Икона богородицы с младенцем на руках. Чудодейственная сила Лика Богородицы. Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела: радуйся.

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

Богородица с Младенцем, ангелами и святыми

Константинопольский мастер (?), VI век (?).
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска, 68,5 × 49,7 см.

Богородица восседает на украшенном жемчугом и драгоценными камнями троне, в центре ниши-экседры. На ней туника, мафорий из синего пурпура и красные туфли. На руках она держит Младенца, облаченного в тунику и плащ цвета светлой охры с золотым ассистом. Правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток. По сторонам от Богородицы стоят двое святых в туниках с пурпурной каймой, хламидах и таблионах. Их ноги, в белых чулках и черной обуви, отбрасывают на землю тень. У каждого в правой руке - крест как знак мученичества. В стоящем слева святом, с остроконечной бородой, видят Феодора Стратилата, в стоящем справа - скорее всего св. Георгия. За троном, облаченные в белое, ангелы созерцают десницу Божию, изливающую на Богородицу свет.

Доски иконы со временем сильно выгнулись, и образовалась вертикальная трещина. Однако живописный слой в целом хорошо сохранился, за исключением некоторых осыпавшихся фрагментов (нога и волосы святого справа, переписанные в Новое время).

Высочайшего качества икона приписывается константинопольскому мастеру VI века.

Чтобы изобразить различные уровни реальности художник воспользовался специфическими стилистическими приемами. Естественность движений и пронизанная светом легкость письма, особенно заметная в ликах ангелов, передает бестелесность, неуловимость, светоносность и воздушность божественных посланников. Богородица и Спаситель также изображены с большой свободой. Колени Девы Марии слегка повернуты влево, а взгляд - вправо, мимо зрителя, что подчеркивает отдаленность ее от земного пространства. У Младенца типично по-детски сложены ножки. Образы святых, которые по идее должны быть ближе к человеческой реальности, характеризует отрешенность: строго фронтально, неподвижно, словно колонны, они стоят справа и слева от Девы Марии, их лики не выражают никаких эмоций, фигуры, исполненные Духа Святого, абсолютно бестелесны. Но именно они обращаются к зрителю магнетическим взгядом огромных, широко раскрытых глаз. Они - врата, распахнутые в небеса, передающие Христу и Богоматери молитву верующих. Младенец тоже смотрит на зрителя. Его фигура - композиционный и смысловой центр иконы, являющий собой истину Боговоплощения.

"Всецарица" знают во всем мире как целительницу онкологических заболеваний. Молитвы к Богородице помогают не только от рака, но и от от других смертельно опасных болезней. Родители молятся Богоматери о своих детях, которые отравляют себя алкоголем и табаком. Тем, кто хочется получить защиту от всякого волшебства и чар, тоже может помочь Всецарица. Акафист и молитва к ней, освященная вода и масло, при должном уровне веры в исцеление творят настоящие чудеса, которые во множестве зафиксированы в летописях храмов.

Варианты иконы «Всецарица»

Есть несколько вариантов этого образа Богородицы. Необходимо понимать, что, подойдя к иконе, мы просим помощи не у нее, а у самой Богородицы. Не забывайте, что именно к ней идет молитва. Всецарица слышит обращения всех просящих и отвечает на них.

Образ Божьей Матери, восседающей на троне с Младенцем в левой руке, в иконографии известен давно. На стенах Вифийского монастыря Богородицы «Всецарицы» (Пантовасилиссы) постройки XVIII века до настоящего времени остаются фрагменты фресок Триглийской иконы.

Еще известен образ Всецарицы (Пантанассы), который был подарен в XV веке царевной Марией Палеологиной, супругой молдавского правителя Стефана Великого, монастырю Григориат на Святомострове Афон. Такой образ именуется Григориатским. Эта икона несколько раз оставалась невредимой при нескольких пожарах, даже если все остальное сгорало дотла. Всецарица, молитва к которой ежедневно звучит до наших дней, щедро наделяет своей благодатью эти места.

Есть икона, на которой Христос не благословляющий, как обычно изображается на иконах со Святой Богородицей. Это Симонопетрская икона Пресвятой Богородицы (Пантократорисса), которая была написана в 1530 году и подарена Симонопетрскому монастырю на Святом острове Афон митрополитом Афанасием. из Никеи. На этой иконе также изображена Всецарица на троне с Младенцем с двумя ангелами за ней.
Еще один вариант чудотворной иконы, которой посвящена эта статья, имеет название ватопедская Всецарица, или Пантанасса. Образ Богородицы с Младенцем Христом на левой руке, сидящей на троне, окруженном ангелами, почитается очень давно. Наиболее ранние изображения встречаются в VII веке, когда самым доступным лекарством от болезней была молитва. Всецарица - это чаще всего это небольшого размера икона. Но насколько благодатно изображение Богородицы на ней!

Описание иконы

Чудотворная икона Божьей Матери, написанная примерно в XVII веке, находится на Святом острове Афон, в соборном храме Ватопедского монастыря, с левой стороны от Царских ворот. На иконе изображен царский трон, на котором в багряном одеянии сидит Пречистая Дева с Младенцем на руках. У маленького Иисуса в левой руке находится свиток, а пальцы правой сложены в жесте благословления. Богородица правой рукой указывает на Своего Младенца Сына как на Спасителя людей. Позади трона стоят двое ангелов, благоговейно осеняющие крыльями Пречистую Деву.

Икону относят к иконографическому типа Панахранта. Если перевести с греческого это название, мы получим значения «Пречистая», «Пренепорочная». Такой тип икон Богородицы еще имеет название «Всемилостивая». Общего у них то, что Богородица с Иисусом на коленях изображается сидящей на престоле или троне, что символизирует величие и славу царственной Богоматери, самой совершенной из всех, кто родился на земле. Поэтому молитва Всецарице об исцелении часто помогает тем, кто с усердием прибегает к помощи Божьей Матери.

Предание об иконе «Всецарица»

Старец Иосиф Исихаст, очень известный на Афоне, в XX веке благословлял своих учеников образом Пантанассы. Он же и рассказывал самое древнее предание об этом образе.

Однажды перед иконой остановился что-то невнятно бормочущий про себя странный юноша. Пока он стоял перед ней, лик Богородицы засиял дивным светом, и невидимой силой этот человек был брошен на пол. Когда со страхом он выбежал на улицу, то в слезах признался старцам в том, что занимался волшебством и магией, проводил жизнь во грехе. Таким способом Богородица явила силу своего образа, наставила юношу на путь покаяния и отвратила от нечестивой жизни. После такого чудотворного вмешательства Богородицы этот юноша изменил свою жизнь и остался жить на Афоне. Так спасла его душу Всецарица, икона Божией Матери. Молитва к ней помогает избавиться от всяческих волшебных чар. К этому образу прибегают за защитой от магов и экстрасенсов.

Что за болезнь - рак?

Заболевание раком имеет древнейшую историю. Само название болезни - «карциома» - дал Гиппократ. Образованный из двух греческих слов «опухоль» и «краб», недуг получил такое название из-за того, что опухоль внешне напоминает краба.

Первые заболевания раком описаны еще у египтян в 1600 году до нашей эры. В папирусе тех времен дано описание нескольких форм этой болезни и уточняется, что от нее не существует лечения.

А в первом веке до нашей эры римский врач А. Цельс предложил удалять опухоль на ранних стадиях, а на поздних - не лечить вообще.

За эти века ученые и врачи так и не смогли найти пути лечения этой страшной болезни, которая поражает все больше людей по всему миру. Как и в давние времена, всем заболевшим онкологическими заболеваниями остается уповать только на чудо. Надо признать, что практически все известные случаи чудесных исцелений связаны с молитвами к Спасителю и Богородице. То, что молитва Всецарице при онкологии действенна, доказывается многими чудесными случаями исцелений.

Исцеляющая икона

После первого проявления в XVII веке такой чудотворной силы образа Божьей Матери люди стали примечать и то, что чудотворное изображение оказывает благотворное действие на страдающих болезненными опухолями, и даже злокачественными. Все чаще возносилась молитва Всецарице об исцелении, все больше точных списков, сделанных с этой чудотворной иконы, разлетелись по обителям. С тех давних пор эту икону почитают по всему миру как избавительницу от онкологических заболеваний. В наши дни образ Богородицы «Всецарица» своей благодатью может исцелять одну из самых страшных болезней в истории человечества.

Первое чудо в России

Маленькая девочка, которая проходила лечение в московском онкологическом центре, осенью 1991 года обратила внимание на то, что от бумажного изображения Богородицы на больничной стене исходит необычный свет. Она рассказала об этом взрослым, но они приняли это за детские фантазии. В течение короткого времени такое свечение увидели и другие дети. А девочка, которая первая увидела свет, пошла на поправку, ее болезнь неожиданно стала отступать. Когда об этом узнали родители маленьких пациентов онкологического учреждения, то построили небольшую часовню в честь иконы Божией матери Всецарица. Даже самый маленький ребенок поверил в то, что его исцелит молитва. «Всецарица», простая картинка на обычной бумаге, щедро давала исцеления всем верящим ей.

Икона в Общине милосердия

В России один из списков с афонской чудотворной иконы был сделан в 1995 году с благословления архимандрита Ефрема, когда Община милосердия святого Иоанна Кронштадтского при центре по лечению детских онкологических заболеваний, который находится на Каширском шоссе, попросила дать возможность больным детям исцелиться. Так, в центре был передан несчастным детям список этой иконы, написанной с соблюдением канона, торжественными богослужениями и молитвенными предстояниями.

Как много чудес сотворила в этом центре наивная детская молитва! Всецарица, несомненно, ответила на нее. Состояние детей значительно улучшилось, причем это никак не объяснить только применением лекарственных препаратов.

Прошло несколько месяцев, и перед праздником Рождества Пресвятой Богородицы эта икона неожиданно замироточила. Появилось всего несколько капель, но их невероятное благоухание наполнило все помещения вокруг. Мироточение повторилось на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первое чудо исцеления, которое произошло в России, - исцеление юноши, наркомана с многолетним стажем. После этого случая молитва Всецарице звучит из уст родителей за своих чад, пристрастившихся к наркотикам и алкоголю.

Икона в Храме Всех Святых

Весть о чудотворной иконе разнеслась по Москве со скоростью молнии. Чтобы большое количество паломников не было в тягость больным детям, икона была перенесена в Храм Всех Святых, принадлежащий бывшему Ново-Алексеевскому монастырю. Он находится недалеко от м. «Красносельская», в Красносельстком переулке. Тем не менее, Образ Пресвятой Богородице часто привозят в онкологический центр для проведения служб и молебнов.

Летопись чудесных исцелений храма Всех Святых

Через некоторое время был написан церковно-славянский вариант акафиста Божьей Матери в честь ее образа «Всецарица», который имел некоторые отличия от греческого варианта. По воскресеньям в Храме Всех Святых в 15.00 и 16.30 проходит молебен, читается акафист Всецарице и молитва от рака. После молебна происходит помазание всех страждущих освященным маслом.

Летопись, которая ведется в храме, пополняется все новыми и новыми записями, свидетельствующими о чудесной помощи всем тем, кто уже отчаялся получить исцеление от земных врачей. Здесь содержатся записи о младенцах и стариках, о мужчинах и женщинах, об исцелении самых поздних стадий заболевания раком и многие другие. Получившие исцеление люди, которым молитва Всецарице вернула здоровье или жизнь, не только записывают свои истории чудесного выздоровления, но и несут всевозможные дары этой святыне.

Список Новоспасского монастыря

В наши дни список образа Пантанессы, который находится в храме Всех Святых в населенном пункте Красное село, является не единственным в России чудотворным. Акафист Всецарице и молитва от рака еще читаются в Москве, на Крестьянской площади, д. 10 (ст.м. «Пролетарская»), в Новоспасском монастыре, где с 1997 года есть еще один чудотворный список этой исцеляющей иконы. Он был специально создан в Ватопедском монастыре и доставлен в Россию. Он тоже является чудотворным и миротичивым. Здесь также ведется летопись с записями исцелений людей, которым молитва Богородице Всецарице вернула жизнь и здоровье, и с записями чудотворений, происходящих от этой святыни. Перед этим образом Богородицы ежедневно совершаются молебные пения, а по воскресным дням служатся молебны с водоосвящением. Многочисленные приношения от исцеленных свидетельствуют о большом количестве случаев исцелений, которые явились практически сразу после того как была прочитана молитва Божьей Матери Всецарица у этого образа.

Серпуховский список иконы

Чудотворный список этого образа есть и в Серпуховском Владычном женском монастыре в Московской области. За то время, пока он там находится, икона мироточила свыше 30 раз. Есть свидетельства о двух случаях исцеления от онкологических болезней. Молитва Всецарице от рака и акафист Божьей Матери читаются в обители ежедневно. Во время служб поминаются имена людей, которые страдают различными недугами. Множество паломников приезжают в обитель с верой и надеждой на то, что им поможет молитва. «Всецарица» считается одной из самых сильных икон в мире, исцеляющих онкологических больных. Божья Матерь являет через образа Свою неизреченную благодать и любовь, подает Свое чудо исцеления всем, кто с верой и любовью просит пред Ее прославленным образом.

Молитва Всецарице при онкологии

Кто только ни приходит к образу Богородицы! Как только появились новости о выздоровлении онкологических больных, которые потеряли всякую надежду на исцеление, к иконам Божьей Матери стали стремиться все страдающие такими тяжелыми заболеваниями, которые современная медицина пока не имеет возможности вылечить. Сильная молитва Всецарице от рака помогает даже на последних стадиях, отводит беду от тех, у кого рак только подозревают. После усердных молитв диагнозы часто чудесным образом меняются в лучшую сторону.

Молитва Всецарице при онкологии сильна перед любым ее изображением, будь то маленькая распечатанная бумажка, иконка в домашнем иконостасе или большая икона в большом храме. Милостивая Божья Матерь всегда услышит просьбу о помощи.

Особое чувство у православных христиан вызывают иконы Божией Матери. Фото с названиями наиболее прославленных в России образов представлены на этой странице.

Посредством икон верующие обращаются к Богородице с молитвами об укреплении веры, исцелении болезней, спасении души.

Сколько икон Божьей Матери существует

Сколько всего разных образов Божией Матери написано никто точно не знает. В месяцеслове, изданном Московской Патриархией, упомянуто 295 названий.

Но по иконографии образы Богородицы разделяют всего на три вида: Оранта (выглядит с воздетыми вверх руками), Одигитрия (младенец благословляет Богородицу), Елеуса (умиление, прильнули друг к другу).

Иконы Божьей Матери с фото и описанием

Ниже представлен список Святых ликов, наиболее популярных или напротив мало известных, чья история или описание очень интересны.

«Казанская» икона Божией Матери

Празднуется 21 июля и 4 ноября. Чудотворный образ спасал страну во времена смуты, бедствий и войн. Его значение — в сохранении страны под сенью Богородицы.

Самый чтимый на Руси образ. Обретен в 1579 году в Казани на пожарище во время гонения на христиан. Им благословляют венчающиеся пары, молятся об исцелении глазных болезней, об отражении иноземного вторжения.

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

В 1878 году одному отставному солдату, страдающему от запоев, было явление прп. Варлаама идти в город Серпухов и помолиться там перед неким образом. Этой иконой оказалась известная ныне «Неупиваемая чаша ».

Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Празднуется 27 марта, а также 29 августа. У нее просят счастливого брака и здоровых детей.

Возможно, написана апостолом Лукой. Находилась в XII веке в г. Городце. Чудесным образом переместилась в Кострому: ее видели в руках св. воина Феодора Стратилата, который шел с ней по городу. Отсюда название «Феодоровская ».

«Державная» Божья Матерь

Празднуется 15 марта. Значение образа состоит в том, что власть над Россией перешла от царя непосредственно к Деве Марии.

Явлена в 1917 году в селе Коломенское, в Подмосковье, в тот самый день, в который Николай II отрекся от престола. Державу как бы приняла от царя Пресвятая Богородица.

«Владимирская» икона

Празднуется 3 июня, 6 июля, 8 сентября. Значение образа для православных христиан в сохранении России от иноплеменных воинов.

Написана апостолом Лукой на столешнице Святого Семейства. Сохранила Москву от нашествия Тамерлана. При советской власти выставлялась в Третьяковской галерее.

«Тихвинская» Божия Матерь

Этот образ, по преданию, написан евангелистом и апостолом Лукой. Он чудесно явился близ города Тихвина. Особенно замечательным среди многих чудес, явленных образом, было спасение Тихвинской обители во время Северной войны в 1613 году.

«Троеручица»

Названа так по чуду, случившемуся с прп. Иоанном Дамаскиным. Его отсеченная рука приросла на место по молитве у образа Богородице. В честь этого события к окладу образа была приставлена серебряная рука.

«Нечаянная Радость»

Празднуется 14 мая и 22 декабря. Значение образа состоит в милости Богородицы даже к нераскаянным грешникам, приводя их к покаянию.

Икона названа в память обращения одного беззаконника, который архангельским приветствием испрашивал себе благословение на беззаконные дела.

«Блаженное Чрево»

В XIV веке находилась в Благовещенском соборе кремля. Прославлена многими чудесами.

«Благовещение»

Образ посвящен одноименному двунадесятому празднику.

«Благодатное Небо»

Празднуется 19 марта. Значение образа в том, что именно в таком облике, по предположению, Пресвятая Дева Мария снизойдет на землю, готовя людей ко второму пришествию Христа.

Образ привезен в Москву литовской княгиней Софьей Витовтовной в начале XV века.

«Всех Скорбящих Радость»

В 1688 г. больная Евфимия, родственница патриарха, страдающая от неизлечимой болезни, чудесным образом исцелилась перед этим образом.

«Воспитание»

Празднуется 18 марта. Значимость иконы связана с воспитанием юного поколения в православной вере.

Это византийский образ, известный многими чудесами. Оказывает помощь родителям и их детям.

«Живоносный Источник»

Отмечается на пятый день после Пасхи. Молятся о сохранении благоразумия и безгрешной жизни.

Икона названа в память святого источника воды близ Константинополя. В этом месте Льву Маркеллу явилась Дева Мария и предсказала, что он станет императором.

«Избавительница»

Празднуется 30 октября. В 1841 году в Греции по молитвенному бдению перед этим образом чудесно было остановлено нашествие саранчи.

Икона была с семейством Александра III, когда их поезд попал в крушение. Именно в этот день стали праздновать именины иконы, в ознаменование спасения императора.

«Ключ Разумения»

Молятся о детях, которым с трудом дается учение. Икона местночтимая, находится в Нижегородской области.

Появилась в России в XVI веке, родственна образу «Прибавление ума».

«Млекопитательница»

Образ был перевезен в Сербию из Иерусалима св. Саввой в VI веке.

«Неувядаемый Цвет»

Означает непорочность Пречистой Девы Марии.

«Отрада»

Празднуется 3 февраля. Означает великую милость Богородицы к грешникам, вопреки даже своему Сыну.

С образом связано чудесное избавление от разбойников, напавших на Ватопедский монастырь на Афоне.

«Помощница в родах»

Помогает при тяжелых родах.

«Самонаписавшаяся»

Местночтимая на Афоне. Чудесно проявилась у благочестивого иконописца из города Яссы в 1863 году.

«Скоропослушница»

Афонская икона. От нее произошло чудесное исцеление зрения непослушного монаха.

«Утоли моя печали»

Празднуется 7 февраля. Избавляет от душевной тоски. От нее произошли многие исцеления.

Привезена в 1640 году в Москву казаками. Замироточила в 1760 году.

«Целительница»

Значение – утешение больных. Часто украшает больничные храмы.

Заключение

Обращение к этим иконам всегда помогало православным христианам в трудные минуты жизни. И сейчас, в современном мире, продолжаются исцеления и чудеса. Появляются новые чудотворные иконы Девы Марии.

Заступничество Пресвятой Богородицы будет продолжаться до конца истории рода человеческого.

Тип Богоматери, строго фронтально восседающей на престоле, с Младенцем, расположенным по центральной оси, появился в римских катакомбах III–IV веков и был первым типом моленного образа Богородицы. Еще раньше, в первые века христианства, когда традиция иконопочитания только складывалась, Богоматерь со Спасителем не изображались на отдельной иконе, а представали участниками сцены Поклонения волхвов. Византия унаследовала образ сидящей на престоле Богородицы и придала ему монументальное звучание в мозаиках, украшающих апсиды храмов (Илл. 1). «В торжественной фронтальной позе, одетая в пурпур, как императрица, с покрытой головой, как монахиня, держит Она на руках благословляющего младенца. Царские и монашеские черты собираются воедино в идеале выдержанности, строгости, самообладания» (С. С. Аверинцев).

Тип иконы Богоматери, восседающей на престоле в окружении предстоящих (святых или ангелов), был перенят русскими иконописцами и мастерами храмовой росписи и получил наименование Печерского. В русской иконографии известна Печерская Богоматерь XIII века, где Младенец благословляет обеими руками, из Киево-Печерского монастыря (Илл. 2). Также в XIII веке на Руси появился тип поясной Одигитрии, которому было суждено в многочисленных изводах стать наиболее любимым и распространенным типом богородичной иконы.

Печерский тип иконы Богородицы не получил такого широкого распространения на Руси, как различные изводы поясной Одигитрии, где нежность, мягкость и любовь, нежное взаимное склонение или соприкосновение ликов Матери и Младенца («Умиление», например) доминируют над «идеалом выдержанности и строгости». Изображение Богородицы - Царицы на троне сделалось в России не сугубо распространенным, а, скорее, появляющимся лишь эпизодически.

Однако в монументальном церковном искусстве изображение Богоматери на престоле в апсиде храма было вполне традиционным - достаточно вспомнить, что Дионисий дважды воспользовался этим мотивом в росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Илл. 3). Не в последнюю очередь это связано с тем, что именно тогда Великий князь московский был назван Государем и Самодержцем всея Руси, сформулирована идея «третьего Рима» и дух торжественной репрезентативности, «государственности» явился требованием времени. «Как бы высоко не расценивать Дионисия и его последователей, в их произведениях уже нет той глубины и непосредственности чувства, которые отличали Андрея Рублева и мастеров его круга», - писал в связи с этим В. Н. Лазарев.

Второе рождение образа «тронной Богоматери» пришлось на время правления российских императриц, в эпоху русского барокко, и явилось в оболочке обмирщенного искусства. Здесь Богоматерь получила символы земной царской власти - скипетр и державу, исчезли предстоящие. Появились все иконографические признаки иконы, которая через сто лет получила имя «Державной». Они были, возможно, еще не совсем устойчивы. Так, в палехской иконе середины XIX века (очень красивой, соединяющей в себе ювелирную тонкость письма, цельный колорит, углубленно трактованные лики и трогательный палехский эклектизм) в деснице Богоматери отсутствует держава (Илл. 4).

Порой, в стремлении польстить не только власти, но и личности властительницы, художник придавал лику портретные черты государыни (императрицы Елизаветы Петровны на иконе А. И. Бельского) (Илл. 5). Порой этот иконописный тип был поводом создать декоративный образ - нарядный, написанный яркими красками в народном вкусе, с необыкновенно сильным, «супрематическим» движением линий и форм (Илл. 6). Порой барочные формы, царская пышность регалий и одежд, наивность народного вкуса изографа соединялись в причудливый, почти фантастический букет (Илл. 7). Но не такова явленная в день отречения Государя Державная.

Она датируется концом XVIII в., выдержана в барочной стилистике (Илл. 8, 9). В письме нет и следа гладкописи и украшательства. Она написана широко и вдохновенно. Барочная традиция сказывается в сильном движении складок одежд, в динамическом положении фигур. Композиция иконы лишена благополучной уравновешенности, она, скорее, дерзновенна. Необычно большую часть вытянутой по вертикали иконной доски занимает изображение Бога Отца, что придает оттенок смирения общему царственно-торжественному облику Богоматери.

Явление иконы, ознаменованное чудотворениями, вызвало волну народного почитания, повлекшего за собой изготовление многочисленных списков. В стилистическом отношении они были многоразличны - древнерусские, XVII век, модерн с васнецовскими чертами (Илл. 10), низовой псевдоакадемизм, палехские стилизации и другое. Обращает на себя внимание тот факт, что художники, придерживаясь иконографии образца, очень редко следовали пластическому характеру оригинала (Илл. 11).

Сейчас, когда закончилось музейное заточение иконы, снова пишется много списков с нее. И снова мы видим, что стиль явленной иконы не воспроизводится, будучи заменен обращением к древнерусской традиции (Илл. 12). Конечно, список иконы - это не академическая копия. Как писал о. Сергий Булгаков, «что касается религиозного содержания той или иной иконы, то уже история свидетельствует, что в церкви существует своеобразная жизнь иконы. В этой жизни одни темы или изводы икон известного содержания выходят на поверхность, другие выходят из употребления, но, во всяком случае, возможное содержание иконы никогда не может считаться исчерпанным или не допускающим изменения или приращения».


Список 1918 г.

Современный список

Список первой четверти XX в.
Однако древнерусский стиль, почти исключительно употребляемый в последних списках, как мне кажется, не очень соответствует данному образу. Даже символы царской власти - скипетр (вошел в состав царских регалий при венчании на царство Феодора Иоанновича в 1584 г.) и держава (с 1698 г. при Борисе Годунове) - выглядят анахронизмом в иконах «под XV век». Но это второстепенное соображение. Главное состоит в том, что явленная Державная отличается большой свободой, темпом, открытостью письма и игнорировать эти качества, заменяя их школьной сухостью, - значит лишать новые списки иконы чего-то очень важного.

О первоначальном колорите иконы сейчас трудно судить, но тот ее вид, в котором она была обретена в подвальном помещении храма, - почерневшей, словно утонувшей в грозовых тучах, - красноречиво свидетельствует о крае гибели, перед которым оказалась Россия. Икона была отреставрирована в соответствии с повелением «сделать икону красной», полученном крестьянкой Евдокией Ивановной Андриановой во сне, и отличается хорошо выдержанным теплым колоритом с акцентом на пурпуре царских одежд. В киоте, при мерцающем свете лампад и свечей, она живет таинственной церковной жизнью, кажется, что лик Богородицы меняет свое выражение (Илл. 8).

Фигура Богоматери расположена строго фронтально, а фигура Богомладенца с благословляющей десницей имеет диагональное и винтообразное, характерно барочное движение. Лик Богоматери полон внутренней жизни - конечно, это не земная страстность, но все же в нем видятся и властная строгость, и материнская тревога о заблудших и страдающих. Думается, что именно это сочетание иконной бесстрастности со скрытым драматизмом (и, конечно, обстоятельства чудесного обретения) сделали икону объектом широкого поклонения.

Говорят, что икона является святыней монархистов. Что же, смысл каждой иконы, а тем более такой выдающейся, как явленная Державная, семантически чрезвычайно многослоен, и идеи царской власти, боли за Россию, надежды на возрождение нашего Отечества, безусловно, пронизывают образ. Считается, что скипетр и держава в руках Богоматери получили новое значение - Она держит их до того времени, как явится православный царь, который, подаровании его России, должен принять от Нее эти регалии. Икона по своему характеру не домашняя, не келейная. Это, по существу, монументальный стенописный образ, предназначенный для соборного поклонения. Он как бы сошел со стены храма для того, чтобы участвовать в грандиозных крестных ходах. Но «монархический» - только один из смысловых уровней, и православным почитателям святых икон надлежит не забывать о христоцентричности нашей веры, о Богоматери, указующей на Путь, Истину и Жизнь, и о том, что Она наше первое упование после Христа.

Уже недалеко то время, когда мы будем отмечать столетие со дня обретения Державной.

Наверное, за эти годы возникнут новые списки почитаемого образа. Хочется надеяться, что соборными усилиями возникнут иконы, которые следовали бы духу, а где нужно, и букве явленного образа. Это сложная задача, над которой, однако, интересно и ответственно было бы потрудиться.

Хочу завершить эти заметки несколькими профессиональными соображениями, которыми я руководствовалась бы при написании образа Державной Богоматери:
1. В композиции
Как сообщает «Православная энциклопедия», низ доски (с изображением стоп Богоматери) был спилен приблизительно на 20 см вследствие плохого состоянии основы ко времени обретения. Учитывая это, надо писать или поколенный, или ростовой образ, поскольку срез на уровне стоп не одобряется (и недаром) всеми теоретиками композиции.

2. В рисунке
Лики и фигуры Богородицы и Богомладенца на подлиннике иконы своим выражением и глубиной содержания вдохновляют на то, чтобы очень внимательно им следовать. Вместе с тем стилистику барокко, сказавшуюся в сильном движении фигур и экспрессии мазка, можно несколько смягчить и успокоить (в духе афонской иконописи), в той мере, в какой барочная стилистика явилась данью времени, когда икона создавалась. Но некоторые элементы стиля оригинала необходимо оставить в неприкосновенности, поскольку они «работают на образ» своим драматизмом и открытостью выражения.

3. В живописи
В цветовом строе иконы можно было бы соединить колорит образа, каким он был во время обретения, с его нынешним, поновленным и расчищенным вариантом. На пурпуре царских одежд сделать сильный акцент. Фон - темно-золотистые грозовые облака, как на некоторых афонских иконах. Просвет в тучах - светлый и сияющий, выражающий надежду.

«Мы благодарим Матерь Божию за Ее предстательство, за Ее власть над нами, за то, что Она не лишила нас этой власти, что Она сохранила нашу церковно-государственную традицию, хранит и укрепляет постоянно. И мы будем просить Ее о том, чтобы Она и впредь в каждом из нас укрепляла чувство подданности Царю Небесному, послушание Его святой воле, благой и совершенной, чтобы Она помогала нам в нашей жизни преодолевать то разделение, то непослушание, тот развал, которые мы видим в себе и вокруг.»

(Священник Николай Булгаков, настоятель храма во имя иконы Державной Божией Матери в г. Жуковском).

Марина Жукова. Ноябрь 2010 г.

Литература
Протоиерей Сергий Булгаков. Икона и иконопочитание. М., 1996.
В. Н. Лазарев. История византийской живописи. М., 1986.
В. Н. Лазарев. Русская иконопись. М., 1983.
Христианство: словарь. М., 1990.
Ю. Г. Бобров. Основы иконографии древнерусской живописи. М., 1995.

Загрузка...
Top