Святыни и монастыри Афона: Русский Пантелеймонов Монастырь. Монастырь пантелеимонов

Описание:

Монастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX ― начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками ― более 100 человек.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом св. Пантелеимона, где хранится глава св. вмч. Пантелеимона и других святых.

Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм освящен в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен (параклисов). В одной из них, между Пантелеимоновским и Покровским соборами, хранятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Близ монастыря находится так называемая костница ― усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

К Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Успения Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Кромница (Крумица).

С 1979 г. по 2016 г. игуменом обители был .

2 октября 2016 г. в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре состоялись выборы нового игумена обители. Новым настоятелем иеродиакон Евлогий (Иванов).

14 октября 2016 г. за Божественной литургией в Пантелеимоновом монастыре иеродиакона Евлогия в сан иеромонаха.

Интронизация новоизбранного игумена обители иеромонаха Евлогия с возведением в сан архимандрита 23 октября 2016 г.

О. Евлогий (в миру Иванов Михаил Николаевич) родился 12 октября 1958 г. в Челябинской обл. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой лавре 25 ноября 1985 г. Рукоположен во иеродиакона 23 декабря 1986 г. там же. Поступил в Пантелеимонов монастырь 15 мая 1988 г. Послушание проходил на подворье монастыря в Стамбуле.

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон ― http://afonit.info .

Всем паломническим и туристическим организациям, занимающимся отправкой паломников на Святую Гору Афон:

1. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь паломнику, желающему посетить обитель и поклониться ее святыням, предоставляет бесплатное проживание в обители в течение суток при наличии свободных мест. За время своего суточного пребывания в монастыре паломник может участвовать во всех монастырских богослужениях и трапезах, отдохнуть в монастырском архондарике, поклониться хранящимся в монастыре святыням (в том числе честной главе святого великомученика и целителя Пантелеимона и другим мощам), оставить поминальные записки, посетить достопримечательности монастыря и монастырскую лавку.

2. Забронировать место в монастырском архондарике можно как лично, так и через паломническую организацию или турфирму, переслав свои паспортные данные (по специально установленной форме) в Паломническую службу Пантелеимонова монастыря на электронный адрес: [email protected] .

3. Если паломник пожелает остаться в монастыре более чем на одни сутки, то он должен в своей заявке на посещение монастыря, направленной в адрес Паломнической службы обители, указать дни своего пребывания на послушании.

4. Если паломник намерен посетить другие афонские монастыри, скиты и келлии, то о своем ночлеге там он должен позаботиться самостоятельно, предварительно забронировав себе место в этих обителях.

5. Паломник сам или через туристические фирмы должен позаботиться о получении визы для въезда в Грецию. Паломническая служба Пантелеимонова монастыря не занимается оформлением таких виз и их продлением.

Страна: Греция Дочерняя организация:

27 июля (9 августа) - великомученика и целителя Пантелеимона - престольный праздник.

Монастырь святого вмч. Пантелеимона расположен на берегу моря между монастырями Ксенофонт и Ксиропотам. Обитель также называют Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь или просто Руссик.
На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 года. Раньше она располагалась дальше от моря, где сегодня стоит «старый Руссик», или «монастырь Фессалийца», основанный в начале XI века богатым христианином из Фессалии. В это время на Святую Гору стали приходить первые русские монахи, обосновываясь в монастыре Ксилургу. Вскоре он переполнился и не мог больше вмещать в себя всех желающих, поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалийца. Обитель Ксилургу была преобразована в скит и остается им до сего дня.

До конца пятнадцатого века насельниками обители были в основном греки. После освобождения Руси от монголо-татарского ига начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору.
После непродолжительного периода расцвета монастырь беднеет. К середине XVIII века Руссик пустеет. Григорович-Барский, паломник-монах и писатель восемнадцатого века при первом своем посещении Святой Горы застал в монастыре всего четырех монахов – двоих русских и двоих болгар, а во второй раз – никого. Впоследствии монастырь вновь попадает в руки греков. В 1667 году епископ Иериссонский Христофор выстроил небольшой храм на новом месте у моря, освященный в честь Вознесения Господня. В этом месте в 1800 – 1820 годах и был построен с помощью правителей балканских и придунайских княжеств нынешний Пантелеимонов монастырь. Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти прошлого века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведен соборный храм). В 1806 году Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав.

В годы Греческого восстания Руссик, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в запустение. Монастырь находился в бедственном положении. А с 1840 года в нем вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составили большинство братии, вследствие чего в 1875 году после долгих лет – был вновь избран русский игумен, и Руссик стал действительно русским монастырем. Щедрые дары и пожертвования русской царской семьи способствовали быстрому возрождению обители. К концу XIX века в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов, много русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы.
Соборный храм монастыря был построен в 1821 году. Он увенчан типично русскими куполами – «луковками» с позолоченными крестами. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому в 1875 году, службы в этом храме совершаются на двух языках – греческом и славянском.

Напротив входа в собор находится трапезная вмещающая до 800 человек, построенная в 1890 году.

К собору пристроен придел Успения Богородицы, к западу от библиотеки расположен храм свт. Митрофана. В северной части монастыря расположены храмы, а также храмы-параклисы: в честь Вознесения Господня, прп. Сергия, вмч. Димитрия, Архангела Михаила, прп. Герасима, свв. Константина и Елены, равноапп. кнн. Владимира и Ольги, а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского. К сожалению, после разрушительного пожара из 8 храмов, находившихся в южной части монастыря, сохранилось лишь 2: прп. Саввы и свт. Николая.
Монастырю принадлежит ещё 2 храма за его пределами, а также 5 келлий: прп. Евфимия, свв. Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомч. Стефана и вмч. Георгия. Монастырю также принадлежит подворье Хромица, скит Богородицы (Ксилургу), скит Новая Фиваида и Старый Руссик.

В обители хранятся мощи многих святых: глава св. великомученика Пантелеимона , частицы Честного Креста, а также мощи святого Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра, Андрея, Матфея, Варфоломея, Фомы, Варнавы, Луки, святого первомученика Стефана, святого Прохора, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Григория Паламы и преподобного Силуана, удивительного старца нашего времени.
Богата библиотека монастыря, расположенная в отдельном двухэтажном здании. Она содержит около 1320 греческих и 600 славянских рукописей. Особо стоит отметить богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов свт. Григория Богослова. Кроме того, в библиотеке хранится более 20 000 печатных греческих, славянских и русских книг.

Братия монастыря насчитывает около 90 монахов.

Свято-Пантелеимонов монастырь (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Россикон - так называют греки Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, и в этом названии легко угадать связь с Россией. И действительно, обитель - уголок Руси на греческой земле, единственный русский монастырь на Святой горе. Неудивительно, что его очень любят отечественные паломники и туристы: они почитают долгом помолиться в кафоликоне монастыря, который так напоминает владимирские храмы, поклониться мощам святого целителя Пантелеимона и побеседовать с русскими насельниками обители. Несмотря на официальное 19-е место в традиционной иерархии афонских монастырей, Свято-Пантелеимонов - старинный и крупный монастырь, некогда владевший подворьями по всей Российской империи.

Немного истории

История Свято-Пантелеимоновой обители восходит к 11 веку, однако первоначальный монастырь назывался Фессалоникийским, хотя и был освящен во имя святого Пантелеимона. Первая русская община появилась в этой области еще раньше, в 10 веке. Насельники обитали тогда в Богородичном ските, и лишь в 12 столетии переехали в тогдашний Фессалоникийский монастырь, который с тех пор стал называться Свято-Пантелеимоновым. В то время здесь подвизался святой Савва Сербский. Во времена турецкого владычества обитель испытывала трудности с финансированием, а количество русских монахов уменьшилось. В 18-19 веках под руководством преподобного Герасима монастырь вновь переживает расцвет, и число русских послушников доходит до тысячи. Сегодня здесь живут 50 монахов.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь - уголок Руси на Афоне

Что посмотреть

Свято-Пантелеимонов монастырь расположен на юго-западном побережье полуострова Афон, прямо у береговой линии. Впервые увидев его каменные крепостные стены, за которыми возвышаются нарядные белоснежные храмы и церкви, невольно вспоминаешь о граде Китеже: кажется, так же некогда отражался сказочный город в водах Светлояра, как дрожат на синей глади моря монастырские купола. В отличие от большинства прибрежных монастырей Афона, Свято-Пантелеимонова обитель практически не поднимается над уровнем моря, словно приглашая путешественника сойти с лодки прямо под ее гостеприимные своды.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона. В его стройном классическом облике перекликаются черты северных русских храмов и византийские традиции: в частности, приземистые луковки посажены на световой барабан с узкими и высокими окнами. В интерьерах обязательно стоит увидеть фрески и резной иконостас (здесь также явно прослеживаются русские черты) и поклониться древней иконе и мощам целителя Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь особенно славится своим колокольным ансамблем, составленным из подаренных обители русскими царями колоколов. Крупнейший из них весит 13 т и достигает в диаметре 2,7 м.

В границах монастыря располагаются целых 15 церквей - рекордное число для Афона. Здесь хранятся особо почитаемые реликвии, в числе которых чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» и мощи многочисленных апостолов, святых и мучеников: ступня Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Крестителя и другие святыни. Ценнейшая библиотека обители содержит более 20 тыс. печатных книг и около 1300 манускриптов, почти половина из которых написана на старославянском языке.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

Расположенный на западной стороне Афонского полуострова, между Ксенофонтовым и Ксиропотамовым монастырями, занимает девятнадцатое место в иерархии Святого Афона. Название обители происходит от святого великомученика Пантелеймона, которому она посвящена, но личность её основателя остаётся неизвестной. Основание монастыря приписывается русским инокам и датируется серединой XVIII века, если речь идет о сегодняшнем местоположении обители. В действительности же история братии монастыря святого Пантелеймона ведёт своё начало с конца X века, когда русские монахи поселились в монастыре Пресвятой Богородицы Ксилургу (Древодела), который в настоящее время существует как скит Успения Богородицы. Славянская традиция приписывает основание этого монастыря святому равноапостольному князю Владимиру (958-1015), правителю Киевской Руси.

В связи с увеличением числа русских монахов в скором времени монастырь Ксилургу был покинут. Русской братии в 1169 году была предоставлена обитель Фессалоникийца , посвященная святому великомученику Пантелеймону; в ней русские монахи оставались в течение шести веков, до 1765 года. Позже, когда и эта обитель была в основном покинута, она стала называться Палеомонастиро (Старый монастырь) или Старый Русик, став экзартимой главного монастыря.

Пребывание братства в монастыре Фессалоникийца было связано с различными испытаниями, как это происходило со всеми монашескими сообществами в те времена. В 1307 году обитель была разграблена пиратами, в результате чего большая часть её была разрушена. Несколько лет спустя, в 1345 году, монастырь нашёл поддержку в лице сербского правителя Стефана Душана и византийских императоров из династии Палеологов, а именно Андроника II, Иоанна V и Мануила II, при этом в 1394 году Третий Устав Святой Горы ставит обитель на пятое место в афонской иерархии.

В эпоху османского владычества монастырь переживает трудные времена, хотя до середины XVI века его развитие всё ещё продолжается; при этом братия, как представляется, состоит в равной мере из русских и греческих иноков. Однако с середины XVI до середины XVIII веков наступают периоды запустения.

С середины XVIII века начинается период восстановления при поддержке господаря Молдовы Иоанна Теодора Калдимаки (1690-1780), который был одним из главных благотворителей в этот новый период жизни монастыря. В 1760 год- братия перебирается в небольшую Воскресенскую обитель, которая была построена как раз на том месте, где сегодня расположен, тогда как бывшая обитель Фессалоникийца преобразуется, как уже говорилось, в его экзартиму. Поддержка правителей Молдовы продолжается со стороны Скарлата Калллимаки (1773-1821), и в итоге в 1803 году монастырь стал общежительным, а в 1806 году был назван Константинопольским патриархом Каллиником V “подлинной киновией династии Каллимаки”.

Во время Греческой национально-освободительной войны для Свято-Пангелеймонова монастыря снова настали тяжёлые времена, в то время как с 1835 года начали прибывать в обитель русские иноки, которые, ввиду численного преимущества и других исторических обстоятельств, сначала становятся большинством, ас 187 5 года берут на себя управление монастырем.

К концу XIX века (к 1895 году) число русских монахов достигло 1000 человек и продолжало расти до 1913 года, по с началом русской революции в 1917 году этот рост остановился полностью.

Как уже упоминалось, вернулся к общежительному устрою в 1803 году, в котором пребывает и до сих пор. Монастырь в настоящее время более известен как “Русский монастырь” (“Россикон”), в то время как церковное богослужение в соборе обители, в соответствии с сигиллием 1875 года, проводится па греческом и русском языках.

Кафоликон, освящённый в честь святого Пантелеймона (память отмечается 27 июля), построен в XIX веке; начал строиться в 1812 году, а завершён был в 1821 году. Соответствует афонскому тину в сочетании с элементами русского стиля, особенно заметными в характерных куполах. Фрески тоже характерны для русского искусства и относятся к XIX веку.

Монастырь недавно возвел новый филиал водосвятия, рядом с главным входом, в то время как старый, находящийся спереди и слева от входа в трапезную, отличается чем, что не имеет купола и столбов. Колокольня монастыря построена в 1893 году, имеет 32 колокола весом более двадцати тонн, при этом самый большой имеет окружность 8,71 метра и весит 13 тонн.

Трапезная, расположенная в западном корпусе, была построена и расписана русскими иконописцами в конце XIX века. Это одна из самых больших трапезных Святой Горы , которая вмещает до 1000 человек. Кухня также находится в западном корпусе монастыря, рядом с трапезной.

Кельи монахов занимают северный и южный корпусы обители. Архондарик до пожара 1968 года располагался в большом зале внутри обители, но с тех пор находится в здании за пределами её ограды, рядом с морем. Монастырь Святого Пантелеймона имеет свою аптеку, стоматологический кабинет, приют для престарелых, а также просфорное и свечное производство, фотолабораторию и мастерскую по реставрации икон.

Монастырь имеет около 35 пареклисов на своей территории и за её пределами. Особенно известны часовня святого благоверного князя Александра Невского и Покровская часовня, которая в действительности является внушительным храмом с большим количеством икон и позолоченным иконостасом, там же хранится и мозаичная икона святого благоверного князя Александра Невского. В часовне святого Митрофана, расположенной к западу от библиотеки, служба ведётся па русском языке, в то время как в часовне Успения Богородицы , находящейся сзади кафоликона, богослужение идет на греческом языке.

В ризнице монастыря хранится множество реликвий, таких как религиозная утварь, облачения, кресты, части Древа Животворящего Креста Господня и большое количество святых мощей. В хранилище икон обители есть очень много ценных образов, к примеру святого Иоанна Предтечи, святого великомученика Пантелеймона и Богородицы Иерусалимской.

В библиотеке монастыря имеется более 1.000 греческих рукописей н около 600 славянских, некоторые из них написаны на пергаменте, в то время как многие иллюстрированы. Библиотека также располагает богатой коллекцией греческих и русских печатных книг, общим числом более 25.000.

Свято-Пантелеймонову монастырю принадлежит скит Успения Божией Матери , называемый ещё и просто “Богородица”, являющийся бывшим монастырем Ксилургу. К остальным экзартимам обители относятся немало келлий, одна из которых, святого Георгия, является представительством монастыря в Кареях, и две кафизмы, одна из которых — это вышеупомянутая Палеомонастиро (Старый Русик). Монастырю принадлежит также покинутое поселение Новая Фиваида , или Гурноскит, а также подворье Хромицы , находящееся у границы Афона с регионом Уранополиса. Пристань обители построена совсем недавно.

Насчитывает сегодня в общей сложности около 80 иноков, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

Услуги индивидуального гида, по организации паломничество на Афон, а также трансфер Салоники Урануполис, помощь в получении специальной визы «диамонитирион «,

Монастырь святого Пантелеймона

…Передо мной снимок, изображающий вход в обитель. Залитая солнцем четырехугольная сень, увенчанная куполом, вся увитая зеленью. Темно, прохладно под нею! Несколько монахов, и в глубине врата, ведущие в крепостной толщины сумрачный проход – на двор монастыря.

Смотрю на колонны с коринфскими капителями, поддерживающие углы этого огромного крыльца, вспоминаю блеск афонского солнца, розовое цветение азалий, увивающих стены с небольшими заоваленными окошечками, откуда иной раз выглянет монах – вспоминаю и переживаю те минуты, когда – столько раз – входил и выходил я этими “тесными вратами”. А сейчас в полутьме над входом едва различаю низ большой иконы, но я знаю, кто это, не раз почтительно снимал я шляпу пред изображением Великомученика и Целителя Пантелеймона.

История главного русского монастыря на Афоне, как и вообще появления русских на нем, сложна и заводит очень далеко. Сохранился акт передачи русским, дотоле ютившимся в небольшом скиту Богородицы Ксилургу (Древоделия), захудалого монастырька “Фессалоникийца” в честь св. Пантелеймона, на месте несколько выше теперешнего нашего монастыря – где сейчас старый или Нагорный Руссик. Русские получили монастырь Фессалоникийца в 1169 г. Вот с каких пор поднял св. Пантелеймон свою целительную ложечку (он с ней всегда изображается) над Русью. Почему монастырь Фессалоникийца, уступленный русским (им, очевидно, стало тесно в скиту Ксилургу), назван Пантелеймоновским и сохранил это название – я не знаю, об этом не упоминается в источниках. До конца XVIII в. монастырем св. Пантелеймона был так называемый Старый, или Нагорный Руссик. Теперешняя обитель более нова. Около 1770 г. монахи “оскудевшего” Руссика спустились от него вниз, к морю и, поселившись вокруг уже существовавшей келий иерисского епископа Христофора, основали нынешний огромный монастырь, оплот всего русского на Афоне. Старый же Руссик существует и посейчас – скорее как небольшой скит с остатками древних стен и башни (пирга).

Вот я раскрываю большой том истории монастыря и на одной из страниц нахожу снимок со старинной чудотворной иконы святого, ныне находящейся во втором Соборном храме Покрова Богородицы . Я не раз видел ее в церкви. Теперь рассматриваю подробнее – она является как бы живописным житием святого: вокруг лика изображены четырнадцать наиболее замечательных событий его жизни.

Св. Пантелеймона можно было бы назвать святым-отроком. Таким его всегда изображают, таков он был в действительности.

Царь в короне с наивно вырезанными зубцами сидит на троне. Перед ним мальчик с ореолом вокруг головы. Царь делает рукой знак одному из стоящих позади мальчика – это “царь повелевает Евфрасину обучать святого врачебному искусству”. Далее почтенный монах сидит у стола, мальчик пред ним слушает наставления. Затем мальчика “оглашает” Ермолай, над ним совершают крещение, и уже он сам воскрешает умершего. Вот он, несколько старше, “врачует очи слепого” (ребенка), раздает хлебы бедным, пред тем же царем в той же зубчатой короне исцеляет расслабленного, которого приносят на носилках. Начинаются его страдания. За что мучают юношу, делавшего только добро? Значит, за то же, за что и Христа распяли. Вот его “ужигают”, привязав к дереву, факелами. Бросают диким зверям. Вот его нежное тело на страшном колесе. И, наконец, огромный воин “усекает” святого, стоящего на коленях, и голова эта, столь уже знакомая, в том же золотом нимбе, покорно лежит на земле.

Как св. Цецилия есть образ страдалицы-девы, прославленной римскими катакомбами , так св. Пантелеймон есть облик Целителя и Утешителя отрока, укрепленный в Восточной Церкви.

На некоторых иконах святой изображен с почти девической мягкостью лица, и на уединенном Афоне, столь строгом и чистом, это есть звук величайшей мировой нежности. Середину вышеуказанной иконы занимает его главный лик: в потоке света, сходящего сверху, юноша в нимбе держит в левой руке ковчежец, а в правой у него ложечка с крестом на конце. Он смотрит прямо в глаза. “Если у тебя болит душа или тело, подойди ко мне с верою и любовью, я зачерпну из своего ковчежца доброго для тебя снадобия”.

Я видал изображения святого и в греческих монастырях. Но особенно он утвердился в русских. Тысячи паломников поклонялись ему. Это преимущественно “русский” святой, как и Николай Мирликийский.

Не потому ли он так привился у русских, что России более, чем какой-либо стране, при ее великих, но подчас слепых силах и страстях, ее великой иногда тьме и “карамазовщине”, более чем кому-либо нужна целительная ложечка св. Пантелеймона?

А русское сердце легкоплавко. Оно охотно поддается трогательному. Нуждаясь в очищении и исцелении, оно без затруднения раскрывается на призыв кроткого Великомученика.

Монастырь святого врачевателя есть монастырь общежительный. Это значит, что его братия живет как одно целое, ни у кого нет собственности, никаких личных средств, хозяйства, стола. Общая и трапеза. Монастырем управляет избранный пожизненно игумен (ныне – глубоко уважаемый архимандрит о. Мисаил) (При жизни игумена ему избирается “наместник”, вступающий в должность по смерти игумена. В 1927 году, на 2-й день св. Троицы, избран наместником нынешнему игумену о. Мисаилу о. иеромонах Исхирион (взамен скончавшегося о. иеросхимонаха Иоакима). Духовником братии Пантелеймонова монастыря состоит о. архимандрит Кирик – Прим. Б.З. ). Власть игумена в общежительных монастырях неограничена. Основа этой жизни есть отсечение личной воли и беспрекословное иерархическое подчинение. Без “благословения” игумена ни один монах не может выйти за врата монастыря. Каждому из них он назначает “послушание”, то есть род работы. Таким образом, существуют монахи-рыбаки, дроворубы, огородники, сельскохозяйственные рабочие, виноделы, пильщики, а из более “интеллигентных” профессий – библиотекари, “грамматики”, иконописцы, фотографы и т. п. Сейчас в Пантелеймоновом монастыре около пятисот человек братии.

Как живут эти люди в черных рясах, наполняющие четырехугольник корпусов вокруг Собора?

День монастыря заведен строго и движется по часовой стрелке. Но так как все необычно на Афоне, то и часы удивительные: до самого отъезда я не мог к ним привыкнуть. Это древний восток. Когда садится солнце, башенную стрелку ставят на полночь. Вся система меняется по времени года, надо передвигаться, приспособляясь к закату. В мае разница с “европейским” временем выходит около пяти часов.

Так, утреня в Пантелеймоновом монастыре начиналась при мне в шесть утра – в час ночи по-нашему. Она продолжается до 4-4 1/2 часов. (Здесь и далее считаю по-европейски.) За ней идет литургия – до 6 ч., следовательно, почти вся ночь уходит на богослужение – характерная черта Афона. До семи полагается отдых. С семи до девяти “послушания”, почти для всех, даже глубокие старики выходят на работу, если мало-мальски здоровы. (В лес, на виноградники, огороды. Вывозят бревна на быках, на мулах сено и дрова.) В девять утра трапеза. Затем до часу вновь послушание. В час чай и отдых до трех. Послушание до шести вечера. От половины пятого до половины шестого в церквах служат вечерни. Монахов на этих службах (дневных) бывает мало – большинство на работе. Но вечерни читают (“вычитывают”, как здесь выражаются) им и там. В шесть вечера вторая трапеза, если это не постный день. Если же понедельник, среда или пятница, то вместо трапезы полагается чай с хлебом. Вслед за второй трапезой звонят к повечерию, оно продолжается от семи до восьми. Далее идет “келейное правило”, то есть молитва с поклонами в келий. После каждой краткой молитвы (Иисусова, а также “Богородице Дево”, за умерших, о здравии живущих, и т. п. ) монах передвигает четку на один шарик и делает поясной поклон. На одиннадцатом, большом шарике кладет земной поклон. Таким образом, рясофорный монах (низшая ступень пострижения) делает ежедневно шестьсот поясных поклонов, манатейный – около тысячи, схимник – до полутора тысяч (не считая соответственных земных) . На монашеском языке это называется “тянуть канончик”. Рясофор тянет его часа полтора, схимник – до трех, трех с половиной. Значит, рясофор освобождается около десяти, остальные – около одиннадцати. Время до часу, когда начнется утреня, и есть основной сон монаха (два-три часа). Сюда добавляется еще нередко один утренний час и, быть может, час среди дня после чая. Так как у каждого есть и свои кое-какие мелкие дела, отнимающие время, то надо считать, что спят монахи не более четырех часов, а то и менее.

Для нас, мирских, видящих эту жизнь, основанную на том, что ночью люди молятся, днем работают, очень мало спят и очень дурно питаются – загадка, как они ее выдерживают? Но живут. Доживают до глубокой старости. (Сейчас большинство – старики). Притом основной тип афонского монаха, как мне кажется – тип здоровый, спокойный и уравновешенный.

Бедность русских монастырей сейчас очень велика. Нет России, и нет поддержки оттуда. К счастью, есть земля, на ней леса, оливки и виноградники (Летом 1927 г. монастырь св. Пантелеймона сильно пострадал от лесного пожара. Пожар начался с леса Хиландарского владения и перекинулся на соседний лес Пантелеймонова монастыря. Уничтожено леса на 3 млн. драхм, что наносит монастырю, и так очень бедному сейчас, огромный урон – Прим. Б.З. ). Монахи ведут лесное хозяйство, покупают на вырученное муку, ловят немного рыбы, имеют свое вино и оливковое масло, овощи с огородов. Беда, однако, в том, что среди братии слишком мало молодых. Это чрезвычайно затрудняет работу. Рабочие силы монастырей напряжены до крайности. Разумеется, старики не могут так работать, как молодые. Значит, на более молодых ложится как бы двойное бремя. (Кроме своей братии, монастырь св. Пантелеймона поддерживает и пустынников, живущих в горах и лесах в полной нищете ()

Гостеприимство, мягкость и приветливость к приезжим – отличительная черта афонцев. Но не только это касается гостей. За все свое пребывание на Афоне могу ли припомнить раздражение, брань, недоброжелательство, вырывавшиеся наружу? Конечно, монахи не ангелы. Они люди. В большинстве “простого звания”. Образованных среди них мало, но какая воспитанность, в высшем смысле! Манеры, движения, речь, поклоны – все проникнуто некоторым эстетическим ритмом, который поражает. В них есть удивительное “благочиние” и, сравнительно с “миром”, большая незлобность и доброта. Думаю, во-первых, что известный тип просто подбирается. Людям хищного, волчьего склада все это чуждо, нет им интереса идти в монастырь. Второе – качества природные воспитываются. Нельзя “безнаказанно” по нескольку часов в день слушать возвышеннейшую службу, петь, молиться у себя в келий, ежедневно до заката просить друг у друга прощения, каждую неделю исповедываться и причащаться. Ясно, что в такой обстановке надо ждать наибольшего расцвета лучших человеческих свойств.

Итак, я жил в своей комнате на “фондарике”, окруженный необыкновенно благожелательным и ласковым воздухом. На столе моем часто стояли розы. Два окна выходили на голубой простор неба и моря, нежная синева его замыкалась туманной линией гор полуострова Лонгоса. Между мною и морем – старинный решетчатый балкон, перила его увиты виноградом, и сквозь лапчатую зелень море еще синей. Внизу плоская крыша библиотеки, далее корпус келий и направо купола Собора. Комната всегда полна света и радостности. На белых стенах – портреты молодых великих князей, давно умерших, над входной дверью – картина, изображающая Париж 50-60 годов.

Гостинником моим на этот раз оказался неразговорчивый, но очень внимательный, умный и заботливый немолодой монах с седоватою бородою и старинно-правильным лицом (думаю, в русском семнадцатом веке были нередки такие лица) – о. Иоасаф. В девять часов утра (по-монастырски уже два!) он степенно являлся, кланялся и говорил: – Кушать пожалуйте!

Я отрывался от своих книг и записей, переходил в соседний номер, такой же светлый и пустынный, с другими князьями и архиереями по стенам, с тем же запахом мало-жилого помещения. На столе перед диваном поданы уже блюда моего обеда (в первый и, должно быть, в последний раз в жизни обедал я в девять утра!). Мисочка рисового супа, остроголовые маринованные рыбки вроде килек, салат, жареная рыба, четвертушка красного афонского вина.

– Уж не взыщите, конечно, в прежние времена не так бы вас угостили…

Я уверяю, что все превосходно, да и действительно хорошо, ведь это монастырь. О. гостинник чинно кланяется и уходит. Я обедаю в одиночестве. Как и во всем, касающемся быта, в монастырской гостинице чувствуешь себя особенно. Всегда казалось мне, в воздухе заботы обо мне, внимательной благожелательности, что я моложе своих лет, и что вообще век иной: я еще несмышленый барчук, надо ко мне дядьку, который бы наблюдал, чтобы я как следует поел, не переутомлялся бы на службах, не заблудился бы ненароком в монастырских коридорах.

В положенную, верно рассчитанную минуту (я пообедал), дверь отворяется.

– Что же вы рыбки-то не докушали?

– Покорно благодарю, сыт.

О. Иоасаф подает на подносе еще стакан розового, сладковатого афонского вина. Его движения так же медлительны и музыкальны, как если бы он выходил из алтаря со св. Дарами.

Это вино и совсем неплохое. Лишь к концу своего пребывания на Афоне узнал я, что сами монахи пьют его раз в году, по одному стаканчику.

В воскресенье о. игумен пригласил меня на общую трапезу. По окончании поздней литургии все монахи собрались в огромной трапезной – как обычно в афонских монастырях, узкой и длинной, высокой зале, украшенной живописью. Головное место бесконечного стола игуменское. Недалеко от входа кафедра для чтеца, на нее ведет витая лестница. Золотой орел с наклоненной головой как бы устремляет, несет на своих простертых крыльях драгоценное слово мудрости.

Мы некоторое время ждали о. Мисаила, игумена, уже находясь на своих местах. Когда он вошел, в епископской (До войны монастырь довольно широко пользовался наемным трудом, теперь этого нет, и всякий молодой человек, стремящийся на Афон, должен знать, что там ждет его очень суровая жизнь, истинно подвижническая. Однако приток молодежи все-таки есть. Он идет теперь не из России, а из эмиграции. Русский Париж, русская Сербия дают пополнение Афону. Многое меняется на наших глазах. Если прежде на Афон шли преимущественно из купечества, мещан, крестьянства, то теперь я вижу молодого иеромонаха – офицера Добровольческой армии, вижу бывшего художника, сына министра, знаю инженера и т. п. Так новыми соками обновляется вековечный Афон. – Прим. Б.З. ) лиловой мантии с золотыми отворотами на груди, в клобуке, с двурогим посохом, все поднялись, запел хор.

О. Мисаил держится с той глубоко-русской, народной простотой и твердостью, которой чужда всякая рисовка. Одинаково уверенно и крепко служит он, и читает баритоном Шестопсалмие, и дает целовать руку, и сам кладет земные поклоны, и слушает, как ему поют “Исполаэти деспота”. После молитвы и благословения “предстоящих яств” игумен садится, в подобающем окружении, и садимся мы. Особенность трапезы Пантелеймонова монастыря та, что кушанья подаются все одновременно, и монахи придают этому известное значение: освящается все, что стоит на столе, так что не освященного никто ничего не ест.

На кафедру, к золотому орлу, взошел чтец и начал чтение, а мы стали “трапезовать”, и тут своими глазами можно было уже убедиться в “святой бедности” монастыря. Воскресный, то есть улучшенный обед состоял из мисочки рисового супа, куска хлеба и кусочка рыбы – не той, что подавали мне в номер, а “баккалары”, рода греческой трески (в будни и ее нет) – не дай Бог никому такой рыбы, у нее противнейший запах, несмотря на то, что она свежая. Но она дешева, ее едят простолюдины-греки. Запивать все это можно было квасом, очень плохеньким. И дали по стаканчику вина (для праздника). Мяса в русских афонских монастырях не едят вовсе. (В греческих – допускается.) На трапезе выступила еще одна черта общежительного монастыря: пред лицом бедности здесь все равны. Стол игумена в лиловой мантии, его наместника, архимандритов и иеромонахов совершенно тот же, что и последнего рясофора, трудящегося с “мулашками”.

Ели в молчании. Окончив, вновь поднялись, игумен вышел вперед. Начался “чин панагии” – как бы молебен с благословением хлебов. Я не помню точно его содержание. Но ясно осталось в памяти, что все поодиночке проходили мимо благословлявшего о. игумена, монах подавал каждому с огромного блюда кусочек благословенного хлеба, так обильно окуриваемого ладаном из особой кадильницы (“кация” – плоская, с ручкой), что и во рту он благоухал. Хлеб этот запивали св. водой. Помню золотое солнце, игравшее лучами сквозь окно в нежно-сиреневом дыму каждения, помню три фигуры у самых дверей, низко кланявшиеся каждому выходившему: чтец, повар и трапезарь. Они просят прощения, если что-нибудь было не так. В будни же они, в знак смирения и прося о снисхождении к себе, лежат распростершись перед выходящими.

Таков древний афонский обычай.

Все это может показаться странным и далеким человеку нашей пестрой культуры.

Что делать. Священнодейственность очень важная, яркая черта монашеской жизни. Входя к вам в комнату, монах всегда крестится на икону и кланяется ей. Встречая другого, если сам он иеромонах, то благословляет. Если встретил иеромонаха простой монах – подходит под благословение. Встречаясь с игуменом, – земной поклон. Садясь за стол, непременно читает молитву. Иеромонах, кроме того, благословляет “яства и пития”.

Это непривычно для мирянина. Но в монастыре вообще все непривычно, все особенное. Монастырь – не мир. Можно разно относиться к монастырям, но нельзя отрицать их “внушительности”. Нравится ли оно вам, или нет, но здесь люди делают то, что считают первостепенным. Монах как бы живет в Боге, “ходит в нем”. Естественно его желание приобщить к Богу каждый шаг своей жизни, каждое как будто будничное ее проявление. Поняв это, став на иную, высшую, чем наша, ступень отношения к миру, мы не удивимся необычному для светского человека количеству крестных знамений, благословений, молитв, каждений монашеского обихода.

Здесь самую жизнь обращают в священную поэму.

Основание русской обители на Афоне приписывают временам князя Владимира и его сына Ярослава. Первоначальным местом обитания русских был монастырь Богородицы Ксилургу, или Русов (по другим источникам, он был отдан русским инокам по указу греческого императора Алексея Комнина в 1080 году, следовательно при Мономахе). Вследствие тесноты монастыря в 1169 году святогорцы уступили русским Солунский монастырь Св. Пантелеймона Обитель Богородицы Ксилургу осталась за русскими, но уже в виде скита.

Монастырь Св. Пантелеймона (Старый Нагорный Руссик) просуществовал до конца XVIII века после чего пришел в упадок от Обременявшего его долга туркам. Братия переселилась в небольшую обитель на берегу моря, бывшую пристань, с храмом Вознесения.

В 1803 году вблизи нее был заложен современный монастырь Св. Пантелеймона. Русские поселились там с 1836 года. В настоящее время монастырь Св. Пантелеймона греческий, общежительный; русских иноков в нем в начале XX века была приблизительно четвертая часть от общего числа братии.

Главный собор (греческий) в честь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона построен в 1812-1814-м, освящен в 1815 году.

Имеется в виду следующая книга: Русский монастырь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской. Несколько изданий. Изд. 7-е, испр. и значительно доп. М., 1886

Соборный храм Покрова Богородицы (русский) – освящен в 1853 году.

Св. Цецилия святая католической церкви, покровительница духовной музыки мученица скончалась около 230 года. Память ее празднуется 22 ноября.

Зайцев перечисляет различные ступени пострижения: рясофорный монах (или рясофорный послушник) носящий рясу и получивший новое имя; манатейный (правильнее “мантийный”) монах – принявший монашеский постриг с произнесением обетов (эта ступень называется обручением великого и ангельского образа); схимник – принявший схиму или самый великий и ангельский образ.

Загрузка...
Top