Троица – время обрядов, усиленных энергией Земли. День Святой Троицы: приметы и суеверия

Троица считается одним из важнейших праздников у Христиан. Этот праздник отмечается спустя 50 дней после Пасхи, именно поэтому его второе название — Пятидесятница. В этом празднике кроме православных традиций также преобладают и элементы обрядов древних языческих народов.

Издавна крестьяне отмечали троицу весело и шумно. Данный праздник считался особенным для земледельцев, ведь в это время завершены все посевы и проходит подготовительный этап к первому сбору урожая.

Перед людьми выпадала возможность отдохнуть хотя бы пару дней перед началом тяжких трудовых будней. С Троицей связано немалое количество примет и обрядов, начиная от погодных условий и заканчивая гаданием на будущего мужа.

К ним пришел Святой Дух, Отец и Сын, сказав, что пора строить первую церковь, которая будет началом для распространения религии по всему миру. Не только из-за важности даты народные приметы столь почитаются именно на Троицу. Так совпало, что в это время еще языческие славяне праздновали окончание весны и наступление лета.

Но откуда бы эти приметы не пришли, не стоит упускать их из виду, так, как показывает история, часто, они сбываются и могут принести как удачу, так и несчастья.

Первой приметой, которую нужно упомянуть есть то, что в этот день нельзя работать. Это касается практически всего, кроме приготовления пищи. Если без особой на то надобности вы все же решили сходить на работу или сделать что-либо по хозяйству, то нужно ждать беды.

Принято в этот день ходить на кладбище, чтобы помянуть друзей и родственников. Считается, что если не сходить в этот день на кладбище проведать усопшего, то он может сам вас навестить.

При этом, он кого-то уведет с собой, то есть, приблизит смерть вашего родственника.Также положено на Троицу обметать могилы березовыми вениками. Что, по преданию, должно отогнать от умерших злых духов, а они, в свою очередь, будут радоваться и когда-нибудь помогут в неблагоприятную для вас ситуацию.На следующий день после Троицы нужно выйти в поле на поиски чего-либо, и вам обязательно попадется какая-нибудь ценная нужная вещь.

Почему нельзя купаться в речке на Троицу?

По древним преданиям, на Троицу нельзя купаться: в этот день любого купающегося русалка может утащить на дно. Стоит отметить, что доля здравомыслия в этом есть: на эту дату, чаще всего, вода еще холодная, и купание может привести к различным неприятностям.

Важно знать, что купание на следующий день также нежелательно. Прямая примета на это предостережение затерялась в истории, но известен сам факт, что она существовала.

Народные приметы на Троицу о замужестве

Считается хорошей приметой посвататься в этот день, тогда брак будет крепким и счастливым. Что интересно, дату свадьбы в этот день лучше не назначать, так как это плохая примета приведет к скорому разводу (при состоявшейся свадьбе).

Также есть примета, которая должна приблизить замужество девушки. Так, подруги должны ее нарядить и всеми возможными способами украсить. Далее с песнями ее водят по домам, где хозяева предлагают ей угощения. Такой обряд должен отогнать от нее нечистую силу и помочь найти своего суженного.

Народные приметы на Троицу о погоде

В этот день принято носить в церковь на освящение пучок травы, который потом ставился дома за раму или икону. Когда настает засушливый период, то его оплакивают. Таким образом, люди выпрашивают у Бога хорошую погоду, с богатыми дождями и сопутствующими погодными условиями.

Если вставить в рамы окон березовые ветки, то это также будет символизировать урожайное лето. Еще в этот день необходимо обратить внимание на погодные условия: если пошел хоть небольшой дождь, то сезон будет урожайным.

Погода на Троицу приметы

Так как троица всегда выпадает на начало лета, знатоки аграрного дела всегда уделяли внимание различным погодным явлениям.

Примета дождь на троицу символизировала появление густой травы, соответственно и прекрасный сенокос, влажную землю, а значит и хороший урожай. Дождь также являлся признаком поздних заморозков. Жаркая погода являлась вестником засухи, именно поэтому ко всем приметам в этот день относились бережливо и передавали их из поколения в поколение.

5 важных примет на День Святой Троицы

  1. Одной из самых древних считалась примета, когда в церковь для освящения приносили икону или пучки «слезных» трав (траву оплакивали) после чего эти предметами прятали в доме. Это было неким обращением к Богу с просьбой дать лето без засухи.
  2. Березовые веточки, которые вставляли в ставни или раскиданная по горнице трава также являлась символов того, что лето будет урожайным.
  3. Приметы, связанные с троицей предусматривали запрет на любой труд. Запрещено было делать что то по дому кроме приготовления пищи. Купаться тоже нельзя, так как в это время русалки могли заманить к себе на дно.
  4. За день до Троицы было принято ходить на кладбище, чтобы помянуть родственников. Хорошей приметой считалось и сватанье в этот день.
  5. Если молодой человек пришел к девушке свататься, а на Покров они решили пожениться, их жизнь будет долгой и благополучной.

Приметы на троицу для девушек

  • Несмотря на то, что церковь не признает различного рода гадания и предсказания будущего, но из-за того, что в народе между Рождеством и Крещением был достаточно продолжительный промежуток времени, на Троицу представительницы прекрасной половины человечества проводили обряды, желая увидеть своего суженого, и с трепетом ждали сватов.
  • Если за столом на троицу случайно заговорили о свадьбе, это означало, что жизнь будет безбедной, радостной и хорошей.
  • Также хорошая примета — познакомить молодых людей на гуляньях. Примета гласит, что если влюбиться в избранника на Троицу, Ангелы будут хранить и относиться к такому союзу очень бережно.
  • Самой распространенной приметой являлось «завивание» березки и плетение венков. Перед троицей молодые девушки отправлялись в лес к березкам и заплетали верхушки деревьев. Если на троицу верхушка дерева развилась или завяла, в этом году не сулит быть невестой. Если же верхушка осталась прежней, стоит ожидать сватов, свадьбу и богатство в доме.
  • Плетение венков также относится к приметам на троицу. Девушки должны были проводить без представителей мужского пола. Мужчина не должен был видеть такой венок, так как в народе это считалось «сглазом» девушки. После того как каждая сплела свой веночек, девушки отправлялись к реке с песнями и пускали их по воде, куда поплыл венок, оттуда и стоит ожидать будущего мужа. Венок не снимали с головы, а наклонялись так, чтобы он сам упал. Если девушка хотела, чтобы ей приснился будущий муж, нужно было на Троицу положить березовые веточки под подушку.

В настоящее время большое количество молодых людей интересуется традициями и обрядами своих предков. Не остаются без должного внимания и приметы, связанные с народными (религиозными) праздниками. Каждый из них имеет свою библейскую историю. Поэтому, прежде, чем поверить в приметы, необходимо узнать историю праздника.

Троица и духов день

Два этих церковных праздника неразделимы, потому что следуют друг за другом: сначала Троица, затем — Сошествие Святого духа. Церковь именует их Пятидесятница, так как минует ровно 50 дней после Светлой Пасхи. В народе существует поверье, что в День Святой Троицы Земля является именинницей, поэтому вечером с небес опускается Святой Дух.

Старожилы передают это поверье от поколения в поколение, приговаривая: «В Пятидесятницу Земля-именинница – сажать, копать, полоть большой грех!»

Что означает Духов день после Троицы?

День Сошествия Святого Духа — очень важный церковный праздник.

Именно следующий день после Троицы появился в календаре главных церковных праздников для того, чтобы прославить и подчеркнуть Божественное происхождение Святого Духа. Таким образом отмечается его единство с Богом-Отцом и Богом – Сыном.Церковным Уставом запрещается читать молитвы коленопреклонно на протяжении всех 50 дней после Светлой Пасхи.

Поэтому вечерняя служба в Троицу, которая начинает проводиться сразу после Божественной Литургии, открывается с коленопреклоненного чтения 3 молитв Василия Великого. Тем самым верующие исповедуются в своих грехах перед Всевышним, ради великой жертвы его Сына.

Они просят о даровании им Святого Духа для просветления и укрепления в вере своих душ, вспоминают своих усопших.

Ритуалы на День Святой Троицы и духов день

В Духов день служба в церкви заканчивалась тем, что из храма выносили на улицу березы, которыми была украшена церковь в Троицу. Верующие отламывали веточки и несли их в свои дома. Ставили их у икон.Кладоискатели в этот день на восходе солнца внимательно «слушали» Землю, прикладывая к ней свое ухо.

Считалось, что Земля должна была открыть им свои тайны.Во многих деревнях и поселках в Пятидесятницу окропляют колодцы святой водой. Этот ритуал освящения колодцев сохраняет в нем воду свежей даже во время самой большой засухи.

Женщины в Троицу обязательно должны накрыть в поле праздничный стол. На праздничную трапезу собирались целыми деревнями. Угощать нужно было не только людей, но и Землю-именинницу. Это делала самая старшая из присутствующих женщина.

Она клала на почву кусочки еды, присыпала их землей и просила даровать обильный урожай.

Троица и Духов день: что нельзя делать?

На Троицу категорически запрещается заниматься любым физическим трудом, например, стирать, шить, убираться. Все это вполне можно успеть сделать до Святого праздника. Кроме того, под запрет попадает и купание в водоемах.

Существует предание, что в Троицу к берегам рек и озер подплывают русалки, которые забирают купающихся с собой. Купаться нельзя всю Неделю Святых, то есть еще 7 дней.Молодые девушки не должны ходить в лес без нательного креста, так как считается, что в Духов день и всю последующую неделю «нечисть» может закружить их в хороводе. Девушки могут не выбраться из леса.

Таким образом, чтобы приметы на Троицу и Духов день приносили человеку только хорошее, нужно оставить на некоторое время всю тяжелую работу, работу с землей, перестать сквернословить, ругаться и гнать от себя дурные мысли.

Обычаи на троицу для незамужних девушек

Но в некоторой степени обрядами и приметами Троица обязана также и славянскому празднику, который также припадал на этот период – почитали окончание весны и радовались наступлению лета. Именно благодаря славянскому празднику получили распространение приметы на Троицу для незамужних. Троица для незамужних просто идеальна при ясной погоде. Тогда сватанье в этот день принесет очень счастливый союз. Но в тоже время хорошая примета, если пойдет дождь: душа девушек очищается, и они быстрей найдут своего избранного.

Пожалуй, наиболее известным обычаем для незамужних есть плетение в этот день венков. Такой обряд должен принести девушке удачу и крепкую любовь.

Стоит отметить, что такой венок плетется не просто из любых цветов, что попадутся под руку. Для этого надо запастись полевыми травами и цветками. А для еще большего эффекта такой венок нужно пустить по реке.В той ситуации, если у девушки уже есть на примете избранник, то для укрепления их любви она должна сплетенный венок подарить ему.

Но есть одно условие – необходимо, чтобы этот процесс никто не видел. Такой обряд должен на долгое время скрепить их отношения.Важно знать, что венок, который сплела незамужняя женщина, также есть хорошим оберегом. Его можно даже повесить над входными дверьми.

Что пекут на троицу незамужние девушки?

  1. Как ни странно, но что печь, почти не имеет значение. Главное, чтобы выпечки было много, и она была разнообразной. Есть поверье, что чем сильней девушка постарается испечь различных мучных изделий, тем счастливей она будет.
  2. Нужно помнить и то, что нельзя обделить застолье яйцами, так как они считаются обязательным элементом данного праздника.
  3. Если подытожить, то на Троицу должны быть все блюда, которые только может приготовить хозяйка: овощные салаты, колбасы, рыба, фрукты и т.д. Многие утверждают, что щедрость хозяев воздастся им благосклонностью природы.
  4. Помните, что приглашая на обед гостей, нужно звать только тех, к кому вы относитесь доброжелательно. И вообще, на Троицу неприятных людей лучше избегать.

Гадальные приметы для незамужних девушек на Троицу

Этот день является просто идеальным для различных гадальных ритуалов, которые могут поведать незамужней девушке ее судьбу. Так, девушки срезали несколько небольших березовых веток и клали их под подушку.

Если им во сне явился образ какого-либо парня, то, скорее всего, судьба сведет их вместе.Есть и другое гадание на березе. Для этого надо подойти к ней вплотную, закрыть глаза и сорвать первую попавшуюся ветку. Далее открываем глаза и осматриваем ее. Если ветка ровная и красивая, то такое ждет вас и будущее, а если кривая, то нужно готовиться к испытаниям.Можно гадать и на ромашке. Но цветок нужно брать тот, что уже побывал в венке.

Затем нужно о чем-то подумать, и можно начинать гадать. Один сорванный лепесток означает, что сбудется, а второй, что не сбудется, и так по кругу пока не закончатся все лепестки.Обычно, на троицу незамужние девушки делают гадания с особым трепетом, что объясняется тем, что этот день наделен особой пророческой мистической силой.

Христианство — очень светлая религия. На Руси в него вплелись языческие традиции. От этого такими радостными и духовными являются Святые праздники. Их, если разбираться досконально, не так уж много. Среди главных праздников особое место занимает Троица.

Это время, когда земля подошла к ежегодному одариванию своих заботливых хозяев первыми урожаями. Она вся сочится силой, энергией. Крестьяне заканчивали к Троице тяжкие труды, отдыхали, набирались сил перед новым периодом сельскохозяйственных работ – сбором урожая. Все вокруг наполнялось волшебным ожиданием, неким радостным предвкушением.

От этого на период Троицы выпадало множество обрядов, традиций. Люди считали, что земля особенно благосклонная к ним, «разговорчива», так сказать.

Крестьянские приметы на Троицу

За природой наблюдать было принято постоянно. Знающим толк в ее знаках, многое удавалось узнать, предвидеть (с ее помощью). Приметы и традиции хранили бережно, передавая в роду из уст в уста. По ним определяли множество вещей. Как теперь принято говорить, составляли план уборочной, заготовок, ремонтных работ и так далее. В этот день определяли, какой будет в этом году. Нынче далеко не всех интересуют такие сельскохозяйственные тонкости. Тем не менее, многие из них могут повлиять на нашу нынешнюю жизнь.

Хорошо считалось, если в этот день идет дождик. Крестьяне радовались такому «дару небес». Если тучи начинали плакать, знать, урожай будет знатным, голодать не придется. Дождь предвещал поздние заморозки, что позволит спокойно справиться со сбором урожая, заготовить грибов, которых тоже предрекалось множество.

Жаркое же солнце в этот день не особенно радовало людей, умудренных народными знаниями. Такая погода могла предвещать засуху, что не очень хорошо для посевов. Поля не принято было орошать. За ними природа ухаживала. Нынче можно только радоваться Троичной жаре. Для жителей мегаполисов это знак ясного, не дождливого лета. А вот для крестьян – признак грядущих забот.

Любовные приметы

Не только «хлебом насущным» жили наши предки. Конечно, труд у них был в чести, но не только об урожае думали. Невесты именно в этот праздничный день ждали сватов. Считалось, что если сговориться о браке на праздничном застолье, то жизнь будет безбедная, хорошая, радостная. Да и знакомиться принято было на гуляньях, что проводились в поселениях.

Говорили, если заприметить свою половинку (попросту влюбиться) на Троицу, то Ангелы будут хранить такой союз особенно бережно. Вот и посудите по знакомым своим, так ли это на самом деле. Естественно, выспрашивать нужно тех, кто хранит в памяти радостные минуты первой любви.

Женские заботы на Троицу

Замужние дамы так же в этот праздничный день не оставались в стороне от общих «духовных» трудов. Если девицам было положено думать о браке и продлении рода, то женщины постарше оберегали от зла свои семьи. Во-первых, перед Троицей обязательно к могилам предков ходили. Их убирали и обязательно обметали березовыми веточками. Говорили, что так зло от них отгоняют.

Береза вообще была, как нынче говорят, «брендом дня». Старики утверждали, что это дерево набирает к празднику особую силу. Об этом мало известно, только загадывать желание на Троицу тоже необходимо было у белоснежного ствола березки. Девушкам, обделенным вниманием парней, это шептали потихонечку. Им нужно было тайно поплакаться у ветвей деревца. Если оно «прошумит» листвой в ответ – примета хорошая. Знать, вскоре встретит свою судьбу.

Когда же «подружка» угрюмо молчала, не шелохнувшись, то девица понимала, что в этом году не выйдет замуж. Будет еще долго на родительских хлебах сидеть. Хорошо было, если Троичный день радугой людей приветствовал. Считалось, что счастье непременно придет в селение (или семью, или к человеку).

Житейские приметы на Троицу

Так как в празднике этом много сохранилось с языческих времен, то к традициям в селах относились очень бережно. С одной стороны, в Храм ходили к службе, с другой, присматривались по дороге к тем, кто навстречу попадался. Никого нельзя было обидеть. Девицам на выданье (вдовам) предписывалось обязательно привечать всех представителей мужского пола.

Хорошей приметой было угостить бродягу, путешественника, пришлого человека. В принципе стол для любого гостя накрывался, а вот нежданный (даже совсем чужой) предвещал приход благополучия в дом. На данной примете множество традиций и обрядов основано. Такого «случайного» гостя прямо зазывать начинали. А иной раз на улице всем подряд угощение раздавали. Доброта и щедрость, проявленные от души, всегда в чести были. Считалось, что такое поведение обязательно откроет двери счастью.

День Святой Троицы в 2017 году весь христианский мир будет праздновать 4 июня — на пятидесятый день после Светлого Воскресения Христова, поэтому праздник называют еще и Пятидесятницей.

Это один из 12 главных церковных праздников — он посвящен евангельскому событию — сошествию Святого Духа на апостолов и прославлению Святой Троицы.

В чем суть праздника

Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом.

Троица издревле считается днем основания Новозаветной Церкви на земле, поскольку Святой Дух наделил апостолов особой силой, чтобы они могли проповедовать Евангелия во всем мире и донести до каждого весть об Иисусе, как о Спасителе всего человечества.

В честь сошествия Святого Духа праздник и получил такое название: это событие обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его божественной благодатью.

Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами — они ежегодно сами праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам. Указание на это есть и в Постановлениях Апостольских.

Но официально праздник был установлен в конце IV века после принятия догмата о Божественном триединстве. Со временем День Святой Троицы стал одним из самых любимых и почитаемых в народе праздников.

Корни Троицыного дня восходят к временам, когда Русь еще была языческой. Неделя в начале лета знаменовала окончательную победу природы над силами тьмы, победу весны над зимой и начало жаркого лета.

Поэтому, помимо церковных, появилось множество народных традиций и обычаев, которые тесно переплелись с языческими, которые стали неотъемлемой частью этого дня.

Традиции

К празднику Святой Троицы готовились загодя - хозяйки за день или два до праздника начинали генеральную уборку в доме и во дворе. Освобождались от неиспользуемых вещей, особенно от тех, которые могут напомнить неприятные моменты в жизни.

Люди, у которых есть свой сад и огород, стараются очистить их от различного рода сорняков. Они вырывают с корнями сорные растения и втыкают их верхушкой в землю, тогда считается, что эти сорняки больше не будут засорять их земельные участки.

К Троице дома и храмы украшают ветками различных деревьев, травой, цветами, так как молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни.

В день Троицы, всей семьей с утра отправлялись в церковь, где в этот день проводилась праздничная служба. В этот день ничего нельзя просить у Святого Духа, важно лишь благодарить его за то, что он является спасителем и верным защитником людских душ.

После храма все расходились по домам и устраивали праздничный обед. Застолье было богатым и разнообразным: каши, блины, всевозможные пироги, кисели и отвары - праздник не являлся постным днем, поэтому разрешено было все.

В этот день также посещали кладбища и поминали умерших, оставив угощения.

В деревнях ближе к вечеру начиналось настоящее гуляние — устраивали хороводы, пели песни, танцевали, проводили ритуальные обряды. Также нередко на всю неделю устраивали ярмарки, где также было много развлечений.

На Троицу и сегодня принято ходить в гости и дарить подарки.

Обряды и поверья

Празднование Троицы на Руси длится несколько дней, но в первый день, который в народе называют Зеленым воскресением, люди должны быть особо внимательны и осторожны.

Поэтому принято украшать свои жилища различными ароматными травами, а иконы - березовыми ветвями, чтобы защититься от разных мифических существ, таких как русалки, мавки, лешии и другой нечисти.

В старину верили, что в эти дни русалки выходили на берег и заманивали парней. Чтобы этого избежать, по берегам рек и озер несколько ночей подряд жгли костры - считалось, что горячий огонь должен был остановить нечисть.

Символом Троицы были плывущие по реке венки - так девушки гадали на суженого и, по некоторым поверьям, откупались от русалок и мавок, которым также хочется принарядиться. Потому венки были очень кстати.

© photo: Sputnik / С. Иванов

Еще один обряд на Троицу был связан с зеленью — влюбленная девушка должна была сплести своему парню венок из луговой травы и березовых ветвей. Подарить его - значит признаться в любви или хотя бы симпатии.

Такой венок мог стать не только украшением и символом нежных чувств, но и защитой от русалок, которые в ночь на Троицу обретали наибольшую силу и способны были заманить к себе любого парня.

Превратить венок в оберег должны были веточки полыни, особенно цветущей, которая, по поверью, отпугивает любую нечисть, в том числе водяных, русалок, мавок.

Троицу отмечали также в лесах, полях, садах — пели песни, играли в веселые игры. Незамужние девицы гадали в этот день на собственноручно плетеных венках. Венки бросали в воду и пели песни, если веночки сходились, то быть в этом году девице сосватанной.

Люди считали, что в праздничную ночь снятся вещие сны, которым принято придавать особое значение.

Существовало также поверье, что честный человек в этот день мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.

Приметы

Хорошей приметой на Троицу было сватанье — считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

Цветы и лечебные травы, собранные в такой день, считаются целебными и способны вылечить любой недуг, а собранная роса обладает особенной силой, которая способна исцелить и придать сил.

В народе верили, что дождь на Троицу — к урожаю, к грибам, к теплой погоде. Плохой приметой было, если в этот день было жарко — значит все лето будет засушливым.

Люди считали, что после Троицы погода стабилизируется и наступят теплые, солнечные дни.

В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Православным верующим полезно знать, какие соблюдаются на троицу приметы, традиции и обычаи. Этот праздник очень важен для религиозных людей, так как согласно преданиям именно с него началось становление христианской веры как таковой. Многие века различные церковные традиции и обычаи бережно передаются из поколения в поколение. Их знание поможет правильно идти по религиозному пути, а знание примет – извлечь для себя определённые выгоды.

В день Троицы наши предки могли определить, какая погода продержится в течение всего лета. Дождь на Троицу означал, что последующие месяцы будут дождливыми и холодными.

Ещё одна старинная примета – освещение в церкви слёзных трав, которые заранее оплакивали специально. Суть в том, что слёзы олицетворяют дождь. Когда люди возвращались из церкви и приносили освящённые травы с собой, — их прятали за иконами или оконными рамами. Считалось, что этот жест призывает природу подарить всем урожайное лето, не усложнённое засухой.

С этой же целью в различные места на окне (наличники, рамы или ставни) закрепляли ветви берёзы. Свежесобранную зелёную траву разбрасывали по всей горнице.

Есть и такие поверья, которые говорят о том, что нельзя делать на троицу. Под абсолютным запретом находилось купание в водоёмах, потому что люди верили, что в этот день особенно активно ведут себя русалки и могут утопить несчастного, рискнувшего нарушить запрет.

Самые старшие женщины в этот день отправлялись с берёзовыми вениками на кладбище, где они обметали могилы от пыли и грязи. Считалось, что этот ритуал радует покойных и отпугивает злых духов.

Отличной приметой было сватовство, организованное в Троицу. Если после этого свадьба состоится в день Покрова, — жизнь супругов будет полна безбрежного счастья, в доме будет царить уют и взаимопонимание.

Обычаи на Троицу

Первое, что необходимо было сделать – тщательно убраться в доме, чтобы довести его до идеальной чистоты. Только после этого хозяйки приступали к украшению жилища зелёными ветвями молодой травы или цветами. Эти атрибуты символизируют продолжение жизни, весну и процветание.

Чаще всего жилище украшали ветвями таких деревьев и такие травы как:

  • мята;
  • рябина;
  • клён;
  • берёза;

Есть и другие обряды, соблюдающиеся на Троицу. Ранним утром люди отправляются в церковь на праздничную службу. В руках у прихожан – цветы, пахучие травы, ветви деревьев.

Также в праздник Троицы принято приглашать на обед родственников и других близких людей. Угощать их следует блинами, киселём, караваем, пирогами и по-разному приготовленными яйцами. Этот день – прекрасный повод порадовать друг друга весёлыми подарками. Многие устраивают пир на природе, так как Троица всегда празднуется в выходной день.

Традиция, сохранившаяся со старых времён до наших дней, — народные гуляния. И по сей день в этот праздник устраиваются ярмарки, концерты, и другие торжественные и развлекательные культурно-массовые мероприятия.

Ритуалы и традиции

В давние времена после того как люди отстояли службу, они отправлялись на гуляния. В сёлах устраивались конкурсы и игры с активной деятельностью, распевались песни и водили хороводы. Вечером водили хороводы незамужние юные особы, а холостые парни смотрели на них и приглядывали для себя потенциальных невест.

Девушки проводили и другой ритуал – они плели венки из собранных трав и цветов и пускали их по течению реки. Также юная особа могла подарить венок своему возлюбленному в знак симпатии, но это должно было делаться втайне.

Также на троицу высушивали травы, которые впоследствии использовались для защиты от самых разных бед. Ими лечили всевозможные хвори, отгоняли злых духов, и даже считалось, что они способны защитить дом от разбушевавшейся грозы.

Ни в коем случае не выбрасывались сухари от испечённого каравая. Они хранились до предстоящей свадьбы и добавлялись в свадебный пирог. Считалось, что такой ритуал обеспечит счастье и процветание будущей семьи.

Народные обычаи

Согласно славянским преданиям, в этот день просыпаются и особенно активно ведут себя русалки. У сельских и деревенских жителей сложились определённые традиции:

  • Во время гуляний изготовляли чучело русалки, вокруг которого водились хороводы. В конце гуляний оно рвалось селянами на множество частей, которые раскидывались по полю.
  • Чтобы отогнать русалок, перед тем, как лечь спать, женщины пробегали по всей деревне с помелом в руках.
  • Выбирали девушку, которую переодевали в русалку. После её выводили в поле и толкали в жито, в то время как все селяне разбегались по своим жилищам.

Также жители разжигали вдоль линии берега множество костров, чтобы отпугнуть водяного, который, по преданиям, также просыпался в этот день.

Что находится под запретом

В период Троицы под строгий запрет попадает любая работа по дому или огороду, за исключением приготовления пищи. Также разрешается украшать дом. Красить волосы или лицо, шить, что-то чинить или мыть голову – тоже нельзя.

Так как Троица – святой и светлый праздник, в этот день большим грехом считается брань и ругань. Нельзя позволять негативным мыслям посещать свою голову, нельзя думать о ком-то плохо, даже если человек действительно причинил вам зло.

В этот день стоит воздерживаться от проявления любых негативных эмоций, окружив себя положительными вещами и зарядившись хорошим настроением. Также в этом помогут молитвы.

Гадания на Троицу

В день перед самим праздником девушки отправлялись в лес, чтобы найти там молодые берёзки. На их верхушках юные особы сплетали венки – завивали их. Судьба молодой девицы зависела от того, развязался ли венок. Посмотреть на целостность венка девушки приходили в день Троицы. Если завитая макушка берёзы осталась целой – в этом году девица встретит любимого, если она развязалась – ей повезёт позже.

Также девушки гадали по венкам, которые они спускали в реку. Однако делалось это не руками – нужно было наклонить голову так, чтобы он упал сам. Если он поплыл по течению – с той стороны и стоит ждать возлюбленного. Если он тонул – это пророчило девице скорую смерть. А если он оставался на месте – ей было суждено остаться в девах.

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

Загрузка...
Top