Предание о кие щеке и хориве. Древняя русь

Расселение славян

Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах. И еще сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие - сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

Кий, Щек и Хорив

И было три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне называется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалавь по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и до сегодня в Киеве…

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане.

Дань хазарам

И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах, и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю и к своим старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань захватили мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, то есть саблями, а у этих оружие обоюдоострое, то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель». И сбылось это все, так как не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению.

Призвание варяжских князей

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие назывались свей (шведы), а иные норманы и англы, а иные еще готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому - Полоцк, этому - Ростов, другому - Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - славяне, а в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Было три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.

Аскольд и Дир
Смерть Олега

И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «Отчего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе умереть!» Запали слова эти в душу Олега, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев, и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов, и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неправо говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Юноша-кожемяка

В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю, со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками». Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, - испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?» И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Есть ли муж? Вот наш готов!» Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа, был же он очень велик и страшен. И выпустил мужа Владимир, и уридел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил он печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.

Белгородский кисель

В год 6505 (997). Когда Владимир пошел к Новгороду за северными воинами против печенегов, - так как была в это время беспрерывная великая война, - узнали печенеги, что нет тут князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе сильный голод, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? - сдадимся печенегам, - кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на вече, и спросил он: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня, и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы, или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, которое было спрятано в княжеской медуше. И приказал сделать из него пресладку сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем». Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те, и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И сварив, ели князья печенежские, и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

СКАЗАНИЕ ПРО ТРЁХ БРАТЬЕВ - КИЯ, ЩЕКА, ХОРИВА И СЕСТРУ ИХ ЛЫБИДЬ

Древние времена не стало Русам покоя на Дону-реке, и собрались тогда князья-братья и сестра их Лыбидь держать совет со своими Родами.

Нет больше мочи тут жить, - рек Кий, - у нас людей больше гибнет, чем рождается и конца-краю войне не видно.

Едва от одних врагов отобьёмся, другие идут, и всё со свежими силами, - добавил Щек.

Надобно уходить в тихие земли, - отозвался Хорив, - где можно спокойно жить, хлеб сеять и скот разводить.

А некоторые Старейшины, седобородые Деды, вздыхали:

Когда-то ушли мы из Ябулаки к Дону, принесли семена, яблочки посадили, а теперь, выходит, кто-то другой их есть будет?

Ежели жить хотим, уходить надобно, - говорили иные, - и в другом краю сады яблочные и лозу виноградную посадим. Ведите нас, князья-братья!

И велели братья своим людям в дальний путь собираться и идти к Карпат-горе и на Дунай.

И вспоминали братья-князья своего отца Орея, которого давно уже не было на свете, помер он ещё до того, как Русы пришли на Дон. А теперь из-за войн и Мора опять надо идти иные земли искать.

Поплакали бабы и старики, что не придётся помереть на родной земле, да делать нечего, собрали добро, сложили на возы и пошли-поехали за братьями на закат Солнца великого. И первыми Щек с Хоривом за Карпат-гору ушли, а за ними и Кий с сестрою в поход отправились.

Долго шли они степями дикими и претерпевали многое от людей недобрых, а чтоб обороняться от всяких разбойников, двигались порядком таким: впереди князь с дружиной, потом возы в два ряда справа и в два ряда слева, сзади тоже дружина ратная, и по бокам - всадники. А посредине между возами шли пешие, кому на возу не сиделось и хотелось ноги размять. А на возах ехали старцы, жёны, дети, хворые люди, а также овцы с ногами связанными, потому как не могут овцы сами ходить далеко.

Так шли они до самого вечера, потом останавливались у воды. Поили скот, пили сами, собирали сухую траву для костра, рубили кусты и ставили в больших котлах варить вечерю для всех людей. Стан на ночь окружали возами, а скотину держали у берега, чтоб ела траву свежую и пила воду чистую, сколько хотела. А на полгона дальше в степь высылали дозорных. У берега всю ночь горело кострище, и при нём был Огневой или Баба-коструня, и те следили, чтоб не погас огонь.

В реке на ночь от берега до берега протягивали сети, а утром на Зорьке вынимали рыбу, пекли на угольях и готовили варево на снеданок.

Потом снимались и прежним порядком шли всё так же на заход солнца. В обед только на час останавливались, а потом опять шли до вечера.

И шли Пращуры по степи, и возы могли ехать, потому как всадники впереди прибивали траву высокую, и она не наматывалась на колёса.

И не раз и не два на пути встречались враги и хотели пограбить Русов, да были всадники начеку и разгоняли гостей непрошенных.

Так дошли Русы до Гнилого Болота, а там - ни травы доброй, ни воды питьевой. Скотина стала реветь от жажды и голода, и Кий велел дать ей понемногу воды из тех мехов, что для себя везли и покормить просом. Никто из людей не возражал, одначе все остались без питья и еды. И многое претерпели люди в дороге той, и многие по пути умерли от хворобы всякой, жажды и голода.

И пришли они к Ставрам. Послал Кий гонцов, те вернулись и сказали, что Ставры сами голодуют и не могут дать ни проса, ни хлеба, а только воды и соли сколько угодно, да ещё капусты кочанной. Отправил Кий людей с возами к Новгороду Ставрскому, и те привезли припасы, да ещё прикупили малость гречки.

И опять долго шли, и много страданий на их долю выпало, да крепились люди и друг-дружку поддерживали. А когда дошли до Непры, в море бегущей, то стали на берегу в страхе, потому как нигде, кроме Волги, такой могучей реки не видывали.

И велел Кий-князь деревья на берегу рубить, строить большую лодию и перевозить людей. И вскоре все оказались на другом берегу, и пошли дальше к Дунаю.

А когда пришли на Дунай, то не смогли там осесть, поскольку встретили много врагов. И пошли они наТышу-реку и поставили град Киевец-Дунаевец. Да и там из-за Волохов не смогли долго жить. И тогда отошли назад, к Непре, и поставил Кий иной град Киев.

Оттуда и пошла земля русская Киевская, богатая и славная на Славуте-Днепре.

И слава о князе Кие не умрёт никогда, вовеки!

Из книги Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР автора Чазов Евгений Иванович

Хоть бы сестру завели под видом горничной или врача под видом одного из полковников - все-таки человеку 72 года! На следующее утро, четвертого, кому-то пришла в голову идея, нет ли вдобавок ко всему инфаркта миокарда. Из больницы прибыла молодая врачиха, сняла

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Гибель одного из трех братьев Да не три брата родныих в одном полку служили,Во тем полку было Преображенском, в первойроте гренадерской.Да большой брат служил майором,А средний брат служил есаулом,А по-солдатскому назван капитаном,Самый меньшой брат служил

Из книги Тайна гибели Бориса и Глеба автора Боровков Дмитрий Александрович

Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу* *Анонимное сказание Господи, благослови, отче! - «Род праведных благословится, - говорит пророк, - и потомки их благословенны будут». Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской

автора

3. Отон приходит к власти посредством женщины, а Годунов - «через» Ирину, якобы свою сестру Вот что говорит Светоний о возвышении Отона. «После смерти отца он подольстился к одной СИЛЬНОЙ ПРИ ДВОРЕ вольноотпущеннице и даже притворился влюбленным в нее, хотя она и была уже

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

9. Появление трех самозванцев, трех Лже-Неронов Это - три «Лже»-Дмитрия в Руси-Орде конца XVI - начала XVII века Как мы уже поняли, «античный» Вителлий накладывается на «Лже»-Дмитрия Первого. В то же время Светоний почему-то не называет напрямую Вителлия самозванцем,

Из книги Золото скифов: тайны степных курганов автора Янович Виктор Сергеевич

5. Скифские прототипы Кия, Щека и Хорива Археологические данные свидетельствуют о том, что на территории Киева поселения существовали со времен палеолита, а непрерывно - начиная с IV тысячелетия до н. э. Однако поселения, ведущие натуральное хозяйство, не могут считаться

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

30 О том, что (Тиграм) отправил свою сестру Тигранухи в Тигранакерт; об Ануйш, первой жене Аждахака, и о поселении пленных Повествуется также о том, что после такого исхода событий Тигран с царскими почестями и с огромной свитой отправляет свою сестру Тигранухи в Армению, в

Из книги Франкская империя Карла Великого [«Евросоюз» Средневековья] автора Левандовский Анатолий Петрович

«Война трех братьев» Но если смерть Людовика Благочестивого никого не огорчила, то она не принесла и радости: умиротворения не получилось. Карл Лысый. Миниатюра из «Библии Карла Лысого»Теперь на исторической арене оставались три брата: Лотарь, Людовик и Карл.

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 40. О том, что, на протяжении трех десятилетий провозгласив трех своих сыновей василевсами, он праздновал освящение храма, созданного им в Иерусалиме Константин уже окончил тридцатилетие своего царствования и трех сынов в разное время провозгласил василевсами.

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

Сказание о потопе - вовсе не еврейское сказание Но вот что особенно интересно: сказание о потопе вовсе не еврейское сказание, а значит, не «божье откровение». Оно пришло к евреям из другой страны, от другого народа. Оно записано в ассирийских книгах. И записано еще за

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

13. О ВОЗНИКНОВЕНИИ КИЕВА СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ЛЕГЕНД. ОДНУ ИЗ НИХ ОЛЕСЬ БУЗИНА РАЗУКРАСИЛ ТЕМ, ЧТО НАЗВАЛ КИЯ, ЩЕКУ И ХОРИВА БАНДИТАМИ О долголетии Киева задумывались многие государственные и не государственные деятели.В 1970 году в Киеве была издана книга тогдашнего

автора Аверков Станислав Иванович

17 О возникновении Киева существует множество легенд. Одну из них Олесь Бузина разукрасил тем, что назвал Кия, Щеку и Хорива бандитами О долголетии Киева задумывались многие государственные и не государственные деятели.В 1970 году в Киеве была издана книга тогдашнего

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

18 Специалист по восточным народам академик Н.Я. Марр нашел родовое гнездо Кия, Щеки и Хорива где бы вы думали? Конечно, в Армении Никола?й Я?ковлевич Марр родился 6 января 1865 года в Грузии, в Кутаиси. Он был видным российским и советским востоковедом, а также и кавказоведом,

Из книги Война детей автора Штемлер Илья Петрович

«ГРИГОРЬЕВ САША ИЩЕТ СВОЮ СЕСТРУ РАЮ» К вечеру дом наполняется, как таз водой. Постепенно. С первого этажа по четвертый.На первом живут студенты техникума – они приходят раньше всех, и почему-то одни девочки. Лишь два мальчика в очках. На втором – преподаватели, они

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

14. О СМЕРТИ КИЯ, ЩЕКА И ХОРЕВА и о наследии их по них. ЕГДА ЖЕ КНЯЗИЕ Российскии трие братия, Кий, Щек и Корев, или Хорев, по довольном княжении своем над Россами, живот смертию премениша; по них кто бы на месте их градом Киевом природным свойством господствовал, велие о сем

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Кий, Щек, Хорив и Лыбидь Кий в восточнославянской мифологии герой, первопредок, родоначальник племени полян. Кий – мужской символ оплодотворения; можно предположить, что называться этим именем удостаивались выдающиеся персоны, коих уважал народ, старшины рода, князья. В

Да нет, как раз по легенде-то вполне себе славяне.

А вот на самом деле... Тут что-то трудно утверждать, поскольку достоверность всей этой истории (а значит и существование подобных имен) весьма и весьма сомнительна.

Кий , как ни странно, именно кий - длинная палка, посох. Слово праславянское, дошедшее до современности благодаря бильярдистам. Скорее всего именно это слово и дало начало названию самого города (сравните со Стокгольм - остров палок). Возможно где-то там была рощица, пущенная на посохи. Хотя, в принципе, не как имя, но как прозвище вполне могло быть у высокого и худого человека.

Щек - полагают, что родственно "Чех", хотя тут тоже можно спорить, что первично, само имя или название горы Щекавица (Щековица), на которой этот Щек якобы жил. Если все-таки второе, то название горы легко объясняется её формой (есть что-то от обрюзгших, расплывшихся щек). Тут интересна этимология самого слова щека - видимо не только праславянского, но и вообще индоевропейского...

С Хоривом сложнее, скорее всего, как Щек, - по топониму, ныне исчезнувшему, горе Хорвица (Хоривица).

А вообще все это есть в Вики, хотя кое с чем я бы поспорил, уж больно много "всяких разных" версий, некритично включенных "до кучи".

Происхождение имен и названий легенды

Имя Кий возводилось ко многим языкам. Наиболее авторитетными являются объяснения этого имени от славянского слова, означающего «палица, дубина, боевой молот», и от тюркского «высокий берег».

Имя Щек сопоставляется с именем Чеха, легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица.

Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название горы сравнивают с иранским словом Haraiva - название горной страны. Народно-этимологически названием связывали с библейской горой Хорив.

Лыбедь - это небольшая речка, впадающая в Днепр. Имя Лыбедь возводят обычно к словам лебедь, луб, лыва. Другое название Киева, упомянутое Константином Багрянородным в X веке, Самватас, и встречающееся как имя в византийской надписи VI века, возводят либо к еврейскому, либо к хазарскому языку. Однако славянские топонимы «сувит», «собот» и пр. также очень распространены как обозначение «слияния», «соединения»[источник не указан 268 дней]. Сами же евреи, жители города, в переписке X века называли его Киевом.

При этом ряд учёных, в том числе профессор М. И. Артамонов, отмечают, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Так, гипотеза об иранских корнях имени легендарного Кыя (Кия из русской летописи) получила развитие в советской историографии у В. Н. Топорова. Также широко известна гипотеза американо-украинского востоковеда О. И. Прицака, который полагал, что возникновение Киева связано с хазарами и что Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе. Гипотеза Прицака была подвергнута критике, как заведомо необоснованная.
//----
(вики)

Сообщение летописи о трех братьях – основателях Киева безусловно основано только на народном предании. Летописец даже не пытается датировать время их жизни – оно теряется во тьме времени.

Тем интереснее, что это сообщение получает известное подтверждение и даже датировку в чужеземном источнике. Именно, армянский историк VII века Зеноб Глак рассказывает об основании Куара (Киева, называемого в древности иностранцами Куабой) в стране полуни (поляне) Куаром, Ментеем и Хереоном.

Хотя имена сильно изменены, но сходство все же столь заметно, что о случайном совпадении говорить не приходится. Очевидно, что легенда об основании Киева каким-то путем очень давно попала на Кавказ и попала в местную летопись.

Замечательно то, что это предание записано в Армении уже в VII веке, тогда как в русской летописи оно упоминается только в начале XI века. Срок в 400 лет – весьма почтенный. Но когда эта легенда впервые попала на Кавказ? Не исключена возможность, что трех киевских братьев мы должны отнести еще глубже VII века.

Во всяком случае, это указание дает некоторые надежды на возможность нахождения и других сведений, касающихся древней русской истории в столь малоизвестных источниках, как армянские, грузинские, древнееврейские, арабские, а особенно греческие источники. В сущности, давно уже пора начать «раскопки» и по таким источникам, раскопки поучительные и систематические.

Так как о трех братьях более ничего не известно, то мы остановимся на филологической стороне вопроса, которая все же может пролить хотя бы слабый дополнительный свет. Прежде всего, все три имени безусловно славянские.

«Кий» до сих пор живет полной жизнью в украинском языке, означая длинную, тонкую, прямую жердь; уцелело это слово и в русском языке, но только в одном узкоспецифическом значении – «бильярдный кий». Конечно, древнерусское произношение было «Кый». Это имя, как и все в старину, было, в сущности, кличкой, прозвищем.

Имя «Щек» не поддается столь ясной расшифровке; возможно, что есть какая-то связь с «щекой», «щекотом» и т. д. Славянская специфичность этого слова не подлежит ни малейшему сомнению. Для армянина это слово, вероятно, было столь труднопроизносимым, что было употреблено совершенно другое слово (возможно, что слово «Ментей» является только переводом славянского значения слова «Щек»).

Вюобще, приходится удивляться, что даже самые легкопроизносимые русские слова в устах иностранцев подвергаются значительной переделке. Кажется, чего проще и звучнее: «Ярослав», а между тем скандинавские саги сделали из него «Эрислейф»’а.

я этим, что значение слова в точности не уловлено. Корень слова «хорь» (хорек) (вспомните «Хорь и Калиныч»), лицо, бывшее сыном или потомком Хоря, было «Хоревом», или, согласно древнерусской фонетике, более удержанной до сих пор в украинском языке, Хоривом – т. е. хоривым сыном. В данном случае третий брат имел не кличку, а имя, основанное на принадлежности к данной семье.

Таким образом, если Кый, Щек и Хорив были братьями, то в имени третьего брата отразилось и имя их отца, т. е. самым древним киевлянином и славянином Киевской Руси был некий «Хорь».

Возможно, что имена братьев есть только сохранившаяся в народной памяти цепь лиц, игравших важную роль в жизни Киева и превращенных в братьев уже значительно позже. Однако то, что армянский летописец имел дело уже с тремя братьями, заставляет думать, что три упомянутые лица все же были действительно братьями.

Здесь небесполезно упомянуть, что современная украинская форма «хорь» будет «тхор»; которая из них «чище» и древнее, сказать трудно, этой разницы, однако, при расшифровке разных названий не следует упускать из виду.

Археологические данные показывают, что на территории Киева до конца X века существовало три древнейших поселения, которые затем слились. Возможно, что каждое из них носило имя брата-основателя. И до сих пор в районе древнего Киева мы имеем гору Щекавицу, Хоревую улицу и т. д. Эти три поселения, слившись вместе, объединились под одним названием Киев – очевидно, именем большего поселения.

Совпадение трех поселений с тремя братьями, приуроченность их имен именно к старому Киеву, свидетельство летописи – все это заставляет смотреть на легенду с большим вниманием, ибо в ней чувствуется историческая действительность.

Также не лишено значения глухое указание летописи о путешествии Кыя в Царьград, о почете, оказанном ему там царем (интересна также ремарка летописца, что который царь принимал Кыя – ему неизвестно, – в легендах таких ремарок не делают). Очевидно, поездка Кыя не была приватная поездка, а поездка представителя, – отсюда и почет, ему оказанный.

Не лишено значения замечание летописи, что Кый хотел осесть на Дунае, но неудачно: местные жители ему этого не позволили, но, мол, место «Киевца» люди знали. В этом указании обращает внимание странное совпадение желаний Кыя и Светослава – не отзвук ли это старинной связи киевских славян с Дунаем?

Князь Кий - легендарный основатель города Киева, который через несколько столетий станет центром Древнерусского государства. Насчет реальности этой личности ходит много споров: одни историки считают его деятельность абсолютно легендарной, другие заявляют, что легенды, возможно, имеют под собой фундамент реальных событий. Так кто же был князь Кий? Биография, различные версии его жизни, а также их интерпретации станут предметом нашего обсуждения.

Свидетельство «Повести временных лет»

Первый источник, который следует упомянуть при поисках истины, кем же был основатель Киева князь Кий, это летопись «Повесть временных лет».

Согласно летописным данным, братья Кий, Щек и Хорив, а также их сестра прекрасная Лыбедь принадлежали к племени полян. Щек жил на горе, которая в будущем была названа Щековицей, а Хорив - на возвышенности, получившей название Хоривицы. В честь Лыбеди была названа река, впадающая в Днепр. Три брата и сестра основали город, которому по имени старшего из них было дано название Киев.

В то же время летописец приводит и другую версию основания города, согласно которой Кий - вовсе не князь, а простой перевозчик через Днепр. Поэтому данная местность стала называться «перевоз Киев». В будущем это название закрепилось и за основанным в этих местах городом. Но летописец сам же и опровергает эту версию, говоря о том, что Кий посещал Царьград (столица Византии Константинополь) и был принят императором, а простой перевозчик этого сделать бы не смог, поэтому он однозначно - князь.

Далее в летописи говорится, что, возвращаясь назад, князь Кий основал на берегах Дуная небольшой городок, в котором решил осесть. Но местные жители невзлюбили пришельцев, а поэтому те вынуждены были вернуться на берега родного Днепра, в Киев. Но тем не менее на Дунае осталось городище, которое получило название Киевец. Кий, как его братья и сестра, умер в основанном им городе Киеве.

Именно эта легенда о князе Кие является наиболее авторитетной.

Версия Новгородской летописи

Новгородская летопись является своеобразным продолжением «Повести временных лет». Тем не менее в ней однозначно говорится, что Кий никакой не князь, а именно перевозчик. Там же повествуется о том, что он был ловцом зверей.

Данная летопись также привязывает деятельность Кия к конкретному времени - 854 году. Но большинство историков считают, что если он и существовал, то жил гораздо раньше. Ведь получается, что всего через 28 лет Киев захватил правитель Новгорода Кий должен был основать Киев не позже конца VIII века. Так, во всяком случае, считал известный советский историк

Польская хроника Яна Длугоша

Кий упоминается не только в отечественных летописях, но и в источниках других стран. Например, упоминание о нем имеется в польской хронике XV века Яна Длугоша. Впрочем, Длугош, упоминая о Кие, опирался в первую очередь на все те же русские летописи, о которых мы говорили выше, так что его сообщение является вторичным.

Так как же представлен в данной хронике Кий? Князь упоминается лишь связи с тем, что назван родоначальником династии, которая правила в Киеве вплоть до братьев Аскольда и Дира. Но «Повесть временных лет» считает последних не потомками Кия, а варягами. Более того, арабские хроники и некоторые современные историки вообще сомневаются, что могли править в одно время, считая их либо отцом и сыном, либо вообще не связанными друг с другом людьми.

Армянская интерпретация

В Армении также существует легенда, которая не просто перекликается с сообщением из «Повести временных лет», но даже оперирует идентичными именами. Она дошла к нам через «Историю Тарона» Зеноба Глака (приблизительно VI-VIII в.). В легенде говориться о двух братьях, которые вынуждены были бежать из родных мест в Армению. Местный царь сначала их жаловал и одарил землями, но через 15 лет убил, а имущество предал их сыновьям - Куару, Мельтею и Хореану. Каждый из братьев основал город и назвал его собственным именем. Между поселениями они основали языческий храм.

В именах братьев Куар и Хореан легко угадываются Кий и Хорив. Название города Куары идентично Киеву. Но как же быть с Мельтеем? Дело в том, что это имя переводится с армянского как «змей». Такой же перевод с древнеславянского имеет имя Щек.

Но как связаны между собой армянские и славянские сказания? Существует версия, что их объединяет древняя общеиндоевропейская легенда. Также высказывается предположение, что оба народа переняли её у скифов.

Данные археологии

Как же сопоставляются эти сведения из легенд с реальными материальными данными, добытыми в результате археологических раскопок? Ведь только легенда, подтвержденная археологией, может претендовать на историчность.

Однако есть археологические находки, свидетельствующие о наличие поселения на месте современного Киева ещё в конце V века н. э. Поэтому в 1982 году условно-официально отпраздновали 1500 лет со дня основания Киева. На момент закладки поселения оно находилось на границах одновременно трех колочинской, пеньковской и пражско-корчакской. Все три культурных группы большинство ученых относят к славянским племенам. Ещё ранее, со II по V века, на месте будущей столицы Украины располагалась киевская культура. Её непосредственным продолжателем является указанная выше колочинская культура, а предшественником - зарубинецкая.

Но археологи нашли только остатки обычного славянского поселения V века. Ни о каком полноценном городе с постоянным населением тогда речь не шла. Лишь только начиная с VIII века можно с уверенностью сказать, что на месте Киева возник полноценный город, с укреплениями и с городским стилем жизни, естественно, с корректировкой на эпоху. В это время, с VIII по X века, на этом месте пересекались волынцевская культура и луки-райковецкая. Волынцевскую культуру обычно связывают со славянскими племенами северян, которые имели центр в Чернигове. Луки-райковецкая культура являлась продолжателем корчакской культуры, и возможно, связана с племенами полян, которые собственно и основали Киев, согласно теории принятой большинством историков. Нужно отметить, что представители волынцевской культуры оттесняли своих соседей на запад.

В 1908 году знаменитым археологом Хвойка В. В. на Старокиевской горе был обнаружен комплекс, который он сам трактовал, как языческий алтарь князя Кия. Ориентировочно эта находка датируется VIII—X веками. Впрочем, позже выводы Хвойка о предназначении данного сооружения некоторыми специалистами были поставлены под сомнение.

Поиски истины в византийских источниках

Как было сказано выше, в «Повести временных лет», в Константинополе был Кий. Князь был принят византийским императором. Поэтому, если это не выдумка летописца или просто легенда, данный факт мог бы послужить хорошей зацепкой, чтобы выяснить, кем был Кий и в какое время он жил.

Некоторые средневековые историки пытались даже связать это событие с сообщением византийца Никифора Григоры, который жил в XIII-XIV веках. Согласно его словам, во время правления римского императора Константина великого в IV веке, к нему приходили в Константинополь правители разных стран. Среди них также был назван «повелитель Руси». Нужно заметить, что данное сообщение в средние века воспринималось довольно серьезно. В одном из летописных сводов XVIII века, опираясь на это византийское свидетельство, был указан год основания Киева - 334 от Рождества Христова.

Но при более тщательном подходе свидетельство Никифора Григоры не выдерживает никакой критики. Во время правления Константина Великого никакой Руси быть ещё не могло, а славяне представляли собой разрозненные племена, не объединенные даже в подобия государств. Впервые термин «Русь» появился только в IX веке, то есть через пятьсот лет. Кроме того, это событие нигде больше не упоминалось, а сам Никифор Григора жил на 1000 лет позже описываемых событий. Скорее всего, чтобы подчеркнуть величие Константина Великого, он сочинил это сообщение о посольстве, вставив туда название современных Никифору государств.

Более реалистичной выглядит попытка связать правление основателя Киева со временем Юстиниана I. Именно тогда жил человек, с которым может быть сопоставлен Кий. Князь совершил путешествие к Царьграду. Возможно, это был военный поход, который часто в ту пору совершали славяне из союза антов. Один из них, Хильбудий, был даже назначен императором правителем провинции Фракия. Некоторые современные ученые пытаются сопоставить Хильбудия и Кия. Дословно в «Повести временных лет» указывается, что Кий «великую честь принял от царя». Слово «честь» для древних славян означало также переход на службу. Так что Кий вполне мог служить у Юстиниана в качестве федерата или даже занимать пост в византийской армии, как это делал Хильбудий. Кроме того, в византийских источниках указано имя отца Хильбудия - Самватас. Таким же было одно из наименований Киева.

Исторический Хильбудий был убит в 533 году в битве с одним из славянских племен.

Ещё одна из версий сопоставляет Кия с предводителем болгар Кубером, который жил в первой половине VII века.

Хазарская версия

Существует также гипотеза, по которой Кий - князь Киева - имел хазарское или мадьярское происхождение. Данную версию впервые выдвинул известный историк Вернадский Г. В. Он считал, что Киев был основан сравнительно поздно, не раньше 830 года. Это случилось тогда, когда границы Хазарской державы продвинусь к Днепру. По этой версии Кий, Щек и Хорив были либо хазарами, либо предводителями мадьярских племен на службе у хазар.

Имя «Кий» Вернадский выводил от тюркского слова, которое означало берег реки. Кроме того, византийский император называет Киев Самватасом, а, по мнению лингвистов, этот топоним имеет хазарское происхождение.

Время правления

Так когда же жил Кий-князь? Годы правления в точности не назовет никто. Даже век, в котором он правил, если существовал в действительности, назвать очень трудно. Но можно очертить некоторые временные рамки.

Согласно различным свидетельствам и интерпретациям, Кий жил в отрезке с IV по IX века. Впрочем, если откинуть самые крайние и маловероятные, как, например, свидетельство Никифора Григора, то получим временной промежуток с VI по VIII века.

Выводы ученых

Большинство современных ученых считают личность Кия абсолютно легендарной. Его имя они определяют как эпоним. То есть легенду о Кие, по мнению академической науки, придумали для того, чтобы дать объяснение названию города, происхождение которого забыли.

Но все-таки не хочется верить в такое скучное и банальное объяснение, ведь легенда намного интереснее.

Кий в современной культуре

В настоящее время Кий считается покровителем столицы Украины. Кию, Щеку, Хориву и Лыбедь был установлен в 1982 году, в честь празднования 1500-летия основания города.

В 1980 году была написана книга «Князь Кий». Она принадлежит перу Владимира Малика.

Кий: история и легенда

В повествовании о князе Кие очень трудно отделить реальную историю от легенды. Более того, большинство историков считают, что этот правитель никогда не существовал.

Тем не менее с основанием города Киева навсегда останется связан в представлении многих людей Кий - князь, имя которого вошло в легенду.

Загрузка...
Top