Трудовое и технологическое обучение. Значение системы производственного обучения. Краткая характеристика систем. Особенности операционно-комплексной системы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.Понятие технологического образования.

3.Системы трудового и технологического обучения.

1 Понятие технологического образования

Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 1993 г., включена новая образовательная область «Технология».

Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение этой области с I по XI класс (см. учебный план) в объеме 808 ч.

Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки.

Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (то есть наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Цель учебного предмета технология:

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

П. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V .Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи данного учебного предмета:

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов:

Технологии обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения.

Электронные технологии (электрорадиотехнология: электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии - использование ЭВМ в управлении технологическими процессами).

Информационные технологии - использование ПЭВМ для решения практических задач.

Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы).

Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов.

Строительные ремонтно-отделочные работы.

Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы художественного конструирования.

Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение.

Производство и окружающая среда.

10. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям.

При отсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение информационных технологий можно заменить художественной обработкой материалов или выполнением учебных проектов.

В вариативной и факультативной частях учебного плана ряд часов может быть выделен на изучение других жизненно важных направлений допрофессиональной и профессиональной подготовки (приложение 1).

С 1995 г. в соответствии с новыми программами возможна реализация следующих разделов на имеющейся в школах материальной базе:

в начальной школе: технологии обработки материалов (природных, бумаги, проволоки...), культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и т. д.), информационные технологии (обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса), выполнение творческих работ -- проектов. Для реализации модуля «электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники» -- механические конструкторы;

в средней школе: технологии обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), выполнение проектов;

в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства, производство и окружающая среда, общественное производство и профессиональное самоопределение, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), художественная обработка материалов, техническое творчество, введение в художественное конструирование (по выбору), выполнение проектов.

Одним из средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культуры выступает содержание профессионального образования.

Принципы и критерии отбора содержания профессионального образования:

Принцип соответствия содержания требованиям развития общества. Науки, техники и технологии, культуры и личности; принцип постоянной обновляемости содержания профессионального образования;

Принцип единства содержательной и процессуальной стороны профессионального обучения;

Принцип структурного единства содержания профессионального образования на разных уровнях его формирования;

Принцип гуманитаризации содержания профессионального образования;

Принцип фундаментализации содержания профессионального образования;

Принцип интеграции содержания профессионального образования, системности и междисциплинарности и профессионального мастерства.

В соответствии с Государственным стандартом профессионального образования основу профессионального цикла составляет теоретическое и производственное обучение. Теоретическое обучение включает общепрофессиональный (общетехнический) цикл дисциплин и цикл специальных дисциплин.

Содержание производственного обучения в систематизированном виде представляет собой перечень тех видов профессиональной деятельности, которые входят в функциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля в функциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля и которыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения и навыки удовлетворяли требованиям квалифик4ационной характеристики.

Логика и последовательность формирования необходимых специалисту практических умений и навыков в ходе производственного обучения определяют структуру содержания и логику построения дисциплин специального цикла. По своему содержанию эти дисциплины составляют знаниевую основу производственного обучения.

Дисциплины общепрофессионального (технического) цикла способствуют расширению профессионального кругозора будущий специалистов широкого профиля подготовки являются базой для реализации возможностей перемены труда и освоение смежных профессий.

Конкретное содержание каждого специального и общепрофессионального предмета отражает содержание и структуру деятельности этих дисциплин можно определенным образом сгруппировать состояние подготовки будущего специалиста и выделить ряд общих компонентов группы

Первая группа - учебный материал, раскрывающий вопросы техники.

Сюда относятся: теоретические основы устройства и работы оборудования, используемого специалистом;

Вторая группа- учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства. Сюда относятся теоретические основы трудовых и технологических процессов, вопросы безопасности труда, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники.

Третья группа - учебный материал об организации и экономике производства. Сюда входят сведения организационно- экономического характера, анализ основных направлений повышения производительности труда.

При анализе содержания подготовки специалиста в целом производственное обучение отвечает за формирование практической базы деятельности специалиста (умение и навыки), теоретическое обучение - за формирование теоретической базы (знания).

На современном этапе особую актуальность в содержании профессионального образования приобретают также опыт творческой деятельности специалиста и опыт его эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Образование сегодня ориентировано на подготовку специалиста нравственно зрелого, сочетающего в себе нравственные и деловые качества личности, творчески думающего, легко адаптирующегося к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способного находить новее оригинальные решения профессиональной подготовки будущих специалистов выступает формирование их нравственной зрелости, интеграция которой с профессиональной компетентностью, профессионализмом личности позволит решить одно из актуальнейших противоречий окружающего мира- противоречия между колоссальными темпами роста благ цивилизации и возможностью самоуничтожения человечества, между очевидным превращением знаний и опыта профессионалов и нравственной деградацией личности, потерей нравственного идеала.

3. Системы трудового и технологического обучения

Система образования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управления, образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Образование, как процесс включает в себя цель, задачи, содержание, формы и методы взаимодействия обучаемого и обучающегося. Результатами процесса образования являются уровень образования, который выражается в знаниях, умениях, навыках, качествах личности, а также в развитии познавательных способностей.

Системы профессионального обучения - основные исходные положения, определяющие порядок расчлениения содержания обучения, группировку его частей и последовательность овладения частями учащимися.

Основными элементами, учебными единицами систем могут быть:

1. предметы труда;

2. трудовые операции, приемы, действия, движения;

3. профессиональные обязанности

4. функции специалиста- его профессиональные обязанности

5. производственные ситуации;

6. профессиональные проекты (самостоятельная творческая деятельность);

Выбор систем обучения зависит:

1.От материально-технического обеспечения учебного процесса, уровня квалификации педагога, уровней способностей учащийся;

2. от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения- учебную единицу;

3.от особенностей содержания труда специалистов соответствующей профессии.

Рассмотрим основные системы обучения.

I. Предметная система обучения

Возникла исторически первой в период ремеслинического производства.

Ученик изготавливал в процессе своего ученичества набор типичных изделий, характерных для профессии.

Достоинства системы:

1.ранее включение учащихся в производительный труд, с первых дней ученики знакомились с технологическим процессом изготовления изделия;

2. система вызывала у учеников интерес к профессии, т.к. они видели результат своего труда;

Недостатки системы:

1. система не предусматривала освоение операций в последовательности соответствующей усложнению этих операций;

2. не проводилось специальных упражнений по отработке приемов и операций, ученики часто осваивали ошибки, и им приходилось переучиваться.

II.Операционная система обучения.

С возникновение мануфактур произошло разделение производства, технологический процесс стал делиться на операции. Появилась потребность в специалистах узкого профиля.

Сущность системы заключается в том, что ученики усваивали ряд технологических операций, выстроенных по принципу усложнения. Все изучаемые операции входили в состав технологических процессов изготовления изделий в области той или иной профессии.

Достоинства системы:

1. система вооружала учащихся универсальными знаниями и умениями по выполнению технологических операций, т.е. не привязывала учеников к ряду изделий;

2. повышение производительности труда.

3. повышение качества обучения за счет реализации принципа систематичности и последовательности.

Недостатки системы:

1. процесс обучения рассматривала как простое соединение технологических

Список литературы

1. Горбунова Т.В. методика производственного обучения. Курс лекций. Калуга: изд-во КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2003. - 100с

2. Эрнанова Н.Е. основы профессионального обучения: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. И доп. - Екатеринбург, УГППУ, 1999, 138с

3. Шалунова М.Г.., Эрганова Н.Ею Практикум по методике профессионального обучения: Учебное пособие. - Екатеринбург, Урал. гос. проф. - пед. ун-т, 2001, 61с

4. Муравьева Г.Е. теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: Монография / Под ред. Доктора пед. наук, проф. М.М. Левиной. - М.: Прометей, 2002 .- 200с

5. Симоненко В.Д. Технология: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Просвещение, 2005. - 191с.: ил.

Подобные документы

    Цели и задачи обучения английскому языку на профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников. Элективные курсы в профильном обучении. Место проектной методики в современном процессе обучения. Правила составления программ элективных курсов.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2012

    Характеристика основных форм и общих принципов организации дифференцированного обучения. Сложности осуществления дифференцированного обучения. Изменение содержания биологического образования в экспериментальном классе в условиях дифференциации.

    дипломная работа , добавлен 05.03.2013

    Получение среднего образования и духовного развития в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Изучение инновационных форм обучения, их классификация, возможности их положительной реализации в процессе дифференцированного обучения на практике.

    реферат , добавлен 24.12.2013

    Концепция модернизации российского образования. Профильное обучение. Элективные курсы, обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Функции,выполняемые элективными курсами по географии.

    статья , добавлен 10.12.2008

    Двухуровневый стандарт общего образования на старшей ступени. Цели и задачи профильного обучения. Технология профилизации образовательного процесса. Характеристика предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях. Курсы по выбору профессии.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Специфика дифференцированного обучения учащихся по математике. Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода. Психолого-педагогические основы и критерии. Методика организации работы по обучению.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2012

    Подготовка молодых специалистов. Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля учащихся. Виды самоконтроля и их классификация. Формирование самоконтроля учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения.

    дипломная работа , добавлен 10.10.2011

    Цели и формы дифференцированного обучения, его психолого-педагогические основы и критерии. Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации. Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Организация трудового обучения и профессиональной ориентации школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Значение правильного выбора профессии. Предпрофильная подготовка как условие повышения готовности подростка к профопределению.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2011

    Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен. Формы и направления деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.

ЛЕКЦИЯ


Профессиональное обучение в системе НПО подразделяется на производственное и теоретическое. Изучение вопросов теории позволяют учащимся приобретать научную основу знания о явлениях, процессах, будущей профессии, расширяет их кругозор. Целью производственного обучения назовем получение учащимися практических навыков выполнения трудовых действий в соответствии со своей профессией, согласно тем требованиям, которые изложены в ЕТКС и в профессиональной характеристике в ГОС по каждой профессии.

Установив логическое соответствие видно, что знания преимущественно приобретаются на занятиях теоретического обучения, а на уроках по производственному обучению - в основном формируются навыки и умения. Однако, на ПО возможно получить и знания, но только практического (опытного) характера. В теоретических же курсах решаются задачи и неоднократное повторение алгоритма приводит к умениям, и эти умения уже интеллектуальные.


Основные понятия и термины, составляющие основу производственного обучения


Трудовой процесс - совокупность трудовых действий или функций работника для выполнения законченных работ по профессии. Определение дано Николаем Ивановичем Макиенко, однако под совокупностью понимается скорее «куча» элементов, не взаимодействующих между собой. К определению трудового процесса больше подходит слово «система» - элементы, взаимодействующие между собой, а не разрозненные.

Трудовой процесс имеет составляющие, т.е. его можно разбить на компоненты, на трудовые операции, такое разделение берет свое начало еще с 19 века.

Трудовые операции - это часть трудовой деятельности, которая осуществляется однотипным оборудованием и инструментами и одними и теми же орудиями труда. Например, изготовление прямого шва включено в трудовой процесс, трудовые приемы и движения - одинаковые.

Не следует путать трудовую операцию с технологической операцией, но часто они совпадают, что в основном касается ручного труда (при утюжке ручной и машинной операция одна, а приемы и движения разные).

Трудовые операции включают совокупность трудовых приемов , которые характеризуются некоторой законченностью действий, т.е. их можно выделить из состава операций (например, вставить нить в иглу - это прием). Трудовой прием состоит из трудовых движений, которые нельзя считать законченными, например, принятие правильной рабочей позы.

Одной из целей ПО является освоение трудовых движений, приемов, операций и, в итоге, трудовых процессов. Иерархия дробления трудового процесса позволяет понять, как происходит организация производственного обучения.

Рассмотрим такие понятия, как знания, навыки и умения (ЗНУ). Всем известно, что температура плавления воды 0°С, а кипение происходит при 100°С. Так предложил ученый Цельсий и представители разных наук согласились с этим, считая это законом. А вот понятийно-терминологический аппарат педагогики не устоялся, и поэтому некоторые термины имеют неоднозначное толкование. А поскольку нет однозначного языка общения, трудно разобраться, как правильно, ЗУН, ЗНУ или НЗУ. Если придерживаться строгости и называть эти понятия в строгом порядке от того, что в обучении первично, получиться - знания, навыки и умения.

Рассмотрим подробнее данные характеристики.


Навыки


Навыки - это действие, сформированное путем повторения. Определение приведено в словаре по психологии (под ред. Петровского А.В., 1990 г.).

Существует другой вариант толкования данного понятия, приведенного в педагогическом энциклопедическом словаре (под ред. Академика Бим-Бад Б.М., интернет: www.dictionary.fio.ru). Навыки - способность в процессе целенаправленной деятельности, выполнять составляющие действия, автоматизировано, без специальной концентрации внимания, но под контролем сознания (пример - навык письма).

Если сравнить два этих определения, видно, что они однотипны. Навыки можно классифицировать по двум признакам.

Классификация по психологической характеристике:

1. Двигательные или моторные - подразумевают точность, быстроту, ловкость, координацию и правильность выполнения движений (в детском саде воспитатели формируют мелкую моторику);

2. Сенсорные - навыки данного типа связаны со всеми органами чувств (диагностика по цвету - выполняют металлурги, по вкусу - необходима кондитерам, а также различение по осязанию, по звуку);

3. Интеллектуальные (умственные) - характеризуют способность принимать решения быстро, без специального обдумывания, устанавливать причинно следственные связи, которые толкают на совершения действий;

Классификация по условиям формирования навыков:

1. Первоначальные и сформировавшиеся - характеризуются продолжительностью упражнений (первоначальные навыки конспектирования при постоянном упражнении становятся сформированными);

2. Простые и сложные - характеризуются простотой и координацией;

3. Разрозненные и комплексные характеризуются двигательными и сенсорно-моторными функциями;

4. Шаблонные и гибкие.

Многие навыки проявляются у человека комплексно, например, действуя в чрезвычайных ситуациях.


Процесс формирования навыков


Существует четыре основных этапа формирования навыков.

этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать 1000 оттенков черного цвета сначала возникает много неверных вариантов.

этап. Сознательное, но не умелое выполнение: в ходе упражнений обучаемый выполняет действие не устойчиво, не смотря на высокую концентрацию внимания. Наличие большого количества лишних и не точных движений расходует физические силы.

этап. Автоматизация навыков: происходит в результате длительных упражнений, когда появляется возможность перенести внимания на параллельные действия, объекты и повысить качество работы. Так, водитель автомобиля с опытом не концентрирует внимание на руках и ногах во время езды, а изучает окружающую обстановку, видит красный свет, пешеходов.

этап. Становление высокоавтоматизированных навыков: это точное, устойчивое воспроизведение действий, усвоенный навык, который входит в состав другого более сложного действия (конспектирование с навыком письма).

При освоении навыков происходит и их перенос. Перенос навыка - это явление, в результате которого операции, отработанные для одного действия полезны при выполнении операций для другого действия. Переносы бывают положительные и отрицательные. Отрицательный перенос происходит тогда, когда человек приспосабливает новый навык на устоявшееся действие, когда он использует один и тот же навык для реализации работ, которые внешне схожи, а фактически различны. Пример: управление автомобилями с разными видами коробок передач, например, ВАЗ - сначала езда на «классике», а затем на представителе «десятого» семейства.


Факторы, которые влияют на быстроту приобретения навыков


Заинтересованность учащихся в достижении успеха. Четкая мотивация всегда приводит к успеху в работе.

Наличие необходимых теоретических и прикладных знаний. На пустом месте невозможно построить процесс обучения, в особенности интеллектуального характера.

Педагогическое мастерство мастера - эффективность всех видов инструктирования в процессе обучения.

4. Своевременный контроль и самоконтроль. Поскольку мастер производственного обучения не успевает одновременно проверить всех в ходе урока, то контрольные точки необходимы для правильного выполнения трудовых движений. Если контроль не проводить, то учащиеся будут выполнять операции не верно, у них сформируются ошибочные навыки. Самоконтроль самих обучаемых за своими действиями тоже обязателен, он помогает мастеру в процессе инструктажа.

Своевременность и справедливость оценок учащихся (стимулирование, похвала, порицание должны быть к месту, сразу как возникла в этом необходимость).

Количество упражнений (чем их больше, тем быстрее приобретается навык и тем он качественнее).

Требования к уровню освоения навыков. Чем выше уровень, предъявляемый к отработке движений и приемов, тем дольше происходит освоение конкретного навыка. Поэтому нельзя «перегибать палку», к сложным операциям не следует предъявлять повышенных требований, а к формированию самых простых навыков попустительски относиться, вроде «что тут долго мучиться, все предельно просто».

Простота или сложность приобретаемого навыка влияют на время формирования навыка. Речь идет о целесообразном, пропорциональном распределении времени в зависимости от сложности действий.

Индивидуальные особенности учащихся. Очевидно, что не все в группе за определенное время усвоят навык на одном уровне. Кто-то справиться быстро, а кому-то потребуются дополнительные усилия.


Умения


Умения формируются на базе действий и выполняются бесконтрольно (из психологического словаря Петровского А.В.). Это способность человека выполнять работу продуктивно, с должным качеством и своевременно, как в стандартных, так и в новых условиях. Умения, так же как и навыки формируются последовательно, в пять этапов, хотя в профессиональных училищах в основном применяют всего три-четыре.

этап. Появление первоначального умения, когда обозначается цель и ищется способ достижения цели с опорой на ранее приобретенные знания и умения. Здесь часто встречается большое количество брака в работе и малая результативность.

этап. Деятельность становится недостаточно умелой. Этот этап характеризуется наличием знания о способах осуществления конкретных действий, но отдельные их элементы выполняются не всегда успешно. В итоге не соблюдаются нормы времени и качество формируемых умений пока еще ниже среднего.

этап. Появление отдельных общих умений. Так, учащийся знает свои трудовые функции и умеет выполнять работу по изготовлению целого ассортимента изделий. Действует он по образцу, (инструкционно-технологической или инструкционной карте).

Затем происходит формирование высокоразвитого умения. На этом этапе учащийся не только знает, как осуществлять то или иное действие, но и почему его именно так нужно выполнять делать. Он способен самостоятельно выбирать способы действий, если меняется ситуация.

этап. Здесь высокоразвитое умение становиться профессиональным мастерством. Мастерство человека развивается в ходе практической деятельности, как правило, в течение всей жизни.


Формирование трудовых привычек


Профессионально-трудовые привычки - это элементы профессионального поведения, которые формируются в ходе обучения и производственной деятельности и носят автоматический характер. Сами носители привычек не понимают, почему поступают именно так. Формирование привычек это важный этап, который зависит от многих факторов. Вот некоторые из них.

  1. соблюдение трудовой дисциплины;
  2. привычка приходить за 10-15 минут до начала занятия;
  3. соблюдение технологической дисциплины - перед побелкой помыть стены и потолок;
  4. содержание рабочего места в порядке;
  5. бережливость и экономичность в расходовании ресурсов;
  6. выполнение правил техники безопасности;
  7. изыскание новых приемов труда, рационализация и стремление к обмену опытом.

В производственном обучении выделяют системы, различающиеся тем, как содержание отражается на различных формах, методах и средствах обучения.


Системы производственного обучения


Система ПО - это совокупность взаимодействующих частей процесса обучения трудовой деятельности: содержания, методов, средств и организационных форм. В ходе развития человечества, роста науки, технического прогресса сложились системы ПО, связанные с подготовки кадров, которые широко используются в практике, или наоборот, менее удобны в применении в наше время. Некоторые из них рассматриваются ниже в историческом аспекте, то есть в порядке их появления.


Предметная система (называется так от предмета, изделия, который надлежит изготовить)


Мастер или ремесленник изготавливает продукт, а подмастерье присутствует, наблюдает за действиями мастера и в скором времени сам пытается скопировать часть работы, а затем весь процесс создания целого изделия.

Положительные стороны:

  1. Учащийся с самого начала приобщен к труду, у него появляется интерес к труду, который оказывает высокое стимулирующее воздействие. Учащийся видит важность товара и гордится изготавливаемой продукцией, выходящей из его рук.
  2. Простота в организации обучения, где со стороны мастера прилагается минимальное количество усилий (смотри-учись).

Отрицательные стороны:

  1. Отсутствие условий для проведения обучения, когда научные принципы дидактики не соблюдаются (игнорируется учет познавательных и возрастных особенностей учащегося, не применяется принцип построения от простого к сложному).
  2. Полное отсутствие теоретической подготовки и тренировочных упражнений при выполнении трудовых приемов. Подмастерье многое делает неосознанно, на основе бытовых знаний, приобретенных самостоятельно, что тормозит развитие и рост личности.
  3. У тех, кто обучался по этой системе, зачастую имеется ограниченное число трудовых приемов, и они осваивают лишь отдельные операции. При изменении ассортимента продукции, не все приобретенные навыки пригождаются и приходиться обучаться снова, чтобы выполнять операции в новых условиях.

Система существовала с того времени, когда обезьяна взяла палку и показала другой, как сбивать банан с бананового дерева, вплоть до появления крупного индустриального производства в середине 19 в. В некоторых случаях встречается по сегодняшний день.


Операционная система


Система появилась в период формирования училищ с производственной базой и сложилась на серьезном фундаменте. В 1868 году в Московском высшем техническом училище, ныне МГТУ им. Баумана, впервые было предложено разделить все трудовые процессы на операции. Профессии осваивались постепенно, в два этапа, в специально созданных и оборудованных местах. Первый этап - изучение и отработка выделенных из состава трудового процесса операций в учебно-производственных мастерских в училище. Второй этап - работа в стенах учебного завода, где учащиеся закрепляли приобретенные навыки и умения осуществления трудовых операций и производили товарную продукцию. Это было неким революционным прорывом в профессиональном обучении. Система попала «за океан» и стала называться «Русской».

Позитивные стороны системы:

  1. Разбиение процесса производства изделия на трудовые операции позволяло изучать его по составляющим, что увеличивало доступность материала.
  2. Изучение осуществлялось в порядке усложнения трудовых операций, что с научной стороны соответствовало индуктивному способу построения обучения (от простого к сложному).

Негативные моменты:

  1. На первом этапе работы учащиеся изготавливали фрагменты единого звена (одного вида товарного изделия), которые, как правило, не имели дальнейшего применения. Интерес учащихся падал, так как полуфабрикаты шли «в корзину».
  2. Ассортимент товаров часто заключал в себе небольшой спектр трудовых операций. Для качественного овладения профессией изучаемых операций было не достаточно. Выпускники обладали ограниченным набором навыков и умений.
  3. Учебные заводы состояли на условиях самоокупаемости, и поэтому учащиеся выпускали продукцию, значимую только для конкретного времени. Когда вкусы народа менялись, необходимо было обновлять производство на учебном предприятии. Перед училищем возникала проблема подготовки новых кадров, разработки перечня трудовых операций, соответствующих новым трудовым процессам, так как молодые рабочие плохо адаптировались и не могли без подготовки изготовлять востребованный товар.

3. В 1880х гг. педагогами профессионально-педагогического образования была внедрена операционно-предметная система . Согласно ей преднамеренно продумывались такие изделия, чтобы при их изготовлении отработать все трудовые операции по данной профессии. Система не нашла большого распространения, но использовалась более 40 лет.

Положительным моментом в ней является то, что обучение очень заинтересовывало учащихся. Но недостатки были:

  1. Обучение не предусматривало проведения упражнений для закрепления, следовательно, не происходило автоматизации навыков. Все товарные предметы изготавливались по шаблону, образцу, поэтому любые изменения сразу же вызывали затруднения.
  2. Очень сложно подобрать такие изделия, что бы трудовые операции, выполняемые при их производстве, в полном объеме удовлетворяли широкому спектру нужных для профессии операций.

4. В период 1920-1930х годов, во время индустриализации, Центральный институт труда (ЦИТ) предложил свою систему, систему ЦИТа . Суть ее заключалась в том, что многократными тренировочными упражнениями отрабатывались элементы движений, движения, приемы, операции трудовой деятельности и в итоге, целый процесс. В рамках такой подготовки были разработаны тренажеры для формирования у учащихся скоростных навыков. Обученные люди являлись незаменимыми работниками в условиях конвейерного производства. Одним словом, система ЦИТа подготовила целую «армию винтиков большого механизма».

Отрицательным моментом укажем полное игнорирование теоретической составляющей обучения.

5. В начале 30-х гг. на предприятиях появились школы фабрично-заводского ученичества (школы ФЗУ). В 1935-1936 гг. преподаватели и мастера ПО из них предложили операционно-комплексную систему ПО (ОКС). Согласно ей обучение ведется по схеме, где темы по освоению операций следуют определенном порядке, включая мероприятия по закреплению и проверке усвоенных операций. Сначала выполняются упражнения по отдельным операциям. Затем они закрепляются в комплексной УПР, составляя часть трудового процесса по изготовлению изделия или полный процесс (когда он не сложный). Причем, в УПР порядок операций может идти не в строгой последовательности, как они изучены, а соответствовать ходу изготовления какого-либо товарной единицы или ее части. В конце обязательно контролируется качество выполнения всех изученных операций. Система позволяет получить неплохие результаты.

В настоящее время профессиям швейного производства обучают именно по ОКС. Однако, система не универсальна и не может быть применима к подготовке по творческим профессиям (художник по костюму), по профессиям, занятым на непрерывном производстве (сталевар, работа с мартеновской печью, которую нельзя останавливать) и др.

Кроме описанных систем ПО, существуют ситуативная система ПО и проблемно-тематически-видовая .

профессиональное обучение умение трудовой


Литература


1.Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М., 1981.

2.Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -Тюмень, 1995.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. -Екатеринбург. 1996.

Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения. -Казань. 1994.


Теги: Содержание производственного обучения в профессиональных образовательных учреждениях

  • GNU(рекурсивный акроним от GNU’s Not UNIX - «GNU - не Unix!») - это проект создания свободной UNIX-подобная операционной системы, открытый в 1983 году Ричардом Столлмэном.
  • I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  • I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  • II. Становление и развитие системы общественного призрения
  • II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  • IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
  • Производственное обучение- это подготовка учащихся к непосредственному практическому осуществлению определенных трудовых процессов на основе полученных знаний. Производственное обучение является учебно- производственным процессом, т.е. содержит элементы учебного и производственного (трудового) процессов во взаимасвязи.

    Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.

    Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.

    Исторически первой возникла предметная система.Ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. Сложность работ постепенно возрастала. Ученик не знакомился специально с правилами выполнения отдельных трудовых приемов, а старался лишь копировать трудовые действия обучающего.Основной недостаток - в результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы и вынуждены заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы.

    Разделение труда рабочих привело к дроблению технологического процесса на операции. Появилась операционная система профессиональной подготовки, созданная в последней четверти XIX в. группой работников Московского технического училища во главе с Д.К. Советкиным. операционная система-не приковывала учеников к определенному ряду изделий, работ, а вооружала их в рамках профессии универсальными знаниями и умениями. Недостаток-Освоение операций происходило, как правило, в процессе выполнения учебных работ, т. е. труд учеников не носил производительного характера. не предусматривает формирования умений организации труда, планирования последовательности применения операций, без чего рабочий не может считаться подготовленным к труду в производственных условиях.



    В конце 20-х гг. в СССР получила распространение моторно-тренировочная система - так называемая система ЦИТ. В основу положены многократные тренировочные упражнения, имеющие целью научить обучающихся выполнять вначале элементы трудовых движений, затем на основе отработанных трудовых движений отрабатываются трудовые приемы и операции. При обучении по системе ЦИТ широко применялись различные тренировочные приспособления и устройства, имитирующие реальные трудовые процессы. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно «обучить» мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без непосредственного участия сознания. Такой подход к обучению не встретил широкой поддержки, и от него впоследствии отказались. Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и примененапоследовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием – трудовая операция - трудовой процесс.

    операционно-комплексной системе. Обучение по операционно-комплексной системе состоит в том, что учащиеся сначала осваивают последовательно две-три операции, а затем выполняют комплексные работы, включающие эти операции. Далее они приступают к освоению новых групп операций, после чего выполняют работы комплексного характера, требующие применения всех ранее изученных операций. Главный недостаток операционно-комплексной системы - сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся.



    предметно-технологическая система. В основу системы производственного обучения положена предметная структура. Основная учебная единица - объект работы (деталь).Сущность производственного обучения состоит во всестороннем и полном изучении трудовых приемов, операций и процессов, применяемых при обработке типичных для данной профессии изделий-деталей, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности. Детали при этом разделяются на классы, подклассы, группы и типы в зависимости от их назначения, геометрической формы, технологических и трудовых процессов.

    проблемно-аналитическая система. Исходные положения этой системы: современное производство требует от рабочего развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого рабочего носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.

    конструкторско-технологическая система, разработанная для применения в общеобразовательной школе в процессе трудового обучения. Ведущей идеей этой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. В процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические и технологические задачи.

    Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах.


    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

    ФАКУЛЬТЕТ Управления

    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Менеджмент организации

    ДИСЦИПЛИНА Экономические основы

    технологического развития

    РЕФЕРАТ

    НА ТЕМУ

    ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

    Студента Долуева Геннадия

    Группы УМШЗ-51/5-СВ-1

    Научн. руководитель

    МОСКВА 2011

    Введение ..........................................................................................................3

    1. Производственный и технологический процессы .....................................4

    1.2.Основы построения технологического процесса .....................................7

    2. Экономическая эффективность и технико-экономические

    показатели технологических процессов ...................................................12

    Заключение ...................................................................................................17

    Список использованной литературы ........................................................18

    Введение

    Роль и значение каждой страны в мировой экономике и политике определяется тем, насколько эта страна, владеет высокими технологиями.

    Особенностью современного развития технологий является переход к технолого-экономическим системам высокой эффективности, охватывающим производственный процесс от первой до последней операции и оснащенным прогрессивными техническими средствами.

    Промышленность создает условия для более эффективного использования материальных и трудовых ресурсов страны, для достижения максимальных результатов при оптимальных затратах. Общественное разделение труда привело к появлению ряда отраслей промышленности, каждая из которых специализирована на производстве отдельных продуктов и даже их частей.

    В процессе производства все отрасли хозяйства взаимодействуют, снабжая друг друга сырьем, материалами, орудиями труда, обеспечивают всем необходимым непроизводственную сферу и науку.

    Техническое оснащение промышленностью всех отраслей народного хозяйства служит базой неуклонного роста производительности труда и непрерывного увеличения масштабов производства.

    Развитие промышленности, в особенности тяжелой индустрии, способствует более рациональному размещению производительных сил, всестороннему подъему всех экономических районов страны, целесообразному использованию природных богатств.

    Цель работы – получение четкого представления об основных

    технологических процессах производства изделий, конструкций и сооружений и экономических показателях указанных процессов.

    1.Производственный и технологический процессы

    Каждое предприятие объединяет коллектив работник, в распоряжении его находятся машины, здания и сооружения, а также сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо другие средства производства в размерах, необходимых для производства определенных видов продукции в установленном количестве в заданные сроки. На предприятиях осуществляется процесс производства, в ходе которого рабочие с помощью орудий труда превращают сырье и материалы в готовую продукцию, необходимую обществу. Каждое промышленное предприятие является единым производственно-техническим организмом. Производственно-техническое единство предприятия определяется общностью назначения изготовляемой продукции или процессов ее производства. Производственно-техническое единство является важнейшей чертой предприятия.

    Основу деятельности каждого предприятия составляет производственный процесс - процесс воспроизводства материальных благ и производственных отношений, производственный процесс является основой действий, в результате которых исходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию, соответствующую своему назначению.

    В каждый производственный процесс входят основные и вспомогательные технологические процессы. Технологические процессы, обеспечивающие превращение сырья и материалов в готовую продукцию, называются основными. Вспомогательные технологические процессы обеспечивают изготовление продукции, используемой для обслуживания основного производства. Например, подготовка производства, производство энергии для собственных нужд, изготовление инструментов, оснастки, запасных частей для ремонта оборудования предприятия.

    По своему характеру технологические процессы бывают синтетические, при которых из различных видов сырья и материалов изготавливается один вид продукции; аналитические, когда многие виды продукции изготавливаются из одного вида сырья; прямые, когда осуществляется производство одного вида, продукции из одного виды сырья.

    Разнообразие продуктов производства, видов сырья, оборудования, методов работ и т. п. обусловливает и разнообразие технологических процессов. Технологические процессы различаются по характеру изготавливаемой продукции, используемым материалам, применяемым методам и способам производства, организационному построению и другим признакам. Но при всем этом они имеют и ряд признаков, позволяющих объединить различные процессы в группы.

    Общепринято технологические процессы разделять на механические и физические, химические и биологические и комбинированные.

    При механических и физических процессах изменяются только внешний вид и физические свойства материала. Химические и биологические процессы приводят к более глубоким превращениям материала, вызывая изменение его первоначальных свойств. Комбинированные процессы представляют собой сочетание указанных процессов и являются наиболее распространенными в практике.

    В зависимости от вида преобладающих затрат различают технологические процессы: материалоемкие, трудоемкие, энергоемкие, капиталоемкие и др.

    В зависимости от вида применяемого труда технологические процессы могут быть ручные, машинно-ручные, автоматные и аппаратные.

    В любом технологическом процессе легко выделить его часть, которая повторяется с каждой единицей одинаковой продукции, называемую циклом технологического процесса. Циклическая часть процесса может осуществляться периодически либо непрерывно, соответственно этому различают периодические и непрерывные технологические процессы. Периодическими называются процессы, циклическая часть которых прерывается после включения в эти процессы предмета труда (нового). Непрерывными называются такие технологические процессы, которые приостанавливаются не после изготовления каждой единицы продукции, а лишь тогда, когда прекращается подача обрабатываемого или перерабатываемого сырья.

    Основными элементами, определяющими технологический процесс, являются целесообразная деятельность человека или сам труд, предметы труда и средства труда.

    Целесообразная деятельность или сам труд осуществляется человеком, который затрачивает нервно-мышечную энергию для выполнения различных движений, наблюдения и контроля за воздействием орудий труда на предметы труда.

    Предмет труда - это то, на что направлен труд человека, К предметам труда, превращаемым в процессе переработки в готовую продукцию, относятся: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты.

    Средства труда - это то, чем воздействует человек на предмет труда. К средствам труда относятся здания и сооружения, оборудование, транспортные средства и инструменты. В составе средств труда определяющая роль принадлежит орудиям производства, т. е. оборудованию (особенно рабочим машинам).

    1.1.Типы производства, их технико-экономическая характеристика

    Тип производства как наиболее общая организационно-техническая характеристика производства определяется главным образом степенью специализации рабочих мест, величиной и постоянством номенклатуры объектов производства, а также формой движения изделий по рабочим местам.

    Степень специализации рабочих мест характеризуется коэффициентом серийности, под которым понимается количество различных операций, выполняемых на одном рабочем месте.

    Под номенклатурой понимается разновидность объектов производства. Номенклатура изготовляемых на рабочем месте изделий может быть постоянной и переменной. К постоянной номенклатуре относятся изделия, изготовление которых продолжается сравнительно долгое время - год и более. При постоянной номенклатуре изготовление и выпуск изделий может быть непрерывным и периодическим, повторяющимся через определенные промежутки времени; при переменной номенклатуре изготовление и выпуск изделий меняется и повторяться может через неопределенные промежутки времени или не повторяться.

    Различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

    Единичное производство характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий и малым объемом их выпуска. Единичному производству свойственны следующие особенности: применение универсального оборудования, универсальных приспособлений и инструмента, размещение оборудования группами по видам, наиболее длительный цикл изготовления деталей. По принципу единичного производства организованы цехи опытных, ремонтных и других производств.

    Серийное производство характеризуется ограниченной номенклатурой изделий, изготовляемых периодически повторяющимися производственными партиями (сериями) при заданном объеме выпуска.

    Производственной партией называют группы изделий одного наименования и типоразмера, запускаемых в обработку одновременно или непрерывно в течение определенного интервала времени.

    Серийное производство условно разделяют на мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное. Серийность производства характеризуется коэффициентом серийности (К) закрепления операций за одним рабочим местом. Если за одним рабочим местом закреплено от 2 до 5 операций, т. е. коэффициент К = 2/5, то такое производство считают крупносерийным, при К = 6/10 - среднесерийным, при К > 10 - мелкосерийным.

    Серийному производству свойственны следующие особенности: необходимость переналадки станков с операции на операцию, поскольку за одним рабочим местом закреплено несколько операций, расположение оборудования по потоку (в крупносерийном производстве) илисто групповому признаку (в мелкосерийном производстве), наличие межоперационного складирования изделий, длительный цикл изготовления изделий.

    Массовое производство характеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготавливаемых в течение продолжительного времени. В массовом производстве на каждом рабочем месте выполняется одна неизменно повторяющаяся операция. Массовому производству свойственны следующие особенности: расположение оборудования в последовательности выполнения операций, применение высокопроизводительного оборудования, специальных приспособлений и инструмента, широкое использование транспортных устройств для передачи изделий вдоль поточной линии, механизация и автоматизация технического контроля, короткие грузопотоки на линии обработки, наименьшая длительность производственного цикла.

    По мере повышения степени специализации рабочих мест, непрерывности и прямоточности движения изделий по рабочим местам, т. е, при переходе от единичного к серийному и от серийного к массовому типу производства, увеличивается возможность применения специального оборудования и технологического оснащения, более производительных технологических процессов, передовых методов организации труда, а также механизации и автоматизации производственных процессов. Все это приводит к повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.

    Основными факторами, способствующими переходу к серийному и массовому типам производства, являются повышение уровня специализации и кооперирования в промышленности, широкое внедрение стандартизации, нормализации и унификации изделий, а также унификации технологических процессов.

    1.2.Основы построения технологического процесса

    Организация технологического процесса. Под организацией технологического процесса понимается рациональное сочетание живого труда с вещественными элементами производства (средствами и предметами труда) в пространстве и во времени, обеспечивающее наиболее эффективное выполнение производственного плана.

    Организация технологического процесса основана на разделении труда (единичной форме) и специализации его на отдельных работах. В результате специализации изготовление продукции и ее частей происходит на обоснованных участках предприятия с последовательной передачей предмета труда от одного рабочего места к другому. Таким образом, совокупный технологический процесс расчленяется на отдельные части, разделенные в пространстве и во времени, но взаимосвязанные целью производства.

    Разделение труда обязательно предполагает его соединение, поскольку каждая частичная работа приобретает определенный смысл лишь в сочетании с другими частичными работами. Поэтому специализация труда получает свое дополнение в его кооперировании. Следовательно, объективная необходимость организации технологического процесса вытекает из внутренней расчлененности производства на отдельные, но взаимосвязанные части.

    Состав технологического процесса. Технологический процесс включает ряд стадий, каждая из которых состоит из производственных операций. Операция - это технологически и технически однородная, законченная на данной стадии часть процесса, представляющая собой комплекс элементарных работ, выполняемых рабочим (или рабочими) при обработке определенного предмета труда на одном рабочем месте,

    Операция - основная часть технологического процесса, основной элемент производственного планирования и учета. Необходимость деления процесса на операции порождается техническими и экономическими причинами. Например, технически невозможно одновременно обработать все поверхности заготовки на одном станке. Да и по экономическим соображениям выгоднее разделить технологический процесс на части.

    Операция состоит из ряда приемов, каждый из которых представляет собой законченную элементарную работу (или совокупность законченных действий). Приемы разделяются на отдельные движения. Движение - это часть приема, характеризующаяся однократным перемещением тела или конечностей рабочего.

    Структура технологического процесса. Под структурой технологического процесса понимают состав и сочетание элементов, определяющих схему построения процесса, т. е. виды, количество и порядок выполнения производственных операций. Схема технологического процесса, может быть, простой и сложной. Она зависит от вида и характера изготовляемой продукции, количества и номенклатуры, предъявляемых к ней требований, вида и качества исходных материалов, уровня развития техники, условий кооперирования и многих других факторов.

    Простые процессы состоят из небольшого числа операций, их сырье представляет собой однородную массу или включает небольшое количество компонентов. Продукция таких процессов в основном однородная. Технологическая схема их сравнительно несложная. К ним.относятся процессы кирпичного, стекольного, прядильного производства, предприятий горной промышленности и др.

    Процессы второго типа отличаются сложностью схемы построения, многооперационностью, большим разнообразием применяемых материалов, используемого оборудования. Сложные процессы имеют развитую форму организации и требуют значительных площадей. Примерами их могут быть процессы машиностроения, металлургии, химической промышленности и др.

    Разработка технологического процесса. В основе любого промышленного производства, как было отмечено, лежит производственный процесс, который включает ряд технологических процессов.

    Прежде чем начать изготовление объекта производства (машины, аппараты, механизмы и др.), необходимо спроектировать технологический процесс.

    Технологическое проектирование - сложная работа. От того, насколько тщательно она выполнена, зависят все технико-экономические показатели разрабатываемого процесса. Технологический процесс должен быть запланирован так, чтобы оборудование, инструменты, приспособления, сырье, производственные площади использовались наиболее полно и правильно при условии максимального облегчения и безопасности труда.

    Для составления технологического процесса необходимо иметь ряд исходных данных. К их числу относятся:

    вид и характер объектов производства;

    программа выпуска продукции;

    требования, которым она должна удовлетворять;

    производственные возможности предприятия (наличие оборудования, энергетические мощности и т, д.).

    Для этого используются чертежи, схемы, технические условия, ГОСТы, объем и план выпуска продукции, ведомости и паспорта оборудования, каталоги инструментов, инструкции на испытания, приемку, а также другие нормативные и справочные данные.

    Основным техническим документом производства является рабочий чертеж, представляющий собой графическое изображение изготовляемых деталей и изделий, предъявляемых к ним требований по форме, размерам, видам обработки, методам контроля, маркам используемых материалов, весу заготовок и деталей, а следовательно, нормам расхода материалов. В производстве широко используют и схемы, позволяющие усвоить последовательность работы.

    При разработке технологического процесса учитывают, и объем выпуска продукции. При большом плане выпуска, например в условиях крупносерийного и массового производства, выгодно применение специальных видов инструментов и приспособлений, специализированного оборудования и автоматических линий. В условиях единичного (индивидуального) производства ориентируются на универсальное оборудование и приспособления и на высококвалифицированную рабочую силу.

    Существенное влияние на формирование технологии оказывают условия, в которых она должна осуществляться. Если технологический процесс разрабатывается для действующего предприятия, то при выборе его вариантов приходится ориентироваться на имеющееся оборудование, учитывать возможности заготовительных и инструментальных цехов, энергетической базы. В ряде случаев это ограничивает выбор методов обработки. При разработке технологии для вновь проектируемого предприятия эти ограничения отпадают.

    Разработанный технологический процесс оформляют рядом документов, технологических карт, в которых регламентированы все положения, режимы и показатели применяемой технологии.

    Наиболее важным из этих документов является технологическая карта, в которой содержатся все данные и сведения по технологии изготовления какой-либо детали или изделия, полное описание процесса производства по операциям с указанием применяемого оборудования, инструмента, приспособлений, режимов работ, нормы времени, квалификации и разряда рабочего.

    Современная техника позволяет производить одну и ту же продукцию или выполнять одинаковую работу различными методами. Поэтому при технологическом проектировании имеются широкие возможности выбора технологических процессов.

    При существующем многообразии методов и средств производства часто разрабатывают несколько вариантов технологического процесса и, составляя калькуляцию себестоимости, выбирают наиболее эффективный с экономической точки зрения вариант.

    Для уменьшения числа сопоставляемых вариантов важно использовать типовые решения, рекомендации нормативных и руководящих материалов и не рассматривать те варианты, от реализации которых не ожидается получить ощутимых положительных результатов.

    Продукты технологического процесса. Конечным результатом технологического процесса является готовая продукция, т.е. такие изделия и материалы, процесс труда над которыми на данном предприятии полностью закончен, и они укомплектованы, упакованы, приняты отделом технического контроля и могут быть отправлены потребителю. Незаконченные производством изделия называются незавершенными.

    Осуществляя технологический процесс, человек ставит перед собой две задачи:

    1) получить изделие, которое удовлетворяло бы его потребностям;

    2) затратить на его изготовление меньше труда, материалов, энергии и т.д.

    Каждое изделие может удовлетворять ту или иную потребность человека только в том случае, если оно обладает качеством, которое определяет его назначение. Без надлежащего качества изделие становится ненужным человеку и затраченные на него труд и предметы природы расходуются бесполезно.

    Под качеством продукции следует понимать соответствие ее признаков и свойств требованиям технического прогресса и обоснованным запросам народного хозяйства, вытекающее из условий практического использования изделий.

    Качество продукции не является ее постоянным свойством. Оно изменяется с процессом производства и повышением требований, предъявляемых к готовой продукции потребителями.

    Совершенствование технологий производства позволяет непрерывно улучшать качество выпускаемой продукции. Чем выше ее уровень, тем эффективнее и производительнее общественный труд. Использование в народном хозяйстве более совершенной продукции ведет к снижению расходов на эксплуатацию, ремонт, удлиняет сроки службы и поэтому как бы увеличивает объем производства изделий. Но повышение качественных характеристик товаров нередко вносит значительные изменения в процесс производства, вызывает усложнение технологии, удлиняет цикл работ. Увеличивается количество операций и оборудования, повышается трудоемкость обработки. Все это может привести к увеличению себестоимости, снижению фондоотдачи, дополнительным капитальным вложениям. Поэтому повышение качества продукции должно преследовать строго определенные, экономически обоснованные задачи. Но даже если улучшение качества изделий требует дополнительных затрат, то ценность изделий обычно возрастает в большей пропорции, чем растут затраты. Качество продукции тесно связано с рентабельностью.

    2. Экономическая эффективность и технико-экономические показатели технологических процессов

    Используя все достижения технического прогресса, совершенствуются старые и внедряются новые, более эффективные технологические процессы. Экономическую эффективность весьма трудно выразить каким-то однозначным, обобщенным показателем. Технический прогресс обычно дает сложный эффект, который находит свое выражение в экономии живого труда, т. е. повышении его производительности, экономии овеществленного труда - сырья, материалов, топлива, электроэнергии, инструментов, экономии капитальных затрат, улучшении использования основных фондов, в повышении качества продукции, облегчении труда и повышении его безопасности.

    Таким образом, экономическая эффективность применяемой технологии определяется целым рядом показателей, которые непосредственно связаны с техническим совершенствованием и экономическим развитием производства. Такие технико-экономические показатели представляют систему величин, характеризующих материально-производственную базу предприятия, организацию производства, использование основных и оборотных фондов, труда при изготовлении продукции. Эти показатели отражают степень технической оснащенности предприятия, загрузки оборудования, рациональность использования материально-сырьевых, топливно-энергетических ресурсов, живого труда в процессе производства, экономическую эффективность применяемой технологии и т. д. Использование их дает возможность произвести анализ технологических процессов, определить особенности, прогрессивность последних, выявить узкие места, найти и использовать резервы производства, Решение перечисленных задач достигается изучением и сопоставлением этих показателей на основе анализа элементов технологического процесса в их взаимосвязи при учете всех взаимодействующих факторов.

    Все технико-экономические показатели делят на количественные и качественные. Первые определяют количественную сторону технологического процесса (объем производимой продукции, число единиц оборудования, количество работающих), вторые -- его качественную сторону (эффективность использования труда, сырья, материалов, основных фондов, финансовых ресурсов).

    Технико-экономические показатели бывают натуральные и стоимостные. Натуральные дают односторонние характеристики (трудоемкость, расход сырья, время процесса или операции и т. п.). Поэтому при решении вопросов экономической эффективности технологии нужны и стоимостные показатели - себестоимость, прибыль, фондоотдача и др.

    По связи с материальными объектами производственного процесса все технико-экономические показатели можно объединить в следующие группы:

    1. Технологические показатели, т. е. показатели, характеризующие свойства предмета труда. К ним относятся прежде всего те показатели, величина которых влияет на ход производственного процесса. Так, например, к технологическим показателям, характеризующим древесную массу, используемую в целлюлозно-бумажной промышленности, относятся длина волокна, влажность, содержание смолы и т. д.; свойства металлических деталей, обрабатываемых резаньем, определяются, прежде всего, составом металла (сплава), его временным сопротивлением на разрыв (или твердость), геометрическими размерами. Хотя общее число технологических показателей достаточно велико, для каждого производственного процесса число их вполне ограничено.

    Конструкционные показатели, т. е. показатели, характеризующие орудия труда. К ним относятся свойства орудий труда, которые оказывают влияние на производственный процесс, - это мощность рабочих машин, их паспортные данные.

    Трудовые показатели - это показатели, характеризующие промышленно-производственный персонал предприятия. К этим показателям относятся численность трудящихся по профессиям, разрядам, а также показатели, характеризующие квалификацию и др.

    Производственные показатели характеризуют ход производственного процесса и его результаты. К ним относятся применяемые режимы работы оборудования (давление, температура, скорость и др.), производительность оборудования, участка, цеха, расходные коэффициенты, показатели, характеризующие качество продукции, и многие другие.

    Экономические показатели влияют на эффективность производственного процесса и характеризуют эту эффективность. К ним относятся цены, тарифы, условия оплаты труда, нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, себестоимость продукции и др.

    Из всей совокупности показателей, которые дают возможность определять и сравнивать уровень технологического процесса и его операции, необходимо выделить следующие: себестоимость, трудоемкость, производительность труда, удельные расходы сырья и материалов, энергетические и топливные затраты, интенсивность использования оборудования и производственных площадей, фондоотдача, величина капиталовложений и срок их окупаемости. В ряде случаев используют другие, частные показатели, дополнительно характеризующие процессы производства: энерговооруженность, коэффициент механизации и автоматизации, величину потребляемой мощности и т. п.

    Важнейшим и обобщающим показателем является себестоимость. Она формируется из различных по своему назначению затрат.

    3. Научно-технический прогресс в промышленности и его экономическая эффективность

    Научно-технический прогресс по содержанию представляет собой поступательное развитие производительных сил общества во всем их многообразии и единстве, что находит отражение в совершенствовании средств и предметов труда, систем управления и технологии производства, в накапливании знаний, улучшении использования национального богатства и природных ресурсов, повышении эффективности общественного производства.

    Основная задача технического прогресса - всемерная экономия общественного труда и обеспечение высоких темпов роста производства. Главные его направления - электрификация, механизация, автоматизация, химизация, интенсификация, газификация.

    Электрификация, означает максимальное внедрение электрической энергии в качестве двигательной силы и для технологических целей (электрометаллургия, электросварка, электронагрев, электролиз, электроискровая обработка и т. п.). Применение электрификации ускоряет процессы производства, повышает производительность и культу -РУ труда, создает предпосылки для внедрения механизации и автоматизации.

    Механизация - замена ручного труда работой машин.

    До сих пор в ряде производственных процессов еще преобладает ручной труд. Механизация их продолжает оставаться важным направлением технического прогресса.

    Автоматизация - высшая форма механизации, при которой технологический процесс осуществляется машинами-автоматами, действующими без непосредственного участия рабочих, чьи функции сводятся лишь к наблюдению, контролю и регулировке. В результате автоматизации облегчается труд и резко повышается его производительность.

    Химизация - это внедрение в производство высокопроизводительных химических методов "обработки м максимальное использование продуктов химической промышленности. Она способствует внедрению аппаратных процессов, которые легко автоматизируются, способствуя повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.

    Интенсификация заключается в улучшении использования средств труда в единицу времени посредством применения повышенных (интенсивных) режимов работ (больших скоростей, высоких давлений, температуры, специальных катализаторов, кислорода и т. п.), она резко ускоряет процессы производства и повышает их производительность.

    Научно-технический прогресс, порождая новую технику, новые материалы, технологические процессы, методы управления и организации производства, производя изменения в структуре производства, представляет собой материальную основу для постоянного достижения обществом экономии живого и овеществленного в средствах производства труда. А это, в свою очередь, служит источником расширенного воспроизводства общественного продукта, роста национального дохода, накопления фонда народного потребления, систематического подъема материального и культурного уровня жизни народа.

    Развитие науки вызывает качественные изменения и в технологии производства. Технология является формой воздействия средств труда на предмет труда, методом его преобразования изменяется главным образом в результате изменения средств труда. Но существует обратная связь, когда требования технологии вызывают необходимость создания новых средств труда. Так, применение химических материалов в промышленности ведет к замене механической обработки формообразованием.

    Основное направление совершенствования технологии выражается в переходе от прерывных, многооперационных процессов механической обработки к прогрессивным процессам на основе химической, электрической, электрофизической и биологической технологии (плазменная металлургия, объемная штамповка, безверетенное прядение и бесчелночное ткачество).

    Важное направление совершенствования технологии составляет обеспечение наиболее рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. Разрабатываются и внедряются в производство технологические процессы, обеспечивающие уменьшение отходов и их максимальную утилизацию, а также системы использования воды по замкнутому циклу. Широко внедряются новые эффективные способы и системы разработки месторождений полезных ископаемых, прогрессивные технологические процессы их добычи, обогащения и переработки, позволяющие повысить степень извлечения полезных ископаемых из недр, резко уменьшить потери в результате вредного воздействия отходов на окружающую среду.

    Заключение

    В практической деятельности экономиста и финансиста технология является главным объектом для инвестиций. Именно за счет прибыли, полученной от своевременно и разумно вложенных в технологию средств, обеспечивается проведение эффективной социально-экономической политики и достигается соответствующий жизненный уровень населения.

    Изучение закономерностей развития технологических процессов производства, формирования и развития технологических систем, способов оценки их качественного состояния позволит экономистам широкого профиля овладеть навыками анализа научно-технического развития как отдельных производств и отраслей, так и народного хозяйства региона или страны в целом.

    Совершенствование технологических процессов - это стержень, сердцевина всего развития современного производства. Совершенствование технологии производства было и остается одним из решающих направлений единой технической политики, материальным базисом технической реконструкции народного хозяйства.

    Поскольку технология - способ превращения исходного предмета труда в готовый продукт, то от нее зависит соотношение между затратами и результатами. Ограниченность трудовых и топливно-сырьевых ресурсов означает, что технология должна стать более экономной, способствовать снижению затрат на единицу конечной продукции. При этом, чем ограниченнее тот или иной вид ресурсов, тем быстрее и в больших масштабах совершенствование технологии должно обеспечить их экономию.

    Промышленность поставляет отдельным отраслям средства производства, и прежде всего орудия, добывает полезные ископаемые, перерабатывает разнообразное сырье, производит промышленные и продовольственные товары.

    Промышленность является основой переустройства сельскохозяйственного производства. Она перерабатывает сельскохозяйственное сырье и производит основную долю товаров народного потребления. Следовательно, от развития промышленности во многом зависит удовлетворение непосредственных потребностей народа.

    Список использованной литературы

      Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2001.

      Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2000.

      Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие.-М.:ИЭП, 2004.

      Калачева А.П.Организация работы предприятия.-М.:ПРИОР, 2000.- 431с.

      Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304с.

      Васильева И. Н. Экономические основы технологического

    развития. Банки и биржи. – М.:ЮНИТИ, 1995.

      Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания.

    Учебник для вузов – М.:Высшая школа, 2003.

    Немченко Ольга Аркадьевна ,

    преподаватель информационных дисциплин

    ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики

    и электронной техники им. А. И. Полежаева»

    СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.

    Сущность производственного обучения состоит во всестороннем и полном изучении трудовых приемов, операций и процессов, применяемых для данной профессии, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности.

    Процесс производственного обучения складывается из трех последовательных периодов: изучение отдельных ситуаций и выполнение соответствующих этим ситуациям приемов труда; изучение проблемы в целом и выполнение необходимых упражнений в поиске неисправностей, регулировке, наладке и т. д.; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулировке, контролю. По мере обучения расширяется круг интеллектуальных действий учащихся.

    Единой системы производственного обучения, одинаково приемлемой для подготовки квалифицированных рабочих по любой профессии, характерной для всех периодов процесса обучения, быть не может. Основные положения системы производственного обучения вытекают из особенностей содержания труда работников определенных групп профессий, предполагаемых условий обучения и зависят от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения - учебную единицу, совокупность которых составляет содержание обучения.

    Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.

    Исторически первой возникла предметная система. Согласно этой системе ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. Основной недостаток рассматриваемой системы - в результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы, и вынуждены заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы.

    При обучении по операционной системе ученики осваивали трудовые операции, составляющие содержание профессии, которой они овладевали. Благодаря этому ученики получали представление, что процесс изготовления любого изделия, выполнения любой работы состоит в основном из набора определенных характерных для профессии технологических операций. Вместе с тем для операционной системы характерны и существенные недостатки. Освоение операций происходило, как правило, в процессе выполнения учебных работ, т. е. труд учеников не носил производительного характера. В результате интерес к учебе снижался.

    Впоследствии это привело к трансформированию указанных систем в так называемую операционно-предметную систему, когда обучение проводится сначала по операционной, а затем по предметной системе.

    В конце 20-хгг. в СССР получила распространение моторно-тренировочная система производственного обучения, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ). В основу производственного обучения по такой системе положены многократные тренировочные упражнения, имеющие целью научить обучающихся выполнять в начале элементы трудовых движений, затем на основе отработанных трудовых движений отрабатываются трудовые приемы и операции. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно «обучить» мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без непосредственного участия сознания. Такой подход к обучению не встретил широкой поддержки, и от него впоследствии отказались.

    Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием – трудовая операция - трудовой процесс. В процессе производственного обучения широко применялись документы письменного инструктирования учащихся. Многие положения системы ЦИТ применяются и в настоящее время.

    Преимущества и достоинства операционно-предметной и моторной системы получили дальнейшее развитие в операционно-комплексной системе производственного обучения, которая является в настоящее время одной из основных.

    Освоение трудовых операций и закрепление их в процессе выполнения работ комплексного характера, когда осваивается целостный технологический процесс, составляет основную задачу первого периода обучения. На втором этапе учащиеся обучаются в ходе выполнения работ по профессии в условиях производства.

    Главный недостаток операционно-комплексной системы - сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся.

    Указанный недостаток операционно-комплексной системы привел к поиску других систем производственного обучения. Характерной в этом отношении является предметно-технологическая система.

    Исходные положения этой системы: современное производство требует от работника развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого работника носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.

    Весьма оригинальной является конструкторско-технологическая система. Ведущей идеей этой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. Таким образом, в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические и технологические задачи. Это весьма ценный аспект конструкторско-технологической системы, он широко используется в практике организации производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях.

    Анализируя сущность всех рассмотренных выше систем производственного обучения, необходимо обратить внимание на единый аналитико-синтетический подход к построению содержания и процесса производственного обучения, характерный для всех этих систем. Он объединяет все предложенные и применяемые системы производственного обучения и учитывается при составлении большинства программ производственного обучения.

    Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах.

    Процесс производственного обучения, как отмечалось выше, имеет специфические особенности, которые определяют выработку принципов обучения, характерных только для него. Эту систему специфических принципов производственного обучения можно представить следующим образом:

      Соответствие требованиям современного производства.

      Связь теории и практики.

      Соединение обучения с производительным трудом учащихся.

      Профессионально-политехническая направленность.

      Самостоятельность.

    Производственная практика является заключительным периодом практического профессионального обучения учащихся. Она включает два этапа учебного процесса:

      производственное обучение учащихся в условиях производства (на предприятиях), где они отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых операций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских;

      специализация учащихся на выполнении определенных видов производственных работ.

    На этих этапах происходят дальнейшее развитие, совершенствование и отработка качеств, характеризующих основы профессионального мастерства учащихся, формируется квалифицированный работник, специалист-профессионал, способный успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Государственного стандарта.

    Образование должно соответствовать интересам и потребностям общества, следовательно, профессиональная подготовка специалистов, направленная на потребности общества, является одной из главных задач профессионального образования.

    Сегодня российские предприятия остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которые не только хорошо подкованы в теории, но и практике.

    По мнению многих специалистов, развитию НПО, СПО необходимо уделить особо пристальное внимание по следующим причинам:

    1. Очевидно, что решение проблем в социально-экономической сфере государства напрямую связанно с правильным использованием трудовых ресурсов, структурированием и развитием рабочей силы. А для этого необходимо обеспечить населению возможность получения качественного профессионального образования.

    2. Согласно статистическим данным, квалифицированные специалисты, получившие средне-профессиональное образование, занимают наибольший сегмент производственных сил общества.

    3. Уровень подготовки специалистов по программам НПО, СПО во многом задает темпы экономического развития РФ. При этом нехватка квалифицированных рабочих кадров уже в обозримом будущем может стать основной проблемой экономики нашей страны .

    Формирование профессиональных умений и навыков студентов ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники им. А. И. Полежаева» происходит в процессе производственного обучения и производственной практики. Многоступенчатый процесс производственного обучения в техникуме позволяет постепенно перейти от простого неквалифицированного труда к более сложному, научиться работать в коллективе и выполнять определённые функции.

    Встречаясь с работодателями, беседуя с обучающимися, анализируя ситуацию наблюдается противоречие: предприятия хотят иметь сразу квалифицированного качественного работника; обучающиеся хотят сразу получать реальные деньги (а квалификации недостаточно). Решить это противоречие возможно, если производственное обучение и производственная практика будут хорошо организованы, не будут потеряны многолетние связи с выпускниками-работодателями, а в договорах заранее будут обозначены пункты по трудоустройству.

    Весь образовательный процесс техникума ориентирован на практическую деятельность выпускников, на формирование у них различных ключевых и профессиональных компетенций, в том числе, таких как: способность работать самостоятельно, уметь принимать решения, брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность действовать в различных проблемных ситуациях. Об этом говорят результаты работы техникума: организация и проведение олимпиад и конкурсов различных уровней; активное участие преподавателей и студентов во всевозможных мероприятиях; золотые, серебряные и бронзовые призёры различных конкурсов профессионального мастерства. В текущем учебном году работа в этом направлении активно продолжается, так как от подготовленности, целевых установок студентов зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

    Проводится мониторинг социализации выпускников техникума. В учебном учреждении имеются сведения о должностном и профессиональном росте отдельных выпускников, отзывы организаций – работодателей о качестве подготовки наших учащихся. Система производственного обучения и производственной практики в техникуме позволяет сформировать основные навыки и умения будущего специалиста, а, следовательно, помогает решить одну из задач: удовлетворение потребностей общества в грамотных рабочих кадрах; формирование у студентов гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

    Литература

      Адамчук, В. В. Эргономика [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для вузов/ В. В. Адамчук, Т. П. Варна, В. В. Воротникова и др.; под ред. проф. В. В. Адамчука. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 254 с.

      Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.: ил

      Маркова, С.М. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы / Маркова Светлана Михайловна. Полунин Вадим Юрьевич – Журнал - Выпуск № 4 / 2013

      Матвеева,М.В Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения: Уч.-метод.пос. / МатвееваМ.В., Станпакова С.Д. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 192с

      Саутов, Р. П. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / Саутов Р.П. - https://сайт/proizvodstvennoe_obuchenie_uchaschihsya_v_usloviyah_proizvodstva_i_proizvodstvennaya_praktika-348150.htm

    Загрузка...
    Top