Свет. Источники света. Звезда – Солнце. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения. Свет и тень Смотреть что такое "Полутень" в других словарях

Свет должен попасть в наши глаза, чтобы мы могли что-то увидеть. Если мы закроем глаза или войдем в темное помещение, то мы ничего не увидим. Визуальный мир мы можем воспринимать только с помощью нашего зрения.

Источником света называются тела, излучающие свет - солнце, лампа, свеча и т.д.

Наш глаз воспринимает свет также от тех тел, которые освещены каким-либо источником света. Все тела способны отражать свет в большей или меньшей степени.


Тень

Свет распространяется прямолинейно. Луч света виден особенно хорошо, если в воздухе находятся пылинки или капельки воды, которые отражают свет.

Если луч света падает на непрозрачный предмет, то позади него возникает неосвещенное пятно, называемое тенью. В зависимости от того, на каком расстоянии находится предмет от источника света, величина тени может меняться.

Если мы осветим предмет двумя лампами, которые стоят рядом, тогда возникают две тени, частично перекрывающие одна другую.

Места, которые не освещаются ни одним источником, называются прямой тенью. В отличие от прямой тени, полутень образуется наложением тени и света.


Солнце постоянно освещает Луну. Так как Луна за 28 дней делает полный оборот вокруг Земли, то мы можем наблюдать степень освещенности поверхности Луны с течением времени.

В новолуние Луна находится между Солнцем и Землей таким образом, что ее освещенная часть нам не видна.

Луна растет, и мы видим все более и более увеличивающуюся освещенную часть поверхности. В полнолуние мы наблюдаем полностью освещенную поверхность Луны.

Когда Луна убывает, то медленно исчезает и видимая с Земли освещенная часть, пока Луна не превратиться в тонкий полумесяц.

Раз в 1.5 года траектория движения Луны пересекает траекторию движения Земли, поэтому Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей.

Именно тогда Луна не освещается Солнцем, и мы ее не видим. Это и называют лунным затмением.


Примерно один раз в 2.5 года Луна располагается между Солнцем и Землей. В этот момент можно наблюдать неполное солнечное затмение. Если находиться на Земле в том месте, куда Луна отбрасывает тень, диаметр которой примерно 260 км, то можно увидеть полное затмение Солнца. Но это явление очень редкое и повторяется не чаще, чем один раз в 200 лет.

Краткосрочный план проведения открытого урока по физике в 8«Б» по программе

Кембриджского Университета учителя физики Куспаковой Р.Т.

Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех.

Генри Форд.

Недостаточно иметь хороший ум, главное правильное его использовать.

Рене Декарт.

16.04.16 г. Предмет физика Класс 8 «Б»

Тема занятия:

Свет. Источники света. Звезда – Солнце. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения.

Дуйсембаев Б.М. и др. Физика и астрономия: Учебник для 8 кл. общеобразоват.шк.2-е изд.перераб./Б.М.Дуйсембаев, Г.З.Байжасарова, А.А.Мендетбекова. – Алматы; Изд-во «Мектеп», 2008.-256 с.; ил.

Цели :

Цель урока:

ознакомить учащихся с естественными и искусственными источ­никами света; разъяснить закон прямолинейного распространения света; объяснить природу солнечных и лунных затмений. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Результаты обучения:

Все знают что такое свет, тень, полутень, затмения. Большинство могут применять на практике основные знания о световых явлениях. Некоторые способны анализировать отличия образования тени и полутени, затмений. Уметь описывать физические явления, опираясь на знания.Уметь формулировать полные и грамотные ответы и вопросы. Изучение новых понятий,научить работать в группе,умение выслушивать мнения,задавать вопросы по теме.

Ключевые идеи:

групповое взаимообучение позволит ученикам сблизиться, научит умению слышать и слушать собеседника, терпимее относиться друг к другу, повысит учебную и познавательную мотивацию, улучшит психологический климат в классе; умение вести диалог научит аргументировать свою точку зрения; активизация критического мышления учащихся позволит решать проблемы, поставленные перед ними, развивать навыки исследовательской деятельности, опираясь на собственный и косвенный опыт, повысит эффективность усвоения и актуализации знаний, что даст возможность перевести обучающихся в режим саморазвития.

Время

Стратегии

Ресурсы

Содержание урока

Деятельность учителя: что я буду делать?

Деятельность

учащихся

Орг.

момент. (2мин)

Приветствие,деление на 2группы (по надписи на фантиках от конфет) ,и представление экспертного совета

Поприветствовать

друг друга - Скрестить руки на груди(Арабы).
Для создания коллаборативной среды применяет стратегию «Комплименты».

Сделайте соседу справа комплимент, а соседа слева поблагодарите за что-нибудь.

Вводная часть (10мин)

ИКТ,

работа в группе,

КМ,

ОДО,

Интернет ресурсы.

Учебник

физика 8 класс,

справочник по физике, постеры,

сотовые телефоны.

Перед началом изучения новой темы необходимо проанализировать ре­зультаты контрольной работы, ответить на возникшие по работе вопросы, разобрать наиболее часто допускаемые ошибки. I . Изучение нового материала План изложения нового материала: 1. Свет как видимое излучение. 2. Естественные и искусственные источники света. 3. Пучок и луч. 4. Закон прямолинейного распространения света. 5. Тень и полутень. 6. Солнечные и Лунные затмения . В краткой вступительной беседе я расскажу учащимся о значении света в познании человеком окружающего мира. Благодаря орга­ну зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окру­жающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения рас­тения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, кото­рые находят широкое применение в практической деятельности человека. Лучшая иллюстрация значению световых явлений в жизни человека -«минутный» эксперимент: предложите учащимся на одну минутку закрыть глаза и представить себе «жизнь во тьме»!!! Что же такое свет? Все тела состоят из атомов (или молекул). Но как в гитарной струне нет звука, так в атоме нет света. Состояние атома, когда его энергия минимальна, называют нормальным (или невозбужденным). В таком состоянии атом не излучает энергии. Всякое другое состояние атома с энергией, отличной от минимальной, называют возбужденным. В возбу­жденном состоянии атом может находиться в течение 10 3 с. Переход атома из возбужденного состояния в нормальное сопровождается излучением электромагнитных волн. Свет - это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению. Вопрос:- Чем отличается излучение утюга или кипятильника от излучения электрической лампы накаливания? Источником света называют тела, способные излучать свет. Всякое светящееся тело состоит из огромного числа «элементарных» излучателей. Таким образом, оптическое излучение источников света представляет со­бой набор излучений отдельных атомов и молекул. " Демонстрируя учащимся различные источники света (горящую спичку, свечку, светящуюся лампочку), учитель сообщает, что существуют есте­ственные и искусственные источники света. Естественные источники света - это Солнце, звезды, атмосферные заря­ды, а также светящиеся объекты животного и растительного мира (светляч­ки, гнилушки и пр.) Искусственные источники света, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения излучения, разделяют на тепловые и люминесццрующие. - Приведите примеры естественных и искусственных источников света. Поскольку свет - электромагнитное излучение и ему присущи все свойства электромагнитных волн, то все задачи оптики можно решить на основе волновых представлений. Однако это требует применения весьма громоздкого математического аппарата. Однако при решении задач на по­строение изображений в зеркалах и линзах и при расчете оптических при­боров ученые пользуются геометрическими методами. Эти методы состав­ляют содержание геометрической оптики, которую иначе называют луче­вой оптикой. Основными понятиями геометрической оптики являются пучок и луч. Причем эти понятия нельзя отождествлять. Пучок света можно наблюдать, а луч только чертить на бумаге: - цилиндрические или конические каналы, внутри которых распространяется свет, называются световыми пучками ; - лучом называется геометрическая линия, указывающая на правление переноса световой энергии. Теперь очевидны различия данных физических понятий с такими их об­разно-литературными «аналогами», как «лучи Солнца», «луч света упал на стол», «Катерина - луч света в темном царстве» и так далее. Не существует бесконечно узких световых пучков; пучок света всегда имеет конечную ширину. Луч - это как бы ось пучка, а не сам пучок. Геометрическая оптика базируется на трех законах: а) закон прямолинейного распространения света; б) закон отражения света; в) закон преломления света. Свет в однородной среде распространяется прямолинейно - так формулируется закон прямолинейного распространения света. Какие примеры вы можете привести для подтверждения прямо­линейного распространения света? Оптически однородной считается такая среда, в которой свет распро­страняется с постоянной скоростью. Если имеются две среды, в которых свет распространяется с различными скоростями, то среду, где свет распро­страняется с меньшей скоростью, называют оптически более плотной, а среду, где свет распространяется с большей скоростью - оптически менее плотной. Тень и полутень. Прямолинейность распространения света подтвер­ждается образованием тени. Если взять небольшой источник света, экран и между ними поместить непрозрачный предмет, то на экране появится темное изображение его очертаний - тень. Тень - область пространства, в которую не попадает световая энер­гия от источника света. - Почему образование тени служит доказательством прямолиней­ности распространения света? В опыте мы не учитывали размеры источника света. Источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до экрана, называют точечным источником света. Если же мы возьмем больший источник света, то на экране вокруг тени образуется еще и полутень. Полутень - область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично. Образованием тени и полутени объясняются солнечные и лунные за­тмения. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в ее тень, то наблюдается лунное затмение. В заключение урока можно рассказать о практическом использовании закона прямолинейного распространения света (строительство, прокладка дорог, определение высоты предметов и так далее).

Ответы учеников,

работа в группах,

результат

1мин

Физминутка

Основ

ная часть (15мин)

Просмотр презентации РРТ. Просмотр видео

Ставим проблему: Групповая работа: Стратегия «Снежный ком» - учитель предлагает ученикам подготовить выступления по вопросам:

1 группа «Солнце»: Что же такое свет? Какие тела служат источниками света? Чем отличается излучение утюга или кипятильника от излучения электрической лампы накаливания? Звезда – Солнце. Закон прямолинейного распространения света.

2.группа «Луна»: Что в физике понимается под терминами луч, пучок света, точечный источник света? Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения. Приведите примеры.

Индивидуальная работа: Самопроверки знаний

Тест:

1. Свет излучение....?

А. ...делает видимым различные тела;

Б. Воспринимается глазом;В. Излучает нагретое тело.

2 . Источники света бываю

А. ... только естественные.Б. ... только искусственные.

В. ... естественные и искусственные

3 . Какой источник света называется точечным?

А. Светящееся тело маленького размера.

Б. источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него.

В. Очень слабо светящееся тело.

4 . Как распространяется свет в однородной среде?

А. прямолинейно.Б. криволинейно.

В. По любой линии соединяющей источник и предмет.

5 . Как подразделяются источники света

А. естественные и искусственные

Б. механические.В. тепловые

6. Источником видимого света является?

А) Нагретый электрический чайник

Б) Телевизионная антенна.В) Дуга при сварке

7 . Среди перечисленных источников не излучает свет?

А) Костер;Б) Радиатор;В) Солнце.

8. Что с собой представляет тень?

А) Область пространства, куда вследствие прямолинейного распространения не попадает свет.

Б).Темное место за предметом

В) Неосвещенное место

9. Что такое полутень? Каким должен быть источник.

А) Место, куда попадает половина света. Протяженным.

Б) Место, где есть свет, но его мало.

В) Область пространства, где есть и тень и свет. Точечным.

10. Какую линию называют световым лучом?

А) Линию, исходящую от источника света

Б Линию, воль которой распространяется энергия от источника света.

В) Линию, по которой свет от источника попадает в глаз.

Проверка по щелчку появляются правильные ответы

2. В

3. Б

4. В

5.А

6.В

7. А

8. Б

Ученики смотрят презентацию,

обсуждение презентации,

работают с учебником.

Групповая работа: Стратегия «Снежный ком»:

Ученики индивидуально записывают свои мысли, мнения.

(обсуждают свои позиции и достигают компромисса по данному вопросу и записывают результат).

Создают постер, вписывая понятия в соответствии с темой.

По окончанию обсуждений учащиеся защищают работу группы, где излагают понимание темы, обобщают, обосновывают свою точку зрения, демонстрируют умение аргументировать свое мнение; навыки оценочной деятельности.

Защита постеров.

Работа в группах,саморегуляция.

Ученики выполняют тесты.

Самооценивание

    0 ошибок – 5

    1-2 ошибки - 4

    3-4 ошибки – 3

    5-6 ошибок - 2

Заклю

читель

ная часть (8мин)

Решаем качественные задачи.

1. Как можно расположить источники света, чтобы во время операции тень от рук хирурга не закрывало место операции?

Ответ : Расположить несколько ламп над головой

2. Почему в облачный день предметы не дают тени?

Ответ : Предметы освещены рассеянным светом, освещенность со всех сторон одинакова.

3. Можно ли наблюдать солнечное и лунное затмения с любых точек на поверхности Земли?

Ответ : Лунное да. Солнечное нет.

4. Может ли велосипедист обогнать свою тень?

Ответ : Да, если тень образуется на стене, параллельно которой движется велосипедист, а источник света движется быстрее велосипедиста в том же направлении.

5. Как зависит размер полутени от размеров источника света?

Ответ : Чем больше источник, тем больше полутень.

6. При каком условии тело должно давать на экране резкую тень без полутени?

Ответ : Если размер источника света гораздо меньше размеров тела.

Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий.

Любите, дети, физику!
Она всегда, везде.
Поможет вам в умении,
И в жизни, и в труде!

Итоги урока (3мин)

Подведение итогов урока,

оценивание,

взаимооценивание

Стратегия «Две звезды и желание» - ученики дают 2 звезды и записывают за что, выражают одно желание, которое, по их мнению, улучшит данную работу.

Слово экспертному совету

Рефлексия «Звёздное небо»

Дом.зад.

(2мин)

§61,62, 63

Благодарная средняя школа

Открытый урок по физике в 8 «Б» классе на тему

Подготовила учитель физики Куспакова Р.Т

г.Актобе

2015-2016уч.год

При освещении его источником света, размеры которого сравнимы как с размерами тела, так и с расстоянием между источником и телом. Полутень представляет собой периферию (внешнюю часть) затемненной области. В области полутени видна только часть источника света. Этим она отличается как от полной тени, в которой источник совсем не виден, и от полного света: на свету он виден полностью.

Полутень (внешнюю часть тени) от небесного тела , можно наблюдать, например, при частичном затмении Солнца , когда точка наблюдения попадает в полутень, образованную Луной в потоке солнечного света.

В изобразительном искусстве , в частности в фотографии , под полутенью понимается не столько пространство, сколько участок поверхности тела как элемент светотени - слабая тень, градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью. Полутень возникает в том случае, когда объект освещен несколькими источниками света , на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом.

В обиходной речи полутенью может называться любая негустая (слабая, прозрачная, бледная тень), возникающая при слабом освещении.

Литература

  • Яштолд-Говорко В. А. Полутень // Яштолд-Говорко В. А. Фотосъёмка и обработка. Съёмка, формулы, термины, рецепты. Изд. 4-е, сокр. М., Искусство, 1977.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Полутень" в других словарях:

    Полутень … Орфографический словарь-справочник

    Пространство между областями полной тени и полного света, образующееся за непрозрачным телом при освещении его источником света с большими угловыми размерами (рис.). В области П. видна только часть источника (в тени источник не виден совсем).… … Физическая энциклопедия

    ПОЛУТЕНЬ, полутени, о полутени, в полутени, жен. Негустая тень, очень слабо освещенное место. «Чуть заметно в полутени дальнее гумно.» А.К.Толстой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОЛУТЕНЬ, и, о полутени, в полутени и в полутени, мн. и, ей и ей, жен. Слабая прозрачная тень. В полутени листвы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 оттенок (34) светотень (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    полутень - полутень, род. полутени, предл. о полутени, в полутени и в полутени; мн. полутени, род. полутеней и устарелое полутеней … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Пространство между областями полной тени и полного света. Образуется за непрозрачным телом при освещении его источником света, размеры которого сравнимы как с размерами тела, так и с расстоянием между источником и телом (рис.). В области… … Большая советская энциклопедия

    полутень - pusšešėlis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. half shade; partial shadow; penumbra vok. Halbschatten, m; Penumbra, f rus. полутень, f pranc. pénombre, f … Fizikos terminų žodynas

    Ж. 1. Негустая, бледная тень. 2. Слабо освещенное пространство между полной тенью и полным светом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    1. полутень, полутени, полутени, полутеней, полутени, полутеням, полутень, полутени, полутенью, полутенями, полутени, полутенях, полутени 2. полутень, полутени, полутени, полутеней, полутени, полутеням, полутень, полутени, полутенью, полутенями,… … Формы слов

Загрузка...
Top