Поселок шумеров река каналы растительность. Презентация "древнее двуречье". Письмена на глиняных табличках

Знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. О том, что способ­ствовало созданию великих держав - Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля). 2. О достижениях культуры древних на­родов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит, Библия).

1. Страна двух рек. Она лежит между двумя больши­ми реками - Евфратом и Тигром. Отсюда и её назва­ние - Двуречье или Междуречье.

Почвы в Южном Двуречье удивитель­но плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тё­плой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения по­лей и садов рыли каналы. Государства воз­никли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад.

2. Города из глиняных кирпичей. Древ­ним народом, создавшим первые государ­ства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города - центры неболь­ших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители пла­вали между ними на судёнышках, сплетён­ных из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми круп­ными были Ур и Урук.

В Южном Двуречье нет ни гор, ни ле­сов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жи-

лые дома - всё здесь сооружали из боль­ших глиняных кирпичей. Дерево было до­рого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

Топлива в Двуречье было мало, и кир­пичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную го­родскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

3. Башни от земли до неба. Над при­земистыми городскими постройками воз­вышалась ступенчатая башня, уступы ко­торой поднимались к небу. Так выглядел храм бога - покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в дру­гом - бог Луны Сан. Все почитали бога воды Эа - ведь он питает влагой поля, да­рит людям хлеб и жизнь. К богине плодо­родия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

Только жрецам было позволено подни­маться на вершину башни - в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих баш­нях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они со­ставляли календарь, вычисляя сроки лун­ных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

Учёные-жрецы занимались и математи­кой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуре­чья мы делим час на 60 минут, а окруж­ность - на 360 градусов.

Богиня Иштар. Древняя статуя.

4. Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, ар-

хеологи находят таблички, покрытые знач­ками в виде клинышков. Значки эти вы­давлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные та­блички обычно обжигали в печи.

Клинообразные значки - это особое письмо Двуречья, клинопись.

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое сло­во, например: звезда, нога, плуг. Но мно­гие знаки, выражающие короткие одно­сложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» - как в наших ребусах.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Егип­те. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, за­коны царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам.


Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыно­вьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» - он следил за дисци­плиной.

Школа в Двуре­чье. Рисунок на­шего времени.

Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? 2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём разли­чия? 3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни? 4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

Опишите рисунки нашего времени: 1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) - по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для ско­та; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка. 2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) - по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

Подумайте. Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в за­вещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами - отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили.

Загадочный язык

Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.

На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи).
Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников.

Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу.

Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.

Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.

Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными.

Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре.
На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие.

Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.

В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.

На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские боги

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой.

Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.

Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков. Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.

Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили. Загадочный язык Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык. На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи). Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день.

Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации. После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников. Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу. Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище. Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность. По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп


Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота. Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными. Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре. На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи. Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие. Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы. В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины. Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы. На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские Боги


В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены. Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой. Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню! Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись


Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией. Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись. Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма. Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков.

Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов. Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

«Реки Евразии» - Река Янцзы. Самая многоводная река Российской Федерации. Внутренние воды Евразии. Начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море, образуя дельту. Онежское озеро. Ладожское озеро. Площадь – 17,7 тыс. кв. км, с островами 18,1 тыс. кв. км. Ганг. Ганг (Ганга) - река в Индии и Бангладеш. Начало на Валдайской возвышенности, впадает в Днепровский лиман Черного моря.

«География реки» - Определите по карте, в какие моря впадают реки Обь и Енисей? Что такое река? Определите по карте. Куда впадают реки: Волга, Лена? Речная система. Проверим себя. ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКАЯ РЕКА БЕРЕТ НАЧАЛО В ТОЧКЕ С КООРДИНАТАМИ 57?с.Ш.33?в.Д. Отгадай загадку. Подписать названия рек на контурной карте. Букву «е» на «у» смени- Стану спутником Земли.

«Канал Успех» - Как решать нерешаемое. Проставляются оценки по нескольким параметрам. 35-минутное собеседование рекрутера с реальным кандидатом на реальную вакансию. В финале рекрутер и эксперты выносят свой вердикт, подходит ли кандидат на должность. Кадры решают. Распространение канала. Новые программы телеканала в 2011 году.

«Реки 6 класс» - Где реки похожи на барсов И прыгают с белых вершин. Реки - основная часть вод суши равнинные горные. Воды суши Урок обобщения и повторения 6 класс. Л.Н. Толстой. Туман лежит на кручах, Недвижен и глубок. М.Ю. Лермонтов. Р. Гамзатов Дон идёт вразвалку, мирным тихим разливом. М.А. Шолохов Река раскинулась, течёт, грустит лениво И моет берега.

«География 6 класс реки» - Реки. Реки в произведениях поэтов. Амазонка с Мараньоном(Юж. Части реки. Обь с Иртышом (Азия) 5451 км 6. Хуанхэ(Азия) 4845 км 7. Миссури (Сев. Янцзы(Азия) 5800 км. Крупнейшие реки мира. Волга (Европа) 3531 км. Нил с Кагерой (Африка) 6671 км. «О, Волга!.. Миссисипи с Миссури(Сев. Америка) 6420 км. Америка) 4740 км. 8. Меконг (Азия) 4500 км. 9. Амур с Аргунью (Азия) 4440 км. 10.

«Река в Казахстане» - Древнее название Я?ик (от каз. Аральское море. Экологическая обстановка в бассейне Урала продолжает оставаться напряженной. Существуют несколько причин подобного беспокойства. 2003. До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире. По территории Казахстана озёра расположены неравномерно.

Древнее Двуречье

План урока

1. Страна двух рек .

2. Города из глиняных кирпичей .

3. Башни от земли до неба .

4. Письмена на глиняных табличках .

Дунаева Л. Н.

Старогольская средняя школа

Новодеревеньковского района

Орловской области


Она лежит между двумя большими реками - Евфратом и Тигром.

Отсюда и её название - Двуречье или Междуречье.

1. Страна двух рек.

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.

Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»?

Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?

Ответ на первом форзаце учебника


1. Страна двух рек.

Заполните таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1, 2 § 13)

Линии сравнения

Линии сравнения

Линии сравнения

Двуречье

Природные условия

Природные условия

Двуречье

Двуречье

Природные условия

Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; болотистые пространства; отсутствие лесов

Египет

Египет

Организация системы орошения

Организация системы орошения

Египет

Организация системы орошения

Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб; использование водоподъемных машин и насосов

Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположенные вдоль реки

Строительство каналов, использование шадуфов для подъема воды


Опишите рисунок нашего времени (с. 66)

по плану

«Поселок шумеров»

1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колесная повозка.


3. Башни от земли до неба.

Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога - покровителя города .

Могучие горы полны сиянием твоим, твой свет наполняет все страны. Ты могуч над горами, созерцаешь землю, витаешь на краях земли, среди неба. Ты властвуешь над жителями всей вселенной... Ты сокрушаешь рог того, кто замышляет злое; неправедного судью ты заключаешь в темницу, ты казнишь того, кто берет взятки; к тому, кто не берет мзды и заботится об угнетенном, Шамаш милостив, и дни его продолжены... О Шамаш, к тебе прибегает путник, полный страха, странствующий купец, юный торговец, носитель кошелька с золотом. О Шамаш, тебе молится рыбак с сетью, охотник, мясник, погонщик скота

Шамаш - бог Солнца

Син - бог Луны .

Эа - бог воды Иштар - богиня плодородия и любви


2. Города из глиняных кирпичей.

1. Я родился в злосчастный день!

2. Брось тебя в воду - вода протухнет. Пусти тебя в сад - все плоды сгниют.

3. Дружба длится день, родство длится вечно.

4. Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот.

5. Ты идешь завоевывать землю врага, враг приходит, завоевывает твою землю.

6. Бедняк занимает - себе забот наживает!

7. Хорошо одетому всегда рады.

8. Он еще не поймал лисицу, а уж делает для нее колодку.

9. Увернулся от дикого быка - натолкнулся на дикую корову.

Познакомимся с документами на с. 69-70.

Найдите в тексте документа предложения, которые служили бы подписями к иллюстрациям.

Почему в Двуречье возник миф о потопе?


4. Письмена на глиняных табличках

Клинопись - это особое письмо Двуречья.

НАДПИСЬ

НА ГЛИНЯНОЙ

ТАБЛИЧКЕ,

СДЕЛАННАЯ

УЧЕНИКОМ

В ШУМЕРСКОЙ

ШКОЛЕ

В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце мое бешено заколотилось.

Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку, Он был ею недоволен и ударил меня.

Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком.

Когда учитель проверял порядок в доме табличек,

Человек с тростниковой палкой сделал мне замечание:

«На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!»

И ударил меня. Отец дома табличек

положил передо мной исписанную табличку; Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!» Я взял свою табличку в руки, Писал на ней, Но было на табличке и то, чего я не понимал, Чего не смог прочесть. Тогда надзиратель сделал мне замечание: «Почему ты разговаривал без разрешения?»

И ударил меня; Смотритель сказал:

«Почему ты кланялся без разрешения?» - и ударил меня;

Человек, следящий за порядком, сказал: «Почему ты встал без разрешения?» - и ударил меня; Привратник сказал: «Почему ты ушел без разрешения?»

И ударил меня; Человек с палкой сказал:

«Почему ты протягивал руку без разрешения?» - и ударил меня... Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел.

  • Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями?

4. Письмена на

глиняных табличках

Опишите рисунок нашего времени по плану

«Школа в Двуречье»

  • ученики;

2) учитель;

3) работник, разминающий глину


Закрепление знаний и способов действий

  • Выполните тестирование (вариант 1, 2).
  • Работа по карточкам 1, 2.

Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?



Информация

о домашнем

задании

  • Изучите § 23. Ответьте на вопросы 1-4 устно.
  • Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями.
  • Можете прислать фото (рисунок) о Двуречье.
  • Выполните задания 46, 48, 56 в рабочей тетради
Загрузка...
Top