ЛИТАНИЯ СВЯТОЙ МОНИКЕ
Иисус, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святый, Боже, помилуй нас.
Святая Троица, единый Боже, помилуй нас.
Святая Мария, молись о нас.
Святая Мария, без греха зачавшая, молись о нас.
Святой Иосиф, Святого Семейства глава, молись о нас.
Святая Моника, прообраз вдовы благоговеющей, молись о нас.
Святая Моника, мать Святого Августина, молись о нас.
Святая Моника, воистину неутомимая в молитвах о его обращении, молись о нас.
Святая Моника, защита сына своего отпавшего, молись о нас.
Святая Моника, удостоенная того, что ее слезы о сыне не были напрасными, молись о нас.
Святая Моника, утешенная тем, что увидела обращение своего сына, молись о нас.
Святая Моника, что вместе с сыном сподобилась беседовать о Боге и вечной жизни, молись о нас.
Святая Моника, которая молитвами сыновними нашла покой в мире Божьем, молись о нас.
Святая Моника, никогда не обходящая заступничеством своим матерей, которые, как она сама, молятся и плачут, молись о нас.
Святая Моника, уже пришедшая на помощь многим матерям в их страхе сердечном, молись о нас.
Святая Моника, пошли отрокам силу против искушений мира сего, молись о нас.
Святая Моника, даруй милость чадам заблудшим, чтобы не были они глухи к наставлениям материнским и равнодушны к страданию матерей, молись о нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Господи.
Помолимся: О Боже, смилостивился Ты над слезами святой Моники и дал ей больше того, о чем она просила Тебя. Ты не только ниспослал благодать обращения сыну ее Августину, но и возвысил его до высот святости. Позволь нам, Отче милосерднейший, с великим доверием и смирением молить Тебя за детей наших, дабы узрели мы их спасение и сами сподобились святости. Об этом просим Тебя во имя Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.
Молитва ко св монике
Жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дети ублажают её, муж хвалит её.
Святая Моника, христианским женам пример, молись о нас.
Святая Моника, примером своим и молитвою содействовавшая обращению мужа своего, молись о нас.
Святая Моника, прообраз благоговеющей матери, молись о нас.
Святая Моника, заблуждения сына своего прегорько оплакавшая, молись о нас.
Святая Моника, защити невинность детей наших, молись о нас.
Святая Моника, поручи матерей христианских заботам Пресвятой Девы, Матери матерей, молись о нас.
из Литании Св. Монике
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
Братья: Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
Припев: Милости Господней вся земля полна.
Радуйтесь, праведные, о Господе: *
правым прилично славословить.
Славьте Господа на гуслях, *
пойте Ему на десятиструнной псалтири.
Ибо слово Господне право, *
и все дела Его верны.
Он любит правду и суд; *
милости Господней полна земля.
Господь разрушает советы язычников; *
уничтожает замыслы народов.
Совет же Господень стоит вовек; *
помышления сердца Его - в род и род.
Бодрствуйте на всякое время и молитесь, * да сподобитесь предстать пред Сына Человеческого.
+ Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу: Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых, и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идёт, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те, и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла; потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Господь Иисус, дай мне познать себя и познать Тебя и ни к чему иному не стремиться, как только к Тебе.
Дай мне отвратиться от себя, и полюбить Тебя, и все делать ради Тебя.
Дай мне смирить себя, и вознести Тебя, и ни о чем другом не помышлять, как только о Тебе.
Дай мне умертвить себя и ожить в Тебе, и все, что случится, принять от Тебя.
Дай мне уйти от себя и последовать Тебе, и всегда жаждать идти к Тебе.
Дай мне убежать от себя и поспешить к Тебе, чтобы заслужить мне покровительство Твое.
Дай мне устрашиться себя и убояться Тебя, чтобы быть среди избранных Твоих.
Дай мне не доверять себе, но уповать на Тебя, чтобы стать послушным Тебе.
Дай моему сердцу не стремиться ни к чему, кроме Тебя, и стану как нищий ради Тебя.
Взгляни на меня – и возлюблю Тебя.
Призови меня – и увижу Тебя.
И вечно возрадуюсь о Тебе. Аминь.
И у мудрых, и у неразумных дев были одинаковые светильники, так что изначально между ними разницы не было. Но разумные понимали, что надо пребывать в готовности, и сохранили необходимый запас.
Должно быть, услышав их отказ, неразумные девы сочли их жадными, и можно представить, как они могли отзываться о мудрых, оказавшись за воротами.
Тем не менее не станем применять к ним те нормы взаимоотношений, которые вполне допустимы в нашей повседневности, но не относятся к притче, раскрывающей, чего от нас хочет Господь. Ведь каждого из нас он любит лично и неповторимо, и если мы надеемся подсунуть Ему чужой огонь, а не тот, который мы разжигали и хранили в собственном сердце, то как это назвать?
Вот и оказались недостойными войти на пир те, чьи светильники не были наполнены любовью.
Святая праведная Моника, мать блаженного Августина
Святая праведная Моника, мать блаженного Августина
«Она плакала надо мной более, чем когда-либо матери плакали над могилами детей» (Блаженный Августин, «Исповедь»).
Родилась в 332 году в Тагасте от христианских родителей, по национальности скорее всего бывших олатинившимися берберами. Мало известно о ее молодости, почти все дошедшие до нас сведения о ней содержаться в 9 книге «Исповеди» ее знаменитого сына, блаженного Августина.
Она вступила в супружество с язычником Патрикием, вспыльчивым и ведшим безнравственную жизнь. Поначалу свекровь невзлюбила ее, но Моника своей кротостью примирила ее с собой. В отличии от многих жен своего времени, Моника не подвергалась побоям мужа. По её словам, он никогда не поднимал на нее руки благодаря тому что она всегда удерживала свой язык, обузывая уста свои в его присутствии (Пс. 38, 1).
У четы было три ребенка - будущий Августин Блаженный, Навигий и Перпетуя. Моника очень печалилась из-за того что Патрикий не позволял крестить их. Большим страданием для нее была и жизнь молодого Августина, который жил в Карфагене и прижил незаконнорожденного сына от внебрачной связи. Ее непрестанные молитвы и слезы о сыне обратили ко Христу ее мужа под конец его жизни.
Когда Августин подпал под влияния манихейцев, Моника ужаснулась и старалась обратить его от ошибочного пути. Во сне ей было сказано проявить терпение и кротость к сыну. Августин пребывал в заблуждении девять лет, но мать не отошла от него и усердно молилась о его вразумлении. Однажды она пыталась получить помощь у православного епископа, ранее также бывшего манихейцем, но тот отказался вступать в богословский спор с Августином, а ее утешил, сказав: «Иди своим путем и да благословит тебя Бог, ибо не возможно чтобы сын этих слез был бы потерян.»
Когда Августин отправился в Рим в 383 году, а потом в Медиолан (Милан), мать следовала за ним. Святитель Амвросий Медиоланский, оказавший глубокое влияния на Августина, проникся большим уважением к праведной Монике.
После крещения Августина Моника вместе с ним отправилась в Африку, но на пути скончалась в 387 году в Остии. Здесь она была погребена.
«Перед самым днем разрешения своего, – пишет блаженный Августин, – она думала не о пышных похоронах, не домогалась, чтобы ее положили в благовония или воздвигли особый памятник, не заботилась о погребении на родине. Таких поручений она нам не оставила, а хотела только поминания у алтаря Твоего, которому служила, не пропуская ни одного дня, ибо знала, что там подается Святая Жертва, которой “уничтожено рукописание, бывшее против нас” и одержана победа над врагом…
Итак, на девятый день болезни своей, на пятьдесят шестом году жизни своей и на тридцать третьем моей, эта верующая и благочестивая душа разрешилась от тела … для нее смерть не была горька, да вообще для нее и не было смерти. Об этом непреложно свидетельствовали и ее нравы и “вера нелицемерная”…
Отрадно было вспомнить, – по словам Августина, – что в этой последней болезни, ласково благодаря меня за мои услуги, называла она меня добрым сыном и с большой любовью вспоминала, что никогда не слышала она от меня брошенного ей грубого или оскорбительного слова. А разве, Боже мой, Творец наш, разве можно сравнивать мое почтение к ней с ее служением мне? Лишился я в ней великой утешительницы, ранена была душа моя, и словно разодрана жизнь, ставшая единой; ее жизнь и моя слились ведь в одно».
И из уст блаженного Августина излилась такая молитва о своей святой матери:
«Да пребудет она в мире со своим мужем, до которого и после которого ни за кем не была замужем, которому служила “принося плод в терпении”, чтобы приобрести его Тебе. И внуши, Господи Боже мой, внуши рабам Твоим, братьям моим, сынам Твоим, господам моим, которым служу словом, сердцем и письмом, чтобы всякий раз, читая это, поминали они у алтаря Твоего Монику, слугу Твою, вместе с Патрикием, некогда супругом ее, через плоть которых ввел Ты меня в эту жизнь, а как, я не знаю. Пусть с любовью помянут они их, родителей моих, на этом преходящем свете, и моих братьев в Тебе, Отец, пребывающих в Православной Церкви, моих сограждан в Вечном Иерусалиме, о котором вздыхает в странствии своем, с начала его и до окончания, народ Твой. И пусть молитвами многих полнее будет исполнена последняя ее просьба ко мне, –через мою исповедь, а не только через одни мои молитвы».
В VI веке её мощи былы перенесены в крипту храма в Остии, а в 1430 году - в Рим, где покоятся с тех пор.
В святой праведной Монике видят образец матери-христианки, и почитают ее как покровительницу одиноких матерей и родителей-христиан, чьи дети впали в различные заблуждения .
Святая праведная Моника, моли Бога о нас!
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Паломничество в Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль. Окт-2017
Православный Церковный календарь
Календарь на год
О календаре
Богослужения
Библейские чтения
Календарь
Дни особого поминовения усопших 2017
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Жизнеописание праведной Моники, матери блаженного Августина
Слово в день памяти праведной Моники Тагастинской (4/17 мая)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Впрочем, будучи истинной берберкой, няня порой впадала и в крайности. Стремясь, например, сызмальства приучить девочек к умеренности и терпению, няня не позволяла им в течение дня пить воду, за исключением времени обеда.
В своей знаменитой «Исповеди» блаженный Августин вспоминал об этом так: «за старательное воспитание свое … (праведная Моника) не столь хвалила мать свою, сколь некую престарелую служанку, которая носила еще отца ее на спине, как обычно носят малышей девочки постарше. За это, за ее старость и чистые нравы пользовалась она в христианском доме почетом от хозяев. Потому и поручена ей была забота о хозяйских дочерях, и она старательно несла ее. Полная святой строгости и неумолимая в наказаниях, когда они требовались, была она в наставлениях разумна и рассудительна. Она, например, разрешала девочкам, даже невзирая на жгучую жажду, пить воду только во время очень умеренного обеда за родительским столом. Она остерегала их от худой привычки разумным словом: “Сейчас вы пьете воду, потому что не распоряжаетесь вином, а когда в мужнем доме станете хозяйками погребов и кладовок, вода вам может опротиветь, а привычка к питью останется в силе”.
Разве что-нибудь может одолеть тайную болезнь нашу, если Ты, Господи, не бодрствуешь над нами со Своим врачеванием? Нет отца, матери и воспитателей, но присутствуешь Ты, Который нас создал. Который зовешь нас. Который даже через. людей делаешь доброе, чтобы спасти душу. Что же сделал Ты тогда, Боже мой?
Чем стал лечить? Чем исцелил?
Не извлек ли Ты грубое и острое бранное слово из чужих уст, как врачебный нож, вынутый из неведомых запасов Твоих, и не отрезал ли одним ударом все гнилое?
Служанка, ходившая обычно вместе с ней за вином, споря, как это бывает, с младшей хозяйкой с глазу на глаз, упрекнула ее в этом проступке и с едкой издевкой назвала “горькой пьяницей”. Уязвленная этим уколом, она оглянулась на свою скверну, тотчас же осудила ее и от нее избавилась.
Ты, однако, воздаешь им не за то, что делаешь через них, а за их намерения.
Она, рассердившись, хотела не излечить младшую хозяйку, а вывести ее из себя – тайком, потому ли, что так уже подошло и с местом и со временем ссоры, или потому, что сама она боялась попасть в беду за поздний донос. Ты же, Господи, правящий всем, что есть на небесах и на земле, обращающий вспять для целей Своих водные пучины и подчиняющий Себе буйный поток времени. Ты безумием одной души исцелил другую. Если кто словом своим исправил того, кого он хотел исправить, пусть он, после моего рассказа, не приписывает этого исправления своим силам».
Чаще всего подобное воспитание приводит к обратному результату: дети, стремясь вырваться из прокрустова ложа чрезмерно суровых правил, впадают в куда более опасные и страшные грехи, чем, допустим, съесть рыбки в Великий пост или – чуть меньше потрудиться на огороде…
История из жизни праведной Моники, пусть и с хорошим концом, свидетельствует нам о том же…
И именно мы дадим Ему ответ за своих детей.
Будем же следовать царским путем, не впадая в опасные крайности, как бы благочестиво эти крайности ни выглядели!
И вновь – какой в этом страшный пример для современных родителей и духовников!
Впрочем, даже самые страшные наши ошибки Господь волен обратить ко благу, если мы все-таки будем стараться исправить их.
Позже, под влиянием своей супруги, Патриций примет Святое Крещение, жизнь семьи станет иной. Но на это потребуется много лет, будет преодолено много страданий.
Судьба большинства замужних берберок, как правило, достаточно тяжела. И Моника не надеялась стать исключением, готовясь именно к нелегкой и не особенно счастливой жизни. Однако было одно немаловажное различие между ней и другими женщинами: в отличие от большинства, Моника, хотя и предвидела будущие трудности брака, все-таки искренне желала преодолевать их. Преодолевать не путем максимального отстранения от мужа, но путем воспитания в себе любви к нему, пусть и навязанному родителями, пусть и язычнику… Ведь и в язычнике живет образ Божий, нужно лишь уметь увидеть его.
Жизнь Моники – напротив, пример того, как любовь одного из супругов оказалась способной спасти и преобразить даже самый неудачный как будто бы брак.
По мере своих сил Моника старалась поддерживать мужа, помогая ему во всех его добрых начинаниях. Она создала в доме атмосферу уюта и покоя, чтобы Патриций, придя со службы, мог по-настоящему отдохнуть.
Зная вспыльчивый характер супруга, Моника в минуты его гнева не противоречила ему ни делом, ни даже словом; видя же, что муж отбушевал и успокоился, она спокойно объясняла ему его ошибку. Часто после такого разговора Патриций сам признавал, что кипятился напрасно. К тому же, несмотря на необузданный нрав, Патриций не только ни разу не ударил жену – что вообще-то было в обычае у берберов – но никогда по-настоящему даже и не поссорился с ней.
Праведница же, в ответ на расспросы и жалобы на мужей, как бы шутя, обвиняла не мужей, но их самих за их же собственный, например, несдержанный язык. А совет обычно давала всего лишь один: с той минуты, как зачитывался брачный контракт, жены должны были почитать его документом, превращающим их в верных помощниц, а по сути, – в служанок своих мужей. Отныне, памятуя о своем положении, они уже не должны были заноситься перед своими мужьями. В том варварском обществе, в котором тогда жили, подобное непривычное поведение, пожалуй, действительно было, единственной возможностью сохранить мир и, хотя бы отчасти, наставить мужа на праведный путь.
К несчастью, не только из-за вспыльчивости мужа приходилось Монике терпеть огорчения: следуя языческим нравам того времени, Патриций не раз открыто изменял супруге. Конечно, Моника тоже могла бы устроить скандал, но она понимала, что этим ничего не исправит, а только опять испортит отношения с мужем и окончательно закроет путь к его исправлению. Поэтому Моника, пряча слезы и боль, продолжала вести себя по отношению к неверному мужу спокойно и ровно – вновь и вновь горячо молясь Господу о том, чтобы Он обратил Патриция к Себе и наставил его на путь целомудрия.
Святую Монику не могло не тяготить то, что Патриций, будучи язычником, губил свою душу всевозможными страстями и поклонением ложным божествам. Она не могла напрямую поучать его – это вызвало бы только раздражение, – но усердно молилась Богу за супруга, прося обратить его к Истине. Сама же старалась вести себя, как подобает христианке, собственной жизнью являть истинность Христова учения, следуя все тем же советам святых первоверховных апостолов Петра и Павла:
Патриций искренне уверовал во Христа и принял Святое Крещение.
«Наконец, – пишет блаженный Августин, – приобрела она Тебе своего мужа на последок дней его; от него, христианина, она уже не плакала над тем, что терпела от него, нехристианина. Была она слугой служителей Твоих. Кто из них знал ее, те восхваляли, чтили и любили в ней Тебя, ибо чувствовали присутствие Твое в сердце ее: о нем свидетельствовала ее святая жизнь. “Она была женой одного мужа, воздавала родителям своим, благочестиво вела дом свой, усердна была к добрым делам”. Она воспитывала сыновей своих, мучаясь, как при родах, всякий раз, когда видела, что они сбиваются с Твоего пути».
Христианство полностью изменило всю жизнь Патриция. Он покаялся в прежних грехах, совершенно оставил блуд и старался умерять свой вспыльчивый нрав; от Патриция-христианина Монике больше не приходилось терпеть ничего из того, что она терпела от язычника. Для нее наступили, наконец, дни подлинного, ничем не омрачаемого супружеского счастья.
Правда, счастье это на земле было недолгим: вскоре после своего обращения и чудесной перемены Патриций заболел и скончался. Но Моника знала, что теперь, когда брак их стал подлинно христианским, даже смерть не сможет их разлучить – она продолжала молиться за своего покойного супруга, живя памятью о нем, не помышляя о повторном браке.
«Нашептывания дурных служанок, – вспоминал блаженный Августин, –сначала восстановили против нее свекровь, но мать моя услужливостью, неизменным терпением и кротостью одержала над ней такую победу, что та сама пожаловалась сыну на сплетни служанок, нарушавших в доме мир между ней и невесткой, и потребовала для них наказания. После того, как он, слушаясь матери, заботясь о порядке среди рабов и о согласии в семье, высек выданных по усмотрению выдавшей, она пригрозила, что на такую же награду от нее должна рассчитывать каждая, если, думая угодить, станет ей наговаривать на невестку. Никто уже не осмеливался, и они зажили в достопамятном сладостном дружелюбии.
“Господи, милующий меня!” Ты послал этой доброй служанке Твоей, в o чреве которой создал меня, еще один великий дар. Где только не ладили между собой и ссорились, там она появлялась, где могла, умиротворительницей. Она выслушивала от обеих сторон взаимные, многочисленные и горькие, попреки, какие обычно изрыгает душа, раздувшаяся и взбаламученная ссорой. И когда присутствующей приятельницей изливалась вся кислота непереваренной злости на отсутствующую неприятельницу, то мать моя сообщала каждой только то, что содействовало примирению обеих. Я счел бы это доброе качество незначительным, если бы не знал, по горькому опыту, что бесчисленное множество людей (тут действует какая-то страшная, широко разлившаяся греховная зараза) не только передает разгневанным врагам слова их разгневанных врагов, но еще добавляет к ним то, что и не было сказано. А ведь следовало бы человеку человечному не то что возбуждать и разжигать злыми словами человеческую вражду, а, наоборот, стремиться угасить ее словами добрыми. Такова была мать моя; Ты поучал ее в сокровенной школе ее сердца».
Но не только от мужа или же от служанок приходилось терпеть скорби святой Монике. Даже и юный Августин немало причинил душевных страданий своей благочестивой матери.
Отец очень хотел, чтобы Августин стал важным человеком – ритором и адвокатом, поэтому Августин получил прекрасное образование. Однако поначалу он тоже не был крещен и, судя по всему, христианское воспитание матери не столь глубоко еще проникло в его сердце. Со всем жаром юности Августин отдавался удовольствиям молодости: языческим театрам, циркам, женщинам. От одной из них, неблагородного происхождения, в 372 году у него вне брака даже родился сын по имени Адеодат («Данный от Бога»). Кроме того, вдруг перейдя в другую крайность, Августин почти десять лет разделял еретическое учение манихеев, отрицавших плоть, сотворенную, по их мнению, сатаной, и даже «обратил» в эту ересь нескольких друзей. Как, должно быть, обливалось кровью сердце Моники, когда она узнала об этом, –тяжело ей было видеть сына блудником, но еще тяжелее – еретиком!
Его дорога к Богу была долгой и тяжкой.
А ведь помимо Августина в семье было и еще несколько детей: его брат Навигий и сестра, имя которой нам неизвестно. Впрочем, став взрослыми и самостоятельными они приняли Святое Крещение. Дочь, так же, как мать, достаточно рано овдовела и, не желая второго брака, приняла монашество, просияв многими подвигами.
Удивительно, но не только о сыновьях и о дочери заботилась она, но и об их друзьях. «О всех нас, живших до успения ее в дружеском союзе и получивших благодать Твоего Крещения, она заботилась так, словно все мы были ее детьми, и служила нам так, словно были мы ее родителями». Кроме того, «она была милосердна и от сердца прощала “долги должникам своим”», –вспоминал блаженный Августин.
А ведь, как это отличается от отношения многих нынешних матерей к беде, случившейся с их детьми. Даже тех, кто считает себя воцерковленными христианками. Даже тех, кто ясно видит, что их чадо все глубже погрязает в грехе. Не большинство ли из них довольствуется всего лишь произнесением равнодушных и страшных слов:
«Что же тут такого? Сейчас все так живут, молодежи без этого нельзя… Был бы только здоров да успешен!».
Какое страшное, гибельное ослепление! Как можно земной успех, здоровье тела ставить выше здоровья и спасения бессмертной души? Это слова не христианина, но самого злостного язычника.
Между тем, дни и ночи напролет проводила в слезных молитвах об Августине, сыне своем, святая Моника.
«И Ты простер руку Твою, – пишет блаженный Августин, – с высоты и “извлек душу мою” из этого глубокого мрака, когда мать моя, верная Твоя служанка, оплакивала меня перед Тобою больше, чем оплакивают матери умерших детей. Она видела мою смерть в силу своей веры и того духа, которым обладала от Тебя, – и Ты услышал ее, Господи. Ты услышал ее и не презрел слез, потоками орошавших землю в каждом месте, где она молилась; Ты услышал ее. Откуда, в самом деле, был тот сон, которым Ты утешил ее настолько, что она согласилась жить со мною в одном доме и сидеть за одним столом? В этом ведь было мне отказано из отвращения и ненависти к моему кощунственному заблуждению.
Ей приснилось, что она стоит на какой-то деревянной доске и к ней подходит сияющий юноша, весело ей улыбаясь; она же в печали и сокрушена печалью. Он спрашивает ее о причинах ее горести и ежедневных слез, причем с таким видом, будто хочет не разузнать об этом, а наставить ее. Она отвечает, что скорбит над моей гибелью; он же велел ей успокоиться и посоветовал внимательно посмотреть: она увидит, что я буду там же, где и она. Она посмотрела и увидела, что я стою рядом с нею на той же самой доске.
Разве Ты не преклонил слуха Своего к сердцу ее? О Ты, благий и всемогущий, Который заботишься о каждом из нас так, словно он является единственным предметом Твоей заботы, и обо всех так, как о каждом.
Прошло еще десять лет, в течение которых я валялся в этой грязной бездне и во мраке лжи; часто пытался я встать и разбивался еще сильнее, а между тем эта чистая вдова, благочестивая и скромная, такая, каких Ты любишь, ободренная надеждой, но неумолчная в своем плаче и стенаниях, продолжала в часы всех своих молитв горевать обо мне перед Тобой, Господи, “и пришли пред лицо Твое молитвы ее”, хотя Ты и допустил еще, чтобы меня кружило и закружило в этой мгле».
Так вот, пусть же святая Моника станет образцом поведения для тех матерей, что попали в подобные жизненные обстоятельства. Пусть они так же, своею слезной молитвой за своих чад, испрашивают у Бога облегчения сыновней участи в непреложной надежде на то, что их сыновья окажутся вне беды.
Но это возможно лишь при условии, что сама мать твердо пребывает в Церкви и ведет христианскую жизнь по заповедям Господним.
Между тем, дал уже Бог Августину и некое Свое извещение. Сделал же Он это «…через … одного епископа, вскормленного Церковью и начитанного в книгах (…). Когда мать моя упрашивала его удостоить меня своей беседы, опровергнуть мои заблуждения, отучить от зла и научить добру (он поступал так с людьми, которых находил достойными), то он отказался, что было, насколько я сообразил впоследствии, конечно, разумно. Он ответил, что я заупрямлюсь, потому что ересь для меня внове, я горжусь ею и уже смутил многих неопытных людей некоторыми пустячными вопросами, как она сама ему рассказала. “Оставь его там и только молись за него Богу: он сам, читая, откроет, какое это заблуждение и какое великое нечестие”. И он тут же рассказал, что его мать соблазнили манихеи, и она еще мальчиком отдала его им; что он не только прочел все их книги, но даже их переписывал и что ему открылось, безо всяких обсуждений и уговоров, как надо бежать от этой секты; он и бежал. Когда он рассказал об этом, мать моя все-таки не успокоилась и продолжала еще больше настаивать, моля и обливаясь слезами, чтобы он увиделся со мной и поговорил. Тогда он с некоторым раздражением и досадой сказал: “Ступай, как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын от таких слез не погибнет”.
В разговорах со мной она часто вспоминала, что приняла эти слова так, как будто они прозвучали ей с неба».
«Мать моя горько плакала о моем отъезде и провожала меня до самого моря. Она крепко ухватилась за меня, желая или вернуть обратно, или отправиться вместе со мной», – вспоминает Августин. Однако молодой ученый принял окончательное решение; взять же с собой мать он не мог, пока не устроиться на новом месте. Поэтому Августин обманул мать, сказав, что хочет лишь проводить отплывающего в Рим друга, и, взойдя на корабль, покинул Карфаген. Моника осталась на берегу, молясь и плача.
В это время в Италию прибыла и Моника, все-таки не пожелавшая разлучаться с сыном. Ей, несомненно, приятно было узнать, что сын отрекся от ереси, но печально видеть его все еще не православным христианином.
«От сообщения моего, что я уже не манихей, но и не православный христианин, она не преисполнилась радости будто от нечаянного известия: мое жалкое положение оставляло ее спокойной в этом отношении; она оплакивала меня, как умершего, но которого Ты должен воскресить; она представляла Тебе меня, как сына вдовы, лежавшего на смертном одре, которому Ты сказал: “Юноша, тебе говорю, встань” - и он ожил и “стал говорить, и Ты отдал его матери его”. Поэтому сердце ее не затрепетало в бурном восторге, когда она услышала, что уже в значительной части совершилось то, о чем она ежедневно со слезами молилась Тебе; истины я еще не нашел, но ото лжи уже ушел. Будучи уверена, что Ты, обещавший целиком исполнить ее молитвы, довершишь и остальное, она очень спокойно, с полной убежденностью ответила мне, что раньше, чем она уйдет из этой жизни, она увидит меня истинным христианином: она верит этому во Христе».
«Так говорил я и плакал в горьком сердечном сокрушении. И вот слышу я голос из соседнего дома, не знаю, будто мальчика или девочки, часто повторяющий нараспев: “Возьми, читай! Возьми, читай!”. Взволнованный, вернулся я на то место, где сидел Алипий; я оставил там, уходя, апостольские Послания. Я схватил их, открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся мне на глаза: “не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти”. Я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста сердце мое залили свет и покой; исчез мрак моих сомнений».
Увы, почти сразу же, в этом же году, как бы завершив окончательное свое великое дело, умирает и святая Моника.
«Уже навис день исхода ее из этой жизни; этот день знал Ты, мы о нем не ведали. Случилось – думаю, тайной Твоей заботой, – что мы с ней остались вдвоем; опершись на подоконник, смотрели мы из окна на внутренний садик того дома, где жили в Остии. Усталые от долгого путешествия, наконец в одиночестве, набирались мы сил для плавания. Мы сладостно беседовали вдвоем и, “забывая прошлое, устремлялись к тому, что перед нами”, спрашивали друг друга, пред лицом Истины, – а это Ты, – какова будущая вечная жизнь святых, – “не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку” – но устами сердца жаждали мы приникнуть к струям Твоего Небесного источника, “Источника жизни, который у Тебя”, чтобы, обрызганные его водой, в меру нашего постижения, могли бы как-нибудь обнять мыслью ее величие. Когда в беседе нашей пришли мы к тому, что любое удовольствие, доставляемое телесными чувствами, осиянное любым земным светом, не достойно не только сравнения с радостями той жизни, но даже упоминания рядом с ними, то, возносясь к Нему Самому сердцем, все более разгоравшимся, мы перебрали одно за другим все создания Его и дошли до самого неба, откуда светят на землю солнце, луна и звезды. И, войдя в себя, думая и говоря о творениях Твоих и удивляясь им, пришли мы к душе нашей и вышли из нее, чтобы достичь страны неиссякаемой полноты, где Ты вечно питаешь Израиля пищей истины, где жизнь есть та мудрость, через Которую возникло все, что есть, что было и что будет. Сама она не возникает, а остается такой, какова есть, какой была и какой всегда будет. Вернее: для нее нет “была” и “будет”, а только одно “есть”, ибо она вечна, вечность же не знает “было” и “будет”… Ты знаешь, Господи, что в тот день, когда мы беседовали, ничтожен за этой беседой показался нам этот мир со всеми его наслаждениями, и мать оказала мне: “Сын! что до меня, то в этой жизни мне уже все не в сладость. Я не знаю, что мне здесь еще делать и зачем здесь быть; с мирскими надеждами у меня здесь покончено. Было только одно, почему я хотела еще задержаться в этой жизни: раньше чем умереть, увидеть тебя православным христианином. Господь одарил меня полнее: дал увидеть тебя Его рабом, презревшим земное счастье. Что мне здесь делать?”.
Не помню, что я ей ответил, но не прошло и пяти дней или немногим больше, как она слегла в лихорадке. Во время болезни она в какой-то день впала в обморочное состояние и потеряла на короткое время сознание. Мы прибежали, но она скоро пришла в себя, увидела меня и брата, стоявших тут же, и сказала, словно ища что-то: “Где я была?”. Затем, видя нашу глубокую скорбь, сказала: “Здесь похороните вы мать вашу”.
Брат мой что-то сказал, желая ей не такого горького конца; лучше бы ей умереть не в чужой земле, а на родине. Услышав это, она встревожилась от таких его мыслей, устремила на него недовольный взгляд и, переводя глаза на меня, сказала: “Посмотри, что он говорит!”, а затем обратилась к обоим: “Положите это тело, где придется; не беспокойтесь о нем; прошу об одном: поминайте меня у алтаря Господня, где бы вы ни оказались”».
Я не знал, когда по совершенной благости Твоей стало исчезать в ее сердце это пустое желание. Я радовался и удивлялся, видя такою свою мать, хотя, правда, и в той нашей беседе у окошка, когда она сказала: “Что мне здесь делать?”, не видно было, чтобы она желала умереть на родине. После уже я услышал, что, когда мы были в Остии, она однажды доверчиво, как мать, разговорилась с моими друзьями о презрении к этой жизни и о благе смерти. Меня при этой беседе не было, они же пришли в изумление перед мужеством женщины (Ты ей дал его) и спросили, неужели ей не страшно оставить свое тело так далеко от родного города.
Подлинно, подлинно, искренне и право верующую в Бога душу Господь умудряет и сподобляет глубочайшей духовной переоценки своей предыдущей жизни. А высший смысл своей кончины видит в служении Богу в Его Церкви и в том, чтобы и по смерти не быть вне церковного поминовения об усопших в вере и надежде Воскресения и вечной жизни.
«Итак, на девятый день болезни своей, на пятьдесят шестом году жизни своей и на тридцать третьем моей, эта верующая и благочестивая душа разрешилась от тела … для нее смерть не была горька, да вообще для нее и не было смерти. Об этом непреложно свидетельствовали и ее нравы и “вера нелицемерная”».
«Отрадно было вспомнить, – по словам Августина, – что в этой последней болезни, ласково благодаря меня за мои услуги, называла она меня добрым сыном и с большой любовью вспоминала, что никогда не слышала она от меня брошенного ей грубого или оскорбительного слова. А разве, Боже мой, Творец наш, разве можно сравнивать мое почтение к ней с ее служением мне? Лишился я в ней великой утешительницы, ранена была душа моя, и словно разодрана жизнь, ставшая единой; ее жизнь и моя слились ведь в одно».
«Да пребудет она в мире со своим мужем, до которого и после которого ни за кем не была замужем, которому служила “принося плод в терпении”, чтобы приобрести его Тебе. И внуши, Господи Боже мой, внуши рабам Твоим, братьям моим, сынам Твоим, господам моим, которым служу словом, сердцем и письмом, чтобы всякий раз, читая это, поминали они у алтаря Твоего Монику, слугу Твою, вместе с Патрицием, некогда супругом ее, через плоть которых ввел Ты меня в эту жизнь, а как, я не знаю. Пусть с любовью помянут они их, родителей моих, на этом преходящем свете, и моих братьев в Тебе, Отец, пребывающих в Православной Церкви, моих сограждан в Вечном Иерусалиме, о котором вздыхает в странствии своем, с начала его и до окончания, народ Твой. И пусть молитвами многих полнее будет исполнена последняя ее просьба ко мне, –через мою исповедь, а не только через одни мои молитвы».
В лице святой Моники и ее детей, одним из которых был Августин Блаженный, мы видим пример особо живых отношений, сложившихся в семье. Отношений между матерью и ее детьми.
Помолимся же, братья и сестры, о том, чтобы такая нелицемерная вера молитвами святой Моники Тагастинской укоренилась в нас и послужила бы ко стяжанию спасительной вечной жизни для нас и сродников наших.
Случилось это в городе Остия в 387 году.
Случайный тест
Цитата дня
Неведущий Бога, какой бы он ни был мудрец, неблагоразумен.
Житие прп. Нила Столобенского
Этот день в истории
20 декабря 1699 года на русских землях указом первого российского императора Петра I введено новое летосчисление и установлено празднование Нового года 1 января вместо 1 сентября.
В 2009 году в городе Паттайя освящен Всехсвятский храм Русской Православной Церкви.
Моника из Тагасты
– мать крупнейшего христианского богослова и философа всех времен, занимающего исключительное место в череде западных Отцов Церкви, святого Августина Иппонского
. Сам Августин был уверен, что именно по молитвам матери произошло его собственное обращение ко Христу. Практически все сведения о св. Монике дошли до нас из духовной автобиографии св. Августина под названием «Исповедь»
.
Родилась Моника в 331 г. в Северной Африке (местом ее рождения мог быть Карфаген или Тагаста – ныне Сук-Ахрас на территории современного Алжира) в христианской семье, вероятно, принадлежавшей к народности берберов (это потомки древних ливийцев, проживавших к западу от Египта). В своей семье она была старшим ребенком.
Огромное влияние на ее воспитание имела старая служанка, державшая хозяйских детей в большой строгости. «За старательное воспитание свое … (праведная Моника) не столь хвалила мать свою, сколь некую престарелую служанку, которая носила еще отца ее на спине, как обычно носят малышей девочки постарше, — пишет св. Августин. — За это, за ее старость и чистые нравы, пользовалась она в христианском доме почетом от хозяев. Потому и поручена ей была забота о хозяйских дочерях, и она старательно несла ее. Полная святой строгости и неумолимая в наказаниях, когда они требовались, была она в наставлениях разумна и рассудительна. Она, например, разрешала девочкам, даже невзирая на жгучую жажду, пить воду только во время очень умеренного обеда за родительским столом. Она остерегала их от худой привычки разумным словом: “Сейчас вы пьете воду, потому что не распоряжаетесь вином, а когда в мужнем доме станете хозяйками погребов и кладовок, вода вам может опротиветь, а привычка к питью останется в силе”. Таким образом, разумно поучая и властно приказывая, обуздывала она жадность нежного возраста и даже жажду у девочек удерживала в границах умеренности: пусть не прельщает их то, что непристойно».
Тем не менее, в юности Моника таки пристрастилась к алкоголю, но когда одна из служанок обозвала ее «пьяницей», дала обет, что отныне будет пить только воду и придерживалась этого правила всю последующую жизнь.
По достижении брачного возраста родители выдали Монику замуж за некого Патриция – сравнительно богатого человека из города Тагасты, к тому же занимавшему в этом городе пост в правительственной администрации. Патриций был в сущности незлым человеком, но обладал взрывным характером. Будучи язычником, он совсем не интересовался религией, зато любил погулять с друзьями и постоянно изменял жене. Моника же, со своей стороны, преодолевала трудности брака не путем максимального отстранения от мужа, а путем последовательного воспитания в себе любви к нему. По мере своих сил она старалась поддерживать мужа, помогая ему во всех его добрых начинаниях. Она создала в доме атмосферу уюта и покоя, чтобы Патриций, придя со службы, мог по-настоящему отдохнуть.
Зная вспыльчивый характер супруга, Моника в минуты его гнева не противоречила ему ни в чем; видя же, что муж отбушевал и успокоился, она спокойно объясняла ему его ошибку. Часто после такого разговора Патриций сам признавал, что кипятился напрасно. К тому же, несмотря на необузданный нрав, Патриций не только ни разу не ударил жену – что вообще-то было в обычае того времени – но даже никогда по-настоящему с ней не поссорился.
Наблюдая подобные отношения в семье Моники, другие женщины не переставали удивляться и постоянно расспрашивали ее, – в чем здесь секрет? Ведь даже жены гораздо более спокойных и обходительных мужчин, чем Патриций, нередко носили на лице и теле следы побоев. Моника же, в ответ на расспросы товарок и их жалобы на мужей, как бы шутя, называла причиной всего плохого в семейной жизни несдержанный женский язык.
Была в семейной жизни Моники и еще одна проблема. Вот как пишет об этом св. Августин: «Нашептывания дурных служанок сначала восстановили против нее свекровь, но мать моя услужливостью, неизменным терпением и кротостью одержала над ней такую победу, что та сама пожаловалась сыну на сплетни служанок, нарушавших в доме мир между ней и невесткой, и потребовала для них наказания. После того, как он, слушаясь матери, заботясь о порядке среди рабов и о согласии в семье, высек выданных по усмотрению выдавшей, она пригрозила, что на такую же награду от нее должна рассчитывать каждая, если, думая угодить, станет ей наговаривать на невестку. Никто уже не осмеливался, и они зажили в достопамятном сладостном дружелюбии».
Постепенно Патриций стал интересоваться верой супруги. Он уверовал во Христа и незадолго до смерти принял Крещение. Моника, которой на момент смерти мужа было 40 лет, не стала вступать в новое замужество, а жила памятью и молитвой об усопшем супруге, с которым надеялась встретиться в будущей жизни.
В браке Моники и Патриция родилось трое детей: сыновья Августин (старший) и Навигий и дочка Перпетуя. Крещены они не были, поскольку в Церкви на севере Африки еще не сложился тогда обычай Крещения младенцев. Грудных детей лишь приносили в храм, где над ними совершалась церемония вступления в катехуменат: священник вручал им символическую крупицу соли и преподавал благословение.
Основные надежды отец связывал со своим первенцем, которому прочил большую государственную или ученую карьеру, а потому дал ему прекрасное образование. Августин и правда отличался большими способностями к учебе, но не забывал и о развлечениях юности. Уже в 15 лет он стал сожительствовать с женщиной низкого происхождения, от которой у него родился сын Адеодат.
Стремясь отвадить сына от избранного им образа жизни, Моника отправила его на учебу в Карфаген, однако там он вступил в секту манихеев, став одним из самых убежденных и пламенных ее адептов. Манихейское учение о том, что материальные поступки не имеют нравственной ценности, принесло утешение в беспокойную душу Августина. А для ревностной католички Моники отпадение ее сына в ересь стало страшнейшим ударом. С этого момента и вплоть до обращения Августина ко Христу всё время и все душевные силы Моники были отданы молитве за своего непутевого первенца.
К этому времени относится сон святой Моники, впоследствии описанный Августином: «Ей приснилось, что она стоит на какой-то деревянной доске и к ней подходит сияющий юноша, весело ей улыбаясь; она же в печали и сокрушена печалью. Он спрашивает ее о причинах ее горести и ежедневных слез, причем с таким видом, будто хочет не разузнать об этом, а наставить ее. Она отвечает, что скорбит над моей гибелью; он же велел ей успокоиться и посоветовал внимательно посмотреть: она увидит, что я буду там же, где и она. Она посмотрела и увидела, что я стою рядом с нею на той же самой доске».
Августин вспоминал, что его мать пролила «больше слёз, оплакивая мою духовную смерть, чем иные матери при телесной смерти сына». Моника продолжала молиться об обращении Августина на протяжении 17-ти лет. Чтобы подкрепить свои молитвы, она постилась, так что Святое Причастие бывало её единственной ежедневной пищей. Епископ Тагасты, имя которого не сохранилось, утешал её, говоря, что хоть её сын молод и упрям, настанет и для него время обращения, поскольку «сын стольких слёз не может погибнуть».
Между тем, Августину, которому исполнилось 29 лет, наскучил Карфаген, и он собрался ехать в Рим изучать риторику. Моника, опасаясь за него, собралась ехать с ним, но он, перехитрив мать, уехал один. В Риме, Августин, предварительно тяжело переболев, открыл свою школу, а Моника, обеспокоенная тоном его писем и дурной славой Рима как «колыбели пороков», продала остатки семейного имущества и отправилась к нему. Однако, когда она добралась до «вечного города», Августина там уже не было: он перебрался в Медиолан (Милан), где получил место наставника риторики.
По прибытии в Медиолан Августин нанёс визит вежливости местному епископу Амвросию (впоследствии причисленному к лику святых, одному из Святых Отцов и Учителей Церкви). Очень скоро Августин и Амвросий близко сошлись, и Августин стал каждое воскресенье приходить в церковь, чтобы послушать проповеди Амвросия. Именно здесь к 30-летнему Августину пришло полное разочарование в манихействе, которое он до тех пор исповедовал.
Когда в Медиолан приехала Моника, её первый визит тоже был к Амвросию, и они поняли друг друга с полуслова. Она стала верной ученицей святого епископа и «завоевала его сердце своею истинной праведностью, усердием в добрых начинаниях и преданностью вере. Часто, когда он видел его [Августина], он начинал славить её, поздравляя [сына] с такой матерью». И Августин уныло замечал: «Едва ли он знал, что за сын был у неё».
Моника часто обращалась к Амвросию за духовным руководством, особенно по практическим вопросам. Это он дал ей свой знаменитый совет о правилах благочестивого поведения: «Когда я здесь, я не пощусь по субботам, но пощусь в Риме; поступайте так же, и всегда соблюдайте традиции и порядки Церкви, какие приняты в том месте, где вы находитесь».
Моника и Августин стали вместе посещать богослужения и обсуждать после них проповеди епископа. Будучи уже немолодой женщиной, Моника сумела настолько глубоко усвоить философию и богословие, что смогла на равных беседовать со своим сыном, считавшимся профессиональным философом. В это время Моника стала проходить подготовку к принятию полного посвящения Богу в одном из женских монастырей Медиолана.
Августин подошел к последней черте, где до обращения осталось сделать буквально один шаг. И тут викарный епископ Симплициан рассказал ему об обращении философа-платоника Викторина, а Понтициан впервые поведал о подвигах пустынножителя Антония Великого и увлек его идеалами монашества. По преданию Августин услышал в саду детский голос, призвавший его открыть наугад Послания Апостола Павла. Выпало Рим 13,13: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, а попечение о плоти не превращайте в похоти». Это и стало последней каплей, после чего Августин вместе с матерью Моникой, братом Навигием, сыном Адеодатом, двумя двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками удалился на виллу одного из друзей, чтобы там, в тишине, окончательно подготовиться к воцерковлению.
Августин принял Крещение от Амвросия Медиоланского в Великую субботу 387 г., в возрасте 33-х лет.
На этом Моника посчитала свою земную миссию законченной. Собираясь отплыть из Остии (главная гавань Древнего Рима в устье Тибра) в Тагасту, она сказала сыну: «Что мне ещё осталось сделать, или почему я всё ещё на этом свете, я не знаю. Была одна причина, только одна, из-за которой я хотела ещё чуть-чуть задержаться: чтобы я смогла увидеть тебя христианином-католиком, перед тем, как умру. Бог даровал мне это благо, и даже больше, ибо я вижу тебя Его слугой, отвергающего с презрением все земные радости. Что мне ещё осталось сделать в этой жизни?» Святая Моника скончалась две недели спустя в возрасте 56 лет.
Святой Августин увековечил ее память в своей «Исповеди», а дополнительный интерес к ее личности возник в связи с перенесением ее мощей из Остии в Рим в 1430 г. Ныне они покоятся в церкви Св. Августина близ площади Навона.
В церковном искусстве ее изображают вдовой или монахиней рядом с сыном Августином, а также, возведенной на престол с книгой в окружении августинских монахинь; на коленях с Августином и ангелом над ними, держащей в руке шарф, косынку или книгу; молящейся перед алтарем с Августином; прощающейся с ним, когда он отплывает на корабле; держащей табличку с буквами IHS; принимающей дароносицу от ангела.
Святая Моника – небесная покровительница замужних женщин и матерей.
На чем основано мнение, что материнская молитва обладает особой силой? Не является ли это только благочестивым поверьем?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Отношения между родителями и детьми строятся по образу наших отношений с Богом, нашим Небесным Родителем. Поэтому Господь дал родителям особую власть над детьми: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол. 3: 20). Заповедь о почитании родителей является не только предписанием, не соблюдение которого является грехом. С исполнением ее Господь связал наше долголетие на земле: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20: 12). Святой апостол Павел говорит, что это первая заповедь с обетованием (Еф. 6: 2). Сына или дочь, обижающих родителей, открыто пренебрегающих их авторитетом и властью, ожидает печальная участь. Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! (Прит. 30: 17). С той властью, которую Господь Бог дал матери над детьми, связана особая сила материнской молитвы. Одним из самых назидательных примеров великой материнской любви и молитвы за духовно погибавшего сына является молитвенный подвиг Моники, матери блаженного Августина, который был десять лет в плену гибельного лжеучения секты манихеев. Вымоленный ею сын не только избежал ада, но и стал святым. В своей «Исповеди» блаженный Августин посветил матери самые трогательные слова: «Ты простер руку Твою с высоты и “извлек душу мою” из этого глубокого мрака, когда мать моя, верная Твоя служанка, оплакивала меня перед Тобою больше, чем оплакивают матери умерших детей. Она видела мою смерть в силу своей веры и того духа, которым обладала от Тебя, – и Ты услышал ее, Господи; Ты услышал ее и не презрел слез, потоками орошавших землю в каждом месте, где она молилась; Ты услышал ее» (Исповедь. Книга III. 11.19).
Хочется привести еще один пример силы родительской молитвы. В «Житии» святителя Григория Богослова имеется такой рассказ о том бедствии на море, которое он пережил в юности во время плавания в Грецию. «После этого он пожелал отправиться в Афины и сел на эгинский корабль вместе с язычниками. Когда плыли мимо острова Самоса, поднялась на море сильная буря. Все отчаивались в спасении своей жизни и плакали в виду телесной смерти. Григорий же плакал, боясь духовной смерти, так как еще не был крещен, а только оглашен. Он вспоминал прежде бывшие чудеса Божии в водах: переход израильтян чрез Чермное море и спасение Ионы из чрева кита. Он с воплями молился Богу, прося избавления от гибели в волнах. Эти его бедствия во время морского путешествия были открыты родителям его в сонном видении. Они тотчас стали на молитву и проливали пред Богом горячие слезы, прося у Него помощи бедствующему на море сыну. Бог, хранивший раба Своего Григория на пользу многим и приготовлявший его в столпы Церкви, укротил свирепую бурю и запретил ветрам; на море наступила полная тишина. Все находившиеся на корабле, видя себя, сверх ожидания, спасенными от гибели и как бы вырванными из уз смерти, прославили Христа Бога. Они знали, что только призыванием Его всесильного имени в молитве Григория укрощено море. Сверх того, один юноша, товарищ святого по путешествию, видел ночью во сне во время волнения и бури, что мать Григория, блаженная Нонна, поспешно пришла по морю, взяла погружавшийся корабль и привела его к берегу. Когда волнение улеглось, он рассказал всем о видении, и все исповедали Бога Григориева как Великого Помощника – возблагодарили Его и уверовали в Него. Кроме того, отцу Григория, со слезами молившемуся в Назианзе о сыне своем и затем уснувшему после молитвы, было и другое видение. Он видел одного яростного беса, Эринна, который старался погубить Григория на море, Григорий же схватил его руками и победил. Из этого видения узнал отец Григория об избавлении сына от гибели и вознес с супругою благодарение Богу. Последующее путешествие по морю святой Григорий совершил благополучно и прибыл в Афины» (Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Январь. 25-е число).
Господь не только дал родителям особую власть над своими детьми, но и возложил на них сугубую ответственность, чтобы они пользовались этой властью только во благо своих чад. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6: 4). Известны случаи, когда со временем сбывались во гневе произнесенные родителями худые пожелания своему ребенку. Но из этого не значит, что может иметь духовную силу зложелательство. Нет, Милосердный Бог положил пределы возможному употреблению родительской власти во зло. Мы знаем, что слово Божие запрещает проклинать даже личных врагов, ибо суд принадлежит только Господу: Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6: 27–28). Тем более запрещено родителям проклинать детей, которые являются Божиим достоянием. То, что кажется сбывшимся как родительское проклятие, имеет причины в самом человеке. Его худое устроение души и отсутствие родительского благословения приводят со временем к бедственным последствиям. Эту трагедию мы наблюдаем сейчас, когда задумываемся над жизнью современного молодого поколения.
Родители не могут дать то, чего сами не имеют. Поэтому они, если хотят, чтобы их дети были защищены родительской молитвой, должны сами жить в той благодатной традиции, в которой скристаллизовалось все истинное, доброе и жизнеспособное.
Молитва матери о своих детях
Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей.
Господи! Сохрани их в благодатном состоянии до конца жизни; сподоби их быть причастниками таинств Твоего Завета; освящай Твоею истиною; да святится в них и через них святое имя Твое! Ниспошли мне Твою благодатную помощь в их воспитании для славы имени Твоего и пользы ближнего! Подаждь мне для сей цели способы, терпение и силы! Научи меня насадить в их сердце корень истинной мудрости – страх Твой! Озари их светом управляющей вселенною Твоей мудрости! Да возлюбят Тебя всею душою и помышлением своим; да прилепятся к Тебе всем сердцем и во всю жизнь свою да трепещут слов Твоих! Даруй мне разум убедить их, что истинная жизнь состоит в соблюдении заповедей Твоих; что труд, укрепляемый благочестием, доставляет в сей жизни безмятежное довольствие, а в вечности – неизреченное блаженство. Открой им разумение Твоего Закона! Да до конца дней своих содействуют в чувстве вездеприсутствия Твоего; насади в их сердце страх и отвращение от всякого беззакония: да будут непорочными в путях своих; да памятуют всегда, что Ты, Всеблагий Боже, ревнитель закона и правды Твоей! Соблюди их в целомудрии и благоговении к имени Твоему! Да не порочат Церкви Твоей своим поведением, но да живут по ее предписаниям. Одушиви их охотою к полезному учению и соделай способными на всякое доброе дело! Да приобретут истинное понятие о тех предметах, коих сведения необходимы в их состоянии; да просветятся познаниями благодетельными для человечества.
Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасение содружеств с не знающими страха Твоего, внушить им всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире.
Отче Небесный! Даруй мне благодать всемерно беречься подавать детям моим соблазн моими поступками, но, постоянно имея в виду их поведение, отвлекать их от заблуждений, исправлять их погрешности, обуздывать упорство и строптивость их, воздерживать от стремления к суете и легкомыслию; да не увлекаются они безумными помыслами; да не ходят вслед сердца своего; да не забудут Тебя и Закона Твоего. Да не погубит беззаконие ума и здоровья их, да не расслабят грехи душевных и телесных сил их. Окропи их росою благодати Твоей; да преуспевают в добродетели и святости; да возрастают в благоволении Твоем и в любви людей благочестивых.
Отче щедрот и всякого милосердия! По чувству родительскому я желала бы детям своим всякого обилия благ земных, желала бы им благословения от росы небесной и от тука земного, но да будет с ними святая воля Твоя! Устрой судьбу их по Твоему благоволению, не лиши их в жизни насущного хлеба, ниспосылай им все необходимое во времени для приобретения блаженной вечности; будь милостив к ним, когда согрешат перед Тобою; не вменяй им грехов юности и неведения их; приведи в сокрушение их сердца, когда будут противиться руководству благости Твоей; карай их и милуй, направляя на путь, благоугодный Тебе, но не отвергай их от лица Твоего! Принимай с благоволением молитвы их; даруй им успех во всяком добром деле; не отврати лица Твоего от них во дни скорби их, да не постигнут их искушения выше сил их. Осеняй их Твоею милостью; да ходит ангел Твой с ними и сохранит их от всякого несчастия и злого пути.
Всеблагий Боже! Соделай меня матерью, веселящеюся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорою мне в старости моей. Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи! Да совокупно с ними, прославляя неизреченную благость и вечную любовь Твою, превозношу пресвятое имя Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь. (Составлена преподобным Амвросием Оптинским).
Матерь Божия сказала ей:
– Знай, что этот дом создал для тебя твой сын! Эта слава дается тебе за то, что ты жила богоугодно, в страхе Божием.
После этого Она велела Марфе следовать за Ней. Царица Небесная показала ей еще один замечательный дом, лучше первого. Матерь Божия сказала ей:
– И этот дом создал твой сын!
Итак, жены-христианки, знайте, что матери, в благочестии воспитывающие своих детей, не только в этой, но и в будущей жизни будут награждены за свои труды и заботы о них.
Скорбь и радость
Святой мученик Уар жил в IV веке в городе Александрии. Во время начавшегося гонения он принял мученическую кончину за Христа. Его тело приказали выбросить за городские ворота на съедение хищным зверям.
В Александрии жила богатая, знатная и благочестивая вдова по имени Клеопатра. Она тайно взяла его мощи в свой дом, а позже воздвигла храм во имя Святого мученика Уара. Во время первой Божественной литургии, при освящении храма, Клеопатра на коленях перед мощами святого Уара усердно молилась, чтобы мученик Христов испросил у Бога для нее и для ее единственного сына такую милость, которая была бы им на пользу… После освящения храма Клеопатра собрала народ, духовенство, нищих и странников на трапезу. Она вместе со своим сыном усердно служила гостям. В это время ее сыну вдруг стало плохо, а ночью он неожиданно умер.
Безутешная мать пошла в церковь Святого Уара и, упав перед его мощами, изливала в слезах свою скорбь:
– Так ты мне ответил на мою заботу о тебе? Лучше бы мне самой умереть, чем лишиться сына! О, угодник Божий! Или верни мне сына, или пусть и я умру!
Долго рыдала несчастная мать у мощей мученика и, наконец, обессиленная, уснула. Во сне ей явился святой мученик Уар, держа за руку ее сына. Они были в белых одеждах, с драгоценными, сияющими венцами на головах.
– Усердная почитательница мучеников, – сказал Клеопатре святой Уар, – я не забыл твоих благодеяний. Ты молилась в день освящения храма, чтобы я испросил у Бога тебе и твоему сыну, что вам полезно и что угодно Богу. Вот я исполнил твое желание. Посмотри на славу твоего сына! Он теперь один из предстоящих Престолу Божию. О чем же ты так горько плачешь? Или ты не хочешь, чтобы твой сын остался в Царствии Небесном? Если так, то возьми его!
При этих словах юный Иоанн сказал матери:
– Если ты любишь меня, то радуйся за меня и не сетуй перед Господом!
Тогда Клеопатра воскликнула:
– Возьмите и меня с собой!
После этого она проснулась и с радостью вернулась домой.
Одна вдова, лишившись зрения и не находя помощи у врачей, решила идти в Иерусалим и искать там исцеления. Ее единственный сын отправился вместе с ней. Но в Иерусалиме ее сын неожиданно заболел и умер.
Остаться в чужой стране, слепой, без проводника! Во время ее скорбной молитвы ей в видении явился святой Лонгин и сказал, что она получит зрение и увидит в небесной славе своего сына, если выйдет за город и найдет главу Лонгина, отсеченную по приказанию Пилата. Вдова наняла проводника за город, остановилась в указанном месте и, разгребая руками кучу мусора, где была повержена глава святого мученика, нашла ее и тотчас прозрела. С великой радостью и о прозрении, и об обретении такого сокровища она вернулась в город, славя Бога и Его угодника.
Следующей ночью ей снова явился святой Лонгин в неизреченном свете, ведя с собой ее сына, облеченного в сияющие одежды.
– Посмотри на своего сына, – сказал мученик Лонгин, – в какой он чести и славе! Посмотри и утешься, он причтен к лику святых!
Блаженная Моника
Моника родилась в благородном семействе, которое во время грозных событий в Римской империи потеряло все свое богатство. Ее родители знали, что оставят в наследство дочери только знатное имя и воспоминания о прежнем богатстве. Они уделяли большое внимание воспитанию дочери в духе благочестия и страха Божия. Также большое влияние на воспитание Моники оказала старая няня, которая растила ее с самого рождения.
С раннего детства Моника часто ходила в храм, уклонялась от шумных игр с подругами. Она любила нищих и странников, посещала больных. Играя с подругами, Моника одним словом усмиряла детские раздоры. В ее голосе было столько тишины и покоя, что она умиротворяюще действовала даже на старших.
Так протекало детство блаженной Моники, подобно ясной утренней заре, предзнаменующей великолепный день. Она уже переходила из отрочества в юность, когда ей было сделано предложение вступить в брак. Родители дали свое согласие, и эта девица была соединена брачными узами с человеком, который, как оказалось, был недостоин называться ее мужем. Патрикий происходил из древнего рода, более знатного, чем семейство Моники, но был небогат. К тому же он был язычником.
И язычница свекровь была похожа на своего сына: она была надменной, жестокой, своенравной. Моника с каждым днем все яснее видела глубину пропасти, лежащую между ней и мужем. Он не ценил святого образа жизни своей юной супруги. Ее молитвы его тяготили, он находил странным ее желание посещать бедных и больных. Моника на каждом шагу встречала тысячу преград своей благотворительности: таково было в те времена положение супруги-христианки в семье мужа-язычника
Так страдала блаженная Моника. Но она не пала духом, как многие христианки, не оставила супружеского крова. Моника твердо верила, что Бог не случайно соединил ее с таким супругом, она должна была просветить его.
Свою красоту и обаяние Моника употребляла как средство для укрощения гнева мужа. Постепенно в его душе развивались высокие, благородные чувства, к которым присоединилось уважение к жене, до сих пор неведомое.
Моника уже семнадцать лет жила с Патрикием. Постепенно он познал ничтожность язычества и пришел к истинной вере в Спасителя. Таинство Крещения, к которому Патрикий готовился заранее, преобразило его. Вскоре он мирно отошел ко Господу.
Но другая боль разрывала сердце Моники. Когда ее сыну Августину исполнилось 14 лет и он уехал учиться в другой город, задатки отца-язычника стали проявляться в нем с большой силой. Вдали от дома он не только предавался страстям, но вступил в секту. Августин сам написал о страданиях своей матери: «Она плакала надо мной больше, чем когда-либо матери плакали над могилами детей».
Когда Августин вернулся домой и стал произносить богохульства, блаженная Моника возмутилась. Ее любовь к Богу была сильнее естественных чувств, и она прогнала своего сына. Один епископ сказал ей:
– Больше молись за него!
И он рассказал, что в детстве тоже был совращен в эту ересь, но потом увидел, что она богопротивна. Еще епископ сказал:
– Невозможно, чтобы сын после стольких слез погиб!
Августин уехал в Медиолан, надеясь овладеть вершинами риторики, и там встретился с великим проповедником Амвросием Медиоланским. Под его влиянием Августин начал менять свои взгляды.
После крещения Августина блаженная Моника прожила несколько месяцев. По пути из Европы в Африку она заболела.
– Бог послал мне большую радость, – сказала она перед смертью. – Вижу тебя верным рабом Божиим!
«Я обязан тем, что я есть, моей матери, ее молитвам, ее достоинствам», – писал блаженный Августин.
Мать Василия Великого
Блаженная Эмилия с юных лет хотела служить Богу и не связывать себя семейными узами. Но, рано лишившись матери и отца, у которого гнев императора отнял имущество и жизнь, была вынуждена поступиться своими желаниями. Ее редкая красота привлекала к ней много женихов, поэтому она решила искать себе опору в благочестивом муже. Она выбрала в супруги адвоката Василия, человека достойного и благочестивого.
Василий и Эмилия жили одними мыслями и чувствами. Эмилия кормила бедных, помогала больным, делала пожертвования храмам. Хотя родители обоих супругов были лишены почти всего своего состояния во время гонений на святую веру, Господь за добрые дела супругов так умножил их состояние, что не было в том краю никого богаче их. Они владели землями в трех провинциях: в Понте, Каппадокии и в Малой Армении.
«Не искал я Тебя – Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой!» – так вспоминал о своем обращении один из самых почитаемых западных отцов Церкви – блаженный Августин, епископ Иппонийский (354–430). Проникнутые удивительной искренностью и глубиной, эти слова были рождены сердцем, в полной мере изведавшим бездны падений и боль удаления от своего Создателя.
Жизнь святого Августина не может не удивлять. Его путь к Богу был настолько трудным и запутанным, в нем было столько темных и порой даже гнусных сторон, что неопытному христианину может показаться сомнительной святость этого служителя Церкви. Действительно, невзирая на то, что мать святого, блаженная Моника, была ревностной христианкой, стремившейся и сына своего воспитать в духе христианского учения, юноша Августин не очень старался подражать ее добродетелям. Во время обучения в Карфагене он вел распущенную жизнь в кругу разнузданных сверстников. Его жизненным правилом становится это: «любить и быть любиму». Он вступает в сожительство с женщиной, от которой у него рождается единственный сын. Первые религиозные поиски привели Августина к манихейству, которое он исповедовал 10 лет, вовлекая в ересь и своих знакомых. Потом был Рим, новое сожительство, философские поиски счастья, извращающий всякую мысль скептицизм и многое другое… Позже в своей знаменитой « » блаженный Августин будет вспоминать об этом периоде: «Покинул я Тебя и дошел до бездны неверности, до обманчивого угождения демонам, в жертву которым приносил злые дела свои».
Но всё же было на трудном жизненном пути святого нечто особое. То, к чему лишь изредка прикасалось его сердце и что с таким упорством отвергал разум. Об этом свидетельствовал сам блаженный Августин, обращаясь к Богу со словами: «Ты же был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих».
Если мы вслушаемся в слова исповеди святого Августина, то заметим немало интересного
Вынесенное из самых сокровенных тайников сердца, это признание наполнено удивительной силой и касается жизни каждого христианина. Это отпечаток той Божественной тайны, которая незаметным образом входит в нашу жизнь и, едва осознанная человеком, совершает в нем истинное перерождение. Это тайна Божественного молчания…
Если мы вслушаемся в слова исповеди святого Августина, то заметим немало интересного. Оказывается, еще мальчиком он требовал от матери крестить его, но Господь оставил без ответа это детское рвение. Также не отвечал Господь на искренние слезы святой матери Августина – блаженной Моники, для которой было чрезвычайно мучительно видеть гибельную жизнь любимого сына. О ее усердии в этом блаженный вспоминал: «Я не могу достаточно выразить, как она любила меня; она вынашивала меня в душе своей с гораздо большей тревогой, чем когда-то носила в теле своем». Не сжалился над святой страдалицей Господь и тогда, когда, руководимый тщеславными стремлениями, Августин тайком уехал в Рим, оставив плачущую и молящуюся за него мать. «О чем просила она Тебя, Господи, с такими слезами? – говорил позже блаженный. – О том, чтобы Ты не позволил мне отплыть? Ты же, в глубине советов Своих, слыша главное желание ее, не позаботился о том, о чем она просила тогда: да сделаешь из меня то, о чем она просила всегда».
Даже те, кто, казалось бы, непременно должны были проявить участие и помочь горячей натуре Августина познать Истину, отказывались вмешиваться в его жизнь. Словно отводимые невидимой десницей Божией, они были таинственными соучастниками молчания Создателя. Так, епископ, к которому святая Моника обратилась с слезным прошением поговорить с сыном, попавшим в сети манихейства, твердо ответил ей: «Оставь его там и только молись за него Богу… Ступай! Как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет». Не нарушил тайну молчания Бога и святой Амвросий Медиоланский , с которым Господь свел Августина. Как свидетельствовал сам блаженный: «И он не знал о бурях моих и о западне, мне расставленной. Я не мог спросить у него, о чем хотел и как хотел, потому что нас всегда разделяла толпа занятых людей, которым он помогал в их затруднениях». Хотя, казалось, что вот настал наконец тот час, когда великий светильник Церкви, чудотворец и добродетельный подвижник должен привести мятущуюся душу ко Христу. Однако и в этом случае Господь через Своего святителя сохранял молчание, и теперь Господь медлил…
Не нарушил тайну молчания Бога и святой Амвросий Медиоланский, с которым Господь свел Августина
Был даже момент, когда сам Августин находился на расстоянии одного шага от познания Истины; когда он сам, убедившись в тщетности всякой философии, признал, что Истину следует искать у Кого-то Иного. Оставалось так мало – чтобы Создатель хоть как-то проявил Себя, показался ищущему. Но и здесь Господь промолчал, не открыл Себя, так что позже об этом приближении к Богу святой вспоминал: «Господи, Боже истины, разве тот, кто знает это, уже угоден Тебе? Несчастен человек, который, зная всё, не знает Тебя; блажен, кто знает Тебя, даже если он не знает ничего другого».
Было столь явным, что некоторое время спустя сам блаженный искренне недоумевал: «Надежда моя от юности моей, где Ты был и куда удалился?.. я искал Тебя вне себя и не находил “Бога сердца моего” и дошел “до глубины морской”, разуверившись и отчаявшись в том, что можно найти истину».
Это недоумение понятно каждому. Ведь и в нашей жизни часто бывают моменты, когда мы со всей искренностью вопрошаем Бога, ищем Его, надеемся познать Его волю, но… Бог не отвечает нам. Мы не понимаем, плачем, сердимся, ропщем, просим, но Бог всё равно молчит.
Для человека это молчание Создателя очень часто кажется страшным, он не понимает его, боится. Но есть в таком отношении к молчанию Бога что-то чуждое для христианина. И святой Августин почувствовал это, поэтому смог ответить на молчание Творца: «Тебе хвала, Тебе слава, Источник милосердия. Я становился всё несчастнее, и Ты всё ближе».
Да, Бог может молчать. И часто для нас это загадка. Но наш Бог – отдал Себя ради нас, а значит, Его – исполнено любви, значит, у Него есть причины оставлять без ответа даже самые искренние наши призывы к Нему. И кто знает, может, молчание Создателя на самом деле последняя милость к нам, осуждающим себя своими же стремлениями. Мы не должны его бояться, потому что наш Бог – Всеблагой, Он не устрашает нас, Он кротко любит Свое создание.
Наш Бог – Бог любви. Об этом не стоит забывать даже в самые отчаянные минуты
«Не суетись, душа моя: не дай оглохнуть уху сердца от грохота суеты твоей», – обращался к своей душе святой Августин. И это было искренне. Он действительно совершил великий подвиг – услышал молчание Бога, принял его, познал в нем величайшую милость Творца и возблагодарил Бога за то, что не дал ему погрузиться в волны собственной стихии: «Я думал об этом – и Ты был со мной; я вздыхал – и Ты слышал меня; меня кидало по волнам – и Ты руководил мною; я шел широкой мирской дорогой, но Ты не покидал меня».
Господь медлит, долготерпит, но эта медлительность всегда исполнена великой любви и сострадания к человеку. Наш Бог – Бог любви. Об этом не стоит забывать даже в самые отчаянные минуты – и Господь не оставит без ответа наше упование. Даже когда кажется, что нет надежды на спасение и обстоятельства сильнее нас, стоит прислушаться: может, и в нашей жизни совсем рядом Кто-то премудро молчит, ожидая смиренного ответа на кроткую любовь.