Что можно есть в трехдневный пост. митрополит Волоколамский Иларион: Правила трехдневного поста перед причастием не существует. Яйца с образами

Причастие является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.

Что такое пост и зачем поститься перед причастием

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь - можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост - в посте и исповедании грехов.

Пост - время, когда человек через усмирение плоти старается очиститься от душевных вредных привязанностей и привычек, чтобы приблизиться духовно к Творцу. Пост - время молитв и размышлений о жертве Христа, Ее очищающей и благословляющей силе. Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь, выявить в ней грехи и покаяться в них.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествица, во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост - единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва - крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

История появления поста перед причастием

Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.

Икона Причастие апостолов

Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.

Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.

Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.

По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.

Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.

Правила поведения во время подготовки к Причастию

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

В церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно - рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Пост перед причастием: как правильно соблюдать

Послабления в посте

Причастие - великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.

Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей - лучший пример для подрастающего поколения.

Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.

Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.

Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.

Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.

Пост - это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.

Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.

Молитва грешника

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.

Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.

Иисус, Сын Божий, помилуй меня.

Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.

Пост – это весьма сложная тема преткновения между верующими и современным миром. На сегодняшний день существует три разные версии назначения «постных» дней. Первая, и самая главная точка зрения принадлежит самой Церкви, а точнее священникам, которые характеризуют любой пост как испытание на воздержание, благодаря которому можно частично искупить собственные грехи перед Господом.

Вторая группа людей считает, что Великий Пост, Рамадан, Петров Пост и прочие мероприятия такого рода предназначены исключительно для оздоровления нашего организма, а не для очищения души. Ну и наконец, третья группа людей вообще не считает нужным поститься, объясняя это тем, что все посты очень сильно ограничивают человека.

К какой бы категории людей вы не относились, мы не станем вас переубеждать и склонять к чьей-либо точке зрения. Просто сейчас немало людей хотят соблюсти все правила «постных» дней, одни для очищения души, другие же просто для оздоровления. Но как только подходит Великий, Петров Пост или Рамадан, люди не знают, как правильно поститься, поэтому откладывают данную процедуру до следующего раза. Как правильно поститься? Нужно ли соблюдать пост перед причастием или исповедью? На эти и другие вопросы мы сегодня и постараемся ответить. Приступим.

Значение «постных» дней для человека носит весьма неоднозначных характер. Как утверждают служители церквей, наряду с духовным ростом для человека открываются новые, незнакомые до сих пор грани и духовные аспекты. Очень важно, что прежние смыслы такого очищения остаются неизменными, но они постепенно дополняются новыми, более высокими ценностями.

Для большинства людей, которые только вступили на этот путь, то есть они впервые соблюдают, будь то Великий, Петров Пост, Рамадан или же просто кушают «правильную» для Церкви пищу в Страстную пятницу и среду, данное мероприятие носит исключительно характер некой соборной солидарности.

Люди постятся вместе с Церковью для того чтобы ощутить себя ее частичкой, соединиться в ней воедино и испытать те же ощущения, которые испытывали на себе многие отшельники, святые и сам Иисус, который перед своим служением провел месяц, точнее сорок дней наедине с самим собой в пустынном месте.

И только тогда, когда человек забывает о формальности всех существующих заповедей, он начинает по-настоящему бороться со своими страстями. Именно подлинная вера, а не стадное чувство, «заставляет» человека заново разбираться в своих предпочтениях и расставлять новые приоритеты.

Пройдет не один месяц, когда человек начнет замечать, что Великий и Петров Пост, Рамадан и прочие «постные» дни, вносят в его душу некоторые положительные изменения, которые впоследствии помогают укрепить свой дух.

Постные периоды времени – это не только освобождение от негативных помыслов, но и ощущение легкости, которое приобретает тело во время очищения постной пищей. И теперь пост – это не некое испытание на пути к духовной жизни, а надежный помощник.

Как должно выглядеть постное меню?

Соблюдать «постные» дни или же нет – это право каждого человека. По такому же принципу соблюдается и степень ограничений в отношении питания, которая напрямую зависит от самого человека и советов его духовного наставника.

Для всех православных людей существует так сказать ориентир, который представлен монастырским уставом. В нем содержатся четкие предписания, на целый год, где расписан каждый месяц и день: что можно кушать, соблюдая Рамадан, Великий и Петров Пост, как должно выглядеть меню в пятницу и среду (церковные дни). И даже больше, из устава можно узнать, что нужно делать перед причастием.

Но не смотря на единство этого документа, строгость постов во всех православных храмах – разная. Когда в одних монастырях Великий и Петров Пост – это употребление только хлеба, вермишели и картошки, тогда как в других – подают настоящие блюда (конечно же, из постных продуктов питания).

Всем людям, которые имеют сложные хронические заболевания, можно сделать некоторые послабления. Это касается и беременных женщин, поскольку такой способ жизни может пагубно повлиять на полноценное формирование будущего малыша. Также Великий и Петров Пост, Рамадан, постную среду и пятницу разрешается не соблюдать военнослужащим, которые не в состоянии самостоятельно организовать собственный рацион питания.

От чего стоит отказаться во время постов?

Считается, что наиболее строгими являются первые четыре дня поста и последняя его неделя (и неважно, Рамадан это или же Великий Пост). Согласно уставу также важно соблюдать некую диету в любую среду года, а в Страстную пятницу и вовсе стоит отказаться от любой пищи.

С чего стоить начать пост, так это с познание запретов, от которых напрямую зависит то, как правильно поститься.

Итак, в Великий, Петров Пост, в Рамадан и прочие «постные» дни (среду, пятницу и понедельник) запрещается употреблять спиртные напитки, курить и заниматься любовью.

Также духовные наставники категорически запрещают использовать в речи скверные слова, проявлять агрессию, клеветать и совершать клятвопреступлен ия. Важно помнить, что каждый пост – это, прежде всего, очищение души, а не тела, как принято считать. И забывать об этом не стоит, поскольку выдержать на постной еде месяц – сможет каждый, а вот соблюсти духовные запреты – под силу далеко не каждому.

Что же касается продуктов питания, которые нельзя кушать в среду, Страстную пятницу, Великий и Петров Пост и Рамадан, то под запрет попадают:

  • продукты питания животного происхождения – мясо, рыба, кисломолочные продукты, яйца и прочие;
  • спиртосодержащие напитки, за исключением красного вина (по праздникам и воскресениям);
  • мясные и молочные продукты, приготовленные из сои и ее заменителей;
  • кофе, чай и прочие напитки, которые обладают бодрящим эффектом;
  • всевозможные соусы, приправы, специи, которые улучшают вкусовые качества пищи.

На первый взгляд может показаться, что перечень запретные продуктов питания не такой уж и большой, однако все эти продукты составляют львиную долю в рационе каждого из нас.

Православная церковь – это не сообщество высококлассных медиков. Священнослужител и не могут знать всего, особенно это касается новомодных продуктов питания, которые только «пришли» в наш рацион. Например, большинство морепродуктов (мидии, креветки, кальмары и т. п.) – не считаются рыбными продуктами, тогда, как доподлинно известно, что все они являются натуральными афродизиаками, благодаря которым увеличивается половое влечение.

Поэтому перед человеком стоит выбор, который он должен преодолеть сам, основываясь на собственных предрассудках. Вы может самостоятельно принять решение, употреблять тот или иной продукт в «постные» дни. Соблюдать ли «голодную» Страстную пятницу и придерживаться диеты в среду – это тоже исключительно ваше решение.

Людям, которые впервые постятся, духовные наставники не советуют соблюдать пост целый месяц. Вначале можно ограничиться только причастием, потом отказаться от своих любимых блюд, от мяса и так далее. Далее можно попробовать «организовать духовную среду», подкорректировав собственное меню. И пройдет не один месяц, перед тем, как человек сможет соблюдать в полной мере и по всем правилам Рамадан, Великий и Петров Пост.

Как правило, человек, которые поистине ведет православный образ жизни, уже ждет этого промежутка времени, чтобы получить Божье благословение и очистить свое тело и душу.

Основные принципы режима питания в дни поста

Безусловно, что пища, которая разрешена монастырским уставом во время соблюдения какого-либо поста менее питательная и калорийная по сравнению с обычной пищей, которой не должно быть в рационе.

И чтобы заведомо не наносить вред собственному организму и своевременно пополнять запасы жизненно важной энергией, стоит увеличить объемы потребления пищи. Однако делать это нужно предельно осторожно, поскольку одно из самых главных правил поста: «Не покидать обеденный стол с чувством полной сытости и тяжести в животе» - не должно нарушаться.

И чтобы решить сложившуюся ситуацию необходимо лишь увеличить количество приемов пищи, то есть если вы до этого кушали 3 раза в день, то сейчас должно быть пятиразовое питание. Но делать это заведомо не стоит. Если у вас не появляется необходимости в увеличении объемов пищи (вы себя хорошо чувствуете, нет чувства голода и т. п.), то и делать этого не нужно.

Очень важно организовать свой режим питания: приемы пищи должны быть строго по назначенному времени. Считается, что демоны пытаются осквернить человеческую душу, подстрекая в нем мнимое чувство голода.

Именно по этой причине следует употреблять пищу строго по расписанию. Да и к тому же, это поможет приучить свой организм к режиму, что очень важно в организации правильного и здорового образа жизни.

Чтобы было проще отказаться от привычной скоромной еды, можно провести некий самотренинг: скажите себе, что данные продукты питания очень вредны, они не только оскверняют вашу душу, но и «засоряют» организм, препятствуя полноценной жизнедеятельност и.

К такому методу прибегают многие квалифицированны е специалисты, когда необходимо исключить из рациона пациента некоторые продукты питания по медицинским показаниям.

Вспомните, почему вегетарианцы не едят продуктов животного происхождения. Отказ от такой пищи основан на том, что животные подвергаются насилию и даже убийствам. И все это для того чтобы человек смог просто сесть и покушать.

При желании человек сможет найти массу доводов, чтобы отказаться от запретной пищи во время поста. Если же вы насильно заставляете себя целый месяц придерживаться поста, то смысла от него не будет: организм не очиститься, а о душе и речи нет.

Польза поста и что можно кушать во время него

Теперь поговорим о продуктах питания, которые можно водить в свое меню во время любого поста, а также перед причастием.

Изобилие блюд и продуктов просто поражает и внушает уважение. Всевозможная домашняя консервация (маринованы овощи, фрукты, ягоды, соленья и квашения), свежие и свежезамороженны е овощи, фрукты, ягоды и грибы, варенье, джемы, все виды орехов, бобовые культуры, сухофрукты, натуральные пряности, зелень, постные сладости и кондитерские изделия, приобрести которые можно в любом магазине.

Список разрешенных продуктов питания можно дополнить еще и крупами, макаронными и хлебобулочными (несдобными) изделиями. Во время поста можно добавлять и сахарный песок к напиткам, однако в среду, пятницу и перед причастием лучше заменить его медом.

Так, вне зависимости от количества потребляемой пищи, ваш рацион всегда будет сбалансированным и правильным. Многие диетологи утверждают, что резкий отказ от мясных и рыбных продуктов на месяц и более может спровоцировать снижение уровня витаминов и микроэлементов, поэтому перед «постными» днями необходимо подобрать растительные продукты, которые смогут восполнить дефицит этих веществ.

Источники белка

Заменить белковые вещества, которые поступают в наш организм вместе с мясом и рыбой можно, добавив в рацион фасоль, горох, семена подсолнечника, все виды орехов, сухофрукты, ну и конечно же, грибы, в которых содержится очень много белка.

Приготовив блюда из всех вышеуказанных продуктов, можно с легкостью восполнить суточную норму белка. Да и к тому же, растительная пища не содержит в себе «плохой» холестерин и жиры, которыми так изобилует мясо.

Существуют такие «постные» дни, которые разрешают потребление рыбы. Однако вводить в свой рацион разрешается только рыбу нежирных сортов, мясо которой имеет белый цвет. В такие же дни можно кушать и морепродукты. Что же касается морской капусты, то ее можно есть в любой день поста, а также перед причастием.

Вдобавок ко всему, если целый месяц кушать морскую капусту, то можно восполнить не только запас белковых веществ, но и насытить организм жизненно необходимым йодом и прочими, не менее важными микроэлементами.

Источники жиров

Обеспечить полноценную замену жирам можно при помощи растительным масел:

  • оливковое;
  • подсолнечное;
  • льняное;
  • арахисовое;
  • рапсовое;
  • кедровое;
  • кукурузное.

Эти масла с легкостью заменят животные жиры во время поста. Крайне важно вводить в свой рацион нерафинированные масла, поскольку именно они содержат все полезные вещества, тогда как всем привычное «масло без запаха» будет лишь засорять организм.

Источники углеводов

Благодаря широкому ассортименту овощей, круп, фруктов и вермишели, во время поста организм насыщается исключительно «медленными» углеводами, которые не конвертируются в жировые клетки, а обеспечивают наш организм всеми необходимыми веществами для полноценной жизнедеятельност и.

Что же касается «быстрых» углеводов, которые также нужны нашему организму, но только в меньших количествах, то их можно «получить» из меда, варенья и прочих постных сладостей. Главное – это чувство меры.

Если на целый месяц исключить из своего меню мясо, то это может привести к дефициту железа в организме, что очень пагубно отразиться на здоровье. Получить данное вещество можно из орехов, ягод, тыквы, шиповника, сельдерея, болгарского перца и зелени (петрушки, кинзы и укропа).

Благодаря свекле, моркови, орехам, яблокам, меду, шпинату, гранату и изюму можно восполнить не только дефицит железа, но и прочих полезных веществ, в которых так нуждается наш организм.

И в завершении хотелось бы добавить – не воспринимайте «постные» дни как жесткую диету. Они даны нам для укрепления духа и организма. Принимайте любой пост как панацею, которая поможет вам очистить не только душу, но и организм от всевозможных плохих накоплений.

Искренне желаем вам крепкого духа и здоровья!

В церковном календаре прописаны посты перед определенными праздниками. Но исповедь и причастие - таинства индивидуальные. Никто не указывает день, когда следует очистить свою душу от грехов, как и не предписывает, с какой частотой следует исповедоваться. Один человек поверяет свои грехи духовнику каждую неделю, другой - перед большими церковными праздниками. Иногда период перед причащением припадает на общий православный пост. Как быть тогда?

Некоторые люди вообще приходят к причастию без поста и исповеди. Но Святые дары - это величайшее таинство. Их, по мнению Церкви, нельзя вкушать людям, погрязшим в грехах. А чтобы подготовить себя к исповеди и причастию, человеку следует говеть. Но если с мясом и продуктами животного происхождения еще наблюдается какая-то ясность, то вопрос о том, можно ли есть перед причастием рыбу, остается открытым. Недавно вышел документ комиссии Межсоборного присутствия, касающийся данной проблемы. Он называется «Подготовка к Святому Причастию». Давайте посмотрим, что в этом документе говорится о говении.

Важность поста перед причащением

О том, как нужно подготавливать душу к принятию Святых Даров, говорили еще в ранней Церкви, а не только на комиссии Межсоборного присутствия по проблемам приходской практики. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет о том, что люди, которые едят хлеб Господень и пьют Его чашу недостойно, будут повинны в грехах против Тела и Крови Христовой. Поэтому нужно себя испытывать, чтобы не быть осужденным.

Этим указывается, что человек перед причастием должен очистить тело и душу. И даже священник, совершающий литургию, произносит такую формулировку: «Да будет мне не в осуждение причащение Твоих Святых Таинств». Понятно одно: перед употреблением Даров Господних следует исповедаться и поститься. И если душу свою мы подготавливаем молитвами и покаянием, то тело - воздержанием в пище. Но можно ли есть рыбу перед исповедью и причастием? Относится ли данный продукт к запретным в этот период?

Смысл говения

Перед тем как принять в себя Бога, вкусить от Тела и Крови Его, нужно подготовить себя к этому событию. Ведь даже перед светскими праздниками мы убираем в своем доме, украшаем комнату, в которой будем принимать гостей. Как же нужно подготовиться к тому, чтобы вкусить Святые Дары? Все священники утверждают, что одним постом дело не должно ограничиваться. Если ограничивать себя в пище, но при этом быть высокомерным, не признавать грехов своих, питать неприязнь к ближнему и нарушать заповеди Христовы, то такое воздержание ничего не даст.

Исповедь перед причастием обязательна. Ведь тогда верующий приходит к осознанию своих грехов и покаянию. И кроме вопроса о том, можно ли есть перед причастием рыбу и рыбный суп, человека больше должно волновать собственное душевное состояние. Ведь период перед принятием Святых Даров не зря называют говением, а не просто постом. Готовящийся к этому событию должен прочесть три канона (покаянный к Христу, молебный к Богоматери и к ангелу-хранителю). А также он должен присутствовать на вечерней службе в церкви в субботу. И конечно, в этот период следует избегать мирских развлечений.

Количество дней поста

Церковь не имеет единого мнения по поводу того, сколько суток верующему следует воздерживаться от употребления перед принятием Святых Даров. В этом вопросе все очень индивидуально. Пост, вернее его длительность, назначает духовник. Обычно это три дня. Но если у человека имеются заболевания (особенно желудочно-кишечного тракта), общая слабость организма, беременность или период лактации, то длительность поста сокращается.

В группу «льготников» попадают и военные, которые не могут выбирать блюда и продукты по своему усмотрению, а вынуждены есть, что дают. Духовник также смотрит и на другие обстоятельства. Прежде всего это частота причащения. Если кто-то впервые прибегает к вкушению Святых даров, то такому человеку назначают недельный пост. А кто причащается каждое воскресенье, то такому верующему достаточно воздерживаться от скоромной пищи только в среду и пятницу. У этой категории людей и возникает вопрос: можно ли есть перед причастием рыбу?

Какие бывают посты

Для мирского человека телесное воздержание представляется чем-то единым. Если пост, значит, нельзя кушать мясо и продукты животного происхождения (молоко и яйца). А можно есть рыбу, растительные жиры, напитки, в том числе алкогольные, овощи и фрукты. Но Церковь разделяет посты на обычные и строгие. Бывают дни, когда нельзя вкушать не только мясо, но и рыбу. Некоторые посты запрещают и растительное масло (так называемый елей).

Есть дни сухоядения. Во время них нельзя принимать никакой пищи до заката, а вечером разрешается кушать лишь Теперь рассмотрим говение перед принятием Святых Даров: можно ли есть перед причастием рыбу?

Какой пост следует соблюдать перед исповедью

Очищение души от грехов не требует никакой подготовки. Раньше хорошие верующие ходили к духовнику и исповедовались тогда, когда они чувствовали в этом потребность. И вовсе не обязательно сразу же после отпущения грехов принимать евхаристию. Но если вы собираетесь это сделать, то необходимо говение, то есть подготовка души и тела к принятию святого таинства Церкви. И тут уже уместно будет задать вопрос: а можно ли есть перед причастием рыбу? Относительно этого продукта с определенностью можно дать отрицательный ответ только для вечера субботы. Все остальное зависит от частоты вашего причащения, от вашего здоровья и жизненных обстоятельств. Также имеет значение, соблюдает ли православная Церковь всеобщий пост в эти дни. В таком случае требования к пище для говеющих изменяются.

Накануне участия в святой литургии, когда вы собираетесь приступить к принятию Святых Даров, нужно соблюсти строгий пост. А это значит, что рыбу и различные блюда из нее кушать нельзя. Монахам предписывается вечером в субботу употреблять только безъелейное сочиво (то есть овощи, не сдобренные никаким жиром).

Церковный день начинается в полночь. А потому все воскресенье до принятия таинства нельзя ни кушать, ни пить. Желательно также присутствовать на субботней вечерней службе. Можно ли кушать рыбу перед причастием в другие дни? Если, к примеру, духовник вам назначил неделю воздержания, то следует все семь дней избегать мяса, молочных продуктов и яиц. Но кроме этого, в среду и пятницу нужно придерживаться то есть исключить из своего рациона в эти дни рыбу, уху и морепродукты. К питанию в субботу (если она не Страстная) у Церкви особое отношение. Многие священники считают, что в шестой день недели поститься нельзя. Но это не касается говеющих, то есть тех, кто готовит себя к принятию Даров Господних.

Выше мы уже упоминали о том, что степень строгости воздержания зависит от церковных дней. Если все православные соблюдают пост (перед Пасхой или Рождеством), то говеющие должны и подавно избегать запрещенных продуктов. Мало того, их воздержание должно отличаться от прочих большей строгостью.

Если, к примеру, в определенные дни верующим запрещается вкушать мясо, то говеющим следует отказаться также и от рыбы. В некоторые дни, такие как среда и пятница, им лучше не добавлять в напитки сахар, а заменить его медом. Растительное масло, соусы и приправы также нежелательны при говении. Также следует не объедаться и разрешенными продуктами. Ведь умеренность в еде является составной частью подготовки к принятию Святых Даров.

Вместо заключения

Возможно, некоторые сочтут, что данная статья так и не дала ответа на вопрос о том, можно ли вкушать рыбу перед причастием. Категоричное нет можно сказать только относительно дня, в который будет проходить таинство (с полуночи нельзя ничего есть и пить).

Также считается душеспасительным воздерживаться от еды весь день субботний, а вечером, накануне причащения, следует поужинать продуктами, которые разрешены в строгий пост (то есть без рыбы). Но и это требование может быть смягчено для больных, беременных и кормящих. Строгость и длительность поста перед причащением устанавливает духовник.

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

Православная церковь закрепляет за собой семь святых таинств, которые позволяют православному человеку соединиться со Христом. Одним из главных является таинство Евхаристии. К нему требуется подходить с особой подготовкой. Поговорим о том, как поститься перед причастием.

Подготовку к Евхаристии определяет для каждого православного христианина священник, в зависимости от телесного или нравственного состояния, занятости, иных жизненных обстоятельств.

Сколько дней следует говеть, сказать однозначно нельзя. Важно подготовиться к причастию должных образом, иначе принятие святых даров будет являться большим грехом.

Мера и продолжительность говенья зависит от разных обстоятельств. Например, при определённых заболеваниях, которые требуют особого питания или при беременности, а также для умирающих, пост может быть ослаблен или отменён. Это касается и тех христиан, которые пребывают в местах с общим питанием: армия, интернат, места заключения.

По общим правилам церковного Устава продолжительность поста перед причастием составляет неделю. Как показывает практика, причащающиеся несколько раз в году, могут поститься перед исповедью три дня. Случается, что христиане причащаются каждый день или несколько раз в месяц. В таком случае можно приступить к Святой Чаше, сохраняя один день говенья, но по благословению священника.

Обратите внимание! Причаститься возможно только после исповеди священнику. Дети до семи лет приступают к Святой Чаше без исповеди.

Разрешенные продукты

Разрешаются следующие продукты для постящихся:

  1. Крупы.
  2. Овощи.
  3. Фрукты.
  4. Ягоды.
  5. Зелень.
  6. Орехи.
  7. Сухофрукты.
  8. Растительное, оливковое, соевое масло.
  9. Варенье.

В интернете зачастую можно найти разнообразные вкусные блюда. В магазинах специально создаются полки с постными продуктами.

Перед причастием необходимо воздержаться от мяса, молочных продуктов, яиц, иногда и рыбы. Любые продукты, содержащие перечисленные ингредиенты, необходимо исключить. Пирожным, тортам и шоколадных конфетам придётся сказать «нет». Желательно не лакомиться перед причастием. Ничего страшного, если немного позволить себе постного печенья, пряников, халвы или конфет. Достаточно много того, что можно есть в постные дни. Главное, не пресыщаться постной пищей.

Правила

Говенье перед исповедью и причастием заключается не только в отказе от скоромной пищи. В такие дни следует чаще посещать церковь и совершать молитвенные правила.

В православном молитвослове содержатся утренние и вечерние молитвы, совершающиеся христианами ежедневно.

От чего необходимо воздержаться от:

  • развлечений, посещений друзей, просмотра телевизора и различного рода увеселительных программ;
  • вредной привычки табакокурения (РЦП призывает полностью отказаться);
  • употребления алкоголя;
  • супружеской близости.

Часто возникают вопросы, как нужно поститься. Надо постараться никого не осуждать, ни с кем не спорить, не обижаться, совершать добрые поступки. Помощь больному, нищему, жаждущему, плачущему, алчущему, осуждённому – милостыня, совершённая во славу Божью. Не обязательно помогать денежными средствами, когда можно отдать одежду, продукты питания, книги, а иногда достаточно моральной поддержки.

Главное, соблюдать не внешний пост, а внутренний. Напоказ свои подвиги выставляют фарисеи и лицемеры, которым важно мнение окружающих, похвала с их стороны, а не желание мыслью, сердцем и душой пребывать с Богом.

Пост перед Причастием требует от христианина принесения искреннего покаяния. Верующий христианин вспоминает все свои грехи, которые совершил за жизнь, если исповедуется впервые. Если верующий уже был на таинстве исповеди, то вспоминает грехи с последнего раза.

Подготовиться к исповеди помогут книги «В помощь кающимся», «Опыт построения исповеди» и другие. Искреннее осознание своей греховности и желание исправиться угодны Богу.

Употребление рыбы

Данный вопрос зачастую встаёт как у новоначальных христиан, так и у тех, кто давно посещает православную церковь. Существуют дни, когда рыба вообще запрещается, например, в дни Великого Поста. Тогда её нельзя есть перед Причастием.

Вечером накануне таинства от рыбы следует воздержаться. При строгом воздержании от скоромной пищи рыба не вкушается вообще. Употребление рыбных продуктов во многом зависит от состояния здоровья и от частоты причащения.

Если возникают сомнения, то священник поможет в решении вопроса. Бывает происходит так, что неосознанно съедаешь запрещённый продукт. Не стоит переживать по этому поводу, но на исповеди об этом нужно сказать.

В целом, на вопрос о том, можно ли перед причастием есть рыбу, нельзя ответить однозначно. Каждый решает для себя сам, может он без неё обойтись или нет.

Обратите внимание! Перед Таинством Евхаристии надо прочитать три канона: Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу, канон ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю и Последование ко святому причащению.

Начиная с 12 ночи и до вкушения Святых Даров, необходимо воздержаться от еды и напитков. К литургии приходить следует вовремя, можно подать записки о здравии или упокоении близких. Важное правило, как нужно поститься перед принятием Святых даров – сохранение языка и непрестанное пребывание в молитве.

Не все верующие могут соблюдать недельный пост накануне таинства. В настоящее время многие постятся три дня. И это не будет считаться грехом. Для некоторых пост отменяется или уменьшается, но в таком случае требуется благословение священника. Кто часто причащается, может соблюдать однодневный пост перед причастием, но тоже по благословению.

Количество постных дней зависит от телесного, физического, психического, эмоционального состояния, от иных жизненных обстоятельств: командировки, тяжёлая физическая работа и другое. Но стараться ограничить себя в чём-то нужно обязательно.

Питание младенца

Можно ли есть детям накануне таинства Евхаристии. До трёх лет ребенку разрешается причаститься святых даров. Родителям следует приучать постепенно малыша к посту – ограничивать в просмотре мультфильмов, в сладостях и развлечениях. Продолжительность говенья определяется родителями по предварительному совету со священником.

До семи лет детей подводят к Святой Чаше для причащения без предварительной исповеди. Родителям следует стремиться причащаться вместе со своими детьми хотя бы раз в месяц, чтобы ребёнку была понятна важность данного Таинства. Когда ребёнок начинает осознавать свои поступки, то ему необходимо рассказать о них батюшке на исповеди. Малыш должен видеть свои плохие дела и стараться их исправлять.

Значение поста

Зачастую новоначальные спрашивают, нужно ли поститься перед причастием. Пощение перед причастием является для всех обязательным в той или иной мере.

Чтение Священного Писания, утренние и вечерние молитвы, ограничение в развлечениях, милостыня и труд – есть то, что необходимо для достойного причащения. Соблюдение поста помогает очистить разум и начать видеть собственные грехи, которые необходимо исповедовать.

Желание исправиться, искреннее покаяние необходимо верующему. Только после того, как с души спадёт тяжкий груз грехов, можно со страхом и трепетом подходить к Святой Чаше. Можно ли причащаться, если не примирился с ближним, держишь на кого-то обиду?

Ни в коем случае. Мы должны оказать любовь и сострадание ближнему. Соблюдение постных дней необходимо для очищение нашей совести. Пощение не только состоит в ограничении себя в еде. Как говорят святые отцы, главное, не «есть» людей.

Беременные и женщины, кормящие грудью, соблюдают пост в соответствии с консультацией священника. Для таких могут быть определённые ограничения в пище, например, отказ от мяса. Нередко бывают случаи, когда женщины могут соблюдать пост полностью. Возможно самостоятельно решить, каким образом поститься беременным перед причастием, какие сделать ограничения или послабления. Но в любом случае, нужно за советом обратиться к духовному отцу.

Запреты

В каких случаях нельзя причащаться:

  • при несоблюдении должным образом постных дней перед причастием;
  • если не был на Таинстве покаяния или не получил разрешительную молитву;
  • есть неисповеданные грехи (намеренно скрытые);
  • женщинам в период критических дней;
  • в состоянии алкогольного опьянения;
  • в состоянии злобы;
  • вражды с ближним;
  • иноверные и некрещёные также не могут участвовать в таинствах.

Полезное видео

Подведем итоги

Причащаться в случае, если не постился, можно только с благословения священника. Он может ослабить или отменить пост для беременных, тяжело болеющих, умирающих или иных верующих, чьи жизненные обстоятельства препятствуют соблюдению поста.

Зачастую новоначальные пугаются от многочисленных списков ограничений и отказываются от важных церковных таинств – покаяния и причастия. Нельзя обращать внимание на навязчивые помыслы лукавого. Первый шаг всегда трудно совершить. Но ради душевного спасения, соединения со Христом, для благодарности Господу за его любовь, мы должны встать на путь покаяния и приобщиться Святых Таинств.

Загрузка...
Top