Размеры письменного стола для школьника. Стандарты и чертежи. Как подобрать высоту письменного стола в зависимости от роста пользователя Правильная высота стола и стула для школьника


Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Действующий СанПиН 2.4.1.3049-13 принят 15 мая 2013 года, и вступил в силу с 30 июля 2013 года, взамен утратившему силу СанПиН 2.4.1.2660-10 .
Выдержка из СанПиН 2.4.1.3049-13:

6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и должны быть подобраны согласно группе роста детей. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице 1.

Таблица 1. Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота
стола (мм)
Высота сиденья
стула (мм)
до 850 00 340 180
свыше 850 до 1000 0 400 220
с 1000 - 1150 1 460 260
с 1150 - 1300 2 520 300
с 1300 - 1450 3 580 340
с 1450 - 1600 4 640 380

6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

6.8. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и антибликовое или матовое покрытие.

6.9. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

6.12. Во вновь строящихся дошкольных образовательных организациях в составе групповых должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Спальни оборудуются . При проектировании групповой допускается предусматривать наличие раздвижной (трансформируемой) перегородки для выделения спальных мест (спальни), которые оборудуются раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными) одно - трехуровневыми кроватями.

6.13. В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно - трехуровневых кроватях. При использовании в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.

Высота письменного стола, предназначенного для школьника крайне важна, ведь фактически он является первым рабочим местом, на котором ребенок проводит немало времени. Названный выше предмет меблировки должен отвечать определенным требованиям и быть к тому же:

  • удобным;
  • функциональным;
  • безопасным.

Как правило, родители приобретают стол таким образом, чтобы им школьник мог пользоваться на протяжении многих лет, то есть до конца обучения.

Вообще же наличие собственного уголка и правильная организация пространства в н
ем помогают облегчить процесс подготовки к занятиям и приучить ребенка к порядку.

Оптимальные размеры

Стол следует выбирать рабочей поверхностью, имеющей в длину не менее 100 сантиметров – это позволит разместить на ней свободно все необходимые для учебы предметы и справочные пособия.

Ширина стандартная – 60 см. Если планируете установить компьютер, то берите более просторную модель – 120 на 80 см.

Допустимая высота описана в специальном документе – ГОСТ 11015-93. Там, в частности, указывается, что для младших школьников:

  • при росте до 85 см необходимо рабочее место не ниже 34 см;
  • от 85 до 100 – 40;
  • 101-115 – 46;
  • 116-130 – 52;
  • 131-145 – 58;
  • 146-160 – 64.

Для более старшего школьника и взрослого человека (160-175 см) стандарт – 7 дм. Кроме того, внизу, чтобы ничто не мешало ногам, необходимо иметь минимум полметра квадратного свободного пространства.

Как показывает практика, в значительной мере распространению сколиоза среди детей школьного возраста способствует именно неправильный подбор мебели для них.

Помимо описанных выше технических параметров письменного стола, важно также, чтобы он нравился вашему сыну или дочке. По этой причине, отправляясь в магазин, их следует брать с собой. Такой подход имеет ряд несомненных преимуществ. Прежде всего, можно прямо на месте примерить подобранную модель.

За правильным столом школьник будет сидеть с ровной спиной и ногами, согнутыми под прямым углом и локтями, свободно располагающимися на столешнице. Кромка ее при этом приходится непосредственно на уровень солнечного сплетения.

Сколько сантиметров свободного пространства должно оставаться между коленями и нижней стороной рабочей поверхности? Это расстояние составляет не менее 15 и не более 10 см.

Есть еще один способ убедиться, что подобранный ученический стол идеально вам подходит:

  • усадите ребенка за него;
  • пускай он выпрямит спину и поставит локоть на рабочую поверхность;
  • его средний палец при этом должен свободно доставать до внешнего угла глаза.

Наиболее удобные модели – с регулировкой. По мере того как увеличивается рост ребенка, на них поднимается и столешница. В результате никаких неудобств учащийся никогда не испытывает. Соответственно, сохраняется и его осанка. Лучше всего выбрать вариант с телескопическими ножками – он наиболее надежен и безопасен.

Тумбы у стола могут размещаться как слева, так и справа, это особого значения не имеет. Но варианты без них лучше не брать, ведь у ребенка есть масса вещей, которые необходимо где-то хранить. Если тетрадям, учебникам и писчим принадлежностям не выделить место, то они, вероятнее всего, займут всю столешницу.

Не берите модели с острыми углами и торцами – младшие дети о них часто травмируются.

Материал в целом вовсе не принципиален. Желательно, чтобы финишное покрытие было износоустойчивым. Лак в этом смысле не слишком надежен и долговечен. Гораздо лучше себя зарекомендовали ламинированный МДФ или пластик. Помните только, что некоторые материалы выделяют в процессе эксплуатации токсические вещества, потому обязательно попросите у продавца предъявить сертификат соответствия на товар.

Хорошо, если рабочая поверхность матовая – она не отсвечивает и не раздражает
глаза отраженными солнечными лучами и светом лампы. Убедитесь, что кромки выполнены качественно – как правило, они в современной мебели самое слабое место.

Идеальные ножки – металлические. Они не царапаются и не оббиваются.

Помните, от того, насколько ребенок комфортно себя чувствует на своем рабочем месте, в немалой степени зависит и его отношение к учебе.

Другие параметры

Если для старшеклассников наклон рабочей поверхности значения не имеет, то для младших детей он важен. Потому данный параметр игнорировать не следует. В частности, медики акцентируют, что такие столы более эргономичны и лучше сохраняют осанку и зрение.

Как показывает практика, родители все же предпочитают выбирать стандартные модели, поскольку они служат всегда гораздо дольше. В этой ситуации рекомендуем приобрести дополнительную подставку, имеющую нужный угол наклона.

Кроме этого, многие отечественные производители поставляют на рынок столы с регулируемыми поверхностями. Выбирая место для учебы дома, обращайте внимание на освещенность и наличие розетки. Последняя, вероятнее всего, потребуется для компьютера или, по крайней мере, для настольной лампы.

Цвет

Этот параметр так же важен, как и другие ранее описанные. Психологи полагают, что от правильного подбора цвета зависит в немалой степени и отношение ребенка к занятиям.

Чрезмерно яркие оттенки, в частности:

  • отвлекают внимание;
  • раздражают;
  • нагружают глаза.

Оптимальная палитра:

  • серый;
  • коричневый;
  • кофейный;
  • бежевый.

Двухуровневые конструкции

В небольшой квартире или если есть необходимость разместить на столе компьютер, выбирают модели с несколькими уровнями. Это позволяет максимально рационально использовать все свободное пространство и обеспечить порядок на рабочем месте ребенка.

Необходимо убедиться, что монитор находится не менее чем в 70 сантиметрах от глаз школьника. Идеальным в этом смысле вариантом являются угловые столы. Для них наверняка найдется место даже в очень небольших комнатах.

Также весьма практичным вариантом является стол в форме буквы «Г». Одну его часть выделяют под компьютер, а вторую используют для работы с учебниками и выполнения письменных заданий.

Письменный стол – неотъемлемый атрибут , порой до трети суток школьник проводит за столом, выполняя домашние задания.

Если стол по высоте подобран не правильно, у ученика вероятно искривление позвоночника, повышенная утомляемость, апатия. От этих неприятностей можно застраховаться, грамотно подойдя к выбору письменного стола, тем более, что для этих целей существует специальный ГОСТ.

Высота письменного стола для школьника по ГОСТ

ГОСТ 11015-71 регламентирует высоту столов для нескольких групп детей, в зависимости от их роста:

Для детей ростом 113-127см высота крышки стола должна составлять 52 см;

Для детей ростом 128-142см высота крышки стола должна составлять 58 см;

Для детей ростом 143-157см высота крышки стола должна составлять 64 см;

Для детей ростом 158-172см высота крышки стола должна составлять 70 см;

Для детей ростом свыше 173см высота крышки стола должна составлять 76 см.

Если четко следовать этим цифрам, школьник получит наиболее подходящий ему по росту стол, за которым будет удобно работать, а осанка при этом останется красивой.

Как визуально убедиться в правильности выбора? Если поверхность стола на одном уровне с солнечным сплетением ученика, стол выбран правильно!

Требования к столам для школьника

Чтобы обучение было максимально продуктивным, ученический письменный стол должен иметь не менее 60 см в глубину при длине от 1 метра. Оптимальным размером стола является 120*60 см.

При установке на столе ноутбука или компьютера следует заранее продумать место их размещения. Наиболее удачным является вариант специальных полок, слегка поднятых над поверхностью стола. Таким образом, и для необходимого гаджета выделено место, и полезная площадь стола максимально сохранена.

Если выбирать одновременно со столом и стул, легче учесть все возможные нюансы, особенно, если в покупке участвует ребенок. Правильная посадка заключается в том, что ноги сидящего за письменным столом ученика стоят на полу.

Нельзя забывать о необходимости свободного места для ног под столом: его минимальный размер 45*50 см.

Для своих детей родители стремятся приобретать качественные, надежные вещи. От правильного выбора зависит здоровье и успеваемость ребенка. Ведь если мебель, где приходится делать уроки, неудобная, малыш не сможет высидеть здесь достаточное количество времени. Ему будет тяжело учить уроки дома. Именно поэтому так важно подходить к процессу ответственно.

Выбирая размеры для школьника, необходимо ознакомиться с рекомендациями специалистов. Существуют определенные нормы, позволяющие приобрести оптимальную мебель. Проводя довольно длительное время за письменным столом, школьник должен сидеть правильно. От этого напрямую зависит здоровье его спины, зрения, а также комфорт и работоспособность. За неудобным столом ребенок долго не высидит. Это будет мешать сконцентрироваться на учебном материале. Как выбрать оптимальные размеры подскажут специалисты.

С чего начать?

На втором месте по значимости выступает качество материалов. От этого показателя зависит долговечность изделия, комфорт его для школьника. Соответствие представленной мебели интерьеру комнаты должно не ускользнуть из зоны внимания покупателя, но тем не менее это второстепенный вопрос. Главное, чтобы стол нравился ребенку. В процессе выбора родители должны уделить внимание и качеству крепежа. Дети очень подвижны, поэтому стол должен быть крепким, добротным.

Это одна из самых дорогостоящих покупок, которую необходимо сделать родителям первоклассника. Но письменный стол, подобранный правильно, эксплуатируется несколько лет.

Популярная форма стола

Изучая стандартные размеры письменного стола для школьника, необходимо обратить внимание на форму. Существует несколько популярных вариантов исполнения представленной мебели. Первая форма является самой давней. Но она до сих пор в тренде. Это прямоугольные столы с небольшим количеством ящиков.

Далее следует уделить внимание такой разновидности, как компьютерный стол. Ныне у многих школьников есть соответствующая оргтехника. Столы при этом обладают специальным местом для монитора, дисков, выдвижной панелью для клавиатуры.

Если размер комнаты позволяет, можно приобрести Г-образную разновидность. На одной стороне ребенок может выполнять письменную работу, а на другой - работать на компьютере.

Еще одним популярным принципом конструкции является стол-трансформер. Его подстраивают под рост ребенка, поэтому такое изделие эксплуатируют дольше, чем обычные разновидности детской мебели.

Изготовление столов

Размеры письменного стола для школьника регламентирует ГОСТ 11015-71. Он выделяет группы детей в соответствии с их ростом. Всего существует 5 категорий, которые маркируют буквой или цветом. Чтобы проще было разобраться в принципах, которые применяются при изготовлении столов, необходимо рассмотреть таблицу их размеров для школьников.

При изготовлении мебели для школьников придерживаются представленных стандартов. Это позволяет обеспечивать детей комфортными столами. Утомляемость в этом случае значительно снижается. Это позволяет обеспечить до 85 % детей подходящей мебелью для продуктивного обучения.

Один из вариантов чертежей с размерами представлен далее. Все параметры подбирают в соответствии с указанным ГОСТом.

Габариты стола

Чтобы родителям было проще подобрать правильные габариты мебели, необходимо рассмотреть чертеж письменного стола с размерами для школьника (представлен далее). Чтобы ребенок мог свободно разложить на нем свои тетради, учебники, ширина рабочей зоны должна быть не менее 60 см, а длина - 120 см.

I - длина стола (120 см).

II - ширина стола (60 см).

Если на обычном прямоугольном столе будет стоять ноутбук или компьютер, необходимо учитывать габариты техники. Мебель при этом будет еще шире и длиннее. В этом случае правильно организовать помогут специальные разновидности столов. Важно также правильно подбирать их высоту.

Расстояние от пола до столешницы должно соответствовать росту ребенка. Чтобы он не сутулился, парта должна быть достаточно высокой.

Но если этот параметр превышает норму, ножки маленького ученика не будут доставать до пола. Это очень неудобно. Существуют и другие размеры, на которые обращают внимание при выборе.

Параметры стола

Выбирая размеры письменного стола для школьника по ГОСТу, необходимо обращать внимание на ряд других параметров. Следует отметить, что парту подбирают одновременно со стулом. Когда ребенок будет сидеть за ней, его ноги должны стоять на полу. Колени при этом должны быть согнуты под углом 90º.

Свободного места под столом должно быть достаточно. Если здесь есть ящички, расстояние для ног ребенка должно быть в длину 45 см, а в ширину - не менее 50 см.

Также необходимо обращать внимание на угол наклона столешницы. Идеально, если он составляет 30°. Если же мебель без уклона, необходимо приобретать подставку под книги, тетради.

Как проверить правильность выбора

Оптимальный размер письменного стола для школьника следует подбирать вместе с ребенком. Необходимо попросить малыша присесть на стульчик. Локти лежат свободно. При этом плечи не должны быть приподняты. Ноги стоят на полу. Расстояние от них до столешницы должно быть 15 см.

Если высота подобрана правильно, поверхность мебели будет находиться на уровне солнечного сплетения ребенка.

Есть еще один простой тест, позволяющий оценить правильность высоты мебели. Когда школьник сядет за стол, нужно попросить его положить руки перед собой. Далее кончиком среднего пальца ребенок должен достать до глаза. Если это условие выполняется, выбор правильный.

Дополнительная комплектация

Различными дополнительными элементами могут обладать письменные столы для школьников. С размерами помогут определиться перечисленные выше правила. Но габариты мебели зависят еще и от ее комплектации.

Чтобы избежать хаоса на рабочем месте, потребуются различные полочки, ящички. Могут входить в комплект также разные тумбочки. Такие дополнительные элементы должны быть на колесиках. Это позволит свободно передвинуть тумбочки при необходимости.

Полки над столом могут быть открытыми. Ящики в столе также необходимы. Некоторые дверцы можно закрывать на ключ. Это даст возможность ребенку чувствовать свое личное пространство, хранить какие-то свои секретики.

Обзор недорогих моделей

В поисках лучших вариантов мебели необходимо рассмотреть обзор удобных письменных столов для школьника. Среди недорогих разновидностей (от 6 до 10 тыс. руб.) следует выделить такие модели, как «Дельта-10», «ДЕМИ», R-304, Grifon Style R800.

Это довольно качественные варианты мебели для школьников. Их отмечают как лучшие в низкоценовом сегменте множество покупателей. Материалы, из которых сделаны представленные столы, безопасны для ребенка.

Желая эксплуатировать мебель долгое время, стоит купить «ДЕМИ». Ее можно подстроить под рост ребенка. Если малыш сутулится, сидит неправильно, можно отдать предпочтение столу R-304. В нем есть специальный вырез, корригирующий осанку. Если на столе будет стоять компьютер, лучше купить R800.

Обзор средних и дорогих столов

Изучая размеры письменного стола для школьника, следует обратить внимание на дорогие и средние по стоимости изделия. Их цена стартует с отметки 11 тыс. руб. До 15 тыс. руб. будут стоить такие популярные модели, как Direct 1200M, Comstep-01/BB, ортопедический Conductor-03/Milk&B, Mealux BD-205. Это стильные, красивые модели с широким спектром функций. Их подбирают в соответствии с потребностями ребенка.

Пользователи отмечают, что оптимальным соотношением цены и качества отличается стол-трансформер Moll Champion. Его стоимость составляет около 35 тыс. руб. Столешница разделена на три функциональные зоны. Это удобная во всех отношениях мебель. Долговечность и комфорт подтверждают многочисленные отзывы пользователей.

Выбирая размеры письменного стола для школьника, родители стремятся купить самую удобную мебель. Кроме габаритов, для этого необходимо обратить внимание на форму. Линии должны быть плавными, обтекаемыми.

Поверхности качественной мебели не имеют зацепок, неровностей. Стол не должен пахнуть лаком или другими химическими веществами. Слишком мягкая поверхность будет недолговечной. Это характерно для некачественного пластика. Поэтому лучше отдать предпочтение пусть более дорогим, но добротным материалам.

Также необходимо продумать гармоничное расположение мебели в интерьере. Очень важно создать правильное освещение. Поэтому первоначально необходимо поставить стол так, чтобы на него попадало достаточное количество дневного света. Также необходимо поставить лампу. Это обязательный атрибут рабочего стола школьника. Некоторые модели уже имеют соответствующие места для подключения лампы.

Подойдя ответственно к процессу выбора, можно купить качественную, долговечную мебель. За таким столом ребенку будет удобно выполнять домашнюю работу. Он не будет сутулиться, быстро уставать. Если эта вещь действительно нравится юному школьнику, он сможет проводить за столом достаточное количество времени. А от этого зависит его успеваемость. Стол - это личный уголок ребенка. Поэтому к выбору этого предмета интерьера необходимо подходить максимально ответственно.

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста
(в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Веет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93
(в мм)

оранжевый

Фиолетовый

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17 .

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

Между рядами двухместных столов - не менее 60;

Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

От первой парты до учебной доски - не менее 240;

Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

Высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С, душевых - 25 С.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных учреждений топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений печное отопление не допускается.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Наружная температура, 0 С

Длительность проветривания, мин

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От +10 до +6

От -5 до -10

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 С проветривание в спортивном зале следует прекращать.

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.

6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.

Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

6.12. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение.

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.2. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

7.1.5. В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.

Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

Не закрашивать оконные стекла;

Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);

2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);

1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

7.2.3. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

7.2.9. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

VIII. Требования к водоснабжению и канализации

8.1. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях.

8.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.

8.3. Общеобразовательные учреждения обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.

8.4. В зданиях общеобразовательных учреждений система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.

8.5. В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа люфтклозетами) при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов.

8.6. В общеобразовательных учреждениях питьевой режим обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях

9.1. Размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений.

9.2. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно- хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.

9.3. Площади учебных помещений и кабинетов определяются исходя из числа обучающихся в одном классе в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.

9.4. При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

9.5. Для малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать собственный медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.

Загрузка...
Top