Сирия: «геноцид христиан» и «святая война. Сирия


Храм во имя Св. Анании в Дамаске (1 век) - один из древнейших христианских храмов в мире.

Христиане составляют около 10% населения Сирии (примерно 2,5 миллионов человек). Самая крупные христианские деноминации - Православная Церковь Антиохийского Патриархата (1,1 миллинов человек), Мелкитская Греко - Католическая Церковь и Сирийская Яковитская (нехалкидонская) Церковь (700 тысяч человек).



Греческая православная церковь в городе Хама.

Кроме того в стране есть приходы Армянской Апостольской и Армянской Католической Церквей (прихожанами которой являются проживающие в стране армяне, общее количество которых около 200 тысяч человек), Маронитской Католической Церкви (51 тысяча человек), Ассирийской Восточной Церкви и небольшое количество католиков латинского и халдейского обрядов, а также протестантов. Общее количество католиков всех обрядов оценивается примерно в 400 тысяч человек.


Маронитская церковь во имя Св. Илии в Алеппо.

Более всего христиан проживает в городе Алеппо , он по праву считается центром сирийского христианства.

По конституции Президент Сирии должен быть мусульманином (многолетние правители государства - Хафиз Асад и его сын и преемник Башар принадлежат к общине алавитов, приверженцы которой составляют около 11 % населения страны). Однако ислам НЕ является государственной религией в стране и все религиозные общины пользуются равными правами .

Дамаск - был одним из тех центров Востока, где зародилось Христианство. По пути в Дамаск совершилось обращение апостола Павла (Савл, шедший в Дамаск гнать последователей Иисуса стал Павлом). В следующие века существования Христианства Дамаск являлся одним из самых крупных христианских городов на Ближнем Востоке. Мусульманское нашествие в 7 веке привело к тому, что большинство сирийцев приняли ислам (случилось это, по большей части, во времена династии халифов Омейядов).

Один из древних центров Христианства в Сирии - Сергиополь (сохранились только руины). На фото - главная городская церковь во имя Св. мученика Сергия.

Ворота святого Фомы.

Но и поныне в Дамаске существует большая христианская община, сконцентрированная в основном районе Баб Тума (Bab Tuma, в переводе с арабского означает «Ворота святого Фомы»). Район назван в честь св. Фомы , одного из двенадцати апостолов, который по преданию останавливался здесь на некоторое время, прежде чем отправиться проповедовать Евангелие в дальние восточные страны, находившиеся на территории современных Афганистана, Пенджаба и Индии. Здесь часто останавливался святой апостол Павел. Здесь родился святой Анания , апостол от 70 - ти, тот самый, по молитве которого святому Павлу было возвращено зрение. В Баб Туме жил отец Иоанн Дамасский (Иосиф Георгий Хаддад Фирзли). В этом квартале появился на свет, провёл свои ранние годы жизни выдающийся подвижник нового времени святитель Рафаил (Ававини) , впоследствии первый Православный епископ в США. В Баб Туме жил знаменитый Мишель Афлак (по вероисповеданию он был православным христианином), основатель и идеолог Арабской националистической партии Баас.

Каждое воскресенье в церквях Баб Тума служатся Литургии и Мессы. Всем госслужащим -христианам в часы, когда проводится богослужение, предоставляется свободное время для посещения церквей, хотя воскресенье официально не является в Сирии рабочим днём. Христианские школы отдыхают в субботу и воскресенье, как в выходные дни, в то время как официальные сирийские выходные выпадают на пятницу и субботу. Сирийские христиане имеют свои собственные суды, которые занимаются гражданскими делами, такими как брак, развод и т. д.

Христиане (как впрочем, и очень немногие проживающие в Сирии евреи, коих после массовой эмиграции 1992 года осталось около 200 человек) составляют политическую, научную и культурную элиту страны. Среди них в процентном отношении (по сравнению с другими общинами Сирии) больше людей со средним и высшим образованием. Они - управляющие и директора в государственных и частных предприятиях, учёные, писатели, артисты. Христиане в значительном количестве представлены в парламенте страны, в местных муниципалитетах. Среди министров правительства также есть христиане. Много христиан среди офицеров сирийской армии. Они бок о бок со своими соотечественниками мусульманами сражались в многочисленных войнах против Израиля, а ныне сражаются против ваххаббитских бандитов. Как более образованная и богатая часть сирийского общества, сирийские христиане занимаются благотворительной деятельностью и помощью своим более бедным соотечественникам других вероисповеданий.


Явление Богоматери святому императору Юстиниану в Саеднае. На том месте, где произошло чудо византийский император основал монастырь во имя Пресвятой Девы.

Крупнейшими центрами Христианства в Сирии являются:

  1. Дамаск
  2. Алеппо. В этом городе находится крупнейшая армянская христианская община.
  3. Хомс. Вторая по численности христианская община страны, расположенная в районе, именуемом Вади - Аль - Насарах (Долина Христиан) и примыкающем к известному замку крестоносцев Крак де Шевалье.
  4. Сувейда (Эс - Сувейда)
  5. Саедная. Здесь находится коптская община и монастырь.
  6. Тартус
  7. Латакия
  8. Хасеке (Ал - Хасеке). В этом городе самая крупная община ассирийских христиан.

В течение всего года на территории не прекращался начатый в 2011 году военный конфликт между законной властью государства и бандами исламских радикалов. В 2011 и 2012 годах христиане в Сирии уже сталкивались с агрессией со стороны исламистов, но 2013 год стал знаковым в этом отношении, отразив весь накал антихристианской войны. В докладе «Гонимые и забытые?» организации «Помощь Церкви в беде», который охватывает случаи преследований христиан за 2011-2013 годы, отмечается, что, несмотря на агрессию боевиков против других мусульман, христиане чаще всего оказываются в зоне наиболее жестокого насилия .

Патриарх Мелькитской Католической церкви Григорий III приводит следующие данные: около 1200 христиан погибли, разрушено более 60 церквей, 450 тыс. (из 2 миллионов) христиан различных деноминаций покинули Сирию . Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш назвал сирийский кризис «худшим с окончания “холодной войны” гуманитарным кризисом» .

2013 год оказался знаковым и в отношении внешнеполитической ситуации вокруг Сирии. Совершенно ясные очертания приняла так называемая «оппозиция»: цивилизованная ее часть показала свою несостоятельность, но во всех красках проявилась деятельность террористических банд, часть которых осенью 2013 года объединилась под общим красноречивым названием «Армия ислама» («Джейш аль-Ислам»). К концу года изменилась риторика западных СМИ, и мировое сообщество стало лучше понимать, что сирийское государство ведет войну не с собственным народом, а фактически с мировым терроризмом. Иллюстрацией этого может послужить то, что американское общество активно противилось планам Президента Б. Обамы по нанесению удара по Сирии в сентябре 2013 года .

В деле урегулирования сирийского конфликта особенного успеха добилась российская дипломатия. Последовательная позиция России, а также виртуозный дипломатический ход, предотвративший военное вторжение ряда западных государств в Сирию, внесли большой вклад в изменение общественного мнения о конфликте и создали предпосылки для созыва конференции «Женева-2». В то же время, во многом благодаря усилиям Русской Православной Церкви и российского государства, проблема тяжелого положения христиан в Сирии стала привлекать к себе больше внимания мирового сообщества .

Однако эти успехи, вкупе с военными успехами сирийской регулярной армии на некоторых направлениях, подтолкнули боевиков к усилению агрессии по отношению к христианскому населению страны. При попытке проанализировать количество поступающих в СМИ новостей о преследованиях христиан в Сирии в 2013 году, становится ясно, что с осени произошел резкий скачок насилия в отношении христиан . Рассмотрим основные случаи направленной против христиан деятельности боевиков с начала 2013 года.

Эту деятельность можно разделить по основным видам. Наиболее часто происходят минометные обстрелы христианских кварталов крупных городов и христианских поселений - сообщения о таких происшествиях регулярно появляются в новостных сводках. В результате обстрелов жертвами зачастую становится мирное христианское население, в том числе женщины и дети, ущерб наносится зданиям церквей и других принадлежащих христианам сооружений. Например, осенью-зимой 2013 года ареной наиболее ожесточенных боев между правительственной армией и боевиками стал горный массив Каламун, который расположен к северу от Дамаска. Здесь находится целый ряд городов, населенных преимущественно христианами. В сентябре 2013 года, после резонансного нападения на Маалюлю, террористы неоднократно пытались ворваться в древний христианский город Сейдная , однако были остановлены местными отрядами самообороны, в результате чего несколько христиан погибли . Однако 21 ноября боевики вновь предприняли массированный обстрел Сейднаи, в результате которого несколько снарядов попало в монастырь, повредив его строения . При этом, по данным известного американского эксперта Реймонда Ибрагима, боевики выкрикивали антихристианские лозунги, угрожая отсечь христианам головы в их же монастыре . В начале декабря 2013 года стало известно, что боевики стекаются в окрестности города и готовят очередное нападение на Сейднаю, планируя захватить ее по сценарию захвата .

Говоря о разрушении христианских святынь, следует отметить, что такой вид деятельности также получил широкое распространение. В течение 2013 года было осквернено, полностью или частично разрушено, расхищено множество храмов и монастырей. Среди них - монастыри в Кусейре, Хомсе, Маалюле, Алеппо, Сейднае; множество церквей в Дамаске, Алеппо, Хомсе, Маалюле, Ракке, Хасаке, Дейр эз-Зоре, Ябруде, Сададе, Дейр-Атихе, Гасаньехе, Табке и др. Церкви и монастыри принадлежат Антиохийской Православной Церкви, Мелькитской Католической церкви, Армянской, Маронитской, Сирийской Ортодоксальной церквям. По последним данным, разграбленные христианские реликвии боевики продают как антиквариат за рубеж, намереваясь на вырученные деньги приобретать оружие и боеприпасы, и этой деятельностью серьезно обеспокоено ЮНЕСКО . Однако стоит отметить, что бандиты нападают также и на святыни мусульман: шиитов (и относящихся к ним алавитов), оскверняют и разрушают суннитские мечети.

Разграбленные христианские реликвии боевики продают как антиквариат за рубеж

Другая разновидность преследований - это взимание с христианского населения джизьи (особого налога для немусульман) в захваченных поселениях, что вынуждает местных христиан покидать свои дома. При более радикальных настроениях исламистов христиане полностью уничтожаются и изгоняются из поселения. Так, город Хомс покинуло практически все христианское население (около 140 тыс. человек). Оставшиеся были почти полностью уничтожены боевиками. Пример Хомса - далеко не единственный, подобное творилось во многих городах. Боевики при этом используют широкий арсенал методов устрашения: похищения христиан, насильственное обращение в ислам, изуверские пытки, унижения, изнасилования, публичные казни. Например, в городе Садад творилась настоящая резня: после его освобождения от террористов в октябре были найдены массовые захоронения с телами 45 христиан . Тысячи христиан были вынуждены бежать из Кары, Дейр-Атиха и других городов.

Самым резонансным событием за весь период конфликта стало похищение 22 апреля 2013 года двух митрополитов из Алеппо - православного Павла (Язиджи) и сиро-яковитского Григория Иоанна (Ибрагима) . Похищение произошло, когда архиереи возвращались после переговоров об освобождении ранее захваченных священников; диакон, управлявший автомобилем митрополитов, был застрелен. Оба иерарха были известными персонами на мировой религиозной арене, регулярно участвовали в крупных межрелигиозных и межцерковных мероприятиях. Требований к освобождению выдвинуто не было. Эти обстоятельства наводят на мысль о том, что похищение имеет далеко идущие политические цели и было осуществлено по указанию извне. Таким образом заинтересованные игроки могут оказывать влияние на Антиохийского Патриарха Иоанна X, который приходится родным братом похищенному митрополиту Павлу.

Еще одним шокирующим актом гонений стал ряд нападений боевиков на поселение Маалюля - сердце сирийского христианства . В сентябре 2013 года произошло первое нападение, в ходе которого боевики убивали христиан, заставляли их принять ислам, обстреливали церкви и монастыри, сбрасывали с них кресты. В начале декабря произошло повторное нападение, в результате которого были похищены 12 православных монахинь и 4 послушницы из во главе с игуменьей матерью Пелагеей (Сайяф). До сих пор похитители не выдвинули требований к освобождению монахинь.

Самым резонансным событием стало похищение двух митрополитов из Алеппо

В уходящем году совершались похищения и убийства священнослужителей других христианских конфессий. В июне в районе Гасаньеха был убит францисканец Франсуа Мурад, в конце июля в Ракке был похищен, а позднее убит оппозиционный по отношению к сирийскому правительству иезуит Паоло дель"Ольо. Судьба еще нескольких похищенных клириков Мелькитской и Армянской церквей до сих пор остается неясной.

В настоящий момент большое количество христиан стекается в относительно безопасную местность в районе Хомса под названием «Долина христиан» (Вади ан-Насара), в которой расположено несколько христианских поселений. Местное духовенство и миряне оказывают посильную помощь раненым и беженцам. В ходе личной беседы епископа (ныне митрополита) Антиохийской Православной Церкви Исаака (Бараката) 11 сентября 2013 года с автором иерарх сказал, что многие христиане в Сирии готовы оставаться на своей родине до конца. Лидеры других христианских конфессий в Сирии также делали неоднократные призывы к своей пастве не покидать страну . Несмотря на это, количество беженцев среди христиан растет. Часть из них перемещается в соседние Ливан, Турцию, Иорданию, северные районы Ирака, многие мигрируют в западные страны, где существуют епархии сирийских церквей. Небольшая часть пытается переселиться в Россию. Ситуация осложняется тем, что христиане опасаются, не станут ли власти относиться к ним как к изменникам родины, когда они попытаются возвратиться в Сирию по окончании конфликта. По этой же причине многие боятся официально регистрироваться в качестве беженцев, что лишает их гуманитарной помощи .

Отдельно стоит упомянуть про общину Русской Православной Церкви в Сирии. В связи с позицией России по сирийскому вопросу в адрес российского населения в Сирии стали поступать угрозы расправы со стороны боевиков, в результате многие были вынуждены уехать.

В завершение необходимо сказать и о деятельности Русской Православной Церкви по оказанию помощи сирийским христианам. Проблема преследований и дискриминации в течение года регулярно поднималась Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом на крупных международных площадках, в ходе встреч с политическими и религиозными лидерами в России и за рубежом, а также в средствах массовой информации. Эта деятельность, очевидно, внесла весомый вклад в признание факта преследований христиан, о котором упоминалось в начале данной статьи.

Русской Церковью собрано 1,3 миллиона долларов США, которые перечислены на счет Антиохийского Патриархата

Кроме этого, Церковь оказывает христианам Сирии и материальную помощь. Летом 2013 года Святейший Патриарх объявил общецерковный сбор средств для народа Сирии. В результате было собрано 1,3 миллиона долларов США, которые были перечислены на счет Антиохийского Патриархата. С марта по декабрь 2013 года по благословению Предстоятеля Русской Церкви Императорское Православное Палестинское общество организовало сбор средств и гуманитарной помощи для народа Сирии. Собиралось наиболее необходимое: лекарства, медицинское оборудование, перевязочные материалы, детское питание. В Сирии очень сильный урон нанесен медицинской отрасли, разрушено множество больниц, остро не хватает машин скорой помощи и других необходимых вещей. По состоянию на декабрь 2013 года, в Сирию было направлено 8 партий собранной помощи, которая распределялась как среди христиан, так и среди мусульман .

Подводя итог, следует признать, что христиане в Сирии оказались наиболее уязвимой группой населения. Радикальные исламисты развернули в Сирии полномасштабное истребление христианства. Будущее христианства в Сирии находится под серьезным вопросом. Древнейшим христианским святыням нанесен невосполнимый ущерб, большое число христиан или покинули страну, или остались без крова и средств к существованию. Сирия стала очередным шагом глобального проекта по дестабилизации региона Ближнего Востока. В стране, которая раньше славилась на весь мир своей атмосферой веротерпимости, при помощи внешних сил развернут конфликт на религиозной почве. Последствия того, что в Сирии исламские радикалы из разных стран мира проходят боевую подготовку и набираются живого опыта ведения войны, отзовутся сильным эхом по их возвращении в свои страны. Так как в Сирии сражается много мусульман из Европы, то западным странам будет проще профинансировать очередную войну на Ближнем Востоке, нежели ждать возвращения профессиональных террористов. А следующей страной может стать Ливан, где уже почти готова почва для разжигания конфликта. Учитывая то, что в Ливане проживает большое количество христиан, мир получит очередную волну гонений.

За последнее столетие человечество много раз уничтожало себя в кровавых конфликтах, гражданских и международных войнах. Но, пожалуй, до сих пор нам еще не приходилось наблюдать военное противостояние, более всего напоминающее битву света и тьмы, которое многие люди – как осведомленные эксперты, так и простые обыватели – называют преддверием возможного апокалипсиса. Речь идет о Сирии – небольшой стране на Ближнем Востоке, которой Бог отвел очень большую роль в истории человечества.

Глядя, как уже в течение двух лет сирийский народ самоотверженно защищает свою землю, а христианское меньшинство в стране – свою веру от жестоких зверей, которых язык не поворачивается назвать людьми, не перестаешь удивляться стойкости и мужеству этих защитников.
А наблюдая, как единодушно граждане многих стран – от сановных до простых – выступили в начале сентября нынешнего года против американского вторжения в Сирию, как ситуация, балансируя на самой последней грани между миром и глобальной войной, оказалась ближе к миру, прежде всего усилиями российских дипломатов и президента, невольно задумываешься о том, что произошло это не случайно. Нет сомнений, что в этом проявилась воля Божья, в том числе по молитвам служителей Христовых, которые на протяжении столетий во множестве рождались на этой земле и освятили ее своими подвигами.

И все же статистика неутешительна: около 60 христианских церквей разрушено в Сирии в результате военных действий,


Прежде всего в городах Хомс, Алеппо, Маалюля Сирию уже покинуло полмиллиона христиан, а совсем недавно около 50 тысяч христиан – врачей, инженеров, адвокатов, предпринимателей – обратились в МИД РФ за российским гражданством. При этом никто из них не хочет оставлять свои дома и уезжать из Сирии. «У нас есть все необходимое, мы не просим денег, – пишут они в обращении. – Мы не сомневаемся в сирийской армии и правительстве. Однако в нас вселяет страх заговор Запада и проникнутых ненавистью фанатиков,
которые ведут жестокую войну против нашей страны». Этот страх поразил такое большое число сирийских христиан впервые за две тысячи лет. И единственный способ противостоять ему – это уверенность в том, что Россия их не бросит.

Страна апостолов и святых

Сирия, несмотря на, казалось бы, небольшую территорию, занимает в истории христианства одно из важнейших мест. Как повествует книга Деяний апостолов, входящая в Новый Завет, именно по дороге в Дамаск – столицу Сирии – величайший из апостолов Павел перестал быть гонителем христиан ветхозаветным иудеем Савлом и принял, можно сказать, от самого Христа, который обратился к нему грозным голосом и ослепил его.
А позднее Павел поселился в сирийском городе Антиохия, который был в то время четвертым по величине городом Римской империи после Рима, Эфеса и Александрии. И, как сообщается в тех же Деяниях апостолов, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян.11, 26).

Позже этот город стал настоящей колыбелью христианского богословия, поскольку здесь была создана и успешно развивалась, наряду с другими, Антиохийская богословская школа. Одним из ее основателей явился величайший учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и совершал здесь свое пресвитерское служение до призвания на Константинопольскую кафедру. Именно в родном городе Антиохия он написал свои лучшие и главные богословские произведения. Кроме того, по некоторым указаниям, сохранившимся в трудах древних церковных писателей, в Антиохии родился и святой апостол Лука.

Поэтому не случайно именно в этом городе находился центр одной из четырех древнейших автокефальных Церквей – Антиохийской, которая после упадка Антиохии была перенесена в Дамаск. Исторически Антиохийская Поместная Православная Церковь занимает третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей. По установившемуся церковному преданию, она была основана около 37 года апостолами Петром и Павлом. С 451 года Церковь обрела статус Патриархата. Из Антиохийской церкви вышли, кроме уже упомянутых последователей Христа, преподобный Иларион Великий, основатель монашества в Палестине, преподобные Симеон Столпник, Дорофей Газский, Иоанн Мосх, а также святые подвижники, чьи имена сохранили принадлежность к сирийской культуре: преподобные Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин и многие другие. Без этих величайших людей невозможно представить и понять историю и духовный опыт всей Православной Вселенской Церкви.

Дамаск – старейшая столица мира

Так что для каждого христианина сирийские города, и прежде всего самый сохранившийся и развитый из них Дамаск, – это места средоточия христианской истории, церковного духа. Интересно, что, по мнению некоторых ученых-историков, Дамаск является еще и древнейшей из существующих ныне столиц мира. Этот город был известен уже с XVI века до Рождества Христова, когда находился под властью египетских фараонов. В 940 году до Рождества Христова он являлся столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами, в состав которого входила Палестина (4 Цар. 8, 7–15).

Поскольку христианская община была основана в Дамаске святыми апостолами Петром и Павлом, ее епископы имели большой авторитет в иерархии Антиохийской Православной Церкви. А в эпоху первых Вселенских соборов некоторые епископы Дамаска принимали участие в соборных заседаниях. В Дамаске до сих пор сохранились памятные места, связанные с историей христианской Церкви. Например, на месте, где стоял дом, в котором апостол Павел был исцелен от слепоты и крещен священномучеником Ананией, позднее был построен храм в честь святого апостола Анании. В настоящее время он расположен под землей, в старой части Дамаска.

В 391 году по приказу римского императора Феодосия I Великого в городе был построен величественный храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя, который стал кафедральным для местных епископов. По преданию, под алтарем храма была захоронена честная глава пророка. После завоевания Дамаска арабами храм поначалу использовался совместно и мусульманами, и христианами, которые молились в одном помещении: мусульмане – в западном крыле, а христиане – в восточном. Только через 70 лет храм был перестроен в Великую мечеть.
Согласно

В IV–VII столетиях в Дамаске построили множество храмов и часовен, большинство из которых не сохранились до нашего времени. Тогда же началось строительство христианских монастырей, которые, как правило, представляли собой скромные здания впреданию, обнаружив святую главу Иоанна Крестителя в одном из подземных склепов храма, арабские строители возвели для нее гробницу у восточной стены мечети, которая стала святыней для всех мусульман. Ведь для них Христов Предтеча – один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария.

один-два этажа. Сирийское монашество вело успешную миссионерскую проповедь среди язычников, активно занималось благотворительностью. Многие обители стали центрами образовательной, богословской, литературной и художественной деятельности.

Ефрем Сирин – певец покаяния

Невозможно сегодня представить жизнь Православной Церкви, особенно ее важнейший период – Великий пост, без покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина. Один из великих учителей Церкви IV века, христианский богослов и поэт, как повествует его сирийское жизнеописание, родился в городе Низибии от родителей благочестивых. Сам он называл себя человеком «неученым и малосмысленным», но это сказано было лишь по глубокому смирению, ведь его учености «удивлялся», по выражению преподобного Феодорита, даже Василий Великий. Сочинения Ефрема Сирина, еще при его жизни переведенные на греческий язык, читались в церквях после Священного Писания. А само их число достигало тысячи, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших церковное учение и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ересей. Первое место среди сочинений Ефрема Сирина занимают его толкования на Священное Писание, дошедшие до нас не полностью.
Также огромную популярность имели его проповеди и пророчества, особенно нравоучительные, в которых он высказывал свои мысли и чувства. Современники уважительно прозвали его «Сирийским пророком», и до сих пор, спустя 16 столетий, он говорит нам о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями, изображает смерть, Страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на общественную и государственную службу. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией, выставляя как тяжкий грех.

Исаак Сирин – созерцатель Божьих тайн

О земной жизни преподобного Исаака Сирина, христианского писателя-аскета, жившего в Сирии в VII веке, известно очень мало. Вместе со своим братом он поступил в монастырь Мар-Матфея около Ниневии, но, стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор и не желал возвращаться в обитель. Когда слава о его святой жизни распространилась повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии патриархом Георгием. Но, видя грубые нравы жителей этого города, преподобный Исаак чувствовал, что не в силах исправить их, и к тому же тосковал по отшельнической жизни. В результате, оставив епископство, он удалился в Скитскую пустыню (монастырь Раббан-Шабор), где жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства.

Хотя преподобный Исаак был аскетом и пустынником, его писания адресованы абсолютно всем людям, верующим во Христа. Он много говорил о последних ступенях духовного подвига, о пределах духовного пути, о созерцании, о конечной цели аскетических подвигов, об обожении человека, о стяжании Святого Духа. Но главное – он говорил о безграничной любви Бога к человеку, и эти напитанные благодатью слова на протяжении столетий привлекали к творениям преподобного Исаака простых христиан и великих подвижников, которые постоянно его цитировали, находя в его словах поддержку и обретая смысл духовной жизни.

Он писал, что Бог никогда не перестает любить людей, «однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, добровольно сам себя лишает Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становятся источником мучения, так как они сознают себя непричастными ей. Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо

ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучения, которые сильнее всякого другого страдания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божьей. Любовь дается всем вообще, но любовь силою своей действует двояко: она мучает грешников и веселит собою тех, кто исполнил свой долг перед Богом. Геенна есть раскаяние».

Прозрения и откровения преподобного Исаака Сирина освещают дорогу тем, кто пытается идти трудным путем спасения своей души. Они помогают спасающемуся удержаться от соблазнов и опасностей, возникающих на этом пути, и особенно – пропасти гордыни. «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению» – эта глубочайшая мысль подвижника является одной из самых цитируемых на протяжении столетий.

Иоанн Дамаскин – учитель веры

Еще один известный на весь христианский мир сирийский подвижник – преподобный Иоанн Дамаскин – происходил из высшего сословия, обучался точным наукам и музыке, но сердце его с малолетства принадлежало Христу. Кстати, его родной брат Косьма, также посвятивший себя служению Христу, впоследствии стал епископом Маюмским. Около 706 года будущий преподобный Иоанн принял пострижение в монастыре святого Саввы Освященного близ Иерусалима и был рукоположен во священника.
В период иконоборчества он выступал в защиту почитания икон, написав «Три защитительных слова в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг анафеме преподобного Иоанна, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения. Как писатель он также прославился своей небольшой по объему, но очень емкой по содержанию книгой «Точное изложение православной веры», которая стала чуть ли не первым катехизисом, вобравшим в себя основные вероучительные понятия.

В жизни преподобного Иоанна был уникальный чудесный случай, который нашел воплощение в сюжете иконы Божией Матери «Троеручица». (18) Когда ему отсекли руку, чтобы он не писал иконы, сама Богородица вернула ему руку невредимой. Скончался преподобный около 753 года и был погребен в лавре Саввы Освященного возле раки с мощами самого основателя. В правление императора Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.) его мощи были перенесены в Константинополь.

Маалюля – город, говорящий на языке Христа

Страшные события, которые происходят в Сирии последние два года, обнажают как звериную сущность захватчиков, так и уникальность этой небольшой страны, где на протяжении столетий хранятся многие христианские святыни. Недавно, после захвата боевиками небольшого, населенного преимущественно христианами городка Маалюля, расположенного в 60 километрах к северо-востоку от Дамаска, весь мир узнал, что местные жители говорят на одном из древнейших, почти исчезнувшем языке мира – арамейском, на котором в период своей земной жизни говорил сам Христос. Сложно поверить, как, несмотря на жестокие войны, этнические и религиозные столкновения, здесь сохранилась прочная связь с двухтысячелетней историей христианской Церкви. В этом многообразии – языковом, этническом, религиозном – проявилось одно из духовных богатств Сирии, которое пытаются уничтожить те, кто ведет войну с ее народом, навязывая свои черно-белые, мрачные, бесчеловечные представления о мире.

В Маалюле также находится один из древнейших монастырей в мире – женский монастырь в честь святой Феклы. К сожалению, он был захвачен боевиками, которые, слава Богу, оставили в живых монахинь во главе с настоятельницей игуменьей Пелагеей, а также детей, которые воспитываются в монастырском приюте. Но общение с

головорезами требует огромной выдержки, терпения и мудрости, так что за насельниц этого монастыря и за матушку Пелагею, без сомнений, молятся все христиане, которые слышали об этой беде. Тем более что при захвате террористы попытались украсть старинные иконы и предметы церковного быта.

Церковные и светские власти, представители разных религий России, испытывая глубокую обеспокоенность тем, что вылазки террористов в Сирии затронули и символ христианского присутствия в этой стране – Маалюлю, призывают всех тех, кому небезразлична судьба населения этого города, сделать все возможное для недопущения расправы над ним и разрушения христианских святынь. Нет сомнений в том, что деяния и молитвы неравнодушных людей обязательно приведут к тому, что Сирия выстоит и вернется к мирной жизни.

Текст Светланы Высоцкой. Фото из открытых интернет-источников.

«У кого нет родины, тот — ничто», — говорит православный митрополит Лука, араб, родившийся в Сирии. Его предки исповедовали христианство задолго до того, как сюда пришел ислам. Мы разговариваем в патриаршем храме в самом сердце старого города в Дамаске.

Здесь, в христианском квартале у ворот Баб Тума, 21 октября 2012 году был взорван автомобиль и погибли 13 человек. Взрыв пришелся к приезду в Сирию представителя ЛАГ Брахими. Точно так, как сейчас 21 марта к визиту Обамы на Ближний Восток смертник взорвал в мечети Емансамого известного сирийского проповедника имама Мохаммеда аль Бути вместе с 83 учениками.

Антиохийский патриархат — крупнейшая и древнейшая православная Церковь Востока. Все ее чада — арабы, сирийцы. Церковь эта существует здесь 2 тысячи лет. А сам храм относится к 1-му веку нашей эры. Приходы Антиохийского патриархата разбросаны по всему миру, есть они в США, Южной Америке, Австралии, Европе.

Митрополит Лука говорит по-арабски, его речь пересыпана привычными для мусульман выражениями: иншалла, то есть по милости Господней, зиярат, то есть святыня, альхамдуллилля, то есть к вящей славе Господней. Он здоровается словами «салам уалейкум» и называет мусульман братьями.

Митрополит Лука — ближайший помощник патриарха. Его зона ответственности — древнейшие храмы Саедная и Маалюли, где сохранились одни из самых древних икон в мире, где в храм входят, как в мечеть — снимая обувь. И куда теперь ни проехать, ни выехать.

«Наша культура в том, что наши конфессии не воюют. Это наш принцип взаимоотношений. Мы называем друг друга кузенами с нашими собратьями-мусульманами», — говорит митрополит. В здании патриархии идет ремонт. Поэтому разговор идет в храме. У православных — первая неделя поста. В эти дни совершаются самые скорбные молитвы о покаянии.

— Вы не считаете события, происходящие в Сирии, знаком Божьего гнева?

— Я не считаю, что Бог гневается. Бог — это любовь. У нас — Святая земля. Здесь Савл стал Павлом. Здесь он принял Крещение. Здесь погребен Иоанн Предтеча здесь жил Анания, Иоанн Дамаскин. Как Бог может прогневаться на верующих? Если Бог гневается, то является ли Он Богом? То, что здесь происходит, не связано с верой. Если чужие нас убивают, то это не значит, что Бог на нас прогневался.

У нас Святая страна и верующий народ — поэтому нас хотят уничтожить. Преступление пришло извне нашего народа. Сейчас начался пост — мы каждый день молимся. Мы все подверглись нападению — весь наш народ. Эти люди говорят, что они действуют во имя сирийского народа. Мы сами сирийский народ, а они засланы к нам извне.

— Православные храмы подвергаются нападениям боевиков?

— Они убивают людей. Их не волнует ни человек, ни жизни. Это важнее, чем церкви и храмы. Если нет человека, то храмы не нужны. Их не волнуют убийства сотен наших людей, тем более разрушение церквей и мечетей. Во всех провинциях наши церкви атакованы. В Саедная монастырь был под обстрелом. Слава Богу — произошло чудо. Снаряд пробил стену, но не разорвался. Он распался на две части, в одной остался порох. Если бы не чудо, этот снаряд убил бы 30 девочек-сирот. Я ездил и сам все это увидел.

В Хорасте, Ирбине, Забадане, Дераа, во всех пригородах Дамаска, в Алеппо — повсюду наши храмы и наши люди атакованы и страдают. Наша церковь в Ракка сильно пострадала. Эти преступники нападают на прихожан, похищают, берут в заложники и убивают священников. Отец Фади (Хаддад) из Катана был похищен и убит, когда он пошел спасать из плена своих людей. Они издевались над ним и убили. В Хаме похитили священника и убили. На сегодня у нас двое священников остаются похищенными. Мы пытаемся их вызволить.

— Почему такое озлобление боевиков против христиан? Это из-за того, что православные служат в армии?

— В армии все, сыновья всех общин. Это дети одной страны. Посмотрите, молодые мусульмане охраняют эту территорию и другие наши храмы.

— А в оппозиции есть православные?

— Среди боевиков христиан нет. В Совете в Стамбуле есть два человека из христиан. Но у них нет христианской совести и морали. Мишель Кило — один из них — понятия не имеет, что такое церковь. Джордж Сабра — такой же.

Эти люди возглавляют тех, кто обстреливает христианские кварталы, убивает священников. Наша молодежь противостоит вместе с нашими мусульманами. Мы готовы умереть, мы погибнем, но защитим страну и народ.

— Православные участвуют в организации помощи?

— У нас есть опыт и есть специальная служба. Мы ее создали задолго до этого кризиса — когда к нам пришло полмиллиона беженцев из Ирака после вторжения 2003 года. Мы работаем, посылаем продукты, одежду беженцам. Сейчас особенно нуждаются в этой помощи в Хомсе.

— В Сирии похоронен Авель, убитый Каином. Его могила в ведении мусульман. Христиане туда могут попасть?

— За этой святыней ухаживают мусульмане. У мусульман и христиан в Сирии равные права, в том числе и молиться. Мы равные граждане нашей страны. Мы можем молиться везде, где есть святыни. В мечети Омейядов покоится голова Иоанна Предтечи. Православные ходят в мечеть и могут там беспрепятственно молиться. Там не совершается литургии, но любой христианин может там молиться.

На выходе из патриархата стоит минарет — он возведен в знак того, что христиане приняли мусульман в Дамаске с миром. Этот минарет называется белым в знак мира между нами. В нашей стране православные праздники для всех, исламские праздники — тоже. Мы друг друга поздравляем.

— Какие настроения в приходах Антиохийского патриархата в США, Канаде, Австралии?

— Митрополит Филипп возглавляет там приходы. Он патриот Сирии больше, чем я. Он работает на благо всей общины, всей Церкви. У нас с Верховным муфтием был запланирован визит в США. Мне дали визу, а нашему муфтию в визе отказали. Я решил тоже не ехать в знак солидарности с моим братом. Конечно, в приходе за границей может быть один или несколько человек, которые имеют иное мнение о том, что происходит в Сирии. Но в Антиохийской Церкви по всему миру в основном сирийские патриоты.

— Приходы за границей испытывают давление в соответствии с той позицией по Сирии, которую занимает Запад?

— Прямого политического давления пока что не было. Но есть давление, угрозы, нападения со стороны тех, кто поддерживает сирийскую оппозицию. Некоторых наших прихожан избивали. В Монреале на нашего почетного консула-женщину напали, устроили погром в ее аптеке, ее мужу угрожали. В Оттаве напали на владельца ресторана — выследили, что он посещал встречи с сирийской диаспорой.

— Древняя Антиохия оккупирована Турцией, ваши храмы и ваши святыни отторгнуты от Сирии и теперь принадлежат Турции и называются Антакией, провинцией Турции. Какое к этому отношение в Церкви?

— Я один из тех, кто возглавляет кампанию по возвращению Антиохии Сирии. Вместе с нами в ней участвуют и мусульмане. Даст Бог мы вернем эту землю. Мы верим, что мы преодолеем эти испытания и вернем Сирии не только Антиохию, но и другие земли. Храмы Антакии в управлении Дамаска. Арабы в Турции подвергаются отуречиванию с детства. Проблема существует и с языком, и с преподаванием, и с молитвами — дети говорят по-турецки и не понимают языка богослужения. Вообще в Турции не осталось Православия, храмов, святынь и христиан. Последний оплот Православия — это Россия.

— В связи с войной и участием в ней Турции как вы поддерживаете связь с этой частью патриархата?

— Митрополит Павел, брат нашего патриарха, служит в Алеппо. Церковь дала ему поручение ездить в Антакию и молиться.

— В вашей церкви есть православные палестинцы?

— Да, есть прихожане. В Бейруте у нас есть два священника-палестинца.

— Могут ли православные Сирии посетить Иерусалим и Вифлеем, как посещали две тысячи лет до образования Израиля?

— Мы бы очень хотели посещать наши святыни. Но мы, христиане, не хотим ездить на оккупированные территории. С 1967 года ни один христианский священник из Сирии не ездит в паломничество. Эти земли находятся под гнетом завоевания.

— Во все православные Церкви много веков паломники приносят Благодатный огонь из храма Воскресения в Иерусалиме, который нисходит накануне Пасхи. Антиохийская Церковь имеет такую возможность?

— Прежде нам доставляли огонь через Иорданию. Последние два года до нас паломники не доходят, и мы лишены такой возможности.

Надежда Кеворкова, Дамаск

Алексей Соседов обратился к представителю патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском патриархе архимандриту Александру (Елисову), который в настоящее время находится в Дамаске.

- Отец Александр, какова сейчас обстановка в Дамаске и других сирийских городах?

Обстановка напряженная. Подступы к Дамаску охраняются военными постами, поэтому в Дамаске относительно спокойно, чего нельзя сказать о пригородах, где происходят частые перестрелки и рейды сил безопасности. Похожая обстановка в Алеппо, Латакии и Тартусе. Однако в Хомсе, Хама, Идлебе и Дара — это приграничные города — царит полный хаос. Хомс покинули российские сотрудники офиса «Стройтрансгаз» и другие русскоязычные граждане.

- Как бы Вы могли охарактеризовать происходящие сейчас в Сирии политические процессы?

Застой в политической жизни Сирии породил много негатива в обществе: коррупция, грубость должностных лиц, бесправие перед госаппаратом и так далее, что не могло не вызывать у среднего класса и малообеспеченных граждан недовольства. Полагаю, что именно это создало благоприятную почву для волнений. Однако огонь к фитилю был поднесен извне. Особую активность военные беспорядки приобрели после окончания активной фазы ливийской компании. По всей видимости, высвободившиеся вооруженные наемники усилили ряды вооруженной оппозиции в самой Сирии. Но особенно страшно в этой ситуации то, что оправданное недовольство существующими проблемами в государственном управлении используется религиозными экстремистами для достижения только им ведомых целей, о которых можно лишь догадываться по невнятно сформулированным лозунгам, наподобие: «Всех аллауитов — к стенке, всех христиан — в Ливан». Не утешающим представляется и пример североафриканских государств, где события окончились одинаково — приходом к власти религиозных радикалов.

В последние месяцы христиане в Сирии неоднократно подвергались агрессии. 26 января в городе Хама был застрелен клирик Антиохийской церкви иеромонах Василий (Нассар). Чувствуете ли Вы и работники представительства Русской церкви себя в безопасности?

Христиане Сирии, прожив долгие годы под защитой государства, сегодня не имеют опыта и сил организованно представлять и защищать свои интересы. Именно поэтому они сегодня уязвимы и беззащитны. Очевидно, что военизированная оппозиция, вдохновляемая идеями исламского экстремизма, ничего хорошего не готовит для христианского населения в случае прихода к власти. Это видно из варварских нападений на монастыри, самих христиан. О случаях похищения христианских детей и издевательствах над христианами сообщалось уже неоднократно в различных СМИ. Безотрадно выглядит и опыт Ирака, где из полутора миллионов христианского населения девять десятых были убиты или спаслись бегством. Причем именно Сирия приютила у себя многих из них, а также помогала их эмиграции в другие страны. Многочисленные примеры гонений на христиан-коптов в Египте рисуют неутешительную перспективу и для сирийских христиан.

В отношении русскоязычного населения действует еще и дополнительный политический фактор, определяемый позицией РФ по сирийскому конфликту. После наложенного Россией вето на резолюцию Совета безопасности ООН по Сирии положение российских граждан в этой стране резко ухудшилось. Со стороны так называемой «армии освобождения» и религиозных радикалов в их адрес звучат угрозы физической расправы, им предлагается покинуть территорию сирийского государства как «виновникам гибели сирийцев и их детей». Подобно инфекции, это нисходит на бытовой уровень. Оскорбления в адрес наших женщин звучат уже и в некоторых районах Дамаска, были случаи, когда таксист отказывался везти, услышав русскую речь. Даже дети могут бросить камни в людей, говорящих по-русски. Интересно, что события в Дара начались именно с детских антиправительственных надписей на стене. Дети — индикатор скрытых настроений, ведь они слышат, что говорят взрослые между собой, какие передачи они смотрят по телевизору.

Конечно, в таких условиях становится небезопасно совершать богослужения. В целом, наблюдается тенденция на сворачивание широкого российского присутствия. Так, завершила свою работу средняя общеобразовательная школа при российском посольстве, ее персонал покинул Сирию. Покидают Сирию женщины и дети из семей российских граждан, находящихся там по служебным делам. А из городов в зоне боевых действий уезжают и жены с детьми из смешанных браков.

- Здание представительства Русской церкви охраняется?

Как негосударственное учреждение, не обладающее дипломатическим статусом, здание представительства никогда не охранялось. После ремонта в 2004 году удалось установить сплошной металлический забор, но в случае открытой агрессии и мародерства это плохо защищает.

- Сколько человек работает в представительстве?

В штатном расписании представительства числится только представитель, то есть я. Есть еще два человека обслуживающего персонала: водитель и хозяйственник.

Сколько приходов находится под Вашим окормлением в Сирии?

В Сирии основной приход — при храме представительства в Дамаске, а также есть (скорее, были) общины в Алеппо, Латакии и Хомсе.

- Удается ли беспрепятственно посещать другие города, нести служение?

С апреля прошлого года поездки по стране стали невозможными, поскольку основные дороги на север проходят через зоны военного противостояния. В нынешних условиях, как я их описал, боюсь, что придется прервать регулярные богослужения и в Дамаске. К тому же и российские дипломаты настоятельно советуют это сделать.

Сказалась ли обстановка в Сирии на численности прихожан храма в честь священномученика Игнатия Богоносца на подворье в Дамаске?

Приход практически «растворился». Ведь его основой были прежде всего семьи наших граждан, находящихся в Сирии по служебным делам, семьи, которые в полном составе являются православными. Теперь же они покинули страну. Остается горстка прихожан из постоянно живущих в Сирии, но и из них многие уезжают на Родину, а многим трудно добраться из пригородов в храм.

- Какова сейчас численность Вашего прихода в Дамаске?

Численность прихода в Дамаске, если ее выводить из контекста всего описанного мною, составляет не более десятка человек. Это осколки некогда многочисленной православной русскоязычной общины из нескольких сотен человек, которая была буквально обескровлена за последние полгода.

- Несете ли Вы попечение о российских военнослужащих в Сирии?

Они всегда вместе со своими семьями активнейшим образом участвовали в церковной жизни. Собственно, для детей преимущественно из их семей несколько лет действовала воскресная школа. Сегодня остались только мужчины, которые при всякой возможности стараются прийти в храм.

- Какова численность русскоязычной диаспоры в Сирии?

Мне трудно говорить о всей русскоязычной диаспоре, хотя мне отчасти известно, что она насчитывает более 10 тысяч женщин в смешанных браках. Однако более 90% из них, выйдя замуж за мусульман, по тем или иным причинам приняли ислам и не являются чадами Русской православной церкви. По поводу их ситуации сказать ничего определенного не могу: они полностью зависят от судьбы и политических взглядов своих мужей.

Те, кто сохранил верность Христу и вере своих предков, мыслят так же, как и местная христианская община, и находятся в той же ситуации с той только разницей, что имеют возможность вернуться на Родину.

Недавно глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион заявил, что так называемые джамааты, состоящие из боевиков-ваххабитов, вооруженных и подготовленных на средства иностранных держав, целенаправленно убивают христиан. Как у Вас складывается диалог с муфтием Сирии Ахмедом Бадр-эд-Дином Хасуном? Удается ли ему повлиять на мусульман?

Верховный муфтий — доброжелательный и умный человек. Он прекрасно понимает механизмы, задействованные в сирийском конфликте. Однако повлиять на ситуацию ему трудно. Те имамы, которые призывают к миру, преследуются радикалами, есть и убитые среди них, в том числе сын верховного муфтия. Следует понимать, что в исламском мире существует свой «Ватикан» — Саудовская Аравия, Катар. Мнение тамошних богословов всегда перевесит и здравый смысл, и мнения рядовых местных имамов.

Радикальная исламизация по суннитскому образцу — это не сиюминутное дело. Это процесс, который занял не менее десятилетия. Существовала некая двойная мораль: с одной стороны, мусульмане посещали официальную мечеть, слушали проповедь, а с другой — в домашних условиях, пользуясь услугами Интернета и СМИ, сопоставляли услышанное с богословием радикальных исламских авторитетов. Полагаю, что большинство отдавало предпочтение последним. Пренебрежение на бытовом уровне к «инакомыслящим» — христианам, аллауитам и даже шиитам — ощущалось уже давно, но существующее государственное устройство сдерживало внешнее проявление этих процессов. Сегодня «плотина прорвалась», и вся накопившаяся ненависть выливается в то явление, о котором говорит владыка Иларион. Обратите внимание, что, по новой Конституции, референдум по которой прошел на днях, президентом страны может быть только мусульманин. Так что отголоски исламизации проявляются и в официальной линии государственных преобразований. Хотя оппозиция, по понятным причинам, не желает принять даже такой вариант основного закона.

- Есть ли данные о численности христиан в Сирии?

10% от 23-миллионного населения составляют христиане разных конфессий, но цифра эта непроверенная. Боюсь, что сегодня и того меньше.

Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии представительства с властями, Антиохийским патриархатом и другими христианскими конфессиями и религиозными общинами? Предпринимаете ли Вы совместные усилия для умиротворения ситуации?

Наш «метод», как Вы понимаете, — молитва. Это самое действенное сегодня средство. Когда есть особые поводы для молитвенных собраний в храмах разных конфессий, мы стараемся присутствовать там все вместе, чтобы засвидетельствовать свое единство перед лицом угрозы и явить солидарность, которая способна укрепить дух христиан в испытаниях.

Представительство духовно окормляет русскоязычную православную диаспору на канонической территории Антиохийского патриархата не только в Сирии, но и в Ливане, Иране и странах Персидского залива. Какова численность приходов Русской церкви в этих государствах?

В Ливане, в Арабских Эмиратах и Иране есть мои собратья-священники — протоиерей Анатолий Егоров и игумен Александр (Заркешев), которые духовно окормляют русскоязычных верующих. В Ливане основной приход находится в Бейруте, есть общины в Сайде, Захле и Триполи. В Иране — храм Святителя Николая в Тегеране. В Арабских Эмиратах — общины в Шардже и Абу-Даби. В Шардже строится храм и в честь святого апостола Филиппа, и при нем создается духовно-просветительский центр.

Алексей Соседов

И.о. представителя Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском патриаршем престоле иеромонах Ефрем (Пашков), вернувшийся в Москву после завершения гуманитарной миссии в Дамаске, рассказал корреспонденту РИА Новости Ольге Самсоновой о том, что заставляет христиан защищать исламские святыни и в чем сегодня нуждается население Сирии.

Фото: из личного архива иеромонаха Ефрема

С марта 2011 года в Сирии не прекращается конфликт между властями и вооруженной оппозицией. Его жертвами, по официальным данным ООН, стали около 100 тысяч человек. В августе в страну была доставлена очередная партия гуманитарной помощи из России на сумму 1,3 млн долларов США. В составе российской делегации, сопровождавшей гуманитарный груз, был и.о. представителя патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском патриаршем престоле иеромонах Ефрем (Пашков). На днях он вернулся из Дамаска в Москву и рассказал корреспонденту РИА Новости Ольге Самсоновой о том, что заставляет христиан защищать исламские святыни и в чем сегодня нуждается население Сирии.

Русская православная церковь неоднократно пыталась обратить внимание общественности на непростое положение христиан в Cирии. Этот вопрос поднимался и на недавней встрече делегаций всех поместных православных церквей мира с президентом России Владимиром Путиным в Москве. Что сегодня происходит с христианами в стране и почему это вызывает беспокойство церкви?

— Во-первых, я бы не стал говорить, что Церковь обеспокоена только христианами. Она беспокоится обо всех жителях, потому что в Сирии одинаково страдают от так называемой оппозиции не только христиане, но и мусульмане. Священнослужителей обеих религий убивают, похищают, за них или требуют выкуп, или просто перерезают горло. Поэтому Церковь помогает всем страждущим, не делая различий. Я был в центре гуманитарной помощи, который принадлежит Антиохийской православной церкви - там помогают беженцам. Ежедневно в этот центр приходит порядка 800 семей. Среди них есть и христиане, и мусульмане — они получают продукты, лекарства, постельные принадлежности, одежду.

Понятно, что христиане в Сирии являются религиозным меньшинством, от этого никуда не денешься. Сегодня они фактически ушли из Хомсы, ушли из Алеппо - из тех древних городов, в которых христианство существовало с момента своего возникновения. Ведь Сирия — одна из колыбелей христианства, наравне с Иерусалимом. Именно поэтому патриарх Кирилл всегда говорит о том, что нельзя допустить того, чтобы христиане покинули свою историческую родину. Ведь там — наши святыни, там подвизались наши угодники, которых мы почитаем и которым мы молимся.

Конечно, оттуда, где идут военные действия, люди уходят - как христиане, так и мусульмане. Но рассчитывать на снисхождение военной оппозиции христианам не приходится. Поэтому для многих из них единственной возможностью спасти свою жизнь остается уход в более безопасное место. У кого есть возможность — те уезжают из Сирии в Европу, в Россию, а у кого этой возможности нет - перебираются в прибрежную зону, где сейчас относительно спокойно.

Наша обеспокоенность естественна, ведь Антиохийская церковь нам не чужая, она наша сестра, хоть и древнее Русской церкви почти на тысячу лет. И, по слову апостола Павла, если страдает один член тела, то страдают и другие. Даже если у нас все хорошо, мы должны думать о своих братьях и сестрах, у которых есть проблемы, в том числе и война, которая все более и более приобретает религиозный оттенок и ведется по религиозному принципу.

- Как мусульманские духовные лидеры реагируют на происходящее в стране?

— Верховный муфтий Сирийской Республики Ахмад Бадреддин Хассун открыто поддерживает действующую власть Башара Асада, как и патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х, который прямо заявляет, что Сирии не нужна никакая иностранная помощь в решении внутренних проблем. Надо сказать, что мусульмане страдают с самого начала вооруженных конфликтов. Мечеть Омейядов в Алеппо разрушена боевиками - фактически уничтожена полностью. За голову верховного муфтия объявлено вознаграждение, а его младшего сына расстреляли возле его дома в Алеппо - парню было, по-моему, 19 лет. Убили имама, который призывал защищать Сирию от вооруженных формирований, защищать свои святыни. Мечеть, где он служил, взорвали. Ему был 91 год… Эти примеры у всех перед глазами.

- Известно ли что-то о судьбе двух похищенных в Сирии митрополитов?

— Нам до сих пор ничего не известно об их судьбе. И, хотя прошло уже больше ста дней, не было ни требований выкупа, ни известий о смерти. Мы задавали этот вопрос предстоятелю Антиохийской православной церкви Иоанну Х, но патриарх говорит, что у него, как и у нас, нет никакой информации. Мы донесли до его сведения, что российская сторона пообещала приложить все возможные усилия для того, чтобы хотя бы выяснить, живы ли похищенные митрополиты. Нападения на духовных лиц продолжаются - недавно был похищен католический священник, а также родной брат шейха Затери — заместителя верховного муфтия. Шейху Затери, который сопровождал нас в поездке и оказывал нашей делегации всяческое содействие, сообщили, что за его брата требуют выкуп в 50 тысяч долларов США. Похищения людей вообще очень распространены.

Христиане и мусульмане в Сирии издавна жили бок о бок. Что сегодня происходит на бытовом уровне, какие взаимоотношения у представителей разных религий?

— Отношения нормальные. Все друг друга поддерживают, потому что прекрасно понимают, что их может ждать с приходом радикальных исламистов. Вообще, в Сирии складывается парадоксальная ситуация - люди пытаются совместно защищать свои святыни от надругательств и разрушения. Поэтому христиане гибнут, защищая исламские святыни, а мусульмане - защищая христианские. И таких случаев очень и очень много.

- Как реагируют люди, если видят, к примеру, на улице человека в священнических одеждах?

— Реагируют нормально, уважительно, здороваются. Вместе с духовенством Антиохийской церкви я ходил по Дамаску в рясе и с крестом и никаких косых взглядов не замечал. Кроме того, почти каждый вечер нас приглашали на ифтар (вечерняя трапеза у мусульман во время священного месяца Рамадан - прим. ред.). Враждебного отношения мы не встречали.

- Каково сейчас положение русскоязычной православной общины Дамаска?

— Скажу честно — почти никого не осталось. Люди бегут от военных действий. В представительстве Московского патриархата в Дамаске иногда совершают богослужения священники Антиохийской православной церкви. Но дело в том, что наши дипломатические работники рекомендуют нашим людям не собираться больше, чем по два человека — не только в храме, но и где-либо еще. Для вооруженной оппозиции неважно, кто перед ними - выходцы из России, Украины или Белоруссии. Мы являемся целью номер один в связи с позицией России в совете безопасности. Закрыт наш российский центр в Дамаске, который действовал при посольстве. На наш вопрос, откроют ли его снова, работники посольства ответили, что пока не планируют этого, потому что вероятность терактов очень высока.

На днях обстрелян православный монастырь. Ситуация в Сирии осложняется с каждым днем. О происходящем ПРАВМИРу рассказала Анхар Кочнева, руководитель “Иорданского клуба”, находящаяся в данный момент в Сирии.

– Анхар, расскажите о монастыре, куда бросили гранату. Вы там были?

Это не гранату бросили – это прицельно обстреляли из гранатомета с соседнего холма. В монастыре возмущены – за все века его существования монастырь впервые подвергся нападению.

Называют само происшествие святотатством и в то же время, считают чудом то, что никто не погиб и разрушения были минимальными. Вылетело 2 снаряда, первый пробил стену, второй упал в комнате, не разорвавшись. Если бы разорвался – могли бы погибнуть две девочки, которые сидели у окна в соседней комнате и видели, как летели снаряды. Могли бы обрушиться стены.

Этот монастырь нередко называют одним из самых древних на Ближнем востоке: он основан примерно в 550 году императором Юстинианом на том месте, где императору явилась Дева Мария. Первой настоятельницей монастыря стала сестра самого императора. Главной реликвией монастыря является икона, написанная св. Лукой. Именно она, по мнению монахинь, спасла монастырь от больших разрушений.

– Вы встречались с Патриархом Игнатием. О чем говорит сейчас Патриарх? Что волнует его? Каково его видение событий?

– Огромная боль за всё происходящее. Безусловное признание того, что в Сирии очень хорошо относятся к христианам. Сейчас во всех церквях каждый день совершаются молебны во спасение Сирии.

– Анхар, что сейчас происходит в Сирии?

Попытки раскачать ситуацию в Сирии предпринимаются уже более года. Тут не прошел “египетско-тунисский” сценарий – средний класс и образованная часть общества не пошли бороться за мифическую свободу.

4 февраля исполнился год несостоявшемуся в Сирии “Дню Гнева”, к которому активно призывали иностранные агенты влияния в Фейсбуке. На улицы сирийских городов никто не вышел. Понадобилось еще полтора месяца и провокация в городе Дераа, чтобы пролить кровь и раскачать маховик взаимных претензий. Но даже это не приносило тех результатов, которые были нужны тем, кто вознамерился уничтожить Сирию.

И тогда начался откровенный бандитизм: убийства военных и полицейских, похищение ради выкупа гражданских лиц, диверсии. Причем, усилено пытаются создать мнение за рубежом о том, что тут существуют какие-то расстрелы мирных безоружных демонстрантов из танков. Сначала убивают людей, провоцируя армию и полицию на принятие мер, а потом, когда армия приходит навести порядок, орут, что армия нарушает их права.

Бандиты убивают сразу 120 полицейских в Джиср Шугуре, а потом пытаются выдать их за жертв армии. Убивают военного с тремя детьми, потом режут тела на куски и складывают в коробки. А спустя несколько месяцев вешают фотографии убитых ими же детей на баннер с надписью “жертвы режима”. Я сама лично приезжала фотографировать места двух терактов в Дамаске. Ходила среди кусков тел. А потом читала, что, оказывается, это военные сами себя подорвали.

Но в целом в большинстве районов страны совершенно обычная мирная жизнь. Об этом тоже молчит западная пресса. Зато врет про бои, которые в Дамаске идут чуть ли не в 300 метрах от того места, где я живу, о том, что якобы захвачен дезертирами аэропорт и теперь не работает… Зачем это вранье? Чтобы после того, как неделю всем врали, что в Дамаске на улице идут бои, мир с легкостью поверил в то, что на днях семья президента попыталась бежать из страны. Простите: но тут не происходит ничего такого, от чего можно было бы тайно бежать. Ситуация под контролем в большинстве районов страны, в Дамаске никаких боев не было и нет и армия совершенно не расколота.

– Мы знаем, что архимандрит Александр (Елисов) обеспокоен ситуацией – что беспокоит сегодня православных в Сирии? Каковы в целом настроения?

Конечно, все живущие в Сирии обеспокоены происходящим. Много слухов, часть которых распускается специально, с целью запугать население. Эти слухи обсуждаются, обрастают новыми “подробностями”.

Насколько я знаю, среди прихожан отца Александра много русских женщин, вышедших замуж за сирийцев. Некоторые из них не знают арабского языка в достаточной мере, это затрудняет понимание происходящего, делает его еще более пугающим. Им легко поверить в то, что где-то происходят ужасы, которых на самом деле нет. Сирийцы, кстати, в этом плане более спокойны – они просто более информированы. Насколько я знаю, отец Александр многим говорит, чтобы они уезжали. Не уверена, что это правильно, при всём к нему уважении: в Москве куда опаснее.

Как только отсюда начнут уезжать русские, да еще, не дай Бог, массово, сирийцы потеряют столь необходимую для них надежду. А это прямой путь к поражению.

– Много ли сегодня христиан в Сирии, много ли православных? Если ли святыни и есть ли паломничества в Сирию? Как живут православные среди исламского окружения?

В своей речи в день похорон своего убитого бандитами младшего сына муфтий Сирии сказал, что в Сирии 23 миллиона мусульман и 23 миллиона христиан. Христиане в Сирии не притесняются, есть министры и чиновники высшего звена – христиане. В тот же обстрелянный монастырь в Саеднае приезжают не только христиане, но и мусульмане: они также считают святым это место. В Омейядской мечети в Дамаске, по преданию, хранится голова Иоанна Крестителя. В стране множество церквей и монастырей, в одном из них – монастыре св. Георгия – хранится охранная грамота, выданная монастырю сподвижниками пророка Мухаммеда.

Вообще, Сирия – это земля, где переплелись христианство и ислам. Именно тут – в Дамаске – был крещен Савл, ставший апостолом Павлом. При дворе мусульманского халифа служил в ранге практически премьер-министра Иоанн Дамаскин. Тут и христианские, и мусульманские праздники являются общегосударственными. Тут всегда было принято поздравлять соседей иной конфессии с их праздниками.

Сирия приютила множество беженцев, бежавших от геноцида армян. Приняла массу беженцев из Палестины и Ирака, часть которых была христианами.

Среди сирийцев всеми силами пытаются посеять рознь. Но они – молодцы. Они держатся.

– Насколько ситуация безопасна для христиан? Вы прогнозируете повторение египетского сценария, где революция привела к усилению исламских партий в политике?

В Сирии не может произойти то, что произошло в Египте. Тут противоборствующая сторона это не политические оппоненты, а бандиты. Бандитам нужна возможность заниматься бандитизмом, а не места в парламенте. В принципе, я не считаю и не вижу, что сирийские христиане подвергаются какой-то более сильной опасности, чем сирийские мусульмане. Все в одной лодке.

Более того: весной и в начале лета одним из лозунгов бандитов было “Христиан – в Бейрут” (что не так уж и плохо, в принципе – Бейрут город хороший – это я пробую так пошутить), “алавитов (одно и течений в исламе) В МОГИЛУ”. Так что сами судите, кем в данном случае быть опаснее: христианином или мусульманином- алавитом.

– Как складываются отношения России и Сирии? Что сирийцы знают о России?

Знают пока не очень много. Но хотят знать больше. По неофициальным данным, в Сирии живет около 50 000 семей, в составе которых имеются граждане России. Еще больше людей, получивших в России и СССР высшее образование и говорящих по-русски. В стране и раньше очень хорошо относились к русским и к России. А сейчас царит настоящая русофилия. На демонстрациях бывает много людей с российскими флагами. Многие знают слово “спасибо” и стремятся сказать его каждому встреченному ими русскому.

Конечно, речь о нормальных людях, а не о бандитах, которые отлично понимают, что Россия – та сила, которая до сих пор поддерживала Сирию и не давала принять в ООН резолюции, открывающие путь к уничтожению этой уникальной страны.

Загрузка...
Top