Научно технические достижения древнегреческой цивилизации. Культура Древней Греции: кратко. Особенности культуры Древней Греции. Культура Древней Греции и ее достижения


Когда речь заходит о Древней Греции, большинство людей сразу вспоминают об Олимпийских играх, Спарте и древнегреческой мифология. Но на самом деле, древним грекам современный человек обязан гораздо большим. Классическая литература, монеты, якоря, торговые автоматы - всё это и многое другое родом из Древней Греции.

1. Городское планирование


Несмотря на то, что большинство людей считают планирование городов относительно современным изобретением, по мнению большинства историков, «отцом планирования городов» является древнегреческий архитектор и градостроитель Гипподам Милетский. Его планы греческих городов отличались потрясающей упорядоченностью, в отличие от хаотически переплетенных улиц городов той эпохи.

2. Водяная мельница


Самым ранним свидетельством о водяной мельнице в исторических документах является упоминание о колесе Перахора, которое было создано в третьем веке до нашей эры в Греции. Как полагают историки, оно было создано греческим инженером Филоном Византийским, который впервые упоминает о водяном колесе в одной из своих работ.

3. Водопровод


Как известно, древние греки высоко ценили физическое развитие человека. Эта концепция была отражена в их подходе к физической нагрузке и чистоте тела. К примеру, в Афинах существовало много акведуков, по которым текла вода с гор. Также в городе существовала весьма обширная водопроводная система, по которым вода из цистерн распределялась по баням, фонтанам, а также домам богатых людей.

4. Одометр


Этот повсеместно распространенный сегодня инструмент, измеряющий пройденное автомобилем расстояние, был изобретен в Древней Греции. Изначально он использовался для измерения расстояния между городами.

5. Карты


Картография играла большую роль в путешествиях и навигации с древнейших времен. Изобретение карт и картографии приписывают Анаксимандру Милетскому, одному из важнейших досократических философов. Несмотря на то, что картами пользовались в Египте, Лидии, на Ближнем Востоке и в Вавилоне, на них изображались исключительно местные дороги и города. Анаксимандр же изобразил всю обитаемую землю, известную древним грекам.

6. Маяки


До появления специальных портов в Древней Греции, на вершинах прибрежных холмов возле городов, в которые ходили торговые суда, по ночам разжигали костры. Впоследствии огонь начали разводить на специальных платформах – чем выше горело пламя, тем дальше его было видно. Подобная практика привела к развитию маяков. Самым известным маяком в античной истории является одно из чудес света - Александрийский маяк, построенный в 280-247 годах до н.э.

7. Монеты


Первые монеты возникли во время железного века в Анатолии и Древней Греции примерно в 600-700 годах до н.э. Впоследствии монеты, разработанные греками, использовались для покупки или торговли товарами и другими народностями.

8. Центральное отопление

Перед тем, как система отопления домов появилась у римлян, она существовала у греков, в частности у минойцев. Греки под полами своих домов прокладывали трубы, через которые текла теплая вода, подогреваемая разведенными очагами.

9. Якоря


Древние греки были первыми, кто начал использовать в качестве якорей корзины, заполненные камнями, больших мешки с песком, и выдолбленные изнутри деревянные бревна, в которые был залит свинец.

10. Душ

В Элладе впервые в мире появился душ. Вода в общественных душевых, которые могли использовать как знать, так и простые граждане, поступала из существующих в греческих городах водопроводов из свинцовых труб.

11. Автоматические двери


Наверняка, многие думают, что автоматические раздвижные двери появились совершенно недавно, это не так. Греки изобрели автоматические раздвижные двери, которые работали с помощью сжатого воздуха или воды. Использовались такие двери в храмах.

12. Будильник


Один из наиболее часто используемых в современном мире гаджетов впервые изобрел известный греческий философ Платон. Для того, чтобы не проспать свои лекции, он переделал водяные часы.

13. Торговый автомат


Торговые автоматы также кажутся современным изобретением, но на самом деле им более 2 тысяч лет. Греческий изобретатель Герон Александрийский сделал прототип торгового автомата в 215 г. до н.э., Автомат, который использовался для продажи освященной воды перед храмами, имел следующий принцип действия: в специальную прорезь бросали монету, которая падала в емкость, прикрепленную к боку сосуда с водой. Увеличившийся вес емкости наклонял сосуд, из которого выливалась порция воды. Потом монета выскальзывала из емкости, а сосуд снова возвращался в вертикальное положение.

14. Термометр


Впервые термометр изобрел Герон Александрийский, который первым понял, как воздух расширяется при нагревании до высоких температур. Впоследствии Филон Византийский первым применил эту технику, чтобы определять температуру воздуха, а Галилей в 1597 году только усовершенствовал древнее изобретение, введя понятие «масштаба» для количественной оценки процесса измерения температуры.

15. Театр


Театр родился в городе-государстве Афины. Даже само слово «театр» происходит от греческого слова Theatron, что означает «место для просмотра».

В продолжение темы . Удивительные вещицы.

Относительно общепринятыми хронологическими рамками античности являются начало IX-VIII вв. до н. э., окончание - примерно 500 г. н. э. Все многообразие процессов и явлений, в различной степени представленных источниками и очень неравномерно изученных, происходивших на протяжении полутора тысячелетий, называется античностью - особым типом культуры.

Среди древних культурных народов эллины появились так поздно, что большинство технических изобретений, которыми пользовались на войне и в мирной жизни, было уже давно сделано и повсюду распространено.

Давно уже охотничьи племена изобрели копье и стрелы, давно земледелец научился делать плуг и телегу, давно мореходы, грабя и торгуя, бороздили море, а эллины еще не выходили на историческую арену. Однако, выйдя на свет со своими техническими достижениями, эллины с лихвой восполнили свое долгое отсутствие. Фалес и Гарпал, Герон и Анаксимандр, Филон и Архимед, да мало ли было их, превосходных ученых, математиков, механиков, техников. Каждый из них внес свой вклад в развитие или создание той или иной технической новинки. Основные технические достижения античности, конечно, были сосредоточены на орудиях войны, но и в мирных целях, особенно в сельском хозяйстве было сделано немало открытий.

Невозможно выделить главные технические достижения античности. Кроме того, многие ученые современности утверждают, что эти достижения нельзя назвать техническими, что "античная техника" - это детство, скорее, младенчество современных технологий. Однако, с какими технологиями имели бы мы дело, не будь античная техника настолько развита?! Техника построения египетских пирамид до сих пор не полностью ясна, грандиозная система орошения в Египте не знала себе равных достаточно долго, античная металлургия дала толчок развитию металлургического дела во всей Европе, техника сельского хозяйства не претерпела сильных изменений и по сей день, особенно в технически малоразвитых странах. Так что же мы хотим? Бесспорно, примитивные "паровая машина", "телеграф", античные часы выглядят сейчас смешно, но сама идея этих разработок великолепна и могла прийти в голову только очень технически одаренному человеку. Рассмотрим подробнее некоторые изобретения античных техников.

Греческие автоматы

Не многим известно, что фонтаны, столь излюбленные в XVII и XVIII столетиях, обязаны своим существованием вниманию, которое им уделил один греческий автор. Его работы по физике и механике являются почти единственными, сохранившимися от античной научно обоснованной техники вплоть до арабов, а затем и до нас. Имя этого автора - Герон Александрийский. Он жил, вероятно, во II в. н. э. и интересен для нас особенно потому, что наряду с некоторыми собственными небольшими изобретениями описал великие сокровища античной физики и техники, которые с наступлением эпохи Возрождения оказали всестороннее и плодотворное влияние на современную нам технику. В школе его имя связано с так называемым героновым шаром, в котором выбрасывание водяной струи достигается при помощи сжатого воздуха. Этот принцип был применён уже Ктесибием в изобретённой им пожарной помпе.

Его более современными формами являются сифон и пульверизатор. Более важным для последующего времени оказался геронов паровой шар (эолипил), прототип современной паровой машины.

Античные схематические рисунки, сохранившиеся в рукописях Герона, могут лишь с трудом дать непосвящённым людям понятие об этой вещи.

Во время Герона внимание было направлено более на забавную сторону дела, чем на какую-либо практическую цель. Его изложение физических проблем, в общем, напоминает ту манеру заниматься физикой, которая имела место в кунсткамерах знатных господ XVII и XVIII вв. Однако изобретение, опубликованное в 1629 году Джиованни Бранка, занимавшим с 1616 года должность архитектора в Лоретто, указывает на применение геронова опыта с паровой машиной и к практическим целям.

В последнее время два прибора Герона приобрели необычайное значение в области торговли и транспорта. Это таксометр и автомат для продажи товаров.

У Герона таксометр называется годометром, что значит "измеритель дорог". В свободном переводе его описание гласит следующее:

"При помощи годометра мы можем измерять пройденное на земле расстояние без утомительного применения измерительной цепи и шеста. Напротив, сидя с удобством в экипаже, мы просто по вращению колеса измеряем оставляемое позади пространство".

Прибор этот устраивается таким образом: взят ящик, на дне его установлено небольшое колесо, снабжённое 8 зубчиками и вращающееся в плоскости, параллельной дну ящика. Верхний конец его оси вставлен в особую перекладину. В том месте, где расположено упомянутое колесо, в дне ящика прорезано отверстие так, что укрепленный на ступице большого колеса экипажа шпенёк имеет возможность зацеплять снизу за зубцы горизонтального колеса. При одном обороте колеса экипажа этот шпенёк натыкается на каждый из 8 зубцов и подвигает их вперёд так, что сначала первый, затем второй, третий и т. д. зубец проходит у прореза.

На оси горизонтального колеса помещён цилиндр с винтовой нарезкой (бесконечный винт). За эту нарезку зацепляется вертикально расположенное зубчатое колесо, укреплённое на поперечной оси. Последняя также имеет винтовую нарезку, двигающую второе, горизонтальное зубчатое колесо, ось которого при помощи резьбы двигает третье зубчатое колесо, приводящее в движение следующую систему, и т. д. по желанию. Чем более зубчатых колёс и бесконечных винтов мы устроим, тем большее число миль мы сможем измерить нашим измерителем дорог.

Чтобы число сделанных оборотов было видно сразу, круглые оси зубчатых колёс выходят наружу и имеют на концах квадратную форму. На эти концы насаживаются стрелки, движущиеся по кругу с делениями, на котором можно прочитать положение каждого отдельного колеса и, таким образом, точно установить пройденное расстояние.

Следовательно, дело происходит почти так же, как и на наших электросчётчиках.

Современный таксометр также копирует принцип античного годометра; только здесь вращение заднего колеса не передаётся прямо на аппарат, а при помощи пневматического трубопровода или гибкого вала переносится к сидению шофёра.

В заключение из целого ряда приборов Герона я упомяну автомат для продажи священной воды, который сделался прообразом наших шоколадных и билетных автоматов.

В древности такой аппарат стоял перед храмом и за опущенную медную монету лил священную воду на руки благочестивых посетителей храма. Герон сообщает, что подобное сочетание кропильницы и сокровищницы выдумали хитрые египетские жрецы, а соорудили этот аппарат александрийские механики. Он описывает свой прибор следующим образом: берется ящик для сбора пожертвований верхняя стенка, которого имеет щель я, внутри поставлен наполненный водой сосуд, на дне его находится втулка, которая соединена с выходящей наружу открытой трубкой.

Позади сосуда с водой в этом ящике находится вертикальная стойка, верхний конец ее крючкообразно изогнут, и на нем подвешено коромысло. На одном плече коромысла имеется небольшая пластинка, которая в состоянии покоя располагается параллельно крышке или дну ящика. Если пластинку нагрузить небольшой тяжестью или медной монетой, то она опустится, а другое плечо коромысла в точке, разумеется, соответственно поднимется. К этому плечу подвешивают стержень, имеющий внизу пробку, входящую во втулку. Если сверху через щель " опускается монета, то она попадает на пластинку, прижимает ее вниз и затем соскальзывает на дно ящика по принявшей наклонное положение пластинке. При опускании коромысла в точке поднимается его правое плечо и вместе с ним стержень. Затвор во втулке открывается, и вода вытекает по трубке из сосуда наружу. Между тем, после того как монета соскользнула, коромысло стремится занять свое прежнее положение, стержень опять закрывает выход, и операция может начинаться сначала.

Служитель храма открывает время от времени ящик для сбора пожертвований, вынимает монеты (Герон принимает за нормальную единицу 5-драхмовую монету, которая весит немного более одного лота (17,80 г)) и доливает свежей Освященной воды.

Изобретатель этого древнего удивительного прибора, наверно, даже не мечтал о том, что его идея в немного усовершенствованном виде изменит всю современную мелочную торговлю. Неизвестно, использовал ли непосредственно сочинение Герона современный изобретатель автомата.

Поскольку книга Герона повлияла на всю новейшую механику непосредственно, а еще более косвенно, некоторая связь вполне возможна, особенно в Англии, где классическое образование более чем где-либо почитается признаком образованного человека и где античные идеи распространены еще более чем у нас, благодаря современным английским переводам, созданным совместной работой филологов и инженеров.

Вряд ли к автоматам Герона относятся античные часы, но во времена эллинов часовое мастерство так же ценилось, как и механическая жилка.

Античные часы

Часовое мастерство исстари считается отраслью техники, наиболее тонкой и совершенной. Древнейшие техники обнаружили здесь высокую степень изобретательности. Не без основания утверждали, что в этой области вплоть до самого нового времени не появилось ни одной новой идеи-изменения в стиле и усовершенствования не идут в счет. Ремесло и наука стоят здесь в теснейшей связи; больше того - начало научного мышления, извлекшего человека из животного состояния, связано с измерением времени. Смена дня и ночи очевидна и сама собой регулирует деятельность людей и животных. Но чтобы иметь возможность с уверенностью разграничивать время на большие промежутки, первобытный человек должен был наблюдать за ночным небом, где месяц четко размечал для него сроки первым блеском своего серпа, сиянием полной луны и исчезновением в новолуние.

Наряду с полусферическими и коническими часами берозовского типа, которые могут быть названы вертикальными часами, в древности были очень распространены горизонтальные часы. При этой системе линии, обычно вписанные в четырехугольник или в круг, высекались на каменной плите, утвержденной на подставке, к которой подходили, как к столу. Горизонтальные линии такого типа, естественно, будут для летнего и зимнего солнцестояний гиперболами, вершины которых лежат на меридиане, тогда как экватор представляет собой прямую линию, идущую посредине между ними. Одиннадцать часовых линий идут к востоку и западу, скашиваясь, все больше и больше по направлению к югу. При таком расположении весь рисунок получает форму ласточкина хвоста или античного двойного топора, рукоятку которого образует меридиан. Поэтому греки, умевшие со своим образным восприятием мира давать такие милые имена даже ремесленным инструментам, назвали эту систему ласточкина хвоста pelekinon.

Патрокл, не известный нам ближе, "изобретатель" часов-секиры, как называет его Витрувий, изложил в своей работе, как все остальные изобретатели, математическую теорию этой системы. Но эмпирически устройство такой горизонтальной таблицы для всякого, кто наблюдает за тенями от солнца на земле (по принципам современного обучения этим занимаются маленькие астрономы из средней школы), напрашивается само собой. Установив от руки кривые дня на плоской ровной поверхности, можно уже устроить практически годные солнечные часы.

Витрувий дает элементарное руководство к тому, как установить самое главное во всем чертеже, меридиан. Если хотя бы однажды в месяц ежечасно отмечать путь солнечной тени и соединить найденные точки линией, то обнаружится, что ко времени равноденствия мы получим прямую, а ко времени солнцестояний гиперболу, сильно изогнутую к меридиану. Таким образом, сама собой возникла естественная схема расположения линии, геометрически вычислить и построить которую было делом специалистов-математиков. Патрокл, следовательно, был первым, кто сделал для горизонтальных часов это геометрическое "построение".

Древняя артиллерия

Среди авторов древней артиллерии наиболее важными являются механики Филон и Герон, но их тексты весьма трудны для понимания, хотя и снабжены рисунками. В прошлом столетии филологи и военные специалисты трижды объединяли свои усилия, чтобы реконструировать античные орудия. Наконец, удалось изготовить практические модели, которые показывают, как действовали военные машины древности. Делали орудия, в основном, из дерева, ядра для пушек были из песчаника и весили от 2 до 3 фунтов. Вообще, артиллерия была изобретена около 400 г. до н. э. в Сиракузах. Гениальный и энергичный монарх, которому мы обязаны этим нововведением, был Дионисий старший. Рассмотрим подробнее основные вехи развития артиллерии античности.

Так как применявшиеся в античности орудия развились из первобытного лука, то рассмотрим сначала "лукообразные" орудия.

Уже Гомер в Илиаде описывает знаменитый роговой лук Пандара. Стрелок из лука Геракл является национальным греческим героем. Особенно мощные луки Филоктета и Одиссея воспеты греческим эпосом. Мы знаем из Одиссеи, какая требовалась сила, чтобы напрячь тугие луки этих героев. Чтобы сделать возможным и для простых смертных натягивание и спуск тугих луков, додумались сперва до самострела (арбалета). В своей простейшей конструкции он известен по детские игрушкам. Достоверно, что подобный самострел, как переход к более сложному оружию, имелся уже в римское время и, вероятно, еще раньше в Греции. Однако военные писатели ничего не говорят об этом примитивном оружии. Даже античный самострел известен нам только по двум рельефным изображениям, найденным в окрестностях Ле-Пюи во Франции и хранящимся в тамошнем музее Крозатье. На рисунке мы видим, что в простейшей конструкции он соответствует, в общем, современным детским игрушкам. Вы видите посредине выдолбленный желобок, в который кладется стрела. Тетива, укрепленная к концам тугого деревянного или металлического лука, натягивается поверх желобка при помощи небольшого блока с зубцами и затем, при отведении спуска, устремляется вперед. Так как на рисунке тетива проходит под ложем арбалета, то последнее, вероятно, имело сбоку продольный прорез, подобно нашим детским самострелам. При таком устройстве тетива, при натягивании ее до задерживающего механизма, проходит между верхней и нижней частями ложа; после того как стрела вложена, тетива устремляется вперед по прорезу с большей правильностью.

Но греческие военные писатели, однако, ничего нам не сообщают об этом простом оружии; вероятно, потому, что оно, как правило, является вооружением охотников, а не воинов, что мы и видим на французских рельефных изображениях. Эти писатели останавливаются на более крупном оружии, которое носит название гастрафет. Это "оружие, натягиваемое при помощи живота" подобно арбалету, было снабжено луком, тетивой и желобком для стрельбы. Но натягивание этого мощного лука не могло производиться просто руками: для этой цели должен быть применен особый механизм. античность герон изобретательность

Греки устраивали желобок для стрельбы так, что он образовывал паз, имевший в сечении форму ласточкина хвоста. С этим желобком сцеплена планка или рейка, снабженная продольным шипом также в виде ласточкина хвоста. Верхняя планка может скользить по нижней взад и вперед. Здесь мы, следовательно, имеем нечто вроде ползуна. Когда хотят зарядить такой гастрафет, выдвигают вперед подвижную планку. На ее заднем конце устроен железный зацеп, который захватывает тетиву арбалета посредине.

Если арбалет упереть в землю выступающим концом ползуна, то другой конец ложа придется против живота стрелка. При нажимании животом и всей тяжестью тела на этот конец ползун идет снова вверх, и тетива напрягается. В этом положении она прочно удерживается при помощи двух задержек. Оружие во взведенном положении ставится на опору и сверху в желобок, впереди железного зацепа кладется стрела; затем прицеливаются и производят выстрел. Для этого зацеп, удерживающий тетиву, освобождается путем вытаскивания особой задвижки, так называемого спуска. Тотчас же тетива с гудением срывается с зацепа и посылает стрелу вперед. Из этого устройства гастрафета, усовершенствованного и усиленного в дальнейшем Зопиром из Тарента (вероятно в начале IV в. до н. э.) развилась собственно артиллерия или катапульты. Они носят различные названия, как автитон (орудие для метания стрел или катапульта в собственном смысле слова) или палинтон (орудие для метания каменных ядер, специально называемое баллистой).

Однако не только луки и стрелы интересовали военных древности. Более совершенные орудия убийства были придуманы и воплощены в жизнь Филоном, который как изобретатель был в то время непревзойденным.

Он изобрел натяжной механизм, в котором дополнительное напряжение любой величины создавалось при помощи клиньев, забиваемых справа и слева в натяжную колодку. Далее, он изобрел так называемый халкотон, в котором для натягивания лука использовалась упругость кованых бронзовых пружин. Эти остроумные приборы так же были скопированы Шраммом. Но в древности они, по-видимому, успеха не имели. Упругость бронзы достигается с трудом и обеспечивает меньшую длительность действия, чем обычно применявшиеся жилы животных. Однако в современных минометах упругость системы стальных пружин применяется подобным же образом. У Филона весьма интересно описание изобретения, которое соединяет принцип действия современных автоматических ружей и пулеметов с древними орудиями, основанными на использовании упругости при кручении. Этот полибол, изобретенный Дионисием из Александрии, Е. Шрамм также реконструировал. Несмотря на кажущуюся сложность изобретения, прибор этот даже в реконструированном виде перезаряжался сам.

Изготовка орудия к действию производится, как обычно, натягиванием тетивы до тех пор, пока ее не захватит зацеп. Ворот, которым производится натягивание, соединен бесконечной цепью со спуском и вызывает при дальнейшем поворачивании автоматическое освобождение зацепа. Вместе с тем, он действует так, что всякий раз после выстрела вкладывается новая стрела.

Над желобком для стрел (боевым желобом) помещается воронка с некоторым количеством стрел. Из этой воронки выпадает очередная стрела, как раз умещающаяся в продольном желобке вращающегося внизу валика.

При вращении валика стрела поворачивается вместе с ним и располагается над боевым желобом орудия. Здесь стрела сваливается вниз в желоб, а опустевший валик продолжает вращаться; в то время как вследствие вращения ворота выпускается очередная стрела, валик сверху из воронки опять захватывает новую. Таким образом, этот полибол, обслуживаемый одним человеком, действует фактически, как пулемет.

После того, как взамен арбалетов и неповоротливых рычажных и крутильных орудий появились заряжаемые порохом пушки, стали исчезать постепенно все другие конструкции. Не могла выдержать победоносного наступления пороховой пушки также и "паровая пушка" изобретенная якобы Архимедом. Возможно, что еще смутными сведениями о ней располагал Петрарка, не зная ее устройства, а Леонардо да Винчи описал эту пушку более точно.

Этот "громовик", как показано на верхнем рисунке, состоит из пушечного ствола, вставленного на треть его длины в жаровню. Там он доводится до раскаленного состояния, как это показывает второй набросок. Над правым концом ствола находится котел с водой. При вывинчивании винта вода течет в раскаленную часть пушечного ствола и там мгновенно превращается в пар, который с силой выбрасывает лежащее впереди ядро. В заключение говорится, что пушка бросает на расстоянии шести стадий ядро весом в 1 талант.

Далеко не все технические достижения и новинки удалось рассмотреть в данной работе. Многие из достигнутых древними побед недоступны современному исследователю по следующим причинам: во-первых, слишком далека от нас во временном понимании Древняя Греция, Древний Рим, во-вторых, большинство из нововведений античности так и останутся для нас тайной вследствие недостаточно развитой описательной системы, в-третьих, многие из дошедших до нас технических новинок античности просто не реализованы и не поняты нашими современниками.

Мы попытались описать и представить графически основные вехи развития технической мысли античности. Прежде всего, это конечно, военная техника, так как древний мир немыслим без войны. Как видим, далеко не примитивна мысль Филона и Герона в отношении орудий войны. Созданные ими полибол, баллиста и другие орудия послужили толчком для создания современных пулеметов и пушек.

Однако в мирной жизни техническая мысль не стояла на месте. Бытовые мелочи и хозяйственные агрегаты создавались и совершенствовались постоянно. При создании этой работы в первую очередь мы пользовались описательным методом, так как такая проблема как античная техника лучше всего может быть освещена с точки зрения описания и системно-сравнительным методом. Сравнивая современную и античную технику, можно попытаться проследить, насколько далеки современные технологии от техники эллинов и в то же время насколько они близки в своей основе и реализации. На протяжении всей работы используется метод анализа данных, как метод изучения и описания составных частей объекта изучения для представления объекта в целом. Анализируя и изучая античные технические усовершенствования, можно составить общее мнение об античной технике в целом, как о высокоразвитом направлении античной науки. Таким образом, не только философия и мироздание занимали умы ученых древности, а также реальные механические и технические проблемы, создание и развитие все новых и новых агрегатов, распространение новых технических систем повсеместно. Поэтому неверно и ненаучно подвергать сомнению техничность древнего мира.

Именно греки впервые преподнесли людям и начали развивать философию как отдельную науку, изучающую всеобщие законы движения природы, мышления общества, системы совокупности взглядов на мир и занимаемое человеком места в нем. Впервые древнегреческие философы (Платон, Сократ, Аристотель) занялись исследованиями эстетического и этического отношения человека к миру. Исключительно философские подходы к выполнению любого научного задания лежат в основании древнегреческой науки. По этой причине выделить конкретных ученых, которые занимались только научными проблемами, невозможно. Абсолютно все ученые Древней Греции были мыслителями и философами и обладали прочными знаниями философских категорий.

Математические изыскания

На верхней ступени математического Олимпа стоит гордая фигура Пифагора. Этот древнегреческий математик создал таблицу умножения, которой пользуются сегодняшние школьники, раскрыл тайну прямоугольного треугольника и воплотил ее в теорему, носящую его имя, изучил пропорции и свойства целых чисел. Именно Пифагор утверждал, что красота гармонична, т.е. ее можно заключить в математическую формулу. И доказательством этого является открытие отношения музыкальной к основному тону как 1 к 2, квинты 2 к 3 и т.д. «Все небо - это и число» - таков всей жизни великого .

Медицина

Основоположником современной медицины является Гиппократ, известный древнегреческий врач, автор трактата о целостности человеческого организма. Он разработал теорию индивидуального подхода к каждому больному, ввел непременное ведение истории болезни, привил основы врачебной этики. Отдельное внимание Гиппократ уделял моральному облику докторов и придумал знаменитой клятвы, которой посвящают в профессию всех получающих врачебный диплом. Его бессмертное правило «Не навреди больному» актуально и в наши дни.

История

Автором монументальных трудов по истории является Геродот, положивший начало греческой историографии, а немного позже Ксенофонт продолжил его дело. Самые первые исторические работы Геродота были посвящены значимым политическим событиям, пережитым самим автором. Он пытался в своих трудах достоверно осветить жизнь общества в совокупности с политической и экономической ситуациями.

Введение

Понятие «цивилизация » возникло в XVIII в. в связи с понятием «культура ». Оно происходит от латинского «civilus» - гражданский, государственный, и синонимично понятию «культура» - исторически определенному уровню развития общества и человека. Понятие «цивилизация» употребляется для характеристики материального и духовного уровней развития определенных исторических эпох, которые, в свою очередь, можно назвать цивилизациями.

Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» взаимно дополняют друг друга. Античной цивилизацией или культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима. Период возникновения античной цивилизации относится к XXV в. до н. э.

Закончилась эпоха античности в 476 г. н. э. - после распада Римской империи.

Античная культура является праматерью других культур: византийской, европейской, русской.

В своей работе я бы хотела рассмотреть основные достижения античной цивилизации, в том числе духовного и материального порядка.

Культура Древней Греции и ее достижения.

В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тысячелетия до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. От этого периода найдены остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, росписные сосуды.

На рубеже III - II тысячелетия до н.э. на Кикладских островах появляются первые города. Центром сформировавшейся минойской цивилизации становится остров Крит.

Жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцов - лабиринтов, украшенных настенной росписью - фресками. В жизни минойцев огромную роль играли религия и теократия - особая форма царской власти, при которой светская и духовная власть принадлежали одному человеку.

К середине XIV в. до н. э. остров Крит был завоеван греками - ахейцами.

Ахейская (микенская) культура переняла у своей предшественницы фресковую живопись, строительство водопровода, а также пантеон богов и фасоны одежд. Изменился тип усыпальниц: на смену шахтным гробницам пришел толос - купольная гробница.

Главным достижением ахейцев является линейное слоговое письмо Б, произошедшее от линейного слового письма А.

Крито-микенская цивилизация прекратила свое существование в XIII в. до н. э., когда начался железный век.

Следующий период в истории Древней Греции - Гомеровский период : великий Гомер создал знаменитые поэмы: «Илиада» и «Одиссея», которые являются одними из величайших литературных памятников человечества. Других памятников этой эпохи до нас дошло мало, в основном, вазы и терракотовые статуэтки.

Архаический период греческой истории охватывает VIII - VI вв. до н.э.

В это время проходила Великая колонизация, в результате которой греческий мир перестал быть в изоляции. Греки начали активно взаимодействовать с другими цивилизациями. В греческой культуре появляются новшества, позаимствованные из других культур: алфавитное письмо - у финикийцев, чеканка монет - у лидийцев.

В этот период происходит Великое разделение труда , то есть отделение умственного труда от физического, которое стало возможным благодаря росту производительности труда, увеличению прибавочного продукта за счет применения более дешевых и эффективных железных орудий. Создавшиеся экономические условия позволили части свободных граждан заниматься философией, искусством, мифологией, политикой, путешествиями, историей.

На зарождение и развитие древнегреческой науки оказали большое влияние науки Древнего Египта и Вавилона. Развиваются астрономия, геометрия, математика (Пифагор). Зарождаются историография, география (Аристотель, Эратосфен, Птолемей).

Возникает первая философская система - натурфилософия .

На древнегреческое искусство того периода сильно воздействовали египетская и ближневосточная культура и архитектура. Элементы этих и других чужих культур были творчески переработаны греками и органично вошли в древнегреческую культуру.

В литературе эпохи архаики ведущая роль переходит от эпоса к лирической поэзии (Архилох, Сафо, Алкей, Анакреонт); к концу 6 в. до н.э. как особый жанр оформляется басня (Эзоп).

В VIII в. до н.э. появился первый театр , из хора было выделено действующее лицо - актер .

К VI в. до н.э. оформляется архитектурный ордер (колонна) в его дорическом и ионическом стилях.

Также в период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри храмов ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

В искусстве этого периода появляются одиночные скульптуры двух типов: куроса - обнаженного юноши и коры - задрапированной женщины. Для этого периода характерны скульптурные многофигурные композиции и рельефы.

Основным памятником является древнегреческая керамика: коринфские вазы, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы.

В 776 г. до н.э. возникли Олимпийские игры .

В 449 г. до н.э. начинается новый период в развитии греческой культуры - классический , сыгравший значительную роль в развитии античной цивилизации.

В эту эпоху наибольшего расцвета достигли: медицина (Гиппократ, V в. до н.э.), философия (Демокрит, Сократ, создавший софистскую школу); в литературе основными жанрами становятся трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан).

Повсеместно становятся распространенными образовательные учреждения : школы, палестры, гимнасии, эфебии. Формой высшего образования можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков).

Достигает расцвета реалистическая скульптура , выполнявшаяся из мрамора и бронзы. Творчество великих скульпторов V в. до н.э. отличают монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей: Фидия (статуи: «Афина - воительница», «Афина - Парфенос», «Зевс»), Мирона (статуя «Дискобол»), Поликлета (статуи: «Гера», выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Копьеносец», «Раненая амазонка»).

Среди живописцев того времени следует отметить Полигната и Аполлодора , открывших игру светотеней. Но их живопись не сохранилась.

Основной памятник того времени - вазовая роспись.

В классическую эпоху оформился коринфский стиль ордера, было построено много храмов и сооружений (храм Зевса в Олимпии, Ансамбль Акрополя, включающий в себя Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос, Парфенон и Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид).

В эпоху кризиса (IV в. до н.э.) - в период упадка общественной жизни - в Древней Греции стала популярной киническая школа философии (Антисфен и Диоген Синопский). Известным философом этого периода был и Платон, основавший собственную школу - Академию, просуществовавшую почти тысячу лет.

Получили развитие естественные науки, история (Ксенофонт) и риторика - наука об ораторском искусстве (Исократ, Демосфен)

В архитектуре начинают преобладать декоративные элементы, коринфский стиль, сооружения круглой формы.

Основными достижениями этой эпохи можно считать архитектуру (каменные театры в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе) и скульптуру (Пракситель - «Афродита Книдская», Скопас - «Геракл» и «Вакханка», Лисипп - «Анаксиомен», «Геракл», «Гермес»). Лисипп также создал скульптурные портреты Сократа, Александра Македонского.

Последней эпохой греческой цивилизации стал эллинизм. В эту эпоху наибольшее развитие получили математика, механика, астрономия, георафия, естествознание, философия, и это развитие было связано с такими именами, как Архимед (школа перипатетиков), Евклид (элементарная геометрия), Эратосфен, Аристарх Самосский, Гиппарх Александрийский (астрономия), Герон Александрийский (механика), Герофил и Эрасистрат (медицина).

В этот период были созданы библиотеки , самые известные из которых - Александрийская и Пергамская.

Наиболее яркими представителями литературы того времени являются: Аполоний Родосский, Каллимах и Феокрит, писавший в новом поэтическом жанре - идиллическом , впоследствии переродившемся в буколическую поэзию, Менандр, создавший реалистическую бытовую комедию .

Широкое распространение в эпоху эллинизма получили мимы - краткие сценки. Их автором был Герод.

Философия в эпоху эллинизма обладала рядом особенностей: эклектизмом (стремлением сочетать элементы различных школ), эпической направленностью . Наиболее известными были философские направления: эпикуреизм (основатель школы - Эпикур) и кинизм, от которого отделился при Зеноне стоицизм. Для философии того периода характерен религиозный уклон.

Наиболее интересными памятниками того времени являются Фаросский маяк, Башня ветров, рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена; не дошедший до нас бронзовый Родосский колосс высотой 35 м.

Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии Нового времени. До наших дней в своих общих чертах дошла греческая система образования.

Значение древнегреческой культуры столь велико, что ее называют «золотым веком» человечества. Эта культура самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество.

Культура Древнего Рима и ее достижения

Римская культура, опираясь на греческую культуру, смогла не только развить ее, но и внести новое, присущее только римскому государству.

Древняя Греция во II - I вв. до н.э. была завоевана Римом, и центр античной культуры сместился в Италию.

Родоначальницей Римской цивилизации считают этрусскую цивилизацию , находившуюся на Аппенинском полуострове. Этруски создали свою систему счета со своеобразными цифрами, а также письменность, впоследствии позаимствованные римлянами.

Архитектурные сооружения у этрусков были каменными, они первыми стали строить здания с купольным сводом. Культурными памятниками являются гробницы, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия.

Основание Рима (753 г. до н.э.) является началом создания Римской империи. Город Рим сложился как город греческого типа. Римляне обнесли его каменной стеной, построили канализацию и водопровод, создали первый цирк для гладиаторских боев. Многое в своей культуре римляне позаимствовали из древнегреческой и этрусской культур. Первый в Риме храм - храм Юпитера - был построен этрусскими мастерами.

В IV - III вв. до н.э. Рим становится республикой, на территории которой начинают распространяться греческий язык и греческие обычаи. Происходит замена этрусской письменности на греческую (латиницу). Возникает ораторское искусство (Цицерон). Создается театр .

Наиболее известным представителями литературы того времени были: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл, Катон Старший, Варрон, Цицерон.

Философских систем в Риме создано не было. Наиболее известными были греческие школы стоиков и эпикурейцев.

Развивалась архитектура : римляне широко применяли в строительстве арки, своды, купола, столбы, пилястры, бетон, триумфальные арки, акведуки, мосты, базилики и амфитеатры.

В скульптуре римляне придерживались греческих канонов, однако возникло два новых стиля: портретные статуи (бюсты) и тогатус - статуи, изображавшие ораторов в тоге.

Из наук большое развитие получила юриспруденция - наука о праве.

Последняя эпоха римской цивилизации - имперская (31 г. до н.э. - 395г н.э.) закончилась распадом Римской империи на Западную империю - с центром в Риме, и Восточную империю - с центром в Константинополе.

Такие города, как Рим, Александрия, Афины, Карфаген, становятся крупнейшими центрами науки: географии (Страбон, Птолемей), медицины (Плиний Младший, Гален), астрономии, историографии (Тит Ливий, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит).

Одним из высочайших достижений всей римской культуры является литература раннего имперского периода (конец I в. до н.э. - II в. н.э.), представленная Апулеем («Метаморфозы» или «Золотой осел»), Плинием Младшим; сатириками Ювеналом, Петронием, Лукианом; поэтами Вергилием, Горацием, Овидием.

К этому периоду относится и создание таких архитектурных памятников, как Колизей и Пантеон.

В поздний имперский период римской цивилизации (III - IV вв. н.э.) не было создано ничего нового. Произошел кризис античной культуры , обусловленный низким уровнем грамотности, огрублением нравов, пессимизма, широким распространением христианства.

История культуры позднего имперского периода проходит в борьбе с разлагающимися традициями античной цивилизации и новыми, христианскими принципами.

В первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине этого же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Христианские храмы строятся по подобию базилик.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте.

Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г.. Этот год считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Таким образом, влияние культурного наследия Древнего Рима прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени.

Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Заключение

Главное достижение античной цивилизации - расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности, свобода.

Крупнейшим новшеством того периода стало рождение первосистемы абстрактных наук - философии (которая приобрела всеобъемлющий характер), астрономии, математики, механики, медицины, истории, юриспруденции, экономики. Возникли школы философов: Академия Платона, Лицей Аристотеля, Александрийский музей (мусеион). Сложилась система образования.

Развитие духовной сферы в период античной цивилизации привело к возникновению мировых религий, переходу от политеизма к монотеизму.

Сложился строй общественно-политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей.

Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании и господстве полисов — независимых, самоуправляемых городов - государств со многими признаками общины.

В античную эпоху цивилизация вышла за сравнительно узкие локальные рамки, впервые возникли мировые империи.

Античная цивилизация внесла огромный вклад в развитие экономики (термин «Экономика» был придуман Аристотелем) (возникли разнообразные формы организации производства, собственности, обмена, финансово-кредитных и денежных отношении и т.п.).

В эту эпоху впервые сложилось (особенно в период расцвета Римской империи) многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок.

Кроме того, в Древней Греции в V в. до н.э. возникли храмовые и частные денежные банки, выдававшие ссуды под процент.

Таким образом, именно античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, оставив после себя культурное наследие, повлиявшее на культуру Средневековья, Возрождения и Нового времени.

Список литературы

  1. Вальяно М.В. основы философии: учебник. - М.: Издат. «Дело и Сервис», 1999;
  2. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие - М.: Гардарики, 2003;
  3. Зольева Л.В. Мировая культура: Древняя Греция, Древний Рим. М.: Олма - Пресс, 2001;
  4. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М.: РГГУ, 1998;
  5. Маркова А.Н. Культурология. ЮНИТИ - ДАНА, 2006;
  6. Петров М.К. Античная культура. - М.:, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997;
  7. Уколова В.И. Античность в литературе и искусстве. Средневековая литература. - М.. 1989;
  8. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учебное пособие для студентов вузов гуманитарноог профиля. 2-е издание, перераб. И доп. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.

Давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовав греческие города Малой Азии — Милет, Эфес, Галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства.

И если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми. Второе уточнение касается того, что в области экономики и материального производства успехи эллинов, возможно, не были столь впечатляющими. Однако и здесь они не только не уступали некоторым своим современникам, но и превосходили их, о чем свидетельствуют победы в Персидских войнах, где они действовали не столько числом, сколько умением и умом. Правда, в военном отношении Афины — колыбель демократии — уступали Спарте, где весь образ жизни был военным. Что касается других областей общественной жизни и особенно духовной культуры, то во всем этом греки не знали себе равных.

Эллада стала родиной всех современных форм государства и правления , и прежде всего — республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла (443-429 до н.э.). В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека.

Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики - принцип состязательности , стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе, — на всех граждан полиса.

Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.

Полисная демократия , исключавшая деспотическую власть, позволила Грекам в полной мере наслаждаться духом свободы , которая для них была высшей ценностью. Ради нее они были готовы на смерть. На рабство они смотрели с глубоким презрением. Об этом свидетельствует известный миф о Прометее, который не захотел быть на положении раба даже у самого Зевса, главного божества эллинов, и за свою свободу заплатил мученической смертью.

Образ жизни древних греков нельзя представить себе без понимания того места, которое занимала у них игра. Они любили игру. Поэтому их называют настоящими детьми. Однако игра для них не была простой забавой или способом убить время. Она пронизывала все виды деятельности, включая самые серьезные. Игровое начало помогало грекам уходить от прозы жизни и грубого прагматизма. Игра приводила к тому, что от всякого дела они получали удовольствие и наслаждение.

Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина, красота и добро , которые находились в тесном единстве. У греков существовало особое понятие «калокагатия», что означало «прекрасное-доброе». «Истина» в их понимании приближалась к тому, что означает русское слово «правда-справедливость», т.е. она выходила за границы «правды-истины», верного знания, и приобретала нравственное ценностное измерение.

Не менее важное значение имела для греков мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком. От Демокрита дошла до нас известная максима: «Прекрасна надлежащая мера во всем». Надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах призывала: «Ничего слишком». Поэтому греки, с одной стороны, считали собственность неотъемлемым атрибутом человека: вместе с утратой собственности эллин терял все гражданские и политические права, переставая быть свободным человеком. В то же время стремление к богатству осуждалось. Отмеченная особенность проявлялась и в архитектуре, греки не создавали, подобно египтянам, гигантские сооружения, их постройки были соразмерны возможностям человеческого восприятия, они не подавляли человека.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания . включавшая в себя два направления — «гимнастическое» и «мусическое». Целью первого было физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. На время проведения Олимпийских игр все войны прекращались. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, т.е. умение красиво говорить, вести диалог и спор. Псе виды воспитания покоились на принципе состязания.

Все это сделало греческий полис исключительным, уникальным явлением в истории человечества. Эллины воспринимали полис как высшее благо, не представляя свою жизнь вне его рамок, являлись истинными его патриотами.

Правда, гордость за свой полис и патриотизм способствовали формированию греческого культурного этноцентризма, в силу которого эллины называли соседние с ними народы «варварами», смотрели на них свысока. Тем не менее именно такой полис дал грекам все необходимое, чтобы проявить невиданную оригинальность во всех областях культуры, создать все то, что составляет «греческое чудо».

Практически во всех областях греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии, начав объяснять мир из него самого, не обращаясь к помощи богов, исходя из первоэлементов, каковыми для них выступали вода, земля, воздух, огонь.

Первым греческим философом стал Фалес, для которого вода составляла основу всего сущего. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу — научному и рациональному, так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство. Греческое слово «философия» вошло почти во все языки.

То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями как самой математики, так и основных математических дисциплин — геометрии, механики, оптики, гидростатики. В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной клинической медицины, Геродот по праву считается отцом истории как науки. «Поэтика» Аристотеля является первым фундаментальным трудом, который не может обойти ни один современный теоретик искусства.

Примерно такая же ситуация наблюдается в области искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее в первую очередь относится к скульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. Ее представляет целая плеяда великих мастеров во главе с Фидием.

В равной мере это относится к литературе и ее жанрам — эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В Греции родилась ордерная архитектура, которая также достигла высокого уровня развития. Следует подчеркнуть, что искусство имело в жизни греков огромное значение. Они хотели не только творить, но и жить по законам красоты. Греки первыми почувствовали потребность наполнить все сферы человеческой жизнедеятельности высоким искусством. Они вполне осознанно стремились к эстетизации жизни, к постижению «искусства существования», к тому чтобы сделать из своей жизни произведение искусства.

Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Внешне их религиозно-мифологические представления и культы не слишком отличаются от других. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.

Верховным божеством становится Зевс — владыка неба, грома и молнии. Вторым после него идет Аполлон — покровитель всех искусств, бог целителей и светлого, спокойного начала в природе. Сестра Аполлона Артемида была богиней охоты и покровительницей молодежи. Не менее важное место занимал Дионис (Вакх) — бог производящих, буйных сил природы, виноградарства и виноделия. С его культом были связаны многие ритуалы и веселые празднества — Дионисии и Вакханалии. Богом солнца был Гели ос (Гелий).

Особым почитанием у эллинов пользовалась богиня мудрости Афина, родившаяся из головы Зевса. Ее постоянной спутницей была богиня победы Ника. Символом мудрости Афины выступала сова. Не меньшее внимание привлекала богиня любви и красоты Афродита, родившаяся из морской пены. Деметра была богиней земледелия и плодородия. В компетенцию Гермеса входило, видимо, наибольшее число обязанностей: он был вестником олимпийских богов, богом торговли, прибыли и материального достатка, покровителем обманщиков и воров, пастухов и путников, ораторов и спортсменов. Он также провожал души умерших в подземный мир. во владения бога Аида (Гадес, Плутон).

Помимо названных, греки имели много других богов. Им нравилось придумывать все новых богов, и они делали это с увлечением. В Афинах они даже поставили алтарь с посвящением: «неизвестному богу». Однако в придумывании богов эллины были не слишком оригинальны. Такое наблюдалось и у других народов. Настоящая их оригинальность заключалась в том, как они относились к своим богам.

В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов . Они считали, что миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы. В то же время над всем миром, всеми богами и людьми парит неодолимый Рок , предрешения которого не в силах изменить даже боги. Роковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

В отличие от богов других народов они ан тропоморфны, хотя в далеком прошлом и у греков были зооморфные божества. Некоторые греческие философы заявляли, что люди сами измыслили себе богов по своему подобию, что если бы звери решили бы сделать то же самое, их боги были бы подобны им самим.

Плавное и наиболее существенное отличие богов от людей заключалось в том, что они были бессмертны. Второе отличие состояло в том, что они были еще и прекрасными, хотя и не все: Гефест, к примеру, был хромым. Однако их божественная красота считалась вполне достижимой и для человека. Во всем остальном мир богов был похож на мир людей. Боги страдали и радовались, любили и ревновали, ссорились межу собой, вредили и мстили друг другу и т.д. Греки не отождествляли, но и не проводили непреодолимую грань между людьми и богами. Посредниками между ними выступали герои, которые рождались от брака бога с земной женщиной и которые за свои подвиги могли быть приобщены к миру богов.

Близость между человеком и богом оказывала существенное влияние на религиозное сознание и практику эллинов. Они верили своим богам, поклонялись им, строили им храмы и приносили жертвы. Но у них не было слепого преклонения, трепета и тем более фанатизма. Можно сказать, что задолго до христианства греки уже придерживались известной христианской заповеди: «Не сотвори себе кумира». Греки могли позволить себе критическое высказывание о богах. Более того, они нередко бросали им вызов. Ярким примером тому служит все тот же миф о Прометее, который бросил дерзкий вызов богам, похитив у них огонь и подарив его людям.

Если другие народы обожествляли своих царей и правителей, то у греков подобное исключалось. Лидер афинской демократии Пе- рикл, при котором она достигла высшей точки, для убеждения своих сограждан в правоте своей точки зрения не имел в своем распоряжении ничего иного, кроме выдающегося ума, аргументов, ораторского искусства и красноречия.

Особое своеобразие имеет греческая мифология. Все происходящее в ней является таким же человеческим, как и сами боги, о которых рассказывается в греческих мифах. Наряду с богами значительное место в мифах занимают деяния и подвиги «богоравных героев», которые часто являются главными действующими липами в повествуемых событиях. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Главным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства. По этой же причине Гегель назвал греческую религию «религией красоты».

Греческая мифология, как и вся греческая культура, способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько человека. Именно в лице эллинов человек впервые начинает сознавать свои безграничные силы и возможности. Софокл по этому поводу замечает: «В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего». Еше более многозначительно звучат слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры — и я переверну весь мир». Во всем этом уже вполне просматривается будущий европеец, преобразователь и покоритель природы.

Эволюция Древнегреческой культуры

Доклассические периоды

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  • Эгейская культура (2800-1100 до н.э.).
  • Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.).
  • Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.).
  • Классический период (V-IV вв. до н.э.).
  • Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.).

Эгейская культура

Эгейскую культуру нередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой — по имени легендарного царя Ми- носа, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.

В конце III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова. Пелопоннесе и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги государственности. Несколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н.э. появились первые четыре государства с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».

Экономическую основу критской цивилизации составляло сельское хозяйство, в котором прежде всего выращивались хлеб, виноград и оливки. Важную роль играло также скотоводство. Высокого уровня достигли ремесла, в особенности выплавка бронзы. Успешно также развивалось керамическое производство.

Наиболее известным памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более I га. Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.

Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов. В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как «Собиратель цветов», «Кошка, подстерегающая фазана», «Игра с быком».

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., особенно на время правления царя Ми- носа. Однако в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало извержение вулкана.

Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Нилосе, Фивах. Однако эти дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 м) и толстыми (более 4,5 м) стенами. Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н.э. пришли собственно греческие племена — ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Каждый центр-двореп являлся самостоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты. Иногда они объединялись в союз — как это было сделано для похода на Трою. Гегемония среди них чаше принадлежала Микенам.

Как и на Крите, основу экономики ахейской цивилизации составляли земледелие и скотоводство. Владельцем земель выступал дворец, и все хозяйство имело дворцовый характер. Оно включало всевозможные мастерские, в которых перерабатывались сельскохозяйственные продукты, выплаапялись металлы, ткались ткани и шилась одежда, изготовлялись орудия труда и военное снаряжение.

Наиболее ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер. К ним относятся прежде всего так называемые «шахтовые г робницы», выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия. Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских правителей. Позднее (XV-XIIJ вв. до н.э.) ахейцы строят более грандиозные заупокойные сооружения — «купольные гробницы», одна из которых — «гробница Агамемнона» — включала несколько помещений.

Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись , о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов. К числу наиболее ярких примеров росписей можно отнести фрески «Дама с ожерельем», «Борющиеся мальчики», а также изображения сцен охоты и сражений, стилизованных животных — обезьяны, антилопы.

Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV-ХШ вв. до н.э., однако уже к концу XIII в. до н.э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII в. до н.э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.

Гомеровский период

Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским. поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада » и «Одиссея». Его также называют «дорийским» — имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции.

Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах: финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.); дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.); ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.). К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию и преувеличения, временные и другие смешения и т.д.

Тем не менее, опираясь на содержание гомеровских поэм и данные археологических раскопок, можно считать, что с точки зрения цивилизации и материальной культуры дорийский период означал известный разрыв преемственности между эпохами и даже откат назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены.

В частности, была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность. Эти элементы греческой цивилизации фактически рождались заново. В то же время возникшее и ставшее широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Период архаичной культуры

Архаический период (VIII -VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства.

Город-государство, греческий полис становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления — монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.

Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствует росту ремесел. Поскольку и это не решает «проблему занятости», усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация ближних и дальних территорий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, опирающихся на складывающуюся систему денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма , ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. Оно было разработано на основе финикийской письменности и отличаюсь удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективную систему образования , благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.

В период архаики формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается с агонистическим (состязательным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Особое место занимают патриотизм и гражданственность. Зашита своего полиса воспринимается как высшая доблесть гражданина. В этот период также рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н.э. Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия. Победивший на играх пользовался большим почетом и имел значительные социальные привилегии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках). Трижды победивший в играх заказывал у прославленного скульптора свою статую и ставил ее в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции — храм Зевса.

В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, как философия и паука. Их родоначальником стал Фал ее, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии. Одним из основателей античной философии и науки является также полулегендарный Пифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже вполне самостоятельное явление.

Высокого уровня в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время складывается архитектура , покоящаяся на двух видах ордера — дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает также монументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем «курос» (фигура юноши- атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).

Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. Величайшими памятниками античной литературы стали уже упомянутые выше эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Немного позднее Гомера творил еще один знаменитый греческий поэт — Гесиод. Его поэмы «Теогония», т.е. родословная богов, и «Каталог женщин» дополняли и завершали созданное Гомером, после чего античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

Среди других поэтов особого выделения заслуживает творчество Архилоха, основателя лирической поэзии, произведения которого наполнены личными страданиями и переживаниями, связанными с трудностями и невзгодами жизни. Такого же выделения заслуживает лирика Сапфо, великой античной поэтессы с острова Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнующей и страдающей женщины.

Творчество Анакреонта, воспевавшего красоту, любовь, радость, веселье и наслаждение жизнью, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности на А.С. Пушкина.

Классический период и эллинизм

Классический период (V-IV вв. до н.э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно этот период породил все то, что потом будет названо «греческим чудом».

В это время утверждается и полностью раскрывает все свои удивительные возможности античный полис, в котором таится главное объяснение «греческого чуда». становится одной из высших ценностей для эллинов. Наивысшего расцвета достигает также демократия, чем она обязана прежде всего Периклу — выдающемуся политическому деятелю древности.

В классический период Греция переживает бурное экономическое развитие, которое еще более усиливается после победы над персами. Основой экономики по-прежнему было сельское хозяйство. Наряду с ним интенсивно развиваются ремесла — в особенности выплавка металлов. Быстро растет товарное производство, в частности винограда и олив, и как следствие наблюдается стремительное расширение обмена и торговли. Афины становятся крупным торговым центром не только внутри Греции, но и на всем Средиземноморье. С Афинами оживленно торгуют Египет, Карфаген, Крит, Сирия, Финикия. В широких масштабах ведется строительство.

Высочайшего уровня достигает . Именно в этот период творят такие великие умы древности, как Сократ, Платон и Аристотель. Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя. Он также стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей философии - рационализма , действительным создателем которого стал Платон. У последнего рационализм в полной мере становится абстрактно-теоретическим способом мышления и распространяется на все сферы бытия. Аристотель продолжил линию Платона и в то же время стал основателем второго главного направления философии - эмпиризма . согласно которому действительным источником знаний является чувственный опыт, непосредственно наблюдаемые данные.

Наряду с философией также успешно развиваются другие науки — математика, медицина, история.

Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь - архитектура и градостроительство. Значительный вклад в развитие градостроительства внес Гип- подам — архитектор из Милета, разработавший концепцию регулярной планировки города, согласно которой в нем выделялись функциональные части: общественный центр, жилая зона, а также торговая, производственная и портовая зоны. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается храм.

Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Этот ансамбль включал парадные ворота — Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон — храм Афины Парфенос (Афины Девы). Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Каликратом, находился на высоком холме и как бы парил над городом, был далеко виден с моря. Особое восхищение вызывал Парфенон, который украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство. Плутарх, писавший о своих впечатлениях об Акрополе, отмечал, что в него входили здания, «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте».

Среди знаменитых архитектурных памятников также находились два сооружения, отнесенные к семи чудесам света. Первым являлся храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте прекрасного храма- предшественника, носившего то же имя и сожженного Геростратом, который решил прославиться таким чудовищным образом. Как и прежний, восстановленный храм имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями работы Праксителя и Скопаса, а также прекрасными живописными картинками.

Вторым памятником стала гробница Мавсола, правителя Карий, получившая позднее наименование «Мавзолей в Гали-карнасе». Сооружение имело два этажа высотой по 20 м, первым из которых была сама гробница Мавсола и его жены Артемисии. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Крыша мавзолея представляла собой пирамиду, увенчанную мраморной квадригой, в колеснице которой стояли скульптуры Мавсола и Артемисии. Вокруг гробницы находились статуи львов и скачущих всадников.

В эпоху классики наивысшего совершенства достигает греческая скульптура. В этом жанре искусства за Элладой признается бесспорное превосходство. Античную скульптуру представляет целая плеяда гениальных мастеров. Самым великим среди них является Фидий. Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олимпии, также входит в число семи чудес света. Он создал и статую Афины Парфенос высотой 12 м, которая находилась в центре Афинского Акрополя. Еше одна его статуя — статуя Афины Промахос (Афины Воительницы) высотой 9м — изображала богиню в шлеме с копьем и воплощала военную мощь Афин. Помимо названных творений. Фидий также принимал участие в проектировании Афинского Акрополя и в создании его пластического убранства.

Среди других скульпторов наиболее известными являются Пифагор Регийский, создавший статую «Мальчик, вынимающей занозу»; Мирон — автор скульптур «Дискобол» и «Афина и Марсий»; Поликлет — мастер бронзовой скульптуры, создавший «Дорифора» (Копьеносца) и «Раненую амазонку», а также написавший первый теоретический труд о пропорциях человеческого тела — «Канон».

Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас, Лисипп. Первою из них прославила прежде всего статуя «Афродита Книдская», ставшая первой обнаженной женской фигурой в греческой скульптуре. Искусству Праксителя присуще богатство чувств, изысканная и тонкая красота, гедонизм. Эти качества проявились в таких его произведениях, как «Сатир, наливающий вино», «Эрот».

Скопас участвовал вместе с Праксителем в пластическом оформлении храма Артемиды в Эфесе и мавзолея в Галикарнасе. Его творчество отличают страстность и драматизм, изящество линий, выразительность поз и движений. Одним из известных его творений является статуя «Вакханки в танце». Лисипп создал бюст Александра Македонского, при дворе которого он состоял художником. Из других произведений можно указать на статуи «Отдыхающий Гермес», «Гермес, подвязывающий сандалию», «Эрот». В своем искусстве он выражал внутренний мир человека, его чувства и переживания.

В эпоху классики высшей своей точки достигает греческая литература. Поэзию представлял прежде всего Пиндар. не принявший афинскую демократию и выражавший в своем творчестве ностальгию по аристократии. Он также создал культовые гимны, оды и песни в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр.

Главным литературным событием становится рождение и расцвет греческой трагедии и театра. Отцом трагедии был Эсхил, который, как и Пиндар, не принял демократию. Главным его произведением является «Прикованный Прометей», герой которого — Прометей — стал воплощением мужества и силы человека, его богоравности и готовности пожертвовать своей жизнью ради свободы и благополучия людей.

В творчестве Софокла, прославлявшего демократию, греческая трагедия достигает классического уровня. Герои его произведений являются сложными натурами, они сочетают в себе приверженность идеалам свободы с богатством внутреннего мира, глубиной психологических и нравственных переживаний, духовной тонкостью. Самой знаменитой его трагедией стал «Эдип-царь».

В искусстве Еврипида — третьего великого трагика Эллады — отразился кризис греческой демократии. Его отношение к ней было двойственным. С одной стороны, она привлекала его ценностями свободы и равенства. В то же время она пугала его тем, что позволяла неразумной толпе граждан по своему настроению решать слишком важные вопросы. В трагедиях Еврипидалюди показаны не «какими они должны быть», как это имело место, по его мнению, у Софокла, а «каковыми они были на самом деле». Наиболее известным его творением стала «Медея».

Наряду с трагедией успешно развивается комедия , «отцом» которой является Аристофан. Его пьесы написаны живым, близким к разговорному языком. Их содержание составляли актуальные и злободневные темы, среди которых одной из центральных была тема мира. Комедии Аристофана были доступны простому люду и пользовались большой популярностью.

Эллинизм (323-146 до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры. В этот период высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. Лишь в некоторых областях, например в философии, он несколько падает. В то же время происходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского. где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то. что именуется культурой эллинизма.

Ее образование шло под влиянием прежде всего греческого образа жизни и греческой системы образования. Примечательно, что процесс распространения греческой культуры продолжался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 г. до н.э.). Политически Рим покорил Грецию, но греческая культура покорила Рим.

Из областей духовной культуры наиболее успешно в эпоху эллинизма развиваются наука и искусство. В науке ведущие позиции по- прежнему занимает математика, где работают такие великие умы, как Евклид и Архимед. Их усилиями математика не только прогрессирует в теоретическом плане, но и находит широкое прикладное и практическое применение в механике, оптике, статике, гидростатике, строительстве. Архимеду к тому же принадлежит авторство многих технических изобретений. Значительные успехи имеют также астрономия, медицина, география.

В искусстве наибольший успех сопутствует архитектуре и скульптуре. В архитектуре наряду с традиционными сакральными храмами широко строятся гражданские общественные здания — дворцы, театры, библиотеки, гимнасии и т.д. В частности, в Александрии была построена знаменитая библиотека, где хранилось около 799 тыс. свитков. Там же был построен Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства древности. Из других архитектурных сооружений заслуживает выделения Александрийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света. Его автором был архитектор Сострат.

Скульптура также продолжает классические традиции, хотя в ней появляются новые черты: усиливаются внутренняя напряженность, динамика, драматизм и трагизм. Монументальная скульптура иногда принимает грандиозные размеры. Таковой, в частности, была статуя бога солнца Гелиоса, созданная ваятелем Хересом и известная как Колосс Родосский. Статуя также входит в число семи чудес света. Она имела высоту 36 м, стояла на берегу гавани острова Родос, но разбилась при землетрясении. Отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах». Знаменитыми шедеврами являются Афродита (Венера) Милосская и Ника Самофракийская.

В 146 г. до н.э. Древняя Эллада перестала существовать, однако древнегреческая культура существует и поныне.

Древняя Греция оказана огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы. Восточный мир без эллинской культуры был бы совсем иным.

Загрузка...
Top