Весенние работы в поле рисунок. Весна - всему голова: весенне полевые работы. Зачем нужны знания о подготовке земель весной

Тема урока: «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ»

Цели деятельности педагога : создать условия для ознакомления с весенними работами на полях, огородах, в садах, цветниках, способствовать развитию связанной речи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся наблюдать за весенними работами на полях, огородах, в садах, цветниках; получат возможность научится участвовать в труде по уходу за растениями уголка природы.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование- учитывать выделенные учителем ориентиры действияв учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные - осознанно строить сообщения в устной форме; предметные- знакомится с весенними работами на полях, огородах, в садах, в цветниках: уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников и подготовка рассады для посадки.

Коммуникативные: взаимодействие- вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими норами родного языка, слушать собеседника.

Личностные: нравственно-этическая ориентация- проявляют навыки сотрудничества в практической деятельности, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуациях при работе в группах.

Оборудование:

ноутбук, экран, проектор, информационно-образовательная среда: слайды о весенних работах.

Материал для практической работы: семена, почва.

Ход урока

l . Организационный момент, сообщение темы урока.

Учитель (У):

Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот.

Как вы понимаете поговорку: « Весна год кормит»? слайд № 1

Дети(Д):

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, какая тема урока?

Д :

О весенних работах.

ll . Изучение нового материала.

Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72, рассмотрите иллюстрации. Попробуйте рассказать мне о каких работах пойдет речь на уроке?

(Не забывайте, что при работе в группе вы должны работать сообща)

Д: рассказы детей

Люди понимают, что весна год кормит. Они стараются не пропустить не одного денечка: проращивают семена, готовят почву к посеву, сеют семена в землю. На полях, где еще с осени засеяли рожь и пшеницу, поднимаются и зеленеют озимые культуры, словно зеленый бархат. Слайд № 2

Как вы думаете, а почему их называют озимые?

- Озимые растения сеют осенью, до наступления зимы они прорастают, а весной продолжают свой жизненный цикл и созревают несколько раньше, чемяровые - однолетние культуры, высеваемые весной.

Выезжают трактористы в поле и вспахивают землю, как вы думаете для чего? Слайд № 3

Чтобы почва была мягкой, рыхлой для лучшего всхода семян.

У: Но после того как поле вспахали- его нужно сделать еще более мягким, для этого его боронят слайд № 4

Ребята, как вы думаете, как происходит посеев семян ржи или пшеницы?

Так как поля очень большие, то человеку не справится без помощи машины-сеялки, она выходит в поля и разбрасывает зерна. Слайд № 5

Проведя опыт мы с вами можем сказать, что нужно для того, чтобы семена проросли?

Свет, воздух и вода

Свет и воздух есть всегда, а как быть, если дожди идут нечасто и растениям не хватает влаги?

Поливать

На помощь растениям приходят люди. Они устанавливают на полях поливочные машины, орошают землю. Слайд № 6

Орошают- значит поливают, давайте повторим это слово, чтобы запомнить ОРОШАЮТ.

При должном уходе из маленьких семян осенью люди получают богатый урожай.

Ребята, а как вы думаете помимо полей и огородов какие еще весенние работы есть?

Убирают прошлогоднюю листву, белят деревья Слайд № 7

А кто знает, для чего люди белят стволы деревьев?

Избавить их от вредителей, для красоты.

Молодцы, ребята, сегодня мы тоже займемся весенними работами, кто догадался какими?

lll . Практическая работа.

Работа в группах.

Для практической работы для каждой группы подготовлен ящик, почва и семена.

В полях всю весну будут трудиться тракторы и машины. Но не только на полях кипит работа. Всех сельских жителей ждёт работа в огородах. В тёплую землю просятся семена овощей: моркови, свёклы, огурцов, редиса, гороха, фасоли. Очень важно семена правильно подготовить к посеву.

Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению.

Давайте подумаем, как мы будем действовать, что за чем выполнять.

Что нужно сделать сначала?

1.Насыпать в ящик землю;

2.Выровнить ее;

3.Полить;

4. Сделать бороздку;

5. Кладем семена на расстоянии 3 см друг от друга;

6.Прикрываем семена слоем земли.

На столе у вас лежат таблички, как вы думаете для чего они?

На табличках мы запишем название растение, дату посева, а так же на обратной стороне мы запишем имена членов группы.

А для чего нужно записать имена детей?

Чтобы знать кто должен ухаживать за растениями.

Правильно, ребята, как только растения наберутся сил, а на улице станет теплее, мы перенесем нашу рассаду на клубу, что то останется на подоконниках.

lV Итог урока.

Какие работы выполняют люди весной?

Как готовят почву к посеву?

Какие условия необходимы для прорастания семян?

V .Рефлексия.

На доске записаны варианты:

· Быстро, правильно

· Правильно, но медленно

· Правильно, но с помощью других

· Быстро, но не правильно

- Ребята, на столе у вас лежат цветочки, оцените свою работу, приклейте цветок рядом с той строчкой, которая говорит о том, как вы работали на уроке.

Екатерина Федякина
Весенние работы в поле, в саду и огороде

Занятие на тему «Весенние работы в поле , в саду и огороде »

Цель : активизация словаря по теме : «Весенние работы в поле , в саду и огороде »

Задачи : закрепить знания о весенних работах в поле , в саду и огороде ; обучение пересказу по теме.

1. Оргмомент

Ребята давайте с вами вспомнил что можно делать в поле , саду и огороде .

Ребята, а как можно назвать человека, который ездит на тракторе? (тракторист)

А человека, который работает в саду ? в огороде ? (садовник, огородник ) .

А люди которые работают в поле и пашут землю (пахари) .

Ребята, а как называют людей которые выращивают и собирают хлеб? (хлеборобы) .

2. Артикуляционная гимнастика :

«Улыбочка – трубочка»

Если наши губки улыбаются,

Посмотри- заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на трубочке!

«Чистим зубки»

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые.

«Грибок»

Под высокою сосной

Мы грибок нашли с тобой.

Чтобы рос боровичок,

Подними вверх язычок.

3. Пересказ текста про весенние работы .

«Работа в огороде »

Витя со своей семьей живет в деревне. Мама Вити садовник. Папа- тракторист. Был теплый весенний день . Мальчик Витя вышел помогать бабушке в огороде . Бабушка попросила принести внука лопату и грабли. Витя принес орудия труда и они приступили к работе . Бабушка копала землю, а Витя разрыхлял ее граблями. Они приготовили землю к посадке, удобрили её и стали сажать овощи. К вечеру работа была закончена !

Вопросы по тексту : где живет Витя со своей семье, кем работает мама Вити , кем работает папа Вити , где Витя помогал бабушке, что попросил бабушка принести Витю, что делала бабушка, что делал Витя, когда они стали сажать овощи, когда была закончена работа ?

4. Физминутка «Выросли цветочки в поле » .

Выросли цветочки в поле .

Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)

Каждый старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались стебельки, (Дети машут руками.)

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд -

Так цветочки ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

5. Хлопни в ладоши когда услышишь звук Р в словах : (звук Р твердый или мягкий)

Комбайнер, Садовник, Хлебороб, Огородник , Птицевод, Кроликовод.

Хлопни в ладоши когда услышишь звук Рь в словах : (звук Рь твердый или мягкий)

Пахарь, Пастух, Тракторист, Мельник.

6. Оргмомент

О чем мы сегодня с вами говорили? (о работах в огороде , в поле , в саду )

Что можно делать в поле , саду и огороде (сажать, копать, сеить, пахать, поливать, убирать, бороздить) .

Какие профессии вы сегодня услышали (садовод, тракторист, пахарь. Хлебороб, огородник , комбайнер и т. д.)

О ком вы сегодня слушали рассказ? (о Вите)

Публикации по теме:

Каждый год, ранней весной, мы с детьми организовываем "огород" на подоконнике. Заранее оформляем окно, готовим семена, емкости и грунт.

Конспект развивающего занятия для детей 3–5 лет «Весенние работы в поле» 1. Приветствие 2. Окружающий мир Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода Побежит за трактористом К синей речке борозда. Выйдут сеялки.

Лэпбук "Во саду ли, в огороде" Цель: развитие внимания, мышления, воображения, восприятия, речи; ознакомление с миром природы. Что Вам понадобиться:.

Проект "Во саду ли в огороде". Все началось с того, что в гипермаркете "Лента" за определенную сумму покупки дарили набор "Акция - плантация".

Лето – пора объятий нежных солнечных лучей, тёплого лёгкого ветерка, весёлого голубого неба, пушистых и игривых облаков, легких, свежих.

О цель: Уточнять и расширять представления о труде людей весной. Активизировать словарь

Работы в поле и в саду требуют серьезных знаний. От качества и своевременности их проведения зависит будущий урожай. Поэтому аграрии проводят ряд действий в определенное время. Именно весна является периодом интенсивной подготовки к выращиванию большинства культур. В этот период запланирован ряд действий, которые в обязательном порядке проводятся фермерствами, сельскохозяйственными предприятиями.

Что собой представляют весенние работы в поле и огороде, следует рассмотреть подробно. Это позволит произвести требуемые манипуляции на дачном участке, обширных сельскохозяйственных площадях.

Особенности работ в поле и огороде

Весенние работы в поле (фото представлено далее) являются важнейшим периодом в процессе выращивания различных культур. Особого внимания со стороны аграриев требуют озимые культуры.

Работы в поле и огороде значительно отличаются масштабом и особенностями планирования мероприятий. Это объясняется методиками, которые применяют фермеры к этим направлениям сельского хозяйства. В поле работы не прекращаются практически круглый год. Однако зимой основная деятельность в таких условиях замирает.

Огород является местом выращивания различных овощей, особых разновидностей культур. В соответствии с тем, что будет произрастать в этих условиях, проводится и подготовка посевных площадей. Это особый процесс, который требует от фермера особых теоретических знаний и практических умений.

Школьная программа

В школьной программе уделяется внимание весенним работам в поле. Окружающий мир (4 класс) изучает обзорно этот процесс. Учащимся предлагается написать рассказ о том, как происходит подготовка почвы весной. Школьники дополняют свои рассказы фотографиями и рисунками по данной тематике.

В сочинении учащиеся могут описать, как проводится подготовка посевных площадей. С них убирают камни, которые под давлением выталкиваются почвой из земли во время сильных морозов. Далее землю рыхлят для обеспечения корневой системе растений притока воздуха. Это необходимо для их полноценного развития.

Если на поле застоялась вода, ее обязательно отводят при помощи дренажных каналов. В противном случае растения будут загнивать. Это негативно отразится на урожайности. С поверхности почвы убирают сорняки, кустарники, мох, песок. Перед посевом грунт удобряют. Зная в общих чертах, как проводится подготовка поля весной, учащиеся могут написать интересное сочинение.

Пример сочинения

Сочинение о весенних работах в поле (4 класс) учащиеся пишут с большим удовольствием. Многие из них могли наблюдать, как родители, бабушки и дедушки готовятся к посеву овощей, фруктов, высадке деревьев и цветов на даче, в огороде или саду. Свои впечатления они рассказывают в сочинении. Пример небольшого сочинения представлен далее.

«Мы с родителями весной едем на дачу. Я помогаю им подготовить сад и огород к лету. Это интересное занятие. Я видел по телевизору, как готовят поля весной. На огороде наша семья проводит похожие работы. Мы перекапываем почву. Папа говорит, что это помогает семенам прорости. К ним поступает воздух.

Затем мы делаем теплицу, которая застилается пленкой. Так растения не замерзнут, если ночью температура сильно снизится. Когда парник прогреется, мы с родителями высаживаем морковку, зелень, лук, кабачки, фасоль. Папа копает ямки, а я вкладываю в них семена. Мама закапывает сеянцы и поливает их водой. Мне очень нравится бывать с родителями на даче».

Зачем нужны знания о подготовке земель весной?

Описание весенних работ в поле (4 класс) позволяет ученикам осознать, какой труд вкладывают сотрудники сельскохозяйственных предприятий в процесс подготовки к посевной кампании. Собственный опыт школьников на даче, в саду или огороде также положительно сказывается на формировании у них представления о важности таких мероприятий.

Рассказы о весенней подготовке полей, огородов и садов, личный опыт товарищей - все это вызывает интерес к фермерскому делу, уважение к природе. Ученики начинают ценить дары природы, понимают, каким трудом они даются людям.

Родители должны уделить внимание привлечению своих детей к процессу подготовки сада, огорода в весенний период. Это станет настоящим приключением для школьников. В процессе проведения работ детям нужно объяснять, зачем проводится то или иное действие.

Перечень полевых работ

Рассказ о весенних работах в поле будет проще написать, зная больше об этом процессе. Для каждого типа климата представленные действия начинают проводить в разное время. Чаще всего в России подготовку почвы проводят во второй декаде апреля. Если весна теплая, работы проводятся раньше.

После того как будут убраны все камни, песок, перекопан грунт, необходимо внести удобрения. Они должны включать в себя азот. Важны как минеральные, так и органические составы. Далее семена сортируют, очищают. Ими засевают подготовленный грунт.

Проводится взмет площадей, которые не засевались в прошлом году (были под паром). Привезенный навоз запахивают в грунт. После этого проводятся комплексные меры, направленные на предотвращение или уничтожение вредителей. Они зависят от климатической зоны, природных условий на поле.

Особенности полевых работ весной

Одновременно с перечисленными мероприятиями проводят ряд прочих весенних полевых работ. В поле устраивают ловчие кучи для личинок майских жуков. Сельскохозяйственные предприятия работают над разработкой плодородных почв. Их вскапывают и удобряют.

В теплицах высаживают рассаду. В теплом климате эту процедуру выполняют на открытом грунте. При этом высаживают семена, клубни. Предприятия перед началом процесса обработки почвы и перед проведением посевной кампании проверяют готовность техники. Проводится техобслуживание, ремонт. От этого зависит скорость проведения каждой последующей операции. Ремонт оборудования в полевых условиях проблематичен и крайне не желателен.

Также весной могут засевать поля специальными культурами, которые называются сидератами. Они обогатят почву полезными веществами, улучшат ее структуру, окажут санитарное воздействие на грунт. К таким растениям относятся представители семейства бобовых, злаковые, крестоцветные культуры. Объем работ в весенний период на полях обширен. В этот период аграрии прилагают много усилий для обеспечения в будущем высокого уровня урожая.

Весенние работы в саду

Весенние работы в поле, саду, огороде требуют множество сил и времени от фермеров, работников сельскохозяйственных предприятий и простых дачников. Чтобы использовать имеющиеся ресурсы рационально, нужно понимать, каким вопросам нужно уделить внимание в первую очередь.

Некоторые неопытные дачники проводят на своем участке огромное количество времени для получения высокой урожайности. Если разобраться в технологии проведения весенних работ, можно значительно сократить время и количество потраченных сил в саду или огороде.

Сначала сад нужно осмотреть. Кустарники, деревья должны быть защищены от весеннего солнца. Если укрытия нет, со временем могут появиться повреждения на коре. Это негативно отразится на самочувствии растения. Для взрослых, крепких деревьев чаще всего укрытие не требуется. Оно необходимо для молодых саженцев. Днем и ночью температура сильно отличается. Поэтому стволы молодых деревьев укрывают неткаными материалами. В середине весны их можно будет снять.

Они утверждают, что с южной стороны деревьев нужно устанавливать у ствола колышек. Он будет несколько притенять ствол в теплый период года. Следует учесть, что белить саженцы крайне нежелательно. Это снижает их скорость развития. Кора при этом может утолщаться. Дерево будет тратить силы на усиление своей защиты. При этом рост будет замедлен. Побелка закупоривает поры растения.

В саду потребуется провести стрижку кустов, обрезку плодовых деревьев. Это нужно сделать до периода сокодвижения. Если почки уже начинают набухать, обрезку не проводят. Также требуется спрятать от солнца вечнозеленые кустарники. Их цвет будет насыщеннее. Когда заморозки закончатся, перепады температуры будут не такими сильными. В этот период укрытия можно будет убрать.

Последовательность работ в саду

Весенние работы в поле, в огороде или саду нужно проводить в правильной последовательности. Нужно правильно выбрать растения и семена для посадки. Они должны быть здоровыми, не иметь повреждений, дефектов.

Для посадки выкапывают ямки. В них устанавливают растение и присыпают корни землей. На взрослых плодовых растениях обрезают лишние побеги. Когда период цветения пройдет, сухие соцветия нужно удалять. Чтобы сократить время на обработку почвы, можно засеять между грядками почвопокровные растения. Также проводится мульчирование при помощи специального оборудования. Количество утомительного ручного труда можно значительно сократить.

Нужно учитывать требования по выращиванию каждого вида культур. Некоторые растения любят тень, а другие свет. Полив также нужно осуществлять своевременно. Застой воды на участке может привести к снижению урожайности. Нужно продумать и обустроить правильную систему дренажа, если вода застаивается в почве.

Работы в огороде

Весенние работы в поле, в огороде требуют определенных знаний и навыков. Потребуется потратить достаточно много времени, чтобы привести почву в нужное состояние. На огороде нужно убрать разный мусор с грядок, камни. Важно удалить насекомых, их личинки, сорняки и прочих вредителей.

В грунт вносят органические удобрения. Для этого подойдет компост, перепревший навоз или торф. Это наполнит почву необходимыми для роста культур веществами. Почва не должна быть слишком плотной. При необходимости ее можно сделать легче, внеся в грунт песок. Если на участке застаивается вода, нужно внести в почву мелкий гравий. Если же грунт, наоборот, слишком рассыпчатый, нужно добавить в нее глину. Она будет задерживать влагу.

Почву нужно взрыхлить. При этом перекапывать ее нужно. Это нарушает структуру. Питательные вещества опускаются глубже. Это негативно отражается на росте огородных культур. Поэтому для грядок применяется рыхление. Глубина обработки не должна превышать 10 см.

Завершение подготовки огорода

Весенние работы в поле и огороде проводятся с учетом климатических условий. Если бывают заморозки, большие перепады температуры, культуры нужно укрывать или выращивать в теплице.

Газоны нужно подправить граблями. Если в почве есть выбоины, их нужно наполнить грунтом. Поверхность газона посыпают мелким песком и разравнивают. На местах, где трава не растет, ее подсеивают снова.

Снимать укрытия с растений нужно постепенно. Это делают в период, когда температура ночью будет достаточно высокой. Сначала растениям дают привыкнуть к температуре на улице. Потом их открывают.

Рассмотрев особенности проведения весенних работ в поле, саду и огороде, можно понять особенности этого процесса.

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.
а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур .
б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник

2) Овощеводство.
а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур .
б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы

3) Плодоводство.
а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.
б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива

4) Цветоводство.

а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.
б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь , ячмень - морковь это овощ, а все остальное полевые культуры.

б) Томат, капуста, лук, слива - слива это плодовая культура, а все остальное это овощи.

в) Яблоня, кукуруза , вишня, абрикос - кукуруза это полевая культура, а все остальное относится к плодовым культурам.

г) Огурец , пион, лилия, нарцисс - огурец это овощ, а все остальное - цветы.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

  • земляника, смородина, редис , вишня
  • лук, морковь, помидоры, рожь
  • тюльпан , ячмень, пшеница, овес

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно.

Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку.

Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук - севок”.

Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху.

Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем использовать их для приготовления пищи всю зиму.

Актуальной проблемой в аграрном секторе в период весенне-полевых работ является обеспечение своевременного и качественного выполнения технологических операций по подкормке озимых, подготовке почвы и посеву яровых культур.

Весенняя подкормка: культуры и нормы

Большое значение для достижения весомых урожаев озимых имеют весенние подкормки, особенно тех, которые расположены по не самым лучшим предшественникам (бобовыми, травами и т.д.).

Эту операцию следует проводить на изреженных до 45-50% посевах, остальные целесообразнее сеять. Ранневесеннюю подкормку растений в фазе шильца следует проводить аммиачной селитрой, а на хорошо увлажненных почвах и развитых посевах - в два срока - еще и в фазе кущения. Ослабленные посевы можно подкормить повышенными нормами азота (60-70 кг/га) Следует предостеречь от использования для этой цели КАС из-за возможных некрозов.

Посевы, расположенные по паровым и зернобобовым культурам и в условиях раннего возобновления вегетации, по мерзлоталой почве лучше не подкармливать, а перенести эту операцию на конец фазы кущения.

Следует отметить, что подкормка посевов озимых азотными удобрениями по мерзлоталой почве в свое время была запрещена экологическим стандартом из-за риска их смыва в водоемы, поэтому применять эту операцию следует как исключение на полях с ровным рельефом.

Что касается многолетних трав, то первоочередной мерой в ранневесенний период является проведение оценки состояния посевных площадей. Для получения полноценной производительности клевера 1-го года использования необходимо иметь 150-180 растений/м 2 , люцерны 1 года – 180-200, 2-го – 120, 3-го – 80.

Если сохранилось лишь 30-50%, в клевер можно подсеять плевел однолетний (25 кг/га), вико-овсяную смесь (80-100 кг), горчицу белую (10-12 кг), суданскую траву (10-15 кг) в люцерну 1-го года - люцерной (10-12 кг) или смесь люцерны со злаками (костер безостый, овсяница луговая или тимофеевка луговая) при любом количестве жилых нор мышей следует разложить зерновые приманки, обработанные препаратами типа Шторм 0,0005% .

Посевы трав 2-го и 3-го годов следует взборонить или неглубоко продисковать. Злаковобобовые следует подкормить нормой по 45-60 кг/га азота, фосфора и калия, бобовые 2-го и 3-го - по 45-60 кг/га фосфора и калия.

Кукурузу на силос лучше выращивать как и зерновую, 30-40% раннеспелых сортов, 40-45% - среднеранних, 20-30% - среднеспелых.

Яровые колосовые культуры (пшеницу и ячмень) целесообразно размещать после бобовых культур и таких, которые выращиваются на достаточно удобренных фонах. После хороших предшественников (озимой пшеницы, кукурузы, подсолнечника) можно сеять овес. Не рекомендуется высевать овес после сахарной свеклы, которая имеет общих с ним вредителей.

Под яровые зерновые культуры фосфорные и калийные удобрения следует внести с осени, а азотные - в весенний период. При этом половину общей дозы азота необходимо применять до посева.

На плодородных почвах под яровые зерновые культуры необходимо внести азот в дозе 45-60 кг действующего вещества, на бедных - 60-70 кг. При размещении овса после должным образом удобренных пропашных культур можно ограничиться припосевным внесением удобрений.

При достаточном увлажнении под кормовой ячмень кроме предпосевного внесения (30-40 кг/га) азота целесообразна двукратная подкормка: первая (30-40 кг/га) - в фазе кущения, второе (30 кг/га) - в фазе колошения. Общую дозу азота можно довести до 100-120 кг/га.

Для пивоваренного ячменя дозу азотных удобрений следует уменьшить на 25-30%.

Следует учитывать, что яровая пшеница имеет менее интенсивное кущение, поэтому часть азота (30-40 кг/га) целесообразно внести под предпосевную культивацию. В зоне достаточного увлажнения подкормки пшеницы азотом следует проводить в два этапа - в фазе выхода в трубку - треть от общей дозы, и в фазе колошения - оставшиеся 20% дозы.

Под овес следует вносить в зависимости от условий от 30 до 60 кг/га азота. Меньшие расчетные дозы следует вносить под предпосевную культивацию. При дозах 60 кг/га часть удобрений надо переносить на фазу выхода в трубку.

Весенняя обработка почвы

Закрытие влаги следует осуществлять на полях, где выполнена зяблевая обработка под посев яровых культур. Для этого следует использовать высокопроизводительные широкозахватные орудия ЗПГ-24, БЗП-24, БЗП-15 (ЗАО «Лозовской кузнечно-механический завод») и подобные орудия с зубовыми или пружинными рабочими частями.

При проведении предпосевной подготовки почвы предпочтение следует отдавать высокопроизводительным широкозахватным и комбинированным агрегатам как зарубежного, так и отечественного производства. Для этого лучше использовать машины и орудия с зубовыми и лапчатыми рабочими частями в комбинации с выравнивателями, катками или боронами, что позволяет за один проход формировать посевное ложе при пересеве озимых, проведении зяблевой и весенней пахоты, а также при доведении почвы до посевного состояния после комплекса мер обработки, совершенных осенью.

Основные марки орудий такого типа отечественного производства - культиваторы КПСП-4, КПС-8, «Сириус-10» (ОАО «Красная звезда»), КПП-8 (ОАО «Уманьферммаш»), КПСП-4, КПСП-8 (ОАО «Калиновское РП «Агромаш»), КПС-4 ПН, КПС-4 ПП, КПС-8 П, КПС-12 ПМ (ТМ «Восход»), КП-5,6, КП-8,5, КП-12 (НПП «БелоцерковМАЗ») АПП-6,02- 01 (ОАО «завод «Фрегат»), КПЭ-6,6, КПЭ-8,0 (завод «Проммаш»), КПН-8,2 (ОАО «Галещина Машзавод») , комбинированные орудия и агрегаты АКПН-6, АКПН-8 (ОАО «Красиловмашзавод»), АК-4, АК-6 (ОАО «Калиновское РП «Агромаш»), КА-4,4, АК-6 (ООО «Красняннское СП «Агромаш»), АП-6 (ОАО «Уманьферммаш») и др.

Поля с большим количеством растительных остатков лучше обрабатывать комбинированными универсальными дисковыми орудиями УДА-2,4, УДА-3,8, УДА-4,5, УДА-5,6 (ООО «НПП «БелоцерковМАЗ») и дисковыми боронами БДЛП-8 (ООО «Краснянское СП «Агромаш»), БП-4, БП-6 (ТМ «Восход»), БДТ-7, БДШ-8,2 (ОАО «Уманьферммаш»), БДТ-6, БДТ-4,2 (ОАО «Вишневичи Агротехника») и другими.

Однако следует обратить внимание на то, что обработка полей дисковыми орудиями может привести к иссушению почвы. Поэтому при таких обстоятельствах во избежание чрезмерного испарения влаги следует выполнять культивацию лаповым культиваторами или комбинированными орудиями для образования посевного ложа. Во многих случаях перед посевом целесообразно использовать дополнительно катки КЗК-6, КЗК-9,2, КЗК-12,5 (ОАО «Уманьферммаш»), К-6 М, К-10 (ТМ «Восход»). Для отвальной обработки предприятия Украины ООО «ПКФ «Велес-Агро», ЗАО «ТПФГ «Интерагротек» выпускают плуги общего назначения, которые агрегатируются тракторами различных тяговых классов.

Посев яровых

Одним из основных и обязательных элементов интегрированной защиты посевов от внешней и внутренней инфекции и вредителей является протравливание семян. При выборе препарата необходимо учитывать спектр его действия, ожидаемое поражение болезнями, сортовые особенности, погодные условия, реакцию растений на данный препарат, цену и другое, используя для этого препараты согласно «Перечню пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию в Украине» в текущем году.

В хозяйствах нашего государства наиболее распространены зерно-туковые и зернотукотравяные сеялки СЗ-3,6А, СЗП-3,6 Б, СЗТ-3,6 А, СЗ-5,4, СЗТ-5,4 (ОАО «Красная звезда»). За последние годы повышенный спрос наблюдается на пневматические зерновые сеялки «Мистраль-6» (СП «Агро»), «Клен-4,5», «Клен-6» (МСНВП «Клен»), пневматические широкозахватные зерно-туковые сеялки-культиваторы фирмы «Хорш-Агросоюз»», посевные комплексы ALCOR-7,5. ALCOR-10 ORION-9,6 (ОАО «Красная звезда»). По заказу хозяйств зерно-туковые сеялки марки СЗ комплектующих различными типами сошников: двухдисковыми для одноленточной (СЗ-3,6 А) или двухстрочного посева (СЗ-3,6 А-04), однодисковыми (СЗ-3,6 А-01) или наральниковыми (СЗ-3,6 А-03). Для посева льна сеялки СЗ-3.6 А-02 комплектуют наральниковыми двухстрочными сошниками.

В случае выращивания яровых зерновых культур по интенсивной технологии надо во время их посева формировать технологические колеи, по которым в процессе ухода за посевами будут двигаться технологические комплексы машин. При этом стоит отметить, что колея почти для всех отечественных опрыскивателей составляет 1400 мм. Именно поэтому для обеспечения условий по формированию технологической колеи во время посева на сеялке с шириной захвата 3,6 м нужно перекрывать (блокировать) 8-й и 17-й высевные аппараты. Количество проходов сеялки с закрытыми и открытыми сошниками определяется шириной захвата опрыскивателей, которые есть в хозяйстве. Расстояние между центрами сложившихся технологических колей (16,2 или 21.6 м) соответствует ширине захвата современных опрыскивателей.

Расстояние 16,2 м между центрами колей используется, если посев осуществляют сеялками СЗ-5,4 и СЗ- 10,8, следующими одна за другой, или агрегатами из двух или трех сеялок С3-3,6 А, при этом трехсеялковый агрегат действует со сцепкой СП-11 А, СП 10.8 или СГП-10,8, а двухсеялковый - со средней секцией сцепки.

Стандартные двухдисковые сошники для одноленточного посева с междурядьями 15 см целесообразно использовать во всех зонах Украины. Двухдисковые сошники для двухстрочного посева со средней шириной междурядий 7,5 см больше подходят для Лесостепи и Полесья. Однодисковые сошники могут быть использованы при посеве зерновых, подсеве трав на площадях изреженных озимых и для подкормки их азотными удобрениями. Однодисковые сошники меньше повреждают растения, чем двухдисковые.

Наральниковые сошники лучше дисковых создают уплотненное семенное ложе. Такие сошники следует использовать во хорошо возделанных почвах, а не засоренных сорняками. Все сошники, кроме двухдисковых двухстрочных, предназначены для посева зерновых с междурядьями 15 см. Согласно агротехнических требований, не менее 80% семян должно быть размещено на заданной глубине с отклонением ± 1 см, то есть в трехсантиметровом слое. Сеялки типа СЗ-3,6 А удовлетворительно действуют на скорости 5-7 км/ч при влажности почвы 15-25% и обеспечивают глубину посева 2-5 см.

Чтобы избежать просевов во время сева яровых зерновых и кормовых культур из-за забивания сошника землей или растительными остатками, попавшими в семенной материал, нижний металлический наконечник каждого семяпровода стоит заменить наконечником, через который в случае забивания сошника высыпаются семена. Отверстие наконечника должно быть размещено позади сошника.

Семена заделываются в почву загортачами, посевными боронами или цепным устройством. Сеятелю на сеялке хорошо видно, как семена высыпаются через отверстие в наконечнике семяпроводов, и забивание сошника может быть быстро устранено. Наконечник семяпроводов можно заказать в ННЦ «ИМЭСХ».

Дисковые сошники для одноленточного посева в заводском исполнении неудовлетворительно образуют семенное ложе. Для его стабильного уплотнения каждый такой сошник следует оборудовать наральниками треугольной формы, на котором размещены сошник конструкции ННЦ «ИМЭСХ». Во время работы такого наральника диски сошника не вращаются. При необходимости можно исключить его из работы, закрепив на поводке сошника.

Ю.Вожик, д-р техн. наук

Загрузка...
Top