НОД в подготовительной группе «Комнатное растение. Фиалка». (рисование с натуры комнатных растений). Варианты композиций для рисования комнатных растений в подготовительной группе Изо в подготовительной группе комнатные растения

Шляпникова Раиса Александровна
Должность: воспитатель МКДОУ
Учебное заведение: МКДОУ "Уинский детский сад"
Населённый пункт: село Уинское, Пермский край
Наименование материала: Методическая разрабтка
Тема: "Рисование с натуры комнатных растений"
Дата публикации: 29.12.2015
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

«Рисование с натуры комнатных растений».

Воспитатель:
Шляпникова Р.А, воспитатель подготовительной группы МКДОУ «Уинский детский сад»
Тема: Рисование с натуры комнатных растений.

1. Программное содержание:

Цель:
Рисование комнатных растений: сансевьера с натуры.
Изобразительные задачи:
- Учить рисовать с натуры комнатные растения. - Правильно передавать строение комнатного растениия: прямые стебли, 2-3листа справа, 1-2 листьев слева; сансевьера. - Передавать величину горшка меньше чем растение. - Учить правильно подбирать цвета для стебля, листа, горшка, близкие к натуре.
Технические задачи:
- Закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом. - Закреплять умение рисовать акварельными красками. разных цветов.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы. - Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой. - Развивать память и зрительный контроль. - Самостоятельность в рисовании с натуры. - Учить анализировать работы.
2. Материал к занятию:
альбомный лист формата А4 – белый,краски акварельные, Кисти (широкая и узкая), салфетки; 1/2 банки воды, карандаш. Комнатное растение: сансевьера. Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»; песенка «Шёлковая кисточка» - о волшебном цветке – Ю. Чичкова.
3. Подготовка воспитателя:
- конспект - материал
4. Предварительная работа:
- Проведение игры «Найди по описанию» - Загадывание загадок о комнатных растениях - Проведение наблюдений за комнатными растениями в уголке природы - Рисование комнатных растений карандашом - Разучивание танца под песенку «Шёлковая кисточка»
Методы и приемы:
загадка, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.
5. Ход занятия.
- Ребята, сейчас я вам загадаю очень интересную загадку, а вы меня внимательно послушайте и попробуйте отгадать: «Дышит, растёт, а ходить не может». - Правильно, растение.
И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. - Перед вами находится комнатное растение. - Как называется это растение? - Сансевьера. - Вот об этом растении мы и поговорим. Давайте рассмотрим строение растения. - Какого цвета у сансевьеры листья? - Зелёного цвета с желтыми прожилками. - Какой формы листья? - Листья линейные, прямостоячие, заострённые на конце, край листа ровный. У сансевьеры желтые прожилки. У сансевьеры – вытянутые, удлинённые. Это растение растет в горшке. - Молодцы, ребятки, а теперь давайте с вами немного поиграем. (песенка «Шелковая кисточка» и мы с ребятками двигаемся под музыку). - А теперь, ребята, сели за свои столы, и послушали меня внимательно. Мы с вами поговорили о комнатном растении, обсудили его строение и сейчас его будем рисовать. (Включаю детям музыку Чайковского «Вальс цветов»). Учу сравнивать свою работу с натурой. Учу правильно располагать все части растения. Растение рисуем ярко, во весь лист. Провожу частичный показ на своём листе. Поощряю самостоятельность детей. - Ребята, полюбуйтесь на наше растение! (Обращаю внимание детей на самые красивые, аккуратно выполненные растения и наиболее приближённые к натуре). - Найдите сансевьеру, похожую на натуру: *по строению и по количеству листьев *по соответствию и величине горшка *по цвету
Даю дифференцированную оценку детских работ. Показываю работу, которая понравилась мне. Представляю Вашему вниманию несколько детских работ.
Желаю всем педагогам творческих успехов и удачи!

Разделы: Работа с дошкольниками

Образовательные области: Художественное творчество, Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье.

Цель: продолжать развивать умение правильно располагать рисунок на листе, рисовать красками.

  1. Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; растение сажают в горшок с землей. Закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.
  2. Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями.
  3. Воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь.

Словарь: комнатное растение, садовые цветы, лейка, цветущее растение.

Предварительная работа : беседы о комнатных растениях; уход за комнатными растениями: поливка, рыхление земли в горшке, протирание листьев.

Оборудование:

  • Коробка-посылка, в которой находится фотография комнатного растения со знаком вопроса в цветочном горшке;
  • Комнатные растения;
  • Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания, грабли и палочки для рыхления, салфетка для рук;
  • Отросток Хлорофитума;
  • Горшок, земля;
  • Карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов;
  • Герой-Фея;
  • Дидактическая игра «Растения»;
  • Гуашевые краски коричневого и зеленого цветов, кисточки, стаканчики с водой, белый лист бумаги, подставки для кисточек, салфетка.

Ход занятия

Дети входят в группу:

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

На столе лежит коробка-посылка (на коробке наклейки с героями мультфильма), в которой находится фотография комнатного растения со знаком вопроса в цветочном горшке. Рядом сидит Фея-Звездочка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка. Фея-Звездочка, ты не знаешь, откуда она взялась? Не знает. Как вы думаете, от кого эта посылка? И я не знаю. Хотите посмотреть, что в ней? Но чтобы узнать, что в коробке, нужно отгадать загадки.

  • Без рук, без ног, но двигается,
    Дышит, но не говорит,
    Питается, а рта нет. (Растение.)
  • На окнах растут – людям радость несут. (Комнатное растение.)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что в посылке? (Комнатное растение.)

Дети открывают коробку, а там не живое комнатное растение, а фотография комнатного растения со знаком вопроса в цветочном горшке.

Воспитатель : Фее-Звездочке тоже интересно, что это. Там, где она жила, нет комнатных растений. А жила она в магазине. Вокруг было много интересных вещей, но это были неживые вещи. Что продают в магазине? ФЗ совсем не умеет ухаживать за цветами и просит, чтобы мы ее научили. Поможем? Давайте вместе с ФЗ посмотрим, какими бывают комнатные и садовые растения. (Демонстрация изображений.)

Дидактическая игра.

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете растения, кроме комнатных? (садовые.) Вы умеете их различать? На одном стуле – клумба, на другом –цветочный горшок. На полу лежат карточки с изображением розы (садового цветка) и комнатного цветка в горшке. Мальчики собирают изображения комнатного цветка в горшок, а девочки -розы на клумбу.

Беседа о комнатных растениях.

Дети проходят в уголок природы.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Чтобы было красиво.) Еще для чего нужны комнатные растения? (Растения очищают воздух.) Правильно, чтобы было красиво – комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.

Ребята, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Дети называют растения уголка природы и показывают их.)

Ребята, что нужно делать, чтобы комнатное растение всегда было красивым, не завяло? (Ухаживать за комнатным растением.) Давайте расскажем ФЗ, как мы ухаживаем за растениями.

Трудовая деятельность.

Воспитатель: Ребята, мы с вами недавно положили отростки Хлорофитума в стакан с водой. Для чего мы это сделали, Василиса? Посмотрите, какие корни пустил маленький отросток Хлорофитума! Пришло время посадить его в горшок. Мы положим туда земли для комнатных растений, сделаем небольшую ямку и посадим в нее росток. Засыпем его землей у основания и польем водой. Растение еще не окрепло, поэтому мы будем ухаживать за ним каждый день. Оно обязательно вырастет! Давайте подарим ФЗ много Хлорофитумов, чтоб в ее комнате воздух был свежим и чистым. Сядьте за столы, подружите ножку стула с ножкой стола, выпрямите спинки. Я покажу, как рисовать комнатное растение – хлорофитум. Сначала мы нарисуем цветочный горшок коричневой краской, а затем и сам цветок -зеленой.

Физкультминутка.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки. (Плавное раскрывание рук.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Помахивание руками над головой.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Плавное опускание рук.)
Тихо засыпают,
Головой качают.

Приступайте к работе. Очень аккуратно нарисовала цветок Лиза, красиво получилось у Кати и т. д.

Заключение.

Ребята, вы нарисовали красивые цветы. ФЗ говорит вам: «Спасибо!». Так какой цветок лежал в посылке? Как мы будем сажать цветы? Для чего мы выращиваем растения дома?

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры комнатных растений».

Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель подготовительной группы ГБОУ г. Москвы «Школа №285 имени В.А. Молодцова», структурное подразделение №11 (детский сад №1867).
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада.

Тема: Рисование с натуры комнатных растений.

1. Программное содержание:

Цель: Рисование комнатных растений: сансевьеры и крапчатой бегонии с натуры.
Изобразительные задачи:
- Учить рисовать с натуры комнатные растения.
- Правильно передавать строение двух комнатных растений: крапчатая бегония: прямые стебли, 4листа справа, 5 листьев слева; сансевьера: 5 длинных прямостоячих листа.
- Передавать величину горшка меньше чем растение.
- Учить правильно подбирать цвета для стебля, листа, горшка, близкие к натуре.
Технические задачи:
- Закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом.
- Закреплять умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета.
- Закреплять умение работать с палитрой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы.
- Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой.
- Развивать память и зрительный контроль.
- Самостоятельность в рисовании с натуры.
- Учить анализировать работы свою и товарищей.

2. Материал к занятию: альбомный лист формата А4 – белый,краски гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2 банки воды, карандаш, ластик. Комнатные растения: сансевьера, крапчатая бегония.
Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»;
песенка «Шёлковая кисточка» - о волшебном цветке – Ю. Чичкова.

3. Подготовка воспитателя:
- составляю конспект
- готовлю материал

4. Предварительная работа:
- Проведение игры «Найди по описанию»
- Загадывание загадок о комнатных растениях
- Проведение наблюдений за комнатными растениями в уголке природы
- Рисование комнатных растений карандашом
- Разучивание танца под песенку «Шёлковая кисточка»

Методы и приемы: загадка, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.

5. Ход занятия.

Ребята, сейчас я вам загадаю очень интересную загадку, а вы меня внимательно послушайте и попробуйте отгадать:
«Дышит, растёт, а ходить не может».
- Правильно, растение.
И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.
- Перед вами находятся два комнатных растения.
- Как называется это растение?
- Крапчатая бегония.
- А как называется это растение?
- Сансевьера.
- Вот об этих растениях мы и поговорим.
Давайте рассмотрим строение комнатных растений.
- Из каких частей состоит крапчатая бегония?


- Стебель и листья.
- Какой у неё стебель?
- Прямой и толстый.
- Какого он цвета?
- Светло-зелёного цвета.
- Какой формы листья?
Какие у них края?
- Листья овальной формы, немного заострённые на конце.
- Какого цвета листья? Что ещё есть на листьях?
- Листья светло-зелёного цвета с белыми точками (крапинками).
- А теперь давайте рассмотрим сансевьеру.
- Чем это растение отличается от 1-го растения?
- У него нет стебля.
- Какого цвета у сансевьеры листья?
- Зелёного цвета с желтыми прожилками.
- Какой формы листья?
- Листья линейные, прямостоячие, заострённые на конце, край листа ровный.
- Чем листья сансевьеры отличаются от листьев крапчатой бегонии?
- По цвету.
- У крапчатой бегонии есть белые крапинки, а у сансевьеры желтые прожилки.
- А чем ещё листья сансевьеры отличаются от листьев крапчатой бегонии?
- По форме листа.
У крапчатой бегонии листья овальной формы, а у сансевьеры – вытянутые, удлинённые.
- А чем эти два растения похожи друг на друга?
- У этих двух растений есть листья, эти растения растут в горшке.
- Молодцы, ребятки, а теперь давайте с вами немного поиграем.
(Включаю детям песенку «Шелковая кисточка» и мы с ребятками двигаемся под музыку).
- А теперь, ребята, сели за свои столы, и послушали меня внимательно.
Мы с вами поговорили о комнатных растениях, обсудили их строение и сейчас их будем рисовать.
(Включаю детям музыку Чайковского «Вальс цветов»).

Учу сравнивать свою работу с натурой.
Учу правильно располагать все части растения.
Растения рисуем ярко, во весь лист.
Провожу частичный показ на своём листе.
Поощряю самостоятельность детей.

Ребята, полюбуйтесь на наши растения!
(Обращаю внимание детей на самые красивые, аккуратно выполненные растения и наиболее приближённые к натуре).
- Ребята, найдите крапчатую бегонию, похожую на натуру:


*по цвету.
- Найдите сансевьеру, похожую на натуру:
*по строению и по количеству листьев
*по соответствию и величине горшка
*по цвету
Даю дифференцированную оценку детских работ.
Показываю работу, которая понравилась мне.

Представляю Вашему вниманию несколько детских работ.


Желаю всем педагогам творческих успехов и удачи!

Текущая страница: 5 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Занятие 12. Рисование с натуры «Ветка рябины»

Программное содержание. Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листьев, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми ветку рябины, уточнить ее особенности, активизируя ребят. Предложить им подумать, как лучше расположить изображение на листе. Вспомнить приемы работы акварелью.

По окончании работы рассмотреть с детьми все рисунки, предложить отобрать лучшие работы и украсить ими помещение детского сада. При анализе детских работ добиваться развернутого обоснования выбора того или иного рисунка.

Материалы. Красивая ветка с небольшим числом ответвлений. Бумага белая, чуть меньше формата А4, краски акварель, кисти.

Наблюдения осенних явлений в природе, рассматривание кустов и деревьев, расцвеченных осенью. Аппликация на данную тему.

Вариант занятия. Рисование с натуры «Комнатное растение»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе, удачно располагать изображение на листе.

Методика проведения занятия. Рассмотреть и обследовать с детьми предлагаемое в качестве натуры комнатное растение (аспарагус, традесканция), активизируя ребят, вызывая их для показа у доски направления стеблей, формы горшка.

Спросить у ребят, все ли части растения одинаковые по цвету, предложить отметить, где они светлее, где темнее; уточнить, как это можно передать в рисунке только простым графитным карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает тон (светлее, темнее).

Все готовые рисунки вывесить на доску, рассмотреть их вместе с детьми. Во время анализа работ отметить рисунки, на которых правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение удачно расположено на листе.

Материалы. Комнатное растение (аспарагус, традесканция). Альбомные листы, простой графитный и цветные карандаши.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание разных комнатных растений, сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

Занятие 13. Аппликация «Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция)

Программное содержание. Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

Методика проведения занятия. Сообщить детям, что сегодня они будут создавать красивые картины, вырезывая и наклеивая вазы, а потом цветы, овощи, фрукты. Предложить вспомнить, как нужно вырезывать вазы. Сказать, что на первом занятии каждый ребенок должен вырезывать 2–3 разные по форме вазы, а затем на другом занятии вырезывать ветки, цветы, овощи, фрукты, расставить и разложить их в вазы так, чтобы было красиво.


«Нарядный фартук»

Юля К., подготовительная группа


Предложить каждому ребенку подумать и решить, бумагу какого цвета он возьмет для фона. Помочь подобрать подходящую по цвету к фону бумагу для ваз.

По окончании занятия отобрать вместе с детьми лучшие работы и развесить их в групповой комнате, вестибюле.

Материалы. Листы бумаги мягких тонов, цветная бумага разных оттенков, ножницы, клей.

Связь с другими образовательными областями. Беседа о натюрморте, рассматривание репродукций картин. Рассматривание ваз с цветами, ветками, украшающих групповую комнату, зал.

Занятие 14. Лепка «Девочка играет в мяч»

Программное содержание. Закреплять умение лепить фигуру человека в движении (поднятые, вытянутые вперед руки и т. д.), передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми какую-либо девочку из группы с мячом в руках, в разных позах; уточнить пропорции тела и его частей.

Предложить детям вспомнить приемы лепки. Объяснить, что вылепленную фигуру нужно будет установить на подставку.

По окончании работы рассмотреть с детьми все вылепленные фигурки, выбрать наиболее выразительные.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки, подставки для вылепленных фигур.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения на прогулке за детьми, играющими в мяч. Рассматривание скульптуры малых форм.

Вариант занятия. Лепка фигуры человека в движении

Программное содержание. Учить детей передавать относительную величину частей фигуры человека и изменения их положения при движении (бежит, работает, пляшет и пр.). Учить лепить фигуру из целого куска глины. Закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми скульптуры из глины и фарфора, изображающие человека в движении. Показать эти позы на детях.

Взять комок глины и показать детям, как следует его формировать для получения всей фигуры из одного куска.

Рассказать детям о последовательности действий, предложить им повторить, что за чем следует лепить, а затем приступить к лепке. Позу фигуры каждый ребенок выбирает самостоятельно.

Материалы. Фарфоровые или керамические фигурки, изображающие людей в движении. Глина, стеки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдение за движениями детей на прогулке, во время игр. Рассматривание скульптуры малых форм.

Занятие 15. Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)»

Программное содержание. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами.

Методика проведения занятия. Напомнить детям о пропорциях фигур взрослого и ребенка, их соотношении по величине. (Воспитатель показывает пропорции и соотношение на себе, взяв за руку какого-либо ребенка.)

Уточнить с детьми последовательность работы: фигуры надо сначала нарисовать простым карандашом, а затем аккуратно закрасить. Направлять внимание детей на использование разного нажима на карандаш при закрашивании.

При рассматривании и оценке работ обращать внимание детей на передачу соотношения фигур по величине, на технику выполнения рисунков.

Примечание. Важно направить внимание детей на творческое решение темы: можно нарисовать и маму, и папу, и детей. Можно также предложить создать иллюстрацию к произведению С. Михалкова «Дядя Степа», но программные задачи остаются теми же (вместо взрослого и ребенка дети рисуют обычного человека и дядю Степу).

Материалы. Бумага формата А4, простой графитный и цветные карандаши.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения во время прогулок и экскурсий. Рассматривание иллюстраций в детских книгах.

Занятие 16. Лепка «Петушок с семьей» (по рассказу К. Д. Ушинского)

(коллективная композиция)

Программное содержание. Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Методика проведения занятия. Напомнить детям, что летом на даче они видели кур, петухов, цыплят. Вспомнить кратко содержание рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей».

Предложить детям подумать, кого и как нужно лепить; распределить, кто каких птиц вылепит. В процессе работы обращать внимание на отчетливую передачу формы, частей, пропорций и т. п.

Вылепленные фигуры дети располагают на общей подставке.

Материалы. Подставка для коллективной композиции. Глина или пластилин, стеки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Чтение и пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей». Беседы о летних впечатлениях, о домашних птицах.

Занятие 17 Рисование «Город (село) вечером»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить оценивать выразительное решение темы.

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить, каким бывает город вечером: как он освещен, как выглядят дома. Обсудить цветовое решение рисунка. Напомнить о разнообразии домов (пропорции, расположение на улице). Предложить ребятам приступить к работе.

При анализе готовых работ направлять внимание детей на выбор рисунков, интересных по композиции (дома разных пропорций, удачно размещены на листе), по цвету (выразительно передан колорит вечернего города).

Материалы. Бумага темного тона, краски акварель, гуашь, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Рекомендация родителям понаблюдать с детьми картину вечернего города. Рассматривание иллюстраций.

Программное содержание. Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий). Учить использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки). Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа). Развивать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.

Методика проведения занятия. Показать детям на доске 2–3 варианта рисования ветки-завитка плавным неотрывным движением (горизонтально, вертикально, по диагонали). Затем предложить всем ребятам показать это рисовальное движение рукой в воздухе. Предложить сначала поупражняться в рисовании ветки-завитка на бумаге (заранее подготовить половинки альбомных листов). Когда у ребенка будет получаться завиток, дать лист бумаги, на котором будет выполняться рисунок.

Все готовые рисунки выставить на доске, предложить детям выбрать плавно, слитно нарисованные и красиво украшенные завитки, объяснить свой выбор. Попросить какого-либо ребенка сравнить выбранный рисунок со своим, отметить, что лучше в его рисунке, а что в рисунке товарища.

Материалы. Простой графитный и цветные карандаши, полосы бумаги (20 × 10 см).

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание народных узоров.

Занятие 19. Рисование «Поздняя осень»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы: гуашь, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), учить использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Развивать эстетические чувства.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, задавая им вопросы, что характерно для поздней осени (идет дождь, иногда снег, листья почти облетели, деревья потемнели, гнутся от сильного ветра, по небу часто движутся темные тучи). Поговорить с ребятами об использовании в рисунке разных материалов. Предложить приступить к рисованию.

По окончании работы рассмотреть с детьми рисунки и выбрать наиболее выразительные, где сразу видно, что нарисована поздняя осень. Составить из детских рисунков бордюр и вывесить его в вестибюле.

Материалы. Альбомные листы, цветные восковые мелки (если в детском саду их нет, можно предложить другие материалы: простой графитный карандаш, краски акварель, гуашь разных цветов, белила).

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений об осени. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций (подчеркивая разнообразное решение сюжета, колорит).

Занятие 20. Рисование по замыслу «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце»

Программное содержание. Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные; развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение.

Методика проведения занятия. За несколько дней до занятия индивидуально или с небольшими группами детей поговорить об интересном в их жизни. Подумать вместе с ребятами о том, как это можно нарисовать.


«Петрушка танцует на празднике»

Никита Д., подготовительная группа


В процессе занятия помогать тем, кто будет затрудняться в выборе темы. Направлять внимание детей на наиболее полное решение замысла.

По окончании работы вывесить все рисунки на доску, попросить ребят рассказать о наиболее интересных изображениях.

Материалы. Простой графитный карандаш , краски акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор) формата А4.

Связь с другими образовательными областями. В течение месяца отслеживать наиболее интересные события из жизни детей в детском саду, дома (беседы с детьми, родителями), чтобы хорошо знать, о чем каждому ребенку можно напомнить, если ему будет трудно выбрать тему; иногда обговаривать, как было бы красиво это нарисовать.

Занятие 21. Рисование «Мы идем на праздник с флагами и цветами»

Программное содержание. Учить выражать впечатления от праздника, рисовать фигуры детей в движении (ребенок идет, поднял руку с флагом и т. п.). Закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры. Продолжать учить рисовать контуры основных частей простым карандашом и красиво закрашивать цветными карандашами. Учить передавать в рисунке праздничный колорит. Направлять на поиск удачного расположения фигур на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции).

Методика проведения занятия. Напомнить детям, как выглядит идущий ребенок, рассмотреть детей, стоящих, подняв руки, с флагами и цветами. Уточнить пропорции человеческого тела.

В процессе занятия напоминать о необходимости рисовать простым карандашом легко, лишь основные части, не прорисовывая детали. Следить за аккуратным раскрашиванием рисунков. В случае необходимости предложить кому-то из ребят напомнить остальным правила закрашивания. Направлять детей на передачу праздничного колорита: все яркое, нарядное.

Во время анализа детских работ предложить ребятам отметить интересные рисунки, передающие красочную картину праздника.

Материалы. Альбомный лист, простой графитный и цветные карандаши.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения за движениями детей на музыкальных и физкультурных занятиях. Беседы о празднике. Рассматривание иллюстраций, изображающих детей в движении.

Вариант занятия (для детского сада в сельской местности). Рисование «Праздник урожая в нашем селе»

Программное содержание. Учить детей передавать праздничные впечатления: нарядные люди, украшенные дома, машины, везущие урожай. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе, передавать фигуру человека в движении.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, как проходил праздник урожая в селе, какое у всех было радостное настроение.

Поговорить с ребятами о том, кто какую картинку о празднике планирует нарисовать. Напомнить, что изображения надо располагать по всему листу и предложить приступить к работе. Поощрять интересные дополнения.

Все рисунки рассмотреть вместе с детьми, подчеркнуть их разнообразие, красоту.

Материалы. Бумага белая или цветная мягких тонов формата чуть больше А4, краски гуашь, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Экскурсия по празднично украшенному селу, рассматривание иллюстраций, беседа о празднике.

Занятие 22. Аппликация «Праздничный хоровод»

Программное содержание. Учить детей составлять из деталей аппликации изображение человека, находить место своей работе среди других. Учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать удачно сочетающиеся по цвету изображения. Развивать чувство композиции, цвета.

Методика проведения занятия. В начале занятия уточнить представления детей о форме частей одежды и тела человека, их расположении, вспомнить приемы вырезывания.

Предложить детям подобрать яркую бумагу, чтобы вырезывать нарядные платья – тогда хоровод получится красивым.

Каждый ребенок вырезывает и склеивает одну фигуру в нарядном платье, затем из фигур составляется коллективная композиция.

Материалы. Большой лист бумаги для коллективной композиции, цветная бумага, ножницы, клей.

Связь с другими образовательными областями. Танцы и хороводы на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в повседневной жизни и на праздниках.

Занятие 23. Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Программное содержание. Учить детей вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов. Развивать координацию движений руки и глаза. Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины для вырезывания изображений. Приучать добиваться отчетливой формы. Развивать чувство композиции.

Методика проведения занятия. Уточнить с детьми форму тела рыбки, предложить каждому ребенку обвести рыбку (игрушку) по контуру, затем нарисовать контур в воздухе, глядя на игрушку и объясняя, какую часть он изображает.

Затем напомнить, что в процессе вырезывания рыбок надо внимательно следить за тем, как режут ножницы. Предложить подобрать для рыбок бумагу красивых цветов и оттенков, хорошо сочетающихся с фоном.

Материалы. Бумага формата А4 бледно-голубого, бледно-зеленого или сиреневого цвета (на выбор) для аквариума, бумага разных цветов и оттенков, ножницы, клей.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения в уголке природы, уход за рыбками.

Занятие 24. Занятие «Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка „Серая Шейка“»

Программное содержание. Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.). Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Методика проведения занятия. Начать занятие с беседы с детьми: «Вы помните сказку „Серая Шейка“, которую вам недавно читали? Кто написал эту сказку? Русский писатель Мамин-Сибиряк очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, за жизнью и повадками животных, птиц. Напомню вам, как писатель описывает в сказке сборы птиц к отлету в теплые края: “Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст…”

Можно прочитать и такой отрывок: «Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетных птиц…»

Прочитав эти или другие отрывки из сказки, предложить детям вспомнить, почему уточка Серая Шейка не могла улететь со своей стаей; рассказать, что происходило до того момента, когда появился охотник, что делала Серая Шейка, как вела себя лиса, как уточка познакомилась с зайчиком и другие эпизоды. Если дети затрудняются в описании событий сказки, можно снова прибегнуть к зачитыванию строк, в которых автор описывает ход событий. Например: «Дело было утром. Заяц выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, зайцы грелись, наколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки веселее». Или из сцены у полыньи с лисой: «Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я сама к тебе приду… Я не спесива. И лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок».

Не следует много читать в начале занятия. Можно прочитать некоторые отрывки из сказки в процессе создания детьми картин, чтобы напомнить образы сказки. В заключение вступительной беседы спросить у детей, чем окончилась эта история.

Предложить детям приступить к рисованию. Подходить к каждому ребенку, наблюдать за работой, помогать в случае затруднений, давать советы. Если кто-то из ребят нуждается в уточнении представлений об изображаемых предметах и явлениях, он может рассмотреть заранее подготовленные на столе воспитателя иллюстрации.

Готовые рисунки выставить на доске или разложить на сдвинутых столах. Рассмотреть их с детьми, отметить наиболее выразительные решения (хорошо нарисована уточка, передано, как осторожно ползет лиса, изображена настоящая зима и т. п.). Предложить детям рассказать о своих рисунках. Из детских рисунков можно составить книгу и положить ее в книжный уголок.

Примечание. Занятие на тему этой сказки можно провести и по-другому: предложить детям создать коллективную композицию в виде панорамы. Одна подгруппа детей изображает лес (зимний или осенний). Другая подгруппа рисует горизонтальную часть панорамы: реку, ее берега. Персонажей сказки (уток, собирающихся к отлету, Серую Шейку, зайцев, лису, охотника) лепят дети третьей подгруппы. Вылепленные фигурки устанавливают на панораму. Созданную композицию следует рассмотреть и обсудить с детьми.

Материалы. Альбомные листы (или бумага чуть большего формата), краски гуашь, акварель, сангина, палитры, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Чтение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», беседа по сказке.

Конспект занятия в детском саду: В мире комнатных растений для детей 5-7 лет.


Автор : Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г. Воронеж
Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7 лет.
Цель : Называть растения и основные его части. Правильно ухаживать за растениями.
Задачи -Расширять знания о комнатных растениях.
-Дать представление о размножении комнатных растений.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 5-7 лет в ходе совместной деятельности.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Развивать любознательность, трудолюбие.
-Научить изображать комнатные растения.
-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.
-Ознакомить с несколькими видами комнатных растений.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.
Предварительная работа Создание предметной среды, направленной на развитие интереса детей к растениям, наличие демонстрационного материала: картинки и плакаты из серии >. Видеоматериал - для показа на экране.

Ход занятия

Воспитатель Отгадайте загадки:> (Растение).
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Комнатные растения)
О чем сегодня будем говорить? (О комнатных растениях).
Накрыт бокал с водицей,
Ежовой рукавицей. (Кактус)

В кадке вырос куст,
И широк,и густ:
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус)


Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет,а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алое)


На окне стоит горшок,
В нём чудеснейший цветок,
Фиолетовый, изящный,
Ароматом манящий! (Фиалка)


Воспитатель Какие еще комнатные растения,кроме вышеперечисленных вы знаете? (Каланхоэ, кала, папоротник). Покажите картинку?




Воспитатель Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них- жаркие страны, где круглый год лето.Человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом. Но почему?
Дети Создаются все условия, чтобы растения не погибли, зимой не замерзли.
Воспитатель Вспомните, что необходимо для растений?
Дети Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.
Воспитатель Помощников растений пять, как пять пальцев на руке. Растениям нужна почва?
(Да,они растут в горшках с землей).
Почему комнатные растения ставят на подоконник? (Для роста им нужен свет).
Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (Им нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? (Растениям нужен воздух, чтобы они дышали).
Что надо делать, чтобы им стало легче дышать? (Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с них пыль).
Пятое условие для роста растений какое?(Необходима вода - их надо регулярно поливать).
Посмотрим как растет цветок.

Дети называют основные части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).


Комнатных растений очень много, познакомимся еще с несколькими из них.
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Плющ)


По очереди на экране дети смотрят на картинки растений,с воспитателем повторяют сложные имена и запоминают(герань, колеус, бегония, гардения, агава).






Физкультминутка
Во дворе растёт подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Воспитатель Как правильно ухаживать за комнатными растениями?(Поливать, рыхлить, опрыскивать,вытирать пыль, мыть). Давайте будем всегда дружно ухаживать за нашими комнатными растениями. (Дети поливают цветы, вытирают пыль, опрыскивают с указаниями воспитателя)





Для закрепления правильного ухода за растениями смотрят видеоматериал, воспитатель комментирует

Воспитатель Рассмотрите все картинки и нарисуйте ваше комнатное растение.


Воспитатель Из всех рисунков выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО

ВИДА №5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Царство растений»

Подготовила воспитатель:

Тихонова Юлия Анатольевна

Программное содержание:

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство - мир растений, обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные; закреплять и углублять представление о комнатных растениях; познакомить с новым растением - узамбарская фиалка, отметить характерные особенности его внешнего вида и ухода за ним, уточнить знание детей приемам правильной посадки черенка, воспитывать у них желание самим вырастить растение из черенка, и бережное отношение к растительному миру, окружающего их.

Демонстрационный материал: 2 картины с изображением дикорастущих и культурных растений, выставка узамбарских фиалок,

Раздаточный материал: картинки с изображением различных растений, горшки с землей по количеству детей, палочки, салфетки, клеенки, баночки с водой, черенки, листочки, прозрачные и пластмассовые стаканчики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, кто еще (кроме людей и животных живет на нашей планете)?

Дети: растения

Воспитатель: Правильно дети, растения. Растения - это целое царство-государство. Посмотрите на плакаты. Здесь изображены различные виды растений (обратить внимание на плакат с дикорастущими растениями) скажите, какие растения вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Нравятся вам эти растения? Кто их посадил и вырастил?

Дети: Эти растения сами выросли на лугу, в поле, в лесу.

Воспитатель: Человек не принимал в участии их жизни, не сажал, не выращивал. Эти растения называются дикорастущими.

Воспитатель: Скажи, Наташа, как называются эти растения?

Катя: Дикорастущие.

Воспитатель: Молодцы, запомнили. Рассмотрите другие плакаты, какие растения вы видите на этом плакате?

Ответы детей

Воспитатель: Вспомните, где вы их встречали?

Дети: На огороде, в саду, на клумбе, дома.

Воспитатель: Эти растения могут жить только при участии человека, он покупает семена, выращивает рассаду, ухаживает за ней. Эти растения называются культурными. Скажи Ваня, как называются эти растения?

Назар: Культурные.

Воспитатель: Правильно культурные. Дикорастущие растения живут по своим законам - без участия человека, культурные растения требуют от него заботы и внимания, но и те и другие растения прекрасны и удивительны.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. У вас на столах лежат картинки, вы должны разложить их на две группы: на дикорастущие и культурные растения (воспитатель проходит между рядами, проверяет, что получилось).

Воспитатель: Молодцы, все справились с правилами игры, правильно разложили картинки.

Воспитатель: дети, скажите, а у вас в группе есть растения?

Воспитатель: как их называют? Дети: комнатные.

Воспитатель: комнатные растения к какой группе относятся?

Дети: к культурным растениям (культурные).

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Они у нас красивые, ухоженные. Как вы думаете, зачем они нужны людям?

Дети: они приносят пользу, украшают комнату, обогащают воздух, растения лечат.

Воспитатель: правильно дети, растения нас радуют красотой, успокаивают, обогащают воздух кислородом. Но чтобы растения были ухоженные, что им для этого нужно?

Дети отвечают: свет, воздух, лучи солнца хорошая почва.

Стук в дверь

Воспитатель: дети, кто - то к нам пришёл. Ой, кто это! Что-то не понятное?.. Дети, кажется, я догадалась. А теперь попробуйте узнать и вы?

Ежик странный

На окне сидит в ведёрке.

День и ночь он дремлет,

Спрятав ножки в землю?

Дети: это кактус!

Воспитатель:

Ты на ёжика похож

С колкими иголками.

Где живёшь ты кактус – ёж?

Может быть под ёлками?

Где бескрайний океан

И не видно берега,

Там и Родина моя-

Южная Америка

Воспитатель: ну что случилось с тобой, Кактус? Почему ты такой грустный и плачешь, кто тебя обидел?

Кактус: я в пустыне знойной родился на свет. А теперь живу в детском саду в соседней группе на подоконнике, и я не люблю много воды, а дети меня часто поливают. И вот я заболел, что же мне теперь делать?

Дети: не расстраивайся, мы тебя вылечим, поставим на самое солнечное место на окне и поливать будем редко, ты и выздоровеешь.

Кактус: ой, мне уже легче от ваших слов. Я пойду к детям и скажу, что теперь буду жить у вас. Хорошо!

Воспитатель: конечно!

Кактус: до свидания, ребята, до новых встреч.

Воспитатель: вот, дети, какое значение имеет правильный уход и полив за растениями.

Дети, а как мы ухаживаем за растениями?

Дети: рыхлим землю в горшках, чтобы земля была не твёрдой, а мягкой, опрыскиваем, моем листья, поливаем.

Воспитатели: а все ли комнатные растения поливают одинаково?

Дети: луковичные растения поливают понемногу и льют воду не в горшок, а в поддон, иначе луковица может загнить, и растение погибнет.

Воспитатель: правильно, молодцы. Кто хочет показать мне луковичные растения, которые растут у нас в группе и назвать их?

Выходит ребёнок, показывает и называет растения (амариллис, амазонская лилия, цикламен, зефирантес).

Воспитатель: а какие растения нужно поливать обильно? Кто покажет и назовёт эти растения?

Дети: бальзамин, традесканция, циперус.

Воспитатель: а какие растения нужно опрыскивать?

Дети: все! Растения любят влажный воздух, опрыскивание очищает растения от пыли. Только не нужно опрыскивать растения с бархатистыми и волосистыми листьями.

Воспитатель: когда растения поливаем чаще, обильнее?

Дети: весной, но те которые цветут весной - летом.

Воспитатель: а осенью мы поливаем чаще растения?

Дети: да, только те, которые цветут осенью, зимой. Воспитатель: назовите эти растения?

Дети: кактус, декабрист, амариллис.

Воспитатель: сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем. Физкультминутка:

«Дождя давно не было, и растения зевали; сначала опустили головки (раз), затем листики (два); а потом и весь стебелёк загнулся до самой земли. Но вдруг пошёл дождь, и растения начали оживать. После дождя подул ветерок, стебельки зашумели, ветер затих и стебельки успокоились» (во время физминутки звучит мягкая расслабляющая музыка).

Воспитатель: отдохнули, поиграли, а сейчас проходим спокойно и садимся на стульчики.

Воспитатель: дети, сегодня я познакомлю вас с новыми растениями (с любимым моим растением), называется оно узамбарская фиалка. Посмотрите на неё и скажите, почему она так называется? Не знаете? Я вам подскажу. Цветки узамбарской фиалки похожи на цветки лесной фиалки. Давайте её рассмотрим.

Пожалуйста, Маша, подойди к столу, потрогай листья и скажи какие они?

Дети: листья ворсистые, неровные. Воспитатель: есть корешки?

Дети: есть

Воспитатель: откуда они растут?

Дети: прямо из - под земли.

Воспитатель: есть ли ствол, веточки?

Дети: нет

Воспитатель: садись, Маша, молодец. Будем дальше рассматривать. Что можно ещё заметить? Настя, подойди к столу.

Воспитатель: какой формы и цвета лепестки? Сколько их?

Дети: тёмно - зелёного цвета, лепестков много.

Воспитатель: молодец, Настя, садись. Родом фиалка из юго-восточной Африки. Это растение хорошо растёт в светлом месте, но солнце яркое не любит, опрыскивать нельзя, а нужно протирать листочки кисточкой. Поливать фиалку лучше тёплой водой, тогда она обильно цветёт. Как вы думаете, где узамбарская фиалка должна стоять нас в группе?

Дети: на столе, на подоконнике, на шкафу, в светлом месте, потому что она светолюбивая.

Воспитатель: послушайте, что ещё расскажу о узамбарской фиалке. Частый полив ей не нравится, у неё небольшая корневая система, корешки находятся вверху горшка, поэтому если будем часто поливать, то растение может загнить. Но если за фиалкой ухаживать и подкармливать её специальными удобрениями для комнатных растений, она обильно будет цвести и радовать хозяйку.

Фиалки бывают простые и махровые. Я подготовила целую выставку разных узамбарских фиалок. Хотите посмотреть?

Дети: да!

Воспитатель: полюбуйтесь ими. Размножается фиалка листочками. Можно листик поставить в воду, дождаться, когда появятся корешки, потом посадить листочек в горшок. Я приготовила стеклянную банку с водой и сейчас один листик поставим в воду, и будем наблюдать - когда появятся корешки, тогда посадим его в землю. Но можно и сразу посадить листик в землю, но нужно сразу полить его накрыть стеклянной банкой. Как вы думаете, почему стеклянной банкой нужно накрыть листочек?

Дети: чтобы через прозрачное стекло свет попадал, и чтобы земля не пересыхала.

Воспитатель: сейчас мы с вами попробуем посадить листочек фиалки. Я приготовила листочки, которые, чтобы они не завяли, поставила в воду. Посмотрите, ребята, какие инструменты у вас приготовлены на столе.

Дети рассматривают раздаточный материал.

Воспитатель: сейчас я вам объясню, как будем их сажать. Я беру палочку для рыхления, делаю углубление в горшке с землёй, сажаю листочек черешком в землю, и только потом поливаю тёплой водой, ну а затем прижимаю землю к листочку. Землю нужно уплотнить, затем накрыть банкой. Всё понятно? Приступайте к работе.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Воспитатель: все закончили? Это горшки мы поставим на подоконник, и каждый из вас будет ухаживать за своим растением. Когда пойдёте в школу, мы отдадим вам ваши цветочки. Дома, ухаживая за ними, вы каждый раз будете вспоминать наш детский сад и группу.

Литература

  1. Головакин Б.Н., Колобов Е.С., Костюченко Л.П.. Всё о комнатных растениях. Третье издание. Москва: Айрис Пресс, 2004.
  2. Гризик Т. Познаю мир // Дошкольное воспитание. № 2 - С. 32.
  3. Ширяева Н.Н. Узамбарские фиалки. Москва, ЗАО "Фитон+", 2000.

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему «Комнатные растения».

Образовательные:

1. Расширять представления детей о комнатных растениях. Учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Закреплять знания детей о потребности растений в воде, свете, тепле.

Развивающие:

1.Развивать умение находить решение проблемных задач.

2. Расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Воспитание доброжелательности, желание оказать помощь другу.

2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материал: комнатные растения, лейка с водой, салфетки для протирания пыли, тазики, клеенки, пульверизаторы.

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы с вами отправимся, и чем будем заниматься.

Воздух очищают,

Создают уют.

На окнах зеленеют

И зимой цветут.

Дети: Комнатные растения

Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?

Дети: Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, положительно влияют на настроение людей.

Воспитатель: Почему они называются комнатными?

Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.

Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Названия каких комнатных цветов вы знаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в нашей группе. Но, ребята, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Как мы с вами ухаживаем за комнатными растениями? Назовите способы ухода.

Дети: полив, рыхление, опрыскивание, протирание листочков от пыли, мытье, обрыв сухих листьев.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поухаживать за растениями.

Воспитатель: Ребята, что же нам понадобится для работы?

Дети: лейки, пульверизаторы, салфетки, кисточки, тазики, вода для полива.

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель : Как надо протирать листочки?

Дети: Салфетку надо держать в правой руке, на левую руку кладут лист растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Дети: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Дети: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом.

Воспитатель: Ребята, как надо рыхлить?

Дети: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какими яркими стали растения, какими чистыми их листочки. Сейчас мы переходим к поливу и опрыскиванию. Опрыскивание – важная часть ухода за растениями. После опрыскивания растения дольше остаются свежими и зелеными и лучше растут. Для этого нам нужны пульверизаторы. Но, ребята, надо помнить правило – комнатные цветы с ворсистыми листьями (например, фиалку и бегонию) опрыскивать нельзя.

А как узнать, надо поливать растение или нет?

Дети: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, кактусом, папоротником, хлорофитумом, традесканцией, фиалкой.)
  2. Учить детей различать данные растения по внешнему виду.
  3. Совершенствовать навыки ухода за растениями.
  4. Учить детей запоминать, какую пользу приносят растения людям.
  5. Активизировать словарь детей.

Наглядный материал и оборудование:

Комнатные растения, изображения цветов, лейка, тряпочки, кисточка, деревянные палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнка.

Ход занятия

В зале оформлена выставка комнатных растений. Растения сгруппированы по видам, а также по освещённости: светолюбивые, тенелюбивые.

Звучит музыка. Входят дети осматривают выставку, делятся впечатлениями, задают вопросы. Садятся.

Воспитатель: Дети, мне кажется, что мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Здесь очень красиво.

– Почему вы думаете, что здесь так красиво? Что вам нравится?

Слушает ответы детей, помогает им выразить свою мысль.

Воспитатель: Комнатные растения – большие путешественники. Их родина далеко. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Китай, остров Ява. В тех краях очень тепло, там нет зимы. Там они растут огромными деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. В песках (пустынях) растут огромные кактусы, в лесах цветёт огромное дерево фуксия, огромные папоротники выше роста человека. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения.

Воспитатель: Какие вы знаете комнатные растения? Дети называют.

Воспитатель: Дети, послушайте рассказы об этих растениях. Воспитатель рассказывает о комнатных растениях: герани, бегонии, бальзамине, алоэ, кактусе, папоротнике, хлорофитуме, традесканции и фиалке.

Воспитатель. Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.

Воспитатель: Что нужно для роста и развития комнатных растений? Ответ детей: тепло, свет, вода, воздух, хороший уход.

Воспитатель: Правильно дети, растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. Растениям нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Растениям нужен свет. В темноте растение тянется к свету. Ищет свет, без света они бледные, некрасивые никогда не зацветут. Есть растения светолюбивые: лимон, примулы, плющ восковой, пеларгония. Есть светолюбивые, но не выносят прямых солнечных лучей: аспарагус. Вечноцветущая бегония, колеус. У светолюбивых растений светло – зелёные листья. Есть тенелюбивые растения (аспедистра, плющ обыкновенный, хлорофитум.) Любят умеренный свет: алоэ, бегония пятнистая, лотосовидная зефирантес (выскочка), папоротник, традесканция. У темнолюбивых растений тёмно – зелёные листья. Комнатные растения надо поливать, но одинаково все растения поливать нельзя. Чаще поливают те растения, у которых много мелких листьев, реже поливают те растения, у которых листья плотные, кожистые, луковичные летом поливают чаще, зимой реже. Вода через корни поступают к листьям.

Воспитатель: Как узнать, надо поливать растение или нет?

Ребёнок: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: Как правильно поливать?

Ребёнок: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Показывает, как надо поливать.

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель: Как надо протирать листочки?

Ребёнок: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

Показывает, как надо протирать.

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Ребёнок: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

(Показ ребёнка, как надо мыть.)

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Ребёнок: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

Показ ребёнка.

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать. К палочкам.

Как надо рыхлить?

Ребёнок: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно рыхлить поглубже.

Показ ребёнка.

Воспитатель: Сегодня вы, дети, убедились в том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво.

Загадки про растения

  1. У какого растения сок очень горький, но служит лекарством? (алоэ)
  2. У какого растения молодые листья свёрнуты, как улитки? (папоротник)
  3. У какого растения молодые листья свёрнуты в трубочку? (аспедистра)
  4. У какого растения листья пахучие? (душистая герань)
  5. У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы.

Доминирующая задача по разделу «Развитие элементов логического мышления»

Цели:

Вызвать интерес к окружающему миру; расширять представления о растениях (деревья, кустарники, цветы)

Осваивать действия по построению и использованию графической модели классификационных отношений

Развивать связную речь детей: продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя

Вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение

Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе; воспитывать бережное, доброе и заботливое отношение к природе

Материал. Демонстрационный. Модель в форме классификационного древа, изображенная на доске; карточки с изображением клёна, берёзы, дуба, сирени, малины, розы, тюльпана, ромашки, колокольчика, василька.

Раздаточный. Лист бумаги, простой и цветной карандаш, картинки как в демонстрационном материале.

Ход занятия.

Вводная часть.

Игра на ковре в кругу «Деревья, кусты, цветочки, лепесточки»

(Воспитатель называет растение и изображает его, дети также изображают это растение, ранее договорившись, как именно. Воспитатель старается запутать детей, называя одно растение, а изображая другое.)

Основная часть.

1. Предложить детям присесть на стулья на ковре, выставленные по прямой линии и побеседовать.

Ребята, мы с вами поиграли, а теперь назовите мне конкретно, какие вы знаете деревья, кустарники, цветы.

Из чего состоит дерево, из каких частей и для чего они нужны? (У дерева есть корни, ствол, ветки, листья; ствол дерева - это его опора, которая уходит ввысь. Ствол покрыт корой, которая защищает ствол. Через корни дерево получает пищу из земли. На ветках растут листья, которые создают прохладу под деревом и защищают от жаркого солнца.)

Что общего у деревьев, кустарников, цветов?

2. Пригласить детей за круглый стол и рассмотреть картинки. Дети рассматривают картинки с изображением растений и дают им общее название - «растения».

Попросить детей разложить картинки на группы и дать название - «деревья», «кустарники», «цветы».

Давая названия группам, дети должны назвать признаки, по которым они объединяются.

3.Индивидуальная работа за столами.

Предложить детям самостоятельно построить модель в форме классификационного древа,используя раздаточный материал.

4. Проверка выполненного задания и сравнение с образцом на доске. (Исправление ошибок цветными карандашами)

5. Физкультминутка «Путешествие в лес» (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Здравствуй, лес, прекрасный лес,

Полный сказочных чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи. Ты же видишь - мы свои.

Только в лес мы вошли - появились комары.

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.

Раз - два, раз - два - позади теперь вода!

Руки выше поднимаем, дышим ровно, глубоко.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо всё выше, выше.

А кому зарядки мало - начинаем всё сначала!

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим - на носочках побежим.

Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле!

Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке,

Но закончилась игра, заниматься нам пора!

6.Ребёнок читает стихотворение Е.Кургановой

«Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели…»

7.Обсуждение стихотворения

Ребята, о чём это стихотворение?

Что нужно делать, чтобы наша природа была ещё краше, богаче?

Как нужно вести себя в природе?

(подвести детей тому, что в природе нельзя мусорить, нельзя бить стеклянную посуду; нельзя ломать ветки деревьев и кустов и т.д.)

Заключительная часть.

Ребята, на вас красивая одежда: платья, сарафаны, шорты с рубашками, носочки. Ваши мамы стирают её, гладят, а вы в свою очередь аккуратно носите её, складываете в шкафчики, вешаете на стульчики. Одним словом - заботитесь и бережно относитесь.

У нашей планеты Земля тоже есть » одежда» - это деревья из которых вырастают чудные леса, кустарники, цветы, украшающие нашу землю. Чтобы одежда Земли была красивой, богатой и радовала нас о ней также нужно заботиться и относится с любовью и бережливостью.

Предложить детям составить модель:

«Поведение в природе» или «Что можно и что нельзя делать в природе»
Автор: Короткова Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №50 «Огонёк»
Месторасположение: г. Норильск, Красноярский край, Россия

Загрузка...
Top