Бильярдный кий своими руками. Из чего сделан ваш кий. Зависимость мастерства от стоимости кия

Добрый день, уважаемые читатели!

Примеры киёв, изготовленных в мастерской Шатова

Благодаря счастливому стечению обстоятельств на днях мне удалось побывать в удивительном месте – в уникальной столярной мастерской , которая занимается исключительно изготовлением киёв для бильярда. И не просто бильярда, а именно русского. И не просто киёв, а эксклюзивных киёв ручной работы . И вообще, это не обычная мастерская, а мастерская одного из лучших мастеров по изготовлению киёв ручной работы в нашей стране – мастерская Ивана Шатова .

руководитель мастерской Иван Шатов за работой

Коллектив мастерской принял меня очень тепло и с большим удовольствием поделился со мной всеми тонкостями процесса изготовления киёв. Захватывающую экскурсию по мастерской для меня провел Алексей Шатов. Сегодня я поделюсь этими ценнейшими знаниями с вами.

общий вид мастерской

мастер Алексей Шатов

Самое важное в кие – это материал, из которого он изготовлен. Дерево должно соответствовать множеству критериев: в первую очередь быть одновременно сверхпрочным и очень гибким. Помимо этого, кии ручной работы – это настоящие произведения искусства, что во многом достигается благодаря использованию нескольких пород дерева с различной структурой волокон и цветом. Вследствие таких жестких требований круг используемых пород дерева достаточно сильно ограничен и представлен в основном экзотическими породами. Например, ударную часть кия (шафт) в большинстве случаев изготавливают из граба (плотность 750 кг/м3). Остальная часть кия может быть изготовлена из таких пород, как палисандр, мербау, венге, падук, коко-боло, эбеновое дерево и даже самое тяжелое дерево в мире – змеиное дерево (1400 кг/м3). Качество исполнения, сочетание пород и, в конечном итоге, красота изделия полностью зависит от фантазии и навыков мастера.

материал для киёв — бруски ценных пород

Дерево поставляется в мастерскую в виде брусков-заготовок, которые предварительно прошли длительный процесс естественной сушки (для некоторых пород этот период может достигать года и даже более). Сырье пребывает в мастерскую задолго до того как оно будет использовано: уже высушенные бруски обязательно вылеживаются минимум три месяца непосредственно в мастерской перед тем как идут в дело — для установления необходимой влажности.

фуговально-рейсмусовый станок

В первую очередь из бруска делается заготовка нужного размера. При этом используется высокоточный фуговально-рейсмусовый станок. Из-за высокой плотности обрабатываемой древесины ножи станка изнашиваются в несколько раз быстрее, чем при обработке древесины мягких пород. На выходе этого этапа получаются идеально ровные заготовки размером 30х30мм.

выпиливание нужного угла на ленточнопильном станке

Далее заготовка попадает на ленточнопильный станок с тончайшими полотнами (0.35мм) — для обеспечения максимально чистого реза. На фото видно, что при помощи цулаги (специального приспособления), запил происходит под специальным, строго заданным углом. Этот угол сам по себе является отличительной чертой мастера и у каждого мастера он свой.

ножи для доводки детали после ленточной пилы

Несмотря на тонкое лезвие, ленточная пила не способна исполнить пропил нужной формы — в конце пропила всегда будет прямой угол (ступенька). Для доведения пропила до совершенства используются ножи, изготовленные по спецзаказу, которые имеют ровно тот угол лезвия, который необходимо.

финальная доводка ручным инструментом

идеально точное соединение

Затем, таким же образом на ленточной пиле нарезаются схожие элементы из других пород или другого размера, в зависимости от замысла мастера. После чего вся заготовка помещается в ваймы для склеивания. Для сращивания элементов в единое целое используется эпоксидная смола. Смола лучше чем клей подходит для данного вида работ, так как она имеет более длительное время схватывания (около 30 минут) — есть возможность не торопясь, точно собрать заготовку. К тому же ПВА клей имеет некоторую эластичность даже после застывания, что недопустимо для кия, так как может давать дополнительный люфт. Смола же после отверждения полностью монолитна.

заготовка зажимается в ваймы при склеивании

После окончательного затвердевание смолы (через неделю) заготовка готовится к следующему этапу — обработке на токарном станке.

заготовка перед токарной обработкой

заготовка устанавливается в токарный станок

Один из ключевых этапов — подбор нужного количества свинца для рукоятки кия. Кий специальным образом балансируется. Зачастую при изготовлении кия на заказ, у заказчика есть пожелания в том числе и по нужному весу кия.

свинцовый стержень

Финишная шлифовка производится исключительно в ручную на специальном самодельном абразивном стенде. Покраска осуществляется по желанию заказчика: это может быть покрытие лаком либо натуральным маслом, что наиболее популярно в настоящее время.

приспособления для финишной ручной шлифовки кия

Также в мастерской нашлось место и для станка с программным ЧПУ управлением. Он имеет фрезу для резьбы и лазер для выжигания. В основном он используется для нанесения клейма мастера на уже практически готовый кий.

ЧПУ станок

примеры работ мастерской Шатова

Выражаю благодарность коллективу мастерской за отличную возможность познакомиться с процессом изготовления киёв, с самой мастерской и с готовыми изделиями!

Дорогие читатели, завтра вас ждет наиболее захватывающая часть репортажа — фотографии готовых работ мастерской Шатова. Кто не может ждать завтра, смотрите прямо сейчас на

Посмотрим, какие породы дерева применяются в изготовлении бильярдных киев. Как вы уже заметили этих пород не очень много, поскольку требуемой жесткостью обладает не каждое дерево.

Амарант: ценится мастерами за свои высокие плотность и твердость, обеспечивающие ему отличную устойчивость к динамическим нагрузкам.
Эбен: очень плотный материал, настолько плотный, что тонет в воде. Эбен – настоящий рекордсмен по стоимости. Кубометр такого дерева может стоить более 100 тысяч долларов. Соответственно, если вам предлагают кий из эбена за смешные деньги – задумайтесь, может ли такое быть в принципе?
Палисандр: отлично полируется, практически не усыхает, а твердость древесины больше, чем у дуба. Как правило, используется в качестве декоративного элемента, поскольку обладает красивой структурой волокон.
Венге: древесина венге обладает отменной устойчивостью на сжатие и изгиб, поэтому в производстве бильярдных киев используется достаточно широко. Плюс ко всему венге не поддается грибковым воздействиям, что делает его весьма удобным в хранении. Древесина настолько твердая и тяжелая, что даже термиты обходят это дерево стороной.
Граб: пожалуй найдется не так много хороших и недорогих бильярдных киев, в которых бы не использовался граб. Жесткость, прочность на изгиб и раскалываемость – вот далеко не полный перечень его свойств. Стоит отметить, что в «свежем» состоянии граб подвержен поражению грибками, но правильная обработка и сушка делают его идеальным материалом для кия. Как правило граб идет на изготовление турняков, а также активно применяется в склейках «елочки».
Бубинго (кевазинго, вака): древесина имеет ярко выраженный темно-красный или красно-коричневый оттенок (отдаленно напоминает некоторые виды палисандра). Бубинго с территории Камеруна выделяется среди своих собратьев оригинальными завитками в текстуре. Высокая плотность и устойчивость к износу и внешним воздействиям сделали бубинго одним из наиболее востребованных в производстве киев деревом.
Лайсвуд: древесина отличается интересным рисунком в совокупности с прочностью и простотой в обработке. Лайсвуд легко поддается полировке и склеиванию, но при этом мастеру стоит внимательно следить за процессом обработки, поскольку крупноволокнистая структура лайсвуда требует определенных навыков, чтобы избежать разрыхления.
Ипе: наравне с грабом является наиболее распространенным материалом для изготовления бильярдных киев. Отличается глубоким оливково-коричневым цветом и хорошей устойчивостью ко всем видам внешних воздействий.

Появление кожаной наклейки

Практически до начала 30-х годов 19 века все удары в бильярде были строго центральными. Шар можно было пустить только по прямой. Кожаных наклеек, без которых современный бильярд просто невозможно представить, в то время еще не было. Правда стоит отметить, что многие игроки пытались найти какой-нибудь способ, чтобы улучшить игру. Одним из первых первопроходцев стал французский майор Дуга, большой любитель бильярда. В качестве прообраза наклейки он изобрел гипсовый наконечник. Недостатков у такого наконечника была масса: кий приходилось периодически обмакивать в жидкий гипс, капли гипса попадали на сукно, сукно легко рвалось от случайных попаданий по нему таким наконечником и т.д. Несмотря на это, такой кий давал преимущества в игре по сравнению с обычным деревянным кием без всякого наконечника. Удары по шарам по-прежнему приходилось делать только в центр, но гипсовый наконечник существенно снижал вероятность кикса.
Изобретение кожаной наклейки приписывают другому французу – Менго. По одной из версий Менго случайно задел кием стену и на конце кия осталась известь, и после удара биток слегка откатился назад. Другая легенда гласит что, будучи раненым, Менго шутки ради ударил по шару костылем с налипшей на него глиной и этим ударом откатил биток назад. Впрочем, способ открытия этого эффекта неважен, важно то, что Менго принялся совершенствовать эту идею и в конце концов остановился на коже. С появлением кожаной наклейки стали возможными те удары с винтами, которые мы с вами видим в современном бильярде.
На сегодняшний день существует множество наклеек для кия разной степени жесткости (мягкие, средние и жесткие) и с различным количеством слоев от однослойных жестких наклеек до 12-ти слойных мягких. Каждый игрок может подобрать себе нужную наклейку в зависимости от вида бильярда (русский или пул) и стиля своей игры.

Баланс бильярдного кия

Для комфортной игры необходим свой кий – с этим утверждением спорить, пожалуй, никто не будет. Одним из важных показателей кия является его баланс. Как должен быть сбалансирован кий, чтобы играть им было максимально удобно? Определимся с терминологией: баланс – это точка на протяжении кия в котором кий находится в состоянии горизонтального равновесия и отсчитывается в сантиметрах от турняка.
В общем случае баланс кия условно делится на «задний» и «передний». Для сыгрывания чужих шаров баланс кия, как правило, располагается на расстоянии 42-45 см. Такое положение облегчает точность сыгрывания чужих шаров. Для более точной игры своим шаром баланс кия составляет 30-35 см. Такой баланс хорошо подходит для московской или невской пирамиды, в которых игра своих шаров играет важнейшую роль.
Передний баланс кия позволяет стабильнее играть с открытого упора и точнее выполнять прямые удары (без винтов). Если ваш стиль игры – точная резка и открытый мост, то лучшим выбором будет баланс вперед или в середину. Кстати, по результатам анализа бильярдных игр большинство шаров может быть сыграно без применения винта. Также стоит отметить, что передний баланс позволяет производителю менее тщательно относиться к жесткости и стабильности кия.
Бильярдный кий с задним балансом легче удерживать одной рукой, поскольку кисть напрягается в значительно меньшей степени. При изготовлении кия производителю сложнее сделать задний баланс, поскольку к конструкции кия предъявляются более высокие требования. Но при соблюдении всех стандартов мы получим более стабильный инструмент для игры.
Как правило, в большинстве недорогих киев внутри турняка расположен съемный груз, с помощью которого можно в определенных пределах менять баланс или вес кия.
В любом случае при покупке кия стоит опробовать его в деле, поскольку все числовые значения в параметрах кия относительны. Если кий «лег в руку» и играть им удобно, значит это ваш кий.

Зависимость мастерства от стоимости кия

С утверждением, что для развития мастерства игры в бильярд нужен собственный кий, спорить никто не будет. Но возникает следующий вопрос – а какой кий купить для начинающего игрока? Зайдя в любой серьезный бильярдный салон, как обычный, так и интернет-магазин мы увидим выбор более чем из 150 киев и огромный разброс цен. Естественно, новичок не собирается выкладывать за кий больше деньги сразу и обратит свое внимание на начальный и средний ценовой сегменты.
И здесь следует вспомнить о нескольких «озарениях», которые часто приходят к начинающим любителям:
Озарение первое: подсознательно игрок предполагает, что покупка дорогого кия автоматически улучшит игру. Отчасти это так, поскольку потраченные деньги и ощущение новизны стимулируют новичка играть чаще. Соответственно большая практика улучшает результаты, правда не исправляет пробелы в технике игры.
Озарение второе: первоначальная заинтересованность бильярдом может пройти. Иногда это случается достаточно быстро по разным причинам: нехватка времени, отсутствие постоянных партнеров для игры, нежелание тренироваться одному и т.д. В этом случае кий становится очередной невостребованной вещью в доме.
В какой-то момент игрока посещает самое важное понимание, что полностью потенциал приобретенного кия раскрыть не получится, поскольку для этого нужно тренироваться. Тренироваться постоянно и целенаправленно, а не играя «для удовольствия» пусть даже и регулярно. Это вполне нормально, поскольку не все любители становятся профессионалами.
Из всего этого можно сделать главный вывод: стоимость бильярдного кия напрямую зависит от времени, проводимого у бильярдного стола. Чисто теоретически начинающий игрок может пройти 3 стадии покупки своего кия. Первый кий приобретается в пределах 1000 грн. Как правило, это вполне приличные кии, а невысокая стоимость обусловлена небольшим количеством запилов. Если новичок удачно проходит первые два «озарения», то он переходит к средней ценовой категории киев и выбирает кий, ориентируясь на свой стиль игры и опыт. Ну и в случае перехода в профессионалы игрок уже прекрасно разбирается, что ему надо и совершает третью покупку. К слову сказать, далеко не все чемпионы по русской пирамиде играют «поповскими» киями или киями за 1,5-2 тысячи долларов.

Выбор параметров бильярдного кия

Насчитывается множество параметров, по которым один бильярдный кий отличается от другого: количество составных звеньев, соотношение их длин (цельные, двухсоставные, из трех и более частей); используемые для изготовления породы древесины, их соотношение, количество клиньев, особенности отделки, вид скрутки, вид и характеристики наклейки и пр.пр.пр. Эти параметры существенно влияют на внешний вид бильярдного кия и являются отражением сугубо субъективного понятия человека, играющего этим инструментом, о красоте и игровых свойствах кия.

Помимо указанных характеристик, бильярдный кий обладает параметрами, напрямую связанными с ростом игрока и типом игры: длина кия, диаметр турняка, диаметр наклейки, вес, баланс. Выбор диаметра турняка заключается в пробах различных киев и выборе наиболее удобно располагающегося в руке диаметра. По выбору наклейки: чем меньший вы профессионал, тем больший диаметр наклейки рекомендуется выбирать. Это можно объяснить тем, что более широкая наклейка «сгладит» погрешности при исполнении удара. Диапазон рекомендованных для игроков любительского уровня диаметров наклеек варьируется между 12,5 и 13 миллиметрами. Обращаю ваше внимание, что эти советы носят рекомендательный характер и обобщают в себе мнение большинства игроков, но не всех. Касаемо выбора жесткости наклейки не стану даже затевать разговор т.к. эта тема вообще несет сугубо индивидуальный характер. Скажу лишь, что наиболее распространены у нас наклейки Triangle, Мастер, Мури. Легко доступны и хорошо известны также наклейки Камуи, Ле про и Молавия, некоторые другие виды. Каждый игрок со временем сам приходит к выводу о идеальности той или иной наклейки для его типа игры, иногда это мнение со временем меняется. Так или иначе, это путь проб и ошибок, от которых никто не застрахован.

Одним из важнейших параметров при выборе подходящего кия для игры в бильярд является его длина. Многие любители считают, что длина кия является подходящей для данного игрока, если наклейка вертикально расположенного кия будет находиться на уровне губ или кончика носа. На самом деле, это утверждение ошибочно. Как бы ни был игрок приближен к эталону соотношения длины рук к росту, все же существуют физиологический различия. Также, существуют и различия между стойками игроков. Длина кия у игроков одинакового роста и одинаковой же длины рук может различаться из-за применения низкой («снукерной») стойки или классической высокой («по старинке»). Учитывая влияние этого фактора, просим производить ниже описанные замеры после приведения стойки в надлежащий вид. Если вы только-только начали брать уроки у тренера и стойка является пока еще не очень для вас комфортной, просим все же привести ее в соответствие с требованиями тренера и канонами бильярдной науки. Итак, приступим к описанию метода. Я рекомендую взять стороннего наблюдателя, но можно справиться и самому. Кроме прочего, рекомендую взять наибольший (по длине) из имеющихся в распоряжении киев и проводить замеры на нем. Смысл операции заключается в том, чтоб выявить расстояние от пятки турняка до конца кисти при осуществлении большинства ударов на бильярде. Так или иначе, при игре простых пар, позиция которых не сковывает вашей стойки какими-либо неудобствами, положение руки на турняке будет довольно стабильным. После 10-20 ударов из различных положений (возле борта, на расстоянии шара от борта, на расстоянии 3 шаров от борта, со средней точки) станет ясно, где именно находится ваша рука на турняке в 90% ударов. В идеале найденное расстояние от пятки до мизинца на турняке должно быть близко к ширине ладони. Таким образом, если расстояние оказалось большим, то можно высчитать, насколько короче необходимо приобрести кий путем вычитания от полученного в результате измерения расстояния ширины вашей ладони.
Самым неожиданным открытием для многих (даже опытных) любителей бильярда будет то, что идеальной длиной кия является та, которая наиболее удобна для нанесения основной массы ударов и не ограничивается общепризнанными нормами. Многие высокорослые игроки различного (даже профессионального) уровня играю киям менее 160см.
Обращаю ваше внимание что уменьшение длины кия (в том случае если кий уже в наличии) на величину около 2см не приводит к ухудшению игровых свойств кия, и, кроме того, может даже улучшить игровые характеристики. "Укорочение" же кия на большую величину желательно согласовать с мастером, изготовившим данное изделие. Кроме прочего, любые работы по изменению характеристик изделия, "тюнингу", и даже установке наклейки лучше доверять профессионалам.
Существует также возможность менять параметры кия с помощью перераспределения веса. Этот метод позволяет не прибегать к изменению длины кия.

Касаемо веса:
Вес кия для русского бильярда варьируется вблизи отметки в 700гр. Выбор веса является параметром субъективным и споры о нем не утихают. Нужно понимать, что нет прямой связи между весом кия и силой, с которой шар «проламывает» новые лузы в бортах бильярдного стола. Учитывая физические законы и свойства древесины, применяемой при изготовлении современных «мастеровых» киев, можно с уверенностью сказать, что нет смысла делать кий для РП тяжелее 720гр.
В книге Джека Кельнера «Бильярд с научной точки зрения» говорится о том, что получаемая битком от удара кинетическая энергия зависит от скорости удара и веса кия. Следовательно, кий, который тяжелее по весу не имеет такой же скорости удара, какой обладает более легкий кий для передачи этого же количества энергии битку. Пусть разница и несущественная, но автор книги делает такой вывод, что наибольший контроль скорости битка имеет легкий кий, одновременно с тем и более тяжелый кий меньше обеспечит скорость удара битка, что соответственно приведет к большему контролю отклонения и направления битка.
Более легок в обращении новичкам кий с относительно тяжелым весом, так как именно этот фактор влияет на контроль точности удара и отклонения битка, нежели будет использоваться легкий кий. С улучшением техники игры, когда будет стоять в приоритете скорость удара, можно уже будет использовать кий более легкого веса.

После выбора длины, баланса, веса, конструкции кия, необходимо приступить к выбору мастера, который эти задумки воплотит в жизнь или же выбрать готовый кий, в котором все характеристики приближены к искомым. Важно отметить, что именно квалификация мастера, его умелые руки, вносят наибольшую лепту в игровые свойства инструмента. Даже самые дорогие породы, использованные неумелым мастером при изготовлении кия, не добавят ему игровых свойств. И наоборот: даже самые простые породы "заиграют" в готовом изделии если они отобраны, обработаны, собраны и склеены умелыми руками высококвалифицированного мастера.

Подготавливаем бильярдный кий к игре

Базовым фактором достижения успеха в бильярде, несомненно, является мастерство игрока. Тем не менее, многие другие составляющие также способны повлиять на достижение положительного результата и победы над соперником. Одними из них являются правильный подбор и грамотная подготовка бильярдного кия к игре. Особенно важно правильно заточить наконечник кия. В этой статье я расскажу, как это сделать.

Для придания наконечнику кия нужной формы необходимо использовать специально разработанный инструмент для заточки наконечника кия. Его название шейпер.

Изначально необходимо сформировать правильную окружность кия и выбрать вид наконечника, который вы хотите. Существует два вида наконечников кия: сквозной и в виде колпачка. Шейпер позволяет придать наконечнику кия любой вид.

В зависимости от того, что Вы хотите получить, поместите кий внутрь инструмента с нужной стороны. После этого вращайте кий по кругу, удерживая его внутри шейпера. Во время вращения не нужно давить на древко: достаточно его собственного веса.

После того, как Вы получили необходимую Вам форму наконечника, нужно обточить его края. Для этого используйте боковые стороны шейпера.

Завершающим этапом станет шлифовка образовавшихся на наконечнике кия неровностей. Вставьте кий в пространство между двумя концами инструмента, вращайте его до того, как все неровности будут убраны.

После этих трех достаточно простых процедур Ваш кий готов к игре. Необходимо помнить, что со временем наконечник кия изнашивается, и на нем образуются новые неровности. А также наконечник может держаться на кие не так прочно, как это было изначально. Поэтому рекомендуется периодически подбивать наконечник кия с помощью сверла либо подобного ему инструмента. Неровности нужно шлифовать, используя шейпер.

Если Вы будете бережно относиться к кию и держать его в идеальном состоянии, Вы сможете достичь хороших результатов в игре и стать настоящим мастером. Приятных Вам тренировок и удачной игры.

Держите кий на уровне бедра доминантной рукой. Возьмитесь одной рукой за отметку на кие, ближе к дальней его части. Там обычно есть условное обозначение. Возьмитесь рукой приблизительно на расстоянии от 10,2 до 12,7 см от конца кия. В идеале, рука, находящаяся дальше, должна образовывать угол в 90 градусов с кием.

  • Большинство новичков слишком сильно сжимают кий. Держите кий расслабленно, но контролируйте процесс.
  • Ваше тело должно находиться в линии с битком. Это поможет вам правильно прицелиться для удара.
  • Держите кий большим и указательным пальцами, можете подключить средний, если хотите придать удару бОльшую силу.
  • Наклонитесь пониже к столу. Когда вы возьмете кий в доминантную руку и выберете правильное место для удара, вам стоит наклониться пониже к столу, чтобы вы могли смотреть прямо по линии кия на бильярдный шар. У вас не получится правильный удар, если вы будете стоять прямо и будете зажаты.

    • Расслабьте ноги и немного их расставьте, хотя бы на десяток сантиметров.
  • Сделайте открытый упор другой рукой. Положите вторую руку на стол в 15-20 см от битка. Чем ближе вы к шару, тем более точным получится ваш удар. Когда ваша будет рука на столе, вы должны сделать упор в виде колыбельки на ней так, чтобы это позволило вам балансировать кий на руке и совершать удары. Конечно, определенные виды упоров в большей или меньшей степени подходят для различных ситуаций. Лучше всего, для начала, ознакомиться с наиболее часто встречающимся типом упора – открытым упором:

    • Для начала положите руку на стол и расставьте пальцы.
    • Поместите кий между фалангами указательного и среднего пальцев в образованное V-образное пространство.
    • Вы можете регулировать высоту кончика кия, поднимая или опуская руку.
    • Это позволит кию скользить, когда вы прицеливаетесь для удара по шару.
  • Держите кий устойчиво, пока прицеливаетесь. Наклонитесь вперед и мысленно поместите кончик кия на точку на битке, в которую вы будете бить. Техники удара в нужное место шара для более точного забивания вы усовершенствуете позже. В идеале, вам стоит ударять биток в центр или в самое выгодное место для удара, чтобы шар закатился туда, куда нужно.

    • Вы должны видеть прямую линию между битком и прицельным шаром (шар, который вы хотите забить).
  • Держите кий с учетом продольного центра тяжести и сделайте удар. Аккуратно выполните скользящее движение кием вперед, в то же время четко прицеливаясь. Если вы не совсем уверены в точности удара, аккуратно подвигайте кием вперед-назад по своему открытому упору, чтобы почувствовать уверенность и балансировку, прежде чем сделать удар. Помните о том, что вам нужно ударять шар, а не толкать его. Доведите удар до конца, немного продолжая движение после того, как вы уже совершили сам удар.

    • Пусть ваше тело остается низко наклоненным к столу до конца удара.
    • Держите кий расслабленно и свободно. Не сжимайте его слишком сильно во время удара. Если сжатие будет слишком сильным, кий может сорваться и изменить направление вашего удара.
    • Держите кий так, чтобы рука была снаружи, и поддерживайте его большим пальцем. Это обеспечит лучший контроль. При помощи большого, указательного и среднего пальцев другой руки держите кий на нужном месте.
  • Загрузка...
    Top