовательно, не совсем правильно использовать данное понятие для характеристики индивидуального трудового спора.

3) В качестве сторон законодатель указывает работника и работодателя, но следует иметь в виду, что в большинстве случаев разногласия возникают между работником и правомочными представителями работодателя.

4) Из части второй статьи 381 следует, что в качестве одной стороны индивидуального трудового спора может выступать физическое лицо, которое ранее состояло в трудовых правоотношениях с работодателем, либо ищущее работу и претендующее на заключение трудового договора.

5) Трудно согласиться с позицией законодателя (это крамольные мысли Передерина) о том, что индивидуальный трудовой спор возникает с момента обращения работника за защитой своих прав в специализированный орган. Представляется, что индивидуальный трудовой спор возникает с момента фактического нарушения субъективных трудовых прав работника.

По поводу чего возникают индивидуальные трудовые споры.

1. По поводу применения действующего трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Трудовое законодательство включается в себя (статья 5): ТК РФ, ФЗ РФ, содержащих нормы трудового права и законы субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Отличать от термина «законодательство о труде», здесь уже и локальные и подзаконные акты.

2. По поводу применения коллективных договоров и соглашений о труде (они бывают различного уровня – от федеральных до муниципальных).

3. По поводу применения локальных нормативных актов. Они ниже по юридической силе, чем коллективные договоры и соглашения о труде.

4. По поводу установления новых или изменения существующих условий труда, устанавливаемых в индивидуальном порядке.

Динамика возникновения индивидуального трудового спора.

Динамика возникновения индивидуального трудового спора включает следующие стадии:



1) Имеет место трудовое правонарушение, действительное или мнимое, по мнению работника или работодателя.

2) Различная оценка правонарушения (действительного или мнимого) работником и работодателем.

3) Попытка урегулировать возникший индивидуальный трудовой спор самостоятельно сторонами путём непосредственных переговоров.

4) Обращение за разрешением индивидуального трудового спора в специализированный орган (КТС или суд общей юрисдикции).

Причины возникновения индивидуальных трудовых споров.

Условия возникновения: бывают условия экономического характера (в государстве или в субъекте РФ нет работы…), социального характера… Эти условия в учебниках хорошо расписаны.

В учебной и научной литературе по трудовому праву выделяют три группы причин, которые вызывают индивидуальные трудовые споры.

1. Первая группа причин – причины субъективного характера.

· Самодурство и игнорирование законных прав работников работодателями, бюрократизм;

· Сознательное нарушение работниками и работодателями действующего законодательства о труде;

· Различное понимание и толкование норм трудового права;

· Плохое знание действующего законодательства о труде;

· Добросовестное заблуждение.

· И ряд других.

2. Вторая группа причин – причины организационно-правового характера.

· Обилие нормативных правовых актов, регламентирующих использование несамостоятельного труда.

· Быстрое обновление и изменение действующего трудового законодательства.

· Наличие множества пробелов и оценочных понятий.

· Отсутствие юридической ответственности работодателя за неисполнение тех или иных норм трудового права.

3. Третья группа причин – причины организационно-хозяйственного характера.

· Использование устаревшего оборудования, механизмов, агрегатов;

· Несвоевременное обеспечение технической документацией;

· Не обеспечение работников спецодеждой, индивидуальными средствами защиты.

Виды индивидуальных трудовых споров.

В учебной литературе индивидуальные трудовые споры классифицируются по различным основаниям.

Исходя из характера спора индивидуальные трудовые споры, они делятся на:

а) Споры искового характера. То есть споры о применении норм законодательства о труде.

б) Споры неискового характера. Это споры об установлении или изменении условий труда в индивидуальном порядке. Это споры об интересе.

Исходя из характера правоотношений индивидуальные трудовые споры делятся на:

а) споры, возникающие из трудовых правоотношений;

б) отношений, непосредственно связанных с трудовыми.

В зависимости от института трудового права, трудовые споры делятся на споры, возникающие из применения норм, содержащихся в том или ином институте трудового права.

Органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

По действующему законодательству индивидуальные трудовые споры могут рассматриваться:

1) Комиссиями по трудовым спорам, которые делятся на два вида:

· комиссии по трудовым спорам, действующие в рамках организации;

· комиссии по трудовым спорам, действующие в рамках структурных подразделений.

2) Судами общей юрисдикции.

Правовое положение комиссий по трудовым спором определяется локальным нормативным актом – Положением о КТС.

Регламентация рассмотрения и разрешения трудовых споров КТС осуществляется на основе применения норм трудового права.

Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в судах регламентируется гражданским процессуальным кодексом (ГПК).

Условия возникновения споров - это та обстановка, обстоятельства, которые непосредственно или опосредованно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и администрацией.

Причины возникновения трудовых споров - те юридические факты, которые непосредственно вызвали разногласия между работником (работниками) и администрацией. Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это - нарушения тех или иных прав работника или его обязанностей перед предприятием (например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб).

Условия возникновения трудовых споров становятся причинами в конкретном трудовом споре. Нередко трудовые споры возникают в результате сочетания несколько причин. Одни из них носят экономический, другие - социальный, третьи - юридический характер.

Наиболее распространенным основанием трудовых споров являются разногласия между работником и работодателем. Работники не хотят мириться с нарушениями их трудовых прав, стремятся не допустить ухудшения действующих условий труда и претендуют на их улучшение. Кроме того, подобные конфликты часто обусловлены такими качествами норм трудового законодательства, как сложность, фрагментарность, противоречивость и пробельность. Одной из основных причин, порождающих индивидуальные трудовые споры, является слабое знание или незнание работником и работодателем трудового законодательства, т.е. низкая правовая культура.

В ряде случаев индивидуальные трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения некоторых работников к исполнению своих трудовых обязанностей и предъявления ими незаконных требований, а также вследствие сознательного нарушения отдельными работодателями законодательства о труде.

В последнее время довольно часто возникают трудовые споры из-за недобросовестного отношения работников к своим работодателям. Например, бывший сотрудник обращается в суд за восстановлением на работе в связи с тем, что его уволили в то время, когда он был на больничном. Формально он прав. Но фактически работник предъявляет больничный лист - документ, подтверждающий период его нетрудоспособности, только на стадии судебного разбирательства.

К условиям экономического характера относятся, в частности, финансовые трудности организаций, препятствующие полной и своевременной выплате заработной платы, предоставлению полагающихся работникам гарантий и льгот (например, лечебно-профилактического питания), отсутствие или недостаточность средств, выделяемых на охрану труда. Такие условия возникновения трудовых споров порождают серьезные социальные последствия, которые в свою очередь или в сочетании с экономическими последствиями порождают возникновение трудовых споров.

К условиям социального характера относится, например, растущий разрыв в уровне доходов низко- и высокооплачиваемых работников.

К условиям юридического характера относятся, в частности, сложность, противоречивость, а также недостаточная доступность трудового законодательства для администрации и особенно для работников, в результате - слабое знание работниками своих трудовых прав и обязанностей работодателей, способов защиты своих прав; нежелание соблюдать трудовое законодательство многими руководителями организаций, должностными лицами администрации; слабая подготовленность профсоюзных лидеров, профсоюзных активистов к защите работников на основе анализа норм трудового законодательства.

Загрузка...
Top