Содержание квалификационной работы образец. Шаблон-пример ВКР (образец дипломной работы по экономике). Титульный лист выпускной квалификационной работы

Рецензия – краткий отзыв о проделанной работе выпускника, где рецензент указывает актуальность темы, структуру диплома , дает краткую характеристику каждому разделу, отмечает достоинства, недостатки, замечания и даёт определённые рекомендации. В этой статье рассмотрим образец рецензии, расскажем, как правильно ее оформлять и что должно быть в содержании рецензии.

Как правило, к оформлению рецензии на ВКР нет особых требований, но всё-таки, желательно придерживаться определённых правил.

Рецензия на ВКР оформляется максимум на двух страницах формата А4 и печатается шрифтом Times New Roman размером не меньше 12 кегль.

В рецензии на ВКР должны содержаться:

  1. Тема работы.
  2. Введение, где представлена актуальность исследования, цель и структура высококвалифицированной работы.
  3. Основная часть, где кратко описаны разделы диплома.
  4. Заключение. Здесь можно написать выводы, положительные и отрицательные стороны работы.
  5. Подпись, печать рецензента и его должность.

Стиль написания рецензии на дипломную работу

Необходимо обращать внимание не только на содержание рецензии, но и на стиль написания. Не стоит писать рецензию в публицистическом, разговорном или официально-деловом стилях. Учитывается исключительно научный стиль, где отражается только конкретика темы.

Чем проще написана рецензия, тем легче комиссия воспринимает информацию, а от этого уже зависит и будущая оценка студента.

Что должна содержать рецензия на ВКР?

Рецензия на научные труды пишется на отдельном бланке, который выдается студенту на кафедре. Если нет бланка, тогда её можно написать на листе формата А4 в произвольной форме, но исключительно в научном стиле. Сначала, в самом верху бланка пишется тема дипломной работы.

Актуальность темы

После названия темы рецензент излагает актуальность исследования примерно на 2-3 предложения. Здесь говорится о том, в чём состоит актуальность исследования и как автор собирается решать поднятые проблемы.

Цель исследования

В этом разделе пишется, какова цель работы, соответствует ли содержание целевой установке. Желательно, чтобы цель была описана кратко, максимум в 2 предложения.

Структура диплома

В этой части указываются все разделы, пункты и подпункты работы. То есть, рецензент пишет, сколько глав и параграфов в работе студента, какое количество литературы использовано, сколько приложений добавлено.

Содержание работы

После структуры кратко излагается каждая часть работы от введения до заключения. Рецензент описывает, чем обусловлена актуальность и какие проблемы установлены в работе. Затем переходит к краткому описанию разделов, где описывает их значение в работе. Указывает на количество рисунков, диаграмм, схем и таблиц.

Достоинства работы

Здесь рецензент оценивает компетентность автора в данной теме, указывает о том, какие результаты внедрил студент в практическую деятельность работы, правильно ли оформил диплом, что нового появилось в исследовании, что учтено при разработке и в чём состоит особенность работы.

Недостатки работы

Рецензент должен написать и отрицательные стороны работы, если они есть, а также указать на опечатки и неточности, возможно, в текстовом материале неправильно даны ссылки на источники или в работе есть ошибки. Все эти недостатки рецензент описывает в самом низу бланка.

Даже, если и нет существенных недостатков, желательно этот пункт не оставлять без внимания. Как правило, у каждого студента найдутся недочеты, пусть и незначительные. Однако, при этом, не стоит слишком акцентировать внимание на недостатках, так как комиссия может снизить общий балл за работу.

Общая оценка выставляется на основании всех частей дипломной работы. Рецензент обращает внимание на логическую последовательность информации, на оформление работы и применение терминологии, а затем подводит итог.

Примеры рецензий на ВКР

Некогда писать свою рецензию? Предлагаем ознакомиться с готовыми примерами, где поэтапно написаны отзывы на дипломную работу – это бесплатно!

Пример 1

Рецензия

на дипломную работу V курса студента (ки)

АРГО – Академия развития гуманитарного образования города Кременчуг

Студент (ка) – Милая Светлана Николаевна

Кафедра педагогики и психологии

Факультет психологической науки

Дипломная работа на тему : АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ИХ САМООЦЕНКА.

В дипломной работе содержится 86 листов формата А4, и также имеются приложения, которые более подробно раскрывают тему работы. По содержанию дипломная работа целостная, раскрывает все пункты, видно, что студент провел глубокое и качественное исследование. Объем и оформление дипломной работы соответствуют заявленным требованиям.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ :

Дипломный проект посвящен решению таких актуальных проблем :

Подростковый возраст – рост агрессии и их чаще всего завышенная или заниженная самооценка. Это серьезные проблемы, так как они касаются не только самого подростка, но и всей общественности. Ведь за последние несколько лет выросла преступность среди детей подросткового возраста, которая ведёт за собой телесные повреждения. Ко всему прочему, с каждым днём всё больше стали происходить групповые налеты на людей. Это говорит о том, что подростки стали слишком агрессивными и выпускают «пар» при помощи мирных жителей. Именно поэтому данная тема на сегодняшний день актуальна и необходимо срочным образом решать поставленные проблемы.

Цель исследования заключается в том, чтобы провести сравнительный анализ уровня самооценки и проявления агрессии у подростков, которые обучаются в общеобразовательных школах и в училищах. Автор допускает, что место обучения влияет на подростков и поэтому агрессия, поведение подростков, их самооценка в зависимости от места обучения сильно отличаются.

Структура дипломной работы:

Дипломная работа состоит из двух разделов, а в каждом из них по 3 пункта. Заключения, списка литературы (38 наименований) и приложений (16 единиц).

Во введении обусловлена актуальность исследования, представлены основные проблемы подростков, корректно сформулирована цель, выявлены предмет и объект исследования.

Первая глава посвящена теоретическим исследованиям проблемы нарушения поведения в подростковом возрасте. Рассмотрены психологические особенности подросткового возраста, причины и формы проявления агрессивного поведения детей.

Во второй главе изложены экспериментальные исследования проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте. Автором предложен диагностический эксперимент и проведена коррекционная программа по уменьшению агрессии и при заниженной самооценки автор предложил методы, чтобы повысить самооценки до нормального уровня.

Из заключения стало видно, что студентка серьёзно и ответственно подошла к работе и экспериментальным методам. Предложила некоторым подросткам пройти несложные тесты, которые находятся в приложениях к дипломной работе.

Положительные стороны дипломного проекта :

Выводы подтверждают практическую значимость результатов исследования. Поэтому работа закончилась логично, где автор продемонстрировал свою компетентность в проведенных исследованиях.

Результаты автора были внедрены педагогами в практическую деятельность и на данном этапе стали заметны положительные стороны работы студентки, так как подростки, с которыми проводились эксперименты и тесты, постепенно стали меняться в лучшую сторону.

Отрицательные стороны дипломного проекта :

В работе выявлены незначительные орфографические и стилистические ошибки. Также есть неточности в списке литературы и некоторых ссылках.

Выпускная квалифицированная работа соответствует заявленным требованиям и заслуживает самого высокого балла «отлично».

Пример 2

В дипломной работе студента (ки) ФИО на тему (название темы) были исследованы объект и предмет…

Актуальность темы обусловлена тем, что…..

В проекте разработаны увлекательные методики, которые помогут в ….

В дипломной работе рассмотрены такие проблемы, как…

Проект студента (ки) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и 10 приложений.

Во введении кратко рассказывается о новых методиках, а также отмечены: цель, задачи, предмет и объект исследования.

В первой главе студент (ка) ФИО отметил (а) такие теоретические особенности…

Вторая глава посвящена практической части, где отмечается следующее…

На основании двух глав обоснован вывод о…

После прочтения дипломного проекта, рецензент сделал вывод, что в работе автора имеются некоторые неточности…

В проекте студента есть интересные предложения, на которые стоит обратить внимание…

Студент(ка) проанализировал(а) 15 источников и в работе показала хорошие знания в теоретической и практической частях..

Рецензент: Ф. И. О. учёная степень (должность) на кафедре

Дата: «____» ______201_ г. Подпись: ________________

Пример 3

В дипломе студента (ки) ФИО описана важная тема (название темы), которая сегодня довольно актуальна, так как…

В первой главе рассматривается теория, где исследуются такие проблемы и вопросы…

А в третьей главе исследуются актуальные проблемы и перспективы компании (название предприятия). Однако, студентка выявила не только проблемы, но и, дала оценку современному уровню информационной безопасности…

Из положительных сторон данной работы относятся…

Есть и некоторые несущественные недостатки в работе. Например, первую главу автор рассмотрел недостаточно глубоко …

Плюсы и минусы работы выявлены, и теперь можно сделать вывод, что в целом, автор выполнил работу по всем требованиям ГОСТ. Студент (ка) излагал (а) работу с логичной последовательностью, все названия глав полностью соответствуют тексту. Поэтому я считаю, что автор заслуживает оценку “отлично” и работу можно допускать к защите.

Рецензент: Ф. И. О. учёная степень (должность) на кафедре

Дата: «____» ______201_ г. Подпись: ________________

Пример 4

Дипломную работу студент (ка) ФИО написала на 90 листов формата А4, куда не входят приложения, в проекте есть и 7 приложений, которые подтверждают показатели проекта. По содержанию работа построена структурно, с логической последовательностью, что доказывает знание темы автором.

Видно, что студент (ка) провел (а) глубокое исследование и сделал (а) емкие выводы. Каждая часть проекта рассматривалась с применением необходимой профессиональной терминологией. Автор обработал (а) необходимое количество материала, куда входила не только научная литература, но и учебная, чтобы полностью раскрыть тему и на высоком уровне провела исследование. Плюс ко всему, студентка выявила оригинальные методы экономической эффективности предприятия.

Уже из первой главы видно, что у автора отличный уровень знаний по теории, и она смогла сформулировать свои собственные выводы. Студентка брала за основу не только научную литературу, где описывались мнения разных ученых в области данной темы, но и учебную, откуда рассматривались теоретические вопросы.

Во второй главе автор исследовала практическую часть работы а также представила полный и глубокий анализ не только русских, но и зарубежных ученых. Также студентка провела статистику деятельности нескольких предприятий за последние 3 года, благодаря чему, автор выявил существенные проблемы, которые стали основой для разработки данного исследования.

В третьей главе студентка рассказала о конкретных способах устранения проблем и внесла всесторонние предложения, как оптимизировать бизнес на данном предприятии. Практические рекомендации были проверены дирекцией и оказалось, что действительно у организации могут быть действительно высокие показатели, если придерживаться рекомендаций.

Как таковых недостатков рецензенту выявить не удалось, но в работе не хватает иллюстраций, графиков или диаграмм. Также стиль изложения разный в каждой главе, однако, данные минусы не влияют на качество проекта. Поэтому студенту можно поставить наивысшую оценку “отлично”.

Рецензент: Ф. И. О. учёная степень (должность) на кафедре

Дата: «____» ______201_ г. Подпись: ________________

Пример 5

Тема дипломного проекта актуальна на сегодняшний день и поэтому автором рассмотрены такие вопросы…

В работе содержится 80 страниц машинописного текста формата А4, а также есть приложения, иллюстрации и диаграммы, и именно они подтверждают…

Проект состоит из таких частей: введение (занимает 1,5 листа А4), двух глав (теории и практики), в каждой из которых находится по три параграфа, заключения (занимает 2 листа А4) и списка использованных источников.

Введение состоит из цели, задачи, предмета и объекта исследования.

В первой главе находится три параграфа, где рассматривается исключительно теоретическая часть. Здесь автор умело и грамотно формулирует свое мнение по проблеме, которая исследуется. Из написанного видно, что студент отлично владеет теорией по данной теме.

Хотелось бы отметить положительные стороны работы автора, например, студент отлично изучил проблему и предложил альтернативу для развития предприятия.

Однако, в проекте выявлены и недостатки: неправильные выражения, которые не могут быть рассмотрены с юридической точки зрения, но такое положение не влияет на качество дипломного проекта.

В целом, работа выполнена достаточно качественно и в связи с этим, автора допустили к защите диплома, так как студент за свои труды заслужил высокую оценку “отлично”.

Рецензент: Ф. И. О. учёная степень (должность) на кафедре

Дата: «____» ______201_ г. Подпись: ________________

Пример 6

Выпускная квалифицированная работа студента (ки) ФИО на тему (название темы) актуальна на сегодняшний день, поскольку данные проблемы волнуют практически каждую организацию. Автор написал три главы, которые посвящены исключительно теме исследования.

Автор обработал 25 источников, куда входит как научный материал, так и учебный. Работу студент изложил исключительно научным стилем, а объем проекта составляет 95 страниц А4, куда приложения не входят. Однако, есть и достаточно приложений (10 рисунков и 5 таблиц) для того, чтобы подтвердить всю свою работу над дипломным проектом.

В первой главе студент изложил и проанализировал теорию за последние три года. Автор глубоко изучил и раскрыл понятия и основные аспекты по данной теме.

Вторую главу студент посвятил особенностям экономической характеристики предприятия за последние несколько лет. Также автор провел глубокий и полный анализ компании и выявил существенные проблемы.

В данной выпускной квалифицированной работе автор показал себя отличным специалистом в данной области, смог сформулировать свою точку зрения.

Всё-таки выявлены и недостатки в работе: автор избегал научной терминологии, что недопустимо для специалиста. Однако, студент всё объяснял своими словами, что важно для людей, которые ничего не понимают в терминологиях. Поэтому, работа автора может быть допущена к защите и ставится оценка “отлично”.

Рецензент: Ф. И. О. учёная степень (должность) на кафедре

Дата: «____» ______201_ г. Подпись: ________________

Рецензия на выпускную квалификационную работу – важная составляющая проекта, поэтому к ее написанию следует подойти ответственно. Старайтесь писать отзыв более развернуто, чтобы у комиссии в дальнейшем не возникло никаких вопросов.

Как написать рецензию на ВКР (дипломную работу) правильно – 6 примеров обновлено: 2 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Часто ВКР ошибочно принимают за дипломный проект в высшем учебном заведении. На самом же деле эта выпускная работа в любом профессиональном учреждении образования, готовящем к выпуску специалистов. А это и колледжи, и техникумы, и прочие не вузы, но уже и не школы.

Определение: что такое ВКР?

Выпускная квалификационная работа – один из видов финальных аттестационных испытаний учащихся, которые завершают обучение по основной образовательной программе среднего профессионального учреждения.

Для ее написания необходимо обладать определенным набором качеств . Но кроме наличия личной характеристики нужно будет выполнить и ряд более существенных требований.

Такая работа должна проводиться в соответствии с методическими указаниями и правилами по написанию ВКР, а также со следующими государственными документами:

  • с Федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям и профессиям СПО (среднего профессионального образования);
  • Порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО;
  • Положением о Государственной итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения.

О чем нам говорит принадлежность ко всем этим документам? О том, что ВКР – это обязательная часть ГИА. Именно она является подтверждением того, что профессиональная подготовка выпускника соответствует всем ГОСТам выбранной специальности или профессии. Ведь в ней отображаются знания студента в выбранной тематике, уровень его подготовленности по профессии, способности к анализу и систематизации собранных данных, обобщению, решению дидактических задач в специализированной деятельности.

Цель ВКР

Выпускная квалификационная работа является систематизацией и закреплением теории в определенной специальности в ходе решения практических задач по исследованию и анализу, выявление способностей к самостоятельной работе.

Вот почему одним из требований к написанию ВКР выступает не формальный, а творческий подход к выбору темы, составлению плана выполнения выпускной квалификационной работы, а также порядку ее написания и оформлению.

Тематика ВКР

Тематику выбирают согласно своей квалификации. Ее можно выполнять:

  • по специальности (в виде дипломного проекта),
  • по профессии (в виде практической ВКР и письменной работы).

Согласно методическим рекомендациям по выполнению/написанию выпускной квалификационной работы, тему необходимо выбирать в соответствии с современными требованиями развития науки, техники, экономики, производства, культуры, экономики и других важнейших сфер жизни человека.

Задачи ВКР

Еще одно определение гласит:

Выпускная квалификационная работа – это итоговая аттестационная научно-исследовательская работа учащегося, которая выполняется на последнем курсе обучения, представлена в письменном виде и соответствует всем требованиям и методическим указаниям по написанию ВКР.

По окончании колледжа ВКР призвана решить следующие задачи :

  • помогает выполнить проверку соответствия уровня и качества полученных знаний студентов и их готовность к работе по специальности;
  • получить углубленные теоретические знания;
  • развить навыки и умения самостоятельной умственной работы;
  • совершенствовать навыки самостоятельного изучения важной литературы (учебной или профессиональной);
  • выработать навыки анализа и обобщения передового профессионального опыта, а также собственного опыта в профессиональной деятельности по выбранной специальности в период обучения;
  • узнать и усвоить суть методов проведения научного исследования, выработать умения создавать свои методики исследований.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы – это не единственная помощь в ее создании. Немалую роль играет научный руководитель. Он поможет составить четкий план графика выполнения ВКР, а также подготовить рукопись к защите.

Кроме того руководитель дает рецензию на ВКР, сравнивая ее с готовым образцом написания.

Примеры написания рецензии на выпускную квалификационную работу можно посмотреть тут:

В рецензии руководитель подтверждает, что лично ознакомился с содержимым и частично несет ответственность за любые указанные в работе сведения, за их достоверность и оформление. Поэтому в его интересах максимально дотошно подойти к своей работе: помощи в подготовке рукописи, составлению замечаний для исправления студентом. Впрочем, полную ответственность за содержимое все же несет сам автор работы.

Методика написания ВКР

Существует определенная методика выполнения выпускной квалификационной работы, по качеству выполнения которой в первую очередь оценивает комиссия.

Итак, вот основные пункты, на которые стоит обратить внимание при подготовке к сдаче.

Объем работы

По объему рукопись не должна быть чрезмерно большой. При стандартном шрифте 14 кеглем на листах формата А4 оптимальный размер работы – 50 листов.

Конечно, это не закон, и при необходимости вы можете превысить указанную цифру. Но скорее всего лишний объем просто не будет учтен членами комиссии (проще говоря, лишние листы даже не будут прочтены).

Оформление

ГОСТы были созданы для того, чтобы кто-то их соблюдал. Поэтому любой учащийся при подготовке ВКР должен уметь грамотно ее оформлять, ведь соответствие нормам – первое, на что смотрят члены ГАК.

Не стоит надеяться, что научный руководитель или члены ГАК не обратят внимания на некорректное оформление. В рецензии даже есть пункт, оценивающий качество оформления работы.

Итак, аккуратно подготовленный документ должен быть написан:

  • в строгом научном стиле;
  • внятно, логично, последовательно;
  • с изложенными основными материалами, необходимыми для выпускной работы.

Основные материалы для выпускной работы – это постановка целей и задач, довод научных публикаций по тематике, описание методов и этапов решения задач, демонстрация и анализ полученных результатов.

Кстати! Для наших читателей сейчас действуют привлекательные скидки как на сами работы, так и на составные части выпускных работ .

Структура ВКР

Как и любая другая работа, ВКР обладает строгой структурой. Ничего нового, стандартные:

  • титульный лист,
  • оглавление,
  • аннотация,
  • перечисление основных терминов и их определения, аббревиатур с краткой расшифровкой,
  • введение на пять страниц,
  • основная часть (теория и практика, разбитые на параграфы по 5 страниц каждый),
  • заключение на две-три страницы
  • библиографический список,
  • приложения.

Но это еще не все. Прежде чем начать работать над основной работой, вам обязательно понадобятся и дополнительные документы:

  • задание на написание ВКР;
  • план написания ВКР с перечислением дат планируемого и реального срока работы над каждой отдельной частью;
  • рецензия научного руководителя;

Сибайский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель выпускной

квалификационной работы

к.э.н., ст. преподаватель Ситнова И.А.

«____»_____ ____ 20___г.

выпускной квалификационной работы на тему: «Формирование системы управления качеством коммунальных услуг (на примере МУП «Водоканал» г. Сибай Республики Башкортостан)» студента (-ки) гр. 5.1 Галимова И.Г.

Введение

1. Теоретические основы формирования системы качества услуг

    Определения и понятия в области качества услуг

    Показатели качества услуги

    Методы определения уровня качества услуги

2. Анализ деятельности МУП «Водоканал»

    Состояние и перспективы развития водоснабжения г. Сибай

    Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП «Водоканал»

    Система управления качеством услуг МУП «Водоканал»

3. Совершенствование системы управления качеством коммунальных услуг МУП «Водоканал»

    Мероприятия по повышению качества водоснабжения

    Оценка эффективности предлагаемых мероприятий Заключение

Список использованной литературы

Приложения

«___»_______ 20___ г. Студент (-ка):___________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пример задания на вкр

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Сибайский институт (филиал)

Кафедра менеджмента и экономической теории

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ________________

____________________________

«___» ______________20____ г.

на выпускную квалификационную работу

студенту (-ке) гр. 5.1. Галимова И.Г.

Тема ВКР: «Формирование системы управления качеством коммунальных услуг (на примере МУП «Водоканал» г. Сибай Республики Башкортостан)», - закреплена приказом ректора от «___ »_________20___г. № ____.

Целевая установка: с учетом специфики предприятия разработать и экономически обосновать мероприятия по повышению качества коммунального обслуживания населения г. Сибай на основе анализа теоретических проблем, а также практики деятельности исследуемого предприятия.

Эмпирическая база исследования: МУП «Водоканал» г. Сибай Республики Башкортостан.

Основные вопросы, подлежащие исследованию в ВКР:

    Сущность системы качества услуг, показатели и методы оценки уровня качества предоставляемых услуг.

    Анализ производственной сферы, финансово-экономического состояния и системы управления качеством услуг МУП «Водоканал» (г. Сибай).

    Направления совершенствования системы качества услуг МУП «Водоканал» (г. Сибай), расчет эффективности их реализации.

Срок предоставления законченной работы: «___» ______ 20____г.

Задание выдал: «____»________20___г., научный руководитель______________________

Задание получил: «___» _____________20___г., студент (-ка)___________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец оформления титульного листа вкр

СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Управление качеством в системе высшего образования по экономическим специальностям(на примере экономического факультета Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»)»

СТУДЕНТА ________________ Аргинбаева Р. Р.

РУКОВОДИТЕЛЬ _____________ д.э.н., проф. Барлыбаев А. А.

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ___________ к.э.н., доц. Ахметов В.Я.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Введение

Глава 1. Методологические и методические основы исследования управления качеством вузовского образования

1.1. Управление качеством: понятие и сущность

1.2. Качество высшего образования и методы его оценки

1.3. Система менеджмента качества в вузе

Глава 2. Управление качеством образования на экономическом факультете Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

2.1. Общая характеристика института

2.2. Комплексная оценка качества образовательного процесса на экономическом факультете: состояние и проблемы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Общие сведения о городе

1.2 Ландшафтные условия формирования и развития г. Омска

1.3 Социально-экономические условия формирования и развития города 2 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ГОРОДА ОМСКА

2.1 Методика проведения комплексной оценки территории города

2.2 Выбор метода комплексной оценки, основных ее индикаторов и

показателей

2.3 Анализ эколого-ландшафтной организации территории города

2.4 Результаты комплексной оценки земель г.Омска

3 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

3.1 Зонирование территории г.Омска по степени ее благоприятности к конкретному целевому использованию на основе результатов комплексной оценки

3.2 Разработка территориальной модели целевого использования городских земель

3.3 Разработка и обоснование комплекса мероприятий по устойчивому развитию территории г.Омска

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема градостроительного зонирования территории г.Омска

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Схема целевого использования земель г.Омска на эколого-ландшафтной основе

Приложение Е

Пример написания введения

ВВЕДЕНИЕ

На данном этапе развития, города занимают всего лишь 2% площади суши, но потребляют 3/4 мировых ресурсов.

В России 73% населения сосредоточено в городах. Внешними чертами крупного города являются: высокоплотная многоэтажная застройка, широкое развитие общественного транспорта и систем связи, превышение застроенной и замощенной части территории над садово-парковыми, озелененными и свободными пространствами, высокая плотность населения и главное концентрация источников негативного воздействия на окружающую среду .

В условиях развивающегося экологического кризиса все большее значение приобретают тенденции к формированию и расширению средостабилизирующих территорий и объектов, которые обеспечили бы не только жизнедеятельность населения, но и относительный экологический баланс экоили геосистемы, являясь важнейшим элементом ее организации использования и основой экологического планирования.

Разнообразие и многообразие процессов и явлений в природе и обществе затрудняет рациональную организацию, использование и управление городскими ресурсами. Наряду с этим отмечается как недостаточность информирования, так и недостоверность необходимой информации.

Источником такой информации является комплексная оценка исследуемых территории, главная задача которой заключается в анализе состояния городских ресурсов и территориальном моделировании их целевого использования .

В качестве объекта исследования принят урбанизированный ланд-

шафт г.Тюмени.

Научная новизна проектных разработок ВКР заключается в разра-

ботке методических положений по формированию территориальной модели целевого использования городских земель (устойчивого развития).

Практическая значимость исследований заключается в том, что ис-

следование выполнено на реальном объекте и имеет разработки практического характера по совершенствованию действующих методик комплексной оценки городских земель; методов оценки и анализа экологоландшафтной организации территории крупного города; территориального моделирования.

ВКР содержит четыре раздела.

При разработке ВКР использованы: материалы генерального плана развития города; государственной кадастровой оценки земель; программы стратегического развития г.Омска; статистических отчетов по экономическому и социальному развитию города (за последние 10 лет); природноклиматических условий исследуемой территории; земельно-кадастровой документации; экономической оценки территории города; материалы специальных видов обследования и изысканий (почвенного, водохозяйственного, гидрогеологического, геоботанического и др.); нормативнозаконодательная база; научные источники; справочная литература.

Апробация результатов исследования: основные положения прове-

денного исследования опубликованы в сборнике научных статей ТГНГУ: 1. Богданова, А.В. и др. Основы анализа ландшафтно-экологической организации городской территории (на материалах г. Тюмени) / М.С. Бессонов, Т.В. Решетникова// Материалы весенней сессии САН ТГНГУ,

ТюмГНГУ/ Под общ. ред. Т.В. Семеновой. - Тюмень: ТГНГУ, 2012.

Приложение Ж

Пример написания аналитического обзора литературы

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Экологическое неблагополучие городов становится острейшей глобальной проблемой, требующей скорейшего решения. Наряду с загрязнением воздушного и водного бассейнов, подтоплением, деградацией почв, радиационным, шумовым и тепловым загрязнениями, для городов главными проблемами остаются состояние использования рекреационных зон, особо охраняемых природных территорий и земель сельскохозяйственного использования.

На данный момент, когда экология и экономика все больше взаимопроникают друг в друга, приводя к возникновению новых связей между экологической и социально-экономической системами, возникает необходимость в осуществлении земельно-оценочных работ и установлении конкретного вида оценки, исходя из объекта оценки.

В настоящее время объектом оценки служит город, который рассматривается как градостроительная и социально-экономическая системы, но для разрешение сложившихся экологических проблем необходимо изменить подход к формированию объекта, выбору вида, факторов и критериев оценки.

В качестве объекта целесообразно принять социальноэкономическую и природно-антропогенную системы города, а за один из главных критериев оценки - экологические условия и состояние использования городских земель. Данный подход поможет сформировать схему совершенствования использования земель города на эколого-ландшафтной основе, установить уровень соответствия использования земель города их целевому назначению, выявить несоответствие в существующей сложившейся организации использования, планировке и застройке, а также определить степень благоприятности незастроенных территорий к конкретному виду использования. В этом и заключается актуальность проводимого научного поиска, разрешения поставленной в работе цели.

Вопросы теории, практики и методологии земельно-оценочных работ, землеустройства, градостроительства, ландшафтоведения, экологии и кадастра, тесно переплетающиеся в общей проблеме формирования населенных пунктов устойчивого развития нашли широкое отражение в работах ряда российских авторов: А.А. Варламова, В.В. Владимирова, А.П. Вергунова, В.В. Козина, А.Т. Исаченко, Н.Ф. Реймерса, В.Л. Сидорчука, А.Г. Банникова, В.А. Махта, С.Н. Волкова, С.В. Костарева, А.Л. Желяскова, О.М. Роя, З.Ф. Кочергиной, Е.Н. Малышева, М.А. Подковыровой, Ю.М. Рогатнева.

Город строится в природном ландшафте, формируя свою функцио- нально-планировочную структуру в зависимости от особенностей рельефа, гидрографической сети, ветрового режима и т. д. В процессе жизнедеятельности города вокруг него складываются обширные зоны интенсивного сельского хозяйства и отдыха населения, осваиваются водные источники и другие ресурсы. Город оказывает прессинг на пригородные ландшафты, тем самым формирует своеобразные связи между системами и их компонентами. Город взаимодействует с природой, деформирует естественные свойства окружающей среды. В свою очередь, элементы природного ландшафта пронизывают городские структуры и входят в качестве составляющих в городской ландшафт. Таким образом, город и ландшафт - это система, в которой взаимодействуют хозяйственная деятельность человека и природные процессы .

Рассматривая города, как природно-антропогенную систему, следует отметить, что они «занимают всего лишь 2% площади суши, но потребля-

ют ¾ мировых ресурсов. Внешними чертами крупного города являются:

высокоплотная многоэтажная (как правило) застройка, широкое развитие общественного транспорта и систем связи, превышение застроенной и замощенной части территории над садово-парковыми, озелененными и свободными пространствами, концентрация источников негативного воздействия на окружающую среду, высокая плотность населения» .

Отличительной особенностью организации использования земель населенных пунктов является то, что категория «земли населенных пунктов» представляют собой наиболее сложное в смысле регулирования земельных отношений землепользование. В населенных пунктах вопросы землеустройства тесно переплетены и взаимообусловлены с вопросами политики архитектуры, градостроительства, экологии, различных отраслей и сфер народного хозяйства, поэтому при землеустройстве любого населенного пункта необходимо учитывать весь комплекс основных требований, предъявляемых обществом к нему, как к динамично развивающемуся со- циально-экономическому организму» .

Развитие города обусловлено рядом факторов: экономическим, социальным и экологическим. В современном планировании развития территории города увеличивается важность ответа на вопросы «что?», «где?» и «как?» должно использоваться, поэтому нельзя не задействовать такие сферы деятельности, как кадастровая, землеустроительная и градостроительная. Все становится предельно ясным, когда «город» рассматривается как предмет комплексной оценки.

Комплексная оценка территории города – это оценка, позволяющая установить уровень соответствия использования земель населенных пунктов их целевому назначению, выявить несоответствие в существующей сложившейся организации использования, планировке и застройке, а также определить степень благоприятности незастроенных территорий к кон-

кретному виду использования с учетом социально-экономических, экологических и градостроительных требований .

Населенные пункты имеют многофункциональное назначение, но все же главным требованием при их организации выступает формирование комфортной среды жизнедеятельности для человека. А это значит, должны быть удовлетворены социальные, материальные, психоэмоциональные потребности человека. Нахождение факторов, определяющих удовлетворение этих потребностей – одна из главнейших задач организации использования населенных пунктов, оптимальное сочетание которых дает разрешение проблемы их экологического состояния.

Современный этап развития взаимоотношений человека с окружающей его природной средой характеризуется сопоставимостью по своему масштабу как технических, так и природных процессов. Для устойчивого социального и экономического роста необходимо дальнейшее совершенствование основных направлений природопользования:

Осуществление эколого-экономической оценки природных ресурсов и установление рациональных норм их использования;

- определение территориальных пропорций развития и размещения объектов хозяйственного, селитебного, рекреационного и иного назначения;

- прогнозирование и оценка последствий деятельности человека;

- разработка системы природоохранных мероприятий, реализация которых предотвратит или резко уменьшит вредное воздействие на природу.

На состояние сложившейся среды населенных пунктов оказывают влияние: характер возникновения населенного пункта; его иерархическое положение; концентрация на относительно небольшом пространстве; экономические условия; национальные особенности и традиции; демографическая ситуация; природно-климатические и ландшафтные условия .

Город в целом представляет собой искусственный, урбанизированный ландшафт, который унаследовал от естественного только геологическую основу, основные черты рельефа и зональные особенности климата .

Под термином «ландшафт» следует понимать природнотерриториальный комплекс, ограниченный естественными рубежами и характеризуемый определенным внешним обликом; местность, обладающую однотипным геологическим строением, рельефом, климатом и специфическим сочетанием гидрогеологических условий, почв и биоценоза. Все компоненты ландшафта: почва, поверхностные и подземные воды, растительность, нижние слои атмосферы, животный мир – важные ресурсы жизнедеятельности людей .

Согласно общепринятой классификации различают природные и антропогенные ландшафты.

Природные ландшафты – это саморегулирующиеся системы, стремящиеся к поддержанию устойчивого состояния.

Устойчивостью ландшафта называют способность его сохранять в условиях негативных природных и антропогенных воздействий исходное состояние и свойства. Устойчивость ландшафтов может быть определена по отношению к конкретным видам воздействий таким, как их способность принять и рассеять определенное количество вещества и энергии, без утраты способности к самовоспроизводству .

В настоящее время абсолютно нетронутых природных ландшафтов почти не осталось. Однако на практике этот термин широко употребим как противоположный антропогенному, в формировании которого решающую роль сыграла хозяйственная деятельность человека. По степени изменения под воздействием человеческой деятельности различают следующие типичные состояния ландшафта: условно неизмененные, слабо измененные, сильно измененные или нарушенные; рационально преобразованные.

Среди антропогенных ландшафтов можно выделить следующие виды: промышленные, сельскохозяйственные, селитебные, дорожные, лесные, водные, рекреационные .

В населенных пунктах при интенсивном взаимодействии природных

и антропогенных факторов создаются сложные антропогенно-природные системы, называемые городскими (урбанизированными) ландшафтами. Под урбанизированным ландшафтом понимают городскую среду: жилую застройку, промышленные территории, транспортные коммуникации, зеленые массивы в виде садово-парковых ландшафтов.

Урбанизированные ландшафты характеризуются тем, что в них преобладают как искусственные компоненты (создаваемые человеком), так и сопутствующие, или нежелательные (солончаки, ареалы заболачивания, подтопления, свалки, нарушенные территории и т.д.). Чаще всего они возникают неизбежно, и, к сожалению, являются результатом неполного учета взаимосвязей природных компонентов при градостроительном освоении земель, их организации и использовании.

Важным моментом развития урбанизированных территорий является существенное изменение компонентов ландшафта (рельеф, геологических отложений, климат, поверхностных и подземных вод, почв и растительности), крупные города оказывают влияние на окружающую среду на расстоянии в 50 раз превышающем его собственный радиус .

На современном этапе развития крупные города это территория глубоко измененной природы, а поэтому они являются и особой экосистемой. Гидрографическая сеть, формы рельефа, распределение растительности создают основу для формирования в городе природного экологического каркаса.

В условиях продолжающейся индустриализации и урбанизации следует говорить о функционально целесообразном экологическом равновесии. Под функционально целесообразным экологическим равновесием такое состояние природной среды, при котором обеспечивается саморегуляция и воспроизводство основных ее компонентов – атмосферного воздуха, водных

ресурсов, почвенно-растительного покрова, животного мира. В соответствии

с этим непременными условиями такого состояния должны быть:

- воспроизводство основных компонентов природной среды, обеспечивающих их баланс в межрайонных потоках вещества и энергии;

- соответствие масштабов производственных и коммунальнобытовых загрязнений окружающей среды геохимической активности ландшафтов;

- не превышение уровня антропогенных загрязнений значений биохимической активности экосистемы города;

- меньшие показатели воздействия транспортных, энергетических и других «инженерных», рекреационных и прочих антропогенных нагрузок, чем показатель физической устойчивости ландшафтов;

- сохранение ненарушенных или слабо нарушенных антропогенной деятельностью участков экосистемы города, обеспечивающее достаточную сложность и разнообразие природной среды города в целом .

При интенсивном использовании городских земель, концентрации населения, создание крупных промышленных объектов и автомагистралей ведет к ухудшению экологической обстановки.

В таком случае организация использования земель города должна быть согласована с экологическими нормами и правилами проектирования. Должен строго регулироваться вопрос плотности застройки, этажности, размещения дорог, инженерных коммуникаций, обязательно предусматриваться включение в застроенные территории крупных открытых пространств типа парков, лесопарков, водоемов. Очень важным является равновесие между составляющими основной пространственной организации города: производством, жилищем, отдыхом .

На небольшой территории города сконцентрированы крупные производственные и сопутствующие им вспомогательные объекты и сооружения, большие жилые районы и прочие функциональные зоны. Все это в совокупности оказывает антропогенный прессинг на окружающую среду, что приводит к сбоям природных систем и их деградации. Ухудшение экологической обстановки влечет за собой ухудшение состояния здоровья населения.

Деградация территории (изменение несущей способности грунтов, уменьшение гумуса в пахотном горизонте, засоление, заболачивание, подтопление и т.п.) приводят к уменьшению производства продукции и к удорожанию ее себестоимости, увеличению издержек производства и прочих непроизводственных затрат. В конечном итоге восстановление природной системы обойдется намного дороже, нежели изначальная организация использования земли с учетом экологических правил и законов .

Будущее за городами, в которых человек будет по-настоящему чувствовать себя частичкой природы. Для проектирования такого города, который был бы созвучен человеческой природе, необходимо учитывать

не только экономические потребности человека (производственные мощности, численность населения, площади застройки и т.п.), но и экологические возможности (критическая емкость) ландшафта.

Для достижения экологического равновесия требуется принципиально новый подход к хозяйственной деятельности, к организации рационального землепользования и природопользования.

Рациональное переустройство урбанизированных и пригородных территорий, - подчеркивает известный географ А.Т. Исаченко, - должно основываться не на поверхностном учете случайных неоднородных данных о тех или ин ых природных компонентах, а на принципах современного ландшафтоведения .

Таким образом, отмечая целый ряд существенных изменений в экономической и градостроительной сфере, необходимо в первую очередь подчеркнуть значимость решения проблемы эколого-ландшафтной организации территории города на основе комплексной оценки.

Отсюда следует, что эколого-ландшафтная организация территории города, в строгом соответствии с градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации, позволит сохранить устойчивость природно-территориального комплекса.

В данной работе использованы методические подходы к проведению комплексной оценки городских земель на ландшафтно-экологической основе следующих авторов: В.В. Владимирова, А.П. Вергунова, А.Т. Исаченко, Н.Ф. Реймерса, В.Л. Сидорчука, С.В. Костарева, З.Ф. Кочергиной, Е.Н. Малышева, М.А. Подковыровой, Ю.М. Рогатнева.

В исследования включены научно-теоретические основы градостроительных факторов инженерного освоения и развития крупных городов, изложенные в учебной и научной литературе А.М. Богдановым, В.В. Артеменко, Н.Н. Михайловым.

Проведенное в данной работе ранжирование городской территории основано на методе кластерного анализа и опыта его использования в кадастровой и градостроительной практике Российской Федерации .

Приложение И

Пример использования метода научного исследования

3.1 Методы научных исследований, используемые при комплексной оценке городских земель

Тема выпускной квалификационной работы: «Комплексная оценка территории города Омска».

Целью разработки ВКР является анализ эколого-ландшафтной организации территории города на основе его комплексной оценки и разработка территориальной модели устойчивого развития.

В качестве объекта исследования принят урбанизированный ландшафт г. Омска.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

1. Анализ научно-теоретических основ оценки городских земель.

2. Установление ландшафтных и градостроительных закономерностей формирования и использования территории города.

3. Установление факторов оптимальной эколого-ландшафтной организации городской территории.

4. Разработка методических положений по осуществлению комплексной оценки городских земель с учетом приоритетности экологического фактора.

5. Комплексная оценка городской территории.

6. Разработка и обоснование территориальной модели города устойчивого развития.

В выпускной квалификационной работе представлен анализ: действующих методик комплексной оценки городских земель; методов оценки и анализа эколого-ландшафтной организации территории города

и предложены собственные методические подходы к формированию территориальной модели целевого использования городских земель устойчивого развития.

В качестве рекомендуемых для проведения данного исследования методов можно назвать: метод корреляционно-регрессионного анализа; метод анализа иерархий; метод группировки (экономико-статисический метод); метод кластерного анализа, метод моделирования, прием аналогии, анализа и синтеза и др.

3.2 Обоснование и описание метода кластерного анализа

Изучение и анализ содержания выше названных методов позволили определиться в выборе одного из методов, а именно – методе кластерного анализа для решения задачи, связанной с разработкой модели целевого использования земель города.

Методы кластерного анализа – это методы, основанные на раз-

биении объектов на однородные категории (то есть все объекты в одной группе сходны между собой в соответствии с некоторой мерой), при этом каждый объект принадлежит только одному классу. Данное положение определило выбор метода кластерного анализа в целом, так как исследуемую городскую территорию необходимо проранжировать по степени благоприятности к ее целевому использованию на перспективу.

Особый интерес представляет метод Варда, построенный на методах дисперсионного анализа, необходимого для оценки расстояний между кластерами. Данный метод, построенный на использовании Евклидового расстояния, позволяет оценить объект (в данном случае городскую территорию) в многомерном пространстве, исключая простоту расчета средних величин.

Евклидово расстояние – геометрическое расстояние в многомерном пространстве, которое вычисляется следующим образом:

(x , y )= [ ∑ i (x i − y i )2 ] 12 ,

где (x,y) – Евклидово расстояние; x i , у i – координаты i-ой точки.

Что касается городских территорий, то оценка классов, может быть представлена степенью благоприятности каждого оценочного участка (земельного участка, кадастровой территориальной оценочной единицы, объекта городской недвижимости) к конкретному виду его использования.

Итак, кластерный анализ представляет собой совокупность различных процедур, позволяющих произвести разделение совокупности объектов на группы или кластеры. Кластерный анализ сжимает данные в классификацию объектов, в формирование массивов, групп, кластеров.

Большое достоинство кластерного анализа в том, что он позволяет производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков (факторов, индикаторов). Кроме того, кластерный анализ в отличие от большинства математико-статистических методов не накладывает никаких ограничений на вид рассматриваемых объектов и позволяет рассматривать множество исходных данных практически произвольной природы, например показателей: уровень озеленения территории, степень деградации почвенного покрова, химическое загрязнение водного и воздушного бассейнов и т.д. Кластерный анализ позволяет анализировать крупные информационные массивы и делать их компактными и наглядны-

ми (рис. 3.1) .

Задача кластерного анализа заключается в том, чтобы на основании данных, содержащихся во множестве Х , разбить множество объектов G на m (m – целое число) кластеров (подмножеств) Q 1 , Q 2 ,......Q m , так, чтобы каждый объект G j принадлежал одному и только одному подмножеству раз-

биения и чтобы объекты, принадлежащие одному и тому же кластеру, были сходными, в то время как объекты, принадлежащие разным кластерам были разнородными.

Каждый критерий представляет собой некоторый функционал, выражающий уровни желательности различных делений и группировок, который принято называть целевой функцией. В многомерной статистике в качестве целевой функции выступает внутригрупповая сумма квадратов отклонения:

W = ∑ (x j − x)

= ∑ x 2 j

∑ x j ,

j= 1

j= 1

j= 1

где W - внутригрупповая сумма квадратов отклонения; x j – представляет собой измерения j-го объекта.

Для решения задачи кластерного анализа при ранжировании, например городской территории определяются понятия сходства и ра з- нородности.

Объекты i -ый и j- ый попадают в один кластер, когда отдаленность между точками X i и X j достаточно мало и наоборот. Следовательно, попадание в один или разные кластеры объектов определяется расстоянием между X i и X j из E р , где E р – р -мерное Евклидово пространство.

Понятием, противоположным расстоянию, является понятие сходства между объектами G i и G j . Неотрицательная вещественная функция S(X i ,X j )=S y называется мерой сходства .

Важным вопросом в проведении исследования является выбор необходимого числа кластеров. Проведенные нами исследования показали, что наиболее четкая картина дифференциации городских территорий по определенным критериям (признакам) начинается при 4 кл а- стерах (не менее).

Матрица расстояний основана на идее дендограммы или диаграммы дерева. Дендограмма определяется как графическое изображение результатов процесса последовательной кластеризации. С помощью дендограммы графически изображается процедура кластеризации.

Способ построения дендограмм отображает объекты горизонтально, результаты кластеризации вертикально. Значение расстояний или сходства, отвечающее строению новых кластеров, изображаются по вертикали прямой поверх дендограмм (рис. 3.2).

Поставленная цель достигается путем классификации структурных элементов территории, т.е. объединения объектов в классы по комплексу признаков на основе мер сходства (различия). Выбор пр и-

знаков, характеризующих объект, осуществляется согласно специфике поставленной задачи.

Формальную постановку задачи зонирования неоднородных территорий можно сформулировать следующим образом. Исходное множество элементарных территориальных объектов, каждый из которых описан некоторым вектором признаков, разделить на некоторое число подмножеств так, чтобы каждый объект принадлежал одному из выделенных подмножеств, объекты одного подмножества были сходными, а объекты разных подмножеств - разнородными.

Для решения сформулированной задачи целесообразно использование математического аппарата, в частности, метода многомерного статистического анализа. Предлагается формализация и решение задачи зонирования территорий на базе метода кластерного анализа, который представляет собой широкий сектор классификационных алгоритмов, позволяющих провести разбиение множества объектов на по д- множества по комплексу признаков как качественных, так и количественных. Формирование классификационной структуры опирается на понятие однородности класса, характеризуемое мерой близости объектов в пространстве n-признаков. Сведение процесса зонирования городских территорий к чисто математическому методу возможно только на основе детальной формализации содержательных основ зонирования и является перспективным.

3.3 Методика исследования

Изучение проблемы экологизации городских территорий, формирования городского землепользования устойчивого развития позволило определиться в методике проведения комплексной оценки города и совершенствования сложившейся эколого-ландшафтной организации его территории.

Методика исследования заключается:

в подготовке, изучении и анализе нормативно-правовой и технической документации, регламентирующей градостроительное освоение, градостроительную и землеустроительную деятельности (в условиях исследуемого объекта);

в сборе исходной информации об объекте исследования;

в проведении анализа сложившегося ландшафтного, экологического состояния, территориального, социально-экономического и градостроительного использования земель города;

в изучении и анализе действующей системы методик по комплексной и по факторной оценке городских земель в России и за рубежом;

в разработке системы индикаторов, факторов и показателей комплексной оценки;

в выборе и обосновании используемых методов оценки;

в выполнении необходимых видов зонирования территории;

в установлении эколого-ландшафтного состояния территории города;

Согласно принятой нами методике проведения комплексной оценки земель города предлагается: использовать балльную шкалу оценки по показателям; показатели и балльные шкалы определять и с- ходя из особенностей исследуемого объекта; зонирование территории проводить по наиболее важным показателям; уровень благоприятности территории населенного пункта устанавливать с применением многофакторного анализа, что следует считать наиболее достоверным; результаты многофакторного анализа считать результатом комплексной ландшафтно-экологической оценки; зонирование территории по данному виду оценки проводить на основании полученного в результате исследования ранжирования городских земель; сформировавшийся опорный целевой каркас считать основой при планировании использования незастроенных территорий в границах города и потенциально вовлекаемых из пригородной зоны.

Разработка механизма зонирования городских и иных территорий представляет особый интерес, поскольку проблема построения общей теории еще не решена. Основой для любого зонирования является решение задачи деления территории на однородные зоны. Данный методический подход можно рекомендовать для проведения по факторной и комплексной оценке территории крупных городов.

Комплексная оценка земель проведена на территории двух административных округов г.Омска: Центрального и Советского, имеющих определенные отличительные особенности в своем формировании.

Материалы экологической оценки территории Центрального АО показали, что его территория вошла в четыре группы или кластера, характеризующихся соответствующей балльной оценкой относительно уровня экологической благоприятности (рис. 3.1).

Территория с экологически благоприятным уровнем для жилой и общественно-деловой застройки, рекреационного и сельскохозяйственного использования составляет высокий процент от общей площади округа - 54.7% и охватывает в основном периферийный массив в с е- верной и южной частях округа; территория с относительно благоприятным уровнем использования не так значительна по площади (18.6%) и плотно примыкает к первому массиву кварталами усадебной з а- стройки; территория с ограничениями в использовании составляет

7.8%, она вытянулась вдоль водных артерий; городская территория с неблагоприятным уровнем использования сосредоточилась в центральной части округа с наиболее интенсивным использованием наземного и подземного ее пространства (18.9%).

153 166 132 129 113 164 158 126 155 110 162 116 115 148 157 128 131 130 108 136 119 161 107 125 112 100 121 165 120 _ 124 123 _ 169 168 167 118 156 145 146 142 117 160 147 139 141 _ 111 127 _ 154 159 _ 57 56 68 55 44 34 72 32 67 90 _ 105 _ 53 35 _ 143 _ 18 19 _ 171 170 173 174 172 152 135 177 175 138 150 137 180 176 151 149 134 181 144 _ _ 179 _ 52 29 37 11 20 64 49 38 65 50 41 _ 39 91 80 77 75 _ 103 _ 17 86 84 81 88 _ 102 101 _ 14 16 23 10 97 74 _ 104 _ 71 92 45 47 _ 114 _ 109 _ 78 _ C178

122 _ C _ 106 _ C _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 133 _ C _ 140 _ C _ _ C _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ C _ C _ _ C _ C _ C _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 182 _ C C _ C _ _ _ _ _ C C _ _ _ _ C C C C _ _ _ _ C _ C _ _ _ _ _ C _ _ C _ C _ _ C _ _ C _ C _ _ _ _ C _ C _ C C _

C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C

Рис. 3.2 – Дендрограмма группировки участков по результатам экологической оценки территории Центрального АО

Значительное расхождение между выделенными территориальными массивами (кластерами) выразилось в значениях таких показателей, как: загрязнение воздушного бассейна, подтопление, плотность населения, уровень озеленения, влияние водных артерий природного происхождения. Однако вся территория данного округа характеризуется загрязнением почв, различна лишь степень загрязнения. Относительно массивов можно отметить, что массив первого кластера характеризуется более высоким уровнем озеленения и наименьшей степенью загрязнения почвенного покрова. Наибольшее влияние на формирование массива второго кластера сыграло наличие санитарно-защитных зон. В третий кластер вошли участки городской территории с худшими показателями по озеленению, высокой степенью подтопления, загрязнения почвы и воздуха. Четвертый кластер благодаря наличию значительных по площади природных ландшафтов вошел в зону с ограничением в использовании (рис. 3.3).

Анализ результатов градостроительной оценки позволил отметить, что в сформированной модели градостроительного использования городских земель на примере Центрального АО наиболее благоприятная территория для использования под жилую, общественно-деловую застройку и рекреацию составляет 40% от общей территории округа, с ограничениями для данного использования - 42% и 18% - полностью ограниченные.

Результаты комплексной оценки городских земель охарактеризовали более жесткий режим группировки участков относительно разработанной шкале факторов и показателей благодаря экологическому подходу. Неблагоприятные (по совокупности факторов) оценочные участки занимают 2129,8 га (19.7%) и с

ограничением в использовании - 812,1га (7.5%). Относительно расположения данные участки сконцентрированы в общественно– деловой зоне города, имея ленточный рисунок на протяжении рек Иртыша и Оми (рис. 3.3).

Рис. 3.3 – Схема комплексной оценки территории Центрального АО

Наличие в данном административном округе крупных массивов с благоприятными и относительно благоприятными условиями функционирования города как природной, социальной и антропогенной системы, позволило сделать вывод о том, что это далеко не интенсивно используемые городские земли, поэтому дальнейшее их инженерное освоение должно вестись только на ландшафтно - экологической основе, опираясь на экологический (зеленый) каркас города.

Уровень экологической устойчивости территории в пределах округов показатель варьирует от 0,15 до 0,40, что свидетельствует о низком и среднем уровне экологической устойчивости урбанизированного ландшафта. Полученные данные по ранжированию городской территории сформировали опорный каркас целевого использования земель города на перспективу и определили ключевые моменты как в рациональном использовании городских земель, так и в разработке комплекса мероприятий по экологической стабилизации г.Омска.

Приложение К

Пример написания заключения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа на тему: «Комплексная оценка территории города Омска» разработана в соответствии с программой и заданием на разработку ВКР.

В выпускной квалификационной работе дана общая характеристика г.Омска, представлен анализ природно-климатических, экологоландшафтных и социально-экономических условий формирования и развития территории города как социально-экономической и природноантропогенной системы. Выявлены приоритетные экологические, экономические и социальные проблемы в развитии г.Омска.

В выпускной квалификационной работе на основе проведенного анализа ряда методик по оценке городских территорий предложена собственная методика данного вида оценки, отличительной чертой которой является эколого-ландшафтный подход к рассмотрению объекта оценки и его предмета. В выпускной квалификационной работе предлагается:

1. В качестве основного критерия оценки принять ландшафтноэкологические условия.

2. При оценке использовать балльную шкалу.

3. Показатели и балльные шкалы формировать исходя из конкретных региональных природных, экологических, экономических и социальных особенностей исследуемой городской территории.

4. Уровень благоприятности территории к определенному виду целевого использования (как показатель) устанавливать с применением многофакторного анализа.

5. Зонирование территории проводить на основании полученного ранжирования оценочных участков при формировании кластеров (групп).

6. Конечным продуктом комплексной оценки считать опорный целевой каркас с информационным блоком, включающим комплект специализированных карт.

7. В качестве оценочной территориальной единицы следует принять наименьшую кадастровую территориальную единицу (или «кадастровый квартал»), что потребует кадастрового переструктурирования территории г.Омска, так как существующая кадастровая организация не обеспечивает формирование актуальной базы данных об объекте оценки.

По результатам комплексной оценки административным округов г.Омска установлено, что:

1. В границах города площадь с благоприятными условиями для рекреационного, сельскохозяйственного использования, а также жилищного

строительства варьирует от 40 до 72,8 % от общей площади округов, от 27 до 60 % территория округов находится в зоне неблагоприятного состояния или с ограничениями в использовании.

2. Уровень экологической устойчивости территории города по административным округам варьирует от 1,15 до 0,40, что свидетельствует о низком и среднем уровне экологической устойчивости урбанизированного ландшафта.

3. Наличие в административных округах крупных массивов с благоприятными и относительно благоприятными условиями функционирования города, позволяет сделать вывод о том, что это далеко не интенсивно используемые городские земли, поэтому дальнейшее их инженерное освоение должно осуществляться только на ландшафтно-экологической основе, опираясь на систему экологического каркаса города.

4. В основу концепции формирования модели экологического каркаса города предлагается положить принцип взаимного влияния городской территории и его пригородной зоны. В связи с этим, ЭКТ г. Омска получит свое развитие на базе планировочного каркаса, каркаса расселения, включая каркас пригородной зоны, а также опорного каркаса целевого использования городских земель, с учетом всех составляющих его элементов. Общая площадь ЭКТ г. Омска составит 196,11 тыс. га (47 ,17% от общей площади г. Омска и его пригородной зоны).

Проектные разработки получили экономическое обоснование. Реализация разработанного комплекса мероприятий по экологической стабилизации г.Омска позволит сократить общий ущерб от деградации городских земель только на территории одного из административных округов на сумму 122,05 млн руб.

Эта статья содержит пример структуры выпускной квалификационной работы (дипломной работы / проекта или бакалаврской / магистерской диссертации) — от введения до приложений.

Вот тут вы можете скачать сам шаблон выпускной квалификационной работы:

Заполнив по шагам разделы этого шаблона-примера, вы получите необходимую вам работу. Её нужно будет потом только оформить по методическим указаниям вашего вуза.

С вопросами вы можете обратиться вот сюда: Александр Крылов

Итак. Структура

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Этот лист вы берёте из методических указаний по выполнению ВКР , которые вам предоставляет ВУЗ

Также необходимо посмотреть методические указания по оформлению текстовых документов , там указаны:

— Размеры полей (обычно со всех сторон одинаково – например, по 2 см, а правое поле почти всегда – 1 см)

— Размер шрифта 14, интервал 1,5, сам шрифт – Times New Roman

— Вставьте номера страниц. Обычно они ставятся внизу по центру, на титульном листе номера нет

До и после каждого заголовка нажимайте Enter, чтобы между заголовком и текстом до и после него была одна пустая строка

Введение ……………………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретический обзор по теме ВКР ……………………………………………..

1.1. Обзор сути выбранной темы ВКР …………………………………………

1.3. Отраслевые особенности темы ВКР …………………………………………

Глава 2. Анализ состояния и деятельности объекта (предприятия) с точки зрения темы ВКР в соответствии с методами из п. 1.2 …………………………………………………

2.1. Краткая характеристика и основные показатели состояния и деятельности объекта …………………………………………………………………………

2.2. Комплексный экономический или финансовый анализ деятельности объекта …………………………………………………………………………

2.3. Анализ по теме ВКР ……………………………………………………………

Глава 3. Проектирование мероприятий по совершенствованию деятельности объекта в направлении, выбранном в ВКР ……………………………………………………………

3.1. Условия и предпосылки разработки мероприятий ………………………….

3.2. Наименование мероприятия 1 …………………………………………………

3.3. Наименование мероприятия 2 …………………………………………………

3.4. Наименование мероприятия 3 ………………………………………………….

3.5. Оценка эффективности комплекса предложенных мероприятий ……………

Заключение ……………………………………………………………………………………

Список использованной литературы ………………………………………………………

Приложения …………………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность . Почему вы выбрали такую тему? Пара абзацев, общий размер – примерно 70% первой страницы введения

Цель выпускной квалификационной работы (подробней о целях тут: )

Задачи ВКР:

  1. Первая задача
  2. Вторая задачи
  3. Обычно их – 5-7 штук

Объект исследования в ВКР – организационно-правовая форма и название объекта работы. Например, ООО «Старший преподаватель Александр Крылов»

Предмет исследования – то, что идёт после первого слова «совершенствование» или «улучшение» из темы ВКР. Если такого слова в названии темы нет, то предмет исследования обычно – первое словосочетание

Например, тема «Совершенствование финансового состояния предприятия (на примере ООО «Диплом 35»)»

Тогда предмет исследования в ВКР – финансовое состояние предприятия

Методы исследования – те методы, которые вы использовали в работе. Лично я – поскольку являюсь бывшим старшим преподавателем финансового менеджмента – постоянно тут пишу метод финансовых коэффициентов . Разумно этот пункт заполнить уже после написания всей работы

Кстати. Сами финансовые коэффициенты, как и финансовый анализ в целом можно рассчитать бесплатно, воспользовавшись вот этой ссылкой:http://anfin.ru/finansovyj-analiz-esli-net-dannyh/ .

Практическая значимость ВКР – есть далеко не во всех работах. Здесь пишем, для чего может быть использован теоретический обзор работы, как можно воспользоваться результатами анализа, насколько реально использовать мероприятия ВКР на предприятии

Структура работы – тоже не всегда есть этот раздел. Но если есть, то сюда пишем: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Основная часть содержит теоретический обзор, раскрывающий тему выпускной квалификационной работы, аналитический раздел, позволяющий выполнить оценку текущего состояния объекта исследования, проектную часть, содержащую перечень мероприятий по совершенствованию предмета исследования с расчётами, подтверждающими их экономическую целесообразность

Размер введения составляет 3-5 страниц, большего не требуется.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ВКР

1.1. Обзор сути выбранной темы ВКР

1.2. Методы и подходы к измерению показателей, характеризующих тему ВКР

1.3. Отраслевые особенности темы ВКР

Статью о том, как подготовить первую часть выпускной квалификационной работы, вы можете прочитать здесь: . Где брать теорию — вот тут:

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА (ПРЕДПРИЯТИЯ) С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕМЫ ВКР В СООТВЕТСТВИИ С МЕТОДАМИ ИЗ П. 1.2

2.1. Краткая характеристика и основные показатели состояния и деятельности объекта

2.2. Комплексный экономический или финансовый анализ деятельности объекта

В этом разделе на основании исходных данных проводят общий анализ предприятия.

Вне зависимости от темы можно провести такие виды анализа:

2.3. Анализ по теме ВКР

В этом разделе проводится специфический анализ для темы работы. Его приходится либо самостоятельно придумывать, либо искать готовый и переделывать под свою тему работы

ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА В НАПРАВЛЕНИИ, ВЫБРАННОМ В ВКР

3.1. Условия и предпосылки разработки мероприятий

В этом разделе пишем выводы по анализу из второй главы, поскольку именно они являются условиями и предпосылками разработки мероприятий. Конкретно этот раздел может находиться и в конце второй части – там он будет называться «Выводы». Либо он может быть и в конце второй части, и в начале третьей. Это зависит от того, что вам порекомендует руководитель.

О мероприятиях для третьей части вы можете почитать вот тут: . Мероприятий существует множество, их можно придумывать самостоятельно. Кроме того, их может порекомендовать ваш научный руководитель либо представитель объекта работы, то есть, например, начальник отдела предприятия, который впоследствии может писать рецензию на вашу работу ()

3.2. Наименование мероприятия 1

Тут вы описываете, как нужно реализовать первое мероприятие, какие ресурсы для него требуются, какие сроки реализации, обосновываете расходы и плановые доходы, описываете возможный эффект

3.3. Наименование мероприятия 2

Здесь вы действуете аналогично для второго мероприятия

3.4. Наименование мероприятия 3

Ну а тут вы описываете третье мероприятие

3.5. Оценка эффективности комплекса предложенных мероприятий

Тут вы описываете как минимум такие показатели – для всех мероприятий сразу:

— Единовременные затраты

— Постоянные затраты

— Переменные затраты

— Доходы

На основании этих показателей считаете показатели экономической эффективности. Как минимум это:

— Рентабельность комплекса мероприятий

— Изменение эффективности деятельности объекта ВКР в результате внедрения мероприятий

— Срок окупаемости

В конце данного раздела делаете выводы о том, насколько предложенные вами мероприятия позволили достичь цели выпускной квалификационной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении вы:

— Делаете выводы по достижению цели

— Делаете выводы по всем главам, подтверждая их цифрами анализа и проекта

— Описываете варианты использования результатов ВКР

— Описываете варианты дальнейших исследований, для которых ваша ВКР может стать основой

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Это маразм, конечно, но часто работы отправляют на переделку, если в списке из 30-ти с лишним источников больше 5-ти источников, выпущенных 5 лет назад. Как-то наивно думать, что мнение десятка современных аналитиков, написавших свои статьи год назад, может хотя бы близко приблизиться к весомости мнения Генри Форда, который первым стал использовать конвейер, Джека Траута, придумавшего концепцию позиционирования товаров, или Джека Уэлча, легендарного CEO General Electric.

За два десятилетия правления Джека Уэлча, с 1981 по 2001 гг., общая стоимость корпорации возросла в 30 раз — с 14 до почти 400 миллиардов долларов. General Electric стала второй компанией по прибыльности в мире. После своего ухода из GE в 2001 году Уэлч написал автобиографию JACK: Straight From The Gut, которая стала бестселлером.

И вот за использование такой книги и указание даты её публикации вам могут работу «завернуть». Поэтому корректируйте даты выпуска информационных источников.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

В большинстве экономических работ приложением А будет бухгалтерский баланс объекта исследования за три года.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

В следующих приложениях будут расположены:

— Большие иллюстрации (размером более полстраницы)

— Большие таблицы (размером более 70% страницы)

Все приложения должны быть упомянуты в тексте ВКР.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки.

Количество приложений и их объём обычно не ограничивают.

Материалы для выпускных квалификационных (дипломных, бакалаврских, магистерских), курсовых работ и отчётов по практике по экономике, финансовому менеджменту и анализу:

  • Вторая глава ВКР по экономике называется обычно как часть названия дипломной работы, но с добавлением слов "анализ, оценка, диагностика" и т.п. в начало названия. Например,…
  • Доброго дня, уважаемый читатель. В этой статье расскажу о том, как писать введение дипломной работы. Введение пишется после составления плана дипломной работы. После написания введения…
  • Третья глава дипломной работы (бакалавра или специалиста) состоит обычно из трёх подразделов. Её заглавие часто похоже на наименование темы диплома и начинается со слов типа…
  • Существует несколько вариантов того, где взять баланс и отчёт о финансовых результатах для дипломной работы. Ну и для любой другой экономической работы тоже. Если вы…
  • Для того чтобы оценить результаты внедрения мероприятий в третьей главе диплома, очень часто имеет смысл придумать прогнозный баланс и отчёт о финансовых результатах. Для чего это… Доброго дня вам. В этой статье рассмотрим, что писать в заключении экономической работы - диплома, диссертации или обычной курсовой работы. Общий объём заключения составляет порядка…
  • Здесь вы можете ознакомиться с отзывами клиентов о работе со мной, а также посмотреть стоимость экономических дипломных работ. Сначала отзывы. Имён, как вы понимаете, привести не…
Загрузка...
Top