Тютчев краткая биография жизнь и творчество. Сообщение по литературе на тему " биография тютчева"

(1803-1873) русский поэт

Вся жизнь Тютчева состояла из сплошных парадоксов. Крупнейший русский поэт-лирик постоянно повторял, что не считает литературу своим главным делом. Посвятив всю свою жизнь России, он в основном жил за ее пределами. Федор Иванович Тютчев писал стихи всю жизнь, а опубликовал только одну небольшую книжку.

Федор Иванович родился в патриархальной дворянской семье среднего достатка и провел детские годы в имении Овстуг на юго-западе Орловской губернии. Его отец не стремился к служебной карьере и, рано выйдя в отставку, практически безвыездно жил в своем имении.

С четырехлетнего возраста Федор находился под присмотром «дядьки» Н. Хлопова - отпущенного на волю крепостного. Но образование он получил хорошее. Им всецело руководила мать, от которой Федор Тютчев унаследовал нежный и впечатлительный характер.

У мальчика рано проявились способности к языкам и литературе. Поэтому мать переехала с ним в Москву, где Федор продолжил домашнее образование. К сочинению стихов его приучил С. Раич, известный поэт-переводчик, приглашенный к нему в качестве домашнего учителя. Уже в двенадцать лет Федор Тютчев успешно переводил Горация и писал подражательные стихи. Одно из его стихотворений попало в руки известного поэта А. Мерзлякова. Он прочитал стихи начинающего автора на заседании Общества любителей российской словесности. Так и получилось, что в пятнадцать лет Тютчев стал членом этого общества.

На следующий год после столь памятных событий он поступил на словесное отделение Московского университета. Там его наставниками стали А. Мерзляков и известный теоретик литературы М. Каченовский.

Закончив в конце 1821 года университет, он получил степень кандидата. После этого отправился в Петербург и поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В том же году благодаря помощи своего богатого и влиятельного родственника - графа А. Остермана-Толстого - Тютчев получает место чиновника в русской дипломатической миссии в Баварии. Он отправляется за границу, еще не зная, что вернется в Россию только через 22 года.

За границей Федор Иванович поселился в Мюнхене и помимо дипломатической работы много занимался литературой. Вначале его стихи печатались в журнале «Северная лира», но ни читатели, ни критики не обращали на них внимания. Ситуация изменилась после того, как один из друзей Тютчева переслал рукописи 24 его стихотворений Петру Вяземскому . Вяземский передал стихи Жуковскому, а тот, в свою очередь, Александру Пушкину . Так стихи Федора Тютчева и появились в пушкинском «Современнике».

После этой публикации Федор Иванович становится известным поэтом. Вместе с тем жизнь в Мюнхене подарила ему целый ряд сердечных увлечений. Сразу же после прибытия туда поэт серьезно увлекся Амалией Лерхен-фельд. Однако их отношения закончились ничем. Очевидно, Федор Иванович долго тянул с предложением руки и сердца, и его возлюбленная вышла замуж за богатого барона Крюденера.

В 1826 году Федор Иванович Тютчев женился на вдове одного из дипломатов Элеоноре Петерсон. Она была старше, но их брак оказался счастливым. С годами семейство Тютчевых увеличивалось: у них родилось три дочери.

В 1833 году поэт пережил страстное увлечение Эрнестиной Дёрнберг. Их отношения чуть было не привели к семейному и дипломатическому скандалу. Но Федора Тютчева неожиданно перевели в Италию, где он получил пост секретаря русской миссии в Турине, а вскоре стал исполняющим обязанности посла. Казалось, он никогда больше не увидит Эрнестину. Но судьба распорядилась иначе.

В 1838 году неожиданно умерла жена поэта, не выдержав сильного нервного потрясения во время пожара на корабле, где она оказалась, возвращаясь из России. Федор Тютчев тяжело переживал утрату и даже поседел за одну ночь, но горе не остудило его страсти к Эрнестине Дёрнберг. Узнав, что она также неожиданно овдовела, он выехал в Швейцарию, чтобы обвенчаться с любимой женщиной. За этот проступок Тютчева уволили со службы и лишили придворного звания камергера. Тем не менее вместе с женой он вернулся в Мюнхен, где они счастливо прожили пять лет.

Отсутствие прочного положения в обществе сильно тяготило поэта. И наконец летом 1843 года он отправился в Россию. Однако все его попытки добиться прощения у вице-канцлера Нессельроде закончились неудачей. Не помогла даже встреча с начальником Третьего отделения А. Бенкендорфом.

Федор Иванович снова возвращается в Мюнхен и пытается заработать на жизнь публицистикой. Неожиданно для себя он становится модным очеркистом, его статьи привлекли внимание даже Николая I. Всего через год Федора Тютчева восстанавливают на службе, ему было также возвращено звание камергера.

Обретя прочное положение, Федор Иванович возвращается в Россию и начинает работать в должности председателя Цензурного комитета. В Петербурге Тютчева принимают как известного поэта, он сразу же становится желанным гостем в литературных салонах, его замечания, словечки, шутки передаются из уст в уста. Он поселяется в прекрасной квартире на Невском проспекте.

Одновременно Федор Иванович Тютчев возобновляет сочинение стихов, которые публикует в самых популярных журналах, а в 1854 году по инициативе Ивана Тургенева выходит сборник его стихов.

Тогда же Федор Иванович переживает последнее в своей жизни увлечение. Навещая своих дочерей в Смольном институте, он познакомился с племянницей инспектрисы этого института Е. Денисьевой и страстно влюбился в нее. Узнав об этом, его жена уехала из России и забрала с собой детей.

Несмотря на то, что Денисьева была на 24 года моложе Федора Тютчева, она отвечала ему взаимностью и даже пошла против воли семьи, вступив с ним в гражданский брак и родив трех внебрачных детей. Их гражданский брак продолжался 14 лет, поскольку общественное положение Тютчева не допускало даже мысли о разводе.

В 1864 году Денисьева умерла от туберкулеза. Отношения с возлюбленной отразились в так называемом «денисьевском» цикле лирических стихотворений, представляющем собой поэтический дневник Тютчева.

Потрясенный смертью Денисьевой, поэт уехал за границу, чтобы повидаться со своей семьей, которая в это время находилась в Ницце. Осень 1864 и начало 1865 года Федор Тютчев провел во Франции, а летом 1865 года вновь вернулся в Петербург. Здесь его ожидают новые удары - смерть двух детей и матери.

Последние пять лет своей жизни Федор Иванович Тютчев провел в состоянии постепенно нараставшей депрессии, вызванной утратой самых близких для него людей. В конце 1872 года его здоровье резко ухудшилось, и через несколько месяцев он умер.

Наряду с Фетом , Тютчев остался в истории русской культуры основоположником философской лирики. В его стихотворениях содержится целый мир страстей, переживаний, неразрешимых коллизий. Ощущение приближающейся катастрофы побуждает поэта постоянно стремиться к недостижимому идеалу. Вот почему именно Тютчева считают своим учителем поэты конца XIX - начала XX века, и прежде всего символисты.

Федор Иванович Тютчев - замечательный , живший в 19 веке, во времена расцвета русской культуры.

В своем творчестве Федор Тютчев воспел во всей красе красоту русской природы, не обошел вниманием поэт и любовную лирику. Многие знают Тютчева, прежде всего по строкам - «Умом Россию не понять…»

Федор Иванович родился в конце ноября 1803 года, в Орловской губернии , в семье дворянина. Получил хорошее домашнее образование, с детских лет проявлял тягу к учебе, а окружающие подмечали незаурядный интеллект мальчика.

Обучением Федора занимался поэт Раич. Раич рассказывал ему об античной и итальянской литературе. Будучи 12 летним мальчиком, Тютчев во всю занимался переводами под чутким руководством своего наставника. Он переводил произведения итальянских писателей.

В 1819 году Федор Иванович Тютчев решил продолжить свое обучение, но уже в университете. Поэт поступил на факультет словесности в Московский Университет.

Здесь он знакомится с лучшими умами современности. В студенческие годы Федор Иванович активно пишет стихи.

Спустя два года, обучение было окончено и Иван начал работать в коллегии иностранных дел в столице . Через год Федор Тютчев получил новое назначение и был отправлен в составе русской дипмиссии в Мюнхен.

За границей Тютчев чувствует себя прекрасно. В Германии он подружился с Гейне и Шеллингом. Занимался переводами произведений крупнейших немецких авторов на русский язык. Так же он активно занимался творчеством, его стихи печатались в .

В 1836 году в биографии поэта произошло большое событие. Стихи Федора Тютчева были опубликованы в журнале «Современник». После публикации к нему пришла известность. Федор Иванович отличался славянофильскими взглядами, за что заслужил уважение императора .

Поэт написал несколько известных статей про историческую роль России. Он считал, что судьбу человечества определит противостояние и революции. Отчасти эти мысли можно назвать пророческими.

В 1844 году Федор Тютчев возвращается на Родину. Спустя четыре года стал работать в министерстве иностранных дел в Столице, а спустя 10 лет стал председателем комитета иностранной цензуры. Федо Иванович был значимой фигурой в общественной жизни столицы . Он был прекрасным собеседником, отличался блестящим чувством юмора.

Афоризмы Тютчева были у всех на слуху. Вот, что например, Тютчев сказал о русской истории: - « до - одна панихида, после - сплошное уголовное дело», а вот мнение Тютчева о революции: - «Весна единственная революция, которая всегда имеет успех». Интересные мысли, не правда ли?

Умер Федор Тютчев в 1873 году.

Вся жизнь Фёдора Ивановича Тютчева - настоящий образец любви к Отечеству и преданности Родине. Огромный творческий потенциал не расплескался по мелочам, а нашёл отражение более чем в четырёхстах стихах.

Не известно, как могла бы сложиться жизнь нашего соотечественника, если бы он полностью посвятил себя литературе. Ведь даже будучи дипломатом, член-корреспондентом, тайным советником он сумел ярко и уверенно заявить о себе как поэт.

Детство и юность

Родился будущий дипломат в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Произошло это 23 ноября (5 декабря) 1803 года. Мальчик появился на свет в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Здесь прошло детство маленького Феди.

Сохранилось изображение Феди, выполненное на фарфоре неизвестным художником. Здесь ребёнку три или четыре года.

Отец - Иван Николаевич, был образцом для подражания: спокойный, мягкий, рассудительный. Хороший семьянин, любящий муж и отец - такую характеристику давали его современники. В будущем, институтский товарищ Фёдора напишет в своём дневнике: «Смотрел на Тютчевых, думал о семейном счастье. Если бы все жили так просто, как они».


А вот как описывает своего отца десятилетний Фёдор, в стихотворении, которое считается самым первым, из нам известных. Мальчик так и назвал его «Любезному папеньке!»

И вот что сердце мне сказало:
В объятьях счастливой семьи,
Нежнейший муж, отец-благотворитель,
Друг истинный добра и бедных покровитель,
Да в мире протекут драгие дни твои!

Мать - Екатерина Львовна Толстая, интересная, приятная женщина с тонкой натурой и чувственной душой. Вероятно, её богатое воображение и мечтательность унаследовал младший сын Феденька. Екатерина Львовна состояла в родстве со знаменитым скульптором, графом Ф.П. Толстым. Она его троюродная сестра. Через мать Фёдор познакомится со Львом Николаевичем Толстым и Алексеем Константиновичем Толстым.

Как было принято во дворянстве, ребёнок получал домашнее воспитание. Родители позаботились об учителе для своего сына. Им стал Семён Егорович Раич - это замечательный учитель, поэт, журналист, переводчик. Благодаря своему таланту, педагог смог передать воспитаннику любовь, и развить желание заниматься литературой. Это он поощрял первый стихотворный опыт своего ученика и, несомненно, оказал благотворное влияние на формирование творчества будущего поэта.

Пятнадцатилетним юношей Фёдор вольнослушателем посещает Московский университет и ещё до зачисления, в ноябре 1818 года становится студентом историко-филологического факультета на словесном отделении. Окончит университет юноша в 1821 году, имея степень кандидата словесных наук.

Жизнь за границей

Молодой чиновник с 18 марта 1822 года принят на государственную службу. Он будет служить в коллегии иностранных дел. И уже летом, Фёдор Иванович следует к месту службы в город Мюнхен с дипломатической миссией.

Дипломат заводит новые деловые и личные знакомства. Теперь он лично знаком с Генрихом Гейне - известным немецким поэтом, критиком и публицистом. С немецким философом Фридрихом Вильгельмом Шеллингом. В своём дневнике Шеллинг писал о Тютчеве: «Это превосходный человек, очень образованный человек, с которым всегда охотно беседуешь».

Здесь же, в Мюнхене Тютчев впервые женился. Об изысканной привлекательности и умении себя подавать свидетельствуют портреты первой жены поэта, Элеоноры Петерсон. На момент знакомства с Фёдором Тютчевым, молодая женщина была уже год вдовой и имела четырёх малолетних сыновей. Вероятно, поэтому молодые люди несколько лет скрывали свою связь.

Брак этот был удачным. В нём родились три дочери. Своим родителям через одиннадцать лет совместной жизни Фёдор писал: «...Я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня...»

Своей первой жене Фёдор стихов не посвящал. Известно только о стихотворении, посвящённом её памяти:

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;
.........................................
Так мило-благодатна,
Воздушна и светла
Душе моей стократно
Любовь твоя была.

Биографы Тютчева рассказываю, что несмотря на любовь к жене у дипломата случаются и другие связи. Впрочем, вполне серьёзные. Зимой 1833 года на светском мероприятии Фёдор Иванович знакомится с Баронессой Эрнестина фон Пфеффель, в первом браке Дернберг. Поэт увлекается молодой вдовой, пишет ей стихи, и фактически создаёт роковой любовный треугольник.

Вероятно, не было бы этой страсти, не читали бы мы таких стихов:

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Чтобы избежать компромата в посольстве, было принято решение отослать любвеобильного камергера в Турин.

Неизвестно как бы могла разыграться драма любовного треугольника, но в 1838 году Элеонора умирает. Фёдор Иванович искренне скорбит и переносит её смерть как большую утрату.

Через год, выдержав положенный траур, ничего не мешает Фёдору Ивановичу жениться на бывшей любовнице Эрнестине Дернберг. Это была богатая, красивая, образованная женщина. У поэта сложилась с неё глубокая духовная связь. Супруги всегда уважительно относились друг к другу. У них рождались дети. Сначала девочка, потом два сына.

В общей сложности за границей дипломат провёл 22 года.

Жизнь в России

С 1844 по 1848 год Тютчев служит в России. В Министерстве иностранных дел ему поручена должность старшего цензора. Работы много, на стихи времени почти не остаётся.

Как бы ни был занят старший цензор, он находил время для своей семьи. В том числе Фёдор Иванович посещает своих дочерей, которые как раз учились в институте. В один из визитов к Дарье и Екатерине, влюбчивый Фёдор Иванович повстречался с Еленой Александровной Денисьевой, ровесницей его старших дочерей. Отношения завязались и длились до самой смерти Елены. Этой женщине посвящено большое количество стихов. От этих отношений появилось на свет трое детей.

Елена на алтарь своей любви положила всё: отношения с отцом, с друзьями, карьеру фрейлины. Вероятно, она была счастлива с поэтом, который разрывался между двумя семьями и посвящал ей стихи.

Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты, мое земное провиденье!..

Даже через пятнадцать лет, стихи льются об этих непростых отношениях.

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю она свою вдохнула,
Как всю себя перелила в меня...

В это время Тютчев стоит на достаточно высокой ступени иерархии чиновников. С 1857 года - действительный статский советник, с 1858 - председатель Комитета иностранной цензуры, с 1865 года – тайный советник.

Тютчев отмечен государственными наградами: Императорским орденом Святой Анны, Императорским и Царским Орденом Святого Станислава, Императорским орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира.

После смерти своей любовницы, в 1864 году, поэт даже не пытается скрыть перед посторонними свою боль утраты. Его терзают муки совести. Поэт считает себя виноватым потому, что поставил возлюбленную в фальшивое положение. Ещё больше корит себя за невыполненное обещание, не вышел в свет сборник стихов посвящённый Денисьевой. А смерть двоих совместных с Еленой детей вовсе довела поэта до бесчувственности.

Прожил Фёдор Иванович 69 лет. Последние несколько лет болел. Умер на руках своей второй законной жены, которую тоже любил и уважал.

Периодизация поэзии

Некоторые стихотворения поэта - это достояние русской классики!

Биографы делят творчество Тютчева на три основные периода:

1-й период - начальный. Это 1810-1820 годы - юношеские стихи, по стилистике близки к XVIII веку.

2-й период - оригинальная поэтика, 1820-1840 годы. Индивидуальные черты с традиционным европейским романтизмом и замесом торжественности.

3-й период - с 1850 года. Почти десять лет Тютчев стихов не писал. Стихи, написанные в последние десять лет жизни, похожи на лирический дневник поэта. В них и признания, и раздумья, и исповедь.

Стихотворение, написанное в 1870 году, «Я встретил вас – и все былое», как прощальный аккорд обнажает душу поэта. Это настоящая жемчужина творчества Фёдора Ивановича. Эти стихи и музыка композитора и дирижёра Леонида Дмитриевича Малашкина сделали романс «Я встретил вас» одним из самых знаменитых и узнаваемых.

Человек способный, гениальный и очень влюбчивый, Фёдор Иванович прожил достойную жизнь, стараясь оставаться честным до конца перед собой, своей Родиной, своими возлюбленными, своими детьми.

Федор Иванович Тютчев – известный русский поэт, публицист, член- корреспондент Петербургской Академии наук, дипломат – родился в Орловской губернии, Брянском уезде, имении Овстуг, принадлежавшем его старинному дворянскому семейству, 5 декабря (23 ноября по ст. ст.) 1803 г. Начальное образование Федора было домашним; с ним занимался известный поэт-переводчик С. Раич. Изучая латынь и поэзию Древнего Рима, 13-летним подростком Тютчев уже переводил Горация. В 1819 г. одно из таких стихотворений, представлявшее собой вольный перевод, было опубликовано. В 14 лет он посещал Московский университет (историко-филологический факультет) в качестве вольнослушателя, в 1818 г. стал студентом этого учебного заведения. В 1819 г. его избирают в члены Общества любителей российской словесности.

После окончания с блестящими результатами университета в 1821 г. молодой Тютчев становится служащим Государственной коллегии иностранных дел - в этом ему поспособствовал один из родственников, граф Остерман-Толстой. В 1822 г. Тютчев, получив скромную должность внештатного атташе, уезжает в Баварское королевство, в Мюнхен, где служит в российской дипломатической миссии. Находясь за границей, Тютчев познакомился с Ф. Шеллингом, стал другом Гейне, заинтересовался немецкой идеалистической философией.

Начиная с подросткового возраста Тютчев периодически публиковал свои стихи, но они появлялись лишь изредка и ни на кого не производили особого впечатления. Ситуация изменилась в 1836 г.: присланная из Баварии тетрадь со стихами Тютчева оказалась у А. Пушкина, вызвав у него восхищение и удивление. Следствием стала публикация тютчевских сочинений в журнале «Современник». И все же настоящая слава придет к Тютчеву намного позднее.

С пребыванием за границей были связаны многие важные события биографии Тютчева. Так, в 1826 г. он женился на местной аристократке Элеоноре Петерсон. В 1833 г. у Тютчева завязывается роман с Эрнестиной Дернберг, приведший к громкому скандалу и ставший причиной перевода дипломата из Мюнхена в Турин. Плывший из Санкт-Петербурга в Турин пароход потерпел крушение, и это событие настолько пагубно сказалось на здоровье супруги Тютчева, что в 1838 г. она скончалась. Деятельность Федора Тютчева на поприще дипломатии - хоть и не самая успешная в плане карьеры, но длительная - неожиданно прервалась в 1839 г., но за границей он жил до 1844 г.

Николай I высоко оценил вклад Тютчева в укрепление авторитета России, и по приезду на родину ему предоставили должность в Министерстве иностранных дел и звание камергера. С 1848 г. он являлся в данном министерстве старшим цензором. Известно, что он наложил свое вето на распространение в стране «Манифеста коммунистической партии», переведенного на русский язык. В этот период он практически не сочинял стихов, публикуя статьи публицистического содержания на французском.

В 50-ых гг. к Тютчеву как к поэту пришло признание. Его стихотворения вышли отдельным сборником в 1854 г. и принесли ему славу одного из лучших российских поэтов, о его творчестве с восторгом говорили Тургенев, А. Фет, Чернышевский, Н. Некрасов. В произведениях нашла воплощение позиция поэта по отношению к русскому самодержавию: Тютчев считал, что это наилучшая форма государственного устройства, на которую славянские народы должны опереться, выполняя миссию противостояния революциям, охватывающим Европу. С другой стороны, поэт сделал объектом воспевания русские пейзажи, события, и уже скоро многие поэты подхватили эту традицию.

Несмотря на громадный авторитет, заработанный в культурном столичном сообществе, Тютчев не отказался от государственной службы в пользу занятий литературой на профессиональной основе. Будучи действительным статским советником, Тютчев в 1858 г. возглавляет комитет иностранной цензуры. Эту должность он занимает до самой смерти, хотя не раз ему приходилось переживать всевозможные неприятности, например, в виде столкновения с членами правительства. 30 августа 1865 г. его произвели в тайные советники.

Вторая половина 60-ых гг. была отмечена в его биографии рядом трагических событий личного характера, произведших на поэта самое тягостное впечатление: за несколько лет он потерял самых близких людей. В 1872 г. со здоровьем у Тютчева наметились серьезные проблемы: отказала левая рука, сильно испортилось зрение, начались интенсивные головные боли. Пережив 1 января 1873 г. инсульт, в результате которого потеряла чувствительность левая часть тела, Тютчев не пережил следующий апоплексический удар, который случился 15 июля 1873 г.

Биография из Википедии

Молодые годы

Фёдор Тютчев. 1806-1807 гг.

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование. Под руководством учителя, поэта и переводчика С. Е. Раича, поддерживавшего интерес ученика к стихосложению и классическим языкам, изучил латынь и древнеримскую поэзию, а в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.

Карьера за границей

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Ф. Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и в 1826 году женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трёх дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова.

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 году она умирает. Тютчев был настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 году Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Сохранились воспоминания Эрнестины об одном бале в феврале 1833 года, на котором её первый муж почувствовал себя нездоровым. Не желая мешать жене веселиться, господин Дёрнберг решил уехать домой один. Обратившись к молодому русскому, с которым разговаривала баронесса, он сказал: «Поручаю вам мою жену» . Этим русским был Тютчев. Через несколько дней барон Дёрнберг умер от тифа, эпидемия которого охватила в то время Мюнхен.

В 1835 году Тютчев получил придворное звание камергера. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 году он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашёл в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто её автор».

Служба в России

Ф. И. Тютчев. 1860-1861 гг. Фотография С. Л. Левицкого

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора.

Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского.

Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав незавершённого трактата «Россия и Запад», задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-1849 гг.

В данном трактате Тютчев создаёт своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая своё «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал её «православный характер». В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России.

В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создаёт много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».

7 апреля 1857 года Тютчев получил чин действительного статского советника, а 17 апреля 1858 года был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 года Тютчев был произведён в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически - даже второй ступени в государственной иерархии чиновников.

За время службы получил в качестве наград (премий) 1 800 червонцев золотом и 2 183 рубля серебром.

Могила Ф. И. Тютчева на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

До самого конца Тютчев интересовался политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 (27) июля 1873 года Федор Тютчев скончался в Царском Селе, на 71-м году жизни. 18 июля 1873 года гроб с телом поэта был перевезён из Царского Села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Поэзия

По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева - это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает наиболее характерной чертой поэтики Тютчева т. н. «дублеты» - повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей»:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

- «Как океан объемлет шар земной…»

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружён.

- «Лебедь»

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты». Таким образом, по словам Романа Лейбова:

… интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, «никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам во всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу»… С другой стороны - тютчевский корпус откровенно «случаен», перед нами тексты, не прикреплённые институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое «тютчевское наследие» заведомо неполно. «Единство» и «теснота» тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором.

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идёт работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода «правильные» риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развёртывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приёмов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвящённых параллелизму - от нерасчленённого отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект.

Периодизация

Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всём его внутреннем единстве можно разделить на три периода:

  • 1-й период - начальный, 1810-е - начало 1820-х годов, когда Тютчев создаёт свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.
  • 2-й период - вторая половина 1820-х - 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма и шиллеровского пантеизма.
  • 3-й период - 1850-е - начало 1870-х годов. Этот период отделён от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Любовная лирика

В любовной лирике Тютчев создаёт ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи - к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчёркивалось сходство «Денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

Любовь восемнадцатилетнего Тютчева к юной красавице Амалии Лерхенфельд (будущей баронессе Крюденер) отражена в его известном стихотворении «Я помню время золотое…» Тютчев был влюблён в «младую фею», которая не ответила ему взаимностью, но навестила поэта на склоне его лет. Именно ей посвящено его стихотворение «Я встретил вас, и всё былое», ставшее знаменитым романсом на музыку Л. Д. Малашкина.

Письма

До нас дошло более 1 200 писем Тютчева.

Тютчев и Пушкин

В 1920-х годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и Пушкин принадлежат к настолько различным направлениям русской литературы, что это различие исключает даже признание одного поэта другим. Позднее такая версия была оспорена, и обосновано (в том числе документально), что Пушкин вполне осознанно поместил стихи Тютчева в «Современнике», настаивал перед цензурой на замене исключённых строф стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» рядами точек, считая неправильным никак не обозначать отброшенные строки, и в целом относился к творчеству Тютчева весьма сочувственно.

Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле имеет серьёзные различия. Н. В. Королёва формулирует разницу так: «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев - человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед „глухими времени стенаньями“».

Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837 года», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.

Музеи

  • Музей-усадьба поэта находится в подмосковном Муранове. Она досталась во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м². В результате пожара усадебный дом серьёзно пострадал, но вскоре началась его реставрация, завершившаяся в 2009 году. Многие экспонаты также пострадали, но почти в полном объёме коллекции музея удалось спасти. С 2009 г. музей стал восстанавливать экспозицию, добавляя новые экспонаты по мере их реставрации. Полное восстановление экспозиции запланировано на 2014 год.

  • Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого волостным старшиной, депутатом Государственной Думы IV созыва Дмитрием Васильевичем Киселёвым было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне - музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаваемый музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (1871), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.
  • Родовое поместье в селе Знаменское на реке Кадка (ныне Угличский район Ярославской области). Сохранился дом, полуразрушенная церковь Знамения Божьей Матери (1784 года постройки) и необычайной красоты парк. Кирпичная двухпрестольная церковь с Никольским приделом построена на средства местного помещика Н. А. Тютчева - деда поэта. От неё к самому крыльцу барского дома ведёт тютчевская аллея из вековых сосен. Планировалась реконструкция усадьбы, однако на 2015 год никаких действий не предпринято.

Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию, в село Знаменское. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в своё имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.

Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Однако Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич - в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же - последний помещик Знаменского.

Память

В честь Ф. И. Тютчева назван астероид (9927) Tyutchev, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 3 октября 1981 г.

Семья

  • Дед - Николай Андреевич Тютчев-мл. (1720-1797). Жена - Пелагея Денисовна, урожд. Панютина (1739-3 декабря 1812)
    • Отец - Иван Николаевич Тютчев (12 октября 1768-23 апреля 1846)
    • Мать - Екатерина Львовна (16 октября 1776-15 мая 1866), дочь Льва Васильевича Толстого (1740 - 14 октября 1816) и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой (?-1788). Похоронена на Новодевичьем кладбище. Родная сестра её отца - Анна Васильевна Остерман и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи. Родной брат матери - А. М. Римский-Корсаков. Дети Ивана и Екатерины:
      • Николай Иванович (9 июня 1801 - 8 декабря 1870). Полковник Генерального штаба. Умер холостым. Последний владелец родового имения Тютчевых: село Гореново (ныне Рославльский район Смоленской области).
      • Фёдор
        • 1-я жена: Тютчева, Элеонора Фёдоровна . Их дети:
          • Тютчева, Анна Фёдоровна (1829-1889), фрейлина, автор воспоминаний. Муж - Аксаков, Иван Сергеевич
          • Тютчева, Дарья Фёдоровна (1834-1903) , фрейлина
          • Тютчева, Екатерина Фёдоровна (1835-1882) , фрейлина
        • 2-я жена: Пфеффель, Эрнестина. Их дети:
          • Тютчева, Мария Фёдоровна (1840-1873), замужем с 1865 года за Николаем Алексеевичем Бирилёвым (1829-1882)
          • Дмитрий Фёдорович (1841-1870), женат на Ольге Александровне Мельниковой (1830-1913)
          • Тютчев, Иван Фёдорович (1846-1909), женат с 1869 года на Ольге Петровне Путяте (1840-1920), племянница жены Е. А. Баратынского, дочери литературоведа Н. В. Путяты. Их дети:
            • Софья (1869-1957). Воспитательница детей Николая II.
            • Ольга (1871-?)
            • Фёдор (1873-1931)
            • Тютчев, Николай Иванович (1876-1949), коллекционер, основатель и первый директор музея-усадьбы Мураново.
            • Екатерина (1879-1957), вышла замуж за Пигарева В. Е. Именно от этого брака происходит ветвь Пигаревых - современных потомков поэта.
        • Возлюбленная - Денисьева, Елена Александровна (отношения длились 14 лет). Их дети:
          • Елена (1851-1865)
          • Тютчев, Фёдор Фёдорович (1860-1916)
          • Николай (1864-1865)
        • Возлюбленная - Гортензия Лапп . «Подробности этой продолжительной связи нам неизвестны. Иностранка приехала с Тютчевым в Россию и впоследствии родила двоих сыновей (…) Поэт скончался в 1873 году и завещал госпоже Лапп ту пенсию, которая по закону полагалась его вдове Эрнестине Федоровне. Вдова и дети свято выполнили последнюю волю мужа и отца, и в течение двадцати лет, вплоть до смерти Эрнестины Федоровны, Гортензия Лапп получала пенсию, которую уступила ей вдова чиновника. Вот и всё, что мы знаем об этой любовной истории».
          • Николай Лапп-Михайлов , погиб в 1877 году в бою под Шипкой
          • полковой врач Дмитрий Лапп , умер через несколько месяцев после гибели брата и был погребен в Одессе.
      • Сергей (6 апреля 1805 - 22 мая 1806)
      • Дмитрий (26 февраля 1809 - 25 апреля 1815)
      • Василий (19 января 1811) умер в младенчестве
      • Дарья Ивановна (5 июня 1806-1879), в замужестве Сушкова.
    • Тётка по отцу - Евдокия (Авдотья) Николаевна Мещерская (в монашестве Евгения) (18 февраля 1774 - 3 февраля 1837) - игуменья, основательница Борисо-Глебского Аносина женского монастыря.
    • Тётка по отцу - Надежда Николаевна (1775-1850), в замужестве Шереметева, мать Анастасии, будущей жены декабриста Якушкина и Пелагеи (1802-1871), будущей супруги М. Н. Муравьёва-Виленского.
Анна, дочь от 1-го брака
  • осень 1810: Староконюшенный переулок (дом Коллежской Асессорши Прасковьи Александровны Даниловой);
  • декабрь 1810-1821, 1825: Армянский переулок, дом 11/2 (угол Сверчков переулок) (Тютчевы окормляются в церкви Николая Чудотворца в Столпах).
  • июль - август 1843: Садовая-Триумфальная улица, дом 25, дом М. М. Крезовой (не сохранился).
  • май - июль 1845: Тверская улица, 8, дом купца Варгина (не сохранился);
  • лето 1863: Большой Гнездниковский переулок, дом 5 (меблированные комнаты).
  • август 1868: Воротниковский переулок, дом 9/5 - здесь, в доме причта Церкви Пимена Великого в Старых Воротниках в то время жил его сын Иван, который 27 апреля 1869 года бракосочетался в этой церкви с Ольгой Путятой.
  • Пребывание в Санкт-Петербурге

    • февраль - май 1822 - Английская набережная, сейчас д. 10, дом А. И. Остермана-Толстого;
    • август 1843 - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40, затем - гостиница Тирака;
    • сентябрь - октябрь 1844 - гостиница Кулона на Михайловской площади;
    • октябрь 1844 - май 1845 - Английская набережная, ныне д. 12, дом М. Маркевича;
    • август 1845 - март 1846 - гостиница «Демут»;
    • март 1846 - июнь 1847 - Марсово поле, ныне д. 3, дом Е. И. Сафонова;
    • сентябрь 1847 - август 1850 - Моховая улица;
    • сентябрь 1850 - май 1852 - Невский проспект, 68 (дом Лопатина);
    • сентябрь 1852 - Невский проспект, 54/3 (дом Демидова);
    • октябрь - декабрь 1852 - Большая Конюшенная улица (меблированные комнаты);
    • март - апрель 1853 - Марсово поле (дом Сафонова);
    • сентябрь 1853 - гостиница Клее;
    • ноябрь 1854 - Грязная улица (вблизи Семеновского плаца).
    • ноябрь 1854-1872 - Невский проспект, 42 (дом Л. И. Лазарева, дом Армянской церкви святой Екатерины)*.

    Пребывание за границей

    • 1822-1828 - Мюнхен, Герцогшпитальштрассе (Herzogspitalstrasse), 1139; позднее - 12;
    • июнь - июль 1827 - Париж, улица д’Артуа, д. 21;
    • 1829 - Мюнхен, Оттоштрассе (Ottostrasse), 248 (позднее - 4);
    • 1830 - Мюнхен, Каролиненплац (Karolinenplatz), 1 - площадь в Максфорштадте;
    • конец 1837 - Турин, меблированные комнаты;
    • июнь - июль 1838 - Мюнхен, Бриеннерштрассе (Briennerstrasse), 4 (пансион тётушки Элеоноры Тютчевой, баронессы Ганштейн), затем Виттельсбахерплац (Wittelbacherplatz), 2 - дом Нейзигель;
    • август 1838 - Турин, гостиница;
    • сентябрь 1839 - Мюнхен, Бриеннерштрассе (Briennerstrasse), 18;
    • февраль 1840 - Оттоштрассе (Ottostrasse), 250 (позднее - 6);
    • с 15 октября 1840 - Карлштрассе (Karlstrasse), 54/1;
    • 27 октября 1842-1844 - Людвигштрассе, 7 (дом торговца мукой Коппа);
    • лето 1844 - Париж;

    Сочинения

    • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Вст. ст. Б. Я. Бухштаба. - М.: Советский писатель, 1957. - 424 с. (Библиотека поэта. Большая серия)
    • Тютчев Ф. И. Стихотворения / Сост., статья и примеч. В. В. Кожинова. - М.: Сов. Россия, 1976. - 334 с. (Поэтическая Россия)
    • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А. А. Николаева. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 448 с. Тираж 100 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье)
    • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений в двух томах. / Ред. и коммент. П. Чулкова. - М.: Издательский центр «Терра», 1994. - 960 с.
    • Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений. Письма: В 6 т. / М.: Издательский центр «Классика», 2005. - 3504 с.
    • Тютчев Ф. И. Россия и Запад / Сост., вступ. статья, перевод и коммент. Б. Н. Тарасова / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 592 с.

    Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

    Начало жизни поэта

    Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

    Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

    Периодизация творческих периодов

    Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

    Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

    Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

    Россия в творчестве Тютчева

    По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

    Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

    Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

    Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

    Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

    Жизнь и творчество Тютчева

    Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

    Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

    Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

    Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

    Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

    Любовная лирика Тютчева

    1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

    «Денисьевский цикл»

    Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

    Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

    Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

    Тема природы

    Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

    Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

    Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

    Философские мотивы

    Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

    Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

    Другие темы творчества Тютчева

    Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

    Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

    Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

    Загрузка...
    Top