Батюшка, а не грех ли это? Бывает ли, что грехи отпускаются только священником, а не Богом? Может ли священник совершать только общую исповедь? Насколько подробно нужно исповедовать свои грехи? И др. вопросы про исповедь

Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», - обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

— Как реагировать на то, что священник совершил грех?

— Святитель Игнатий Брянчанинов, отвечая на либеральную критику Церкви, очень хорошо сказал: «Монашество барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице». Эти слова можно отнести и к Церкви в целом. Церковь -- это тоже часть общества. Люди, которые составляют Церковь, и клирики и миряне, не появляются с другой планеты. Это люди, которые выросли рядом с нами, воспитывались таким же образом, как и все остальные. И они болеют теми же болезнями, что и все общество. Единственное, что их отличает от общества нецерковного - это то, что они свое состояние осознали и пришли в больницу. Как относиться к тому, что в больнице кто-то исполняет предписания врача, а кто-то не исполняет, а пьет и курит, или вообще сбегает оттуда? Закрыть больницу, сказать, что медицина как наука несостоятельна и ничего хорошего от нее ждать не приходится? Конечно, нет.

— Но разве Церковь не призвана быть другой, не такой, как общество?

— Церковь призвана быть другой. Действительно, мы призваны к святости. Абсолютно все. Но, видите ли, путь к святости даже у великих святых был непростым. Люди не могут измениться в одночасье: сегодня человек один, а завтра ― совсем другой, и таким уже останется до смерти… Человек интересное создание: он поднимается на какую-то высоту, но стоит ему задержаться и констатировать, какой он молодец и насколько он сегодня лучше, чем вчера, как он тут же падает ниже прежнего. Это закономерность духовной жизни. А Церковь принимает абсолютно всех, со всеми их недостатками. Поэтому в этом смысле Церковь действительно - срез нашего общества. Не секрет, что с каждым годом гедонизм утверждается в нашем обществе в качестве господствующей идеологии, и люди приходят в Церковь со все более заметными «родимыми пятнами»: внутренними проблемами и ранами. Даже если человек от этой идеологии убежал, он все равно не смог полностью освободиться от ее влияния.

— Должен ли священник быть более благочестивым, чем его прихожане? Обязан ли он быть подвижником? Ну, или хотя бы не ездить на вызывающе дорогой машине?

— Что значит более благочестивым? Нет ведь таких измерительных приборов, чтобы выйти поутру из своей квартиры и замерить уровень благочестия в себе и в окружающем мире… Однако священник действительно должен быть образцом, должен быть правилом для своих прихожан. Он должен на деле исполнять то, к чему призывает, а в материальном отношении - жить так же, как его паства. Но не стоит выносить поспешных суждений, если нам кажется, что это не так.

Вот представьте: пришел человек в Церковь - искренний, верующий. Он оставил за порогом все, что можно оставить, все, что у него было. Он стремится к духовным вершинам и поэтому стал монахом. Потом ― раз, и его назначили на большой московский приход - молодого, не очень опытного монаха. И тут перед ним открываются такие возможности, которые, возможно, никогда бы не открылись, если бы он монахом не стал. Я не говорю, что он берет деньги из церковной кассы и устраивает на них какие-то кутежи. Просто у него появляются новые знакомые, духовные чада (например, известный эстрадный артист, или кто-то еще). Эти люди возят его с собой, он для них нечто вроде экзотической игрушки. Они для него становятся компанией, и мало-помалу человек доходит до того, что разбивает какое-то невообразимое средство передвижения при сомнительных обстоятельствах. Как это произошло, в какой момент надо было остановить этого молодого человека? И, может быть, все остальные обязанности священника он выполнял замечательно. Допустим, он был прекрасным настоятелем, по-доброму относился к людям, и люди его любили, потому что он мог им помочь, выслушать, поехать ради этого ночью на другой конец города… Одно с другим достаточно часто сочетается. Поэтому будем стараться быть аккуратнее в своих суждениях. И будем надеяться, что те ситуации, о которых сегодня говорят в СМИ, кого-то остановят, кому-то послужат уроком.

Кстати, я вспомнил одну историю, никому о ней раньше не рассказывал. Когда я был помоложе, я часто ездил в Грецию. Две вещи меня там поразили, и я их хорошо запомнил. Несколько архиереев возили меня там на своих машинах. Да, это были нормальные иномарки, но, что называется, «рабочие лошадки» - не то что побитые, а очень подержанные. Они ничем не выделялись из общего потока автомобилей. Для меня это было первым уроком. А вторым… Мы были в гостях у священника в маленьком селе высоко в горах, и я спрашивал, как живет приход, на какие средства живет с семьей сам священник. Село крохотное, по нашим меркам там не то, что семью, кошку прокормить невозможно. Часть зарплаты священника дает митрополия, часть государство, квартира всегда церковная. А машину, говорят мне, всегда покупают обычные жители деревни, и всегда машина священника в деревне самая лучшая! Речь, естественно, не идет о «Лексусах», о какой-то претензии на роскошь. Но никому не придет в голову купить себе машину лучше, чем машина священника. И если в соседней деревне батюшке купили новую машину, то и здесь тоже возьмут и купят новую. Я слушаю и думаю - у нас такое просто невозможно. А там это естественно, потому что священник - это человек, которого уважают, который сопровождает людей, всех жителей этого села, от рождения до смерти. Это к вопросу о различиях в национальных психологиях.

— Нужно ли жаловаться епископу, если знаешь, что священник совершил грех?

— То, что священники могут грешить и грешат - открытие не последних двух недель, и даже не последних двух столетий. Именно для этого Церковь имеет соответствующие каноны и обширный опыт борьбы с недостатками духовенства, а также опыт избавления себя от служителей, которые эти недостатки в себе преодолеть не могут. Есть книги правил, в которых рассматриваются все возможные греховные поступки, которые могут совершить клирики, и за которые канонами полагается соответствующее наказание. Само слово епископ в переводе означает «надзиратель». Если священник не исполняет своих обязанностей, или исполняет их неправильно, и если вы являетесь свидетелем недолжного поступка, совершенного священнослужителем, то я уверен: именно обращение к епископу - самое правильное решение. Если человек совершил поступок, несовместимый с пребыванием в священном сане, он должен быть лишен этого сана. Если этот поступок является еще и преступлением, подлежит уголовному наказанию, значит, священник должен его понести, как и любой другой гражданин. Здесь никаких вопросов быть не может.

А с другой стороны, встречаются ведь иногда у людей странные представления о Церкви, о том, каким должен быть священнослужитель, непонятно откуда взявшиеся. Вот мне написали жалобу: «Я пришла в церковь, а нас оттуда выгнали». В чем оказалось дело? Выгнать не выгнали, а сказали, что прежде чем крестить ребенка, нужно пройти катехизаторские курсы. И вот пишут жалобы, как будто в магазине обвесили, только что в общество потребителей не жалуются: я пришла, извольте выполнить мое пожелание… Достаточно часто священника обвиняют в том, что он сохраняет верность присяге, вместо того, чтобы узаконить беззаконие.

— Откуда появилось непонимание обществом сути Церкви, мифологизированность и оторванность от реальности ее образа?

— Пушкинское «мы ленивы и нелюбопытны» в наше время можно сказать, пожалуй, о каждом из нас. На самом деле, если у человека есть желание разобраться в том, что такое Церковь, и разобраться беспристрастно, то в интернете есть все. Вы научитесь и богословию, и литургике. Семинарию и академию можно закончить на основе тех сведений, что сегодня доступны. Но мы ленивы, нелюбопытны и при этом самоуверенны, ничего не зная, считаем, что можем судить обо всем. Это же не только Церкви касается. Посмотрите, сколько у нас специалистов в государственном управлении. У нас каждый знает, как управлять страной, сельским хозяйством, что делать с экономикой и как вести внешнюю политику. Люди не знают тех обстоятельств, которые вокруг той или иной проблемы складываются годами, если не веками, но при этом безапелляционно выносят самые радикальные суждения. А потом начинают ругаться: почему их никто не слушает и не бежит немедленно делать то, что они сказали… Абсолютно то же самое и по отношению к Церкви. Это скорее особенность человеческой психологии.

— Но, все-таки, почему в большей степени критикуют Церковь? Потому, что общество не понимает ее сути? Или мы действительно заслужили эту критику своим состоянием, в том числе и состояние духовенства?

— И первое, и второе. Еще стоит учитывать, что мы являемся свидетелями массированной атаки на Церковь со стороны ангажированных СМИ. Эта атака очевидна для человека, который следит за ситуацией: на сетевых площадках, на радиостанциях и в телевизионных студиях сидят умные люди и с отстраненным любопытством обсуждают подробности этой атаки, ее технологию и качество исполнения. Берутся реальные ситуации и события, и раздуваются настолько широко, насколько возможно. Сообщения постоянно повторяются, поддерживая интерес к теме. Иной раз для того, чтобы снова дать информацию в эфир, нет даже никакого информационного повода. Но факт существования этой компании ни в коем случае нас не оправдывает. Еще апостол Павел говорил: не давайте повода ищущим повода (ср.: 2 Кор, 11, 12). Наши собственные грехи и недостатки ни в коем случае не оправдываются тем, что наши враги эти недостатки отыскивают и размахивают ими как флагом. Но сам этот факт должен заставить верующего человека насторожиться и призвать его сохранять здравомыслие и трезвость.

— Ваш пастырский совет человеку, увидевшему прегрешение священника - как это пережить?

— Прежде всего, не надо специально всматриваться и искать эти грехи, верить каким-то разговорам, потому что далеко не всегда человек грех этот увидел сам: чаще всего где-то прочитал, от кого-то услышал. Я бы не сказал, что так уж часто грехи священнослужителей бьют в глаза присутствующим в храме людям. А еще есть такой добрый евангельский совет: «Не судите, да не судимы будете». Надо понимать, что священник - тоже человек, что у него точно так же есть обстоятельства жизни, которые могут подвигнуть его к тому, что он не сможет 24 часа в сутки быть ласковым, приветливым, добродушным и, что называется, «при исполнении». Желательно, чтобы так было, но это очень сложно. Священник так же, как и прихожане, подвержен искушениям и грехам. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если бы все христиане были настоящими христианами, в мире уже не осталось бы ни одного язычника или иудея. Все исторические неудачи Церкви связаны только с одним - мы, люди Церкви, не отвечаем своему предназначению и не живем так, как нам заповедовал жить Спаситель.

Беседовал Кирилл Миловидов

Отвечает протоирей Максим Козлов:

Вопрос:Бывает ли, что грехи отпускаются только священником, а не Богом?

Возможно ли, чтобы на исповеди священник сказал: "Прощаю и разрешаю", а Христос, невидимо предстоящий, видя истинное расположение сердца или лукавство или иные причины, скажет: "Нет, не прощаю и не разрешаю"? Тогда, наверное, возможна и обратная ситуация, когда священник говорит: "Не прощаю и не разрешаю", а Господь отпускает человеку. Но к Причастию "человеческий фактор" препятствует подойти. Имеет священник "непогрешимость и безошибочность" в этом вопросе?

Ответ : Уважаемый Андрей, конечно же, об этом свидетельствую многие святые, в частности, прп. Серафим Саровский, бывают ситуации, когда священник возлагает епитрахиль и произносит слова «Прощаю и разрешаю», а прощения приступающий к исповеди не получает. Священник ведь не пророк, и редко кто из нас прозорлив, еще реже встречаются старческие дарования. Священника-то можно обмануть, даже совсем легко при наличии некоторого желания и словесных дарований, но Бога – не обманешь. Какой же смысл путем лукавых умолчаний, неверно расставленных акцентов, полутонов, игры на симпатиях и антипатиях священника добиться прочтения этой молитвы? Мы же не магически воспринимаем исповедь, а епитрахиль – не как волшебную палочку, с помощью которой достигается желаемый результат. Нам нужна встреча со Христом, а не со священнослужителем. Если мы будем помнить о последнем, то да – нам необходимо засвидетельствовать: да, если было утаено нечто, о чем кающийся знает, но о чем он неважно по каким причинам не сказал, то не прощен не только этот грех, но разрушена вся исповедь. Если человек именует грех, но при этом твердо уверен, что он вновь к нему возвратится и при этом ничего ответственного не сделает, чтобы с этим грехом бороться, – то вся исповедь разрушена.

Теперь о второй части Вашего вопроса. Не имеющий непогрешимости и безошибочности в этом плане, священник не имеет ее и в другом. Он может оказаться достаточно или даже слишком жесток и требователен по отношению к кающемуся, не распознать всех обстоятельств, сопутствующих совершению того или иного греха или тому состоянию, в котором пришел человек на исповедь. Но здесь, если мы будем руководствоваться наставлениям святых отцов, правильно поступит кающийся, если он даже несправедливое запрещение примет со смирением и понесет. Это, а не стремление прорваться к таинствам любой ценой, принесет пользу его душе. Ведь Евангелие и об этом нам говорит: для нашего пути к Вечности всякое без ропота и с любовью к тому, кто его на нас возлагает, переносимое прещение и наказание, есть нечто значимое.

Вопрос: Насколько подробно нужно исповедовать свои грехи?

Насколько подробно нужно исповедовать свои грехи? Например: украл, оклеветал... Нужно ли уточнять, у кого что украл, или кого как оклеветал?

Ответ : Уважаемая Юлия, грехи надо исповедовать со всей мерой обличения, которой требует совесть. Это не значит, что нужно в деталях расписывать каждый эпизод, но это значит, что вещи надо называть своими именами. В Таинстве Покаяния самое главное избежать двух крайностей. Одной - это когда мы бываем настолько краткими, что за нашей краткостью скрывается суть сделанных нами прегрешений. То есть когда человек говорит, что согрешал раздражительностью, а помянуть, что в силу своей раздражительности жену прибил до полусмерти на прошлой неделе, не считает нужным. Это, конечно, не Исповедь. Но с другой стороны, важно избегать и такой многоречивости, когда за чтением рукописной, а теперь уже на компьютере набранной тетрадки или листиков то, в чем человек действительно желает покаяться, прячется где-нибудь в серединочке, незаметным таким повествованием, и это тоже будет неправдой пред Богом и лукавством. Все прочее, находящееся между этими двумя крайностями, делает нашу Исповедь действительной. Главное - помнить, что Покаяние - это не детальное расписывание того, что с нами было, а внутреннее раскаяние, решимость никогда больше к этим грехам не возвращаться. Если же Вы исповедовались в каком-то грехе не с той степенью подробности, как теперь обличает Вас совесть, то, конечно же, разумно еще раз на Исповеди, в той мере осознания, в которую Вы пришли, или как теперь совесть Ваша требует, рассказать об этом грехе.

Вопрос: Может ли священник совершать только общую исповедь?

Что такое общая исповедь? Вправе ли священник проводить только общую исповедь для прихожан?

Ответ : Уважаемая Лариса, под словом «исповедь», бывает, подразумевают совершенно разные вещи. Вполне допустимой является такая форма, когда священник перед индивидуальной исповедью у Креста и Евангелия, в особенности в случае множества людей, перечисляет наиболее типичные грехи, тем самым побуждая нас к покаянию, и говорит о том, чтобы затем мы вновь не перечисляли всего мелкого, но назвали самое главное, что лежит у нас на совести. При множестве исповедников к такому способу часто приходится прибегать. Неправильной будет общая исповедь, когда после перечисления общих грехов священнослужитель не дает возможности ничего индивидуально сказать, только, скажем, имя произнести. В таком случае если священник – не настоятель, то следует об этом сказать настоятелю, а если он является настоятелем храма, можно попросить об исправлении ситуации правящего архиерея.

Вопрос: Могу ли я на исповеди снова исповедать грехи, в которых я ранее каялась ?

Могу ли я на исповеди снова исповедать грехи, в которых я ранее каялась?

Ответ : Вера, а зачем? Если мы верим в то, что не в силу наших усилий, тем более эмоциональных состояний, психологических переживаний, а благодаря голгофской Жертве Христос прощает нам и разрешает на небе те грехи, которые преемники апостолов на земле разрешают. То зачем нам еще раз на исповеди говорить о грехах, в которых мы уже раскаялись? Для того ли, что внутренне они нам приятны и, хоть на исповеди, да вспомнить, как приятно нам было в прошлом согрешать? Тогда тем более, нужно избегать такого намерения. Для того, что мы не находим что сказать и хочется сказать что-либо существенное. И нам хочется перед знакомым священником не выглядеть глупо, и хоть что-нибудь да расскажем. Не нужно на исповеди романов составлять.

Пожалуй, единственная причина для повторения на исповеди к рассказу, как откровению помыслов о бывших грехах, если в силу каких-то обстоятельств мы переходим под духовное кормление другого священника: при кончине нашего духовника, при смене места проживания или других каких- то обстоятельствах. То, конечно, полезно тому батюшке, под водительство которого мы себя вверяем, знать нашу покаянную духовную биографию. Впрочем, это откровение помыслов не есть покаяние как Таинство, а есть такое полезное для нас обличение, а священнику – подспорье для того, чтобы выписывать нам правильное духовное лекарство.

Вопрос: Не причастилась ли я в осуждение, если забыла исповедовать один грех ?

Я всегда готовлюсь к исповеди по книге, потому что боюсь что-нибудь забыть, упустить. И все-таки это со мной произошло. Готовясь к исповеди в прошлый раз, я упустила из виду один очень тяжкий грех: когда я болела тяжелым неврозом, у меня были мысли о самоубийстве. Не утаила нарочно, а просто, видя его в перечне, не зафиксировала на нем своего внимания. Конечно, я видела, что этот грех указан в перечне, но почему я не обратила на него внимания, не понимаю. Была допущена к Причастию. Теперь, когда я готовлюсь к исповеди в очередной раз, я об этом вспомнила и пришла в ужас. Пусть не нарочно утаен, но этот грех (помысел о самоубийстве) не был исповедан, а я подходила к Причастию. Не причастилась ли я в осуждение?

Ответ : Уважаемая Юлия, не нужно думать, что исповедь – это некий отчет типа бухгалтерского, который проводит соответствующая финансовая или аудиторская инстанция, и если находит там какие-то пропущенные пункты, то нас за это жестоко карает. Господь говорит: «Сыне, дай мне сердце», а не дай мне отчет о проделанной борьбе с грехом. Исповедь становится недействительной, если мы сознательно утаиваем тот или иной грех, а не если в силу каких-либо обстоятельств не сообразили, как нужно сказать, или забыли о том или ином грехе. Более того, я бы решительно посоветовал бороться с тем страхом, что за недосказанность, невыговоренность каких-то мелких прегрешений Господь лишает нас приобщения Святых Христовых Таин.

Вопрос: Зачем нужно исповедоваться и причащаться (перед лечением у целительницы)?

Я был у целительницы. Она сказала, что на мне сглаз или порча. И чтобы она взялась за меня, нужно исповедаться и причаститься в церкви, иначе она меня не потянет. Ответьте, пожалуйста, зачем нужно исповедоваться и причащаться.

Ответ : Уважаемый Александр, ответить на вопрос, зачем нужно исповедоваться и причащаться, можно очень и очень по-разному. Но сначала я предложил бы Вам задуматься о вопросе, сознаете ли Вы себя православным христианином. Ибо Исповедь и Причастие есть Таинства Церкви, встречи с Богом, которые доступны для тех, кто веру Церкви и стремление осуществлять в своей жизни евангельские заповеди осознает как фундамент собственного мировоззрения, как основу своей жизни. Прибегание к исповеди и причастию для исполнения совета целительницы, указавшей на якобы наведенные сглаз и порчу и сказавшей, что после того, как Вы исповедаетесь и причаститесь, Вы сможете обратиться к ней и получить результативную помощь, является абсолютным нонсенсом, внутренним противоречием. Ибо христианская вера и прибегание к целителям, эстрасенсам, колдунам и тому подобным личностям – антитетичны, разнонаправлены. Поэтому посоветовал бы Вам сначала определиться с собственным мировоззрением. А для того чтобы понять, что такое Вы и христианство, как Вы на сегодня с ним соотноситесь, начать нужно с самого главного. Возьмите книгу, которая называется Новый Завет, откройте в ней одну из первых четырех частей, которые называются Евангелиями, постарайтесь внимательно прочитать, примеряя на свою жизнь. И может быть, после этого у Вас возникнут следующие вопросы, которые на сайте – а еще лучше, если в непосредственном общении со священником или с сознательно верующими людьми в городе, где Вы проживаете,– Вы и сможете обсудить.

Вопрос: Что делать, если не помню все свои грехи, совершенные в молодости?

Ходить в церковь и исповедоваться начала не очень давно, последние 2-3 года. Первое время не знала, как вести себя на исповеди, о чем говорить, как формулировать свои грехи. Поэтому говорила обобщено, особенно, что касается греха блуда. А ведь до того, как начала ходить в церковь, в течение 10 лет много согрешила: встречалась с разными мужчинами, в том числе женатыми, были случаи извращения, рукоблудия, грешных мечтаний. Тогда я не думала, что это грех. А сейчас мне мучительно и стыдно про это вспоминать, до слёз и отвращения к себе! Да я и не смогу вспомнить все случаи: жила, как стрекоза, без стыда и памяти! Нужно ли мне преодолеть себя, вспомнить поимённо всех, с кем я встречалась, и все случаи греха блуда и рассказать о них на исповеди? Если я это не сделаю, не смогу, не вспомню, значит ли это, что эти грехи не прощены? Я очень раскаиваюсь во всем, что совершила. Сейчас живу одна, ни с кем из мужчин не встречаюсь, отвергаю все предложения и намеки на любую связь. Верю, что Господь укрепит меня на этом пути.

Ответ : Уважаемая Елена, конечно, исповедь - не отчет следователю, поэтому все имена, адреса, явки вспоминать и перечислять нет необходимости. Но впрочем назвать перед Крестом и Евангелием меру греха хотя бы так, как Вы ее назвали в этом письме, а не в общих словах, было бы более чем желательно. А потом главное стараться ни как не возвращаться к тем воспоминаниям и бороться с прилогами, когда лукавый будет приводить их на память, ни тем более к действиям, которые мы в покаянии своем осуждаем. Не следует также и думать, что для Вас вовсе теперь невозможно устроение семейной жизни. Ибо нет греха, который бы не побеждало милосердие и долготерпение Божие .

Вопрос: На первой исповеди обещала покончить со старыми грехами, но они повторились. Можно ли исповедовать их еще раз?

Я один раз была на исповеди. Хотела покончить со старыми грехами, но в итоге оказалась опять с тем же набором, а может, еще и больше. Очень стыдно, ведь обещала не повторять. Могу ли я опять начать все заново и прийти на исповедь с теми же грехами?

Ответ : Уважаемая Светлана, не только можно, но и должно идти на покаяние с теми грехами, которые возникли вновь в Вашей жизни, даже если они повторились. Пока мы будем каяться в них, пока мы не будем опускать руки, отлагая намерение бороться с ними, есть надежда. А если скажем, что никуда от этих грехов не денемся,- тут и будет наше поражение и победа лукавого.

Вопрос:

Надо ли каяться в грехах, совершение которых приснилось?

Ответ : время сна мы не отвечаем за то, что с нами происходит. Если в результате блудного сна происходит ночное осквернение, то есть правило, которое христианин или христианка читает, восставши утром, оно содержится в любом сколько-нибудь подробном молитвослове.

Но, конечно, часто повторяющиеся блудные сны, как правило, свидетельствуют о переменном успехе, с которым мы ведем войну с плотскими страстями. Святые отцы говорят, что если нам во снах видится, как правило, одно и то же лицо, то это говорит о том, что не преодолена блудная страсть по отношению к конкретному человеку. Если лиц вообще нет или они безразлично чередуются, то речь идет об общем страстном возбуждении телесного состава, и тогда вполне можно постараться усилить молитву, пост, блюдение своих очей, своего чтения, слуха от того, что подобное бессознательное страстное состояние может в нас возбуждать.

Вопрос: Как исповедовать блудный грех на исповеди?

Мне известно, что есть 2 типа блудных грехов - естественные и противоестественные. С первыми всё понятно. Среди вторых же много разных извращений. Достаточно ли на исповеди сказать «грешен блудом противоестественным», если совершил такой грех? С одной стороны, мне кажется, что это будет каким-то самооправданием, потому что за этими словами может быть что угодно. С другой стороны, уточнять не хочется. Во-первых, кажется неуместным подробно говорить о таких вещах в храме, которые и наименоваться не должны между христиан, а во-вторых, просто стыдно. Какая исповедь здесь будет не лукавой?

Ответ : Уважаемый (ая) М., единожды совершенные тяжкие блудные грехи надо исповедовать со всей мерой обличения, которой требует совесть. Это не значит, что нужно в деталях расписывать каждый эпизод, но это значит, что вещи надо называть своими именами. А после не нужно возвращаться в памятовании к тем блудным грехам, неважно естественным или противоестественным, которые имели место в нашей жизни. Более того, помысел о них отгонять, как приходящий от лукавого.

Вопрос:Как причаститься человеку, закодированному от алкоголя?

Как причаститься человеку, закодированному от алкоголя? Недавно он съел торт с алкоголем, и ему было плохо, вызывали скорую. Мы готовимся к посту, он впервые будет поститься серьезно, хотелось бы, чтобы мог потом и причаститься на Пасху .

Ответ : Уважаемая Татьяна, притом, что сущность хлеба и вина в Таинстве Причастия изменяется, то есть они становятся действительно Телом и Кровью Христовыми, их внешние свойства сохраняются. Поэтому если человек по медицинским обстоятельствам не может принять ни капли алкоголя, можно пойти следующим путем. Следует заранее уведомить священника об этой ситуации и согласовать с ним способ Причащения только Телом Христовым.

Вопрос:Что делать, если после исповеди грехи вспоминаются опять и нет чувства очищения?

После исповеди нет чувства очищения, есть грехи, которые опять и опять вспоминаются... Что это значит? Что надо делать?

Ответ : Уважаемая Ирина, если сердце Ваше, несмотря на принесенное в Таинстве Исповеди покаяние, остается неспокойным в отношении прежде совершенных тяжких грехов, посоветовал бы Вам пройти так называемую генеральную исповедь, предварительно договорившись с опытным священнослужителем, которому Вы бы рассказали обо всем имевшем место, о неспокойствии Вашего сердца и которого попросили бы о епитимье, которую могли бы нести во искупление соделанного греха. Впрочем, помните, что покаяние - это в первую очередь изменение жизни. Субъективные переживания, ощущения, памятование о том, что было в нашей жизни, могут никуда не деться. Человек же не становится беспамятливым идиотом оттого, что знает, что грехи ему прощены. Конечно же, каждый из нас не должен забывать наиболее существенного недоброго, пакостного, что было в нашей жизни. Но обращать это не в сомнение в действительности данного нам прощения, а в то, чтобы, помня о своих грехах, во-первых, не осуждать других, когда мы видим их согрешающими, а во-вторых, удерживаться от греха в будущем.

Вопрос: Почему после исповеди появляется такое чувство, как будто грехов еще прибыло?

Почему после исповеди появляется такое чувство, как будто грехов еще прибыло? Стараюсь исповедоваться искренно.

Ответ: Уважаемый Александр, плоды исповеди лучше бы понимать не по настроению, которое у нас возникает, и не по чувствам, которые мы переживаем, а по тому, что происходит в нашей жизни. Если поисповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, мы укрепляемся для борьбы с тем или иным грехом, для ведения невидимой брани, если исповедь не становится для нас тем, о чем мы забываем к вечеру того дня, как поисповедовались, и мы не возвращаемся к привычным нашим немощам и страстям – то это есть ее добрый результат. А чувства в данном случае – дело наживное и второстепенное.

Вопрос: Что делать, если после исповеди я забыла поцеловать Крест и Евангелие?

Неожиданно, спустя две недели после исповеди, у меня возникла мысль в голове, что я вроде не поцеловала после исповеди Распятия и Евангелия. Помню, как исповедовалась, как батюшка разрешительную молитву читал, порвал мой листочек, а дальше только помню, как он крестным знамением меня благословлял, и я в этот момент уже отходила от него. Не помню, целовала ли Евангелие, вдруг я уходить раньше начала? Переволновалась и мозги отключились. Что мне теперь делать, это очень плохо? Мне ужасно стыдно, если я действительно забыла.

Ответ: Уважаемая Мария, если Вы по забывчивости и от волнения и не приложились к кресту и Евангелию, ничего страшного в этом нет: покаяние Ваше принято Богом, грехи Ваши Им прощены. Видимо, это была Ваша первая исповедь или одна из первых. Ничего страшного, со временем Вы перестанете так сильно волноваться. Главное, чтобы исповедь не стала для Вас единственным, даже ярким, опытом, не отражающимся на всей прочей жизни .

Вопрос: Кому исповедуются священники?

Ответ: Священники исповедуются священникам же. Обычно каждый священник имеет своего духовника, кроме того, есть духовники епархиальные – он может быть один на епархию, или несколько духовников, которым исповедуются батюшки по благочиниям в обязательном и регулярном порядке. Но впрочем, повторю, большинство безусловно имеет своего постоянного духовника. Своих духовников имеют не только священники, но и архиереи, и даже Святейший Патриарх. Здесь не действует принцип армейского старшинства, что если я священник, то могу исповедоваться только епископу, а если епископ – только Патриарху, а если Патриарх – то, вероятно, только Господу Богу. Всякий священник может принять исповедь у другого священнослужителя любой степени священства.

Большая часть вопросов, и вполне важных и серьезных, и весьма второстепенных, фактически начинается со слова «КАК».

К примеру, вопросы следующие:

  • как лучше поступить в той или другой жизненной ситуации (обмен квартир, споры о наследстве, злоупотребление начальников, священнослужителей в том числе);
  • как простить обидчиков;
  • как быть с пьющими родными и как помочь им преодолеть зависимость;
  • как бороться со страхами, укрепить в себе веру;
  • как правильно сделать то, другое, третье и т.д.

Заочное общение весьма ограничивает возможности ответов на многие вопросы, учитывая, что вопрос задает человек, о котором абсолютно ничего не знаешь, кроме только лишь того, что он в данный момент о себе написал. Но пишущие на сайт, как правило, это не всегда хорошо понимают, и по неопытности готовы воспринимать ответ священника либо как своего рода «палочку-выручалочку», либо как уже окончательную волю Божию. Такое впечатление, по крайней мере, складывается из тональности довольно многих писем.

И тут, конечно, нужно иметь немалое терпение и тактичность. На многие часто задаваемые вопросы иной раз можешь отвечать уже на уровне автоматизма, но каждый человек переживает свой вопрос как реальную серьезную проблему, которая может со стороны казаться пустяковой.

И задающим, и отвечающим на вопросы хорошо бы помнить об одной важной вещи: на очень многие вопросы нет четких и однозначных ответов (хотя многим как раз кажется, что они есть или должны быть, но на самом деле они есть лишь в головах отдельно взятых людей). Такие ответы существуют лишь для весьма ограниченного круга проблем, касающихся прежде всего вероучения, основных догматов или понимания разных библейских текстов, да и то не всех подряд. По многим другим неизбежны разные взгляды, и это нормально!

Поэтому отвечающим священникам даже уместно иной раз отметить, что возможны разные точки зрения по задаваемому вопросу, но лично я думаю так, или мне близка следующая позиция… И из разных точек зрения можно и даже иной раз нужно выбирать, что кому ближе и понятнее.

Этот тип вопросов часто перекликается или дублируется другим, очень похожим типом: 1) «А не грех ли это?» (что считать грехом); и 2) как Церковь смотрит на… или относится к… Эти два последних вида вопросов пересекаются между собой и задаются с неизменной регулярностью.

  • грех ли брить или стричь бороду?
  • грех ли желание путешествовать?
  • является ли грехом физиогномика и графология?
  • не грех ли православному христианину коллекционировать нэцкэ?
  • является ли моя работа грехом (увлечением науками мира сего)?
  • как Церковь смотрит на охоту?
  • как религия относится к бодибилдингу? Является ли он греховным?
  • грешно ли увлекаться рыбалкой?
  • является ли грехом то, что я в кофе для разведения горячего напитка налила святую воду?
  • не грех ли играть в шахматы?

И даже до такого доходит:

  • правда ли, что родить ребенка – это грех?

К сожалению, таким вопросам способствовали разные сомнительного качества издаваемые брошюрки в помощь, так сказать, кающимся, где давались перечисления сотен или даже тысяч всяких «наименований»…

Приходится каждый раз отвечать, что в Церкви нет и не может быть готовых ответов и оценок на все случаи жизни, – по поводу очередного вышедшего фильма, каждой выпущенной книги или популярной рок-группы! Можно подумать, что у нас есть готовая группа экспертов, которая только и делает, что отслеживает все явления общественной и культурной жизни и выносит по ним соответствующие оценки (однажды я получил вопрос, как Церковь относится к группе Depeche Mode).

Нет, у нас нет такой экспертной группы, и слава Богу, что нет! Церковь в истории выносила какие-то определения по самым важным вопросам, касающимся вероучения, и для вынесения их созывались Соборы. По всем остальным темам может быть сколько людей, столько и вкусов, и мнений, о которых бесполезно спорить.

В конце концов, мы призваны к свободе и у нас есть право выбора. И понятие греха во многих случаях – относительное, если речь не идет о нарушении одной из 10 Божьих заповедей. Оно нередко обусловлено внушением, воспитанием и многими другими внешними и весьма посторонними по отношению к вере факторами.

К сожалению, эта грехобоязнь часто подпитывается нашей же церковной средой, где человек привыкает к набору неких установок, разрешений и запретов, часто весьма условных и необоснованных, вместо того, чтобы понять главное в христианской жизни и стремиться к любви и ко всему позитивному (по мысли блаженного Августина, люби – и делай, что хочешь).

Какие вопросы не так уж часты по сравнению с предыдущими? Конечно же, о том, как понимать те или другие мысли Писания. Иногда присылаются весьма интересные и даже глубокие вопросы, над которыми самому не приходилось задумываться. Но, конечно, это единицы процентов, если говорить об их доле в общем количестве. Хотя вопросы по Ветхому Завету и его жесткости или даже жестокости присылаются довольно регулярно (что это за «злой Бог» такой в Ветхом Завете, повелевающий убивать).

Разумеется, достаточно регулярно присылаются вопросы, касающиеся суеверий, сект или семейных отношений, но по этим вопросам обычно специализируются другие священники, могущие на них ответить лучше меня самого.

И еще не может не радовать то, что среди задающих вопросы увеличилось число совсем юных участников – от 12 до 16 лет!

Ну и есть еще определенный контингент людей, среди которых попадаются полемисты, спорщики, желающие показать свою эрудицию или спровоцировать отвечающего на дискуссию. Нередко от таких людей получаешь не просто вопросы, а целые трактаты на несколько страниц текста! Приходится таковым напоминать, что данный раздел сайта – не для дискуссий (для этого есть форум). И администрации стоило бы подумать о том, чтобы ограничить объем задаваемого вопроса в разумных пределах (к примеру, 3000 знаков). А для того, чтобы вникнуть в сложную жизненную ситуацию задающего вопрос, которую требуется описать максимально подробно, и дать какую-то наводку, – если только это возможно сделать, то лучше связываться со священником по личной электронной почте.

Что же касается Писания, то насчет греха там есть два кратких определения: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4) и «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14:22), поскольку «Всё, что не по вере, грех» (14:23). Но поскольку вера у всех неодинаковая, то и сознание греха может быть более или менее искаженным, либо в сторону нечувствия, либо в сторону преувеличения каких-то несущественных деталей, а нередко и того, и другого вместе – «отцеживания комара» и «поглощения верблюда» (Мф. 23:24).

Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми. И это тоже бывает результатом не обязательно сознательного лукавства, но их ограниченной и субъективной меры в понимании, что есть грех и добродетель для христианина.

Но видения только отрицательных сторон в себе совершенно не достаточно, а сосредоточение только на них – большая ошибка. Важно не просто осознать себя грешником, склонным к плохому: еще важнее стремиться к хорошему, положительному, светлому, пробуя вытеснять свои страсти противоположными им добродетелями. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте…, и Бог мира будет с вами» (Флп. 4:8-9).

Важно понять, что мы грешники не обязательно потому, что творим дурное – в нас просто мало хорошего, его заведомо недостаточно!

Но в то же время именно к грешникам пришел Иисус, а не к праведникам, чтобы их призвать и спасти! И если я искренне чувствую, что это ради меня Иисус пришел в этот мир и пострадал, и доверяюсь Его любви, то неужели какая-то греховная мелочь, с моей ли точки зрения или с точки зрения кого-то еще, сумеет отдалить от любви Божией и разлучить меня с ней?..

Добрый день Сергей!
Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека.
Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость (Лев.20,13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт.19,1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее постыдных страстей и непотребств, оскверняющих человеческое тело: женщины их заменили естественное употребление противоесттественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение (Рим.1,26-28). Не обманывайтесь...ни малакии, ни мужеложники...Царства Божия не наследуют, - писал Апостол жителям развращенного Коринфа (1Кор.6,9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. "Учение двеннадцати апостолов", творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр.7, Григория Нис. пр.4, Иоанна Постника пр.30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим взывал: " Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!..Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостыней и чистою молитвою...Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы".
Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосек-зма не половым извращением, но лишь одной из "сексуальных ориентаций", имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосек-ое влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущим к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосек-ые устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими в Бога людьми, готовыми оказать духовную поддержку .
Храни Вас Бог!
Прот.Алексей

Дравствуйте батюшка. Подскажите, у меня близкий родственник спивается, хочется ему помочь. Он живёт в другом городе, вернее в деревне, мужчина около 50 лет, не женат, по весне умерла его мама, не видит смысла жизни, уходит в бутылку мягко говоря. Его как то можно устроить при церкви, может он там найдёт смысл жить... Спасибо. Подскажите в какую церковь или монастырь можно обратиться чтобы с ним побеседовали, он живёт под Ханты- Мансийском.
Нина Нижневартовск 2015-12-19 02:06:08
Чтобы обрести смысл жизни, совсем не обязательно устраиваться при церкви... Обратиться нужно к Богу. Начать можно с беседы с опытным священником. Близкий человек, в вашем лице, может помочь в этом. Поговорите с батюшкой, с родственником. Организуйте встречу.

Лагословите, батюшка. Что такое дух любоначалия? (из молитвы Ефрема Сирина)
Любовь Тюмень 2015-12-05 14:57:52

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Имеется ввиду- властолюбие, страстное желание командовать.

Лагословите батюшка! Подскажите, какую молитву читать за благополучие в семье, ссоры происходят почти каждый день по мелочам.
Александр Тюмень 2015-12-01 18:53:52

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Терпите, смиряйтесь, уступайте... Читать можно Молитву о примирении враждующих: "Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Царя веков и Подателя благих..."

Дной моей сотруднице с дошкольного возраста снится один и тот же сон, в котором ее преследует луч-столб света и в этом свете следящие за нею глаза как она выразилась "миндалевидной формы". Этот сон ее всегда очень пугает. Батюшка, как быть?
Елена Тюмень 2015-11-18 10:16:50

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Толковать сны, как то не принято в христианстве. Принято не доверять снам. Сотруднице вашей хорошо бы пообщаться со священником насчет своих страхов.

Дравствуйте! В этом году, мы отдали ребёнка в воскресную школу при храме. Занятия проходят по субботам. Дело в том, что наш ребёнок не такой как все, с особенностями развития, и все сейчас говорим о доступной среде и толерантности к таким детям, но это только разговоры. Посетив несколько занятий, нам сказали, что ребенок устаёт быстро, да и группа, в которую ходил, дети давно посещают, а он недавно и очень отстаёт от остальных. Предложили попробовать в другую группу походить. Мы пришли на занятие, поговорив с преподавателем, которая нам посоветовала, что в другом храме для детей инвалидов открывается специальная группа. Т.е с детьми здоровыми нам нет места, среди таких же детей нам будет лучше. Очень не приятно это слышать и после этого ходить на занятия тоже, хотя ребёнку очень нравится на занятиях. На занятия мы вряд ли ещё пойдём. Ответьте пожалуйста на вопрос, почему мой ребёнок не может находиться в воскресной школе, со здоровыми детьми? И почему, ему будет лучше с себе подобными, он итак обречён учиться в специальной школе, а не обычной. Это сообщение скорее получилось криком души, чем вопросом. Просто в голове все это не укладывается.
Марина Тюмень 2015-11-15 23:50:39

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Марина, большой поддержкой для ребенка являются воцерковленные родители, реглярно посещающие храм и участвующие в таинствах, прежде всего: исповеди и причастия. Думаю, что именно в этом кроется причина зреющего конфликта. Воцерковляйтесь, созидайте в себе смирение, кротость, терпение, незлобие. Старайтесь "не принимать в штыки" все сказанное. С чем- то не согласны- смиряйтесь, или пытайтесь спокойно и аргументированно объяснить свое несогласие, порешать с начальством данной школы. Ребенок- инвалид это крест, который маме придется нести всю жизнь, постоянно брать удар на себя, защищая родное чадо. Не унывайте и не отчаивайтесь. Молитесь. Господь никогда не оставит вас.

Дравствуйте Батюшка! Я обращаюсь к Вам за помощью надеюсь на вашу милость! У нас с мужем двое сыновей дети были очень привязаны и безумно любили моих родителей поскольку они были на пенсии и в основном воспитанием занимались они, но так случилось что их не стало один за другим они умерли сначала папа, потом внезапная смерть моей мамы и наш старший сын спустя год после ее смерти начал видеть их и слышать их голоса. Мы люди верующие с мужем и дети у нас крещеные ходим в церковь молимся. Обращались к многим докторам и один из них посоветовал нам поскольку это ранняя стадия заболевания полечить сына в монастыре под руководством духовного наставника и может быть темные силы оставят нашего сына. Посоветуйте нам пожалуйста можем ли мы обратиться в ваш монастырь или любой другой? Нашему сыну Ромочке 19 лет и видеть как он мучается и страдает очень больно и тяжело мы готовы на все, чтобы ему помочь! Вся наша семья каждый вечер в молитве к Богу просим о его выздоровлении, но мы люди грешные живем в этом миру и молитва наша помогает, но лучше было бы если сын пожил бы какое-то время с духовными наставниками он у нас еще девственник не знает еще разврата не пьет и не курит мои родители воспитывали его в духе праведности. Как то в разговоре со мной сынок сказал, что бабушка и дедушка зовут его к себе, но я даже мысль такую не допускаю и стараюсь переговорить сына в обратном. Помогите нам пожалуйста. Храни вас Бог!
Светлана Cургут 2015-10-28 12:39:33

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


"Ходим в церковь, молимся...", но этого, Светлана, крайне недостаточно. Вам необходимо немедленно всей семьей пойти на исповедь, пойти на причастие. Причем, сделать это можно в Сургуте. В монастырь поехать, конечно, тоже можно, но это после... Да и будет- ли в том необходимость?

Дравствуйте, батюшка. В последнее время я мучаю сама себя так, что нет никакой радости жизни. Я не просто человек, который грешил. Я сделала столько мерзких вещей, что, наверное, у меня нет шансов на прощение. И муж не первый, и обороты были, и выпить могла, и раздражаюсь на близких, завидую, ленюсь.... Полный набор гадостей. Когда прихожу в церковь (не часто), то у меня ощущение, что я стоять рядом с этими людьми (которые ходят постоянно, молятся...) ,что вообще находиться в святом храме не имею права. В прошлом году летом очень хотела исповедоваться. Но не хватило духу вылить всю эту грязь на бедного батюшку. Понимаю, что тону все глубже в своем отвратительном болоте. Но имею ли право быть в храме? Шанс на то, что я еще Богу нужна?
Мария Тюмень 2015-09-02 00:54:22

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


"Церковь- это не собрание святых, а толпа кающихся грешников". прп. Ефрем Сирин.

Обрый день, батюшка. У меня алкогольная зависимость, с которой я самостоятельно пыталась справиться, но не смогла. Исповедовалась несколько раз, давала себе слово, но все начиналось сначала. Съездила к бабушке (сказали, что она помогает таким, как я). Она наговорила на воду, которую я сейчас пью. К алкоголю тяга пропала. Но меня мучает один вопрос - это грех, что я к ней обращалась? Как мне быть теперь?
Нина Тюмень 2015-08-19 12:27:33

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Это тяжелый грех. Покайтесь.

Дравствуйте Батюшка! Меня зовут Юлия, родом из Ставропольского края. Очень нуждаюсь в Вашем совете и помощи. Проблема в том, что моего старшего брата Ивана прокляли с рождения, каждый месяц ставим ему сорокоуст о здравии, и в течение 40 дней с перерывом в неделю матушка в его комнате зажигает свечи, но это не помогает. Нам сказали, что он в своих снах часто посещает иной мир, и посоветовали отправить его в монастырь до полного исцеления. Поэтому прошу Вас взять под свое покровительство моего брата. За Вашу помощь поучаствую в ремонте храма.
Кулакова Юлия Алексеевна Краснодар 2015-06-21 19:21:30

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Сорокоуст- это хорошо. Брату и его близким также необходимо принять участие в таинствах исповеди и причастия. Насчет монастыря посоветуйтесь с местным батюшкой. Манипуляцию со свечами лучше прекратить.

Обрый день. Посоветуйте, пожалуйста, священника, который может совершать отчитку бесноватых. Ребенку 4 года и всерьез думаем, что у нас эта проблема существует.
Ирина Тюмень 2015-05-07 15:09:15

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Священников, имеющих благословение на отчитку, в Тобольской митрополии и ближайших регионах нет по причине отсутствия в этом необходимости. За решением проблем обращайтесь к приходскому батюшке. Он поможет решить их не прибегая к экзорцизму. А если уж возникнет такая необходимость- благословит на поездку.

Обрый день, батюшка. Последние лет 5 у меня постоянно появляется мысль о самоубийстве. Как мне избавиться от таких мыслей? Мне 42 года, но я подверженна влиянию со стороны родственников, все время боюсь сделать что то не так. Как жить дальше?
елена ростов 2015-04-28 09:12:14

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Мысли о самоубийстве- от врага рода человеческого. Необходимо атаковать такие мысли молитвой Спасителю, Божией Матери, Архангелу Михаилу. Посещайте храм Божий, исповедуйтесь, причащайтесь. Самоубийством обычно хотят уйти от проблем, но проблемы после суицида не исчезают. Более того, они стремительно умножаются, ведь душа- бессмертна. Встречи и контакты с родственниками сведите до минимума.

Лагословите батюшка!!! Незнаю с чего начать... скажу так: в Бога верю сильно, сейчас боюсь заходить в церковь, раньше с любовью туда ходила. Стала боятся после того как стала наркоманкой, какой-то период времени благодаря сообществу я оставалась трезвой, но потом снова срыв... Все чаще думаю уйти в монастырь, ребенка моя мама забрала, но прав не лишили... Реву каждый вечер, молю Бога чтобы показал волю Свою. Устала, пыталась руки наложить на себя, передумала. Сейчас нахожусь в таком состоянии: и жить так больше не могу, и руки наложить- грех страшный. Батюшка, скажите пожалуйста что делать?
Мария Тюмень 2015-04-22 01:47:14

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Вам необходимо исповедовать свои грехи и побеседовать со священником: "батюшка, помогите, выслушайте, посоветуйте".

Лагословите батюшка! Себя считаю православной христианкой, люблю храм, Бога, службы в храме.. Я полюбила человека, но он оказывается со мной лукавил, склонял меня к гражанскому браку,я стояла на своем объясняя ему что это для меня грех, что я готова даже подписать брачный контркт о том то не претендую при разводе ни на его собственность ни на раздел имущества... В итоге меня бросил, над моими чувствами посмеялись, я его люблю.. Как найти силы простить и отпустить? Впала в уныние, отчаяние,в храм перестала ходить, т.к. сил нет, постоянно плачу и ночью и днем...
Виктория с.Нижняя Тавд 2015-04-19 22:15:04

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Склонял на грех, лукавил, бросил, посмеялся...- т.е. "экзамен не сдал". Такого "добра"- Вам не надобно. Слава Богу, Господь показал его во всей красе и отвел. Уныние- грех, прекратить который в Ваших силах. Боритесь, молитесь, кайтесь. Страстишка, которую Вы называете любовью вскоре исчезнет, "яко исчезает дым".

Дравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, что делать человеку, который уже после крещения занимался астрологией, и не просто астропсихологией, а пытался заниматься прогностикой и тем самым навредил себе? Что советует в таких случаях делать церковь, когда человек временно сходит с истинного пути?
Ксения Тюмень 2015-03-27 18:22:51

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Что делать, если согрешил? Оставить грех и покаяться!

Дравствуйте Батюшка! В моей семье непростая ситуация, мой 18-летний сын полюбил девушку- мусульманку. Он- христианин, был крещен в возрасте 1 год, а теперь ради того, чтоб ему разрешили жениться на ней сказал мне, что хочет стать мусульманином. Мое сердце разрывается на части, разговоры с ним о христианской вере, о том, что Господь хранил его все эти 17лет, не вразумляют его. Прошу Вас, Батюшка, помогите мне, посоветуйте как мне вразумить его, какими молитвами мне обратиться к Господу о вразумлении заблудшего сына своего?
Ольга Тюмень 2015-03-16 00:03:51

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Скажите сыну, что Вашего материнского благословения (а значит- и Божьего) на данный брак не будет; что переход в ислам- предательство; что, столь легкий отказ от веры Христовой, веры предков ради "юбки"- признак слабости: мужчины так не поступают. Молитесь за сына равноап. вел. князю Владимиру.

Кажите, батюшка, если отец двоих маленьких детей регулярно изменяет жене, но при этом он православный, даже не в том дело, что он православный, т.е. он знает что это тяжелый грех, может ли Господь и при таких условиях сохранить семью? Жена его, скорее всего не догадывается.
Антон Тюмень 2015-02-19 20:23:51

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


Придется, видимо, этому "православному" претерпеть в своей жизни регулярное предательство от близких. Ведь "как аукнется, так откликнется". Господь, конечно, поможет сохранить семью, если прелюбодей захочет этого и покается.

Дравствуйте батюшка. У меня такой вопрос. Мой брат несколько раз пытался соблюдать пост, но срывался. Жена и дети далеки от веры, он работает физически. Поэтому с питанием в пост сложно. У него есть проблема с алкоголем. Если он на время поста хотя бы от употребления алкоголя откажется? То есть какой-то частичный пост получается. Так можно? Или уж соблюдать, так полностью?
Нина Тюмень 2015-02-02 15:12:37

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень


От алкоголя во время поста брату необходимо полностью отказаться, а от скоромных продуктов- исходя из обстоятельств. Сорвался постом- не беда, возобнови пост! Жена далека от веры- это понятно. Почему дети далеки? Разве верующий папа их не воспитывает? И еще: физическая работа- не преграда для поста.

Дравствуйте батюшка, у меня есть два крестника по 13 лет, крестили их поздно в 11 лет, поначалу они в течении года исправно со мной в храм ходили, исповедовались и причащались, машина у меня была- я их забирала и привозила, подарочки покупала. Машины год как нет и не могу теперь их год как причастить, все у них дела и тренировки, родители их в душе верят, молюсь конечно за них каждый день и на литургии поминаю в проскомидии. Вопрос- грех, что силой их не веду в храм или увещеванием? Или уже просто молиться за них?
Любовь Тюмень 2015-01-27 22:06:54

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского

Загрузка...
Top