Рисование комнатное растение в подготовительной группе. Конспект занятия по рисованию. Рисование с натуры «Комнатные растения»

Конспект НОД для подготовительной группы

Тема: Комнатные растения «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования гуашь+ оттиск смятой бумагой (или «штампом»).
Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.
Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.
Создать композицию «Фиалка»
Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

Интеграция областей: «Социализация», « Познание», « Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о комнатных растениях.
2. Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.
3. Закрепить навыки работы с акварелью и восковыми карандашами.
4. Совершенствовать умение правильно держать кисть.
Развивающие:
5. Расширять словарный запас детей.
6. Развивать чувство цвета и композиции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материалы: альбомный лист ФА-4,кисти белка №2, №5, гуашь.
Простой карандаш, салфетка для кисти, баночка с водой, тонкая бумага для оттиска, «штапм».
Иллюстрации с изображением комнатных растений: бегонии, фиалки, герани, кактусов, орхидеи, алоэ, каланхоэ, глоксинии и др.
Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок».
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем рисовать.
Воздух очищают
Создают уют
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
Дети: Комнатные растения
Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?
Дети: Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, очищают и увлажняют воздух, положительно влияют на настроение людей,
Воспитатель: да, трудно представить нашу жизнь без цветов, т.к. было бы не красиво и скучно. Вы даже представить себе не можете жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов. Так древние греки и римляне отмечали праздник глоцинтов и лилий, англичане - незабудок и анютиных глазок, голландцы - тюльпанов.
- Мы сегодня поговорим о комнатных растениях, почему же их называют комнатными?
Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.
Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Какие комнатные цветы вы знаете?
(Ответы детей)
Герань, бегония, глоксиния, фиалка, орхидея, кактусы.
Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в вашей группе. Но, ребята, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.
Кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Дети: их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья.
Воспитатель: живые ли комнатные растения?
Да, живые, так как они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут. Поэтому за растениями надо ухаживать.
Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.
Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?
Дети: Талой, комнатной температуры.
Воспитатель: Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова.
Воспитатель: Знаете ли вы, что есть растения лекари, их называют домашним доктором.
Это растение алоэ, и каланхоэ. Возьми листик алоэ, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь, раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к больному пальцу и привяжи - боль утихнет.
Листья каланхоэ лечит ангину, снимает зубную боль.
Понюхав цветы герани перестанет болеть голова.
Самая непривередливая из всех растений это фиалка.
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания - руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
Существует множество разновидностей фиалок.
Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово -бахромчатая, волнисто-кружевная)
Рассмотрим их внимательно.
Край лепестка как бы обведён другим цветом. Синие листья обведены белой бахромой, красные фиолетовой и т.д.
Воспитатель: Каким цветом обведены белые цветы?
Дети: Синим.
Воспитатель:
Я предлагаю нарисовать фиалку, используя нетрадиционный метод в рисовании - «оттиск»(«печать») смятой бумагой. С помощью этого способа у нас должно получиться много красивых махрово -бахромчатых цветов, которые смотрятся, можно сказать «пушистыми».
А где у нас растут цветы и в том числе наша фиалка?
Дети: В горшочке.
Воспитатель: Правильно. Давайте назовём форму горшка?
Дети: Трапеция перевёрнутая.
Воспитатель: что больше горшок или наше растение?
Дети: Растение.
Воспитатель: То есть большая часть нашего альбомного листа будет занимать растение.
Объяснение последовательности выполнения рисунка воспитателем: Воспитатель: Располагаем лист вертикально. Делаем набросок карандашом. Как мы работаем простым карандашом?
Дети: Сильно на карандаш не нажимаем, по несколько раз не обводим.
Воспитатель: С нижней части альбомного листа нужно отступить небольшое расстояние - рисуем стол: проводим горизонтальную линию слева направо. На столе делаем набросок горшка в форме трапеции: у нас нижняя часть горшка - дно - уже, чем верхняя его часть.
После того, как сделан набросок карандашом, выполняем работу в цвете. Воспитатель: Какие цвета будем использовать?
Дети: Для горшка - коричневый, для листьев - зелёный, цветы - фиолетовым с желтой серединкой.
Воспитатель: Берем бумагу для оттиска - сминаем её, одну сторону смятой бумаги красим фиолетовым цветом кистью, и способом «оттиска» (« печатания») рисуем цветы. Их много, поэтому делаем много отпечатков цветов.
Листья дорисовываем кистью зеленым цветом, и горшок, соответственно, коричневым.
Воспитатель: Как получить яркий цвет?
Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.
Воспитатель: стол и фон разукрашиваем разными цветами на ваш выбор.
Самостоятельная работа (дети самостоятельно рисуют цветы)
Итог:
Воспитатель: Какие комнатные цветы вы знаете?
Дети: Бегония, фиалка, глоксиния, герань, кактус.
Воспитатель: Какие цветы называют домашним доктором?
Дети: Алоэ, каланхоэ.
Воспитатель: Какой цветок мы сегодня нарисовали?
Дети: Фиалка.
Воспитатель: А ещё мы узнали новый способ изображения в рисовании, который называется?
Дети: Оттиск смятой бумагой.
Воспитатель: Да, верно, молодцы! И у вас получились замечательные фиалки! А как вы думаете, какие еще комнатные растения можно изобразить таким же способом? («оттиском»)
Дети: герань, бегония, цикломен, азалия и др.
Воспитатель: да, верно, но что будет их основным отличием друг от друга?
Дети: величина, форма, цвет листьев и цветов (соцветий) комнатных растений.
Воспитатель: Да, молодцы, дети! Всем спасибо, и до свидания.

НОД «Комнатное растение фиалка».

Нетрадиционная техника рисования (для детей подготовительной группы)

Тема : Комнатные растения « Фиалка » Нетрадиционная техника рисования гуашь+ оттиск смятой бумагой.

Цель : Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.

Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений .

Создать композицию « Фиалка »

Воспитывать стремление беречь и любить растения , ухаживать за ними.

Интеграция областей : «Социализация» , «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Физическая культура» .

Задачи :

Образовательные :

1. Расширять представления детей о комнатных растениях .

2. Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений .

3. Совершенствовать умение правильно держать кисть.

Развивающие :

4. Расширять словарный запас детей .

5. Развивать чувство цвета и композиции.

Воспитательные :

7.Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

8.Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями .

Материалы : альбомный лист, кисти, гуашь, простой карандаш, салфетка для кисти, баночка с водой, тонкая бумага для оттиска.

Иллюстрации с изображением комнатных растений : бегонии, фиалки , герани, кактусов, алоэ, и др.

Ход деятельности.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что мы будем рисовать .

Воздух очищают

Создают уют

На окнах зеленеют

И зимой цветут.

Дети : Цветы.

Воспитатель : Ребята, а зачем людям нужны цветы ?

Дети : они украшают помещение, растения создают уют , очищают воздух, обогащают его кислородом, положительно влияют на настроение людей.

Воспитатель : да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов. Греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, англичане – незабудок и анютиных глазок, голландцы – тюльпанов.

Мы сегодня поговорим о комнатных растениях , почему же их называют комнатными ?

Дети : Потому что растут и цветут эти растения в помещении .

Воспитатель : А у вас дома есть комнатные растения ? Кто за ними ухаживает? Какие комнатные растения вы знаете ? (Ответы детей )

Воспитатель : У нас в детском саду тоже есть комнатные цветы . Есть цветы и в нашей группе . Но, ребята, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями ?

Дети : их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья.

Воспитатель : живые ли комнатные растения ?

Да, живые, так как они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут . Поэтому за растениями надо ухаживать .Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.

Воспитатель : Ребята, а какой водой нужно поливать растения ?

Дети : Талой, комнатной температуры .

Воспитатель : Растения чувствуют добро , ласку. К доброму человеку растения тянутся , они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями . У таких людей растения плохо растут , цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки , даже ласковые слова.

Воспитатель : Знаете ли вы, что есть растения лекари , их называют домашним доктором.

Одно из них алоэ . Возьми листик алоэ, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь, раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к больному пальцу и привяжи - боль утихнет.Понюхав цветы герани перестанет болеть голова.

Физминутка «На лугу растут цветы »

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Махи руками)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

Существует множество разновидностей фиалок .

Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями. Рассмотрим их внимательно.

Край лепестка как бы обведён другим цветом. Синие листья обведены белой бахромой, красные фиолетовой и т. д.

Воспитатель : Каким цветом обведены белые цветы?

Дети : Синим.

Воспитатель :

Я предлагаю нарисовать фиалку , используя нетрадиционный метод в рисовании – оттиск смятой бумагой. С помощью этого способа у нас должно получиться много красивых махрово –бахромчатых цветов, которые смотрятся, можно сказать «пушистыми» .

А где у нас растут цветы?

Дети : В горшочке.

Воспитатель : Правильно. Давайте назовём форму горшка?

Дети : Трапеция перевёрнутая.

Воспитатель : что больше горшок или наше растение ?

Дети : Растение .

Воспитатель : То есть большую часть нашего альбомного листа будет занимать растение .

Располагаем лист вертикально. Делаем набросок карандашом. Как мы работаем простым карандашом?

Дети : Сильно на карандаш не нажимаем, по несколько раз не обводим.

Воспитатель : С нижней части альбомного листа нужно отступить небольшое расстояние - рисуем стол: проводим горизонтальную линию слева направо. На столе делаем набросок горшка в форме трапеции: у нас нижняя часть горшка – дно - уже, чем верхняя его часть.

После того, как сделан набросок карандашом, выполняем работу в цвете. Какие цвета будем использовать?

Дети : Для горшка – коричневый, для листьев – зелёный, цветы - фиолетовым с желтой серединкой.

Воспитатель : Берем бумагу для оттиска – сминаем её, одну сторону смятой бумаги красим фиолетовым цветом кистью, и способом « печатания » рисуем цветы. Их много, поэтому делаем много отпечатков цветов.

Листья дорисовываем кистью зеленым цветом, и горшок, соответственно, коричневым.

Воспитатель : Как получить яркий цвет?

Дети : Нужно использовать меньше воды, больше краски.

Воспитатель : стол и фон раскрашиваем разными цветами на ваш выбор.

Самостоятельная работа

(дети самостоятельно рисуют цветы)

Итог :

Воспитатель : Какие комнатные цветы вы знаете ?

Дети : Бегония, фиалка , глоксиния, герань, кактус.

Воспитатель : Какие цветы называют домашним доктором?

Дети : Алоэ.

Воспитатель : Какой цветок мы сегодня нарисовали ?

Дети : Фиалка .

Воспитатель : А ещё мы узнали новый способ изображения в рисовании , который называется?

Дети : Оттиск смятой бумагой.

Воспитатель : Да, верно, молодцы! И у вас получились замечательные фиалки ! А как вы думаете, какие еще комнатные растения можно изобразить таким же способом?

Дети : герань, бегония и др.

Воспитатель : да, верно, но что будет их основным отличием друг от друга?

Дети : величина, форма, цвет листьев и цветов комнатных растений .

Воспитатель : Да, молодцы, дети! Всем спасибо.

Трудно представить себе нашу жизнь без комнатных растений. В дошкольном учреждении они не только радуют малышей своими прекрасными цветочками и благоуханием, но и делают воздух чище, препятствуют размножению бактерий, а также самым лучшим образом влияют на детскую психику. Процесс ухода за комнатными цветами формирует у ребят самостоятельность и ответственность. Они видят результаты своего труда, осознавая причинно-следственные связи (состояние растения и факторы окружающей среды). Кроме того, дошкольники очень любят рисовать комнатные растения, особенно с натуры, передавая в процессе творчества их характерные особенности строения и цветовой окраски. Как провести занятие по рисованию растений в подготовительной группе, какие идеи и приёмы можно применять.

Особенности рисования по данной теме у дошкольников подготовительных групп

Изображение комнатного растения в подготовительной группе интересно тем, что по этой теме можно практиковать рисование с натуры. А ведь, это ведущий метод обучения в школе. Для такого занятия педагог выбирает экземпляр с достаточным количеством листьев. Если это цветущее растение, то желательно рисовать его в период цветения. То же самое можно сказать и о рисовании с опорой на фотографии или картинки.

Отметим, что если сравнивать со школьной методикой, то при изображении комнатных растений в подготовительной группе не ставится задача создания объемного изображения, передачи светотени, сложного ракурса.

Зрительно обследуя натуру, дошкольники при помощи наводящих вопросов педагога выделяют ее ключевые особенности. У воспитанников подготовительной группы уже достаточно опыта, чтобы проанализировать общую форму растения, его составных частей (стебля, листьев, цветов) только лишь на основе зрительного восприятия без участия прочих органов чувств. Отметим, что для рисования детям предлагается знакомое растение, которое они ежедневно могут наблюдать в уголке природы.

Рассматривая растение, воспитатель обращает детское внимание на то, что разные его части неодинаковы по цвету: ребята выделяют наиболее светлые и темные элементы. При этом педагог напоминает, с помощью каких приемов это можно отразить в рисунке.

Что касается образца воспитателя, то в подготовительной группе он практически не используется - практикуется лишь частичный показ приемов рисования. Это позволяет избежать шаблонного изображения.

При рисовании с натуры в процессе творчества ребята должны сравнивать свою работу с натурой или картинкой, чтобы вовремя обнаружить и исправить ошибки.

Поскольку неотъемлемый атрибут образа комнатного растения - это горшок, то его рисованию также нужно уделить внимание. Необязательно повторять представленную на картинке или натуре форму, цвет и орнамент. Пусть при изображении горшка дошкольники проявят творческую самостоятельность: окрасят его в свой любимый цвет, придумают оригинальный узор.

По окончании работы воспитатель обязательно рассматривает получившиеся рисунки вместе с детьми. В ходе анализа следует отметить работы, которые наиболее приближены к натуре, выполнены аккуратно, передают цветовую палитру растения. Кроме того, следует оценить композицию рисунков - насколько удачно изображение размещено на листе. Педагог выслушивает мнение воспитанников, а затем высказывает свою точку зрения - показывает работы, которые понравились ему, и аргументирует свое мнение.

Наиболее уместные материалы и основа

Рисовать комнатное растение в подготовительной группе можно самыми разными материалами. Яркие и насыщенные рисунки получаются с помощью гуаши. Более нежно смотрятся акварельные работы, предполагающие плавные переходы оттенков.

Комнатные растения также можно рисовать цветным карандашами или восковыми мелками, уделяя внимание отображению разных оттенков. Можно попробовать также предложить ребятам и графический рисунок.

Основа при рисовании на данную тему выбирается стандартная. Если на занятии дошкольники используют краски, то предварительно нужно затонировать бумагу в бледные пастельные тона (розоватый, голубоватый, желтоватый и пр.). Перед началом рисования важно продумать расположение листа бумаги: если объект изображения - растение, ориентированное вертикально (например, сансевьера, амариллис или бегония), то соответственно нужно расположить и основу. Если же детям предстоит рисовать хлорофитум с его многочисленными свисающими стеблями или композиция включает в себя два растения в горшочках, то целесообразно будет расположить лист бумаги горизонтально.

Техники и приемы, которые применяются при рисовании комнатного растения

При рисовании в традиционной технике изображение комнатного растения лучше начать с легкого карандашного наброска - обозначить контур предмета, его основные части, соблюдая при этом пропорции. Конечно, дошкольнику проще рисовать элементы образа последовательно, но это часто ведет к несоблюдению пропорций. К тому же в подготовительно группе дети должны воспринимать объект целостным, выделяя ключевые черты его формы. После предварительного наброска ставится задача максимально точно передать детали растения.

Хорошим подспорьем для ребенка являются схемы поэтапного рисования. Благодаря им у дошкольников вырабатывается алгоритм изображения.

Фотогалерея: поэтапное рисование кактуса

1 этап рисования 2 этап рисования 3 этап рисования 4 этап рисования

Воспитанники старшей группы уже хорошо владеют приемами традиционного рисования. Работая с красками, крупные детали комнатного растения они закрашивают всем ворсом кисти, мелкие же (лепестки и сердцевину цветка, рисунок листьев, орнамент горшка) прорисовывают кончиком, держа кисть практически вертикально).

Для изображения цветов обычно требуется широкий спектр цветов (большей частью нежные пастельные тона), поэтому ребята отрабатывают приемы смешивания красок для получения новых интересных оттенков.

При работе с цветными карандашами нужно добиваться аккуратной штриховки однонаправленными движениями. Регулируя силу нажима, дошкольники передают разные оттенки одного цвета. Кроме того, при рисовании комнатного растения можно создать красивый образ, используя несколько карандашей одного оттенка, например, зеленого.

Для реалистичного изображения листьев используются четыре оттенка зеленого цвета

На занятии по изобразительной деятельности педагог уделяет внимание композиционному решению детских рисунков. Так, растение нужно рисовать крупно, во весь лист. Кроме того, внимание дошкольников нужно обратить на то, как правильно изобразить лист, который заслоняет собой другой. Чтобы листики не сливались друг с другом, нужно использовать разные оттенки зеленого цвета.

Такая тема изобразительного творчества, как «Комнатные растения», заключает в себе большие возможности для использования нетрадиционных техник рисования. Например, мелкие цветочки хорошо изображать с помощью ватной палочки. При этом чтобы отпечатки получались ровными и круглыми, нужно держать ее строго вертикально и хорошо прижимать к листу бумаги.

Лепестки растения нарисованы с помощью ватных палочек

Для рисования кактуса часто используется ладошковая живопись. Изображение дополняется колючками и цветочками, нарисованными традиционным способом.

Ладошковая живопись сочетается с традиционным рисованием

Если подключить фантазию, то это растение можно изобразить и с помощью кляксографии. Вначале карандашом обозначается горшок и растущий в нем кактус, а затем, чтобы на растении получились мелкие ответвления, колючки, нужно дуть на него из трубочки, покачивая ею из стороны в сторону.

С помощью кляксографии получаются очень реалистичные колючки

Интересная техника - рисование по мокрой бумаге. Она позволяет получить красивое размытое изображение, градиентные переходы оттенков за счет того, что краски ведут себя необычно, расплываются, выходят за контур деталей. Необычайная легкость красок, создание новых цветов непосредственно на рисунке сделают рисование комнатного растения увлекательным и волшебным.

Для работы дошкольникам потребуется губка: ею нужно смочить лист бумаги быстрыми движениями. Затем с помощью обычной кисточки наносится краска, причем прикосновение к бумаге должно быть очень легким. Для того чтобы изобразить лепестки, достаточно нескольких капель - краска расплывается, образуя красивый рисунок. Пока бумага не просохла, на каждый лепесток можно добавить пятнышки контрастного цвета, например, черное - в серединку, а зеленые - по краям.

Рисование по мокрому позволяет получить красивое чуть размытое изображение

Еще один нестандартный способ рисования заключается в использовании мятой бумаги. Перед началом работы необходимо хорошенько смять лист, но очень аккуратно, чтобы не порвать его. После этого основа расправляется и проглаживается ладошками. С помощью широкой кисти оформляется фон: однотонный или более интересный градиентный. Отметим, что на кисточку нужно набирать побольше воды и краски, чтобы излишки стекали в складки - после высыхания они станут более яркими, и работа будет выглядеть оригинально. После того как фон подсохнет, можно приступать непосредственно к рисованию растения.

Рисунок на мятой бумаге смотрится изысканно

Включение в композицию дополнительных видов изобразительной деятельности, реализация индивидуального подхода на занятии

Чтобы максимально увлечь дошкольников процессом творчества, в занятие рисованием полезно включать элементы других видов изобразительной деятельности. Такие приемы также можно использовать в рамках индивидуального подхода, предлагая украсить композицию по желанию, детям, проявляющим повышенный интерес к рисованию.

Работу сделают более оригинальной аппликативные детали. Например, кактус, нарисованный ладошками, можно украсить бумажными иголками.

Как вариант можно предложить ребятам основу с уже готовыми аппликативными силуэтами горшков (либо они приклеят их сами). Аналогично дети могут вырезать цветочки из бумаги и украсить ими нарисованное растение.

Рисование с элементами аппликации

Рисование с элементами аппликации

Кроме того, дошкольники могут сначала нарисовать элементы растения (листья, цветы) на бумаге, затем вырезать их и приклеить к нарисованному горшку. Это позволит получить оригинальный объемный эффект (детали при этом приклеиваются не полностью).

Фотогалерея: детские рисунки с комнатными цветами

Рисование с элементами аппликации Рисование с элементами объемной аппликации Рисование с элементами аппликации Рисование с элементами объемной аппликации

В композицию можно включать и нетрадиционную аппликацию, например, украсить цветочный горшок пуговицами.

Рисование с элементами нетрадиционной аппликации

Что касается включения в композицию пластилиновых деталей, то здесь тоже открывается большой простор для фантазии. Это может быть красивые узоры на горшочке оформление цветка либо выделение рисунка листьев жгутиками.

Варианты композиций для рисования комнатных растений в подготовительной группе

Традиционно рисование комнатного растения предлагается воспитанникам подготовительной группы в первой половине года (октябрь). Основной задачей такого занятия является передать ключевые особенности растения и форму горшка. Поскольку в групповом уголке природы в старшем дошкольном возрасте представлены самые разные растения, то можно организовать рисование с натуры (воспитатель подбирает любое растение с яркими отличительными признаками).

Тему занятия можно обозначить как более конкретную, например, «Кактус», «Фиалка», «Сансевьера» и пр.

Еще один вариант - рисование по представлению на тему «Мой любимый комнатный цветок»: выбранное растение может не расти в группе, а только, например, дома у ребенка.

В подготовительной группе также можно практиковать рисование сразу двух комнатных растений. Для этого педагог подбирает экземпляры, которые отличаются друг от друга высотой стебля, окраской листьев и цветков, формой соцветий. Подходящая тема, например, «Бегония и сансевьера».

Данное занятие можно провести также накануне праздника 8 Марта или Дня Матери - нарисовать красивое цветущее растение («Фиалка», «Герань», «Амариллис», «Бегония») в подарок маме.

Способы организации мотивирующего начала занятия: рассматривание комнатного растения, фотографий, тематических картинок, познавательные беседы, экологические сказки по данной теме и прочее

В подготовительной группе по-прежнему важной составляющей занятия по рисованию является игровой компонент. Необходимо с самого начала увлечь дошкольников предлагаемой темой. Например, педагог не просто приглашает детей рассмотреть комнатные растения в уголке природы, а приносит игрушку - цветочную фею, которая ведет ребят в свой волшебный сад.

Фея также может обратиться к детям с просьбой о помощи: злой чертополох похитил ее прекрасные фиалки. Если же ребята нарисуют цветы, то фея превратит их в настоящие. И фиалки снова будут радовать жителей королевства.

На занятие к дошкольникам может прийти бабушка Федора Егоровна (переодетый воспитатель). Бабушка очень расстроена: внучка подарила ей цветочек в горшке, а он завял. Дошкольники учат бабушку, как правильно ухаживать за комнатными растениями и рисуют для нее красивые цветы в горшочках.

Еще одно интересное решение - к ребятам приходит грустный Лунтик. Он рассказывает, что летом рвал на лугу цветы, а потом их выбрасывал. Его пристыдила цветочная фея, сказала, что на лугу без цветов станет скучно и некрасиво. Но Лунтик не послушался, и тогда фея разозлилась и заколдовала его. Теперь герой не может смеяться и улыбаться. Фея обещала расколдовать его, если на лугу вырастут яркие цветы. Но сейчас осень, и это невозможно. Порадовать же фею можно красивыми комнатными цветами, которые могут нарисовать для Лунтика дети.

Рисованию также может предшествовать познавательная беседа о комнатных растениях, Ребятам будет интересно узнать некоторые любопытные факты из их жизни. Оказывается, у некоторых растений вовсе нет стебля, а крупные листья начинаются прямо от корней (например, это сансевьера). Растения, как и люди, чувствуют доброту и ласку. Вот почему у одной хозяйки они хорошо растут, радуют пышными цветами, а у другой вянут даже при правильном уходе. Цветы любят заботливые руки, ласковые слова. Есть растения, которые обладают целебными свойствами, их еще называют домашним доктором - это, например, алоэ и каланхоэ. Каланхоэ помогает при ангине, головной боли. Соком же алоэ можно лечить насморк, а мякоть прикладывать к больному месту для снятия воспаления. Кстати, на эту тему у Бориса Заходера есть замечательное стихотворение:

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?

Какое оно алоэ - алоэ голубое?

Доброе или злое? Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.

А маминой лучшей подруге в болезни оно помогло.

И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.

На комоде у тёти Зои в горшке росло алоэ:

Зелёное, большое, но колючее и кривое.

Кстати, занятие по рисованию комнатных цветов может увлекательно закончить - подарить дошкольникам семена растений, чтобы они посадили их дома с родителями.

На тему комнатных растений существует немало экологических сказок, откуда также можно почерпнуть мотивацию к занятию. Одно из таких произведений - сказка «Бабушка Федора и Герань». По сюжету у одной ленивой и неряшливой старушки по имени Федора была в доме Герань. Бабушка не ухаживала за цветком, и он погибал: цветки завяли, листики пожухли. Земля в горшочке была сухая, а сам он давно треснул. И вот терпение Герани кончилось, и она ушла из дома.

Проснулась утром Федора и почувствовала себя плохо, неспокойно, но не могла понять, что с ней. Тут из-за печки появилась мышка и рассказала бабушке, что плохо ей из-за того, что в доме больше нет Герани. Ведь, это особенное растение: оно лечит человеческую душу. Федора пожалела, что не ухаживала за Геранью. Мышка объяснила, что нужно поливать цветок, рыхлить землю, подпитывать корни. Герани нужно много солнечного света, а окно в доме пыльное и грязное. Бабушка пошла искать Герань, долго ходила и, наконец, нашла ее на полянке льющую слезы. Герань простила Федору, и они вернулись домой. Бабушка посадила растение в новый горшочек, насыпала свежей земли, полила, вымыла окно, чтобы в комнате было много света. И счастливая Герань зацвела, наполнив весь дом чудесным ароматом.

Иллюстрация к сказке «Бабушка Федора и Герань»

Прочитав ребятам сказку, воспитатель может еще раз закрепить с ними правила ухода за комнатными растениями и предложить им изобразить прекрасную ухоженную Герань на фоне окна с красивыми шторами.

Другому растению посвящена сказка «Цветок кактуса» Марии Скребцовой. Действие происходит в знойной пустыне, где в семье кактусов родился еще один ребенок. Детей здесь воспитывали в строгости, потому вырастали они выносливыми и суровыми, они видели лишь одну каплю воды в неделю. Но наш герой оказался не похожим на своих молчаливых братьев и маму: он задумывался о многих вещах и задавал вопросы всем вокруг: кактусам, солнцу, пескам, ветру, звездам. Ему было интересно, например, почему небо так редко плачет, ведь его слезы так нужны пустыне, или можно ли потонуть в песках.

Пески рассказали кактусу про людей, с ними было связано много веселых, грустных и даже страшных историй. Он стал мечтать встретиться с ними. И вот однажды люди появились в пустыне. Им не понравилось здесь, а кактусы они назвали уродливыми по сравнению с прекрасными луговыми цветами.

Кактус впервые осознал, что он некрасив, и заплакал. Люди обратили на него внимание. Они приблизились к кактусу, но на лицах их было восхищение. Люди называли растение белоснежным чудом, сокровищем, говорили, что от него исходит чарующий аромат.

Оказалось, на колючем кактусе распустился прекраснейший цветок, который озарял все вокруг дивным светом и благоуханием. Кактус был счастлив, что его цветок открыл в людях душу.

После знакомства с такой красивой философской сказкой детям наверняка захочется нарисовать цветущий кактус в симпатичном горшочке.

Иллюстрация к сказке М. Скребцовой

Задача педагога - подобрать увлекательные физкультминутки, связанные с растительной темой. Приведем возможные примеры.

Физкульминутка «Кактус

Физкультминутка «Цветочная зарядка»

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Горбатько Т.А. Рисование с натуры «Комнатное растение
Образовательные задачи : учить рисовать комнатное растение гуашью, уточнить представление о жизни растений, связи их состояния с условиями окружающей среды.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать заботливое отношение к растениям.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: комнатные растения в уголке природы
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, простые и восковые карандаши, баночки-непроливайки, кисти, подставки под кисть.
Ход занятия:
Чтение стихотворения В. Викторова Цветок:
  • Цветок на лугу я сорвал на бегу.
    Сорвал, а зачем - объяснить не могу.
    В стакане он день постоял и завял.
    А сколько бы он на лугу простоял?

Беседа о бережном отношении к природе и комнатных цветах. Дети называют известные им растения. Обсуждается вопрос: что такое комнатные условия.
Проводится словесная игра «А что если?». Дети продолжают начатую педагогом фразу. Например, а что если открыть окошко зимой, а что если полить растения слишком обильно.
Затем воспитатель предлагает ребятам превратиться в художников и нарисовать комнатный цветок хлорофитум, который есть у них в группе. Рассматривается строение растения.
Самостоятельная работа дошкольников.
Короткая беседа о ядовитых комнатных растениях (фикус, молочай).
Выставка детских работ.

Медведева Л. «Комнатное растение фиалка»
(Нетрадиционная техника рисования)
Занятие начинается с загадки про комнатные растения:
  • Воздух очищают
    Создают уют
    На окнах зеленеют
    И зимой цветут.

Беседа о значении комнатных растений в жизни людей (украшают интерьер, делают воздух более чистым и влажным, позитивно влияют на самочувствие людей).
Воспитатель рассказывает дошкольникам о том, что цветы ценили с древних времен- проводили праздники в их честь. В Голландии до сих пор ежегодно организуется праздник тюльпанов.
Дети рассказывают, какие комнатные растения есть у них дома, как за ними нужно ухаживать.
Педагог рассказывает ребятам о лекарственных комнатных растениях - алоэ, каланхоэ, герани, сообщает, что самый неприхотливый цветок - фиалка.
Проводится физминутка «На лугу растут цветы»:

  • На лугу растут цветы
    Небывалой красоты.
    (Потягивания - руки в стороны)
    К солнцу тянутся цветы.
    С ними потянись и ты.
    (Потягивания - руки вверх)
    Ветер дует иногда,
    Только это не беда.
    (Махи руками)
    Наклоняются цветочки,
    Опускают лепесточки.
    (Наклоны)
    А потом опять встают,
    И по-прежнему цветут.

Педагог рассказывает детям о разновидностях фиалок. Самые красивые имеют махровые листья. Краешек лепестка у них как будто обведен другим цветом: у синего цветка - белая бахрома, у красного - фиолетовая и т.д.
Ребятам предлагается изобразить фиалку нетрадиционным способом - оттиском мятой бумагой. Этот метод позволяет получить красивый махрово-бахромчатый цветок, передает «пушистую» фактуру.
Уточняется форма горшка - перевернутая трапеция. Поскольку растение размером больше, чем горшок, то оно будет занимать большую часть листа бумаги.
Перед рисованием красками необходимо сделать карандашный набросок. Лист бумаги располагается вертикально. Вначале изображается стол в виде горизонтальной линии, затем - горшок в виде трапеции (нижняя часть меньше верхней).
Чтобы выполнить оттиск, нужно смять бумагу, одну сторону окрасить в фиолетовый цвет и «напечатать» цветы. Цветочков должно быть много. Кисточкой дорисовываются листья фиалки и раскрашивается горшок коричневым цветом. Стол и фон детям предлагается оформить любым цветом.
Самостоятельная работа дошкольников. В конце занятия педагог интересуется, можно ли подобным способом изобразить и другие комнатные растения.

Айсина Г.Н.
(рисование с натуры)
Цветочная фея приглашает детей в свой прекрасный сад. Дошкольникам предлагаются загадки про комнатные растения:
  • Очищают воздух,
    Создают уют,
    На окнах зеленеют,
    Круглый год цветут. (комнатные растения)
  • На окне зимой и летом
    Вечно зелен икрасив.
    Ярко-красным цветом
    Горит нежно…(бальзамин)

    Накрыт бокал с водицей
    Ежовой рукавицей. (кактус)

  • С молоком, а не коза,
    С корой, а не лоза. (фикус)
  • Вверх по стенке крутой,
    По бетонке литой
    Многоножка ползет,
    С собой листья везет. (Плющ)
  • Лист с горбочком, желобочком,
    Шипы имеет, а ранить не умеет,
    Зато лечит нас в любой час. (Алое)

Дети называют и другие комнатные растения, знакомые им. Воспитатель вспоминает с дошкольниками правила ухода за комнатными растениями (пять помощников, как пальцев на руках, - почва, влага, солнечный свет, тепло и воздух).
Беседа по вопросам:
· Зачем комнатные цветы нужно поливать?
· Зачем их ставят на подоконник, а не под стол?
· Можно ли комнатные растения выносить зимой на улицу?
· Что можно сделать, чтобы цветам было легче дышать?
· Чем можно подкормить растение?
Педагог рассказывает ребятам о том, как правильно протирать и мыть листья растений.
Проводится физминутка «Наши алые цветки»:

  • Наши алые цветки
    Распускают лепестки.
    Плавно поднимаем руки вверх.
    Ветерок чуть дышит,
    Лепестки колышет.
    Качание руками влево - вправо.
    Наши алые цветки
    Закрывают лепестки,
    Присели, спрятались.
    Головой качают,
    Движение головой влево - вправо.
    Тихо засыпают.

Педагог рассматривает с детьми кактус. Дошкольники называют его составные части, а затем приступают к рисованию с натуры.
Рассматривание готовых работ, отмечаются самые выразительные.

Дробина Н.А. «Комнатные цветы»

Занятие начинается с дидактической игры: дети бросают по очереди разноцветный кубик. Каждая его сторона соответствует картинке на доске с изображением цветка - нужно назвать его.
Загадка про комнатные цветы:

  • Воздух очищают
    Создают уют
    На окнах зеленеют
    И зимой цветут.

Появляется плачущая бабушка Федора: одна девочка подарила ей цветочек в горшке, а он завял. Ребята рассказывают Федоре о том, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
Дошкольникам демонстрируется презентация «Комнатные цветы». Дети рассказывают про растения, которые есть у них дома, о том, как в семье за ними ухаживают. Рассказ педагога про лекарственный растения на подоконнике (алоэ, каланхоэ, герань).
Чтобы бабушка Федора не расстраивалась, воспитатель предлагает нарисовать ей красивое комнатное растение - кактус. Работа будет проходить в двух мастерских: традиционное рисование на мольбертах акварелью и рисование нетрадиционным способом «по мокрому». Дети вытягивают карточки с изображением кактуса в определенной технике и проходят в соответствующие мастерские (к работе подключается второй педагог).
Перед продуктивной деятельностью проводится физкультминутка «На окне цветок колючий…»
Педагоги объясняют основные приемы работы. При рисовании в традиционной технике предлагается добавить кактусам объема с помощью использования светлых и темных тонов.
Рисование «по мокрому» предполагает смачивание верхней части рисунка водой (где будет изображен непосредственно кактус). Растение нужно изобразить светлой краской, посыпать солью, а затем уже добавить темные тона.
Самостоятельная деятельность дошкольников. Выставка рисунков.
В конце занятия педагог дарит ребятам семена комнатных растений, которые
Они могут посадить дома вместе с родителями.

Рисунки воспитанников с комментариями по выполнению работы

Дошкольники создают очаровательные образы фиалок. Так, красивы и оригинальны комнатные цветы, нарисованные на мятой бумаге, с детально прорисованными лепестками, каждый из которых (будь то желтый или голубой) имеет ободок темно-синего цвета («Фиалка для феи цветов», «Голубая фиалка в подарок фее»). Лепестки фиалок в детских работах в детских работах предстают и в других цветах: нежно-сиреневом («Красавица фиалка»), бордовом («Вот такая фиалка»). Композиция «Красавица фиалка» заслуживает особого внимания: на ней изображено растение с красивыми крупными листьями, очень изящными цветками. Отметим очень приятный нежный фон - окно с голубыми шторами.

Реалистично нарисовано комнатное растение сансевьера на детских работах с его характерной формой и рисунком листьев. В композиции «Пышная сансевьера» привлекает внимание светло-зеленая окантовка листьев, а на рисунке «Щучий хвост» четко выделяются поперечные полоски более темного цвета, похожие на окраску одноименной хищной рыбы.

Кактус замысловатой формы представлен на рисунке «Колючий кактус». Образ растения составлен из разнонаправленных овалов. Кроме того, отметим затейливый орнамент желтого горшка из точек и волнистых линий.

Также красиво оформлен цветочный горшочек в работе «Мое любимое комнатное растение»: различные виды орнамента на нежно-голубом фоне.

Полезно давать ребятам задание нарисовать сразу два не похожих друг на друга комнатных растения («Бегония и сансевьера»). Это помогает дошкольникам более четко обозначить характерные признаки каждого.

Красивая и колоритная герань изображена на одноименном рисунке. Акцент здесь сделан на крупные ярко-красные цветы на высоком стебле.

На занятиях в детском саду ребята рисуют не только растения, представленные в уголке природы, но и те, которые растут у них дома. Такова, например, работа «Денежное дерево». Растение изображено мощным, развесистым, с характерным строением листьев.

Очень аккуратная композиция – «Мой любимый комнатный цветок». Мы видим здесь необычную форму горшка, а само растение красиво раскинуло свои длинные стебли с ярко-красными цветками на концах.

Фотогалерея: рисунки дошкольников с цветами

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью на мятой бумаге Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью на мятой бумаге

Комнатные растения - неотъемлемая часть жизни дошкольников в детском саду. Радуя детей своей приятной окраской, затейливой формой цветов и листьев, они делают интерьер групповой комнаты уютным и красивым. Это особенно актуально для холодного сезона, когда на улице нет свежей зелени. Задача педагога - вызвать интерес воспитанников к рисованию комнатных растений, каждое из которых по-своему неповторимо: имеет свою длину и толщину стебля, рисунок и окраску листьев и цветов. Поэтому такие творческие занятия развивают эстетическое восприятие, чувство формы и цвета. Кроме того, рисование объекта природы всегда способствует более углубленному его познанию.

Задачи:
Познакомить детей с новой техникой рисования «по сырому». Совершенствовать технику рисования акварелью.
Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.
Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

Материалы: Белые листы А3, акварельные краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, губки, салфетки, палитры.

Методические приёмы:
1.Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
2.Показ и объяснение педагога.
3.Наблюдение за работой детей.
4.Анализ работ.

Ход занятия:

1.Игровая ситуация, с использованием художественного слова.

Ребята, хотите почувствовать себя волшебниками?
Но, сначала вам нужно отгадать загадки.
(Отгадывание загадок сопровождается показом картинок).

Горделивая сестрица,
Всех цветов она царица.
Страшен ей приход мороза.
А зовут царицу… (роза)

Длинный тонкий стебелек,
Сверху — алый огонек.
Не растенье, а маяк —
Это ярко-красный … (мак)

Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный… (Тюльпан)

Много лепесточков острых —
Красных, желтых, белых, пестрых.
На меня ты погляди-ка,
Называюсь я… (Гвоздика)

Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду …(Шиповник)

А сейчас, как я и обещала, мы ненадолго станем волшебниками. Мы будем рисовать волшебные цветы, но не на простой бумаге, а на мокрой. Когда рисунки выполняются на мокрой бумаге это дает эффект размытых краев и вливания одного цвета в другой. Этот приём сделает наше рисование волшебным, удивительным и сказочным. Посмотрите, как это сделаю я, а затем и сами попробуете нарисовать эти замечательные цветы.

2.Показ и объяснение педагога.
Важным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист. Это самое главное в технике рисования по сырому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок может не получится. Смачивается лист быстрыми движениями, рука движется свободно. Можно не смачивать весь лист сразу, а смочить только то место где будете сейчас рисовать. Не забывайте, что при работе по сырому фону, краска будет растекаться так, как ей вздумается, в этом и есть суть работы — получить непредсказуемое изображение.
Рисуем кистью круг любого цвета. Теперь, пока бумага не высохла и «первый» цвет течет, ставим пятнышко с контрастным цветом. Вот у нас получился цветок. Можно добавить ещё несколько цветных штрихов или пятен. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы. Она растекается…так и должно быть!
Далее рисуем таким же способом еще несколько цветов. Нарисуем стебли и
листья. Можно добавить фон.
Перед тем, как начать рисование, предлагаю вам представить себя красивыми цветами.

Физминутка «На лугу растут цветы»:

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Повороты - руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

— Отдохнули. Теперь приступим к работе.


Самостоятельная творческая деятельность детей

Гимнастика для глаз “Весёлая неделька” :

— Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
— В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
— Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
— В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)-
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

— Какие разные, интересные получились цветы. Я считаю, что все работы оригинальные, по-своему волшебны и очень красивы. А теперь давайте мы с вами оформим выставку «Волшебные цветы» и поместим туда все ваши работы.

Занятия "Рисование с натуры" являются одними из самых сложных в изобразительной деятельности детей. Данный вид рисования развивает зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу.

При рисовании с натуры небольшие натуры раздаются прямо детям на стол . Например, листья, кубик. Большая натура ставится так, чтобы всем было видно , с соблюдением определенных правил.

Объект для рисования - игрушки, фрукты, овощи, растения, посуда. Объектов может быть несколько. Одинаковые (яблоки) и разные по форме и величине (ваза и апельсин).

Натура должна отвечать требованиям :

  • выразительная,
  • яркая,
  • реалистичная (естественная окраска, пропорции…),
  • эстетичная.

Натуру размещают приблизительно на уровень глаз ребенка (в литературе рекомендовано чуть выше или ниже глаз ребенка), располагают в профиль или фас. Натурные постановки могут объединять от одного до нескольких объектов, причем одни могут загораживать другие.

Рисование с натуры - это чаще всего предметное рисование. Плоскостное изображение в работах встречается больше чем объемное. Например, чашка. Набросок выполняется простым карандашом или краской нейтрального цвета.

Важно правильное восприятие и обследование натуры. Прорисовка в воздухе, проговаривание. Например, «Сначала листья идут вверх, потом слегка наклоняются и спускаются вниз».

От целостного восприятия объекта к детальному. То есть от больших деталей переходить к маленьким. И затем снова обратиться к целостному созерцанию. Например, сколько листьев, цветов, как расположены…

Задача рисования с натуры :

  • учить детей передавать реальные форму и цвет,
  • соблюдать пропорциональное соотношение частей,
  • регулировать силу нажима на карандаш,
  • соблюдать последовательность наброска.

Некоторые правила рисования с натуры для детей .

1. Рисовать точно так, как видим. Например, как фотоаппарат.

2. Измерять меркой.

3. Делать разметку (набросок, планировку) на листе.

Роль предварительной работы в успешной реализации рисунка огромна. Это детальное рассматривание растений, предметов на наяву и в иллюстрациях, картинках, фотографиях. Наблюдение везде - группа, прогулка. Игры на развитие наблюдательности и внимания. Например, «Я целое, а ты моя часть», «Что сначала, что потом?», «Грузим на баржу все что, есть на картине, дереве и т.д.» Чтение, беседы о предмете рисования. Лепка, аппликация по данной теме. Индивидуальная работа с детьми. Беседы с родителями, стендовая информация, выставки детских и семейных работ.

Таким образом, рисование с натуры развивает у детей зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу. А также оно важно в подготовке старшего дошкольника к успешному обучению в школе.

Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности . Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь — свойства , присущие конкретному предмету . Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы . Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это — ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной . В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру , выделяя основные ее особенности . Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом , выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей .

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя , затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно .

На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок . Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка . Предметы могут быть разного размера : более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера . Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях . Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства . Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре : передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине , а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью . Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом . Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)

Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения : темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых — легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету . Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой — синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Рассмотрим методику проведения занятий - рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание . Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Методика проведения занятия . Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы . Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

Загрузка...
Top