Сколько уйгуров проживает в китае. Кто такие уйгуры? Происхождение, корни и родина. Языковая группа и письменность

УЙГ‘УРЫ, уйгур (самоназвание), народ в Китае (7505 тыс. человек, Синьцзян - Уйгурский автономный район). Живут также в Казахстане (185 тыс. человек), Киргизии (37 тыс. человек), Узбекистане (36 тыс. человек), России (3 тыс. человек), Афганистане (2 тыс. человек) и др. Общая численность - 7,77 млн. человек. Говорят на уйгурском, или новоуйгурском, языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: северо-западный, или центральный, с говорами (турфанским, кучарским, аксуйским, яркендским, кашгарским, илийским, урумчинским, карашарским и др.), восточный (лобнорский) и южный с говорами (хотанским, керийским и др.). Распространены русский, казахский, узбекский, киргизский и китайский языки в зависимости от мест проживания той или иной группы Уйгуров. С конца 1-го тысячелетия письменность на основе согдийской графики. Письменность в Китае на основе арабской графики, в пределах бывшего СССР - на основе русской графики. Верующие Уйгуры - мусульмане-сунниты.

Жившие в древности в монгольских степях кочевые племена (предки Уйгуров) упоминаются в источниках с 3 века. Этноним Уйгуры сохранился в орхонских рунических надписях 8 века. В середине 8 века Уйгуры, жившие в долинах рек Селенга, Орхон и Тола, образовали государство. После его разгрома в 840 енисейскими кыргызами Уйгуры переселились на запад - в Восточный Туркестан и в западную часть Ганьсу, где создали независимые государства с центрами в Турфанском оазисе и в Ганьсу. Здесь Уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди Уйгуров, религией которых был шаманизм, распространились манихейство, затем буддизм и христианство (несторианство). Государство Уйгуров в Ганьсу было в 11 веке уничтожено тангутами, а восточно-туркестанское государство в 12 веке стало вассалом каракитаев, в 14 веке вошло в состав Джагатайского (Чагатайского) улуса, а затем - в Моголистан. В 14-17 веках среди Уйгуров распространился ислам, вытеснивший другие религии. К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Длительное господство завоевателей, политико-административная разобщённость и ряд других причин привели к тому, что этноним Уйгуры почти перестал употребляться. Уйгуров стали называть по месту жительства - кашгарлык (кашгарцы), хотанлык (хотанцы) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). Однако Уйгуры сохранили этническое самосознание и свой язык. В 17-18 веках в Восточном Туркестане существовало государство Уйгуров, которое к 1760 было захвачено маньчжурскими правителями Китая. В 1955 в Китае был образован Уйгурский автономный район.

Основные занятия Уйгуров - поливное пашенное земледелие, достигшее высокого уровня (зерновые, масличные, различные технические культуры, овощи), садоводство. В некоторых районах (у лобнорцев, в горных районах Хотана и Хами) занимаются главным образом скотоводством (овцы, лошади, верблюды, коровы). Подсобные занятия - рыболовство, охота, собирательство. Ремёсла - ткачество, изготовление ковров, керамики, медной посуды и др. Часть Уйгуров занята в промышленности. Преобладает линейная планировка поселения. Традиционное жилище Уйгуров глинобитное или из сырцового кирпича, с плоской мазаной крышей. Перед входом в дом - крытая терраса (айван). Спят на обогреваемой лежанке (типа кана), ниши в стенах служат для хранения постелей и посуды, одежда хранится в сундуках. Очаг типа камина расположен в стене. Мужская одежда - рубаха, штаны, халат, шапка, тюбетейка, кожаная обувь с чулками; женская - длинное платье среднеазиатского типа, безрукавка. Зимой все носят шубы. Женские серебряные украшения, особенно серьги, отличаются изяществом; тюбетейки покрываются обильной вышивкой. Основная пища - мучная: лепёшки, лапша с приправой из овощей и мяса (лагман), пирожки и пельмени с разнообразной овощной и мясной начинкой. Из мясной пищи славится кэвап - бараний шашлык. Повсеместно распространён чай, в восточных оазисах - с молоком, маслом и солью. В рационе видное место занимают арбузы, дыни, свежие и сушёные фрукты.

Брак патрилокальный. Семья малая, но патронимические связи исключительно прочны. Сохранились свадебные и другие обряды. Свадьба сопровождается песнями, танцами, шутками. Проходит одновременно в двух домах, причём в дом невесты всё необходимое (от продуктов до топлива) доставляют родственники жениха. Перед входом в дом мужа молодых обводят вокруг костра. Традиционны вечера отдыха (машраб), отдельно устраиваемые мужчинами и женщинами-сверстницами. Традиционные верования - культ духов, шаманство. Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока. Разнообразен песенно-танцевальный фольклор.

А.М. Решетов

По данным Переписи населения 2002 года численность уйгуров, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.

Уйгуры являются коренным народом тюркского Восточного Туркестана. Это сформировавшаяся средневековая народность, у которой есть свой язык, культура и традиции. Среднеазиатские народы называют уйгуров кашгарцами, китайцы - чантоу, монголы - хотонами. На протяжении долгого времени страна, которую образовали племена уйгуров, называлась Уйгурстан или Уйгуристан, Могулия, Кашгария, Малая Бухария и Восточная Татария.

Где живут

В Китае уйгуры являются вторым крупнейшим тюркским мусульманским народом. Они населяют основные территории северо-запада КНР, пограничные районы Киргизии и Казахстана. В Турции существует крупная диаспора уйгуров. Есть такие общины и в ОАЭ, Пакистане, Бельгии, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швеции, России, Австралии и Японии. Уйгурские общины образуют традиционные самоорганизации, составляющие один или несколько кварталов в городе под названием малля. Во главе стоят старшины жигит-беши, которых народ выбирает сам. Обычно такие общины являются членами уйгурских общественных организаций, объединенных во Всемирный уйгурский конгресс.

Численность

В Китайской Народной Республике проживет около 11 миллионов уйгуров. 7 000 человек - на юго-востоке КНР в провинции Хунань. За пределами Китая проживают около 5 000 человек, большая часть из них заселяет сопредельные с Китаем страны Средней Азии, где их насчитывается более 300 000: 248 000 в Казахстане, 50 000 в Киргизии, 20 000 в Узбекистане и около 3 000 в Туркмении.

Название

Есть несколько версий происхождения этнонима «уйгур»:

  • по версии тюркского филолога Махмуда Кашгари, Александр Македонский называл противостоящих ему в Центральной Азии всадников «худхуранд», что переводится как «подобные соколу, от которых ни один зверь не может ускользнуть». Со временем это слово сократилось до «худхур», которое позже превратилось в «уйгур»;
  • историк Абулгази в своей летописи «Родословное древо тюрков» вывел этот этноним из тюркских корней и писал, что словом «уйгур» племена назвал легендарный герой и прародитель огузских племен Огуз-хан. В переводе с тюркского он означает «сторонник, присоединившийся, идущий вслед».

История

Исторически этнос уйгуров был образован из территориально отдаленных друг от друга групп населения, которые часто были разного этнического происхождения. Все они проживали на территориях региона Восточного Туркестана. И сегодня уйгурский этнос делится на большое количество этнографических групп:

  • лобнорцы
  • доланы
  • турфанцы
  • хотанцы
  • кашгарцы
  • аксуйцы
  • комульцы
  • яркендцы
  • чугучакцы
  • атушцы
  • учтурфанцы
  • кульджинцы
  • полурцы
  • мачины
  • абдалы
  • корлинцы
  • кучарцы

У каждой группы свои особенности культуры. Основная часть этносов была сформирована как этно-территориальные группы, из-за большого расстояния между оазисными древними поселениями, которые разделялись между собой непригодными для жизни человека частями пустыни Такла-Макан. Некоторые образовались в результате племенного деления.


Китайские генетики провели исследования, которые показали, что уйгуры на 60% принадлежат к европеоидной расе и на 40% - к монголоидной. По их оценке, смешение произошло около 126 поколений назад (2520 лет назад). Позже они провели другую научную работу, которая показала 30% принадлежности к европеоидной расе. Детальные исследования выявили, что народность уйгуры состоит из многих компонентов в разных пропорциях. Процент европеоидной и монголоидной рас отличается в зависимости от места жительства уйгуров. Генетически уйгуры больше схожи с жителями Восточной Азии.

Внешность

Уйгуры шьют одежду в основном из хлопчатобумажных тканей. Праздничную одежду изготавливают из шелка, сукна и бархата. Лобнорцы носят одежду, пошитую из кендыря. Зимой надевают халаты, подбитые шкурками уток. Таглыки раньше производили ткани и одежду из шерсти.

В качестве нижней одежды мужчины носят длинные распашные рубахи с широким длинным рукавом и очень широкие шаровары, которые собираются на шнурке в области пояса. Турфанцы надевают под рубаху короткую рубашку до пояса (калта хантай). Верхним платьем служит халат чапан различных цветов и стеганая на вате, короткая кофта хамча. Чапан шьют на подкладке и покрывают хлопчатобумажной материей, полосатой или темного цвета. У горла и на груди есть застежки, иногда пришиваются пуговицы на шнурке, сложенном вдвое. Пришивается такой шнурок по всей ширине борта. С другой стороны халата он заканчивается петлей.

Зимой уйгурские мужчины носят штаны с ватной подкладкой, подбитые мехом широкие кожаные штаны, бараньи шубы. При езде верхом в штаны заправляют полы шубы или халата. Халат, рубаху и кофту зимой подвязывают поясом, сделанным из свернутого платка. Иногда с левой стороны к поясу подвешивали нож в ножнах, трубку с кисетом или платок. На ноги обувают кожаные чувяки, сафьяновые или кожаные мягкие ичиги красного или зеленого цвета. Если нужно было выйти на улицу, на них надевали галоши (кепиш). Многие носили кожаные, очень высокие сапоги на каблуке с языком спереди, который закрывал колено. На ноги надевали чулки из маты, в холодную погоду их заменяли шерстяными чулками (пайпак).


Головным убором уйгурам служит тюбетейка (борюк, или допа). Старинные вышивные тюбетейки состояли из широкой части цилиндрической формы, с конической или круглой верхушкой. По краю тюбетейку обшивали полоской из вышитой материи. Сегодня все чаще носят квадратные небольшие тюбетейки. Теплые шапки тумаки изготавливают с меховым околышем и на меховой подкладке из выдры и барашка.

Женская национальная одежда состоит из длинного платья туникообразного прямого кроя на кокетке, с прямыми проймами для рукавов и стоячим воротником. Рукава шьются длинными и широкими, иногда с манжетами. Сверху платья надевают безрукавку, которая обшивается каймой в области бортов и воротника. Шаровары снизу широкие и перехвачены у щиколотки, иногда украшены снизу цветной лентой или вышивкой. У платья спереди есть застежка. Раньше девушки носили платья с разрезом в области плеч, а борта и ворот обшивали по разрезу цветной тесьмой, завязывали тесемками или застегивали пуговицами. Замужние женщины из Хотана и Курля, у которых есть дети, украшали платья в области груди нашивками из лент.

Верхняя одежда женщин от мужской отличается отсутствием пояса и более яркими цветами. Помимо стеганой короткой кофты, женщины носят безрукавки и кофты маньчжурского кроя, которые отличаются вырезом ворота и широкой правой полой. Зимняя одежда от мужской не отличается. Бедняки часто носили одну шубу на двоих. Маленьким детям шьют комбинезоны, в которых вместе соединены рубашка, чулки и штаны.


Женщины заплетают волосы в косы. Раньше девушки делали прямой пробор, на лбу оставляли челку и заплетали пять кос. Две косы женщинам разрешалось носить только после рождения ребенка или проведения особого обряда плетения волос. В Турфане такая прическа разрешалась после рождения троих детей. В концы кос вплетаются шелковые черные шнурки с кистями. Иногда вместо них вплетают шелковые шнурки и кисти черного цвета, украшенные ювелирными серебряными подвесками. На голову девушки и женщины надевают тюбетейки, которые от мужских отличаются более богатой вышивкой с бисером и бусами. В холодное время года носят меховые шапки с более широким околышем, чем на мужских. На спину из-под шапки спускается большое покрывало белого цвета, выполненное из маты или кисеи. С передней стороны из-под шапки опущен белый платок из прозрачной кисеи, часто окаймленный кистями и вышитый по краям. Женщины из богатых семей носили шапки с меховым околышем.

Лобнорские женщины поверх шапки накидывают белое покрывало и повязывают его ниже подбородка. В 19 веке уйгурские женщины еще носили шапочки из утиных и лебяжьих шкурок перьями наружу.

Одежду украшают пуговицами, отделанными серебром или золотом, очень часто на одежде делают вышивку в области ворота, кантов и кокетки платья. Из украшений женщины носят кольца с полудрагоценным или драгоценным камнем, браслеты и серьги из драгоценных металлов. Популярны коралловые и стеклянные бусы.


Язык

Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе, современный язык уйгуров называется новоуйгурский и считается преемником уйгурско-караханидского языка.

Новоуйгурский делится на множество говоров и следующие диалекты:

  1. лобнорский
  2. центральный
  3. хотанский

Уйгуры на протяжении всей своей истории сменили несколько письменностей. Предки уйгуров примерно в 6 веке, на основе согдийского создали древнеуйгурское письмо. Широко распространилось уйгурское письмо среди восточных народов: маньчжуров, монголов и тюрков и позже стало одним из официальных письменностей Монгольской империи державы Тимуридов. Некоторые группы уйгуров использовали этот вид письма до 16 века.

С 10 века, после того, как часть коренного населения Восточного Туркестана приняла ислам, среди уйгуров распространилась арабская письменность, которая окончательно вытеснила древнеуйгурское письмо в 16 веке. Уйгуры Восточного Туркестана и по сей день используют арабское письмо. В Центральной Азии уйгуры пользуются письмом на основе кириллицы, которая была введена в советское время.


Религия

Древние уйгуры исповедовали буддизм, тенгрианство и манихейство. В 10 веке, в период караханидского правления, часть уйгуров приняла ислам. Сегодня основная часть верующих уйгуров мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Жизнь

Уйгуры издавна занимаются земледелием, торговлей, различными ремеслами, отгонным и пастбищным животноводством. Лобнорские уйгуры занимаются охотой и рыболовством.

Жилище

Жилища уйгуры строят из сбитой глины с соломой или сырцового кирпича. В местах проживания уйгуров, где есть леса, каркас домов делают из дерева и набивают его глиной. Ставят стены без фундамента или делают его из булыжника. Крыша плоская, устанавливается на балках, расположенных поперечно и продольно. Сверху на них укладывается настил из тонких жердей, который накрывают тростниковыми циновками. Сверху стелется тростник и засыпается слоем земли толщиной 10 см, обмазывается глиной. На юге плоские крыши используют для сушки кукурузы, овощей и фруктов.

Окна в жилищах раньше были в виде отверстий, которые делали в центре потолка. Закрывали их деревянными ставнями. Сейчас окна делают в стенах и вставляют в них узорчатую решетку из дерева, которую заклеивают бумагой. Все двери и окна дома выходят во двор, наружные стены глухие. К жилищу примыкают хозяйственные постройки и скотный двор. Огораживается жилище вместе с постройками высокой стеной из глины или живой изгородью в местах проживания, где есть вода. Главная в доме это зимняя комната, перед ней расположена летняя комната. Дома уйгуров выполнены в форме прямоугольника, который разделен на несколько комнат поперечными перегородками с дверями. Полы в домах земляные, утрамбованные плотно глиной. Основную часть комнаты занимает лежанка, высота которой около полуметра, тянется она вдоль стен. Обогревают дома разведением огня посередине комнаты. Дым выходит через отверстие на крыше.

Редко встречаются дома сложного плана с большим центральным помещением. У богатых хозяйственные постройки расположены в особом дворе, у бедных они часто объединены одной крышей, одной стеной или общим входом со стороны улицы. У богатых есть отдельная кухня, комната для гостей и особая летняя комната. В домах зажиточных уйгуров бывает по 20-25 комнат.


Еда

Блюда уйгурской кухни очень разнообразны и у каждого есть своя символика. Холодные блюда делятся на 2 вида: из обжаренных и вареных овощей, блюда из сырых овощей. Салаты заправляют маслом, уксусом и приправами. Из овощей едят редис, огурцы, помидоры, морковь, капусту, редьку, перец, из бобовых - проросшие бобы и фасоль.

Особое место в кухне занимает блюдо гуль тавак, готовят его из овощей, мяса и приправ. Выкладываются ингредиенты в виде цветка. Из первых блюд популярны бульоны, супы с овощами и рисом. Супы с лапшой бывают двух видов: с поджаркой и бульонные. Уйгуры называют такие блюда едой уставших и едой-отдыхом. Приправляют их свежей зеленью и кореньями. Очень популярное и любимое у этого народа блюдо лагман. Состоит оно из длинной лапши и специально приготовленной подливы. Называют лагман блюдом любви. В зависимости от времени года лагман делится на 4 вида, которые отличаются ингредиентами подливы.


Манты готовят на пару в специальных приспособлениях с решетками. Тесто для мант может быть пресное, дрожжевое или кислое. Начинка тоже различная: тыква с луком, мясом, клевер, инжир, айва, овощи, зеленый лук. Готовят уйгуры пельмени чощуря, которые подают молодоженам на второй день свадьбы как символ благополучия и многодетности.

Часто, особенно по праздникам, уйгуры готовят плов, заправляют его изюмом и чесноком. На праздники специально для этого приглашают повара ашпаз . Одно из самых почитаемый древних блюд уйгуров - самса. Это пирожки с начинкой из фарша, лука, овощей, тыквы и фруктов. Готовят их в специальной печи конусообразной формы, в которой выпекают хлеб. Популярен у уйгуров мясной хлеб «гощ-нан», чебуреки «поря» и хлеб-рулет «олух нан».

Особым мастерством нужно обладать для приготовления блюда опкя-есип - начиненные легкие. Когда уйгуры режут теленка, ягненка или барана, они стараются не задеть легкие ножом. Их начиняют смесью из молока, масла, яиц и теста, для этого легкие надувают и только потом вливают в них начинку через сито. Отверстие туго перевязывают и опускают легкие в кипящую воду.

Хлеб пекут из пшеничной и кукурузной муки в виде лепешек. В уйгурской кухне существует более 40 вариантов приготовления хлеба. В казане пекут сдобные слоеные лепешки и блины. На праздники в котле пекут печенье различных сортов.

В рационе уйгуров очень важную роль играет чай. Пьют его с солью, молоком, приправляют сливками, сливочным маслом и сметаной. Напиток разливают в большие пиалы. С жирными заправками чай пьют в основном на завтрак, после обильной пищи пьют черный чай со сладостями. Ферганские уйгуры любят зеленый чай.


Культура

Культура уйгуров своеобразна и богата. Это монументальная культовая архитектура, литературные и музыкальные произведения, изобразительное искусство, в особенности миниатюрная живопись. Ключевым произведением в музыке народа является «Двенадцать уйгурских мукамов», которое было объявлено ЮНЕСКО частью нематериального наследия человечества.

Есть у этого народа огромное количество песен и инструментальных народных музыкальных произведений. Уйгуры мастерили различные музыкальные инструменты, которых насчитывается около 62. Некоторые из них:

  • дутар
  • гиджак
  • тамбир
  • равап
  • сатар

Популярный уйгурский танец - санам. Танцуют его на свадьбах и праздничных вечерах. Исполнять танцы можно под пение и музыкальное сопровождение. Популярен также сама - групповой танец для Нового года (Новруз). Для танцев уйгуры в качестве аккомпанемента используют ручной барабан дап.

Литература уйгурского народа еще с древности была очень богатой. В ней присутствует поэзия, фольклор, проза, религиозная литература, состоящая из переводов буддистских и манихейских текстов. Большой частью литературных памятников уйгуров являются произведения общего наследия тюркоязычных народов Восточного Туркестана и Средней Азии.

Архитектура уйгуров делится на доисламскую и исламскую. Стоит отметить следующие памятники уйгурской архитектуры: Мавзолей Тоглук-Тимура, Мавзолей Аппака Ходжи и самая большая мечеть в Китае Ид Ках.


Традиции

У уйгуров до сегодняшнего для сохранилось много традиций. Существуют и сегодня мужские союзы оттуз огул, что переводится как «30 парней» или «30 джигитов». Вступают в союз мужчины определенного возраста, возглавляют их избираемые лидеры. Цель таких мужских союзов - взаимная поддержка и помощь всем членам союза.

Еще одна традиция мяшряп - старинный обычай, который иначе называется вечером отдыха. Начинается он в конце осени и длится до весны. В кругах собираются мужчины из мужских союзов, которые имеют общие интересы, живут в одном селе или районе. В начале такого собрания участники выбирают главу, который обладает правом назначить музыканта, повара и танцора, а также судью, который наказывает отступившихся членов «Мяшряпа». На собраниях поют народные песни и танцуют. Мужчины беседуют, открывают для себя что-то новое и полезное. Для них мяшряп это также круг друзей, которые всегда готовы прийти на помощь. Иногда люди из союза бывают друг другу ближе, чем родственники. После событий 1997 года в Кульдже, китайское правительство запретило мяшряпы, но уйгуры все равно не отказываются от своих обычаев.


У уйгуров Восточного Туркестана есть традиция повседневного ношения холодного оружия - национального ножа пчак. В течение столетий пчак был символом мужчины и традиционным холодным оружием уйгуров. Даже мальчикам младенцам в колыбель под подушку кладут пчак. Изготавливают эти ножи семьи ремесленников в течение многих поколений. Самый известный район изготовления пчаков - уйгурский древний город Янгигисар. Здесь почти все население занимается этим ремеслом.

У уйгуров есть традиция, согласно которой в семье остается единственный или младший сын, а его старшие братья, которые женились, отделяются от семьи. Браки принято заключать только между единоверцами. Очень осуждается и не одобряется выданье девушки за иноверца. Важным в выборе невесты или жениха является воля родителей. Акт бракосочетания должно подтвердить духовное лицо - имам или ахун. После того, как имам прочтет суру из Корана, молодожены должны съесть размоченную в воде с солью, чаем и молоком лепешку.


Первого ребенка женщина должна родить в доме матери. За 20-30 дней до родов мать жены приходит в дом ее мужа и просит разрешение, забрать дочь к себе. Сопровождают ее близкие и родственницы с подарками. Когда ребенок рождается, все заботы на себя берет мать женщины. Считается, что 40 дней после родов мать и новорожденный особенно подвержены действию злых духов и их нужно оберегать. Все 40 дней к роженице ограничен доступ. Через 12 дней ребенку дают имя. Приглашаются родственники мужа и мулла. В дом женщины до 40 дней приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами в знак помощи молодой матери.

На 40 день проводят обряд купания младенца. Все женщины, которые принимают участие, должны произнести ребенку свои пожелания. После купания младенцу в первый раз стригут ногти и волосы. Следующие дети женщины должны рождаться в доме мужа.

Уйгуры (уйг. ئۇيغۇر, Uyghurlar; кит. 维吾尔, Wéiwú"ěr) - коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. По вероисповеданию - мусульмане-сунниты. Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В Горном Алтае наибольшее количество уйгур живет в округе Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Самоназвание

Уйгуры - один из древних тюркоязычных народов. Во времена третьего уйгурского каганата было принято общее для всех название - уйгуры. Абулгази (1603-1663) в летописи «Родословное древо тюрков» выводит этноним «уйгур» от тюркского слова «объединять, сплачивать». По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников противостоящих ему в Центральной Азии «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур». В состав уйгуров входят следующие этнографические группы: турпанлык, кашкарлык, кумулук, хотанлык, аксулык, яркянтлык, долан, лоблык, чочяклык, учтурпанлык, гулджулук, атушлук, кучарлык, корлалык, мачин, полурлык, абдал.

Расселение и численность

Общая численность приблизительно 10 млн человек. Из них более чем 9 млн проживают в Восточном Туркестане/СУАР, а также в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс.человек, существует также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий.

Уйгуры в Урумчи

Уйгурская община, за рубежом, общей численностью около 500 тыс., представлена во многих странах, но основная часть проживает в республиках Центральной Азии, численность центральноазиатской общины составляет приблизительно ~ 350 тыс. Из них в Республике Казахстан ~ 250 тыс., в Кыргызской Республике ~ 60 тыс., в Узбекистане ~ 50 тыс., в Туркменистане ~ 3 тыс.

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс, а также Королевстве Саудовская Аравия~ 30 тыс. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии, Австралии. Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек, Мюнхен. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши. Обычно все общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.

История

Процесс складывания уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. - IV вв. н. э.).

Мечеть в традиционном уйгурском стиле архитектуры

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III-IV вв. Уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза - теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после предательского избиения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увел племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар. В V-VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов (795-840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность". Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось.


Национальные уйгурские ножи

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы три независимых государства - с центрами в Ганьсу около современного города Чжанъе, в Турфанском оазисе и Кашгаре.

Караханидское государство в Кашгаре и Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочов Турфане просуществовали более 400 лет.

Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- итохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.

С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Политико-административная разобщённость в период 15-16 вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения - кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров противманьчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности, в 1949 году, и с образованием в 1955 г. Синьцзянь-Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего путем массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом, достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры, осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Казахские уйгуры протестуют

За основу статьи взяты материалы Википедии

Уйгуры – самое известное национальное меньшинство Китая за его пределами. Наряду с курдами и туарегами они входят в тройку самым крупных народов, не имеющих собственного государства.

Уйгуры считаются меньшинством только в масштабах миллиарда китайцев – на территории КНР сейчас живёт свыше десяти миллионов граждан уйгурской национальности. Для сравнения, это в два раза больше, чем всех проживающих в России татар, самого крупного неславянского нацменьшинства.

Подавляющее большинство уйгуров Китая – свыше восьми миллионов – населяют свою историческую родину, ныне официально именуемую Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) КНР. Синьцзян, что по-китайски означает «новая граница», это огромный четырехугольник на крайнем северо-западе КНР, между Монголией, бывшими советскими республиками Средней Азии, Афганистаном и Тибетом. Две тысячи километров с востока на запад, немногим менее с севера на юг. Перерезанные высокими горными хребтами засушливые равнины и пустыни с оазисами, по которым в древности пролегал знаменитый «Шёлковый путь».

Этнос уйгуров во многом и порождён Великим шёлковым путем из Китая в Средиземноморье, основной экономической артерией древней Евразии. Поэтому среди предков современных уйгур исторический коктейль из исчезнувших тюркских и монгольских народов, смешавшихся с древним населением оазисов Такла-Макан, одной из крупнейших песчаных пустынь мира.

Современный Синьцзян по площади шестая часть всей территории Китая, в которой уместятся три Франции. СУАР граничит с Казахстаном (1718 км), Киргизией (1000 км), Таджикистаном (450 км), Россией (55 км), Монголией (1400 км), а также с Афганистаном, Индией и Пакистаном. Общая протяженность государственной границы СУАР КНР свыше 5600 километров. Каждый третий пограничник Китая служит именно здесь.

Синьцзян – еще этот район именуют Джунгарией и Восточным Туркестаном – издавна населяло множество племен и народностей, в основном тюркоязычные уйгуры, а также другие, исповедующие ислам народы – дунгане (потомки китайцев-мусульман), казахи, киргизы, таджики, узбеки.

Джунгария была последней кочевой империей мира, которую в XVIII веке в кровавой, продолжавшейся десятилетия войне сокрушила китайская империя Цин. Войска пекинского  императора вырезали почти 90% джунгар (западных монголов), недорезанные бежали на запад до Волги, где стали российскими калмыками. К началу XIX века границы китайской империи Цин охватывали и современный Синьцзян и современную Киргизию и южную часть современного Казахстана до озера Балхаш.

Восточный Туркестан – это уже русское наименование родины уйгуров, возникшее в XIX веке. Восточным он стал потому, что существовал Западный Туркестан – регион расселения тюркоязычных народов, который попал в сферу влияния России. Сейчас сюда относятся бывшие среднеазиатские республики СССР.

Уйгуры, придуманные русскими

Удивительный исторический факт, но современное этнические имя уйгурам подарила именно Россия – в 1921 году в Ташкенте проходил съезд (курултай) представителей уйгурской интеллигенции. Там, предложению профессора-востоковеда из Казани Сергея Ефимовича Малова, древнее наименование «уйгур» было восстановлено в качествеэтнонима-самоназвания оседлого тюркоязычного населения Восточного Туркестана. До этого жители уйгурских оазисов именовали себя по месту проживания – «кашгарцами», «илийцами», «турфанцами», «таранчами». Но для противопоставления китайцам все вместе они называли себя «йарлик» – буквально «земляки» или «местные».

Впервые китайцы захватили территорию современного СУАР две тысячи лет назад в эпоху империи Хань, когда древние китайцы пытались установить дипломатические контакты с римским императором Титом Флавием. В первом веке нашей эры здесь появились китайские гарнизоны и первые переселенцы для контроля над «Великим шёлковым путём». Фактически, в наши дни ЦК компартии Китая лишь продолжает традиции империи Хань в этом регионе – совпадение ещё удивительней, если вспомнить, что и КНР и династию Хань основали лидеры победивших крестьянских восстаний, Мао Цзэдун и Лю Бан.

Последние две тысячи лет истории Синьцзяна представляют собой непрерывную череду побед и поражений местной государственности в борьбе с притязаниями китайских императоров – от потомков Лю Бана до «потомков» Мао. В первом тысячелетии нашей эры существовало три уйгурских каганата, крупных раннефеодальных государства. Так называемый «Третий уйгурский каганат», современник легендарного Рюрика, простирался от степей Казахстана до Кореи. Уйгуры тогда исповедовали манихейство, необычную религию, выросшую из смеси раннего христианства и зороастризма.

Удобное географическое расположение уйгуров способствовало как развитию достаточно высокой культуры, где смешивались китайские и средиземноморские веяния, так и распространению новых религий. Уйгуры последовательно побывали буддистами, манихеями, а за первые три-четыре века второго тысячелетия нашей эры приняли ислам.

Русские впервые познакомились с уйгурами в ходе монгольского нашествия – приходившие на Русь приказы Батыя и его наследников, ярлыки и пайцзы, были написаны именно «уйгурским письмом». Уйгурский алфавит распоряжением Чингисхана был официально принят в монгольской империи с первых лет её возникновения. В науке этот уйгурский алфавит ныне называется «староуйгурским» – возник он на Великом шелковом пути ещё в начале первого тысячелетия нашей эры, взяв за основу алфавит античной Согдианы, который в свою очередь через арамейское письмо восходил к первому в истории человечества финикийскому алфавиту…

Война с Китаем, как национальная идентичность

После того как маньчжуры в XVIII веке сокрушили Джунгарское ханство, почти уничтожив исповедовавших буддизм западных монголов-ойратов, созданная на останках погибшего ханства провинция Синьцзян оставалась одной из самых беспокойных в Цинской империи. Здесь с регулярностью вспыхивали восстания и мятежи местного мусульманского, т.е. уйгурского  населения – в 1816, в 1825, в 1830, 1847 и 1857 годах.

Для умиротворения мятежной провинции пекинские власти держали здесь маньчжурские и китайские гарнизоны, поощряли переселение в Синьцзян выходцев из центральных провинций Китая. Были созданы специальные военные поселения из родственных маньчжурам племён сибо и солонов, которых цинские власти переселили с Дальнего Востока в Центральную Азию.

Несмотря на все эти мероприятия, в 1864 году здесь вспыхнуло антипекинское восстание уйгуров и дунган (китайцев-мусульман). Свыше десяти лет почти вся территория Синьцзяна была самостоятельным, отделившимся от Китая исламским государством Йеттишар, во главе которого встал Якуб Бек, объединивший несколько повстанческих ханств и султанатов. Новый хан, получивший титул «Защитник веры», был таджиком по национальности, бывшим военачальником в Кокандском и Хивинском ханствах. Этот факт наглядно подчёркивает близкие родственные связи уйгуров со Средней (Центральной) Азией.

Таджик Якуб Бек создал в антикитайском Синцзяне достаточно мощную армию, чтобы опираясь на горы и пустыни противостоять войсками китайского императора. Но другая империя, надвигавшаяся с севера Россия, как раз в те годы покорявшая среднеазиатские ханства и эмираты, совсем не горела желанием иметь на своих новых азиатских границах агрессивное мусульманское государство. Ведь Якуб Бек, стремясь найти союзников против Китая, откровенно ориентировался во внешней политике на Турцию и Британскую империю, тогда пытавшуюся из Индийских колоний закрепится в Афганистане.

В рамках этой «большой игры» России и Британии за Центральную Азию, в Петербурге сочли, что для спокойствия Западного Туркестана, ставшего уже российским, Восточный Туркестан лучше вернуть под номинальную власть далёкого и тогда относительно слабого Пекина. Главной проблемой для китайских армий в деле возвращения Синьцзяна были коммуникации, точнее снабжение войск во время тысячекилометрового похода в условиях пустынной и горной местности. Эту проблему за Пекин решила Россия – первый губернатор российского Туркестана, русский немец Кауфман провел целую спецоперацию по снабжению зерном наступавших войск китайского генерала Цзо Цзунтана. Китайцы купили у русских это зерно по самым спекулятивным ценам, заплатив за него свыше 10 млн рублей серебром.

Решив таким образом проблемы с логистикой, войска китайского императора стали вырезать уйгурских и дунганских повстанцев вместе с семьями. Остатки восставших бежали на территорию, контролируемую Россией. Здесь размещением и лечением этих беженцев занимался доктор Василий Фрунзе, отец Михаила Фрунзе, того самого, который через четыре десятилетия уже в ходе нашей гражданской войны вернёт в состав России весь Западный Туркестан.

Вся уйгурская классическая литература возникла из этой национально-освободительной борьбы с Китаем. Так, Назым Билал, поэт и писатель, самый известный уйгурский литературный классик, не только сам участвовал в антикитайских восстаниях, но и большинство своих произведений посвятил именно этой борьбе. Едва ли не все герои и героини уйгурской литературы того времени борются с китайской экспансией.

Хронические жертвы геополитики

Уже в XX веке на территории Синьцзяна дважды будут возникать отколовшиеся от Китая уйгурские государства. В ходе антикитайских восстаний в 1932 году появляется Хотанский эмират, а в следующем году – целая Восточно-Туркестанская Исламская республика во главе которой встал уйгур Ходжа Нияз, принявший вполне современный титул «президент». До этих событий президент Нияз успел поучаствовать в российской гражданской войне на стороне большевиков, будучи активистом «Революционного союза кашгаро-джунгарских рабочих».

Начало уйгурскому восстанию положила попытка китайского офицера местного гарнизона жениться на уйгурской девушке. Факт, наглядно подчеркивающий степень ненависти и отчуждения политически активных уйгуров от Китая. Новое независимое государство имело шансы на успех, пока СССР оставался враждебным правящим в Китае националистам из партии «Гоминьдан». Но во второй половине 30-х годов у советских коммунистов и китайских националистов появился общий опасный враг – начавшая активную экспансию на азиатском континенте самурайская Япония. Опасаясь ее чрезмерного усиления, СССР поддержал официальный Китай, в том числе помог китайцам вернуть контроль над Синьцзяном.

Здесь советские войска, включая авиацию, уже напрямую поучаствовали в боях по возвращению в Синьцзян нового китайского губернатора Шен Шицая. При этом советские части были замаскированы под ранее бежавших на территорию Китая белогвардейцев – выпускники пограничных училищ НКВД направлялись в Синьцзян, где приказом наркома были обязаны носить дореволюционные погоны и именовать друг друга «Ваше благородие».

Новый китайский генерал-губернатор Синьцзяна в конце 30-х годов ориентировался на сталинский СССР больше, чем на центральное правительство гоминьдановского Китая. В 1939 году он даже тайно попросил советского консула принять его в члены ВКП(б) – примечательно, что партбилет китайскому губернатору выписали и тайно передали в столицу Синьцзяна. Советский Союз к тому времени контролировал на территории Восточного Туркестана ключевые объекты по добыче сырья, именно тогда советские специалисты здесь впервые обнаружили залежи урана.

Но после начала войны с гитлеровской Германией, генерал Шэн Шицай слишком поспешно сделал выводы, что дни СССР сочтены. Он уволил советских советников и начал расстреливать уйгурских и китайских коммунистов. Среди расстрелянных оказался и младший брат Мао Цзэдуна, будущего владыки красного Китая.

Летом 1944 года губернатор Шэн окончательно понял, что ошибся с выбором и поспешно бежал со своего поста в центральный Китай. К тому времени прекращение торговли с СССР вызвало в Синьцзяне настоящий экономический кризис и подтолкнуло новые уйгурские восстания. Осенью 1944 года возникла Восточно-Туркестанская революционная республика. Интересно, что это очередное антикитайское восстание возглавили уйгур, казах, калмык и татарин (диаспора казанских татар всегда играла ключевую роль в оживленной торговле России-СССР с Синьцзяном).

Президентом Восточно-Туркестанской республики становится уйгур Ахмеджан Касымов, человек с показательной биографией – школу он закончил в советской Алма-Ате, получил педагогическое образование в советском университете Ташкента, а докторскую диссертацию по истории уйгуров защитил в Московском институте восточных языков уже штатным сотрудником Коминтерна. Главнокомандующим армии новой уйгурской республики стал советский генерал-майор НКВД Иван Полинов, а начальником штаба назначили бывшего белогвардейского генерала, служившего в армии Дутова, казака-старообрядца Варсонофия Можарова.

В сентябре 1945 года, под давлением дипломатов СССР и военных успехов синьцзянских повстанцев, центральное правительство Китая признало «автономию» уйгуров. В Москве в это время, в сталинском Политбюро очень серьёзно рассматривали предложение ЦК Компартии Казахской ССР (в Казахстане издавна жила большая уйгурская диаспора) о создании коммунистической партии Синьцзяна. Как писали казахские коммунисты – «в целях закрепления политических и экономических завоеваний мусульман, восставших против китайцев в северных округах Синьцзяня, и дальнейшего развития национально-освободительного движения некитайских масс в этой провинции».

Но в судьбу уйгурской государственности вновь вмешался фактор большой русско-китайской политики. В 1949 году стало окончательно ясно, что в затяжной гражданской войне, длившейся на территории Китая фактически с 1911 года, побеждают китайские коммунисты. И в Москве сочли, что союз с большим красным Китаем куда важнее запутанных отношений с уйгурами.

В итоге правительство Восточно-Туркестанской революционной республики, летевшее из Синьцзяна на советском самолете в Пекин для переговоров с Мао, никуда не долетело. По официальной версии самолет разбился где-то между Иркутском и Читой. Созданные при помощи СССР вооруженные силы уйгурской республики официально стали 5-м корпусом коммунистической Народно-освободительной армии Китая. Долгие годы, вплоть до ссоры Хрущева с Мао Цзэдуном этим корпусом командовал китайский генерал-лейтенант из русских староверов Фотий Иванович Лескин.

Как видим, уйгурским сепаратистам, имевшим на протяжении последних двух веков немало шансов на успех в своей антикитайской борьбе, просто хронически не повезло оказаться жертвами геополитических комбинаций и компромиссов больших планетарных игроков, в первую очередь Москвы и Пекина. В иных раскладах мы могли бы увидеть очень большое тюркское исламское государство в самом центре Азиатского континента, сразу к северу от Тибета.

Уйгуры – восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с 4 века после Рождества Христова. По мнению некоторых ученых, уйгуры называли себя прежние турецкие народы, и название «уйгуры» тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на запад турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям. Но эта теория не может считаться доказанной.

В средние века уйгуры разделялись на две ветви: одна кочевала в , в бассейне , другая поселилась в Восточном Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из () и западной Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные уйгуры упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ.

В 8 веке, после распадения государства турков-огузов, уйгуры достигли первенствующего положения в и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744 – 840 годы). Им принадлежит основание города Каракорума, развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в 13 веке . Среди развалин сохранился памятник начала 9 века с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 году. Из надписей видно, что северные уйгуры, подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского.

Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 году они были разбиты , жившими в бассейне Верхнего , и бежали на юг, в Восточный Туркестан и Тангоут. Об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки.

В эпоху появления монголов (начало 13 века) упоминается только одно уйгурское владение, в Восточном Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 километрах к востоку от Турфана). Владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов, отложился от них в начале 13 века и в 1209 году добровольно подчинился Чингисхану.

Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов. Во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в 14 веке и частью в 15 веке сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей. От уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский.

Уйгуры были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама. В половине 13 века один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке.

Владение идикутов упоминается еще во второй половине 13 века, но в уменьшившихся пределах. Под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ. Восточная часть (Хами) отошла к , западная (Бишбалык) – к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с 15 века) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским.

В настоящее время название «уйгуры» существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода. Как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета – кара-уйгуры и сарыг-уйгуры. Первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории уйгуров и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногда - санскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов.

Загрузка...
Top