Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Согласование, управление, примыкание

Различаются два основных типа синтаксической связи слов в предложении: сочинительная и подчинительная . Сочинительной свя­зью соединяются равноправные, независимые друг от друга слова, являющиеся в предложении однородными членами: Густые и сочные травы сулили богатый покос (М.Исак,). При подчинитель­ной связи одно слово является главным, а другое зависимым. От главного слова к зависимому ставится вопрос: яркое солнце (солнце какое?), очень полезный (полезный в какой степени?). Подчини­тельная связь более тесная, чем сочинительная. Словосочетаниям свойственна только подчинительная связь. Существует 3 вида под­чинительной связи: согласование, управление и примыкание .

Согласование - такой вид подчинительной связи, при кото­ром зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Основной вид согласования свойствен словосочетаниям: белая берёза, стройный тополь. При согласовании с изменением форм главного слова изменяются формы зависимого слова: белой берё­зы, белой берёзе, белую берёзу. Зависимость подчинённого слова от главного выражается с помощью окончаний. При согласовании в словосочетаниях главным словом является существительное, а зависимым - прилагательное или другая часть речи, склоняюща­яся подобно прилагательному: первый урок, решенная задача, моя книга. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. В составе предикативного сочетания (сочетания главных членов) наблюдаются другие виды согласования. Глагол-сказуе­мое согласуется с именительным падежом существительного в числе: грачи прилетели; Солнце светит. В форме прошедшего вре­мени единственного числа и в форме условного наклонения единственного числа глагол согласуется с существительным в числе и роде: Туман рассеялся; Скорее пришёл бы отец!

Управление - такой вид связи, при котором зависимое слово (существительное, местоимение-существительное, субстантиват) ставится при главном в определённом падеже без предлога или с предлогом. Например: встретить друга (в,п.), верить другу (д.п.), думать о матери (пр.п.), лечить больного (в,п.).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: встретить друга, встречу друга, встретив друга. Зависимым словом при управлении всегда является существительное или слово, заменяющее суще­ствительное (местоимение, субстантиват). Главным словом мо­жет быть глагол, существительное, прилагательное, наречие: чи­тать книгу, книга сестры, добрый сердцем, вдали от дороги.

По наличию или отсутствию предлога при зависимом слове раз­личают предложное и беспредложное управление: работать за това­рища, поступить в институт - предложное управление; топать книгу, верить другу, чтение книги - беспредложное управление.

Зависимость существительного при управлении выражается только его окончанием, если нет при нём предлога, и предлогом и окончанием, если предлог есть (работать за товарища).

Примыкание - это вид связи, в который вступает неизменяе­мые слова и формы. Примыкание - связь в основном смысловая. Примыкают наречия, инфинитивы, деепричастия, сравнитель­ная степень прилагательных: повернуть направо, привычка курить, идти прихрамывая, пришли дети постарше. Объединению примы­кающих слов в составе словосочетания помогает контактное рас­положение слов, отсутствие паузы между главным и зависимым словом при чтении предложения, т.е. интонация предложения. Например: Друзья повернули направо; В лесу дышится легко.

Подчеркнём, что вид синтаксической связи зависит от при­надлежности слов к части речи, а не от их синтаксической роли в предложении. Так, зависимые существительные всегда управляются, хотя они могут быть в предложении и дополнениями, и обстоятельствами, и несогласованными определениями, напри­мер: читать книгу (доп.), читать на кушетке (обет.), книга брата (несогл. определение).

Класс _______________

Предмет_________________

Дата:

Тема : Нормы согласования, управления и примыкания.

Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях.

Задачи:

    обучающие:

- изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) ;

Сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;

2. развивающие:

Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Продолжить развитие творческих способностей;

Формирование орфографической зоркости;

3. воспитательные:

Воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

Оборудование : учебник, раздаточный материал.

Методы работы : устная, письменная.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

    1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к началу урока.

    Актуализация знаний.

Что такое словосочетание?

Как связаны слова в словосочетании?

На какие две группы делятся слова в словосочетании?

По своей структуре словосочетания делятся?

По главному слову словосочетания делятся? Дайте характеристику, приведите примеры.

Назовите способы подчинительной связи в словосочетаниях. Дайте им характеристику. Приведите примеры.

    Проверка домашнего задания.

Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:

Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

1. а) на письменном столе

2. а) постучать в дверь

б) корабль отплыл

б) жить по-новому

в) прыгнули с моста

в) вследствие опоздания

г) громко засмеялся

г) в первых рядах

3. а) платье в клетку

4. а) будем работать

б) проснуться утром

б) сидел молча

в) пропущенный урок

в) сомневаться в сказанном

г) бить баклуши

г) за интересной книгой

Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:

1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;

2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;

3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;

4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.

Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.

Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.

Самостоятельная работа 1.

Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.

1. а) к голубому вагончику

2. а) заглянуть в окно

б) состав прибыл

б) сделать по-старому

в) наблюдали с балкона

в) будут цвести

г) низко нагнулся

г) на ярких лепестках

3. а) дом с колоннами

4. а) вопреки предсказаниям

б) молча переглянуться

б) сидел сгорбившись

в) выполненное задание

в) во всём сомневаться

г) все обрадовались

г) с обаятельной соседкой.

5. а) падающий снег

6. а) снежинка на рукаве

б) лететь в окна

б) самый глубокий

в) несмотря на запрет

в) узорчатый край

г) поднять высоко

г) совсем холодная

Самостоятельная работа 2.

1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?

а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;

б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;

в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;

г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.

2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?

а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;

б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;

в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;

г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.

3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?

а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;

б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;

в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;

г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.

4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?

а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;

б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;

в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;

г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.

    Изучение нового материала.

Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.

Главное слово : существительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам) : прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам) : существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.

Примечание.

1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление , в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.

2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление , в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.

Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).

Примечание.

1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием : его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.

2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.),которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.

Подсказки для тех, кому трудно:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении

И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.

    Закрепление.

Укажите неправильный вариант ответа.

1. Согласование

4. Согласование

а) думать о будущем

а) в сиреневом облаке

б) решающий ученик

б) с огромным букетом

в) к следующему понедельнику

в) цветущую сирень

г) от дурных мыслей

г) растущие в саду

2. Управление

5. Управление

а) праздник весны

а) пусть светит

б) солнечным утром

б) работа над ошибками

в) виться над головой

в) смеясь над собой

г) заглянувший в парк

г) рассказанная на уроке

3. Примыкание

6. Примыкание

а) очень приятно

а) обижаться по-прежнему

б) разговаривать сидя

б) крикнуть громко

в) прищурив глаза

в) пришёл заранее

г) решил прогуляться

г) уехал на отдых

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)

2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)

3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)

4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)

5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)

6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)

7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)

8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)

9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)

10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)

Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека

Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов ); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд );

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф );

4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами:

    вера во что-либо - уверенность в чём-либо;

    заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;

    идентичный чему-либо - сходный с чем-либо;

    обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо;

    обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо;

    обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо;

    опираться на что-либо - базироваться на чём-либо;

    отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо;

    превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо);

    предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо;

    препятствовать чему-либо - тормозить что-либо;

    различать что и что - отличать что от чего;

    рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо;

    свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;

    удивлён чем-либо - удивляться чему-либо;

    упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо;

    уплатить за что-либо - оплатить что-либо.

    Подведение итогов.

Что вы сегодня узнали?

Какие нормы подчинительной связи вам стали известны?

    Домашнее задание.

_______________

_______________

Р.р.

***

***

***

***

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Цель : познакомить с различными способами связи в словосочетаниях, научить определять способы связи в словосочетании, конструировать их, закрепить понятие о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Запись слов в словарик.

Традиция, идеал, стипендия, стипендиат, преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск.

Проверка домашнего задания (упр. 65), «по цепочке».

3. Опрос учащихся.

– Что называется словосочетанием?

Расскажите о строении словосочетаний?

Каковы основные признаки словосочетаний?

На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?

Что показывает схема словосочетаний?

Практические задания на закрепление материала.

Выборочный диктант.

На доске написаны слова. Выпишите только словосочетания.

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес и поле, настольные часы, часы приема, часы остановились, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, засушливое лето, во время игры, от засухи и зноя, в течение часа.

Объясните, почему словосочетаниями не являются: возле леса, лес и поле, от засухи и зноя, в течение часа.

4. Работа с упр. 66, стр. 31. Работаем устно.

5. Объяснение нового материала. Работа с материалом п. 7, с. 32.

1. связь слов в словосочетании..

Самостоятельные части речи соединяются в словосочетания с помощью трёх видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

  1. Согласование. Учащимся предлагается записать в столбик словосочетания, оставив первую строчку для записи после объяснения; найти главные и зависимые слова; определить, какой частью речи выражено зависимое слово; слева с столбик записать схемы словосочетаний.

Пренеприятное известие прил.+ сущ.

Превосходный результат прил.+ сущ.

Прибрежные заросли прил.+ сущ.

Приближающейся бури прич.+ сущ.

Этого пристанища мест.+ сущ.

Второе приглашение числ. (поряд)+ сущ.

если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (записываем на доске вопросы, схемы и вид связи).

Вопросы:

Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия)

Приведите примеры согласования. (ранняя осень – ранней осенью, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу).

2) Управление.

Х__________

Приведение к знаменателю сущ. + сущ.

Х________

Увидел привидение гл. + сущ.

Х__________

Примчаться к тебе гл. + мест.

Х________

Призадуматься над задачей гл. + сущ.

Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного – это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе; товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас – встретил вас).

3) Примыкание.

Х__________

Прибыть неожиданно гл. + нареч.

Нежно прикасаться нареч. + неопр. форма гл.

Очень небрежно нареч. + нареч.

Х__________

Спал сидя гл. + деепричаст.

Х__________

Говорил улыбаясь гл. + деепричаст.

Если зависимое слово наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая, собираюсь уехать.

2. Значение словосочетаний.

В словосочетании выделяется три вида значений: определительное, обстоятельственное, дополнительное.

1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой, который? Чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

2) обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью и т. д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать.

3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое слово отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей: прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, вдали от берега.

Закрепление темы.

6. Работа с упр. 71, стр. 34. выполняем письменно, с комментированием «по цепочке».

7. Объяснение нового материала. Работа с материалом п. 7, с. 35-36.

8. Работа с упр. 77, стр. 37.

9. Самостоятельная работа с упр. 72, стр. 34

10. Проверочная работа на степень усвоения изученного материала. Тестовая работа.

Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел

Б. заревел неистово

В. заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

Найдите словосочетание по его грамматическому признаку –

«действие и его признак»

А. спуститься с горы

Б. бег трусцой

В. легко преодолеть

Г. ходить по лесу

Отметьте словосочетания, у которых вид связи – согласование.

А. сидеть в машине

Б. весёлая музыка

В. очень тепло

Г. счастливо улыбаться

Отметьте словосочетания, у которых вид связи – управление

А. развевающегося флага

Б. ничем не интересовался

В. шел медленно

Г. присутствовать на митинге

Отметьте словосочетания, у которых вид связи – примыкание.

А. серый от пыли

Б. очень грязный

В. поворот налево

Г. возвратиться из похода.

Найдите ошибки в управлении.

А. директор магазина

Б. опираться на фактах

В. верящий в победу

Г. уверенность в победу

Д. з. & 7, упр. № 8


Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание

Согласование как способ подчинительной связи

  • Согласование - это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.

Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.

Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

Управление как способ подчинительной связи

  • Управление - вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? дательный.падеж);

Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола(радоваться встрече), существительного(любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).

При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,беседа с рабочими).

Примыкание как способ подчинительной связи

  • Примыкание - это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило?).

Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить,приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)

Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше,бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)

Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).

Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).

Следует различать примыкание и управление

  • Её обувь – это примыкание (чье?),
  • Увидеть его – управление (кого?).

В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

  • Бежать в магазин – управление,
  • Пойти сюда – примыкание.

Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

Подчинительная связь — связь, передающая такие отношения между элементами языка (словами или частями сложного предложе-ния), когда они являются неравноправными, и один из них оказывается главным, а второй — зависимым. Подчинение встречается в разных типах словосочетаний и между частями сложноподчиненного пред-ложения:

медный колокольчик; обжечь губы; сладко пахнуть и др.;

Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку (Б. Л. Пастернак)
Если утро зимнее темно, То холодное твое окно Выглядит, как старое панно (О.Э. Мандельштам)

Для выражения подчинения в русском языке используется целый ряд грамматических средств: окончания в форме зависимого слова, различные служебные слова (предлоги, послелоги, подчинительные союзы и союзные слова), порядок слов, интонация.

Внутри подчинения принято различать три его разновидности: со-гласование, управление и примыкание.

Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором грамматические характеристики главного слова повторяются в зависи-мом. При этом если меняется грамматическая форма главного слова, то обязательно меняется и форма зависимого слова, например: смелый человек, смелого человека, смелым людям.

Согласование может происходить по роду, числу, падежу — как по отдельности, так и по всем этим грамматическим категориям одно-временно: тогда его называют соответственно неполным и полным. Так, в случаях на семи ветрах и город Москва наблюдается неполное согласование, а в словосочетаниях пишущая машинка и этот дом со-гласование будет полным.

Управление — такой вид подчинительной связи, при котором глав-ное слово требует от зависимого определенной формы того или иного падежа, и при изменении формы главного слова форма зависимого слова не меняется, например: строит дом, строили дом, построив дом. Как правило, требование определенного падежа связано с лексико-грамматическими характеристиками главного слова.

В ряде работ различают понятия сильного и слабого управления. В случае сильного управления главное слово жестко предопределяет появление при нем конкретной падежной формы зависимого слова, это зависимое слово необходимо при главном, т.к. их связывают опреде-ленные смысловые отношения: читать учебник, просмотр фильма, наедине с тобой. Слабое управление не предполагает обязательного распространения главного слова какой-либо падежной формой, появ-ление зависимого слова может быть факультативным: сильный духом, улыбнуться шутке.

Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором главное слово не диктует зависимому никаких грамматических харак-теристик, и подчинение одного слова другому проявляется не фор-мально (в структуре зависимого слова), а только семантически. В ряде случаев средствами выражения примыкания могут служить порядок слов и интонация.

Бесспорно, этот вид связи используется в словосочетаниях, где за-висимые слова в принципе не имеют форм словоизменения. Такими являются наречия, деепричастия, инфинитивы, некоторые прилага-тельные, формы сравнительной степени, например: смотреть иско-са, быть умнее, плакать не переставая. Как правило, в большинстве школьных учебников только такие случаи и относят к примыканию.

В лингвистической литературе примыкание может пониматься более широко, и тогда выделяют так называемое падежное примыка-ние (предложное и беспредложное). К нему будут относиться случаи типа видеться каждый день, платье из ситца, их семья. При па-дежном примыкании чаще всего выражаются либо определительные отношения между словами (как в последних двух примерах), либо обстоятельственные — обычно пространственные (лежать на диване, стрелять из окопа). Материал с сайта

Эти случаи не считаются управлением, поскольку при управле-нии именно главное слово должно определять падеж (с предлогом или без) зависимого слова. Здесь же скорее зависимое слово выбирает для себя ту или иную падежную (или предложно-падежную) форму, и этот выбор зависит от конкретной ситуации и от лексического значения именно зависимого (а не главного) слова. Например, можно поставить в качестве определения при слове платье зависимое существительное и в родительном падеже (платье сестры), и в винительном с предло-гом в (платье в горошек), и в родительном с предлогом из (платье из шелка), и в творительном с предлогом с (платье с запахом) и т.д.; при глаголе видеться зависимое слово не обязано стоять только в винитель-ном падеже без предлога (как в видеться каждый день), оно может выбрать для себя и какую-то другую форму (видеться по выходным, видеться через день, видеться в конце недели и т.п.). Следовательно, не существительное платье и не глагол видеться заставляют зависимые слова стоять в определенной форме, а эти слова сами решают, какой падеж и предлог им выбрать. Поэтому случаи такого рода могут трак-товаться как примыкание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • правило на тему согласование примыкание управление
  • управление подчинение согласование
  • для чего служит примыкание
  • подчинительная связь управление ее виды
  • главные слова в примыкании, согласование, управление
Загрузка...
Top