Невербальные средства общения в педагогической деятельности. Невербальные коммуникации на уроке

Общение составляет необходимое и специальное условие присвоения ребёнком достижений исторического развития человечества. Взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации.

Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова.

Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие, как учителя, так и ученика.

Средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Кроме того, жест обладает свойством «тайное делать явным», о чём учитель всегда должен помнить.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Общение школьников с учителем начинается с момента его появления в классе. Важно всё: как он вошёл, как двигается, как перелистывает страницы журнала, как держит книгу. Учитель ещё не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своём настроении, самочувствии. Ведь в класс можно войти резко и с размаху бросить на стол журнал, а можно то же самое сделать спокойно и уважительно. Если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряжённого ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты подчёркивания и т.д.

Не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» её (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает её интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения оценки и контроля деятельности учащихся.

Таким образом, нельзя не обращать внимания на значимость жестов в педагогическом общении. С их помощью можно передать информацию, обратить внимание детей на какой либо важный момент, активизировать психические процессы, «включить» обратную связь, обеспечить эмоциональный комфорт на уроке. Но чтобы педагогу правильно «читать» и применять выразительные движения, ему необходимо знать классификацию основных элементов невербального поведения.

На какие же компоненты следует обращать внимание во время общения?

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к проблеме классификации невербальных средств общения. Рассмотрим некоторые из них.

Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным каналам. Одна из таких классификаций представлена в статье М. Битяновой. Она, в частности, среди наиболее популярных в общении современных людей коммуникативных систем выделяет оптическую и акустическую. К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т.д. Анализ соответствующей литературы позволяет отнести к оптической системе и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз. Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение, как отмечает М. Битянова, имеют и разнообразные вкрапления в речь - паузы, покашливание, смех и прочее. Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек, по мнению М. Битяновой, использует в общении и такую систему, как кинестетическая система - прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление.

А.А. Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения: «поисковые» компоненты, учитываемые говорящим и слушателем при ориентировке, предшествующей общению; сигналы, используемые для коррекции уже установившегося общения; регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора (говорящего) и «запрашивающие» слушателей о понимании; модуляции общения, то есть реакции говорящего и слушателей на изменение условий общения.

Аллан Пиз различает указательные, подчёркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчёркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнёра. Они используются также для ослабления значения высказываний.

А. Пиз различает также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Е. Петрова предлагает классификацию невербальных компонентов обыденного общения:

1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процесс; модальные (выражают оценку субъектом кого-либо).

2. Жесты-регуляторы выполняют регуляторно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.

3. Жесты-информаторы выполняют информативно-коммуникативную функцию./18; 25/

Более подробно мы рассмотрим классификацию, предложенную В.А. Мижериковым и Т.А. Юзефавичусем так как в ней классифицированы невербальные средства общения, используемые учителями, и показана роль отдельных компонентов в педагогическом общении:

1. Экспрессивно-выразительные движения - зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, визуальное взаимодействие:

Поза - положение тела, которое подразделяют на позы открытого и закрытого типа. Установлено, что закрытые позы учителя (когда он пытается закрыть переднюю часть своего тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещённые на груди, - и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытая же поза (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимается как поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Всё это учащимися воспринимается бессознательно.

Мимика - сокращение лицевых мышц, которые изменяют выражение лица и сигнализируют о состояниях человека. Сюда входят улыбка, движения губ, бровей и носа(!). Мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут помочь в установлении контактов. Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний даёт возможность педагогу выразить своё эмоциональное состояние и отношение к определённому ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. Ряд исследований показывают, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким (но не завышенным) уровнем внешней эмоциональности. Кроме того, при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10-15% информации.

Жест (в узком смысле) - движения рук, которые могут уточнять мысль, оживлять её, в сочетании со словами усиливать её эмоциональное значение, способствовать лучшему восприятию. Жесты в свою очередь делятся на:

Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства, хотя они боле всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.

Сцепленные пальцы - жест напряжённости, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.

Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) - жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.

Руки в бока (упираются в талию) - жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.

При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку - жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.

Стучит по столу - выражение недовольства, ярости, гнева.

Опирается на стол, стул руками - жесты, выражающие определённую степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.

Описательно-изобразительный жест (руками) - жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.

Прикрытие рта, подтирание уха, глаза - жесты неуверенности в себе.

Визуальное взаимодействие - контакт глаз, взгляд. Глаза выступают важнейшим выразительным элементом лица, да и всего внешнего облика человека. Направленные на нас глаза свидетельствуют, по крайней мере, о проявленном к нам внимании и интересе, пускай порой кратковременном и незначительном. Дети же очень чувствительны к взгляду учителя. Сопровождение учителем замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребёнка, мешает поддержанию контакта. Учитель, взглядывая на отвечающего, даёт понять, что слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему.

Согласно исследованиям, с помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии человека, и всё дело в зрачках. Их сужение и расширение не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние учителя заставляет зрачки сужаться, лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствую дискомфорт, эффективность работы снижается.

2. Такесические средства общения - поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Наукой доказано, что данный компонент является биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог заменяет недостающего родителя. Но право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. В цивилизованном обществе прикосновение к другому человеку обусловлено целым рядом социальных норм и ограничений и поэтому является достаточно редким элементом общения, хотя и очень выразительным. Общая функция прикосновений - усиление контакта, акцентирование внимания на эмоциональной личной стороне.

3. Проксемические средства общения - ориентация педагога и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогической целесообразности дистанции определена следующими расстояниями:

персональное общение учителя с учащимися - от 45 до 120 см;

официальное общение в классе - от 120 до 400 см;

публичное выступление перед аудиторией - от 400 до 750 см.

Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей. Он может применять пространственную близость для укрепления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Итак, в данном параграфе были рассмотрены значимость невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя и несколько подходов к классификации невербальных средств общения, которые необходимо знать педагогу для эффективного использования языка жестов в педагогическом процессе. Особое внимание уделено классификации В.А. Мижерикова и Т.А. Юзефавичуса, в которой за основу взяты невербальные компоненты, используемые именно учителями в их педагогической деятельности.

Никакая деятельность людей не может быть осуществлена без их взаимодействия. Оно представляет собой важнейшее условие успешности совместной работы. В воспитании и обучении, как важных видах деятельности человека, общение играет неоценимую роль, так как весь процесс передачи накопленного опыта от поколения поколению без него невозможен. В наши дни все больше психолого-педагогической литературы обращается к проблеме общения в педагогической деятельности, где высокий уровень развитости коммуникативных способностей учителя является одним из основных профессиональных требований. Просто знаний учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы для успешного взаимодействия с детьми не достаточно. Здесь необходимы умения учителя общаться и осуществлять педагогическое взаимодействие, ведь только через систему живого и непосредственного общения все знания и практические умения могут передаваться учащимся.

Особое внимание здесь уделяется невербальным средствам общения, серьёзным исследованием которых учёные подробно и систематически начали заниматься лишь с 60-70-х гг. ХХ века. Их роль в педагогическом процессе, по мнению современных учёных-педагогов, невозможно переоценить. Всё чаще говорят о том, что от степени развитости невербальных средств общения учителя зависит эффективность педагогического общения и всего процесса обучения в целом.

Сущность труда учителя является помощь психическому развитию ученика, а важнейшим инструментом выступает его психическая связь с ребенком, педагогическое общение .

Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет обязательное и особое условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - главное средство, позволяющее присоединить учеников к культурному наследию, обучить их способам мышления, и его содержанию. При этом учителю необходимо владеть высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, обладать экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь разборчивую дикцию. Как видно из данного определения, главный упор в нем делается на речь, то есть вербальную составляющую общения. Во всяком случаи, в последнее время появляется большое количество публикаций, связанных с разными аспектами невербального общения.

По мнению Л.М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации».

Общаясь с учениками, учитель большую часть информации, которая касается их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов детей, а из интонации, позы, жестов, мимики, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - говорит Е.А. Петрова.

Невербальные аспекты общения представляют значительную роль и в управлении взаимоотношений, установлении контактов, во многом обуславливают эмоциональную атмосферу и самочувствие как ученика, так и учителя.

Укажем на то, что средства невербального общения всегда нужным образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, чаще всего, педагог не осмысливает их значения. Общепринято, что во взаимосвязь педагога с детьми, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение происходит по нескольким каналам:

  • прикосновение;

  • дистанция общения;

    изуальное взаимодействие;

    интонация.

Остановимся на разборе каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Мимическая сторона общения очень важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а вовремя появившаяся улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению может весомо помочь в установлении контактов.

Практически нескончаемое многообразие мимических движений и их сочетаний дает шанс учителю выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ребенку, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или безразличие. А.С.Макаренко говорил так: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Анализ исследований показывает, что обучающие отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. Но так же было заметно, что чересчур подвижные мускулы глаз или лица, как и их неподвижность, создает серьезные проблемы в общении с учениками.

Некоторые исследователи отмечают, что многие педагоги считают обязательным создавать «особое выражение лица» для воздействия на учеников. Часто - это требовательное выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, придуманный образ, считается, что оно способствует хорошему поведению и успеваемости детей, облегчает руководство, управление классом. Так же, существует достаточно известное явление – «определенное лицо для определенного ученика». Но, как профессионал, учитель обязан владеть своим поведением в такой мере, чтобы этого избегать.

Следующее средство невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Приминение прикосновения очень важно при работе с детьми преимущественно младшего школьного возраста. При помощи прикосновения можно привлечь внимание, установить связь, показать свое отношение к ребенку. Свободное перемещение педагога на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе ребенка, который отвлекся лишь коснувшись его руки или плеча; успокоить возбужденного; отметить блестящий ответ.

Тем не менее Л.М. Митина предостерегает, что у многих учеников прикосновение может вызвать напряженность. Во-первых, это бывает у детей, для которых уменьшение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, потому как оставляют у ребенка нежелательный осадок и в будущем заставляют избегать учителя. Неприятно прикосновение, которое несет оттенок давления или силы.

Особое место в системе невербального общения педагога имеет взгляд, которым он выражает свое отношение к учащемуся, его поведению.

Воздействие взгляда педагога зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, дает возможность учителю увидеть сразу всех учеников, но не позволяет вглядываться в каждого из них в отдельности. Действие взгляда, как заметила Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю находится ученик.

Особенно большое влияние оказывает пристальный взгляд, который может быть и неприятным. Сопровождение педагогом своего замечания взглядом отрицательно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию связи.

Исследователи отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда персональнй зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что образует рабочий круг внимания. Смена, переход взгляда важно и при прослушивание ответа. Педагог, взглядывая на отвечающего, дает осознать, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех оставшихся учеников к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа дает право поддерживать обратную связь .

Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А. Леонтьев, отмечает, что вопрос о взаимном разположение участников общения в пространстве достаточно актуален, так как в зависимости от этого фактора в общении в разной мере применяются другие неречевые компоненты, разной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему.

Исследователи утверждают, что дистанция между учащимися зависит от отношений между ними. Педагогу особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве .

Без сомнения, пространственные факторы общения использует каждый учитель, подсознательно выбирая наилучшее расстояние от слушателей; при этом большую роль имеет характер взаимоотношений с классом, параметры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с детьми, но при этом необходимо соблюдать осторожность, потому как чрезмерное приближение к собеседнику временами воспринимается как покушение на личность, выглядит некорректно.

Ведя наблюдение за работой педагога на уроке, можно заметить, что зона самого эффективного контакта - это первые 2-3 парты. Именно первые парты входят в личную или даже интимную зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от педагога, согласно классификации зон общения по А.Пизу .

Если учитель произвольно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, добивается проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым учеником.

При анализе пространства общения нельзя не коснуться и такого аспекта, как организационные условия обучения, а именно, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса.

Так, Н.В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в кабинете таким образом, что стол педагога стоит перед классом и как бы противоположен ему. Такое организационное решение пространства классной комнаты, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы обучающихся поставлены в несколько рядов и создают впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ребенок чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с педагогом «один на один» являются факторами, которые вызывают у ученика неприятное и напряженное состояние.

При этом Н.В. Самоукина предлагает организовать пространство классной комнаты другим образом, сделав его более демократичным: стол педагога поставить впереди по центру, а парты учеников расположить полукругом на равном расстоянии от стола учителя.

Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Как заметила Е.А. Петрова, жестикуляция учителя является для детей одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда обязан помнить.

Характер жестов педагога с первых минут формирует определенный настрой в классе. Исследования доказывают, что если движения педагога порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Огромную роль жесты играют и в обеспечении внимания учеников, которая является очень важным условием эффективного обучения. Значительными возможностями концентрации внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, чаще всего, привлекает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти всеми педагогами активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания.

Как отмечает Е.А. Петрова, так же важна в использовании жестов и такая функция, как активизация разных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут сопровождать рассказ педагога, с их помощью может реализовываться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учеников предполагает не только влияние учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста педагог часто «включает» ее, повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест являются неотъемлемым компонентом обратной связи, без понимания которого трудно адекватно оценивать состояния ученика, его отношения к учителю, одноклассникам.

Жесты в комплексе с другими невербальными коммуникациями применяются педагогом для обеспечения контроля за деятельностью учеников. С этой целью чаще всего применяют оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты педагога часто становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного применения жестов, которые отвлекают их от выполняемых разного рода заданий. К культуре невербального поведения педагога в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

В общении педагога с учащимися большое значение имеет и тон речи. По утверждению М.М. Рыбаковой, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с детьми воздействие интонации возрастает.

В интонации проявляются те переживания, сопровождающиеся речью педагога, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ученик очень точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он имеет исключительный «эмоциональный слух», расшифровывает не только содержание, смысл произнесенного слова, но и отношение к нему со стороны других.

При восприятии слов ребенок в первую очередь реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь педагога утрачивает воздействующую силу потому, что сенсорные входы ребенка либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что рождает безразличие. В связи с этим приходим к мысли о том, что речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом необходимо избегать крайностей; педагогу очень важно выбирать тон общения с учениками, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

Итак, можно сделать вывод - невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с учениками. Для того, чтобы сделать свою работу легче и приятнее, учитель должен уметь общаться с учениками даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь очень строго контролировать свое невербальное поведение.

Введение

Глава 1. Характеристика невербального общения

1.1 Выражение лица (мимика)

1.2 Визуальный контакт

1.4 Позы и жесты

1.5 Межличностное пространство

1.6 Ответ на невербальное общение

Глава 2. Невербальное общение в педагогическом взаимодействии

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Еще до усвоения родного языка ребенок учится понимать невербальный (внеречевой) контекст общения, который помогает кодировать и декодировать речевые сообщения. Так, например, вербальное послание типа «не трогайте меня» может проявляться в контексте сердитого тона, тона просьбы, оно может сопровождаться отстраняющимися движениями рук, выражением лица и расположением тела в пространстве.

Язык невербальных посланий может безошибочно интерпретироваться человеком, воспитанным в данной культуре и часто помогает правильно понять смысл вербального послания и вообще контекст отношений.

Окружающая среда, пространство и время также могут являться индикаторами невербального общения. Регуляция невербальных аспектов среды, пространства и времени означает регуляцию контекста общения.

Культурное разнообразие всегда оказывает влияние на регуляцию контекста общения и особенности самой невербальной коммуникации. Наряду с культурой, невербальное поведение также обусловлено принадлежностью человека к определенным социальным группам и такими характеристиками, как пол, возраст, социоэкономический статус, род занятий и специфика окружающей среды.

Главная цель невербального общения - это достижение межличностной синхронности. Согласно Холлу, межличностная синхронность означает согласованность ритмических движений между двумя людьми на вербальном и невербальном уровнях.

Установлено, что межличностная синхронность или согласованность достигается в том случае, когда невербальное общение между двумя индивидами нацелено на широту, уникальность, продуктивность, уступчивость, сглаженность, спонтанность и когда имеет место открытый и спокойный обмен мнениями. Межличностная несогласованность возникает тогда, когда невербальное общение между двумя людьми становится затрудненным, стилизованным, появляется ригидность, скованность, неловкость, нерешительность, формальность и опасность открытого осуждения или оскорбления.

Межличностная синхронность отражает растущую симпатию, взаимное внимание, крепнущую связь, а межличностная несогласованность - растущую антипатию, отвержение и безразличие.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри данного коллектива.

Недостаточное внимание к личности ученика в процессе обучения, преимущественная ориентация применяемых методов обучения на деятельность учащегося в ущерб вниманию к его личности оборачивается большими педагогическими просчётами. Оптимальное педагогическое общение - такое общение педагога с учащимися в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности ученика.

Цель работы: Проанализировать невербальный аспект педагогического общения.

Изучить характеристику невербального общения.

Рассмотреть особенности невербального общения в педагогическом взаимодействии.

Объект исследования – педагогическое общение.

Предмет исследования – Невербальный аспект педагогического общения.

Метод исследования: Теоретический анализ литературы по теме.

1.1 Выражение лица (мимика)

Выражение лица - главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции - счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции - печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

печаль - брови сведены, глаза потухшие; часто утолки губ слегка опущены;

счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад .

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.

Особенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов.

Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий, обычно, пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

Тон голоса - особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: «Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?» Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.

Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.

Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

1.4 Позы и жесты

Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.

Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок.

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, - признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу.

интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

межличностное расстояние (0,5 - 1,2м) - для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

социальное расстояние (1,2 - 3,7 м) - для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения .

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.

Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

Традиция - также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником - на стульях, стоящих под углом друг к другу.

1.6 Ответ на невербальное общение

Отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом, мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте».

Как же реагировать на невербальное общение собеседника? Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные «сообщения» противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, «судят не по словам, а по делам».

Когда несоответствие между словами и невербальными «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать.

Следовательно, когда мы получаем от говорящего «противоречивые сигналы», то можем выразить ответ примерно в такой форме: «Я подумаю» или «Мы вернемся с Вами к этому вопросу», оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на «противоречивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?» Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего - поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.

Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. При этом учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент общения. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения.

Как утверждает Л.М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации» .

Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А. Петрова .

Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика.

Следует отметить, что данный аспект педагогического общения находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов. Так, А.С. Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть» . Однако только в последнее время он стал все больше привлекать внимание исследователей феномена общения.

Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:

прикосновение;

дистанция общения;

визуальное взаимодействие;

интонация.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Как было сказано выше, мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов .

Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний (Е.А. Петровой отмечается, что их всего более 20000) дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение» .

Ряд исследований показывают, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым ребенком.

При рассмотрении пространства общения нельзя не затронуть и такого аспекта, как организационные условия обучения, в частности, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса.

Так, Н.В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в классной комнате таким образом, что стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства класса, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ученик чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один»являются факторами, вызывающими у ребенка неприятное и напряженное состояние.

При этом Н.В. Самоукина предлагает организовать пространство класса иным образом, сделав его более демократичным: стол учителя ставится впереди по центру, а парты учащихся расположены полукругом на одинаковом расстоянии от стола учителя.

Г.А. Цукерман также рассматривает вопрос о пространственной организации класса в работе «Виды общения в обучении» . Автор, в частности, пишет, что при организации групповой работы более приемлема иная, отличная от традиционной, расстановка парт в классной комнате, которая оптимизирует учебный процесс. При этом она предлагает следующие варианты организации образовательного пространства, среди которых варианты а) и б) считаются наиболее благоприятными, в то время как вариант в) рассматривается как один наиболее неблагоприятных (см. приложение 1).

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Как отмечает Е.А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель всегда должен помнить.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.

Итак, учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим. «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее, чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

1. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 2002. – 326 с.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. – 294 с.

3. Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. – М.: Педагогика, 1989. – 310 с.

4. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога // Директор школы. - 1999. - №2. С. 15.

6. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. – 278 с.

8. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 418 с.

Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. – М.: Педагогика, 1989. С. 34.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. С. 211.

Невербальное общение в педагогической деятельности

Автор: Минегалиева Гульнара Филоретовна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка» Детский сад №104 «Бэлэкэч», г. Набережные Челны .
Описание материала: предлагаю статью «Невербальное общение в педагогической деятельности. Эта статья будет полезна для педагогов в их педагогической деятельности.

Невербальное общение в педагогической деятельности.
Роль культуры общения и гуманитарные знания растут по мере развития общества, а в педагогической деятельности в большей степени играют разнообразные приемы и знания, формирующие у ребенка представление о себе и другом человеке, о возможностях человеческого творчества. По форме осуществления воздействия на воспитанников можно судить о коммуникативных умениях педагога, по специфике организации речевого сообщения - о его общей культуре и грамотности.
Общая и коммуникативная культура обязательно включает в себя и культуру невербального поведения. Невербальное поведение создает облик действующего лица и раскрывает его внутреннее содержание.
Коммуникация людей осуществляется на вербальном и невербальном уровнях. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют -7%,звуки и интонации-38%,неречевое взаимодействие- 53%. Тело посылает постоянные сигналы самому человеку и окружающим. «Говорим голосом, беседуем всем телом» -Публиций.
К невербальным средствам относят: мимика - движения мышц лица, жестика-жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика-моторика всего тела.
Дошкольники и младшие школьники эмоциональны в том смысле, что они не умеют скрывать и сдерживать внешнее выражение своих эмоций. Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу - сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямым, потупленным, доверчивым, хмурым, испуганным.… На лице ребенка с его очень непосредственной и выразительной мимикой педагог может прочитать, что он чувствует: удовольствие или неудовольствие страх или стыд и т.п. Пантомимика играет важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции «съёживают» его фигуру, положительные наоборот, «разворачивают». Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации.
Наблюдение за невербальным поведением делает представление педагога о поведении детей более конкретным, точным и подробным. Ребенок только вошел, а педагог уже видит настроение ребенка. Так, А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть».(Собр. Соч. Т.4, С.34). «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А.Петрова
Есть немало самонадеянных людей, считающих, что маленький человек вряд ли обратит внимание на их костюм, прическу и вряд ли это скажется каким - то образом на успехе процесса воспитания. Установлено, что человек, получивший положительную оценку за внешность, чаще всего положительно характеризуется по личностным характеристикам. Поэтому важнее одеваться не во что и как, а в каждом конкретном случае одеваться так, а не иначе.
Педагогу необходимо обращать внимание на жесты. Вербальное общение с помощью жестов получает серьезное эмоциональное подкрепление. Точность движений и жеста в системе педагогического общения чрезвычайна, важна, тем более, если они выступают как семантические движения, заменяющие слова, например «остановитесь», «уйди», «да», «нет». Иногда эти движения взаимодействуют со словами, иногда полностью заменяют.
Наибольшее внимание уделяется лицевой экспрессии. Привычка смотреть в лицо партнера по общению и более или менее тонко отмечать смену выражений развивается у каждого человека постепенно, начиная с первых недель жизни. Появление ее дает ребенку возможность предвидеть действия взрослого с «таким» лицом и соответственно строит свое поведение.
Источник личного опыта -прежде всего семья-с детства снабжает каждого своими представлениями о значении экспрессивного поведения. В одной семье ребенок привыкает распознавать приближение «грозы» всего лишь по неподвижности маминого лица, а в другой получает «полный набор» признаков в виде искаженного лица, оскаленного рта, сузившихся глаз, наморщенного лба.
Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят. Когда дети характеризуют педагога словами "Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться", "Он строгий", "Он красивый", то имеется в виду именно такой портрет педагога.
Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Знание своих особенностей и адекватности «чтения» других людей – явление взаимосвязанные. Научиться этому, в принципе, можно, хотя и не так легко.
Для педагогов важно не только уметь управлять лицевой экспрессией, но и имитировать те или иные состояния для демонстрации своего отношения к аудитории. Желательно придать лицу приветливый вид, сосредоточенность и деловитость. На слушателей надо смотреть прямо, но не пристально, периодически обводя взглядом всех. Взгляд на слушателя дает и обратную связь. Туманная дымка в глазах говорит о том, что слушатель не включился в работу. Блеск глаз, активная поза говорят о том, что ребенок внимательно слушает, охотно занимается.
Общаясь с детьми, педагог значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов детей, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие, как взрослого, так и ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод – невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия педагога с детьми. Для того чтобы облегчить свою работу, педагог должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания. Педагогическая техника это совокупность приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения.

Литература.

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. Для учителя. -М.Просвещение,1990
2. Данилова И.А.,Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. Краткий курс. – М.:Окей-книга, 2010.
3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М.Просвещение,1987
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.:Просвещение, 1987
5. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по невербальному общению. – М.: Прайм-Еврознак, 2007
6. Станкин М.и. Профессиональные способности педагога.-М. Московский психолого- социальный институт; Флинта,1998
7. Якобсон П.И. Психология чувств и мотиваций.- М.,1998

Невербальные средства общения в педагогическом процессе

контрольная работа

Глава 2. Невербальное общение в педагогическом взаимодействии

Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. При этом учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент общения. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения.

Как утверждает Л.М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации» Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога // Директор школы. - 1999. -№2. С. 15..

Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А. Петрова Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. С. 10..

Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика.

Следует отметить, что данный аспект педагогического общения находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов. Так, А.С. Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть» Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. - М.: Педагогика, 1989. С. 34.. Однако только в последнее время он стал все больше привлекать внимание исследователей феномена общения.

Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:

прикосновение;

дистанция общения;

визуальное взаимодействие;

интонация.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Как было сказано выше, мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. - 1982. - №5. С.70-73..

Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний (Е.А. Петровой отмечается, что их всего более 20000) дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение» Макаренко С.А. Собр. соч. Т.5. - М.: Педагогика, 1989. С. 171..

Ряд исследований показывают, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

Некоторые исследователи Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. С. 29. отмечают, что многие учителя считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на детей. Часто - это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, надуманный образ, якобы способствует хорошему поведению и успеваемости учеников, облегчает руководство, управление классом. Кроме того, существует довольно распространенное явление - «определенное лицо для определенного ученика». Но, как профессионал, учитель должен владеть своим поведением настолько, чтобы этого избегать.

Следующий канал невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

Однако Л.М. Митина предостерегает, что у многих детей прикосновение может вызвать настороженность. В первую очередь, это бывает у детей, для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, так как оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда, как отмечает Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок.

Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Сопровождение учителем своего замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта.

Исследования отмечают Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. С. 110., что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А. Леонтьев, в частности, отмечает, что вопрос о взаимном размещении участников общения в пространстве (в особенности расстоянии) довольно актуален, поскольку в зависимости от этого фактора в общении в различной мере используются другие неречевые компоненты, различной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему.

Исследователи Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. С. 68. утверждают, что дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, как отмечает Е.А. Петрова, что зона наиболее эффективного контакта - это первые 2-3 парты. Именно первые парты попадают в личную или даже интимную (если учитель стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от учителя, согласно классификации зон общения по А.Пизу Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. - М.: ЭКСМО, 2004..

Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым ребенком.

При рассмотрении пространства общения нельзя не затронуть и такого аспекта, как организационные условия обучения, в частности, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса.

Так, Н.В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в классной комнате таким образом, что стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства класса, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ученик чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один»являются факторами, вызывающими у ребенка неприятное и напряженное состояние.

При этом Н.В. Самоукина предлагает организовать пространство класса иным образом, сделав его более демократичным: стол учителя ставится впереди по центру, а парты учащихся расположены полукругом на одинаковом расстоянии от стола учителя.

Г.А. Цукерман также рассматривает вопрос о пространственной организации класса в работе «Виды общения в обучении» Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. С. 160.. Автор, в частности, пишет, что при организации групповой работы более приемлема иная, отличная от традиционной, расстановка парт в классной комнате, которая оптимизирует учебный процесс. При этом она предлагает следующие варианты организации образовательного пространства, среди которых варианты а) и б) считаются наиболее благоприятными, в то время как вариант в) рассматривается как один наиболее неблагоприятных (см. приложение 1).

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Как отмечает Е.А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель всегда должен помнить.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.

Как отмечает Е.А. Петрова Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. С. 46., не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.

Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. К культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

В общении учителя с учениками большое значение имеет и тон речи. По утверждению М.М. Рыбаковой Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. С. 211., интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается.

В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь учителя, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает исключительным «эмоциональным слухом», расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему со стороны других.

При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к заключению о том, что речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

Таким образом, можно сделать вывод - невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

Вербальные и невербальные средства общения

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4...

Возможности метода беседы

Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно...

Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаем или получаем лишь 20-40% информации. Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств. Профессор Рэй Бердвистелл показал...

Исследование невербального общения на сцене

Актер, как известно, выражает создаваемый им образ при помощи своего поведения, своих действий на сцене...

Межличностные отношения

Невербальная коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения людей. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент...

Назначение и компоненты невербального общения

Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые из этих кинесических составляющих...

Невербальное общение

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они "переполнены" счастьем или "сияют" от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим...

Невербальное общение

Наука под названием кинесика В последние годы стала складываться новая наука, захватывающая воображение людей. Это наука о языке тела. В научном лексиконе она получила название кинесика. Язык тела, или кинесика...

Невербальное общение и его роль в коммуникации

1.1 Классификация средств невербального общения Общение без слов - общение самое емкое и достоверное. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты...

Невербальные средства общения

Невербальное общение - общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Невербальное общение - наиболее древняя и базисная форма коммуникации...

Невербальные средства общения в педагогическом процессе

Отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом, мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте»...

Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации средствами невербального общения

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют...

Профессиограмма воспитателя. Невербальное общение

Общение играет очень важную роль в нашей жизни. Общение - это, прежде всего процесс, которым мы пользуемся и ощущаем ежедневно. Общение - обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта...

Психодиагностические возможности беседы

Помимо вербального общения в беседе присутствуют элементы невербального, такие как: мимика, интонация и тембр голоса, позы и жесты, межличностное пространство и визуальный контакт. Невербальное общение позволяет точнее понять сказанное...

Стереотипы и недостаток внимания, как факторы затрудняющие общение

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ Вывод: Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда используется речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения Ковальчук А.С...

Загрузка...
Top