Почему иконы увешаны золотыми украшениями. Правильно ли жертвовать в храм браслеты, кольца, нательные крестики, которые вешают перед чудотворными иконами

Если вы хоть раз бывали в православном храме, то наверняка видели образы, обвешенные различными ювелирными изделиями: цепочками, сережками, кольцами, крестами, подвесками. У многих людей это вызывает недоумение: зачем на иконы вешают украшения? Разве Христу, Богородице или какому-то святому нужны драгоценности? Если нет, то зачем тогда обвешивать иконы ювелирными изделиями так, что и сами лики уже плохо видно? Попробуем ответить на этот вопрос, параллельно узнав, откуда пришла традиция и как она выглядит в разных Православных Церквах.


Зачем на иконы вешают украшения? В знак благодарности!

В каждом человеке заложено чувство благодарности. Мы благодарим друг друга за уделенное время, помощь, приятный сюрприз. Если кто-то делает для нас что-то хорошее, мы подсознательно хотим ответить тем же. И чем более масштабный и ценный дар нам может дать другой человек, тем более мы благодарны ему.

Но бывают такие ситуации, когда ни друзья, ни родственники, ни знакомые не могут нам помочь. Остается только одна надежда - на чудо, на помощь свыше.

Это чувство испытывает тяжелобольной, когда даже врачи отказываются его лечить.

Чуда ждет мать у постели больного ребенка.

Надеется на невозможное студент на вступительном экзамене.

Уповают на Божью помощь супруги, у которых пока нет детей.

Есть много людей, которые верят в чудо. Но не просто верят, а стучат изо всех сил, как написано в Евангелии от Матфея:

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7).

Как исцеляет молитва и вера?

Если то, о чем мы просим, нам полезно, то Бог откликается, Богородица помогает, святые приходят на помощь. И тогда происходит то, что нельзя объяснить. Ведь как можно объяснить историю Назара Стадниченко, у которого по молитвам святителю Луке Крымскому отросли пальцы?

Или ВИЧ-инфицированных младенцев Лаврентия и Миши, которые исцелились в Банченском монастыре (при обители находится детский приют)?

Или Нины Малининой, которая по молитвам у мощей Александра Свирского избавилась от рака молочной железы?

И таких примеров исцелений можно найти множество, не говоря уже о более мелких.

Как отблагодарить небеса за чудеса?

Люди даже не знают, как благодарить небесные силы за удивительную помощь. С человеком все намного проще: можно использовать слова, дела, деньги. Но как поблагодарить Господа? Конечно же, в первую очередь своими словами. Также можно заказать благодарственный молебен.

Бывает и такое, что люди дают определенные обеты: если выздоровеют, сделают то или другое. Одни дарят на храм иконы, жертвуют деньги или приносят украшения, чтобы повесить на тот образ, перед которым молились. Вот вам и ответ на вопрос «Зачем на иконы вешают украшения?». Конечно, ни Богородице, ни святым не нужны эти несколько граммов золота или серебра. Это нужно самому человеку, который пытается выразить свою благодарность, или тем, кто видит эти «свидетельства» о небесной помощи.

Все эти кресты, перстни, цепочки, браслеты на образах - это немые рассказы о чудесах.

Если украшений на иконе становится так много, что это уже мешает, то их снимают и переплавляют, чтобы сделать оклад. Для многих чудотворных ликов, дошедших до нашего времени, изготовлены дорогие оклады с драгоценными камнями.

Благодарность по-гречески

Еще более интересная традиция благодарить Пречистую или святых за помощь существует у греков. Здесь вопрос уже не в том, зачем на иконы вешают украшения. Греки прикрепляют на образы или возле них серебряные пластинки… с изображением того, о чем они молились.

Поэтому не удивляйтесь, если вы увидите на иконе руки, пальцы, ноги, глаза и так далее, либо фигурки детей, мужчин или женщин. Все это - примеры благодатной помощи: кто-то исцелился от болезни, родил ребенка или создал семью. Как ни странно, купить эти серебряные фигурки можно непосредственно при храмах.

По примеру Иоанна Дамаскина

Как появилась традиция вешать на икону или возле нее металлические пластинки? Говорят, что впервые это сделал преподобный Иоанн Дамаскин.

Святой жил в VIII веке, во время разгула иконоборчества. Но преподобный Иоанн всячески препятствовал ереси, за что и вызвал гнев властей. Недоброжелатели написали от имени святого лживое письмо византийскому императору. Разгневанный правитель приказал отсечь святому правую руку. После исполнения казни преподобный Иоанн долго молился перед иконой Богородицы, а через пару дней свершилось чудо: Пречистая исцелила его.

Благодарный святой приделал к иконе Богородицы, перед которой молился, еще одну руку, в знак того, что десница принадлежит Богоматери. Так появилась Богородичный лик, известный в наше время как «Троеручица».

В древности на Руси в благодарность за исцеления по молитвам Божией Матери и святым верующие заказывали ризы (оклады) иконам и ракам с мощами.

Те, кто ездил в паломничества заграницу, видели, что во многих местах существует традиция дарить чудотворным иконам различные предметы: крестики, украшения или изображения исцеленных частей тела. На некоторых иконах все это висит буквально «гроздьями».

Подобная традиция стала в последние годы переходить и к нам в Россию. Так, на нашей Пучковской Казанской иконе Божией Матери в последнее время тоже появились украшения. Вот случай, связанный с одним из них.

Рассказывает Татьяна Петровна Спиридонова, 1950 года рождения.

«В 1999 году у меня начались сильные боли в области живота. Мы вызвали скорую помощь. Врач сказал, что это не аппендицит. Сделали обезболивающий укол, предложили лечь в больницу, но я отказалась. Прошло несколько дней, температура и очень сильная слабость не проходили. Я все же решила ехать в больницу, это был день Отдания Пасхи. Господь чудом привел меня в больницу РАН города Троицка, где в это время как раз дежурил зам. главного врача по хирургии Русанов В.П. При осмотре он сразу понял, что у меня аппендицит и что срочно требуется операция. Меня тут же начали готовить. Удивительны были глаза этого врача - в них была и тревога, и сочувствие, и забота. Он спросил: «Сейчас после того, как вам дадут наркоз, я делаю контрольный надрез и принимаю сам решение, как действовать дальше. Вы согласны?» Я ответила: «Да». «Ну, что Вы мне еще скажете?» «С Богом!»

Потом уже мне рассказывали, что во время операции была вызвана специальная бригада во главе со Славновым А.В. Операция шла около восьми часов. Полтора литра гноя дошло у меня до позвоночника, промывали весь кишечник. Потом шесть дней лежала в реанимации, вся в капельницах, со стимуляцией сердечной деятельности. Когда пришла в себя, то вспомнила про нашу Казанскую икону и попросила мужа пойти в Пучково заказать молебен перед ней.

После операции у меня была высокая температура, сильнейшие боли, гной попал в кровь. Каждый день вокруг меня собирался консилиум, заботы и внимания было очень много, за что я по сей день благодарна всем — от моих хирургов до медсестер. Врачи очень удивлялись, что я молча терплю боль, а я по силе старалась все время читать «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся...» Когда мои родственники спрашивали у врачей, как я себя чувствую, им отвечали, что плохо, и такого случая еще не было, чтобы после такого люди оставались жить.

Как раз после молебна врачи приняли решение перевести меня в обычную палату. На следующий день из меня вынули все трубки, и я встала. Через неделю — выписали домой безо всяких лекарств, просто под наблюдение врача. У меня все быстро зажило, без операционных осложнений, без свищей и повторных промываний. В день выписки хирург Славнов сказал, что, если эта женщина будет жить, это будет чудо.

Слава Богу за все!»


Ника Кравчук

Зачем на иконы вешают кольца, цепочки и другие украшения?

Если вы хоть раз бывали в православном храме, то наверняка видели образы, обвешенные различными ювелирными изделиями: цепочками, сережками, кольцами, крестами, подвесками. У многих людей это вызывает недоумение: зачем на иконы вешают украшения? Разве Христу, Богородице или какому-то святому нужны драгоценности? Если нет, то зачем тогда обвешивать иконы ювелирными изделиями так, что и сами лики уже плохо видно? Попробуем ответить на этот вопрос, параллельно узнав, откуда пришла традиция и как она выглядит в разных Православных Церквах.

Зачем на иконы вешают украшения? В знак благодарности!

В каждом человеке заложено чувство благодарности. Мы благодарим друг друга за уделенное время, помощь, приятный сюрприз. Если кто-то делает для нас что-то хорошее, мы подсознательно хотим ответить тем же. И чем более масштабный и ценный дар нам может дать другой человек, тем более мы благодарны ему.

Но бывают такие ситуации, когда ни друзья, ни родственники, ни знакомые не могут нам помочь. Остается только одна надежда — на чудо, на помощь свыше.

Это чувство испытывает тяжелобольной, когда даже врачи отказываются его лечить.

Чуда ждет мать у постели больного ребенка.

Надеется на невозможное студент на вступительном экзамене.

Уповают на Божью помощь супруги, у которых пока нет детей.

Есть много людей, которые верят в чудо. Но не просто верят, а стучат изо всех сил, как написано в Евангелии от Матфея:

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7).

Как исцеляет молитва и вера?

Если то, о чем мы просим, нам полезно, то Бог откликается, Богородица помогает, святые приходят на помощь. И тогда происходит то, что нельзя объяснить. Ведь как можно объяснить историю Назара Стадниченко, у которого по молитвам святителю Луке Крымскому отросли пальцы?

Или ВИЧ-инфицированных младенцев Лаврентия и Миши, которые исцелились в Банченском монастыре (при обители находится детский приют)?

Или Нины Малининой, которая по молитвам у мощей Александра Свирского избавилась от рака молочной железы?

И таких примеров исцелений можно найти множество, не говоря уже о более мелких.

Как отблагодарить небеса за чудеса?

Люди даже не знают, как благодарить небесные силы за удивительную помощь. С человеком все намного проще: можно использовать слова, дела, деньги. Но как поблагодарить Господа? Конечно же, в первую очередь своими словами. Также можно заказать благодарственный молебен.

Бывает и такое, что люди дают определенные обеты: если выздоровеют, сделают то или другое. Одни дарят на храм иконы, жертвуют деньги или приносят украшения, чтобы повесить на тот образ, перед которым молились. Вот вам и ответ на вопрос «Зачем на иконы вешают украшения?». Конечно, ни Богородице, ни святым не нужны эти несколько граммов золота или серебра. Это нужно самому человеку, который пытается выразить свою благодарность, или тем, кто видит эти «свидетельства» о небесной помощи.

Все эти кресты, перстни, цепочки, браслеты на образах — это немые рассказы о чудесах.

Если украшений на иконе становится так много, что это уже мешает, то их снимают и переплавляют, чтобы сделать оклад. Для многих чудотворных ликов, дошедших до нашего времени, изготовлены дорогие оклады с драгоценными камнями.

Благодарность по-гречески

Еще более интересная традиция благодарить Пречистую или святых за помощь существует у греков. Здесь вопрос уже не в том, зачем на иконы вешают украшения. Греки прикрепляют на образы или возле них серебряные пластинки… с изображением того, о чем они молились.

Поэтому не удивляйтесь, если вы увидите на иконе руки, пальцы, ноги, глаза и так далее, либо фигурки детей, мужчин или женщин. Все это — примеры благодатной помощи: кто-то исцелился от болезни, родил ребенка или создал семью. Как ни странно, купить эти серебряные фигурки можно непосредственно при храмах.

По примеру Иоанна Дамаскина

Как появилась традиция вешать на икону или возле нее металлические пластинки? Говорят, что впервые это сделал преподобный Иоанн Дамаскин.

Святой жил в VIII веке, во время разгула иконоборчества. Но преподобный Иоанн всячески препятствовал ереси, за что и вызвал гнев властей. Недоброжелатели написали от имени святого лживое письмо византийскому императору. Разгневанный правитель приказал отсечь святому правую руку. После исполнения казни преподобный Иоанн долго молился перед иконой Богородицы, а через пару дней свершилось чудо: Пречистая исцелила его.

Благодарный святой приделал к иконе Богородицы, перед которой молился, еще одну руку, в знак того, что десница принадлежит Богоматери. Так появилась Богородичный лик, известный в наше время как «Троеручица».

О том, зачем на иконы вешают украшения, рассказывает священник:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Святые иконы почитаются еще с ранних времен христианства. Какие есть главные причины иконопочитания? Почему в православии существует традиция молиться именно перед образами? Не является ли это идолопоклонством? Когда появились самые первые иконописные изображения? Поспешите узнать.

Добрый день. Часто у чудотворных икон можно видеть кольца, браслеты, цепочки и крестики от благодарных прихожан, которым икона даровала чудо. Я понимаю, что подобным образом люди выражают свою благодарность, а так же помню о даровании золота младенцу-Спасителю как Сыну Небесному. Но когда я вижу подобные дары, возникают мысли - а насколько это правильно? Кольца, серьги, браслеты - это ведь все мирское. А насколько правильно снимать с себя нательный крест (пусть для иконы, но все же) - вообще вопрос вопросов. Помогите, пожалуйста, в духовном просвещении. Спасибо. Виктория.

Отвечает священник Игорь Дудко:

Здравствуйте, Виктория!

Для того, чтобы вразумительней ответить на Ваш вопрос, проведу следующую аналогию. После совершения Таинства Миропомазания, над новокрещенным человеком совершается обряд пострижения его волос. Этим обычаем христианин выражает свою готовность принести себя в жертву Богу, предавая себя на служение Ему. Символом же данного посвящения являются волосы как часть тела человека. Подобным образом, люди, получившие помощь от Бога посредством заступничества Божьей Матери или святых через молитву перед чудотворной иконой, стараются выразить свою благодарность, отдавая самое дорогое. То, что было ценно для человека, являлось неотъемлемой его вещью, которая была как бы частичкой самого человека (напр., нательный крещальный крестик), приносится Богу как символическая жертва благодарения.

С уважением, священник Игорь Дудко.


Риза, или оклад, (в южных и западных областях России - шата, цата) - накладное украшение на православных иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук), для которых сделаны прорези.
Бывали металлические: золотые и серебрянные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитье»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями, с обратной стороны часто обивались красным или малиновым бархатом.
Характерны для православных икон всех стран, включая византийские иконы, в настоящий момент хранящиеся в католических храмах Италии, но наибольшая роскошь и размах производства свойственна русским произведениям.

Литургическое значение и предназначение
Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчег Завета и иконы. Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.»), так и иконы украшают драгоценными окладами.
Как правило в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фона и надписи - именно поэтому и сейчас, оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность - «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями - „бисером многоценным“ - символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». Цель окладов - создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.
Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являтся элементом идолослужения, а стало стало способом одухотворения художественного языка. В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких либо удачно завершенных событий, по данному Богу обету.
Храмовые иконы одевались в ризы по вкладам крупных ктиторов, или же постепенно дарами обычных прихожан

История
Оклад, покрывающий икону кроме ликов, происходит от рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла. Древнейший из известных отечественных - оклад ХII на иконе святых апостолов Петра и Павла XI века (ГТГ), а также чеканые серебряные оклады иконы с изображением апостолов Петра и Павла и Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софииском соборе города Новгорода.
Особенной популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для икона Владимирской Божьей Матери (согласно летописи на него ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра) был сделан по заказу князя Андрея Боголюбского. В первый период заказ окладов, на которые уходили пуды золота, были доступны лишь представителям верхушки общества. (Традиция украшения монархами окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богоматерив Казанском Богородичном монастыре своей бриллиантовою короной.)
Оклады первоначально появились на мелких резных и лишь позднее, на больших храмовых иконах. Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы. С ХIV века известен простейший вид оклада - басменный, он распространился в первой половине ХVII века с ростом иконного промысла. С открытием в 1730-х гг. на территории России серебряных рудников оклады дешевеют и выходят на ремесленный уровень.
В поздний период (XIX - начале XX веков) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад однишь лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и проч. (т. н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона).
Кроме того, отмечается существование т. н. адописных икон - с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался черт, либо лику святого пририсовывались рога и т.п. Подобные иконы упоминаются уже в житие Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в ХIХ веке в крестьянской среде.
Большинство русских риз, благодаря своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 годуДекрета о полной ликвидации монастырского имущества в России.

Описание
Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укрепленным или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти ХVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов.
В ранний период оклады крепились гвоздями, следы от которых можно видеть на древних иконах. Все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов.

Элементы
. Венец - накладной нимб, украшение вокруг головы. Могут быть гладкими, прорезными, сканными, с эмалями, камнями, стразами, в кастах или лапках, а также с крупными зубцами - «городчатый венец».
. Коруна - зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец.
. Собственно риз а - часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. (Слово распространилось на оклад иконы целиком).
. Рама оклада - часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только край (поля) иконы.
. Фон - металлическое наложение (свет) на поле и позем иконы
. Цата (др.-рус. «цята» от лат. centus - «мелкая монета») - элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого - обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. Мог быть с узором (тисненым, чеканным, филигранным), камнями в кастах и т. п. Отличительная черта украшения окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Символизирует чин Царства и первосвященства.

Украшения:
. Дробницы - небольшая серебряная или золотая пластинка прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе
. Запоны - застежка-украшение (растительный орнамент и завитки) с драгоценными камнями, закрепляемая шнуром, цепочкой или планкой.
. Плашки
. Рясно - подвески-украшения к венцу на окладе иконы. Название образовалось от существовавшего ювелирного украшения - женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски.
. Серьги, рясы, кулоны, жемчужные убрусы, зарукавья, ожерелья

Типы
. Чеканные металлические и шитые оклады - покрывали «доличное письмо»: всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть, кроме «лично́го письма» - карнации).
. Басменные оклады - изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фона икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались из из тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки.
. Обронный оклад - оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки.
. Филигранный оклад

Техника
Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров:
. Басма, зернь, канфарка, контрэмаль, ленточная или сканная перегородчатая эмаль, оброн, перегородчатая эмаль, скань, фольга (рельефная и прорезная), чеканка, чернь, эмалевые расписные накладки.
Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлических оправ - каст. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней - лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу.
Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золоченые из дерева встречаются сравнительно редко.

Оклады икон в истории культуры

Представляет интерес тот факт, что на протяжении XVIII-XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения отечественному искусства, относясь к ним исключительно как культовому объекту. Только в начале ХХ века, когда темные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика испытала культурный шок от красоты этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас.
Во многом красота икон оставалась тайной не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций покрывать все окладами, тем более, чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале ХХ века просвещенными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.
Совершившееся на наших глазах открытие иконы - одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. (...) Мы проходили мимо иконы, но не видели ее. Она казалась нам темным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы ее знали. И вдруг - полная пе¬реоценка ценностей. Золотая или серебря¬ная риза, закрывшая икону, оказалась весь¬ма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благо¬честивого безвкусия, которое свидетельству¬ет об утрате религиозного и художественно¬го смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу - значит, отрицать ее живопись, смотреть на ее письмо и крас¬ки, как на что-то безразличное как в эстети¬ческом, так и в особенности - в религиоз¬ном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую пе¬регородку между нами и иконой.
Что сказали бы мы, если бы увидали зако¬ванную в золото и сверкающую самоцветны¬ми камнями Мадонну Ботичелли или Р афаэля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным. Теперь на наших глазах разрушается все то, что до сих пор считалось иконою. Темные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь.

Загрузка...
Top