Нравы и обычаи восточных славян. Жизнь древних славян

Быт восточно-славянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища – религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой – привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной – пиршеством и воинскими играми.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца – Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии – Перун, богом ветра – Стрибог, покровителем скота – Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь – Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога – Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначальником жизни – Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски – «щур». Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках – водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря – колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны – масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы – проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

Наши далекие предки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития. Трудные природно-географические условия и постоянная необходимость отражать набеги на свои земли различных племен и народов, возникновение городов у древних славян задержало на несколько столетий по сравнению с западноевропейскими государствами складывание отдельных княжеств в самостоятельное государство. В то же время, вступив на путь разложения родового строя, зарождения земельного и имущественного неравенства и создания племенных княжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурных связей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единого государства – Киевской Руси.

Они, по-видимому, жили еще в формах так называемого патриархального или родового быта. Родовые старейшины имели большую власть каждый в своем роде: они разбирали и решали споры и столкновения между членами рода; если же кому-либо из родичей была нанесена обида от чужеродцев, то родичи должны были отомстить обидчику (за убийство родичи мстили убийством, так называемая «кровная месть»). Если возникали вопросы, касающиеся всего племени, особенно в случаях внешней опасности, родовые старейшины собирались на совет и иногда выбирали общих предводителей, власть которых прекращалась после того, как опасность миновала.

Однако этот примитивный патриархально-родовой быт начал быстро разлагаться по мере того, как славяне расселялись в Поднепровье и далее – на север и восток.

«В этом пустынном лесистом краю пришельцы занялись ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашеством. Пространства, удобные для этих промыслов, не шли обширными сплошными полосами... Такие места являлись удаленными один от другого островками среди моря лесов и болот. На этих островках поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали их и расчищали в окрестностях поля для пашни, приспособляя в лесу борти и ловища» (Ключевский). Границы владений каждого двора определялись впоследствии стереотипным выражением: «куда топор и коса и соха ходили»...

Однако трудные условия жизни и хозяйства – необходимость расчищать пашни из-под леса («поднимать новину»), охота на хищных зверей и т. д. – не допускали чрезмерного дробления сил. Типичной формой славянских поселений становятся небольшие деревни – в один, два, три двора, а основной ячейкой общественной организации становятся сложные семьи во главе с домохозяином (типа югославянской «задруги»), включающие нескольких родственников, а нередко и посторонних лиц, принятых в хозяйство. Несколько таких поселков или задруг-дворищ объединились в союзы («верви» «Русской Правды »), но это были уже союзы не кровные, а территориальные, соседские, связанные экономическими интересами, а также интересами взаимной защиты.

О нравах и обычаях древних славянских племен киевский летописец (монах) отказывается весьма сурово. Он сообщает, что они «живяху в лесе, якоже всякий зверь», «живущие скотски: убиваху друг друга, ядоху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху (похищали) у поды девиц».

Летописец-христианин осуждает обычаи кровной мести (или самосуда), употребление в пищу «зверины» и беспорядочность брачной жизни: многоженство и «умыкание» невест; впрочем, он говорит, что обычно похищали невест «с нею же кто совещаше», т. е. по обоюдному согласию. Впоследствии вместо похищения (или после похищения) жених уплачивал выкуп родным невесты.

15.02.2014

Древние славяне нравы и обычаи которых легли в культурную основу большей части восточноевропейских народов, выделились некогда из большой индоевропейской группы племен. В древние времена эта обширная общность людей расселилась по всей Евразии, дав начало многим известным народам. Так, и древние славяне, объединились некогда из числа индоевропейцев, ведущих единый хозяйственный уклад, сходных по языку и общественному устройству. В течение 4-6 веков до н.э. славяне принимали участие в великом переселении народов, по результатам которого они колонизировали земли Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, в последующем разделившись на три ветви славянства – западных, восточных и южных.

Расселение племен древних славян

Впервые стали упоминать о славянском народе византийские хроники 6 века н.э., говоря в основном о племенах, живших на территории Балкан, а благодаря Нестору летописцу нам сегодня известно племенах и землях восточных славян. Расселение племен было следующим:

  • Кривичи жили в верховьях волги, Днепра и Западной Двины и севернее;
  • Поляне обитали в районе Среднего Днепра, на территории современного Киева;
  • Тиверцы и уличи в низовьях Днепра, Побужья и устья реки Дунай;
  • Вятичи в верховьях Оки и ниже по течению;
  • Словене в землях от Волхова до Ильменя;
  • Дреговичи населили Полесье, от Припяти до Березины;
  • Древляне, по берегам Тетерова и у реки Уж;
  • Радимичи меж Ипутью и Сожем;
  • Северяне близ Десны;
  • Дулебы, они же Волыняне, Бужане жили на Волыни;
  • Хорваты на склонах карпатских гор.

Жизнь древних славян

Прояснить жизнь, обычаи и традиции славян помогли многочисленные раскопки и научные работы. Стало известно, например, что долгое время древние славяне не отходили от традиций патриархального уклада и общинно-родового строя. Семьи объединялись в рода, а те в племена. Управляли общественной жизнью почтенные старейшины, которые для решения всех важных вопросов собирали вече (совет). Время принесло обособление семейной деятельности, и родовое устройство постепенно перешло в общинный уклад (вервь).

Славяне были оседлым народом и занимались земледелием, вспахивали поля сохой, запряженными волами и лошадьми, собирали урожаи полезных растений и прекрасно владели различными промыслами – охотой, рыбалкой, а также немного разводили скот и владели ремеслами. Большую активность славяне проявляли в добыче воска и меда – бортничестве.

Считается, что развитие торговли дало толчок к появлению у древних славян городов. Многие племена стали иметь свои центры. Ильмене построили Новгород, поляне – Киев, мать городов русских, северяне – Чернигов, Радимичи –Любеч, а кривичами был основан Смоленск. Славянские поселенцы селились в городищах - селениях по берегам рек, что кормили славян и служили для перемещения по воде. В городах неизменно появлялись воинские дружины, в которые объединялись славянские воины, а во главе войск становились Князья. Зародившаяся власть постепенно обретала все большее влияние, становясь полновластными правителями в своих землях. К примеру, варяги Аскольд и Дир основали княжество в Киеве, в Новгороде княжил Рюрик, а в Полоцке – Рогволод.

Религия древних славян

Древние славяне нравы и обычаи которых, а также представления о мире были языческими, обожествляли природу, умерших предков и верили в существование всевозможных богов. Сварогом славяне называли небо, небесные явления которого, считались его детьми, сварожичами. К примеру, Перун, сварожич, был громовержцем и пользовался большим почтением у славян. Помимо владения молниями и громом, он был богом войны, покровительствующим славянским воинам. Солнце и Огонь почитались за свою силу, живительную или губительную. Например, добрый Дажьбог даровал свет и тепло, а гневливый Хорс, мог выжигать посевы и природу жарой и пожаром. Над ветрами властвовал Стрибог.

Божественной воле наши предки приписывали владычество над всеми природными явлениями и процессами, стараясь завоевать расположение богов различными жертвами и праздниками. Волхвы, ведуны – славянские жрецы, умели распознавать волю богов, и обладали религиозной властью в своих племенах. При этом каждый пожелавший мог принести жертву богам сам. В позднее время славяне стали создавать из обработанного дерева многочисленные идолы, служившими отображениями их богов. Принятое в 10 веке князем Владимиром христианство, многие годы занималось искоренением язычества на Руси, и, тем не менее, вера и традиции славян сохранились по сей день, в виде фольклора, народных примет и всевозможных праздников.
Видео: Славянские праздники

По отзывам современников, начиная с VI века н. э., славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, большой выносливостью, темно-русым (рыжеватым) цветом волос. Это были предприимчивые, отважные и воинственные люди. «Все они,- говорит о славянах Прокопий,- рослы и сильны, цвет лица имеют не совсем белый, волоса ни русые, ни вполне черные, но рыжеватые…» «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль»,- пишет Ибн-Фадлан в своем «Путешествии на Волгу» в 20-х годах X в. «И я не видел людей,- говорит он,- с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны». О рыжих (или русых) волосах у славян и об их румянце говорит Аль-Масуди (X в.).

По свидетельству Казвини, «славяне имеют рыжие волосы, цвет тела красноватый и отличаются большой живостью». Западные писатели* византийцы и немцы, не менее арабов удивлялись высокому росту и крепкому телосложению славян, их силе и ловкости.

Византийский историк X в. Лев Диакон, описывая киевского князя Святослава Игоревича(942-972 гг.), говорит, что он был среднего роста, не слишком высок, но и не низок, брови имел густые, глаза голубые, нос короткий, борода была сбрита, на верхней губе густые и длинные волосы; голова совершенно сбрита, с одной стороны висел чуб, что означало знатность рода; шея сильная, плечи широкие,- и вообще он был очень хорошо сложен. Летопись говорит о Мстиславе Ярославиче (XI в.): «Бе же Мстислав дебел телом, великома очама», а князя Владимира Василь-ковича (XIII в.) хронист описывает так: «Сий же благоверный князь Володимер возрастом бе высок, плечима велик, лицем красен, волосы желты кудрявы, бороду стригый, руки же имея красны (т. е. красивые) и ноги».

Представление о белокурости славян было на­столько популярным на Востоке, что племенной термин «сакалиба», т. е. славянина, стал здесь синони­мом для названия всякого краснолицого, беловолосого или рыжеволосого человека вообще, о чем можно судить, в частности, на основании арабского лекси­кографа Абу-Мансура (X-XI вв.): «Славяне - племя красного цвета, имеющие русые волосы… Человека красного цвета называют славянином, по причине подобия его цвету славян».

Древние славяне жили обыкновенно в местах, есте­ственно защищенных от нападений врагов самой природой, т. е. в лесах, в горах, у болот и рек. По словам Маврикия, славяне жили в лесах, у рек, болот и озер в местах неприступных, а остготский историк Иордан замечает о славянах: «У них болота и леса заменяют города».

По характеристике летописца, поляне - народ кроткого и тихого нрава и имеют «стыдение» своим снохам, сестрам, к матерям и к родителям, а снохи у полян имеют «великое стыдение» к свекру и к деверям. Поляне, по летописцу, знали брачные обычаи, т. е. брак, оформленный и санкционированный известной народной обрядностью. «А древляне,- говорит летописец,- живаху звериньскым образом, и убиваху друг друга, ядуще все нечисто, и брака у них не бываше, но умыкаху у воды девица. А Радимичи, и Вятичи, и Север один обычай имеяху: живяху в лесе, якоже всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отъци и пред снохами, и браци не бьюаху в них, но играща межю селы, и схожахуся на игрища, на плясания и на бесовскыя песни, и ту умьжаху жены себе; имеяху же по две и по три же­ны…»

По сообщению летописца, славяне совершали по умершему тризну, а затем труп сжигали на большом костре и, собрав после этого кости, «вложаху в судину малу, и постав ляху на столпе на путех, еже творять Вятичи,- замечает летописец,- и ныне». Таких же обычаев, по летописцу, придерживались кривичи и прочие язычники, «не ведуще закона Божия, но творяще сами себе закон».

По описанию арабского писателя Ибн-Дасты (X в.), «страна славян - страна ровная и лесистая; в лесах они живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около десяти кружек его. Они пасут свиней наподобие овец».

Ибн-Даста, как и Ибн-Фадлан, описывает бытующий у славян обряд сожжения покойников, о чем го­ворит и Аль-Масуди, а Ибн-Вахшия в связи с этим замечает: «Я удивляюсь славянам, которые, несмотря на свое крайнее невежество и удаление от всякой науки и мудрости, постановили о сожжении всех своих мертвецов, так что не оставляют ни царя, ни другого человека без сожжения после смерти». Ибн-Фадлан дает исключительно яркую картину обряда сожжения знатного руса со всеми сопровождающими его деталями, в том числе и с закланием на могиле покойника для погребения вместе с ним и одной из его жен. О сожжении вместе с мужем его жены у славян гово­рят также Аль-Масуди и Ибн-Даста. Археологические раскопки славянских погребений подтверждают дан­ные арабских источников.

По свидетельству Прокопия, славяне жили в «дрянных избах, разбросанных на большом расстоя­нии одна от другой». Другой западный источник, Гельмольд, говорит о славянах, что они не заботятся о постройке своих домов, а обьжновенно сплетают себе избушки из хвороста, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. «Едва раздается клич военной тревоги,- говорит этот автор,- они поскорее заберут весь хлеб, спрячут его с золотом, серебром и всякими дорогими вещами в яму, уведут жен и детей в надежные убежища, в укрепления, а не то в леса, и не останется на расхищение неприятеля ничего, кроме одних изб, о которых они не жалеют нимало».

На войну славяне шли обыкновенно пешими, прикрыв себя броней, имея на голове шлем, при левом бедре тяжелый щит, за спиной лук со стрелами, пропитанными ядом. Кроме того, они были вооружены мечом, секирой, копьем и бердышем. С течением времени, начиная, повидимому с X в., славяне ввели в свою военную практику и конницу, о чем можно судить по показанию Льва Диакона относительно армии Святослава.

Постоянного войска у славян не было. В случае надобности в поход выступали все мужчины, способ­ные носить оружие, а детей и жен с пожитками они укрывали в городах и в лесах. Маврикий рассказывает о характерном для славян искусстве прятаться в воду и долго оставаться под водой, не замеченными неприятелем, дыша через длинную камышину. Славяне предпочитали сражаться в теснинах и ущельях, поражали врагов внезапным нападением из-за скалы или из-за кустарников, во время боя устраивали искусственный заслон из телег, строили завалы и засеки. Обычным боевым строем у славян был треугольник или клин, кабан, кабанья голова, называемый в русских летописях «свиньею».

Древние славяне были большими мастерами в во­енном деле, любили войну и, наделенные отвагой, мужеством, стойкостью и выносливостью, представляли собою крепкую военную силу, известную как на Востоке, так и на Западе у своих соседей, которые охотно принимали их к себе на военную службу. Среди лиц, состоявших у византийцев на военной службе и занимавших крупные командные должности, можно упомянуть, например, начальника фракийских войск Анангаста, анта или славянина по происхож­дению (469 г.); в 530-х годах - анта Хвилибуда (Хил-вуда), командовавшего греческим гарнизоном на Дунае; в середине VI в.- анта Доброгаста - начальника византийской черноморской эскадры и др. Славяне принимали участие в боях византийской армии в Италии против готов, в византийско-персидской войне в 554 г. и т. п.

О военном искусстве славян, которого они достигли к концу VI в., свидетельствует Иоанн Эфесский: «Они стали богаты, имеют много золота, серебра, табуны лошадей и оружие, и научились вести войны лучше самих римлян».

Как восточные, так и западные источники единодушно говорят о мужестве и выносливости славян. Ибн-Якуб отмечает, что это народ отважный и воинственный, и никто не сравнился бы с ним в силе, если бы не разрозненность их многочисленных обособленных племен. Ту же характеристику славянам дает и Аль-Бекри (XI в.): «Славяне - народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять». С этой характеристикой арабских писателей совпадают и более ранние отзывы византийцев.

Простодушные, приветливые и гостеприимные, независимо от национальности гостя, в домашней обстановке, славяне на войне непримиримы и беспощадны к врагу. По свидетельству Прокопия, переправившись в 549 г. через Дунай, славяне опустошили всю Иллирию до Эпидамна; встречных, без разбора возраста, частью умерщвляли, частью уводили в плен, лишая их имущества. В 550 г., захватив в плен вождя греческого войска Азбада, они сожгли его на костре. Взяв приступом сильную крепость на Эгейском море - Топер (Боар-Калеси), они умертвили всех жителей-мужчин (до 15 тысяч человек), расхитили имущество, а жен и детей отвели в рабство… «И долго вся Иллирия и Фракия,- замечает Прокопий,- были покрыты трупами. Встречных они убивали не мечом, не копьем и не каким-либо другим оружием, а сажали на кол, распинали на кресте, били батогами по голове; иных, заперши в.шатры вместе с быками и овцами, которых не могли увезти с собою, безжалостно сжигали».

О киевском князе Святославе Лев Диакон рассказывает, что, взяв город Филиппополь, он посадил на кол 20 тысяч его жителей, а узнав, что мизяне (болгары) перешли на сторону императора, он приказал отрубить головы 300 знатнейшим и самым богатым из них.

Введение

Сегодня в нашей стране наблюдается рост интереса к отечественной истории. Кто-то увлечённо следит за дискуссиями историков на канале «365», кто-то перерывает сайты инета в поисках ответов на интересующие его темы, кто-то по крупицам собирает сведения и документы, составляя историю своей малой родины. Молодое поколение, да и не очень, зачитываясь русским фэнтези постепенно увлекается и действительной, реальной историей своей страны. Это радует, ведь без знания своей истории в современной ситуации не может возникнуть национальной гордости, чувства собственного достоинства, патриотизма.

Моя работа посвящена восточным славянам – далёким предкам русских, украинцев и белорусов. Ещё учась в младших классах школы и изучая историю древнего мира, я никак не мог понять, как же так вышло, что в то время, когда некоторые европейские народы достигли высокого уровня социального и культурного развития, славяне представлялись нам как дикое отсталое племя. Это возмущало, и было очень обидно.

Теперь я понимаю, что прошлое каждого народа уникально. Исторические судьбы народов и государств складываются под воздействием ряда объективных и субъективных факторов, определяющих специфику и особый тип цивилизационного, общественно-государственного развития.

“История исследований происхождения и религии славян – это история разочарований” – так сказал видный славяновед Станислав Урбанчик, и у него были основания заявить это. Можно сказать, что от культуры славян не осталось ничего, так как почти все было уничтожено христианством. 70 лет назад Ватрослав Ягич, один из творцов исторической и лингвистической славистики, говорил, что согласился бы отдать всю накопившуюся научную литературу по данному вопросу за несколько древних текстов славянской культуры.

Мы живем в сложное время, на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Наше прошлое мы часто знаем лишь поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило наших предков- славян, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, что передавали следующим поколениям? Все это не просто любопытно. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа помогает понять и многие события в истории нашей страны.

1 Описание восточных славян

«Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, - писал один греческий историк, отмечая, что у славян в то время ещё не было письменного законодательства, - воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его». А вот свидетельство другого автора: «Племена славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужестранцам, о безопасности которых заботятся больше всего: провожает их от места до места и наставляют себя священным законом, что сосед должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по своей беспечности вместо охраны допустит какой-либо случай, где чужеземец потерпит несчастье». Греки заметили особенности общинного патриархального порядка жизни славян: «Пленники у славян не так, как у прочих народов, не всегда остаются в рабстве; они определяют им известное время, после которого, внеся выкуп, те вольны или возвратиться в отечество, или остаться у них друзьями и свободными». Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки: «Они превосходные войны, потому что военное дело становиться у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая – это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». «Часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днём и ночью и, так сказать, играют войной». «Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине».

2 Обычаи и нравы восточных славян

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: «Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим».

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры».

Наиболее важные дела рода решались на народном собрании – вече. На вече собирались не только для того, чтобы поменять старейшину, но и во многих иных важных случаях. Например, когда наступала засуха, гибельная для земледельцев – славян, на мирской сходке принималось решение сниматься с насиженного места и отправляться в другие края. Бывало, что покидать свои поселения вынуждали и моровые поветрия – так назывались опасные заболевания, от которых умирало множество людей.

Вече существовало почти во всех древнерусских городах. На вече народ созывали особые колокола. «Заседало» вече до тех пор, пока не принималось общее решение, но как правило не больше двух недель. В большинстве русских городов после прихода монголо-татарских завоевателей вече постепенно утрачивает свое значение и исчезает.

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» – на юге, и «вервь» – на севере.

Главную роль стал играть уже не старейшина, а старший мужчина в каждой отдельной семье, в собственности которой находились дом, приусадебная земля, скот, инвентарь. А вот земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья оставались общинной собственностью. Соответственно, появилось и разделение общины на свободных общинников и рабов, которыми обычно становились захваченные пленники.

Развитие ремесел и возникновение городов привели к появлению вооруженных дружин, во главе которых иногда стояли варяжские предводители – конунги. Случалось, что они захватывали власть в тех городах, которые были призваны охранять, и становились князьями. Эти люди и их дружинники постепенно сливались со старой племенной знатью. Во многом, однако, жизнью славян продолжали управлять вечевые сходы, а князь исполнял роль военного предводителя и сборщика дани. В случае опасности созывалось обще племенное ополчение.

В мирное же время сохранялась княжеская дружина профессиональных воинов. Она делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, и младшую. Сильному и опытному князю соплеменники безропотно подчинялись, признавали его верховную власть и мирились с тем, что ему достается большая часть захваченных богатств и военных трофеев. Князь же приближал к себе и щедро одаривал самых отборных воинов.

Нужно сказать, что уже к середине I тысячелетия н.э. процесс разложения общинно родового строя зашел достаточно далеко, спорадически возникали военно-политические племенные и межплеменные союзы, существование которых стимулировалось потребностями защиты от нападения извне.

В древнеславянском обществе постепенно происходили глубокие внутренние перемены – шли процессы классообразования, возникала феодализирующаяся имущая верхушка, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную. Подобные объединения славян сыграли заметную роль в последующем этносоциальном развитии славян и в становлении славянского этнического самосознания.

В землях новгородских словен, где было обилие рек, озёр, хорошо разветвлённая водная транспортная система, бурно развивались мореходство, торговля, различные ремёсла, производящие продукцию для обмена. Край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоёвывая у неё каждую пядь земли для пашни, лугов.

Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие – это основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда.

Поднепровские славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали прекрасные заливные луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных занятий.

Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озёрную птицу. Уже в это время сложился такой вид охоты. Как добыча пушного зверя.

Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне занимались бортничеством. Оно давало предприимчивым промысловикам много мёда, воска, который также высоко ценился при обмене.

Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Родовая община спаяна и родством, и общим трудом, охотой. Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины. Так зарождалось право частного владения, частной собственности.

Среднее Поднепровье стало местом, где ремёсла в VIII – начале XI в. достигли большого совершенства. В основном это кузнечное дело: плавка железе и изготовление из него до 20 видов орудий труда.

С каждым годом множились продукты ремесленников. Постепенно их труд всё более отделялся от труда сельского. Ремесленники теперь могли этим трудом содержать себя и свою семью. Они начали селиться там, где им было удобней и легче продавать или обменивать свои изделия на продукты питания. Такими местами, конечно, были поселения, расположенные на торговых путях, места, где жили племенные вожди, старейшины, где находились религиозные святыни, куда прибывало на поклонение множество людей.

Ещё не став самостоятельным политическим целым, восточнославянские племенные союзы вели оживленную торговлю со своими соседями. Именно в VIII – IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточнославянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры – Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые играли позднее столь важную роль в истории Руси.

Но кроме этого основного для восточных славян торгового пути существовали и другие. Прежде всего – это восточный торговый путь, осью которого были реки Волга и Дон.

Все эти пути покрывали своеобразной сетью земли восточных славян, перекрещивались друг с другом и по существу накрепко привязывали восточнославянские земли к государствам Западной Европы, Балкан, Северного Причерноморья, Поволжья, Кавказа, Прикаспия, Передней и Средней Азии.

3 Религия восточных славян

Что же касается духовной культуры восточных славян, то следует сказать, что религией, которую исповедовали восточные славяне было язычество (в последнее время чаще употребляется другой термин – политеизм, т.е. многобожие).

Наши предки почитали силы природы. Первое место по значимости принадлежало Даждьбогу (у некоторых славянских племен назывался Ярило, или Хорс, или Велес) – богу Солнца, почитавшемуся как источник тепла и света. Необходимо заметить, что Велес иногда становился отдельным божеством – покровителем скота, а Хорсом называли само Солнце.

Даждьбог по преданию каждое утро выезжал на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря – поочередно выводили и заводили в конюшню коней Даждьбога, кроме того у него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавших его лицо.

Другим важным божеством был Перун – бог грома и молнии. Кроме того он был покровителем дружинников и военного дела. Славяне считали, что Перун пускает свои стрелы – молнии из огненного лука – радуги. Иногда его молнии изображали в виде железных мечей. Считалось также, что Перун вооружен огромной палицей. Все эти орудия служили ему для борьбы со злыми демонами – великанами, повелителями туч и туманов. Перун, в конце концов захватывает власть над остальными языческими богами. Праздник Перуна отмечался ежегодно – 20 июля, и в этот день ему приносили в жертву быка или петуха.

Также славяне поклонялись Сварогу – богу неба и покровителю ремесленников, Стрибогу – богу ветров, Мокоши – богине земли и плодородия, покровительнице женского рукоделия. Сварог – бог неба и огня небесного, по поверьям древних славян разбивал лучами – стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо.

Изначально первое место в пантеоне восточных славян занимал Даждьбог, затем его постепенно оттеснил Перун, которому поклонялись княжеские дружинники.

Внешний культ божеств у славян был не развит. Храмы не строились, на открытых местах ставили идолов, которым приносили жертвы, иногда человеческие. Такие места назывались капищами. Славянские волхвы не превратились ни в жреческое сословие, как в Древней Греции, ни в жреческую касту, как жрецы на Востоке.

Гораздо большее развитие получил культ предков. Давно умерший основатель рода обожествлялся, его так и называли Родом. Соответственно, почитаемые прародительницы назывались рожаницами. После распада родовой общины место Рода занял домовой, покровитель дома, в котором он живет. Культом предков отчасти объясняется и долго существовавший у славян обычай кровной мести.

Славяне верили в то, что души мертвых могут бродить по миру живых (русалки). Русалками считали умерших еще до замужества девушек, как правило утопившихся от несчастной любви или из-за козней злой мачехи. В воображении наших предков леса и озера населяли лешие и водяные. Леший – это дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов.

Водяной же – это дух рек и озер. Славяне считали, что для запугивания людей он громко хохотал, хлопал в ладоши, мог подражать речи человека или животных. Считалось, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, то коровой, то собакой.

Кикиморами считали злых духов человеческого жилища, либо леса (кикиморы болотные). Они представлялись восточным славянам, как женщины – невидимки, сгорбленные, безобразные. Считалось, что они могут выжить хозяев из дома, вредят животным, особенно курам. Они враждебны по отношению к мужчинам, рвут у хозяина волосы, бьют посуду, беспокоят ночью. Но, в то же время. Если хозяйка им понравится, они могут помочь печь хлеб, мыть, убирать.

Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза славяне придумали различные оберги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека постоянно при себе был амулет в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. В домах же на видном месте ставилась вырезанная из дерева фигурка домового, который как бы оберегал покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей женщин была Мокошь, поэтому многие славянки носили на шее и груди изображение этого божества.

Оберегами могли быть всякие знаки и узоры на предметах повседневного быта и обихода: на ложке, на гребне, на ручке ножа или на кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах и платках тоже были обереги: особая цветная вышивка ил красивый рисунок на ткани.

Большую надежду славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, а иногда прибегая к грубым ругательствам, древние славяне стремились прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху и т.д.

Чтобы избавить умерших от бесприютного хождения по свету, существовали традиционные обряды захоронения. Мертвых сжигали, собирали пепел в сосуд, который или закапывали, насыпая сверху курган, или ставили на столбе, где сходились несколько дорог. При погребении князя вместе с ним сжигали коня, одну из жен или рабыню, утварь, вооружение, чтобы умерший ни в чем не имел недостатка в загробной жизни.

Основные славянские праздники и обряды также были неразрывно связаны с культом природы и предков. Например, в конце декабря отмечался праздник Коляды, позднее совпавший с Рождеством. Он был приурочен к началу прибавления дня, «поворотом солнца на лето». За Колядами шли другие праздники в честь солнца: проводы зимы, встреча весны («Красная горка»). 24 июня отмечался праздник Ивана Купалы, божества изобилия и земных даров. Существовала легенда, что в ночь на Купалу цветет папоротник, сулящий тому, кто сумеет его найти, несметные богатства.

Помимо праздников, связанных со сменой года, существовали и обряды, являвшиеся данью умершим, тризны. К их числу относятся весенняя радуница и летние русалии.

Позднее многие языческие праздники были приурочены к христианским: проводы зимы – к Масленице, Коляды – к Рождеству и Святкам, Купала и русалии – к Иванову дню.

Заключение

Существовал и существует ряд теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины».

Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определённой обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путём последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племён к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс – процесс дифференциации уже сложившихся ранее крупных этнических общностей.

Основной хозяйственной деятельностью восточных славян были: земледелие. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводства. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лён, конопля).

Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Так зарождалось право частного владения, частной собственности.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах Среднего Поднепровья, имущественное неравенство.

Во многом этим процессам помогало развитие не только земледелия и скотоводства, но и ремёсла, рост городов, торговых связей, потому что здесь также создавались условия для дополнительного накопления общественного богатства, которое чаще попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными.

Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством.

Список используемой литературы

1. История России (учебное пособие) под редакцией Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. Москва: «Проспект», 2009г

2. История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник для вузов / под ред. Н.И. Павленко. – М.: «Высшая школа», 1996

3. Петрухин В.Я. Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1998

4. Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. – М.: Изд-во «Наука», 1982

Загрузка...
Top