Три способа улучшить ораторские умения ребенка. Как развивать красноречие ребенка

Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками. Но, как показывает практика во всех сферах жизни и искусства, талант – это лишь малый процент успеха, все остальное – упорство и ежедневный труд. Развить красноречие нетрудно. Это хорошо изученный предмет, которому обучались и который преподавали еще в древней Греции и Риме. Можно с уверенностью выделить ряд качеств, присущих красноречивому человеку почти во всех случаях:

#1

хорошая память

#2

уверенность в себе

#3

способность к импровизации

#4

грамотная и хорошо поставленная речь

С помощью доступных и действенных методик саморазвития каждый человек может воспитать в себе все качества, присущие хорошему оратору.

Если рассмотреть эти качества по отдельности, вы убедитесь, что каждое из них можно выработать в себе самостоятельно, или посещая соответствующие курсы. Существуют и комбинированные занятия, целью которых прямо или косвенно является развитие красноречия. К таковым можно отнести курсы ораторского искусства и актерского мастерства.

Искусство говорить красиво

Хотели бы вы быть способным говорить на любую тему, научиться интересно повествовать о скучных вещах, мастерски владеть силой слова, излагать свои мысли в убедительной и аргументированной форме, с легкостью импровизировать или четко следовать подготовленной речи? Если да, то вам просто необходимо постичь искусство красноречия.

Для того, чтобы овладеть искусством говорить красиво, необходимо в первую очередь:

  1. Обрести гармонию своего внутреннего состояния, т. е. преодолеть в себе неуверенность или страх перед незнакомой аудиторией, настроиться на положительный результат. Конечно, умение преодолевать волнение перед публичным выступлением приходит с практическим опытом, который можно получить в актерском кружке. На занятиях вы узнаете, как развить красноречие, побороть боязнь сцены и незнакомых собеседников. Педагоги также укажут на ваши ошибки и дадут индивидуальные рекомендации на тему расслабления, устранения волнения перед выступлением, тренинги помогут вам стать более уверенной в себе личностью.
  2. Научиться красноречию взрослому человеку невозможно без работы над качеством речи, звукоизвлечением, дикцией. Говорить много или быстро – не значит красиво. Важны детали, которые помогают стать красноречивым оратором и просто приятным собеседником. Существует множество практик, которые включают в себя всевозможные дыхательные упражнения и речевые разминки. Многие из этих упражнений становятся эффективными только при выполнении их с профессиональным педагогом по актерскому мастерству. Неправильное выполнение техники не улучшит дикцию и не поставит правильного дыхания, которое необходимо для длительного выступления.
  3. Развить красноречие поможет такая тема выступления, которая вас увлекает, ваш «конек» может стать вашей «визитной карточкой». Не бойтесь говорить и рассказывать о вашем любимом хобби или приятном событии. Тогда вы покажитесь аудитории энергичным, интересным, «живым» и, конечно, красноречивым. Для этого даже в самой научной и «сухой» теме найдите любопытные для вас факты, проведите аналогии с интересными событиями, изобразите схемы, упрощающие содержание вашего доклада, используйте иллюстрации и видео материалы.
  4. Попробуйте шутить с аудиторией, ее благосклонность обязательно раскроет ваше красноречие. Тренируйте себя в импровизации на уроках ораторского мастерства и смело участвуйте во всевозможных тренингах по развитию уверенности в себе. Красноречивый оратор всегда выйдет сухим из воды. Он может парировать любой неудобный и каверзный вопрос, справиться с негативно настроенной публикой.
  5. Развивать красноречие можно и нужно параллельно с тренировкой вашей памяти. Запоминайте яркие обороты, словоформы и словечки, что позволит сделать вашу речь яркой, особенной и запоминающейся.

Красноречие – это целое искусство, умение управлять умами, а это значит, что тот, кто не знает, как научиться красноречию, также должен обратиться и к изучению психологии. После того, как вы осознаете, как действуют те или иные слова и выражения на вашего собеседника, сможете эффективно управлять сознанием, а значит, ваша речь достигнет нужного результата.

Вот почему последнее время стало модным изучать НЛП (нейролингвистическое программирование) или уделять огромное внимание не только речи, но и невербальному общению (жестам, позам, мимике), которые призваны еще больше добавить вам весу как собеседнику.

Книги для развития красноречия

Обратите внимание, что на развитие красноречия положительно влияет чтение абсолютно любых книг. Книга как таковая – это речевой материал, в котором содержится множество лексических, синтаксических, логических и риторических конструкций. Все они могут быть использованы вами на практике. Чтение книг вслух развивает речь, дикцию, память и импровизационный навык (незаметно для себя вы тренируетесь в выразительном чтении незнакомого текста без подготовки). Кроме того, постоянно пополняется словарный запас – важнейший инструмент оратора.

Что же касается «профильных» книг, наша небольшая подборка всемирно известных произведений от признанных авторитетных авторов поможет вам разобраться с основными понятиями и азами работы над собой. Подборка книг составлена с расчетом на неподготовленного читателя.


#1

Хайнц Леммерман «Учебник риторики»

#2

#3

Хайнц Леммерман «Учебник Риторики»

Универсальное пособие по современной риторике от профессора Бременского Университета Хайнца Леммермана. Учебник включает в себя теоретическую часть, в которой автор доступно и подробно дает читателю представление о риторике как о науке в целом, а также делится собственными размышлениями и практическим опытом. Далее в книгу включен сборник разнообразных упражнений, заниматься по которым могут как взрослые, так и дети. Книга является скорее методическим пособием, чем ознакомительным материалом, и предназначена для длительных занятий.

Дейл Карнеги «Как выступать публично»

Дейл Карнеги – всемирно известный американский психолог и педагог, автор ряда авторитетных трудов по психологии и саморазвитию, а также основатель Института Эффективного Ораторского Искусства и Человеческих Отношений. Данная книга вышла в свет в 1956 году, уже после смерти автора. Она представляет собой своего рода квинтэссенцию предыдущих работ писателя в области риторики и красноречия. Книга написана простым и популярным языком, изобилует жизненными примерами и иллюстрациями, а также содержит ряд практических упражнений.

Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»

Книга знаменитого американского тележурналиста Ларри Кинга направлена, главным образом, на преодоление страхов общения. Авторская методика уникальна и многократно проверена самим автором и группой его ассистентов. Важное отличие книги от предыдущих двух заключается в том, что она целиком посвящена общению. Автором подробно разбираются сотни ситуаций, в которых люди разного возраста и социального статуса испытывают коммуникативные трудности. Рассматриваются самые актуальные проблемы речи и предлагаются доступные пути решения из практики самого автора.

Упражнения для самостоятельных занятий

Для развития красноречия подходят любые упражнения, предполагающие непрерывную, спонтанную и длительную речь. Вы можете находить варианты для тренировок даже в повседневном быту. Например, включите футбольный матч, выключите звук телевизора и представьте, что вы футбольный комментатор, ведущий прямой репортаж. Подойдите к делу серьезно, постарайтесь не сбиваться и не делать долгих пауз. Даже если вы не осилите все 90 минут матча, то, по крайней мере, точно будете знать, сколько времени успешно «держите строй».

Игры на развитие ассоциативного мышления

Ассоциация для оратора – важный инструмент, позволяющий без особых затруднений менять тему разговора, делать необходимые отступления, а также придавать речи наглядность и убедительность в зависимости от ситуации. Подбор ассоциаций у хорошего оратора доведен до автоматизма: он, не задумываясь, выдаст целый перечень вариантов как только возникнет необходимость. Людям без специальной подготовки повторить такой трюк будет очень сложно, т. к. в повседневной жизни это умение им практически не пригождается.

Оратор с развитым ассоциативным мышлением способен говорить более гибко и искусно придавать своей речи необходимое направление незаметно для слушателя. С помощью ассоциации можно плавно увести разговор в любую сторону и задать ему любой вектор развития.

Развивать ассоциативное мышление лучше всего в играх. Стандартная игра «ассоциации» строится на том же принципе, что и «города», «имена» и прочие подобные игры. В нее можно играть с друзьями, корректируя правила на свой вкус и адекватно способностям.

Интервью

Самое тяжелое – не теряться в режиме живого интервьюирования, особенно когда журналист норовит ввернуть провокационный, каверзный, двусмысленный или компрометирующий вопрос. Такое интервью – настоящее испытание даже для умелого оратора, именно поэтому оно незаменимо в качестве упражнения на развитие красноречия. Вам понадобится партнер, который возьмет на себя роль журналиста. С ним у вас будет своего рода дуэль: он делает выпады в вопросах, вы парируете ответами. Его задача – сбить вас с толку, ваша – сохранять контроль над ситуацией и каждый раз плавно уводить разговор от неблагоприятного для вас развития. По результатам можно меняться местами, ведь задающий вопросы также проходит серьезную тренировку на импровизацию и гибкость речи.

Курсы в Москве: что выбрать

Многообразие курсов, прямо или косвенно развивающих красноречие, огромно. Сюда относится большинство бизнес-тренингов, развивающих умение продуктивно вести переговоры и правильно общаться с подчиненными. Узкая специфика таких тренингов делает их привлекательными для тех, кто желает развить красноречие в целях профессионального роста. Среди особенностей тренингов можно выделить навыки преодоления возражений и манипулирования собеседником.

Психологические курсы повышения самооценки и развития коммуникативных навыков также имеют отношение к красноречию. Их цель – раскрепощение и преодоление страхов, что является обязательным условием для человека, постигающего ораторское искусство. Такие курсы особенно актуальны для детей подросткового и младшего школьного возраста, но подходят и взрослым.

Курсы красноречия в Москве, а также курсы актерского мастерства представляют собой комплексный, универсальный подход к постановке речи и обучению навыкам ораторского искусства. Эти направления тесно связаны между собой, разница лишь в том, что актерское мастерство включает в себя ряд узкоспециальных дисциплин, а ораторское искусство целиком посвящено речи.

Если у ученика обнаруживаются микро зажимы в речевом аппарате, то для их устранения ему понадобится тренинг по сценической речи с целым комплексом эффективных упражнений. Затем его ждут задания, способствующие постановке правильного дыхания и звукоизвлечения.

Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях...

СОВЕТ 1. Дикция. Старайтесь проговаривать каждое слово в предложении медленно и с расстановкой. Говорите как можно дольше при этом постарайтесь все это сделать на одном дыхании.

СОВЕТ 2. По возможности старайтесь читать громко вслух. Это поможет вам лучше усвоить новый материал, так как соединяет в процессе запоминания два ваших органа восприятия – зрение и слух.

СОВЕТ 3. Научитесь легко пересказывать. Прочтите отрывок любого текста, не более пяти предложений и перескажите его при этом, стараясь сделать это дословно, а затем сделайте это собственными словами, самостоятельно выстраивая свою речь.

СОВЕТ 4. Речевое мышление. К свободе любого выступления приводит ни чтение статей и ни заучивание их наизусть, а лишь регулярное упражнение по овладению навыками риторики речи на основе конспекта состоящего из ключевых слов и вашего речевого мышления. Оратор не придерживается имеющихся заготовленных фраз, а наоборот, он одну и ту же мысль произносит снова и снова, но каждый раз делая это по-новому.

СОВЕТ 5. Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях. Анекдоты, короткие истории, путевые заметки которые вы рассказываете должны увлечь ваших слушателей.

СОВЕТ 6. Подготовьте деловое сообщение. Короткий отрезок из газетной статьи, в виде ключевых слов пересказав его собственными словами с помощью конспекта этих самых ключевых слов, лучше всего пересказать многократно с различным словесным оформлением.

СОВЕТ 7. Подготовьте речь, выражающую вашу точку зрения. Это может быть любой длительностью не более пяти минут на строго определенную тему: профессиональная цель, хобби и т.д. Употребите в рассказе как можно больше ключевых слов, но при этом постарайтесь заменить их синонимами.

СОВЕТ 8. Регулярно тренируйте вашу память. Каждый, желающий стать оратором, должен тренировать свою память. Возьмите за правило ежедневно что-то запоминать: выучите стихотворение или отрывок из книги, а еще лучше возьмитесь за изучение иностранного языка.

СОВЕТ 9. Подчините себе свою память. Исследования показывают, что укрепление памяти достигается, прежде всего, комплексным воздействием трех основных факторов:

  • концентраций внимания (повышением способности к восприятию);
  • созданием ассоциаций (так называемых «мостиков памяти»);
  • повторением (матерью ученья).

СОВЕТ 10. Определите для себя, как вы лучше запоминаете информацию. Кто-то обладает моторной памятью , как Наполеон, человек, возможно, с лучшей в свое время памятью на имена: он три раза записывал новое имя, затем выбрасывал записку и помнил это имя. Человеку, обладающему акустической памятью , нужно заучивать вслух, ему необходимо слышать, что он учит. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие , является, обдуманное расположение ключевых слов.

СОВЕТ 11. При подготовке речи делайте небольшие паузы (созидательные перерывы). Лучше осваивать новый материал в течение двух дней по часу, чем в течение двух часов за один день. Это происходит потому, что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закреплять новую информацию в вашей памяти.

СОВЕТ 12. Подготавливайте речь в следующем порядке:

Сбор материала;

Отбор материала и его организация;

Обдумывание материала;

Первая редакция ключевых слов;

Стилистическое оформление главной части;

Формулирование вступления и заключения;

Общий контроль;

Окончательная редакция ключевых слов;

Репетиция речи и выступления целиком.

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Искусство риторики

Что это - риторика? Риторика , другими словами - ораторское искусство , - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить . Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге - ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять , научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка - прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом - поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать - полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные , просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или . Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

На сегодняшний день знание риторики и ораторского мастерства необходимы каждому человеку, а помогут в этом 12 советов как развить риторику речи. Особенно актуально знание риторики для тех людей, которым по долгу службы приходится выступать часто на публике. Рассмотрим детально , которые непременно пригодятся начинающим ораторам, а также для тем людям, кому предстоит защищать перед большой аудиторией свою научную работу.

Как развить риторику речи?

Чтобы вы смогли развить риторику речи, в этом вам поможет дикция. Старайтесь каждое слово проговаривать в предложении медленно, с расстановкой. Нужно говорить слова как можно дольше, чтобы все проговаривалось на одном дыхании.

Риторика речи может развиться благодаря чтению. Если вы будете читать громко вслух, то это поможет вам освоить быстрее материал, поскольку в процессе запоминания вы сможете соединить слух и зрение.

Развить риторику речи помогут пересказы. Прочтите какой-либо отрывок текста, размером не больше пяти предложений, после чего попытайтесь его пересказать, стараясь делать это дословно, затем сделайте это уже своими словами, пытаясь самостоятельно выстраивать предложения. Благодаря этому упреждению у вас улучшиться риторика речи.

Речевое мышление. К свободному выступлению приводит ни заучивание текста, ни чтение статей, а только регулярные упражнения по риторике речи, которые производятся на основании ключевых слов, а также вашего речевого мышления. Для того чтобы развить свою риторику речи, оратор не придерживается ранее заготовленных фраз, поскольку он произносит одну мысль множество раз, при этом делает это каждый раз по-новому.

Пытайтесь образно и увлекательно рассказывать о случаях, которые были в вашей жизни. Короткие истории, анекдоты, путевые заметки, которые вы расскажете, непременно смогут увлечь ваших слушателей и помогут вам развить риторику речи.

Подготовьте текст делового общения. Можно использовать небольшой отрезок из газеты в качестве ключевых слов, которые вы сможете пересказать своими словами при помощи данного конспекта, лучше всего пересказывать многократно с разным словесным оформлением.

В вопросе: как развить риторику речи , поможет подготовленная речь, которая выражает вашу точку зрения. Вы можете использовать речь длительностью не больше пяти минут, которая будет придерживаться строго отведенной темы, будь то профессиональная ваша цель, либо хобби. Риторика речи должна включать множество ключевых слов, которые необходимо так же заменить синонимами.

Чтобы вы могли развить свою риторику речи , необходимо регулярно тренировать свою память. Согласно данным проводимых исследований, укрепление памяти можно достичь благодаря комплексному воздействию трех главных факторов: созданию ассоциаций, концентрации внимания, повторению.

Как развить у себя риторику речи? Для начала стоит определить, каким способом вы лучше всего запоминаете информацию. У кого-то больше развита моторная память, а у другого человека лучше развита акустическая память, и ему необходимо слышать информацию, которую нужно выучить. Риторика речи напрямую связана с памятью человека, а для тех людей, которые больше настроены на визуальное восприятие информации, основой памяти выступает обдуманное расположение ключевых слов.

Риторика речи так же включает небольшие фазы, которые необходимо делать при подготовке речи. Новый материал лучше всего осваивать на протяжении двух дней, изучая его по часу, нежели учить его в течение одного дня, пытаясь уложиться в несколько часов.

Риторика речи включает также такой совет, где при подготовке речи необходимо придерживаться такого порядка:

Изначально выполняется сбор материала;
- проводится отбор необходимого материала;
- обдумывание материала;
- редакция ключевых слов;
- оформление главной части;
- подготовка вступления и заключения;
- общий контроль;
- итоговая редакция ключевых слов;
- конечная репетиция подготовленной речи и выступление.

Изучив детально 12 советов как развить риторику речи , вы сможете на практике попытаться воплотить все вышеперечисленные советы, которые помогут развить риторику вашей речи.

Загрузка...
Top