Таблица славяне и их соседи. Восточные славяне и соседи

Письменные источники, свидетельствующие о древних славянах, появились сравнительно поздно и датируются началом новой эры, если не считать несколько отрывочных и неясных мест из произведений авторов, живших еще до нашей эры. Самые ранние источники, содержащие сведения о русах, росах, относятся ко времени не ранее IX в., хотя некоторые исследователи говорят о появлении этого названия в более ранних источниках.

Славянские языки ныне представлены русским, украинским, белорусским, польским, чешским, словацким, болгарским, сербско-хорватским, словенским, македонским и лужицким, которые входят в семью индоевропейских языков. К этой же семье относятся германские (немецкий, английский, шведский, датский, голландский и др.), романские (французский, итальянский, испан­ский, португальский, румынский и др.), индийские (хинди, урду, непали, бенгали, сингали и др.), иранские (персидский, афганский, осетинский и др.), греческий, армянский, албанский языки.

Кроме того, существовали ныне исчезнувшие индоевропейские языки: латинский, положивший начало романским языкам, распространенным на территории бывшей Римской империи, хеттский – в Малой Азии, тохарский – в Средней Азии и другие, так называемые, мертвые языки.

В настоящее время народы, говорящие на индоевропейских языках, составляют самую многочисленную группу.

В далеком прошлом люди, говорившие на индоевропейских родственных языках, а возможно, на каком-то очень древнем индоевропейском языке, расчленявшемся на диалекты, обитали на сравнительно ограниченной территории, откуда расселялись сотни и тысячи лет. Среди них были далекие предки славян, еще не выделившиеся из массы других племен с индоевропейским языком. Это были не славяне, а лишь их отдаленные физические и языковые предки – протославяне.

Современные филологи и историки считают, что какие-то элементы индоевропейских языков существовали еще в эпоху мезолита (X-V тысячелетия до н.э.). В эпоху раннего матриархата мелкие родовые группы охотников и рыбаков продвигались с юга на север Средней и Восточной Европы вслед за отступавшим ледником. Датируется это временем, отдаленным от нас 10-12 тысячами лет. Период расселения вслед за отходившим на север ледником мезолитических родовых групп охотников и рыбаков был временем распространения в Средней и Восточной Европе древнего европеоидного расового типа.

В несколько более позднее время из Приуралья и Зауралья по северной таежной полосе Восточной Европы проникают на запад вплоть до Прибалтики и даже далее малочисленные группы охотников и рыбаков монголоидного (урало-лапоноидного) типа. На западе мезолитические культуры восточного происхождения доходят до Прибалтики, где стоянка Кунда датируется VII тысячелетием до н.э., восточнее располагаются другие культуры явно зауральского происхождения.

Это продвижение монголоидных элементов с востока на запад, сопровождавшееся смешением и ассимиляцией более древнего европеоидного населения, представляет собой не что иное, как проникновение на запад племен финно-угро-самодийской языковой семьи, древнейшей областью расселения которых были лесные полосы и лесостепь Урала и Зауралья. При этом и европеоидное население, и лапоноидное продвигалось с юга на север, с востока на запад не одновременно, а волнами.

На территории Восточной Европы создавались две основные языковые общности: индоевропейская и финно-угорская. Контакты между их носителями обусловили и метисацию, и древние языковые связи.

В период от XII-X и до VI-V тысячелетий до н.э., в эпоху холодного, субарктического и позднее несколько более теплого и сухого бореального климата, европеоидный расовый тип, продвигавшийся на север, изменял свой облик. Медленно и постепенно, на протяжении многих тысяч лет европеоиды расселялись волнами на север и, попадая в новую среду, в условия умеренного и холодного климата, меняли свой физический тип (посветление кожного и волосяного покровов, а также радужной оболочки глаз, уменьшение высоты лица). Так создавались различные варианты относительно поздно сложившейся малой северной европеоидной расы, сформировавшейся из различных расовых типов, подвергшихся общему для всех процессу посветления в условиях прохладного и влажного климата. Так, в балтийской зоне, в широком смысле слова (Ботнический залив – верхний Днепр-нижняя Висла), начали складываться признаки балтийской расы, оттеснившей и ассимилировавшей древний лапоноидный тип.

В более поздние, неолитические времена в Восточной Европе распространяются содержащий монголоидные черты уральский (на востоке) и европеоидный понтийский (лесостепь и степь) расовые типы.

Что касается центральных областей Восточной Европы, то здесь на древней европеоидной основе складывался расовый тип, получивший наименование восточноевропейского.

Протославяне на разных этапах своей истории сближались то с одним, то с другим народом (Малая Азия, Персия и др.). На морское побережье славяне вышли позднее. Отсюда можно сделать вывод, что они в глубокой древности не жили западнее современной линии Калининград - Одесса. А точнее, речь идет об их жительстве в области Полесья, междуречья Западного Буга и Днестра, верховьев Вислы.

В письменных источниках славяне выступают как венеды . О них еще знали в Древней Греции в VII в. до н.э. Геродот, писавший в V в. до н.э., сообщает о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов). Об индах, из земли которых, лежащей у берегов северного океана, привозят янтарь, добываемый где-то в реке, писал Софокл (V в. до н.э.). Сообщает об энетах Скилах (IV в. до н.э.). Об индах, занесенных бурей к берегам Западной Германии, упоминает в I в. до н.э. Корнелий Непот.

Немного подробнее говорят о венедах римские историки. В Певтингеровых таблицах - дорожниках, составленных в самом начале новой эры при императоре Августе, дважды упоминается племя венедов. Они являются соседями бастарнов, обитавших в Карпатах, итов и даков, занимавших низовья Дуная.

Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, можно сделать вывод, что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря (Венедского залива). Южная граница от северных склонов Карпат шла на восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, в юго-восточной - сарматов.

Земли, лежащие за Вислой и по побережью Варяжского (Балтийского) моря, славяне заняли позже, около начала новой эры, постепенно продвигаясь на запад. Этим объясняется то обстоятельство, что термин «венеды» неславянского происхождения, и сами славяне так не называли себя. Он встречается на территории обитания иллирийцев (современная Венеция), кельтов. По-видимому, такого же происхождения название германского племени вандалов. Возможно, что название «венеды» восходит к такой глубокой древности, которая исключает возможность точного объяснения. Во всяком случае, термины «венеты», «инды», «венеды» появились раньше, чем «славяне» в Повисленье и на берегах Венедского залива. Видимо, соседи славян, германцы и финны, когда заселяли эти края, перенесли на славян название древнего его населения.

Нет также и единого мнения по поводу имени «славяне». Существует предположение, что слово «Словен» или «славян» - от «слово», т.е. говорящий, владеющий языком, в отличие от не-умеющих говорить на языке; от «славы» в значении почетный, выдающийся; от местности, в названии которой имелся корень «слов» или «слав» (по аналогии с русскими волжанами, уральцами, сибиряками). Предполагают, что «слав» означало просто «народ», «племя».

Характерно, что уже Тацит говорит о набегах венедов на земли нынешней Прибалтики и на степи, где проживали сарматы, что является свидетельством подвижности венедов, обусловленной началом их расселения.

Если в древнейших письменных источниках о венедах имеются сообщения всего лишь в виде нескольких не очень ясных строк, то в более поздних источниках число их увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи, сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии, выйдя к берегам Русского (Черного), Адриатического, Эгейского морей, и поселились там, смешавшись с местным населением.

Византии пришлось сражаться и заключать союзы со славянами, приглашать их к себе на службу и поселять на своих землях, уступая им целые области.

Славянские поселения появились в Пелопоннесе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова, в Малую Азию и побудили византийского императора Константина Багрянородного (X в.) констатировать, что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе приняли участие и славяне Восточной Европы.

Следует отметить, что на северо-западе Восточной Европы славяне, в отличие от балтов и финно-угров, обладали более темным цветом волос и радужной оболочки глаз. Не случайно во времена Киевской Руси они называли балтов и финно-угров «чудью белоглазой».

Археологические раскопки показывают, что славяне пришли в Поднестро-вье, Побужье, Приднепровье поздно, не ранее VI в., и, вытесняя и ассимилируя балтов и финно-угров, довольно быстро в VIII - IX вв. заселили обширные пространства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона, Волги, Западной Двины, Волхова, озер Нево (Ладожского) и Ильменского, Белого моря.

В IV - V вв. славяне переходят Карпаты, заселяют территории современных Чехии и Словакии, Австрии, Баварии, Венгрии. В результате исследований было установлено определенное единство культуры славян VI - VII вв. на всей территории, занимаемой славянами. Этой областью единства материальной культуры славян явилась обширная территория, охватывающая Днепровские Право- и Левобережье, Подесенье, Посемье, верховья Оки, Полесье, Поднестровье, Западный Буг, Восточную Румынию (Прут, Серет, нижний Дунай), Восточную и Южную Польшу, Придунайскую Болгарию, Чехию и Словакию (так называемая культура керамики пражского типа).

Славяне продвигались с этой территории довольно быстро во всех направлениях: на юг, где в VI - VII вв., форсировав Дунай, заселяют весь Балканский полуостров, появляются на островах Эгейского архипелага и Ионического моря, в Малой Азии; на запад, где в V - VI вв. переселяются на Лабу (Эльбу), а к IX в. южнее Гамбурга, в Южной Дании, занимают Рану (Рюген), достигают низовьев Рейна, побережья Северного моря.

В «Повести временных лет» (автор Нестор) вспоминается о тех далеких временах («по мнозех же временех»), когда в процессе переселения и расселения славяне, придя откуда-то (откуда - летописец не помнит), «сели по Дунаю, где есть ныне Угорьске земля и Болгарьска». «Угорьска земля» - это территория современной Венгрии, древняя Паннония. Кочевники угры (венгры, мадьяры) пришли в Паннонию с востока, из Великой Венгрии, расположенной где-то в Прикамье, проследовав через степи Восточной Европы лишь в IX в. Здесь они застали славян. До славян в этих землях жили кельты. Летописный рассказ свидетельствует о том, что Дунай не был прародиной славян. Давным-давно славяне пришли откуда-то и обосновались по Дунаю - таково содержание летописного предания.

К временам антов (анты - этноним, применявшийся византийскими писателями VI - VII вв. для обозначения части славян, заселявших территорию от Среднего Дуная до Дона, что соответствует ареалу распространения происко-пеньковской археологической культуры V - VII в.) относится рассказ «Повести временных лет» о трех братьях Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди; согласно легенде, они основали город, названный в честь старшего брата Киевом. Все три брата жили «на горах» у берега Днепра. Это были те времена, когда вокруг еще стоял «лес и бор велик», где охотились обитатели Киева. Кто же такой Кий? До летописцев дошло несколько легенд о Кие. Одна, что Кий - простой перевозчик. Но если бы Кий был простым перевозчиком, рассуждает летописец, то вряд ли он ездил бы к византийскому императору («царю») в Царьград. А Кий ездил, причем «велику честь принял от царя».

Итак, историки установили, что VI - VII вв. - время активного расселения славян на обширных территориях Южной, Средней и Восточной Европы.

Продвижение славян на территории Восточной Европы не встречало таких препятствий, как на юге, где им приходилось преодолевать сопротивление могущественной Византии. Славяне продвигались на восток и север, используя не только и не столько силу. Они жили бок о бок с балтами и финно-уграми, смешиваясь с ними и ассимилируя их. Но для той далекой поры еще говорить о восточно-, южно- или западнославянских языках рано. Их еще не было.

Уже в VI - VII вв. в языке славян Восточной Европы появились особенности, характерные для древнерусского языка IX - XII вв. Как считают историки и филологи, тогда существовал общеславянский язык с диалектными зонами. Их было две - северная (лесная) и южная (степная).

В «Повести временных лет» автор вспоминает некоторые племена славян: моравов, осевших по реке Морава, чехов и белых хорватов (в Прикарпатье), сербов («серобь»), хорутанов (словене), поляков (или ляхов), поморян - в Тюиснобалтийском Поморье, лютичей (жили в низовьях Одера и Эльбы), мазовшан в Прикарпатье, болгар. Летописец повествует о том, как славяне «сели» по Днепру и прозвались полянами, другие - древлянами, получив свое название от того, что жили в лесах. Жившие между Припятью и Днепром прозвались дреговичами, обитавшие по берегам реки Полота - полочанами. Те же славяне, которые «сели» около озера Ильмень, стали называться собственным именем - «словене» (ильменские славяне), а обитатели земель по Десне, Сейму и Суле назвались северянами. Кривичи жили в верховьях Волги, Западной Двины и Днепра.

Каковы же особенности отдельных восточнославянских племен тех времен, когда «имяху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, каждо свой нрав» и жили «особе» ?

Прежде всего о полянах . Поляне, «яже ныне зовомые Русь», по свидетельству «Повести временных лет», жили «особе по горам своим». Летописец выделяет полян: они «мужи мудры и смыслени», «обычай их кроток и тих». Земля полян простиралась от реки Рось на юге до устья Припяти на севере. Главный город - Киев.

Соседями полян на западе были древляне . Древнейшими городами древлян являлись летописные Овруч, Искоростень и Малин. Западными соседями древлян были волыняне . Название их произошло от города Волынь, оно неоднократно менялось (первоначально их называли дулебы, затем бужане). По соседству с волынянами, восточнее, поселились дреговичи (дрягвя - болото).

На северо-западе Волыни жили ятвяги , племена балтийского происхождения, издавна сильно славянизированные, а на западе соседом являлось польское племя мазовшан. Еще дальше на юго-запад лежала земля белых хорватов - в Прикарпатье и Закарпатье, в верховьях Днестра.

На юго-западе восточнославянского мира лежали земли уличей (угличей) и тиверцев, которые тянулись по Днестру и доходили до Дуная и Русского (Черного) моря. Городища тиверцев найдены в Молдавии.

Едва ли не самой крупной этнической группой восточных славян являлись кривичи . Территория расселения их огромна. Земли кривичей раскинулись от Верхнего Понеманья до Костромского Поволжья, от Псковского озера до верховьев Сожа и Десны, от Нарвы до Березины. Восточную часть этой территории кривичи заселили позднее, чем западную. Кривичи, конечно, не были единым племенем. Выделяются смоленские, псковские, полоцкие кривичи.

К северу и северо-востоку от кривичей обитали ильменские словене (славяне). Кривичи с их полоцкой ветвью и ильменские славяне составляли мощный массив северо-западных, северных и северо-восточных славян Восточной Европы.

Что представляла собой юго-восточная группа славян - радимичи, вятичи, северяне?

Летописец Нестор приводит легенду о происхождении вятичей и радимичей от двух братьев Вятко и Радима, указывает, что они пришли с запада от «ляхов», причем Радим со своим «родом» обосновался на реке Сож, а Вятко - на Оке. Хотя летопись и говорит о происхождении радимичей и вятичей от «ляхов», но, по мнению некоторых отечественных ученых, эта версия сомнительна, другие же, ссылаясь на данные археологии и лингвистики, ее подтверждают. Южнее радимичей и вятичей на Левобережье Днепра, по Десне, Сейму и Суле жили северяне (севера, север).

Отдельные группы восточных славян, не составляя компактных масс населения, перед образованием Древнерусского государства и в период его складывания и расцвета появились на юге, юго-востоке и юго-западе: в Белой Веже (Саркел) на Дону, в Тмутаракани (Тамань), Кориве (Керчь), на острове Березань (при входе в Днепровско-Бугский лиман).

Общность культуры славян сохраняется и в средние века. У них единый языческий культ - Перун, или Перунич, Сварог, Волос, или Белее, русалки, или вил, и т.п. Не случайно летописец Нестор подчеркивает, что, несмотря на племенное деление - чехи, ляхи, моравы, лютичи, кривичи, словене, хорваты, хорутане (или словенцы), сербы и др., - «ба един язык словенск».

В VI - X вв. началось обособление восточной ветви славянских языков. В этот период зарождается древнерусский язык. Что касается диалектов восточных славян, то обнаружить их чрезвычайно трудно. Можно говорить о почти полном единстве восточных славян еще в VIII - IX вв. (по некоторым источникам, в X - XI вв.), но сами восточные славяне еще не консолидировались в единую древнерусскую народность, так как хотя язык и является основой любого этнического образования, но стать единственным определяющим признаком народности он не может.

«Повесть временных лет» перечисляет народы, которые платили Руси дань: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь (емь), литва, зимигола, корсь, нарома, либь (ливы). Вряд ли все эти племена были подлинными данниками Руси уже во времена образования Древнерусского государства. В частности, помещая среди данников Руси ямь и либь, летописец Нестор имел в виду современную ему ситуацию, т.е. конец XI - начало XII столетий.

Часть перечисленных племен не была так органически связана с Русью (литва, корель, зимигола, либь, ямь), как другие ассимилированные славянами (меря, мурома, весь). Некоторые из них впоследствии создали свою государственность (литва) или стояли накануне ее создания (чудь) и сложились в народности литовскую и эстонскую. Поэтому в основном остановимся на тех народностях, которые были наиболее тесно связаны с Русью.

Племена балтийских народов с самой глубокой древности заселяли Понеманье, Верхнее Поднепровье, Поочье, Верхнее Поволжье и большую часть течения Западной Двины. На востоке балты доходили до нынешних Московской, Тверской и Калужской областей, где они в глубокой древности обитали чересполосно с финно-уграми, аборигенами края. Расселение славян по землям балтоязычных племен обусловило славянизацию последних, которая завершилась в период образования Древнерусского государства.

Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя . В пределах нынешней России финны жили, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток.

Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию "волхвы" и "кудесники") поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончалась победой славянства, и в VIII-Х вв. началось обрусение финнов.

Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны тюркского народа болгар волжских (чуваши) (названных так в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера по Каме и верхней Волгой. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали самостоятельно, но подвергались русским набегам и были окончательно разорены в XIII в. татарами.

На крайнем северо-западе соседями славян, по летописи, была чудь. Чудью в Древней Руси называли прибалтийские финно-угрские племена. К ним относятся волховская чудь (выходцы из различных племен, привлеченные великим водным путем «из варяг в греки»), водь, ижора, весь (кроме белоозерской), аисты (эсты). Во времена Нестора аистами называли балтов. Лишь с течением времени это наименование перешло на финно-угров в Эстонии. Во второй половине I тысячелетия н.э. восточные славяне пришли в соприкосновение с эстонскими племенами.

Восточнее эстов, на южном побережье Финского залива, жила водь (вакья, ваддя). Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыграла весь. Это племя, заселив межозерье Нево (Ладоги), Онеги и Бело-озера, вышло на Северную Двину.

Трудно проследить историю карел (корел ) в период, предшествующий образованию Древнерусского государства, и на начальных этапах его истории. «Повесть временных лет» не говорит о карелах. Они обитали в это время на побережье Финского залива (у Выборга) и озера Неро. Основная масса карельского населения концентрировалась в северо-западном Приладожье. В XI в. часть карел вышла к Неве. Это и была ижора, инкери (отсюда Ингрия, Ингерманландия). В состав карелов вошла часть веси и волховской чуди.

Карелы не упоминаются среди данников Руси, видимо, потому, что Карелия никогда не была волостью Новгорода, а была лишь его составной частью (как водь и ижора), его государственной территорией. И как таковая она, подобно Обонежью, была поделена на части.

Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. до Р. Хр.) заселяли те места, на которых их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно враждовали.

Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкунь - бог грома), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. У литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному влиянию.

Меря , по словам летописцев, располагались в Верхнем Поволжье: «на Ростовском озере меря, и на Клещине озере меря же». Но, по более поздним источникам, народы меря заселяли также ярославские и костромские земли, низовья рек Шексна и Молога. Как и меря, полностью обрусели мещеры и мурома - обитатели приокских земель.

Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось следствием не завоевания, а мирного и постепенного расселения славян на восток, многовекового соседства, взаимного обогащения культуры и языка, причем в результате этого процесса распространялись русский язык и русская культура.

Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва , особенно эрзя. Видимо, от мордовского племенного названия эрзя произошло название Ердзянь, русская Рязань.

Что касается северо-востока (перми, печоры, югры), то появление здесь русских следует отнести ко времени не позже X - начала XI вв., т.е. славяне уже в X в. доходили до Печоры, Югры и гор у Лукоморья (Урала).

Славянское влияние ощущается и среди мари (черемисов, цармисов), и камских, или волжских булгар, и в Хазарии. Обрусело булгаро-хазарское население степей Подонья. Белой Вежей стала после взятия ее киевским князем Святославом хазарская крепость Саркел, превратившаяся в ремесленный и торговый центр, город.

В Поднепровье, на территории Днепровского Левобережья и в Посемье славяне ассимилировали древнее ираноязычное население . Это были аланы - «ясы» русских летописей, потомки сарматов. Несомненно влияние славян на более позднее кочевое и полуоседлое население степей и лесостепной полосы. В 30-е гг. IX в. в степях появляются кочевники венгры (мадьяры). Выходцы из Прикамья, ближайшие родичи югров (хантов и манси), венгры долгое время соседствовали с восточными славянами. Печенеги, торки и берендеи обосновались в Поросье, под влиянием русских переходя к оседлости.

К Руси, несомненно, тяготели так называемые половецкие города: Балин, Чешуев, Сугров и Шарукань. В связи с тем, что эти города населяли в основном христиане, то понятна их духовная близость к русскому народу. Славянское влияние распространялось на Тамань, Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность. На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего гетодакийского населения края. Это были далекие предки влахов.

По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с хазарами .

Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане.

Влияние ислама и еврейства было особенно сильно; хазарский хан ("каган" или "хакан") со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространен ислам, но были и христианская вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и IX вв., когда Русь находилась под прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели под напором печенегов русские сами стали нападать на хазар и способствовали падению Хазарского государства.

Варяги не были прямыми соседями славян, но жили "за морем" и приходили к славянам "из-за моря". Именем "варягов" ("варангов", "вэрингов") не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли.

Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине; в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию.

Сред и же русских славян с середины IX столетия варягов было много. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов "за море" на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно - знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.

История славянских народов описана в древнейшей русской летописи - "Повести временных лет". В ней сообщается о полянах, которые заселяли Среднее Поднепровье вблизи Киева, о древлянах, населявших лесистое и болотистое Припятское Полесье. На северных границах древнего восточнославянского мира проживали вдоль побережья озера Ильмень ильменские словене, между и Припятью - дреговичи, которые соседствовали с кривичами. Последние представляли собой достаточно крупное племя, которое впоследствии распалось на три части. Таким образом, сформировались племена псковских, полоцких и смоленских кривичей. Со стороны степных территорий соседями полян были северяне, а по берегам реки Сож проживали радимичи. Бассейн населяли вятичи. Самая южная территория, практически у была занята тиверцами и уличами.

Происхождение и в том виде, как оно представлено в летописи, долгое время вызывало у историков сомнения. Однако в начале 20 века археология подтвердила эту схему.

Обживая столь обширную территорию, сталкивались с представителями других народов, которые уже жили в Восточной Европе до них либо пришли одновременно с ними. При этом естественным образом формировались те или другие отношения между народами.

Соседи восточных славян - балты - занимали достаточно обширную территорию. Согласно сведениям, они проживали вплоть до области современной Москвы. На это указывают результаты исследований топонимики (названий географических объектов).

Финно-угры - соседи восточных славян с северо-востока. На южных территориях рядом проживали ираноязычные племена, являвшиеся потомками сарматов.

Жизнь протекала в периодических военных столкновениях, сменявшихся мирными отношениями, имели место ассимиляционные процессы. Соседи восточных славян в той или другой степени оказывали влияние на развитие племен: в жизнь входили различные элементы культур других народов. Взаимодействие традиций явилось наиважнейшим явлением того периода.

Отдельные соседи восточных славян смогли сформировать достаточно крепкие племенные союзы, а некоторые - раннегосударственные образования. С такими народами были достаточно сложные отношения. Так, болгары в середине 7 века создали одно из таких образований. Внутренние неурядицы и внешнее давление способствовали тому, что часть болгар перекочевала к Дунаю. Здесь они подчинили местные племена южных славян. Другая же часть болгар, двинувшись на северо-восток, осела на нижней Каме и по среднему течению Волги, сформировав Булгарию. В течение длительного периода это государство являло собой действительную угрозу для восточных славян.

Во второй половине 7 столетия болгар стали теснить тюркские племена - хазары. Со временем последние расселились по территории Нижнего Поволжья, части Крыма, Северного Причерноморья, Северного Кавказа. Таким образом, сформировался Хазарский каганат. Центр этого государства располагался в низовьях Волги. Истинных, "этнических" хазар-тюрок было не так много, большую же часть населения составляли представители разноэтнических народностей (славян в том числе), потомков салтово-маяцкой культуры.

На проживали норманны. Они представляли для древних славян немалую опасность. В 9 веке варяги (так называли норманнов) осуществляли огромное количество набегов на территории славянских поселений. Вместе с тем в борьбе с врагами крепла военная организация населения. У славян военными руководителями являлись князья. Как и у других народов, у славян была распространена сотенная система, когда каждое племя выставляло по сто воинов.

Древние славяне и их соседи

Образованию Древнерусского государства предшествовал длительный период формирования и развития на пространствах будущей Киевской Руси праславянских племен, которые складывались, борясь за выживание в междуречье Дуная и Днепра наряду с индоевропейскими и другими племенами.

На территории Восточной Европы ещё за тысячи лет до н.э. происходило расселение немногочисленных групп носителей различных индоевропейских праязыков; некоторые исследователи называют степное Причерноморье и Поволжье своего рода «вторичной индоевропейской прародиной». На территории Северной и Восточной Европы соседствовали несколько обособившихся друг от друга групп – славянская, балтская, германская и др.

В процессе греческой колонизации побережья Черного моря в разных районах Северного и Восточного Причерноморья возник целый ряд крупных городов, позже обросших более мелкими поселениями. Южные области Восточной Европы на протяжении примерно тысячелетия являлись ареной довольно тесных экономических, политических и культурных контактов носителей античной цивилизации с обитавшими здесь племенами.

Древнейшим народом Северного Причерноморья, известным по письменным источникам были киммерийцы. В ассирийских свидетельствах упоминается страна Гамир (земля киммерийцев), располагавшаяся южнее Кавказа. До настоящего времени окончательно не установлена их языковая принадлежность, судя по косвенным данным, они были ираноязычным народом. Но самым известным из всех народов обитавших здесь в древности, являлись скифы, принадлежавшие к тому крупному массиву ираноязычных народов, которые на протяжении многих столетий составляли основу населения евразийского степного пояса. Данные античных письменных источников (Геродот, Диодор Сицилийский и др.) свидетельствуют о скифах как пришельцах из Азии – они вторглись из-за реки Аракс (Амударья или Волга). Скифы принимали участие в войнах в Передней Азии, их вторжения происходили, видимо, с территории Северного Кавказа, где сохранились многие курганные могильники VII-VI вв. до н.э.

Большинство народов, именуемых античными авторами скифами, обладали сходным бытовым и хозяйственным укладом – это были кочевники-скотоводы. На всем пространстве евразийских степей от Северного Китая до Северного Причерноморья сохранились однотипные памятники (преимущественно курганы) - захоронения воинов-всадников, содержащие сходные предметы скифской триады: в вооружении, элементах конского убора и в произведениях искусства, выполненных в скифском стиле.

После переднеазиатских походов (V в. до н.э.) скифы переместились в Северное Причерноморье. В числе племен Причерноморской Скифии Геродот называет народы, живущие по течению Гипаниса (Южного Буга), – каллипидов, именуемых им также эллино-скифами, алазонов, скифов-пахарей. Восточнее их жили скифы-кочевники, а далее на восток – скифы царские, их владения простирались до реки Танаис (Дон), за которой обитали савроматы. В числе скифских племен назывались также сколоты, скифы-пахари, невры, будины, иирки и др. Это было оседло-земледельческое население, находившееся в постоянных экономических отношениях с кочевниками степей. От этих племен скифы получали значительную долю необходимых им продуктов, изделия ремесла и др. Сами скифы поставляли на античные рынки рабов, продукцию скотоводческого хозяйства и в обмен получали предметы роскоши, вино и др.

Наибольшего могущества скифская держава достигла в годы правления царя Атея (IV в. до н.э.). В дальнейшем скифское войско было разгромлено царем Македонии Филиппом, отцом Александра Македонского. В III в. до н.э. начался закат скифской державы. Скифы были вытеснены из Северного Причерноморья новой волной кочевых ираноязычных племен – сарматами. Остатки скифов до III в. н.э. существовали на территории Крымского полуострова, а также занимали небольшую территорию по нижнему течению Днепра. Поздние скифы уже не были кочевниками, а вели оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. В III в. это государство было сокрушено немецкими племенами – готами.

С III в. до н.э. до IV в. н.э. на огромной территории, включавшей Поволжье, Северный Кавказ и Северное Причерноморье, господствовали крупные племенные объединения сарматов: языги, роксоланы, сираки, аорсы, аланы и др. С конца IV в. в течении первого тысячелетия в степной зоне Северного Кавказа и Северного Причерноморья доминировали тюркоязычные и угорские племена: гунны, болгары, хазары, угры (венгерские племена), авары, печенеги и др.

В центре и на севере средней Европы, в междуречье Вислы и Одера, верхнего Днепра, Припяти и Западного Буга, вплоть до Карпат формировались общности, ставшие носителями общеславянского, а в дальнейшем древнерусского языка. Здесь археологами выделены культуры праславян конца II-I тысячелетий до н.э. Считается, что именно в ареале культур I-го тыс. до н.э. сформировались общекультурные или раннецивилизационные черты славянства (деревянное домостроительство в виде срубов и полуземлянок, глиняная посуда, поля погребальных урн с кремацией праха умерших). Во II в. до н.э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра сложилась Зарубинецкая культура, впитавшая традиции нескольких культур: жители строили полуземлянки и бревенчатые дома, основу их хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Было освоено производство железа.

В I-II вв. н.э. венеды (северные «варвары», в числе которых были и славяне) играли уже заметную роль в международных политических событиях в Европе того времени, о чем писали Тацит, Птолемей, Плиний Старший. Название венеды сохранилось в племенном названии вятичей. Во II-III вв. с севера Европы в Северное Причерноморье продвинулись древнегерманские племена готов. По сведениям историка Иордана, готский король Германарих в IV в. создал огромную державу, охватывавшую часть Восточной Европы с центром в Приазовье. Она была разгромлена гуннами, но еще до этого готам пришлось долго воевать с антами, жившими западнее Нижнего Поднепровья. По современным представлениям, анты – самостоятельная племенная группа восточных славян, которая совместно с другими народами (готами, сарматами) создала в первых веках н.э. богатейшую нижне-поднепровско-причерноморскую, так называемую Черняховскую культуру. Ее северные границы доходили до реки Роси, притока Среднего Днепра.

Историческая география позволяет выделить в лесной зоне регионы, наиболее благоприятные для протекания этногенеза (естественно-исторического развития народа) славян – это достаточно большое пространство, где, с одной стороны, возможны регулярные связи между жителями разных частей региона, а с другой стороны, может безопасно жить постоянное население.



Процесс славянского этногенеза протекал на юге лесной, отчасти в лесостепной зоне, и в предгорьях Карпат. В V в. отмечено появление нового этноса – носителя Пражской культуры, связанной своими корнями с Пшеворской; их ареал совпадает с территорией древнейших славян, называемых склавинами (по Днестру, на Дунае и дальше на север до Вислы). По свидетельству византийского автора Прокопия Кессарийского, склавины и анты говорили на одном языке, имели одинаковый быт, обычаи и верования. Эти племена жили в последний период существования общеславянского языка. Позднее славяне разделились на восточных, западных и южных.

Кроме территории современных государств Чехии и Словакии, памятники Пражского типа обнаружены и в ряде районов Украины, где их называют Корчакскими (по селу Корчак Житомирской области). На основании археологических изысканий, а также данных славянской топонимики и летописных сведений культуру «корчак» связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли исторически известные волыняне, древляне, дреговичи и поляне. В VI-VIII в. славяне мигрируют на юго-запад, к границам Византии и на восток.

Раннеславянская (восточнославянская) культура была новым явлением, возникшим после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы.

В результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений сложились новые образования – территориально-политические союзы, знаменовавшие собой конец первобытной истории и зарождение феодальных отношений. Начали формироваться племенные союзы восточных славян: в конце VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье Днепра и Верхнего Дона сложилась и просуществовала несколько веков роменско-борщевская культура: славяне проживали в поселениях, расположенных на мысах рек, укрепленных валом и рвом; жители занимались земледелием и скотоводством. В VIII в. на правобережье Днепра (Житомирщине) развивалась лука-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры. В результате генезиса корчакских, лука-райковецких, роменско-борщевских племен сформировалась культура Древнерусского государства восточных славян.

Третий период развития славянской культуры – феодальный – начался с образованием славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве.

Лекция: Народы и древнейшие государства на территории России. Восточнославянские племена и их соседи

Восточнославянские племена и их соседи

Славянские языки принадлежат самой распространенной в мире индоевропейской языковой семье. Поэтому основой формирования славян и других европейских народов (латышей, литовцев, германцев, греков, иранцев и т.д.) стала древняя индоевропейская общность. Согласно одной из версий она находилась на севере Малой Азии (современная Турция). Оттуда на рубеже IV-III-го тыс. до н.э. началось переселение современных европейцев, в том числе и славян.

Этногенез славян является предметом научных споров. Раньше считалось, что славяне пришли с Дуная, но современные исследователи утверждают, что прародиной славян является междуречье Вислы и Одры. Здесь и началось расселение славянских племен на восток и на юг (Балканский полуостров). Первые упоминания о народностях на территории России относятся к бронзовому веку. В Библии, исторических документах Древней Греции и трудах Геродота упоминаются киммерийцы - союз племен, живших на Крымском полуострове и северных частях Причерноморья.


В Северном Причерноморье VII-VI вв. до н. э. началась большая колонизация греков на запад. В результате было основано множество городов-полисов Херсонес (Севастополь), Феодосия, Пантикапей, Фанагрия, Ольвия и др. Они являлись центром торговли рыбой, хлебом, скотом и рабами. В 480 г. до н. э. Пантикапей (нынешнее название - Керчь) становиться столицей Боспорского царства - мощного греко-варварского государства. В это же время на степные берега Черного моря пришли ираноязычные племена - скифы . Основным их занятием было скотоводство, земледелие и ремесло. Со временем до IV века н.э. они расселились по всей территории северного Причерноморья, от Дуная до Дона. Их устройство жизни также описано Геродотом. Позже на эти земли пришли сарматы , они отвоевали у скифов большую часть их земель и заняли их своими поселениями.

В период Великого переселения народов в IV-VII вв. н. э. Северное Причерноморье становится своеобразным магистральным путем движения народов с востока на запад. Гегемония сарматов в причерноморских степях перешла к пришедним со стороны Прибалтики готам , которые были выходцами из германских племен. Готы в IV в н.э. создали первое известное государство в Европе - Ойум. Которое вскоре было разрушено гуннами. Гунны были кочевым народом, обитали на местности от Волги до Дуная. Они разгромили римские города Причерноморья и подорвали процветание славян Среднего Поднепровья, лишив их возможности экспортировать хлеб. Своего максимального могущества гунны достигли во времена правления вождя Аттилы в V в., даже смогли образовать государство. Но после смерти Аттилы, из-за междоусобных войн между наследниками и другими вождями государство быстро распалось, гунны ушли за Днепр. А славяне двинулись на их место и массово вторглись на Балканский полуостров.


В результате Великого переселения народов единая славянская общность распалась на три ветви: западных, южных и восточных славян, которые в наше время представлены такими народами:
  • западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы);
  • южные славяне (болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, черногорцы, боснийские мусульмане);
  • восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

Они расселились на территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.


Все славянские племена занимали значительную часть территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне обустроились на западе начиная от Карпат и до северных территорий Днепра на востоке, от Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Названия племен ассоциируется с местом их обитания (поляне - поле, древляне - дерево - леса, дреговичи - дрягва - болото). Самыми большими по населению и занимаемым площадям были поляне и словене.

Соседи восточнославянских племен


Соседями славян были не слишком многочисленные финно-угорские и балтийские племена. На севере они соседствовали с народами угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. Восточнославянские племена были более многочисленны и более развиты, поэтому множество соседствующих племен стали их частью. Но не только славяне учили соседей, финно-угорские племена привили славянам множество своих верований, так же как и балтийские.

"Повесть временных лет" Нестора сохранила известия о "примучивании" славянских племен "обрами". Речь идёт об аварах - кочевом народе центрально-азиатского происхождения. Которые в VIв. н.э. переселились в Центральную Европу, создав в нем своё государство Аварский каганат (на территории нынешней Венгрии). Это государство держало под контролем всю Восточную Европу, в том числе славянские земли. Для защиты от постоянных набегов аваров славяне стали изготавливать оружие, мужчины собирали ополчение. В конце VIII в. государство аваров было уничтожены венгерскими войсками.

Еще одни соседние кочевые племена - хазары. Пришли в VII в. также из Азии, поселились на юге Волги. Где образовали самое большое государство Восточной Европы - Хазарский каганат (включавший северные территории Причерноморье, Крымский полуостров, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийскую область). Под гнетом и постоянными набегами славянам, жившим на территории степей, пришлось выплачивать им дань, в основном мехами. Правда, Хазарское государство позволило славянам вести торговлю по Волжскому торговому пути. Разгромлено в X веке русской ратью.

Немаловажную роль в жизни восточных славян сыграли варяги. Через территорию восточных славян, проходил важнейший торговый путь, который соединял Скандинавию и Византию. Северные соседи помимо экономического воздействия, оказывали и политическое влияние. Норманнская теория гласит, что именно выходцы из Скандинавии дали восточным славянам, государственность. В жизни славян велика была роль и Византии, которая была одним из самых больших торговых, экономических, культурных и религиозных центров IX века.

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени они разделились на три большие группы - западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских и древнерусских авторов. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах , обитавших между германскими и сарматским племенами.

Тацит отмечал воинственность и жестокость венедов. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохранявших свое этническое единство и занимавших приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские источники часто упоминали славян. Прокопий Кесарийский и Иордан возводили современных им славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню.

В древнерусских источниках данные о восточнославянских племенах содержатся в «Повести временных лет » (ПВЛ), написанной киевским монахом Нестором в начале XII в. Прародиной славян он назвал бассейн Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснил нападением на них воинственных соседей, вытеснивших славян с их прародины. Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

Восточные славяне расселились по Восточно-Европейской равнине: от Западной Двины до Волги, от Балтийского моря до Черного моря. У восточных славян насчитывалось 100-150 племен. Наиболее мощными были племена полян, древлян, северян, дреговичей, полочан, кривичей, радимичей и вятичей, бужан, белых хорватов, уличей и тиверцев.

Соседями славян на востоке были кочевые народы (степняки) - половцы , аланы , печенеги . На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами), финно-угорскими племенами (чудь, меря, мордва, весь), а на юге - с Византийской империей . С VII в. восточными соседями Киевской Руси стали Волжская Булгария , Хазарский каганат .

Славяне жили родоплеменным строем. Во главе племени стоял старейшина . С появлением имущественного расслоения на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) - вервь . Основой хозяйственного уклада восточных славян являлось земледелие. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру.

Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. н.э. в южных районах получили распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Скотоводство также играло важную роль. У славян была распространена охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), развивались ремесла.


Большое значение имела внешняя торговля. Через земли восточных славян пролегал путь «из варяг в греки », связывавший византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Политической основой союзов восточнославянских племен являлась «военная демократия» - переходный период перед созданием государства. Славяне объединялись в 15 военно-племенных союзов. Во главе союзов стояли военные вожди - князья , которые осуществляли управленческие и военные функции.

Наряду с князем и дружиной (профессиональные воины) у славян большую роль играли народные собрания (вече ), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей. В вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.

Основой мировоззрения восточных славян являлось язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Религиозные обряды отправляли волхвы - языческие жрецы. Жертвоприношения, ритуалы происходили на капищах , в окружении идолов (каменные или деревянные изображения божеств).

С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. В дальнейшем славяне все более поклонялись Сварогу - богу неба и его сыновьям, Даждь-богу и Стрибогу - богам солнца и ветра.

Со временем большую роль начинает играть Перун - бог грозы и молний, который особо почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. В языческий пантеон входили также Велес (Волос) - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Мокошь - богиня плодородия и др. Среди покровителей славян были и боги низшего порядка - домовые, русалки, лешие, водяные, упыри и др.

Загрузка...
Top