Когда можно поминать умершего годовщину. Можно ли поминать усопшего заранее

Годовщина смерти (1 год) - траурная дата. В этот день родные и близкие усопшего человека собираются для того, чтобы помянуть его. По традиции собравшиеся вспоминают о добрых делах, которые умерший человек успел сделать при жизни, делятся своими воспоминаниями друг с другом, выражают соболезнования близким родственникам.

Как подготовиться

На человека принято устраивать поминки. О проведении траурного мероприятия сообщается только тем людям, которых родственники покойного желают видеть за поминальным столом. Прежде чем провести поминки, родственникам покойного человека необходимо:

  1. Заблаговременно оповестить близких людей о приближении траурной даты.
  2. Выбрать заведение (кафе или столовую) для проведения поминок или организовать поминальный стол в домашних условиях.
  3. Накануне проведения поминок еще раз обзвонить приглашенных и узнать, кто собирается прийти.

Порционные блюда рекомендуется сделать немного больше заявленного количества гостей. Это необходимо в случае, если на поминки придет неприглашенный дальний родственник или коллега усопшего. Не стоит уделять большого внимания оформлению помещения, где будет проходить поминальная трапеза. Достаточно поставить на видное место фотографию поминаемого человека, перетянутую траурной лентой черного цвета.

Поминки 1 год - важная дата, но не стоит приглашать слишком много людей. Предпочтительно, если среди приглашенных будут близкие родственники и те люди, которых умерший человек любил при жизни. Но не стоит отказывать тем, кто сам изъявил желание посетить мероприятие (исключение составляют случаи, когда на поминки пришел человек, явно желающий испортить траурное мероприятие).

Многих интересует вопрос о том, можно ли устраивать поминки раньше фактического наступления годовщины. Церковь дает на это разрешение. Например, если годовщина смерти выпадает на рабочий день недели, то лучше проводить поминки накануне в выходной день. Не все родственники знают, можно ли устраивать поминальный обед во время поста. Это допустимо с условием, что на столе будет присутствовать только постная пища.

Если такой вариант не устраивает, то поминки лучше организовать раньше - до начала поста.

Посещение церкви и кладбища

Христианский долг живых - молиться о душах умерших родственников. Только по искренним молитвам поминаемый человек может быть прощен на небесах. Именно поэтому на год со дня смерти человека родственники обязательно должны посетить церковь, поставить свечки за упокой души и заказать специальную молитву - панихиду. В храме служится литургия, перед которой родственники подают записку с именем умершего человека. Посетить церковь нужно обязательно утром. Если человек посещает храм в первый раз, ему необходимо узнать у настоятеля о том, как правильно заказать молебен и поставить свечки.


После похода в храм родственникам рекомендуется посетить могилу поминаемого человека, особенно если на улице лето. Если на могилу приглашен священник, то он может прочитать акафист и совершить литию. Проведенный обряд - это тоже часть поминовения, за который человеку прощаются грехи. Родственники должны произносить добрые слова, мысленно просить прощения у покойного. На кладбище рекомендуется приносить живые цветы. Священнослужители категорически запрещают нести на могилу продукты питания, алкогольные напитки и сигареты. На место захоронения лучше принести свечи и лампадки. Есть и выпивать на могиле - языческий обряд. Это способствует разведению всяческого мусора на кладбище.

По христианским традициям могилы усопших должны содержаться в чистоте.

Для того чтобы как можно больше людей помянули человека, произнеся добрые слова, через год после смерти рекомендуется раздавать милостыню. Этот обряд позволяет живым людям совершить благое дело, результатом которого является улучшение загробной жизни усопшего. Раздают милостыню обычно тем, кто в ней нуждается - бедным людям. Родственники могут угостить чем-то вкусным коллег, друзей или отнести небольшой поминальный паек в дом престарелых или детский дом. Спустя год уже можно отдать нуждающимся личные вещи покойного.

Поминальный обед

Сервировать стол для поминального обеда следует скромно. Необходимо приготовить первое блюдо, второе, закуски, кутью. Коливо лучше освятить в церкви или самостоятельно окропить святой водой - таковы правила. Рекомендуется исключить спиртные напитки. В исключительных случаях можно поставить на стол водку, коньяк или кагор. Игристые вина будут неуместны. Если день поминок выпадает на пост, то на столе преимущественно должны находится постные блюда. В качестве десерта подойдет любая выпечка.

Многих интересует вопрос о том, можно ли произносить тост. Во время обеда собравшимся уместно говорить добрые слова о покойном человеке. Стихи, теплые слова в прозе - это то, что говорят на поминках. Допустимо делиться своими воспоминаниями. Не следует превращать годовой поминальный обед в праздник, где люди сплетничают, развлекаются, произносят слова, очерняющие память умершего человека.

Один год с того момента, как прошли похороны человека, - очень важная траурная дата. Подготовиться к проведению поминального обеда следует заранее. Однако нужно помнить о том, что главная цель обеда и посещения кладбища - поминовение усопшего человека, совершение молитвы о его душе. Не стоит только для того, чтобы угодить окружающим людям. Если по каким-то причинам устроить поминки, посетить храм и кладбище нет возможности, то можно просто мысленно вспомнить человека и помолиться о нем.

В России принято отмечать важные даты - при жизни это дни рождения, а после смерти - вспоминать и день ухода. Особенно важна эта дата для христиан. Ведь они верят в воскресение и последующую вечную жизнь с Богом. Поэтому существование души не имеет окончания для верующих. Как же достойно, по христиански, помянуть усопшего в годовщину смерти?


Поминальные традиции

В православии принято поминать усопших, был такой обряд и у древних славян. Совершается он в сам день похорон, затем спустя 9, 40 дней. В годовщину смерти тоже принято собираться за особой трапезой. Как помянуть усопшего, если он был христианином? Самое главное - конечно, молитва. Также необходимо воздержаться от обильных возлияний, а лучше вообще от спиртного. Ни в коем случае торжественные поминки не должны превратиться в буйное веселье. Это весьма далеко от христианских традиций.

Помимо частной молитвы, на годовщину смерти в церкви заказывают:

  • особое поминание во время Литургии - утреннее богослужение, во время которого из освященного хлеба вынимают частички за усопших. Принято заказывать так называемый «сорокоуст» - поминать будут на сорока службах;
  • панихиду - служится обычно по субботам, но можно договориться со священником на другой день. Можно приходить на панихиду еженедельно, но годовщина - особо важный день;
  • лития - еще один вид заупокойной службы, она несколько короче панихиды. Служится в любое время, для ее совершения можно привезти священника на кладбище.

Обязательно на любом этом поминовении должны молиться сами члены семьи, друзья покойного. Ведь батюшка не может вложить те чувства и эмоции, которые испытывают близкие. Он выступает как исполнитель обряда. Конечно, его молитва имеет силу, но нельзя вся передоверять другим. Ведь речь идет о посмертной участи родного человека.

Но и это не все, что заказывают в церкви. На годовщину смерти уместна Псалтырь. Обычно ее заказывают в монастырях, делается это на длительный срок. В зависимости от пожертвования на месяц, на полгода или на целый год. Опять же - обязательно самим вспоминать умершего каждый день. Для этого в утреннем правиле есть особые краткие молитвы.

В церковных лавках продаются специальные книжечки, куда можно вписать всех, кого необходимо поминать. Эту книжку можно брать в храм, чтобы при подаче записок никого не забыть. Когда дьякон или священник будут читать записки, обязательно самим молиться.


Другие дни поминовения

Существуют как частные поминки, так и специальные церковные праздники, когда принято ехать на кладбища. Это так называемый «родительский день», отмечается он несколько раз. В эти дни тоже надо поминать умерших, независимо от того, когда они отошли в мир иной.

  • 2-й вторник после Пасхи - переходящий день. В некоторых российских регионах есть традиция посещать могилы прямо в день Христова Воскресения, хотя официально это не одобряется - настолько Пасха светлый день, считается, что в этот день мертвых нет.

Пусть даже это не годовщина смерти, радостные слова «Христос Воскресе!» должны услышать все усопшие. Название у памятного дня соответствующее - Радоница. Для всех есть надежда на вечность с Богом, поэтому день этот предназначен для совместной радости - в небесах и на земле. На могилках принято совершать трапезу, приносить крашеные яйца, блины, остатки трапезы раздавать бедным.

Поминают всех усопших также в другие дни:

  • Троицкая суббота - субботний день перед Пятидесятницей;
  • Мясопустная суббота - перед началом Великого Поста;
  • Субботы во время Великого Поста - 2-я, 3-я, 4-я.

Умерший человек все равно остается членом вселенской церкви, поэтому заказывать поминальные службы можно постоянно.


Как провести печальную годовщину

Достойная кончина - это венец жизни верующего. В ежедневных молитвах есть прошения, чтобы Бог сподобил непостыдной смерти. Православные стремятся исповедоваться и причаститься перед встречей с Создателем. Существуют особые обряды, которые совершаются над умирающим. После смерти они уже не повторяются.

Чтобы годовщина смерти была отмечена достойно, начать поминовение необходимо в храме. Это может быть присутствие на Литургии, затем на панихиде, либо просто заранее заказанная лития. После этого проехать на кладбище, там совершить гражданскую панихиду, либо прочесть 17 кафизму. После этого совершить трапезу, вспомнить покойного, совершить уборку на могиле. Пить водку, тем более лить ее на могилу - не православный обычай, который ничем не поможет умершему!

На могилы лучше приносить живые цветы, это соответствует христианским традициям. В храмах никогда не бывает искусственной зелени, ведь у Бога нет мертвых. Одно время церковь даже пыталась запретить традицию украшать гробы венками с надписями, но победить ее оказалось непросто. Такой обычай вызван не столько жадностью или язычеством, сколько направлен против вандализма, который, к сожалению, часто встречается на российских кладбищах.

А вот воздержаться от выпивки можно и нужно. Боль от потери велика, но надо найти другие способы справиться с ней. Вряд ли усопшего обрадует подобное поведение. Лучше деньги не тратить на горячительное, а раздать их нищим на помин души.

Как поминать усопшего на год после смерти дома

Поминать в годовщину смерти можно и дома. Бывает, что выехать на кладбище невозможно в силу разных обстоятельств. Тогда необходимо пригласить всех, кто захочет участвовать, подготовить особую трапезу. Обычаи ставить прибор для покойника, занавешивать зеркала не являются православными.

Перед тем, как сесть за стол, необходимо помолиться. Один из родственников должен прочесть 17 кафизму, либо чин панихиды. Во время молитвы возжигаются свечи. Затем можно приступать к трапезе. Она должна пройти достойно, разговоры должны быть приличными, шутки и смех неуместны.

Языческие трапезы по покойным проводились с большой помпой. Считалось, что чем дороже и пышней будет поминальный пир, тем лучше будет за гробом новопреставленному. Тризны сопровождались не только обильными возлияниями, но и танцами, песнями, соревнованиями. Смысл христианских похорон и поминок совсем иной. Они должны поддерживать молитвенную память о человеке, который даже не считается мертвым, а перешедшим в иной мир.

К столу подаются особые блюда. Обязательно в их число входит кутья. Это пшеничная каша, которую иногда заменяют рисовой. Но главная ее особенность - она готовится сладкой, заправляется изюмом, другими сухофруктами, медом. Желательно эту пищу освятить во время службы. Сладость символизирует радость, которая ждет праведников на небесах.

  • Также традиционным поминальным кушаньем являются блины, которые принято запивать киселем.
  • Сервировка стола должна быть обычной. Можно поставить на стол свежие еловые ветви, края скатерти украсить черными кружевами.
  • Каждая смена блюд должна сопровождаться молитвой: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя)». Помолиться следует и после трапезы. А вот благодарить хозяев за поминальную трапезу не принято.

Когда прочитаны все необходимые молитвы, кто-то может прочесть и стихи на годовщину смерти. Никаких церковных запретов на этот счет нет. Стихи должны напоминать о достоинствах усопшего, о его духовных качествах. Конечно, у всех есть недостатки, но христиане уповают на милость Божию, стараются не вспоминать о них, а молиться о том, чтобы грехи были прощены.

Год со дня смерти принято отмечать не только в Росси. Поминают усопших также в азиатских странах. В Японии, Вьетнаме, Корее и Китае существуют собственные традиции. Последователи иудаизма поминают умерших родителей, братьев, детей. Правда, дата годовщины у них не совпадает с общепринятым календарем. Во время поминок принято поститься, мясо и вино под запретом.

Как почтить покойного самостоятельно

Какие молитвы в годовщину смерти читаются дома, чтобы поминать покойного? Лучше всего подходит Псалтирь, устав чтения указан в каждом православном издании. Между псалмами идут в таком случае особые молитвы, где упоминаются имена усопших. Это самый лучший вариант. Можно читать и акафисты, но Псалмы написаны намного раньше. Также все христианские церкви признают их богодухновенность.

Существуют случаи, когда Церковный устав запрещает поминать покойных за Литургией, заказывать за них панихиды, проводить отпевание. Это распространяется на тех, кто был крещен, но не ходил регулярно в храм, то есть не был воцерковлен. Воцерковленным считается человек, который принимает участие в исповеди и Причастии, все остальные считаются «захожанами».

Правда, на практике часто от этого правила делаются отступления. Тут все зависит от правящего архиерея. В любом случае, необходимо уточнить этот вопрос у духовенства.

Также однозначно запрещено от лица Церкви поминать тех, кто свел счеты с жизнью добровольно. Если человек погиб на войне, защищая других, это не считается самоубийством. Вообще смерть на войне - одна из самых почетных. А вот смерть от передозировки наркотиков - это вид самоубийства.

Однако святые отцы учат надеяться на милость Божию. За таких людей разрешается молиться келейно, даже существует особый акафист за самоубийц, составленный в прошлом столетии. Также можно добавить что-то от себя, но слишком усердствовать тоже не стоит. Нам неведомы все духовные законы, подобные молитвы могут окончиться расстройством психики для того, кто хочет сделать доброе дело.

Зачем поминать усопших

Когда человек окончил земной путь, ему не нужны ни пышные похороны, ни дорогой гроб или мраморный памятник. Молитва - вот главная помощь, которую мы можем оказать своим усопшим близким. Это не просто дань традиции, а спасительная нить, которая может довести человека до Царства Божия. Особенно важно молиться в первые дни, когда душа проходит мытарства. Но и после того, как прошел год или два, делать это необходимо.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день

Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день

Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина

Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Вселенские панихиды (Родительские субботы)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы

Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница

Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Церковные заупокойные службы

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, патриарха Алексия, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, диакона Виктора, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия - те имена, которые даны при крещении) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении - помимо диакона, читающего записки вслух на солее, часть записок читается тайно (про себя) священниками в алтаре. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить в качестве жертвы еду. Однако помните, что нельзя приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме кагора - церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Поминовение усопшего на домашней молитве

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» - «Да, конечно». - «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Поминки – это действо, которое совершается с целью почтить память умершего человека. Стержнем поминок является общая трапеза, которую устраивают родственники в доме покойного, на кладбище либо в другом месте.

Поминки проводятся несколько раз:

  • в день смерти родственника или на следующий день;
  • на третий день после смерти – душа покойного покидает этот мир и возносится на небеса (как правило, этот день совпадает с днем похорон);
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • далее поминальные трапезы делаются в полгода с даты смерти, а затем все последующие годовщины.

В поминках, как правило, принимают участие члены семьи умершего и его друзья. На поминки девятого дня, например, можно приходить без приглашения. Нельзя прогонять тех, кто захотел принять участие в этом ритуале. Но важно помнить, что поминки организуются не ради приглашенных, и накрытый стол – это не главная их составляющая. Люди приходят на них не для того, чтобы снять с себя негативные эмоции, стресс и уж тем более не ради того, чтобы поболтать на отвлеченные темы. Главное на поминках – это молитва об умершем. Очень хорошо, перед тем как приступить к трапезе, прочитать 17-ю Кафизму из Псалтыря. А перед едой каждый должен прочесть молитву «Отче наш».

Перенос даты поминок

Часто бывает так, что дни поминовения выпадают либо на будний день, когда невозможно отлучиться с работы, чтобы все к ним подготовить, либо на какой-либо религиозный праздник. В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли переносить дату обязательных поминок, делать их либо раньше, либо позже срока.

Священнослужители считают, что совсем необязательно устраивать поминальную трапезу в годовщину смерти. Если существуют объективные причины, которые мешают это сделать, то ориентироваться нужно в первую очередь на них.

Нежелательно поминать умерших на неделе Светлой Пасхи, а также во время страстной недели Великого поста. В это время все помыслы должны быть устремлены: на страстной неделе – к жертве Иисуса Христа, на пасхальной неделе – к радости от известия о его воскрешении. Так что, в случае, если дата поминок попала на эти периоды, правильнее всего будет их перенести на Радоницу – день поминовения усопших.

Если дата поминок выпадает на Рождественский сочельник, то лучше будет перенести их на 8 января. Это считается даже хорошим знаком, так как поминки по своей сути посвящаются факту рождения уже в вечной жизни.

Священнослужители также советуют не забывать тот факт, что нашим умершим родственникам в первую очередь важна молитва за них. Поэтому рекомендуют за день до проведения поминок заказать в храме Литургию об упокоении Души умершего и Панихиду на День его поминовения. Желательно помолиться за умершего. А сами поминки можно перенести на ближайший выходной день после годовщины смерти. А вот переносить дату поминок на сороковой день на более ранний срок в православии не рекомендуется.

День поминовения умерших

В различных религиях существуют определенные дни, когда можно поминать своих усопших. Если по каким-то причинам не получилось помянуть своих близких в нужное время, всегда можно это сделать в день поминовения, дата которого в разных религиях своя:

  1. В православии, как было сказано выше, это Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Следует отметить, что это не единственный день поминовения в Православии. Помимо Радоницы существует еще пять подобных дат.
  2. В католицизме День всех усопших приходится на 2 ноября. Поминки на третий, седьмой и тридцатый дни после смерти считаются необязательными.
  3. В исламе неважно, на какой по счету день, нужно помянуть умершего. Главное – это вспомнить его молитвой и вместе с его семьей совершать от его имени хорошие поступки – раздавать милостыню, заботиться о сиротах. Но главное, чтобы оставалось в тайне, от чьего имени совершаются эти поступки.
  4. В буддизме отмечают праздник Уламбана, который проходит в седьмом месяце с первого по пятнадцатый день по Лунному календарю. Посвящен поминовению умерших.

Практически все знают, что своих умерших нужно поминать, но часто люди забывают, как и для чего это делается. Связь между усопшими и теми, кто остался на земле существует. Поэтому, люди, у которых умер родственник, долгое время находятся в состоянии печали, беспокойства, им снятся сны про умерших, в которых чаще всего они просят еду или что-то сделать для них.

Как правило, после подобных снов возникает потребность в поминовении их, потребность в посещении храма, потребность в совершении каких-либо добрых дел (например, подать милостыню). Все это благотворно влияет на души усопших. Невозможность провести поминальную церемонию день в день – не беда, так как всегда можно оставить в храме записку и ее проведет за вас священнослужитель.

Наше духовное состояние влияет на состояние умерших в потустороннем мире и для того, чтобы помочь им, необходимо начать менять себя и свое окружение. Можно избавиться от вредной привычки, простить тех, на кого очень долго время копилась внутри обида, начать читать Библию.

Проводя ритуал поминок, всегда необходимо держать в уме его цель – творя совместную молитву, просить у Господа, чтобы он даровал усопшему Царство Небесное и упокоил его Душу.

Загрузка...
Top