Посты церковные появились. Странности в вопросе о православных постах - andrey_grpc

«Тысячи голосов пытались и пытаются разъяснить россиянам значение поста, дать правила его соблюдения, рассказать историю формирования и тому подобное. Ежегодно, вот уже лет пятнадцать, сказанное повторяется, словно под копирку, количество информации о посте растет и растет, только вот никакого влияния на общественную жизнь это не производит. Для меня понятно, что дело тут совсем не в народе, утонувшем в телеэфире и не желающем воспринять «свет истины», а в том положении, что православие заняло в общественной жизни » - излагает в интернет-статье Юрий Белановский - заместителя руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при московском Даниловом монастыре, невольно соглашаешься с ним.

И, тем не менее, в этом многоголосии хочется изложить своё видение о постах в прочитанном не в качестве какого-то нравоучения, а в осознанных размышлениях над теми события и фактами, которые имеют место быть вокруг постов и всего того, что с ними связанно.

«Нет церковному посту!!!» - заявляют в своих интернет-посланиях на форумах одни из одиозных граждан, противников всего, что связано с православной религией.

Другие, несущие познавательную информацию, в том же интернете говорят:

Что православные посты были придуманы византийскими священниками (а затем поддержаны русскими) для того, чтобы народ добровольно отказывал себе в еде, вместо того, чтобы требовать ее от власть имущих, как граждане Рима в свое время требовали от принцепсов и никто из них не мог народу в этом отказать;

Что, ни у католиков, ни у протестантов нет таких жестких требований в плане пище к посту, у них большее внимание уделено молитве, покаянию и т.п. Т.е. гораздо более естественное отношение к человеческим потребностям;

Что по существу, православные посты - это служение не Богу, а царю. Поэтому следовать им - не уважать себя и добровольно объявлять себя рабами правящей элиты

Что необходимо сказать дружное «нет» - церковным постам! Не давать себя оболванивать.

Некоторые, проявляя любопытный интерес, задают вопросы:

Скажите, пожалуйста, откуда пошла традиция соблюдения постов. Всем известен библейский факт, что Иисус в пустыне соблюдал длительный пост перед своим распятием. А откуда и кем придуманы посты перед основными церковными праздниками? Например, кто придумал, как и что человек должен употреблять в пищу? Взять хотя бы тот же пред пасхальный пост. Где можно прочесть: в какие дни и что нужно употреблять в пищу? Кто разработал «постное меню»?

Почему в иные дни можно есть рыбу, а в другие - даже масла растительного нельзя употреблять. Известно, что «пост» не сводится только к особенной диете, то какие еще требования (правила) должен соблюдать «постящийся христианин»?

В какие дни начинается пост и когда заканчивается?

При ответе на эти и другие вопросы, рассказ о постах непременно необходимо начать с пасхи, неотъемлемой части великого поста.

Пасха - древнеславянский языческий праздник, включённый православной церковью в число своих праздников. Пасха длиться не один день, как полагают большая часть наших граждан, включая и некоторых истинных верующих. Пасха - это целая календарная неделя, завершающая великий пост. В разные годы Пасха может начинаться с 4 апреля по 8 мая.

В целом же, посты занимают значительное место в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Каждый верующий должен постится по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя (В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. По приказу Ирода Антипа в угоду незаконной его жены Ирадиады, отсекли голову Иоанну Крестителю (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).)

Помимо этого существуют четыре многодневных поста - великий, петров, успенский и рождественский.

Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (масленицы) и продолжается около семи недель, вплоть до празднования пасхи. Кстати масленица также древнеславянский языческий многодневный праздник проводов зимы, включённый православной церковью в число своих праздников - масляная неделя перед великим постом, в разные годы может выпадать на февраль либо на март.

Великий пост разделяется на две части: святую четыредесятницу и страстную седьмицу. Первая из них якобы установлена в память тех важнейших «событий», о которых идёт речь в ветхозаветных и новозаветных книгах. Это и 40-летие блуждание израильского народа по пустыне, и 40-дневный пост Моиисея перед получением заповедей от бога на горе Синае, и 40-дневный пост Иисуса Христа в пустыне.. Вторая часть великого поста, которая непосредственно предшествует пасхе, установлена церковью в память о страданиях Христа, именуемых верующими «страстями господними».

Петров пост начинается в первый понедельник после духова дня и оканчивается 29 июня, в день праздника святых Петра и Павла. Успенский пост выпадает на период с 1 по 15 августа. Рождественский пост длиться 40 дней - с 15 ноября по 25 декабря по старому стилю.

Как и многие другие христианские обычаи, посты пришли из седой древности как христианские, навязывает нам церковь. Однако, они возникли, прежде всего, в силу тех условий, в которых протекала жизнь наших далёких предков. Первобытные люди, жизнь которых во многом зависела от воли случая, нередко влачили полуголодное существование. Естественно, что в первую очередь, следовало обеспечить пищей тех, кто добывал продукты питания, охотников, уходивших на поиски диких животных. А оставшиеся дома женщины и дети должны были довольствоваться остатками пищи. В те суровые годы и возник обычай откладывать лучший кусок для тех, кто добывал пищу.

Впоследствии ограничения в пище принимали форму узаконенных запретов. Эти ограничения находили место во время инициаций - принятия подростков в полноправные члены племени. Вместе с жестокими физическими испытаниями, которыми подвергались юноши, посвящаемые обязаны были выдерживать многодневный пост. Пищевые запреты в древних культурах постепенно теряли первоначальное значение, получая религиозную окраску.

Заимствовав посты из древних культов, христианство придало им новое содержание. Они, по словам служителей церкви, являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпимости и смирении, угодных богу.

Однако, здесь уместно вспомнить дословно знаменитые рассуждения Михайло Ломоносова в своём послании государственному деятелю России при правлении Императрицы Елизаветы Петровны Ивану Ивановичу Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» от 1 ноября 1761 года, связанные с постами.

Он пишет: «…невоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времён пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Легко рассуждать можно, что готовясь к воздержанию великого поста, по всей России много людей так загавливаются, что и говеть время не остаётся. Мёртвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно. Розговенье тому же подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме невоздержания в заговенные дни питиём и пищею, стараются многие на весь великий пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны. Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные от человека и от других животных, бывшие во всю зиму заключёнными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водой и нам с мокротами и цинготными рыбами в желудок в лёгкое, в кровь, в нервы и во всё строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряет тех, кои бы ещё могли жить долее. После этого приближается светлое Христово воскресение, всеобщая христианская: тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно повторяются страсти господни, однако мысли наши уже на св. неделе. Иной представляет себе приятные и скромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописные яйца и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться.

Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскрес! Только в ушах и на языке, а в сердце, какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворённой плотины, как из облака прорвавшие вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягчённые обьяданием и пьянством, там валяются обнажённые и блудом утомлённые недавние строгие постники. О истинное христианское пощение и праздненство! Не на таких ли бог негодует у пророка: «Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость есть передо мною!» Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое время к пищам малопитательным, вдруг принуждён принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных соков, несварённые ядения по жилам посылает, они спираются, пересекается течение крови, и душа в отварённые тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает. Для уверения о сём можно справиться по церковным запискам: около которого времени в целом году у попов больше мёду на кутью исходит? Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеписанных строгих постников, причём усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно. Правда, что ежели кто на масленице приуготовляется к посту житиём умеренным, в пост не изнуряет себя излишно и говеет больше духом, нежели брюхом, св. недели радуется о препровождении великого поста в истинных добродетелях, в труде обществу полезных и богу любезных, а не о том, что дожил до разрешения на вся, тот конечно меньше почувствует припадков от нездорового времени, а особливо когда трудами кровь приводит в движение и, словом, содержит себя хоть то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, без всяких скачков и пригорков ».

Вот и сбылись рассуждения - пожелания великого Ломоносова Михаила после прошедших долгих двух с половиной веков, правды ради, не для всех, и сейчас бездарно губящих своё здоровье, а главное, здоровье своих детей.

В настоящее время, модернизируя своё вероучение, церковь, говоря о постах, акцентирует внимание не на воздержание от пищи, а на «духовном воздержании». В конце концов, для неё в первую очередь представляет интерес: именно тот психологический настрой верующих, который связан с идеей воздержания. В дни постов увеличиваются проповеди о слабости и ничтожестве человека, о необходимости упования во всех своих делах на бога. Подавления человеком естественных стремлений и желаний, «добровольные испытания» рассматриваются как доказательство пренебрежения к «мирским интереса» во имя интересов духовных. Посты оказываются, таким образом, весьма эффективным средством религиозного влияния на людей.

Вышесказанное можно подтвердить повествованием того же Юрия Белановского о великом посте, размещённого в интернете некоторое время назад.

Он пишет: «Всем памятны слова, что практика - критерий истины. Я уверен, что многие интересующиеся православием люди задумывались о том, что Великий пост дает человеку реально? Каковы плоды? Эта тема со всей остротой впервые обозначилась на крупнейшем православном интернет-сайте некоторое время назад в Рождественский пост. До этого времени о посте в СМИ столь откровенно не говорили; как правило, свидетельствовали «как надо по традиции», умалчивая, как должно быть истинно по- христиански и не упоминая, «как есть на самом деле». На сайте опубликовали заметку священника, который, насколько я понял, честно признался, что не видит смысла в посте, не видит тех плодов от поста, что ожидал долгие годы, но при этом не дерзает нарушать церковную дисциплину и продолжает поститься. Замечу, что подобные свидетельства от православных мирян и дискуссии о смысле постов давно уже наполнили православную блогосферу. Вопреки ожиданиям, наиболее «либерально» к постам относятся православные христиане с большим, более десяти лет, опытом церковной жизни. Понятно, что это свидетельства достаточно разрозненные, по ним трудно делать обобщения, но нельзя и просто так отмахнуться от них.

Это очень важно. Оказывается, далеко не вся церковная дисциплина, предложенная в «церковных книгах», однозначно работает. Оказывается, сравнительно долгая искренняя христианская жизнь может и должна вносить коррективы в отношении воплощения некоторых дисциплинарных предписаний. Я думаю, что эпоха изложения «православных истин» вообще, вне контекста опыта христиан, вне контекста тех результатов, что можно наблюдать, заканчивается. Начинает пробиваться правдивое осмысление жизни, осмысление того наследия, что христиане имеют от своих предков.

Сказанное еще раз убеждает меня в том, что нет никакой необходимости подробно информировать и тем более призывать наших не церковных соотечественников к соблюдению поста, тем более, если даже среди христиан есть разный опыт его переживания и осмысления. Думаю, что гораздо важнее свидетельствовать о том к чему призывал Христос, о том ради чего Он умер и воскрес. А пост уже придет своим чередом как одно из средств духовной жизни, и в той форме, какую человек сможет вместить ».

Составил, прочитал, а осмыслив прочитанное, принял к сердцу

Борис Сухинин ,

Южно-Сахалинск

специально для «Дебри-ДВ»

Светлое Христово Воскресенье - это праздник весны, добра и возрождения всего живого. Для всех христиан это еще и один из величайших религиозных праздников. Это день радости и надежды на будущее. Но из Библии каждый знает, что было перед этим праздником. Поэтому ему предшествуют несколько недель строгого воздержания и осмысления. Но что такое Великий Пост, когда он появился, и в чем заключаются основные его обычаи и правила, знает не каждый.

В духовном смысле суть Великого Поста - это обновление путем старательного очищения собственной души. В этот период принято воздерживаться от всякого зла и гнева. Так верующие подготавливают себя к Пасхе.

Великий пост - это самый длительный из всех Он длится практически семь недель. Первые шесть называются «Святой четыредесятницей», а последняя - «Страстная седмица». В этот период все молитвы и обращения к Богу отличаются особым покаянием и смирением. Это время церковных литургий. При этом особое значение придается воскресенью. Каждое из семи посвящается знаковому празднику и событию.

Верующие в дни Поста должны справляться со своими эмоциями, желаниями, постараться принимать все как должное и во многом отказывать себе. В этот период кардинально меняется жизни человека, а также его ценности и принципы. Это своеобразная лестница на небеса.

Корни этого религиозного праздника берут свое начало еще в древности, когда из-за ограниченности пищи возникали узаконенные запреты-табу. Так люди подготавливали себя к восприятию божественных знаний и истин. На вопрос, что такое Великий Пост сегодня, можно ответить, лишь заглянув в историю.

Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким он является сегодня, праздник прошел несколько долгих столетий. Он развивался вместе со становлением и развитием самой Церкви. Изначально Пост существовал как духовное и физическое самоограничение перед таинством крещения в пасхальные дни на заре истории. Истоки этого явления также восходят к древнему пасхальному посту II-III в. до н. э. Тогда он длился одну ночь и совершался в память о Страстях Христовых. Впоследствии Пост продлился до 40 часов, а затем и до 40 дней.

Позже его начали сравнивать с 40-дневным путешествием Христа и Моисея по иссушающей пустыне. Однако в различных местечках этот период исчислялся по-разному. Также отличались и сами принципы его проведения. Лишь в IV веке Пост был официально закреплен и оформлен в 69-м Апостольском правиле.

Взгляд различных религий и учений

Кроме православных канонов, существуют еще и множество других его понятий и вариаций в отдельных верованиях. Поэтому понятие о том, что такое Великий Пост, у каждого народа совершенно разное. Например, в некоторых протестантских церквях принято полностью воздерживаться от пищи и даже воды. Это происходит по особому согласованию с общиной. Но длится этот Пост, в отличии от православного, достаточно короткое время.

Иудеи воспринимают это явление несколько иначе. Обычно они постятся в честь данного обета или почитания родных. Также у них существует и общественный праздник Йом-Кипура. В этот день принято ограничивать себя по законам Моисея. Согласно этому существуют еще четыре таких периода.

Буддисты практикуют двухдневные голодания Ньюнгнай. При этом на вторые сутки они полностью отказываются от пищи и даже воды. Для буддистов это процесс очищение речи, ума и тела. Это отличный способ самоконтроля и начальный уровень самодисциплины.

Как правильно встретить Великий Пост

Пройти весь путь до Пасхи и не поддаться искушению и излишествам неподготовленному человеку довольно сложно. Поэтому многие священники выделяют несколько довольно важных моментов:

    Необходимо четко осознать, что такое Пост. Ведь это не только ограничения в еде. Главным является самоконтроль и победа над грехом, недостатками и страстями.

    Поговорить со своим священником. Только он сможет правильно объяснить, что такое Великий Пост, и дать несколько полезных советов.

    Проанализировать собственные недостатки и плохие привычки. Это поможет понять, а со временем практически полностью избавиться от них.

    Основные принципы Великого Поста

    Кроме этих общепринятых правил, существует и несколько основополагающих тезисов, которых должен придерживаться каждый верующий. Вся история возникновения Великого Поста и его существование основаны на следующих принципах:

    Дух правит над плотью. Это основополагающий тезис данного периода.

    Отказывать себе в собственных слабостях. Это помогает воспитанию силы воли.

    Отказ от алкоголя, а также курения. Их употребление и в обычной жизни нежелательно, не то что в Пост.

    Следить за собственными эмоциями, словами и мыслями, а также поступками. Воспитывать в себе доброжелательность и терпимость - одно из главных правил Поста.

    Не держать обиды и зла. Это разрушает человека изнутри, поэтому хотя бы на эти 40 дней следует забыть об этих духовных червях.

Подготовка к Посту

Для любого человека несколько недель ограничения в пище и строгого самоконтроля - это огромное испытание как для души, так и для собственного тела. Поэтому к неделям Великого Поста следует заранее подготовиться.

По законам Церкви для приготовлений к таким испытаниям отведено определенное время. Это три основных недели, за время которых каждый христианин должен морально, а также физически подготовиться к Великому Посту. И главное, что он обязан сделать - это научиться покаянию.

Первая неделя подготовки - неделя Мытаря и Фарисея. Это напоминание о христианском смирении. Оно определяет сам путь к духовному возвышению. В эти дни сам пост не так важен, поэтому в среду и пятницу его не придерживаются.

Вторая неделя ознаменована напоминанием о блудном сыне. Эта евангельская притча призвана показать, как безгранично милосердие Божие. Каждому грешнику может быть дарован рай и прощение.

Последняя неделя перед Великим Постом называется мясопустной или Неделей о Страшном суде. В народе она еще называется Масленицей. В это время можно есть все. И, наконец, финал этой недели - Прощенное Воскресенье, когда все просят у друг друга взаимного прощения.

Согласно канонам, воздержание перед Святым Воскресеньем длится около 7 недель. При этом каждая из них посвящена каким-либо явлениям, людям и событиям. Недели Великого Поста условно делятся на две части: Святая Четыредесятница (6 недель) и Страстная Седьмица (7-я неделя).

Первые семь дней еще называются торжеством Православия. Это время особенно строгого Поста. Верующие почитают святого Андрея Критского, св. Икона и Вторая, четвертая и пятая недели посвящены святителю Григорию Паламе, Иоанну Лествичнику и Марии Египетской. Все они призывали к миру и согласию, рассказывали верующим, и вести себя, чтобы им открылась божья благодать и знамения.

Третья неделя Поста называется верующими крестопоклонной. Крест должен напоминать мирянам о страданиях и смерти сына Божьего. Шестая неделя посвящается подготовке к Пасхе и воспоминанию мучений Господа. В это воскресенье празднуется вхождение Иисуса в Иерусалим, его также называют Вербным воскресеньем. На этом заканчивается первая часть Поста - Святая Четыредесятница.

Седьмая неделя, или Страстная Седьмица, полностью посвящена последним дням и часам жизни Христа, а также его смерти. Это время ожидания Пасхи.

Меню Великого Поста

Самое сложное для каждого современного человека - отказаться от собственных повседневных привычек, особенно в еде. Тем более что сейчас полки любого магазина просто ломятся от различных лакомств и экзотики.

Великий Пост - это время, когда меню строго ограничено. Это период осмысления и самоопределения. Согласно многовековым правилам, есть дни полного отказа от любой пищи, дни ограниченного сухоедения и дни Великого Поста, когда можно употреблять вареные блюда и рыбу.

Но что же можно есть наверняка? Список разрешенных продуктов состоит из следующих элементов:

    Злаковые. Это пшеница, гречка, рис, кукуруза и многие другие. Они крайне богаты витаминами и многими полезными веществами.

    Бобовые. Это фасоль, чечевица, арахис, горох и т. д. Они являются кладезем клетчатки и разнообразных растительных жиров.

    Овощи и фрукты.

    Орехи и семечки - полноценные витаминные комплексы.

    Грибы. Они достаточно тяжелы для желудка, поэтому лучше ими не увлекаться. Кстати, церковью к грибам приравниваются еще и мидии, кальмары и креветки.

    Растительные масла.

Основные ошибки людей, соблюдающих Пост

Как говорится во многих церковных канонах, это время, когда каждый человек должен возобладать над собственными привычками, страхами и эмоциями. Он должен открыться Богу. Но не каждый, кто решил соблюдать Пост, осознает, что это такое и для чего необходимо. Поэтому совершается множество ошибок:

    Надеяться похудеть. Если рассматривать Великий Пост по дням, то можно заметить, что вся пища имеет исключительно растительную природу. Но вся она богата углеводами и весьма калорийна. Поэтому можно, наоборот, набрать лишние килограммы.

    Назначать строгость поста самостоятельно. Можно не рассчитать собственные физические и душевные силы и даже навредить здоровью. Поэтому необходимо все согласовывать со священником.

  • Соблюдать ограничения в пище, но не в мыслях и выражениях. Главный принцип Поста - смирение и самоконтроль. Прежде всего, следует ограничивать собственные эмоции и злые мысли.

Вся церковная жизнь христианина расписана в православном календаре. Там описан каждый день: какую пищу можно вкушать, отмечается ли сегодня какой-либо праздник или день памяти определенного святого. Они установлены церковью для того, чтобы человек мог подняться над мирской суетой, задуматься о своем будущем в вечности, приобщиться к богослужениям в церкви. В большие праздники и в день ангела верующие всегда стараются причаститься. Также считается, что все молебны и молитвы будут восприняты Господом с большей благосклонностью именно в канун праздников. И неслучайно этим великим дням часто предшествуют христианские посты. Смысл жизни верующего - обретение любви, единение с Богом, победа над страстями и искушениями. Пост нам дарован как возможность очищения, это период особенного бдения, а праздник после него - день ликования и благодарственных молитв за милость Божью.

Христианские праздники и посты

Какие существуют христианские посты и праздники? Год церковных богослужений состоит из неподвижного круга событий и Пасхального круга. Все даты первого твердо установлены, тогда как события второго зависят от даты Пасхи. Именно она - величайший праздник всех верующих, несущий смысл христианской веры, воплощающий надежду на всеобщее воскресение. Дата эта непостоянна, ее каждый год высчитывают по православной пасхалии. После этого светлого дня по важности идут двунадесятые праздники. Их двенадцать, три из них - преходящие, именно они зависят от дня Пасхи. Это Вербное воскресенье, Вознесение и Троица. А непреходящие двунадесятые праздники - это Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Все они связаны с земной жизнью Христа и Девы Марии и почитаются как воспоминание о святых событиях, произошедших когда-то. Кроме двунадесятых, великими праздниками считаются: Обрезание Господне, день Апостолов Петра и Павла, Рождество Покров Пресвятой Богородицы.

Понятие христианского поста

Периоды воздержания для верующих - неотъемлемая часть жизни. Само слово «пост» произошло от греческого apastia, что в дословном переводе значит: «тот, кто ничего не ест». Но ограничение в пище у христиан мало общего имеет с лечебным голоданием или диетой, ведь забота о лишнем весе здесь совершенно ни при чем. Первое упоминания о посте в Библии мы встречаем в Ветхом Завете, когда Моисей постился 40 дней перед тем, как получить от Господа заповеди. А Иисус провел столько же времени в пустыне, в голоде и одиночестве, прежде чем выйти к людям со словами своих проповедей. Постясь, они думали не о своем физическом здоровье, а в первую очередь об очищении разума и отречении от всего земного.

Не в наших силах так строго поститься - без воды и пищи, но о смысле поста забывать мы не имеем права. Нам, грешным людям, он дан для избавления от страстей, для понимания, что человек - это сперва дух, а потом плоть. Самим себе мы должны доказать, что можем отказаться от любимых блюд и продуктов ради достижения чего-то высшего. Ограничение в пище во время поста - лишь помощь в борьбе с грехами. Научится бороться со своими страстями, дурными привычками, внимательно следить за собой и не допускать осуждения, зла, уныния, распрей - вот что значит поститься.

Главные христианские праздники и посты

Церковью установлены однодневные посты и многодневные. Среда и пятница каждой недели - это дни, когда православные не едят молочной и мясной пищи, стараются удерживать свои мысли в чистоте и помнить о Боге. В среду мы постимся в память о предательстве Иисуса Иудой Искариотом, а в пятницу - в воспоминание о распятии и страданиях Христа. Эти однодневные христианские посты установлены навсегда, соблюдать их нужно круглый год, за исключением сплошных седмиц - недель, во время которых воздержание отменяется во славу великих праздников. Однодневные установлены также накануне некоторых праздников. А многодневных постов четыре: Рождественский (длится зимой), Великий (весенний) и летние - Петров и Успенский.

Великий пост

Самый строгий и продолжительный - Великий христианский пост перед Пасхой. Существует версия, что он был установлен еще святыми апостолами после смерти и чудесного воскресения Иисуса. Поначалу христиане воздерживались от всякой пищи каждую пятницу и субботу, а в воскресенье праздновали воскресение Христа за литургией.

Сейчас пост начинается обычно за 48 дней до Пасхи. Каждая седмица наделена особенным духовным смыслом. Недели, во время которых предписано самое строгое воздержание - первая и последняя, Страстная. Она названа так потому, что в течение этих дней вспоминаются все события жизни Христа, предшествующие его крестным мукам, смерть и воскресение. Это период особенной скорби и усиленных молитв, покаяния. Поэтому, как и во времена апостолов, пятница и суббота предполагают отказ от любой пищи.

Как держать пост?

Какие правила христианского поста? Некоторые полагают, что для того, чтобы поститься, необходимо благословение священника. Это, несомненно, хорошее дело, но соблюдение поста - обязанность каждого православного человека, и если нет возможности взять благословение, нужно поститься без него.

Главное правило: соблюдать воздержание, избегать зла физического и духовного. Язык сдерживать от гневных и несправедливых слов, мысли - от осуждения. Это время, когда человек сосредотачивается на себе, на осмыслении своих грехов, внутренне отрешаясь от мира. Кроме пищи, постящийся сознательно ограничивает себя в развлечениях: посещения кинотеатров, концертов, дискотек и других мероприятий откладываются на время. Также нежелательно смотреть телевизор и читать развлекательную литературу, злоупотреблять интернетом. Исключаются курение, различные спиртные напитки и интимная близость.

Как питаться во время поста?

Что можно есть в христианский пост? Он подразумевает, что пища должна быть проще и дешевле, чем та, к которой вы привыкли. В былые времена деньги, сэкономленные в течение поста на питании, жертвовали бедным. Поэтому рацион постящегося основан на крупах и овощах, которые обычно дешевле мяса и рыбы.

Что можно есть в христианский пост?

Великий и Успенский посты считаются строгими, а Рождественский и Петров - нестрогими. Отличие в том, что во время двух последних в определенные дни разрешается есть рыбу, употреблять растительное масло и даже выпить немного вина.

Прежде чем приступать к посту, следует продумать свой рацион, чтобы организм не ощутил недостатка витаминов и микроэлементов. Зимой их много в квашеных овощах, особенно в капусте, а летом - в свежих овощах, фруктах и зелени. Готовить картофель, кабачки, баклажаны, морковь лучше на пару, в мультиварке или гриле - так они сохранят все полезные вещества. Очень хорошо соединять тушеные овощи с кашами - это и вкусно, и полезно. Не забывайте о зелени и сезонных фруктах, а зимой - о сухофруктах. Источником белка на этот период могут стать бобовые, орехи, грибы и соя.

Что нельзя есть в пост?

Вот и наступил Великий пост христианский. Что нельзя есть? Мясо, птица, любые субпродукты, колбаса, молоко и любые молочные продукты, а также яйца под запретом. Растительное масло и рыба тоже, за исключением некоторых дней. Придется отказаться и от майонеза, сладкой выпечки, шоколада, алкоголя. Есть особый смысл в том, чтобы воздерживаться от лакомства, придерживаясь принципа «чем пища проще, тем лучше». Предположим, вы приготовите вкуснейшую семгу, которая стоит дороже мяса и очень аппетитна. Даже если в этот день разрешено есть рыбу, такое блюдо станет нарушением поста, ведь постная пища должна быть дешевой и не возбуждать страсти чревоугодия. И конечно, не нужно переедать. Церковью предписывается принимать пищу один раз в сутки и не досыта.

Послабления во время поста

Все эти правила соответствуют монастырскому уставу. Для постящихся в миру существует множество оговорок.

  • Посильный, нестрогий пост соблюдают беременные женщины и кормящие мамы, дети, а также нездоровые люди.
  • Послабления делаются тем, кто находится в пути и не имеет постной пищи, чтобы утолить голод.
  • Людям, не готовым к посту духовно, также нет смысла соблюдать строго все предписания.

Настолько ограничить себя в еде, как предполагает монастырский устав, очень сложно тому, кто не готов к этому морально. Поэтому начинать нужно с чего-то малого. Для начала отказаться только от мяса. Или от какого-нибудь любимого блюда или продукта. Отказаться от переедания, от лакомств. Это очень сложно, и смысл заключается именно в победе над собой, в соблюдении какого-нибудь ограничения. Тут важно не переоценить свои силы и выдержать баланс, который позволит вам оставаться в благодушном настроении и добром здравии. Лучше уж съесть скоромное, чем раздражаться или злиться на близких людей.

Вегетарианство и его отличие от христианского поста

На первый взгляд, христианские посты много общего имеют с вегетарианством. Но между ними существует большая разница, которая заключается в первую очередь в мировоззрении, в причинах ограничения в питании.

Вегетарианство - это образ жизни, предлагающий отказ от нанесения вреда всему живому. Вегетарианцы не просто не едят продуктов животного происхождения, они также часто отказываются от шуб, кожаных сумок и сапог, выступают в защиту прав животных. Такие люди не едят мяса не потому, что ограничивают себя, а потому, что это принцип их жизни.

В христианских же постах, напротив, основная идея воздержания от определенной пищи - временное ограничение, принесение посильной жертвы Богу. Кроме того, постные дни сопровождаются напряженной духовной работой, молитвами, покаянием. Поэтому говорить о схожести этих двух понятий можно лишь с точки зрения питания. А основы и сущность вегетарианства и христианских постов не имеют ничего общего.

Решаю для себя важнейший жизненный вопрос - соблюдать православный Великий пост или нет. Проблема не в том, что "это личное дело каждого" - церковь так не считает, заявляя,что поститься должны все, за исключением тех, кому это противопоказано по каким-то причинам.
Я для себя хочу понять другое - какой смысл в посте?

Откуда вообще пошла традиция христианских и, в частности, православных постов? С чем связана эта традиция, что она собой символизирует? Кем и когда установлены сроки постов и перечень ограничений для постящихся? Есть ли какие-то канонические документы или церковные книги, в которых содержится указание на проведение поста и его порядок? Или это просто непонятная и неизвестно откуда появившаяся традиция, не имеющая к христианству никакого отношения, эдакий мягкий вариант самобичевания, оставшийся в наследство от язычества?

Имеют глубокие исторические и мировоззренческие корни. Только воцерквленный человек понимает всю их сущность и значение.

Вот, что об этом указывается вот здесь - www zakonbozhiy ru : "Важная сторона духовной жизни христианина - соблюдение поста. Пост - это особое время, когда верующий все свои душевные силы направляет на покаяние и очищение себя от грехов и пороков. Для этого он усиливает молитву, воздерживается от употребления скоромной пищи и сторонится увеселений."

Достаточно полная информация по Вашему вопросу есть здесь - ru wikipedia org

★★★★★★★★★★

Комментарии

Спасибо, но это не объяснение. "Только оцерквленный человек понимает" - это просто набор слов, показывающий, что никто ничего объяснить не может. Вот я не очень верю в бога, но как мне стать верующим, если мне говорят только, что "так принято", не объясняя почему принято именно так и кем конкретно принято? По первой ссылке - тоже самое - "так надо" без всяких объяснений". Википедия пытается как-то объяснить, но тоже не указывает источники. Кто-то когда-то постился, оказавшись в пустыне. А у него были варианты? В пустыне - это не пост, а вынужденное голодание. Кроме того, постов в христианстве множество, даже не все священники их знают и придерживаются. Где-то священных книгах или "руководящих документах" церкви это записано? Тогда где именно? И почему именно пост, ограничения в еде и питье, а, например, не прыжки на месте до изнеможения?

Конечно же, стоит соблюдать любой пост, в той мере, которая вам доступна. Если трудно соблюсти все требования для определённого поста, соблюдайте часть, не всё время, особое значение имеют последние дни поста.

Есть очень важное свойство любого поста - он даёт силу. Я пишу не про собственно христианский пост, а про общие черты поста в духовной жизни. Пост, в том или ином виде, есть в любой религии, и неспроста. Главное в посте - очищение сознания, направление энергии на молитву, памятование какого-либо святого, духовное развитие. В христианстве часть древнего знания уже утрачена, и потому большее значение придаётся традиции, ритуалу, нежели смыслу и пользе для человека. Любая аскеза, пост в том числе, даёт духовную силу, способность глубже понять любое знание, аскеза - самый краткий путь к могуществу. Кто это знает, тот применяет, другое дело - на пользу людям или во вред. Соблюдая какой-либо пост, хоть и неполно, с нарушениями, вы получаете силы для дальнейших постов, следующий пост вам будет держать легче. Вы получаете вкус аскезы, начинаете понимать, что я - не тело, я душа. И духовное знание начинает становиться необходимостью, а пища телесная - лишь для поддержания тела в рабочем состоянии. Можно ей наслаждаться, да, вкус пищи даёт питание нашим эмоциям, но это уже не имеет такой значимости, как прежде.

Польза для тела тоже велика, но про неё говорить здесь не буду, так как если мотивация человека в духовном развитии - это пост, а если в здоровье тела - то это диета))).

Комментарии

Сергей Александрович, также прочёл на ЖЖ Ваш пост про пост:). Каламбурчик))).
"И самое главное - ЗАЧЕМ?"
Есть интересное изречение: "Знающий - не говорит, говорящий - не знает".
Не зря Вы выбрали такой ник на ЖЖ. Это символ - эпоха воинствующего дилетантизма и Вы посередине). Если не можете найти ответ в православии, ищите в другой религии, в другом месте. Это нормально, в идеале это даже поможет Вам глубже понять именно православие. Если Вы хотите этого. Мотивация...

Я просто хочу понять, откуда это пошло, зачем оно надо. Вот в ЖЖ мне дали ссылочку на Кураева, почитал, интересно, хотя и не без лукавства. Но здесь на вопрос "Откуда это пошло, с чем связаны такие требования и кем установлены" я ответа так и не получил. Все говорят "Надо!", а зачем - никто и сам не понимает. Ваш ответ - не исключение, Вы меня тоже агитируете. А смысла нет - если нужно, я вполне способен ограничить себя во многом (кстати, здоровье требует таких ограничений), но при этом я понимаю, с чем это связано, а почему церковь (именно церковь, а не религия вообще) требует от паствы ограничений, причем для всех одинаковых - на этот вопрос никто ответить не может. И как происходит духовное совершенствование через ограничение в питании и питье - это, похоже, из "православной биологии"? Почему сытый и удовлетворенный жизнью человек не может быть духовным?

Просмотрел наискосок Ваш блог. Похоже, вам уже много ссылок интересных надавали, часть вопросов снимается?)
Вы слишком обширно задаёте вопросы, это тема брошюры, а не ответа на форуме.

"Я просто хочу понять, откуда это пошло, зачем оно надо". Зачем оно надо - я пытался Вам уже сказать. Простите, если Вы ждали другого ответа - это Ваше принятие или непринятие. У вас должна быть мотивация к любому действию, в т.ч., и к посту. Вот она и определит ваше желание понять. А если мотивация - подискутировать, то так и пишите).

Ещё один аспект, про который никто Вам не сказал, я не видел - первоначальные христиане были вегетарианцами. И пост также предназначался для облегчгения перехода с мясной пищи на растительную. Проведя один или несколько длительных постов, человек понимал, что мясо ему и не нужно. А почувствовав очищение разума после отказа от мясной пищи, человек уже мог понять, что "Не убий!" относится также и к братьям нашим меньшим. Согласитесь, если человек выпивает, он может привести кучу доводов о пользе пития. "Культурного", разумеется))). Это замкнутый круг. И Вы в таком же положении. Просто доверьтесь, примите, проведите пост, два, три - и поймёте, зачем они нужны, что они Вам дали. Чтобы понять, нужно делать, а не разговаривать. А от бесплодных пикирований в сети пользы не будет, если Вы не стремитесь понять другого, а указываете, что Вам пишут НЕ ТАК, НЕ ТО, и НЕ ТЕМИ буковками. Вы простите меня, пожалуйста, и попробуйте понять. С уважением Юрий.

Зачем нужен пост и откуда идут его истоки?

Очень интересный вопрос (для меня). Сама задавалась им. Поэтому скажу лишь свое мнение. В Библии (куда Вас отправляют) нет таких понятий как православный пост в таком виде, какой он сейчас. Есть кошерность (мясо и молоко вместе не кушать, это еще евреям сказано, мертвечину не есть и нечистых животных). Тут все понятно - Бог евреям дал простые правила, которые сохранили жизнь всему народу. Иисус держал 40-дневный пост, Моисей, другие. Но нет указаний поступать также. Потому что они не ели и не пили НИЧЕГО! Без спец подготовки это чревато...для обычных людей. Позже есть указание о соблюдении постов. Но они по длительности день-три дня. Опять-таки - ни пищи, ни воды, а только общение с Богом. Пост, по словам Иисуса Христа, использовался для изгнания сил тьмы и для победы над ними. В переводе на нашу современность - для того, чтобы настроиться на общение с Богом и победить в себе плотские желания, если они одолевают.

Поэтому православный пост - это религиозный обряд, очень упрощенный для немощных современных верующих. И, мне кажется, что зачастую подобные обряды лишь отвлекают от сущности Самого Бога. Человек зацикливается на выборе - рыба сегодня или голодаем. А смысл теряется. В таком посте нет смысла, есть смысл только в осознанной жизни! То есть Вы сами можете для себя решить что и как Вам исполнять. Потому что религия для управления людьми, а если Вам приходят в голову подобные мысли, то Вам не нужно управление. Вы способны сами управлять собой. Не зря Бог каждому человеку дал разум, душу, еще и Свой Дух вдохнул в человека.

January 11th, 2015

«Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Нынешний Петров пост склонил меня на сторону нового стиля. И так лето маленькое и холодное, да еще и 2/3 лета - пост: ни шашлыков не пожарить, ни отдохнуть как следует. Вроде каникулы, отпуск - ан нет, пост. Зато в сентябре - ноябре можно есть все, да уже поздно. Лучше бы пост был осенью, а не летом. А новостильные поместные церкви (11 из 15) ничуть не страдают от того, что Петров пост у них стал на 13 дней короче. Я с ними согласен». (Из сети интернет)


Забегая вперед скажу, что я все больше склоняюсь к выводу, что установленные посты, кроме указанных 69 правилом святых апостолов, Великого, среды и пятницы, скорее всего являются еретическими новшествами, которые возможной целью имеют недопущение или увод в сторону от православной веры излишней аскезой. Напомню, что в данный момент мы имеем больше половины года постных дней.

В процессе изучения вопроса, пришлось столкнуться с некоторыми странными фактами, которые в итоге и привели меня к данному выводу. Нисколько не умаляю достоинство и силу поста. Об этом во многих местах свидетельствует намВетхий Завет, этому Своим примером и учением учит нас Господь Исус Христос в Новом Завете, этому нас учат и святые апостолы, и святые отцы Церкви. Но также, лично я, не хочу без должных на то оснований накладывать на себя более того, что накладывали на себя святые отцы и ранние христиане. Поэтому-то и принял такое решение. Странности же такие:

1. Мы имеем 69 правило святых апостолов, которое говорит нам, что не соблюдающие Великий Пост, среду и пяток под анафемой. Имея это указание, мы не имеем ни одного слова в Правилах, касаемо Рождественского, Петрова, Успенского и однодневных постов на Воздвижение Креста Господня и усекновение главы Иоанна Предтечи. Это весьма удивительно, т.к. по логике, если есть установленное правило, то должно присутствовать и наказание за его несоблюдение. Но этого нет.

2. Отсутствие каких-либо источников, раскрывающих нам историю возникновения постов (опять же в том виде, котором рассматриваемые посты сейчас есть), кроме указанных правилом апостоловвыше. А те же источники которые есть, либо вызывают серьезные сомнения в их подлинности, либо в истинности в вере людей установивших данные посты, либо написавших данные книги.

3. Сам установленный порядок соблюдения указанных постов во всех открытых церковных юрисдикциях более чем странен.

История возникновения Рождественского (Филипова), Петрова, Успенского, а также однодневных на Воздвижение Креста Господня и на усекновения главы Иоанна Предтечи постов
Материал беру из Википедии. Это само собой вызовет дружный смех всех без исключения православных (особенно называющих себя «старообрядцами», «древлеправославными» и т.д.). Сразу скажу, что я смеюсь вместес вами.

1. Рождественский Пост. Установление Рождественского поста относится к времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным (выделено мной - А.К.).

Кратко правило соблюдения. Разбит на три этапа (от начала поста до 6 (19) декабря, далее до 19 декабря (1 января),далее 24 декабря (6 января). В первый этап, во вторник и четверг допускается рыба, вино и елей (возможно в некоторых юрисдикциях - только вино и елей), во второй этап в эти же дни - только вино и елей , согласно уставу Московского Патриархата и придерживающихся его юрисдикций.

2. Петров Пост. Петров пост — православный пост, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди (Деян. 13:3). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла — 29 июня (12 июля), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.

История. Начало поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особо частыми упоминания о нём становятся с IV века.

Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы).

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся всё более частыми. О нём упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Выписка из устава: по вторникам и четвергам дозволяется вино и елей.

3. Успенский пост — православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Соблюдается с 1 августа по 15 августа включительно (выделено мной - А.К.) и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Интересные выписки из устава:

« - в праздник Преображения Господня (6 августа) можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая (выделено мной - А.К. Эта глупость действительно есть в МП), которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас);

В праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет».

Выделено мной. Несколько недель в году мы имеем сплошные седмицы, в которые пост среды и пятка отменен, но тут большой богородичный праздник, к которому шла подготовка в течении двух недель и в сам праздник может быть запрещено разговение из-за того, что он может выпасть на среду или пятницу. Что это? Тонкое унижение Богородице? Чем вызван такой запрет?

4. Посты на Воздвижение Креста Господня и усекновения главы Иоанна Предтечи якобы установлены в воспоминание скорбных событий распятия Господа и кончины Иоанна Предтечи.

Воздвижение Животворящего Креста - величайший праздник. Сильнейшее оружие христианам в борьбе с дьяволом. Радость неописуемая. Постный день (?).

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Всех мучеников мы почитаем по дате их кончины, в которую им удосужилось пострадать за Христа. Большинство других святых мы почитаем по дате их блаженной кончины. Но почему в этот день скорбь?

И интересный момент по правилам соблюдения постов. В Рождественский и Петров пост по вторникам и четвергам разрешается вино и елей, а в некоторых юрисдикциях даже рыба. Это очень странно, т.к. в православной Церкви постными считаются лишь дни без елея. Дни же, в которые вино и елей разрешены, называются «праздными» (об этом ниже подтверждение преп.Иоанна Кассиана). В связи с этим совершенно непонятны уставы Рождественского и Петрова постов. Если уж поститься - то тогда, пожалуй, надо поститься, а это значит, что эти посты автоматически становятся Великим по степени воздержания. Но если не поститься, то в таком случае нужно придумывать какие-то другие определения этим дням. Полупостные, к примеру. Или полупраздные.

Вернемся к истории. Мы видим, что в официальной истории возникновения постов, только один пост имеет хоть какую-то дату и имя человека его установившего. Это Рождественский.

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407г.). Сайт кириллической печати Соборник.ру. В неделю сыропустную поучение святаго Иоанна Златоустаго о святом посте.


Иоанну Златоусту вторит и его современник преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360—435г.): «Если нам нужно посвящать Богу десятую часть из нашего имущества и плодов, то тем более мы обязаны посвящать Ему десятую часть из жизни нашей, дел и приобретений. Эту десятую часть и составляет Четыредесятница, потому что десятую часть всего года составляют 36 с половиной дней, а в семи неделях за исключением воскресных дней и субот, постных дней тридцать пять. Но если к ним прибавить Великую Суботу в которую пост продолжается до пения петухов, половину ночи до рассвета следующего дня, то совершенно исполнится постных дней тридцать шесть с половиной».

Но здесь, в этом же разделе поучений Иоанна Златоуста, в слове 33 мы может увидеть: «В неделю третию поста, сказание святых отец о велицем посте, и о прочих постех»:



Итак, в слове 8 Иоанн Златоуст говорит нам, что Великий Пост - это некая мистическая «десятина» Богу от всего нашего годового жития и его современник, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, эти слова подтверждает даже математически. И тут же ниже, в слове 33-м, тоже якобы Иоанн Златоуст говорит нам:

1. Апостолы узаконили два поста - Великий - Четыредесятницу и после Пятидесятницы - апостольский.

2. Святые отцы установили позже еще два поста - Рождественский и Успенский.

Это выпадает из логики и я думаю, что это еретическая вставка. Т.к. в слове 8 говорится о «десятине» и ни слова не говорится о других постах, которые весьма «десятину» расширяют.

Очень сомнительно, что люди, которым омывал ноги Сам Христос и Который учил их «быть всем слугой» (Мк. 9, 34); крайне сомнительно, что эти люди создали бы пост в честь себя самих. И также весьма сомнительно и то, что Иоанн Златоуст, живший всего лишь между 347 и 407 годами (не ахти какой срок от момента становления христианства) не знал бы имен отцов, которые якобы установили вышеуказанные посты.

И как они это сделали, если допустить, что эти слова действительно были сказаны Иоанном Златоустом?Некие никому неизвестные «святые отцы» без всякого собора, без конкретного определения в сроках данных постов, без указания правил их соблюдения и без указания наказания за их несоблюдение, устанавливают посты, которые не установили даже святые апостолы. А якобы святые апостолы установили пост в честь себя, но при этом забыли о Рождестве и Успении. Поверить во все это просто не представляется возможным.

И информация из Википедии о том, что Рождественский пост установил своим единоличным указом константинопольский патриарх Лука Хрисоверг, лишний раз подтверждает, что вопрос постов крайне странен своей неопределенностью и противоречиями. Лука Хрисоверг в 1166 году не знал того, что сказал Иоанн Златоуст до 407-го? Того, что данный пост, оказывается, уже есть. Или Иоанн Златоуст имел ввиду другое по продолжительности воздержание перед Рождеством, а Хрисоверг расширил до 40 дней? Или Иоанн Златоуст не говорил приписываемых ему слов? (Что вероятнее всего, о чем и говорит косвенно нам поучение в слове 8 этой же книги).

И Лука Хрисоверг, имея благочестивый обычай недельного воздержания перед указанными праздниками (о чем говорят нам некоторые источники), имел ли он право без согласования с другими епископами, другими Поместными Церквями создать сорокодневный пост? Кто дал ему такое право, если раньше фундаментальные вопросы Православия решались только на соборах со множеством приглашенных делегатов? Если такое событие (установление 40-дневного рождественского поста Хрисовергом) и вправду имело место, то оно никак не свидетельствует в пользу того, что данный человек был истинным православным христианином и тем более епископом.

Вот интересный момент. Сербский епископ Никодим (Милаш, +1915г.) в своей книге «Правила Святой Православной Церкви с толкованиями» приводит такие слова: «Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III (1084-1111), по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней, так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода». (Выделено мной - А.К.)

Вот тоже выписка из Синтагмы: «Собственно узаконен один сорокадневный пост - пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, [Согласно с Вальсамоном.] что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова». (Выделено мной - А.К.)

Алфавитная Синтагма составлена в 1335 году. Вальсамон (патриарх Антиохийский (1193—1199)) приводит решение синода составленное до 1111 года. Хрисоверг же устанавливает 40-дневный Рождественский пост указом 1166 года. Сплошь противоречия.

Ни Вальсамон, ни Матфей Властарь, составивший Синтагму, не знают об указе Хрисоверга, а в свою очередь Хрисоверг не знает о не столь давнем указе синода своей же кафедры. Можно было бы тут поставить точку на информации из Википедии, как на информации выдуманной, но опять же и опять приходится делать оговорку. Дело в том, что и Синтагме мы не можем полностью доверять.

На первый взгляд - хорошая книга, содержит в себе массу толкований по многим серьезным вопросам церковной жизни, но расчет Пасхи, откровенно еретический и даже богохульный, который она в себя включает, обязывает сделать оговорку на то, что этому источнику полного доверия нет. Как не прискорбно все это говорить.

Каков можно сделать вывод и можно ли вообще его сделать из источников, которые так противоречивы? Однозначного вывода сделать не получится, но можно сделать вывод, который будет более приближен к Правде. Вывод логический.

Мы видим, что Великий Пост в Церкви воспринимается как некая единая мистическая «десятина» Богу от всего нашего жития; посты среды и пятницы - установлены как постоянное напоминание нам о Спасителе и Его страстях. Всеэти посты являются обязательными к исполнению православными христианами. Правило 69 святых апостолов ставит точку в этом вопросе.

Посты же на Воздвижение Креста Господня, усекновения главы Иоанна Предтечи, а также запрет на разговение Успенского поста в среду и пяток - крайне странны и, скорее всего, являются выдуманными постами, либо по злому умыслу, либо по излишнему рвению, которое, впрочем, также не оправдывается.

Недельные (или другой больше или меньше продолжительности) же посты перед Рождеством, днем Петра и Павла, и Успением Пресвятой Богородицы (а также и день поста перед Богоявлением) - это благочестивый и благоговейный обычай. Не обязательная, но желательная дань уважения одним из ключевых событий Православной Церкви. Бо’льшая же продолжительность данных постов, скорее всего, является еретическим новшеством. И к чему это может привести, можно посмотреть во мнении пользователя из сети Интернет, которое венчает данную статью.

Андрей Козин.

Скачать статью в формате

Загрузка...
Top