Сколько население монголов в китае. Завоевание китая чингисханом. Монгольские государства в империи Цин и после Синьхайской революции

1. Завоевание Китая монголами

В XII в. на территории современного Китая сосуществовали четыре государства, на севере - чжурчжэньская империя Цзинь, на северо-западе - тангутское государство Западное Ся, на юге - Южносунская империя и государственное образование Наньчжао (Дали) в Юньнани.

Эта расстановка сил стала итогом иноземных вторжений кочевых племен, обосновавшихся на китайских землях. Единого Китая уже не было Более того, когда в начале XIII в. над страной нависла опасность монгольского завоевания, каждое из государств оказалось крайне ослабленным внутренними неурядицами и было не в состоянии отстоять свою независимость

У северных границ Китая племена, состоявшие из татар, тайчжиутов, кереитов, найманов, меркитов, известные в дальнейшем как монголы, появились в начале XIII в Еще в середине XII столетия они кочевали на территории современной МНР, в верхнем течении р Хэйлунцзян и в степях, окружающих озеро Байкал.

Природные условия мест обитания монголов обусловили занятие кочевым скотоводством, выделившимся из первобытного комплекса земледельческо-скотоводческо-охотничьего хозяйства. В поисках пастбищ, богатых травой и водой, пригодных для выпаса крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей, монгольские Племена кочевали по бескрайним просторам Великой степи. Домашние животные снабжали кочевников продуктами питания. Из шерсти выделывался войлок - строительный материал для юрт, из кожи изготовлялись обувь и предметы домашнего обихода. Ремесленная продукция шла на внутреннее потребление, в то время как скот обменивался на необходимые кочевникам продукты земледелия и городского ремесла оседлых соседей. Значение этой торговли было тем более весомым, чем более многоотраслевым становилось кочевое скотоводство. Развитие монгольского общества во многом стимулировалось связями с Китаем. Так, именно оттуда в монгольские степи проникали изделия из железа Опыт кузнечных дел мастеров Китая, примененный монголами для изготовления оружия, был применен ими в борьбе за пастбища и рабов

Центральной фигурой монгольского общества были лично свободные араты. В условиях экстенсивного кочевого скотоводства эти рядовые кочевники пасли скот, занимались стрижкой овец, изготовляли традиционные ковры, необходимые в каждой юрте. В их хозяйстве порой использовался труд обращенных в рабство военнопленных.

В кочевом обществе монголов со временем произошла значительная трансформация. Первоначально свято соблюдались традиции родовой общины. Так, например, во время постоянного кочевья все население рода на стоянках располагалось по кругу вокруг юрты родового старейшины, составляя тем самым своеобразный лагерь-курень. Именно эта традиция пространственной организации социума помогала выжить в трудных, порой опасных для жизни степных условиях, когда сообщество кочевников было еще недостаточно развито и нуждалось в постоянном сотрудничестве всех его членов. Начиная же с конца XII в. с ростом имущественного неравенства монголы стали кочевать аилами, т.е. небольшими семейными группами, связанными узами кровного родства. С разложением рода в ходе длительной борьбы за власть складывались первые племенные союзы, во главе которых стояли наследственные правители, выражавшие волю племенной знати - нойонов, людей «белой кости».

Среди глав родов особенно возвысился Есугэй-батур (из рода Борджигин), кочевавший в степных просторах к востоку и северу от Улан-Батора и ставший вождем-каганом мощного рода - племенного объединения. Преемником Есугэй-батура стал его сын Темучин. Унаследовав воинственный характер отца, он постепенно подчинил себе земли на Западе - до Алтайского хребта и на Востоке - до верховья Хэйлунцзяна, объединив почти всю территорию современной Монголии. В 1203 г. ему удалось одержать верх над своими политическими соперниками - ханом Джамуху, а затем и над Ван-ханом.

В 1206 г. на съезде нойонов - курултае - Темучин был провозглашен всемонгольским повелителем под именем Чингис-хана (ок. 1155-1227). Он назвал свое государство монгольским и сразу же начал завоевательные походы. Была принята так называемая Яса Чингис-хана, узаконившая захватнические войны как образ жизни монголов. В этом ставшем повседневным для них занятии центральная роль отводилась конному войску, закаленному постоянной кочевой жизнью.

Ярко выраженный военный образ жизни монголов породил своеобразный институт нукерства - вооруженных дружинников на службе нойонов, комплектовавшихся по преимуществу из родоплеменной знати. Из этих родовых дружин создавались вооруженные силы монголов, скрепленные кровными родовыми связями и возглавляемые испытанными в долгих изнурительных походах руководителями. Кроме того, покоренные народы нередко вливались в войска, усиливая мощь монгольской армии.

Захватнические войны начались с нашествия монголов в 1209 г. на государство Западное Ся. Тангуты были вынуждены не только признать себя вассалами Чингис-хана, но и выступить на стороне монголов в борьбе против чжурчжэньской империи Цзинь. В этих условиях на сторону Чингис-хана перешло и южносунское правительство: пытаясь воспользоваться ситуацией, оно прекратило выплачивать дань чжурчжэням и заключило соглашение с Чингис-ханом. Между тем монголы стали активно устанавливать свою власть над Северным Китаем. В 1210 г. они вторглись в пределы государства Цзинь (в пров. Шаньси).

В конце XII - начале XIII в. в империи Цзинь произошли большие изменения. Часть чжурчжэней стала вести оседлый образ жизни и заниматься земледелием. Процесс размежевания в чжурчжэньском этносе резко обострил противоречия внутри него. Утрата монолитного единства и прежней боеспособности стала одной из причин поражения чжурчжэней в войне с монголами. В 1215 г. Чингис-хан после длительной осады овладел Пекином. Его полководцы повели свои войска в Шаньдун. Затем часть войск двинулась на северо-восток в направлении Кореи. Но главные силы монгольского войска вернулись на родину, откуда в 1218 г. начали поход на Запад. В 1218 г., овладев прежними землями Западного Ляо, монголы вышли к границам Хорезмского государства в Средней Азии.

В 1217 г. Чингис-хан снова напал на Западное Ся, а затем восемь лет спустя начал решающее наступление на тангутов, учинив им кровавый погром. Завоевание монголами Западного Ся закончилось в 1227 г. Тангутов вырезали почти поголовно. В их уничтожении участвовал сам Чингис-хан. Возвращаясь домой из этого похода, Чингис-хан умер. Монгольское государство временно возглавил его младший сын Тулуй.

В 1229 г. великим ханом был провозглашен третий сын Чингис-хана Угэдэй. Столицей империи стал Каракорум (к юго-западу от современного Улан-Батора).

Затем монгольская конница направилась к югу от Великой китайской стены, захватывая земли, оставшиеся под властью чжурчжэней. Именно в это трудное для государства время Угэдэй заключил античжурчжэньский военный союз с южносунским императором, посулив ему земли Хэнани. Идя на этот союз, китайское правительство рассчитывало с помощью монголов разгромить давних врагов - чжурчжэней и вернуть захваченные ими земли. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.

Война в Северном Китае продолжалась до 1234 г. и закончилась полным разгромом чжурчжэньского царства. Страна была страшно опустошена. Едва закончив войну с чжурчжэнями, монгольские ханы развязали военные действия против южных Сунов, расторгнув договор с ними. Началась ожесточенная война, длившаяся около столетия. Когда монгольские войска в 1235 г. вторглись в пределы Сунской империи, они встретили ожесточенный отпор населения. Осажденные города упорно защищались. В 1251 г. было решено послать в Китай большое войско во главе с Хубилаем. В одном из походов участвовал великий хан Мункэ, который погиб в Сычуани.

Начиная с 1257 г. монголы наступали на Южносунскую империю с разных сторон, особенно после того, как их войска прошли к фаницам Дайвьета и подчинили себе Тибет и государство Наньчжао. Однако занять южнокитайскую столицу Ханчжоу монголам удалось лишь в 1276 г. Но и после этого отряды китайских добровольцев продолжали сражаться. Ожесточенное сопротивление захватчикам оказывала, в частности, армия во главе с крупным сановником Вэнь Тяньсяном (1236-1282).

После длительной обороны в Цзянси в 1276 г. Вэнь Тяньсян потерпел поражение и попал в плен. Службе Хубилаю он предпочел смертную казнь. Патриотические стихи и песни, созданные им в заключении, получили широкую известность. В 1280 г. в боях на море монголы разгромили остатки китайских войск.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

6. БИБЛЕЙСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ - ЭТО ОРДЫНСКО-АТАМАНСКОЕ = ТУРЕЦКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 6.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ БИБЛЕЙСКОГО ИСХОДА Всем хорошо известна библейская история исхода 12 израильских колен из Египта под предводительством пророка

Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

11.1. Манжурское завоевание XVII века - начало надежной истории Китая Итак, мы подошли к следующей, на первый взгляд совершенно невозможной, но по-видимому, ПРАВИЛЬНОЙ мысли:НАЧАЛОМ НАДЕЖНОЙ ПИСЬМЕННОЙ ИСТОРИИ КИТАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЭПОХА ПРИХОДА К ВЛАСТИ В КИТАЕ МАНЖУРСКОЙ

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 18 Рюриковичи, которые жили под монголами и вместе с монголами Политика монголов Монголы охотно принимали в свое войско побежденных. Число пришедших из степей убывало, на их место приходили новые воины из покоренных народов. Первым из князей, кто стал служить

автора Груссе Рене

Завоевание северного Китая Чингиз-ханом После того, как Монголия была объединена, Чингиз-хан приступил к завоеванию северного Китая.Вначале он атаковал царство Си-ся, основанное в Кан-су, в Ала-шане и Ордосе тангутской ордой, тибетской расы и буддистской религии. Как мы

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Завоевание монголами древней империи каракитаев В то время как Чингиз-хан начал завоевывать Северный Китай, один из его личных врагов – Кучлуг, сын последнего предводителя найманов, стал хозяином империи Центральной Азии, империи каракитайских гур-ханов.Нам известна

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Завоевание монголами Западной Персии Когда Угэдэй занял трон, стояла задача вновь захватить Иран. Нам известно, что в ноябре 1221 г., Чингиз-хан заставил Джелал ад-Дина Мангуберди, наследника хорезмской империи скрыться в Индии. Султан Дели – тюрк Ильтутмиш принял

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Завоевание Китая Манжурами Тунгуские народы, как мы уже видели, занимали исключительно громадные пространства северо-востока Азии: Маньчжурию (Маньчжуры, Дахуры, Солоны, Манегиры, Бирары и Голды), приморские российские провинции (Орочены), восточный берег среднего

Из книги Русская армия 1250-1500 гг. автора Шпаковский Вячеслав Олегович

ЗАВОЕВАНИЕ РУСИ МОНГОЛАМИ В 1237 г. монголы вторглись в Рязанское княжество. Три года спустя северо-восточные и южные области страны лежали в руинах. Продвигаясь в глубь богатых русских княжеств, захватчики уничтожали укрепленные города и сильные армии. На полях сражений

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

1. Падение династии Мин и завоевание Китая маньчжурами В 30-40-е гг. XVII в. китайская держава находилась на завершающем этапе очередного династийного цикла. Как и в предшествующие эпохи, этот процесс сопровождался увеличением налогового бремени, сосредоточением земель в

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 Завоевание земли обетованной - это османское = атаманское завоевание XV века 1. Общий взгляд на историю библейского Исхода Всем хорошо известна библейская история Исхода двенадцати израильских колен из Египта под предводительством пророка Моисея. Она описана в

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Дипломатические отношения между Корё и монголами. Подчинение Корё монгольской династии Юань Китая Дипломатия активно включилась в процесс корёско-монгольских отношений в 1232 г., во время второго монгольского похода в Корё в связи с заключением ряда договоров с

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Завоевание Ирана тюрками и монголами «Книга мусульманских ученых» была сочинена накануне нового страшного бедствия, до того, как над Ираном разразилась еще более ужасная буря. IX и Х века называют персидской интермедией, периодом «между арабами и тюрками». В начале XI в.

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Внешняя экспансия. Завоевание Чингисханом Северного Китая После достижения Чингисханом установления власти в степи под своим началом, его политика постепенно переключилась на организацию и проведение военных компаний. Соединение интересов по расширению кочевых

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

2. Поворот в политике по отношению к новому правительству Китая. Определение основного курса по захвату Китая В ходе войны у Японии все сильнее и сильнее стало проявляться стремление как можно скорее решить китайскую проблему и все внимание направить на войну с Америкой

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Завоевание русами и ариями Китая династии Шан Противостояние китайцев русам и ариям вызывало отторжение многих правил, установленных ими. Первым шагом в этом направлении было нарушение правил организации жизни общин. Русы и арии строго блюли Родовые Устои, поэтому их


вернуться в оглавление учебника...

Р.Ф.Итс, Г.Я.Смолин. "Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века"
Учпедгиз, Л., 1961 г.
OCR сайт

Продолжение книги...

Глава IX
КИТАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ МОНГОЛОВ.
БОРЬБА ПРОТИВ ЗАХВАТЧИКОВ И СВЕРЖЕНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ИГА (XIII-XIV ВВ.)

В начале XIII в. в степях Центральной Азии возникло Монгольское государство во главе с Темучином (Чингис-ханом, т. е. великим ханом). Внутренняя и внешняя политика Чингис-хана - завоевательные войны, ограбление богатых соседних стран, главным образом Китая,- велась в интересах степной феодализирующейся аристократии (нойонов). Успехам захватнических походов Чингис-хана благоприятствовало то обстоятельство, что государства, с которыми монголам пришлось столкнуться, были внутренне ослаблены.
Уже в 1205, а затем в 1207 и 1210 гг. Чингис-хан направил удар против царства Западное Ся, но значительных успехов не имел. Тангутский правитель обязался платить дань монголам. В 1210 г. завоевателям удалось значительно расширить свои владения на западе и севере, одновременно их войска готовились к вторжению в Китай. В следующем году главные силы монгольских полчищ двинулись в Северный Китай. Армия чжурчжэней не была в состоянии оказать им серьезного сопротивления. Выступления китайских крестьян против чжурчжэньских угнетателей, внутренние феодальные распри сделали положение Цзиньского государства весьма неустойчивым.
В 1215 г. после ожесточенных боев монголы заняли Пекин. Этим успехом они обязаны тому, что научились у китайцев изготовлению и применению тяжелых стенобитных и камнеметных орудий. Пекин был предан разграблению и сожжен. Такая же судьба постигла 90 северокитайских городов. С этого времени берет начало монгольское владычество в Китае. К новым активным действиям против государств на территории Китая монголы приступили лишь в 1226 г. При этом их главной целью было окончательное покорение Тангутского царства. Это был последний поход с участием самого Чингис-хана. Как и раньше, войска и население Западного Ся оказали завоевателям упорное сопротивление, и лишь ценой больших усилий и жертв монголы в 1227 г. разгромили тангутов.
Новое вторжение началось в 1231 г. В Хэнани захватчики натолкнулись на упорное сопротивление. До последней возможности держался Кайфын, куда чжурчжэни перенесли свою столицу после потери Пекина. Осада затянулась. Монгольское командование обратилось за помощью к южносунскому правительству, пообещав ему передать территорию Хэнани. Китайский император принял предложение, рассчитывая с помощью монголов разгромить своих давних врагов - чжурчжэней, откупиться от монголов и вернуть захваченные чжурчжэнями земли. Началось совместное наступление сунских и монгольских войск на чжурчжэней. Кайфын был вскоре взят монголами, вслед за ним пали и другие подвластные Цзиням города. В 1234 г. чжурчжэни лишились последних владений на территории Китая. Империя Цзинь прекратила существование. Конечно, монгольский хан и не думал выполнять свое обещание о передаче Южным Сунам провинции Хэнань.
В 1235 г. монгольский хан организовал первое наступление на владения Южно-Сунского государства. Отныне монголам пришлось столкнуться непосредственно с китайскими войсками и населением. Война затянулась надолго и носила исключительно ожесточенный характер.
Особенно значительный размах военные действия монголов против Южных Сунов приняли с 1251 г. В этом году хан Хубилай во главе большой армии направился на юг с целью окончательного покорения Китая. Китайская армия и население повсюду давали отпор монгольской рати. Южный Китай был окружен монголами с трех сторон: севера, запада и юга. Императорский двор оказался не в состоянии обеспечить оборону страны и организовать силы на отпор врагу. Но китайский народ самоотверженно защищал родину. Воинские гарнизоны, горожане и крестьянские ополчения во многих городах, крепостях и сельских населенных пунктах героически отбивали атаки противника. В течение трех лет защищалась крепость Сянъян на р. Ханыпуй, многократно переходил из рук в руки гор. Цзян-лин (в Хубэе), в продолжение 30 лет удерживали гор. Дяоюй (в Сычуани) его жители и солдаты. Как славный пример отваги и упорства вошла в историю героическая оборона Янчжоу и других южнокитайских городов. Ожесточенные бои с захватчиками вели патриоты в Гуанси, Хунани, Фуцзяни и других провинциях. Значительный вклад в антимонгольскую борьбу внесли некитайские племена и народности на юге Китая и в Тибете (яо, мяо, ицзу, ли и т. д.)
Многие передовые представители китайской интеллигенции решительно отказывались от сотрудничества с врагами. Среди них был и знаменитый китайский историк Ма Дуань-линь.
Замечательную страницу в историю освободительного антимонгольского движения вписали крестьянские вооруженные отряды «красных курток», действовавшие до 1264 г. на территории провинций Хэбэй и Шаньдун.
Тем не менее Хубилаю удалось до 1259 г. значительно потеснить армию Южно-Сунского государства. Но затем в течение нескольких лет вследствие тяжелых внутренних потрясений, которые пережила монгольская держава, войны не велись.
В 1271 г. хан Хубилай перенес столицу из Каракорума в Пекин. В этом же году он дал своей династии китайское название Юань. Это название распространялось на всю Монгольскую империю.
С этого времени все свое внимание Хубилай направил на окончательное подчинение Южного Китая. Междоусобица, раздиравшая в этот период Южно-Сунскую империю, значительно облегчала осуществление замыслов монгольского хана.
Постепенно завоеватели подходили к юго-восточным морским границам Китая. При приближении монголов к Ханчжоу - южносунской столице - китайское правительство начало переговоры о сдаче города, и в 1276 г. Ханчжоу пал.
Однако на этом борьба не закончилась. Несмотря на капитуляцию верховных правителей Южно-Сунской империи, население, организованное в патриотические дружины, а также остатки китайских войск во главе с преданными родине военачальниками продолжали сопротивление. В Цзянси ими командовал южно-сунский сановник Вэнь Тянь-сян (1236-1282) - национальный герой китайского народа. Однако перевес был на стороне завоевателей, они подавили сопротивление китайцев. Вэнь Тянь-сян был схвачен. Монголы упорно уговаривали его поступить на службу к Хубилаю, но генерал патриот предпочел смерть измене.
Некоторое время упорную борьбу на море продолжали последние остатки китайских войск, отплывшие на судах на прибрежные острова. Но в 1280 г. и они были разгромлены.
В междуречье Янцзы и Чжуцзян борьба не утихала ни на один год. Только в 1283 г. в этом районе более чем в 200 местах действовали патриотические отряды; некоторые из них имели до 10 тысяч человек. Но все эти разрозненные выступления теопели поражение.
Так завершилась продолжавшаяся в течение многих десятилетий война монголов за покорение Китая.
Монгольское завоевание сопровождалось дальнейшим закрепощением китайского крестьянства. Крестьяне утратили даже те остатки личной свободы, которые они сохраняли в прежние периоды.
Значительное распространение при монголах получили арендные отношения. Крестьяне-арендаторы фактически представляли собой крепостных. Если крестьянин убегал, то по закону помещики прибегали к помощи властей для его поимки. Практиковались купля-продажа и залог арендаторов и их семей. В деревнях была установлена система надзора и круговой поруки.
Помимо обычных, так называемых годовых налогов, крестьяне должны были уплачивать «налоги без твердых ставок», т. е. различные поборы за пользование водоемами, рубку камыша, собирание хвороста, рыбную ловлю. Для этих поборов не существовало твердых ставок. Особый налог взимался с каждого взрослого мужчины.
В середине юаньского периода из народа выколачивалось различных поборов в 20 раз больше, чем в конце XIII в.
Особенно губительной для населения была существовавшая в первый период монгольского владычества практика отдачи налогов на откуп, преимущественно купцам мусульманам, которые при этом постоянно использовали прямую вооруженную поддержку монгольских войск.
Тяжелым бременем для китайских крестьян была конная повинность. Нередки были произвольные реквизиции скота, земледельческой продукции и другого имущества. Тяжкой повинностью на плечи китайских трудящихся легла почтовая служба.
Много зла принесло китайским крестьянам и ремесленникам возведение монгольской столицы Каракорума, завершенное в 1235г., и Кайпина (1256) - одной из будущих юаньских столиц. Множество крепостных, согнанных на строительные работы, погибло от голода и болезней.
Тысячи крестьян были обращены в рабов, существовали рабовладельческие скотоводческие хозяйства. У монгольского правителя Хунани, Хубэя, например, было 3800 рабов. Развернулась работорговля. Рабство объявлялось наследственным состоянием. Размеры крестьянских владений сократились до предела.
Наиболее тяжелым было положение крестьян на севере. Недаром столь частыми были здесь бегства сельского населения на юг. Так, например, по официальным данным только за один 1238 г. в южные районы переселилось, уклоняясь от нестерпимых налогов и повинностей, около 150 тысяч крестьянских семей.
Ремесленников завоеватели превращали в рабов или зависимых, принуждая работать в мастерских ханов, монгольской аристократии, монастырей. Ремесленники обязаны были платить тяжелые налоги и, кроме того, бесплатно работать в определенные дни. Нередко все их изделия отбирались, а взамен выдавался скудный паек. Новые хозяева страны по своему произволу переселяли большое число ремесленников в свои коренные владения (в Монголию).
На казенных предприятиях ремесленники вынуждены были находиться в мастерских 294 дня в году. Государственные ремесленники и члены их семей были лишены свободы в вопросах брака. Женщины - выходцы из других слоев должны были получать от властей санкцию на вступление в брак с казенными ремесленниками; после брака их юридические права сильно ущемлялись. Монголы разделили население на четыре категории по признаку национально-территориальной принадлежности и на десять сословий, поставив китайцев в самое унизительное и бесправное положение.
Если монгол убивал китайца, то его ожидали штраф в размере стоимости одного осла, а в худшем случае - назначение в военную экспедицию. Если же китаец убивал или даже просто ударял монгола, то незамедлительно следовала казнь. Завоеватели запретили китайцам ношение и хранение оружия, охоту, обучение стрельбе из лука и т. п.
Монгольские властители переняли китайские государственное формы государственной организации. Были оставлены почти в полной неприкосновенности те же органы центрального государственного аппарата, которые существовали в Сунской империи. Но китайский господствующий класс, китайские чиновники на первых порах были отстранены от власти. А так как сами завоеватели - отсталые кочевники - не могли своими силами обеспечить нормальное функционирование бюрократической системы, то ханы охотно назначали на административные должности в центре и на местах иностранцев: уйгуров, тюрков, сирийцев, европейцев (францисканских монахов) и др. Так, финансовым ведомством управлял узбек Ахмед - крупный откупщик, ростовщик и всесильный феодал. Среди иноземцев, поселившихся в это время в Китае, было также много ремесленников, мастеров и художников. Например, переехавший в Китай в 1261 г. непальский скульптор и строитель Анико, который прославился постройкой «Золотой пагоды» (в Тибете), возглавлял строительное управление при юаньском дворе.
В Каракоруме постоянно работали русские умельцы, здесь подолгу проживали русские князья. Около Пекина находились русские поселения, где бок о бок с китайцами жили русские охотники, рыбаки и воины. Когда венецианский купец Марко Поло попал в Пекин, он видел там русских людей. Еще до Марко Поло (1246) в Каракоруме побывал францисканский монах Плано Карпини, посол папы римского. В ставке хана он застал князя Ярослава, отца Александра Невского. Здесь он встретил русского золотых дел мастера Кузьму, работавшего у хана. О нем Карпини вспоминал с большой теплотой. Китайская летопись сообщает, что в 1330 г. в Пекине было до десяти тысяч русских.
Так, еще в тяжелые времена монгольского ига закладывались первые основы русско-китайской дружбы.
Численность иностранцев в Китае увеличилась до небывалых размеров. В одном только Пекине жило тогда до 5 тысяч христиан.
Однако довольно скоро стало очевидно, что без прямой помощи китайского господствующего класса монголы не в состоянии удержать власть в стране. Эту мысль весьма образно выразил один видный монгольский государственный деятель в следующих словах: «Хотя мы империю получили сидя на лошадях, но управлять ею, сидя на лошадях, невозможно». К тому же отстранение китайских служилых феодалов от управления было чревато опасностями для завоевателей: среди китайских феодалов нередко возникали тайные заговоры и мятежи. Один из таких мятежей произошел еще в 1262 г. в Шаньдуне. В 1282 г. в ханской столице Пекине вспыхнуло восстание, во время которого был убит начальник финансового ведомства Ахмед. После этого иностранцы начали покидать столицу.
После смерти Хубилая монголы стали привлекать к управлению страной китайских чиновников, предоставили им ряд уступок и, в частности, возродили традиционную китайскую систему государственных экзаменов. Часть китайских феодалов пошла на сотрудничество с монголами. На службе у завоевателей находилось свыше 4 тысяч конфуцианцев. Однако высшие посты в гражданских административных органах и все без исключения военные должности по-прежнему оставались в руках монгольских помещиков и духовенства, и лишь на второстепенных постах использовались китайцы.
Вся страна была разделена на 10 провинций («дорог») во главе с монголами. Сельское население было организовано в соседские общины, каждая из которых объединяла 50 семейств. Во главе общин назначались старосты, в обязанности которых входило содействие сбору налогов, поддержание порядка, постоянная слежка за благонадежностью населения. Придирчивый надзор за каждым шагом крестьянина дополнялся мелочной регламентацией хозяйственной жизни каждого двора: власти предписывали даже, когда, где, сколько и какие деревья сажать. Эта система вводилась в 60-80-х гг. XIII в. насильственным путем - не без помощи войск - и означала на деле насаждение крепостничества для всего крестьянства. Китайское население всячески противодействовало ее осуществлению.
Первоначально монголы отказались было от услуг конфуцианства; государственной религией в Юаньской империи признавался только буддизм, хотя и допускалось одновременное существование также ислама, христианства и конфуцианства.
Особенно большую поддержку и покровительство буддизм получил после похода Хубилая в Тибет и установления вассальной зависимости Тибета. Буддийскому духовенству предоставлялись обширные земельные владения, оно было свободно от налогов и повинностей.
Хубилай вознамерился было обойтись без китайской письменности. С помощью верховного буддийского владыки была сделана попытка заменить иероглифику особым квадратным письмом. Государственным языком был монгольский язык.
Несмотря на огромные разрушительные последствия монгольских походов торговые связи Китая не прерывались. Торговля велась с 20 с лишним странами на западе, юге, востоке и севере, прежде всего по сухопутью (через Восточный Туркестан). Большой размах приобрела также заморская торговля - с Индией, Сиамом, Явой, Суматрой, Малайей и Филиппинами. Ее значение возросло после распада Монгольской империи (1260), когда были затруднены отношения с Средней и Передней Азией. Главными внешнеторговыми центрами были морские порты Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу.
Развертыванию внутренней торговли способствовали упорядочение путей сообщения, создание почтовых служб, расширение сети каналов. Устройство дорог и почтовой связи требовалось монголам главным образом по соображениям военно-стратегическим. Но этими дорогами пользовалось и купечество. При Хубилае была начата реконструкция Великого канала. Пекин стал речным портом.
Со времени установления монгольского владычества в Китай хлынули арабские, персидские, среднеазиатские, индийские, европейские купцы, дипломаты, путешественники, проповедники и всякого рода авантюристы. Так, в течение 17 лет в Китае находился знаменитый венецианский путешественник Марко Поло (1254- 1323). Он посетил различные части страны и области, пограничные с Китаем. Первым из европейцев Поло описал Китай. «Книга» Марко Поло сыграла большую роль в развитии географии XIV- XV вв. Она была в свое время настольной книгой для многих выдающихся мореплавателей, в том числе для Христофора Колумба. «Книга» и поныне возбуждает интерес географов, историков, этнографов и филологов.
В 1294 г. в Пекин прибыл посол римского папы монах Иоанн Монте Корвино. Он построил в Пекине католическую церковь, перевел на монгольский язык Новый завет.
Первым европейским путешественникам, побывавшим в XIII- XIV вв. в Китае, страна эта показалась краем чудес. Они описывали Китай с почтительным удивлением. Венеция - Жемчужина Адриатики - казалась Марко Поло жалким захолустьем в сравнении с цветущими приморскими городами Фуцзяни и Гуандуна. Его описание Ханчжоу - города «самого лучшего и величавого на свете» - перекликается с восторженными отзывами Одорика Порденоне, жившего в Китае в 1318-1325 гг.
Хубилай почти не выпускал металлические деньги. На первых порах выпуск бумажных денег жестко контролировался, что поначалу обеспечило их довольно устойчивый курс. Но с течением времени картина резко переменилась. Взамен серебра стали выпускать непомерное количество бумажных и кожаных денег, которые наводнили страну. В 1296 г. бумажных денежных знаков было выпущено примерно в 12, а в 1312 г.- в 25 с лишним раз больше, чем в 1260-х гг. Деньги насильно навязывались крестьянам, ремесленникам и купцам.
В городской ремесленной промышленности по-прежнему господствовал феодальный цеховой строй. Монгольские завоевания не остановили роста торгово-ремесленных объединений. В Ханчжоу, например, по свидетельству Марко Поло, имелось 15 таких объединений. В цеховом ремесле большим влиянием пользовались купцы-скупщики. Цеховые организации обязаны были почти бесплатно поставлять свои изделия монгольским захватчикам. С них взималась вначале натуральная, а в дальнейшем взамен нее денежная подать соответственно имуществу мастерового.
На государственных ремесленных предприятиях были заняты крепостные и рабы. Они работали, будучи закованными в кандалы, и жили взаперти.
В юаньский период продолжался дальнейший рост городов как центров товарного производства и торговли. Изготовление тканей, фарфора и иных изделий было сконцентрировано в Чанчжоу, Сучжоу, Ханчжоу, Сиани, Тайюани и других городах. По своим размерам и численности населения некоторые из них намного превосходили европейские города того времени. Великий арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Китай в 40-х гг. XIV в., с восторгом описывал колоссальные корабли, которые строились на верфях Цюаньчжоу для дальних плаваний в открытых океанских водах. «Каждый из них имеет на борту тысячу человек... На больших кораблях четыре палубы и от трех до двенадцати парусов из тростниковых циновок».

ИЗГНАНИЕ МОНГОЛЬСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСЕНАРОДНОГО ВОССТАНИЯ

В XIV в. власть монгольских завоевателей в Китае ослабела. Вместо единой Монгольской империи в это время существовали четыре государства чингисидов. Упадок политического могущества усугублялся ожесточенными распрями среди монгольской знати.
Главным фактором, обусловившим шаткость политического господства Юаньской монархии, была героическая борьба китайского народа против иноземных поработителей. Эта борьба не прекращалась ни на один год. На юге Китая одно за другим вспыхивали восстания. Повсюду собирались отряды беглых крестьян, солдат, ремесленников и рабов. Даосы, тайные даосские и буддийские секты вербовали сторонников среди крестьян и горожан. Вступившие в секты давали клятву не щадить сил и жизни для борьбы с иноземцами.
Монгольские власти стремились террором предотвратить возникновение очагов народных брожений и вооруженных выступлений. Но никакие репрессии не могли остановить роста антимонгольских настроений и патриотических восстаний.
История антимонгольской борьбы китайского народа в XIV в. связана с тайным обществом «Белый лотос». Общество возникло как религиозная секта еще в IV-VI вв. на северо-востоке Китая (прежде всего в Шаньдуне). Это тайное братство имело свой устав и ритуал. Руководители «Белого лотоса» провозгласили борьбу против чужеземного ига, и общество приобрело большую известность в массах.
Год за годом нелегальная деятельность «Белого лотоса» принимала все более широкий размах. В одном только Шаньдуне его члены участвовали в 300 выступлениях. В сферу влияния общества входила огромная территория от северо-восточных провинций до Сычуани.
Главной движущей силой антимонгольской борьбы было крестьянство. К крестьянам все чаще примыкали горожане, мелкие торговцы, чиновники, представители ученого сословия и др. Они нападали на монгольские гарнизоны, открывали городские ворота крестьянским отрядам, готовили им оружие.
В 20-30-х гг. XIV в. «Белый лотос» организовал восстания в Сычуани, Шэньси, Гуандуне, Цзянсу, Аньхуэе, Хубэе, Хэнани, Хэбэе, Шаньдуне. В борьбу включились яо, мяо и другие некитайские народности. Эти восстания «Белого лотоса» подготовили почву для последующего широкого освободительного движения против иноземных поработителей.
Толчком к массовым восстаниям послужило стихийное бедствие (разлив Хуанхэ), которое разразилось в 1350-1351 гг. на территории Хэнани, Хэбэя и Шаньдуна. Чаша народного терпения была переполнена. В 1351 г. крестьяне восстали в Шаньдуне, Хэнани, Хэбэе, Цзянсу и Хубэе.
Главной силой широкого антимонгольского движения были массовые вооруженные отряды, известные под названием «красных повязок», или «красных отрядов». Ядро этих отрядов составляли члены «Белого лотоса» во главе с Лю Фу-туном и Хань Линь-эром. Повстанцам удалось овладеть огромной территорией на юге и севере, а также в Центральном Китае. В их руки перешел ряд городов, в том числе такие крупные, как Цзинань, Баодин, Датун, Кайфын, Ханчжоу и др. Не раз они наносили поражение войскам монголов и китайских предателей.
Восставшие убивали крупных монгольских чиновников и китайских феодалов, изменивших родине. Будучи по своей идеологии царистами, они провозглашали власть императоров. Так, например, в начале 1355 г. повстанцы Лю Фу-туна объявили императором своего вожака Хань Линь-эра.
В требованиях крестьян нередко проскальзывали мечты о социальных преобразованиях. В ряде мест они отменяли и снижали подати и повинности, аннулировали крестьянские долги и недоимки, расправлялись с помещиками, раздавали крестьянам захваченную у феодалов землю.
Следовательно, движение носило как патриотический, освободительный, так и антифеодальный характер, хотя главные силы движения были направлены на борьбу против чужеземного ига.
В 1356 г. монголы сосредоточили против повстанческих отрядов огромную армию и в течение нескольких лет добились значительных военных успехов. Основные силы Лю Фу-туна были разгромлены. К 1362 г. монгольская власть была восстановлена на территории Шаньдуна, Хэнани, Шаньси и Шэньси. Но южные и центральные районы по-прежнему оставались в руках восставших. Среди повстанческих войск в Центральном Китае с особым успехом начиная с 1352 г. действовала группа Го Цзы-сина (вскоре погибшего) и Чжу Юань-чжана.
Чжу Юань-чжан происходил из бедной крестьянской семьи. В 17 лет он лишился родителей и стал послушником в буддийском монастыре. Примкнув к антимонгольскому движению, он вскоре выдвинулся в число наиболее видных повстанческих вождей. Среди его ближайших сподвижников были крестьяне-бедняки, городская голытьба, а также представители интеллигенции (конфуцианцы) и помещичье-чиновничьи элементы. Возглавленное им войско, тоже носившее наименование «красные повязки», получило поддержку «Белого лотоса». В результате длительной борьбы Чжу Юань-чжану удалось оттеснить или уничтожить своих соперников из числа повстанческих вожаков и объединить под своим командованием подавляющее большинство патриотических отрядов. Он стал общепризнанным руководителем повстанцев.
Чжу Юань-чжан поощрял развитие земледелия и шелководства на захваченной восставшими территории, отменил монгольские законы, освободил заключенных, пресекал засилье и произвол чиновничества, грабежи и мародерство солдат; снизил, а в ряде мест и вообще ликвидировал на время налоги и повинности, предоставил крестьянам наделы земли, раздавал беднякам зерно, снял недоимки и долги, старался привлечь на свою сторону образованных и талантливых людей из рядов господствующего класса, а также из числа мусульман и самих монголов. Столь гибкая политика обеспечила Чжу Юань-чжану широкую поддержку со стороны различных слоев населения.
Укрепившись в долине Янцзы и в провинции Чжэцзян, Чжу Юань-чжан в 1367 г. начал большой поход на север. В его распоряжении находились конница, пешие воины и флот. Вскоре восставшие захватили Нанкин - важнейший стратегический пункт в Центральном Китае. В ходе дальнейших операций были освобождены Хэнань и Шаньдун, а в следующем году повстанцы почти беспрепятственно овладели Пекином. Последний юаньский император Тогон-Тимур бежал во Внутреннюю Монголию. После смерти Тогон-Тимура (1370) остатки армии монголов ушли во Внешнюю Монголию.
В 1368 г. Чжу Юань-чжан провозгласил новую китайскую династию Мин со столицей в Нанкине (в 1421 г. столица была перенесена в Пекин); сам он был объявлен императором. Однако окончательное объединение страны под властью новой династии произошло лишь в 1387 г.
Так пало монгольское иго.
Монгольские завоевания оставили глубокий след в истории Китая и других порабощенных стран, а равно и самой Монголии. Они явились одной из важнейших причин, обусловивших известную задержку и нарушение нормального развития экономики и культуры Китая.
Монгольское иго значительно затормозило развитие научных знании, литературы и искусства в Китае. Тем не менее юаньский период отмечен целым рядом замечательных достижений китайского народа в области материальной и духовной культуры.
В начале XIV в. Ван Чжэн написал «Книгу о земледелии» - подлинно энциклопедический труд по земледелию, животноводству, сельскохозяйственной технике, крестьянским промыслам, гидротехнике Китая на протяжении нескольких столетий.
Усилиями историографов были созданы династийные истории государств Сун, Ляо и Цзинь. «История династии Сун», составленная в 1343-1345 гг., по своему объему (496 глав) значительно превосходит любую из династийных историй. В сочинении «Исследования письменных памятников» замечательный ученый-патриот Ma Дуань-линь, несмотря на преследования монгольских властей, стремился передать подлинную историческую картину. Эта огромная (в 348 томов) историческая и литературная энциклопедия содержит обширный материал о хозяйстве и быте китайцев, аграрных отношениях, административной и военной системах, культуре и просвещении, нравах и обычаях, религиях, уголовном законодательстве, астрологии, географии Китая.
Национальный и социальный гнет порождал в культурной среде настроения неудовлетворенности и протеста. И не случайно многие выдающиеся поэты юаньского периода посвятили свои стихотворения острым социальным темам. В условиях монгольского завоевания, когда юаньское законодательство предусматривало смертную казнь за всякое проявление недовольства и свободомыслия, они бесстрашно поднимали свой голос против беззаконий и жестокостей, царивших в Юаньской империи, в защиту обездоленных людей. Некоторые поэты юаньского времени нередко своим творчеством звали народ на борьбу с угнетателями. Характерны в этом отношении отдельные стихи Лю Цзи, в которых он обращается к героическим восстаниям китайского крестьянства, имевшим место в прошлом, как достойному подражания примеру свободолюбия и бесстрашия для современников.
В период монгольского владычества на основе творчества народных сказителей расцвело искусство романа. В XIV в. крупнейший художник слова Ло Гуань-чжун создает исторический роман «Троецарствие», а его старший современник Ши Най-ань (1296-1370) роман тоже исторического жанра «Речные заводи» (оба романа переведены на русский язык). Это наиболее популярные и любимые в Китае произведения, известные буквально каждому китайцу. В «Троецарствии» в художественной форме отображены действительные события, относящиеся к III в., когда страна переживала один из наиболее драматических периодов своей истории. В нем повествуется о подвигах народа, о бесстрашных героях и искусных полководцах, о злых тиранах и узурпаторах. Роман пронизывают благородные идеи дружбы, братской верности, глубокой человечности и мудрости.
Сюжетной канвой романа «Речные заводи» явилось подлинное историческое событие - восстание крестьян под руководством Сун Цзяна (1120-1122). Основой произведения послужили многочисленные устные народные предания, столетиями передававшиеся из поколения в поколение. В увлекательной форме Ши Най-ань показал самоотверженную борьбу бесстрашных повстанцев, поднявшихся против произвола помещиков и чиновников. Имена многих героев романа стали в Китае символом мужества, доблести, верности долгу, силы и непобедимости. Автор воспел высокие человеческие качества народных воителей - волю к жизни, самоотверженность, непреклонность в достижении цели, бескорыстие и преданность в дружбе.
Талантливые писатели-реалисты Ло Гуань-чжун и Ши Най-ань воссоздали в своих романах картину острой социальной борьбы, раскрыли страшную действительность с ее общественными контрастами и несправедливостями и всей логикой своих художественных повествований звали к борьбе. Прославляя национальных героев прошлого, они старались пробудить в читателях и слушателях патриотические чувства.
Так в тяжелое время монгольского владычества китайский народ вдохновлялся своей национальной героикой.
Ведущее место в литературе юаньской эпохи занимала драма, ставшая искусством, рассчитанным на широкую аудиторию горожан. За время монгольского завоевания было написано около 600 пьес, из них сохранились 170. Именно в этот период складывается классическая форма китайской драмы.
Перу талантливого драматурга и поэта Гуань Хань-цина принадлежат 67 пьес. До нас дошли 18 его трагедий и комедий.
В исторических пьесах Гуань Хань-цина зритель видел многие приметы своей трагической эпохи, они напоминали ему о том, что творилось в действительности. В них отражена жизнь простого народа, бесправие угнетенных женщин из общественных низов, содержится призыв к борьбе с лиходеями-помещиками, воплощены думы писателя-патриота о справедливом возмездии палачам и тиранам, его протест против общества, в котором, говоря устами одной из героинь Гуань Хань-цина, благородной и отважной женщины из народа, «власти забыли о законах, люди не смеют слова сказать».
В драматургическом творчестве другого выдающегося писателя Ван Ши-фу - младшего современника Гуань Хань-цина - раскрывается трагедия забитой и зависимой женщины в условиях средневекового гнета, заложены гуманистические мысли о свободе личности, о праве на любовь и т. п. Из двух сохранившихся произведений Ван Ши-фу (всего им были написаны 14 пьес) пьеса «Западный флигель» является и сейчас одной из самых популярных пьес китайского классического театра. Пьеса эта известна в СССР в постановках китайских и советских актеров.

  • Формирование основ государства и общества в Китае
    • Археология о предыстории Китая
      • Археология о предыстории Китая - страница 2
      • Археология о предыстории Китая - страница 3
      • Археология о предыстории Китая - страница 4
    • Протогосударство Шан
      • Протогосударство Шан - страница 2
      • Протогосударство Шан - страница 3
      • Протогосударство Шан - страница 4
    • Чжоусцы и крушение Шан
      • Чжоусцы и крушение Шан - страница 2
      • Чжоусцы и крушение Шан - страница 3
      • Чжоусцы и крушение Шан - страница 4
    • Западное Чжоу: государство и общество
      • Западное Чжоу: государство и общество - страница 2
      • Западное Чжоу: государство и общество - страница 3
      • Западное Чжоу: государство и общество - страница 4
  • Восточное Чжоу: период Чуньцю
    • Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.)
      • Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) - страница 2
      • Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) - страница 3
      • Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) - страница 4
    • Социально-политическая структура Китая в VII-VI вв. до н.э
      • Социально-политическая структура Китая - страница 2
      • Социально-политическая структура Китая - страница 3
      • Социально-политическая структура Китая - страница 4
      • Социально-политическая структура Китая - страница 5
    • Духовная жизнь чжоуского Китая
      • Духовная жизнь чжоуского Китая - страница 2
      • Духовная жизнь чжоуского Китая - страница 3
  • Восточное Чжоу: период Чжаньго
    • От Чуньцю к Чжаньго: усиление центростремительных тенденций
      • От Чуньцю к Чжаньго - страница 2
      • От Чуньцю к Чжаньго - страница 3
      • От Чуньцю к Чжаньго - страница 4
    • Конфуций и его учение
      • Конфуций и его учение - страница 2
      • Конфуций и его учение - страница 3
    • Моисты, легисты, даосы и иные школы древнекитайской мысли
      • Моисты, легисты, даосы и иные школы древнекитайской мысли - страница 2
      • Моисты, легисты, даосы и иные школы древнекитайской мысли - страница 3
      • Моисты, легисты, даосы и иные школы древнекитайской мысли - страница 4
    • Политическая борьба и поиски путей к объединению Китая
      • Политическая борьба и поиски путей к объединению Китая - страница 2
      • Политическая борьба и поиски путей к объединению Китая - страница 3
      • Политическая борьба и поиски путей к объединению Китая - страница 4
      • Политическая борьба и поиски путей к объединению Китая - страница 5
  • Создание китайской империи. Династии Цинь и Хань
    • Возникновение и крах империи Цинь
      • Возникновение и крах империи Цинь - страница 2
      • Возникновение и крах империи Цинь - страница 3
      • Возникновение и крах империи Цинь - страница 4
    • Империя Хань. У-ди и его преобразования
      • Империя Хань. У-ди и его преобразования - страница 2
      • Империя Хань. У-ди и его преобразования - страница 3
      • Империя Хань. У-ди и его преобразования - страница 4
      • Империя Хань. У-ди и его преобразования - страница 5
      • Империя Хань. У-ди и его преобразования - страница 6
    • Династия Хань после У-ди. Реформы Ван Мана
      • Династия Хань после У-ди. Реформы Ван Мана - страница 2
      • Династия Хань после У-ди. Реформы Ван Мана - страница 3
    • Вторая династия Хань (25-220)
      • Вторая династия Хань - страница 2
      • Вторая династия Хань - страница 3
      • Вторая династия Хань - страница 4
  • Китай в эпоху политической раздробленности
    • Период Троецарствия и попытки объединения Китая под властью империи Цзинь(III-IV вв.)
      • Период Троецарствия и попытки объединения Китая под властью империи Цзинь - страница 2
    • Нашествие кочевников на Китай
    • Южные и северные государства (IV-VI вв.)
      • Южные и северные государства - страница 2
    • Китайская культура в контексте взаимодействия буддизма, даосизма и конфуцианства
      • Китайская культура в контексте взаимодействия буддизма, даосизма и конфуцианства - страница 2
      • Китайская культура в контексте взаимодействия буддизма, даосизма и конфуцианства - страница 3
  • Восстановление и расцвет империи: династии Суй и Тан
    • Правление династии Суй (581-618)
      • Правление династии Суй - страница 2
    • Воцарение династии Тан (618-907)
    • Социально-политическая структура Танской империи
      • Социально-политическая структура Танской империи - страница 2
      • Социально-политическая структура Танской империи - страница 3
    • Внешняя политика Танской империи
    • Города, ремесло, торговля
      • Города, ремесло, торговля - страница 2
    • Ослабление танской империи в VIII-IX вв.
      • Ослабление танской империи - страница 2
      • Ослабление танской империи - страница 3
    • Крестьянская война IX в. и крах династии Тан
      • Крестьянская война IX в. и крах династии Тан - страница 2
    • Культура танской эпохи
      • Культура танской эпохи - страница 2
      • Культура танской эпохи - страница 3
      • Культура танской эпохи - страница 4
  • Китай в период правления династии Сун (960-1279)
    • Политика первых сунских императоров
      • Политика первых сунских императоров - страница 2
    • Положение в деревне
      • Положение в деревне - страница 2
    • Реформаторское движение в 30-80-х годах XI в.
      • Реформаторское движение в 30-80-х годах XI в. - страница 2
      • Реформаторское движение в 30-80-х годах XI в. - страница 3
    • Новые тенденции в развитии экономики X-XIII вв.
      • Новые тенденции в развитии экономики X-XIII вв. - страница 2
      • Новые тенденции в развитии экономики X-XIII вв. - страница 3
    • Культура в Х-ХШ вв.
      • Культура в Х-ХШ вв. - страница 2
    • Сунское неоконфуцианство (XI-XIII вв.)
    • Нашествие чжурчжэней
      • Нашествие чжурчжэней - страница 2
  • Китай в эпоху правления династии Юань (1271-1368)
    • Завоевание Китая монголами
    • Китай под властью Монгольской империи
      • Китай под властью Монгольской империи - страница 2
      • Китай под властью Монгольской империи - страница 3
    • Свержение монгольского ига

Завоевание Китая монголами - страница 2

Ярко выраженный военный образ жизни монголов породил своеобразный институт нукерства - вооруженных дружинников на службе нойонов, комплектовавшихся по преимуществу из родоплеменной знати. Из этих родовых дружин создавались вооруженные силы монголов, скрепленные кровными родовыми связями и возглавляемые испытанными в долгих изнурительных походах руководителями. Кроме того, покоренные народы нередко вливались в войска, усиливая мощь монгольской армии.

Захватнические войны начались с нашествия монголов в 1209 г. на государство Западное Ся. Тангуты были вынуждены не только признать себя вассалами Чингис-хана, но и выступить на стороне монголов в борьбе против чжурчжэньской империи Цзинь. В этих условиях на сторону Чингис-хана перешло и южносунское правительство: пытаясь воспользоваться ситуацией, оно прекратило выплачивать дань чжурчжэням и заключило соглашение с Чингис-ханом. Между тем монголы стали активно устанавливать свою власть над Северным Китаем. В 1210 г. они вторглись в пределы государства Цзинь (в пров. Шаньси).

В конце XII - начале XIII в. в империи Цзинь произошли большие изменения. Часть чжурчжэней стала вести оседлый образ жизни и заниматься земледелием. Процесс размежевания в чжурчжэньском этносе резко обострил противоречия внутри него. Утрата монолитного единства и прежней боеспособности стала одной из причин поражения чжурчжэней в войне с монголами. В 1215 г. Чингис-хан после длительной осады овладел Пекином. Его полководцы повели свои войска в Шаньдун. Затем часть войск двинулась на северо-восток в направлении Кореи. Но главные силы монгольского войска вернулись на родину, откуда в 1218 г. начали поход на Запад. В 1218 г., овладев прежними землями Западного Ляо, монголы вышли к границам Хорезмского государства в Средней Азии.

В 1217 г. Чингис-хан снова напал на Западное Ся, а затем восемь лет спустя начал решающее наступление на тангутов, учинив им кровавый погром. Завоевание монголами Западного Ся закончилось в 1227 г. Тангутов вырезали почти поголовно. В их уничтожении участвовал сам Чингис-хан. Возвращаясь домой из этого похода, Чингис-хан умер. Монгольское государство временно возглавил его младший сын Тулуй.

В 1229 г. великим ханом был провозглашен третий сын Чингис-хана Угэдэй. Столицей империи стал Каракорум (к юго-западу от современного Улан-Батора).

Затем монгольская конница направилась к югу от Великой китайской стены, захватывая земли, оставшиеся под властью чжурчжэней. Именно в это трудное для государствав Цзинь время Угэдэй заключил античжурчжэньский военный союз с южно-сунским императором, посулив ему земли Хэнани. Идя на этот союз, китайское правительство рассчитывало с помощью монголов разгромить давних врагов - чжурчжэней и вернуть захваченные ими земли. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.

Война в Северном Китае продолжалась до 1234 г. и закончилась полным разгромом чжурчжэньского царства. Страна была страшно опустошена. Едва закончив войну с чжурчжэнями, монгольские ханы развязали военные действия против южных Сунов, расторгнув договор с ними. Началась ожесточенная война, длившаяся около столетия. Когда монгольские войска в 1235 г. вторглись в пределы Сунской империи, они встретили ожесточенный отпор населения. Осажденные города упорно защищались. В 1251 г. было решено послать в Китай большое войско во главе с Хубилаем. В одном из походов участвовал великий хан Мункэ, который погиб в Сычуани.

Начиная с 1257 г. монголы наступали на Южносунскую империю с разных сторон, особенно после того, как их войска прошли к фаницам Дайвьета и подчинили себе Тибет и государство Наньчжао. Однако занять южнокитайскую столицу Ханчжоу монголам удалось лишь в 1276 г. Но и после этого отряды китайских добровольцев продолжали сражаться. Ожесточенное сопротивление захватчикам оказывала, в частности, армия во главе с крупным сановником Вэнь Тяньсяном (1236-1282).

После длительной обороны в Цзянси в 1276 г. Вэнь Тяньсян потерпел поражение и попал в плен. Службе Хубилаю он предпочел смертную казнь. Патриотические стихи и песни, созданные им в заключении, получили широкую известность. В 1280 г. в боях на море монголы разгромили остатки китайских войск.

Страницы: 1 2

Монголы завоевывали Китай по частям. 20 лет ушло у них на покорение государства Цзинь на Севере. Враждебно настроенные к чжурчженям китайцы сначала помогали менголам, научив их (на свою голову) брать города с применением осадной техники. Другая часть северокитайского населения эти города от монголов обороняла. Южносунское государство, воспользовавшись монголо-чжурчженьским конфликтом, перестало платить дань Цзиням с 1215 г., что ослабило их сопротивление монголам. Захваченный монголами Пекин горел целый месяц, отданный на разграбление.

Покончив с Цзинь, монголы с 1225 г. совершали фланговый обход Южносунского государства и в 1264 г. завершили его, дойдя до Вьетнама (по пути им удалось утопить сунскую армию, разрушив ирригационные системы). На последнем этапе борьбы с монголами (1264-76 гг.) Супы смогли отмобилизоваться, но их сопротивление было сопротивлением изолированной от остального мира меньшей части Китая. Даже после потери четырехлетним императором Гун Ди престола, сопротивление безуспешно продолжалось еще 15 лет с островов гуандунского побережья.

Поскольку монгольское завоевание Китая происходило поэтапно и растянулось на 65 лет, оно не отразилось на экономике страны столь катастрофически, как на Средней Азии и Руси. Гораздо более тяжелые последствия имело установление над Китаем монгольского ига династии Юань.

5. Эпоха Юань (1279 - 1368 гг.)

Первоначально планы монголов по отношению к упорно сопротивлявшемуся Китаю отличались крайней кровожадностью и угрожали самому существованию народа (план 1230 г. превращения Северного Китая в пастбище, план поголовного уничтожения пяти наиболее распространенных китайских фамилий, т. е. половины населения страны). Китаю повезло, что в монгольской верхушке нашлись люди, воспрепятствовавшие осуществлению подобных намерений. Так, советник Великого Хана киданин Елюй Чуцяй убедил его цифрами потенциальной дани с покоренной страны в ежегодном размере 170 тыс. кусков золота, 80 тыс. кусков шелка. 25 тыс. тонн зерна и т. д. Воспитанный китайцами самый хитрый из чингизидов Хубилай столицу своей империи расположил не в Монголии, а в Китае, что явно облегчило судьбу Поднебесной. Хубилай полагал, что "можно получить Поднебесную, сидя на коне, но нельзя ею управлять, сидя на коне".

Особенности эпохи Юань

1) общее ужесточение режима - телесным наказаниям подвергались даже министры. Китайцы считались людьми третьего сорта после монголов и иностранцев. Как сообщают китайские хроники, монголы - главы двадцатидворок "ели, пили, мальчиками и девочками распоряжались как хотели... ";

2) небывалое в китайской истории распространение получил рабовладельческий уклад;

З) резко усилились позиции буддийской церкви, пользовавшейся покровительством династии;

4) небывалый даже для Китая масштаб приобрела коррупция ("воры стали чиновниками, чиновники - ворами", "крупные чиновники кормятся за счет мелких, мелкие - за счет народа";

5) резко усилилось неравенство социально-экономического развития Юга и Севера страны:

На Севере, опоре Юань, при завоевании погибло около половины населения, а 25% выживших обращены в рабство (всего население Китая сократилось с 75 до 60 млн. чел). Однако северокитайская верхушка имела доступ в госаппарат и превратилась в союзника династии. В целом произошла деградация Севера, колыбели китайской цивилизации;

На Юге, дававшем 75% доходов империи, состоятельная помещичья верхушка в госаппарат не допускалась и была в политическом отношении бесправной. Возможно, именно этим объясняются определенные успехи китайской культуры в этот тяжелый для страны период (не имея доступа к власти и политике, состоятельная китайская верхушка нашла отдушину в искусстве, перед лицом монгольского ига нация в целом напрягла свои духовные силы).

6) династией Юань были допущены грубые политико-идеологические и экономические просчеты. Процесс китаизации и ассимиляции правящего варварского меньшинства шел, но слишком медленно и неглубоко. Система кэцзю не работала до 1317 г. Не только простой народ, но и большинство состоятельных китайцев оставались оппозиционно настроенными по отношению к династии. Поскольку Юань запустила ирригационные системы, в 1334 г. р. Хуанхэ впервые за полторы тысячи лет поменяла русло, сметая все на своем пути. Запоздалая мучительная попытка вернуть реку на место в 1351 г. только усилила озлобление против режима;

7) династия Юань столкнулась с активизацией деятельности тайных обществ на антимонгольской основе. Сначала в 50 гг. ХIV в. произошло восстание "красных войск" Белого Лотоса под национальными лозунгами и руководством самозванцев-"Сунов" - оно было подавлено совместными усилиями монгольской и северокитайской верхушки. Затем в Центрально-Южном Китае начались восстания под социальными лозунгами, однако местные шэньши и помещики сумели трансформировать эти лозунги в национальные, примкнув к восставшим.

15 апреля 1352 г. в один из отрядов восставших случайно попал умный, храбрый и симпатичный молодой монах Чжу Юаньчжан, вскоре понравившийся дочери руководителя тайного общества. Через 15 лет, проявив недюжинные организаторские способности, Чжу стал одним из авторитетнейших крестьянских вождей и в 1367 г. издал Декларацию, в которой прокламировал цель "возродить величие Китая" (этот документ готовился служившими ему шэньши, которые окончательно сменили социальную направленность движения на национальную). Одолев других крестьянских лидеров, имевших в своем распоряжении более миллиона повстанцев, в 1368 г. Чжу Юаньчжан основал династию Мин.

Любопытно, что современная китайская историография всячески преуменьшает национально-антимонгольский характер указанных восстаний и видит в них "обычную классовую борьбу крестьянства с феодалами и никаких национальных противоречий". Объясняется это концепцией Китая как "семьи народов", позволяющей считать монголов членами этой семьи, которые могут снова туда вернуться, т. е. войти в состав КНР (древнее на службе современного?).

6. Эпоха Мин (1368 - 1644 гг.)

Экономика минской эпохи

В первые десятилетия династии принимались меры по улучшению положения крестьянства, которое помогло ей прийти к власти. На Севере была возрождена надельная система, ликвидировавшая экономическое могущество ранее союзной Юаням северокитайской землевладельческой верхушки. На Юге, наоборот, было сохранено помещичье землевладение. Модернизация учетно-налоговой системы и повышенное внимание властей к ирригации способствовали ускоренному экономическому росту.

Наблюдается рост городской экономики на базе областной специализации (в Гуандуне железоделательное производство, в Цзянси - фарфоровое...) и появление новых направлений, среди которых стоит отметить строительство четырехпалубных кораблей. Развиваются товарно-денежные отношения, на базе купеческого капитала возникают частные мануфактуры, в Центрально-Южном Китае появились ремесленные посады. Складываются предпосылки к образованию общекитайского рынка (только официальных ярмарок насчитывалось 38). Однако параллельно этим прогрессивным процессам действовали типичные для всего Востока сдерживающие развитие предпринимательства факторы и препоны (государственные монополии, казенные мануфактуры с 300 тысячами ремесленников, государственные поборы с торгово-ремесленной деятельности), которые не позволяли экономике выйти на качественно иной способ производства.


Похожая информация.


Чингисхан (Темучин) - одна из тех ярких исторических личностей, память о которых не блекнет в течение столетий и не становится исключительно темой для узкого круга историков. Чингисхан остается элементом массовой культуры, именем средневекового завоевателя и основателя крупнейшей континентальной империи в истории человечества названы международный аэропорт Улан-Батора и морское нефтяное месторождение в территориальных водах США в Мексиканском заливе. Многие государственные деятели и военачальники нового времени ведут свой род от чингизидов, потомков Чингисхана (например, Губайдулла Чингисхан, генерал кавалерии Российской Империи и участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг).

Принципы империи

Чингисхан родился в 1162-ом или около 1155-ого года. Основатель Монгольской империи и ее первый великий хан завоевывал , Кавказ, Среднюю Азию и Восточную Европу. Объединив прежде разрозненные монгольские племена, он постарался сплавить их в единую имперскую массу. Ввел жесткую иерархию и военную дисциплину не только в войсках, но и во всем обществе. Впрочем, воинами считались все мужчины без исключения, если они физически способны были сесть на коня и взять в руки оружие. Закон Темучина был строг к предателям и трусам, но благоволил к верным храбрецам. Таковы же были морально-этические принципы, жестко насаждавшиеся в обществе.

Поход в Северный Китай: предпосылки и начало

В 1206 году Темучин стал великим ханом и принял имя Чингиз. В следующие четыре года монгольские конные лучники завершили покорение народов Сибири и обернули взоры на юг. Затем начался 23-летний конфликт, известный в истории Китая как Монгольско-цзиньская война. Изначально тактикой монголов были стремительные набеги, позже они приступили к непосредственному захвату территорий. Одновременно с боевыми действиями на территории Китая, войска Чингисхана, а затем и его последователей, вели войны в других регионах Евразии.

Взаимные набеги монголов и цзиньских войск друг на друга начались задолго до войны. Китайцы многие столетия ощущали угрозу с севера. Именно для защиты от северных кочевников почти два тысячелетия строилась . Строить ее начал в 3-ем столетии до нашей эры Цинь Шихуанди, хорошо известный туристам по знаменитой в Сиане. Шихуанди возводил мощные стены с оборонительными башнями для защиты от хунну, впоследствии укрепления Великой стены защищали Поднебесную от других кочевых племен. Цзиньские императоры, начиная с середины XII века, раз в три года посылали войска на север, убивать и угонять в рабство мужчин Восточной Монголии. Подобная политика называлась «сокращением совершеннолетних» и была призвана ослабить наступательный потенциал кочевников. Монголы не менее регулярно совершали набеги на приграничные территории империи Цзинь. Заодно земли чжурчжэней разоряли татары.

Поначалу Темучин даже выступал на стороне цзиньских властей, одновременно с чжурчжэнями громя татар в 1196 и 1202 годах. Это позволило ему укрепиться в Восточной Монголии и постепенно разгромить или подчинить всех конкурентов в регионе, включая вчерашних равноправных союзников.

Ханбалык

Чжунду, столица империи Цзинь, находилась на территории нынешнего , юго-западней . Сегодня, просматривая в туристических каталогах, вы найдете в них и руины Старого летнего дворца, и крепость Ваньпин. Но на красочных фото вы не найдете исторических руин, связанных с Чжунду - этот город был полностью уничтожен Чингисханом в 1215 году, через четыре года после начала войны монголов с империей Цзинь.

Лишь почти через полстолетия пепелищем сожженного города заинтересовался хан Хубилай, решивший поставить здесь собственную столицу. В 1264 году началось строительство городских стен, а еще через десяток лет начали возводить ханский дворец. В 1271 году Хубилай-хан основал государство Юань и назвал новую столицу... столицей (название «Даду» переводится как великая столица). Тюркское наименование города звучало как «Ханбалык», «обитель хана». Во второй половине XIV века первый император Мин захватил юаньскую столицу, а во время третьего императора город получил название Пекин. Руины древних юаньских стен частично сохранились до нашего времени, чуть северней стен Мин. А монголы еще долго помнили название своей потерянной столицы, впоследствии переданном «по эстафете» Московскому царству. Еще в XVII веке русские называли столицу цинской империи «Канбалыком».

Последние годы великого завоевателя

Но Чингиз так и не добил чжурчжэней, и заканчивать войну пришлось уже его преемнику Угэдэю в 1230-ых годах. Происходило это по двум основным причинам. Во-первых, первые годы монголы не задумывались о захвате и удержании территорий. Кочевники предпочитали тактику набегов. Типичная их экспедиция представляла собой «блицкриг», когда быстрая и маневренная конница сметает все на своем пути и, оставляя за спиной сожженные города, возвращается в свои степи. В результате уничтоженные опорные пункты противника впоследствии вновь занимались китайскими войсками, заново укреплялись и в следующие набеги их приходилось штурмовать и разрушать заново. Впоследствии тактику поменяли и в захваченных «укрепрайонах» начали оставлять гарнизоны для удержания стратегически важных пунктов оккупированных территорий. Во-вторых, Чингисхан не зацикливался на взятии Китая, действуя и на других направлениях. Так, в 1220 году монголы взяли Самарканд, а в 1223 году нанесли поражение русско-половецким войскам на Калке. К моменту смерти Чингиза его войска заняли только часть Китая. В этом же веке сыновья и полководцы великого хана довершили начатое. Стук копыт монгольской конницы слышали и , «Первая башня Поднебесной», и рыбацкие деревни, где позже расцветет город .

Загрузка...
Top