Объяснить для ученика что такое летопись. Значение слова «летопись. Общие черты известных летописей

1) Летопись - - описание исторических событий в хронологическом порядке; то же что на Западе "хроника". В русских летописях заключается основной материал для истории древней Руси; в них таюке встречаются сведения о казачьих предках, которые называются там Касагами, Казягами, Черными Клобуками, Черкасами, Бродниками и др. именами.

2) Летопись - - особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в. Достигнув значительного развития в XI-XII вв., летописание затем из-за монголо-татарского нашествия приходит в упадок. Во многих летописных центрах оно угасает вовсе, в других сохраняется, но носит узкий, местный характер. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов. Крупнейшим летописным сводом Древнерусского государства является " Повесть временных лет " (написанная в начале XII в.).

3) Летопись - – историческое произведение, в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «В лето …». Летописание существовало еще в X в., но ранние летописи дошли до нас только в виде позднейших списков, включенные в состав летописей более позднего времени (так называемый летописный свод). Наиболее известный из ранних летописных сводов – « Повесть временных лет » (около 1113 г.). В XVII в. летописные сочинения получили другую форму, и летописание постепенно прекратилось.

4) Летопись - Летописью называется собрание исторических записей, послуживших источниками для составления 3 и 4 книги Царств и 1 и 2 кн. Паралипоменон, на которые они и ссылаются. См., напр., 1 Пар. 29:29. Срав. « Библия ».

5) Летопись - ежемесячный литературный, научный и политический журнал, Петроград, 1915-17. Основан М. Горьким, объединял литераторов и публицистов социалистической ориентации, выступавших против продолжения войны, национализма, шовинизма.

Летопись

Описание исторических событий в хронологическом порядке; то же что на Западе "хроника". В русских летописях заключается основной материал для истории древней Руси; в них таюке встречаются сведения о казачьих предках, которые называются там Касагами, Казягами, Черными Клобуками, Черкасами, Бродниками и др. именами.

Особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в. Достигнув значительного развития в XI-XII вв., летописание затем из-за монголо-татарского нашествия приходит в упадок. Во многих летописных центрах оно угасает вовсе, в других сохраняется, но носит узкий, местный характер. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов. Крупнейшим летописным сводом Древнерусского государства является " Повесть временных лет " (написанная в начале XII в.).

– историческое произведение, в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «В лето …». Летописание существовало еще в X в., но ранние летописи дошли до нас только в виде позднейших списков, включенные в состав летописей более позднего времени (так называемый летописный свод). Наиболее известный из ранних летописных сводов – « Повесть временных лет » (около 1113 г.). В XVII в. летописные сочинения получили другую форму, и летописание постепенно прекратилось.

Летописью называется собрание исторических записей, послуживших источниками для составления 3 и 4 книги Царств и 1 и 2 кн. Паралипоменон, на которые они и ссылаются. См., напр., 1 Пар. 29:29. Срав. « Библия ».

ежемесячный литературный, научный и политический журнал, Петроград, 1915-17. Основан М. Горьким, объединял литераторов и публицистов социалистической ориентации, выступавших против продолжения войны, национализма, шовинизма.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...

На уроках литературы дети узнают о самых разнообразных художественных произведениях. Нередко можно услышать и слово летопись.

Определение летописи

Несмотря на то, что летопись считается литературным жанром, именно благодаря ей люди знают о многочисленных исторических событиях, которые могли бы затеряться во времени. В таких записях по годам описывали все значимые происшествия, и каждый раз текст начинался с фразы «В лето …», что обозначает «В году…». Именно отсюда и образовалось название. Это описание событий по годам.

Подобное существовало далеко не только на Руси. Например, в знаменитой Византии люди сохраняли свою историю с помощью хроник, а в Европе существовали ещё и анналы.

Русские летописи считаются памятниками древнерусской литературы, а также именно на них основывается история России и ряда восточнославянских земель. Первые представители таких записей появились примерно в одиннадцатом веке, в Киеве, хотя события, описанные в них, датируются ещё девятым веком.


Известные летописи

Всего существует примерно пять тысяч таких литературных памятников, однако среди них практически нет оригиналов. Некогда записанные исторические факты многократно переписывались заново и перерабатывались. Таким образом, с четырнадцатого по восемнадцатый век создавались списки – переписанные тексты . В зависимости от того, кем именно и когда создавался такой список, он различался как по используемым выражениям, так и по самим событиям, которые было решено включить в текст. В связи с этим, можно с уверенностью сказать, что первоначальных исторических источников уже нет , а сохранившиеся летописи – это своеобразные сборники избранных записанных событий.

Существует несколько самых известных списков.

  • Несторовский. Его также называют Хлебниковским, так как русский библиограф Сергей Дмитриевич Полторацкий получил его от Петра Кирилловича Хлебникова, собиравшего рукописи. Первое издание этого списка было на немецком языке.
  • Лаврентьевский список был открыт миру благодаря Алексею Ивановичу Мусин-Пушкину. Его составляющей является всем известная «Повесть временных лет», которую до сих пор изучают в школах.
  • Ипатьевский список называется так потому, что бы найден Карамзиным в Ипатьевском монастыре.
  • Радзивилловский список был создан в конце пятнадцатого века. В нем присутствует огромное количество изображений – более шестисот. По этой причине такую летопись называют лицевым списком.

Различия по местности

Независимо от того, какая летопись бралась за основу, она сильно менялась в связи с местностью, где её переписывали. Первыми появились Новгородские, которые акцентировали внимание на крещении своего города. Эти записи сильно сжаты, написаны исключительно деловым слогом. Здесь нет никаких вольностей и поэтических красок.

Псковские летописи появились немного позднее, после создания повести о Довмонте. В них подробно и живо описывается Псковский быт. Галицко-волынские отличаются сильным поэтическим колоритом. Изначально текст прописывался без годов, которые впоследствии кое-как подписали. Летописи северо-восточной Руси сильно сконцентрированы на Ростове и практически не имеют поэтических элементов.

Одной из последних летописей стала Московская «Царственная книга». Вскоре после этого подобные записи стали формироваться в полноценные произведения, Сказания и простые записки.


0 Сегодня многие люди увлеклись историей, им интересно узнать, что на самом деле было в прошлом нашей страны. Для того, чтобы "пронзить" мрак веков необходимы археологические раскопки, различные химические анализы, и подлинные старинные рукописи. Ведь сказано, "что напишешь пером, того не вырубишь топором". Советую добавить наш полезный ресурс сайт в закладки, чтобы вы смогли без проблем отыскать необходимую вам информацию. Сегодня будем растолковывать любопытное словечко, это Летопись , что значит, вы можете ознакомиться немного ниже.
Впрочем, перед тем, как вы продолжите, мне бы хотелось познакомить вас с парочкой другой популярных статей по тематике наука и образование. Например, что значит Американисты , что такое Липофрения , что означает Паноптикум , что такое Концепция и т. п.
Итак, продолжим, что значит Летопись ? Этот термин происходит от слова "лето ", так в далёком прошлом назывался "год", и глагола "писать". Например, большинство старинных текстов начинается фразой "В лето...", то есть по современному, это значит "В год такой-то...". Именно отсюда произошло название "летопись".

Летопись - это древнее произведение в котором содержится запись всех значимых исторических событий по годам, созданная современником


Летопись - это рукописный памятник исторической прозы Древней Руси, не имеющих точных аналогий в других средневековых литературных произведениях


Первоначально древнейшие летописцы оставляли свои записи на глиняных табличках, потом стали писать на коре дерева. Значительно позже, после того, как люди научились создавать пергамент, стало действительно возможно составлять большой объём информации в текстовом виде. Уже в 15 веке , люди изобрели более дешёвый вариант пергамента - это бумага.

В летописях можно обнаружить информацию, кто жил на русской земле, с кем воевали наши витязи, как появлялись города и т. п. Считается, что летописи были двух типов, одни из них погодные, то есть в них записывались погодные условия, ураганы, морозы и другие заметные явления, а другие летописные рассказы, в которых описываются исторические события с точными деталями, "кто что сказал", кто на кого воевать ходил.

О погодных записях особо смысла нет говорить, тут и так всё понятно, а вот сами летописные рассказы можно поделить на два типа:

Первый тип . Это повести, в них повествуются о событиях, которые происходили при жизни летописца.

Второй тип . Это легенды о днях давно минувших, то есть это легенды, предания, которые лишь через много веков попали в летописи. Они отличаются от "первого типа" сюжетной занимательностью, обобщённостью образов главных персонажей, а так же в них присутствует эффект неожиданности.

Согласно историкам, самые первые летописи исторических событий стали вестись в стольном граде Киеве, в десятом веке. Хотя подобное ведение записей было известно ещё во времена князя Ярослава Мудрого (1019 - 1054 годы).

Прочтя эту небольшую статью, вы узнали, что значит Летопись , и когда впервые она появилась на Руси.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ле́топись (или летописа́ние ) - исторический литературный жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками , в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.

Существовали и литовские (белорусские) летописи, летописи Молдавского княжества . Казацкие летописи касаются, главным образом, эпохи Богдана Хмельницкого . Летописание велось также в Сибири (Бурятские летописи , Сибирские летописи), Башкирии (Башкирское шежере).

Напишите отзыв о статье "Летопись"

Литература

  • Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. 1-31, СПБ. М. - Л., 1841-1968.
  • Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. - М. - Л., 1938.
  • Насонов А. Н. История русского летописания XI - нач. XVIII вв. - М., 1969.
  • Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение, М. - Л., 1947.
  • Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1. М., 1955.
  • Поппэ А. //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 3 (33). С. 76-85.
  • Конявская Е. Л. Проблема авторского самосознания в летописи // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2000. № 2. С. 65-75.
  • Киянова О. Н. Поздние летописи в истории русского литературного языка: конец XVI - начало XVIII веков / Рецензенты: М. Л. Ремнёва , А. А. Буров . - СПб. : Алетейя, 2010. - 320 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-91419-382-6 . (в пер.)

Источники

  • Бестужев-Рюмин К. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Летопись

Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.
– Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал.
– Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна.
– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что…

Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его.
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.
– Да, вот как странно судьба свела нас! – сказал он, прерывая молчание и указывая на Наташу. – Она все ходит за мной.
Княжна Марья слушала и не понимала того, что он говорил. Он, чуткий, нежный князь Андрей, как мог он говорить это при той, которую он любил и которая его любила! Ежели бы он думал жить, то не таким холодно оскорбительным тоном он сказал бы это. Ежели бы он не знал, что умрет, то как же ему не жалко было ее, как он мог при ней говорить это! Одно объяснение только могло быть этому, это то, что ему было все равно, и все равно оттого, что что то другое, важнейшее, было открыто ему.

  • Ле́топись (или летописа́ние) - исторический литературный жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.

    Русские летописи сохранились в большом количестве так называемых списков XIV-XVIII веков. Под списком подразумевается «переписывание» («списание») с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на изводы (редакции). Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные), Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные).

    Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи - это сборники, и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым, ныне составляет общее мнение. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) ещё более подтверждают это мнение.

    Наиболее древние русские летописи - монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, судя по приписке − 1377 г.), и Ипатьевская XIV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась); но в основе их более древний свод начала XII века. Свод этот, известный под именем «Повести временных лет» является первой Киевской летописью.

    Летописи велись во многих городах. Новгородские (харатейный синодальный список XIV века, Софийский) отличаются сжатостью слога. Псковские - живо изображают общественную жизнь, южнорусские - литературные, местами поэтичны. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории (Воскресенская и Никоновская Летопись). Так называемая «царственная книга» касается правления Ивана Грозного. Затем Летописи получают официальный характер и понемногу обращаются частью в разрядные книги, частью в «Сказания» и записки отдельных лиц.

    В XVII столетии появились и получили широкое распространение частные летописи. Среди создателей таких летописей можно назвать земского дьячка Благовещенского погоста (р. Вага) Аверкия.

    Существовали и литовские (белорусские) летописи, летописи Молдавского княжества. Казацкие летописи касаются, главным образом, эпохи Богдана Хмельницкого. Летописание велось также в Сибири (Бурятские летописи, Сибирские летописи), Башкирии (Башкирское шежере).

Загрузка...
Top