Рождество-богородичный монастырь. Церковь рождества богородицы

Рождество-Богородичный монастырь, или женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Гродно, построен на месте, где когда-то стояла Пречистенская церковь. Упоминание Пречистенской церкви встречается в 1506 году в «Актах западной России». Ее основал князь Глинский, передав от имени киевского воеводы Дмитрия Путяты средства на содержания храма и существовавшей при храме богадельни. О богадельне также заботился Сигизмунд II Август, повелевший отчислять для ее нужд деньги с доходов от королевских имений. Церкви также принадлежали земли в Ольшанском урочище. В 1614 году хорунжий Кунцевич завещал Пречистенской соборной церкви Большой плац в Гродно.

В XVII веке православный храм был передан униатам. Сюда переехала Василиса Сапега с тремя монахинями для основания в Гродно женского базилианского монастыря. В 1642 году митрополит Антоний Селява передал монастырю земли к западу от Пречистенского храма.

Деревянный базилианский храм несколько раз горел и восстанавливался. Опустошительные пожары случались в нем в 1647, 1654, 1720 и 1728 годах.

После перехода Гродно под российскую юрисдикцию, в 1843 году базилианский монастырь стал православным Рождество-Богородичным женским монастырем. Для его создания в Гродно переехали из Оршанского монастыря игуменья Афанасия с монахинями и послушницами. В 1860 году монахини организовали при монастыре сиротский приют для девочек.

В 1866 году, к приезду императора Александра II в монастыре была построена церковь Сергия Радонежского.

В 1870 году в женском монастыре произошло редчайшее чудо – мироточение списка иконы Владимирской Богоматери. Монахини поняли, что их монастырь благословлен особой благодатью. Миро, которое источала икона, было собрано в особый ковчежец в форме креста, который и по наши дни хранится в монастыре. Эта икона в годы Первой мировой войны была эвакуирована в Петербург. После окончания Первой Мировой войны Гродно стал польским городом, но Рождественский монастырь остался православным. Ему была возвращена чудотворная Владимирская икона.

Монастырь существовал до 1960 года, когда монахини были выселены из родных стен в Жировицкий монастырь, а чудотворная Владимирская икона конфискована и увезена в Россию. Она находилась в подмосковном храме в селе Ермолино.

После распада СССР в 1992 году Богородице-Рождественский храм был вновь открыт, началось восстановление монастырских храмов, монастырю возвращена чудотворная Владимирская икона. Началось мирное монастырское житье, была открыта воскресная школа для детей.

Гродненский Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь

На месте расположения Гродненского Св. - Рождество-Богородичного женского монастыря издревле (с ХII в.) находилась соборная Свято-Пречистенская церковь. В ХVI в. фундаторами церкви были князь Михаил Глинский и Великий князь Литовский Александр. Но с введением в ХVII в. унии храм был превращен в униатский. С благословения униатского митрополита Иосифа - Веньямина Руцкого при храме было организовано униатское сестричесво Сестер - базилианок. (Орден базилианов, по имени святого Василия Великого, был создан Руцким для пропаганды унии среди православного населения ВКЛ). Так в Гродно возник женский монастырь.

Сестры - базилианки построили на месте сгоревшей старинной Свято-Пречистенской церкви храм Рождества Богородицы и жилые корпуса. Частые пожары препятствовали строительству монастыря, и он был освящен только в 1756 г. (в XVIII в.)

Когда по решению Полоцкого Собора 1839 г. белорусские униаты возвратились в лоно Православной Церкви, гродненский базилианский женский монастырь был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь. К этому времени в монастыре проживали только 2 престарелые униатские монахини. По их просьбе они были переведены в католический монастырь.

Так, с 1839 г., начался долгий этап расцвета Гродненской обители. Был проведен ремонт и реставрация старых монастырских корпусов и церкви Рождества Богородицы, построен теплый (зимний) храм во имя святого прп. Сергия Радонежского (1866 г.). При монастыре открылся приют для девочек из бедных семей и сирот.

В 1877 г. в Гродненском монастыре произошло чудо мироточения Владимирской иконы Божией Матери. История этой святой иконы такова: близ Гродно проживала благочестивая православная семья Домбровских. В этой семье хранился как фамильная святыня список Владимирской иконы Божией Матери. Когда дочь Домбровских сообщила родителям о своем желании уйти в монастырь, мать трижды видела во сне Богородицу и слышала голос, повелевший ей отпустить дочь в монастырь вместе со святой иконой. Мать благословила дочь Владимирской иконой, и послушница Наталия Домбровская привезла ее с собой в монастырь и поставила святой образ в своей келье, где однажды он замироточил.

Мироточение Владимирской иконы Божией Матери продолжалось полгода. Святое миро по благословению игумении было собрано в ковчежец в виже креста, и сейчас хранится в киоте при иконе. Владимирская-Мироточивая икона (так стали называть святыню) прославилась чудесами, в том числе чудом исцеления бесноватой женщины. В ХХ в. в честь Владимирской-Мироточивой иконы Божией Матери составлен Акафист.

История Гродненской обители в ХХ в. началась с необычайного расцвета монастыря. В 1900 г. Священный Синод постановил перенести Св.-Рождество-Богородичный Гродненский монастырь в урочище Красносток, что вблизи г. Гродно, с целью расширения и благоустройства монастыря. Таким образом, древний монастырь в Гродно стал подворьем процветающего Красностоцкого Св.-Рождество-Богородичного женского монастыря. Подворья этого монастыря были открыты в Санкт-Петербурге и Дрогичине.

Красностоцкий монастырь стал одним из самых образцовых в империи. При монастыре действовал приют для сирот, школа, сельскохозяйственное училище, аптека, амбулатория, больница, имелись производственные мастерские. Земельные угодья монастыря обрабатывались на самом образцовом уровне, так что на сельскохозяйственных выставках продукция монастыря отмечалась медалями и дипломами. Готовился приезд в монастырь Императора Николая II. Этим планам помешала Мировая война. В связи с приближением фронта монастырь был эвакуирован в 1914 г. в Москву, где сестры во главе с игуменией пережили революцию, гражданскую войну и начало большевистских гонений на Церковь.

В 1921 году сестры во главе с игуменией приняли решение о возвращении в Гродно. В это время Гродно был частью Польской республики, и польские власти передали Красностоцкий монастырь католической церкви. Поэтому сестры вернулись в стены древней Гродненской обители, которая в годы расцвета была подворьем Красностоцкого монастыря. С тех пор до самого своего закрытия в 1960-м году монастырь оставался действующим, не смотря на все события мировой истории: воссоединение с Советской Белоруссией в 1939 году, начало Великой Отечественной войны и немецкую оккупацию, и послевоенные советские репрессии против священнослужителей. Именно в Гродненской Св.-Рождество-Богородичном монастыре совершил свое последнее богослужение священномученик Серафим Жировицкий.

В 1960 г. советские власти приняли решение о закрытии Гродненского женского монастыря. Предполагалось властями переселить сестер в действующие женские монастыри далеко за пределами Беларуси (назывался Пюхтицкий монастырь в Эстонии), но милостью Божией сестры нашли приют в Св.-Успенской Жировицкой обители. После того, как советские власти стали предпринимать меры к закрытию Жировицкого монастыря, все увидели Промысел Божий в поселении сестер Гродненской обители на территории мужского Жировицкого монастыря - благодаря этому, власти не смогли закрыть Жировицкий монастырь. С собой в изгнание сестры увезли в Жировичи главные святыни своей обители: образ Владимирской-Мироточивой Божией Матери и другие святыни. В изгнании схиигумения Гродненского монастыря, матушка Гавриила (Рисицкая) составила Акафист в честь Владимирской-Мироточивой иконы Божией Матери. Духоносная старица схиигумения Гавриила почила в Жировицком монастыре.

В 1992 году началось возрождение Гродненской обители под руководством игумении Гавриилы II (Глуховой). Сестры после почти 30 лет изгнания смогли вернуться в стены древней обители, где после выселения монастыря богоборческими властями был открыт музей атеизма. Не все здания монастыря были сразу возвращены сестрам. Возрождение шло постепенно, с преодолением множества препятствий. В январе 1993 г. Митрополит Филарет освятил восстановленный храм св. прп. Сергия Радонежского, а июле был возвращен монастырю главный храм в честь Рождества Богородицы. В 1995 г. монастырь посетил Патриарх Алексий II, а в 1998 году в Гродненском монастыре побывал Президент А. Лукашенко, и в том же году президентским Указом монастырю были возвращены все монастырские строения.

У каждого своя дорога к храму. С гродненским Свято-Рождество-Богородичным женским монастырем связана дорога к вере многих горожан. Их личная история тесно переплетается с историей обители.

Расположен монастырь в центре Гродно, окружен магистралями, многоэтажными домами, вокруг бурлит мирская, суетная жизнь, однако стоит подняться по лестнице, перешагнуть за стены монастыря, внутрь небольшого уютного дворика, и ты словно попадаешь в другой мир: здесь не слышен городской шум и кажется, что время течет иначе, медленнее, умиротвореннее. И кажется, что, окунувшись в это умиротворение, красоту, сам становишься другим. И хочется задержаться подольше. Прийти сюда опять и опять. Со своими радостями, скорбями, печалями. Найти утешение и поддержку.

Но мало кто задумывается, что сокрыто за этой тишиной и умиротворенностью. Какая идет непрестанная, невидимая и неведомая мирскому человеку работа – суть молитва. Что монашеская жизнь есть подвиг. Что 25 лет назад на месте ныне процветающей обители был музей атеизма. И что оно есть – возрождение?


МАТУШКА

Игумения Гавриила. Настоятельница гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря. Матушка. Духовная мать монахинь. Благодаря ее деятельному служению, под ее неустанным духовным руководством на протяжении 25 лет шло возрождение гродненской обители. Теперь с высоты прожитых лет можно сказать, что до игуменства по промыслу Божиему ее личная история несколько раз соприкасалась с гродненским монастырем.

Когда Марии Глуховой было три года, вместе с мамой, женщиной глубоко верующей, они переехали жить из далекого Саратова в Жировичи, поближе к Свято-Успенскому Жировичскому монастырю, который мама Марии очень любила. Все детство и отрочество Маша провела в окружении сестер гродненского монастыря, которые после закрытия Богородичной обители с 1960 года находились в изгнании в Жировичах. После школы девочка каждый день бежала к сестрам, которые окружали ее заботой, вниманием и у которых она постигала науку веры. Особенно любила девочка старицу схиигумению Гавриилу (Рисицкую), настоятельницу гродненского монастыря. Радостно было для Маши получать из рук схиигумении подарки на Пасху, Рождество, в День Ангела. Любила девочку и схиигумения. Одному Богу известно, какие мысли были у старицы, умудренной жизненным опытом и подкрепленной молитвенной силой, в те моменты, когда шаловливая отроковица Мария сидела у ее ног. Чувствовала ли матушка, что она внутренне, духовно как бы передает бразды правления будущей игумении, благословляя ее на монашеский и игуменский путь?

Непосредственно в гродненский монастырь Мария попала во время учебы в школе. Правда, тогда она не знала, что музей атеизма, куда школьников привезли на экскурсию, был монастырем.

Еще раз промысел Божий дал ей знак в 1991-м, когда трудилась в отделе внешних церковных связей Московской патриархии. Тогда вместе с Патриархом Алексием II инокиня Гавриила приехала в Жировичи. За трапезой, как всегда, делала снимки. И краем уха услышала несколько фраз из беседы Патриарха с руководителем области. Речь шла о передаче здания гродненского монастыря Белорусской православной церкви.

А 10 мая 1992 года Синодом Белорусской православной церкви было принято решение об открытии Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря.

«Хватит ли сил, терпения для такого послушания», – то и дело возникали сомнения у монахини Гавриилы. Казалось, что возродить обитель и вдохнуть душу в эти стены не в человеческих силах: в здании располагались студенческое общежитие, ДОСААФ, музей истории религии и атеизма. Все решил тот день, когда она, приехав в Гродно посмотреть, в каком состоянии находится монастырь, увидела экспозицию музея в храме. В самом святом месте – вокруг алтаря – раскинулась выставка антицерковного содержания.

– Это очень оскорбило меня как христианку. Решила, что непременно добьюсь восстановления монастыря,
– вспоминает игумения Гавриила.

На вопрос: «С чего начинать?» ответ был один: «С молитвы». В течение 40 дней молились у полуразрушенных стен Богородичного храма прежние насельницы монастыря и простые гродненцы, каждый день читая по 12 раз акафист Божией Матери «Скоропослушница». И, казалось, невозможное свершилось. 1 июля 1992 года в праздник Боголюбской иконы Божией Матери, ровно через 32 года после закрытия обители, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Высокопреосвященнейший Митрополит Минский Филарет совершил первую Божественную Литургию в гродненском Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре.

Постепенно жизнь налаживалась. Приводились в порядок, ремонтировались здания монастыря, в храмы были возвращены многие из утраченных святынь.

А в 1995 году гродненская обитель удостоилась визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который 23 июля возвел монахиню Гавриилу в сан игумении. Это историческое событие помнят многие гродненцы и многочисленные гости города.

Сегодня, спустя 25 лет, гродненский монастырь – жемчужина принеманского края, духовный оплот православия. Неустанно трудится на благо обители игумения Гавриила вместе с инокинями и прихожанами. Второе возрождение монастыря во многом заслуга матушки. История его возрождения – и ее история. Сколько трудов положено, сколько молитв вознесено!.. Она никогда ни слова не говорит об этом.

Моих заслуг нет никаких, это все Царица Небесная. Она хозяйка обители, – говорит матушка.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Наследие духовное не может быть попрано и забыто. Понимала это монахиня Гавриила, когда делала первые шаги в деле возрождения гродненского Богородичного монастыря. На протяжении 25 лет стараниями и трудами – своими, сестер и прихожан – продолжает писать страницы его летописи.

– Возрождение можно рассматривать в двух аспектах. Первый, внешний, – это ремонт монастыря, строительство келий, храмов, их роспись, обеспечение утварью и так далее. Он сложен, но второстепенен, – говорит матушка Гавриила. – Самый важный и главный – духовный аспект – возрождение душ человеческих, нравственности, пробуждение совести.

За годы своего второго возрождения монастырь преобразился внешне. В возобновлении духовной сестринско-монашеской жизни матушка твердо следовала уставу, традициям, заложенным своими предшественницами, которые, даже находясь в Жировичах, бережно их хранили и соблюдали. Сегодня монашеская жизнь восстановлена полностью, совершаются уставные богослужения, круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.

Вы никогда не задумывались, почему так иногда хочется в монастырь? Что-то словно тянет туда… Монастырские службы особые. Тихие и умиротворенные в своем минорно-спокойном пении, чтении. Более продолжительные. И не всякий мирянин выстоит их от начала до конца. Не всякий понимает, что поется-читается. Но человек понимает, что идет молитва. Слушает, и душа успокаивается. И так благостно делается, так легко...

Но вот он обращает внимание на рядом стоящих. Видит потупленный взгляд, слезы рядышком у соседки, а еще больше внимания обращает на монашествующих. И начинает задумываться, опускается с облаков на землю, видит себя изнутри. Сколько в нем всяких задоринок, сучков, с которыми надо работать, которые нужно убирать. Понимает, что все, чего мы хотим, – внешнее, материальное – останется на земле, а все, что он приобретет в своем сокровище – сердце, пойдет с ним в Вечность. Люди, впервые зашедшие в монастырский храм на длинную службу, выходят другими.

– Обитель – это не есть что-то личное, частное, скрытое и закрытое. Она доступна для всех, – говорит игумения Гавриила. – Человек, пришедший в монастырь, успокаивается, общаясь с монахами, батюшкой, старицей.



Гродненский монастырь был всегда любим не только простыми людьми. Красностокскую обитель посещал даже император Александр II. В 1914 году все было готово для встречи Николая II, однако война сломала эти планы. После возрождения гродненского монастыря в 1995 году его удостоил визитом Патриарх Алексий II. В 1998 году – Президент Беларуси Александр Лукашенко, который своим мудрым решением подписал указ о передаче всего комплекса церковных зданий Свято-Рождество-Богородичного монастыря в собственность православной церкви. Это был беспрецедентный случай.

На протяжении всех 25 лет мудрым наставником, проявляющим отеческую заботу, терпение, оказывающим постоянную помощь, был и есть ныне Почетный Экзарх всея Беларуси Митрополит Филарет. Продолжает совершать добрые дела своего предшественника Митрополит Минский и Заславский Павел.

МОНАШЕСТВУЮЩИЕ

Многие считают, что в монастырь уходят, чтобы спрятаться от житейских проблем. Мало кто знает, задумывается, что сокрыто за этим. Как нелегко порвать все связи с внешним миром, отказаться от общения с родными, отречься от собственной воли, привычек, сменить свободу своего «Я» на строгую монашескую дисциплину, на постоянные послушания и молитву. Не всякому это по силам. Монастырь – это место особых подвигов, невидимых для глаз человеческих, это место постоянной борьбы со злым началом в себе.

Сейчас в гродненской обители 16 монашествующих. Распорядок дня краткий и строгий. Подъем в 5.30. В 6.00 начинается полунощница, в 8.00 – литургия, которая обычно заканчивается около 11.00. Затем трапеза, послушание, келейная молитва, опять послушание, вечерняя служба, ужин, вечернее правило и в 23.00 отход ко сну. Завершают день сестры молитвой, прося у Господа и друг у друга по древней монашеской традиции прощение за прожитый день. Сестрам разрешается молиться ночью.

У монашествующих должны быть два крыла – молитва и труд. Птица с одним крылом не летит. Если человек молится, но не трудится, он упадет. Если трудится, но не молится, не взлетит, – говорит матушка Гавриила.

Основное предназначение монаха в любом монастыре – послушание. Оно включает в себя полное отречение от собственной воли, смирение, молитву, труд. Послушания связаны с организацией богослужений, внутренней жизни монастыря, помощью прихожанам, ближним. Трудятся сестры в просфорне, на кухне, огороде, швейной мастерской… Слов «я хочу», «не могу» здесь не услышишь.

Игумения для сестер духовная мать, за них она несет ответственность перед Богом. Духовное руководство в течение многих лет помогает вести духовник обители – наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископ Гурий.

Сестры постоянно читают святоотеческие писания, собираются на беседы. Если есть какие-то вопросы, могут прийти к матушке лично.

Одна из необходимых обязанностей монашествующих – открытие помыслов. На откровение помыслов приходят сестры к старшей монахине – схимонахине Варваре.
Монахи такие же люди, как и миряне. Но чем они должны отличаться от мирян?

– Они должны через работу над собой внутренне, духовно преобразиться. Достичь такой чистоты сердца, чтобы пришедшие в монастырь буквально от общения с ними почувствовали легкость, – продолжает матушка. – Ведь главная задача монастырей – помогать людям, чтобы они не находили утешение в дурных привычках, а поняли и приняли свою жизнь как дар Божий.

ПОМОЩЬ БЛИЖНЕМУ

Монахи не работают в миру, не получают зарплату, не имеют собственности. Живут на пожертвования, трудятся сами. У сестер Богородичного монастыря есть свой надел земли в 3,2 гектара, где они выращивают овощи. Помогают сестрам обители миряне. Сестричество в честь преподобной Елисаветы при монастыре объединяет около 50 гродненцев. Вместе с сестрами трудятся на огороде, ездят собирать ягоды, грибы, делают заготовки на зиму. Помогают ухаживать за цветами. Проводить ремонтные работы.

Трудятся сестры в золотошвейной мастерской. Шьют облачения, монашескую одежду, вышивают.

Ведется постоянная миссионерско-просветительская работа. В воскресной школе занимаются более 100 воспитанников, действует молодежная группа «Мироносицы». Дети и молодежь принимают практическое участие в делах милосердия. На праздник Рождества Христова они вместе со взрослыми с концертами и подарками посещают больницы, детские дома, приюты, многодетные семьи.

Дела милосердия, помощи ближнему творятся в обители постоянно. Каждый день люди приходят сюда за помощью. Здесь никому не отказывают. Голодного накормят, обиженного утешат, страждущему помогут. Но о творимых делах матушка говорить не любит: «Дела должны идти впереди слов». Самым главным милосердным делом является круглосуточная молитва.

– Я стараюсь призывать себя и монашествующих, наших постоянных прихожан, детей, молодежь, взрослых творить добрые дела, – говорит матушка. – Жить не для себя, а для ближних. По-другому нельзя. Чем больше мы сделаем добра, тем больше приобретем. Чем больше будем завидовать, сетовать, скорбеть, негодовать, тем больше потеряем.

Можно много рассказывать о традициях празднования в монастыре Рождества, Пасхи, Дня семьи, любви и верности, жен-мироносиц и других праздников – это всегда радостно и благостно. О чудесных случаях помощи Божией обители. Ведь нам, мирянам, это всегда так интересно. Мы ждем чудес явных, не понимая, что жизнь и есть настоящее чудо. И что чудеса мы можем делать сами, творя добрые дела.

За 25 лет возрождения Свято-Рождество-Богородичного женского ставропигиального монастыря много верующих прихожан и паломников, посетив обитель, обрели мир в своих душах и укрепление в вере.

Как-то посещала Богородичную обитель делегация из высокопоставленных лиц. Побывав на литургии, одна из женщин подошла ко мне и сказала: «Посетив ваш монастырь, кажется, я начинаю понимать, как надо жить», – вспоминает игумения Гавриила. – Нам, монахам, стоит претерпеть многие скорби, неприятности, клевету и поношение, чтобы услышать от мирского человека такие слова. Ради этих нескольких слов и стоило возрождать обитель.

СВЯТЫНИ

В гродненской Свято-Рождество-Богородичной обители пребывает много святынь, которые помогают всем, кто с искренней верой и молитвой приходит в храм.

Особо чтимая верующими – Владимирская Мироточивая икона Пресвятой Богородицы. Мироточение иконы произошло 7 октября (20 октября н. ст.) 1877 года, а спустя короткое время на глазах прихожан произошло чудо исцеления бесноватой. Крест со святым миром и по сей день пребывает рядом с образом. Гродненские монахини очень дорожили этой иконой, считая ее своей заступницей и покровительницей.

Доступны для поклонения верующих мощевик с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицами мощей многих святых. Икона Сергия Радонежского с частицей мощей преподобного в октябре 2004 года явила также чудо мироточения.

В 2001 году из Бари была привезена частица святых мощей Николая Чудотворца, которую поместили в старинную икону. В дни памяти святителя прихожане имеют возможность быть помазанными святым миром, истекающим от мощей великого угодника Божия уже более 1500 лет.

С 2009 года пребывает в гродненской обители икона Петра и Февронии Муромских с их частицами мощей – покровителей семьи. С Ватопедского монастыря Святой горы Афон были переданы в дар копии чудотворных икон Божией Матери «Всецарица», «Отрада и Утешение», «Алтарница».

Много других святынь находится в обители.

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

История Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря берет начало в далеком XII веке, когда здесь был возведен православный храм в честь Пречистой Богородицы. В XVI веке Пречистенская церковь стала собором – главным храмом Гродно. Дважды храм уничтожали пожары, и дважды он отстраивался заново. Во время униатского периода здесь размещался женский базилианский монастырь, который в 1843 году, после ликвидации унии, был преобразован в православный Свято-Рождество-Богородичный второклассный женский монастырь.

С этого времени начинается период расцвета обители. Церковь Рождества Богородицы была капитально отремонтирована в соответствии с православными канонами, приведен в порядок келейный корпус. В 1866 году была построена вторая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. А в 1877 году в обители совершилось чудо мироточения от Владимирской иконы Божией Матери, собранного и помещенного в специально изготовленный крест, который пребывает на иконе со святым миром и по сей день.

Количество желающих поступить в монашескую общину росло. Но условия монастыря не позволяли удовлетворить просьбы всех желающих. Решением Священного Синода в 1901 году монастырь из Гродно был переведен в Красносток в 30 километрах от Гродно. С этого времени Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель обрела статус приписной. За короткое время монастырь стал одним из образцовых. При нем были открыты школы грамотности для взрослых, приют для сирот, народная чайная, библиотека, амбулатория, аптека, сельскохозяйственное училище, производственные мастерские, братство.

Во время Первой мировой войны в 1915 году монастырь, в котором насчитывалось 500 насельниц, был эвакуирован в Москву, но гродненская обитель как подворье продолжала существовать до 1921 года, когда монастырь вновь стал самостоятельным. В период Второй мировой войны насельницы гродненского монастыря помогали горожанам питанием, лечением, делились последним куском хлеба. В 1953 году обитель возглавила игумения Гавриила (Рисицкая), при которой в послевоенные годы была налажена внутренняя и внешняя жизнь монастыря. Ее стараниями был построен дом настоятельницы, возвращена из эвакуации Владимирская Мироточивая икона, многие монахини, находившиеся в рассеянии после войн, вернулись в свою родную обитель.

1 июля 1960 года гродненский монастырь был закрыт. Сестры вместе с игуменией Гавриилой переехали на жительство в Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь, где пребывали до 1992 года.

В историческом центре, недалеко от и находится одна из старейших достопримечательностей города – Церковь Рождества Богородицы Гродно .

Монастырь Базилианок был построен еще в первой половине 17 века и принадлежал Пречистенской церкви (датируется 12 веком), развалины которой можно наблюдать и сегодня. Историки утверждают, что в монастыре изначально проживало только 5 монахинь. В 1647 году в городе происходит пожар, который разрушил множество зданий. Огонь разрушил также и монастырь.

Через несколько десятилетий стараниями базилианок был построен храм Рождества Богородицы, который также уничтожил пожар. В 1720 году было принято решение о возведении каменной сооружения, в котором расположился храм и жилые помещения. Определить стиль сооружения проблематично. Он вобрал в себя особенности как барокко, так и классицизма. Также привлекает внимание и форма храма. Сооружение не похоже на храмы, построенные в 18 веке. Доминанты храма построены по оси север-юг, а не запад-восток, как это было принято. Сам монастырь – это продолговатое двухэтажное здание. На восточной стороне находится каплица.

1843 год стал переломным – монастырь стал принадлежать православной церкви. Пол десятилетия было потрачено на реставрацию внутреннего и внешнего убранства церкви. По канонам православной церкви алтарь был перенесен в восточную часть храма.

Во второй половине 20 века монастырь претерпел изменения: в его стенах был создан приют для сирот, цех по производству свечей. И в 1960 году монахини были выселены в Жировичский монастырь. Долгое время на территории комплекса располагался музей атеизма и истории религии. В 1992 году монастырь вернул свое значение. И по сей день здесь расположился Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь и воскресная школа. Также действует и Республиканский музей религии. Вход в музей платный.

М онастырь основан на месте Пречистенского собора, памятника Гродненской архитектурной школы XII в., каменный фундамент и часть стен которого были обнаружены во время ремонтных работ под слоем земли в 80-х гг. XX в. Около 1633 г. при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 г. древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил.

В 1720 – 1726 гг. Киевским митрополитом Львом Кишкой на месте соборной Пречистенской церкви был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря (1726 - 1751 гг.). В 1843 г. женский базилианский монастырь был преобразован в православный Рождества-Богородицы. К 1848 г. на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы в соответствии с православными канонами, а с восточной стороны жилого корпуса в 1866 г. была построена теплая монастырская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса.

В о время военных действий в 1915 г. храм был поврежден, монастырский корпус и хозяйственные постройки пострадали меньше. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена, но уже через несколько месяцев в отремонтированном храме снова начались богослужения. До революции при монастыре существовала церковная школа для девочек, а также богадельня для престарелых одиноких женщин. Здесь находили приют иудеи и магометане, которые готовились принять православную веру. Монастырь владел двумя имениями в деревнях Грандичи и Русота, двумя земельными участками в деревнях Каплица и Ольшанка, имелись также мельница на реке Лососянка и рыболовецкое озеро на границе Слонимского и Пинского уездов - Вадотуническое. Рядом с монастырем находился богатый на урожай фруктовый сад.

В о время Второй мировой войны монастырь продолжал действовать, пусть и со значительными ограничениями. Во время освобождения Гродно в 1944 г. здания и имущество практически не пострадали, однако в послевоенное советское время монастырская земля с огородами была отобрана под парк. Летом 1960 г. была экспроприирована и собственность монастыря, все его насельницы переведены в Жировичскую обитель. В здании монастырского храма разместилось местное ДОСААФ. В нем чинили спортивные мотоциклы, в монастырском дворе выгуливали собак члены клуба служебного собаководства.

В 1977 г. здания монастыря передали Республиканскому музею атеизма и религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Свято-Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись экспозиции самого музея. В 1992–1995 гг. православному женскому монастырю были возвращены монастырские здания и главный храм. В 1992 г. в праздник иконы Божией Матери «Боголюбская» было совершено первое после закрытия богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы, а с праздника Успения Божией Матери (9/28 августа) стали совершаться постоянные монастырские уставные богослужения в Свято-Сергиевском храме монастыря.

К омплекс монастыря представляет собой образец позднего барокко и включает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, жилой и хозяйственный корпуса, часовню. В главном соборе монастыря пребывает чудотворный образ Божией Матери «Владимирская», чтимый мироточивый образ преподобного Сергия Радонежского.

В обители проживает 12 насельниц (2017 г.). Возглавляет монастырь игумения Гавриила (Глухова).

По материалам

Загрузка...
Top