Задания русскому языку 6 кл. Окончания существительных множественного числа родительного падежа

Уроки русского языка помогают учащимся 6 класса получить знания о лингвистике и ее разделах. Ребята узнают о лексике, словообразовании и орфографии, знакомятся с такими частями речи, как имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Чтобы ученики не теряли интерес к изучению родного языка, учителю нужно уделять много внимания различным методам систематизации и контроля знаний. Олимпиады по русскому языку способствуют усилению мотивацию к обучению и дают возможность оценить знания школьников.

Примеры заданий, представленные на этой странице собраны в помощь учителю и родителям, помогающим ребенку готовится к олимпиаде по русскому языку. Ко всем заданиям указаны правильные ответы, поэтому сайтом можно пользоваться и самим школьникам во время самостоятельной подготовки.

Олимпиада по русскому языку 6 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) Мать
Б) беречь
В) вернешься
Г) ясли
Д) боюсь

2. В каких словах ударение падает на первый слог?
А) Хвоя
Б) сорит
В) досуг
Г) удить
Д) древко

3. Какие слова не являются синонимами?
А) Погасить – потушить
Б) лелеять – нежить
В) бесхитростный – незатейливый
Г) горе –случай
Д) солидный – видный

4.В какой паре слов нет рифмы?
А) документ-инструмент
Б) обидно-завидно
В) алфавит-позвонит
Г) торты-мосты

5. Из приведённых ниже слов назовите то, которое имеет только единственное значение.
А) чешка
Б) полька
В) француженка
Г) финка
Д) голландка

6. Какое из устаревших слов является историзмом?
А) чело
Б) длань
В) барщина
Г) ланиты

7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
А) откро..те, пове..ло
Б) отп..реть, задерж..м
В) выж..г, раста..т
Г) выгор..т, расскаж..т

8. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
А) прилягте
Б) ехайте
В) повтори́м
Г) хотите

9. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?
А) камень
Б) разносить
В) разведывать
Г) автомат

10. В каком слове пишется одна буква Н?
А) обществе..ый
Б) страуси..ый
В) стекля..ый
Г) стари..ый

Открытые вопросы

Вопрос 1
Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий — … — редкостный
Лень — … — ленивец
Цена — … бесценность

Вопрос 2
Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.

Вопрос 3
Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

Вопрос 4
Расшифруйте данные пословицы.
УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.
НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.
ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.
ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.

Вопрос 5
Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.
Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело

Творческие задания

Задание 1
ВСоставьте пары антонимов из фразеологизмов:
не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

Задание 2
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин

Задание 3
Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое

Задание 4
К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
Тяжёлый — …
Сладкий — …
Острый — …
Золотой — …
Свежий — …

Задание 5
Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?
Б) Какие конфеты содержат мел?
В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?
Г) Какое животное жить не может без уроков?
Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Д А,Д Г Г В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В Б А Б

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный)
Лень – ленивый – ленивец (суффиксальный)
Цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный)
Ответ на вопрос 2:
А) С обеих сторон раздавались голоса.
Б) Их ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженером на заводе
Ответ на вопрос 3: ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча
Ответ на вопрос 4:
Делу время, а потехе час
Один в поле не воин
Не все то золото, что блестит
Не боги горшки обжигают
Ответ на вопрос 5: рыба-зебра, многочисленным

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
восходящая звезда — угасшее светило
денежный мешок — ни гроша за душой
повесить нос — воспрянуть духом
спустя рукава — до седьмого пота,
как кошка с собакой — не разлей вода
Пример ответа на творческое задание №2 Среда, слово, кайма, насос, спаниель
Пример ответа на творческое задание №3
Выучить стих — ветер стих,
русская печь — печь пироги,
жаркое лето — приготовить жаркое.
Пример ответа на творческое задание №4
Тяжёлый стол — тяжелый туман
Сладкий торт — сладкий сон
Острый нож — острый язык
Золотой кулон — золотой человек
Свежий хлеб — свежий анекдот
Пример ответа на творческое задание №5
А. репа
Б. карамель, мармелад
В. иней
Г. сурок
Д. рис

Пояснительная записка

Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Ы, и после ц

Чередование а-о в корне слова

Чередование е-и в корне слова

Буква ы после приставок

Правописание приставок пре-, при-

Правописание суффиксов имен существительных

Правописание сложных имен существительных

Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных

Правописание числительных, обозначающих целые числа

Использованная литература

Пояснительная записка

Формирование орфографической грамотности – одна из основных задач обучения русскому языку в средней школе. Под орфографической грамотностью понимается умение ученика не только безошибочно оформлять письменное высказывание, но и различать «ошибкоопасное» место в слове (распознавать орфограмму), подбирать необходимое правило на данную орфограмму.

В пособии представлены все основные орфограммы, предусмотренные учебной программой «Русский язык» (5-7 классы), утверждённой приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11. 03. 2003 г. (Алматы: РОНД, 2003). Пособие составляют упражнения, которые охватывают темы, рассматриваемые в 6 классе: гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, Ы, и после ц , чередование а-о в корне слова, чередование е-и в корне слова, буквы ы после приставок, правописание приставок пре-, при- и т.д. путем регулярных упражнений учащиеся усвоят навыки грамотного письма и орфографические правила, которые входят в программу 6 класса.

Это пособие полезно всем школьникам в качестве дополнительного материала по русскому языку. Выполнение упражнений позволит ученику повысить свою грамотность. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в школе и дома.

Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о , без ударения – е .

Вставь пропущенные буквы

1. Репортаж…м, манеж…м, мяч…м, Даш…й, гордец…м, Борисович…м, переселенц…м, сердц…м, Гриш…й, Степанович…м, баловниц…й, туч…й, Ефимович…м, Викторвич…м, гвардейц…м, скрипач…м, Андрюш…й, каш…й.

2. Плащ…м, луч…м, Дмитриевич…м, матч…м, приёмыш…м, смерч…м, лещ…м, Григорьевич…м, пловц…м, Иванович…м, владельц…м, беглец…м, полководц…м, Никитич…м, борщ…м, спутниц…й, шприц…м, овц…й.

3. Грач…м, Ключ…м, плач…м, купальщиц…й, Александрович…м, кормильц…м, работниц…й, мельниц…й, хранилищ…м, птиц…й, Лёш…й, ёрш…м, сторож…м, стриж…м, лисиц…й, паш…й, больниц…й, горчиц…й, крыш…й, врач…м.

4. Борщ…к, верблюж…нок, груш…вка, девч…нка, с плащ…м, зайч…нок, зрач…к, под крыльц…м, за зеркальц…м, камеш…к.

5. Добряч…к, вираж…м, горшоч…к, жениш…к, с карандаш…м, под креслиц…м, над страниц…й, копьец…, с товарищ…м.

6. Алыч…вый, груш…вый, изразц…вый, холщ…вый, борщ…вый, глянц…вый, нож…вый, перц…вый, парч…вый, свинц…вый.

Ы, и после ц

Буква И после Ц пишется в корнях и в словах на ция.

Буква Ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в словах-исключениях: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.

Вставь пропущенные буквы

1. Птиц…, ц…тировать, куц…й, ц…ц, панц…рный, ц…ркулировать, ц…ркуль, улиц…, ц…ник, волчиц…, ц…гарка, Птиц…н, ц…нк, гусениц…, ц…фра, ц…ганята.

2. Гостиниц…, ц…линдр, гусятниц…, ц…стерна, единиц…, рац…я, секц…я, ц…тадель, лестниц…, акац…я, бледнолиц…й, мельниц…, революц…я.

3. Пальц…, ц…рк, медиц…на, дефиц…т, пац…ент, дисц….лина, ц…кнул, ц…ферблат, мотоц…кл, огурц…, братц…, авиац…оный, ц…ган.

4. Волчиц…, Лисиц…н, ц…пленок, границ…, синиц.., ц…ркач, экспедиц…я, пшениц…, ц…фровой, конституц…я, ц…клон, свестниц….

5. Куниц…н, Венец…я, ц…нковка, ц…почки, ц….трусовый, учениц…, нац…я, переселенц.ю.., операц…я, ц…плята, ц…кл, панц…рь.

6. Беглец…, агитац…я, глупц…, ленивц…, голубц…, старц…, счастливц…, ликвидац…я, китайц…, каквказц…, рекомендац…, ц…ганочка.

7. Гостинц…, редакц…я. экспедиц…я, ресниц…, круглолиц…й, проводниц…., ц…фра, традиц…я, офиц…альный.

Чередование а-о в корне слова

1. Корни, определяемые ударением:

Без ударения пишется о в корнях:

КЛАН-КЛОН

ГОР-ГАР

ТВАР-ТВОР

Без ударения всегда пишется а в корне:

ЗАР-ЗОР

2. Корни, определяемые согласной:

ЛАГ-ЛОЖ
РАСТ, РАЩ-РОС
3. Корень, определяемый суффиксом а:

КАС(А)-КОС

Вставь пропущенные буквы

1. Зал…жить, р…сли, изл…гать, изл…жение, выр…с, р…стительное, пор…сль, прор…сли, предл…гать, р…сток, нар…стает, изл…жить, прик…снуться, предпол…гать, сл….жить, накл…няться, выл…жить.

2. Подр…сли, ул…жить, покл…н, з…рница, р…стовщик, предл…гть, предл…жение, зар…сло, прил…жение, ср…щение.

3. К…салась, нал…гать, соприк…саться, тв…рение, прил…гательное, накл…нение, р…стение, стр…статься, к…саться, зар…сли.

4. Выл…жен, безуг…рный, кл…нить, прол…гать, прил…жжение, утв…рь, отр…стить, вытв…рять, отл…жить, к…снуться, нар…стание, к…сание.

5. Предл…жить, накл…нить, выр…сли, прол…жила, обл…гать, приг…реть, прик….сновение, прор…стает, благотв….рительность.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание.

Южное р…стение, нар…щивание капитала, юный возр…ст, зар…сли тростника, подр…стающие саженцы, пора взр…слеть, мелкая пор…сль, зар…сло травой, дай подр…сти, выр…щенные котята.

Подрастать, зарница, загорать, приложение, касаться.

Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните чередующиеся гласные в корне.

Ночь уже л…жилась на горы и туман нач…нал бр…дить по ущельям. Я велел пол…жить чемодан свой в тележку заманить быков лошадьми и в последний раз огл…нулся на д…лину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осм…треться.

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Озеро зар…сло камышами. Чёрные водор…сли хрустят под ногами. На опытном участке выр…стили много редкостных р…стений. Р…стительность здесь однообразная. В зар…слях трос…ника водилось много уток. Прор…сли семена. Подр…стает молодая пор…сль.

Чередование е-и в корне слова

В корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСТ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ пишется и, если дальше следует суффикс а.

Вставьте пропущенные буквы.

1.Приб…рались, разб…ру, заст…лю, выб…рались, ст…реть, зап…реть, сд…ру, ст…раю, изб…ру, расп…раю, заб…рались, отп…раю, бл…стеть.

2. Оп…реться, обт…раю, ст…реть, ум…реть, рсст…лается, поб…рались, уб…ру, подб…рались, пост…ли, выст…лаю, соб…рались, выб…ру.

3. Заст…лаю, выст…лю, зам…рают, забл…стеть, проб…рается, выт…раю, выд…ру, ум…рают, уст…лаю, зап…раю.

4. Зап…раю, зад…ру, наст…ленный, прот…раю, заб…ру разбл…стелся, забл..стеть, переб..рались, уб…рались, наст..лю, наб..ру, зат…реть, зат..раю, приб…рались.

5. Разб…рались, раст…реть, нат…раю, перест…лаю, подб…ру, изб…ралли, подт…раю, забл…стают, обд…раю, переб…ру, прип…раю, переест…лю, выб…реется.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание.

Соб…ру, яблоки, бл…стать успехами, выт…реть доску, заж…гательный танец, подб…ру книгу, бл…стеть на солнце.

Измените слова таким образом,

чтобы в корнях произошло чередование.

Собирать, простирать, опираться, зажигать, блестеть.

Выделите корни с чередующимися гласными а-о, е-и, объясните их написание.

1. Мой бывший сосед был ужасный чудак, все время он делал не то и не так. Цветы поливал он горячей водой, очки протирал он своей бородой, растил в огороде одни сорняки, играл на рояле в четыре руки.

2.Бутерброд

Чудак математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

3. С каждым днем все больше холодало. Ночью мороз превращал лужи в блестящие зеркала. На окнах появились удивительные творения. Снег падал огромными хлопьями и мягко стелился ковром. Снег был везде, и казалось, будто я плавал в безбрежном океане. К вечеру в небе ярко горели звезды. Сугробы продолжали расти.

Вот это настоящая зима!

После приставок, оканчивающихся на согласный, в соответствии с произношением, вместо и пишется ы (игра- розыгрыш).

Искл.: взимать

Буква и пишется после приставок меж-, контр- и сверх-.

Буква ы после приставок

Вставьте пропущенные буквы.

1. Без…глый, без…нтересный, вз…скать, контр…гра, небез…звестный, об…ндевать, сверх…нтересный, под…тоживать, от…скать, при…ск.

2. Без…скусный, воз…меть, под…мать, пре…мущество, сверх…зысканно, роз…грыш, пред…стория, меж…нституский, от…грать.

Правописание приставок пре-, при-

Приставка при- пишется, если обозначает:

1) приближение, присоединение, прибавление: прибыть, пришить.

2) близость: пригородный.

3) неполноту действия: приоткрыть.

Приставка пре- пишется, если:

1) близка по значению слову очень: презабавный.

2) близка приставке пере-: преградить (перегородить)

Спишите. Найдите и выделите приставки при- и пре-. Объясните их написание.

При- или пре-? При- или пре-?

Это совсем не секрет.

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «Очень такой» или «очень сякой» -

Пре- мы пишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь – не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

Распределите слова на три столбика по значению приставки при-:

1 – приближение, присоединение,

2 – расположение вблизи,

3 – неполнота действия.

Приутихло, приподняться, приумолкнуть, приближаться, приезжать, прийти, приморский, приволжский, присоединить, пришить, прилететь. Прибить, привокзальный, прикрепить, примазать. принарядиться, призадуматься, принести, прилечь.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Пр…вознести, пр…гнать, пр…высить, пр…бегать, пр…варить, пр…бедняться, пр…градить, пр…вязать, пр…ближение, пр…валить, пр…глушить, пр…ломить, пр…красный, пр…винтить, пр…грелый, пр…мудрость, пр…усадебный.

2. Пр…видение, пр…водить, пр…возить, пр…вязать, пр…вращение, пр…гибать, пр…рвать, пр…галсить, пр…готовить, пр…рвать, пр…секать, пр…держать, пр…клонять, пр…образить, пр…грозить, пр…дорожный.

3. Пр…морский, пр…сесть, пр…смешной, пр…школьный, пр…слать, пр…ступать, пр…гибать, пр…забавный, пр…езжать, пр…неприятный, пр…глупый, пр…говор, пр…озёрный, пр…удивительный, пр…щурить, пр…нарядиться, пр…умолкла.

Распределите слова на два столбика:

    с приставкой при-, 2 – пре-.

Вставьте пропущенные буквы.

Пр…осторожно, пр…остановит, пр…ступник, пр…ломить, пр…ломление лучей, пр…граждать дорогу, пр…искусный кузнец, все пр…грады, пр…чудливые формы, старенький при…ёмник.

1. Я пр…ближался к месту моего назначения. 2. Муж…чок тут же стал его тулуп пр…м…ривать. 3. Гарнизонная жизнь мало имела для меня пр…влекательность. 4. Василиса Егоровна – пр…храбрая дама. 5. Мы вышли от коменданта, по-видимому, пр…миренные. 6 . Палашка пр…несла шпаги. 7. Швабрин пр…следовал Машу.

Правописание суффиксов

имен существительных

Суффиксы –ек-, -ик-

Если при склонении гласный выпал, то в суффиксе пишется е , если не выпал – и : огурчи к – огурчи ка, но сыноче к – сыночк а.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Нож…к, ножич…к, мешоч…к, мальч…к, порошоч…к, кусоч…к, песоч…к, калач…к, горшоч…к, блинч…к, цветоч…к, стульч…к, колокольч…к, рожоч…к, пенёч…к, пирожоч…к.

2. Овраж…к, попрыгунч…к, ковр…к, кружоч…к, платоч…к, словар…к, лепесточ…к, моточ…к, самоварч…к, лоточ…к, куст…к, кусточ…к, кирпич…к, одуванч…к, сыноч…к.

От данных существительных образуйте новые существительные при помощи –ек-, -ик- или –чик-.

Например: Чулан-чуланчик, угол-уголочек.

Палец, чулок, час, часок, носок, клубок, нос, сарай, венок, птенец, заяц, огурец, кувшин, орех, мяч, диван, ремешок.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. вспыхнул яркий краеш…к со…нца. 2. Устроили шалаш…к из травки. 3. Звонко трещали кузнеч…Ки. 4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.

5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.

Суффиксы –щик-(-чик-)

Суффикс –чик- пишется после букв д-т, з-с, ж. в остальных случаях пишется –щик-: ле т чик , но часов щик .

Добавьте к данным основам

суффиксы –чик- или –щик- .

1. Перевод…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, перебеж…, красиль…, загон…, разнос…, фонар…, камен…, забой…, прогуль…, объезд…, спор…, смаз…, уцен…, свар…, барабан…, носиль…, рассказ…, набор…, уклад….

2. Зенит…, бетон…, смен…, добыт…, раздат…, водопровод…, маль…, табун…, передат…, карман…, жестян…, заправ…, доклад…, обид…, уголь…, атом…, вагон…, самвар…, рез…, завод…, обман…, приказ…, донос…, сбор…, переплёт….

Добавьте суффиксы –чик- или –щик-

к существительным, которые обозначают людей профессий.

1. Основные профессии в шахтах – проход…, забой…, буриль…, запаль…, крепиль…. 2. На строительстве работают арматур…и, камен…и, водопровод…и, стеколь…и, кранов…и, кровель…и. 3. В порту трудятся – груз…и, носиль…и, кладов…и, упаков…и.

Правописание сложных имен

существительных

Слитно:

1) если основы складываются с помощью соединительной гласной о или е : водопр о вод, пеш е ход ;

2) если сущ.образуется сложением начальной части слова с целым словом или частью слова: стенгазета, медсестра, юнкор, санпост .

Через дефис:

1) если сущ. образовано сложением слов: школа-интернат.

2) если после корня пол- вторая часть сложного слова начинается: а) с прописной буквы: пол- А станы ;

б) с гласной буквы: пол- а пельсина ; в) с согласной л: пол- л имона .

В остальных случаях пол- пишется слитно.

Слова с полу- пишутся слитно: полушубок.

Сделайте морфемный разбор

сложных слов.

Землепроходец, кораблекрушение, самокат, огнемёт, мореплаватель, остроумный, светочувствительный, первопроходец, долгожитель, звукозапись.

Вставьте пропущенные буквы.

Земл…ройка, звер…вод, басн…писец, знам…носец, овощ…вод, утк…нос, пчел…вод, рыб…лов, вод..воз, земл…коп, звезд…пад, волн…рез, брон…машина, солнц…пёк, птиц…фабрика, лес…сплав.

От данных словосочетаний образуйте сложные

существительные.

Новая стройка, железо и бетон, рельсы укладывать, заготавливать хлеб, хранить овощи, падает снег, писать басни, метать пули, атомный ход, вода и хранилище, ловить рыбу, падают звёзды.

Напишите слитно или через дефис

слова с пол-.

1. (Пол)арбуза, (пол)лимона, (пол)часа, (пол)парты, (пол)метра, (пол)Кокшетау, исходить(пол)Казахстана, (пол)года экспедиции, исписать (пол)листа, проплыть (пол)Иртыша, отстать на (пол)очка, сделать (полу)оборот, участвовать в (полу)финале.

2. Отсутствовать (пол)года, опоздать на (пол)часа, работать до (полу)ночи, прополоть (пол)участка, начертить (полу)круг, вышел (полу)месяц, купить (полу)шубок, кругом (полу)мгла.

От данных слов образуйте и запишите сложные слова с пол-.

Океан, оазис, здание, экземпляр, этажерка, щука, грамм, килограмм, липа, ольха, яблоко, Америка, луковица, час, метр, ананас, парта.

Добавьте пол- или полу-.

День, игра, лавка, Вашингтон, оборот, одиннадцать, порция, сапожки, слово, сотня, шаг, юрта, ягодник.

Одна и две буквы н в суффиксах имен

прилагательных

Пишется Н :

–ан-, -ян-, -ин-: кожаный, серебряный, глиняный, лебединый, куриный.

Искл.: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый.

2) в кратких прилагательных пишется столько н , сколько и в полной форме: бесшум н а (бесшум н ый).

Пишется НН :

1) в прилагательных с суффиксами –онн-, -енн-: клюкв енн ый, революци онн ый.

Искл.: ветреный.

2) в прилагательных с суффиксом –н-, если корень оканчивается на н : окн о-окон н ый.

Замените словосочетания по образцу, обратите на правописание суффиксов прилагательных,

выделите их.

Образец: портфель из кожи – кожан ый портфель.

1. Костюм из полотна, кружка из олова, бусы из стекла, мука для блинов, мебель для кухни, путь для саней, дверь на балкон, звонок телефона, голова лошади, писк комара, знак фирмы, крик петуха.

2. Платок их шерсти, кружка из алюминия, лестница из мрамора, подсвечник из бронзы, нить из серебра, сироп из клюквы, новости из района.

Вставьте пропущенные буквы Н или НН.

Обозначьте суффиксы прилагательных.

Водя…ые капли, тополи…ный пух, ржа…ая коврига хлеба, гуси…ый жир, льня…ное масло, торжестве…ый марш, карма…ый фонарик, голуби…ое яйцо, утре…ий кофе, пчели…ый яд, гуси…ый выводок, глиня…ый сосуд.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы прилагательных.

1. Ещё идут стари…ые часы. 2. В карти…ой галерее были выставлены лучшие полотна. 3. Мне купили костюм маши…ой вязки. 4. На завтрак подали кури…ый бульон. 5. Пчели…ый рой переместился из улья. 6. В палатке был земл…ой пол. 7. Дерев…ые игрушки ярко раскрашены.8. Подарили серебр…ые ложки.

Выпишите прилагательные в две колонки:

1 – с –н- в суффиксе, 2 – с –нн-.

1. Густели бура…ые сумерки. 2. В тума…ой мгле показались острова. 3. Урага…ый ветер сшибал и ломал деревья. 4.Журавли…ые косяки заспешили на юг. 5. Тополи…ый пух очищает воздух. 6. Над деревней пролетел гуси…ый косяк. 7. Закат золотит кроны деревьев стари…ой позолотой. 8. Насте…ые часы бьют в полночь. 9. В каюте пахло маши…ым маслом. 10. У ворот увидел я старую чугу…ую пушку. 11. Ночь при лу…ом свете холодна, ясна.

Через дефис пишутся сложные прилагательные, которые обозначают:

1) цвета или оттенки цвета: темно-зеленый, нежно-голубой.

2) стороны света: северо-восточный .

3) словосочетание с сочинительной связью: плодовый и ягодный – плодово-ягодный.

Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью: сельское хозяйство – сельскохозяйственный.

Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных

Раскройте скобки, напишите прилагательные слитно или через дефис.

1. (Трудо)любивый юноша, (жизне)радостный человек, (старо)русское поселение, (рыбо)консервный завод, (хлопчато)бумажный комбинат, (бело)ствольная березка, (темно)красная шаль, (иссиня)черное пальто, (физико)математическая школа, (русско)английский словарь.

2. (Близо)рукий человек, (черно)глазый ребенок, (бело)курая леди, (бело)ствольная березка, (темно)синий костюм, (древне)тюркский памятник, (северо)западный ветер, (железо)бетонная балка, (сосново)пихтовые леса, (посудно)хозяйственный магазин.

Образуйте сложные прилагательные,

запишите их.

1. Учебный консультационный пункт. 2. Ветер с юга запада. 3. Собрание сочинений в пяти томах. 4. Дистанция в сорок километров. 5. Рассказ с острым сюжетом. 6. Горная спасательная станция.

Спишите, раскройте скобки, напишите

слитно или через дефис.

1. На (темно)сером небе мигают звездочки. 2. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому небу. 3. Мы спустились с (юго)восточной стороны. 4. Маленькие абрикосы на вкус (горько)ватокислые. 5. Наступила сенокосная пора. 6. В школе успешно прошел (шахматно)шашаечный турнир. 7. В классе я слежу за (учебно)воспитательной работой. 8 . (Бело)розовые кашки украшали букет.

Правописание числительных,

обозначающих целые числа

В И.п. и В.п. пишется ь :

1) на конце числительных от 5 до 20 и 30 : пять, двадцать;

2) в середине числительных от 50 до 80, от 500 до 900 : пятьдесят, пятьсот.

Вставьте, где необходимо, ь.

1. Пят… студентов, шест…десят дней, сем….десят страниц, восем… листов, восем…надцать пар, восем…десят учеников, оданнадцат… лет, двадцат… две страницы, пят…сот килограммов, двадцат… пят…книг, девят…надцать веков.

2. Тридцат… телевизоров, пят…надцат… салфеток, шест..сот шест…десят сантиметров, шест…стот восем…десят тонн, девят…сот пят…десят центнеров, сем….сот гектаров.

Напишите словами данные числа.

50, 60, 70, 80, 500, 600, 800, 900, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30.

Запишите словами числа.

В Т.п.: 15 книг, 60 экспонатов, 70 инженеров, 500 верст, 600 специалистов.

В Д.п.: 40 секунд, 90 километров, 19 килограммов, 318 тонн, 8 листов.

Правописание суффиксов глагола

Суффиксы –ыва-, -ива- –ываю, -иваю : присматриваю – присматривал.

Суффиксы –ова-, -ева- пишутся, если глагол в 1 лице ед.ч. оканчивается на –ую, -юю : беседую-беседовать .

Замените личные формы глаголов неопределенной формой.

Обмениваемся марками, подогреваем обед, исследуем клетку, просматриваю выпуск, посоветуйся с отцом, присутствуют на занятиях, заканчиваю уборку, заведую библиотекой, опаздываю на урок, воспитываю детей, запеваем песню, разливаю чай, любуемся закатом, ночуем у костра, участвую в заплыве.

Спишите, вставьте пропущенные буквы,

обозначьте суффиксы глаголов.

1. Врач бесед…вал с больным и подбадр…вал родственников. 2. Старайтесь разумно использ…вать свободное время. 3. Невежливо опазд…вать на юбилей. 4. Солнце уже заметно приг…вает землю. 5. Мы часто договар…ваемся о совместных поездках к морю. 6. По радио перед…вали важные сообщения. 7. На ночь необходимо проветр…вать комнату. 8. Пора над…вать зимнее пальто.

Использованная литература

    Брагина С.А. Русский язык.5-7 классы. необычные диктанты. – Волгоград, 2008.

    Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 6 класса. – Новосибирск, 2007.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык: правила и упражнения. – М., 2006.

    Халикова н.В., Леднева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5- 7 классы. – М., 1997.

Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)

Рабочие тетради

Тесты

ГДЗ по русскому языку за 6 класс. ФГОС

  • Русский язык является одним из наиболее сложных в изучении предметов. Если взрослому человеку нелегко запомнить правописание, то вполне объяснимо, что у учеников 6-го класса, которым еще интересны куклы, машинки и подвижные игры, нередко возникают трудности с данным предметом. Для их преодоления существует ГДЗ по русскому языку за 6-й класс. В этой книге собраны правильные ответы на все задания школьного курса, которые разбираются с детьми в классе и задаются на дом. Данный решебник представлен в электронном варианте. Благодаря удобному расположению параграфов и тем на нашем ресурсе, вы не будете тратить время на поиски нужного ответа. Мы позаботились о том, чтобы изучение русского языка не вызывало у шестиклассников трудностей. Справиться с изучением множества новых правил, а также исключений из них, которые предполагает школьная программа, поможет решебник по русскому языку для учащихся 6 класса.
  • Преимущества использования предлагаемых ГДЗ

  • Редко встречаются ученики, которые отлично выполняют все школьные задания по русскому языку, ведь с каждым годом программа становится обширнее и сложнее. Более того, не всегда получается присутствовать на уроках, а, как известно, все темы взаимосвязаны между собой. Однако не стоит отчаиваться из-за возникновения трудностей в обучении. Если какой-то материал был пропущен или не понятен во время уроков, можно наверстать упущенное в домашних условиях с помощью ответов по русскому языку. Для удобства поиска ответы в сборнике расположены в той же последовательности, что и задания в учебнике.
  • Используя предлагаемые ответы, ученик сможет быстро разобраться в особенностях правописания, тонкостях стилистического составления предложений, а также научиться правильно расставлять знаки препинания для того, чтобы объединить слова в логическую цепочку. В ГДЗ по русскому языку собраны расширенные ответы с многочисленными примерами, которые позволяют легко усвоить пройденный материал и качественно поработать над домашним заданием.
  • С помощью данного решебника можно самостоятельно проверить, насколько правильно выполнена работа, посмотреть образцы сочинений на различные темы, подготовиться к диктанту и в целом улучшить знание русского языка, поэтому Готовые домашние задания рекомендуется использовать как вспомогательное пособие к учебнику.
  • Русский язык 6 класс - база для подготовки на будущее и настоящее

  • На уроках русского шестиклассники изучают обширный блок материала, многие составляющие которого войдут в итоговые испытания в 9-м и 11-м классах школы. Секрет успешной подготовки не только к ОГЭ/ЕГЭ, но и к ВПР, диагностическим и проверочным работам, олимпиадам - ответственная подготовка, тщательность подхода и удачный учебный комплект с решебниками по дисциплине.
  • Составить его может помочь школьный педагог, репетитор, руководитель курсов подготовки. Главное при работе с ГДЗ - это:
    - системность;
    - четкое следование запланированному графику, выполнение всех поставленных задач своевременно и полно;
    - оценка динамики процесса подготовки и корректировка хода работы в том случае, если наблюдаются сложности или отступления от планов.
    Если ход работы опережает план или, напротив, имеется существенное отставание, комплект литературы можно изменить, дополнив его соответствующими пособиями и сборниками.
  • Наибольшие трудности при освоении русского языка в 6 классе вызывают такие разделы и темы, как:
    - местоимения, порядок их написания, классификация и морфологический разбор;
    - глаголы различных видов и их наклонения, морфологический разбор;
    - порядок правописания гласных в глагольных суффиксах;
    - составление и запись грамотного рассказа на основе услышанного.
  • В комплект подготовительных материалов, помимо учебника по русскому языку за 6 класс, эксперты рекомендуют включить такие пособия и практикумы:
    - рабочую тетрадь по дисциплине;
    - тестовые материалы;
    - домашние, диагностические и проверочные работы;
    - "скорая помощь", позволяющая на простых примерах, быстро и эффективно разобрать самые сложные нюансы в изучении русского языка шестиклассниками;
    - зачетные работы и диктанты.
  • Также ряд УМК включает отдельные тематические сборники, позволяющие на практике проработать наиболее сложные разделы и темы. Например, знаки препинания в бессоюзных предложениях, правописание наречий, частиц "не" и "ни" и т. д. Подбирать материалы можно и самостоятельно, но желательно получить квалифицированную помощь при решении этого вопроса. Лучше, если она будет оказана специалистом, хорошо знающим ученика, его возможности и способности и те цели, которые он себе поставил и желает добиться в ходе подготовки.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ст.Михайловской Курганинского района Краснодарского края

Дидактические материалы

по русскому языку для 6 класса

Сборник упражнений

Составил: учитель русского языка и литературы

Бондарь Ольга Михайловна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по русскому языку для 6 класса

Этот сборник упражнений адресуется для учащихся 6-х классов.

Анализируя типичные ошибки, допущенные при изучении программного материала, наметились тенденции в постановке преподавания русского языка, используя тренировочные упражнения.

Предложенные задания помогут вам отработать самые трудные темы, изучаемые в 6 классе.

Исследование степени подготовленности учащихся в процессе обучения производится в разных направлениях, осуществляется контроль:
- за усвоением знаний теоретического материала по русскому языку;
- за сформированностью орфографических и пунктуационных умений;
- за овладением речевыми умениями.

Понимание теоретического материала проверяется в процессе его воспроизведения в связных ответах на грамматическую тему, в процессе решения практических лингвистических задач.

Усвоение теоретических сведений может быть проконтролировано и при помощи письменных работ, к числу которых относятся дополнительные задания к текстам, работа по исправлению и дополнению текстов, карточки для индивидуального опроса, тестирование.

В сборник вошли упражнения по наиболее трудным темам.

  1. Проверочные упражнения.
  2. Упражнения по словообразованию и орфографии.
  3. Имя существительное.
  4. Имя прилагательное.
  5. Местоимения.
  6. Глагол.
  7. Повторение изученного в 6 классе.

Только тренинг поможет запомнить сложные случаи орфографии, а впоследствии научить грамотному письму.

Хотелось бы, чтобы данный сборник упражнений помог учащимся осваивать, понимать, корректировать свои знания.

Сборник упражнений

№ 1


Ло…кий акробат; об…жать слабого; ни…кий берег; прим…рять платье; дневное осв…щение, отв…рить картошку; пом…рить врагов; зап…вать песню; дружная моло…ьба; быстрая хо…ьба, ч…стота помещений; др…жит от холода; пос…деть на скамейке; зеленая тра….ка; прож…вать хлеб; пол…скать щенка;, букет с…рени; сл…зать с крыши; прор…дить морковь на грядке; пож…леть сироту; св…зать свитер; разв…ваться на ветру; отв…рить ворота; упр…вление автомобилем; древес…ная стружка.


№ 2


Словес…ный портрет; бе…покойное сердце; опас…ный переезд; ярос…ный натиск; гиган…ский шар; ре…кие я…ства; праз…ная жизнь; бе…хитростное поведение; ре…кие проблески; захолус…ный уголок; чу…ствовать усталость; сверс…ник сына; поз…няя встреча; лес…ный отзыв; че…ствовать юбиляра; крепос…ные крестьяне.


№ 3


Молодые наездниц…; встреча у гостиниц…; ученический ц…ркуль; совет учительниц…; лисиц…н хвост; идти на ц…почках; хор ц…ган; след лисиц…; юные проводниц…; круглолиц…й мальчик; густые ресниц…; цветущая акац…я; сестриц…н платок; ц…кличный ритм; ож…г руку; тяж…лая сумка; ж…лтая краска; трудолюбивые пч…лы; ш…фер такси; подж…г сарай; спелый крыж…вник; ч…рный ш…лк.


№ 4


На забытом полустанк…; в школьной тетрад…; лететь в ста…; находится в гаван…; ехать в трамва…; подниматься по лестниц…; лечиться в госпитал…; гостить в деревн…; подплыть к суш…; лежать в колыбел… (колыбельк…); о редкой профессии…; рассказать о трагедии…; не забывайте о сострадании… и милосердии…; сделать ошибки в сочинени…; возвратиться с лекции…

№ 5


Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.


Художники часто рисуют молч…ливые стога сена на осенних полянах. Жизнь запасла на зиму тепло в этих стогах. В картинах русской осени ощущае(тся, ться) светл… грусть.


Осенью мы лу…ше вид…м глазами и сер…цем. Прозрач…ны дали. Чиста и прозрач…на вода в озерах. Чище и тоньше поют птиц… Деревья зам…рли соб…раю(тся, ться) с мыслями любую(тся, ться) на свое отр…жение в синей воде. Осенний праз…ник цвета и тишины отр…жае(тся, ться) в состоянии… человеческой души. В такой день человек остро чу…ствует себя частицей земли и ее хозяином. В осенних стогах он вид…т свой труд.

Словообразование. Орфография.


№ 6


Заг…рать на солнце; соб…рать огарки; разг…релся спор; к…снуться вопроса; заг…релась бумага; прик…снуться к плите; рука к…салась перил; обг…ревшая свеча; неприк…сновенный запас; сг…реть со стыда; осторожное к…сание; заг…реть на берегу моря; заг…реться от искры; чуть приг…реть; заг…рались на равнине.


№ 7


Пр…двинуть стул; пр…открыть форточку; непр…менное условие; пр…спокойно ушел; пр…тормозить у подъезда; пр…творить дверь; пр…старелый житель; пр…клонить к земле; явное пр…увеличение; пр…неприятный разговор; пр…вскочить от неожиданности; пр…сутствовать на собрании; пр…норовиться к обстановке; пр…мчался первым; пр…кратить разговоры; пр…везти вовремя; пр…ступить к строительству; непр…крашенная правда; пр…бывать к месту назначения; пр…ходящий врач.

№ 8


Пр…ручить животное; пр…увеличенное мнение; пр…мерный ученик; включить радиопр…емник; пр…звание к музыке; пр…щурить глаза; пр…ближенный ко двору; пр…обретенный дом; пр…возмочь боль; пр…вокзальная площадь; пр…школьный участок; пр…глушить звук; пр…скорбное событие; пр…восходный рассказчик; пр…морский бульвар; пр…строить веранду; пр…красный оратор; пр…вратник замка; пр…дать форму шара

№ 9


Под…маться в гору; роз…грыш лотереи; под…грать на гитаре; с…грать пьесу; с…грать вальс; раз…скивать друзей; из…скания геологов; без…мянный палец; провести об…ск; помещение для спорт…нвентаря; от…скивать родственников; под…скать квартиру; меж…нститутские соревнования; раз…грать сцену; получить спорт…нвентарь; сверх…нтересное мероприятие.


№ 10


Русский басн…писец; народ…население Европы; занимать земл…делием; построить овощ…хранилице; опытный мор…плаватель; мест…рождения нефти; рассказ оч…видца; студенческое общ…житие.

Имя существительное.


№ 11


Знак (не) равенства; рассказывать (не) былицы; явная (не) справедливость; обидная (не) внимательность; обсуждали (не) успеваемость, а поведение; голубые (не) забудки; слепая (не) навить; возникшее (не) доразумение; (не) опытность ученика; (не) успех, а провал; осенняя (не) погода; вырваться из (не) воли; скрытая (не) приязнь; пережить (не) удачу.


№ 12


Маленький сверч…к; рыболовный крюч…к; удачный прыж…к; осиновый суч…к; крепкий ореш…к; построенный шалаш…к; длинный языч…к; небольшой сверточ…к; куст…к сирени; прыгающий кузнеч…к; красный кирпич…к; последний кусоч…к; детский чулоч…к; милый дружоч…к; быстрый скач…к; любимый внуч…к; сломанный сучоч…к; золотой петуш…к; отпереть замоч…к; детский стиш…к; маленький пастуш…к; деревянный ковш…к; любимый сыноч…к; чистый воротнич…к; золотой ключ…к; новый замоч…к желтый комоч…к; отточенный карандаш…к; блеющий бараш…к; маленький человеч…к.


№ 13


Лупоглазый лягуш…нок; забавная девч…нка; смешной медвеж…нок; маленький галч…нок; короткая рубаш…нка; шустрый бельч…нок; слабая руч…нка; извилистая реч…нка; тесная лавч…нка; жалкая душ…нка; пушистый зайч…нок.


№ 14


Веселый попут…ик; молодой извоз…ик; аккуратный смаз…ик; подлый донос…ик; слесарь-инструменталь…ик; нерасторопный гардероб…ик; звонкий колоколь…ик; старый фонар…ик; жестокий захват…ик; искусный камен…ик; раскладной диван…ик; главный зачин…ик; лучший барабан…ик; старший груз…ик.

Имя прилагательное.


№ 15


(Не) обыкновенный талант; (не) стерпимая боль; (не) значительная сумма денег; (не) разлучные друзья; почуять (не) доброе; (не) уклюжие выражения; (не) навистный человек; (не) сокрушимая сила; (не) доступные вершины; отнюдь (не) прочный материал; подарку (не) рад; (не) веселый, а грустный взгляд; (не) подкупная честность; (не) уклюжий щенок; (не) ряшливая каморка.


№ 16


(Не) рушимая клятва; бормотал что-то (не) внятное; (не) длинный рассказ; (не) правильный вывод; (не) должен унывать; путь (не) близок, а далек; далеко (не) легкая задача; (не) доступная территория; (не) преложное правило; (не) вежливое обращение; (не) подкупная совесть; (не) объятные просторы; (не) угомонный характер; ветер (не) восточный; (не) знакомый человек.


№ 17


Камыш…вые заросли; еж…вые рукавицы; кумач…вая скатерть; ключ…вая вода; пищ…вой блок; грош…вый труд; устойч…вая погода; придирч…вый командир; кварц…вый песок; перц…вый пластырь; вещ…вой рынок; неуживч…вый характер; доверч…ый человек; парч…вая скатерть.


№ 18


История таинстве…а; песе…ый мотив; тума…ый день; глиня…ая посуда; мужестве…ый поступок; свяще…ый долг; карма…ый фонарь; петуши…ый крик; утре…ий свет; искре…яя радость; операцио…ый блок; стекля…ая ваза; маши…ая вязка; кожа…ый диван; повесть дли…а; щеки румя…ы; звери…ый крик; обветре…ое лицо; станцио…ый подъезд; багря…ая осень.


№ 19


Листве…ая аллея; костя…ая ручка; экскурсио…ое бюро; гуси…ый клюв; серебря…ый портсигар; журавли…ый клин; оловя…ый солдатик; стекля…ая бутылка; ветре…ый день; масля…ая краска; румя…ое лицо; искре…яя радость; пенсио…ый возраст; таинстве…ая улыбка; обветре…ые руки; бездо…ая пропасть; лимо…ый сок; ра…ий рассвет; каме…ая ограда; песча…ая почва.


№ 20


Грец…кие орехи; монастыр…кие стены; брат…кое рукопожатие; рыбац…кая шхуна; ноябрь…кое солнце; флот…ский борщ; город…кой пейзаж; молодец…кие забавы; артиллерий…кий снаряд; рез…кий ветер; дерз…кий поступок; одес…кий порт; бурлац…кие песни; мерз…кое преступление; ткац…кий станок; ангель…кий вид; звер…кий взгляд; январс…кие каникулы; сосед…кий кот.


№ 21


(Девяносто) летний юбилей; (светло) зеленая ткань; (ярко) красный ситец; (бледно) голубой небосклон; (хлопко) уборочный комбайн; (древне) русский памятник; (сизовато) голубой дым; (четырех) комнатная квартира; (глубоко) водная рыба; (англо) русский словарь; (мало) известный зверек; (учебно) воспитательная работа; (полу) метровая глубина; (черно) глазая девушка; (красно) синий карандаш; (тускло) серые глаза; (иззелена) синяя крапива; (темно) синий шарф; (вагонно) паровозное депо.


№ 22


(Рыбо) консервный завод; (янтарно) желтые лимоны; (бутылочно) зеленый цвет; (огне) упорный материал; (темно) синий костюм; (бело) ствольная береза; (светло) коричневая краска; (дально) зоркий мальчик; (русско) немецкий словарь; (черно) глазая девочка; (бело) снежная скатерть; (сельско) хозяйственный инвентарь; (железо) бетонный мост; (равнодушно) спокойный тон; (боле) утоляющее средство; (много) язычный словарь; (сорока) летний мужчина; (северно) западное направление; (древне) русская литература; (равно) бедренный треугольник.

Местоимение.


№ 23


Что (то) прокричали; кто (то) звонил; ронял что (нибудь); в каких (либо) библиотеках; (кое) к (кому) еще зайду; что (то) увидеть; какой (то) старик; что (то) говорил; искусно подражать кому (то); (кое) чему научился; рассердиться из-за чего (то); (кое) о (ком) из писателей.

№ 24


(Не, ни) кого послушать; (не, ни) кому не помог; (не, ни) с кем поговорить; (не, ни) о чем не спорить; (не, ни) сколько вопросов; (не, ни) чего не делал; (не, ни) кого позвать; (не, ни) кому не писать; (не, ни) о ком не спрашивать; (не, ни) от кого утаивать.


№ 25


Приобрести (не, ни) сколько книг; (не, ни) у кого узнать; (не, ни) у кого просить не буду; (не) каждый умеет; (не, ни) на сколько времени; (не, ни) у кого поинтересоваться; разговаривать (не, ни) о чем; (не, ни) он в ответе; (не, ни) с кем не считается; (не) каждый сможет.

№ 26


(Не, ни) какого впеч…тления; (не, ни) кого пр…гл…сить; (не, ни) чем (не) интересуе(т,ть)ся; (не, ни) откуда ждать писем, (не, ни) когда сходить к другу, (не, ни) о чем (не) беспокоился; (не, ни) у кого (не) вызывал восх…щения; (не) боялся (не, ни) каких пр…пятствий; (с, з)десь (не, ни) когда была сторожка; (не, ни) чем (не) уд…виш…

№ 27


(Не, ни) сколько не удивился; (не, ни) как не ожидал приезда гостей; (не, ни) куда упасть яблоку; (не, ни) чуть не растерявшись; (не, ни) по чем не забыть; (не, ни) когда не улыбался, не терпел (не, ни) какого обмана; (не, ни) когда не видел; (не, ни) откуда (не, ни) чего не слышно; (не, ни) (о) чем не расспрашивал; ждать помощи (не, ни) (от) кого, не имея (не, ни) какой надежды; (не, ни) для кого (не, ни) чего на жалеть; (не, ни) сколько не беспокоился, шагу ступить (не, ни) где.

№ 28


(Н…) какого государства (н…) какого царства (н…) когда (не) было (н…) кого (н…)кто (не) встрет…л и (н…) какой части (н…) кому (не) отд…вал. Спрашивается, что осталось?

Спорили они, спорили. И решили они умного человека спр…сить, кто прав. Идут по (не, ни) коей дорог… и встр…чают одного человека. Ра(с,сс)казали ему о своем споре. Умный человек и говорит (Не, ни) (из) за чего вам (с, сс)ори(т, ть)ся (н…) (о) чем спорить да и (н…) (за) чем. Ведь ваш Ра(с, сс)каз (н…) (о) чем (не) говорит и (н…) (к) чему (не) пр…водит, так что…

Глагол


№ 29


Смаж…те замок; поджеч… хворост; увлеч…ся игрой с детьми; нареж…те аккуратно; испеч… калач; спряч… ден…ги; намаж… маслом; отреж… хлеб; запряч… лошад…; печ… пироги; больно обжеч…ся; реж… аккуратнее; увлеч…ся чтением; отвлеч… от занятий; смаж…те петли.


№ 30


Подогр…вать обед; сверт…вать палатку; навьюч…вать на лошадь; рассказ…вать о путешествии; чувств…вать усталость; завед…вать хозяйством; польз…ваться успехом; вспых…вать факелом; расчес…вать волосы; лакир…вать поверхность; разгляд…вать иллюстрации; честв…вать победителя; зарабат…вать деньги; посовет…ваться с отцом; огляд…ваться по сторонам; расстег…вать пуговицу; исслед…вать местность; треб…вать ответа; расспраш…вать о случившемся; захлеб…ваться от счастья; огляд…ваться вокруг; воспит…вать детей; корч…вать пни.

Повторение пройденного в 6 классе


№ 31


Пр…творить окна; пр…бить к потолку; пр…нципиальное решение; пр…старелый человек; пр…ключенческая литература; пр…ехать в Пр…амурье; пр…терпеться к боли; пр…вратиться в лед; пр…горело на сковородке; пр…щурить глаза; пр…тоненькие ножки; достичь пр…мирения; пр…следовать противника; пр…зирать трусов; пр…вокзальная площадь; пр…ходящая няня; пр…падать к плечу; пр…манить рыбешку; столовый пр…бор; пр…зирать негодяя; пр…усадебный участок; пр…граждать дорогу; пр…близиться на шаг; пр…катить на велосипеде; радиопр…емник отца; быть камнем пр…ткновения; пр…хлопнуть муху; пр…творить окно; пр…небрежение к товарищам; пр…влекательная женщина; сидеть в пр…зидиуме; пр…ветливый юноша; пр…фронтовая полоса; пр…творить дверь; непр…станные ссоры; пр…одолевать все преграды; пр…коснуться к цветку; пр…данный друг; пр…лежный ученик.

№ 32


Без…нициативный помощник; вз…гравшее самолюбие; под…тожить сказанное; без…скусный рассказ; рассказать пред…сторию романа; из…скать возможности; пред…дущий отчет; от…грать первый период; сверх…мпульсивный пациент.


№ 33


Ужасная (не) дотрога; приятная (не) ожиданность; войска (не) приятеля; (не) истовство бури; (не) попугай, а орел; (не) счастье товарища; таинственный (не) знакомец; сказал явную (не) правду.

№ 34

(Не) сладкий, а кислый; река была (не) широка; (не) знакомый лейтенант; (не) проглядная ночь; (не) большая программа; очень (не) приветливый вид; (не) исправимый дефект; (не) сбыточные мечты; (не) правдоподобное объяснение; (не) дорого, но красивый подарок; (не) обходимые данные; (не) терпеливый тон; очень (не) интересный тип; клубника (не) крупная, но вкусная; (не) угомонный ребенок; (не) дешевая вещь.

№ 35

Оловя…ая ложка; време…ное явление; сви…ая кожа; кожа…ый пиджак; песча…ый пляж; ути…ое яйцо; каме…ая лестница; осли…ое упрямство; льня…ая скатерть; румя…ая заря; весе…ее солнце; деревя…ый дом; соломе…ая шляпа; легкомысле…ый поступок; пчели…ое жало.

№ 36

(Контр) адмиральские погоны; (тридцати) градусный мороз; (близо) рукий юноша; (синие) пресиние глаза; (плодово) овощная база; (густо) изумрудное море; (лилово) розовый тон; (фабрично) заводские рабочие; (здраво) мыслящий взгляд; (северо) западный ветер; (электронно) вычислительный прибор; (дальне) восточный климат; (матово) бледное лицо; (розовато) желтые плоды; (бело) курый ребенок; (железно) дорожная насыпь; (синевато) голубое небо; (васильково) синие глаза; (научно) фантастическая литература.


№ 37

Изредка навед…ваться; проб…вать на вкус; оправд…вать твой поступок; облиц…вать здание; присутств…вать на уроке; погляд…вать в щелку; завед…вать библиотекой; опис…вать картину; рассматр…вал в бинокль; ноч…вать у костра; похлоп…вать по плечу; ступеньки поскрип…вали; обыск…вать преступников.


Загрузка...
Top